КПП ZF 16S 2220 Ecosplit коробка переключения передач. Коробка зф 16 на маз схема переключения передач


КПП ZF 16S 2220 «Zahnradfabrik» Коробка Передач Ecosplit Servoshift

 

Коробка переключения передач МАН MAN 16 ступеней сервопривод

Коробка переключения передач МАН MAN 16 ступеней сервопривод

16 ступенчатая коробка передач МАЗ МАН. Система сервопривода Servoshift для комфортного переключения передач.

Коробка передач серии «ECOSPLIT» для автомобилей большой грузоподъемности

С полной загрузкой быстро, надежно и экономично достичь конечного пункта назначения, с гарантией выполнить необходимую работу в сложных топографических условиях: для этого достаточно иметь к мощному двигателю коробку передач серии «ECOSPLIT», позволяющую обеспечить точное регулирование передаваемой на колеса мощности двигателя. Легкая по весу конструкция 16- ступенчатой коробки с алюминиевым исполнением картера постоянно предоставляет водителю возможность использования оптимальной мощности при всех моделях используемых двигателей как  в начальный момент трогания с места, так и при ускорениях и в процессе движения. Благодаря рационально построенному  диапазону передач, такая коробка демонстрирует свои преимущества и на автомобилях для строительных работ и полноприводных автомобилях.

Характерными особенностями применяемой на автомобилях МАЗ-МАН с двигателями серии D2066  коробки передач производства фирмы «Zahnradfabrik» ZF 16S 2220 TO является:

  • полная синхронизация всех передач (за исключением заднего хода)
  • интегрированные делитель, демультипликатор и картер сцепления
  • компактная конструкция, высокие весовые удельные показатели: ~7,9 Нм/кг
  • тихое и быстрое включение без значительных усилий благодаря применению пневмоусилителя переключения передач «Servoshift»
  • пониженная шумность работы, благодаря косозубому зацеплению
  • возможность применения встроенного ретардера и различных вариантов коробок отбора мощности
  • конструкция рассчитана для  тяжелых условий эксплуатации
  • коробка заправляется маслом, специально разработанным фирмой ZF для всесезонного использования,  непосредственно на заводе изготовителе. Оптимально подобранный состав масла позволяет увеличить интервал замены масла до 300 000км при эксплуатации на дальних перевозках и до 100 000км в тяжелых дорожных и климатических условиях. Применение такого масла позволяет дополнительно  экономить до 1% топлива.

Конструктивно коробка ZF- Ecosplit состоит из основной части с четырьмя передачами, демультипликатора и переднего делителя. Переключение в основной части осуществляется по 5 «дорожкам» (рядам). На «дорожках» 3↔4 и 5↔6 имеется подпружиненное нейтральное положение. Пневматическое переключение демультипликатора осуществляется автоматически при переходе из ряда 3↔4 на ряд 5↔6 и наоборот. Переключение переднего делителя производится с помощью переключателя, расположенного на рычаге переключения передач. С помощью этого переключателя водитель может выбирать медленную и быструю группу переднего делителя, которая предварительно выбирается водителем с помощью переключателя и которая активируется при нажатии на педаль сцепления.

Схема переключения двойное Н

Схема переключения коробки передач ZF 16 MAN

Переключение передач по схеме "двойное Н"

 

Коробки передач ZF Ecomid  и ZF Ecosplit имеют возможность присоединения различных коробок отбора мощности, как с непосредственной установкой гидронасоса, так и под последующее фланцевое присоединение промежуточного вала.

При этом отбор реализуется следующим образом:

  1. зависимый от сцепления отбор мощности. Коробка отбора монтируется со стороны выходного вала коробки передач. Работает тогда, когда работает двигатель и сцепление включено;
  2. отбор, зависимый от двигателя (только для «ECOSPLIT»). Устанавливается между коробкой передач и двигателем. Приводится постоянно от двигателя через специальное сцепление;
  3. отбор, зависимый от движения автомобиля. Приводится от выходного вала коробки передач.
 
Отбор под фланцевое соединение  Отбор с гидронасосом
ZF c установленным ретардером. Ретардер - тормоз замедлитель (интардер)
Схема узлов и габаритов коробки передач ZF * Узлы и размеры ZF Ecosplit с установленным интардером *
1. передатчик сигнала "нейтраль" 2. передатчик сигнала "задняя передача" 3. соединение электронного спидометра 4. точка подключения муфты ZF-PTO 5. Вход 6. Сервопривод Servoshift 7. передатчик сигнала "смена диапазона" 8. слив масла 9. залив масла и проверка уровня 10. Передатчик сигнала "делитель" 1. Выход 2. трансмиссия ZF Ecosplit 3. Блок интардера 4. Масляно-жидкостный теплообменник 5. Подключение устройства отбора мощности
* производитель может изменять конструкцию и размеры

Отбор мощности двигателя под фланцевое соединение

Гиброотбор. Отбор мощности двигателя с гидронасосом

Ретардер тормоз-замедлитель

ZF c установленным ретардером. Ретардер - тормоз замедлитель (интардер)

КПП ZF Ecosplit 16 с ретардером (интардером)

Ретардер (retarder, intarder) - тормоз замедлитель. Устанавливается на выходе двигателя, на выходе коробки передач (интардер).

Коробка Ecosplit 16 без ретардера (интардера)

 

www.maz-man.ru

Разборка демультипликатора ZF

1.7.        Планетарный  механизм c механизмом синхронизатором

УКАЗАНИЕ:  Перед снятием зафиксируйте  планетарный  механизм  от возможного падения.

1. Полностью снимите планетарный механизм вместе с синхронизатором со вторичного вала.

Фиксаторы прижаты пружинами. Зафиксируйте их от возможного падения.

 1.   Насадите упор на водило планетарной передачи.  Захватите снизу двух- или трехзахватным съемником скользящую муфту (1) и снимите ее вместе с корпусом зубчатой муфты (2), Фиксаторы (4) и пружины (5), удерживаемые муфтой, можно при их выпадении из муфты поймать куском материи.

УКАЗАНИЕ:    У прямозубых конструкций червяк спидометра или диск механизма привода спидометра (3) со встроенной втулкой снимается вместе с корпусом зубчатой

муфты (2).

 

УКАЗАНИЕ: Детали, обозначенные значком *, см. в спецификации.

 

2.            Снимите блокирующее кольцо (6) синхронизатора.

3.     Выньте подпружиненное упорное кольцо (7).

4.            Насадите   упор   на   водило   планетарной   передачи.   Захватите   снизу   двух-   или трехзахватным съемником ступицу (8) синхронизатора и снимите его.

5.  Снимите блокирующее кольцо (9) и корпус (10) зубчатой муфты с водила планетарной передачи.

 

Разборка водила планетарной передачи

 

1.7.2 Коронная шестерня

1.    Вставьте, подпружиня, упорное кольцо (7), упоминаемое в разделе 1.7.1, на держатель коронной шестерни. Насадите на водило планетарной передачи упор и захватитеснизу двух- или трехзахватным съемником упорное кольцо.

 

Для прямозубых шестерен:

2.  Коронная шестерня (1), держатель (2) коронной шестерни и шарикоподшипник (5) снимаются вместе.

3.  Выньте шплинт-пружину (4) из кольцевого паза на коронной шестерне.

4.  Пластмассовым молоточком выбейте из коронной шестерни держатель (2).

5.  Вьшьте из держателя коронной шестерни подпружиненное стопорное кольцо (3). Затем выньте шарикоподшипник (5).

6.            Снимите с водила планетарной передачи прокладочное кольцо (6).

 

Для косозубмх шестерен:

2.    Коронная шестерня (1), держатель (2) коронной шестерни, прокладочное кольцо (3) и

упорный игольчатый подшипник (5) снимаются вместе.

2.   Выньте шплинт-пружину (4) из кольцевого паза на коронной шестерне.

 

1.7.3. Водило планетарной передачи

1. Распорные штифты (1) протолкните по всей их длине в ось (2) планетарной передачи.

2.  С помощью пластмассовой оправки выбейте ось из водила (3) планетарной передачи по направлению к вторичному валу.

3.  Выньте сателлит (4) вместе с регулировочными шайбами (5) из водила.

 

УКАЗАНИЕ:     Регулировочные  шайбы  (5) имеются только у прямозубых шестерен.

4.            Выньте из сателлита прокладочные кольца (6) и цилиндрические ролики (7).

5.     Выньте   из    оси   сателлита   распорные штифты (1). Для всех остальных планетарных шестерен повторите пункты 1-5.

Сборка водила планетарной передачи

1.8.Сборка механизма планетарной передачи вместе с механизмом синхронизации

1.8.1.    Водило планетарной передачи

.УКАЗАНИЕ:         Сателлиты всегда заменяйте покомплектно.

1.   Смажьте рабочим маслом комплект сателлитов на торцовой поверхности и на направляющих поверхностях цилиндрических роликов.

2.  Ось (1) сателлита установите так, чтобы буртик был направлен вниз.

3.  Наденьте регулировочную шайбу  (2) на ось. При этом сторона, имеющая покрытие (светлая сторона), должна быть направлена в сторону сателлита.

 

УКАЗАНИЕ: Регулировочные шайбы (2) имеются только у прямозубых шестерен.

 

4.           Установите в любом положении прокладочное кольцо (3) на ось.

5.  Насадите сателлит (4) на палец (1) и отцентрируйте.

6.  Вставьте в сателлит 14 штук цилиндрических роликов и установите в нужное положение прокладочное кольцо (3).

7.  Смажьте  рабочим   маслом   внутреннюю   часть   сателлита и  вставьте  остальные   14 цилиндрических роликов.

8.Смажьте    поверхность    цилиндрических    роликов    рабочим    маслом    и    наденьте прокладочную шайбу.

9. Установите регулировочную шайбу. Сторона шайбы, имеющая покрытие, должна быть направлена в сторону сателлита.

10.  Установите водило (7) планетарной передачи на вал.

11.  Осторожно снимите с оси сателлит вместе с регулировочными шайбами и вставьте его в водило.

12.  Выровняйте сателлит по отверстию (8) подшипника.

УКАЗАНИЕ: Обозначение «0», расположенное на торцовой стороне оси сателлита, должно быть направлено в сторону внешнего радиуса водила (смазочное отверстие должно быть направлено в сторону внутреннего радиуса водила).

 

13.  Отцентрируйте радиально ось сателлита и вставьте его в отверстие подшипника.

14.   Введите    ось    в    отверстие    подшипника  полностью, постукивая по нему пластмассовым молоточком. Проверьте соосность отверстий распорных штифтов.

15.      Вбейте наполовину новый распорный штифт (9). Вбейте в первый распорный штифт второй (тоже новый) распорный штифт (10), сместив его приблизительно на 180 градусов (благодаря имеющимся пазам). Утопите в водило оба распорных штифта вместе приблизительно на 0,5 мм. (Соблюдайте монтажную инструкцию).

16.    Проверьте осевой зазор (от 0,4 до 1,3 мм) планетарных шестерен.

Для остальных планетарных шестерен повторите пункты 1- 6.

 

1.8.2.    Коронная шестерня

1.  Наденьте прокладочное кольцо (2) на водило (1) планетарной передачи. При этом смазочные канавки должны быть направлены в сторону выходного вала (только у прямозубых шестерен).

2.  Вбейте в коронную шестерню (4) держатель (3) (до упора).

3.  Введите в паз, подпружиня, шплинт-проволоку (5) и утопите по всей окружности (до полного контакта с поверхностью).

Для прямозубых шестерен:

4. Вставьте шарикоподшипник (6) в держатель коронной шестерни. Затем вставьте пружинное стопорное кольцо (7). Установите с помощью соответствующего стопорного кольца осевой зазор шарикоподшипника на величину 0,0 - 0,1 мм. Пружинные стопорные кольца предлагаются изготовителем в диапазоне толщин через каждые 0,1 мм.

4. Наденьте на водило планетарной передачи прокладочное кольцо (7) и упорный

игольчатый подшипник.

К нагретой коронной шестернеприкасайтесь только в защитныхперчатках.

5. Нагрейте собранную коронную шестерню до 60 градусов С и наденьте на водило планетарной передачи, поворачивая ее при этом до появления зацепления. Подшипник (6) должен прилегать по оси.

 

1.8.3. Механизм синхронизации

1.     Проверьте пределы износа деталей синхронизатора (см. главу 6).

2.            Наденьте корпус зубчатой муфты (1) и блокирующее кольцо (2) на водило планетарной передачи.

 

ОПАСНОСТЬ!

К      нагретой      ступице      синхронизатора

прикасаться только в защитных перчатках.

3.    Нагрейте ступицу синхронизатора (3) до температуры около 120 градусов С и наденьте его (надевайте до упора). Длинная сторона ступицы должна быть направлена в сторону водила планетарной передачи. Выступы на блокирующем кольце должны попасть в выемки на ступицесинхронизатора.

4.             Вставьте, подпружиня , упорное кольцо (4) с осевым зазором 0,0 - 0,1 мм в паз. Изготовитель предоставляет упорные кольца с зазорами через каждые 0.1 мм.

5.             Наденьте скользящую муфту (5) на ступицу синхронизатора (3). При этом буртик должен быть направлен в сторону выходного вала.

 

УКАЗАНИЕ:   Выемки  скользящей   муфты  должны  совпадать   по  длине  крышки  с выемками ступицы синхронизатора.

6.   Вставьте в ступицу синхронизатора (3) новые пружины сжатия (6) с фиксаторами (7)и с помощью соответствующего инструмента заведите их в скользящую муфту (5).

7.   Наденьте блокирующее кольцо (8) на ступицу синхронизатора (3).

УКАЗАНИЕ: Выступы на блокирующем кольце (8) должны входить в выемки на ступице синхронизатора (3).

 

8.   Прижмите блокирующее кольцо (8) к корпусу зубчатой муфты (9) и установитескользящую муфту (5) в среднее положение. При этом будет слышен характерныйщелчок зацепления упоров.

ОПАСНОСТЬ!

К нагретому корпусу сцепления и диску механизма привода спидометра прикасаться голько в защитных перчатках.

9.            Нагрейте корпус зубчатой муфты (9) до температуры около 120 градусов С и наденьте его на водило планетарной передачи (надевайте до упора).

10. Нагрейте червяк (или диск) механизма привода спидометра до температуры около 120 градусов С0 и наденьте его на водило планетарной передачи. Выступы датчика должны быть направлены в сторону водила.

 

УКАЗАНИЕ:    Червяк (или диск) механизма привода спидометра имеется только у прямозубых шестерен.

 

1.9. Сборка демультипликатора, корпуса, фланца выходного вала и поршня

 

Наденьте проставку (1) на водило планетарной передачи и корпус зубчатой муфты (2).

1.    Вставьте качающуюся вилку (3) вместе с сухарями (4) в скользящую муфту (5).

2.  Наденьте новую прокладку (6) на проставку (1) и зафиксируйте ее.

3.  С внутренней стороны корпуса введите шток вилки переключения передач (11) и грубо зафиксируйте его.

4.  Вставьте в корпус трубопровод (20).

5.  Наденьте корпус (7) на проставку (1) и прокладку. Зафиксируйте. Следите при этом, чтобы качающаяся вилка заняла радиальное положение и вошла в зацепление.

 

УКАЗАНИЕ: При использовании нового корпуса (7) вбейте в него шарик (8) в соответствии с выбранной схемой (схемой I или II).

6.  Нанесите на соединительные болты (10) материал Loktite N 241 и наденьте пружинные шайбы. Вверните болты. Зафиксируйте качающуюся вилку.

 

УКАЗАНИЕ: Соединительные болты затягивайте моментом 250 Nm. если задний делитель уже собран и поставлен.

7.  Обезжирьте новую колпачковую манжету (12), наденьте ее на шток (11) вилки переключения передач и вбейте с помощью мягкой оправки (вбивайте до упора).

8.  Наденьте на шток вилки переключения передач в правильном положении поршень (13) вместе с направляющим , кольцом (14) и П-образными манжетами (15).

УКАЗАНИЕ: У демультипликаторов новой конструкции наденьте на шток вилки переключения передач уплотнительное кольцо (23), поршень (13) вместе с направляющим кольцом (14) и уплотнитсльным кольцом (24).

9.  Затяните новую контргайку (16). если демультипликатор уже собран и поставлен. Момент затяжки: 150 Nm.

УКАЗАНИЕ:  Сборка цилиндра демультипликатора возможна лишь после установки демультипликатора на картере средней части коробки. Резьба должна быть обязательно обезжирена от следов

жидкой или густой смазки.

10.  Смажьте густой смазкой уплотнительные кольца круглого сечения (17) и (18) и вставьте их в соответствующие пазы ^на цилиндре и корпусе).

УКАЗАНИЕ: Установка переключателей (21) и (22) по выбору. См. страниц)' 2-59, пункт 16.

11.   Осторожно наденьте  цилиндр (19) на поршень с направляющим кольцом и уплотнением. Зафиксируйте цилиндр болтами с шестигранной головкой. УКАЗАНИЕ: Закройте каналы сжатого воздуха.

 

Измерение осевого зазора шарикоподшипника (номинальный размер: 0 - 0,1 мм)

12.    Наденьте на крышку (26) новую прокладку (25) и замерьте глубину выточки крышки вместе с прокладкой. Предположим,                                  глубина         выточки составляет 23,40 мм.

13.    Замерьте глубин}' выточки (или глубину посадки подшипника) корпуса (7) (без прокладки). Предположим, глубина составляет 7,00 мм.

Замерьте  ширину   шарикоподшипника  (28). Предположим, ширина составляет 30,00 мм.

Пример расчета:

23,40 мм (глубина выточки крышки)

+

7,00 мм (глубина выточки корпуса)_____

           30,40 мм

      -

30,00 мм (ширина шарикоподшипника)

      =

         0,40 мм (осевой зазор без компенсирующей шайбы).

Это означает следующее: Необходима компенсирующая шайба (27) размером 0,3 -0,4 мм, и в итоге получается осевой зазор 0 -0,1 мм.

ОПАСНОСТЬ!

К нагретой крышке прикасаться только в защитных перчатках.

 

14. Нагрейте  крышку   (26)  до  температуры около   60  градусов  С.   Вставьте  компенсирующую  шайбу   (27),   размер  которой рассчитывается по вышеприведенному примеру. Вставьте шарикоподшипник (28).

15. Специальным инструментом 1X56 137 124 вбейте манжету (29).

УКАЗАНИЕ: Специальный инструмент использовать только в сочетании с манжетой шириной 12,5. Монтажный размер =12,5 + 1,0 мм от кромки крышки до манжеты. Смажьте манжету снаружи тонким слоем герметика. Манжету с резиновым корпусом смажьте снаружи антифрикционным материалом (например, мыльным щелоком).

16.    Поставьте крышку (26) с новой прокладкой (25) и затяните болтами с шестигранной головкой вместе с подкладочными шайбами. Момент затяжки: 49 Nm.

17.    Закрепите болтами крышку (30) вместе с новой прокладкой. Момент затяжки: 79 Nm.

 

1.9.1. Фланец выходного вала

1.   Слегка смажьте маслом манжету в крышке.

ОПАСНОСТЬ!

К нагретому фланцу прикасайтесь только в защитных перчатках.

2.            Нагрейте фланец (1) выходного вала до температуры не более 70 град. С.

3.            Наденьте фланец на вал водила планетарной передачи (надевайте до упора).

4.            Затяните фланец с помощью шайбы (2) и двух обычных болтов Ml 2 х 75 с шестигранной головкой (затягивайте до упора).

5.            Слегка смажьте маслом новое уплотнительное кольцо (3) круглого сечения и вставьте его в выемку между флантдем и валом водила.

6.             Вставьте    во фланец шайбу (2)     вместе с фиксирующими болтами и привинтите к водилу планетарной передачи.

Момент затяжки для прямозубых шестерен: 60 Nm.

Момент затяжки для косозубых шестерен: 120 Nm.

При   необходимости   зафиксируйте   от   прокручивания   фланец   выходного   вала держателем. Устанавливайте фиксирующие болты, смазав их материалом Loctite 262.

7.   С помощью специального инструмента 1X56 137 246 (для прямозубых шестерен) и 1X56 137 651 (для косозубых шестерен) установите на головки болтов новую стопорную шайбу (4). Постукивайте по ней до упора.

 

www.remkam.ru

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ZF 16 S 181 — 16 S 221 Описание работы переключения передач - статьи по ремонту - автомануалы

1-УСТРОЙСТВО СЕРВОПРИВОДА МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ,

2-СХЕМА РАБОТЫ ПНЕВМОСИСТЕМЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ НИЗКОГО РЯДА,

3-СХЕМА РАБОТЫ ПНЕВМОСИСТЕМЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ ВЫСОКОГО РЯДА,

4-СХЕМА РАБОТЫ ПНЕВМОСИСТЕМЫ В РЕЖИМЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ПОНИЖЕННЫХ ПЕРЕДАЧ,

5-СХЕМА РАБОТЫ ПНЕВМОСИСТЕМЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ НОРМАЛЬНЫХ ПЕРЕДАЧ,

6-СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЛАНЕТАРНЫМ РЕДУКТОРОМ.

КП ZF 16 S 181 — 16 S 221 модификации D.D. (с прямой передачей) или O.D. (с повышающей передачей) состоит из следующих узлов:

- Средний картер, в котором расположены первичный вал, ведущий вал, вторичный вал и шестерни четырех передач переднего хода и одной заднего хода.

- Задний картер, в котором установлен планетарный редуктор («ERU») с косозубыми шестернями, служащий для удвоения количества передач переднего хода.Таким образом, количество передач увеличивается с четырех до восьми (4 нормальные и 4 пониженные).

- Передний картер, в котором установлен делитель, позволяющий дополнительно разделить на две каждую из восьми передач переднего и одну заднего хода.Делитель, таким образом создает еще одну передачу между двумя последовательно расположенными передаточными отношениями, получается, что каждая передача делится на низкую и высокую (L и S соответственно).

Таким образом, данные КП обладают 16 передачами переднего хода со сближенными передаточными числами, которые могут включаться последовательно, и двумя передачами заднего хода.

Синхронизаторы — одноконусного типа Смазка осуществляется с помощью шестеренчатого насоса.

Механизм переключения передач типа «двойного Н» снабжен пневматическим сервоприводом, облегчающим процесс выбора и включения передачи.

Сервопривод включает в себя пневмомеханический модуль и золотник двунаправленного действия.

Преимущества данного устройства заключаются в:- Снижении физического усилия и сокращении времени на переключение передачи.- Снижении вибрации рычажного механизма управления, уменьшении уровня шума.- Сокращении нагрузки на синхронизаторы.При отказе пневматической системы привод работает как механический.

рис 1

УСТРОЙСТВО СЕРВОПРИВОДА МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ1. Рычаг управляющего золотника — 2. Рычаг переключения передач — 3. Направляющий штифт —4. Отверстие для выпуска воздуха — 5. Поршень управляющего золотника — 7. Корпус золотника. —8. Возвратная пружина — 9. Рычаг, соединяющийся с продольной тягой.

рис 2

ПРИНЦИП РАБОТЫПередачи низкого ряда

СХЕМА РАБОТЫ ПНЕВМОСИСТЕМЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ НИЗКОГО РЯДАСжатый воздух Воздух из ресивера подается одновременно на замедляющий клапан (14) и на клапан избирателя (1) по воздушной магистрали (15).

При переключении клапана избирателя (1) в нижнее положение (положение L — передачи низкого ряда), воздух через клапан избирателя (1) поступает по воздушной магистрали (16) на двунаправленный управляющий золотник (8).

Воздух, подающийся под давлением в упомянутый выше золотник (8), перемещает поршни (4 и 9) влево.

В результате перемещения поршней (4 и 9) закрывается (садится на посадочное место) клапан (7) и выпускается воздух из левой камеры цилиндра привода делителя (2) в атмосферу через соответствующий канал (12).

Одновременно перемещается и открывается клапан (6).Воздух через впускной канал (11) и магистраль (3) подается в правую камеру цилиндра привода делителя (2).

При нажатии на педаль сцепления воздух из замедляющегоклапана (14) подается в двунаправленный управляющий золотник (8) по воздушной магистрали (13).

Воздух, поступающий в золотник (8), проходит через впускной канал (11) и беспрепятственно поступает в правую камеру цилиндра привода делителя (2) через соединительную магистраль (3).

Поршень цилиндра привода делителя, перемещаясь влево, сдвигает весь привод на нижний уровень, обеспечивая таким образом включение передач низкого ряда.

рис 3

Передачи высокого ряда

СХЕМА РАБОТЫ ПНЕВМОСИСТЕМЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ ВЫСОКОГО РЯДА

Воздух из ресивера подается одновременно на замедляющий клапан (14) и на клапан избирателя  (1) по воздушной магистрали (15).

При переключении клапана избирателя (1) в верхнее положение (положение S 5 передачи высокого ряда), поступление воздуха через воздушную магистраль (15) в двунаправленный управляющий золотник прекращается, а магистраль (16) соединяется с выпускным патрубком (17).

В результате воздух выходит из двунаправленного управляющего золотника (8), и под действием пружины (10) и пружин (15) поршни (4 и 9) перемещаются вправо.

В результате перемещения поршней (4 и 9) закрывается (садится на посадочное место) клапан (6) и выпускается воздух из правой камеры цилиндра привода делителя (2) в атмосферу через магистраль (3).

Одновременно перемещается и открывается клапан (7).В результате воздух через впускной канал (11) и магистраль (3) подается в правую камеру цилиндра привода делителя (2).

При нажатии на педаль сцепления воздух из замедляющего клапана (14) подается в двунаправленный управляющий золотник (8) по воздушной магистрали (13).

Воздух, поступающий в золотник (8), проходит через впускной канал (11) и беспрепятственно поступает в правую камеру цилиндра привода делителя (2) через соединительную магистраль (12).

Поршень цилиндра привода делителя, перемещаясь вправо, сдвигает весь привод на верхний уровень, обеспечивая таким образом включение передач высокого ряда.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЛАНЕТАРНЫМ РЕДУКТОРОМПониженные передачирисунок 4

СХЕМА РАБОТЫ ПНЕВМОСИСТЕМЫ В РЕЖИМЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ПОНИЖЕННЫХ ПЕРЕДАЧ

Давление воздуха, поступающего из пневмосистемы, понижается редуктором давления (1) до 9,5 бар. Затем воздух подается в замедляющий клапан D.

Теперь, при включении рычага переключения передач в положение пониженных передач (первое Н), деталь А, являющаяся составной частью тяги переключения передач, открывает клапан Е, который через магистраль F подает воздух в цилиндр G.

Поршень цилиндра G, перемещаясь вправо, активирует планетарный редуктор «ERU»

В это же время закрывается клапан В и воздух из магистрали С выпускается в атмосферу.

В результате движения поршня замыкаются контакты электрического выключателя, в кабине водителя включается индикатор с изображением черепахи.

Нормальные передачирисунок 5

СХЕМА РАБОТЫ ПНЕВМОСИСТЕМЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ НОРМАЛЬНЫХ ПЕРЕДАЧ

Давление воздуха, поступающего из пневмосистемы, понижается редуктором давления (1) до 9,5 бар. Затем воздух подается в замедляющий клапан D.

Теперь, при включении рычага переключения передач в положение нормальных передач (второе Н), деталь А, являющаяся составной частью тяги переключения передач, открывает клапан В, который через магистраль С подает воздух в цилиндр G.

Поршень цилиндра G, перемещаясь вправо, выключает планетарный редуктор «ERU».

В это же время закрывается клапан Е и воздух из магистрали F выпускается в атмосферу.

В результате движения поршня размыкаются контакты электрического выключателя, в кабине водителя выключается индикатор.

mangruzovik.ru

КПП ZF 9S 1310 «Zahnradfabrik» Коробка Передач Ecomid Servoshift

Коробка передач серии «ECOMID» для автомобилей большой грузоподъемности

Для автомобилей МАЗ-МАН с двигателями серии D0836 LFL меньшей размерности и мощности  применяется девятиступенчатая механическая коробка 9S1310 серии ZF-Ecomid производства фирмы «ZF», которая оптимально приспособлена для эксплуатации в составе автомобилей средней серии.

Внешний вид коробки 9S1310 со смонтированной коробкой отбора мощности

Коробка 9S1310 обеспечивает хорошую плавность хода при движении по пересеченной местности и маневренность в городских условиях. Отлично справляется с работой по вывозу мусора либо очистке дорог от снега, демонстрируя вне зависимости от условий применения высокую экономичность.

Конструктивно коробка состоит из четырехступенчатой основной части c промежуточными шестернями «ползучей» (С) передачи и заднего хода, обеспечивающей включение четырех передач, и планетарного демультипликатора, позволяющего удвоить количество основных передач. Таким образом, получается 9 передач для движения передним ходом. Передачи 1 – 4 относятся к нижнему диапазону, а передачи с 5 – 8 к высшему диапазону демультипликатора.

Основная часть коробки и делитель полностью синхронизированы. Включение «ползучей» передачи и передачи заднего хода осуществляется посредством кулачковых муфт. При применении схемы переключения  двойное Н переключение демультипликатора происходит автоматически с помощью пневмоцилиндра двойного действия при переходе из ряда 3↔4 в ряд 5↔6 и наоборот.

Схема переключения двойное Н

Коробки передач ZF Ecomid  и ZF Ecosplit имеют возможность присоединения различных коробок отбора мощности, как с непосредственной установкой гидронасоса, так и под последующее фланцевое присоединение промежуточного вала.

При этом отбор реализуется следующим образом:

  1. зависимый от сцепления отбор мощности. Коробка отбора монтируется со стороны выходного вала коробки передач. Работает тогда, когда работает двигатель и сцепление включено;
  2. отбор, зависимый от двигателя (только для «ECOSPLIT»). Устанавливается между коробкой передач и двигателем. Приводится постоянно от двигателя через специальное сцепление;
  3. отбор, зависимый от движения автомобиля. Приводится от выходного вала коробки передач.
 
Отбор под фланцевое соединение  Отбор с гидронасосом

Отбор мощности двигателя под фланцевое соединение

 

Гиброотбор. Отбор мощности двигателя с гидронасосом

Ретардер тормоз замедлитель

Коробка ZF c установленным ретардером. Ретардер - тормоз замедлитель (интардер)

Коробка переключения передач ZF Ecosplit 16 с ретардером (интардером)

Ретардер (retarder, intarder) - тормоз замедлитель. Утсанавливается на выходе двигателя, на выходе коробки передач (интардер).

Коробка Ecosplit 16 без ретардера (интардера)

Коробка переключения передач ZF Ecomid

9-ступенчатая

Коробка переключения передач ZF Ecomid с отбором мощности

Внешний вид 9-ти ступенчатой коробки передач ZF с установленным отбором мощности

Переключение передач для коробки ZF Ecomid 9S

Схема переключения передач коробки ZF 9S Ecomid

xn----7sbb0axdi.xn--p1ai

Коробка передач модели ZF-16S151

Коробка передач модели ZF-16S151 - механическая, шестнадцатиступенчатая, состоящей из основной четырехступенчатой коробки с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки, и двухступенчатого планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.

Рис. 3-66. Схема присоединения пневматического управления для делителя и демультипликатора: 1 - бачок сцепления; 2 - педаль сцепления; 3 - рычаг переключения передач; 4 - датчик заднего хода; 5 - клапан включения демультипликатора; 6 - датчик нейтрали; 7 - датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 - цилиндр переключения демультипликатора; 9 - датчик первой передачи; 10 - воздухораспределитель делителя; 11 - датчик включения низшего диапазона делителя; 12 - датчик включения высшей передачи; 13 - к рабочему цилиндру сцепления; 14 - клапан включения делителя; 15 - главный цилиндр сцепления.

Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача - зубчатой муфтой. Демультипликатор - планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага.

Тип коробки передач

Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора

Макс. входной крутящий момент, Н.м

1600/1850

Передаточные числа

R

L

13,80

9,49

6,53

4,57

3,02

2,08

1,43

1,0

12,92

S

11,54

7,93

5,46

3,82

2,53

1,74

1,20

0,84

10,80

L - низшая передача в делителе; S - высшая передача в делителе; R - задний ход

Подшипники валов:

Роликовые конические

Подшипники шестерен

Роликовые игольчатые с сепараторами без колец

Синхронизаторы

Инерционного типа, муфтовые со стальными фрикционными кольцами, покрытыми молибденом

Шестерни

С косыми зубьями, постоянного зацепления

Привод тахографа

Бесконтактный, индуктор 6 выступов

Система смазывания

Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач, делителя и демультипликатора имеют, кроме того, дополнительную подпитку от масляного насоса

Отбор мощности

Сзади от торца промежуточного вала основного редуктора

Управление коробкой передач

Механическое, с дистанционным приводом для основного редуктора (возможен вариант с сервоусилителем), пневматическое преселекторное для делителя, пневматическое для демультипликатора

Усилие на рычаге переключения передач, Н (кгс), не более

150(15)

Управление коробкой передач

Передачи переключаются рычагом, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение рычага из одного положения в другое выполняется при выключенном сцеплении (при нажатой педали сцепления). Педаль сцепления нажимать резко и до конца. Переключение передач производится при минимальных оборотах холостого хода (по тахометру или на слух) согласно схеме переключения передач.

При замедлении переключать передачи следует только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2-1.

Начинать движение следует только с первой передачи во избежание преждевременного выхода сцепления из строя.

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи - при переходе рычага управления из положения четвертой в положение пятой, низшей - при переключении с пятой на четвертую.

При включении низшего диапазона в демультипликаторе на щитке приборов загорается контрольная лампочка (цвет - оранжевый).

При переводе рычага через положение «О» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 с для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Для перехода с ускоряющей «S» передачи в делителе на замедляющую «L» и наоборот (без переключений рычага) опустить или поднять переключатель управления делителем передач, размещённый под головкой рычага переключения передач, а затем нажать и после небольшой (1с) выдержки отпустить педаль сцепления - передача включится автоматически.

Регулировку механического дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач модели ZF-16S151 (рис.3-67) производить при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

- ослабить гайку 15;

- отвернуть полностью гайку 10;

- вынуть хвостовик 9 из конического отверстия рычага 5, освободив тягу 3;

- зафиксировать тягу 3 технологическим стержнем 4 (d = 4 мм, 1 = 100мм) в опоре 2;

- установить рычаг 5 под углом 12°±3° к вертикали;

- вращая хвостовик 9, совместить ось конического пальца с отверстием рычага 5, затянуть гайку 10 моментом 40...50 Н.м;

- удерживая ключом хвостовик 9 от разворота, затянуть гайку 15 моментом 98... 147 Н.м;

- удалить технологический стержень;

- ослабить гайки 14;

- изменением длины тяги 7 обеспечить положение рычага 1 и тяги 3 в вертикальной плоскости. Отклонение рычага 1 и тяги 3 от вертикали не более 2 мм ;

- затянуть гайки 14 моментом 40...50 Нм.

Регулировку положения болта 12 на педали сцепления производить при необходимости :

- ввернуть болт 12, отвернув предварительно его контргайку;

- нажать до упора в ограничитель педаль сцепления;

- вывернуть болт 12 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока клапана включения делителя 11;

- дополнительно вывернуть болт 12 ориентировочно на 4 - 4,5 оборота, обеспечив утапливание головки на 5-6 мм при нажатой до упора педали сцепления;

- завернуть контргайку болта 12.

Рис. 3-67. Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-16S151: 1 - рычаг переключения передач; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - тяга; 4 - стержень; 5 - рычаг; 6 - кронштейн реактивной тяги; 7 - тяга реактивная; 8 - панель передка; 9 - хвостовик; 10 - гайка; 11 - клапан включения делителя; 12 - болт регулировочный; 13 - педаль сцепления; 14, 15 - гайка, I - к крану блокировки межосевого дифференциала.

Проверка уровня масла

Рис. 3-68. Пробки для масла

Для коробок передач модели ZF-16S151 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3 и 4 соответственно, расположенных симметрично по обе стороны коробки (рис. 3-68).

Замена масла

Сливать масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе, вывернув пробки одного из заливных отверстий 4 и пробки 1, 2 и 3 сливных отверстий. Очистить магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установить их на место.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Неисправность

Возможная причина

Способ устранения

Затруднено включение передач в коробке

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Отрегулировать привод сцепления

Самовыключение передач в делителе

Нарушена регулировка хода рычага делителя

Отрегулировать ход рычага

Не включаются передачи коробки передач или происходит самовыключение передач при движении автомобиля

Нарушена регулировка дистанционного привода или ослабло крепление рычагов тяг привода

Отрегулировать привод или подтяните крепления рычагов

Не включаются передачи в делителе

Нарушено положение регулировочного болта на педали сцепления

Отрегулировать положение регулировочного болта

Ремонт

Ремонт коробок передач ZF 16S151 производится в специализированных мастерских и осуществляется специально обученным персоналом.

www.remkam.ru


Смотрите также