МАЗ 104. Маз 104


МАЗ-104 — автобусы города Барановичи

Предыстория создания на МАЗе автобусного производства берет свое начало в конце 80-х гг., когда поток новых венгерских автобусов в Беларусь стал иссякать. Если в начале 80-х годов автохозяйства БССР получали около 200-300 новых автобусов ежегодно, то уже за несколько лет до развала СССР новых автобусов становилось все меньше и меньше. К 1992 г. износ имеющихся в стране автобусов был довольно большим. В то же время, ни одно предприятие в стране не выпускало автобусы, соответственно не было и опыта производства. Министерству промышленности и МАЗу не оставалось иного выхода, как перенимать западный опыт. 15 июня 1992 г. был подписан договор между Минским Автомобильным Заводом и немецкой автобусной фирмой Неоплан (Neoplan), на основании которого МАЗу была передана лицензия на производство городского автобуса Neoplan 4014 и туристического лайнера Neoplan 316SHD. Этот год и считается началом организации автобусного производства на Минском автозаводе. Минчане, построив в 1993 г. шесть городских автобусов, как две капли воды похожих на прародителя, пришли к неутешительным выводам. Во-первых, автобус ценой в 200 000 $ в середине 90-х гг. никто бы попросту не купил; за эти деньги можно было приобрести пару подержанных сочлененных Икарусов из Германии в хорошем состоянии. Во-вторых, низкопольный автобус с постоянно ломавшимися хрупкими и дорогими элементами подвески на белорусских дорогах того времени долго бы не проездил. Проблемы то и дело возникали с ходовой частью и рулевым управлением. Узкие проходы и большое количество сидячих мест может быть где-то и является преимуществом, но пока что не в Беларуси.

В результате было принято простое и верное решение — приспособить автобус к нашим условиям эксплуатации путем максимального замещения импортных деталей отечественными и доработки конструкции автобуса. Работа над этим началась сразу же, изменения в конструкцию уже белорусских автобусов, получивших индекс МАЗ-101, вносились по ходу производства. Ввиду невозможности производства заднего моста портального типа в чистом виде, был разработан более простой узел. Это привело к повышению уровня пола (с 360 мм до 580 мм) в хвостовой части салона, притом, что бесступенчатый вход в салон был сохранен в районе передних и средних дверей. Так появлялся белорусский автобус для внутригородских перевозок МАЗ-103, который стоит примерно в 2,5 раза меньше первых МАЗовских автобусов. Доля импортных частей, если не считать силовой агрегат, сегодня составляет не более 15 % в любом исполнении, а в стандартном варианте их и того меньше — 8 %.

МАЗ-104 появился в 1997 г. и стал самым дешевым автобусом минского автозавода. Низкий пол был принесен в жертву простоте конструкции и еще большему удешевлению автобуса (на 8—10 тыс. $ по сравнению с МАЗ-103), что было достигнуто за счет использования мостов серийных грузовиков МАЗ, а также двигателей и коробок передач ЯМЗ. Автобус получился не только самым дешевым в гамме минских городских автобусов, но и самым неудобным и шумным. Уровень пола на площадке средней двери — 600 мм, а высота ступеньки составляет 360 мм.

Полная масса автобуса МАЗ-104 составляет 18 000 кг, нагрузка на переднюю ось — 6 500 кг, на заднюю — 11 500 кг.

Кузов автобуса МАЗ-104 — несущий, цельнометаллический, вагонного типа. Кузов изготавливается по отлаженной немецкой технологии. Определенным образом подготовленные стальные оцинкованные трубы прямоугольного сечения укладывают в специальные кондукторы на большом металлическом листе и варят. Так готовят боковины, пол и потолок. Позднее, уже на стапеле, их соединяют в единое целое. Колесные арки и часть пола обшивают листами нержавеющей стали. Каркас рихтуют, готовя к установке наружных облицовочных панелей, и обрабатывают антикоррозионной смазкой до нижней линии окон, обрабатываются также скрытые полости. Подготовленный каркас облицовывают предварительно нагретыми стальными листами с двухсторонней оцинковкой. Остывая, приваренный лист натягивается и образует гладкую поверхность. Затем следует грунтовка и покраска. Краска, к слову, полиуретановая многокомпонентная, смешивается в собственной лаборатории.

Стекла — вклеенные, и, как правило, тонированные. Автобус оснащен тремя сдвижными дверями, передняя в стандартном исполнении с раздельным входом для водителя и пассажиров. Проемы дверей — 1250 мм. Кроме того, предусмотрена блокировка движения при открытых дверях. По заказу машины комплектуются электронными маршрутоуказателями и автоматическими речевыми информаторами.

Мест для сидения — от 21 до 28 в зависимости от комплектации, общая же (номинальная) пассажировместимость — 100 человек, максимальная — 123 пассажира. Сами кресла — раздельные, расположены в четыре ряда: двойные по левому борту и одиночные (плюс пара сдвоенных) по правому. Минимальная ширина прохода между сидениями — 790 мм. В салоне имеется накопительная площадка напротив задней двери.

Рабочее место водителя вполне удобно — хорошая обзорность, информативные приборы, а наличие дополнительной печки и автоматической коробки еще больше улучшает условия работы водителя. Панель приборов немного угловата и архаична на фоне западных аналогов, но в целом неплохо читаема. На ней, как водится, спидометр, указатель напряжения, манометры, тахометры, указатели температуры охлаждающей жидкости и давления масла. Справа — кнопки управления освещением салона, дверьми, объявления остановок, блокировки дифференциала, управления остановочным тормозом, кнопка аварийной сигнализации. Слева расположены кнопки управления светом, вентиляцией и другими системами автобуса.

Двигатель расположен в заднем свесе вдоль продольной оси автобуса. Силовой агрегат крепится к каркасу автобуса в трех точках.

На автобус МАЗ-104 была возможна установка двух двигателей: шестицилиндрового 11-литрового V-образного ЯМЗ-236 М2 (180 л.с.) или шестицилиндрового 11-литрового V-образного ЯМЗ-236 НЕ (230 л.с.) с турбонаддувом, а также трех коробок передач: двух механических пятиступенчатых ЯМЗ 236 Л и ЯМЗ 236 П, или механической восьмиступенчатой ЯМЗ 238 М. Привод управления коробкой передач — дистанционный механический. В начале производства на автобусы МАЗ-104 кроме ярославских двигателей устанавливались также минские дизели ММЗ, но из-за малой мощности от их использования отказались. Внешнее отличие автобусов с двигателями ММЗ — большое количество прорезей на кузове для охлаждения двигателя. К тому же ярославские дизели хорошо агрегатировались с ярославскими коробками передач. С моторами ЯМЗ автобусы МАЗ-104 развивали скорость в 85 км/ч, а автобусы МАЗ-104С — 95 км/ч.

Система охлаждения силового агрегата — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя. На автобусах, комплектуемых двигателями ЯМЗ 236 М2 с шестеренным неотключаемым приводом вентилятора, для регулировки теплового режима двигателя установлена шторка радиатора, которая может фиксироваться в любом положении, а также масляный радиатор, который служит для охлаждения масла в системе смазки двигателя. Масляный радиатор трубчато-пластинчатый, воздушного охлаждения, расположен перед водяным радиатором.

На автобусах по желанию заказчика могут быть установлены жидкостные предпусковые подогреватели, предназначенные для разогрева двигателя, облегчающего его холодный пуск, а также для длительного поддержания теплового состояния неработающего двигателя, салона автобуса и водительского места. Допускается также работа подогревателя одновременно с двигателем во время движения автобуса. Кроме этого, возможен монтаж установки электроподогрева двигателя, представляющей собой электрический котел с естественной циркуляцией охлаждающей жидкости.

220-литровый топливный бак установлен с правой стороны по ходу автобуса в нише и крепится к каркасу хомутами.

Автобус комплектуется двухдисковым сухим сцеплением фрикционного типа ЯМЗ 238 с периферийным расположением цилиндрических пружин. На автобусах МАЗ применяются гидравлические и механические приводы сцепления с пневматическим усилением.

Передняя ось автобуса МАЗ-104 состоит из двух рычагов подвески и закрепленных на них через шкворень колесно-ступичных узлов. Вторые концы рычагов подвески крепятся через палец и резиновые втулки к каркасу автобуса. Поворотный кулак установлен на шкворне на бронзовых втулках, закрытых со стороны рычагов подвески уплотнительными кольцами.

Передняя подвеска — зависимая, пневматическая на 2-х пневмобаллонах с двумя амортизаторами и одним регулятором положения кузова. Установка передней оси перпендикулярно продольной оси автобуса и регулировка продольного угла наклона шкворня происходит за счет изменения длин реактивных штанг. Передняя ось автобуса шарнирно связана с кузовом системой реактивных штанг, состоящей из двух верхних и двух нижних реактивных штанг, а также поперечной реактивной штанги. Верхние и нижние реактивные штанги воспринимают усилия от реактивного и тормозного моментов. Поперечная реактивная штанга воспринимает боковые нагрузки и обеспечивает устойчивость автобуса при движении по дорогам с боковым уклоном и на поворотах. Для гашения колебаний, возникающих при движении автобуса по неровностям дороги, в подвеске установлены два разборных гидравлических амортизатора двустороннего действия телескопического типа. Одним концом амортизаторы закреплены на кронштейнах рычагов подвески, а другим — на кронштейнах каркаса автобуса. Вертикальная нагрузка от веса автобуса передается через два пневмобаллона. Пневмобаллоны нижней стороной одеваются на подставки, которые приварены к рычагам подвески, а верхней стороной через фланец — на опоры пневмобаллонов, которые приварены к каркасу автобуса.

Задний ведущий мост МАЗ-104 по конструкции похож на аналогичный узел в МАЗ-103 и представляет собой жесткую балку с двойной разнесенной передачей. Узел выполнен по классической схеме со смещенным от поперечной оси моста коническим редуктором. Он состоит из картера, центрального конического редуктора, механизма блокировки дифференциала, планетарных колесных передач и колодочных тормозов. Отличие от моста в МАЗ-103 заключается в размещении и конструкции центрального конического редуктора и конструкции механизма блокировки дифференциала.

Блокировка дифференциала позволяет без проблем трогаться с остановки на плотно укатанном снегу или льду. Данное техническое решение иной раз просто необходимо в условиях зимних дорог — возле остановки в морозную погоду часто образуется «шлифованный» лед. Блокировка активизируется и отключается кнопкой на панели приборов.

Задняя подвеска автобуса МАЗ — зависимая, пневматическая на 4-х пневмобаллонах с четырьмя амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова. Задний мост автобуса шарнирно связан с кузовом системой реактивных штанг, состоящей из двух нижних и двух верхних реактивных штанг. Реактивные штанги воспринимают усилия от реактивного и тормозного моментов и передают толкающее усилие. В задней подвеске МАЗ-104 применяются реактивные штанги, состоящие из головки с левой резьбой и головки с правой резьбой и соединяющей их трубы с соответствующей резьбой на концах. Реактивные штанги крепятся к каркасу автобуса и к заднему мосту болтами, вставленными в отверстия на пальце шарнира. Для гашения колебаний, возникающих при движении автобуса по неровностям дороги, в подвеске установлены четыре разборных гидравлических амортизатора двустороннего действия телескопического типа. Они одним концом через балки подвески связаны с задним мостом, а вторым концом — с кронштейнами каркаса автобуса.

Ресиверы пневмосистемы надежно укрыты от коррозии. Они расположены под крышей автобуса по левому борту. Все трубопроводы выполнены из полиамида. Соединения пневмопроводов достаточно надежны и сжатый воздух не уходит без пользы в атмосферу. Контрольные выводы скомпонованы в одном месте — блоке диагностики пневмоаппаратуры.

Колеса автобусов — дисковые, шины — бескамерные. Для удобства накачки шин задние внутренние колеса оборудованы удлинителем вентиля. На МАЗ-104 устанавливаются шины размерностью 11/70 R 22,5.

Рулевое управление всего семейства автобусов МАЗ максимально унифицировано с узлами и агрегатами серийных минских грузовиков. Рулевой механизм со встроенным распределителем состоит из винта и шариковой гайки-рейки, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором. Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, который во время сборки рулевого механизма заполняется шариками. Зубчатый сектор установлен на сдвоенных игольчатых подшипниках в эксцентричные втулки с рядом отверстий на торцах наружных поверхностей втулок, смещенных относительно оси отверстий подшипников, что дает возможность регулировать зубчатое зацепление сектор — рейка поворотом втулок. Рулевое управление оборудовано гидроусилителем руля.

Автобусы МАЗ, в т.ч. и МАЗ-104, оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами и остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы и питания других потребителей сжатым воздухом. Рабочая тормозная система, которая, к слову, оснащена антиблокировочной системой (ABS), действует на тормозные механизмы всех колес автобуса. По желанию заказчика задний контур может быть дополнительно оборудован противобуксовочной системой (ASR). Стояночная и запасная тормозные системы действуют на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов — пневматический, двухконтурный. Стояночная тормозная система выполняет функции запасной. Она предназначена для торможения автобуса в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста.

Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным барабаном. Тормозные накладки — безасбестовые серповидного профиля.

Автобусы имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, которое выполнено по однопроводной схеме соединений. Минусом («массой») является каркас автобуса, соединенный с минусом аккумуляторных батарей. Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.

На автобусах в специальных нишах кузова установлены две сухозаряженные аккумуляторные батареи типа 6СТ-190А.

На автобусы МАЗ-104 устанавливались различные типы генераторов и стартеров в зависимости от модели двигателя.

Блок коммутации находится в перегородке за сиденьем водителя. В блоке коммутации расположены предохранители, промежуточные реле, реле поворотов, импульсное реле стеклоочистителя, стартерное реле и диодные сборки, обозначение и назначение которых указаны на блоке.

Отделочные материалы для салона — огнестойкие, на что есть соответствующий сертификат. Среднестатистический автобус выгорает до каркаса за восемь минут, а МАЗ тлеет сорок минут, при чем пламя в салон не пробивается. Автобусы серии МАЗ-104 оснащаются также аэрозольными капсулами системы пожаротушения, срабатывающими автоматически в случае превышения заданной температуры.

Система отопления — двухконтурная. Для обогрева воздуха в автобусе используется энергия жидкости системы охлаждения двигателя. Первый контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из крана проходного трубопроводов и отопителя. Подогретый в отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока, а от нее через воздуходувные отверстия передней панели — на лобовое стекло и в нишу к ногам водителя. Отопитель имеет два радиатора и два привода вентилятора. Забор воздуха производится из кабины водителя. Второй контур системы отопления, обогревающий салон автобуса, состоит из крана проходного трубопроводов, конвекторов и отопителей ОС1...ОСЗ (на автобусы устанавливаются от 1 до 3 шт.). Отопители имеют по одному радиатору и одному приводу вентилятора. В систему отопления также входит воздухоотделительный бачок.

Радиаторы системы отопления, подключенные к водяной рубашке мотора, тянутся вдоль всего салона. Два ветродуя создают тепловую завесу у дверей, а еще один нагоняет тепло для водителя. Боковые стекла его кабины и все наружные зеркала с подогревом. На автобусах последних годов выпуска (с 2004 г.) радиаторы увеличены.

С точки зрения пассажира можно отметить неплохой интерьер. Автобус имеет неплохую систему отопления.

Автобус может работать по системе «остановка по требованию», для чего над всеми дверьми, а также по бортам между передней и средней дверьми установлены кнопки «требование выхода».

МАЗ-104 был спроектирован в соответствии с европейскими стандартами, директивами ЕЭС и Правилами ЕЭК ООН. Серийно выпускавшиеся модели имели сертификат «Одобрение типа транспортного средства».

Производитель гарантировал уверенную работу машины в температурных условиях от -25 °C до +35 °C.

Наиболее распространенные модификации городского автобуса МАЗ-104: МАЗ-104-021 Двигатель ЯМЗ-236 НЕ/НЕ2, 230 л.с., КПП ЯМЗ 236 Л МАЗ-104-025 Двигатель ЯМЗ-236 НЕ/НЕ2, 230 л.с., КПП Voith Diwa D 854.3Е

МАЗ-104 стал основой для создания пригородной версии данного автобуса, получившей индекс МАЗ-104С и отличающейся от городского автобуса отсутствием задней двери, увеличенным количеством сидячих мест и иным передаточным числом заднего моста.

География распространения автобусов МАЗ достаточно велика. Это Россия, Украина, Венгрия, Румыния (75 % рынка городских автобусов), Сербия, Хорватия, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Молдова, Польша, Латвия и даже Германия (3 штуки), а также Куба.

В 1999 г. в барановичское автохозяйство поступили два первых автобуса МАЗ-104 (номера — АМ 4068 /01029/, АМ 4070 /01030/), после чего на протяжении семи лет закупались именно эти 12-метровые автобусы. Всего их до 2006 г. поступило 17 штук.

В конце 2006 г. производство автобусов МАЗ-104 было остановлено, а в 2013 г. первые автобусы этой модели начали списываться в Барановичах. Последний 104-й МАЗ в нашем городе был списан в марте 2016 г. (АЕ 2147).

МАЗ-104 в Слуцке

При подготовке статьи использованы материалы

журналов: &nbsp&nbsp&nbsp— За рулем http://www.zr.ru/ &nbsp&nbsp&nbsp— Грузовик Пресс http://gruzovikpress.ru/index.php газет: &nbsp&nbsp&nbsp— Авторевю http://www.autoreview.ru/ &nbsp&nbsp&nbsp— Автобизнес-weekly http://www.abw.by/ сайтов: &nbsp&nbsp&nbsp— BYTRANS — Белорусский Транспорт http://bytrans.net/ &nbsp&nbsp&nbsp— ОАО «Минский Автомобильный Завод» http://www.maz.by/

При подготовке статьи использованы фотографии и схемы ОАО «Минский Автомобильный Завод» http://www.maz.by/

 Дополнительная информация список барановичских автобусов (Евгений Шпак)

Рекомендованные внутренние ссылки история общественного транспорта в Барановичах

Рекомендованные внешние ссылки фотографии МАЗ-104 в Барановичах на сайте bartrans.ucoz.net

bartrans.net

Автомодельное бюро: МАЗ-104

mazbus.narod.ru

Минский автомобильный завод / МАЗ

МАЗ-104

    Городской автобус МАЗ-104 выпускался Минским автомобильным заводом с 1997 по 2006 гг.

 

    В автобусе применены узлы от серийных грузовых автомобилей МАЗ, что положительно сказалось на его цене. Однако применение “грузовых” мостов и более доступных по цене двигателей и коробок передач производства Ярославского моторного завода заставило конструкторов отказаться от низкого пола, что создает некоторые неудобства при эксплуатации автобуса в городских условиях. Двигатель у МАЗ-104 расположен в заднем свесе вдоль продольной оси автобуса (фото1). Официально МАЗ-104 именуется автобусом "с пониженным уровнем пола". Его высота в передней части салона составляет 700 мм. Далее к "корме" высота пола увеличивается. Соответственно и общая высота МАЗ-104 превышает таковую у МАЗ-103 (3165 мм против 2900 мм).

    Кузов автобуса МАЗ-104 — несущий, цельнометаллический, вагонного типа, изготавливается по отлаженной немецкой технологии. Стекла — вклеенные, и, как правило, тонированные. Автобус оснащен тремя сдвижными дверями, передняя − с раздельным входом для водителя и пассажиров. Проемы дверей — 1250 мм. Автобус может иметь как четырехрядную, так и  трехрядную планировку (фото2, фото3). Во втором случае по правому борту расположены сдвоенные сиденья, а по левому борту – одиночные. Мест для сидения — от 21 до 29 в зависимости от комплектации, общая же (номинальная) пассажировместимость — 100 человек, максимальная — 123 пассажира. Минимальная ширина прохода между сидениями — 790 мм. В салоне имеется накопительная площадка напротив задней двери.

    Полная масса автобуса МАЗ-104 составляет 18 000 кг, нагрузка на переднюю ось — 6 500 кг, на заднюю — 11 500 кг. 220-литровый топливный бак установлен с правой стороны по ходу автобуса в нише и крепится к каркасу хомутами.

    Первоначально на автобусы устанавливались двигатели ЯМЗ-236 и ММЗ Д-260.5. Однако минские двигатели на МАЗ-104 (модификация МАЗ-104.001) надолго не “задержались”, так как обладали малой мощностью. Внешне автобусы с двигателем ММЗ можно узнать по большему количеству горизонтальных прорезей для охлаждения моторного отсека и по характерному “ноющему” звуку при разгоне. А вот ярославские двигатели получили широкое распространение. Они обладали хорошим крутящим моментом, к тому же, вопрос выбора коробки передач отпадал автоматически: к двигателю ЯМЗ-236 идеально подходила спроектированная под него же КПП ЯМЗ-236Л.

    Абсолютное большинство автобусов оснащалось 180- и 230-сильными вариантами двигателей ЯМЗ-236: шестицилиндровым 11-литровым V-образным ЯМЗ-236 М2 (180 л.с.) или шестицилиндровым 11-литровым V-образным ЯМЗ-236 НЕ (230 л.с.) с турбонаддувом, а также тремя коробками передач: двумя механическими пятиступенчатыми ЯМЗ 236 Л и ЯМЗ 236 П, или механической восьмиступенчатой ЯМЗ 238 М. Автобусы с турбированными двигателями ЯМЗ-236НЕ можно легко отличить по дополнительным решеткам на задних стойках кузова и патрубку глушителя прямоугольной формы. С моторами ЯМЗ автобусы МАЗ-104 развивают скорость в 85 км/ч.

 

    Модификации городского автобуса МАЗ-104:

МАЗ-104-001  Двигатель ММЗ Д-260.5, 230 л.с., КПП МАЗ-306

МАЗ-104-021 Двигатель ЯМЗ-236 НЕ/НЕ2, 230 л.с., КПП ЯМЗ 236 Л

МАЗ-104-025 Двигатель ЯМЗ-236 НЕ/НЕ2, 230 л.с., КПП Voith Diwa D 854.3Е

МАЗ-104-031  Двигатель ЯМЗ-236 М2, 180 л.с., КПП ЯМЗ-236 П

 

    МАЗ-104 стал основой для создания пригородной версии данного автобуса, получившей индекс МАЗ-104С и отличающейся от городского автобуса отсутствием задней двери и увеличенным количеством сидячих мест. МАЗ-104 может применяться в аэропортах в качестве перронного автобуса. Перронный автобус отличается от городского сокращённым числом мест для сидения.

    В августе 1998г. на территории военно-инженерной базы в г. Ярославль была налажена сборка автобусов МАЗ-104 из комплектов, присылаемых из Минска.

 

    Технические характеристики автобуса:

Габаритные размеры, мм  11985-2500-3029

База, мм   6000

Колея колес (передних/задних), мм  2046-1818

Наружный радиус поворота, мм   11600

Ширина прохода между сиденьями, мм   790

Нагрузка на переднюю ось, кг    6500

Нагрузка на заднюю ось, кг   11500

Полная масса, кг  18000

Количество мест для сидения   21-29

Номинальная вместимость/макс., чел.  90-100 /123

Максимальная скорость, км/ч   85

Задний мост    жесткая балка с двойной разнесенной передачей

Колеса  дисковые, 8.25х22.5

Шины  11/70R22.5

Топливный бак, л  220

Базовая комплектация: ABS, привод управления дверей "Festo", пенополиуретановое напыление потолка, антикорозийная обработка днища и скрытых полостей автобуса, тонированные стекла, радиооборудование (без магнитолы), независимый жидкостной подогреватель двигателя, независимый воздушный подогреватель кабины водителя.

Дополнительное оборудование: крышный вентилятор, утепление салона (северный вариант), автоматическая система пожаротушения, электронное табло, речевой информатор, автоматическая ситема смазки, система наклона пола

 

 

 

 

 

К общему списку моделей                На Главную страницу

Статьи — МАЗ-104 — обзор и история модели

Городской автобус МАЗ-104 выпускается Минским автомобильным заводом (Минск, Беларусь) с 1997 года. История этого автобуса началась десять лет назад и развивалась она параллельно с МАЗ-103.

23 мая 1996 года появился приказ N 308 за подписью генерального директора В.А.Гуриновича «О постановке на производство автобуса городского МАЗ-104». В нем говорилось, что делается это «с целью расширения номенклатуры выпускаемых автобусов, наиболее полного удовлетворения требований потребителя, а также с целью освоения производства более дешевых моделей автобусов». Ставилась задача вначале изготовить два опытно-промышленных образца автобусов: в городском исполнении – МАЗ-104 и в пригородном – МАЗ-104С. А потом во второй половине года организовать их промышленный выпуск. Уровень пола у 104-го на 700 мм превышал аналогичный показатель у 103-го, появились дополнительные ступеньки для входа и выхода пассажиров. Эти конструктивные решения позволили максимально унифицировать ведущий мост и переднюю ось новой модели и другие узлы и механизмы с серийными агрегатами, применяемыми на грузовиках Минскогоавтозавода.

На автобусах устанавливаются V-образные 6-цилиндровые 230-сильные двигатели ЯМЗ-236 производства ярославского объединения «Автодизель» с механической 5-скоростной коробкой передач ЯМЗ-236Л или 4-скоростной автоматической Voith «Diwa».

Но еще до создания МАЗ-104 по указанию предыдущего ген.директора предприятия Г.А.Исаевича в автобусном филиале изготовили в единственном экземпляре автобус МАЗ-102. Для него использовали 6-цилиндровый рядный ММЗ Д260.5 мощностью в 230 л.с. Но этот дизель не прижился, его заменили ярославским, хорошо знакомым потребителям, и внесли некоторые изменения в конструкцию с учетом проведенных испытаний. Вместо него появился МАЗ-104, пассажировместимостью 90 человек. На первых экземплярах автобуса вентилятор стоял по оси назад. Поэтому радиатор у них находился сзади. Но система обдува оказалась неэффективной. И его перенесли на борт.

Автобус МАЗ-104 является самой доступной по цене моделью минских автобусов. В автобусе применены узлы от серийных грузовых автомобилей МАЗ, что положительно сказалось на его цене (на 8-10 тыс. долларов дешевле аналогичного МАЗ-103). Однако применение «грузовых» мостов и более доступных по цене двигателей и коробок передач производства Ярославского моторного завода заставило конструкторов отказаться от низкого пола, что создает некоторые неудобства при эксплуатации автобуса в городских условиях. Автобус МАЗ-104С является пригородной версией базовой модели 104 и отличается лишь отсутствием задней двери, иной планировкой салона (количество мест для сидения 40) и иным передаточным числом ведущего моста

Кузов автобуса – цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Стекла – вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеет три двери сдвижного типа (для пассажиров две двустворчатые двери задняя половина передней двери, передняя половина передней двери – для водителя). Кабина водителя отгорожена от салона в стандартной комплектации. На автобусе предусмотрена блокировка движения при открытых дверях, которая отключается кнопкой с символом (В) на передней панели в кабине водителя.

На автобусах семейства МАЗ используется два вида рейсоуказателей — электронное табло и рейсоуказатели со сменными маршрутными табличками. Передний рейсоуказатель расположен на передке автобуса над ветровым стеклом, боковой рейсоуказатель — над боковыми стеклами между передней и средней дверью, задний рейсоуказатель — на задке автобуса над задним стеклом..

На автобусах МАЗ-104 установлены неразборные жесткие пассажирские сиденья. Наавтобусах применяется два типа крепления жестких сидений. В обоих случаях сиденье крепится к подставке болтами. В первом случае подставка привинчивается к колесной арке или к ступеньке моторного отсека. Во втором случае крепление подставки монтируется одной стороной на боковую стенку, а другой стороной — через стойку к полу. Поручни изготавливаются из металлических труб, покрытых порошковой краской. Соединяются трубы поручней алюминиевыми кронштейнами, которые стягиваются винтами.

На автобусах МАЗ — 104 силовой агрегат расположен сзади вдоль продольной оси автобуса. Силовой агрегат крепится к каркасу автобуса в трех точках (одна передняя и две боковые). Кроме того, имеется четвертая поддерживающая опора коробки передач. При неработающем двигателе задняя опора не должна воспринимать нагрузку. Для выполнения этого условия в эксплуатации, предусмотрена возможность регулировки задней опоры. Это необходимо для предотвращения появления больших напряжений в кар-терных деталях силового агрегата.

Система питания двигателя топливом разделенного типа. Она состоит из топливного бака, топливопроводов низкого и высокого давления, фильтра грубой очистки, топливоподкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, топливного насоса высокого давления и форсунок. Топливный бак установлен с правой стороны по ходу автобуса в нише и крепится к каркасу хомутами. Полиамидные топливопроводы низкого давления уложены в защитные оболочки и крепятся кляммерами к каркасу. В систему питания двигателя топливом по желанию заказчика может быть установлен электроподогрев топлива.

Система питания воздухом двигателя ЯМЗ 236 М2 состоит из заборника, соединенного с воздушным фильтром угловым патрубком и воздуховода, соединяющего воздушный фильтр и впускной коллектор двигателя. Для контроля засоренности фильтрующего элемента воздушного фильтра имеется датчик сигнализатора засоренности. В двигателях ЯМЗ-236 НЕ установлена турбина для нагнетания воздуха. Воздушный фильтр использованный в данной системе, сухого типа, двухступенчатый, с бункером для сбора пыли и сменным картонным фильтрующим элементом. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя. На автобусах, оснащенных двигателем ЯМЗ 236 М2 с шестеренным неотключаемым приводом вентилятора дополнительно для регулировки теплового режима двигателя установлена шторка радиатора, которая может фиксироваться в любом положении (управление шторкой производится из моторного отсека), а также масляный радиатор, который служит для охлаждения масла в системе смазки двигателя. Масляный радиатор трубчато-пластинчатый, воздушного охлаждения, расположен перед водяным радиатором.На автобусах могут быть установлены подогреватели жидкостные 14.8106, 141.8106 (г. Ржев, Россия), Тур 268.07, Thermo 90S (Webasto). Подогреватели жидкостные предназначены для предпускового разогрева двигателя, что облегчает холодный пуск двигателя, а также для длительного поддержания в автоматическом режиме теплового состояния неработающего двигателя, салона автобуса и места водителя. Для поддержания необходимого теплового режима двигателя, салона автобуса и места водителя допускается работа подогревателя одновременно с двигателем во время движения автобуса. Питание подогревателя топливом производится по отдельным топливопроводам из основного топливного бака. Система питания подогревателей топлива может быть, по желанию заказчика, оборудована системой электроподогрева топлива (напряжение питания 24 V постоянного тока). Система электроподогрева топлива состоит из электроподогревателя, топливозаборни-ка, топливопроводов и топливного фильтра.

Привод управления подачей топлива для двигателей ЯМЗ 236 представляет собой тросовый привод с пневматическим усилителем. Необходимость установки пневмоусили-теля обусловлена значительными усилиями на рычаге ТНВД.Сцепление ЯМЗ 238 — двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением цилиндрических пружин. На автобусах МАЗ применяются гидравлические и механические приводы сцепления с пневматическим усилением.

Коробка ЯМЗ 236 Л, ЯМЗ 236 П — механическая, трёхходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Коробка ЯМЗ 238 М — механическая, 8-ми ступенчатая трехвальная основная коробка с 2-х ступенчатым вальным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Привод управления коробкой передач — дистанционный, механический. Он состоит из рычага переключения передач, установленного на полу автобуса, и передающего механизма, включающего валопровод, подвешенный на скользящих сферических опорах, реактивных тяг и устройства для согласования движений рычага переключения передач и движений валика механизма переключения передач.

Первоначально на автобусы устанавливались двигатели ЯМЗ-236 и ММЗ Д-260.5. Однако минские двигатели на МАЗ-104 (модификация МАЗ-104.001) надолго не «задержались», так как обладали малой мощностью. К тому же, грузовой мост и ярославские коробка передач с двигателем были уже давно проверенной схемой для мазовцев. Внешне автобусы с двигателем ММЗ можно узнать по большему количеству горизонтальных прорезей для охлаждения моторного отсека и, конечно же, по характерному «ноющему» звуку при разгоне. В Минске работает по крайней мере одна такая машина – КМ 3049, АП №   1 (выпуск нач. 1997г):

А вот ярославские двигатели получили широкое распространение на минских автобусах. Они обладали хорошим крутящим моментом, к тому же, вопрос выбора коробки передач отпадалавтоматически: к двигателю ЯМЗ-236 идеально подходила спроектированная под него же КПП ЯМЗ-236Л.

С конца 2004-начала 2005 гг. В Минск начали поступать автобусы с турбированными двигателями ЯМЗ-236НЕ. Эти двигатели отличаются завидным крутящим моментом в 882 Н*м и мощностью 230 л.с. Автобусы можно легко отличить по дополнительным решеткам на задних стойках кузова и патрубку глушителя прямоугольной формы. Такие автобусы поступили в АП №   4 (4 машины), 5 (2 машины), 6 (2 машины):

В 2005 году в Автобусный парк №   4 поступило 2 автобуса МАЗ-104 с двигателями ЯМЗ иавтоматической 4-ступенчатой коробкой передач Voith (это КН 1800 и АА 0094-7). Новая коробка передач улучшила комфортность разгона и торможения, облегчила работу водителя, уменьшился износ штатных тормозов.

Теперь пришла очередь МАЗ-104 и его пригородной модификации МАЗ-104С уйти в историю. Обе модели в этом году снимаются с производства. Главная причина: несоответствие российских движков современным европейским требованиям. А другие силовые агрегаты для них не предусмотрены. Да и по данным заводского маркетинга, спрос на эти автобусы резко снизился. Как мне рассказали в 1-м автобусном парке, водителям тоже не нравится 104-й за то, что он тяжелый и неудобный.

Что придет им на смену? Что касается городского автобуса МАЗ-104, то подобные машиныавтозавод больше выпускать не будет. А вот МАЗ-104С на предприятии уже ищут замену.

 

Источник: http://www.ав.by/

1 декабря, 2011, 3153 просмотра.

www.chelmaz.ru

МАЗ 104

МАЗ-104 Характеристики массы Скоростные характеристики Вместимость, человек Размеры Двигатель Коробка передач
Выпуск, года 1997-2007
Снаряженная масса, т 13.8 тонн
Масса полного автобуса т 20 тонн
Макс.скорость при полной загрузке, км / ч 74
Макс.скорость пустого автобуса, км / ч 90
Разгон 0-60 км / ч за, сек 18
Мест для сидения: 24-40
Стоячих мест (7 человек / м ?) 60-76
Полная емкость (8 человек / м ?) 100
Длина, мм 11650
Ширина, мм 2800
Высота, мм 2900
Колесная база, мм 5850
Клиренс, мм 30
Тип двигателя дизельный
Название двигателя MAZ
Рулевое управление Mercedes
Мощность, кВт 280

МАЗ 104 - 11.65-метровый городской автобус, который производился на Минском автомобильном заводе с 1997 по 2007 год. Одна из самых современных разработок городских автобусов. МАЗ 104 используется как городской, параллельно с МАЗ 104 начал выпускаться модифицированный МАЗ 104С, что в целом почти не отличался от оригинального выпуска, однако был оснащен и как городской, и как междугородный (между ближними городами) автобус.

Автобус имеет 5 передач удобное и легкое для управления водителем руль, приборные панели построена по типу ?торпедо? - почти полукругом. Разделенная на 3 минипанели: боковые части применены для кнопок и рычагов, средняя часть оборудована для спидометра системы WCO (последняя на нем отметка - 125 км / ч), тахометра (максимальное кол-во оборотов - 3.8 тыс. оборотов / мин), бензинометра ( вмещает 160 литров и ездит на Евро-3, двигатель дизельный, растраты топлива на 100 километров составляют примерно 30 литров) и показателя разогрева двигателя. Все показателю приборы большого размера и имеют зеленую подсветку для каждого из показателей приборов. Также есть функция промывки стекла, стеклоочистители прилегают друг к другу, а лобовое стекло разделено на две части: такая модель дворников и лобового стекла присутствует в большинстве автобусов МАЗ. У автобуса также антипробуксовочная система (ABS) и тормозная система WABCO.

Пассажирский салон у автобуса просторный: места используются нерозьеднани кресла, количество сидячих мест в автобусе 24-40 штук в соответствии с заказом. Общая паасжиромисткисть автобуса - 100 человек. У автобуса есть передние и задние двустворчатые двери. В модификации МАЗ 104С задние двери отсутствуют, вместо них в МАЗ 104 установлены дополнительные кресла для пассажиров.

МАЗ 104 также противопожарную систему и каркас автобуса сделан из огнеупорного металла, который выдерживает температуру 170 ? C.

nado.znate.ru

Автобус МАЗ 104. Технические характеристики, описание

interdalnoboy.com

Назначение Городской
Класс автобуса Большой
Дверей 3
Длина 11985 мм
Ширина 2500 мм
Высота 3056 мм
Высота потолка в салоне 2255 мм
Ширина дверей 1250 мм
Ширина прохода между сиденьями 790 мм
Высота ступеньки над уровнем дороги 355 мм
Колея передняя 2034 мм
Колея задняя 1802 мм
Двигатель ЯМЗ-236НЕ-16
Тип двигателя Дизель
Объем 11150
Мощность 230 л.с.
Максимальные обороты 1200
Крутящий момент 882 н*м
Турбонаддув Турбонаддув
Расположение цилиндров V-образное
Топливо Дизельное топливо
Колесная формула 4x2
Двигатель коробки передач ЯMЗ-236П
Тип коробки передач Механическая
Количество передач 6
Передняя подвеска Пневматическая зависимая
Задняя подвеска Пневматическая зависимая
Диаметр разворота 11600 м
Максимальная скорость 79 км/ч
Расход топлива 25 л/100км
Объем бака 220 л
Максимально допустимая масса 18000 кг
База 6000
Нагрузка на переднюю ось 6500 кг
Нагрузка на заднюю ось 11500 кг
Экологический стандарт EURO I

МАЗ-104 - Автобусы СНГ

rikshaivan.ru

История и описание

Городской автобус МАЗ-104выпускается Минским автомобильным заводом (Минск, Беларусь) с 1997 года.

Автобус МАЗ-104 является самой доступной по цене моделью минских автобусов. В автобусе применены узлы от серийных грузовых автомобилей МАЗ, что положительно сказалось на его цене (на 8-10 тыс. долларов дешевле аналогичного МАЗ-103). Однако применение грузовых мостов и более доступных по цене двигателей и коробок передач производства Ярославского моторного завода заставило конструкторов отказаться от низкого пола, что создает некоторые неудобства при эксплуатации автобуса в городских условиях.

Автобус МАЗ-104С является пригородной версией базовой модели 104 и отличается лишь отсутствием задней двери, иной планировкой салона (количество мест для сидения 40) и иным передаточным числом ведущего моста.

Кузов автобуса - цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть - стеклопластиковая. Стекла - вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеет три двери сдвижного типа (для пассажиров две двустворчатые двери задняя половина передней двери, передняя половина передней двери - для водителя). Кабина водителя отгорожена от салона в стандартной комплектации. На автобусе предусмотрена блокировка движения при открытых дверях.

На автобусах МАЗ-104 установлены неразборные жесткие пассажирские сиденья. На автобусах применяется два типа крепления жестких сидений. В обоих случаях сиденье крепится к подставке болтами. Поручни изготавливаются из металлических труб, покрытых порошковой краской.

Привод дверей автобусов МАЗ - пневматический. Технология производства кузова - неоплановская - сваривается остов из коробчатых профилей, а затем обшивается стальным листом. Колесные арки и часть пола зашивают листами нержавеющей стали. Краска - полиуретановая многокомпонентная. Смешивают ее в собственной лаборатории. Цветовая гамма - глаза разбегаются. Цвет подбирают по желанию заказчика.

Автобус имеет трехрядную планировку. По левому борту расположены сдвоенные сиденья. По правому борту - одиночные. Напротив средней двери имеется большая накопительная площадка. Общая пассажировместимость - 100. Число мест для сидения - 21-28.

МАЗ-104 - машина вполне современная, оснащена АБС, ПБС, тонированными стеклами, блинкерным табло (с двухцветными поворотными ячейками и светодиодами), бортовым компьютером и прочим.

С точки зрения пассажира можно отметить неплохой интерьер. Центральный проход имеет ширину 790 мм, а проемы дверей - 1250 мм. Недостатком для городских перевозок является высокий уровень пола и очень высокие ступеньки у задней двери. Автобус имеет неплохую систему отопления, автоматическая коробка передач обеспечивает плавность разгона и торможения. Рабочее место водителя также удобно - хорошая обзорность, информативные приборы, дополнительная печка.

Автобусы, кроме электронного маршрутоуказателя оснащаются также речевыми системами, а значит, независимо от ораторских качеств водителя, пассажир услышит нужную ему остановку, а водителю не придется напрягать свои голосовые связки.

Автобус может работать по системе «остановка по требованию», для чего над всеми дверьми, а также по бортам между передней и средней дверьми установлены кнопки «требование выхода».

Автобус спроектирован в соответствии с европейскими стандартами, директивами ЕЭС и Правилами ЕЭК ООН. Серийно выпускаемые модели имеют сертификат Одобрение типа транспортного средства .

Технические характеристики:

Двигатели (все двигатели – 6-цилиндровые, V-образные)

ЯМЗ-236 М2

ЯМЗ-236 НЕ/НЕ2 с турбонаддувом

Рабочий объем, л

11,15

11,15

Степень сжатия

16,5

16,5

Диаметр цилиндра и ход поршня

130*140

130*140

Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об/мин

180 (132) 2100

230 (169) 2100

Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин

667 1250-1450

882 1200-1400

Максимальная скорость, км/ч

85 (МАЗ-104С - 95)

85 (МАЗ-104С - 95)

Коробки передач

ЯМЗ-236П/Л

Механическая, 5-ступенчатая, без синхронизатора на задней передаче

ЯМЗ-238

механическая , 8-ми ступенчатая трехвальная основная коробка с 2-х ступенчатым вальным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Подвеска

Передняя

Независимая, пневматическая, двухбаллонная с двумя регуляторами положения кузова

Задняя

Зависимая, пневматическая, четырехбаллонная с двумя регуляторами положения кузова

Тормоза

Рабочий

Пневматический, с автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабанами, с ABS и ASR

Стояночный

На механизмы задней оси

Число колес

6+1

Размерность шин

11,00/70R22,5

Число мест для сидения

29

Общее число мест

89

Общая площадь, предназначенная для пассажиров, м

21,2

Площадь для размещения стоящих пассажиров, м

7,5

Внутренняя высота салона в среднем проходе, мм

2260

Высота первой ступеньки над уровнем дороги, мм

360

Высота пола над уровнем дороги, мм

700

Полная масса, кг

18000

Нагрузка на оси, кг

Переднюю

6500

Среднюю

11500

Длина/ширина/высота, мм

12000/2500/3114

Колесная база, мм

6000

Колеи осей, мм

Передней

2000

Задней

1820

Передний свес, мм

2605

Задний свес, мм

3380

Дорожный просвет, мм

300

Наружный радиус поворота, м

11,3

Угол переднего свеса, i-рад

8

Угол заднего свеса, 1рад

8

Продольный радиус проходимости, мм

13040

Дорожный просвет переднего свеса, мм

251

Дорожный просвет заднего свеса, мм

251

Дорожный просвет задней подвески, мм

229

Дорожный просвет под осями, ми

214

Высота переднего буксирного устройства, мм

507

Высота заднего буксирного устройства, мм

645

Ширина коридора, занимаемая автобусом при повороте с внешним габа­ритным радиусом 12,5 м, не более

6,7

Внешний минимальный габаритный радиус поворота, м, не более

11,6

Максимальный подъем, преодолеваемый автобусом с полной массой, %, не менее

30

Расход топлива, л/100км

30


Смотрите также