Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики. Маз 502


Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики

МАЗ-502 – советский грузовик, который служил верой и правдой многим поколениям жителей СССР. Выпускался он целых 9 лет с 1957 по 1966 года. МАЗ-502 запомнился своей надежностью и большой тяговой мощью, которая благодаря полному приводу давала возможность перевозить большие грузы.

История

Задумывался МАЗ-502 как армейский грузовик. В процессе разработки на него устанавливали много видов шасси и платформ, но в 1955 году с конвейера сошел первый представитель этой модели. Советские грузовики того времени были похожи друг на друга и мало чем отличались. Так, аналогами 502 модели были ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. Конечно, МАЗ обладал большей грузоподъемностью и мощью, чем его собратья, поэтому его первого взяли на вооружение в армии СССР.

Но несмотря на все позитивнее качества, 502 был снят с производства в 1966 году. Хотя его еще эксплуатировали на территории великой страны порядка 20 лет. Некоторые автомобили были переоборудованы для перевозки личного состава армии, но им на смену пришел не менее легендарный ГАЗ-66, у которого проходимость была выше.

Кабина

Кабина 502-го была выполнена в классическом стиле 50-60 годов. Передний тяжелый капот содержал в себе «сердце» машины – двигатель. Доступ к агрегату был прекрасный, что упрощало ремонтные работы.

Сам каркас кабины был цельнометаллическим и сделан из высококачественной стали, что не давало ему быстро поддаваться коррозии. Передние стекла и высокая посадка давали большой обзор водителю. Спальное место в 502-м МАЗе отсутствовало. Этой особенностью отличались все советские грузовики.

Приборная панель была упрощенная с минимальным набором датчиков и регуляторов. Поскольку двигатель не имел электрооборудования, как современные грузовые автомобили, то приборы показывали компрессию, скорость, ампераж аккумулятора.

Кузов и варианты исполнения

Поскольку МАЗ-502 задумывался как военный грузовик, то первыми кузовами стали будка для перевозки личного состава и тентовая платформа, чтобы перевозить армейские грузы. Следующими модификациями стали лесовозная и технически-испытательная платформы.

И только в 1961 году некоторые серийные партии грузовика перестали снабжать кузовом и устанавливали тягово-сцепное устройство. Это позволило цеплять к 502 прицепы для магистральных тягачей, которые использовались для перевозки крупногабаритных грузов, ракет и испытательных установок.

Рама исполнялась из швеллеров, которые изготавливались из высококачественной стали кованого типа. Степень деформации металла была слишком высока, около 16-17 кг/1 см кв. Это достаточно много, поскольку рамы современных грузовиков выдерживают около 2-4 кг/1 см кВ. Поэтому МАЗ не боялся никаких столкновений.

В 1965 году был проведен ряд испытаний, направленных на увеличение мощности двигателя. Даже был использован метод впрыска воды в двигатель. Но все они окончились неудачей, поскольку моторы быстро выходили из строя.

Технические характеристики

МАЗ-502 обладал на то время достаточно мощными техническими характеристиками. Грузовик оснащался 4-цилиндровым мотором ЯАЗ-204В. Это 135-сильный дизельный двигатель имел ход поршня 127 мм и цилиндр в диаметре 108 мм. Объем этого дизельного мотора составлял 4654 см куб. Основной силовой блок и головка были сделаны из чугуна, что характерно для грузовиков 50-х годов выпуска. Топливная система имела ТНВД и топливные форсунки. Этот мотор разгонял МАЗ до 50 км/час.

Имея сильный двигатель, МАЗ, грузоподъемность которого составляла 4000 кг, мог спокойно перевозить даже самые тяжелые и массивные грузы. Но бывали случаи, когда на 502 грузили ракеты весом в 7 тонн. Этому способствовали и габариты: 7,5 метров в длину, 2,7 м в ширину и 2,725 м в высоту. Это позволяло перевозить крупногабаритные грузы.

МАЗ-502 оснащался 5-ступенчатой МКПП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой, что делало его полноприводным грузовиком среднего класса. Колесная формула 4х4 и компоновка – переднемоторная полноприводная - позволяли чувствовать себя «королем дороги», даже имея за спиной большой груз.

Что касается подвески, то она была рессорного типа с передними моноамортизаторами. По сути, автомобиль был довольно жестким, и водитель ощущал каждую яму.

Разновидности грузовика

В процессе производства 502-й получил еще две модификации: МАЗ-502А и МАЗ-502В. А-серия была оснащена лебедкой и использовалась только в военном и лесном деле. Неоднократно при плохой проходимости такая функция приходила в помощь, а усиленная рама могла выдержать нагрузку.

Серия В – это седельный тягач МАЗ. Грузоподъемность была увеличена с 4 тонн до 7,5 т. Это позволяло перевозить грузы и использовать прицепы МАЗ-5245Б и МАЗ-5245В. Причем серия Б использовалась в основном для перевозки армейских грузов, а В-серия – для транспортировки личного состава армии.

Наследие

До наших дней дожило только несколько экземпляров этой выдающейся техники. Один расположен на самом заводе МАЗ, в музеи завода. Многие 502 были найдены по бывшим совхозах и колхозах, затем перекуплены частными коллекционерами для реставраций. На сегодняшний день, за реставрированный в оригинал МАЗ-502 можно выручить до 100 000 евро. Европейские коллекционеры готовы щедро платить, только бы получить советскую легенду.

Некоторые тягачи можно найти на свалках автомобилей по всей стране. В Чернобыле имеется несколько таких экземпляров, которые были заброшены после аварии. В 2007 году группа металлоломщиков попыталась вывезти один такой грузовик, но была пойманы местными властями.

Украинская тюнинг мастерская «B&B» в 2012 году представляла тюнинг-версию МАЗ-502. Грузовик был оборудован двигателем ЯМЗ-236 и электронной системой впрыска. Также были установлены литые колесные диски спереди, а задний мост был заменен и смонтированные 2-рядные колеса. Система выпуска газов была сделана из хромированных деталей, как на американских тягачах. Рама была укорочена по ненадобности, а дорожный просвет уменьшен на 10 см. Поскольку автомобиль изначально был рессорным, то конструкторам тюнинг-ателье пришлось добавить в конструкцию амортизаторы, которые смягчали подвеску.

МАЗ-502 – это настоящая легенда советского автопрома. Он показал себя как надежный и мощный грузовик, который послужил целому поколению. Но прогресс не щадит никого, и автомобиль был снят с производства, как устаревшая модель. Ему на смену пришел легендарный МАЗ-500. 502 модель был первым серийным грузовиком среднего класса, который имел полный привод.

fb.ru

МАЗ-502 - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2016; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2016; проверки требует 1 правка.

МАЗ-502

Общие данные

Класс: средней грузоподъёмности
механическая 5-ступ.
Производитель: ЯАЗ
Модель: 204
Тип: механическая
Число ступеней: 5
Передаточные отношения:  
1 передача: 6,17
2 передача: 3,40
3 передача: 1,79
4 передача: 1,00
5 передача: 0,78
Задняя передача: 6,69
Переключение: напольный рычаг
Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,16; 2 передача — 1,18. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 8,21.

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 2030 мм
Колея передняя: 2030 мм

Динамические

Макс. скорость: 50 км/ч

Другое

Грузоподъёмность: 4000 кг

МАЗ-502 — грузовой автомобиль повышенной проходимости на базе семитонного грузовикa МАЗ-200 (ЯАЗ-200) с колёсной формулой 4 × 4.

МАЗ-502 имел четырёхцилиндровый дизельный двигатель ЯАЗ-М204В повышенной мощности. В схему трансмиссии входили пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка, распределявшая крутящий момент между передним и задним мостами в соотношении 1:2. Привод к передним колёсам — неотключаемый, поэтому грузовик оснащался блокируемым межосевым дифференциалом. Диапазон передаточных чисел трансмиссии — 14,5. Все колёса машины — односкатные с шинами размером 15,00-20". Автомобиль оснащался пневмоусилителем руля. Для перевозки личного состава или грузов машина имела универсальную грузовую платформу.

Автомобиль выпускался серийно с 1957 по 1966 год в трёх модификациях:

  • грузового автомобиля без лебёдки МАЗ-502;
  • грузового автомобиля с лебёдкой МАЗ-502А;
  • седельного тягача МАЗ-502В.

МАЗ-502В эксплуатировался совместно с полуприцепами и . Первый предназначался для перевозки воинских грузов, второй — личного состава.

МАЗ-502 не получил широкого распространения в войсках, поскольку имел полную массу около 12 т и нагрузку на заднюю ось 7,5 т, что гораздо выше допустимой нагрузки для многоцелевых автомобилей, и этим обуславливалась его недостаточная подвижность на местности и небольшая максимальная скорость (50 км/ч).

Грузовик МАЗ-502 был первым двухосным полноприводным автомобилем военного назначения, серийно выпускавшимся в Минске. В начале 60-х годов там был построен опытный грузовой автомобиль повышенной проходимости . В середине 2000-х годов серийно запущен в производство .

Фотографии[ | ]

encyclopaedia.bid

МАЗ-502 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

МАЗ-502

Общие данные

Класс: средней грузоподъёмности
<tr><td width=25%>Марка:</td><td>ЯАЗ-204В</td></tr><tr><td width=25%>Тип:</td><td>дизельный, двухтактный</td></tr><tr><td width=25%>Объём:</td><td>4 654 см3</td></tr><tr><td width=25%>Максимальная мощность:</td><td>135 л. с., при 2000 об/мин</td></tr><tr><td width=25%>Максимальный крутящий момент:</td><td>500 Н·м, при 1300 об/мин</td></tr><tr><td width=25%>Конфигурация:</td><td>рядный, 4-цилиндр.</td></tr><tr><td width=25%>Цилиндров:</td><td>4</td></tr><tr><td width=25%>Диаметр цилиндра:</td><td>108 мм</td></tr><tr><td width=25%>Ход поршня:</td><td>127 мм</td></tr><tr><td width=25%>Степень сжатия:</td><td>16</td></tr><tr><td width=25%>Порядок работы цилиндров:</td><td>1-3-4-2</td></tr>
механическая 5-ступ.
<tr><td width=25%>Производитель:</td><td>ЯАЗ</td></tr><tr><td width=25%>Модель:</td><td>204</td></tr><tr><td width=25%>Тип:</td><td>механическая</td></tr><tr><td width=25%>Число ступеней:</td><td>5</td></tr><tr><td width=25%>Передаточные отношения:</td><td> </td></tr><tr><td width=25%>1 передача:</td><td>6,17</td></tr><tr><td width=25%>2 передача:</td><td>3,40</td></tr><tr><td width=25%>3 передача:</td><td>1,79</td></tr><tr><td width=25%>4 передача:</td><td>1,00</td></tr><tr><td width=25%>5 передача:</td><td>0,78</td></tr><tr><td width=25%>Задняя передача:</td><td>6,69</td></tr><tr><td width=25%>Переключение:</td><td>напольный рычаг</td></tr>
Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,16; 2 передача — 1,18. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 8,21.

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 2030 мм
Колея передняя: 2030 мм

Динамические

Макс. скорость: 50 км/ч

Другое

Грузоподъёмность: 4000 кг
МАЗ-502МАЗ-502

МАЗ-502 — грузовой автомобиль повышенной проходимости на базе семитонного грузовикa МАЗ-200 (ЯАЗ-200) с колёсной формулой 4 × 4.

МАЗ-502 имел четырёхцилиндровый дизельный двигатель ЯАЗ-М204В повышенной мощности. В схему трансмиссии входили пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка, распределявшая крутящий момент между передним и задним мостами в соотношении 1:2. Привод к передним колёсам — неотключаемый, поэтому грузовик оснащался блокируемым межосевым дифференциалом. Диапазон передаточных чисел трансмиссии — 14,5. Все колёса машины — односкатные с шинами размером 15,00-20". Автомобиль оснащался пневмоусилителем руля. Для перевозки личного состава или грузов машина имела универсальную грузовую платформу.

Автомобиль выпускался серийно с 1957 по 1966 год в трёх модификациях:

  • грузового автомобиля без лебёдки МАЗ-502;
  • грузового автомобиля с лебёдкой МАЗ-502А;
  • седельного тягача МАЗ-502В.

МАЗ-502В эксплуатировался совместно с полуприцепами МАЗ-5245Б и МАЗ-5245В. Первый предназначался для перевозки воинских грузов, второй — личного состава.

МАЗ-502 не получил широкого распространения в войсках, поскольку имел полную массу около 12 т и нагрузку на заднюю ось 7,5 т, что гораздо выше допустимой нагрузки для многоцелевых автомобилей, и этим обуславливалась его недостаточная подвижность на местности и небольшая максимальная скорость (50 км/ч).

Грузовик МАЗ-502 был первым двухосным полноприводным автомобилем военного назначения, серийно выпускавшимся в Минске. В начале 60-х годов там был построен опытный грузовой автомобиль повышенной проходимости МАЗ-505. В середине 2000-х годов серийно запущен в производство МАЗ-5316.

Фотографии

wikipedia.green

МАЗ-502

Статья опубликована 10.12.2015 19:58 Последняя правка произведена 10.12.2015 19:58 МАЗ-502

Грузовик МАЗ-502 был создан на базе семитонного грузового автомобиля МАЗ-200 (ЯАЗ-200) который имел колёсную формулу 4х4.

Серийно он выпускался с 1957 по 1966 год и имел три модификации: без лебёдки, с лебёдкой (МАЗ-502А) и седельный тягач (МАЗ-502В).

МАЗ-502 стал первым двухосным серийным автомобилем, имевшим полный привод, предназначавшимся для нужд армии, созданным Минским автомобильным заводом.

Машина была создана на одной платформе с МАЗ-502 и МАЗ-501. Отличительной её особенностью была оригинальная и удобная система передачи мощности двигателя на трансмиссию.

Таким образом, впервые среди отечественных автомобилей она получила полный привод без отключаемого переднего моста. Этот опыт оказался удачным и использовался на всех советских и российских грузовых автомобилях в дальнейшем.

Ещё одной особенностью конструкции МАЗ-502 стали колёсные редукторы переднего моста, а также несимметричный блокируемый дифференциал.

Что касается силового агрегата, то он был здесь представлен форсированным дизелем ЯАЗ-М204В мощностью в 110 лошадиных сил. Совместно с ним работала пятиступенчатая механическая коробка передача, а также раздаточная коробка, имеющая две ступени, основным назначением которой было распределением крутящего момента между мостами в отношении 1:2.

Трансмиссия имела передаточное число 14,5. При этом автомобиль оснащался пневоусилителем руля. Он помогал водителю управлять машиной в тяжёлых дорожных условиях или при управлении в составе автопоезда с универсальной грузовой платформой.

Из полуприцепов, эксплуатировавшихся с МАЗ-502 можно назвать МАЗ-5245Б и МАЗ-5245В. Первый из них был создан для перемещения воинских грузов, а второй – для перевозки личного состава.

Не смотря на то обстоятельство, что автомобиль был разработан для эксплуатации в войсках, в армии он не получил широкого распространения так как его полная масса в 12 тонн и нагрузка на заднюю ось в 7,5 тонн была в несколько раз больше допустимой нагрузки, предусмотренной для многоцелевых автомобилей. В результате МАЗ-502 имел недостаточную подвижность и малую скорость передвижения в 50 км/ч.

Однако в гражданском хозяйстве машина была принята очень хорошо. Дело в том, что грузовик имел достаточно вместительный, но компактный металлический кузов, позволяющий перевозить большие объёмы грузов.

Стоит отметить интересную деталь конструкции автомобиля – односкатные колёса, которые в то время были передовым техническим решением. Вторым интересным техническим решением, применённом на данном грузовике, стало использование лебёдки. Это позволяло автомобилю самостоятельно, без посторонней помощи, выбираться из грязи.

На базе МАЗ-502 было создано несколько модификаций. Так МАЗ-501 первоначально был создан в качестве вездехода военного назначения. Позже его использовали для транспортировки леса. Водители особенно отмечали его исключительную проходимость, которую обеспечивало наличие двускатных колёс.

Ещё одним уникальным автомобилем, созданным на базе 502-ой модели, стал МАЗ-503А. Он также имел первоначально узкую специализацию и предназначался для использования на строительных работах. Однако отличные технические и эксплуатационные качества позволили задействовать грузовик и в других отраслях хозяйства.

Машина могла эксплуатироваться на дорогах первой и второй категории, имя при этом осевую нагрузку в десять тонн. На этом грузовике впервые среди среднетоннажных грузовиков был установлен механизм обеспечивающий разгрузку назад. Для этого пришлось модифицировать кузов, обеспечив ему возможность для откидывания назад заднего борта. Кроме того на нём был установлен козырёк для защиты кабины от атмосферных осадков.

Из иных модификаций МАЗ-502 стоит отметить МАЗ-502А и МАЗ-503А, которые были так удачно сделаны, что стали прародителями целого семейства грузовых автомобилей, многие из которых можно встретить на дорогах и сегодня.

Технические характеристики МАЗ-502:

Общие данные
Производитель МАЗ
Годы пр-ва 1957-1966
Сборка МАЗ
Класс средней грузоподъёмности
Дизайн
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула 4×4
Двигатели ЯАЗ-204В
Трансмиссия механическая 5-ступ.
Раздаточная коробка двухступенчатая.
Передаточные числа 1 передача — 2,16; 2 передача — 1,18. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 8,21.
Массово-габаритные
Длина 7500 мм
Ширина 2700 мм
Высота 2725 мм
Колёсная база 4520 мм
Колея задняя 2030 мм
Колея передняя 2030 мм
Масса 7700 кг
Динамические
Макс. скорость 50 км/ч
Другое
Грузоподъёмность 4000 кг
При эксплуатации дизельных двигателей особое внимание следует уделить карбюратору. Двигатели с большим сроком службы часто имеют проблемы с ними. Хорошо, что сейчас вместо этой технологии появились форсунки cummins, которые служат гораздо дольше.

autohis.ru

Узнать больше на Вики 2. МАЗ-502 это ... // Википедия Переиздание

МАЗ-502

Общие данные

Класс: средней грузоподъёмности
механическая 5-ступ.
Производитель:ЯАЗ
Модель:204
Тип:механическая
Число ступеней:5
Передаточные отношения: 
1 передача:6,17
2 передача:3,40
3 передача:1,79
4 передача:1,00
5 передача:0,78
Задняя передача:6,69
Переключение:напольный рычаг
Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,16; 2 передача — 1,18. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 8,21.

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 2030 мм
Колея передняя: 2030 мм

Динамические

Макс. скорость: 50 км/ч

Другое

Грузоподъёмность: 4000 кг

МАЗ-502 — грузовой автомобиль повышенной проходимости на базе семитонного грузовикa МАЗ-200 (ЯАЗ-200) с колёсной формулой 4 × 4.

МАЗ-502 имел четырёхцилиндровый дизельный двигатель ЯАЗ-М204В повышенной мощности. В схему трансмиссии входили пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка, распределявшая крутящий момент между передним и задним мостами в соотношении 1:2. Привод к передним колёсам — неотключаемый, поэтому грузовик оснащался блокируемым межосевым дифференциалом. Диапазон передаточных чисел трансмиссии — 14,5. Все колёса машины — односкатные с шинами размером 15,00-20". Автомобиль оснащался пневмоусилителем руля. Для перевозки личного состава или грузов машина имела универсальную грузовую платформу.

Автомобиль выпускался серийно с 1957 по 1966 год в трёх модификациях:

  • грузового автомобиля без лебёдки МАЗ-502;
  • грузового автомобиля с лебёдкой МАЗ-502А;
  • седельного тягача МАЗ-502В.

МАЗ-502В эксплуатировался совместно с полуприцепами МАЗ-5245Б и МАЗ-5245В. Первый предназначался для перевозки воинских грузов, второй — личного состава.

МАЗ-502 не получил широкого распространения в войсках, поскольку имел полную массу около 12 т и нагрузку на заднюю ось 7,5 т, что гораздо выше допустимой нагрузки для многоцелевых автомобилей, и этим обуславливалась его недостаточная подвижность на местности и небольшая максимальная скорость (50 км/ч).

Грузовик МАЗ-502 был первым двухосным полноприводным автомобилем военного назначения, серийно выпускавшимся в Минске. В начале 60-х годов там был построен опытный грузовой автомобиль повышенной проходимости МАЗ-505. В середине 2000-х годов серийно запущен в производство МАЗ-5316.

Фотографии

Эта страница последний раз была отредактирована 17 марта 2017 в 10:16.

wiki2.org

502 — Truck Auto

Серийный грузовой автомобиль МАЗ-502 начался выпускаться с 1957 года, а последний автомобиль сошел с конвеера в 1966 году. МАЗ-502 — автомобиль повышенной проходимости, созданный на базе семитонного грузовика ЯАЗ-200 с колесной формулой 4×2. МАЗ-502 имел 4-х цилиндровый дизельный двигатель ЯАЗ-М204В повышенной мощности. В схему трансмиссии входили 5-ти ступенчатая коробка передач и 2-х ступенчатая раздаточная коробка, распределявшая крутящий момент между передним и задним мостами в соотношении 1:2.

Привод к передним колесам — не отключаемый, поэтому грузовик оснащался блокируемым межосевым дифференциалом. Диапазон передаточных чисел трансмиссии — 14,5. Все колеса машины — односкатные с шинами размером 15,00-20″. Автомобиль оснащался пневмоусилителем руля. Для перевозки личного состава или грузов машина имела универсальную грузовую платформу. Автомобиль выпускался серийно с 1957 по 1966 год в трех модификациях: грузового автомобиля без лебедки МАЗ-502, грузового автомобиля с лебедкой МАЗ-502А и седельного тягача МАЗ-502В. МАЗ-502В эксплуатировался совместно с полуприцепами МАЗ-5245Б и МАЗ-5245В.

Первый предназначался для перевозки воинских грузов, второй — личного состава. МАЗ-502 не получил широкого распространения в войсках, поскольку имел полную массу около 12 т. и нагрузку на заднюю ось 7,5 т., что гораздо выше допустимой нагрузки для многоцелевых автомобилей, и этим обуславливалась его недостаточная подвижность на местности и небольшая максимальная скорость (50 км/ч). Грузовик МАЗ-502 был первым и последним двухосным полноприводным автомобилем военного назначения, серийно выпускавшимся в Минске. В начале 60-х годов там был построен опытный грузовой автомобиль повышенной проходимости МАЗ-505. Это был полноприводный вариант коммерческого грузовика МАЗ-500. Было построено несколько опытных образцов МАЗ-505.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики

Array ( [TAGS] => Автомобилестроение, Автомобили, Грузовики [~TAGS] => Автомобилестроение, Автомобили, Грузовики [ID] => 60795 [~ID] => 60795 [NAME] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [~NAME] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => 104 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104 [DETAIL_TEXT] =>

МАЗ-502 – советский грузовик, который служил верой и правдой многим поколениям жителей СССР. Выпускался он целых 9 лет с 1957 по 1966 года. МАЗ-502 запомнился своей надежностью и большой тяговой мощью, которая благодаря полному приводу давала возможность перевозить большие грузы. 

История 

Задумывался МАЗ-502 как армейский грузовик. В процессе разработки на него устанавливали много видов шасси и платформ, но в 1955 году с конвейера сошел первый представитель этой модели. Советские грузовики того времени были похожи друг на друга и мало чем отличались. Так, аналогами 502 модели были ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. Конечно, МАЗ обладал большей грузоподъемностью и мощью, чем его собратья, поэтому его первого взяли на вооружение в армии СССР. 

Но несмотря на все позитивнее качества, 502 был снят с производства в 1966 году. Хотя его еще эксплуатировали на территории великой страны порядка 20 лет. Некоторые автомобили были переоборудованы для перевозки личного состава армии, но им на смену пришел не менее легендарный ГАЗ-66, у которого проходимость была выше. 

Кабина

Кабина 502-го была выполнена в классическом стиле 50-60 годов. Передний тяжелый капот содержал в себе «сердце» машины – двигатель. Доступ к агрегату был прекрасный, что упрощало ремонтные работы. 

Сам каркас кабины был цельнометаллическим и сделан из высококачественной стали, что не давало ему быстро поддаваться коррозии. Передние стекла и высокая посадка давали большой обзор водителю. Спальное место в 502-м МАЗе отсутствовало. Этой особенностью отличались все советские грузовики. 

Приборная панель была упрощенная с минимальным набором датчиков и регуляторов. Поскольку двигатель не имел электрооборудования, как современные грузовые автомобили, то приборы показывали компрессию, скорость, ампераж аккумулятора. 

Кузов и варианты исполнения 

Поскольку МАЗ-502 задумывался как военный грузовик, то первыми кузовами стали будка для перевозки личного состава и тентовая платформа, чтобы перевозить армейские грузы. Следующими модификациями стали лесовозная и технически-испытательная платформы. 

И только в 1961 году некоторые серийные партии грузовика перестали снабжать кузовом и устанавливали тягово-сцепное устройство. Это позволило цеплять к 502 прицепы для магистральных тягачей, которые использовались для перевозки крупногабаритных грузов, ракет и испытательных установок. 

Рама исполнялась из швеллеров, которые изготавливались из высококачественной стали кованого типа. Степень деформации металла была слишком высока, около 16-17 кг/1 см кв. Это достаточно много, поскольку рамы современных грузовиков выдерживают около 2-4 кг/1 см кВ. Поэтому МАЗ не боялся никаких столкновений. 

В 1965 году был проведен ряд испытаний, направленных на увеличение мощности двигателя. Даже был использован метод впрыска воды в двигатель. Но все они окончились неудачей, поскольку моторы быстро выходили из строя. 

Технические характеристики 

МАЗ-502 обладал на то время достаточно мощными техническими характеристиками. Грузовик оснащался 4-цилиндровым мотором ЯАЗ-204В. Это 135-сильный дизельный двигатель имел ход поршня 127 мм и цилиндр в диаметре 108 мм. Объем этого дизельного мотора составлял 4654 см куб. Основной силовой блок и головка были сделаны из чугуна, что характерно для грузовиков 50-х годов выпуска. Топливная система имела ТНВД и топливные форсунки. Этот мотор разгонял МАЗ до 50 км/час.

Имея сильный двигатель, МАЗ, грузоподъемность которого составляла 4000 кг, мог спокойно перевозить даже самые тяжелые и массивные грузы. Но бывали случаи, когда на 502 грузили ракеты весом в 7 тонн. Этому способствовали и габариты: 7,5 метров в длину, 2,7 м в ширину и 2,725 м в высоту. Это позволяло перевозить крупногабаритные грузы. 

МАЗ-502 оснащался 5-ступенчатой МКПП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой, что делало его полноприводным грузовиком среднего класса. Колесная формула 4х4 и компоновка – переднемоторная полноприводная - позволяли чувствовать себя «королем дороги», даже имея за спиной большой груз. 

Что касается подвески, то она была рессорного типа с передними моноамортизаторами. По сути, автомобиль был довольно жестким, и водитель ощущал каждую яму. 

Разновидности грузовика 

В процессе производства 502-й получил еще две модификации: МАЗ-502А и МАЗ-502В. А-серия была оснащена лебедкой и использовалась только в военном и лесном деле. Неоднократно при плохой проходимости такая функция приходила в помощь, а усиленная рама могла выдержать нагрузку. 

Серия В – это седельный тягач МАЗ. Грузоподъемность была увеличена с 4 тонн до 7,5 т. Это позволяло перевозить грузы и использовать прицепы МАЗ-5245Б и МАЗ-5245В. Причем серия Б использовалась в основном для перевозки армейских грузов, а В-серия – для транспортировки личного состава армии. 

Наследие 

До наших дней дожило только несколько экземпляров этой выдающейся техники. Один расположен на самом заводе МАЗ, в музеи завода. Многие 502 были найдены по бывшим совхозах и колхозах, затем перекуплены частными коллекционерами для реставраций. На сегодняшний день, за реставрированный в оригинал МАЗ-502 можно выручить до 100 000 евро. Европейские коллекционеры готовы щедро платить, только бы получить советскую легенду. 

Некоторые тягачи можно найти на свалках автомобилей по всей стране. В Чернобыле имеется несколько таких экземпляров, которые были заброшены после аварии. В 2007 году группа металлоломщиков попыталась вывезти один такой грузовик, но была пойманы местными властями. 

Украинская тюнинг мастерская «B&B» в 2012 году представляла тюнинг-версию МАЗ-502. Грузовик был оборудован двигателем ЯМЗ-236 и электронной системой впрыска. Также были установлены литые колесные диски спереди, а задний мост был заменен и смонтированные 2-рядные колеса. Система выпуска газов была сделана из хромированных деталей, как на американских тягачах. Рама была укорочена по ненадобности, а дорожный просвет уменьшен на 10 см. Поскольку автомобиль изначально был рессорным, то конструкторам тюнинг-ателье пришлось добавить в конструкцию амортизаторы, которые смягчали подвеску. 

МАЗ-502 – это настоящая легенда советского автопрома. Он показал себя как надежный и мощный грузовик, который послужил целому поколению. Но прогресс не щадит никого, и автомобиль был снят с производства, как устаревшая модель. Ему на смену пришел легендарный МАЗ-500. 502 модель был первым серийным грузовиком среднего класса, который имел полный привод. 

Читайте также: 

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГАЗ-66

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ КАМАЗ-5350 СЕМЕЙСТВА «МУСТАНГ»

ГУСЕНИЧНЫЙ ГРУЗОВИК

ЗИС-151 - ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА С ТРЕМЯ ВЕДУЩИМИ МОСТАМИ

КАЗ-4540: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ФОТО. ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ КУТАИССКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА

Источник:   fb.ru

[~DETAIL_TEXT] =>

МАЗ-502 – советский грузовик, который служил верой и правдой многим поколениям жителей СССР. Выпускался он целых 9 лет с 1957 по 1966 года. МАЗ-502 запомнился своей надежностью и большой тяговой мощью, которая благодаря полному приводу давала возможность перевозить большие грузы. 

История 

Задумывался МАЗ-502 как армейский грузовик. В процессе разработки на него устанавливали много видов шасси и платформ, но в 1955 году с конвейера сошел первый представитель этой модели. Советские грузовики того времени были похожи друг на друга и мало чем отличались. Так, аналогами 502 модели были ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. Конечно, МАЗ обладал большей грузоподъемностью и мощью, чем его собратья, поэтому его первого взяли на вооружение в армии СССР. 

Но несмотря на все позитивнее качества, 502 был снят с производства в 1966 году. Хотя его еще эксплуатировали на территории великой страны порядка 20 лет. Некоторые автомобили были переоборудованы для перевозки личного состава армии, но им на смену пришел не менее легендарный ГАЗ-66, у которого проходимость была выше. 

Кабина

Кабина 502-го была выполнена в классическом стиле 50-60 годов. Передний тяжелый капот содержал в себе «сердце» машины – двигатель. Доступ к агрегату был прекрасный, что упрощало ремонтные работы. 

Сам каркас кабины был цельнометаллическим и сделан из высококачественной стали, что не давало ему быстро поддаваться коррозии. Передние стекла и высокая посадка давали большой обзор водителю. Спальное место в 502-м МАЗе отсутствовало. Этой особенностью отличались все советские грузовики. 

Приборная панель была упрощенная с минимальным набором датчиков и регуляторов. Поскольку двигатель не имел электрооборудования, как современные грузовые автомобили, то приборы показывали компрессию, скорость, ампераж аккумулятора. 

Кузов и варианты исполнения 

Поскольку МАЗ-502 задумывался как военный грузовик, то первыми кузовами стали будка для перевозки личного состава и тентовая платформа, чтобы перевозить армейские грузы. Следующими модификациями стали лесовозная и технически-испытательная платформы. 

И только в 1961 году некоторые серийные партии грузовика перестали снабжать кузовом и устанавливали тягово-сцепное устройство. Это позволило цеплять к 502 прицепы для магистральных тягачей, которые использовались для перевозки крупногабаритных грузов, ракет и испытательных установок. 

Рама исполнялась из швеллеров, которые изготавливались из высококачественной стали кованого типа. Степень деформации металла была слишком высока, около 16-17 кг/1 см кв. Это достаточно много, поскольку рамы современных грузовиков выдерживают около 2-4 кг/1 см кВ. Поэтому МАЗ не боялся никаких столкновений. 

В 1965 году был проведен ряд испытаний, направленных на увеличение мощности двигателя. Даже был использован метод впрыска воды в двигатель. Но все они окончились неудачей, поскольку моторы быстро выходили из строя. 

Технические характеристики 

МАЗ-502 обладал на то время достаточно мощными техническими характеристиками. Грузовик оснащался 4-цилиндровым мотором ЯАЗ-204В. Это 135-сильный дизельный двигатель имел ход поршня 127 мм и цилиндр в диаметре 108 мм. Объем этого дизельного мотора составлял 4654 см куб. Основной силовой блок и головка были сделаны из чугуна, что характерно для грузовиков 50-х годов выпуска. Топливная система имела ТНВД и топливные форсунки. Этот мотор разгонял МАЗ до 50 км/час.

Имея сильный двигатель, МАЗ, грузоподъемность которого составляла 4000 кг, мог спокойно перевозить даже самые тяжелые и массивные грузы. Но бывали случаи, когда на 502 грузили ракеты весом в 7 тонн. Этому способствовали и габариты: 7,5 метров в длину, 2,7 м в ширину и 2,725 м в высоту. Это позволяло перевозить крупногабаритные грузы. 

МАЗ-502 оснащался 5-ступенчатой МКПП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой, что делало его полноприводным грузовиком среднего класса. Колесная формула 4х4 и компоновка – переднемоторная полноприводная - позволяли чувствовать себя «королем дороги», даже имея за спиной большой груз. 

Что касается подвески, то она была рессорного типа с передними моноамортизаторами. По сути, автомобиль был довольно жестким, и водитель ощущал каждую яму. 

Разновидности грузовика 

В процессе производства 502-й получил еще две модификации: МАЗ-502А и МАЗ-502В. А-серия была оснащена лебедкой и использовалась только в военном и лесном деле. Неоднократно при плохой проходимости такая функция приходила в помощь, а усиленная рама могла выдержать нагрузку. 

Серия В – это седельный тягач МАЗ. Грузоподъемность была увеличена с 4 тонн до 7,5 т. Это позволяло перевозить грузы и использовать прицепы МАЗ-5245Б и МАЗ-5245В. Причем серия Б использовалась в основном для перевозки армейских грузов, а В-серия – для транспортировки личного состава армии. 

Наследие 

До наших дней дожило только несколько экземпляров этой выдающейся техники. Один расположен на самом заводе МАЗ, в музеи завода. Многие 502 были найдены по бывшим совхозах и колхозах, затем перекуплены частными коллекционерами для реставраций. На сегодняшний день, за реставрированный в оригинал МАЗ-502 можно выручить до 100 000 евро. Европейские коллекционеры готовы щедро платить, только бы получить советскую легенду. 

Некоторые тягачи можно найти на свалках автомобилей по всей стране. В Чернобыле имеется несколько таких экземпляров, которые были заброшены после аварии. В 2007 году группа металлоломщиков попыталась вывезти один такой грузовик, но была пойманы местными властями. 

Украинская тюнинг мастерская «B&B» в 2012 году представляла тюнинг-версию МАЗ-502. Грузовик был оборудован двигателем ЯМЗ-236 и электронной системой впрыска. Также были установлены литые колесные диски спереди, а задний мост был заменен и смонтированные 2-рядные колеса. Система выпуска газов была сделана из хромированных деталей, как на американских тягачах. Рама была укорочена по ненадобности, а дорожный просвет уменьшен на 10 см. Поскольку автомобиль изначально был рессорным, то конструкторам тюнинг-ателье пришлось добавить в конструкцию амортизаторы, которые смягчали подвеску. 

МАЗ-502 – это настоящая легенда советского автопрома. Он показал себя как надежный и мощный грузовик, который послужил целому поколению. Но прогресс не щадит никого, и автомобиль был снят с производства, как устаревшая модель. Ему на смену пришел легендарный МАЗ-500. 502 модель был первым серийным грузовиком среднего класса, который имел полный привод. 

Читайте также: 

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГАЗ-66

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ КАМАЗ-5350 СЕМЕЙСТВА «МУСТАНГ»

ГУСЕНИЧНЫЙ ГРУЗОВИК

ЗИС-151 - ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА С ТРЕМЯ ВЕДУЩИМИ МОСТАМИ

КАЗ-4540: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ФОТО. ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ КУТАИССКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА

Источник:   fb.ru

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => МАЗ-502 – советский грузовик, который служил верой и правдой многим поколениям жителей СССР. Выпускался он целых 9 лет с 1957 по 1966 года. МАЗ-502 запомнился своей надежностью и большой тяговой мощью, которая благодаря полному приводу давала возможность перевозить большие грузы. [~PREVIEW_TEXT] => МАЗ-502 – советский грузовик, который служил верой и правдой многим поколениям жителей СССР. Выпускался он целых 9 лет с 1957 по 1966 года. МАЗ-502 запомнился своей надежностью и большой тяговой мощью, которая благодаря полному приводу давала возможность перевозить большие грузы. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 07.06.2017 14:14:06 [~TIMESTAMP_X] => 07.06.2017 14:14:06 [ACTIVE_FROM] => 07.06.2017 [~ACTIVE_FROM] => 07.06.2017 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/60795/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/60795/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => sovetskiy_gruzovik_maz_502_tekhnicheskie_kharakteristiki_ [~CODE] => sovetskiy_gruzovik_maz_502_tekhnicheskie_kharakteristiki_ [EXTERNAL_ID] => 60795 [~EXTERNAL_ID] => 60795 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 07.06.2017 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [SECTION_META_KEYWORDS] => советский грузовик маз-502: технические характеристики [SECTION_META_DESCRIPTION] => МАЗ-502 – советский грузовик, который служил верой и правдой многим поколениям жителей СССР. Выпускался он целых 9 лет с 1957 по 1966 года. МАЗ-502 запомнился своей надежностью и большой тяговой мощью, которая благодаря полному приводу давала возможность перевозить большие грузы. [SECTION_PAGE_TITLE] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [ELEMENT_META_TITLE] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [ELEMENT_META_KEYWORDS] => советский грузовик маз-502: технические характеристики [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => МАЗ-502 – советский грузовик, который служил верой и правдой многим поколениям жителей СССР. Выпускался он целых 9 лет с 1957 по 1966 года. МАЗ-502 запомнился своей надежностью и большой тяговой мощью, которая благодаря полному приводу давала возможность перевозить большие грузы. [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики ) [FIELDS] => Array ( [TAGS] => Автомобилестроение, Автомобили, Грузовики ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 [TMP_ID] => b8af53374710a1ee4792b8c239510fee [~TMP_ID] => b8af53374710a1ee4792b8c239510fee [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 104 [~ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [MODIFIED_BY] => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 [DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 5 [~SORT] => 5 [NAME] => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 [RIGHT_MARGIN] => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [CODE] => [~CODE] => [XML_ID] => 104 [~XML_ID] => 104 [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [EXTERNAL_ID] => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_META_KEYWORDS] => интересные статьи [SECTION_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_KEYWORDS] => интересные статьи [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/104/ ) Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики

07.06.2017

МАЗ-502 – советский грузовик, который служил верой и правдой многим поколениям жителей СССР. Выпускался он целых 9 лет с 1957 по 1966 года. МАЗ-502 запомнился своей надежностью и большой тяговой мощью, которая благодаря полному приводу давала возможность перевозить большие грузы. 

История 

Задумывался МАЗ-502 как армейский грузовик. В процессе разработки на него устанавливали много видов шасси и платформ, но в 1955 году с конвейера сошел первый представитель этой модели. Советские грузовики того времени были похожи друг на друга и мало чем отличались. Так, аналогами 502 модели были ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. Конечно, МАЗ обладал большей грузоподъемностью и мощью, чем его собратья, поэтому его первого взяли на вооружение в армии СССР. 

Но несмотря на все позитивнее качества, 502 был снят с производства в 1966 году. Хотя его еще эксплуатировали на территории великой страны порядка 20 лет. Некоторые автомобили были переоборудованы для перевозки личного состава армии, но им на смену пришел не менее легендарный ГАЗ-66, у которого проходимость была выше. 

Кабина

Кабина 502-го была выполнена в классическом стиле 50-60 годов. Передний тяжелый капот содержал в себе «сердце» машины – двигатель. Доступ к агрегату был прекрасный, что упрощало ремонтные работы. 

Сам каркас кабины был цельнометаллическим и сделан из высококачественной стали, что не давало ему быстро поддаваться коррозии. Передние стекла и высокая посадка давали большой обзор водителю. Спальное место в 502-м МАЗе отсутствовало. Этой особенностью отличались все советские грузовики. 

Приборная панель была упрощенная с минимальным набором датчиков и регуляторов. Поскольку двигатель не имел электрооборудования, как современные грузовые автомобили, то приборы показывали компрессию, скорость, ампераж аккумулятора. 

Кузов и варианты исполнения 

Поскольку МАЗ-502 задумывался как военный грузовик, то первыми кузовами стали будка для перевозки личного состава и тентовая платформа, чтобы перевозить армейские грузы. Следующими модификациями стали лесовозная и технически-испытательная платформы. 

И только в 1961 году некоторые серийные партии грузовика перестали снабжать кузовом и устанавливали тягово-сцепное устройство. Это позволило цеплять к 502 прицепы для магистральных тягачей, которые использовались для перевозки крупногабаритных грузов, ракет и испытательных установок. 

Рама исполнялась из швеллеров, которые изготавливались из высококачественной стали кованого типа. Степень деформации металла была слишком высока, около 16-17 кг/1 см кв. Это достаточно много, поскольку рамы современных грузовиков выдерживают около 2-4 кг/1 см кВ. Поэтому МАЗ не боялся никаких столкновений. 

В 1965 году был проведен ряд испытаний, направленных на увеличение мощности двигателя. Даже был использован метод впрыска воды в двигатель. Но все они окончились неудачей, поскольку моторы быстро выходили из строя. 

Технические характеристики 

МАЗ-502 обладал на то время достаточно мощными техническими характеристиками. Грузовик оснащался 4-цилиндровым мотором ЯАЗ-204В. Это 135-сильный дизельный двигатель имел ход поршня 127 мм и цилиндр в диаметре 108 мм. Объем этого дизельного мотора составлял 4654 см куб. Основной силовой блок и головка были сделаны из чугуна, что характерно для грузовиков 50-х годов выпуска. Топливная система имела ТНВД и топливные форсунки. Этот мотор разгонял МАЗ до 50 км/час.

Имея сильный двигатель, МАЗ, грузоподъемность которого составляла 4000 кг, мог спокойно перевозить даже самые тяжелые и массивные грузы. Но бывали случаи, когда на 502 грузили ракеты весом в 7 тонн. Этому способствовали и габариты: 7,5 метров в длину, 2,7 м в ширину и 2,725 м в высоту. Это позволяло перевозить крупногабаритные грузы. 

МАЗ-502 оснащался 5-ступенчатой МКПП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой, что делало его полноприводным грузовиком среднего класса. Колесная формула 4х4 и компоновка – переднемоторная полноприводная - позволяли чувствовать себя «королем дороги», даже имея за спиной большой груз. 

Что касается подвески, то она была рессорного типа с передними моноамортизаторами. По сути, автомобиль был довольно жестким, и водитель ощущал каждую яму. 

Разновидности грузовика 

В процессе производства 502-й получил еще две модификации: МАЗ-502А и МАЗ-502В. А-серия была оснащена лебедкой и использовалась только в военном и лесном деле. Неоднократно при плохой проходимости такая функция приходила в помощь, а усиленная рама могла выдержать нагрузку. 

Серия В – это седельный тягач МАЗ. Грузоподъемность была увеличена с 4 тонн до 7,5 т. Это позволяло перевозить грузы и использовать прицепы МАЗ-5245Б и МАЗ-5245В. Причем серия Б использовалась в основном для перевозки армейских грузов, а В-серия – для транспортировки личного состава армии. 

Наследие 

До наших дней дожило только несколько экземпляров этой выдающейся техники. Один расположен на самом заводе МАЗ, в музеи завода. Многие 502 были найдены по бывшим совхозах и колхозах, затем перекуплены частными коллекционерами для реставраций. На сегодняшний день, за реставрированный в оригинал МАЗ-502 можно выручить до 100 000 евро. Европейские коллекционеры готовы щедро платить, только бы получить советскую легенду. 

Некоторые тягачи можно найти на свалках автомобилей по всей стране. В Чернобыле имеется несколько таких экземпляров, которые были заброшены после аварии. В 2007 году группа металлоломщиков попыталась вывезти один такой грузовик, но была пойманы местными властями. 

Украинская тюнинг мастерская «B&B» в 2012 году представляла тюнинг-версию МАЗ-502. Грузовик был оборудован двигателем ЯМЗ-236 и электронной системой впрыска. Также были установлены литые колесные диски спереди, а задний мост был заменен и смонтированные 2-рядные колеса. Система выпуска газов была сделана из хромированных деталей, как на американских тягачах. Рама была укорочена по ненадобности, а дорожный просвет уменьшен на 10 см. Поскольку автомобиль изначально был рессорным, то конструкторам тюнинг-ателье пришлось добавить в конструкцию амортизаторы, которые смягчали подвеску. 

МАЗ-502 – это настоящая легенда советского автопрома. Он показал себя как надежный и мощный грузовик, который послужил целому поколению. Но прогресс не щадит никого, и автомобиль был снят с производства, как устаревшая модель. Ему на смену пришел легендарный МАЗ-500. 502 модель был первым серийным грузовиком среднего класса, который имел полный привод. 

Читайте также: 

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГАЗ-66

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ КАМАЗ-5350 СЕМЕЙСТВА «МУСТАНГ»

ГУСЕНИЧНЫЙ ГРУЗОВИК

ЗИС-151 - ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА С ТРЕМЯ ВЕДУЩИМИ МОСТАМИ

КАЗ-4540: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ФОТО. ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ КУТАИССКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА

Источник:   fb.ru

Просмотров: 2172

www.alfa-industry.ru


Смотрите также