МАЗ 7907: технические характеристики, расход топлива, фото. Маз 7907


технические характеристики, расход топлива, фото

История техники, особенно военной советского периода, насчитывает немало славных страниц. Немалую лепту в написание внесли конструкторы Минского автозавода, работавшие в отделе колесных тягачей, который со временем стал отдельным заводом МЗКТ. Замечательным и на сегодняшний день уникальным творением стал тягач МАЗ 7907.

Исторические предпосылки создания

В ответ на создание американскими специалистами межконтинентальной ракеты МХ, стартовая масса которой была почти 90 тонн, руководством МО СССР было принято решение о разработке аналога. Таким ответом стала ракета РТ-23 «Молодец», по коду НАТО SS-24 Scalpel весом почти сто тонн. Транспортно-пусковой контейнер с ракетой внутри весил уже сто пять тонн. Длина его была почти двадцать три, а диаметр – два с половиной метра. Проектные размеры пусковой установки составили: длина – 32 м, высота – больше 5,5 м.

Но создать ракету мало, груз с такой массой и таких габаритов еще нужно транспортировать по дорогам, а иногда и без них.

Поскольку специальное подразделение МАЗ уже имело богатый опыт проектирования супертяжелых тягачей, заказ на изготовление колесного транспортного средства грузоподъемностью более 100 тонн получил именно этот завод.

Итогом двухлетней работы специалистов предприятия, главным конструктором которого был доктор технических наук Б. Л. Шапошник, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, и стал уникальный МАЗ 7907.

Технические характеристики

Этот проект получил название «Целина-2». Первым был восьмиосный тягач МАЗ 7906 грузоподъемностью 150 т.

Тягач МАЗ 7907 (24х24) разрабатывался два года. И в 1985 годы были собраны два образца для ходовых испытаний. Снаряженная масса транспортера составляла 66 т при грузоподъемности 150 т. Расчетная максимальная скорость на шоссе (твердое и гладкое покрытие) – 40 км/час. На испытаниях с макетом пусковой установки транспортер показал скорость 25 км/час.

Впечатляли габаритные размеры тягача. Его длина была больше 28 метров, ширина – 4,7 м, а высота - почти 4,5 метра. Ширина колесной колеи, и передней и задней, была больше 3,3 м, а клиренс - 465 мм. Радиус поворота шасси – 27 метров. База передней и задней тележек неодинакова – 9,065 и 9,22 м. Расстояние между осями колес 1,75; 1,8 или 1,855 м.

Двенадцать пар ведущих колес ВИ-207 отечественного производства имели размеры 1660 х 600-635 мм. То есть диаметр колеса был в рост среднего человека. Насколько мелки люди рядом с этим монстром МАЗ 7907, фото из отчета о перевозке катера демонстрируют очень наглядно.

Особенности конструкции

Чтобы обеспечить столь внушительную грузоподъемность, все колесные пары МАЗ 7907 должны были работать с полной нагрузкой без вывешивания колес на грунтовых дорогах. Поэтому, кроме конструкции подвески, в раме хребтового типа, которая сохраняла жесткость в горизонтальной плоскости, был предусмотрен силовой шарнир на подшипниках с одной степенью свободы. То есть платформа была двузвенной на двух шестиосных тележках, которые могли перемещаться в вертикальной плоскости относительно друг друга на угол до 8°.

Чтобы обеспечить маневренность такой длинной базы, восемь из двенадцати пар колес поворачивались. Это были первые и последние четыре пары. Причем предусматривались два варианта поворота. В первом восемь колес поворачивали в одну сторону, а восемь – в противоположную. Во втором же поворот был синхронным - так называемое движение «крабом» или боком.

Силовая установка МАЗ 7907

МАЗ такой грузоподъемности и мощности требовал и двигателя с особыми характеристиками. На тягаче был установлен трехвальный газотурбинный двигатель ГТД 1000Т ФМ мощностью 1250 л. с. Калужского моторостроительного завода, который сейчас называется ГУП «Завод им. В.Я. Климова». Двигатель монтировался на передней консоли рамы под трехместной кабиной с тремя лобовыми стеклами.

Многие называют двигатель танковым, хотя на заводе специально создавались модификации базового двигателя для ракетовозов, в том числе МАЗ 7907. Расход топлива в открытой для общего доступа литературе указывается только для танковых двигателей, и для ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л. с. он составляет 235 г/л.с.*ч, а для ГТД-1250 на 1250 л. с. - 225 г/л.с.*ч. Учитывая, что сто километров пути на максимальной скорости тягач мог пройти за четыре часа, то и затратить на него приходилось примерно полторы тонны топлива.

Генератор переменного тока ВСГ-625, установленный в блоке с двигателем, питал узлы электромеханической трансмиссии ТЭ-660-24 и синхронные электромоторы воздушно-масляного охлаждения, установленные внутри рамы, отдельно на каждое колесо.

Масляные радиаторы и блоки электрического управления размещались под параллельными кожухами в задней части шасси.

Достоинства и недостатки

По сравнению с предыдущим транспортером МАЗ 7906-двенадцатиосный тягач обладал существенными преимуществами. Лучшими были управляемость, звукоизоляция кабины, выше технологичность и живучесть, так как подвижность установки сохранялась даже при повреждении привода восьми колес.

Но и недостатков у тягача МАЗ 7907 хватало. Электромеханическая трансмиссия отличалась низкой работоспособностью и малым КПД. Кроме того, тяжелая машина обладала низкой проходимостью по мягким грунтам и недостаточной динамикой разгона, повышенной осевой нагрузкой.

Конструкция требовала серьезных доработок, хотя опытные образцы ракетовозов испытания прошли успешно. Может быть, недостатки и были бы устранены со временем, но закончилась холодная война и начался этап разоружения, ракетные войска стратегического назначения стали не нужны.

МАЗ 7907 в действии

Уникальные транспортеры так и остались на заводском полигоне, но один из тягачей прошел своеобразный тест-драйв, который, впрочем, подтвердив заявленные характеристики, закончился для него плачевно.

Спустя десять лет забвения, летом 1996 года, понадобилось по суше доставить к месту назначения прогулочное судно длиной 40 м и весом под 90 тонн. Да к тому же в носовой отсек хозяева загрузили строительные материалы, чтобы не тратить деньги еще и на их доставку. Обнаружилось уже после погрузки, что центровка судна нарушена, и пришлось срочно догружать корму. В итоге суммарный вес судна составил примерно сто тонн.

Специалисты МЗКТ почти два месяца готовили технику к работе. Был переделан существовавший для крепления ТПК надрамник. Теперь это были ложементы для дна прогулочного судна. Запустили газовую турбину, проверили электродвигатели колес. Четыре двигателя так и не заработали. Сто семьдесят тонн суммарной массы проделали путь на двадцати колесах. Как и заявлялось при создании тягача с серийным номером 7907.

МАЗ прошел своим ходом больше 200 км со скоростью примерно 20 км/час. Только при пересечении моста через реку Березина, не рассчитанного на транспорт такой массы, часть груза принял на себя четырехосный МЗКТ-79091 с лебедкой и кормовой мачтой, приподняв корму катера над платформой.

При разгрузке автокраны и тягач задним ходом загнали прямо в озеро Нарочь. Электрическая трансмиссия испытания водой не выдержала. Назад на базу МАЗ 7907 своим ходом уже не доехал, доставил его заводской тягач.

Перевернутая страница истории

Еще через десять лет из двух ракетовозов на заводском полигоне собрали один. Получился такой монументальный памятник в музейной экспозиции на территории Минского завода колесных тягачей. К сожалению, не нашлось на сегодня задач, для решения которых понадобилась бы такая мощная техника, как МАЗ 7907.

Фото уникальной машины встречаются не так часто. Грустные моменты упадка и разрушения и черно-белые снимки теперь уже почти двадцатилетней давности, на которых запечатлен путь от реки Березина до озера Нарочь – вот и все. Но и их хватает, чтобы показать мощь тягача и силу мысли минских конструкторов во главе с Б. Л. Шапошником, для которого этот проект стал последним.

fb.ru

«Опытный» МАЗ рекордсмен - Мастерок.жж.рф

Фото 1.

МАЗ-7907. Его двенадцатиосное шасси обладает гигантскими габаритами: длина — 30 м, ширина — 4,8 м, высота — 4,5 м. К главным техническим особенностям можно отнести применение в качестве силовой установки танкового двигателя мощностью 1250 л.с. и довольно сложной, но эффективной электротрансмиссии с 24 мотор-колесами. Шарнирно-сочлененная рама и большой ход подвески колес диаметром почти два метра обеспечивают машине с проектной боевой массой под 200 тонн хорошую проходимость по грунтовым дорогам сложного профиля и максимальную скорость до 25 км/ч. Масса — 65 800 кг. Грузоподъемностью — 150 т.

Единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые. Давайте узнаем как и для чего она создавалась …

Фото 2.

 

Как было в истории каждого предприятия, не все опытные образцы стали серийными. В конце 70-х начали проектировать, а 1982 г. изготовили шасси МАЗ-7904. Невероятная секретность этой модели инерцией тянется до сего времени. Даже сегодня никто не хочет рассказать, для чего создавали этот шестиосный супермонстр. Грузоподъёмность 220 т, полная масса 360 т. Ширина 6,8 м, длина 32,2 м, высота 3,45 м, диаметр колёс (Bridgestone) 2,8 м, колёсная формула 12х12. У этого шасси два мотора: один судовой – 1 500 л.с. и обычный дизель мощностью 330 л.с., две параллельные гидромеханические трансмиссии. Машину выгоняли из цеха, только по установленному графику, когда спутники-шпионы не пролетали над Минском. Это шасси было отправлено на испытания на Байконур, там и закончилась его тёмная история.

 

Фото 3.

 

По проекту «Целина-2» в 1984 г. изготовили пару автомобилей МАЗ-7906 (16х16), а годом позже вторую пару МАЗ-7907 (24х24). Грузоподъёмность этих тяжеловозов 150 т, что позволяло им транспортировать проектируемую ракету РТ-23 «Молодец» массой 100 т. С началом разрядки проект «Молодцев» просто прикрыли, а про машины забыли. Но конструкция МАЗ-7907 была весьма необычна.

 

Фото 4.

 

МАЗ-7907 — опытное шасси Минского автомобильного завода для пусковой установки 15П157 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с МБР РТ-23 УТТХ (15Ж62). Единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые, питаемыми энергией генератора, приводимого в действие танковой газовой турбиной. Главный конструктор шасси — автоконструктор Борис Львович Шапошник, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии.

К главным техническим особенностям МАЗ-7907 можно отнести установку в качестве силовой установки газотурбинного двигателя мощностью 1250 л. с. (специально спроектированного и изготовленного варианта танкового газотурбинного двигателя ГТД-1000ТФ — ГТД-1000ТФМ; по другим данным — ГТД-1250А) и довольно сложной, но эффективной электротрансмиссии с 24 мотор-колёсамидиаметром 1,66 м.

Шасси МАЗ-7907 прошло успешную опытную эксплуатацию, однако на вооружение принято не было, на полигоне МАЗа хранятся два опытных экземпляра шасси МАЗ-7907. Длина машины составляет 28,1 м, ширина 4,1 м, высота 4,4 м.

Небольшой радиус поворота обеспечивался путём поворота всех пар колёс, кроме 5, 6, 7 и 8-й. Первые четыре пары поворачивались в одну сторону, а последние четыре — в противоположную.

 

Фото 5.

 

Работы по облегчённым (относительно МАЗ-7904) сочленённому двенадцатиосному шасси МАЗ-7907 с электроприводом и восьмиосному МАЗ-7906 с механическим приводом были начаты в Минске 23 марта 1983 года.

9 августа 1983 года вышло постановление правительства СССР о создании единой ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования № 768—247. Проект подвижного грунтового ракетного комплекса был назван «Целина-2» и получил индекс заказчика 15П162.

Первый опытный образец был собран на МАЗе в марте 1985 года и рассматривался как альтернативный вариант шасси по программе «Целина-2». Шасси должно было быть способно транспортировать ракету стартовой массой 104,5 т, длиной 22,6 м и диаметром 2,4 м в ТПК и оборудование, обеспечивающее хранение, транспортирование, подготовку и пуск ракеты.

На заводе были проведены предварительные обкаточные и пробеговые испытания в объёме 1000 км. Испытания проводились в ночное время по Могилёвскому шоссе и заводскому полигону «Утёс». По завершении заводских испытаний шасси было разобрано и по железной дороге отправлено на ПО «Баррикады» (г. Волгоград) для монтажа оборудования автономной пусковой установки (АПУ) 15У157. По завершении монтажа шасси вновь было частично разобрано и направлено железной дорогой в позиционный район 7-й гвардейской ракетной Режицкой Краснознамённой дивизии в пгт. Выползово (сейчас ЗАТО Озёрный) Бологовском районе Тверской области для сравнительных испытаний с АПУ на базе МАЗ-7906

 

Фото 6.

Фото 7.

 

Испытания шасси МАЗ-7907 в 7-й гв. рд начались в сентябре 1986 года. Целью испытаний был выбор типа шасси для ПГРК «Целина-2». Проведение испытаний потребовало серьёзной модернизации инфраструктуры войсковой части: были построены гигантские ангары для хранения и обслуживания шасси, специальные участки дорог с мостами и развязками для исследования воздействия колёс на дорожное полотно. Испытания были завершены в сентябре 1987 года, при этом пробег МАЗ-7907 составил 2054 км при максимальной достигнутой скорости 25 км/ч.

Комиссия в выводах по результатам испытаний к производству рекомендовала шасси МАЗ-7907 как обладавшее по сравнению с МАЗ-7906 рядом преимуществ:

  • меньшими осевыми нагрузками,
  • лёгкостью управления,
  • лучшими виброакустическими характеристиками в кабине,
  • быстрым набором готовности к движению при низких температурах (за счёт применения ГТД),
  • лучшими эксплуатационными качествами (за счёт применения электротрансмиссии),
  • более высокой надёжностью и живучестью (за счёт резервирования систем электротрансмиссии и возможности движения без 8 электроприводов),
  • лучшей железнодорожной транспортабельностью.

Однако работы по комплексу были прекращены, и обе машины МАЗ-7907 были возвращены на Минский автозавод.

В 2006 году из элементов двух машин МАЗ-7907, находившихся на заводском полигоне, была собрана одна, которая предположительно находится сейчас на территории предприятия в ожидании реставрации. Предполагается, что данное шасси станет одним из элементов музейной экспозиции Минского завода колёсных тягачейЛетом 1996 года с помощью одного из шасси МАЗ-7907 осуществлена перевозка 88-тонного теплохода длиной 40 метров с реки Березины за 250 км на озеро Нарочь. После разгрузки шасси в условиях водоёма, на обратном пути вышли из строя все электромоторы и шасси было возвращено на буксире.

 

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Речной катер массой 88 т перевезли на этом чуде-юде по дорогам общего пользования с Березины за 150 км на озеро Нарочь.

 

Минский завод колесных тягачей МЗКТ в советское время был секретным подразделением МАЗа. Именно его многоосные автомобильные шасси везут по Красной площади в дни парадов ракеты, установки ПВО и тяжелую технику. После распада Союза МЗКТ стал самостоятельным предприятием и находится в ведении Министерства обороны Республики Беларусь. Сегодня он выпускает продукцию под маркой “Волат”, что означает “Богатырь”.

 

 

 

 

 

[источники]

источники

https://www.drive2.ru/c/4899916394579139050/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%90%D0%97-7907

https://plus.google.com/102549610567855022047/posts/WQpeei9Rpz8

https://www.facebook.com/rus.improvisation/posts/771768766206954

http://www.discovery.nemiga.info/mzkt-3.htm

https://www.drive2.ru/c/288230376151879840/

http://m2motors.com.ua/novosti/1867-unikalnye-avtomobilimaz-7907-24veduschih-kolesa.html

 

Давайте я вам еще напомню некоторые необычные машины :  вот например Американская «коза», а вот «Победа» с пропеллером. Посмотрите еще как выглядит Самая большая машина в мире, а так же Самый низкий автомобиль в мире. Кстати, знаете ли вы, что  возможно, мы и сейчас катались бы на бесшумных паровых автомобилях и как разгоняется Самый быстрый грузовик в мире ? Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=56209

masterok.livejournal.com

МАЗ-7907: гигант ядерного апокалипсиса | 5koleso.ru

Для создания ядерного щита в СССР не жалели никаких ресурсов. Так в 80-х годах появился огромный 24-колесный МАЗ предназначенный для транспортировки и запуска межконтинентальных ракет, способных поразить США

Разработка нового шасси для ракетного комплекса началась в Минске в самый разгар Холодной войны, в марте 1983 года. Самих ракет, для которых строилось шасси, на тот момент ещё не было. Правительство СССР выпустило постановление  о создании единой ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования спустя полгода, в августе 1983. Подвижный ракетный комплекс грунтового базирования получил официальное название «Целина-2» и неофициальное прозвище - «наш ответ Рейгану».

Первый экспериментальный образец МАЗ-7907 появился в 1985 году. К тому времени уже были известны ТТХ ракеты, которой оснащался комплекс. Снаряд весил без малого 105 тонн, имел длину 22,6 метра и диаметр 2,4 метра. Также конструкторам было необходимо взять в расчёт массу и габариты оборудования, для хранения, перевозки, подготовки и запуска ракеты. В результате, грузоподъёмность МАЗ-7907 составила 150 000 килограммов. Естественно, что габариты у машины были соответствующими: 28 метров в длину, 4,1 метра – в ширину и 4,4 метра – в высоту, клиренс составил 465 миллиметров. МАЗ-7907 стал единственной в мире машиной с 24 ведущими колёсами, каждое из которых имело диаметр 1,66 метра. При этом 16 колёс были управляемыми и питались энергией генератора, работавшего с помощью основного силового агрегата. Наименьший радиус разворота достигался благодаря тому, что сами колёса поворачивали в разные стороны: передние четыре пары колёс в сторону разворота, задние четыре пары – в противоположную сторону, четыре пары посередине оставались в прямом положении. Таким образом, при длине шасси в 28 метров радиус поворота составлял 27 метров. В качестве двигателя был использован усовершенствованный газотурбинный силовой агрегат от танка Т-80Б – ГТД-1000ТФМ мощностью 1250 лошадиных сил. До МАЗ-7907 подобные двигатели на машинах такого типа никогда не применялись. Другой впечатляющей инновацией была уникальная трансмиссия. Двигатель приводил во вращение генератор переменного тока, который вырабатывал электроэнергию и питал всю электрическую трансмиссию, состоявшую из 24 синхронных электромоторов переменного тока с частотным регулированием, установленных внутри рамы по одному на каждое из колёс. Обладателю такой машины спешить бы явно никуда не пришлось, поэтому максимальная скорость МАЗ-7907 не превышала 25 километров в час.

МАЗ-7907 испытывали до 1987 года, параллельно дорабатывая гигантский автомобиль. К концу тестирования пробег экспериментального образца составлял 2054 километра. По сравнению с ближайшим аналогом (МАЗ-7906), получившееся шасси обладало рядом очевидных достоинств: меньшая нагрузка на оси, лёгкость в управлении, быстрый разгон (хоть и всего до 25 км/ч), лучшая шумо- и виброизоляция кабины, высокая надёжность, возможность перевозки по железной дороге.

Но вскоре Холодная война прекратилась, Советский Союз распался, и в вооружении масштаба «Целины-2» больше не было необходимости – так же, как и не было денег, чтобы это вооружение содержать. Проект был закрыт, хотя в 1996 году, пусть и не совсем успешно, пережил ещё один звёздный момент. Один из двух построенных МАЗ-7907 был использован в качестве транспорта для 40-метрового теплохода массой 88 тонн на расстояние 250 километров, от одного водоёма до другого. МАЗ-7907 доблестно справился с заданием, но на обратном пути вышли из строя электромоторы – сказалась разгрузка в условиях водоёма. Так что возвращать МАЗ-7907 на базу пришлось с помощью буксира. Из двух построенных шасси в 2006 году собрали одно, но окончательная реставрация машины так до сих пор и не проведена. Когда это наконец случится, МАЗ-7907 можно будет увидеть в музее Минского завода колёсных тягачей. 

5koleso.ru

фото, технические характеристики и его история

МАЗ 7907 — яркий представитель советской гигантомании, призванный демонстрировать собой величие и мощь советской державы, заодно и преимущества социалистического строя. Техника уникальна, и аналогов ей нет в целом мире. Машина разрабатывалась под грузоподъёмность 220 тонн и должна была весить под установкой 360 т.

Можно представить себе размеры ракеты, под разработку которых создавались эти транспортные средства, если два созданных экземпляра тягачей так и не нашли применения ни в военной, ни в мирной целях. В отличие от тяжеловесного тягача МЗКТ 79221, который применялся для транспортировки гражданского оборудования.

Но эта машина венчает собой славу отечественного автопрома, и представляет интерес, как блестящий образец, демонстрирующий человеческие и технические возможности в создании сверхмощных тягачей.

Что же это за машина, шасси которой весит, 65,8 тонн?

Шасси

Шасси МАЗ 7907

Шасси этой машины, рассчитанное на 12 пар колес, имеет исполинские размеры — 28 м 187 см в длину и 4 м 70 см в ширину. Все 12 осей этого монстра — ведущие. Рама хребтовой модели состоит из двух шестиосных частей, соединенных между собой сочлененными шарнирами, что является ее конструктивной особенностью. Преимущество шарнирной конструкции в том, что шарниры:

  • оберегали раму от перегруженности и напряжений;
  • позволяли отклоняться по отношению друг к другу на 8о;
  • уменьшали радиус поворота.

Хребтовая конструкция рамы — это еще одна конструктивная особенность шасси, и заключается в наличии продольной трансмиссионной трубы, которая соединяет картеры двигателя, сцепление КП, главные передачи, раздаточную коробку. Внутри трансмиссионной трубы расположен тонкий вал, выполняющий функцию карданного.

Хребтовая труба придает дополнительную жесткость всей структуре рамы.

Силовой агрегат

На тягач Апокалипсиса был установлен газотурбинный агрегат ГТД 1250 мощностью 1200 лошадиных сил. (Сложно себе представить, каким должен быть табун живых лошадей).

Для сравнения — мощность МАЗ-500 всего 180л.с.

Танковый двигатель крепится впереди на балке лонжерона, длина которого 562 см. Сверху над двигателем размещается трехместная кабина.

Электрогенератор

Внутри рамы тягача установлены 24 тридцатикиловаттных силовых электродвигателя. ГТД запускал электрический генератор переменного тока ВСГ-625, а от него электроток передавался на трансмиссионные узлы и на ДСТ. Следует заметить, что этот электрогенератор был разработан специально для данной машины и нигде больше не применялся.

Тяговая электросеть машины предусматривала наличие тиристорных преобразователей, преобразующих постоянный ток в переменный. Система охлаждения была воздушно-масляной. В конце шасси размещались охлаждающие радиаторы и система электрического управления. Все электрооборудование разрабатывалось в Новосибирске.

Трансмиссия, призванная передавать крутящий момент от электродвигателей к каждой паре колес, состоит из трансмиссионных и карданных осей, редукторов, которые синхронизировали работу всех электродвигателей, при необходимости понижали или повышали их обороты, тяговых и колесных передач, коробки отбора мощности.

На изменение направления работали только 4 пары передних и 4 пары задних колес, согласованно отклонявшихся на заданный угол, причем задние колеса поворачивались в противоположную сторону, по отношению к передним.

Размер широкопрофильных шин, разработанных в Воронеже — 166×67-69см, дорожный просвет — 48,5 см. Машина была рассчитана на пусковую установку длиной 32 и высотой 5,6 метра.

На видео вы можете увидеть езду этого гиганта:

Кабина

Высота трех местной кабины составляла — 4,5 метра (у ЗИЛ-157 — 2 метра). Кабина была оснащена 3-мя отдельными лобовыми стеклами. Температура воздуха в кабине регулировалась кондиционером, в ней были предусмотрены и другие системы жизнеобеспечения. В отличие от упрощенной кабины МАЗа 53366.

История создания

Весной 1983 года начали проектировать и разрабатывать новые машины. Руководил работой генеральный конструктор, впоследствии ставший лауреатом Государственной премии СССР и Ленинской премии, Борис Львович Шапошник.

Первая опытная модель тягача была завершена ровно через два года, а летом того же 1985 года, был собран и второй экземпляр. На фото представлен минский завод.

В это же время была разработана модель МАЗ-5337.

Минский автозавод

Свой первый экзамен на прочность и работоспособность МАЗ 7907 прошел на территории Минского завода, а первую тысячу километров успел накатать на Могилевском шоссе. Из соображений секретности тягач испытывался по ночам. Потом машину демонтировали и железнодорожным составом транспортировали в Волгоград.

На военном спецзаводе шасси снова смонтировали и установили макет пускового оборудования проектировавшегося в тот момент ракетного комплекса Целина-2.

Тестирование проводили в Калининской (сейчас — Тверской области). Цель данных испытаний заключалась в выборе конструкции шасси для пусковой установки нового ракетного комплекса, над которым в тот момент велась активная работа. Тестирование машины потребовало строительства новых специальных участков дорожного полотна, с мостами и развязками.

Было важно понять, как действует сверхтяжелый тягач на дорожное полотно, как поведут себя все системы ходовой машины под максимальной загрузкой.

В течение года, начиная с сентября 1986, тягач МАЗ 7907 с имитационной ракетной установкой прошел расстояние 2 тысячи километров, показав максимальную скорость 25 км в час.

Все испытания проводились в условиях строжайшей секретности, в строго определенные часы, когда над участком испытаний не летали спутники-разведчики.

Завод ПАО Камаз выпускает грузовую технику с 1976 года. На сегодняшний день с конвеера завода выходит 34 разных модели техники.

Первым автомобилем был Камаз — 5320.

Одна из новых разработок завода — капотный Камаз, который создавался для участия в спортивных соревнованиях, в том числе в гонках Дакар.

Почему МАЗ 7907 оказался на задворках истории

Испытания выявили низкий коэффициент полезного действия и плохую работоспособность трансмиссии. Машина не справлялась с грунтовыми дорогами, продемонстрировала низкую динамику разгона и высокую осевую нагрузку, составлявшую почти 20 тонн.

Комиссия признала бесперспективность дальнейшей доработки машины, а НИИ, работавший с данными тягачами, не сумел найти технического решения, чтобы улучшить опорную проходимость.

Кабина водителя

Существует мнение, что, несмотря на все недостатки конструкции, МАЗ был рекомендован к производству, поскольку обладал некоторыми преимуществами перед предыдущими моделям:

  • по управляемости, которая была легче, чем, к примеру, на тягаче МАЗ 7906;
  • по меньшей нагрузке на оси колес,
  • Повышенной звукоизоляции кабины,
  • Благодаря электротрансмиссии эксплуатационные качества были выше, чем на других моделях;
  • Лучшей железнодорожной транспортабельностью.

Тестирование машины показало, что она сохраняла способность к движению даже при выходе из строя приводов сразу четырех пар колес, что тоже было плюсом в пользу тягача МАЗ 7907.

И может быть, тягач МАЗ 7907 и стали бы дорабатывать, но наступила горбачевская перестройка, были свернуты работы по ракетно-ядерной установке Целина-2, и про МАЗ 7907 вскоре все забыли.

Правда, однажды тягач Апокалипсиса все же покинул территорию завода, чтобы перевезти катер весом 88 тонн на заповедное озеро Нарочь. Тягач прошел расстояние 155 км, доставил катер от санатория Березина к другому санаторию и благополучно вернулся на полигон.

Эти две уникальные машины не получили дальнейшего развития, и стали лебединой песней умирающего развитого социализма, но они показали всем у миру мощь военно-промышленного комплекса СССР того времени, и на что была способна Страна Советов, когда ей пытаются грозить пальцем. У американцев, и тем более, в других странах никогда не было ничего подобного.

Таким образом, пусть и не совсем удачно, сбылась мечта Хрущева догнать и перегнать Америку.

Прочитайте про еще один мощный тягач — аэродромный тягач МАЗ 541.

machinspec.ru

7907 — Truck Auto

В 80-е годы, в разгар «холодной войны» у американцев появилась новая межконтинентальная ракета МХ со стартовой массой 88 тонн. Естественно, СССР не хотел отставать, поэтому министерство обороны заказало ракетчикам разработать аналог. Так появился проект межконтинентальной ракеты РТ-23 «Молодец» (SS-24 Scalpel — по коду НАТО) весом более 100 тонн с десятью разделяющимися ядерными боеголовками. Расчетная дальность полета «ядреного паренька» составляла более 10000 км. Изготавливать «ноги» для перевозки «молодцов» поручили специальному подразделению Минского автозавода, которое позже стало отдельным предприятием — «МЗКТ».

Автомобильный проект назывался «Целина-2». В соответствии с ним на супер шасси должен был разместиться транспортно-пусковой контейнер (ТПК) с межконтинентальной баллистической ракетой, длина которого составляла 22,6 м., диаметр — 2,4 м., а масса — 104,5 тонн. Таким образом, минчане собрали в 1985 году два «автомонстра» МАЗ-7907 (24х24) грузоподъемностью по 150 тонн и снаряженной массой 66 тонн. Машина оснащалась газотурбинным танковым двигателем ГТД 1000Т ФМ мощностью 1250 л. с. в блоке с генератором переменного тока. Последний питал 24 синхронных электромотора воздушно-масляного охлаждения, установленных внутри рамы, по одному на каждое колесо. Максимальная скорость движения составляла 25 км/ч. Габаритная длина МАЗ-7907 — 28,1 м., ширина — 4,1 м., высота — 4,45 метра. Транспортер комплектовался колесами ВИ-207 размером 1660х600-635.

Рама была хребтового типа, с горизонтальным силовым шарниром. Это в сочетании с большим ходом подвески помогало преодолевать сложный профиль грунтовых дорог, избегая вывешивания колес. В горизонтальной же плоскости эта рама оставалась жесткой. А сравнительно неплохая маневренность обеспечивалась поворотом восьми пар колес. При этом четыре первых поворачивались в одну сторону, а четыре последних — в противоположную. Был возможен и синхронный поворот всех этих колес в одну сторону: тогда машина шла «крабом», то есть боком. Два опытных образца успешно прошли испытания, но ракеты повозить на них не успели — «холодная война» окончилась. И эти два супер автомобиля много лет стояли на полигоне под Минском, пока о них вдруг не вспомнили.

Это было в девяностых и чистейшая, правда. Все происходило примерно в середине лета 1996 года в Белоруссии. Довольно крупная коммерческая фирма Белоруссии, приобрела у государства довольно крупное прогулочное судно, вес которого составил 88 тонн а длинна 40 метров, которое до этого курсировало по реке Березина. А купили его для организации на побережье озера Нарочь плавучего ресторана . Но вот и проблема, водного пути между озером и рекой не существовало. И стали думать, как доставить огромное, негабаритное приобретение?

После долгих поисков был подписан договор с «МЗКТ», у которого имелись мощные тягачи. И началась подготовка, длившаяся почти два месяца. Автомобильный караван запланировали составить из 8-ми осного тягача МЗКТ-79221 общей длиной около 20 метров и 12-ти осного «трейлера». В роли последнего выступал тоже автомобиль, причем совершенно необычный. Это было шасси МАЗ-7907 с колесной формулой 24х24 и с габаритной длиной 28 метров. После испытаний у супер шасси МАЗ-7907 сохранился надрамник для крепления ТПК, и его трансформировали в восемь ложементов, которые по форме соответствовали профилю дна катера.

Их «пятна контакта» совпадали с внутренними переборками судна — иначе произошло бы разрушение его донной обшивки. В один из июльских дней у деревни Веселово собрались почти все участники экспедиции: «трейлер» — МАЗ-7907, автокран средней грузоподъемности МАЗ, тяжелый кран КАТО и, конечно же, речной катер. К ним из Минска выехал основной тягач МЗКТ-79221, но после 30 киллометров пути «8-ми осник» сломался. И в сложившейся ситуации было приняло решение: «трейлеру» стать самоходным транспортером.

Такой вариант рассматривался еще раньше. Однако были сомнения относительно надежности электротрансмиссии гиганта, простоявшего много лет на приколе. Теперь же другого выхода не оставалось. Место погрузки было предварительно подготовлено: спланирован съезд для МАЗ-7907 и сделаны специальные насыпи для автокранов. И катер благополучно стал на ложементы «трейлера». Но при этом центр тяжести судна оказался не там, где рассчитывали: корма катера прилично задралась вверх. Оказывается, фирма-заказчик, решив сэкономить деньги, нагрузила в носовую часть судна немало досок, цемента и других материалов.

Чтобы поправить дело, пришлось установить на корму противовес. В итоге полная масса груза возросла примерно до 100 тонн. Погрузка закончилась к вечеру, и ночевать экспедиция осталась возле деревни Веселово. Тут надо сказать, что габаритная высота транспортера с судном превышала 8,5 метров. Поэтому по пути следования каравана его должны были встречать бригады электриков и связистов и разъединять проводные линии, проходящие над дорогами. Вот это «разъединение» и ощутили озадаченные жители Веселово, которые с вечера до утра оставались без света, связи и работающего магазина. На нем, кстати, висело примечательное объявление: «Магазин закрыт в связи с проездом катера».

С утра каравану предстояло пересечь мост через реку Березина. Но поскольку он не был рассчитан на транспорт такого веса, автопоезд сопровождался «грузовиком поддержки» — четырехосным МЗКТ-79091 (8х8), оснащенным лебедкой и дополнительной кормовой мачтой. При запасовке каната через мачту, установленную в вертикальном положении, лебедка из тянущего средства превращалась в подъемное. Канат прикрепили к корме катера и, таким образом, часть нагрузки от судна перераспределилась на «помощника». Затем автомобили синхронно и медленно начали движение по мосту.

В пути МАЗ-7907 не подвел, его электротрансмиссия работала надежно. Скорость движения составляла примерно 5-10 км/ч. Проехав большую часть дороги, водители «12-ти оски», немного привыкнув, подняли темп до 20 км/ч. Общая длина маршрута превысила 200 киллометров. Поэтому пришлось останавливаться еще на три ночевки. Здесь выручал МАЗ-543 с фургоном, в котором находились кухня, столовая и места для ночлега. Прибыв к пункту назначения, транспортер с катером и автокраны без особой подготовки заехали прямо в озеро. Тут же, в воде, 12-ти осную машину разгрузили. О герметизации узлов, к сожалению, не подумали…

И что же случилось с подмоченной электротрансмиссией? По дороге домой начали выходить из строя некоторые ее компоненты, а к середине маршрута работающих электромоторов просто не осталось. На помощь «12-ти оснику» вызвали заводской тягач, который и доставил гиганта на базу. Так закончилась недельная эпопея по перевозке речного катера необычным автомобилем. В 2006 году из двух машин МАЗ-7907, откомандированных после этой эпопеи на заводской полигон, собрали одну. Шасси сейчас хранится на территории предприятия в ожидании полной реставрации и, видимо, станет главным звеном будущей музейной экспозиции Минского завода колесных тягачей.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

Евгений Кочнев. Семейство сверхтяжелых многоосных шасси. Секретные автомобили Советской Армии. История России. Библиотека.

   С появлением в США новых тяжелых межконтинентальных ракет с конца 1970-х годов в СССР проводились активные изыскания и разработки собственных еще более мощных ракетных систем ответного удара и высокомобильных многоосных полноприводных средств сверхвысокой грузоподъемности для их транспортировки на местности и запуска с необорудованных позиций. Традиционные автомобильные принципы создания столь тяжелой внедорожной техники к ним уже не подходили, а возможности известных на тот момент автомобильных и танковых дизелей уже были исчерпаны. Созданием принципиально новых компоновочных схем и выработкой рекомендаций по общей конструкции такой техники занимался 13-й отдел 21 НИИИ в рамках своих научно-исследовательских тем «Движение», «Волна», «Поташ», «Тужурка», «Авторалли» и других. В результате в первой половине 1980-х годов усилиями УГК-2 МАЗ были созданы ранее невиданные многоколесные транспортеры самых необычных и оригинальных поисковых конструкций, рассчитанные на несение сверхтяжелых СПУ новых ракетных систем межконтинентальной дальности действия.    Впервые идею создания специальных транспортных средств для доставки по суше баллистических ракет и космических аппаратов непосредственно на стартовые позиции космодрома Байконур в 1960-е годы высказал легендарный конструктор ракетно-космической техники С. П. Королев. В то время Московский автозавод приступил к разработке 100-тонного самоходного транспортера ЗИЛ-135МШ с 32 ведущими колесами с электроприводом, но впоследствии от воплощения столь сложной и дорогостоящей идеи пришлось отказаться. Вновь к ней конструкторы МАЗа обратились в начале 1980-х. Идейным вдохновителем воплощения в металле фантастических идей об уникальных сверхтяжелых многоосных машинах являлся главный конструктор Б. Л. Шапошник, но их детальную проработку в режиме чрезвычайной секретности осуществлял коллектив УГК-2 под руководством его 1-го заместителя, а затем главного конструктора В. Е. Чвялева.    В ответ на создание в США межконтинентальной ракеты МХ со стартовой массой 88 т украинское КБ «Южное» разработало еще более мощную баллистическую ракету РТ-23 с боевой массой свыше 100 т и несколькими разделяющимися ядерными боеголовками с расчетной дальностью поражения 10 тыс. км. Основными являлись варианты 15Ж60 шахтного базирования и 15Ж61 железнодорожного комплекса «Молодец», развитием которых стала ракета для пневмоколесной системы «Целина». Для монтажа пусковой установки этого комплекса в начале 1980-х годов в Минске было создано первое гигантское двухмоторное шестиосное шасси МАЗ-7904 (12x12) грузоподъемностью 220 т, которое на практике не оправдало возложенных на него надежд. Чуть позже появился проект перспективного подвижного ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с автономной пусковой установкой 15У157 завода «Баррикады» и модернизированной трехступенчатой межконтинентальной ракетой РТ-23 УТТХ (15Ж62) диаметром 2,4 м, длиной 23,3 м и стартовой массой 104,5 т, ступени которой работали на жидком и твердом топливе. Она была смонтирована в ТПК, унифицирована с ракетами двух других видов базирования и оснащалась 4-тонной боеголовкой с 10 разделяющими ядерными головными частями индивидуального наведения мощностью по 550 Кт и системой преодоления противоракетной обороны противника. Предварительные рекомендации по общей конструкции специальных 150-тонных внедорожных транспортеров для монтажа транспортно-пусковых установок системы «Целина-2» были разработаны в 21 НИИИ в рамках научно-исследовательской темы «Тужурка». На их основе на МАЗе спроектировали и построили два опытных образца сверхсекретных шасси – восьмиосное 7906 (16x16) и наиболее оригинальный сочлененный 12-осный вариант 7907 с уникальной колесной формулой 24x24. Эти машины предполагалось использовать в качестве автономных пусковых и транспортных средств новых советских СРК, способных выполнять свои функции в наиболее отдаленных и малонаселенных степных и пустынных регионах в условиях полного отсутствия дорог, заправочных и ремонтных баз при экстремальных климатических, температурных условиях и при сильной запыленности окружающего воздуха. Впоследствии некоторые из этих решений применяли на новых многоосных грунтовых ракетовозах, хотя в целом все эти супергиганты по разным причинам никакого дальнейшего развития не получили.    О существовании таких сверхсекретных систем знал только узкий круг военных, конструкторов и испытателей. А когда на страну нахлынула всезнающая гласность, за этими машинами еще на долгие времена закрепилась отвлекающая легенда об их использовании на Байконуре в качестве транспортеров крупногабаритных частей и блоков космической системы «Энергия-Буран». И хотя все сверхтяжелые шасси являлись лишь воплощениями необузданных фантазий своих создателей, а на практике оказались недееспособными к исполнению возложенных на них задач, все они до сих пор не имеют равных в мире по оригинальности и изобретательности конструкции, мощности, габаритам и грузоподъемности. До настоящего времени за ними по пятам следует имидж самых необычных, тяжелых и дорогостоящих отечественных самоходных колесных транспортных средств военного назначения, создание которых в условиях «холодной войны» могла позволить себе только великая Страна Советов. Несмотря на ошибки и недочеты в общей компоновке и конструкции, большую сложность, громоздкость, малую эффективность, неприспособленность к реальной службе и практическую бесполезность, эти уникальные творения вновь, в последний раз, доказали мощь советского ВПК, автомобильной промышленности СССР и коллективный талант конструкторов, способных на короткое время превзойти пресловутый мировой уровень.

МАЗ-7904 (1983 – 1984 гг.)
   Это внедорожное шестиосное двухмоторное шасси общей мощностью 1830 л.с. с двумя 2-местными двухдверными кабинами, вынесенными на передний свес рамы, снабжалось тремя двухосными ведущими тележками с 12 огромными ведущими колесами диаметром по 2,8 м. Со стороны оно казалось увеличенной копией «нормальных» ракетных шасси МАЗ, но его полезная нагрузка достигала невиданной величины – 220 т. Единственным предназначением этой машины являлось несение оборудования транспортно-пусковой установки первого ракетного комплекса «Целина». Разработка МАЗ-7904 началась в соответствии с приказом министра автомобильной промышленности СССР от 19 февраля 1980 года, а основной версией его применения долгое время считалась перевозка крупногабаритных неделимых грузов для космических ракет нового поколения. Основным силовым агрегатом шасси 7904 являлся судовой дизель 12ЧН18/20 (М-351) V12 (42,4 л, 1500 л.с.) с турбонаддувом, разработанный для маломерного флота и размещавшийся спереди между кабинами. Он приводил две гидромеханические 4-ступенчатые трансмиссии с двумя передачами заднего хода, смонтированные на мощной сварной несущей раме между первым и вторым мостами передней тележки. От них крутящий момент подавался на три передних и на три задних моста, а для синхронности их работы в трансмиссию ввели согласующие и суммирующие редукторы. Управляемыми являлись четыре колеса передней и задней тележек, синхронно поворачивавшиеся в разные стороны посредством рулевых механизмов с гидравлическими усилителями. Каждое колесо подвешивалось на гидропневматической подвеске, причем каждая пара колес правого и левого бортов снабжалась гидравлическими балансирными связями, позволявшими изменять высоту расположения несущей рамы. На них монтировали огромные 51-дюймовые шины размером 3180x1010-1295 (36,00 – 51) производства японской компании «Бриджстоун» (Bridgestone). Для привода гидронасосов, электрогенераторов, вентиляторов системы охлаждения, пневматических компрессоров высокого и низкого давления служил второй 330-сильный автомобильный двигатель ЯМЗ-238Ф V8 с турбонаддувом. Шасси имело снаряженную массу 140 т и полную – 360 т. Его габаритная длина достигала 32,2 м, ширина – 6,8 м, высота по кабинам – 3,45 м. Колея всех колес – 5,4 м, дорожный просвет под элементами подвески составил 480 мм и был всего на 5 мм больше, чем у машин серии 547, зато радиус поворота возрос до 50 м.   220-тонное двухмоторное шасси МАЗ-7904 (12x12) для ракетного комплекса «Целина». 1983 год   Сборка единственного образца МАЗ-7904 производилась в экспериментальном цехе № 2 и завершилась в июне 1983 года. Его обкатка и заводские испытания проходили только в темное время суток и по согласованию с военными, которые устанавливали точный график работ, когда над данной территорией СССР не «зависали» вражеские спутники. После окончания цикла испытаний с пробегом 547 км машину разобрали и погрузили на специальную 12-осную 120-тонную прицепную платформу, на которой в январе 1984 года она прибыла на Байконур. В феврале в казахстанской степи начались новые испытания, во время которых шасси прошло расстояние 4100 км и достигало максимальной скорости 27 км/ч. Здесь-то и обнаружился его главный убийственный недостаток – чрезмерно высокое удельное давление на опорную поверхность, обусловленное гигантской осевой массой машины в боевой комплектации – 60 т и огромной нагрузкой на каждое колесо – по 30 т. Следствием этого стали низкая опорная проходимость, жесткость хода и ухудшенная управляемость, что существенно сокращало сферы применения шасси и ограничивало их конкретными областями и зонами, а самое главное – они отрицательно сказались бы на секретности расположения ракетного комплекса. Кроме того, в связи с пересмотром стратегических целей по применению ракетной системы «Целина» было развернуто проектирование нового комплекса «Целина-2» с ракетой РТ-23 УТТХ. В результате все работы по теме 7904 были прекращены, и одновременно остановлена сборка второго образца, но при этом появились новые еще более оригинальные многоосные ракетные шасси с уменьшенным удельным давлением и повышенной плавностью хода.
МАЗ-7906 (1984 – 1987 гг.)
   Разработка второго облегченного 150-тонного восьмиосного супершасси МАЗ-7906 (16x16) началась 23 марта 1983 года, то есть за несколько месяцев до выхода ПСМ от 9 августа того же года о создании единой унифицированной баллистической ракеты РТ-23 УТТХ шахтного, железнодорожного и автомобильного базирования. Первый образец 7906 был собран в конце июня 1984 года и поступил на приемочные испытания, до конца года за ним последовала вторая машина. Со стороны новое шасси выглядело удлиненным на одну двухосную тележку вариантом первой модели 7904, но на самом деле было менее мощной и грузоподъемной, укороченной и вообще более скромной машиной с колесами «нормального» диаметра и четырьмя передними управляемыми осями. На переднем свесе рамы стояли две раздельные расширенные 2-местные однодверные кабины, а в расположенном за ними моторном отсеке размещался прежний 1500-сильный судовой дизель М-351. Все колеса снабжались широкопрофильными бескамерными шинами размером 1980x750-737 с постоянным внутренним давлением (4 кгс/см2). В остальном общая конструкция машины соответствовала МАЗ-7904: две гидромеханические 4-ступенчатые трансмиссии со свойственными им редукторами с дополнительными отборами мощности на вспомогательное оборудование, индивидуальная гидропневматическая подвеска с попарными балансирными связями по бортам и гидроусилители рулевых механизмов. В общей сложности на этой модели имелось 45 карданных валов всех видов привода. По сравнению с предшественником снаряженная масса сократилась до 68,3 т, полная – около 220 т. Габаритная длина снизилась до 26 293 мм, ширина – 4850 мм, высота – 3760 мм. Проектная длина пусковой установки – 28 м, высота – до 5,5 м. Максимальная скорость, показанная на испытаниях, – 30 км/ч. При этом радиус поворота составил лишь 30 м, но нагрузка на один мост в 27,5 т по-прежнему военных не удовлетворяла.   Специальное 150-тонное шасси МАЗ-7906 (16x16) для комплекса «Целина-2». 1984 год   Разработки шасси 7906 проводились одновременно с созданием второго альтернативного, наиболее оригинального 150-тонного самоходного внедорожного транспортного средства МАЗ-7907, причем обе машины проходили совместные испытания для выяснения взаимных достоинств и недостатков. На них завод «Баррикады» смонтировал габаритно-весовой макет, имитировавший пусковую установку 15У157 ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 УТТХ (15Ж62). С марта 1986 года шасси 7906 с макетной СПУ находилось на сравнительных испытаниях в Калининской области, куда позднее поступила аналогичная система на базе 7907. Испытания продолжались до сентября 1987 года, когда СПУ на базе МАЗ-7906 уже прошла расстояние в 3780 км, но ни одно шасси одобрено не было.
МАЗ-7907 (1985 – 1987 гг.)
   Самая оригинальная, прогрессивная и «самая многоосная» советская военная машина МАЗ-7907 (24x24) с электромеханической трансмиссией ТЭ-660-24, не имевшая зарубежных аналогов, являлась двухзвенной низкопрофильной 12-осной самоходной платформой грузоподъемностью 150 т, поставленной на две шестиосные тележки с 24 ведущими односкатными колесами и насыщенной новыми конструктивными решениями. Работы по ней также начались в марте 1983 года, первый прототип был готов в марте 1985-го, следующий – во втором квартале того же года. В отличие от двух предыдущих шасси, силовым агрегатом на МАЗ-7907 являлась трехвальная газовая турбина ГТД-1000ТФМ (вариант танкового двигателя ГТД-1250) номинальной мощностью 1200 л.с., смонтированная на передней консоли лонжеронной рамы длиной 5620 мм под специальной 3-местной кабиной с тремя лобовыми окнами, системами жизнеобеспечения и кондиционирования воздуха. Двигатель приводил только электрогенератор переменного тока ВСГ-625, от которого электроэнергия поступала на узлы трансмиссии и на 24 синхронных 30-киловаттных тяговых электромотора ДСТ-180-6 с частотной системой регулирования с тиристорными преобразователями и воздушно-масляным охлаждением, смонтированных внутри рамы машины. Блоки электрического управления и масляные радиаторы помещались в двух параллельных кожухах, расположенных продольно в задней части шасси. Все электрическое оборудование также разрабатывал и собирал новосибирский институт НИИКЭ. Механическую часть трансмиссии составляли согласующий и понижающий редукторы, коробка отбора мощности, угловые и колесные передачи, многочисленные трансмиссионные и колесные карданные валы. Второй конструктивной особенностью являлась необычно длинная монтажная часть рамы, которая при движении даже по достаточно ровным трассам могла искривляться и прогибаться. Во избежание этого ее разрезали на две равные по длине шестиосные секции и установили между ними простой горизонтальный шарнир на подшипниках с одной степенью свободы. Он позволял обеим частям машины перемещаться относительно друг друга только в продольной вертикальной плоскости на угол до 8? и предохранял раму со спецнадстройкой от перегрузок и повреждений. Традиционными для шарнирно-сочлененных машин функциями рулевого управления эта система не обладала. Для изменения направления движения служили только четыре передние и четыре задние ведущие оси с колесами, синхронно отклонявшимися в разные стороны на определенный угол в зависимости от их расположения. Индивидуальная гидропневматическая подвеска с попарными бортовыми балансирными связями соответствовала машине 7906. Все колеса оборудовали широкопрофильными камерными шинами ВИ-207 весьма скромного размера 1660x670-685 с постоянным внутренним давлением (3,5 кгс/см2). Снаряженная масса машины достигала 65,8 т. Базы передней и задней тележки – 9065 и 9220 мм с неравномерным расстояниями между осями соседних колес (1750, 1800 или 1855 мм). Длина шасси – 28 187 мм, ширина – 4690 мм, высота по кондиционерам на кабине – 4450 мм. Колея всех колес – 3330 мм, максимальный дорожный просвет – 485 мм. Проектная длина пусковой установки – 32 м, высота – до 5,6 м. Радиус поворота снизился до 27 м. Максимальная расчетная скорость на твердых и гладких покрытиях – 40 км/ч.   Сочлененное шасси МАЗ-7907 (24x24) с 1200-сильным ГТД и электрической трансмиссией. 1985 год   Уникальное шасси МАЗ-7907 для межконтинентального комплекса «Целина-2» с ракетой РТ-23 УТТХ   После заводских испытаний шасси 7907 было отправлено в Волгоград, где завод «Баррикады» смонтировал на нем габаритный макетный образец пусковой установки 15У157 комплекса 15П162 «Целина-2», которая вместе с аналогичной системой на базе МАЗ-7906 с сентября 1986 года в режиме строжайшей секретности проходила сравнительные эксплуатационные испытания в Калининской области на специальных участках дорог общего пользования. По компоновочным соображениям ТПК с ракетой пришлось приподнять над уровнем рамы, а для прохождения под мостами на шасси добавили систему регулирования высоты расположения контейнера. До сентября 1987 года имитационная СПУ прошла расстояние 2054 км, показав максимальную скорость 25 км/ч.   По результатам всех испытаний главными недостатками шасси 7907 являлись низкая работоспособность и малый КПД электрической трансмиссии, плохая проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, повышенная осевая нагрузка (18,5 т) и недостаточная динамика разгона. По сведениям историков Минского автозавода в окончательных выводах комиссии МАЗ-7907 был рекомендован к производству, так как обладал существенными преимуществами перед моделью 7906 по осевой нагрузке, управляемости, лучшей звукоизоляции кабины, повышенной технологичности и увеличенной живучести за счет сохранения подвижности при повреждении привода сразу восьми колес. По отчетам 21 НИИИ шасси 7906 и 7907 не соответствовали предъявленным требованиям, «способов и средств улучшить опорную проходимость ни теоретически, ни экспериментально не было найдено», и в связи с выявленными недостатками дальнейшие доработки обеих машин были признаны бесперспективными. Вскоре к этим причинам добавилась главная разрушительная сила – перестройка. Работы по весьма перспективному проекту «Целина» были прекращены. Всем этим уникальным транспортерам так и не суждено было стать ни легендарными советскими ракетовозами, ни сыграть вообще какой-либо роли в деле повышения мощи советских Войск стратегического назначения, которые к тому времени тоже считались совершенно ненужными.

statehistory.ru

МАЗ-7907. Таких больше не будет (5 фото) . Чёрт побери

Для создания ядерного щита в СССР не жалели никаких ресурсов. Так в 80-х годах появился огромный 24-колесный МАЗ, предназначенный для транспортировки и запуска межконтинентальных ракет, способных поразить США.

Разработка нового шасси для ракетного комплекса началась в Минске в самый разгар Холодной войны, в марте 1983 года. Самих ракет, для которых строилось шасси, на тот момент ещё не было. Правительство СССР выпустило постановление о создании единой ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования спустя полгода, в августе 1983. Подвижный ракетный комплекс грунтового базирования получил официальное название «Целина-2» и неофициальное прозвище – «наш ответ Рейгану».

Первый экспериментальный образец МАЗ-7907 появился в 1985 году. К тому времени уже были известны ТТХ ракеты, которой оснащался комплекс. Снаряд весил без малого 105 тонн, имел длину 22,6 метра и диаметр 2,4 метра. Также конструкторам было необходимо взять в расчёт массу и габариты оборудования, для хранения, перевозки, подготовки и запуска ракеты. В результате, грузоподъёмность МАЗ-7907 составила 150 000 килограммов. Естественно, что габариты у машины были соответствующими: 28 метров в длину, 4,1 метра – в ширину и 4,4 метра – в высоту, клиренс составил 465 миллиметров. МАЗ-7907 стал единственной в мире машиной с 24 ведущими колёсами, каждое из которых имело диаметр 1,66 метра. При этом 16 колёс были управляемыми и питались энергией генератора, работавшего с помощью основного силового агрегата. Наименьший радиус разворота достигался благодаря тому, что сами колёса поворачивали в разные стороны: передние четыре пары колёс в сторону разворота, задние четыре пары – в противоположную сторону, четыре пары посередине оставались в прямом положении. Таким образом, при длине шасси в 28 метров радиус поворота составлял 27 метров. В качестве двигателя был использован усовершенствованный газотурбинный силовой агрегат от танка Т-80Б – ГТД-1000ТФМ мощностью 1250 лошадиных сил. До МАЗ-7907 подобные двигатели на машинах такого типа никогда не применялись. Другой впечатляющей инновацией была уникальная трансмиссия. Двигатель приводил во вращение генератор переменного тока, который вырабатывал электроэнергию и питал всю электрическую трансмиссию, состоявшую из 24 синхронных электромоторов переменного тока с частотным регулированием, установленных внутри рамы по одному на каждое из колёс. Обладателю такой машины спешить бы явно никуда не пришлось, поэтому максимальная скорость МАЗ-7907 не превышала 25 километров в час.

МАЗ-7907 испытывали до 1987 года, параллельно дорабатывая гигантский автомобиль. К концу тестирования пробег экспериментального образца составлял 2054 километра. По сравнению с ближайшим аналогом (МАЗ-7906), получившееся шасси обладало рядом очевидных достоинств: меньшая нагрузка на оси, лёгкость в управлении, быстрый разгон (хоть и всего до 25 км/ч), лучшая шумо- и виброизоляция кабины, высокая надёжность, возможность перевозки по железной дороге.

Но вскоре Холодная война прекратилась, Советский Союз распался, и в вооружении масштаба «Целины-2» больше не было необходимости – так же, как и не было денег, чтобы это вооружение содержать. Проект был закрыт, хотя в 1996 году, пусть и не совсем успешно, пережил ещё один звёздный момент. Один из двух построенных МАЗ-7907 был использован в качестве транспорта для 40-метрового теплохода массой 88 тонн на расстояние 250 километров, от одного водоёма до другого. МАЗ-7907 доблестно справился с заданием, но на обратном пути вышли из строя электромоторы – сказалась разгрузка в условиях водоёма. Так что возвращать МАЗ-7907 на базу пришлось с помощью буксира. Из двух построенных шасси в 2006 году собрали одно, но окончательная реставрация машины так до сих пор и не проведена. Когда это наконец случится, МАЗ-7907 можно будет увидеть в музее Минского завода колёсных тягачей.

chert-poberi.ru


Смотрите также