ЗиЛ (Завод имени Лихачёва). 41051 зил


ЗИЛ-41051 Википедия

ЗИЛ-4104

Общие данные

Иные обозначения: ЗИЛ-115

ЗИЛ-4104

Производитель:ЗИЛ
Марка:ЗИЛ-4104
Тип:бензиновый, карбюраторный, атмосферный
Объём:7 695 см3
Максимальная мощность:315 л. с., при 4600 об/мин
Максимальный крутящий момент:608 Н·м, при 2400—2600 об/мин
Конфигурация:V8
Цилиндров:8
Клапанов:16
Макс. скорость:190 км/ч
Разгон до 100 км/ч:12,0 с
Расход топлива при смешанном цикле:22 л/100 км
Диаметр цилиндра:108 мм
Ход поршня:105 мм
Степень сжатия:9,3
Система питания:четырёхкамерный карбюратор К-259
Охлаждение:жидкостное
Клапанной механизм:верхнеклапанный, OHV с гидротолкателями
Материал блока цилиндров:алюминий
Материал ГБЦ:алюминий
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо:АИ-95 «Экстра»
автоматическая 3-ступ.
Производитель:ЗИЛ
Тип:автоматическая
Число ступеней: 3
Коэфф-т трансформации гидротрансформатора:2,45
Передаточные отношения: 
Главная передача:3,62
1 передача:2,02
2 передача:1,42
3 передача:1,0
Задняя передача:1,42
Механизм управления:напольный рычаг
Переключение:автоматическое

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 1663 мм
Колея передняя: 1643 мм
Полная масса: 3860 (1800+2060) кг

На рынке

Предшественник

Предшественник

Преемник

Преемник

Другое

Объём бака: 120 л

ЗИЛ-4104 — автомобиль представительского класса с кузовом лимузин, выпускавшийся заводом им. Лихачёва в 1978—1983 годах. Опытные автомобили и автомобили первых выпусков имели обозначение ЗИЛ-115[1], которое впоследствии было заменено на ЗИЛ-4104 в связи с принятием в СССР новой системы классификации.

В 1983—1985 годах выпускался автомобиль ЗИЛ-41045, а в 1986—2002 — ЗИЛ-41047. Они имели лишь некоторые внешние отличия от базовой модели, технически все модели серии были одинаковыми.

История

ЗИЛ-114 был сконструирован с большим запасом и мог бы выпускаться ещё долгие годы, но автомобильная мода не стоит на месте и к середине 1970-х он начал устаревать. Поэтому в октябре 1974 г. конструкторы ЗИЛа взялись за создание нового автомобиля. К этому времени был готов к испытаниям форсированный мотор ЗИЛ-114. Был увеличен его рабочий объём, вместо нижнего распредвала появились два верхних, мощность возросла до 315 л.с. К началу 1977 г. окончательно сформировался внешний облик автомобиля.

Подобно зарубежным автомобилям того времени решётку радиатора сделали главным элементом внешнего вида автомобиля. Это добавило ему солидности и тяжеловесности. Появились хромированные накладки вокруг колёсных арок. Интерьер создавался с учётом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга. Приёмочные испытания ЗИЛ-115 (таким был заводской индекс автомобиля) были проведены в январе 1978 г., а в начале октября была собрана первая партия автомобилей получивших обозначение ЗИЛ-4104.

ЗИЛ-4104 стал последним автомобилем, которым пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Всего с 1978 по 1983 было построено 106 автомобилей ЗИЛ-4104 в различных модификациях[2]. С 1983 по 1985 годы выпускался автомобиль ЗИЛ-41045, отличавшийся от базовой модели только некоторыми внешними деталями. С 1986 по 2002 годы — ЗИЛ-41047, также отличавшийся только деталями. Всего было изготовлено около двухсот ЗИЛ-4104 и его модификаций. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть, салон всех автомобилей на базе ЗИЛ-4104, кроме отдельных исключений, были одинаковыми.

Технические характеристики

Кузов

Кузов автомобиля — закрытый цельнометаллический четырёхдверный семиместный с тремя рядами сидений типа лимузин, установленный на периферийной раме с лонжеронами замкнутого прямоугольного сечения. Передние крылья съемные, задние приварные. Передний салон отделён от пассажирского подъёмной стеклянной перегородкой. Два средних сидения — откидные. Автомобиль имел две, для переднего и заднего салонов, независимые системы отопления и кондиционирования, электрические стеклоподъёмники, всеволновый стереофонический радиоприёмник с магнитофонной приставкой и шестью динамиками, лампы индивидуального освещения для каждого пассажира. Все стёкла — трёхслойные, тонированные. Для удобства посадки и высадки, дверные проёмы сделаны большими и высокими. Дверь салона имела изнутри две ручки для открывания, либо самим пассажиром, либо сидящим на откидном месте помощником.

Детали кузова изготавливались вручную и индивидуально подгонялись одна к другой при сборке. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Пассажирский салон оформлялся под индивидуальные вкусы будущего «владельца», двери, рамки окон и передней панели отделывались шпоном карельской берёзы, сидения имели велюровую обивку[источник не указан 203 дня].

Двигатель

Двигатель автомобиля — атмосферный, бензиновый, четырёхтактный, восьмицилиндровый, V-образный (90°), рабочим объёмом 7,7 л и мощностью 315 л.с. Головка и блок цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава, «мокрые» чугунные гильзы. Два верхних (по одному в каждом блоке) распредвала приводятся с помощью двухрядной роликовой цепи. По два клапана на цилиндр с гидрокомпенсаторами зазора. Четырёхкамерный карбюратор, два электрических бензонасоса перед топливным баком. Два масляных радиатора, один — с охлаждением от системы охлаждения двигателя, другой — с воздушным охлаждением. Две дублирующие друг друга 12-вольтовые контактные транзисторные системы зажигания. Генератор переменного тока (1,15 кВт), две аккумуляторных батареи общей ёмкостью 120 А·ч.

Трансмиссия

Автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором и трёхступенчатой планетарной коробкой передач. Селектор переключения передач расположен на тоннеле между передними сидениями. В трансмиссии предусмотрен механический стопор для удержания автомобиля на уклоне. Он растормаживается автоматически при трогании с места. Привод на задние колёса карданным валом с промежуточной опорой, гипоидная главная передача в неразрезном заднем мосту.

Шасси

Передняя подвеска независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. В качестве упругого элемента использовался торсион диаметром 28 мм, расположенный вдоль рамы, который действовал на нижний рычаг. Задняя — зависимая, на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Малолистовые рессоры большой длины (1550 мм) имели полиэтиленовые прокладками между листами. Телескопические амортизаторы спереди и сзади.

Рулевой механизм — винт-шариковая гайка и зубчатый сектор, с гидроусилителем. Передаточное число — 17,5. Для удобства управления, положение рулевого колеса можно регулировать.

Дисковые вентилируемые тормоза спереди (диаметр дисков — 292,2 мм, толщина — 33 мм) и сзади (315,7х32 мм). Двухконтурный гидравлический привод, каждый контур которого действует на тормозные механизмы всех колёс. Один общий вакуумный усилитель и два отдельных гидровакуумных усилителя в каждом контуре. Барабанный стояночный тормоз встроен в ступицы дисков задних тормозов. Приводился в действие педалью слева от водителя. Растормаживание стояночного тормоза — автоматическое.

Штампосварные колёса, размерность шин — 9,35-15" (235-15").

Модификации

Отдельные модернизированные варианты ЗИЛ-4104 выпускались вплоть до 2000 года. По некоторым модификациям информация до сих пор засекречена.

ЗИЛ-41041 Седан

С 1986 года на базе лимузина ЗИЛ-41047 выпускался автомобиль сопровождения с пятиместным кузовом седан и укороченной до 3300 мм базой. Уменьшение длины до 5750 мм и снижение массы до 3160 кг придало автомобилю более высокие динамические показатели. Формально производство модели не прекращено[3], но реально автомобили не выпускаются. С 1986 по 2000 год выпущено 26 экземпляров[4], 12 из них построено в конце 1990-х по заказу мэрии Москвы, 3 штуки были порезаны для производства автомобиля "41041 АМГ"[5].

ЗИЛ-41042

Одновременно с разработкой лимузина готовилась к выпуску и его санитарная версия — автомобиль с кузовом универсал ЗИЛ-41042 (ЗИЛ-115А). Для того, чтобы не выделяться на фоне правительственного кортежа, все такие автомобили красили в чёрный цвет, за что они получили прозвище «Чёрный Доктор»[6]. Вопреки распространённому мнению, оборудование этого автомобиля не соответствовало требованиям реанимобиля. Он предназначался всего лишь для перевозки высокопоставленных больных при вынужденной госпитализации. Автомобиль был рассчитан на бригаду из трёх врачей и одного лежачего пациента. Длина кузова универсала была увеличена, а над медицинской частью салона устанавливалась надстройка. Задняя дверь состояла из двух секций: верхняя поднималась, нижняя откидывалась. Вес автомобиля составлял 3,9 т. Задняя левая дверь была фальшивой, за ней располагалось запасное колесо и инструмент. Изнутри автомобиль был отделан по высочайшему классу, даже носилки были из натуральной кожи. Созданные позже на базе ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 медицинские универсалы носили то же обозначение — ЗИЛ-41042. Построенные на основе ЗИЛ-41047 автомобили отличались цельной задней дверью, поднимающейся вверх. Всего на базе ЗИЛ-4104 и его модификаций было изготовлено четыре санитарных автомобиля[7].

ЗИЛ-41043

Автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 производился с 1980 по 1983 годы на базе универсала ЗИЛ-41042. Имел экранированную систему электрооборудования и встроенную в крышу параболическую антенну правительственной связи.

ЗИЛ-41044 Фаэтон

ЗИЛ-41044 на военном параде

В 1981 году был создан парадный фаэтон ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В) с автоматически складываемым верхом (время опускания-поднимания — не более 20 с) и автоматически складываемыми рамками боковых стёкол. От базовой модели он отличался укороченной на 580 мм базой, двумя дверьми и отсутствием правого сиденья, а в центре салона была установлена тумба с поручнем. Кроме того, автомобиль оборудовался блоком микрофонов, радиостанцией и антеннами на задних крыльях. Всего было изготовлено три таких автомобиля.

До 2009 года они принимали участие в военных парадах на Красной пощади: две машины были предназначены для министра обороны и командующего парадом, третья — резервная, во время парада дежурила у Спасских ворот на случай непредвиденных ситуаций. В настоящее время[когда?] все они на ходу и находятся на балансе Министерства обороны РФ.

ЗИЛ-41045

Выпускался в 1983—1985 годах. В связи с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС в 1983 году, в автомобиль были внесены внешние косметические изменения и он получил новое обозначение ЗИЛ-41045. Убрали блестящие накладки с колёсных арок, молдинг идущий по порогу перенесли выше — на двери, изменили переднюю часть кузова — решётку радиатора и фары, установили несколько иные задние фонари, ряд других внешних элементов, но в целом сам автомобиль остался прежним. Не поменялась ни ходовая часть, ни салон, ни кузов.

ЗИЛ-41046

Автомобиль связи ЗИЛ-41046 выпускался в 1983—1985 годах на базе лимузина ЗИЛ-4104. Внешне он ничем не отличался от базовой модели. Имел экранированную электропроводку и систему спецсвязи «Кавказ». Система специальной радиотелефонной подвижной связи долговременной криптостойкости «Кавказ» используется на правительственных автомобилях и правительственных объектах и в настоящее время.[когда?]

ЗИЛ-41047

Очередная смена руководства страны в 1985 году вызвала появление следующей модификации автомобиля — ЗИЛ-41047. Сдвоенные фары стали прямоугольными, по-иному стилизована решётка радиатора, заменены задние фонари, указатели поворотов перемещены на торцы крыльев. Исчезли поворотные форточки на передних дверях, а зеркала заднего вида получили новый корпус и стали устанавливаться не на дверь, а в угол окна (см. фото в начале статьи). Была проведена и техническая доработка некоторых систем автомобиля с целью соответствия международным экологическим нормам на токсичность отработанных газов. Двигатель ЗИЛ-4104 оснастили бесконтактной электронной системой зажигания. В 1988 году гидромеханическая трансмиссия подверглась модернизации: была изменена конструкция муфты свободного хода и нескольких прилегающих деталей, что увеличило надежность узла. ЗИЛ-41047 получил 16-дюймовые колеса и ещё более широкую (265 мм) «резину». Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при разгерметизированном колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки и находящегося внутри специального геля. Такая шина способна выдержать до семи пулевых попаданий.

На момент своего выпуска в 1985 г. лимузин ЗИЛ-41047 был самым длинным серийным легковым автомобилем в мире, лишь на 7 мм короче самого длинного в истории Cadillac Series 75 1974-76 модельных годов.

Последний автомобиль этого типа был выпущен для Президента Казахстана в 2002 году. Всего было изготовлено около двухсот ЗИЛ-41047 и его модификаций.

Формально производство модели не прекращено, но реально автомобили не выпускаются. На данный момент[когда?] это последний лимузин российского производства.

ЗИЛ-41048

ЗИЛ-41048 был выпущен в 1984 году в единственном экземпляре и имел «автоматическую регулировку воздуха в салоне», то есть климат-контроль.

ЗИЛ-41049

Автомобиль спецсвязи на базе лимузина ЗИЛ-41047, подобный автомобилю ЗИЛ-41046 и созданный для его замены. В 2000 году было изготовлено 2 автомобиля для в/ч 54799.

ЗИЛ-4105 «Бронекапсула»

Бронированный вариант автомобиля имел три модификации: ЗИЛ-4105 (внешне ЗИЛ-4104), ЗИЛ-41051 (внешне ЗИЛ-41045) и ЗИЛ-41052 (внешне ЗИЛ-41047). В основе конструкции этих автомобилей лежала так называемая бронекапсула — несущий объём сложной конфигурации. Весь остальной кузов строился вокруг неё. Бронекапсулы автомобилей были идентичны, они сваривались на Курганском заводе. Всего было изготовлено 25 бронекапсул две из которых были предназначены для огневых испытаний (ЗИЛ-4105). Толщина брони от 4 до 10 мм, толщина пуленепробиваемых стекол: лобового — 43 мм, боковых и заднего — 47 мм. Многослойные самозатягивающиеся при пробое пожаровзрывобезопасные топливные баки разрабатывались и производились в опытном производстве НИИ Стали. Снаряженный вес автомобиля, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160-5225 кг. Автомобиль был оборудован двумя отопителями салона повышенной мощности и кондиционером. Всего было построено 14 таких автомобилей, причем для шести из них использовались бронекапсулы отработавших своё автомобилей[8].

ЗИЛ-41072 «Скорпион»

ЗИЛ-41072 «Скорпион»

Специальный автомобиль охранения ЗИЛ-41072 «Скорпион» был создан в 1989 г. Автомобиль оборудован широкими подножками, наружными и внутренними поручнями по бокам кузова и в салоне. Люк в крыше необходим для «отработки нештатных ситуаций». В автомобиле есть механизм мгновенного открывания заднего окна. Специальная планировка салона предусматривает поворотные кресла (для удобства наблюдения и стрельбы). Выпущено 8 экземпляров[9].

См. также

Примечания

Литература

  1. ЗИЛ-41047 / А. Жаркова. — Москва: Де Агостини, 2010. — Т. 44. — 16 с. — (Автолегенды СССР). — 150 000 экз.
  2. ЗИЛ-4104 / А. Жаркова. — Москва: Де Агостини, 2011. — Т. 58. — 16 с. — (Автолегенды СССР). — 125 000 экз.
  3. С. В. Канунников. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг.. — М.: За Рулём, 2009. — С. 224. — 504 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0275-9.
  4. Евгений Константинов. Машина времени (рус.) // Rolling Wheels : журнал. — 2012. — № 3. — С. 94—102.
  5. И. Николайчук, Е. Прочко. Лимузин высшего класса (рус.) // Моделист-конструктор : журнал. — 1987. — № 1. — С. 12—16.
  6. Тяжёлое машиностроение (рус.) // Rolling Wheels : журнал. — 2012. — № 1. — С. 44—50.
  7. Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ ЗИЛ и остатки былой роскоши (рус.) // Авторевю : газета. — 2012. — № 20.

Ссылки

wikiredia.ru

ЗИЛ-41051 - Википедия

ЗИЛ-4104

Общие данные

Иные обозначения: ЗИЛ-115

ЗИЛ-4104

Производитель: ЗИЛ
Марка: ЗИЛ-4104
Тип: бензиновый, карбюраторный, атмосферный
Объём: 7 695 см3
Максимальная мощность: 315 л. с., при 4600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 608 Н·м, при 2400—2600 об/мин
Конфигурация: V8
Цилиндров: 8
Клапанов: 16
Макс. скорость: 190 км/ч
Разгон до 100 км/ч: 12,0 с
Расход топлива при смешанном цикле: 22 л/100 км
Диаметр цилиндра: 108 мм
Ход поршня: 105 мм
Степень сжатия: 9,3
Система питания: четырёхкамерный карбюратор К-259
Охлаждение: жидкостное
Клапанной механизм: верхнеклапанный, OHV с гидротолкателями
Материал блока цилиндров: алюминий
Материал ГБЦ: алюминий
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо: АИ-95 «Экстра»
автоматическая 3-ступ.
Производитель: ЗИЛ
Тип: автоматическая
Число ступеней: 3
Коэфф-т трансформации гидротрансформатора: 2,45
Передаточные отношения:  
Главная передача: 3,62
1 передача: 2,02
2 передача: 1,42
3 передача: 1,0
Задняя передача: 1,42
Механизм управления: напольный рычаг
Переключение: автоматическое

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 1663 мм
Колея передняя: 1643 мм
Полная масса: 3860 (1800+2060) кг

На рынке

Предшественник

Предшественник

Преемник

Преемник

Другое

Объём бака: 120 л

ЗИЛ-4104 — автомобиль представительского класса с кузовом лимузин, выпускавшийся заводом им. Лихачёва в 1978—1983 годах. Опытные автомобили и автомобили первых выпусков имели обозначение ЗИЛ-115[1], которое впоследствии было заменено на ЗИЛ-4104 в связи с принятием в СССР новой системы классификации.

В 1983—1985 годах выпускался автомобиль ЗИЛ-41045, а в 1986—2002 — ЗИЛ-41047. Они имели лишь некоторые внешние отличия от базовой модели, технически все модели серии были одинаковыми.

История[ | ]

ЗИЛ-114 был сконструирован с большим запасом и мог бы выпускаться ещё долгие годы, но автомобильная мода не стоит на месте и к середине 1970-х он начал устаревать. Поэтому в октябре 1974 г. конструкторы ЗИЛа взялись за создание нового автомобиля. К этому времени был готов к испытаниям форсированный мотор ЗИЛ-114. Был увеличен его рабочий объём, вместо нижнего распредвала появились два верхних, мощность возросла до 315 л.с. К началу 1977 г. окончательно сформировался внешний облик автомобиля.

Подобно зарубежным автомобилям того времени решётку радиатора сделали главным элементом внешнего вида автомобиля. Это добавило ему солидности и тяжеловесности. Появились хромированные накладки вокруг колёсных арок. Интерьер создавался с учётом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга. Приёмочные испытания ЗИЛ-115 (таким был заводской индекс автомобиля) были проведены в январе 1978 г., а в начале октября была собрана первая партия автомобилей получивших обозначение ЗИЛ-4104.

ЗИЛ-4104 стал последним автомобилем, которым пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Всего с 1978 по 1983 было построено 106 автомобилей ЗИЛ-4104 в различных модификациях[2]. С 1983 по 1985 годы выпускался автомобиль ЗИЛ-41045, отличавшийся от базовой модели только некоторыми внешними деталями. С 1986 по 2002 годы — ЗИЛ-41047, также отличавшийся только деталями. Всего было изготовлено около двухсот ЗИЛ-4104 и его модификаций. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть, салон всех автомобилей на базе ЗИЛ-4104, кроме отдельных исключений, были одинаковыми.

Технические характеристики[ | ]

Кузов[ | ]

Кузов автомобиля — закрытый цельнометаллический четырёхдверный семиместный с тремя рядами сидений типа лимузин, установленный на периферийной раме с лонжеронами замкнутого прямоугольного сечения. Передние крылья съемные, задние приварные. Передний салон отделён от пассажирского подъёмной стеклянной перегородкой. Два средних сидения — откидные. Автомобиль имел две, для переднего и заднего салонов, независимые системы отопления и кондиционирования, электрические стеклоподъёмники, всеволновый стереофонический радиоприёмник с магнитофонной приставкой и шестью динамиками, лампы индивидуального освещения для каждого пассажира. Все стёкла — трёхслойные, тонированные. Для удобства посадки и высадки, дверные проёмы сделаны большими и высокими. Дверь салона имела изнутри две ручки для открывания, либо самим пассажиром, либо сидящим на откидном месте помощником.

Детали кузова изготавливались вручную и индивидуально подгонялись одна к другой при сборке. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Пассажирский салон оформлялся под индивидуальные вкусы будущего «владельца», двери, рамки окон и передней панели отделывались шпоном карельской берёзы, сидения имели велюровую обивку[источник?].

Двигатель[ | ]

Двигатель автомобиля — атмосферный, бензиновый, четырёхтактный, восьмицилиндровый, V-образный (90°), рабочим объёмом 7,7 л и мощностью 315 л.с. Головка и блок цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава, «мокрые» чугунные гильзы. Два верхних (по одному в каждом блоке) распредвала приводятся с помощью двухрядной роликовой цепи. По два клапана на цилиндр с гидрокомпенсаторами зазора. Четырёхкамерный карбюратор, два электрических бензонасоса перед топливным баком. Два масляных радиатора, один — с охлаждением от системы охлаждения двигателя, другой — с воздушным охлаждением. Две дублирующие друг друга 12-вольтовые контактные транзисторные системы зажигания. Генератор переменного тока (1,15 кВт), две аккумуляторных батареи общей ёмкостью 120 А·ч.

Трансмиссия[ | ]

Автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором и трёхступенчатой планетарной коробкой передач. Селектор переключения передач расположен на тоннеле между передними сидениями. В трансмиссии предусмотрен механический стопор для удержания автомобиля на уклоне. Он растормаживается автоматически при трогании с места. Привод на задние колёса карданным валом с промежуточной опорой, гипоидная главная передача в неразрезном заднем мосту.

Шасси[ | ]

Передняя подвеска независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. В качестве упругого элемента использовался торсион диаметром 28 мм, расположенный вдоль рамы, который действовал на нижний рычаг. Задняя — зависимая, на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Малолистовые рессоры большой длины (1550 мм) имели полиэтиленовые прокладками между листами. Телескопические амортизаторы спереди и сзади.

Рулевой механизм — винт-шариковая гайка и зубчатый сектор, с гидроусилителем. Передаточное число — 17,5. Для удобства управления, положение рулевого колеса можно регулировать.

Дисковые вентилируемые тормоза спереди (диаметр дисков — 292,2 мм, толщина — 33 мм) и сзади (315,7х32 мм). Двухконтурный гидравлический привод, каждый контур которого действует на тормозные механизмы всех колёс. Один общий вакуумный усилитель и два отдельных гидровакуумных усилителя в каждом контуре. Барабанный стояночный тормоз встроен в ступицы дисков задних тормозов. Приводился в действие педалью слева от водителя. Растормаживание стояночного тормоза — автоматическое.

Штампосварные колёса, размерность шин — 9,35-15" (235-15").

Модификации[ | ]

Отдельные модернизированные варианты ЗИЛ-4104 выпускались вплоть до 2000 года. По некоторым модификациям информация до сих пор засекречена.

ЗИЛ-41041 Седан[ | ]

С 1986 года на базе лимузина ЗИЛ-41047 выпускался автомобиль сопровождения с пятиместным кузовом седан и укороченной до 3300 мм базой. Уменьшение длины до 5750 мм и снижение массы до 3160 кг придало автомобилю более высокие динамические показатели. Формально производство модели не прекращено[3], но реально автомобили не выпускаются. С 1986 по 2000 год выпущено 26 экземпляров[4], 12 из них построено в конце 1990-х по заказу мэрии Москвы, 3 штуки были порезаны для производства автомобиля "41041 АМГ"[5].

ЗИЛ-41042[ | ]

Одновременно с разработкой лимузина готовилась к выпуску и его санитарная версия — автомобиль с кузовом универсал ЗИЛ-41042 (ЗИЛ-115А). Для того, чтобы не выделяться на фоне правительственного кортежа, все такие автомобили красили в чёрный цвет, за что они получили прозвище «Чёрный Доктор»[6]. Вопреки распространённому мнению, оборудование этого автомобиля не соответствовало требованиям реанимобиля. Он предназначался всего лишь для перевозки высокопоставленных больных при вынужденной госпитализации. Автомобиль был рассчитан на бригаду из трёх врачей и одного лежачего пациента. Длина кузова универсала была увеличена, а над медицинской частью салона устанавливалась надстройка. Задняя дверь состояла из двух секций: верхняя поднималась, нижняя откидывалась. Вес автомобиля составлял 3,9 т. Задняя левая дверь была фальшивой, за ней располагалось запасное колесо и инструмент. Изнутри автомобиль был отделан по высочайшему классу, даже носилки были из натуральной кожи. Созданные позже на базе ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 медицинские универсалы носили то же обозначение — ЗИЛ-41042. Построенные на основе ЗИЛ-41047 автомобили отличались цельной задней дверью, поднимающейся вверх. Всего на базе ЗИЛ-4104 и его модификаций было изготовлено четыре санитарных автомобиля[7].

ЗИЛ-41043[ | ]

Автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 производился с 1980 по 1983 годы на базе универсала ЗИЛ-41042. Имел экранированную систему электрооборудования и встроенную в крышу параболическую антенну правительственной связи.

ЗИЛ-41044 Фаэтон[ | ]

ЗИЛ-41044 на военном параде

В 1981 году был создан парадный фаэтон ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В) с автоматически складываемым верхом (время опускания-поднимания — не более 20 с) и автоматически складываемыми рамками боковых стёкол. От базовой модели он отличался укороченной на 580 мм базой, двумя дверьми и отсутствием правого сиденья, а в центре салона была установлена тумба с поручнем. Кроме того, автомобиль оборудовался блоком микрофонов, радиостанцией и антеннами на задних крыльях. Всего было изготовлено три таких автомобиля.

До 2009 года они принимали участие в военных парадах на Красной пощади: две машины были предназначены для министра обороны и командующего парадом, третья — резервная, во время парада дежурила у Спасских ворот на случай непредвиденных ситуаций. В настоящее время[когда?] все они на ходу и находятся на балансе Министерства обороны РФ.

ЗИЛ-41045[ | ]

Выпускался в 1983—1985 годах. В связи с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС в 1983 году, в автомобиль были внесены внешние косметические изменения и он получил новое обозначение ЗИЛ-41045. Убрали блестящие накладки с колёсных арок, молдинг идущий по порогу перенесли выше — на двери, изменили переднюю часть кузова — решётку радиатора и фары, установили несколько иные задние фонари, ряд других внешних элементов, но в целом сам автомобиль остался прежним. Не поменялась ни ходовая часть, ни салон, ни кузов.

ЗИЛ-41046[ | ]

Автомобиль связи ЗИЛ-41046 выпускался в 1983—1985 годах на базе лимузина ЗИЛ-4104. Внешне он ничем не отличался от базовой модели. Имел экранированную электропроводку и систему спецсвязи «Кавказ». Система специальной радиотелефонной подвижной связи долговременной криптостойкости «Кавказ» используется на правительственных автомобилях и правительственных объектах и в настоящее время.[когда?]

ЗИЛ-41047[ | ]

Очередная смена руководства страны в 1985 году вызвала появление следующей модификации автомобиля — ЗИЛ-41047. Сдвоенные фары стали прямоугольными, по-иному стилизована решётка радиатора, заменены задние фонари, указатели поворотов перемещены на торцы крыльев. Исчезли поворотные форточки на передних дверях, а зеркала заднего вида получили новый корпус и стали устанавливаться не на дверь, а в угол окна (см. фото в начале статьи). Была проведена и техническая доработка некоторых систем автомобиля с целью соответствия международным экологическим нормам на токсичность отработанных газов. Двигатель ЗИЛ-4104 оснастили бесконтактной электронной системой зажигания. В 1988 году гидромеханическая трансмиссия подверглась модернизации: была изменена конструкция муфты свободного хода и нескольких прилегающих деталей, что увеличило надежность узла. ЗИЛ-41047 получил 16-дюймовые колеса и ещё более широкую (265 мм) «резину». Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при разгерметизированном колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки и находящегося внутри специального геля. Такая шина способна выдержать до семи пулевых попаданий.

На момент своего выпуска в 1985 г. лимузин ЗИЛ-41047 был самым длинным серийным легковым автомобилем в мире, лишь на 7 мм короче самого длинного в истории Cadillac Series 75 1974-76 модельных годов.

Последний автомобиль этого типа был выпущен для Президента Казахстана в 2002 году. Всего было изготовлено около двухсот ЗИЛ-41047 и его модификаций.

Формально производство модели не прекращено, но реально автомобили не выпускаются. На данный момент[когда?] это последний лимузин российского производства.

ЗИЛ-41048[ | ]

ЗИЛ-41048 был выпущен в 1984 году в единственном экземпляре и имел «автоматическую регулировку воздуха в салоне», то есть климат-контроль.

ЗИЛ-41049[ | ]

Автомобиль спецсвязи на базе лимузина ЗИЛ-41047, подобный автомобилю ЗИЛ-41046 и созданный для его замены. В 2000 году было изготовлено 2 автомобиля для в/ч 54799.

ЗИЛ-4105 «Бронекапсула»[ | ]

Бронированный вариант автомобиля имел три модификации: ЗИЛ-4105 (внешне ЗИЛ-4104), ЗИЛ-41051 (внешне ЗИЛ-41045) и ЗИЛ-41052 (внешне ЗИЛ-41047). В основе конструкции этих автомобилей лежала так называемая бронекапсула — несущий объём сложной конфигурации. Весь остальной кузов строился вокруг неё. Бронекапсулы автомобилей были идентичны, они сваривались на Курганском заводе. Всего было изготовлено 25 бронекапсул две из которых были предназначены для огневых испытаний (ЗИЛ-4105). Толщина брони от 4 до 10 мм, толщина пуленепробиваемых стекол: лобового — 43 мм, боковых и заднего — 47 мм. Многослойные самозатягивающиеся при пробое пожаровзрывобезопасные топливные баки разрабатывались и производились в опытном производстве НИИ Стали. Снаряженный вес автомобиля, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160-5225 кг. Автомобиль был оборудован двумя отопителями салона повышенной мощности и кондиционером. Всего было построено 14 таких автомобилей, причем для шести из них использовались бронекапсулы отработавших своё автомобилей[8].

ЗИЛ-41072 «Скорпион»[ | ]

ЗИЛ-41072 «Скорпион»

Специальный автомобиль охранения ЗИЛ-41072 «Скорпион» был создан в 1989 г. Автомобиль оборудован широкими подножками, наружными и внутренними поручнями по бокам кузова и в салоне. Люк в крыше необходим для «отработки нештатных ситуаций». В автомобиле есть механизм мгновенного открывания заднего окна. Специальная планировка салона предусматривает поворотные кресла (для удобства наблюдения и стрельбы). Выпущено 8 экземпляров[9].

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  1. ЗИЛ-41047 / А. Жаркова. — Москва: Де Агостини, 2010. — Т. 44. — 16 с. — (Автолегенды СССР). — 150 000 экз.
  2. ЗИЛ-4104 / А. Жаркова. — Москва: Де Агостини, 2011. — Т. 58. — 16 с. — (Автолегенды СССР). — 125 000 экз.
  3. С. В. Канунников. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг.. — М.: За Рулём, 2009. — С. 224. — 504 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0275-9.
  4. Евгений Константинов. Машина времени (рус.) // Rolling Wheels : журнал. — 2012. — № 3. — С. 94—102.
  5. И. Николайчук, Е. Прочко. Лимузин высшего класса (рус.) // Моделист-конструктор : журнал. — 1987. — № 1. — С. 12—16.
  6. Тяжёлое машиностроение (рус.) // Rolling Wheels : журнал. — 2012. — № 1. — С. 44—50.
  7. Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ ЗИЛ и остатки былой роскоши (рус.) // Авторевю : газета. — 2012. — № 20.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

советский ЗИЛ стоит в Америке, как Bugatti Veyron

На всемирно известном сайте Jamelist, где можно увидеть самые дорогие яхты, дома и автомобили,  появился очень интересный лот — ЗИЛ 41052 1989 года выпуска.

В объявлении указано, что автомобиль находится в Лос-Анджелесе, имеет пробег в 39 000 миль и доступен для покупки за 990 000 долларов США…

 

Также в объявлении о продаже приведена краткая история данного автомобиля, как модели в целом, упомянуты завод Лихачева, Борис Ельцин и уникальная капсула безопасности. Вот как раз о последней и стоит предметно поговорить, ведь как раз она делает ЗИЛ 4105 поистине коллекционным автомобилем. Но для начала поговорим в целом о модели.

Автомобиль имел три модификации отличающихся внешним обвесом ЗИЛ-4105 (внешне ЗИЛ-4104), ЗИЛ-41051 (внешне ЗИЛ-41045) и ЗИЛ-41052 (внешне ЗИЛ-41047). Бронекапсулы модификаций идентичны, сваривались на Курганском заводе. Всего было изготовлено 25 бронекапсул две из которых были предназначены для огневых испытаний (ЗИЛ-4105). Капсулы изготавливались из стали марки 68ХГСЛМН — одной из лучшЫх в своем классе. Толщина брони от 4 до 10 мм. Аналогичная броня устанавливалась как бортовая броня на самые современные по тем временам БТР. Толщина пуленепробиваемых стекол: лобового — 43 мм, боковых и заднего — 47 мм. Многослойные самозатягивающиеся при пробое пожаровзрывобезопасные топливные баки разрабатывались и производились в опытном производстве НИИ Стали. Снаряженный вес автомобиля, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160-5225 кг. Автомобиль был оборудован двумя отопителями салона повышенной мощности и кондиционером. Изначальная цена – почти $600 000.

Но самое интересное, что прежде, чем пересадить на такой автомобиль главу государства, советские разработчики уже по традиции показали миру, что это лучшЫй правительственный броневик, с которым американские аналоги и рядом не стояли. Для этого были проведены сравнительные испытания с основным конкурентом — бронированным компанией O’Gara Hess & Eisenhardt автомобилем Cadillac Fleetwood Limousine. Испытания показали, что поставленные перед разработчиками задачи реализованы весьма качественно, защита значительно превосходила американский автомобиль. Мало того, что в свое время он считался самым безопасным в мире, так еще и по ТТХ не уступал именитым лимузинам.

У автомобиля два аккумулятора, два бензонасоса, две электрические цепи. Мощность двигателя 315 л.с. (при 4500 об/мин). А пик крутящего момента 608 Нм приходится на 2500 об/мин. Лимузин массой 3600 кг способен развить скорость 190 км/ч, а «сотню» набирает за 13 секунд. Мало того, на полностью спущенных шинах автомобиль способен двигаться со скоростью до 160 км/ч. Тормоза спереди и сзади дисковые, способные остановить тепловоз. В топливный бак вмещается 120 литров «Аи-95».

Все это очень возмутило американцев и те начали предпринимать попытка превзойти ЗИЛ. Как не старались буржуйские умельцы, ничего не получалось. И только после распада СССР американские «шпионы» приобрели ЗИЛ 41052. Они его разобрали и сильно удивились… они не могли поверить, что этот автомобиль был фактически надет на капсулу безопасности, тогда как сами американцы до этого делали с точностью до наоборот, усиливая и бронируя машЫну опосля. Дело в том, что ЗИЛ-41052 – бронеавтомобиль, созданный на базе практически герметичной бронекапсулы, имевшЫй детали оперения от последней модели ЗиЛ-41047. Тот ли экземпляр сегодня выставлен на продажу в Америку, информации нет…

Источник:

auto.mirtesen.ru

ЗиЛ (Завод имени Лихачёва) — Страница №2 — "ВАЖНО ВСЕМ"

ЗИС-101А (1940—1941)

Шестиместный советский легковой автомобиль (модернезированный ЗИС-101). Были изменены отделка кузова, коробка передач и карбюратор. Выпущено около 675 экземпляров.

ЗИС-101С (1940—1941)

 

 ЗИС-102 (1940—1941)

Эта машина представляла собой модификацию модели ЗИС-101А. У машины был открытый кузов со складывающимся верхом. Оборудование включало подъемное, радиоприемник, отопитель, багажную решетку за крышкой багажника. Параметры автомобиля: число мест — 7шт.; скорость — 120 км/час; масса в снаряженном состоянии — 2550 кг; длина — 5650 мм; ширина — 1890 мм; высота — 1870 мм; двигатель: число цилиндров — 8, рабочий объем — 5762 см3, мощность — 116 л. с. при 3200 об/мин; число передач — 3; база — 3605 мм; размер шин — 7,50—17.

ЗИС-102А (1940—1941)

 

ЗИС-110 (1945—1958)

Серийное производство семиместного лимузина представительского класса с цельнометаллическим кузовом и трехрядной планировкой сидений было освоено в 1946 году. В стандартный набор сервиса входили: радиоприемник, высокоэффективный отопитель салона, гидравлические стеклоподъёмники и перегородка, отделявшая передний ряд кресел от остального салона. Комплектовался 8-цилиндровым нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом 6007 куб. см, развивавшим мощность 140 л. с. и имевшим высокую степень сжатия. Первый советский послевоенный легковой автомобиль обладал мягким ходом и разгонялся до скорости 140 км/ч. В 1956 г. он был переименован в ЗИЛ-110 в связи с переименованием завода. Всего выпущено 2072 экземпляра.

 

ЗИС-112 (1951)

 

ЗИС-110А (1949—1957)

 

 ЗИС-115 (1949)

Советский бронированный автомобиль высшего класса. Кузов — лимузин с усиленным бронированием. На ЗИС-115 устанавливался бензиновый 8 - цилиндровый двигатель с рабочим объемом 6005 см3 и мощностью 162 л.с.

 

 ЗИС-110П (1955)

Советский легковой автомобиль высшего класса. Внешне он походил на американский «Senior», но на самом деле это была полностью самостоятельная советская разработка. Машина имела два типа кузова: «лимузин» и «фаэтон». Характеристики двигателя: 8 цилиндров; максимальная скорость: 145 км/ч; габариты: 6026х2075х1763 мм; снаряженная масса: 3155 кг; колесная база: 3780 мм; объем двигателя: 6005 см3; мощность двигателя: 162 л.с.

 

ЗИС-110Б (1945—1958)

Шестиместный легковой фаэтон. Изготавливался на базе ЗИС-110. Всего было выпущено 2089 машин.

 

ЗИЛ-111 (1958—1962)

Легковой советский автомобиль высшего класса.  Производился малыми сериями. Максимальная скорость: 170 км/ч; типы кузова: лимузин, фаэтон, кабриолет; масса: 2605 кг; длина: 6140 мм; ширина: 2040 мм; высота:  1640 мм; колёсная база: 3760 мм.

 

ЗИЛ-111А (1958—1962)

 

ЗИЛ-111Г (1962—1967)

 

 ЗИЛ-111В (1960—1962)

 

 ЗИЛ-111Д (1964—1967

 

 ЗИЛ-112С (1962)

 

 ЗИЛ-114 (1967—1976)

Легковой малосерийный советский автомобиль с кузовом «лимузин». Всего было сделано 113 машин. Внутри автомобиля находился кондиционер. Стеклоподъёмники всех дверей имели электроприводы, а замки дверей централизованную блокировку. На машину устанавливался 7-литровый восьмицилиндровый двигатель мощностью 300 л.с. Автомобиль оснащался автоматической гидромеханической трансмиссией. Переключение передач было автоматическое, но водитель мог сам выбрать нужную передачу. При торможении и разгоне автомобиль не приседал и не издавал лишних звуков, при повороте не кренился. Максимальная скорость: 190 км/ч.

 

ЗИЛ-114АЕ (1967—1976)

 

ЗИЛ-114Е (1967—1976)

 

ЗИЛ-114К (1967—1976)

 

ЗИЛ–115 (1976—1983)

Легковой советский автомобиль высшего класса был создан исключительно для правительства. Чертежи  машины до 90-х годов были засекречены. Автомобили после 100 тыс. км пробега - уничтожались. Для защиты от радиоактивного фона поверхности кузова, крышу и капот обрабатывали специальным составом. Лобовое стекло имело специальный экран, а боковые и задние стекла сделаны из специального триплекса. Двигатель V-образный 8-цилиндровый с алюминиевым блоком цилиндров. Длина кузова - 6 330 мм; ширина – 2 068 мм; высота – 1 500 мм; радиус поворота – 7,6 м; масса – 3 550 кг.

 

ЗИЛ-117 (1971—1983)

Легковой советский автомобиль высшего класса с кузовом седан. Он был сделан на базе лимузина ЗИЛ-114 и имел такие же гармоничные формы. Машину окрашивали в чёрный, тёмно-синий и тёмно-вишнёвый цвет. ЗИЛ-117 и снаружи, и внутри был оснащён почти так же, как ЗИЛ-114.

 

ЗИЛ-117В (1973—1979)

 

ЗИЛ-117Е (1971—1983)

 

ЗИЛ-4104 (1976—1983)

Семиместный лимузин. Был представлен в нескольких модификациях кузова: универсал, кабриолет и лимузин. Машина оборудована 8-цилиндровым V-образным двигателем, мощность - 315 л.с., объём - 7,69 л. Автомобиль имел просторный хромированный салон.

 

ЗИЛ-41041 (1986—2009)

ЗИЛ-41042 (1976—1983)

ЗИЛ-41043 (1980—1983)

ЗИЛ-41044 (1981)

 

ЗИЛ-41045 (1983—1986)

Легковой автомобиль с кузовом «лимузин», использовался представительским классом. У автомобиля абсолютно не изменилась техническая часть, но изменился внешний вид. Выпускался с 1983 по 1985 годы, до смены Генерального секретаря «ЦК КПСС», после чего был заменён новой версией ЗИЛ-41047.

 

ЗИЛ-41046 (1983)

 ЗИЛ-41047 (1985—2009)

ЗИЛ-41048 (1984)

ЗИЛ-41049 (1984)

 

ЗИЛ-4105 (1983)

 

 ЗИЛ-41051 (1984)

 

  ЗИЛ-41052 (1987—1999)

 

 ЗИЛ-4107 (1988—1999)

 

 ЗИЛ-41072 (1989—1999)

 

 ЗИЛ-4112Р (с 2012)

 

 ТМ 1131 «Туляк» («Мишка») (с 2012)

vajnovsem.ru

АВТОМОБИЛЬ ЗИЛ-4104 | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

Легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ-4104 пришел на смену ЗИЛ-114, выпускавшемуся с 1967 года. Проектирование машины началось под обозначением ЗИЛ-115 в октябре 1974 года. К концу 1975 года изготовили первые пять опытных образцов. В течение двух лет они подвергались всесторонним испытаниям и доводке. Приемочные испытания проводились с января 1978 года, одновременно готовилось производство автомобиля. Первую серийную партию выпустили к ноябрю того же года.

Автомобиль ЗИЛ-4104 имеет закрытый цельнометаллический четырехдверный кузов типа лимузин. Число мест, расположенных в три ряда, — семь. Передний салон, как и положено лимузину, отделен от пассажирского спинкой с подъемной стеклянной перегородкой. Два средних сиденья — откидные. Имеются системы кондиционирования, отопления, вентиляции, а также стереофонический радиоприемник, электрические стеклоподъемники дверей.

Вариант ЗИЛ-41043 с открытым кузовом типа фаэтон участвовал в военных парадах на Красной площади в Москве.

Двигатель автомобиля — бензиновый, V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный. Максимальная мощность — 231.9 кВт (315 л. с.) при 4000 — 4600 оборотах в минуту. Диаметр цилиндров — 108 мм. ход поршня — 105 мм, рабочий объем — 7.695 л. Степень сжатия — 9,3. Используемое топливо — бензин АИ-95 «Экстра». В головках цилиндров расположены верхние кулачковые валики с цепным приводом. Зазор в клапанах выбирается автоматически, с помощью гидротолкателей, что снижает уровень шума, создаваемого при работе двигателя. Карбюратор К-259 — четырехкамерный, бензонасос -электрический.

Коробка передач — гидромеханическая, автоматическая. Включает в себя комплексный гидротрансформатор с коэффициентом преобразования 2,45 и планетарную трехступенчатую коробку передач с автоматическим переключением, выполненную по оригинальной схеме. В трансмиссии предусмотрен механический стопор для удержания автомобиля на склоне. Он растормаживается автоматически при трогании с места.

ЗИЛ-114

Карданных валов — два, с промежуточной опорой. Задний мост — неразрезная штампованно-сварная балка. Главная передача — гипоидная, с передаточным отношением 3,62 или 3,31. Ступицы колес установлены на конических роликоподшипниках. Рама автомобиля — сварная, из штапованных лонжеронов и поперечин.

Передняя подвеска — независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах. Упругие элементы — торсионы диаметром 28 мм, расположенные вдоль рамы. Для демпфирования колебаний установлены мощные телескопические амортизаторы.

Задняя подвеска — на продольных полуэллиптических малолистовых рессорах длиной 1550 мм. Ширина листов -75 мм, толщина — 8 мм. Для повышения плавности хода и снижения шума между листами рессор проложены полиэтиленовые прокладки. Рессоры снабжены также реактивными штангами.

Колеса — с глубоким ободом, сварные. Крепятся к ступице на шпильках.

Шины — бескамерные, двухдорожечные, размерами 9,35-15″ (235-380 мм). Давление в передних колесах — 2,1 кгс/см2, задних — 2,3 кгс/см2.

Рулевой механизм — винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка с зубчатым сектором. Передаточное отношение — 17,5. Имеется гидроусилитель с питанием от лопастного насоса, установленного на носке коленчатого вала двигателя. Рулевое колесо — регулируемое относительно водителя.

Приборная панель и рулевая колонка автомобиля ЗИЛ-410441Органы управления и контрольные приборы автомобиля ЗИЛ-4104:1 — центральный переключатель света; 2 — переключатель противотуманных фар; 3 — тахометр; 4 — включатель звуковою сигнала; 5 — рулевое колесо; 6 — спидометр; 7 — выключатель зажигания; 8 — блок контрольных ламп; 9 — часы; 10 — радиоприемник; 11 — магнитофонная приставка; 12 — крышка вещевого ящика; 13 — фонарь подсвета места водителя; 14 — рычаг управления коробкой передач; 15 педаль управления дроссельными заслонками карбюратора; 16 — педаль рабочих тормозов; 17 — педаль привода стояночных тормозов; 18 — ручка регулировки положения наружного зеркала заднего видаЗадняя подвеска:1 — щека серьги с пальцами; 2 — задний кронштейн рессоры; 3 — щека серьги; 4 — буфер хода сжатия; 5 — амортизатор; 6 — рессора; 7 — реактивная штанга; 8 — кронштейн реактивной штанги; 9 — хомут; 10 — передний кронштейн рессоры; 11 — накладка хомута; 12 — пластина рессоры; 13 — левая накладка рессоры; 14 — палец нижнего крепления амортизатора; 15 — стремянка рессорыПередняя подвеска:1 — шина; 2 — амортизатор; 3 — узел крепления нижнего рычага; 4 — нижний рычаг; 5 — буфер хода сжатия

На всех колесах — дисковые тормоза с внутренним охлаждением, гидравлическим приводом и автоматической регулировкой зазоров.

Диаметр дисков передних колес тормоза — 292,2 мм, задних — 315,7 мм. Привод имеет два независимых контура, каждый из которых действует на все колеса.

Вакуумных усилителей — три: центральный, действующий на главный цилиндр, и два — в каждом контуре. Кроме этого, на ступицах задних колес имеется стояночный барабанный тормоз с механическим приводом, от отдельной педали. Растормаживание — автоматическое.

Автомобиль оснащен 12-вольтовым электрооборудованием, питаемым от генератора мощностью 1,15 кВт и двух аккумуляторных батарей общей емкостью 120 А ч. Передние фары, в том числе противотуманные, — с галогенными лампами.

Трехместный (не считая водителя) кабриолет ЗИЛ-410441

Масса автомобиля в снаряженном состоянии — 3335 кг, полная (с нагрузкой) — 3860 кг. Максимальная скорость -190 км/ч, причем до скорости 100 км/ч ЗИЛ-4104 разгоняется за 13 с. Тормозной путь со скорости 80 км/ч — всего 40 м. Несмотря на большую базу, радиус поворота составляет 7.6 м.

Контрольный расход топлива по шоссе — 22 л на 100 км, что обеспечивает запас хода не менее 545 км.

Вслед за ЗИЛ-4104 появился один из самых защищенных автомобилей в мире ЗИЛ-4105. Раньше подобные броневики делались только для Сталина. Но вернуться к подобным авто пришлось после неудачной попытки покушения на Л.И. Брежнева в январе 1969 года.

Внешне ЗИЛ-4105 не отличался от предшественника, но если заглянуть под обшивку, то можно обнаружить бронекапсулу с толщиной стенок от 4 до 10 мм, способную выдерживать прямое попадание бронебойных пуль калибра 7,62 мм. Вокруг бронекапсулы и был построен автомобиль. Бронекапсулы изготовили в 20 экземплярах, не считая тех, что предназначались для испытаний. Помимо этого, пассажиров защищали бронестекла толщиной от 43 до 47 мм.

Масса снаряженного автомобиля, в зависимости от его назначения, находилась в диапазоне от 5160 до 5225 кг.

С 1983 по 1985 год машины выдержали испытания, подтвердившие расчетные характеристики. Первый же броневик, поступивший в кремлевский гараж, получил обозначение ЗИЛ-41051.

В 1986 году появился обновленный вариант ЗИЛ-41047 с более выразительной облицовкой радиатора, круглые фары уступили место квадратным компании «Бош» (Bosch), указатели поворота «вписали» в углы передних крыльев, а задние фонари заняли все пространство над бампером. С боковых стекол передних дверей исчезли форточки, зеркала заднего вида заключили в новые корпуса и закрепили не на дверях, а на кузове.

В 1988 году гидромеханическую передачу, унаследованную от ЗИЛ-41045, модернизировали. При этом изменили конструкцию муфты свободного хода.

Машина получила 16-дюймовые колеса и уширенную до 245 мм «резину» марки «Гранит», позволявшую двигаться при поврежденном колесе. Такая шина выдерживала до семи пулевых попаданий.

Эти машины производились штучно, а цикл их изготовления продолжался около полугода. При этом все кузовные панели выколачивали вручную на дубовых шаблонах. Затем их устанавливали на автомобиль, подгоняли по месту, рихтовали и выравнивали с помощью оловянного сплава.

Для окраски применялась нитроэмаль в 15 слоев, с промежуточной сушкой и полировкой каждого из них. Последний слой наносился и полировался уже после обкаточных испытаний, в ходе которых автомобиль набегал до 2000 км.

В 1987 году на шасси ЗИЛ-41047 построили лимузин ЗИЛ-41052, броне-капсулу для которого использовали со списанного ЗИЛ-41051.

Белый седан ЗИЛ-41041

В 1994 году в Германии три ЗИЛ-41047 оснастили накладной немецкой броней. Два из них, получивших обозначение ЗИЛ-41047ТБ, осели в кремлевском гараже. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что подвеска и тормоза не справляются с возросшей массой, и автомобили отправили на автозавод, где их превратили в ЗИЛ-41053.

С 1986 по 2003 год изготовили около 200 автомобилей семейства ЗИЛ-4104. Среди них были и машины спецсвязи, внешне не отличимые от обычных лимузинов. и автомобили для охраны правительственных кортежей. Последние имели широкие подножки, большой верхний люк и поручни, огибавшие крышу.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рекомендуем почитать

  • ЗиЛ-4104 Первый советский представительский автомобиль был создан в 1936 году на московском заводе имени Сталина бригадой конструкторов под руководством Е.Важинского. Это был ЗиС-101 —...
  • ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК Компактный автомобиль Polski FIAT 126 p. Сегодняшней публикацией мы завершаем рассказ о славной когорте итальянских малолитражек, начало которым положил FIAT-500 Nuova, созданый...

modelist-konstruktor.com


Смотрите также