Восстановлена уникальная «Синяя птица»! 49065 зил


Восстановлена уникальная «Синяя птица»! | Журнал СпецТехника и Коммерческий Транспорт

Работающая в одном из до сих пор сохранившихся цехов Завода имени Лихачева частная компания, занимающаяся восстановлением правительственных «ЗИЛов» и именуемая «Механосборочный цех №6», то есть также, как когда-то именовался реально существовавший заводской цех по производству автомобилей высшего класса, вернула первозданный облик уникальному трехосному плавающему внедорожнику, предназначенному для поиска и эвакуации приземлившихся экипажей космических кораблей.

Речь идет о знаменитой «Синей птице», точнее, об одной из «Синих птиц» – пассажирской модели, помимо которой в комплекс входили машина для погрузки и перевозки спускаемого аппарата, а также машина для перевозки шнекороторного вездехода. Для всех «Синих птиц» (ЗИЛ-4906/ЗИЛ-49061), опытные экземпляры которых появились в 1975 году, характерен установленный на алюминиевую раму стеклопластиковый кузов, среднемоторная компоновка (двигатель ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с.), доступ к кабину водителя через верхние люки, а также полностью независимая торсионная подвеска и трансмиссионные тормозные механизмы.

Интересно отметить, что восстановленным экземпляром оказалась модернизированная «Синяя птица» – в конце 1980-х межведомственная комиссия постановила доработать эти машины, прежде всего расширив их габаритную ширину. Таких модернизированных машин (их индекс в пассажирском исполнении ЗИЛ-49065) сделали меньше, чем пальцев на одной руке, тогда как обычных «Синих птиц», производство которых развернули в 1980 году, до 1991 года изготовили около трех десятков. То есть "Синяя птица" сама по себе уникальна, а восстановленный образец уникален вдвойне!

Восстановленный силами специалистов «Механосборочного цеха №6» экземпляр внедорожника-амфибии 12 декабря загрузили на автоэвакуатор и отправили в музей. Кстати, загрузили своим ходом, поскольку автомобиль теперь находится в полностью работоспособном состоянии. В каком музее его будут экспонировать? Еще до конца текущего года экспозицию своих раритетных «ЗИЛов» компания «Механосборочный цех №6» открывает в одном из зданий парка «Сокольники».

Константин Закурдаев

Интересное от редакции:

30.01.2017 в 08:19

15.09.2016 в 08:57

02.08.2016 в 07:30

12.02.2015 в 18:00

01.12.2014 в 20:30

Читайте также:

09.02.2016 в 09:11

05.03.2015 в 07:30

16.12.2015 в 06:30

09.04.2015 в 06:40

26.02.2016 в 13:55

09.04.2015 в 11:56

18.02.2016 в 08:48

05.10.2015 в 10:14

25.05.2016 в 10:00

18.12.2015 в 07:24

st-kt.ru

Экскурсия на ЗИЛ, 05.08.2014.: pyx_pyx

Экскурсия проводилась представителями завода, о ней я случайно узнал в одном из районных сообществ в интернете на сайте "В Контакте". Показали цех кабин, опытный цех с лимузинами, и производство японско-московской компании по выпуску кузовных деталей для Автофрамоса.

Поясняющих текстов мало, потому что рассказ я не записывал, а в основном фотографировал. В цехах для фотосьёмки темно, поэтому я взял с собой штатив и ИК-пульт для фотоаппарата.

Полный набор фотографий (особенно с видами территории находится по этому адресу: https://www.flickr.com/photos/trolleway/sets/72157645828356577/

Памятник Ленину и один из цехов ЗИЛа, планируемый к перестройке в культурный центр

Вид территории ЗИЛа

Внутризаводские пути почти не действуют

Магазин и кафе на территории ЗИЛа

Один из корпусов довоенной постройки

Заводские пути ЗИЛа

Автобусная остановка внутризаводского автобуса. Павильон 80-х годов, такие же были в Москве

Прессово-сварочный корпус. Таблички пассажирского лифта

Прессово-сварочный корпус. Вид на район Коломенское. Внизу - опытный цех.

Прессово-сварочный корпус. Станок ЧПУ лазерной резки TRUMPF TruLaser

Прессово-сварочный корпус. Цех кабин на 4 этаже.

Прессово-сварочный корпус. Вид 4 этажа

Детали кабины в сварочном кондукторе

Старый робот.

Панель управления роботом

Панель управления роботом

Панель управления ЧПУ TRUMPF TruLaser

Ящик для деталей с указанием модели автомобиля

Сваренные кабины.

Задние стенки кабин

Сварочные клещи

Кабины

Кабина в сварочном кондукторе

Прессово-сварочный корпус.

Установка электрооборудования в кабины

Вторые секции больших кабин

Телеканал Москва-24 снимает проверку электрооборудования кабины

Телеканал Москва-24 снимает проверку электрооборудования кабины

KAWASAKI ROBOT 1987 CONTROL PANEL

KAWASAKI ROBOT 1987 CONTROL PANEL

KAWASAKI ROBOT 1987 CONTROL PANEL

KAWASAKI ROBOT 1987 CONTROL PANEL

Панель управления ЧПУ TRUMPF TruLaser

KAWASAKI ROBOT 1987 CONTROL PANEL

Польская машина

Вид из окна 4 этажа прессово-сварочного корпуса

Кабина на транспортере

Прессово-сварочный корпус. Экскурсия на ЗИЛ

Детали кабин старых ЗИЛов выпускаются на запчасти

Старые детали

Робот плазменной резки

Робот плазменной резки

Выносной пульт робота плазменной резки

Инструкция к роботу

Коридор прессово-сварочного корпуса

Редкие машины и графические эмблемы

Режим работы прессового производства, там принято вставать рано.

Вид заводского проезда

Территория ОКБ. Во дворе хранится много редкой техники, в том числе стая "Синих Птиц"

Экскурсия на ЗИЛ

Опытный Бычок

Большая удача! Шнекоход с заведёными моторами, стоит и крутит шнеки.

Шнекоход ЗИЛ / ZIL screw vehicle

ЗИЛ-390615

Шнекоход ЗИЛ / ZIL screw vehicle

ЗИЛ-390615

ЗИЛ-43272

Впервые в интернете - интерьер шнекохода ЗИЛ

Шнекоход ЗИЛ / ZIL screw vehicle

ЗИЛ-49065 "Синяя Птица"

ЗИЛ-49065 "Синяя Птица"

ЗИЛ-49065 "Синяя Птица"

Впервые в интернете - интерьер ЗИЛ-49065 "Синяя Птица"

интерьер ЗИЛ-49065 "Синяя Птица"

Натюморт с половым покрытием

ЗИЛ-433474

ЗИЛ-433474

ЗИЛ-390615

ЗИЛ-390615

Непонятный ЗИЛ с тремя осями и полуторной кабиной

Экскурсия на ЗИЛ

Пошли в цех лимузинов. Там находится заводская коллекция старой техники

Линия сборки новых лимузинов ЗИЛ

Новый кабриолет ЗИЛ

Новый кабриолет ЗИЛ

Новый кабриолет ЗИЛ

Новая приборная панель для лимузина ЗИЛ

Новые стёкла для лимузина ЗИЛ

Лимузин ЗИЛ

Белый ЗИС-101

Белый ЗИС-101

Экскурсия на ЗИЛ

Ещё в цеху стоит Юность, но её не показывали

Цеховой автомат по разливу газировки с солью

ЗИЛ-43272

ЗИЛ-43272 с двумя поворотными осями, демонстрация для видеосьёмки

Цех Alpha Automotive Technologies. Штамповка кузовных деталей для Автофрамоса (который на АЗЛК)

Цех Alpha Automotive Technologies. Прессы IHI.

Цех Alpha Automotive Technologies.

Цех Alpha Automotive Technologies.

Экскурсия на ЗИЛ. Цех Alpha Automotive Technologies.

Готовые кузовные детали, которые поедут на территорию АЗЛК.

Вечером на Варшавке встретил ЗИЛовских гонщиков

pyx-pyx.livejournal.com

Колеса для космоса: советские поисково-эвакуационные машины | Блог Александр Ребрушев

Самые передовые вездеходы в Советском Союзе строили отнюдь не для сухопутной армии, как можно было бы предположить, а для Военно-Воздушных Сил страны. С середины 1960-х и до начала 90-х конструкторское бюро Виталия Грачева разработало два поколения и еще несколько уникальных опытных образцов необычных трехосных плавающих машин для поиска и эвакуации экипажей космических модулей.

С развитием космической отрасли появилась острая потребность в надежных транспортных средствах, которые могли бы оперативно обнаруживать космонавтов, приземлявшихся практически в любом уголке необъятной Родины, чтобы затем доставить их в район базирования с оказанием медицинской помощи в пути. Известно, что разработку такой техники инициировал и поддерживал главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Петрович Королев.

Революционная для своего времени трехосная плавающая машина ПЭУ-1

С конструктивной точки зрения все эти машины были выполнены по классической схеме Грачева с равномерным расположением ведущих мостов, бортовой трансмиссией с гидромеханической или механической коробкой передач, независимой торсионной подвеской крайних колес и водоизмещающим стеклопластиковым корпусом на алюминиевой раме.

Первым таким автомобилем стала поисково-эвакуационная машина ПЭУ, по соображениям секретности не имевшая заводской маркировки. Первое шасси собрали весной 1966 года, партия из пяти машин, принятых на снабжение ВВС в 1969-м, стала основой наземных поисковых частей космической службы. Потом появились две производные модели ЗИЛ-49042 и ЗИЛ-5901, на смену которым затем пришла более совершенная гамма «Синяя птица».

ПЭУ (1966 – 1981 гг.)

В центральной части алюминиевой рамы установки ПЭУ (позднее — ПЭУ-1) размещался 180-сильный двигатель ЗИЛ-375 с гидромеханической трансмиссией, передававшей крутящий момент на бортовые передачи, водометный движитель, гидронасос и лебедку. Передние и задние ведущие и управляемые колеса имели независимую торсионную подвеску. Стеклопластиковый корпус представ­лял собой водоизмещающую оболочку с передней кабиной и задней платформой для крепления и перевозки спускаемого аппарата. Его погрузку и выгрузку обеспечивал трехтонный кран с решетчатой стрелой.

Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1 со штатным краном. 1966 год

Испытания грузовой поисковой машины с трехтонным поворотным краном

Испытаний крановой амфибии со стеклопластиковым корпусом на плаву

В 1972 году установку ПЭУ-1 переделали в вариант ПЭУ-1М, оборудованный пассажирским салоном на шесть–восемь человек для эвакуации экипажей многоместных спускаемых аппаратов. Через два года появилась машина ПЭУ-1Б с удлиненной крановой стрелой и ложементом для доставки более крупных спускаемых космических аппаратов.

Машина ПЭУ-1М для эвакуации экипажей космических аппаратов. 1972 год

ПЭУ-1М с раздельными кабиной и восьмиместным пассажирским салоном

Грузовая поисковая установка ПЭУ-1Б с 5,5-метровым краном. 1974 год

Для повышения проходимости в 1981-м на шасси ПЭУ-1 был собран оригинальный вездеход ПЭУ-1Р с турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ от самолета Ан-25, создававшим дополнительную реактивную силу тяги при движении по труднопроходимой местности и облегчения выхода из воды на влажную илистую береговую линию. В помощь ему сзади на кузове крепили кассеты с пороховыми зарядами. Машина «ошеломляюще легко» преодолевала препятствия, на снегу развивала скорость 44,3 км/ч, на воде — 14 км/ч.

Амфибия ПЭУ-1Р с реактивным двигателем и 16 пороховыми зарядами

На плаву турбореактивная установка ПЭУ-1Р достигала скорости 14 км/ч

Пробный заезд машины ПЭУ-1Р с опорными лыжами на всех колесах

ЗИЛ-49042 (1972 – 1973 гг.)

В 1972 году СКБ приступило к разработке поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для спасательных служб ВВС. Его возглавил эвакуационный автомобиль ЗИЛ-49042, через несколько лет послуживший конструктивной основой семейства «Синяя птица». Он являлся удлиненной версией модели ПЭУ-1М и снабжался 150-сильным бензиновым двигателем от грузовика ЗИЛ-130 и комфортным салоном для космонавтов с предоставлением им медицинской помощи и достойного отдыха в пути.

Опытный образец пассажирской поисковой машины ЗИЛ-49042. 1972 год

Комфортная и вместительная эвакуационная машина с восьмиместным салоном

Подготовка поисковой машины ЗИЛ-49042 к сложным зимним испытаниям

Зимний заплыв на безымянном озере в морозном мареве после снегопада

ЗИЛ-5901 (1970 г.)

Весной 1970 года появилась самая крупная комбинированная поисковая машина ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2) с двумя задними двигателями ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с. На ней также имелись салон для экипажа и платформа для спускаемого аппарата, который перегружала боковая крановая система. При двукратном повышении мощности проходимость и скорость амфибии увеличились, но одновременно возросли весовые и габаритные параметры, не позволявшие доставлять ее воздушным транспортом.

Самая крупная 360-сильная поисковая машина ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2). 1970 год

Испытания эвакуационной машины ПЭУ-2 в водоеме полигона 21 НИИИ

Погрузка спускаемого аппарата при помощи двухбалочного бокового крана

ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1975 – 1991 гг.)

В середине 1970-х СКБ ЗИЛ приступило к созданию комплекса ПЭК-490 для наземных подразделений космических спасательных служб ВВС. Первоначально в него входили два базовых автомобиля разного назначения — грузовой ЗИЛ-4906 с боковой перегрузочной системой и пассажирский ЗИЛ-49061 с 10-местным салоном. Их оборудовали 150-сильным мотором, более простой механической трансмиссией, торсионной подвеской, стеклопластиковыми корпусами и двумя гребными винтами.

Первая версия плавающей грузовой установки ЗИЛ-4906. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)

Прототип плавающей пассажирской машины ЗИЛ-49061. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)

Окончательный вариант грузовой машины ЗИЛ-4906 середины 1990-х годов

В 1980 году обе версии автомобилей начали поступать в поисково-спасательные подразделения ВВС, где в процессе эксплуатации за специфическую яркую бело-голубую окраску им присвоили имя «Синяя птица», ставшее официальной маркировкой этой техники.

Испытания грузового эвакуатора ЗИЛ-4906 с макетной нагрузкой

Серийный образец поисково-эвакуационной установки ЗИЛ-4906

Полностью укомплектованная спасательная машина ЗИЛ-49061. 1995 год

Окончательный пассажирский вариант с уютным салоном для космонавтов

Демонстрация амфибии ЗИЛ-49061 на полигоне 21 НИИИ (фото автора)

В начале 2000-х годов развитием плавающей серии «Синяя птица» стала сухопутная эвакуационная машина ЗИЛ-49061ГОТ с пассажирским салоном. Ее разработка проводилась с 2001 года под руководством ведущего инженера Евгения Ивановича Прочко. Через два года был собран и испытан единственный образец, получивший имя «Гидроход». Оно указывало на главную особенность машины — редчайшее экспериментальное применение на тяжелом автомобиле гидрообъемной трансмиссии для привода всех колес через бортовые и колесные редукторы. На ней использовались силовые агрегаты ЗИЛ и Detroit Diesel, а также немецкая гидравлика. На машине осталось смонтировать электронную следящую систему, но все работы были прекращены в связи уходом из жизни ее создателя.

Уникальный автомобиль ЗИЛ-49061ГОТ с гидрообъемной трансмиссией

Вездеход «Гидроход» на испытаниях в 21 НИИИ. 2003 год (фото автора)

Тем временем в гамму машин «Синяя птица» были введены доработанные версии ЗИЛ-49062 с гидроманипулятором и ЗИЛ-49065 с навигационной системой для оперативного обнаружения места посадки космических аппаратов.

Первая пассажирская машина ЗИЛ-49065 с навигационной системой. 2006 год

До сих пор все эти машины остаются на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. В общей сложности за 25 лет их собрали порядка 40 экземпляров. Правда, вопрос, кто будет встречать космонавтов после того, как последние «Синие птицы» уйдут на покой, пока остается открытым.

Автор выражает благодарность за предоставление материалов сотрудникам ОГК по спецтехнике АМО ЗИЛ В. П. Соловьеву и к.т.н. Р. Г. Данилову

источник

×

cont.ws

ЗИЛ-4906 История создания - 28 Августа 2012

zazsila.ru

ЗИЛ-4906 История создания

В 1975 году СКБ ЗИЛ разработало второе семейство плавающих автомобилей нового поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для наземных космических спасательных служб ВВС СССР. Машины были выполнены по авиационным технологиям, предназначались для замены первого поколения ПЭУ и впоследствии стали известны под названием Синяя птица. Оно не являлось их официальным наименованием, а впервые появилось в среде космонавтов и спасателей в процессе эксплуатации вездеходов, обычно имевших яркую бело-голубую окраску. В 1985 году несущественно модернизированные автомобили проходили государственные испытания в 21 НИИИ. Новый комплекс применялся на дорогах всех категорий, на бездорожье и на водоемах для оперативного обнаружения спускаемых космических аппаратов после их приземления или приводнения и оказания первой помощи членам экипажа. Амфибии были приспособлены для эксплуатации в разных климатических зонах, при высокой запыленности, сильном ветре и высоте волны до 0,5 м, к доставке по железной дороге, транспортными самолетами и вертолетами. По аналогии с серией ПЭУ в их состав входили две установки разного назначения – грузовой вариант 4906 и пассажирский 49061 идентичной общей конструкции с герметичными скругленными стеклопластиковыми корпусами на алюминиевой лонжеронной раме, «равнорасположенными» мостами и традиционной бортовой трансмиссией. Они снабжались новыми агрегатами, экранированным 27-вольтным электрооборудованием, шинами И-159 размером 16,00-20 (410 – 508) и двумя топливными баками по 250 л. Обе машины имели колесную базу 2400+2400 мм, колею всех колес по 2000 мм, дорожный просвет под корпусом – 590 мм, радиус поворота – 8,4 – 9,0 м и запас хода – 900 км. При максимальной скорости 56 км/ч они расходовали 70 л бензина на 100 км.

Базовая 3,5-тонная амфибия ЗИЛ-4906 с экипажем из четырех человек и сварной алюминиевой грузовой платформой для доставки спускаемого аппарата была оборудована боковой перегрузочной установкой с гидроприводом. Без кранового устройства ее грузоподъемность достигала 5 т. Помимо основных функций, она служила для доставки 4-местного 77-сильного спасательного шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, обладавшего способностью перемещаться по болотам и глубокому снегу в любом направлении, в том числе боком, проникая в места, не доступные более тяжелым колесным машинам. Пассажирский вариант 49061 с полезной нагрузкой 950 кг и экипажем из трех человек снабжался закрытым салоном для доставки к местам назначения бригад спасателей, эвакуации космонавтов, обеспечения их медицинской помощью и всем необходимым для работы и отдыха. Он был укомплектован десятью сиденьями или шестью лежачими местами, системами отопления и кондиционирования, медицинским и специальным оборудованием, радионавигационным комплексом, средствами связи, пеленгования и переговорными устройствами. Оба варианта оборудовали 150-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-130 V8 с системой предпускового подогрева, механической 5-ступенчатой коробкой передач, планетарным демультипликатором, раздаточной коробкой с блокируемым дифференциалом, одноступенчатыми коническими бортовыми и цилиндрическими колесными редукторами, независимой рычажно-торсионной подвеской всех колес и системой регулирования давления в шинах. Автомобили получили новый гидроусилитель рулевого управления с автоматическим корректором взаимного поворота передних и задних колес, а также двухконтурную тормозную систему с более эффективным дисковым трансмиссионным тормозом. Место водометного движителя заняли два двухлопастных гребных винта, способные работать на акваториях с большим содержанием растительности и мусора. В стандартную комплектацию входили водоотливной насос с электроприводом, спасательная лодка, бензопила, шанцевый инструмент, лестница, автоматическая противопожарная установка и по заказу – автономный генератор постоянного тока мощностью 4,5 кВт. Снаряженная масса грузового и пассажирского автомобилей образца 1975 года составляла 8450 и 8310 кг соответственно, полная – 11 850/9260 кг, габаритная длина с краном – 9250/8650 мм, ширина – 2670/2582 мм, высота – 2944/2510 мм. Соответственно на шоссе груженые машины передвигались со скоростями 56 и 75 км/ч, на плаву – 8 – 9 км/ч. Минимальная скорость на суше – 1 км/ч. До 1991 года базовых машин 4906 и 49061 собрали 12 и 16 экземпляров соответственно. Вариант 49062 снабжался полноповоротным гидроманипулятором грузоподъемностью 700 кг.

Грузовая амфибия ЗИЛ-4906 с бортовым устройством для погрузки спускаемого аппарата. 1975 год

Поисково-спасательная машина ЗИЛ-49061 с закрытым пассажирским салоном. 1975 год

В 1980 году автомобили 490-й серии поступили на снабжение поисково-спасательных служб ВВС, в 1986 году к ним присоединилась доработанная машина 49065 с новым радионавигационным комплексом, позволявшим более оперативно обнаруживать место посадки космического аппарата. Комплекс Синяя птица с новыми системами навигации и спутниковой связью до сих пор остается на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. По состоянию на 2007 год в системе ВВС РФ состояло 5 машин 4906 и 6 единиц модели 49061. В начале 1990-х годов было создано сухопутное семейство поисково-эвакуационных машин ЗИЛ-4972/4975 «Спасатель» с 185-сильным дизельным двигателем, поступавших в систему МЧС и «Росэнерго».


Смотрите также