Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы. Американский зил


Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Не в первый и не в последний раз поднимается тема копирования западных аналогов советскими конструкторами. Сегодня мы не будем вдаваться в технические подробности, зато будем смотреть много фотографий. В нашем распоряжении – нигде ранее не публиковавшиеся кадры «первого автосалона СССР», выставки в НАМИ 1956 года времён хрущёвской «оттепели». Мы увидим предсерийный УАЗ-буханку, прообразы ЗИЛ-130 и первых автобусов ЛАЗ, удивимся сходству советских игрушечных грузовиков с машинами Bedford, а ещё предложим свою версию событий, как рижским конструкторам РАФ удалось подсмотреть устройство «хиппи-мобиля» Volkswagen T1.

Легковые машины, о которых мы рассказывали в первой части материала о выставке в НАМИ, а также двигатели и комплектующие заняли закрытый павильон. Крупноразмерную коммерческую технику разместили на открытой площадке.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Грузовики предстали перед публикой в виде шасси с кабиной, без кузова. Основные советские модели того времени – ГАЗ-51А и ЗИС-150.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Перспективной моделью грузовика считался «УралЗИС-353». Он пошёл в производство только в следующем 1957 году под наименованием «УралЗИС-355М».

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Малотоннажные машины из двух Германий. IFA Granit из ГДР…

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

И Opel Blitz из ФРГ. Opel Отправили на ГАЗ, как аналог перспективной тогда «полуторки» ГАЗ-56.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

А это американская «полуторка» Mercury, её тоже испытывали, разбирали и взвешивали на ГАЗе. А кабину взял Кригер за основу ЗИЛ-130.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Немецкий 5-тонный Ford GK4500 со 120-сильным дизелем – образец изящества грузовой кабины.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

По образцу английского Bedford у нас в стране делали… игрушечные грузовички.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Rio F22R. Пятитонка из США. Аналог зиловских грузовиков.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Dodge S3-7AW на ЗИЛе подвергли разборке и весовому анализу в сравнении с ЗИС-150.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Chevrolet 5700. Ещё одна 5-тонная «пристрелка» к будущему ЗИЛ-130.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Забытая ныне марка Brookway, модель 132WD. Тяжёлая машина на 6,5 тонн груза.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американская фирма Diamond T завоевала популярность в СССР ещё во времена войны – это были самые тяжёлые грузовики, поступавшие к нам по Ленд-Лизу. Более тяжёлый капотный T730 был рассчитан на 6-7 тонн груза.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Ещё один Diamond T, более лёгкий бескапотный T622S, перевозил 5 тонн и для 1956 года внешне выглядел почти авангардно.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Советский междугородний лайнер. Спереди ещё написано ЗИС, но по документам он уже проходил, как ЗИЛ-127. Пару лет назад мы делали тест-драйв одного из нескольких таких ЗИЛов, доживших до наших дней.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Две машины предстали в непривычном нам облике. Во-первых, санитарный УАЗ-450А, во-вторых, автобус ПАЗ-652. Это были опытные образцы. В серийное производство эти машины пошли совсем с другими кузовами.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

ЛАЗ-695 тоже опытный. По сравнению с распространённым тогда ЗИС-155 он казался космическим кораблём.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Сходство внешней формы кузова этого Magirus Deiz с первыми ЛАЗами очевидно. Даже у эмблемы с огромной буквой «Л» корни растут отсюда. Но официально во Львове у В.В. Осепчугова «взяли за основу» конструкцию пола и расположение сидений. К тому же у Magirus Deiz и ЛАЗа принципиально разные двигатели. У немецкого автобуса дизель с воздушным охлаждением.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Известно, что у первого РАФ-10 многие элементы кузова повторяли Volkswagen Caravan – ещё одного героя наших ретро-тестов. Высказывались разные версии, где конструкторы Рижского авторемонтного завода во главе с Лаймонисом Клеге могли изучить немецкую машину. Встретили на московской улице и рассмотрели? Маловероятно. На улице машину не изучишь. Съездили на Женевский автосалон? Совсем уж невероятно. А вариант, что рижане съездили в Москву, в командировку на ту самую выставку в НАМИ, очень похож на правду.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Фургон Volkswagen из того же семейства. Грузовик и автобус вагонной компоновки на шасси малолитражки вызвали большой интерес у советских конструкторов.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Городской автобус французской фирмы Chausson считался наиболее совершенным технически – усилитель руля, пневматический привод сцепления, шины с металлокордом, три двери. Советским шофёрам такое даже не снилось. При 32 сидячих местах он вмещал до 70-80 пассажиров и оснащался рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 145 л.с.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Все закупленные автобусы опробовали в реальной эксплуатации в московских парках. Немецкий Bussing на маршруте 55, где нередко испытывали новинки. Автобус был 40-местный с 170-сильным двигателем под полом.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Гость из социалистической Чехословакии Skoda M706RO – 6-тонный фургон в автобусном вагонном кузове. Под названием Skoda 706 в течение многих лет выпускались машины с несколькими разными кабинами. Некоторые из них поступали в СССР, а один из экземпляров с судовым 12-литровым дизелем мы тестировали в прошлом году.

Помимо комплектных автомобилей, много места на выставке заняли их отдельные части. Специальные стенды были посвящены комплектующим изделиям и запасным частям. Образцы иностранных топлив и масел тщательно исследовались советскими химиками. Изучались сталь и пластические массы, применяемые в зарубежных автомобилях. Отдельные стенды были посвящены стёклам, образцам лакокрасочных изделий и обивочных материалов. Не остались без внимания шины, аккумуляторы, сиденья автобусов и самые разные электрические приборы. Всё это ещё найдёт применение в советском автопроме в течение ближайших десятилетий.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Источник

avtovestie.ru

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Не в первый и не в последний раз поднимается тема копирования западных аналогов советскими конструкторами. Сегодня мы не будем вдаваться в технические подробности, зато будем смотреть много фотографий. В нашем распоряжении – нигде ранее не публиковавшиеся кадры «первого автосалона СССР», выставки в НАМИ 1956 года времён хрущёвской «оттепели». Мы увидим предсерийный УАЗ-буханку, прообразы ЗИЛ-130 и первых автобусов ЛАЗ, удивимся сходству советских игрушечных грузовиков с машинами Bedford, а ещё предложим свою версию событий, как рижским конструкторам РАФ удалось подсмотреть устройство «хиппи-мобиля» Volkswagen T1.

Легковые машины, о которых мы рассказывали в первой части материала о выставке в НАМИ, а также двигатели и комплектующие заняли закрытый павильон. Крупноразмерную коммерческую технику разместили на открытой площадке.

Грузовики предстали перед публикой в виде шасси с кабиной, без кузова. Основные советские модели того времени – ГАЗ-51А и ЗИС-150.

Перспективной моделью грузовика считался «УралЗИС-353». Он пошёл в производство только в следующем 1957 году под наименованием «УралЗИС-355М».

Малотоннажные машины из двух Германий. IFA Granit из ГДР…

И Opel Blitz из ФРГ. Opel Отправили на ГАЗ, как аналог перспективной тогда «полуторки» ГАЗ-56.

А это американская «полуторка» Mercury, её тоже испытывали, разбирали и взвешивали на ГАЗе. А кабину в качестве основы для ЗИЛ-130 позже использовал уже действующий на момент выставки главный конструктор ЗИЛа Анатолий Кригер.

Немецкий 5-тонный Ford GK4500 со 120-сильным дизелем – образец изящества грузовой кабины.

По образцу английского Bedford у нас в стране делали… игрушечные грузовички.

Rio F22R. Пятитонка из США. Аналог зиловских грузовиков.

Dodge S3-7AW на ЗИЛе подвергли разборке и весовому анализу в сравнении с ЗИС-150.

Chevrolet 5700. Ещё одна 5-тонная «пристрелка» к будущему ЗИЛ-130.

Забытая ныне марка Brookway, модель 132WD. Тяжёлая машина на 6,5 тонн груза.

Американская фирма Diamond T завоевала популярность в СССР ещё во времена войны – это были самые тяжёлые грузовики, поступавшие к нам по Ленд-Лизу. Более тяжёлый капотный T730 был рассчитан на 6-7 тонн груза.

Ещё один Diamond T, более лёгкий бескапотный T622S, перевозил 5 тонн и для 1956 года внешне выглядел почти авангардно.

Советский междугородний лайнер. Спереди ещё написано ЗИС, но по документам он уже проходил, как ЗИЛ-127. Пару лет назад мы делали тест-драйв одного из нескольких таких ЗИЛов, доживших до наших дней.

Две машины предстали в непривычном нам облике. Во-первых, санитарный УАЗ-450А, во-вторых, автобус ПАЗ-652. Это были опытные образцы. В серийное производство эти машины пошли совсем с другими кузовами.

ЛАЗ-695 тоже опытный. По сравнению с распространённым тогда ЗИС-155 он казался космическим кораблём.

Сходство внешней формы кузова этого Magirus Deiz с первыми ЛАЗами очевидно. Даже у эмблемы с огромной буквой «Л» корни растут отсюда. Но официально во Львове у В.В. Осепчугова «взяли за основу» конструкцию пола и расположение сидений. К тому же у Magirus Deutz и ЛАЗа принципиально разные двигатели. У немецкого автобуса дизель с воздушным охлаждением.

Известно, что у первого РАФ-10 многие элементы кузова повторяли Volkswagen Caravan – ещё одного героя наших ретро-тестов. Высказывались разные версии, где конструкторы Рижского авторемонтного завода во главе с Лаймонисом Клеге могли изучить немецкую машину. Встретили на московской улице и рассмотрели? Маловероятно. На улице машину не изучишь. Съездили на Женевский автосалон? Совсем уж невероятно. А вариант, что рижане съездили в Москву, в командировку на ту самую выставку в НАМИ, очень похож на правду.

Фургон Volkswagen из того же семейства. Грузовик и автобус вагонной компоновки на шасси малолитражки вызвали большой интерес у советских конструкторов.

Городской автобус французской фирмы Chausson считался наиболее совершенным технически – усилитель руля, пневматический привод сцепления, шины с металлокордом, три двери. Советским шофёрам такое даже не снилось. При 32 сидячих местах он вмещал до 70-80 пассажиров и оснащался рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 145 л.с.

Все закупленные автобусы опробовали в реальной эксплуатации в московских парках. Немецкий Bussing на маршруте 55, где нередко испытывали новинки. Автобус был 40-местный с 170-сильным двигателем под полом.

Гость из социалистической Чехословакии Skoda M706RO – 6-тонный фургон в автобусном вагонном кузове. Под названием Skoda 706 в течение многих лет выпускались машины с несколькими разными кабинами. Некоторые из них поступали в СССР, а один из экземпляров с судовым 12-литровым дизелем мы тестировали в прошлом году.

Помимо комплектных автомобилей, много места на выставке заняли их отдельные части. Специальные стенды были посвящены комплектующим изделиям и запасным частям. Образцы иностранных топлив и масел тщательно исследовались советскими химиками. Изучались сталь и пластические массы, применяемые в зарубежных автомобилях. Отдельные стенды были посвящены стёклам, образцам лакокрасочных изделий и обивочных материалов. Не остались без внимания шины, аккумуляторы, сиденья автобусов и самые разные электрические приборы. Всё это ещё найдёт применение в советском автопроме в течение ближайших десятилетий.

Источник

novosti-avto.ru

Американский след | АвтоКлуб ЗиЛ 130

Серийное производство ЗиЛ-130 началось 1 октября 1964 года, тогда же, когда у руля могучего и нерушимого Советского Союза встал верный ленинец и страстный автомобилист Леонид Ильич Брежнев. Он стал самым распространенным советским грузовым автомобилем второй половины прошлого столетия.

Его преемник — ЗИЛ-4331 — прошел испытания к ноябрю 1982 года.

ЗИЛ-130 оставался на конвейере в Москве еще 12 лет и свою насильственную смерть нашел 14 февраля этого года, когда решением Свердловского арбитражного суда Уральский автомоторный завод был признан банкротом.

Предистория.

Уже к началу пятидесятых годов всем стало ясно, что скопированный в спешке с американского предвоенного International серии «К-7». «ЗИС-150» с народной кличкой «Захар», впитал в себя множество недостатков от своего родителя.

Нужно отметить, что ЗиС-150 был не единственной моделью созданной после войны. Были и альтернативы как ДАЗ-130 «Украинец» Днепропетровского автомобильного завода вскоре переквалифицировавшегося на ракетно-космическую тематику, но имевшего того же американского предка.

Опытный «УльЗИС-НАМИ-253». 1946 г.

Но кроме этих моделей, на Кутаиском автозаводе была организована сборка  КАЗ-585Б и седельных тягачей КАЗ-120Т  из ЗиСовских комплектующих.

Но автомобиль ЗиС-150 был стар и не отвечал уже возросшим требованиям.

Поэтому в 1953 году на Московском автомобильном заводе имени Сталина начались работы над новым пятитонным грузовиком «ЗИС-125».

К 1957 году был готов первый опытный образец, получивший индекс «ЗИЛ-130». Разработкой машины руководил главный конструктор ЗИСа по грузовым автомобилям Анатолий Маврикиевич Кригер, а ведущим конструктором по машине был назначен Георгий Александрович Феста. Им помогали конструкторы Г.Г. Михайлов, А.Г. Зарубин, Б.Я. Сосков, Я.М. Шендерович, А.П. Зигель, Г.А. Матеров и многие другие.

Первый опытный образец, разработанный на основе изучения американского грузовика Ford F-600 1956 года, был идентичен своему аналогу по форме кабины, но имел упрощенную облицовку радиатора и переднее оперение, хотя основная стилистическая идея сохранялась.

1960 Ford F-600

Двигатель Ford F-600. Он был также взят за основу будущего двигателя ЗиЛ-130.

Из рекламного буклета Ford.

Фотографии первого образца держались в секрете и никакой информации о машине в прессе не было. Затем появились следующие опытные образцы, отличавшиеся иной облицовкой радиатора, фотографии которых появились в газетах и журнале «Автомобильный транспорт» в начале 1958 года еще до заводских испытаний. В 1959 году машину продемонстрировали на ВСХВ. Однако начатая в 1959 году реконструкция Московского автомобильного завода для серийного выпуска «ЗИЛ-130» шла очень медленно.

24 мая 1959 года партком завода заслушал доклад главного конструктора Кригера о совершенствовании конструкции нового автомобиля и признал, что важнейшая задача коллектива выполняется неудовлетворительно, а возможности завода используются крайне слабо. Поэтому первая партия «ЗИЛ-130» сошла с конвейера только в 1963 году, а на массовый выпуск новых грузовиков завод перешел в четвертом квартале 1964 года.

В то время ЗИЛ уже начал изготавливать небольшие партии V-образных восьмицилиндровых двигателей «ЗИЛ-375», видоизмененная модификация которого предназначалась для нового грузовика. «ЗИЛ-130» получил под капот V-образный карбюраторный силовой агрегат мощностью 150 л.с. при 3200 об/мин, который обеспечивал машине максимальную скорость 90 км/ч и прекрасную приемистость, вполне сопоставимую с легковыми автомобилями. Соответственно возросла и средняя скорость. Простые и надежные тормоза с пневматическим приводом, гидроусилитель рулевого управления, впервые использованный на отечественном грузовике, эффективная система отопления и вентиляции, хорошая обзорность через гнутое панорамное ветровое стекло, система освещения и сигнализации обеспечивали удобство управления автомобилем. «ЗИЛ-130» оказался достаточно экономичной машиной: контрольный расход топлива без прицепа с нагрузкой 5000 кг составлял 28 л 76-го бензина на 100 км. Переход на эксплуатацию таких принципиально новых машин предъявлял повышенные требования к водителям и оснащению ремонтных мастерских и автотранспортных предприятий.

Первые партии грузовиков «ЗИЛ-130» отличались невысоким качеством сборки, а низкая надежность электрооборудования и частые поломки двигателей портили, в общем-то, неплохие отзывы об автомобиле. Настоящим бедствием стали недолговечные карданные шарниры. Это отпугивало старых опытных водителей. Но, несмотря на неудачи, производство новых грузовиков возрастало и машина все больше и больше нравилась автотранспортникам.

Перед началом проектирования «ЗИЛ-130» рассматривался как базис для целого семейства унифицированных машин, предназначенных для самых разнообразных транспортных операций. Первым в этом семействе стал«ЗИЛ-130 А» — бортовой автомобиль-тягач с двухскоростным задним мостом для постоянной работы с прицепом общей массой в 8000 кг. Затем следовал седельный тягач «ЗИЛ-130 В» для буксировки полуприцепов общей массой до 12 500 кг. «ЗИЛ-130 Г» имел колесную базу, удлиненную до 4500 мм, и соответственно более вместительную грузовую платформу с двухсекционными боковыми бортами. Также выпускались шасси для строительных и сельскохозяйственных самосвалов, кузова и гидросистемы которых строились Мытищинским машиностроительным заводом.

Тем временем конструкция «ЗИЛ-130» совершенствовалась, улучшалось качество сборки, отрабатывались технологии, и в результате удалось значительно увеличить межремонтный пробег машин. Их охотно стали покупать за рубежом. В результате, идя навстречу ВО «Автоэкспорт», завод создал специальные экспортные модификации машины как для стран с умеренным климатом, так и для тропиков. По особым заказам грузовики «ЗИЛ-130» оснащались английскими дизельными двигателями Perkins, а финское дочернее предприятие «Автоэкспорта» — объединение «Конела» — подводило под двухосный автомобиль поддерживающую неведущую ось, что повышало грузоподъемность машины до 8 т. В Индию, Сирию, Иран и Ирак поставлялись специальные автобусные шасси на основе удлиненного варианта «ЗИЛ-130 Г», на которые местные кузовные фирмы устанавливали кузова оригинальной конструкции.

Огромной популярностью пользовались шасси «ЗИЛ-130» у изготовителей специализированных и специальных автомобилей. Фургоны, автоцистерны, топливозаправщики, буровые установки, автокраны, передвижные мастерские, пожарные, мусороуборочные, поливочно-моечные машины — различных моделей спецмашин на шасси «ЗИЛ-130» существовало огромное количество. Один только Мытищинский машиностроительный завод для «ЗИЛ-130» разработал несколько вариантов самосвалов.Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю «ЗИЛ-130» был присвоен Знак качества. Почетный пятиугольник наносили белой краской с правой стороны кабины. В 1974 году была выпущена небольшая партия «ЗИЛ-130» с измененной передней облицовкой радиатора, а в конце того же года завод освоил производство шасси «ЗИЛ-130 АН» для самосвалов, которые предполагалось оснащать рядным шестицилиндровым двигателем «ЗИЛ-157 Д». Тот год оказался для грузовика юбилейным: летом был изготовлен миллионный длиннобазный «ЗИЛ-130 Г».

В торжественной обстановке новенький ярко-красный грузовик преподнесли лучшему водителю Третьего автокомбината Главмосавтотранса А. Бесчастному. А через восемь лет — в 1982 году — был собран двухмиллионный «ЗИЛ-130 Г», который также был закреплен за Бесчастновым, не совершившим за этот период на миллионном «ЗИЛ-130 Г» ни одной аварии.

12 августа 1974 года начался выпуск северных модификаций — «ЗИЛ-130 С» — на Читинском автосборочном заводе, которые имели отличия от серийной модели, позволявшие эксплуатировать ее в суровых условиях Крайнего Севера.Спустя два года грузовику присвоили индекс «ЗИЛ-130-76» и повысили грузоподъемность до 6 т. В 1977 году пошли в серию модификации «ЗИЛ-130 ГУ» с особо длинной колесной базой в 5600 мм, предназначавшиеся для транспортировки легковесных грузов. Год 1978 принес всем грузовикам ЗИЛ новую облицовку радиатора, главным изменением которой был перенос подфарников вверх, а основных фар вниз, что улучшило освещение дороги.В начале восьмидесятых всем в стране стало окончательно ясно, что эксплуатация 5 — 6-тонных грузовиков, оснащенных бензиновыми двигателями, крайне нерентабельна, поэтому была разработана целая гамма машин, работающих на сжиженных и сжатых газах. В 1980 году коллектив конструкторов ЗИЛа получил срочное задание разработать «ЗИЛ-130» с дизельным двигателем и интегральным оперением. Работу выполнили, и в 1981 году появились два опытных образца «ЗИЛ-130 ГМД», однако дальше их дело не пошло. Все силы были сосредоточены на совершенствовании и поставке на производство нового грузовика «ЗИЛ-169», получившего к этому времени новый отраслевой индекс «ЗИЛ-4331».С 1986 года Московский автозавод имени Лихачева модернизировал всю программу своих грузовиков, которые получили новую тормозную систему, измененное электрооборудование и панель приборов, а также новые индексы: бортовой — «ЗИЛ-432410», длиннобазный — «ЗИЛ-431510», газобаллонный — «ЗИЛ-431810», седельный тягач — «ЗИЛ-441510» и так далее. Ресурс автомобиля до первого капитального ремонта составлял теперь 400 000 км. Машины пользовались хорошим спросом, и любой руководитель автотранспортного предприятия стремился заполучить как можно больше грузовиков с маркой ЗИЛ. Находился на подъеме и сам завод.Однако новые экономические условия, сложившиеся в стране в начале девяностых, сделали такой привычный и нужный среднетоннажный грузовик анахронизмом. Устарелость конструкции, значительные эксплуатационные расходы, плохая надежность и полное падение спроса на автомобили средней грузоподъемности вынудили свернуть в декабре 1994 года в Москве производство грузовиков «ЗИЛ-130». Их выпуск был переведен на Уральский автомоторный завод (УАМЗ) под Екатеринбургом.

Хотелось бы еще отметить и предка еще одного ЗиЛ, детище все того же Ford.

На самом ЗиЛ модель не пошла и впоследствии была передана на Кутаиский автозавод и ставшей известной как «Колхида».

КаЗ-601.

Все те же «фордовские» линии и узнаваемые контуры.Примечательно, что ни на одном сайте как нибудь связанном с ЗиЛ или советским автопромом о Фордах — базе большинства грузовиков скромно молчат.

А машины молодцы. Их собрали — они ездили, тягали тяжеленные прицепы, ломались, чинились и опять ездили.

zil130.ru

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Не в первый и не в последний раз поднимается тема копирования западных аналогов советскими конструкторами. Сегодня мы не будем вдаваться в технические подробности, зато будем смотреть много фотографий. В нашем распоряжении – нигде ранее не публиковавшиеся кадры «первого автосалона СССР», выставки в НАМИ 1956 года времён хрущёвской «оттепели». Мы увидим предсерийный УАЗ-буханку, прообразы ЗИЛ-130 и первых автобусов ЛАЗ, удивимся сходству советских игрушечных грузовиков с машинами Bedford, а ещё предложим свою версию событий, как рижским конструкторам РАФ удалось подсмотреть устройство «хиппи-мобиля» Volkswagen T1.

Легковые машины, о которых мы рассказывали в первой части материала о выставке в НАМИ, а также двигатели и комплектующие заняли закрытый павильон. Крупноразмерную коммерческую технику разместили на открытой площадке.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Грузовики предстали перед публикой в виде шасси с кабиной, без кузова. Основные советские модели того времени – ГАЗ-51А и ЗИС-150.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Перспективной моделью грузовика считался «УралЗИС-353». Он пошёл в производство только в следующем 1957 году под наименованием «УралЗИС-355М».

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Малотоннажные машины из двух Германий. IFA Granit из ГДР…

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

И Opel Blitz из ФРГ. Opel Отправили на ГАЗ, как аналог перспективной тогда «полуторки» ГАЗ-56.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

А это американская «полуторка» Mercury, её тоже испытывали, разбирали и взвешивали на ГАЗе. А кабину взял Кригер за основу ЗИЛ-130.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Немецкий 5-тонный Ford GK4500 со 120-сильным дизелем – образец изящества грузовой кабины.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

По образцу английского Bedford у нас в стране делали… игрушечные грузовички.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Rio F22R. Пятитонка из США. Аналог зиловских грузовиков.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Dodge S3-7AW на ЗИЛе подвергли разборке и весовому анализу в сравнении с ЗИС-150.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Chevrolet 5700. Ещё одна 5-тонная «пристрелка» к будущему ЗИЛ-130.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Забытая ныне марка Brookway, модель 132WD. Тяжёлая машина на 6,5 тонн груза.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американская фирма Diamond T завоевала популярность в СССР ещё во времена войны – это были самые тяжёлые грузовики, поступавшие к нам по Ленд-Лизу. Более тяжёлый капотный T730 был рассчитан на 6-7 тонн груза.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Ещё один Diamond T, более лёгкий бескапотный T622S, перевозил 5 тонн и для 1956 года внешне выглядел почти авангардно.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Советский междугородний лайнер. Спереди ещё написано ЗИС, но по документам он уже проходил, как ЗИЛ-127. Пару лет назад мы делали тест-драйв одного из нескольких таких ЗИЛов, доживших до наших дней.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Две машины предстали в непривычном нам облике. Во-первых, санитарный УАЗ-450А, во-вторых, автобус ПАЗ-652. Это были опытные образцы. В серийное производство эти машины пошли совсем с другими кузовами.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

ЛАЗ-695 тоже опытный. По сравнению с распространённым тогда ЗИС-155 он казался космическим кораблём.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Сходство внешней формы кузова этого Magirus Deiz с первыми ЛАЗами очевидно. Даже у эмблемы с огромной буквой «Л» корни растут отсюда. Но официально во Львове у В.В. Осепчугова «взяли за основу» конструкцию пола и расположение сидений. К тому же у Magirus Deiz и ЛАЗа принципиально разные двигатели. У немецкого автобуса дизель с воздушным охлаждением.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Известно, что у первого РАФ-10 многие элементы кузова повторяли Volkswagen Caravan – ещё одного героя наших ретро-тестов. Высказывались разные версии, где конструкторы Рижского авторемонтного завода во главе с Лаймонисом Клеге могли изучить немецкую машину. Встретили на московской улице и рассмотрели? Маловероятно. На улице машину не изучишь. Съездили на Женевский автосалон? Совсем уж невероятно. А вариант, что рижане съездили в Москву, в командировку на ту самую выставку в НАМИ, очень похож на правду.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Фургон Volkswagen из того же семейства. Грузовик и автобус вагонной компоновки на шасси малолитражки вызвали большой интерес у советских конструкторов.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Городской автобус французской фирмы Chausson считался наиболее совершенным технически – усилитель руля, пневматический привод сцепления, шины с металлокордом, три двери. Советским шофёрам такое даже не снилось. При 32 сидячих местах он вмещал до 70-80 пассажиров и оснащался рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 145 л.с.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Все закупленные автобусы опробовали в реальной эксплуатации в московских парках. Немецкий Bussing на маршруте 55, где нередко испытывали новинки. Автобус был 40-местный с 170-сильным двигателем под полом.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Гость из социалистической Чехословакии Skoda M706RO – 6-тонный фургон в автобусном вагонном кузове. Под названием Skoda 706 в течение многих лет выпускались машины с несколькими разными кабинами. Некоторые из них поступали в СССР, а один из экземпляров с судовым 12-литровым дизелем мы тестировали в прошлом году.

Помимо комплектных автомобилей, много места на выставке заняли их отдельные части. Специальные стенды были посвящены комплектующим изделиям и запасным частям. Образцы иностранных топлив и масел тщательно исследовались советскими химиками. Изучались сталь и пластические массы, применяемые в зарубежных автомобилях. Отдельные стенды были посвящены стёклам, образцам лакокрасочных изделий и обивочных материалов. Не остались без внимания шины, аккумуляторы, сиденья автобусов и самые разные электрические приборы. Всё это ещё найдёт применение в советском автопроме в течение ближайших десятилетий.

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

procaronline.ru

Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

Легковые машины, о которых мы рассказывали в первой части материала о выставке в НАМИ, а также двигатели и комплектующие заняли закрытый павильон. Крупноразмерную коммерческую технику разместили на открытой площадке.

Грузовики предстали перед публикой в виде шасси с кабиной, без кузова. Основные советские модели того времени – ГАЗ-51А и ЗИС-150.

Перспективной моделью грузовика считался «УралЗИС-353». Он пошёл в производство только в следующем 1957 году под наименованием «УралЗИС-355М».

Малотоннажные машины из двух Германий. IFA Granit из ГДР…

И Opel Blitz из ФРГ. Opel Отправили на ГАЗ, как аналог перспективной тогда «полуторки» ГАЗ-56.

А это американская «полуторка» Mercury, её тоже испытывали, разбирали и взвешивали на ГАЗе. А кабину взял Кригер за основу ЗИЛ-130.

Немецкий 5-тонный Ford GK4500 со 120-сильным дизелем – образец изящества грузовой кабины.

По образцу английского Bedford у нас в стране делали… игрушечные грузовички.

Rio F22R. Пятитонка из США. Аналог зиловских грузовиков.

Dodge S3-7AW на ЗИЛе подвергли разборке и весовому анализу в сравнении с ЗИС-150.

Chevrolet 5700. Ещё одна 5-тонная «пристрелка» к будущему ЗИЛ-130.

Забытая ныне марка Brookway, модель 132WD. Тяжёлая машина на 6,5 тонн груза.

Американская фирма Diamond T завоевала популярность в СССР ещё во времена войны – это были самые тяжёлые грузовики, поступавшие к нам по Ленд-Лизу. Более тяжёлый капотный T730 был рассчитан на 6-7 тонн груза.

Ещё один Diamond T, более лёгкий бескапотный T622S, перевозил 5 тонн и для 1956 года внешне выглядел почти авангардно.

Советский междугородний лайнер. Спереди ещё написано ЗИС, но по документам он уже проходил, как ЗИЛ-127. Пару лет назад мы делали тест-драйв одного из нескольких таких ЗИЛов, доживших до наших дней.

Две машины предстали в непривычном нам облике. Во-первых, санитарный УАЗ-450А, во-вторых, автобус ПАЗ-652. Это были опытные образцы. В серийное производство эти машины пошли совсем с другими кузовами.

ЛАЗ-695 тоже опытный. По сравнению с распространённым тогда ЗИС-155 он казался космическим кораблём.

Сходство внешней формы кузова этого Magirus Deiz с первыми ЛАЗами очевидно. Даже у эмблемы с огромной буквой «Л» корни растут отсюда. Но официально во Львове у В.В. Осепчугова «взяли за основу» конструкцию пола и расположение сидений. К тому же у Magirus Deiz и ЛАЗа принципиально разные двигатели. У немецкого автобуса дизель с воздушным охлаждением.

Известно, что у первого РАФ-10 многие элементы кузова повторяли Volkswagen Caravan – ещё одного героя наших ретро-тестов. Высказывались разные версии, где конструкторы Рижского авторемонтного завода во главе с Лаймонисом Клеге могли изучить немецкую машину. Встретили на московской улице и рассмотрели? Маловероятно. На улице машину не изучишь. Съездили на Женевский автосалон? Совсем уж невероятно. А вариант, что рижане съездили в Москву, в командировку на ту самую выставку в НАМИ, очень похож на правду.

Фургон Volkswagen из того же семейства. Грузовик и автобус вагонной компоновки на шасси малолитражки вызвали большой интерес у советских конструкторов.

Городской автобус французской фирмы Chausson считался наиболее совершенным технически – усилитель руля, пневматический привод сцепления, шины с металлокордом, три двери. Советским шофёрам такое даже не снилось. При 32 сидячих местах он вмещал до 70-80 пассажиров и оснащался рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 145 л.с.

Все закупленные автобусы опробовали в реальной эксплуатации в московских парках. Немецкий Bussing на маршруте 55, где нередко испытывали новинки. Автобус был 40-местный с 170-сильным двигателем под полом.

Гость из социалистической Чехословакии Skoda M706RO – 6-тонный фургон в автобусном вагонном кузове. Под названием Skoda 706 в течение многих лет выпускались машины с несколькими разными кабинами. Некоторые из них поступали в СССР, а один из экземпляров с судовым 12-литровым дизелем мы тестировали в прошлом году.

Помимо комплектных автомобилей, много места на выставке заняли их отдельные части. Специальные стенды были посвящены комплектующим изделиям и запасным частям. Образцы иностранных топлив и масел тщательно исследовались советскими химиками. Изучались сталь и пластические массы, применяемые в зарубежных автомобилях. Отдельные стенды были посвящены стёклам, образцам лакокрасочных изделий и обивочных материалов. Не остались без внимания шины, аккумуляторы, сиденья автобусов и самые разные электрические приборы. Всё это ещё найдёт применение в советском автопроме в течение ближайших десятилетий.

topblognews.ru

советский грузовик с американскими корнями

Минуло полвека с начала серийного производства ЗиЛ-130. Эта модель, во многом скопированная с американского Dodge, выпускалась огромным тиражом на протяжении десятилетий став одним из самых массовых грузовиков СССР.

Фото из архива автора

ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

ЗиЛ-130: советский грузовик с американскими корнями

Создание ЗиЛ-130 тесно связано с именем А.М. Кригера, главного конструктора, назначенного на должность в 1954 году. Выходец с ГАЗа, он сумел объединить усилия зиловских специалистов при проектировании перспективной модели.

В сжатые сроки — в 1955 и 1956 гг. отработали техническое задание и разработали чертежи грузовика. В ТЗ от 29 августа 1956 г., утвержденном Минавтопромом СССР, ЗиЛу поручалось разработать проект нового автомобиля 4х2 для перевозки грузов по дорогам всех категорий, а также для буксировки прицепов общего назначения по дорогам с твердым покрытием.

ЗиЛ-130: советский грузовик с американскими корнями

Одним из зарубежных прототипов ЗиЛ-130 стал Dodge СЗ-ТА8

Необходимость создания нового семейства грузовиков диктовалось тем, что серийный ЗиЛ-164 морально устарел, экономика нуждалась в машинах большей грузоподъемности, резко возросла потребность в автомобилях со спецнадстройками, быстрыми темпами внедрялись автопоезда. К тому же, ЗиЛ-164 терял позиции на внешнем рынке.

На базе ЗиЛ-130 впервые в отечественном автопроме предусматривалось создание семейства из 6 моделей: грузовик-одиночка, тягачи для работы с прицепами и полуприцепами, строительный и сельскохозяйственный самосвалы, а также длиннобазный грузовик. Здесь уместно вспомнить, что в годы создания и освоения выпуска «стотридцатки» закупили, главным образом в США, ряд серийных моделей-аналогов, среди которых наиболее яркими оказались International R135 (1955 г.), Dodge СЗ-ТА8 и REO F22R-1 (1956 г.).

ЗиЛ-130: советский грузовик с американскими корнями

Поисковый вариант оперенья

Одним из прототипов ЗиЛ-130 стал Dodge СЗ-ТА8, что имело важнейшее значение при поиске стиля кабины. Наиболее характерным оказался выбор формы ветрового стекла в виде глубокой панорамы, выходящей на боковины, так же, как у «Доджа». Это обеспечивало отличную обзорность и позволяло следовать недолговечной вычурной моде середины 1950-х, что придавало «стотридцатке» на протяжении десятилетий яркую самобытность.

Первую пару опытных «стотридцаток» изготовили к 30 декабря 1956 г. Каждая из них оснащалась экспериментальной V-образной «шестеркой» ЗиЛ-Э130 рабочим объемом 5,2 л мощностью 135 л. с. Однако мотор оказался неработоспособным, и на опытные образцы постройки 1957 г., с уже измененными кабиной и опереньем, установили рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный двигатель ЗиЛ-120ВК (5,55 л, 140 л. с.). Но и этот агрегат оказался ненадежным. Вот тогда-то и сделали ставку на V-образный 8-цилиндровый агрегат.

ЗиЛ-130: советский грузовик с американскими корнями

Первый опытный образец ЗиЛ-130, изготовленный в декабре 1956 года

Анализ испытаний экспериментальных образцов рядных моторов с нижним и верхним расположением клапанов, а также V-образных двигателей с 6-ю и 8-ю цилиндрами, позволил инженерам сделать окончательный выбор в пользу «восьмерки» с углом развала цилиндров 90°.

При проектировании использовались такие технические решения и материалы, которые обеспечили двигателю ЗиЛ-130 высокий моторесурс, энергетические показатели и топливную экономичность, малые габариты и удельную массу, удобство при ремонте и обслуживании, резерв для дальнейшей форсировки, способность трансформироваться в различные модификации (для работы на сжиженном газе, с форкамерно-факельным зажиганием, дизель и т. д.), применялись самые прогрессивные технологии для изготовления деталей.

ЗиЛ-130: советский грузовик с американскими корнями

Опытный грузовик ЗиЛ-130 1957 года с измененным опереньем и двигателем ЗиЛ-120ВК

В итоге создали семейство из двух максимально унифицированных моделей. Постройка пяти экспериментальных серий двигателей ЗиЛ-130 (первый образец появился в 1958 г.) позволила достичь всех показателей ТЗ: мощности 150 л. с. при 3200 мин-1, крутящего момента 402 Нм при 1800–2000 мин-1, минимального удельного расхода топлива 240 г/л.с.ч. Таким образом, в серию пошли ЗиЛ-130 (6 л) и унифицированный с ним 180-сильный ЗиЛ-375 (7 л).

«Стотридцатка» оснащалась однодисковым сцеплением, механической 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами включения всех передач кроме первой, двойной главной передачей, полностью разгруженными полуосями. Рулевой механизм — двухступенчатый (винт-шариковая гайка и рейка-сектор) с гидроусилителем. Тормоза барабанного типа с пневмоприводом. Спереди и сзади установили полуэллиптические рессоры.

Прогрессивность конструкции ЗиЛ-130 обеспечивалась и применением более совершенных материалов и компонентов. По сравнению с ЗиЛ-164, обновилось практически все: подушки сидений из литой латексной резины вместо пружинных, обивка кабины из светлого картона на латексе вместо черного на битуме, обивка сидений из воздухопроницаемого «автопола». Применялись новые литьевые пластмассы вместо порошковых, новые резины, подшипники, тентовые материалы, стеклоочистители и многое другое.

«Стотридцатки» прошли испытания в 1959 г. В 1961 г. началось поэтапное освоение агрегатов нового грузовика с установкой их на выпускаемый в то время ЗиЛ-164А. Причем отдельные узлы и детали для опытных ЗиЛ-130 изготавливали те подразделения, которые в будущем должны были выпускать их серийно.

ЗиЛ-130: советский грузовик с американскими корнями

Длиннобазный ЗиЛ-130Г послужил носителем агрегатов и идей перспективного ЗиЛ-169

Госиспытания «стотридцатки» закончились в декабре 1961-го. В итоге за годы создания и доводки конструкции ЗиЛ-130 с 1956 до 1964 года было построено тремя сериями свыше 30 опытных образцов (у ЗиС-150 — всего 3).

В 1962 г. в автосборочном корпусе завода выпустили по обходной технологии опытно-промышленную партию из 50 ЗиЛ-130, которые прошли эксплуатационные испытания в автохозяйстве Орла. В испытаниях участвовали Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) и Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ).

Завершение генеральной реконструкции ЗиЛа, начатой в 1959 г., позволило организовать крупномасштабный выпуск ЗиЛ-130. В 1963 г. с конвейера сошли первые машины, 1 октября 1964-го началось массовое производство, а 24 декабря изготовили последний ЗиЛ-164А.

Сравнение результатов испытаний ЗиЛ-130 с зарубежными грузовиками показало, что в наших условиях эксплуатации отечественные машины более надежны. Таким образом, базовая модель ЗиЛ-130 и ее многочисленные модификации в 1960-х годах находились на уровне лучших зарубежных аналогов.

ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ

Наряду с базовой моделью выпускали бортовые ЗиЛ-130Г с удлиненной до 4,5 м колесной базой, седельные тягачи ЗиЛ-130В, самосвальные шасси. В 1973 году ЗиЛ-130 присвоили «Знак  качества», а 12 августа 1974 г. начался выпуск северной модификации ЗиЛ-130С — на Читинском автосборочном заводе. С 1977 года в небольших объемах выпускали модификацию ЗиЛ-130ГУ с особо длинной базой (5600 мм) для перевозки объемных легковесных грузов.

ЗиЛ-130: советский грузовик с американскими корнями

С 1986 года выпускался ЗиЛ-431410

1 апреля 1975 г. производство ЗиЛ-130 перенесли в сверхсовременный автосборочный корпус, в том же году освоили выпуск газобаллонной модификации ЗиЛ-138. В 1977 г. ЗиЛ-130 модифицировали, его грузоподъемность возросла с 5 до 6 т. Полная масса буксируемого прицепа достигла 8 т. В 1978 г. конвейерную жизнь получил ЗиЛ-130-76, который по требованиям стандарта имел иное расположение наружных светотехнических приборов и другую облицовку радиатора. После очередной модернизации в 1980 г. базовая модель стала называться ЗиЛ-130-80, в 1986 г. грузовику присвоили обозначение ЗиЛ-431410 — в соответствии с принятой в отрасли системой индексов, а двигатель получил индекс ЗиЛ-508.10. На шасси ЗиЛ-130 выпускался обширный спектр спецавтомобилей — от самосвалов до мусоровозов. Автокроссовый вариант «стотридцатки» оснащался форсированным 265-сильным мотором ЗиЛ-509.10.

ЗиЛ-130 обладал хорошим экспортным потенциалом. Его поставляли более чем в 40 стран мира. Опционно машину оснащали экономичным 140-сильным дизелем Perkins. Последняя «стотридцка» с порядковым номером 3388312 покинула конвейер завода в Москве 30 декабря 1994 г. Однако это не означало полного прекращения производства автомобиля. Параллельно со столичным предприятием его с 1987 г. выпускали на дочернем предприятии ЗиЛа — Уральском автомоторном заводе (УАМЗ). Оригинальность машине придавали кабина и оперение от ЗиЛ-131.

ЗиЛ-130: советский грузовик с американскими корнями

Автокроссовый ЗиЛ

С 2003 г., когда УАМЗ превратился в ЗАО «АМУР (Автомобили и моторы Урала)», и вплоть до своего банкротства в 2010 г. завод выпускал автомобили семейства АМУР-53131, в том числе с различными надстройками, в основе которых лежала конструкция ЗиЛ-130. Машины комплектовали бензиновыми моторами ЗиЛ-508.10, а позже дизелями собственного производства и Минского моторного завода.

 

autoversty.com

Русские американцы. - You can get more with a kind word and a gun than you can with a kind word alone

09:26 pm - Русские американцы.К 1916 г. русское правительство поняло необходимость массового производства грузовых автомобилей, т.к. стало понятно, что без собственной автомобильной промышленности войну не выиграть. Главное военно-техническое управление подписало контракт на строительство 6 заводов, в том числе АМО (Акционерное московское общество). Оно должно было выпускать грузовик 15Ter итальянской фирмы FIAT, зарекомендовавший себя очень хорошо во время итало-турецкой войны 1911-1912 гг. В 1917 году началась сборка грузовиков на поступившем из-за границы оснащении. Но революция внесла свои коррективы. Уже советское правительство наладило в 1924 году производство грузовика АМО-Ф-15 разработанного на основе итальянца.

AMO-a-15

К середине 1920-х годов стало ясно, что устаревший советский вариант довоенного итальянского Фиата не сможет решить всех транспортных проблем Страны Советов. Летом 1928 года В сША выехала представительная советская делегация для поиска прототипа нового, более солидного отечественного грузовика. Им оказался далеко не лучший, но простой и надежный автомобиль Autocar SA грузоподъемностью 2,5-3,0 т с 60-сильным двигателем Hercules, собиравшийся из узлов и деталей производства различных американских фирм. В этом имелась и еще одна положительная сторона: вместе с Отокаром завод получил сразу весь набор типовых автомобильных агрегатов ведущих фирм США. В 1930-1931 годах, еще в процессе реконструкции АМО, в его цехах из поступающих из США узлов началась сборка грузовых автомобилей АМО-2. Вскоре эту машину заменил полностью отечественный вариант АМО-3, собираемый полностью из деталей отечественного производства. Производство Амо-3 продолжалось до 1934 года. Главной исторической миссией этого автомобиля стало его использование в качестве базы для опытных вариантов АМО-5 и АМО-6, которые потом выпускались как ЗИС-5 и ЗИС-6. Серийный выпуск ЗИС-5 развернулся в декабре 1933. Формально зис-5 представлял собой весьма высокое и важное достижение советской промышленности, а по сути являлся очередной модификацией Отокара. Двигатель также являлся модификациеq Hercules-а. Со временем заокеанское происхождение зис-5 забылось(в советские времена об этом вообще не сообщалось) и он был признан типично русским автомобилем.

AutocarЗИС-5

31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживании массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-А и Ford-АА. Нижегородский автомобильный завод(НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА). В декабре того же года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон». Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов.

ГАЗ-ААFord-AA

За основу следующей газовской модели газ-м1 был взят популярный американский автомобиль Ford Model B образца 1934 года (кузов 40A) с рядным четырёхцилиндровым мотором. Документация по автомобилю была передана ГАЗ-у американской стороной по условиям договора. «Фордом» также выпускался автомобиль с тем же кузовом, но оснащённый двигателем V8. Но за основу советской конструкции была взята не эта модель, а именно четырёхцилиндровый Ford B. Таким образом, часто встречающееся утверждение о том, что конструкторы ГАЗ-а якобы заменили V8 на рядную «четвёрку», неверно — просто за образец была взята модель, исходно имевшая четырёхцилиндровую силовую установку. Бонни и Клайд рассекали по Америке именно на Ford V8, о чем уже был пост.

ГАЗ-М1

В 20–30-е годы партийные, государственные и хозяйственные деятели предпочитали американские автомобили представительского класса. Естественно, техническим совершенством этих машин восхищались тогда наши инженеры. И конечно, они с большим энтузиазмом встретили поданную сверху идею – создать советский автомобиль такого же класса.После неудачной попытки наладить выпуск Buick-32-90 под маркой Л-1 на Путиловском заводе в Ленинграде автомобилем для руководства партии и страны занялся ЗИС. Он не стал целиком копировать тот же Buick-32-90, снова принятый за основу, – от него позаимствовали только конструкцию двигателя и общую компоновку. Интересно, что кузов ЗИС-101 не был копией какой-то конкретной зарубежной модели. И в то же время не являлся советской разработкой. По заказу ЗИС-а его проектировала американская кузовная фирма Budd Company. Она же изготовила штампы и первую партию кузовов в сборе.

ЗИС-101Cadillac V8

Во всем мире, да и у нас в стране, считается, что Зис-110 мы просто скопировали с американского Packard-180. Но и здесь всё не так просто. В этой истории замешаны: Packard, Buick, кузовная фирма Fisher и Cadillac.

ЗИС-110Packard One Eight

Не буду более останавливаться на легковых автомобилях, так как мой пост больше направлен на советские грузовики, но все же обращу ваше внимание, что ГАЗ-М-12 «ЗиМ» также не являлся копией Cadillac Fleetwood.

ГАЗ-М-12Cadillac Fleetwood

Всего по ленд-лизу в СССР приехало астрономическое количество автомобилей, в основном американских и английских, более 50 моделей 26 фирм. Больше всего среди них было американских Studebaker US-6 и знаменитых командирских «виллисов». Кроме того, поставлялись грузовики компаний: Chevrolet, Ford, Dodge, Marmon-Herrington , International, GMC. Часть автомобилей приходила в готовом виде, а часть в виде сборных комплектов. Сборкой грузовиков занимались московский ЗИС, КИМ, а также мелкие автосборочные предприятия в местах прибытия военных конвоев.

На основе изучения конструкции ленд-лизовских машин были созданы практически все советские послевоенные грузовики.

После окончания Великой Отечественной войны Московский автозавод имени Сталина, без остановки производства ЗИС-5В, перешел на выпуск автомобиля ЗИС-50, представлявшего собой ЗИС-5В с новым двигателем ЗИС-120, а с 1948 года этот мотор начали ставить на шасси с новой кабиной и грузовой платформой. Так появился ЗИС-150, родной брат американского International серии «К-7» 1944-1946 годов.

International

ЗИС-150

На базе ЗИС-150 был создан ЗИС-151, своими упрощенными крыльями также напоминавший International М-5-6.

Первые серийные ГАЗ-51 начали изготавливать на ГАЗ-е в декабре 1945 года, а их массовый выпуск был развернут в июне 1946 года. И здесь сказался ленд-лиз. Глядя на ГАЗ-51 в первую очередь вспоминают Studebaker US-6.

ГАЗ-51Studebaker US-6

На Ярославском автомобильном заводе в 1945 г. был готов опытный образец нового советского семитонного грузового автомобиля с дизельным двигателем «ЯАЗ-200». Сначала на нем стоял дизель американской фирмы ОМС и кабина от американского грузовика «Брокуэй», выполненная целиком из металла. После того как завершились испытания четырехцилиндрового двухтактного дизеля «ЯАЗ-204», его начали устанавливать на ЯАЗ-200.Однако увеличивающийся выпуск силовых агрегатов и трехосных тяжелых грузовиков ЯАЗ-210 не оставлял возможностей для наращивания в Ярославле еще и выпуска двухосных машин, поэтому их производство с 1950 г. было передано в Белоруссию на только что построенный завод на окраине Минска.

МАЗ-200

Уже к началу пятидесятых годов всем стало ясно, что скопированный в спешке с американского предвоенного International ЗИС-150 впитал в себя множество недостатков. Поэтому в 1953 году на Московском автомобильном заводе имени Сталина начались работы над новым пятитонным грузовиком. К 1957 году был готов первый опытный образец, получивший индекс ЗИЛ-130, разработанный на основе изучения американского грузовика Ford F-600 1956 года. Он был идентичен своему аналогу по форме кабины, но имел упрощенную облицовку радиатора и переднее оперение, хотя основная стилистическая идея сохранялась.

ЗИЛ-130Ford F-600

M800 Mercury

ЗИЛ-130 Опытный

GMC

Что я этим всем хотел сказать? Просто обратить внимание, что на протяжении десятков лет по CCCР разъезжали советские автомобили со стопроцентно американской внешностью. А в случае с ЗИЛ-130, колесят до сих пор.

gerbicid.livejournal.com


Смотрите также