Боевой рельсоход Зил-3. Боевой зил


Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Вездеход со счастливой судьбой и большим семейством был разработан специальным конструкторским бюро ЗИЛа. Автомобиль выпускали на протяжении 32 лет для нужд Советской армии. Самоходная ракетная установка была востребована не только в СССР, но в ряде стран социалистического лагеря. Шасси ЗИЛ-135 несли различные системы ракетного вооружения и на протяжении многих лет обеспечивали надёжное прикрытие от врага на подступах к рубежам.

Благодаря своим качествам вездеход работал безотказно в вооруженных силах. Но «на гражданке» он тоже успел «засветиться», единичные экземпляры до сих пор трудятся на просторах Сибири.

Содержание статьи

История создания ракетовозов

Семейство вездеходов ЗИЛ-135 с самого начала проектировалось для ракетных комплексов. Однако, при небольшой модернизации, на ракетовоз возможно установить бортовую площадку грузовика для транспортировки десантников.

Зил-135 тягач

Первые опытные модели появились во второй половине 50-х годов 20 века. К ним относились автомобили-амфибии 8х8 с цельнометаллическим корпусом в виде плавсредства. Средние мосты были максимально приближены друг к другу, а передний и задний мост стояли на удалении от центральных осей.

Рулевое управление велось колесами передней и задней оси, что способствовало развороту автомобиля практически на месте. Такая схема шасси заслужила право на существование путём длительных испытаний.

Ещё одним новаторским решением того времени было то, что автомобиль имел двухмоторную установку.

Шасси ЗИЛ-135 оснащалось парой шестицилиндровых моторов от ЗИЛ-157 и БТР-152, которые приводили в действие каждую сторону борта.

К тому времени уже начали практиковать оснащение вездехода автоматической трансмиссией гидромеханического типа, что бесспорно добавило конструкции небывалого престижа. Последний прототип плавающего ракетоносца был оснащён стеклопластиковым кузовом.

После череды испытаний, конструкторы пришли к выводу, что пуск ракеты с плавсредства очень опасен. Во-первых, есть большой риск перевернуть или утопить боевой комплекс. Во-вторых, неудачный старт ракеты изуродует корпус транспортного средства и может погубить экипаж. Таким образом, ЗИЛ-135 перешёл в разряд сухопутных ракетоносцев с высокой степенью проходимости.

ЗИЛ 135 лм Ураган

Предложение об использовании стеклопластика в изготовлении кабины поступило от В.С Цыбина, доцента МВТУ имени Баумана. Согласно его декларации, детали из стеклопластика способны самостоятельно восстанавливаться после высокой температуры при запуске ракеты, что нельзя было сказать о металлической обшивке. Ещё к одним положительным свойствам стеклопластика была менее затратная обработка деталей из него.

Два первых сухопутных прототипа ЗИЛ-135Е были построены в 1960 году.

Они дали очертания серийных автомобилей. На прототипы установили V-образные моторы последнего поколения с восемью цилиндрами – ЗИЛ-375. Что касается подвески, то она осталась практически без изменений и оси жёстко крепились к раме. Такое решение оказалось ошибочным, и первые же испытания это выявили.

Спустя год, свет увидел последний прототип с обновлённой конструкцией подвески мостов, ему присвоили индекс ЗИЛ-135Л. Конструкторское решение было следующим: передняя и задняя оси соединялись с рамой при помощи диаметральных рычагов и осевых торсионов. А две центральные оси, так и остались жёстко фиксированные к раме.

Изменение конструкции подвески повлекло за собой эволюцию рулевого управления, укрепление несущих лонжеронов, поперечин и сужению каркаса несущей рамы на 18 см.

Последний прототип с литерой «Л» находился в одном шаге от облика серийной модели. Опытный образец успешно прошёл испытания со стартовой установкой 9П113, ракетного комплекса 9К52 «Луна-М» с транспортно-заряжающей машиной 9Т29.

ЗИЛ 135 Луна

Проходимость по бездорожью военного шасси способствовало разработке гражданских моделей для территорий со сложным рельефом, к этим моделям относятся: бортовые грузовики и тягачи по перевозке труб для газовых станций и нефтедобывающих организаций. Но это случилось несколько позже.

На этапе опытного образца ЗИЛ передал производство машины Брянскому Автомобильному Заводу (БАЗ), находящемуся в списке оборонных предприятий СССР с оттиском секретно.

У конструкторов БАЗа был аналогичный проект под индексом БАЗ-930. Но предпочтение было отдано московскому ракетоносцу. Несмотря на более высокий расход топлива «москвича», остальные системы машины показали преимущество перед брянским конкурентом.

Единственное что раздосадовало лихачёвцев, так это то, что брянский производитель отверг освоение изготовления автоматической трансмиссии. Следствием этого решения станет оснащение ракетоносца механическими КПП, и в аббревиатуре вездехода появится литера М (механика). Таким образом, машина получила постоянный индекс ЗИЛ-135ЛМ.

Кроме ракетного комплекса «Луна-М» на шасси ставили систему залпового огня 9К57 «Ураган», вместе с заряжающей машиной 9Т452. Помимо военных единиц, завод производил гражданские модели в малых объёмах: тягачи, пожарные и бортовые грузовики.

Военное предприятие стабильно выпускало ракетоносцы на протяжении 70-80-х годов. Выпуск был прерван в 1993 году по политическим причинам, в год распада СССР. Последний вездеход достроили в 1995 году.

Конструкция

Конструкция ЗИЛ-135 ЛМ относится к классической схеме рамных автомобилей. По мнению специалистов, шасси ракетоносца подпортила механическая трансмиссия. Стоит отметить, что при испытаниях машина с автоматической коробкой показала лучшие характеристики, нежели вездеход с механической КПП.

Кабина

Конструкция кабины бескапотная с двумя дверьми. Внешние элементы изготовлены из стеклопластика. Вес модуля составлял 490 кг. В кабине находились посадочные места для четырёх человек. Сидение водителя оснащалось механизмом регулировки.

Помимо основных приборов, в кабине находилось оборудование радиационного контроля.

В тыльной части были размещены три топливных бака: главный на 300л и два вспомогательных, объёмом по 110 л каждый.

Двигатели

За кабиной установлены два моторных отсека, в которых размещались две силовые установки по 180 л/с: ЗИЛ-375Я и 375Я2. Масса одного двигателя составляла 530 кг. Каждый мотор имел предпусковой подогреватель на жидком топливе и жидкостное охлаждение.

ЗИЛ 135ЛМ

При поломке одного двигателя, машина могла продолжать движение на втором. За всю историю эксплуатации вездехода, не было зафиксировано ни одного случая буксировки ЗИЛ-135 ЛМ по причине выхода из рабочего состояния силовых установок.

Трансмиссия

Двигатели передавали крутящий момент через двойное сцепление на механические коробки передач ЯМЗ-204У. Далее крутящий момент с КПП через раздаточные коробки подавался на конические редукторы третьей оси.

Передача крутящего момента синхронизировалась специальной системой.

От третьего моста, с помощью карданных валов происходила передача вращающего момента на каждое колесо одной из сторон. Вездеход мог двигаться на одной стороне трансмиссии, практически не теряя стандартных ходовых характеристик.

Подвеска

Средние мосты имели жёсткое крепление с несущей рамой. Передний и задний управляемые мосты соединялись с рамой при помощи независимой рычажно-торсионной подвески с гидравлическими амортизаторами обратного действия.

Шины

На ракетоносец устанавливались шины диагональной конструкции И-159 размером 16.00 – 20.

Зил-1335 на снегу

Давление в баллонах возможно регулировать для повышения проходимости. Управление давлением велось из кабины водителя.

Тормоза

Тормозная система состояла из двух контуров. Она приводилась в действие за счёт гибридного механизма воздушной и гидравлической системы.

Монтажная платформа

За кабиной располагалась открытая конструкция несущей рамы длиной 5200 м. На этот участок монтировалось специализированное оборудование. Надколёсные крылья были выполнены из стеклопластика.

Характеристики

Ракетоносец ЗИЛ-135 ЛМ практически не имел аналогов в мире до начала 80 годов. Но тесное сотрудничество СССР и КНР, позволило последним копировать советские новинки военной техники, в том числе и самоходные ракетные установки.

Зил 135 л опытный

Но для сравнения технических характеристик представим разработку американских специалистов — HEMTT (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck), выпускаемый компанией Oshkosh. Американские военные прозвали его — Dragon Wagon (вагон дракона). Западный грузовик выпускается как топливозаправщик М-978, ремонтно-эксплуатационная машина М-984А1, седельный тягач М-983 и самоходная ракетная установка М-985 с комплексом Patriot.

ПараметрыЗиЛ-135ЛМHEMTT
СтранаСССРСША
РазработчикЗиЛOshkosh
Годы производства1963-19951982-?
Длина, мм927010 200
Высота, мм28002800
Ширина, мм25302400
Грузоподъёмность, кг900011000
Полная масса, кг1984028 000 – 43 000
Колесная формула8х88х8
ДвигательЗИЛ-375Я или ЗИЛ-509 (двухмоторная установка)Detroit Diesel илиCaterpillar C15/17
Мощность двигателя, л/с180 х 2445-450
Трансмиссиямеханическаяавтоматическая
Дорожный просвет, мм475610
Максимальная скорость км/ч75100

Модификации

Помимо военной направленности, ЗИЛ-135ЛМ имел достаточные качества, чтобы пригодиться гражданскому населению в труднопроходимых местностях в качестве транспортного средства.

ЗИЛ 135 История

Конструкторами были разработаны гражданские версии для нужд советских предприятий, но в основном шасси изготавливали по прямому военному назначению. Перечислим наиболее популярные модели четырёхосного вездехода:

  • ЗИЛ-135П «Дельфин» – автомобиль амфибия, транспортный вездеход для перевозки десантников по воде и суше. Машина нашла широкое применение в Заполярье, Баренцевом и Балтийском морях. Конструкция в виде цельнометаллического судна позволяет машине преодолевать шторм в пять баллов, и пробивать себе водный путь по тонком льду. Все испытания прототипа прошли успешно, однако в серийное производство вездеход не поступил;
  • ЗИЛ — 135Л – прототип вездехода с автоматической трансмиссией;
  • ЗИЛ-135ЛБ – гражданская версия вездехода с прицепом роспуск. Грузовик использовался для доставки нефтегазовых труб в труднодоступные местности с песчаным грунтом;
  • ЗИЛ-135 ЛМ 9П140 – автономный ракетный комплекс «Луна-М»;
  • Зил-135 ЛМ 9Т452 – автономный боевой комплекс с транспортно-заряжающей машиной 16-ти зарядной реактивной установки залпового огня «Ураган» 9К57;
  • ЗИЛ-135ЛМ 9К52ТС – экземпляр выпускался специально для стран с тропическим климатом, оснащался пусковой установкой 9П113ТС с транспортно-заряжающей машиной 9Т29Т для ведения огня фугасными снарядами. Экспортировался большими партиями;
  • ЗИЛ-135ЛМ — бортовой грузовик, эксплуатировался в регионах с суровыми климатическими условиями и непроходными дорогами. При совместном испытании с автомобилем ЗИЛ-157 в августе 1964 года под Москвой, ЗИЛ-135ЛМ показал наиболее лучший результат по преодолению торфяников. ЗИЛ-157 уступил, застряв в канаве глубиной 600мм.

След в истории

Самоходная ракетная установка 9к57 «Ураган» до сих пор состоит на вооружении Российской Федерации и некоторых зарубежных странах. Немного образцов боевой и гражданской техники могут похвастаться продолжительным серийным выпуском в 32 года и долгим сроком боевой службы 55 лет.

ЗИЛ-135Э "электроход".

Гражданских версий было выпущено намного меньше, чем боевых единиц, но иногда эти автомобили встречаются на сибирском и дальневосточном бездорожье в качестве тягачей и лесовозов.

Разработка сухопутного шасси для ракетных комплексов в 60-х годах прошлого столетия позволила развивать концепцию перевозки тактического оружия в 21 веке.

Схему шасси Виталия Грачёва развивали и дорабатывали, что позволило появиться на свет четырёхосным приемникам: тактическому комплексу Искандер, самоходным системам залпового огня «Смерч» и «Ураган-1М».

Вмдео

warbook.club

Боевой рельсоход Зил-3 — Абсурдопедия

Боевой рельсоход Зил-3 — самое выдающееся изобретение человечества, подвид поезда, размножившийся вегетативным путём. Активно использовался во время Первой мировой войны.

Корма боевого рельсохода Зил-3 Подписание Компьенского перемирия на борту Зил-3 Монгольские беженцы тайно едут в Великобретанию через фронт. Они ещё не знают, что подземный туннель под Ла-Маншем ещё не построен Боевая модификация Зил-3 с торпедным отсеком Модификация Зил-3 для гражданского применения Советская ремонтная дрезина — мод к Зил-3 Гребцы вышли подышать свежим воздухом, пока поезд движется по инерции Китайская модификация Зил-3к Модификация — машина МЧС Зил-3м Венецианская модификация Зил-3-«Капитошка» Статичный Зил-3 для обороны местности Зил-3 входит в крен для измерения выносливости желудков экипажа Зил-3 Спаренный Зил-3 для езды в обоих направлениях Двойной Зил-3 с двойной огневой мощью Бортмеханик ждёт Зил-3 для исправления неполадки в тормозах Машина после встречи с Зил-3

История боевого рельсохода начинается со дня введения сухого закона в Авалоне. Однажды утром, проснувшись с жуткого будунища, один учёный обнаружил, что неожиданно был введён сухой закон. У него начался сильнейший сушняк. В итоге, от долгих скитаний по Даун-тауну Авалона, у него начались галлюцинации. Ему казалось, что от женится на Сталине, едет на мотороллере по воде, пьёт бензин (это ему не показалось) и тому подобная обыденная банальщина. И вдруг в голову пришла мысль: «А не создать ли мне боевой рельсоход Зил-3, который отыграет важную роль в Первой мировой войне и его изобретателю поставят памятник в Белуджистане?» Но учёный опять попил бензину и наваждение ушло прочь. На следующий день он проснулся в холодном поту от страшного пронзающего голоса Сергея Зверева: «Построй боевой рельсоход Зил-3!» После парочки огурцов, стакана молока и долгих раздумий учёный всё-таки решил построить адскую машину. Он сел за стол, достал кусок обоев и нарисовал на них схему будущего боевого рельсохода. Но, увидев, что опять получился чертёж самогонного аппарата, учёный скомкал бумагу и выкинул прочь. Так как бумаги не нашлось, учёный пошёл работать. Через 16 лет работы на песчаном карьере в качестве переносчика мешков с горнодобывательными отходами (щебень, камни, куски скал и прочая мелочь) учёный наконец-то заработал нужное количество денег и купил тетрадку в линию на 18 листов. Вот тогда то он на радостях и нарисовал законченный чертёж боевого рельсохода. Он отнёс этот чертёж в типографию на распечатку. Было сделано около 100000 копий чертежа, которые были разосланы во все известные машиностроительные компании, а сам учёный пошёл отрабатывать долг перед типографией на тот же карьер на 35 лет. Но все машиностроительные компании отказывались от этого проекта, так как он был слишком трудоёмким, тогда как самой сложной производимой конструкцией того времени была трёхколёсная огородная тачка. Через 35 лет учёный расплатился с типографией и основал свою компанию. Но, через пять лет она стала обанкрочиваться и учёный продал свою General Motors за мизер какому-то мужику с хитрой мордой. На вырученные деньги он построил конвейер для производства своих боевых рельсоходов Зил-3. Так, постепенно, день за днём, производство расширялось, и достигло своего апогея во время Первой мировой войны.

Конструкция боевого рельсохода Зил-3[править]

Поезд двигался по рельсам (удивительно, правда?) прямо (в голове не укладывается!), иногда вообще останавливался (Брееед! Не верю!). Корпус имел форму округлённого параллелепипеда с прямоугольными иллюминаторами и капитанской палубой плюс трюмом и камбузом для хранения киселя — основного продукта питания в период середины Первой мировой войны. Двигался поезд с помощью 180 гребцов, которые вёслами отталкивались от земли по бокам. Из этих 180 гребцов, 80 сидело по правую сторону и столько же по левую и 20 сидели сверху, на всякий случай. Спереди поезда из специальных шлангов на рельсы подавалась струя машинного масла для улучшения скоростных характеристик поезда. На корме поезда сидели двое рабочих, которые протирали тряпочками рельсы от машинного масла, чтобы было чисто. На поезде была также и топка, в которую кидали изношенных гребцов. На борту поезда были 35 кондукторов, которые собирали плату за проезд с гребцов каждый час. Так как зарплату гребцам не платили, это привело к возрастанию внутреннего долга, который, за год функционирования поезда, превышал сумму внутреннего долга США. Для того, чтобы в поезде был свет, гребцы крутили ногами педали, подсоединённые к генератору. Под конец войны излишек количества электричества, который появился потому, что расходовать электричество было попросту нечем (первый электрический прибор — миксер — был построен через 3 года после окончания Первой мировой войны, а освещался Зил-3 керосиновыми лампами), позволил построить на каждом поезде маленький большой адронный коллайдер для подогревания малинового киселя. Маленький большой адронный коллайдер не был приспособлен для разогрева других видов киселя. Так как промышленное добывание малины началось через 2 года после начала производства боевых рельсоходов, экипаж голодал.

Вклад в историю[править]

  • Боевой рельсоход Зил-3 доставлял на фронт влажные салфетки и пакеты Boss, что и стало решающим фактором исхода Первой мировой войны.
  • Боевые рельсоходы сбили более миллиона вражеских коров-шпионов во время Первой мировой войны.
  • Именно боевой рельсоход Зил-3 стал прообразом столь популярных когда-то галер.

absurdopedia.net

Боевой рельсоход Зил-3 | Абсурдопедия

Боевой рельсоход Зил-3 — самое выдающееся изобретение человечества, подвид поезда, размножившийся вегетативным путём. Активно использовался во время Первой мировой войны.

Poezdz1

Корма боевого рельсохода Зил-3

Poezdz2

Подписание Компьенского перемирия на борту Зил-3

Poezdz3Poezdz3

Монгольские беженцы тайно едут в Великобретанию через фронт. Они ещё не знают, что подземный туннель под Ла-Маншем ещё не построен

Poezdz4Poezdz4

Боевая модификация Зил-3 с торпедным отсеком

Poezdz5Poezdz5

Модификация Зил-3 для гражданского применения

Poezdz6Poezdz6

Советская ремонтная дрезина — мод к Зил-3

    Poezdz7Poezdz7

    Гребцы вышли подышать свежим воздухом, пока поезд движется по инерции

    Poezdz8Poezdz8

    Китайская модификация Зил-3к

    Poezdz9Poezdz9

    Модификация — машина МЧС Зил-3м

    Poezdz10Poezdz10

    Венецианская модификация Зил-3-«Капитошка»

    Poezdz11Poezdz11

    Статичный Зил-3 для обороны местности

    Poezdz12Poezdz12

    Зил-3 входит в крен для измерения выносливости желудков экипажа Зил-3

    Poezdz13Poezdz13

    Спаренный Зил-3 для езды в обоих направлениях

    Poezdz14Poezdz14

    Двойной Зил-3 с двойной огневой мощью

    Poezdz15Poezdz15

    Бортмеханик ждёт Зил-3 для исправления неполадки в тормозах

    Poezdz16Poezdz16

    Машина после встречи с Зил-3

    История боевого рельсохода начинается со дня введения сухого закона в Авалоне. Однажды утром, проснувшись с жуткого будунища, один учёный обнаружил, что неожиданно был введён сухой закон. У него начался сильнейший сушняк. В итоге, от долгих скитаний по Даун-тауну Авалона, у него начались галлюцинации. Ему казалось, что от женится на Сталине, едет на мотороллере по воде, пьёт бензин (это ему не показалось) и тому подобная обыденная банальщина. И вдруг в голову пришла мысль: «А не создать ли мне боевой рельсоход Зил-3, который отыграет важную роль в Первой мировой войне и его изобретателю поставят памятник в Белуджистане?» Но учёный опять попил бензину и наваждение ушло прочь. На следующий день он проснулся в холодном поту от страшного пронзающего голоса Сергея Зверева: «Построй боевой рельсоход Зил-3!» После парочки огурцов, стакана молока и долгих раздумий учёный всё-таки решил построить адскую машину. Он сел за стол, достал кусок обоев и нарисовал на них схему будущего боевого рельсохода. Но, увидев, что опять получился чертёж самогонного аппарата, учёный скомкал бумагу и выкинул прочь. Так как бумаги не нашлось, учёный пошёл работать. Через 16 лет работы на песчаном карьере в качестве переносчика мешков с горнодобывательными отходами (щебень, камни, куски скал и прочая мелочь) учёный наконец-то заработал нужное количество денег и купил тетрадку в линию на 18 листов. Вот тогда то он на радостях и нарисовал законченный чертёж боевого рельсохода. Он отнёс этот чертёж в типографию на распечатку. Было сделано около 100000 копий чертежа, которые были разосланы во все известные машиностроительные компании, а сам учёный пошёл отрабатывать долг перед типографией на тот же карьер на 35 лет. Но все машиностроительные компании отказывались от этого проекта, так как он был слишком трудоёмким, тогда как самой сложной производимой конструкцией того времени была трёхколёсная огородная тачка. Через 35 лет учёный расплатился с типографией и основал свою компанию. Но, через пять лет она стала обанкрочиваться и учёный продал свою General Motors за мизер какому-то мужику с хитрой мордой. На вырученные деньги он построил конвейер для производства своих боевых рельсоходов Зил-3. Так, постепенно, день за днём, производство расширялось, и достигло своего апогея во время Первой мировой войны.

    Конструкция боевого рельсохода Зил-3 Править

    Поезд двигался по рельсам (удивительно, правда?) прямо (в голове не укладывается!), иногда вообще останавливался (Брееед! Не верю!). Корпус имел форму округленного параллелепипеда с прямоугольными иллюминаторами и капитанской палубой плюс трюмом и камбузом для хранения киселя — основного продукта питания в период середины Первой мировой войны. Двигался поезд с помощью 180 гребцов, которые вёслами отталкивались от земли по бокам. Из этих 180 гребцов, 80 сидело по правую сторону и столько же по левую и 20 сидели сверху, на всякий случай. Спереди поезда из специальных шлангов на рельсы подавалась струя машинного масла для улучшения скоростных характеристик поезда. На корме поезда сидели двое рабочих, которые протирали тряпочками рельсы от машинного масла, чтобы было чисто. На поезде была также и топка, в которую кидали изношенных гребцов. На борту поезда были 35 кондукторов, которые собирали плату за проезд с гребцов каждый час. Так как зарплату гребцам не платили, это привело к возрастанию внутреннего долга, который, за год функционирования поезда, превышал сумму внутреннего долга США. Для того, чтобы в поезде был свет, гребцы крутили ногами педали, подсоединённые к генератору. Под конец войны излишек количества электричества, который появился потому, что расходовать электричество было попросту нечем (первый электрический прибор — миксер — был построен через 3 года после окончания Первой мировой войны, а освещался Зил-3 керосиновыми лампами), позволил построить на каждом поезде маленький большой адронный коллайдер для подогревания малинового киселя. Маленький большой адронный коллайдер не был приспособлен для разогрева других видов киселя. Так как промышленное добывание малины началось через 2 года после начала производства боевых рельсоходов, экипаж голодал.

    Вклад в историю Править

    • Боевой рельсоход Зил-3 доставлял на фронт влажные салфетки и пакеты Boss, что и стало решающим фактором исхода Первой мировой войны.
    • Боевые рельсоходы сбили более миллиона вражеских коров-шпионов во время Первой мировой войны.
    • Именно боевой рельсоход Зил-3 стал прообразом столь популярных когда-то галер.

    absurdopedia.wikia.com

    Автомобили СССР: ЗиЛ 135 - Военный тягач

     ЗиЛ 135 - четырехосный тягач, производимый на Заводе имени Лихачева с 1961 года.
    Пусковая установка 9П113 из состава ОТРК 9К52 "Луна-М" на базе ЗиЛ 135 1961 года
     Изначально ЗИЛ-135 был разработан как транспортный грузовик для буксировки артиллерии в Специальном конструкторском бюро ЗИЛа под руководством В. А. Грачёва в начале 1960-х. Выпускался с 1963 по 1995 год. Поставлялся на экспорт за границу.
    ЗиЛ 135 Опытный 1958 года
     В октябре 1958 года в СКБ ЗИЛ увидел свет четырехосный транспортер-амфибия ЗИЛ-135 (в ряде источников указывается, что автомобиль сразу имел обозначение ЗИЛ-135Б, подразумевая при этом, что модели ЗИЛ-135 не существовало в принципе. Автор же придерживается той версии, что первый образец имел все же наименование ЗИЛ-135, а уже все последующие модернизации имели соответственным образом добавленные буквы в обозначении). Автомобиль получил трансмиссию, в корне отличную от предшествующих конструкций СКБ: два двигателя ЗИЛ-123Ф, мощностью 120 л.с. каждый, и каждый через свою гидромеханическую передачу передавал крутящий момент на колеса своего борта. Такая схема позволяла сохранять подвижность даже при потере любых двух колес или одного двигателя. Ведущие мосты были размещены неравномерно - были сближены вторая и третья ось автомобиля, а две крайние выполнены управляемыми, колеса которых поворачивались в противоположные стороны, что существенно улучшало управляемость и проходимость автомобиля, так как в повороте задние колеса шли по колее передних. Система регулировки давления в шинах, опробованная на предыдущих машинах СКБ и доказавшая свою надежность, была установлена и на ЗИЛ-135. Отметим также, что ввиду использования шин низкого давления, а также из-за стремления максимально уменьшить массу машины, конструкторы приняли решение вообще отказаться от упругой подвески как таковой, что в некоторых случаях приводило к резонансному галопированию автомобиля на скоростях 8-15 км/ч и 40-45 км/ч. Амфибия имела цельнометаллический герметичный водоизмещающий корпус со встроенной рамой. Движение на плаву обеспечивалось с помощью двух водометов.
    ЗиЛ 135Л Опытный 1961 года
     В 1961 году велись работы над новой машиной. Автомобиль ЗИЛ-135Л являлся модификацией автомобиля ЗИЛ-135Е, у которого передние и задние управляемые колеса оснащались торсионной независимой подвеской и, соответственно, было изменено рулевое управление.  Машина оборудовалась двумя двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью 120 л.с. каждый, установленными за кабиной (на следующих моделях автомобиля использовались двигатели ЗИЛ-375). Каждый двигатель вращал колёса своего борта, что обеспечивало дополнительную надёжность. Ввиду использования шин низкого давления, а также из-за стремления максимально уменьшить массу машины, конструкторы приняли решение отказаться от упругой подвески как таковой, впоследствии на моделях 135Л/ЛМ для ликвидации галопирования (продольного раскачивания), которым отличались предыдущие машины 135-го семейства, решило вернуть независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами на колеса крайних мостов, сохранив при этом жесткое крепление к раме двух средних мостов. Колёса крайних осей выполнены поворотными. Остальные параметры, включая габариты, грузоподъёмность, конструкцию подвески, возможность плавать, колёсную базу, и т. д., широко варьировались от одной модели к другой. Кабина выполнялась из стеклопластика для облегчения машины и увеличения грузоподьемности.
    Боевая машина 9П140 из состава РСЗО 9К57 "Ураган" 1975 года
     Реактивная система залпового огня "Ураган" принята на вооружение Советской Армии в 1975 году. Состоит из двух машин, базирующихся на шасси ЗиЛ 135ЛМ, боевой 9П140 и транспортно-заряжающей 9Т452. Главый конструктор системы - Александр Никитович Ганичев. Калибр - 220 мм, масса снаряда - 270-280 кг, число направляющих - 16, дальность стрельбы - 10-35 км, площадь поражения - 426 тыс.кв.м. Системы залпового огня "Ураган" широко использовались в военных действиях в Афганистане, обеих Чеченских кампаниях и операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года.  Боевая машина базируется на шасси ЗиЛ 135ЛМ. Главный конструктор - Юрий Николаевич Калачников. Запас хода - 500 км, расчёт - 4 человека.
     Модификации на базе автомобиля ЗиЛ 135
    ЗиЛ 135ЛН Опытный 1962 года
     ЗиЛ 135ЛН Опытный - В сентябре 1969 г. автомобиль ЗИЛ-135ЛН переделали в дорожную лабораторию и одновременно в «Лидер» активного автопоезда, состоящего из трех моторных звеньев - «Лидера» и двух прицепов ЗИЛ-135КП.
    ЗиЛ 135П "Дельфин" Опытный 1965 года
     ЗиЛ 135П "Дельфин" Опытный - Десантно-транспортная амфибия, была создана в феврале 1965 года на базе шасси ЗиЛ 135К. Первоначальная идея создания такого транспортного средства, создававшегося в интересах инженерных подразделений Советской армии, заключалась в создании самоходного понтона для наведения переправ. Однако по ходу работ концепция изменилась и автомобиль стал по сути представлять собой транспортную машину десанта или даже в какой-то степени универсальное спасательное транспортное средство, пусть и весьма громоздкое. Машина успешно прошла все назначенные им испытания, в том числе на Балтийском и Северном морях. Серийно этот автомобиль не выпускался. Основная причина – потеря к нему интереса со стороны ВС СССР, ну а для спасательных целей уже был наготове комплекс ПЭУ-1, спроектированный более изящно и с учетом всех недочетов предшествующих опытных машин, включая и ЗиЛ 135П.
    ЗиЛ 135МШ Опытный 1967 года
     В 1967 году с учетом опыта, приобретенного при разработке электромеханической трансмиссии ЗИЛ-135Э, СКБ ЗИЛ построило макетный образец тяжелой самоходной платформы ЗИЛ-135Ш с двумя двигателями ЗИЛ-375Я, передними опорно-поворотными стойками самолетного типа (от самолета Ил-18) с регулируемой гидропневматической подвеской, оригинальной аналоговой электрической системой управления (созданной совместно с ОКБ-476 - Московский агрегатный завод «Дзержинец») и мотор-колесами, способными поворачиваться на угол до 90 градусов.

    cccpcars.blogspot.com


    Смотрите также