Мануфактура ЗИЛ. Цеха зила


Прогулка по заброшенным цехам ЗиЛа: pyx_pyx

АМО ЗИЛ, старейшее автопредприятие России, сегодня переживает худшие времена в своей истории. Это самый большой по площади московский завод, и его территория вызывает неослабевающий интерес у городских властей и застройщиков. В прошлом году Собянин сообщил, что вместо завода здесь будет очередной элитный жилой район. Большинство цехов в настоящее время ликвидируется и готовится к сносу.

В этой записи показан один из самых маленьких цехов, занимавшийся ремонтом электрокаров и погрузчиков. ЗиЛ был настолько грандиозен, что только в этом сравнительно небольшом цеху - пять этажей, два лифта, собственная электроподстанция, актовый зал, профком, две бани. Давайте осматривать всё это хозяйство.

1. Перебравшись за периметр, мы сразу поднялись на недостроенный цех. Отсюда открылась панорама ,завода. Справа стоят заброшенные цеха. Слева, за окружной железной дорогой, ЗиЛ продолжается, и тянется ещё далеко-далеко.

2. Мой спутник, небезызвестный МШ, снимает видео для своего канала.

3. Зайдя через гостеприимно распахнутые ворота, мы оценили масштабы производства.

4. Раньше электрокары съезжались сюда со всего завода на плановый осмотр, починку и зарядку аккумуляторов.

5. А теперь времени было сказано «Стой!».

6. За дверью обнаруживаем шиномонтажную мастерскую. До сих пор повсюду разбросаны маленькие покрышки. Кстати, делали здесь же - позже мы нашли целые штабеля резиновых заготовок и боксы, забитые под завязку готовыми шинами.

7. На стене - инструкции по подъёму машин во время ремонта.

8. А под потолком - традиционные плакаты по ТБ.

9. Идём дальше, не переставая поражаться площадям цехов.

10. Находим сувениры: литой корпус игрушечной машинки, жестяной самолётик и номер - внутренний, ЗиЛовский.

11. Тихо пробираемся дальше по первому этажу.

12. Дальше находился участок подзарядки аккумуляторов.

13. Рядом - отсек для вентиляции.

14. Обнаружив ступеньки вниз, мы спустились в тепловой пункт под зданием. Вдаль уходит коридор теплотрассы, направленный в сторону уже снесённых цехов.

15. Так как цех потреблял большое количество электроэнергии, у него была собственная подстанция. Мы вышли в зал, где стояли трансформаторы.

16. Одна из двух стремянок для доступа к верхним элементам.

17. По этим цветным шинам когда-то тёк огромный ток.

18. Меня поразил своим видом масляный выключатель ВМ. Для дугогашения здесь предусмотрен целый чан с маслом, подвешенный на тросах. И таких выключателей я насчитал около десятка.

19. Пульт управления тоже поражал масштабами.

20. Одновременно он поражал и своей несовременностью.

21. Заглянул внутрь пульта.

22. Поднявшись на второй этаж, гуляем по небольшим и уютным отделам: обмоточному и электромонтажному.

23. Здесь сохранилась пара станков.

24. Точильная машина.

25. Сверлильный агрегат.

26. На стенах обмоточного отделения - лозунги, плакаты по ТБ, портрет Ленина и Троицкая башня Кремля.

27. Для работников был аппарат с газированной водой. На стекле - «нацарапка» времён прошлой Олимпиады.

28. Плакаты по ТБ, вечно актуальные.

29. Меня заинтересовало табло занятости электромонтёров на двери бытовки.

30. Заглянули на склад, посмотрели множество шкафов для запчастей, сейчас абсолютно пустых.

31. Наконец дошли до цеха по изготовлению аккумуляторов.

32. Так как аккумуляторы здесь делали свинцово-кислотные, при цехе была небольшая химическая лаборатория.

33. Солнце бьёт в пыльные окна.

34. Это всего одна комната, но она битком набита оборудованием, различной посудой, банками реактивов.

35. Керамическая печь.

36. Какой-то непонятный прибор.

37. Стандартные советские весы.

38. В шкафу бросили множество химикатов, солей, кислот...

39.

40.

41. Хотя по площади электрокаровый цех в десятки раз уступает каким-нибудь литейным или прессовым, здесь этажи связывали аж два лифта, не считая множества лестниц. Это красноречиво говорит о всём заводе, который был «городом в городе».

42. Из окна открывается вид на крышу цеха.

43. Этажом выше были раздевалки и душевые для рабочих.

44. Моё внимание привлекли эти таблички.

45. Была и сауна, совсем крошечная, не развернёшься.

46. А вот сауна для руководства. Совсем другой объём, есть где полежать. А ещё рядом были помещения для психологической разгрузки и употребления алкогольных напитков.

47. Раз уж речь зашла о начальстве, переместимся в административную часть.

48. Коридоры украшены многочисленными плакатами. Вот этот висит у отдела по охране труда.

49. Настоящий раритет для ценителей - схема метро 1996-1998 годов.

50. Правительственные лимузины - когда-то гордость завода.

51. А теперь лишь высохшие растения.

50. Время застыло.

53. В инженерном отделе навсегда замерла линейка кульмана.

54. МШ надолго застрял, разглядывая стенд с историческими фотографиями возле кабинета начальника цеха.

55. Был в цехе и свой зал для собраний. МШ зачитал с трибуны обращение к зрителям своего канала.

56. К сожалению, люди, смотрящие на нас с этих старых фотографий, никогда не вернутся на свой завод. В построенном на его месте микрорайоне они также вряд ли будут жить.

57. Закончив осмотр электрокарового цеха, мы забросились в соседнее здание, и, как оказалось, не напрасно.

58. Это оказалась компрессорная станция при втором литейном цехе.

59. Оборудование частично сохранилось.

60. Все компрессоры установлены на возвышении. Их платформы покоятся на рессорах, гасящих колебания при работе.

61. Сохранились компрессоры и редукторы. Мощных электродвигателей, к сожалению, застать не удалось.

62. Толстостенный кожух компрессора произвёл на меня сильное впечатление.

63. Под крышей работал кран-балка.

64. Два компрессора успели распилить и вывезти,такая же судьба ждёт и остальных.

65. А пока они есть, мы могли наслаждаться их видом. Для меня это было вдвойне радостно, ведь я не успел застать похожие агрегаты в комплексе по испытанию реактивных двигателей.

66. Многочисленные датчики следили за работой машин.

67. Вдоль стены стоят шкафы с электронным оборудованием.

68. Внутри них - переплетения проводов и элементов цепей.

69. На стене - очередной плакат по ТБ.

70. За разбитыми окнами находился пульт управления установкой.

71. Пульт занимал всю комнату.

72. Для этого места тоже остановилось время. Но закатное солнце сказало нам, что пора двигаться на выброс. Мы ещё обязательно вернёмся на растворяющийся в вечерних сумерках ЗиЛ.

pyx-pyx.livejournal.com

Архнадзор » Архив » Литейный цех, который нам нельзя потерять

Сегодня мы начинаем публикацию исследований специалиста по промышленной архитектуре России ХХ века, преподавателя МАрхИ Маргариты Бассе об ансамбле московского Завода имени Лихачева. И тем самым продолжаем дискуссию о судьбе памятников ЗИЛа, открытую на нашем сайте статьей «Сны о полуострове ЗИЛ». Первый рассказ — о Литейном цехе — одном из самых эффектных и ярких зданий ЗИЛовского комплекса. Увы, именно Литейный находится сегодня под угрозой гибели. Цех не эксплуатируется несколько лет, пришел в запустение, конструкции его ветшают. 

9 февраля произошло частичное обрушение кровли, и на ЗИЛе сразу заговорили о необходимости разборки «аварийного» здания, якобы угрожающего падением прямо на Третье кольцо. Наготове и соответствующие инженерные заключения. Прошло два месяца, но никаких следов укрепления и противоаварийных работ в Литейном не наблюдается.

А между тем любого, кому доведется попасть внутрь брошенного здания, ждет настоящее открытие. Величественные колонны, соединенные арками, уходящие вдаль коридоры-нефы, удивительное, завораживающее пространство. Дух захватывает — ощущение такое, что ты оказался не то под сводами готического собора, не то в «Хрустальном дворце» Пэкстона. Но нет, это в Москве, на Третьем кольце, и никто не знает, не видит этой красоты. Литейный цех ЗИЛа Москве никак нельзя потерять. Почему — читайте статью Маргариты Бассе.

Рис. 1. Строительство литейного цеха. 1916 г.

История литейного цеха ЗИЛа начинается одновременно с историей самого завода. Трехпролетное одноэтажное здание было возведено в 1916 году в комплексе АМО Авторемонтных мастерских братьев Рябушинских. Авторами проекта для братьев Рябушинских были Кузнецов А.В., Лолейт А.Ф., при участии Мельникова К.С.

 

Рис. 2. Схема развития территории АМО ЗИЛ в довоенный период

Являясь одним из комплекса производственных зданий, цех был решен в едином архитектурном стиле с остальными строениями. Отличительной чертой стали полукруглые арки, этот прием был применен во всех зданиях, включая здание заводоуправления. Для создания лучших условий освещенности внутри цеха, вдоль трех пролетов были сооружены треугольные продольные зенитные фонари. Эти фонари в сочетании со сплошным остеклением боковых стен и арок подчеркивали промышленный характер архитектуры. Основу здания формировал железобетонный каркас, пролеты (по 13 м) были перекрыты арочными фермами. Наружные ограждающие конструкции выполнены из кирпича.

Рис. 3. Интерьер производственного здания АМО. Продольный зенитный фонарь. 1916 г.

В период первой реконструкции территории завода в 1928 году здание не было существенно перестроено, была сооружена пристройка в торце здания. Ко второй реконструкции 1934 года подошло в виде близком к первоначальному.

Вторая реконструкция завода стала периодом рождения одного из гигантов отечественной автомобильной промышленности. Территория завода была существенно расширена. В ходе этого расширения был сформирован новый облик завода. Проект реконструкции территории завода был разработан в проектном институте Промстройпроект, главный инженер Волчегорский М.С., главный архитектор Титов М.М., автор архитектурного оформления Попов Е.М. (мастерская №1 НКТП).

Широкие заводские аллеи, благоустройство территории, новые огромные корпуса завода, решенные в едином стиле, характерная промышленная архитектура периода перехода от конструктивизма к соцреализму.

Основные производственные здания старого АМО были реконструированы и включены в новую структуру завода. Литейные цех был также реконструирован. Проектом было предусмотрено расширение цеха с сохранением его функционального назначения в старой части здания и размещением новой функции в новой его части. Цех совместил две функции: литейную и модельную.

Рис. 4. Проект расширения литейного цеха. План. 1934 г.

Авторы проекта максимально использовали конструкции дореволюционных лет. В ходе реконструкции в «исторической» зоне были заменены зенитные фонари. Применение трапециевидных светоаэрационных фонарей создавало лучшие санитарно-гигиенические условия в горячем цехе. Крайний (со стороны заводской территории) пролет был покрыт продольным трапециевидным светоаэрационным фонарем, оснащен крановым оборудованием. В части здания, выходящей фасадами на Автозаводскую улицу, освещенность рабочих зон обеспечивалась преимущественно боковым светом, сквозь сплошное остекление фасада цеха. Все светоаэрационные фонари оборудовались системой открывания створок для проветривания производственных помещений.

Проект расширения литейного цеха был реализован не в полном объеме. Пристройка в торце цеха 1928 года, предполагавшаяся к демонтажу, не была снесена. Также не в полном объеме было выполнено декоративное оформление цеха со стороны Автозаводской улицы.

Рис. 5. Проект расширения литейного цеха. Поперечный разрез. 1934 г.

Архитектура заводского комплекса в целом теперь коренным образом отличалась от дореволюционной. Здания цехов сплошной застройки имели значительные размеры, требовали применения новых архитектурных решений. Архитектура цехов была построена, с одной стороны, на динамичных силуэтах зданий, сформированных профилями светоаэрационных фонарей, с другой стороны, на ритме пилонов и сплошного остекления вдоль протяженных фасадов производственных зданий. Учитывая специфику восприятия при движении на транспорте и пешком, архитекторы акцентировали разномасштабные членения пилонов и импостов с мелким заполнением остекленных поверхностей.

Рис. 6. Проект реконструкции ЗИС. Перспектива литейного цеха. 1934 г.

Проектом была предусмотрена отделка фасадов зданий природным камнем. Конструкции сплошного остекления выполнялись из металла. Несущие остовы зданий конструировались на основе железобетонных несущих конструкций, светоаэрационные фонари выполнялись на основе металлических ферм.

Рис. 7. Проект расширения литейного цеха. Фрагмент фасада, сечения по стенам. 1934 г.

Здесь очень важно отметить, что архитекторы в период второй реконструкции работали на основе глубокого анализа передовой зарубежной практики и отечественного опыта промышленного строительства в период первой пятилетки. На этой основе применялись наиболее перспективные и эффективные конструктивные и технические решения. Не менее существенно, что только в этот период при проектировании промышленных комплексов ведущая роль в разработке проектов принадлежала архитектору.

Сегодня очевиден глубокий профессионализм и дальновидность авторов проекта. Примененные в проекте приемы и решения до сих пор являются одними из наиболее современных средств в промышленной архитектуре. Реконструкции, проводимые на ряде промышленных предприятий в Америке и Германии направлены на более широкое применение естественного освещения и вентиляции, которые в полной мере использовались в период 1930-х годов в отечественной практике.

 

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

 Распечатать статью

Опубликовано 22 апреля 2013 в 8:18. Рубрики: Адресная книга, Будни краеведения, Городская трибуна. RSS лента комментариев к этой записи. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с Вашего сайта.

www.archnadzor.ru

Мануфактура ЗИЛ. — ЛУЧШИЕ АВТОМОБИЛИ В РОССИИ

В 2012 году администрация Москвы приняла решение, которое, по мнению многих, напрашивалось давно — снести завод ЗИЛ и возвести на его месте новый район с жилой и офисной недвижимостью. К исполнению поручения приступили практически сразу же и вот уже несколько лет на бывшей территории автозавода беспрерывно что-то сносят, строят и реконструируют. Тем удивительнее на этом фоне выглядит судьба легендарного цеха легковых автомобилей ЗИЛ, который пережил материнский завод и по сей день работает.

Производством легковых автомобилей представительского класса на ЗИЛе, вернее, тогда ЗИСе, занялись с указания Сталина — в 1936 году. С тех пор вплоть до 90-х это предприятие было единственным поставщиком лимузинов для высших руководителей российского государства. Штучное производство хотя и являлось тяжелым финансовым бременем для ЗИЛа, но позволяло заводу долгие годы заслуженно держать знамя флагмана отечественной автоиндустрии.

Проблемы 90-х годов поставили ЗИЛ на грань существования, и легковой цех (или механосборочный цех №6, как его еще называли) это, конечно, тоже затронуло. В начале 90-х производство седанов и лимузинов ЗИЛ упало с и без того мизерных 20-25 единиц в год до совсем штучных объемов (от 1 до 10 в год). В нулевые сборка представительских машин стала совсем эпизодической — большую часть времени цех занимался обслуживанием или реставрацией ранее выпущенных экземпляров.

Тем не менее цех не стали закрывать, он продолжал функционировать. Складывается впечатление, что руководители завода эпохи Юрия Лужкова, несмотря на всю свою неэффективность, осознавали культурную ценность легкового производства ЗИЛа для России и словно берегли его для будущих поколений и лучших времен.

Но команда руководителей, которая возглавила ЗИЛ в 2012 году, пришла на завод с совсем другими задачами — администрация Москвы, как основной собственник ЗИЛа, распорядилась его ликвидировать за ненадобностью. Действительно — какой смысл производить дорогой московской рабочей силой дешевые и устаревшие грузовики?

Первыми под нож пустили самые вредные цеха (в частности, «литейку» и кузнечный), затем взялись за давно простаивавшие вспомогательные цеха (арматурный, производство разных компонентов), затем решили снести вообще все. Так в конце 2014 года очередь дошла до механосборочного цеха №6, который сначала, как и стоявшие по соседству корпуса, надо было освободить от всего ценного.

Тогда имущество и оборудование этого подразделения было выставлено на муниципальный аукцион единым лотом с разного рода хламом с заводских складов — спецодеждой, ботинками, молотками, болтами и так далее.

Наверняка так бы все и сгинуло, если бы в последний момент об аукционе не узнали люди, которых можно охарактеризовать как влиятельных энтузиастов российской автомобильной истории. Скооперировавшись, они выкупили лот и с января 2015 года производство представительских автомобилей ЗИЛ стало частным делом. При этом владельцем здания цеха остался завод, но вся его производственная часть теперь принадлежит новым собственникам. Фактически легковой цех спасли случайно.

Прошедший обслуживание на заводе-изготовителе лимузин ЗИЛ-41047

Специально под производство была создана новая компания с наименованием, максимально стилизованным под старое обозначение — ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ». «МСЦ6», как и прежде, расшифровывается как «механосборочный цех №6», а написанное без пробела «АМОЗИЛ» теперь означает «Автомоторное общество Завода индивидуальных лимузинов».

Седан ЗИЛ-41041 2015 года выпуска, позади него — реставрируемый автобус ЗИЛ-127

При смене собственника штат сильно сжался — ранее здесь работало около 100 человек, а сейчас менее половины. Но важнее всего, что удалось сохранить костяк специалистов, которые умеют делать высококачественную работу руками. Правда, большая часть из этих специалистов уже немолоды, а многие даже запенсионного возраста.

Деятельность цеха легковых автомобилей уже долгие годы делится на три направления: поштучное производство новых автомобилей (в основном из старых заделов комплектующих), обслуживание ранее выпущенных машин и глубокое восстановление тех экземпляров, которым оно требуется. Причем местные мастера умеют реставрировать не только представительские автомобили — недавно здесь закончили восстановление редчайшей поисково-спасательной машины ЗИЛ ПЭУ-1 начала 70-х. Также в процессе реанимации находится «советский грейхаунд» — междугородный автобус ЗИЛ-127 50-х годов. Таких автобусов осталось всего четыре на весь мир.

Как в цеху собирают новые легковые автомобили — седаны 41041 и лимузины 41047? Самые сложные детали — рамы, каркасы кузовов, двигатели и автоматические коробки передач — берутся из запасов. Оказывается, этих деталей ЗИЛ еще в конце 90-х годов произвел на много лет вперед, и они с тех пор хранятся в глубинах цеха в тщательно законсервированном виде.

Наружные кузовные панели и часть внутренних здесь делают по технологиям кузовных мануфактур первой половины XX века, то есть выколачивают вручную на специальных деревянных болванках.

С тех пор как цех стал самостоятельной административно-хозяйственной единицей, здесь изготовили восемь легковых автомобилей. В это число входят как вновь собранные машины, так и глубоко отреставрированные старые. В частности, заново собрали пару кабриолетов 410441 (не для парадов, а для частных заказчиков), восстановили классический парадный кабриолет 117В 70-х годов и бронированный ЗИЛ-41051 министра обороны СССР Дмитрия Устинова. Трудно поверить, но лимузин Устинова долгое время нещадно эксплуатировался самим заводом для перевозки зарплаты рабочим, поэтому машина находилась в очень плохом состоянии и даже несколько раз попадала в ДТП, из-за чего была практически разрушена вся ее задняя часть.

Помимо этого в цеху отреставрировали по одному экземпляру спасательных вездеходов ПЭУ-1 и «Синяя птица», а также воссоздали один шнекоход ШН67.

Такой седан еще можно заказать. Цена — от $300 000

Среди собранных в прошлом году автомобилей значится и седан 41041, впервые в истории завода окрашенный в белый цвет и укомплектованный светло-серым кожаным салоном. Машина уже стала своеобразной визитной карточкой МСЦ6 и представляет компанию на разных выставках. Технически это абсолютно аутентичный ЗИЛ — под капотом родной 7,7-литровый V8 мощностью около 350 л.с., состыкованный с автоматической коробкой передач. Двигатель, к слову, не с допотопной карбюраторной системой питания, а с электронным распределенным впрыском — систему по заказу зиловцев в начале нулевых разработала одна из американских инжиниринговых фирм.

Кабриолет ЗИЛ-410441 в процессе сборки

С 2016 года в цеху полным ходом идет сборка очередного, пятого по счету, кабриолета 410441. Сейчас кузов этой машины лудят, потом ее отправят в окрасочный цех, а уже после — на линию сборки. Машина будет в полностью завершенном виде к концу лета. Обещают нечто особенное

Какое будущее ожидает легковой цех ЗИЛа? Как рассказал нам один из руководителей МСЦ6, компания хотела бы продолжить работу на этой территории и в дальнейшем, но это зависит от воли собственника территории ЗИЛа, то есть администрации Москвы. В перспективе владельцы МСЦ6 хотели бы развернуть в здании музей истории «Завода имени Лихачева» и открытую для всех экспозицию раритетных автомобилей. Хорошая идея, особенно если учесть, что старый музей ЗИЛа администрация Москвы закрыла, перепрофилировав его здание под музей хоккейной славы. ЗИЛ — это гордость отечественного автопрома и огромный пласт нашей технической культуры, который как минимум достоин собственной исторической площадки.

Оригинал статьи на сайте drom.ru

ЗИЛы на MIMS-2016

ЗИЛы на выставке «Олдтаймер галерея».

bestautorus.ru

Архнадзор » Архив » Архитектурные ценности ЗИЛа. Продолжение.

Сайт АН продолжает публикацию исследований специалиста по промышленной архитектуре России ХХ века, преподавателя МАрхИ Маргариты Бассе об ансамбле московского Завода имени Лихачева. Мы начали с уникального Литейного цеха, образующего вместе со зданием Заводоуправления и Модельным цехом знакомую нам ленту фасадов вдоль Третьего транспортного кольца. С другой стороны советской проходной ее продолжает Инструментальный цех, строительство которого было завершено до начала Великой отечественной войны.

Маргарита Бассе

Инструментальный цех ЗИЛа. Историко-архитектурная справка.

Инструментальный корпус был возведен в ходе реализации проекта второй реконструкции территории ЗИС в 1934 году. Над проектом работали специалисты проектного института Промстойпроект, главный инженер Волчегорский М.С., главный архитектор Титов М.М., автор архитектурного оформления Попов Е.М. (мастерская №1 НКТП).

Рис. 1. Проект расширения ЗИС. Фрагмент ГП. Инструментальный цех. 1934 г.

Здание цеха, построенное в 1934 году, является характерным примером многопролетного здания с повторяющимися пролетами. На Автозаводскую улицу обращена пятиэтажная административно-бытовая часть здания. В средней части перпендикулярно расположены повторяющиеся пролеты по 12 метров основного производственного назначения. Замыкают композицию продольные пролеты: 14 метровый с крановым оборудованием и пролет 7,5 метров для подсобных помещений.

Рис. 2. Инструментальный цех. План кровли. 1934 г.

Особо интересно решение конструкций повторяющихся пролетов основного производственного назначения. 12-метровые пролеты формировались с применением Т-образных железобетонных колонн и металлическими конструкциями светоаэрационных трапециевидных фонарей. Система открывания створок фонарей, заимствованная из американской практики промышленного строительства, обеспечивала оптимальные условия проветривания в рабочих зонах без дополнительных энергозатрат. Использование легких металлических конструкций фонарей позволяло добиться максимальной освещенности рабочих зон естественным светом.

Рис. 3. Инструментальный цех. Разрез продольный. 1934 г.

Такое конструктивное решение холодных цехов получило широкое распространение благодаря своей конструктивной простоте и эффективности как на территории ЗИС, так и на некоторых других заводах этого периода (например, ГАЗ).

Рис. 4. Механосборочный цех ЗИЛ. 1950-е гг.

Замыкающий продольный пролет покрыт фонарем типа «баттерфляй», по высоте превосходит основные пролеты. Образ цеха построен на динамичном силуэте, контрасте высоких продольных частей здания и более низких центральных пролетах.

Рис. 5. Инструментальный цех. Разрез поперечный. 1934 г.

Архитектура и наружная отделка цеха решена в едином стиле с литейной №1. Симметричные пилоны цехов формируют акцент и обрамляют въезд на территорию, ведущий на центральную заводскую аллею.

Рис. 6. Проект расширения ЗИС. Перспектива со стороны Автозаводской улицы. 1934 г.

А теперь перейдем к цехам, образующим ансамбль Главной аллеи завода.

Ремонтно-механический и рессорно-пружинный цехи ЗИЛа. Историко-архитектурная справка.

Ремонтно-механический цех ЗИЛа был сооружен в 1939 году в рамках реализации проекта второй реконструкции и расширения территории ЗИС. Проект был разработан в проектном институте Промстройпроект в период с 1934 по 1937 годы, главный инженер Волчегорский М.С., главный архитектор Титов М.М., автор архитектурного оформления Попов Е.М. (мастерская №1 НКТП).

Здание цеха представляет собой многопролетное здание с повторяющимися пролетами. Пролеты основных производственных помещений покрыты продольными светоаэрационными трапециевидными фонарями. Вдоль основных пролетов по обеим сторонам здания имеются пролеты вспомогательного назначения без верхнего освещения.

Бытовые помещения размещены в многоэтажной пристройке, выходящей на главную заводскую аллею.

Конструктивное решение основных производственных пролетов является примером удачной комбинации различных типов конструкций. Основные стойки выполнены в железобетоне, несут крановые балки. Фермы покрытия и конструкции светоаэрационных фонарей выполнены из металла. Применение металла для верхнего пояса конструкций обеспечивает визуальную легкость при восприятии внутреннего пространства цеха и равномерную освещенность рабочих зон.

Рис. 1. Конструктивный разрез. (Аналог конструкции ремонтно-механического цеха ЗИЛа). 1936 г.

Рис. 2. Ремонтно-механический цех. Интерьер основных производственных помещений. Современное состояние.

Другим примером применения комбинированных конструкций является Рессорно-пружинный цех ЗИЛа, строительство которого было запланировано и начато в довоенные годы, завершено в 1950 году.

Рис. 3. Проект расширения ЗИС. Фрагмент ГП. Рессорный цех. 1936 г.

Это здание с четырьмя основными производственными пролетами, два боковых покрыты трапециевидными продольными светоаэрационными фонарями, два центральных вместе покрыты крупным продольным фонарем типа «понд» (М-образным). Размещение фонаря «понд» в створе двух пролетов определяет его значительные габариты и достаточную кратность естественной вентиляции. Такие фонари получили широкое распространение в горячих цехах в довоенный период.

Рис. 4. Рессорно-пружинный цех. Светоаэрационный фонарь типа «понд» (М-образный). Современное состояние.

Рис. 5. Рессорно-пружинный цех. Трапециевидный светоаэрационный фонарь. Современное состояние.

Продолжение следует…

 

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

 Распечатать статью

Опубликовано 25 мая 2013 в 0:52. Рубрики: Адресная книга, Будни краеведения, Городская трибуна. RSS лента комментариев к этой записи. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с Вашего сайта.

www.archnadzor.ru