Культурный центр ЗИЛ — один из самых больших дворцов культуры в Москве. Центра зил


Место силы: Культурный центр ЗИЛ

Как «культурный заповедник» для «своих» превратился в просветительскую площадку для всего города — в спецпроекте АСИ.

Город в городе

Долгое время дворец культуры ЗИЛ, которому в 2017 году исполнилось 80 лет, принадлежал одноименному автомобильному заводу. Огромное здание почти в центре Москвы было известно лишь сотрудникам предприятия и местным жителям.

«В 2012 году мы застали здесь «ДК-заповедник». Есть музей-заповедник, где намеренно сохраняют то, что должны увидеть будущие поколения. Здесь получилось ненамеренно. ДК не входил в систему государственных учреждений. Это была закрытая агломерация, город в городе, со своими правилами и уставом», — рассказала АСИ директор Культурного центра ЗИЛ Елена Мельвиль.

Фото: Ольга Воробьева/АСИФото: Ольга Воробьева/АСИ

Реформы

Все в ЗИЛе говорило о прошлом — и интерьер, и типы деятельности. Шесть лет назад началось обновление центра — отсюда вывезли 400 тонн мусора, включая старые занавески и испорченную мебель, сделали ремонт, завезли компьютерную технику (в то время компьютером пользовалась только бухгалтерия) и приступили к программным изменениям.

Ни одна творческая студия от этих изменений не пострадала. Руководство дополнило традиционные направления (хореографию, изобразительное искусство, народный хор, фольклор) новыми — арт, спорт, наука, интеллектуальный досуг, раннее развитие и др. В центре стало больше творческих коллективов — сейчас здесь работают от 40 до 60 групп, в которых занимаются свыше 2000 человек. На сценических площадках центра показывают современные театральные и танцевальные постановки.

Фото предоставлено Культурным центром ЗИЛ

Подростки в ЗИЛе

До 2012 года деятельность дворца культуры в основном была интересна детям и пожилым людям. Однако руководство культурного центра решило обратиться к аудитории, которой школа и родители иногда уделяют недостаточно внимания, — подросткам.

«Завтра эта аудитория будет работать, и ее нужно готовить к будущему уже сейчас. Все считают, что они уже выросли, но они еще дети. Очень важно было зацепить их интерес, чтобы они не проводили время у компьютера или в плохой компании», — считает директор культурного центра.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

В ЗИЛе для подростков работают творческие и профориентирующие программы: занятия по анимации, кино, работе со звуком и другим направлениям деятельности. Участники посещают мастер-классы, лекции и создают свои проекты. В 2015 году в центре также открылась бесплатная Лаборатория полезного действия.

Два раза в год (весной и осенью) для работе в Лаборатории отбирается около 20 человек 12-17 лет. В свободное от учебы время они ходят на занятия по интересам и придумывают проекты, помогающие развивать городское пространство, социальную ответственность жителей, учатся решать социальные проблемы. Это могут быть культурные, экологические, архитектурные и другие проекты. Следующая Лаборатория стартует осенью 2018 года.

Кроме того, в Культурном центре ЗИЛ свои научные лаборатории открыл Политехнический музей. Дети и подростки занимаются здесь химией, биологией, математикой, автодизайном, робототехникой. Сюда съезжаются школьники со всего города.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Открытое образование

В Культурном центре ЗИЛ ежедневно проходят открытые бесплатные лекции по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, посвященные науке, современным городским практикам, культуре, современному искусству. Лекции проводят в том числе молодые ученые из Высшей школы экономики, РАНХиГС, Московской высшей школы социальных и экономических наук. Это дает им возможность практиковаться в преподавании.

Они следуют и за современными трендами — здесь читают лекции по цифровым технологиям и криптовалютам, генетике и проблемам старения. Расписание лекций доступно здесь.

Помимо открытых лекций, в ЗИЛе решили возобновить вечернюю школу для взрослых — знакомый с советских времен формат обучения.

«Многие пожилые люди теряют социальный авторитет в семье, потому что не понимают цифровые технологии, не умеют работать на компьютере и в социальных сетях, забыли школьную программу и не могут помочь сделать уроки», — объясняет Елена Мельвиль.

В программу вечерней школы входят основные школьные предметы — математика, геометрия, химия, физика, биология, русский язык, литература, география. Каждому из них отведено десять занятий. Занятия не похожи на обычные школьные уроки, это скорее факультативные интенсивы. В основном их ведут аспиранты МГУ, МГТУ имени Баумана и других вузов. В вечернюю школу ходят более 80 человек.

Для пожилых людей в ЗИЛе также открыты бесплатные курсы цифровой грамотности. Обучение ежегодно проходят более 60 человек. На курсах осваивают компьютер, интернет и соцсети, есть и более продвинутые занятия по программированию сайтов.

Курсы цифровой грамотности. Фото предоставлено Культурным центром ЗИЛ

«Мы воспринимаем бесплатные программы не как социальную нагрузку, а как маркетинговый инструмент, — объясняет Елена Мельвиль. — Как только человек начинает ходить сюда бесплатно и считать это место полезным, интересным и важным, он приводит своих знакомых, близких. Таким образом мы привлекаем сюда людей и наши платные программы также становятся востребованными».

Подиум зрелой красоты

В 2014 году на площадке культурного центра и впервые в России прошел «Подиум зрелой красоты» — модный показ с участием непрофессиональных моделей 50+. Теперь его организуют ежегодно, не только в Москве, но и Санкт-Петербурге. Автор идеи — Анастасия Лазибная — получила поддержку благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

За несколько лет проект раскрутился — теперь свою одежду на конкурсе представляют и региональные дизайнеры, а на подиум вместе с женщинами выходят мужчины. Дизайнеры предоставляют одежду бесплатно, событие помогают организовать спонсоры.

Подиум зрелой красоты-2017. Фото: Дарья Самсонова / Ресурсный центр НКО Москвы

Проект «Подиум зрелой красоты» появился в ЗИЛе благодаря победе в конкурсе «Арт-резиденция». В нем могут участвовать непрофессиональные творческие коллективы, хореографы, художники, режиссеры, городские активисты. Они предлагают проект, который можно реализовать на площадке культурного центра, а в случае победы получают финансовую поддержку и площадку центра для осуществления своего замысла.

«Для нас принцип открытости не только в том, чтобы посетитель мог потребить услугу, а в том, чтобы он мог ее предложить, создать. Это и привлекает сюда людей. Кому-то хочется получить не только доступ к культурным благам, но и реализовать свое право на участие в культурной жизни и творческую самореализацию», — рассказала Елена Мельвиль.

Места для работы и отдыха

В ЗИЛ можно приходить не только на лекции, показы и занятия, но и для самостоятельной работы. Провести время можно в зонах коворкинга — здесь работает бесплатный Wi-Fi, есть розетки, кулеры с водой и стеллажи для буккроссинга, — или в библиотеке.

Во взрослой библиотеке собрано около 60 тыс. изданий современной литературы. Ее фонд пополняется в том числе за счет книжного магазина, который культурный центр открыл как свое структурное подразделение, — прибыль магазина идет на покупку новых книг. Кроме того, книжный магазин частично покрывает расходы на бесплатные лекции и мастер-классы в библиотеке. Книжные новинки библиотеке ЗИЛа дарят и издательства.

«Нам не финансируют библиотечную услугу — библиотека здесь только потому, что мы этого хотим», — отметила директор центра.

Взрослая библиотека. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Здесь же проходят лекции, семинары, концерты. Специальные «бэби-концерты» организуют в детской библиотеке ЗИЛа. Дети каждую неделю слушают классическую и народную музыку в живом исполнении. Кроме того, музыканты рассказывают им о произведениях и авторах. В детской библиотеке действует продленка — родители могут оставить здесь ребенка на время лекции или занятия.

Детская библиотека. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

НКО в ЗИЛе

Площадку Культурного центра ЗИЛ полюбили и некоммерческие организации. Среди них те, кто помогает людям с инвалидностью, многодетным семьям, занимается социальным обслуживанием, культурными проектами. Они получают от центра бесплатные билеты на концерты, спектакли, елки, фестивали, могут провести свое событие на площадке ЗИЛа.

«Мы никому не даем деньги, но можем дать бесплатную услугу и возможность провести мероприятие. Даже если проводим коммерческие события, например «Фабрику мультфильмов», детские дома и инвалиды могут посетить мастер-классы и посмотреть мультфильмы бесплатно», — добавила директор центра.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Свои занятия здесь проводит Центр творческих проектов «Инклюзион», который ставит спектакли с участием людей с инвалидностью. В ЗИЛе работает и кружок «Душевное творчество» — арт-терапия для молодых людей с ментальными расстройствами.

«В центре царит свобода творчества и самовыражения. А люди, которые ценят свободу, как правило, социально ответственные. Именно они, чувствуя здесь глоток воздуха, предлагают социальные проекты, которые могут быть интересны другим», — добавила Елена Мельвиль.

В разное время в ЗИЛе также ставили спектакль о пожилых людях, собирали литературу для детей-сирот, проводили день в поддержку людей с инвалидностью, благотворительную акцию детского хосписа «Дом с маяком». Кроме того, здесь размещен Добрый ящик для сбора одежды, обуви, игр для нуждающихся семей, установлен контейнер для сбора ненужной одежды на переработку от благотворительного магазина Charity Shop.

Елена Мельвиль, директор Культурного центра ЗИЛ:

Елена Мельвиль. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

— По первому образованию я инженер-металлург. Второе образование получила в области экономики и управления. Я работала в международной благотворительной организации, занималась культурными проектами и культурным обменом, поэтому очень хорошо знала некоммерческий и благотворительный сектор. Когда фонд был расформирован, мы создали свой фонд «Институт культурной политики», который занимался в большей степени просветительской деятельностью в культуре, проектированием, помощью по фандрайзингу. Затем зарегистрировали Агентство творческой индустрии для консалтинга в сфере культуры. Попутно я преподавала и до сих пор преподаю правовые и экономические модели деятельности в культуре в Шанинке, РАНХиГСе и других вузах.

В 2012 году Сергей Капков, в то время руководитель Департамента культуры Москвы, предложил попробовать реализовать предложения, которые мы с коллегами давали в качестве привлеченных экспертов, в Культурном центре ЗИЛ. Так мы попали в государственный сектор, в котором никогда не работали.

Помню, еще студенткой я пыталась устроиться в «Макдоналдс», который только открылся на Тверской, там было требование — без опыта работы в советском общепите. Мне кажется, это работает и здесь. В государственное учреждение нужно приходить без опыта работы в этом секторе. Так ты видишь его другими глазами и можешь предложить много нового и интересного, использовать инструменты, которые здесь обычно не применялись.

В нашей ментальности сложилось такое представление об идеальном культурном учреждении: есть всё, всё бесплатно и для всех. Это нереально. Идеальная реальная модель культурного центра — это четкий баланс (он у каждого свой) между платностью и бесплатностью, социальным и коммерческим, направлениями деятельности. Одни удовлетворяют духовные запросы аудитории, которая ориентирована на «вчера», другие — тех, кто смотрит в будущее, которые про «вчера» ничего не хотят знать. Как правило, это молодое поколение. Найти такой баланс — вот что важно.

Софья Горизонтова, заведующий лекторием, руководитель детской и взрослой библиотек:

Софья Горизонтова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

— Я закончила университет по специальности «Социокультурное проектирование» и пошла работать в районный ДК. После первого же месяца работы поняла, что не хочу этим заниматься, потому что деятельность районного клуба не соответствовала моим представлениям о работе культурного учреждения. Тем не менее благодаря ДК я попала в ЗИЛ (как-то нас отправили на методический семинар) и влюбилась в это пространство. Нашла открытую вакансию, подала резюме, и меня взяли.

Мне нравится в ЗИЛе его открытость, доступность, понятность, — конструктивисты так проектировали свое здание, чтобы пространство само подсказывало, куда двигаться. Огромные панорамные окна, много света — здесь чувствуешь себя легко и свободно. При этом нет давящего чувства, что ты маленький человечек.

Моя страсть — популяризация науки, это одно из основных направлений лектория. До того, как я пошла учиться на культуролога, хотела поступать на медицинский факультет. Здесь я воплощаю свою мечту.

Идеальный культурный центр в моем понимании — это современное в плане своей концепции пространство, которое чувствует дух времени, предлагает качественный и актуальный интеллектуальный «продукт» и дает человеку возможность реализовать себя. Мы всегда открыты для предложений и работаем с молодыми лекторами, которые впервые пробуют себя в такой роли. Например, осенью проходил конкурс проектов для молодых лекторов «Пожалуйста, говорите», лучшие из них реализуются на нашей площадке в течение текущего года.

 

www.asi.org.ru

итоги первой пятилетки культурного центра «ЗИЛ» — Strelka Mag

В 2012 году благодаря удачному слиянию политической воли тогдашнего главы департамента культуры Сергея Капкова и усилий нового поколения «креативных менеджеров» в Москве случилась очередная трансформация советской институции в постсоветскую — был перезапущен ДК «ЗИЛ». Расположенный в уникальном конструктивистском здании ДК был задуман в 1930-е годы как место для создания «новых людей» — советских граждан. 75 лет спустя, несмотря на смену идеологии, речь снова зашла о «новом человеке» — правда, теперь его всё чаще называли «активным горожанином». Strelka Magazine решил подвести итоги первой пятилетки обновлённого дома культуры.

 

КОНТЕКСТ: МОСКВА, ГОД 2012-Й

Осень 2012 года — на юге Москвы после ремонта и перезагрузки культурно-просветительской программы заново открывается ДК «ЗИЛ». Теперь его называют на европейский манер «культурный центр», но время покажет, что название не приживётся. Поражающий своими размерами, этот выдающийся памятник конструктивизма по проекту знаменитых архитекторов братьев Весниных, — часть на тот момент ещё не разрушенного комплекса знаменитого автомобильного завода имени Лихачёва.

Судьба этой крупнейшей промзоны столицы активно обсуждается властями города, градостроителями и общественностью: зимой на II Московском урбанистическом форуме презентуют концепцию развития территории, говорят о частичном сохранении производства, приспособлении бывших цехов и постепенной застройке освободившихся площадей под смешанное использование — жильё, офисы, технопарк. Во многом новый культурный центр открывается в статусе первого вестника, как тогда казалось, грядущего возрождения бывших индустриальных территории, а также в качестве «модельного проекта реформирования ДК» в Москве.

Осенью 2012-го также происходит окончательный спад протестной активности и энергия многих горожан перенаправляется в русло «малых дел». После успешного перезапуска парка Горького и при активном содействии городских властей растёт популярность урбанистики, идеи развития общественных пространств. 

Обновлённый ДК позиционируется в духе прогрессивных подходов к развитию городской среды: мелькают словосочетания «децентрализация культуры», «творческое предпринимательство», «идентичность района» и «локальные сообщества». В следующие два года появится Крымская набережная, новые пешеходные зоны, по примеру парка Горького будут благоустроены ещё несколько столичных парков.

 

ОТ ДОМА КУЛЬТУРЫ К КУЛЬТУРНОМУ ЦЕНТРУ

Начав работу в ДК «ЗИЛ», команда из департамента культуры сразу взялась за переделку концепции центра: «Когда наша команда пришла в ДК, мы увидели, что это был такой „клуб-заповедник“: ничего про настоящее, всё про прошлое», — вспоминает нынешний директор КЦ Елена Мельвиль. Предполагалось значительно модернизировать существующую программу, дополнить ее популярными в то время направлениями и форматами: современным танцем, робототехникой, лекторием, проектной деятельностью для подростков, образовательными проектами для людей старшего и пенсионного возраста.

Посещаемость для такого крупного культурного центра по меркам столицы была низкой — 150 тысяч человек в год. Сегодня один только лекторий «ЗИЛа» собирает порядка 70 тысяч слушателей. Однако для обновления ДК недостаточно было просто сделать ремонт и добавить актуальных направлений, нужно было и во многом поменять подходы к работе существующего коллектива, привести новых специалистов и создать полноценную пиар-службу, без которой невозможно было бы добиться повышения посещаемости. Помогло привлечь молодые и более прогрессивные кадры то, что Елена Зеленцова и Елена Мельвиль (первый и нынешний директора КЦ «ЗИЛ») не только работали в Депкульте, но и преподают культурный менеджмент на базе МВШСЭН. Из Шанинки в «ЗИЛ» до сих пор приходят студенты на практику, выпускники на работу и преподаватели на лекции.

Одним из новых подходов была сознательная ориентация на аудиторию разных возрастов, от дошкольников до пенсионеров. 

Надо понимать, что в постсоветский период для того, чтобы выжить, многие дома культуры из центров досуга для горожан разных возрастов превратились, по сути, в центры детского дополнительного образования. В обновлённом «ЗИЛе» никто тоже не собирался отказываться от детей — просто со временем удалось выровнять аудитории. Руководство с гордостью отмечает, что сегодня лишь 56 % программ направлены на детскую аудиторию, тогда как средний показатель для ДК по стране — 72 %.

Финансовые показатели нового центра также были впечатляющими: уже через два года его доходы увеличились в два с половиной раза. При этом удалось сохранить высокий процент бесплатных услуг, не говоря уже льготах для различных категорий населения. Зеленцова, которая за это время успела покинуть «ЗИЛ» и стать вице-президентом фонда «Сколково», считает такой успех вполне закономерным. На её взгляд, бывшие советские дома культуры — идеальная основа для современных культурных центров. 

«Сейчас надо уметь работать с разнообразными дисциплинами, жанрами, видами искусств. Так сложилось, что это всегда делали дома культуры. Неожиданно учреждения „из прошлого“ оказались прообразом культурных площадок будущего».

Несмотря на очевидные успехи, модернизация проходила не безболезненно. На первых этапах «команду Капкова» часто упрекали в том, что трансформация из советской институции в постсоветскую происходит не слишком деликатно: из центра увольняются старожилы, упраздняются многие кружки. Отчасти эти заявления были справедливы: аудитория, безусловно, поменялась, кого-то отпугнули и нововведения, и их идеологи. Однако есть и позитивные примеры. 

«У нас есть ансамбль народного танца с прекрасным названием „Юный Зиловец“. Они за последние пять лет сделай такой рывок по посещаемости, в том числе платной. Стали завоёвывать призовые места во множестве конкурсов. Они работают в абсолютно традиционном жанре, но вышли на качественно новый уровень», — рассказывает директор Елена Мельвиль. 

Помимо этого, в «ЗИЛе» продолжает работать балетная школа и в целом сохранились заложенные здесь ещё в советские годы традиции, связанные с развитием и поддержкой танцевальных практик.

Некоторые уникальные для районного ДК форматы, на которые едут люди со всей Москвы, остаются невостребованными у непосредственных жителей Даниловского района. У каждой части центра — от балетной школы до лектория, от художественных кружков до лабораторий Политеха — есть свой контингент посетителей, которые редко пересекаются. 

«Достаточно прийти в культурный центр „ЗИЛ“ в выходные дни или вечером в будни, чтобы увидеть масштабы нашего культурно-досугового броуновского движения. Человек 40 сидит и вяжет. Никто их сюда не приглашал, но никто их, естественно, и не прогоняет. Они сами организовались и нашли свой дом у нас. Есть те, кто играет в настольные игры. Есть те, кто занимается современным танцем, — люди с музыкой в ушах реализуют какие-то двигательные практики в пространствах ДК», — отмечает Елена Мельвиль.

Тем не менее комьюнити-центром — в значении места для сбора активных и инициативных горожан для решения общих проблем — «ЗИЛ» не стал и вряд ли станет. «ДК не ставит перед собой задачи делать в России то, что за границей делают community centres, на его базе не создаются комьюнити, которые могли бы работать на территорию, на район, — дома культуры как правило, просто предоставляют услуги населению», — считает журналист и промоутер, бывший шеф-редактор «Афиша Daily» Филипп Миронов.

 

ПРИМЕР ДЛЯ СТОЛИЧНЫХ ДК

Достаточно быстрый успех «ЗИЛа» вдохновил городские власти на создание целой программы по модернизации столичных домов культуры в 2014 году. Был сформирован перечень центров, которые первыми будут подвергнуты обновлению. «Они получили кружки робототехники, новые сценические программы, обрели другое визуальное лицо. Так получились обновлённые площадки, например ДК „Берендей“ на проспекте Маршала Жукова или ДК „Дружба“ в Бирюлёво Западное, ставший настоящим центром для этого весьма непростого района, на „Речном вокзале“ был перезапущен в совершенно новом качестве ДК „Онежский“», — отмечает Елена Зеленцова.

Однако развитие целой сети учреждений, пускай и на основе уже опробованной модели, оказалась трудной задачей. Главным препятствием стало противостояние советского принципа в основе идеи ДК — массовое просвещение, обеспечение досугом каждого гражданина страны — и ситуации острой конкуренции на рынке культурного досуга в городе. 

«В советское время в каждом районе были центры досуга, но в современной Москве уже другая общественная структура — мы не ходим строем на парады и в линейку не собираемся, — так что достаточно логично, что в Москве не может быть много „ЗИЛов“. У горожан нет запроса на такие формы массового собрания и организации культурного досуга», — считает  журналист Филипп Миронов.

Развитие новых культурных центров сдерживалось и государственным контролем. Жёстко прописанные программы и ориентация на количественные показатели успешности дают мало свободы для развития ДК и не позволяют объективно оценить его эффективность. После смены главы московского департамента культуры, а также вследствие ухудшения экономической ситуации усиленное бюрократическое давление стали чувствовать на себе даже такие «привилегированные» культурные центры, как «ЗИЛ»: «Вмешательства в творческую автономию не происходит, но мы всё в большей степени выходим в такое советское планирование, чуть ли не на пятилетку: постоянно отчитываемся, что сделали, для кого сделали, что будем делать для других, какие планы на будущее», — описывает перемены Елена Мельвиль.

К тому же сегодня общеобразовательные школы начали перетягивать на себя сферу дополнительного образования: для родителей проще оставить ребёнка на продлёнке, чем забирать сразу после уроков и везти в какое-то более специализированное учреждение. 

Пресловутая мультипрофильность, свойственная формату ДК, теперь присуща практически каждой успешной культурной институции в городе. Музеи и театры создают публичные и образовательные программы, открывают свои двери для широкой аудитории, обустраивают собственные общественные пространства, добавляют себе торговые и развлекательные функции. 

Культура в широком смысле слова, присущая ДК, в котором классический балет соседствует с народными ремёслами и лекциями про биткоины, стала нормой.

Территориально культура и досуг для широкого зрителя также больше не закреплены за центром города и торговыми центрами вдоль крупных магистралей: «Благодаря появлению „ЗИЛа“ в его нынешнем виде ойкумена москвичей расширилась за пределы Третьего кольца: теперь никто не боится отправляться за впечатлениями в такие места, как „Флакон“ или „Фабрика“», — рассказывает популяризатор науки и руководитель лаборатории биологии Политехнического музея Илья Колмановский.

 

БУДУЩЕЕ «ЗИЛа»

За прошедшие пять лет «ЗИЛ» успел сменить две концепции, вырастить собственную аудиторию и стать важной площадкой для городских культурных и образовательных событий. Причина, по которой центру удаётся оставаться успешным, — исключительный статус первого образцового модернизированного ДК, а также команда, костяк которой не менялся со времён Капкова. На вопрос, как повлияла на деятельность «ЗИЛа» смена руководства в департаменте культуры, нынешний директор Елена Мельвиль упоминает усиливающуюся бюрократию, но говорит, что у неё «есть ощущение некоторой крепости, которая здесь сложилась и как-то стоит».

И это сравнение показательно: образцовый центр в результате так и остался одиночкой, уникальным проектом и экспериментом, воплощением утопических мечтаний и стремлений начала 2010-х. К сожалению, «ЗИЛу» тяжело поспевать за стремительно сменяющими друг друга общественными и культурными тенденциями: подготовленная в 2015 году новая концепция развития центра на последующие три года была посвящена переходу от тяжёлой промышленности к культурным индустриям, однако уже в этом году была признана командой «пройденной» и устаревшей: мода на эту тему прошла, а Москва пока так и не стала «городом творческих индустрий».

Несмотря на динамичное развитие и постоянное обновление, у «ЗИЛа» есть и некоторые пока непреодолимые препятствия. Здание всё ещё нуждается в комплексной реконструкции (например, в центр нет доступа для людей с ограниченными физическими возможностями, а инженерным системам и электрическим сетям более 45 лет), однако деньги на это еще не найдены.  

При этом архитектурная ценность «ЗИЛа» не вызывает сомнений: «ДК — интересный случай симбиоза двух памятников архитектуры — конструктивистского и Симонова монастыря, один из ярких примеров того, как можно разобрать на детали одну архитектуру и сложить совершенно другую, — одно из самых удивительных московских мест. В будущем „ЗИЛ“ заслуживает очень лёгкого, но качественного прикосновения реконструкции», — считает архитектор Юрий Григорян.

Определённые перемены для культурного центра сулит грядущий масштабный редевелопмент территории на месте снесённых цехов производства. Оставшийся практически единственным физическим напоминанием о легендарном заводе, ДК будет, по сути, исполнять роль мемориального объекта, живого хранителя истории и локальной идентичности района, как это ни парадоксально — островка прошлого посреди бурно развивающегося нового.

Елена Мельвиль считает, что именно ностальгический аспект и ощущение преемственности обеспечат выживание культурного центра в новых условиях и с новой аудиторией: «Когда приходишь сюда и обнаруживаешь множество интересных активностей, то ты прирастаешь к этому месту. Мы уже история и вписаны в ткань района и города, так что запрос на нашу деятельность никуда не денется».

Наконец, не стоит рассматривать перемены в районе как радикальный и стремительный процесс. Юрий Григорян справедливо отмечает: «В случае с ДК „ЗИЛ“ речь идёт скорее об эффекте синергии. Застройка всей территории (и северной, и южной) будет продолжаться не менее 50 лет, за это время судьба проекта ещё успеет несколько раз поменяться. И в этот период „ЗИЛ“, по моему мнению, продолжит играть ту же роль, что и сегодня. На мой взгляд, больший вес будет иметь актуальная культурная политика в городе, а не куда более длительный процесс редевелопмента».

Фотографии: Глеб Леонов / Институт «Стрелка»

strelkamag.com

Культурный центр ЗИЛ | izi.TRAVEL

Здание в стиле конструктивизма с богатой историей и уникальными площадками, построенное по проекту архитекторов братьев Л. А., В. А. и А. А. Весниных в 1930–37 гг., является памятником культурного наследия регионального значения.

До 2008 года Дворец культуры принадлежал АМО «Завод имени И. А. Лихачева». В феврале 2012 года он был передан Департаменту культуры города Москвы.

Сегодня это современный многофункциональный культурный центр, где регулярно проходят выставки, перформансы, спектакли, лекции, концерты и мастер-классы экспертов в разных областях науки, культуры и искусства, ориентированные на широкую аудиторию.

Здесь находится современная библиотека с открытым доступом, где представлены последние издательские новинки, несколько зон коворкинга с розетками и бесплатным wi-fi, а также уютные кафе и книжный магазин. В постоянном доступе стеллажи буккроссинга, куда можно принести уже прочитанную книгу и забрать понравившуюся. На сценических площадках представлены современные московские театральные и танцевальные постановки, а общественные конструктивистские пространства используются как место комфортного досуга, работы, общения и творческой реализации горожан.

В кружках и студиях успешно развиваются как традиционные направления клубной работы, так и транслирующие современные тенденции. Основная деятельность сосредоточена на таких направлениях, как арт, музыка, танец, театр, раннее развитие, наука и интеллектуальный досуг.

Основные задачи Культурного центра ЗИЛ — стимулирование творческой энергии горожан для развития и капитализации человеческого потенциала, повышение качества городской среды и улучшение жизни москвичей.

Успешная модель модернизации Культурного центра ЗИЛ легла в основу проекта «Московские культурные центры», которая реализуется Департаментом культуры города Москвы по преобразованию столичных домов культуры в современные культурные центры.

izi.travel

Культурный центр ЗИЛ

Здание в стиле советского конструктивизма с богатой историей и уникальными площадками, построенное по проекту архитекторов братьев Л. А., В. А. и А. А. Весниных в 1930-37 гг., является памятником культурного наследия регионального значения.

До 2008 года Дворец культуры принадлежал АМО «Завод имени И. А. Лихачева». В феврале 2012 года он был передан Департаменту культуры города Москвы.

Сегодня это современный многофункциональный культурный центр, где регулярно проходят выставки, перформансы, спектакли, лекции, концерты и мастер-классы экспертов в разных областях науки, культуры и искусства, ориентированные на широкую аудиторию.

Здесь находится современная библиотека с открытым доступом, где представлены последние издательские новинки, несколько зон коворкинга с розетками и бесплатным Wi-Fi, а также уютные кафе и книжный магазин. В постоянном доступе стеллажи буккроссинга, куда можно принести уже прочитанную книгу и забрать понравившуюся. На сценических площадках представлены современные московские театральные и танцевальные постановки, а общественные конструктивистские пространства используются как место комфортного досуга, работы, общения и творческой реализации горожан.

В кружках и студиях Культурного центра ЗИЛ успешно развиваются как традиционные направления клубной работы, так и транслирующие современные тенденции. Основная деятельность сосредоточена на таких направлениях, как арт-студии, музыка, танец, театр, раннее развитие, наука и интеллектуальный досуг.

Основные задачи Культурного центра ЗИЛ – стимулирование творческой энергии горожан для развития и капитализации человеческого потенциала, повышение качества городской среды и улучшение жизни жителей мегаполиса.

Успешная модель модернизации Культурного центра ЗИЛ легла в основу проекта «Московские культурные центры», которая реализуется Департаментом культуры города Москвы по преобразованию столичных домов культуры в современные культурные центры.

www.culture.ru

О центре / Культурный центр ЗИЛ

Здание в стиле конструктивизма с богатой историей и уникальными площадками, построенное по проекту архитекторов братьев Л. А., В. А. и А. А. Весниных в 1930–37 гг., является памятником культурного наследия регионального значения.

До 2008 года Дворец культуры принадлежал АМО «Завод имени И. А. Лихачева». В феврале 2012 года он был передан Департаменту культуры города Москвы.

Сегодня это современный многофункциональный культурный центр, где регулярно проходят выставки, перформансы, спектакли, лекции, концерты и мастер-классы экспертов в разных областях науки, культуры и искусства, ориентированные на широкую аудиторию.

Здесь находится современная библиотека с открытым доступом, где представлены последние издательские новинки, несколько зон коворкинга с розетками и бесплатным wi-fi, а также уютные кафе и книжный магазин. В постоянном доступе стеллажи буккроссинга, куда можно принести уже прочитанную книгу и забрать понравившуюся. На сценических площадках представлены современные московские театральные и танцевальные постановки, а общественные конструктивистские пространства используются как место комфортного досуга, работы, общения и творческой реализации горожан.

В кружках и студиях успешно развиваются как традиционные направления клубной работы, так и транслирующие современные тенденции. Основная деятельность сосредоточена на таких направлениях, как арт, музыка, танец, театр, раннее развитие, наука и интеллектуальный досуг.

Основные задачи Культурного центра ЗИЛ — стимулирование творческой энергии горожан для развития и капитализации человеческого потенциала, повышение качества городской среды и улучшение жизни москвичей.

Успешная модель модернизации Культурного центра ЗИЛ легла в основу проекта «Московские культурные центры», которая реализуется Департаментом культуры города Москвы по преобразованию столичных домов культуры в современные культурные центры.

Подробнее об истории и архитектуре культурного центра

Благодаря экскурсии izi.TRAVEL вы сможете еще больше узнать о Культурном центре ЗИЛ, ярком образце архитектуры конструктивизма и крупнейшем дворце культуры столицы. Чтобы прослушать экскурсию, необходимо скачать приложение izi.TRAVEL на свой смартфон.

Подробнее об izi.TRAVEL 

Отчет о деятельности Культурного центра ЗИЛ:

1. Годовой отчет — 2013 Скачать 2. Годовой отчет — 2014 Скачать 3. Годовой отчет — 2015 Скачать 4. Годовой отчет — 2016 Скачать

zilcc.com