Дворец культуры ЗИЛа. Дворец зил


ЗИЛ - культурный центр нового поколения

ЗИЛ - культурный центр, который нередко называют первым и самым лучшим ДК столицы. Построенный в 30-е годы прошлого столетия дворец выдержан в стиле раннего конструктивизма. Сегодня это современное многопрофильное муниципальное культурное учреждение.

Историческая справка и архитектурные особенности

Строительство нового ДК было начато в 1931 году по проекту братьев-архитекторов Л.А. и А.А. Весниных. Основной задумкой авторов было создание центра разностороннего развития «нового поколения». Первоначально рассчитывалось, что значительная часть площади дворца будет отведена для обучения архитекторов созданию подобных проектов. Здание построено в стиле модного тогда раннего конструктивизма. Торжественное открытие нового объекта состоялось в 1937 году. Многопрофильный центр вошел в историю нашей страны как дворец культуры завода имени Лихачева. Здание поражает своим масштабом и оригинальными архитектурными формами. Для своего времени оно являлось воплощением прогресса инженерной мысли. ЗИЛ (культурный центр) отличается простой и логичной планировкой. Благодаря использованию грамотного сочетания стекла и бетона, при своих объемах дворец выглядит парящим над землей. Фасады здания имеют правильные геометрические формы и выгодно дополнены выступающими балконами, цилиндрами лестничных клеток.

Деятельность ДК ЗИЛ

Сразу после открытия ЗИЛ (культурный центр) стал невероятно популярным местом проведения досуга среди многих жителей Москвы. Большой зрительный зал, лекторий, множество кружков для детей и взрослых, зимний сад, библиотека – здесь было все для того, чтобы интересно и с пользой провести время. На крыше дворца культуры была оборудована обсерватория. Многие семьи проводили в этом многопрофильном центре все выходные. Дворец культуры благополучно проработал до начала ВОВ. Во время войны здание пострадало от бомбежек, но восстановлению подлежало. Была проведена реконструкция, и культурный центр продолжил свою деятельность.

От старого ДК к современному центру

После распада СССР ЗИЛ (культурный центр) переживал период упадка, как и многие другие похожие учреждения. В 2008 году дворец был передан в ведение Правительства Москвы. Здание нуждалось в серьезной реконструкции, так как долгие годы в нем не проводился даже текущий ремонт. Кроме того, многие организационные и функциональные решения внутренних помещений безнадежно устарели. Перед реставраторами стояла сложная задача: максимально точно восстановить первоначальный облик дворца и адаптировать его для нужд современного многопрофильного культурного центра. После окончания реконструкции в обновленном комплексе был открыт зрительный зал, современный кинотеатр, большая библиотека, арт-кафе, а так же множество творческих и научных кружков по интересам.

Сегодня культурный центр ЗИЛ (Москва) – это идеальная площадка для проведения семейного досуга. Здесь регулярно проводятся спектакли и кинопоказы на любой вкус. В конференц-зале организуются лекции и мастер-классы с ведущими специалистами различных направлений. Действует клуб для будущих мам, а также группы раннего развития для детей от 1,5 лет. Для дошкольников и учащихся образовательных учреждений открыты студии творческого развития (от истории искусств до керамики), танцевальная студия, шахматный кружок, музыкальные и театральные студии. В культурном центре имеется также вечерняя школа и группа продленного дня, курсы иностранных языков. Существуют и современные научные кружки, занятия которых посвящены изучению химии, программирования, роботехники.

Культурный центр ЗИЛ предлагает также разнообразные курсы для взрослых. Родителям, приводящим детей на занятия, не будет скучно – можно посетить арт-кафе, библиотеку. Имеется так же зона буккроссинга (бесплатный обмен книгами), книжный магазин, во всех вестибюлях есть бесплатный wi-fi.

Культурный центр ЗИЛ: как добраться на личном и общественном транспорте?

До обновленного дворца культуры несложно доехать на общественном или личном транспорте. Ближайшая станция метро – «Автозаводская». Выйти необходимо в сторону улицы Мастеркова, затем дойти до улицы Ленинская слобода, после чего перейти дорогу. Совсем скоро вы увидите перед собой величественный фасад дворца. Культурный центр ЗИЛ адрес имеет следующий: улица Восточная, дом 4, корпус 1. В будние дни комплекс работает с 11.00 до 20.00, в выходные и праздничные – с 10.00 до 19.00. Следите за расписанием мероприятий и не пропустите интересное событие!

fb.ru

Дворец культуры ЗиЛ - Другая Москва

Культурный Центр ЗиЛ (Дворец культуры Завода имени Лихачёва) — крупнейший памятник архитектуры советского конструктивизма работы братьев Весниных (1937).

Дворец культуры ЗИЛ был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками. На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были уничтожены в период рабочих субботников. По логике городских властей вместо рассадника религиозного мракобесия должен быть очаг советской пролетарской культуры.

Симонов монастырь. 1893 год

1930 год. Разрушение Сторожевой башни Симонова монастыря

Дворец начали строить в 1931 году, завершили работы лишь в 1937 году. За годы строительства архитектурные тенденции сменились, наступало время сталинского ампира и конструктивистские решения Весниных особых лавров не снискали. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания. В здании нашлись помещения для зрительного зала на 1100 мест, лектория, многочисленных творческих кружков и научных секций, библиотеки, столовой.

Во время Великой Отечественной войны в здании попаданием бомбы были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов (отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, недостаточная освещённость, деревянные перекрытия) вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения. За годы своего существования Дворец культуры ЗиЛ неоднократно модернизировался.

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Желание администрации автозавода обогатить интерьеры привело к установке тяжеловесных мраморных плит вместо изящных решёток, колонны стали толще, на окнах появились металлические рамы. Снаружи фасады покрыли шершавой штукатуркой. Не были восстановлены мозаичные полы и подоконники, веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Одной из особенностей интерьера стало применение скрытого освещения (помимо традиционных светильников). Реконструкция проводилась в 1966-1976 годах.

1960-е годы

Заглянем внутрь, сейчас это учреждение называется Культурный центр ЗиЛ. В 2012 году началась очередная реконструкция, в ходе которой предполагается восстановить некоторые оригинальные элементы интерьеров.

1937 год. Фойе

Зимний сад с оригинальными фонтанами с подсветкой. В настоящее время не работают.

1938-1940 гг.:

Скрытое освещение в зимнем саду и в холле первого этажа.

Лекторий Культурного центра ЗИЛ – образовательный центр, предлагающий современные обучающие программы и события, а также экскурсионное бюро, организующее путешествия по пространствам центра – выдающегося памятника архитектуры конструктивизма, и архитектурные велоэкскурсии по Москве.

Зрительный зал (2012 год)

1937 год:

Центр Творческого Развития — это основная площадка для детей и взрослых, готовых развиваться и выражать себя через искусство и науку: театр, вокал, фольклор, изобразительное искусство, скульптуру, научно-технические эксперименты, медийные технологии, английский язык.

Дом Танца – эпицентр танцевального творчества в Культурном Центре ЗИЛ. Здесь собраны все возможные классические направления и актуальные практики. В Доме Танца работают лучшие студии и профессиональные педагоги – выпускники российских и европейских танцевальных вузов.

Танцевальные традиции в Культурном Центре ЗИЛ имеют долгую историю. Бальная школа Бруно Белоусова существует уже более сорока лет. Педагоги Детского хореографического ансамбля "Юный зиловец" на протяжении 60 лет обучают традиционному народному танцу. Обучение классическому балету проходит в Школе классического танца Геннадия и Ларисы Ледях – одном из лучших хореографических колледжей Москвы. Но учиться классическому танцу могут не только будущие танцоры балета. Для самых маленьких существует Детский балетный театр, где педагоги несколько раз в неделю обучают гимнастике, ритмике, основам классического и современного танца.

Осенью 2013 года состоится открытие обновленной Библиотеки и Общественного центра Культурного центра ЗИЛ.

Библиотека станет открытым, общедоступным пространством. На открытых книжных полках посетителей ждут новейшие и самые лучшие книги по искусству, архитектуре, танцу, гуманитарным наукам. Желающие смогут воспользоваться электронными базами данных и заказать необходимые издания через межбиблиотечный абонемент и книготорговые сети.

Общественный центр – это многофункциональная площадка для реализации образовательных, просветительских, досуговых и творческих проектов и программ, открытая площадка для независимых креативных инициатив, проектов и творческих групп. Общественный центр будет с радостью поддерживать некоммерческие и социально значимые события, проводимые на его территории, в том числе по инициативе читателей и посетителей.

Когда-то здесь находилась столовая, на балконе - банкетный зал, с торца - выход на открытую летнюю веранду. С тех времён сохранился подъёмник для продуктов.

Фойе театрального зала.

В 1930-е годы в Москве стали популярны астрономические наблюдения, на Кудринской был построен планетарий, а небольшие обсерватории стали появляться в городских парках. Дворец культуры ЗиЛ также обзавёлся собственным телескопом.

anothercity.livejournal.com

Дворец культуры ЗИЛа — Википедия Переиздание // WIKI 2

Дворец культуры ЗИЛ (Дворец культуры завода имени Лихачёва, Дворец культуры Автомобильного московского общества «Завод имени А. И. Лихачева» (ДК АМО ЗИЛ)) — важнейший памятник архитектуры конструктивизма в Москве, спроектированный братьями Весниными, объект культурного наследия регионального значения.

История

Дворец культуры ЗИЛа был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками.

Библиотечное крыло.

Дворец культуры ЗИЛа. Фрагмент фойе после второй реконструкции.

Дворец культуры ЗИЛа. Зимний сад после второй реконструкции.

На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были уничтожены в период рабочих субботников. На месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа.

Здание создавалось как многофункциональный комплекс общей площадью 23 тыс.м2, включающий большой зрительный зал, малую сцену, лекторий, кинозал, обширные холлы, многочисленные студийные комнаты, библиотеку, зимний сад и обсерваторию на крыше.

Строительство

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе[источник не указан 67 дней] знаменитых архитекторов-конструктивистов братьев Л. А. и А. А. Весниных в 1930—1937 годах.

Дворец начали строить в 1931 году. В 1933 году был завершен малый театр, а в 1937 году — примыкающий к нему клубный корпус. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от неё, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещён конференц-зал, а ещё выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания[1]. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов[1]. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухъярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Реконструкции здания

Во время Отечественной войны в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения. Неудачны оказались и плоские кровли: из-за низкого качества использованного материала здание оказалось подвержено протечкам.

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, используя, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На их архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять природный камень и алюминий. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 годы[2].

Современная история

В 2008 году Дворец Культуры ЗИЛ был передан городу и стал флагманским проектом Департамента культуры города Москвы по модернизации клубных учреждений.[источник не указан 1047 дней] Вскоре после передачи были реконструированы фойе главного зала и буфет[1]. С осени 2012 года деятельность Центра сосредоточена на пяти основных направлениях: творческое развитие, исполнительские искусства, лекторий, общественный центр (библиотека) и танцевальные программы.

Культурный центр ЗИЛ не сохранил студии и кружки прошлых лет, зато в Культурный центр пришли новые профессиональные творческие инициативы со свежими идеями и востребованными современными предложениями для юных горожан и их родителей. В холлах и рекреациях установлены удобные стулья, столы и кофейные автоматы, доступны настольные игры, на всей территории Культурного центра ЗИЛ работает бесплатный wi-fi. Более того, Культурный центр ЗИЛ — это более 5 000 квадратных метров для занятий разными видами танца, лекции и дискуссии для любой аудитории, театральные и концертные программы коллективов Москвы, современная библиотека с открытым хранением книг.

Проезд

Культурный центр находится в 10 минутах ходьбы от станции метро Автозаводская, на улице Восточная, рядом с Симоновым монастырем.

Примечания

Ссылки

Эта страница последний раз была отредактирована 14 февраля 2018 в 09:51.

wiki2.org

Дворец культуры ЗИЛа Википедия

Дворец культуры ЗИЛ (Дворец культуры завода имени Лихачёва, Дворец культуры Автомобильного московского общества «Завод имени А. И. Лихачева» (ДК АМО ЗИЛ)) — важнейший памятник архитектуры конструктивизма в Москве, спроектированный братьями Весниными, объект культурного наследия регионального значения.

История

Дворец культуры ЗИЛа был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками.

Библиотечное крыло. Дворец культуры ЗИЛа. Фрагмент фойе после второй реконструкции. Дворец культуры ЗИЛа. Зимний сад после второй реконструкции.

На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были уничтожены в период рабочих субботников. На месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа.

Здание создавалось как многофункциональный комплекс общей площадью 23 тыс.м2, включающий большой зрительный зал, малую сцену, лекторий, кинозал, обширные холлы, многочисленные студийные комнаты, библиотеку, зимний сад и обсерваторию на крыше.

Строительство

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе[источник не указан 67 дней] знаменитых архитекторов-конструктивистов братьев Л. А. и А. А. Весниных в 1930—1937 годах.

Дворец начали строить в 1931 году. В 1933 году был завершен малый театр, а в 1937 году — примыкающий к нему клубный корпус. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от неё, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещён конференц-зал, а ещё выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания[1]. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов[1]. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухъярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Реконструкции здания

Во время Отечественной войны в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения. Неудачны оказались и плоские кровли: из-за низкого качества использованного материала здание оказалось подвержено протечкам.

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, используя, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На их архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять природный камень и алюминий. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 годы[2].

Современная история

В 2008 году Дворец Культуры ЗИЛ был передан городу и стал флагманским проектом Департамента культуры города Москвы по модернизации клубных учреждений.[источник не указан 1047 дней] Вскоре после передачи были реконструированы фойе главного зала и буфет[1]. С осени 2012 года деятельность Центра сосредоточена на пяти основных направлениях: творческое развитие, исполнительские искусства, лекторий, общественный центр (библиотека) и танцевальные программы.

Культурный центр ЗИЛ не сохранил студии и кружки прошлых лет, зато в Культурный центр пришли новые профессиональные творческие инициативы со свежими идеями и востребованными современными предложениями для юных горожан и их родителей. В холлах и рекреациях установлены удобные стулья, столы и кофейные автоматы, доступны настольные игры, на всей территории Культурного центра ЗИЛ работает бесплатный wi-fi. Более того, Культурный центр ЗИЛ — это более 5 000 квадратных метров для занятий разными видами танца, лекции и дискуссии для любой аудитории, театральные и концертные программы коллективов Москвы, современная библиотека с открытым хранением книг.

Проезд

Культурный центр находится в 10 минутах ходьбы от станции метро Автозаводская, на улице Восточная, рядом с Симоновым монастырем.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Главная страница / Статьи / Культурный центр ЗИЛ

История.Не каждый знает, где точно находится Культурный центр ЗИЛ, но если спросить «Помните ли вы пруд, где гуляла Лиза из повести Карамзина?», то вспомнят все. Так вот, Культурный центр ЗИЛ находится близ того места, куда Карамзин поселил свою Лизу и остальных героев.

***[Изобр. – гравюра Даниловской слободы]

Даниловский район Москвы был назван в честь села Даниловского (Даниловской слободы). Это село располагалось в пяти верстах от Боровицкого холма вниз по течению Москвы-реки. В этом месте в Москву-реку впадала небольшая речка, известная с 16 века как Даниловка. Согласно данным археологических раскопок, уже в 10-11 веках на обоих берегах реки существовала славянская колония. Село Даниловское появилось здесь приблизительно в 14 веке. В документах середины 15 века встречается первое упоминание об этом населенном пункте под Москвой – одном из самых ближайших пригородов, которыми владели московские наместники.

В 1550-х годах по распоряжению Ивана Грозного и митрополита Макария в этой местности был построен Даниловский монастырь, ставший одним из ряда монастырей-сторожей, выполняющих роль защиты от нашествия татарских войск.Вплоть до 19 века существовала Даниловская застава с двумя мостами через Москву-реку. В начале 1901 года село Даниловское превратилось в Даниловскую слободу, и часть территории по левую сторону Серпуховского шоссе отошла к городу.

В этой же местности располагается Симонов монастырь. С начала 19-го столетия его окрестности стали очень популярным местом загородных прогулок, за Симоновской заставой находился Сергиев пруд, в устройстве которого, по легенде, принимал участие сам Сергий Радонежский. Местные жители считали воду пруда целебной.

Карамзин, который любил гулять по этим местам, именно в этом пруду "утопил" героиню своей нашумевшей повести. Так местность приобрела романтический ореол, здесь гуляло множество влюбленных пар, пруд переименовали в Лизин. Деревья, растущие вокруг пруда, были исписаны почитателями Карамзина. По этому же названию в XX веке получили свои названия Лизина площадь, Лизин тупик, железнодорожная станция Лизино. Упоминания этой местности можно встретить в произведениях Лермонтова и Герцена. Постепенно Лизин пруд засыпали, и окончательно он исчез в 1932 году. В наши дни на его месте стоит административное здание завода Динамо.

Даниловская слобода конца 19-го  начала 20-го столетия оставалась неблагоустроенной окраиной. В 1897 году земство устроило здесь уличное освещение, но спустя десять лет фонари убрали. Часть улиц была замощена, но качество булыжного покрытия было низким, и в дождливые дни эти улицы становились труднопроходимыми. Водопровода не было, и жители слободы пользовались колодцами. Поскольку поблизости располагалось кладбище, а нечистоты сливались в близлежащие овраги, но вода в колодцах не отличалась чистотой.

***[Слайд-модуль с блоком изобр. 1]

После того, как страна оправилась от последствий мировой и гражданской войн и интервенции, стали возводить Рабочие клубы. Среди московских зданий, построенных после Великой Октябрьской революции, известны несколько сооружений этого типа, построенных по проектам архитекторов Весниных, Голосовых, Мельникова и других.

Наряду с клубами стали возводить и Дворцы культуры, в которых было удобнее проводить разнообразную культурно-образовательную деятельность. Дворец культуры ЗИЛ  первый такой проект в столице. Идею строительства Дворца выдвинул профсоюз рабочих Пролетарского района Москвы, объединённых в комитет, который возглавил рабочий литейного цеха завода «Динамо» Журин, позднее руководивший строительством Дворца.

Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом. В ходе первой очереди строительства к 1933 году построили малый театральный, а второй очередью в 1937 году сдали в эксплуатацию клубный корпус.

Архитекторы здания братья Веснины описывали концепцию так:
"Основной принцип, которым мы руководимся в наших исканиях новой, социалистической архитектуры, - это полное соответствие архитектуры назначению здания. Именно такое решение мы попытались дать в крупнейшей из наших работ последнего времени - во Дворце культуры Пролетарского района. Социалистический Дворец культуры должен прежде всего вызывать ощущение свободы и радости. Это ощущение мы пытались создать путем соответствующей организации пространства, путём применения принципа перетекающего пространства, раскрывающего и облегчающего интерьер. такое решение внутреннего пространства обусловило в известной степени и наружную архитектуру Дворца..."

Во время Отечественной войны в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того, были изменены некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр.

На протяжении своей истории Дворец ремонтировался несколько раз: в 40-х, 50-х и в 70-х годах. Был реконструирован театральный зал: концентрические круглые софиты заменены на тяжелую люстру, по верху стен у карниза устроен декоративный бордюр, на ограждении балкона появились светильники. Подобным образом были "украшены" интерьеры фойе, вестибюля и другие помещения. Последняя реконструкция проводилась в 70-х годах, при этом были в основном убраны прежние наслоения.

Перед авторами реконструкции не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 год.

В 2008 году Дворец культуры ЗИЛ был передан городу и стал флагманским проектом Департамента культуры города Москвы по модернизации клубных учреждений. Вскоре после передачи были отреконструированы фойе главного зала и буфет. Здание получило новое имя, теперь он называет Культурный центр ЗИЛ, и с осени 2012 года деятельность Центра сосредоточена на таких направлениях как музыка, танец, театр, арт, наука, раннее развитие и интеллектуальный досуг.

В Культурный центр пришли новые профессиональные творческие инициативы со свежими идеями и востребованными современными предложениями для юных горожан и их родителей. В холлах и рекреациях установлены удобные стулья, столы и кофейные автоматы, доступны настольные игры, на всей территории Культурного центра ЗИЛ работает бесплатный Wi-Fi.

Сегодня, Культурный центр ЗИЛ — это более 5 000 квадратных метров для занятий разными видами танца, лекции и дискуссии для любой аудитории, театральные и концертные программы коллективов Москвы, современная библиотека со свободным доступом.

zilcc.ru

Дворец культуры ЗИЛа - Википедия

Дворец культуры ЗИЛ (Дворец культуры завода имени Лихачёва, Дворец культуры Автомобильного московского общества «Завод имени А. И. Лихачева» (ДК АМО ЗИЛ)) — важнейший памятник архитектуры конструктивизма в Москве, спроектированный братьями Весниными, объект культурного наследия регионального значения.

История[ | ]

Дворец культуры ЗИЛа был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками.

Библиотечное крыло. Дворец культуры ЗИЛа. Фрагмент фойе после второй реконструкции. Дворец культуры ЗИЛа. Зимний сад после второй реконструкции.

На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были уничтожены в период рабочих субботников. На месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа.

Здание создавалось как многофункциональный комплекс общей площадью 23 тыс.м2, включающий большой зрительный зал, малую сцену, лекторий, кинозал, обширные холлы, многочисленные студийные комнаты, библиотеку, зимний сад и обсерваторию на крыше.

Строительство[ | ]

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе знаменитых архитекторов-конструктивистов братьев Л. А. и А. А. Весниных в 1930—1937 годах.

Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от неё, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещён конференц-зал, а ещё выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания[1]. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов[1]. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Реконструкции здания[ | ]

Во время Отечественной войны в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения. Неудачны оказались и плоские кровли: из-за низкого качества использованного материала здание оказалось подвержено протечкам.

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, используя, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На их архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять природный камень и алюминий. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 годы[2].

Современная история[ | ]

В 2008 году Дворец Культуры ЗИЛ был передан городу и стал флагманским проектом Департамента культуры города Москвы по модернизации клубных учреждений.[источник не указан 853 дня] Вскоре после передачи были отреконструированы фойе главного зала и буфет[1]. С осени 2012 года деятельность Центра сосредоточена на пяти основных направлениях: творческое развитие, исполнительские искусства, лекторий, общественный центр (библиотека) и танцевальные программы.

Культурный центр ЗИЛ не сохранил студии и кружки прошлых лет, зато в Культурный центр пришли новые профессиональные творческие инициативы со свежими идеями и востребованными современными предложениями для юных горожан и их родителей. В холлах и рекреациях установлены удобные стулья, столы и кофейные автоматы, доступны настольные игры, на всей территории Культурного центра ЗИЛ работает бесплатный wi-fi. Более того, Культурный центр ЗИЛ — это более 5 000 квадратных метров для занятий разными видами танца, лекции и дискуссии для любой аудитории, театральные и концертные программы коллективов Москвы, современная библиотека с открытым хранением книг.

Проезд[ | ]

Культурный центр находится в 10 минутах ходьбы от станции метро Автозаводская, на улице Восточная, рядом с Симоновым монастырем.

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Дворец культуры ЗИЛа - это... Что такое Дворец культуры ЗИЛа?

Координаты: 55°42′50.9″ с. ш. 37°39′31.2″ в. д. / 55.714139° с. ш. 37.658667° в. д. (G) (O)55.714139, 37.658667

Культурный Центр ЗИЛ (Дворец культуры Завода имени Лихачёва, Дворец культуры Автомобильного Московского общества Завод имени А. И. Лихачева (ДК АМО ЗИЛ)) — крупнейший и заключительный памятник архитектуры советского конструктивизма работы братьев Весниных. Расположен в Москве на Восточной улице, 4.

История

Дворец культуры ЗИЛа был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками.

Дворец культуры ЗИЛа. Фрагмент фойе после второй реконструкции. Дворец культуры ЗИЛа. Зимний сад после второй реконструкции.

На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские, и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были снесены на рабочих субботниках. Так, чтобы посодействовать забвению истории России, на месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа.

Строительство

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе знаменитых архитекторов-конструктивистов братьев Л. А. и А. А. Весниных в 1930—1937 годах.

Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом 2-ярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Во время Отечественной войны в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения.

Вторая реконструкция

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный поток из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять естественный камень и алюминий. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 гг.

Ссылки

dvc.academic.ru


Смотрите также