Экскурсия на завод ЗИЛ (43 фото). Экскурсия зил


Экскурсия на завод ЗИЛ - Это интересно - Шняги.Нет

Продолжаем знакомиться (вернее прощаться) с некогда самой большой промзоной Москвы — автомобильным заводом им. Лихачева. На сегодняшний день на территории сохранилось около десятка построек, из них всего пару цехов. Оставшиеся здания и цеха, скорее всего, останутся нетронутыми, они будут отреставрированы и отданы под аренду офисов или арт — пространства.

Скоро завод ЗИЛ совсем станет историей, и на его месте появится элитный район, где будут жить 30 000 человек.

Ну что, готовы вернуться на несколько десятилетий назад?

1Сегодня мы побываем в лабораторном корпусе и заглянем в инженерный. Поскольку потребности в сносе этих зданий нет, внутри до сих пор сохраняется советский антураж рабочих мест. В шкафах лежат аккуратно уложенные килограммы документации, на стенах висят советские плакаты и календари десятилетней давности, на столах стоят рабочие старенькие телефоны, на вешалках в гардеробах, словно только вчера поглаженная, гражданская одежа и форма. Практически везде работает освещение, а в мастерских до сих пор функционирует старое оборудование. Можно подумать, что на свои рабочие места до сих пор приходят рабочие и инженеры.2Заходим на произвольный этаж.

Загрузка...

3В шкафах папки с чертежной документацией цехов.4И многочисленные свертки с планами цехов.5Бюро кадров, кэп. Что такое «КЭП»?6Может, капитан очевидность?7Типично советские казённые коридоры.8Порадовали плакатики.9 Некоторые из СНиПов и гостов, без небольших изменений, можно считать до сих пор актуальными.10А к подарку на 8 марта инженеры мужчины подошли очень серьзно, с проявлением максимального творчества и невероятной аккуратности.1112Калориферная установка Инженерного корпуса.13В этой и соседних лабораториях испытывали двигатели, проверяя выборочно готовые из производственной партии, а также сравнивали показатели с зарубежными изготовителями.14На этой зарубежной установке раньше «разгоняли» движки. Таких больших спидометров я еще не видел.15Пункт управления лабораторией. На стенде традиционно изображение Ленина.16А этот прибор напомнивший мне радар, что стоит у диспетчера полетов, оказался анализатором выхлопных газов.17В соседнем зале работало освещение. Все лаборатории примерно похожи по архитектурному решению и оснащению — два зала и пункт управления между ними. Всего таких лабораторий в здании около десятка.18В соседней лаборатории оказалось гораздо чище. Сверху свисает пульт управления кран-балкой.19В уголке пылится двигатель «Д55Д» для грузовика «Зил — 130».20В лаборатории сравнивали показатели с заморским аналогом.21Иностранный прибор, на фоне советских, по своему оформлению больше похож на игровой автомат.22Рабочее место лаборанта.23Окна в комнате выполнены из двух слоев пластика. Связано это с крюком крана в зале, который при перемещении сильно раскачивается в стороны.24 В комнате управления стоят старенькие компы. Раньше такое оборудование стоило очень больших денег.25Все оборудование иностранное. Шкафы — бывшие сервера. Теперь объем данных нескольких таких шкафов умещаются на CD-диске.2627Дальше — интересней. В следующей лаборатории оснащение еще круче. И состоит она из 3 залов и 2 пунктов управления.28Чем не музей?29Следующий зал. Судя по смотровой яме, сюда завозили уже готовые автомобили.30Все лаборатории выходят в главный зал, где сейчас находится вперемешку стоянка автомобилей произведенных на заводе и работников заводоуправления, которое примыкает к лабораторному корпусу.31Представительский «ЗИЛ».32А рядом зарубежный аналог — «Rolls-Royce». Наверное, с него и сняли движок, что лежит сейчас в одной из лабораторий.33Перемещаемся в следующее место, расположенное практически на другом конце территории завода — подземный командный пункт или убежище на 3 000 человек.34Помещение архива. На полках рабочая документация по убежищу и оборудованию в нем.35На полу остались небольшие лужицы от недавнего потопа.36Учебная аудитория и «чувак».37Высотный склад — уникальное для своих лет сооружение. В нынешнем виде «Высотный склад» был построен в 80ых годах.38Что же внутри? А внутри «металлическая матрица»!39На весь зал разносились громкие звуки звенящего металла — в настоящее время цех разбирают таджики, можно сказать, по- болтику. Из цеха то и дело выносили по одному 5-ти метровому двутавру.40 Словно в фантастическом фильме.41Поднимемся на крышу. Набережная Москвы реки.42В 2015 году продолжился снос корпусов завода. В 2015 году большинство цехов завода демонтированы. Также в 2015 году был уничтожен музей истории ЗиЛа с мемориальным кабинетом Лихачёва. Согласно утверждённому проекту, на месте завода ЗИЛа появится элитный район, где будут жить 30 000 человек.

Впрочем, еще возможно, что завод ЗИЛ еще перенесут в другое место в пределах МКАД в специально создаваемый автокластер. Если есть возможность, обязательно сходите на ЗИЛ. В скором времени завод полностью уйдет в историю.

43

shnyagi.net

Экскурсия в Культурный Центр ЗИЛ - MoscoWalk.ru - Прогулки по Москве

В третье воскресенье января наступившего 2013 года, Культурный Центр ЗИЛ открыл свои двери для всех желающих. Культурный Центр ЗИЛ – первый и самый большой дворец культуры в Москве, с богатой историей и уникальными площадками, студиями и кружками.

На входе в Центр нас встречает дружелюбная охрана и "Русско-Балтийский" автомобиль 1911 г.в. модель С24/30 

Макет построен Детским Центром автомобильного дизайна

С осени 2012 года деятельность Центра сосредоточена на пяти основных направлениях: творческое развитие, исполнительские искусства, лекторий, общественный центр (библиотека) и танцевальные программы.

В декабре 2012 года Центр отметил 75-летний юбилей.

В зале, где расположен гардероб, поставили два теннисных стола

и так в 16:00 все собрались вокруг экскурсовода  Дениса Ромодина, который рассказал про сегодняшний план мероприятия

первым делом нам предстояло забраться на крышку Культурного Центра

По вентовой лестнице забираемся на крышу

Вот мы и на крыше ДК ЗИЛа

Перед нами стены и башня Симонова монастыря

Денис рассказывает собравшимся о монастыре: До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

Трапезная Симонова монастыря

вентовая лестница на самый самый верх крыши

тут мы видим астрономический купол

ещё с крыши ДК ЗИЛа видно стадион Торпедо

Стадион имени Эдуарда Стрельцова

главный вход в Культурный Центр ЗИЛ с крыши

сквер перед ДК ЗИЛ

на этом наша часть экскурсии на крыше закончилась и мы спускаемся вниз

вот по такой лестнице мы поднимаемся в астрономический купол

к большому сожалению, сейчас купол не функционирует (не развигаются створки)

карта созвездий, видно по месяцам какие созвездия и звезды будут видны

спускаемся всё по той же вентовой лестнице

бюст В.И. Ленина 

маленький кафетерий на втором этаже

с балкончика кафетерия можно видеть большие стеклянные проемы зимнего сада

на стене висят детские картины

Картина Ольги Ефимовой "Толкующему Отверзется"

Диана Нарожная - В Песчаных Степях Аравийской земли

наша экскурсия продолжается и Денис Ромодин рассказывает о том, как строился и перестраивался бывший дворец культуры, а также о том, что происходит сейчас в пространстве Культурного центра ЗИЛ и о планах его развития

раньше на этом месте были фонтаны, сейчас стоят подсвечники

на втором этаже Центра располагается Танцевальный зал. В настоящее время зал используется по своему главному предназначению, тут собрано много танцевальных классов и групп

лестничные проемы 

на третьем этаже расположен библиотечный зал, но в данный момент он на ремонте

Центр исполнительских искусств

дальше мы направляемся в лекторий, в нем также проходят различного рода лекции, например на тему: Автомобильный дизайн, Юридический ликбез, Здоровье и долголетие

в лектории необычно выполнено освещение, в виде лучей 

маленький кафетерий, оставшийся от бывших арендотателей (сейчас не функционирует)

Банкетный зал Маэстро

просторный зал перед театральной зоной

План эвакуации 

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе знаменитых архитекторов-конструктивистов братьев Л. А. и А. А. Весниных в 1930—1937 годах.

Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. В настоящее время зал вмещает 800 зрителей

закулисье

плакаты по технике безопасности

агрегат, с помощью которого на сцене что-то опускается и поднимается

фоей театральной зоны с большими витражами

какое-то новый вид увлечения, на удочке запускают типа самолетик типа воздушный змей

Вот такая получилась экскурсия по Культурному Центру ЗИЛ. Спасибо за интересный рассказ Денису Ромодину!

Перед главным входов деревья украшены гирляндами

Добавить комментарий

moscowalk.ru

Экскурсия на завод... ЗиЛ!!! - Кайен клуб

www.knclub.ru

Porsche-монстр

   

Регистрация: 22.08.2007

Сообщений: 11,987

Адрес: Питер

Сказал(а) спасибо: 2,310

Поблагодарили 2,575 раз(а) в 1,634 сообщениях

Экскурсия на завод... ЗиЛ!!! "); ru.mediactive.insertScript(bid); }; ru.mediactive.insertScript = function(bid){ if(typeof document.getElementsByTagName('head')[0] != 'undefined'){ var scr = document.createElement("SCRIPT"); scr.setAttribute('type', 'text/javascript'); scr.setAttribute('src', ru.mediactive.blocks[bid]['src']); document.getElementsByTagName('head')[0].appendChild(scr); } else{ ru.mediactive.blocks[bid]['attempts']++; if(ru.mediactive.blocks[bid]['attempts'] что, нежданчик? да, жив курилка, не все пропито и просрано. и это - радует!

текст и фото © vesti.ru 2012

Как и для кого собирают лимузины ЗиЛ? Эксклюзивный репортаж

Завод имени Лихачева когда-то был одним из самых интригующих предприятий страны. Именно там на протяжении многих десятилетий выпускали автомобили для высших чинов государства. В чем секрет лимузинов ЗиЛ и что ждет их в будущем? Вести.Ru посетили премиальный цех завода.

Серийное производство лимузинов ЗиЛ прекратилось еще в 1999 году. Да и что значит серийное, массовыми эти машины не были никогда, каждая из них индивидуальна, так как собрана исключительно руками. В советское время за год специальный цех завода имени Лихачева выпускал около 25 автомобилей. С началом двухтысячных надобность в лимузинах ЗиЛ отпала, так как глава государства и его приближенные пересели на немецкие Mercedes. Мода на все западное быстро захлестнула страну, долго находившуюся в изоляции от европейских инноваций. И свои разработки тут же оказались неактуальными.

Но цех не стоял без работы. Людям нужно было получать зарплату и те, кто в свое время собирал лимузины для Горбачева и Брежнева, производили эвакуаторы, штабные автобусы и другую спецтехнику. С 2007 года производство лимузинов возобновилось, правда, не в том количестве, как ранее. Мастера ремонтируют модели, выпущенные ранее, восстанавливают совсем старые и поврежденные образцы. Последние пять лет ЗиЛ выпускает свои премиальные автомобили модели 41047 в количестве 5-7 штук в год исключительно для частных коллекционеров.

А коллекционировать есть что. Лимузины и кабриолеты ЗиЛ уникальны в своем роде. Кузов и шасси этих автомобилей собираются вручную. Техники в буквальном смысле слова вытачивают на деревянных панелях все кузовные части 3,5-тонного (!) автомобиля. Это вам не заводской робот, штампующий крылья и арки забугорных "мерседесов". Здесь на каждом сантиметре эксклюзив.Начинка автомобилей до сих пор впечатляет. Лимузины ЗиЛ оснащают 8-цилиндровым 7,7-литровым мотором мощностью 315 л.с. с крутящим моментом в 600 Нм. Расход топлива машины с таким силовым агрегатом достигает 30-40 литров на 100 км. Эти тяжеленные лимузины имеют цельный кузов и дублирующие системы зажигания и тормозов. Инженеры верят, что их автомобиль разгонится до 200 км/ч. Низкий центр тяжести не дает перевернуть лимузин ни при каких условиях. Машина стоит на своих четырех колесах надежнее любого спорткара. Строительство одного такого экземпляра обходится цеху в 100-150 тысяч долларов. Ценник для покупателей-коллекционеров больше, правда, туда входят и личные пожелания клиента, например, по поводу отделки. В среднем это 250 тысяч долларов за готовую модель. Стоимость, скажем прямо, откровенно завышена. Сотрудники ЗиЛа, к слову, не смогли объяснить, как формируется цена автомобиля, о ней руководство завода лично договаривается с клиентами.

"Прокатили"Когда смотришь на эту шестиметровую махину сложно представить, что все это дело рук человеческих. Зато сразу окунаешься в далекое прошлое, впрочем, то же чувство испытываешь и находясь в цеху завода. Кажется, что за 60 лет здесь ничего не поменялось, даже люди. Эти мастера, когда-то имевшие высокий оклад и престижную работу, сейчас стараются просто не дать кануть в лету делу всей своей жизни. Работа по восемь часов в три смены на заводе сейчас оплачивается в среднем в 25 тысяч рублей.До остановки заказов на лимузины из Кремля, в премиальном цеху ЗиЛа работало 800 человек. Сейчас эта цифра куда скромнее – 172 человека, но остались тут самые верные и стойкие, многие из которых проработали на сборке лимузинов для глав государства всю сознательную жизнь. Когда-то вход на территорию премиального цеха был закрыт даже для руководителей завода. Посмотреть на сборку секретных бронированных лимузинов с самой современной электроникой можно было, только получив специальный пропуск в КГБ.

Последний раз цех по производству оригинальных и специальных автомобилей сконструировал новую модель в 2010 году. Как рассказывает директор производства Михаил Саттаров, четыре автомобиля, включая кабриолет, были сделаны специально для Парада Победы. Однако правительством, а конкретно министерством обороны были выбраны другие машины, и ЗиЛовские новинки остались на заводе. Вместо них по Красной площади проехали поставленные на американские шасси Chevrolet Suburban 10-летние лимузины ЗиЛ-41041АМГ, собранные компанией "Атлант Дельта", принадлежащей Олегу Дерипаске. При этом на каждом из них стоял значок ЗиЛ, хотя к заводу они не имели почти никакого отношения. А ЗиЛ терпеливо ждал, когда контролирующие органы дадут добро на тесты и все-таки надеялся показать миру свои машины, но этого не произошло. Работники цеха, участвующие в проекте, вспоминают об этой истории с горечью и сожалением. Совершенно очевидно, что сборка лимузинов ЗиЛ для них не просто любимая работа, а самое важное дело в жизни.Новые машины получились непростые. "От нас никто не ожидал, не верили, что мы сможем так быстро построить новые автомобили, хорошие автомобили. Мы оснастили лимузины электроуправляемым впрыском топлива. Внешность подправили в дизайн-ателье Cardi. Складной верх для кабриолета был куплен у немцев. Словом, все было готово, но нам не дали даже протестировать машины на полигоне", - рассказывают инженеры завода.

После парада из трех новинок одна была продана в частную коллекцию в Украине, другие две все еще ждут своих владельцев. Стоимость этих экземпляров значительно выше обычной цены лимузина ЗиЛ, ведь данные машины - не серийные, первые и единственные в своем экземпляре, тем более стилизованы для Парада Победы, эти модели имеют ценник в 360 тысяч долларов.

Испорченный телефонА теперь самое интересное. Не секрет, что в последнее время в прессе стала часто появляться информация о новых разработках, которые ЗиЛ якобы готовит для российских чиновников. То эскизы дизайнера Саакяна, то другие непонятные рисунки нового лимузина. Самые смелые заявления говорили о том, что ЗиЛ вот-вот представит совершенно новый автомобиль для президента. "Официальные рисунки дизайнера Саакяна мы видели, они нам понравились. С этими эскизами можно было бы работать. Все остальные рисунки – это просто блеф со взятыми за основу 47-ми моделями лимузина ЗиЛ, к которым завод не имеет никакого отношения", - рассказал директор производства оригинальных и специальных автомобилей ЗиЛ Михаил Саттаров.

Правда, специалист намекнул, что кое-какие собственные разработки у цеха имеются, однако распространяться об этом рано. Если верить слухам, сперва новый автомобиль, который по некоторым данным уже почти готов, будет продемонстрирован таинственному высокопоставленному чиновнику, для которого он и был сделан, произойдет это примерно в конце февраля. и уже возможно потом информация и фотоснимки новинки появятся в прессе. Из того, что уже известно – лимузин строился пять лет и, скорее всего, он получит импортный современный двигатель и коробку передач. Новый опытный образец сделан на основе длинной машины, но имеет еще большие габариты, а также оснащен всеми последними техническими новшествами. Некоторые источники также сообщают, что первые экземпляры будут бронированными, вес каждой машины составит не меньше 5 тонн. Есть информация и о том, что в будущем могут появиться и аналогичные седаны с укороченной базой.В связи с этим, любопытно выглядит информация, которую распространяет Управление по делам президента. Пресс-секретарь ведомства Виктор Хреков на днях заявил, что управделами до сих пор не получило от ЗиЛа "никаких внятных предложений по автомобилю для первых лиц государства". Ранее глава ведомства Владимир Кожин сообщал, что Управление по делам президента детально занимается вопросом разработки отечественного автомобиля для президента с автозаводом ЗиЛ. Так или иначе, данная тема регулярно всплывает, но до конкретных деталей пока так и не дошло. Главное, что удалось выяснить у представителей завода, так это то, что предприятие готово создавать и производить машины для чиновников, и преданные своему делу мастера ждут только госотмашки.

Но своего дизайнерского бюро у ЗиЛа нет, молодые специалисты из-за невысоких зарплат на заводе не задерживаются. Хотя зиловцы, в случае необходимости, обещают поднять все ресурсы и уверяют, что им хватит сил на полноценную работу. "Мы готовы и хотим делать новые и современные машины под узнаваемым в мире уникальным брендом ЗиЛ. Мы ждем заказов от ФСО, от других чиновничьих структур. Ведь лимузины ЗиЛ - это не "Бентли", "Мазерати" или "Роллс-Ройс", таких машин единицы. 90% от всего, что есть в лимузине с шильдиком ЗиЛ - российского производства, и только 10% - какие-то мелкие иностранные детали. В будущем мы планируем возродить и 110-ю модель, которая обязательно придется по вкусу частным коллекционерам. Все главы передовых государств имеют свои собственные автомобили. Россия не должна быть исключением. И мы готовы выполнить такое поручение, если оно поступит", - резюмировал Саттаров. И действительно, британская королева Елизавета ездит на "Роллс-Ройсе", американский президент передвигается на Cadillac, даже китайское руководство сделало выбор в пользу отечественного автопрома. Российские правители больше пятидесяти лет пользовалось бронированными лимузинами автозавода имени Лихачева. Может быть, настало время вернуть традицию, а заодно помочь ЗиЛу. Ведь совершенно очевидно, что без современных технологий и финансовых вливаний история завода, а с ним и премиального цеха российских лимузинов обречена на провал.

комментарии к некоторым фотографиям (по порядку):

№9 - Этот лимузин должен был бороздить брусчатку Красной площади, но не сложилось. Теперь автомобиль ждет своего нового владельца прямо в заводском цеху.

№13 - Прогуливаясь по цеху завода, невольно окунаешься в прошлое - доброе, светлое, советское. Глядя на людей, которые работают на ЗиЛе становится понятно, что собрать лимузин для них больше, чем работа.

Последний раз редактировалось Serg124; 11.08.2012 в 00:10.

Комфортный город. Экскурсии на Зарядье, ЗИЛ и Лужники :: События

Организатор: Комитет по архитектуре и градостроительству г. МосквыМесто: Зарядье, ЗИЛ, Лужники

Открыта регистрация на экскурсии в рамках конференции «Комфортный город. Истории успеха масштабных проектов». Зарегистрировавшись, вы получите возможность посетить территории проектов-легенд, история и перспективы которых стали предметом профессиональных дискуссий.  

Путешествие по Сколково участники конференции «Комфортного города» совершат в конце первого дня (22 ноября), по «горячим следам» обсуждения.  Второй день конференции  целиком пройдет в формате Property Tours. В программе – три объекта: Зарядье, ЗИЛ и Лужники.

Расписание экскурсий на 22.11.2016

16.45-17.00. Сбор гостей. Вход в Гиперкуб Сколково

17.00 - 18.00. Экскурсия по Сколково

Трансфер до станции метро Парк Победы  

Расписание экскурсий на 23.11.2016

10.30 - 11.00. Сбор гостей. Зарядье (Место сбора гостей перед Интерактивным информационным павильоном парка «Зарядье», см. схему расположения ниже)

11.00 – 12.00. Экскурсия по Зарядью

12.00. – 12.30. Трансфер на АМО ЗИЛ

12.30. – 13.30.  Экскурсия по территории ЗИЛа

13.30 – 14.00. Трансфер на Лужники

14.00 – 15.00. Экскурсия по Лужникам

 

Описание образовательных экскурсий и программу конференции «Комфортный город. Истории успеха масштабных проектов» смотрите здесь.

Участие в экскурсиях - свободное, при условии обязательной регистрации. Внимание! Количество мест ограничено!

 

Контакты:

Для регистрации участников экскурсий:

Екатерина Гончарова

[email protected]

+7 915 018 93 14

Для регистрации СМИ:

Мария Ульянова

пресс-секретарь Москомархитектуры

[email protected]

+7 499 766 21 25

 

Описание образовательных экскурсий

СКОЛКОВО

Образовательная экскурсия по инновационному центру «Сколково» наглядно продемонстрирует гостям «Комфортного города», благодаря чему пространство «Сколково» попало в шорт-лист лучших российских архитектурных проектов последнего десятилетия по версии британского издания TheCalvert Journal. 

Участники экскурсии оценят масштаб замысла архитекторов – построить «с нуля» настоящий город для инноваторов. В его центральной части - технопарк, международный университет и жилые апартаменты для участников проекта. Для каждого квартала продумана комфортная среда для жизни и работы. Как подобная организация пространства способна генерировать прорывные идеи в бизнесе и политике – в рассказе эксперта. 

ПАРК «ЗАРЯДЬЕ» 

Бизнес-путешествие в Зарядье откроет участникам подробности того, как планировалось и проходит строительство и обустройство нового паркового пространства. Эксперты поделятся опытом реализации и коррекции одного из самых масштабных и «народных» проектов современной Москвы, реализуемых под контролем профессиональных и общественных наблюдателей. 

Планируется посетить экспозицию проекта всесезонного парка в инфопавильоне. Также экскурсионная группа поднимется на смотровую площадку и полюбуется величественной панорамой Москвы.

«ЗИЛАРТ»

Участники экскурсии увидят и оценят бизнес-решения по интеграции производственных, заводских и фабричных пространств советской эпохи в современный городской контекст, ознакомятся с методиками работы по сохранению советской промышленной архитектуры и использования ее в современной градостроительной концепции.

В ходе путешествия по АМО ЗИЛ гости «Комфортного города» смогут воочию оценить результат масштабного редевелопмента территории -  превращения промзоны в перспективное городское пространство «ЗИЛАРТ». 

ЛУЖНИКИ

Путешествие экскурсантов «Комфортного города» по спортивной легенде начнется с визита на Большую Спортивную Арену. Здесь с точки зрения архитектора, проектировщика и просто болельщика можно  ощутить, как будет происходить Чемпионат Мира по футболу-2018, узнать у экспертов, что было сделано для подготовки площадки. 

Экскурсоводы расскажут множество интересных фактов о проекте: как болотистая местность превратилась за два года в лучший стадион страны. Участники путешествия пройдут путь футбольной команды перед матчем, поднимутся под самую крышу, чтобы взглянуть на поле из комментаторской кабинки, смогут выйти на знаменитый газон Лужников. Также специалисты расскажут о правилах проведения матчей, подготовительных работах перед рок-концертами и интересных фактах из 56-летней истории стадиона.

Место сбора гостей перед Интерактивным информационным павильоном парка «Зарядье»

archsovet.msk.ru


Смотрите также