ГАЗон-десять-тонн. Новый отечественный грузовик. Газон зил


ГАЗон-десять-тонн. Новый отечественный грузовик | Самые свежие новости

ГАЗу подфартило: помер ЗиЛ. Сорокин, президент ГАЗа, так и сказал: дескать, спасибо ЗиЛу за расчищенную и освобождённую поляну, мы тронуты, мы не подведём. Теперь, значит, семейство ГАЗон станет настоящим среднетоннажником.

Раньше ГАЗон возил 5 тонн, теперь может и 6, и даже немного больше (хотя формально — 5,9 тонн). Полная масса с 8,7 тонн увеличилась до 10. ЗиЛ 4331, как мы помним, мог перевозить от 6 до 8 тонн, в зависимости от модификации. И в стратегии ГАЗа, как несложно догадаться, имеется ещё одна версия ГАЗона, грузоподъёмностью 8 тонн и 12 тоннами полной массы. Такая машина появится через год-полтора. И номенклатура ЗиЛа будет полностью перекрыта.ГАЗон-десять-тонн. Новый первоклассный отечественный грузовик суть гибрид ГАЗона как такового и автобуса ПАЗ Вектор. От последнего тут использованы подвески, рессорные, с пневмоэлементами сзади.

Мощность мотора ЯМЗ 534 довели до 170 л.с., базу — до 5150 мм (+635 мм), а ширину бортовой платформы — до 2550 мм. Этот ГАЗон может перевозить 12 европалет. Но управлять машиной с такой длинной базой будет труднее, чем обычным ГАЗоном, факт. Впрочем, обещают сделать и укороченное шасси десятитонника, на стандартной базе, для всяких коммунальных надстроек.

ГАЗон 10.0 стал первой машиной, в которую установили новую шестиступенчатую механическую коробку с джойстиком.

Увы, пока в производство машина пойдёт со старой коробкой и «кочергой», а «шестиступку» на 600 Н.м. Нижегородские моторы смогут производить в нужных количествах только с 2019 года. Примерно тогда же должен появиться и оригинальный ГАЗовский «автомат» с входным моментом 800 Н.м. А на 12-тонник старую коробку уже ставить не будут, туда только новый пойдут. И мотор будет 210-сильным.

Да, не забудем про ретардер, ведь для среднетоннажника это нехарактерная опция.Вообще, ГАЗоновское шасси будет эволюционировать как минимум до 2020 года. Запланированы 16-тонный седельный тягач и автобус Вектор длиной 8,8 метров (против 7,5 сейчас).

И раз уж мы заговорили о перспективах…Линейка Газель Next будет прирастать модификациями с новым задним мостом, рассчитанным на полную массу в 4,6 тонны.

ГАЗели получат автомат Punch Powerglide 6L50…

…и дизельные двигатели Volkswagen!

А вот как планируют развивать Урал:

www.kramola.info

технические характеристики, фото и отзывы

Автомобиль ГАЗ-33073 по праву можно назвать легендарным. Ведь его производство не прекращалось порядка двадцати лет. Машина пришла на смену морально устаревшему 53-му ГАЗону. Машина получила новый дизайн, салон. Также улучшились у автомобиля ГАЗ-33073 технические характеристики. Что это за автомобиль и в чем его особенности? Обзор грузовика-ГАЗ 33073, фото и технические данные – далее в нашей статье.

Характеристика

Автомобиль ГАЗ модели 33073 начал серийно производится еще в СССР. Первые экземпляры были выпущены в 89 году. На то время это был мощный передовой грузовик с внушительным дизайном и улучшенной кабиной. Спустя несколько лет Горьковский автозавод стал производить на его базе различные модификации. Так, появилась дизельная версия 3309, а также полноприводной грузовик «Садко» с возможностью дистанционной подкачки шин из салона. Серийно машина производилась вплоть до появления ГАЗона «Некст». Постепенно спрос на 33073-ГАЗ падал. Рынок требовал более нового грузовика с современными техническими характеристиками.

Дизайн

За основу был взять старый, 53-й ГАЗон. Именно на его раме был построен новый 33073-ГАЗ. Однако кабина была полностью изменена. Так, грузовик получил новые угловатые формы, другую решетку радиатора, капот и крылья. Колеса остались прежними. Бампер – по-прежнему из металла. Кузовы были разными. Выпускались как бортовые платформы, так и кузовы типа «фургон». Существовали и самосвалы. Также на базе автомобиля 33073-ГАЗ выпускались «вахтовки» и коммунальная техника (ассенизаторы, снегоуборщики, «поливалки» и прочие). Что касается размеров, габариты у машины были одинаковыми. Так, длина составляет 6,55 метра, ширина – 2,38 м, высота – 2,35 м. Машина отличалась высоким дорожным просветом, который был равен 30 сантиметрам. Это позволяло автомобилю спокойно передвигаться по пересеченной местности. Машина отличалась отменной проходимостью, притом что база была на моноприводе. Грузоподъемность автомобиля 33073-ГАЗ, как и у пятьдесят третьего, была 4 тонны. Полная масса грузовика – 7,85 тонны.

Салон

От старого ГАЗона здесь не осталось ничего. Кабина была создана практически с нуля. Так, здесь можно увидеть 2-спицевый руль, который устанавливался на «Газели», панель приборов, похожую на ту, что у ЗИЛ-5301 и длинную кулису коробки передач. Последняя «перекочевала» и на ГАЗон «Некст».

Отличительная черта модели 33073 – наличие двух сидений. Раньше на ГАЗоне был сплошной трехместный «диван». В салоне появилось больше пластика. У предшественника вся панель была сделана из металла. Но по шумоизоляции никаких доработок не производилось. По-прежнему слышен рев мотора из «подкапотки».

Что было доработано?

Производителем была улучшена система отопления и вентиляции. Также в конструкции рулевого управления появился гидроусилитель. Ранее водителям приходилось крутить 20-дюймовые колеса без него. Кстати, диски были со стопорными кольцами. Позже их заменили на колеса европейского образца. Еще один плюс – наличие свободного места. Кабина стала немного шире. Ну и конечно же, изменился двигатель. О нем мы поговорим ниже.

Тех. характеристики ГАЗ-33073

Под капотом у грузовика размещается 8-цилиндровый карбюраторный силовой агрегат от Заволжского моторного завода. Двигатель получил маркировку 5231.10 (ранее на ГАЗон ставили 511-й мотор). Агрегат имеет алюминиевый блок и головку, клапанный механизм типа OHV и жидкостную систему охлаждения. Мотор по-прежнему дефорсированный – имел степень сжатия в 7,6 кгс и работал на 76-м бензине. Максимальная мощность – 124 лошадиные силы. Рабочий объем – 4,67 литра. Пиковый крутящий момент – почти 300 Нм. Расход топлива – 20 литров на 100 километров. Однако на практике показатель доходил до 25, что в сегодняшних реалиях недопустимо для 4-тонника. Это одна из основных причин, по которым перестают эксплуатировать ГАЗ-33073. Масса грузовика большая, а объем грузового отсека – малый. Чтобы хоть как-то адаптировать машину к требованиям современного рынка автоперевозок, на «Чайка-Сервисе» удлиняют раму до 5 и 6 метров. Так, грузовик становится более рентабельным. Также автомобиль оснащается газобаллонным оборудованием. Сюда устанавливают как метановые, так и пропан-бутановые баллоны. Немало техники ушло на экспорт в Беларусь, где она используется и по сей день.

Дизельные модификации

Также на ГАЗон ставился белорусский двигатель ММЗ Д-245 (его можно встретить и на грузовике ЗИЛ «Бычок»). Это рядный четырехцилиндровый агрегат с системой турбонаддува и непосредственным впрыском топлива. Двигатель развивает мощность в 125 лошадиных сил. Рабочий объем – 4,25 литра. Степень сжатия на порядок выше, чем у карбюраторного мотора, – 17 кгс. Также силовой агрегат отличался более высоким крутящим моментом (417 Нм). Он был доступен уже с «низов». Расход топлива, по сравнению с предыдущим, на 4 литра меньше. Агрегат отвечал нормам экологического стандарта «Евро-3». Кстати, этот же мотор устанавливался на многие тракторы и комбайны.

Трансмиссия

Обе версии ГАЗонов укомплектовывались механической коробкой передач на 5 ступеней. Она была заимствована у 53-й модели ГАЗона. По-прежнему в ней отсутствовали синхронизаторы, что вынуждало водителей переключать скорости с перегазовкой.

Подвеска

На грузовике использована классическая схема подвески – рессорная, на полуэллиптических рессорах. Спереди установлены телескопические амортизаторы. Сзади помимо основных листов установлены дополнительные рессоры. Крепление последних производилось на специальных чашках. На верхней и нижней части кронштейнов рессор установлены резиновые подушки, которые воспринимали и смягчали ударные нагрузки и не давали листам двигаться вперед.

ГАЗон сегодня

Пик популярности модели 33073 пришелся на 90-е и начало 2000-х годов. С выходом в серию малотоннажного автомобиля «Газель» спрос на ГАЗоны стал падать. Ведь основное назначение этого грузовика – городские перевозки. «Газель» стала для него конкурентом. При меньшем расходе топлива и затратах на техническое обслуживание она легко проходила в любые дворы и другие закоулки. ГАЗон при своей длинной базе слишком неповоротливый и прожорливый. Поэтому массовое производство модели было прекращено в 2009 году. Сейчас же модель изготовляется в мелких сериях, да и то для государственных структур. Возрождением модели стал ГАЗон «Некст». Это принципиально новый грузовик, который с завода оснащается 7-метровым кузовом и современным каркасом. Основное его назначение – межрегиональные перевозки, с чем машина отлично справляется.

Заключение

Итак, мы выяснили, какие имеет автомобиль ГАЗ-33073 технические характеристики, дизайн и салон. Использовать данный грузовик в коммерческих целях сейчас нерентабельно, уж слишком устарела конструкция. Хотя в свое время машина активно использовалась на сельскохозяйственных работах и для городских перевозок.

fb.ru

Газон ЗИЛа - Популярные статьи

Как вырастить футбольное поле?

Правильно подготовить газон к старту чемпионата России – дело не простое. На большинстве стадионов трава вырастает в середине апреля, а турнир начинается в десятых числах марта. Как быть? Что делать? И когда включать подогрев? Об особенностях жизни и деятельности футбольного поля корреспонденту «М-СПОРТА» рассказал знаток этого дела, бывший директор стадиона «Торпедо» Анатолий Косов.

Подогрев

Анатолий Васильевич сразу взял инициативу в свои руки. И это понятно. Не про игроков и тренеров, а про стадион, про поле корреспондент спрашивает… Ух ты! Давно бы так.

– Знаете ли вы, что футбольное поле стадиона «Торпедо» является одним из старейших в Москве? Основные работы по его обустройству были выполнены к 1959 году.

Главная его особенность: после монтажа системы электрического подогрева оно не подвергалось перепахиванию, то есть травяное покрытие не обновлялось. На многих стадионах при помощи специальной техники весь верхний слой периодически срезают, укладывают плодородный грунт и вновь засевают семенами. На нашем стадионе такие работы не проводились уже более 30 лет. Несмотря на это, поле остается одним из лучших в Москве, не зря именно нанем проводит тренировки сборная России по футболу.

– Как на «Торпедо» появился подогрев?

– История такая. В преддверии проведения Олимпиады 1980 года было принято решение Совета министров СССР о подготовке спортивных сооружений к предстоящим соревнованиям. И наш ЗИЛ в лице генерального директора Павла Бородина решил выполнить уникальный по тем временам проект. Обратились к финским компаниям с целью устройства на поле стадиона «Торпедо» первого в СССР искусственного электроподогрева.

Были заключены договора, финская сторона обязывалась предоставить технику и своих специалистов для выполнения всех необходимых работ. Подрядили специалистов из нашего инженерного корпуса для контроля над прокладкой. Все работы выполнялись машинами. Общая длина заложенных в газон медных кабелей составляет 43 километра. Глубина заложения 20 сантиметров, что позволяло без лишних хлопот проводить работы, связанные с подготовкой газона к предстоящим играм.

– 43 километра… Ого!

– Да, это не просто…Все работы по устройству подогрева на нашем стадионе заняли не более полутора месяцев. Технология простая: трактор, оборудованный специальной насадкой-фрезой, прорезал газон на глубину 20 сантиметров. Следом за ним в ту же колею укладывался медный кабель. Идущий следом работник засыпал и утрамбовывал песком и семенами травы прорези в газоне. Расстояние между кабелями составляет 15 сантиметров. Вся система была закольцована, и окончательные датчики расположены в специальном пункте. Там постоянно присутствует электрик, следящий за работой системы и записывающий показания приборов в журнал.

Итак, завершили в срок, никаких замечаний. Начались испытания. И тут обнаружили, что кабели, собранные в единый пучок, во время работы плавят защитную оболочку. Что делать?

Собрались все вместе: представители завода, стадиона, финны. В результате появилось решение: разъединить пучок. Для этого вдоль Восточной трибуны прорыли специальную траншею, в которой кабели уложены не вместе, а параллельно, на расстоянии 10–15 сантиметров друг от друга. Изолировали песком. В несколько слоев. Ловко?! Финны, естественно, такую систему одобрили и выдали дополнительную гарантию на кабели сроком на 3 года – и это при том, что на весь комплекс работ по устройству системы подогрева гарантия и так составляла три сезона.

– Сбои системы случались?

– В 1995 году связались с финнами, они были в шоке: «Вы что, более 15 лет используете данный подогрев? Как такое может быть? У нас специалистов по аналогичным системам не осталось, и такие технологии больше не используются!» Вот так, с 1980 по 2011 год – никаких замечаний по системе подогрева нет! Это для меня лучшая оценка выполненной работы!

Система электроподогрева позволила перенести начало проведения регулярных матчей с мая на март. На таких крупных стадионах, как Лужники, «Олимпийский» в Киеве, в Днепропетровске, подогрев окупался за 6–8 месяцев!

В то время на нашем стадионе полюбили проводить свои домашние матчи московские спартаковцы. Аренда в советские годы была копеечная. Приезжает за несколько недель их представитель, обговариваем требования по газону и начинаем подготовку.

Поле

– Анатолий Васильевич, все же не одним подогревом поле живо, верно?

– Конечно… Работать надо. Причем с любовью. Поле у нас тоже особенное. За счет близкого расположения трибун оно кажется нестандартным. Официальные размеры 72х108 метров, а рабочее, то есть в пределах игровой разметки, 69х104 метра, что полностью соответствует всем требованиям. Приезжает инспекция, промеряет. Замечаний нет, иначе бы поле не приняли.

Травяное покрытие – это верхушка всего «пирога». В самом низу, на глубине 0,8 метра, расположен слой гравия толщиной в 10–15 сантиметров, затем уложена центральная дренажная система сечением «елочка» – безоговорочно лучшая в своем классе – для отвода лишней дождевой воды, а следом культурный слой – плодородная почва.

Случай был: в конце 1980-х, кажется, на День города выпустили слонов на главное поле «Лужников». А каждый слон под 5 тонн весит! Ну, они всю дренажную систему и продавили своим весом. Думать надо! Приезжаю по делам, а у них все раскопано, в котловане рабочие дренаж по новой перекладывают! А это ведь какие объемы!

Газон – естественный, для него закупалась элитная канадская трава. Сколько ее не стрижешь, она быстро восстанавливается, цвет не меняет. Естественно, что следить и ухаживать за ней нужно регулярно. Если где-то выбили кусок газона, так называемый «язык», либо если сама трава начинает желтеть, оперативно подсеяли, засыпали песком, полили – и через пару стрижек она как новая.

Для замены сильно поврежденных участков, например, во вратарской площадке, мы использовали расположенный за воротами газон. Вырезал заплатку, пересадил, она в момент приживается, так как основа, материнский грунт, одинаковая, что в центре поля, что на бровке.

Однажды после проигранного матча директор ЗИЛа замечание высказал: «Чего это у вас все поле в восьмерках?» А накануне праздник проводили, конюх площадки перепутал и выпустил лошадей на главное поле. Они носились по кругу, но газон выдержал, через месяц трава восстановилась. А ведь это лошади, у них вес под 200 килограммов!

– Хорошо хоть не слоны, как в Лужниках…

– Это точно! Для ухода за газоном у нас был парк специальной техники, тоже закупленной в Финляндии: тракторы, подвесная косилка, прицеп с механическим разбрасывателем семян, техника для подкормки травы удобрениями.

Некоторые приспособления мастерили сами. Например, специальный механизм для прокалывания газона: на дисках наварили 8 специальных ножей. Такой дырокол позволял проделывать отверстия с нужным шагом, глубиной до 6-8 сантиметров. Это значительно увеличивало водную и воздушную аэрацию – доступ кислорода к корневой системе, а, следовательно, укрепляло структуру поля.

Но многие работы приходилось выполнять исключительно вручную. Перед каждой игрой или тренировкой обязательно осматривали газон – нет ли среди травы камней или других посторонних предметов. Падение даже на небольшой камушек может нанести спортсмену серьезную травму.

В конце 1980-х, когда вольностей стало больше, с трибун стали кидать на поле всякую мелочь, а один болельщик даже додумался запустить бутылку. Чудом не разбилась – иначе пришлось бы останавливать матч, собирать осколки.

– Много людей следило за полем?

– В штат сотрудников, занимавшихся подготовкой к матчам чемпионата СССР, входило 10–12 человек. Обязательно был агроном, мастера по уходу за полем, водители тракторов и других специальных машин, просто рабочие. Люди, в основном, проверенные, с завода, каждый знал по 2–3 специальности, мастера на все руки. А самое главное, каждый из них работал добросовестно: не нужно было бояться за результат. Они не подводили.

– Расскажите о подготовке к сезону. С чего начинали? Вот зима, морозы…

– В начале года, в первые дни февраля, когда еще лежат сугробы, трактор счищает верхний слой снега, оставляя 5–6 сантиметров наледи, чтобы не повредить старую траву. С этого момента доступ на поле закрыт.

За месяц до первых матчей включается подогрев, растапливаются остатки снега и льда. Постепенно увеличивали мощность. Молодая травка начинает пробиваться при температуре +5… +8. До начала регулярных игр необходимо 2–3 раза подстричь газон. К первой игре высота травы должна быть 2,5–3 сантиметра, это по нормам. При этом команда уже несколько раз проводила на этом поле тренировки, только не в бутсах, а в кедах – берегли газон.

Бывало, Валентин Козьмич Иванов давал указания к конкретному матчу о высоте травы: пожестче или помягче. Но это уже его «кухня» была…

С наступлением тепла, во второй половине апреля, подогрев отключали. Занимались поддержанием газона в оптимальной форме. Строго следили, чтобы не было сорняков, в основном одуванчиков. Они распространяются моментально. Чаще поливали газон, подстригали.

Я застал времена, когда траву на поле стригли вручную, специальными косилками. На это уходило часа по четыре! Позже, года с 1983-го начали использовать трактор с насадкой, имевшей три ножа, – в полтора часа стали укладываться. Всю скошенную траву собирали, складывали в отведенные емкости, и на следующий год это готовое удобрение – гумус.

– Полив тоже, наверное, имеет специфику?

– Поливка производилась двумя способами. По беговым дорожкам идет поливальная машина и под напором разбрызгивает воду на шесть метров. Все остальное поле поливали специальной установкой, оборудованной разбрызгивателями, с подсоединенным к ней шлангом. Под напором, через форсунки, вода поступала к траве, как дождик. Такую установку передвигал рабочий – в зависимости от необходимого времени полива. В зависимости от того, дождливое лето или нет, – главное, чтобы не было переувлажнения.

При этом учитывали графики тренировок команд и игр чемпионата. Если в день матча шел сильный дождь, выводили спецмашину, и она собирала с газона лишнюю воду, так как на мокрой траве намного легче получить травму или растяжение – сцепление бутсы с газоном минимальное.

Бывали случаи, приходилось устраивать субботники. Студенты ближайших техникумов перед игрой и в перерывах матчей лопатами убирали с поля лишнюю воду или снег. Подогрев в таких случаях на всякий случай выключали. А студенты получали приглашения на ближайшие домашние матчи «Торпедо».

– А поздней осенью как работали?

– В середине октября уже случаются заморозки. Исходя из ежегодного календаря температур, с учетом прогнозов метеорологов, рассчитывали время запуска подогрева. Для начала на минимальную мощность. Следили, чтобы не было излишней влажности, ведь при морозе появляется опасность вымерзания корневой системы. После окончания сезона устраняли все дефекты, на поле уже никто не выходил, ворота убирали и подогрев отключали.

Трава начинает засыпать при +4, становится вялой. Главное сохранить корневую систему. За все 10 лет, какими бы морозными ни были зимы, трава у нас не вымерзала.

В последние лет 10–15 стали часто говорить о неготовности полей к старту чемпионата. Такие слова можно услышать от футболистов, тренеров, футбольных специалистов и рядовых болельщиков.

Легче всего свалить все проблемы на наш северный климат. Конечно, у нас не Англия и не Франция. Но работать нужно! Мы в свое время регулярно вели на ватмане наблюдения за температурой воздуха и количеством выпавших осадков. Старались выработать оптимальный для травы режим работы подогрева.

Траву не обманешь! Она вырастет только при одном условии – если вы будете о ней заботиться постоянно!

Анатолий Васильевич КОСОВ

Родился в Москве. На Заводе имени Лихачева с ноября 1953 года. Окончил Московский автомеханический институт по специальности «инженер по обработке металла давлением». С июня 1981 по сентябрь 1990 года – директор стадиона «Торпедо». Мастер спорта, чемпион Москвы по классической борьбе в индивидуальном и командном первенстве. Женат, двое детей, трое внуков.

bmsi.ru

Газон ЗИЛа

Газон ЗИЛа

Как вырастить футбольное поле?

Правильно подготовить газон к старту чемпионата России – дело не простое. На большинстве стадионов трава вырастает в середине апреля, а турнир начинается в десятых числах марта. Как быть? Что делать? И когда включать подогрев? Об особенностях жизни и деятельности футбольного поля корреспонденту «М-СПОРТА» рассказал знаток этого дела, бывший директор стадиона «Торпедо» Анатолий Косов.

Подогрев

Анатолий Васильевич сразу взял инициативу в свои руки. И это понятно. Не про игроков и тренеров, а про стадион, про поле корреспондент спрашивает… Ух ты! Давно бы так.

– Знаете ли вы, что футбольное поле стадиона «Торпедо» является одним из старейших в Москве? Основные работы по его обустройству были выполнены к 1959 году.

Главная его особенность: после монтажа системы электрического подогрева оно не подвергалось перепахиванию, то есть травяное покрытие не обновлялось. На многих стадионах при помощи специальной техники весь верхний слой периодически срезают, укладывают плодородный грунт и вновь засевают семенами. На нашем стадионе такие работы не проводились уже более 30 лет. Несмотря на это, поле остается одним из лучших в Москве, не зря именно нанем проводит тренировки сборная России по футболу.

– Как на «Торпедо» появился подогрев?

– История такая. В преддверии проведения Олимпиады 1980 года было принято решение Совета министров СССР о подготовке спортивных сооружений к предстоящим соревнованиям. И наш ЗИЛ в лице генерального директора Павла Бородина решил выполнить уникальный по тем временам проект. Обратились к финским компаниям с целью устройства на поле стадиона «Торпедо» первого в СССР искусственного электроподогрева.

Были заключены договора, финская сторона обязывалась предоставить технику и своих специалистов для выполнения всех необходимых работ. Подрядили специалистов из нашего инженерного корпуса для контроля над прокладкой. Все работы выполнялись машинами. Общая длина заложенных в газон медных кабелей составляет 43 километра. Глубина заложения 20 сантиметров, что позволяло без лишних хлопот проводить работы, связанные с подготовкой газона к предстоящим играм.

– 43 километра… Ого!

– Да, это не просто…Все работы по устройству подогрева на нашем стадионе заняли не более полутора месяцев. Технология простая: трактор, оборудованный специальной насадкой-фрезой, прорезал газон на глубину 20 сантиметров. Следом за ним в ту же колею укладывался медный кабель. Идущий следом работник засыпал и утрамбовывал песком и семенами травы прорези в газоне. Расстояние между кабелями составляет 15 сантиметров. Вся система была закольцована, и окончательные датчики расположены в специальном пункте. Там постоянно присутствует электрик, следящий за работой системы и записывающий показания приборов в журнал.

Итак, завершили в срок, никаких замечаний. Начались испытания. И тут обнаружили, что кабели, собранные в единый пучок, во время работы плавят защитную оболочку. Что делать?

Собрались все вместе: представители завода, стадиона, финны. В результате появилось решение: разъединить пучок. Для этого вдоль Восточной трибуны прорыли специальную траншею, в которой кабели уложены не вместе, а параллельно, на расстоянии 10–15 сантиметров друг от друга. Изолировали песком. В несколько слоев. Ловко?! Финны, естественно, такую систему одобрили и выдали дополнительную гарантию на кабели сроком на 3 года – и это при том, что на весь комплекс работ по устройству системы подогрева гарантия и так составляла три сезона.

– Сбои системы случались?

– В 1995 году связались с финнами, они были в шоке: «Вы что, более 15 лет используете данный подогрев? Как такое может быть? У нас специалистов по аналогичным системам не осталось, и такие технологии больше не используются!» Вот так, с 1980 по 2011 год – никаких замечаний по системе подогрева нет! Это для меня лучшая оценка выполненной работы!

Система электроподогрева позволила перенести начало проведения регулярных матчей с мая на март. На таких крупных стадионах, как Лужники, «Олимпийский» в Киеве, в Днепропетровске, подогрев окупался за 6–8 месяцев!

В то время на нашем стадионе полюбили проводить свои домашние матчи московские спартаковцы. Аренда в советские годы была копеечная. Приезжает за несколько недель их представитель, обговариваем требования по газону и начинаем подготовку.

Поле

– Анатолий Васильевич, все же не одним подогревом поле живо, верно?

– Конечно… Работать надо. Причем с любовью. Поле у нас тоже особенное. За счет близкого расположения трибун оно кажется нестандартным. Официальные размеры 72х108 метров, а рабочее, то есть в пределах игровой разметки, 69х104 метра, что полностью соответствует всем требованиям. Приезжает инспекция, промеряет. Замечаний нет, иначе бы поле не приняли.

Травяное покрытие – это верхушка всего «пирога». В самом низу, на глубине 0,8 метра, расположен слой гравия толщиной в 10–15 сантиметров, затем уложена центральная дренажная система сечением «елочка» – безоговорочно лучшая в своем классе – для отвода лишней дождевой воды, а следом культурный слой – плодородная почва.

Случай был: в конце 1980-х, кажется, на День города выпустили слонов на главное поле «Лужников». А каждый слон под 5 тонн весит! Ну, они всю дренажную систему и продавили своим весом. Думать надо! Приезжаю по делам, а у них все раскопано, в котловане рабочие дренаж по новой перекладывают! А это ведь какие объемы!

Газон – естественный, для него закупалась элитная канадская трава. Сколько ее не стрижешь, она быстро восстанавливается, цвет не меняет. Естественно, что следить и ухаживать за ней нужно регулярно. Если где-то выбили кусок газона, так называемый «язык», либо если сама трава начинает желтеть, оперативно подсеяли, засыпали песком, полили – и через пару стрижек она как новая.

Для замены сильно поврежденных участков, например, во вратарской площадке, мы использовали расположенный за воротами газон. Вырезал заплатку, пересадил, она в момент приживается, так как основа, материнский грунт, одинаковая, что в центре поля, что на бровке.

Однажды после проигранного матча директор ЗИЛа замечание высказал: «Чего это у вас все поле в восьмерках?» А накануне праздник проводили, конюх площадки перепутал и выпустил лошадей на главное поле. Они носились по кругу, но газон выдержал, через месяц трава восстановилась. А ведь это лошади, у них вес под 200 килограммов!

– Хорошо хоть не слоны, как в Лужниках…

– Это точно! Для ухода за газоном у нас был парк специальной техники, тоже закупленной в Финляндии: тракторы, подвесная косилка, прицеп с механическим разбрасывателем семян, техника для подкормки травы удобрениями.

Некоторые приспособления мастерили сами. Например, специальный механизм для прокалывания газона: на дисках наварили 8 специальных ножей. Такой дырокол позволял проделывать отверстия с нужным шагом, глубиной до 6-8 сантиметров. Это значительно увеличивало водную и воздушную аэрацию – доступ кислорода к корневой системе, а, следовательно, укрепляло структуру поля.

Но многие работы приходилось выполнять исключительно вручную. Перед каждой игрой или тренировкой обязательно осматривали газон – нет ли среди травы камней или других посторонних предметов. Падение даже на небольшой камушек может нанести спортсмену серьезную травму.

В конце 1980-х, когда вольностей стало больше, с трибун стали кидать на поле всякую мелочь, а один болельщик даже додумался запустить бутылку. Чудом не разбилась – иначе пришлось бы останавливать матч, собирать осколки.

– Много людей следило за полем?

– В штат сотрудников, занимавшихся подготовкой к матчам чемпионата СССР, входило 10–12 человек. Обязательно был агроном, мастера по уходу за полем, водители тракторов и других специальных машин, просто рабочие. Люди, в основном, проверенные, с завода, каждый знал по 2–3 специальности, мастера на все руки. А самое главное, каждый из них работал добросовестно: не нужно было бояться за результат. Они не подводили.

– Расскажите о подготовке к сезону. С чего начинали? Вот зима, морозы…

– В начале года, в первые дни февраля, когда еще лежат сугробы, трактор счищает верхний слой снега, оставляя 5–6 сантиметров наледи, чтобы не повредить старую траву. С этого момента доступ на поле закрыт.

За месяц до первых матчей включается подогрев, растапливаются остатки снега и льда. Постепенно увеличивали мощность. Молодая травка начинает пробиваться при температуре +5… +8. До начала регулярных игр необходимо 2–3 раза подстричь газон. К первой игре высота травы должна быть 2,5–3 сантиметра, это по нормам. При этом команда уже несколько раз проводила на этом поле тренировки, только не в бутсах, а в кедах – берегли газон.

Бывало, Валентин Козьмич Иванов давал указания к конкретному матчу о высоте травы: пожестче или помягче. Но это уже его «кухня» была…

С наступлением тепла, во второй половине апреля, подогрев отключали. Занимались поддержанием газона в оптимальной форме. Строго следили, чтобы не было сорняков, в основном одуванчиков. Они распространяются моментально. Чаще поливали газон, подстригали.

Я застал времена, когда траву на поле стригли вручную, специальными косилками. На это уходило часа по четыре! Позже, года с 1983-го начали использовать трактор с насадкой, имевшей три ножа, – в полтора часа стали укладываться. Всю скошенную траву собирали, складывали в отведенные емкости, и на следующий год это готовое удобрение – гумус.

– Полив тоже, наверное, имеет специфику?

– Поливка производилась двумя способами. По беговым дорожкам идет поливальная машина и под напором разбрызгивает воду на шесть метров. Все остальное поле поливали специальной установкой, оборудованной разбрызгивателями, с подсоединенным к ней шлангом. Под напором, через форсунки, вода поступала к траве, как дождик. Такую установку передвигал рабочий – в зависимости от необходимого времени полива. В зависимости от того, дождливое лето или нет, – главное, чтобы не было переувлажнения.

При этом учитывали графики тренировок команд и игр чемпионата. Если в день матча шел сильный дождь, выводили спецмашину, и она собирала с газона лишнюю воду, так как на мокрой траве намного легче получить травму или растяжение – сцепление бутсы с газоном минимальное.

Бывали случаи, приходилось устраивать субботники. Студенты ближайших техникумов перед игрой и в перерывах матчей лопатами убирали с поля лишнюю воду или снег. Подогрев в таких случаях на всякий случай выключали. А студенты получали приглашения на ближайшие домашние матчи «Торпедо».

– А поздней осенью как работали?

– В середине октября уже случаются заморозки. Исходя из ежегодного календаря температур, с учетом прогнозов метеорологов, рассчитывали время запуска подогрева. Для начала на минимальную мощность. Следили, чтобы не было излишней влажности, ведь при морозе появляется опасность вымерзания корневой системы. После окончания сезона устраняли все дефекты, на поле уже никто не выходил, ворота убирали и подогрев отключали.

Трава начинает засыпать при +4, становится вялой. Главное сохранить корневую систему. За все 10 лет, какими бы морозными ни были зимы, трава у нас не вымерзала.

В последние лет 10–15 стали часто говорить о неготовности полей к старту чемпионата. Такие слова можно услышать от футболистов, тренеров, футбольных специалистов и рядовых болельщиков.

Легче всего свалить все проблемы на наш северный климат. Конечно, у нас не Англия и не Франция. Но работать нужно! Мы в свое время регулярно вели на ватмане наблюдения за температурой воздуха и количеством выпавших осадков. Старались выработать оптимальный для травы режим работы подогрева.

Траву не обманешь! Она вырастет только при одном условии – если вы будете о ней заботиться постоянно!

Анатолий Васильевич КОСОВ

Родился в Москве. На Заводе имени Лихачева с ноября 1953 года. Окончил Московский автомеханический институт по специальности «инженер по обработке металла давлением». С июня 1981 по сентябрь 1990 года – директор стадиона «Торпедо». Мастер спорта, чемпион Москвы по классической борьбе в индивидуальном и командном первенстве. Женат, двое детей, трое внуков.

sportfiction.ru


Смотрите также