ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика. Голубой зил


Поисково-эвакуационные вездеходы семейства ЗИЛ-4906 «Синяя птица»

Со второй половины шестидесятых годов поисково-спасательная служба военно-воздушных сил СССР эксплуатировала вездеходы семейства ПЭУ-1, предназначенные для обнаружения и эвакуации космонавтов вместе с их спускаемым аппаратом. В начале следующего десятилетия возникла необходимость в новой технике такого рода. После нескольких не вполне удачных экспериментальных образцов Специальное конструкторское бюро Завода им. И.А. Лихачева создало машину, пригодную к серийному производству и эксплуатации. Работать с космонавтами теперь должны были вездеходы ЗИЛ-4906.

В порядке дальнейшего развития специальной техники в 1972 году был создан опытный вездеход-амфибия ПЭУ-2, имевший самые серьезные отличия от предшественников. Имея соответствующие размеры, он мог перевозить команду спасателей, троих космонавтов и спускаемый аппарат. Это давало определенные преимущества, но сокращало мобильность техники. Вездеход нельзя было перевозить существующими военно-транспортными самолетами. По результатам проекта ПЭУ-2 заказчик и СКБ ЗИЛ решили сохранить существующую схему эвакуационного комплекса с двумя отдельными машинами. Одна из них должна была перевозить только людей, а другая – только спускаемый аппарат.

Вездеход ЗИЛ-4906 со спускаемым аппаратом. Фото Kolesa.ru

Вскоре Специальное конструкторское бюро Завода им. Лихачева во главе с В.А. Грачевым создало новый опытный вездеход ЗИЛ-49042, при помощи которого проверили новый вариант трансмиссии, построенный на упрощенных и облегченных агрегатах. Этот проект признали удачным, и его наработки следовало использовать при создании следующего образца техники, предназначенного для практической эксплуатации.

Новый поисково-эвакуационный вездеход получил заводское обозначение ЗИЛ-4906. Цифры такого индекса определяли машину как специальную технику с полной массой от 8 до 14 т. Шестерка в конце указывала на порядковый номер проекта такого рода в списке разработок Специального конструкторского бюро. Вместе с базовой амфибией транспортного назначения была создана пассажирская машина ЗИЛ-49061. Оба этих образца, а также еще один вездеход необычного вида вошли в состав поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490. После принятия на снабжение комплекс и его машины получили прозвище «Синяя птица».

Поисково-эвакуационные вездеходы семейства ЗИЛ-4906 «Синяя птица»Машина с тестовой нагрузкой. Фото Denisovets.ru

Вездеходы комплекса ПЭК-490 должны были иметь максимально унифицированную конструкцию. Машины ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 фактически отличались только оборудованием грузовой площадки в кормовой части корпуса. В первом случае вездеход предлагалось оснастить подъемным краном и ложементом для спускаемого аппарата, во втором – закрытой пассажирской кабиной. Корпус, силовая установка, шасси и т.д. обеих машин были одинаковыми.

По опыту предыдущих проектов спасательные вездеходы-амфибии построили на основе корпуса рамной конструкции. В его основе лежала облегченная сварная алюминиевая рама, состоявшая из продольных и поперечных профилей, а также нескольких косынок и раскосов в нагруженных местах. Рама скреплялась со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом. Передний свес корпуса выполнили в виде изогнутого агрегата с несколькими продольными ребрами жесткости. Над колесами помещался вертикальный борт с крупными колесными арками. Задняя часть корпуса с вертикальной кормовой панелью, имела поднимающееся днище. Такая его форма была связана с необходимостью установки пары наружных гребных винтов.

Вид на борт и корму. Фото Kolesa.ru

Компоновка корпуса ЗИЛ-4906/49061 повторяла особенности некоторых предыдущих «космических» машин. Передняя часть корпуса отдавалась под приборный отсек и кабину экипажа. Кабина получила характерный стеклопластиковый колпак, выступающий над крышей-палубой корпуса. За ним располагалось силовое отделение, крышка которого находилась на уровне среза бортов. Чуть более половины корпуса, в его центре и корме, предназначалось для монтажа целевого оборудования, соответствующего назначению машины. Значительная часть внутренних объемов шасси вмещала агрегаты трансмиссии.

В моторном отсеке корпуса помещался переработанный бензиновый двигатель ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. Рядом с двигателем находились радиатор со средствами обдува, топливный бак и другая аппаратура. Выхлопную трубу с глушителем вывели на крышу корпуса. Предыдущие вездеходы СКБ ЗИЛ комплектовались автоматической трансмиссией, но на этот раз решили использовать механические устройства. С двигателем соединялась пятиступенчатая коробка передач с ручным управлением.

С коробки передач крутящий момент поступал на раздаточную коробку, при помощи которой реализовывалось т.н. бортовое распределение мощности. Межбортовой дифференциал раздаточной коробки распределял крутящий момент на колеса разных бортов. При помощи системы карданных валов и бортовых передач обеспечивался привод всех шести колес машины. Также от раздаточной коробки отходили валы для кормовых гребных винтов.

Экипаж ЗИЛ-4906 занят погрузкой спускаемого аппарата. Фото Kolesa.ru

В проекте ЗИЛ-4906 сохранили трехосную ходовую часть с полным приводом и колесами большого диаметра. На этот раз колеса всех трех осей оснастили независимой торсионной подвеской. Передние и задние колеса были управляемыми и контролировались при помощи гидравлического усилителя. Для улучшения маневренности рулевая система разворачивала задние колеса с некоторым запозданием относительно передних. Вновь использовались колеса с шинами большого диаметра, связанные с централизованной системой регулировки давления. Колеса имели дисковые тормоза, размещенные внутри корпуса машины.

Для передвижения по воде вездеход получил пару гребных винтов, помещенных под кормой корпуса. Позади каждого из них находился собственный подвижный руль, обеспечивавший маневрирование. Винты и рули контролировались с рабочего места водителя.

Обе перспективные машины получили унифицированную кабину. Экипаж размещался под общим стеклопластиковым колпаком с развитым остеклением. Доступ в кабину обеспечивался парой люков в крыше. Боковые двери отсутствовали. Для уменьшения габаритов вездехода в транспортном положении колпак мог демонтироваться. В левой части кабины имелся пост управления водителя, оснащенный необходимыми приборами и устройствами для контроля за всеми системами машины.

Другой вариант полезной нагрузки - шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-2906. Фото Kolesa.ru

В распоряжении экипажа имелись средства навигации и связи, обеспечивавшие поиск приземлившихся космонавтов и обмен информацией. Уже после начала серийного производства и эксплуатации техники была выполнена модернизация, предусматривавшая установку самой новой радиоэлектронной аппаратуры. Вследствие этого поисковые работы заметно упростились.

Грузовая модификация поисково-спасательной машины с обозначением ЗИЛ-4906 имела открытую кормовую площадку с некоторым целевым оборудованием. Для перевозки спускаемого аппарата на грузовой площадке помещался ложемент соответствующей конфигурации. Также имелся набор строп для фиксации подобного груза на своем месте. При необходимости вездеход-грузовик мог брать на борт и другие объекты. К примеру, именно с его помощью планировалось транспортировать шнекороторный снегоболотоход, включенный в комплекс ПЭК-490.

Серийный вездеход ЗИЛ-49061. Фото Wikimedia Commons

Перед кузовом и позади него на амфибии ЗИЛ-4906 помещались опорные устройства двухбалочного подъемного крана, выводимого на левый борт. При помощи стрел, балки с крюком и другого оснащения экипаж мог погрузить на борт машины космический аппарат или иной груз. На общем основании со стрелами устанавливались откидные опоры-домкраты, стабилизировавшие вездеход во время погрузки.

Унифицированная амфибия ЗИЛ-49061 имела иное оснащение. Всю заднюю половину ее корпуса занимал закрытый пассажирский салон, закрытый стеклопластиковым колпаком больших размеров. В бортах салона имелось несколько крупных окон. Доступ внутрь обеспечивался люком в невысокой передней стенке, ведущим на крышу-палубу моторного отсека, и задней дверью. В связи с большой высотой вездехода рядом с этой дверью предусматривалась откидная лесенка.

Вдоль бортов салона помещалось несколько диванов складной конструкции, на которых можно было разместить команду спасателей и эвакуируемых космонавтов. Так, при трех лежачих пассажирах четыре человека могли сидеть. В распоряжении экипажа имелось разнообразное снаряжение для работы в разных условиях, медицинское оснащение, шанцевый инструмент и т.д. Комфортные условия в кабине и салоне обеспечивались отопителями и кондиционерами. Запас воды и продовольствия позволял космонавтам и спасателям работать на удалении от баз в течение нескольких суток.

Музейный образец амфибии ЗИЛ-49061 "Салон". Машина окрашена в цвета МЧС. Фото Государственного военно-технического музея / gvtm.ru

В ходе разработки проектов ЗИЛ-4906/49061 специалисты СКБ ЗИЛ создали новый вариант окраски техники. Предыдущие поисково-эвакуационные машины получали яркую окраску в красно-оранжевых тонах, которая не давала им затеряться на фоне снега. Новые амфибии, с учетом возможной эксплуатации в самых разных регионах и на различных ландшафтах, решили красить иначе. Машины должны были иметь ярко-синий цвет, обеспечивающий хорошую видимость на снегу, в полях, в пустынях и т.д. Именно из-за такой цветовой схемы вездеходы получили прозвище «Синяя птица».

Вездеходы комплекса ПЭК-490 имели схожие габариты и показатели массы. Длина обеих машин составляла 9,25 м, ширина – 2,48 м, высота – менее 2,6 м. Колесная база – 4,8 м при промежутках по 2,4 м. Колея – 2 м. Конструкция трансмиссии позволила получить дорожный просвет на уровне 544 мм. Снаряженная масса незначительно превышала 8,3 т. Полная масса со всей допустимой полезной нагрузкой не превышала 9,3-9,4 т. По шоссе амфибии могли ездить со скоростью до 75 км/ч. Максимальная скорость на воде ограничивалась 8 км/ч.

Интерьер пассажирской машины, вид на корму. Фото Wikimedia Commons

Использование всех основных наработок по предыдущим проектам привело к примечательным результатам. Объединяя в себе идеи и решения ряда предыдущих опытных и серийных машин, вездеходы ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 могли преодолевать самые разные препятствия, плавать и решать все поставленные задачи. Впрочем, для проверки реальных возможностей техника должна была пройти испытания.

Первые опытные образцы новых моделей появились в середине 1975 года. Машины с неофициальными прозвищами «Кран» и «Салон» планировалось проверить в самых разных условиях, где могла понадобиться их помощь. Несколько следующих лет ушли на испытания готовых вездеходов, совершенствование конструкции и изучение особенностей их применения в реальных операциях. На практике было подтверждено, что предложенный облик специальной спасательной машины полностью соответствует предъявляемым требованиям и решаемым задачам. В то же время, некоторые особенности техники не устраивали создателей и заказчика, из-за чего требовались доработки.

К сожалению, Специальному конструкторскому бюро ЗИЛ пришлось завершать доводку амфибий ЗИЛ-4906 уже без В.А. Грачева. Главный конструктор многочисленных вездеходов и автор самых смелых идей ушел из жизни 24 декабря 1978 года. Комплекс ПЭК-490 «Синяя птица» стал последним крупным проектом, реализованным под его руководством. Впрочем, оставшись без руководителя, специалисты конструкторского бюро продолжили работу и завершили все его начинания.

Опытный образец вездехода ЗИЛ-49062, оснащенный иным краном. Фото Deisovets.ru

В 1981 году новый поисково-эвакуационный комплекс в составе грузового вездехода ЗИЛ-4906, пассажирской машины ЗИЛ-49061 и шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-2906 был принят на снабжение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР. Вскоре начался мелкосерийный выпуск новой техники.

До конца существования Советского Союза – примерно за 10 лет – московский автозавод им. Лихачева успел построить около трех десятков вездеходов комплекса «490». Было изготовлено и передано заказчику 12 машин с подъемными кранами, 14 «Салонов» и 5 шнекороторных вездеходов. В тот период вся эта техника поставлялась только Единой поисково-спасательной службе.

"Синие птицы" на учениях, март 2017 г. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Серийным «Синим птицам» неоднократно приходилось участвовать в спасательных операциях. Прежде всего, их задачей являлся поиск спускаемых аппаратов с космонавтами на борту. Обнаружив место посадки, экипажи вездеходов могли вывезти людей и технику. Также имеются сведения об эксплуатации ПЭК-490 за рамками космической программы – при поиске мест крушения авиационной техники.

Уже после начала эксплуатации серийной техники, в 1983 году, исходный проект ЗИЛ-4906/49061 был доработан с заменой части оборудования. Так, был создан новый транспортер ЗИЛ-49062. Он отличался усиленной рамой и доработанной рулевой системой. Улучшилась система охлаждения двигателя и появился новый гребной винт. Позже, после проведения некоторых испытаний, опытная машина в порядке эксперимента получила двигатель ЗИЛ-550 с турбонаддувом, развивавший мощность до 150 л.с. На ней также испытывался подъемный кран-манипулятор с одной стрелой, по своим характеристикам не уступавший серийному изделию. Опорно-поворотное устройство такого крана находилось в корме корпуса.

Процесс выгрузки шнекохода. Фото Минобороны РФ / mil.ru

В 1985 году машина типа «Салон» в ходе дальнейшего развития получила новую навигационную аппаратуру и более современные системы связи. Также пассажирскую кабину оснастили более эффективным климатическим оборудованием. Такой вариант вездехода назвали ЗИЛ-49065. В улучшенной версии амфибия могла быстрее и эффективнее искать космонавтов, а также обеспечивать больший комфорт для экипажа и пассажиров. Вместимость кабины и грузоподъемность при этом не поменялись.

Опытные образцы вездеходов ЗИЛ-49062 и ЗИЛ-49065 прошли испытания и подтвердили расчетные характеристики. Их не рекомендовали к серийному производству и эксплуатации, но основные идеи проектов не пропали. Уже в 1986 году некоторые наработки по проектам модернизации были внедрены в конструкцию исходных машин ЗИЛ-4906/49061. Таким образом, новые серийные «Синие птицы» сочетали в себе черты техники базовой и модернизированной версий.

Кран в работе. Фото Минобороны РФ / mil.ru

После развала СССР Завод им. Лихачева, как и многие другие отечественные предприятия, столкнулся с различными проблемами. Одним из результатов этого стало преобразование СКБ ЗИЛ в отдельное предприятие. Новая компания была названа «Вездеход ГВА» (Грачев Виталий Андреевич). Уже в качестве независимой организации бывшее Специальное конструкторское бюро продолжило выпуск «космической» техники. Интерес к машинам комплекса ПЭК-490 проявили министерство по чрезвычайным ситуациям, структуры вооруженных сил и даже одна из компаний добывающей промышленности.

По известным данным, новые заказы на специальную технику позволили довести общую численность «Синих птиц» до 40-50 единиц. Большая часть этих машин до сих пор остается в эксплуатации и решает поставленные задачи. Впрочем, имеются и исключения. Так, один из серийных пассажирских вездеходов-амфибий несколько лет назад стал экспонатом Государственного военно-технического музея в подмосковном с. Ивановское. Эта машина сохранила белую окраску с трехцветными полосами, говорящую о ее службе в МЧС.

В конце восьмидесятых годов были приняты меры по увеличению срока службы серийной техники. За счет тех или иных работ предлагалось увеличить ресурс вездеходов с изначально назначенных 10 до 20 лет. Эти предложения привели к желаемым результатам, благодаря чему машины ЗИЛ-4906 до сих пор остаются на снабжении и решают поставленные задачи. По мере необходимости они проходят ремонт и модернизацию. К примеру, в середине двухтысячных годов началось оснащение «Синих птиц» современной аппаратурой спутниковой навигации.

Большая часть вездеходов ЗИЛ-4906 и их модификаций, несмотря на солидный возраст, до сих пор остается в эксплуатации и решает возлагаемые на них задачи. Следует отметить, что замена этой технике в контексте поисково-спасательных операций в интересах космонавтики пока отсутствует. Этому есть несколько объяснений. Главное из них – имеющаяся техника полностью отвечает актуальным требованиям и способна решать все поставленные задачи. Если принять во внимание сроки эксплуатации специальной техники от Завода им. Лихачева, то можно утверждать, что комплекс «Синяя птица» оказался самой успешной разработкой в своей области.

По материалам:http://denisovets.ru/http://arms-expo.ru/http://kolesa.ru/http://gvtm.ru/http://zonwar.ru/Данилов Р.Г. «Синие птицы» // Техника и вооружение, 2011. №2, №3.

topwar.ru

ЗИЛ-130 — история легендарного советского грузовика — журнал За рулем

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.

Первые шаги

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.

Двигатель ЗИЛ-508

Двигатель ЗИЛ-508Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

Прототип ЗИЛ-130, 1956 г.

Прототип ЗИЛ-130, 1956 г.На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.

Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

ЗИЛ-130 из первой опытной партии 1962 г.

ЗИЛ-130 из первой опытной партии 1962 г.Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода… 

ЗИЛ-130 на автокроссе

ЗИЛ-130 на автокроссеХорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

Длиннобазная модификация ЗИЛ-431510

Длиннобазная модификация ЗИЛ-431510В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.

По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.

Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Личное знакомство
Мне и самому довелось пообщаться со 130-м ЗИЛом, еще будучи учеником автошколы. Для обучения категории С в парке было два грузовика ЗИЛ: 4331 и 431410 (читай, 130-й). Мне достался второй. С тех пор прошло без малого двенадцать лет, но воспоминания об управлении ЗИЛом свежи до сих пор. Двигатель запускался легко и работал очень ровно. Говорят, что у правильно настроенного мотора компрессор должно быть слышно лучше самого мотора. Это было как раз про учебную машину — двигатель шелестел еле заметно. Интересно, что ЗИЛ-4331, который был на пятнадцать лет моложе, оказался в куда худшем состоянии. Со второй передачи 130-й трогался очень легко и разгонялся весьма уверенно. Обратная связь и быстрота реакций на руле, которые мы оцениваем во время сравнительных тестов, — не про этот автомобиль. Для ЗИЛа главное, чтобы руль крутился легко. Единственное, что вызывало дискомфорт в тесном потоке на улицах Москвы, — так это скверная обзорность. Все-таки капот и передние крылья были высокими. Но до сих пор я вспоминаю ту машину с теплотой.

Устройство ЗИЛ-130

Устройство ЗИЛ-130Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.

Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.

ЗИЛ-130

Габаритные размеры: длина/ширина/высота/база

6675/2500/2400/3800 мм

Снаряженная/полная масса

4300/10525 кг

Масса буксируемого прицепа

8000 кг

Максимальная скорость

90 км/ч

Радиус разворота

8,9 м

Топливо/запас топлива

АИ-72/170 л

Расход топлива при скорости 60 км/ч

29 л/100км

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

бензиновый

Расположение

спереди, продольно

Конфигурация/число клапанов

V8/16

Рабочий объем

5996 см³

Степень сжатия

6,5

Мощность

110/150 кВт/л.с. при 3200 об/мин

Крутящий момент

401 Н·м при 1800 — 2000 об/мин

ТРАНСМИССИЯ

Тип привода

задний

Коробка передач

М5

Передаточные числа: I/II/III/IV/V/з.х.

7,44/4,10/2,29/1,47/1,00/7,09

Главная передача

6,32

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска: спереди/сзади

зависимая рессорная

Рулевое управление

винт-гайка, с гидроусилителем

Тормоза: спереди/сзади

барабанные, пневматические

Шины

260–508(P)

Фото: из архива автора

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

ЗИЛ 112С шасси #1 (1964), голубой

Категории ...ИнструментКраска, химия, материалыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиКаталоги, Книги, ЖурналыРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси

Производители ...78artAASMAbrexAcademyACEAFV clubAirFixAlezanAlfAlmostrealAltayaAmercomAmerican Heritage ModelsAmusing HobbyAnsonAoshima (DISM)ARK modelsArmoryARS ModelArt ModelArtModelATCAtlasAurora HobbyAuto WorldAutoArtAutobahnautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotimeAvanstyle (Frontiart)AVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиBangBare-Metal Foil Co.BauerBBRBburagoBest ModelBest of ShowBingBizarreBobcat dealerBrekinaBroncoBrooklin ModelsBrummBuschby AKBy VolkCar BadgeCararama (Hongwell)CarlineCBModelsCenturyCentury DragonCentury WingsChina ModelsClassic 43ClassicbusClovertoysCM ToysCMCConradCorgiCult Scale ModelsCursorD.N.K.DAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDel PradoDetailCarsDiapetDickie SpielzeugDie-Cast superDinky ToysDioparkDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDong GuanDragonEaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdison GiocattoliEdmon StudioEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsERTLEsval ModelsEvergreen (USA)ExcelExotoFalcon ModelsFallerFine MoldsFirst 43 modelsFirst ResponseFly Car ModelForward-68FoxtoysFranklin MintFrontiartGAMAGarageGartexGearboxGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGorky ModelsGreat Wall HobbyGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGuisvalHachetteHartoy Inc.HasbroHasegawaHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61Hobby BossHobby MasterHot Wheels EliteHPIi-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IlarioiScaleISTItaleriIXOJ-CollectionJada ToysJadiJASJB ModellautosJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJouef EvolutionJoy CityKadenKeng Fai ToysKESS ModelKing starKinsmartKK ScaleKOVAPKremlin Vehicle parkKyoshoK_S Precision MetalsLa Mini MinieraLion-ToysLledoLooksmartLouis SurberLS CollectiblesLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MacadamMaistoMake UpMAKSIPROFMarklinMaster BoxMaster ToolsMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMaxichampsMaxModelsMD-modelsMebetoysMengMetroMicro Scale DesignMilitaryWheelsMiniArtMiniaturmodelleMinichampsMiniClassicMinicraftMiniHobbyModelsModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelProMondo MotorsMondseeMoremMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMR CollectionMr.HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONew RayNik-ModelsnonameNorevNorscotNorth Star ModelsNostalgieNVANZG ModelleOLFAOne by One ProductionONYXOTTO ModelleOxfordPalma43PaniniPANTHEONPanzerstahlParagonPaudi ModelsPegas-ModelsPegoPhoenix MintPino B-DPMSPorsche MuseumPotato CarPremium ClassiXXsPremium Scale ModelsPremium XProDecalsProgetto KPrommodel43Provence MoulagePSTPt ModelsQuartzoRacing Champions inc.RastarRBA CollectiblesRecord - M.R.F.Red LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsRevellRextoysRickoriddikRietzeRIORMZ CityRoad ChampsROSRussian collectionS-ModelSaicoSC Johnson (USA)SchabakSchucoSEAT (дилер.)SignatureSIKUSmerSMMSochi 2014SolidoSophiArtSparkStarlineStart Scale ModelsSunnysideSunstarS_BT.R.L. ModelTakomTamiya (J)Tin WizardTins' ToysTomicaTop MarquesTop Model CollectionTopSpeedTraxTriple 9 CollectionTrofeuTrumpeterTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM43UMIUniversal HobbiesUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43vanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVector-ModelsVictoriaVIPcarVitesseVrudikWasanWeiseWellyWhite BoxWhite RoseWikingWIX CollectiblesWM KITWSIXQ Yat MingYVS-ModelsZebranoZip-maketZISSАвтоисторияАвтопаркАГАТ / МоссарАиФАнтонюкАрсеналартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБригадирВосточный экспрессГараж на столеДекали BerlДекали NikolaevДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЗвездаИмпериальКазанская лабораторияКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомпаньонЛитература (книги)ЛОМО-АВММарк-Автомастер КолёсовМастер СкаляровМастерская "Знак"Мастерская "КИТ"мастерская JRМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМаэстро-моделсМОДЕЛИСТМоделстройНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПрестиж КоллекцияПромтракторРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарАвтоСарлабСделано в СССРСергеевСМУ-23.SСоветский автобусСПБМСТАРТ 43Студия МАЛТанталТАРАНТехноПаркТри А СтудиоХерсон МоделсЧЕТРАЭлекон

Марки моделей ...AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBuessingBUFFALOBUGATTIBUICKCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDESOTODEUTZ DIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVIEM SCAMMELSCANIASCIONSEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВАЗВИСВНИИТЭ-ПТГорькийЕрАЗЗАЗЗИЛЗИМЗИСЗИУИЖКАЗКамАЗКИМКРАЗКубаньКурганский автобусЛАЗЛенинградЛикинский автобусЛуаЗМАЗМЗКТМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловский автобусПЕТРОВИЧРАФРуссобалтСаранский самосвалСемАРСМЗСТАРТУАЗУралЗИСУральский грузовикЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ

Типы товаров ...ДекалиЗапчасти, аксессуарыФигуркиЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобусМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбус

Масштаб ...1:31:61:81:91:101:121:141:161:181:201:221:241:251:261:271:281:321:331:341:351:361:381:401:421:431:451:461:481:501:561:571:641:691:721:751:761:801:871:901:951:1001:1031:1201:1211:1251:1261:1301:1441:1451:1481:1501:1601:2001:3501:4001:5001:6001:7001:7201:8001:12001:1250

unomag.ru

Авто и не только.ru

zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8137

Ранним утром 12 декабря уникальный спасательный вездеход ЗИЛ 49065 (он же «Синяя птица») закатили на трейлер и отправили на выставку. Отреставрированную компанией «МСЦ №6 АМОЗИЛ» машину в ближайшее время можно будет увидеть в парке Сокольники.

zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8239zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8243

Так как советская космическая программа делала основной упор на использование одноразовых пилотируемых кораблей со спускаемыми аппаратами, приземляющимися в пассивном режиме на парашютах, возникла проблема поиска и эвакуации капсулы с космонавтами из труднодоступных районов в случае отклонения от заданной точки посадки.

zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8134zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8143zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8191

В связи с этим СКБ специальных автомобилей ЗИЛ разработало несколько поисково-спасательных комплексов, до сих пор не имеющих мировых аналогов. Первенцем стала ПЭУ (поисково-эвакуационная установка), а в середине 1970-х ЗИЛ начал выпуск вездеходов проекта 490, из-за характерной окраски названных «Синяя птица».

zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8153zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8158zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8233

Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой СКБ спецавтомобилей ЗИЛ, выполненной при жизни гениального конструктора В.А.Грачёва. В комплекс входили две колёсные машины — пассажирская и грузовая и шнекороторный вездеход. В задней части грузовой машины располагались погрузочное устройство и площадка для перевозки шнекохода, а у пассажирской модификации находился закрытый пассажирский салон.

zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8178zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8175zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8173zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8172zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8174zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8177

Корпуса обеих машин для снижения массы изготавливали из армированного стеклопластика. Летать «Синие птицы» конечно е могли, зато прекрасно плавали. Чтобы свести риск протечек к минимуму, на машинах отказались от боковых дверей. Ну не совсем, а почти. Единственная дверь с проемом, заходящим ниже ватерлинии, находится в задней стенке салона пассажирского вездехода. А вот в кабину водителя можно попасть только через верхние люки, как в танке.

zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8155zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8146zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8166zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8196zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8167zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8170

Добраться до них можно только с площадки моторного отсека, расположенной между кабиной и пассажирским салоном. Попасть на нее можно либо по откидным боковым лестницам, либо через откидывающийся вверх люк в передней части салона. Интересно, водители этих машин сдавали экзамен по акробатике?

zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8229zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8165zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8213zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8225zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8215zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8218

По твердой и не очень твердой поверхности ЗИЛ Синяя птица передвигалась на шести колесах с независимой торсионной подвеской и регулируемым давлением воздуха в шинах. Поворотными были колеса первой и последней оси, причем механизм поворота задних колес имел систему запаздывания для улучшения маневренности на слабонесущих грунтах.

zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8176zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8185zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8227zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8221zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8223

Движение по воде обеспечивали два гребных винта с индивидуальным приводом и рулевыми лепестками. Хотя самостоятельно летать вездеходы ЗИЛ «Синяя птица» не умели, они прекрасно передвигались по воздуху в грузовых отсеках транспортных самолетов. Именно из-за ограничения внутренних габаритов эксплуатируемых в то время самолётов высоту машин уменьшили насколько это было возможно, а на корпусе смонтировали специальные скобы и проушины для удобства строповки.

zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8163zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8194zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8193zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8192zil_december_2016_leokuznetsoff_img_8236

Вездеход на снимках представляет собой доработанную версию, созданную в последние годы существования СССР по заказу межведомственной комиссии. Если общее число «Синих птиц» исчисляется несколькими десятками, то для подсчёта модернизированных машин хватит пальцев одной руки. Уникальный вездеход ЗИЛ 49065 полностью отреставрирован и находится в работоспособном состоянии. Увидеть его (и не только) можно будет на открывающейся в ближайшие дни в Сокольниках выставке. Следите за обновлениями на сайте )))

Другие статьи об автомобилях ЗИЛ можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

avtoinetolko.ru

ЗИЛ 49060 "Синяя птица" грузовой, голубой

Категории ...ИнструментКраска, химия, материалыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиКаталоги, Книги, ЖурналыРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси

Производители ...78artAASMAbrexAcademyACEAFV clubAirFixAlezanAlfAlmostrealAltayaAmercomAmerican Heritage ModelsAmusing HobbyAnsonAoshima (DISM)ARK modelsArmoryARS ModelArt ModelArtModelATCAtlasAurora HobbyAuto WorldAutoArtAutobahnautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotimeAvanstyle (Frontiart)AVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиBangBare-Metal Foil Co.BauerBBRBburagoBest ModelBest of ShowBingBizarreBobcat dealerBrekinaBroncoBrooklin ModelsBrummBuschby AKBy VolkCar BadgeCararama (Hongwell)CarlineCBModelsCenturyCentury DragonCentury WingsChina ModelsClassic 43ClassicbusClovertoysCM ToysCMCConradCorgiCult Scale ModelsCursorD.N.K.DAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDel PradoDetailCarsDiapetDickie SpielzeugDie-Cast superDinky ToysDioparkDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDong GuanDragonEaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdison GiocattoliEdmon StudioEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsERTLEsval ModelsEvergreen (USA)ExcelExotoFalcon ModelsFallerFine MoldsFirst 43 modelsFirst ResponseFly Car ModelForward-68FoxtoysFranklin MintFrontiartGAMAGarageGartexGearboxGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGorky ModelsGreat Wall HobbyGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGuisvalHachetteHartoy Inc.HasbroHasegawaHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61Hobby BossHobby MasterHot Wheels EliteHPIi-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IlarioiScaleISTItaleriIXOJ-CollectionJada ToysJadiJASJB ModellautosJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJouef EvolutionJoy CityKadenKeng Fai ToysKESS ModelKing starKinsmartKK ScaleKOVAPKremlin Vehicle parkKyoshoK_S Precision MetalsLa Mini MinieraLion-ToysLledoLooksmartLouis SurberLS CollectiblesLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MacadamMaistoMake UpMAKSIPROFMarklinMaster BoxMaster ToolsMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMaxichampsMaxModelsMD-modelsMebetoysMengMetroMicro Scale DesignMilitaryWheelsMiniArtMiniaturmodelleMinichampsMiniClassicMinicraftMiniHobbyModelsModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelProMondo MotorsMondseeMoremMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMR CollectionMr.HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONew RayNik-ModelsnonameNorevNorscotNorth Star ModelsNostalgieNVANZG ModelleOLFAOne by One ProductionONYXOTTO ModelleOxfordPalma43PaniniPANTHEONPanzerstahlParagonPaudi ModelsPegas-ModelsPegoPhoenix MintPino B-DPMSPorsche MuseumPotato CarPremium ClassiXXsPremium Scale ModelsPremium XProDecalsProgetto KPrommodel43Provence MoulagePSTPt ModelsQuartzoRacing Champions inc.RastarRBA CollectiblesRecord - M.R.F.Red LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsRevellRextoysRickoriddikRietzeRIORMZ CityRoad ChampsROSRussian collectionS-ModelSaicoSC Johnson (USA)SchabakSchucoSEAT (дилер.)SignatureSIKUSmerSMMSochi 2014SolidoSophiArtSparkStarlineStart Scale ModelsSunnysideSunstarS_BT.R.L. ModelTakomTamiya (J)Tin WizardTins' ToysTomicaTop MarquesTop Model CollectionTopSpeedTraxTriple 9 CollectionTrofeuTrumpeterTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM43UMIUniversal HobbiesUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43vanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVector-ModelsVictoriaVIPcarVitesseVrudikWasanWeiseWellyWhite BoxWhite RoseWikingWIX CollectiblesWM KITWSIXQ Yat MingYVS-ModelsZebranoZip-maketZISSАвтоисторияАвтопаркАГАТ / МоссарАиФАнтонюкАрсеналартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБригадирВосточный экспрессГараж на столеДекали BerlДекали NikolaevДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЗвездаИмпериальКазанская лабораторияКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомпаньонЛитература (книги)ЛОМО-АВММарк-Автомастер КолёсовМастер СкаляровМастерская "Знак"Мастерская "КИТ"мастерская JRМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМаэстро-моделсМОДЕЛИСТМоделстройНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПрестиж КоллекцияПромтракторРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарАвтоСарлабСделано в СССРСергеевСМУ-23.SСоветский автобусСПБМСТАРТ 43Студия МАЛТанталТАРАНТехноПаркТри А СтудиоХерсон МоделсЧЕТРАЭлекон

Марки моделей ...AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBuessingBUFFALOBUGATTIBUICKCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDESOTODEUTZ DIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVIEM SCAMMELSCANIASCIONSEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВАЗВИСВНИИТЭ-ПТГорькийЕрАЗЗАЗЗИЛЗИМЗИСЗИУИЖКАЗКамАЗКИМКРАЗКубаньКурганский автобусЛАЗЛенинградЛикинский автобусЛуаЗМАЗМЗКТМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловский автобусПЕТРОВИЧРАФРуссобалтСаранский самосвалСемАРСМЗСТАРТУАЗУралЗИСУральский грузовикЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ

Типы товаров ...ДекалиЗапчасти, аксессуарыФигуркиЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобусМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбус

Масштаб ...1:31:61:81:91:101:121:141:161:181:201:221:241:251:261:271:281:321:331:341:351:361:381:401:421:431:451:461:481:501:561:571:641:691:721:751:761:801:871:901:951:1001:1031:1201:1211:1251:1261:1301:1441:1451:1481:1501:1601:2001:3501:4001:5001:6001:7001:7201:8001:12001:1250

unomag.ru

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" (9 фото)

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

Когда речь идёт о вездеходе для поиска космонавтов, приземлившихся в самой непроходимой глуши, понятно сразу – это должен быть лучший вездеход в мире

К моменту начала разработки нового поисково-спасательного комплекса у конструкторского коллектива завода Лихачёва уже был огромный опыт создания универсальных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в Советском Союзе, а то и во всём мире. Опыт предыдущих лет позволил сделать кое-какие выводы. Во-первых, поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух автомобилей – грузового и пассажирского. Во-вторых, было решено частично отказаться от шнековой конструкции вездеходов и оставить только маленький шнекороторный автомобиль для «крайних случаев», способный помещаться в грузовой модуль. Над новым проектом СКБ специальных автомобилей ЗИЛ приступило под руководством ведущих конструкторов Балашова и Борисов, а ведущим испытателем выступал В.Я. Воронин. Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни Виталия Андреевича Грачёва, легендарного автомобильного конструктора, чьё имя навсегда связано с заводом ЗИЛ.

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

В начале лета 1975 года были продемонстрированы первые экземпляры окончательной версии аэромобильного спасательного комплекса особо высокой проходимости. Комплекс состоял из «двух с половиной» машин. Пассажирская версия ЗИЛ-49061 получила условное название «Салон». Унифицированный с «Салоном» грузовой вариант ЗИЛ-4906 назывался «Кран», благодаря специальному манипулятору, и шёл в комплекте с небольшим лёгким шнекоходом ЗИЛ-29061. Компактный вездеход оборудовался двигателем от легкового автомобиля и мог быть использован спасательным отрядом в случае крайней необходимости – когда космонавты совершали аварийную посадку в совершенно недосягаемых местах.

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

Грузовой и пассажирский модули оборудовались базовым двигателем ЗИЛ-130, немного отличавшимся по конструкции от двигателя обычного грузовика в силу его амфибийных характеристик. Некоторые детали для двигателей изготавливались поштучно и вручную. От автоматической коробки передач, применявшейся на спасательных вездеходах предыдущих поколений, было решено отказаться в пользу надёжной и простой в обслуживании пятиступенчатой «механики». Раздаточная коробка оснащалась межбортовым дифференциалом. Для движения по воде вместо водомётов теперь применялись гребные винты. Подвеска всех трёх осей была независимой торсионной, тормоза – дисковыми. Колёса на передней и задней осях были управляемыми. Вездеходы были аэромобильными, поэтому за счёт материалов кузова конструкторы постарались сделать ЗИЛ-4906 как можно более лёгким: раму изготовили из алюминиевых профилей, сам кузов – из стеклопластика. Остеклённый колпак машины был съёмным – чтобы конструкция без труда помещалась в самолёт. Стоит ли говорить, что средства навигации и связи на ЗИЛ-4906 были самыми продвинутыми и ничуть не уступали авиационным. Все машины комплекса были выкрашены в специальный ярко-синий цвет, чтобы было заметно и на снегу, и в пустыне, и в лесу. За это ЗИЛ-4906 и получил название «Синяя птица».

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

Официально комплекс «Синяя птица» поступил на вооружение спасателей в 1981 году. В течение десяти лет было построено 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин. Но и с распадом Советского Союза ЗИЛ-4906 не ушёл на покой, а остался на службе у спасательных отрядов МЧС.

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

Интересные материалы:

Самые большие корабли в мире (8 фото) Неуловимые мстители (5 фото)

nlo-mir.ru

ЗИЛ 112С шасси #2 (1963), голубой

Категории ...ИнструментКраска, химия, материалыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиКаталоги, Книги, ЖурналыРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси

Производители ...78artAASMAbrexAcademyACEAFV clubAirFixAlezanAlfAlmostrealAltayaAmercomAmerican Heritage ModelsAmusing HobbyAnsonAoshima (DISM)ARK modelsArmoryARS ModelArt ModelArtModelATCAtlasAurora HobbyAuto WorldAutoArtAutobahnautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotimeAvanstyle (Frontiart)AVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиBangBare-Metal Foil Co.BauerBBRBburagoBest ModelBest of ShowBingBizarreBobcat dealerBrekinaBroncoBrooklin ModelsBrummBuschby AKBy VolkCar BadgeCararama (Hongwell)CarlineCBModelsCenturyCentury DragonCentury WingsChina ModelsClassic 43ClassicbusClovertoysCM ToysCMCConradCorgiCult Scale ModelsCursorD.N.K.DAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDel PradoDetailCarsDiapetDickie SpielzeugDie-Cast superDinky ToysDioparkDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDong GuanDragonEaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdison GiocattoliEdmon StudioEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsERTLEsval ModelsEvergreen (USA)ExcelExotoFalcon ModelsFallerFine MoldsFirst 43 modelsFirst ResponseFly Car ModelForward-68FoxtoysFranklin MintFrontiartGAMAGarageGartexGearboxGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGorky ModelsGreat Wall HobbyGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGuisvalHachetteHartoy Inc.HasbroHasegawaHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61Hobby BossHobby MasterHot Wheels EliteHPIi-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IlarioiScaleISTItaleriIXOJ-CollectionJada ToysJadiJASJB ModellautosJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJouef EvolutionJoy CityKadenKeng Fai ToysKESS ModelKing starKinsmartKK ScaleKOVAPKremlin Vehicle parkKyoshoK_S Precision MetalsLa Mini MinieraLion-ToysLledoLooksmartLouis SurberLS CollectiblesLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MacadamMaistoMake UpMAKSIPROFMarklinMaster BoxMaster ToolsMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMaxichampsMaxModelsMD-modelsMebetoysMengMetroMicro Scale DesignMilitaryWheelsMiniArtMiniaturmodelleMinichampsMiniClassicMinicraftMiniHobbyModelsModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelProMondo MotorsMondseeMoremMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMR CollectionMr.HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONew RayNik-ModelsnonameNorevNorscotNorth Star ModelsNostalgieNVANZG ModelleOLFAOne by One ProductionONYXOTTO ModelleOxfordPalma43PaniniPANTHEONPanzerstahlParagonPaudi ModelsPegas-ModelsPegoPhoenix MintPino B-DPMSPorsche MuseumPotato CarPremium ClassiXXsPremium Scale ModelsPremium XProDecalsProgetto KPrommodel43Provence MoulagePSTPt ModelsQuartzoRacing Champions inc.RastarRBA CollectiblesRecord - M.R.F.Red LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsRevellRextoysRickoriddikRietzeRIORMZ CityRoad ChampsROSRussian collectionS-ModelSaicoSC Johnson (USA)SchabakSchucoSEAT (дилер.)SignatureSIKUSmerSMMSochi 2014SolidoSophiArtSparkStarlineStart Scale ModelsSunnysideSunstarS_BT.R.L. ModelTakomTamiya (J)Tin WizardTins' ToysTomicaTop MarquesTop Model CollectionTopSpeedTraxTriple 9 CollectionTrofeuTrumpeterTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM43UMIUniversal HobbiesUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43vanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVector-ModelsVictoriaVIPcarVitesseVrudikWasanWeiseWellyWhite BoxWhite RoseWikingWIX CollectiblesWM KITWSIXQ Yat MingYVS-ModelsZebranoZip-maketZISSАвтоисторияАвтопаркАГАТ / МоссарАиФАнтонюкАрсеналартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБригадирВосточный экспрессГараж на столеДекали BerlДекали NikolaevДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЗвездаИмпериальКазанская лабораторияКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомпаньонЛитература (книги)ЛОМО-АВММарк-Автомастер КолёсовМастер СкаляровМастерская "Знак"Мастерская "КИТ"мастерская JRМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМаэстро-моделсМОДЕЛИСТМоделстройНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПрестиж КоллекцияПромтракторРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарАвтоСарлабСделано в СССРСергеевСМУ-23.SСоветский автобусСПБМСТАРТ 43Студия МАЛТанталТАРАНТехноПаркТри А СтудиоХерсон МоделсЧЕТРАЭлекон

Марки моделей ...AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBuessingBUFFALOBUGATTIBUICKCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDESOTODEUTZ DIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVIEM SCAMMELSCANIASCIONSEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВАЗВИСВНИИТЭ-ПТГорькийЕрАЗЗАЗЗИЛЗИМЗИСЗИУИЖКАЗКамАЗКИМКРАЗКубаньКурганский автобусЛАЗЛенинградЛикинский автобусЛуаЗМАЗМЗКТМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловский автобусПЕТРОВИЧРАФРуссобалтСаранский самосвалСемАРСМЗСТАРТУАЗУралЗИСУральский грузовикЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ

Типы товаров ...ДекалиЗапчасти, аксессуарыФигуркиЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобусМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбус

Масштаб ...1:31:61:81:91:101:121:141:161:181:201:221:241:251:261:271:281:321:331:341:351:361:381:401:421:431:451:461:481:501:561:571:641:691:721:751:761:801:871:901:951:1001:1031:1201:1211:1251:1261:1301:1441:1451:1481:1501:1601:2001:3501:4001:5001:6001:7001:7201:8001:12001:1250

unomag.ru


Смотрите также