ЗИЛ-131 - легенда автопрома. Легенда зила


Зил-130. Советская легенда | Back in the USSR

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го!

Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.

Первые шаги

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

 

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Плакат Автоэкспорта. ЗИЛ-130 поставлялся и за рубеж. В первую очередь в страны социалистического лагеря. Кое-где 130-е работают до сих пор.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

На базе «сто тридцатого» был создан и седельный тягач — ЗИЛ 130В (на фото автомобиль красного цвета для экспорта).

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Еще одно ответвление — трехосный ЗИЛ-133 (на фото ЗИЛ-133ГЯ). Этот автомобиль был нужен заводу «еще вчера», но появился слишком поздно.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Самый известный родственник 130-го — армейский ЗИЛ-131. Полноприводный трехосный 131-й демонстрировал чудеса проходимости и до сих пор в строю.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

На базе самосвала ММЗ-555 создали еще одну модификацию — ММЗ-554. Объем кузова был увеличен с трех до пяти кубометров.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Перевозчик багажа в аэропорту АПК-9 на базе удлиненного ЗИЛ-130Г до сих пор стоит на службе. Недавно я видел такие автомобили в аэропорту Мурманска.

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

всё!

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

maxpark.com

ЗИЛ-131 - легенда автопрома

Автомобили 19 июня 2013

ЗИЛ-131 – автомобиль с военной выправкой

Люди старшего поколения, которые проходили военную службу в рядах Советской Армии, хорошо помнят и знают, что представляет собой этот грузовой автомобиль. Ведь значительная часть этих машин выпускалась именно для военных нужд, что естественным образом сказалось на их технических характеристиках.

зил 131Производство в промышленных масштабах наладили в 1966-м году. Тогда, после принятия в 1959-м году на 21 внеочередном съезд КПСС следующего семилетнего плана, наметилась тенденция отставания отечественного автопрома от автомобильной промышленности Запада. Поэтому на разработку новой машины с повышенным индексом проходимости были брошены немалые силы и средства.

Новый грузовик так понравился военным, что его выпуск закончился в 1986-м году. Однако он дал толчок к развитию богатого «потомства», на базе модификаций этого автомобиля было построено огромное количество разных моделей.

ЗИЛ-131. Технические характеристики

В качестве двигателя была выбрана проверенная на предыдущей машине ЗИЛ-130 бензиновая V-образная «восьмерка» (8-цидиндровая). Однако инженеры внесли в нее полезное изменение – был установлен предпусковой подогреватель, что ускоряло запуск силового блока в условиях холодных температур окружающего воздуха.

Практически заново создана ходовая часть. ЗИЛ-131 получил три оси, все ведущие. Однако конструкторы постоянно ведущими сделали только две задние, передняя включается автоматически или принудительно посредством электропневмопривода.

Передачу силового момента от двигателя к 5-ступенчатой механической коробке переключения передач осуществляет механизм сухого однодискового сцепления.

зил 131 дизельДля облегчения работы водителя в трудных дорожных условиях на автомобиле работает гидроусилитель руля. Тормозная система пневматическая.

Хорошо зарекомендовала себя подвеска. Ее основа – полуэллиптические рессоры, сглаживать колебания им помогают гидравлические амортизаторы. У ЗИЛ-131 система подвески за годы эксплуатации машин заслужила немало положительных отзывов.

Надежный помощник солдата…

На базе шасси ЗИЛ-131 было построено множество модификаций. Например, были установлены системы залпового огня, походные ремонтные мастерские или бочки с топливом. Топливозаправщики особенно нравились военно-воздушным силам, поэтому в каждом аэропорту были эти машины.

зил 131 технические характеристики

Кроме Советского Союза, эта модель работала на территории многих стран Азии, Африки, Европы, так как большое количество автомобилей были экспортированы.

… и предпринимателя

После распада СССР автомобили стали массово выкупать для своих нужд коммерческие структуры. С грузовиков снималось оборудование, ненужное мирному человеку, и они продолжали нести «вахту».

Для улучшения качеств и с учетом изменения запросов, цен на топливо, многие предприниматели стали менять заводской бензиновый двигатель ЗИЛ-131. Дизель стал более приемлемым и желанным вариантом. Существуют даже специализированные СТО, занимающиеся подобными работами.

Надежный и мощный военный «старичок» бодро ездит по дорогам в наши дни. И, судя по всему, на пенсию явно не собирается.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

ЗИЛ 130 - легенда советского автопромаАвтомобили ЗИЛ 130 - легенда советского автопрома

ЗИЛ 130 был одним из самых распространённых среднетоннажных автомобилей во времена Советского Союза. Впервые он сошел с конвейера в 1964 году. Несмотря на то, что этот автомобиль уже несколько десятков лет не выпускае...

ЗИЛ 133 - легенда СССРАвтомобили ЗИЛ 133 - легенда СССР

С развитием Советского Союза постепенно развивался и грузовой транспорт, поскольку он был неотъемлемой частью системы транспортировки разных товаров (стоймателиалов, продуктов питания и так далее). Перед инженерами мо...

ЗИЛ-130 (дизель) – легенда советского грузового автопромаАвтомобили ЗИЛ-130 (дизель) – легенда советского грузового автопрома

Как можно догадаться из названия, в данной статье речь пойдет об очень интересном автомобиле, разработанном и сконструированном ещё в период существования Советского Союза. Почему этот автомобиль считается легендой? Д...

МАЗ-503 - легенда советского автопромаАвтомобили МАЗ-503 - легенда советского автопрома

Техника советского производства даже сейчас удивляет многих своей надежностью, мощью и долговечностью. Среди наиболее интересных представителей автопрома СССР стоит выделить МАЗ-503.

Автомобили "БМВ Е21" - легенда немецкого автопрома

"БМВ Е21" – настоящая легенда. Каждый поклонник баварской марки знаком с историей данного автомобиля и сможет рассказать вам очень много интересных фактов. В данной статье вы узнаете интересные моменты из истори...

ГАЗ 2410 - легенда советского автопромаАвтомобили ГАЗ 2410 - легенда советского автопрома

Во времена СССР автомобили «Волга» всегда имели статус престижного транспортного средства, они повышали социальное положение своих владельцев. «Волга» была одним из самых роскошных автомобилей ...

ЗАЗ-966 - легенда советского автопрома Автомобили ЗАЗ-966 - легенда советского автопрома

ЗАЗ-966, или «Запорожец», по праву можно назвать легендарным. В Советском Союзе это был самый настоящий народный автомобиль. Впервые он появился на свет в 1960-х годах и стабильно набирал популярность. Сре...

Dodge Challenger 1970 - легенда американского автопромаАвтомобили Dodge Challenger 1970 - легенда американского автопрома

Когда-то Dodge Challenger 1970 занял свою нишу среди автомобилей Большой Тройки. Именно тогда данная модель принесла в класс muscle cars нечно действительно новое: самую длинную линейку двигателей (от семилитрового V8...

Porsche 911 - легенда немецкого автопромаАвтомобили Porsche 911 - легенда немецкого автопрома

Легендарный Porsche 911 впервые был показан публике в 1963 г., в то время никто еще не мог даже утверждать, что выпускаться машина будет больше полвека. Конечно, автомобиль модифицировался, совершенствовался, менял св...

ЗИЛ-4327: технические характеристики, отзывыАвтомобили ЗИЛ-4327: технические характеристики, отзывы

Полноприводный грузовой автомобиль ЗИЛ-4327 начал выпускаться в начале девяностых годов прошлого столетия. Он обладает массой 9,68 тонны и грузоподъемностью четыре тысячи килограмм. Кроме того, машина способна буксиро...

monateka.com

грузовики ЗИЛ, которых больше уже не будет (26 фото) — Лепрекон

Завод имени Лихачёва является одной из старейших автомобилестроительных компаний СССР и России. Его история и традиции насчитывают уже более 100 лет. К сожалению сейчас завод фактически прекратил своё существование. Но его наследие в виде сотен тысяч грузовых, легковых и специальных автомобилей продолжает жить.

Завод был основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности

Однако, из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство завода не было завершено в срок

15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Завод, хотя и медленно, но достраивался

Первый собственный полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади

В 1930 году для выпуска на заводе была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» , который впоследствии массово выпускался под названием ЗИС-5

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150. А с 1957 года перешёл на выпуск ЗИЛ-164

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130

В конце 1960-х завод ЗИЛ разработал конструкцию бескапотных грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания. В 1976 году на завод КамАЗ была передана техническая документация и в 1976 году начался выпуск КамАЗ-5320 на базе разработок ЗИЛ

К 1976 году гордость завода, ЗИЛ-130, серьёзно морально устарел, а новые модели не оправдали ожиданий

Из-за технических и экономических проблем новый ЗИЛ-4331 смог дойти до производства только к моменту распада СССР

После долгого простоя, конвейер ЗИЛа вновь был запущен лишь в сентябре 2011 года, но проработал недолго и в 2013 году производство на заводе вновь было остановлено

В 2014 году завод начал производство грузовиков ЗИЛ-432940 с новым стеклопластиковым интегральным оперением кабины. Но их выпуском уже занималось ООО «ЗИЛ», которое не имело никакое отношение к заводу, лишь арендовало его помещения

В сентябре 2016 года Завод имени Лихачева выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль. Это был грузовик модели ЗиЛ 43276Т

Источник: fishki.net

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

leprechaun.land