История легендарного завода ЗИЛ. Легендарный зил


История легендарного завода ЗИЛ - stanank

В 1916 году, в соответствии с правительственной программой развития в России автомобильной промышленности, состоялась торжественная закладка фундамента первого автомобильного завода. 

Завод был основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К» и получил название Завод Автомобильного Московского общества (АМО).

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

Рябушинские заключили контракт с Главным Военно-техническим управлением, согласно которому завод АМО должен был поставить ГВТУ 1500 1,5-тонных грузовиков «Ф-15» по лицензии итальянской фирмы "ФИАТ".В связи с тяжелым военным положением в стране и нехваткой производственных мощностей, завод не успевал в срок выполнить условия контракта, в результате чего Рябушинские закупили комплекты автомобилей «Ф-15» в Италии, и обеспечили сборку и поставку грузовиков. Тем не менее, до конца завод достроен не был и до 1923 года там располагались крупные мастерские по ремонту автотехники.

С приходом к власти Сталина, в 1924 году, на завод поступил серьезный правительственный заказ на изготовление первых советских грузовиков.Всего за одну ночь 1 ноября 1924 г. был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, а 7 ноября уже десять машин АМО-Ф-15 гордо шествовали на городском параде. Этот день стал днем рождения советского автомобилестроения.

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

Завод наладил серийный выпуск автомобилей АМО-Ф-15 и постепенно стал наращивать производственные мощности. В 1927 году во главе завода встал И.А.Лихачев, в годы правления которого предприятие получило высокие темпы развития.К 1931 году было выпущено 6971 автомобилей АМО-Ф-15, но, к сожалению, стоимость грузовика была непомерно велика и в 10 раз превышала стоимость импортных автомобилей того времени. Было принято решение о реконструкции и модернизации завода и выпускаемых автомобилей.

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

В 1930 году заводом АМО была куплена лицензия на производство американского среднетоннажного грузовика «Автокар-5С» грузоподъемностью 2,5 тонн. Собранный на базе американца грузовик, получил название АМО-2.В октябре 1931 года в СССР был запущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер с которого сошли 27 советских грузовиков АМО-3. В этом же году завод был переименован в завод имени И.В.Сталина (ЗИС)

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

ЗИС-5

С началом войны, в 1941 году завод был остановлен, а оборудование эвакуировано на Урал во избежание уничтожения фашистами, но после успешного наступления Красной Армии зимой 1942 года, ЗИС постепенно возобновил работу и внес существенный вклад в военную историю. Завод стал выпускать военные грузовики ЗИС-5В, полугусеничные тягачи ЗИС-22 и ЗИС-42, санитарные автобусы ЗИС-16С, а также многочисленное вооружение для фронта - мины, автоматы, снаряды и т.д.В послевоенные годы легендарный грузовик ЗИС-5В еще долго не сходил с конвейеров завода. Этот автомобиль обладал исключительной прочностью и неприхотливостью, имел отличную проходимость.

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

Зис-22

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

ЗИС-6

Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

ЗИС-150

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

ЗИС-151

В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности - начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику - бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

ЗИС-152

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

ЗИС-485

В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

ЗИЛ-130

С 1964 года начался серийный выпуск этих грузовиков и продолжался до конца 1970 г. За это время появились различные модификации ЗИЛ-130 - северные, экспортные, тропические, газобаллонные и т.д. В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.

В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6x4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

ЗИЛ-133г1

С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

ЗИЛ-133гя

В 1984г. выпущены первые автомобили ЗИЛ-130 с модернизированным передним приводом. Им был присвоен номер модели ЗИЛ-431410. В 90-е годы производство грузовиков ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131Н было переведено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ).

С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск "Бычка".

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

В 1996 г. ЗИЛ-5301 был модернизирован и вышел в серийное производство. Он оснащался автомобильной модификацией тракторного 4-х цилиндрового дизельного двигателя Д-245.12С (108,8 л.с.) и Д-245.9Е2 (136 л.с.), с установленной 5-ти ступенчатой коробкой передач, гидроусилителем руля и 3-х местной кабиной ЗИЛ-4331 с небольшими изменениями. "Бычок" комплектовался гидроприводом сцепления и тормозов, гипоидной главной передачей, передними дисковыми тормозами, 16-дюймовыми колесами с бескамерными шинами, имел малый радиус поворота (7 м) и небольшую погрузочную высоту.

На базе ЗИЛ-5301 было разработано и выпущено много различной коммунальной, строительной и специальной техники. Его шасси стало базой для цельнометаллического фургона и автобусов вместимостью 15+1, 21+1.1996 г. - Магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 (6x4) с 410-сильным дизелем ЯМЗ-7511 и спальным отсеком, способный буксировать автопоезда массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.1998 г. - Грузовик ЗИЛ-432720 (4х4) с колесной базой 3340 мм. Шасси ЗИЛ-432722 предназначались для коммунально-дорожных служб.1999 г.- 10-тонный грузовик ЗИЛ-6309 (6x4) и самосвал ЗИЛ-6409 с 195-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-236А массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.2003 г. - ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930 с дизельными двигателями с повышенными мощностными показателями Минского моторного завода Д-260.11Е2 (180 л.с.) и Д-245.9Е2 (136 л.с.), которые имеют сертификаты соответствия норм Евро-2.2004 г. - ЗИЛ-43272Т (4х4) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.9Е2 Евро-2; ЗИЛ-4334В1 (6Х6) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.30Е2.Впервые произведена конвейерная сборка трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-5302.С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.

История легендарного завода ЗИЛ авто, зил, история, факты

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

stanank.livejournal.com

Легендарные грузовики ЗИЛ »

Завод имени Лихачёва является одной из старейших автомобилестроительных компаний СССР и России. Его история и традиции насчитывают уже более 100 лет. К сожалению сейчас завод фактически прекратил своё существование. Но его наследие в виде сотен тысяч грузовых, легковых и специальных автомобилей продолжает жить.Завод был основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности

Однако, из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство завода не было завершено в срок15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Завод, хотя и медленно, но достраивалсяПервый собственный полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площадиВ 1930 году для выпуска на заводе была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С», который впоследствии массово выпускался под названием ЗИС-5С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150. А с 1957 года перешёл на выпуск ЗИЛ-164В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130

В конце 1960-х завод ЗИЛ разработал конструкцию бескапотных грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания. В 1976 году на завод КамАЗ была передана техническая документация и в 1976 году начался выпуск КамАЗ-5320 на базе разработок ЗИЛ

К 1976 году гордость завода, ЗИЛ-130, серьёзно морально устарел, а новые модели не оправдали ожиданийИз-за технических и экономических проблем новый ЗИЛ-4331 смог дойти до производства только к моменту распада СССРПосле долгого простоя, конвейер ЗИЛа вновь был запущен лишь в сентябре 2011 года, но проработал недолго и в 2013 году производство на заводе вновь было остановленоВ 2014 году завод начал производство грузовиков ЗИЛ-432940 с новым стеклопластиковым интегральным оперением кабины. Но их выпуском уже занималось ООО «ЗИЛ», которое не имело никакое отношение к заводу, лишь арендовало его помещенияВ сентябре 2016 года Завод имени Лихачева выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль. Это был грузовик модели ЗиЛ 43276Т

Источник

Post Views: 94

topast.ru

Легендарный АМО ЗиЛ: pyx_pyx

Известнейший завод столицы нашей страны переживает уже многие годы не самые лучшие времена. Когда это был самый крупный завод города. Здесь работало 80-100 тыс. человек, с конвейеров сходило примерно столько же грузовиков в год. Но.. городу Москва было суждено стать городом-офисом, производство в котором остаётся вещью совершенно лишней...

Тем не менее, несмотря ни на что, ЗиЛ жив! Пусть не тот размах, что в былые годы, пусть территория его стала в 6 раз меньше, но закрываться завод не собирается, а наоборот, в планах рост объёмов производства.

Завод имени Лихачёва, или изначально АМО (автомобильное московское общество) был открыт ещё при царе, в 1916 году! Через два года ему стукнет сто лет. Расцвет предприятия начался в 30-е годы, когда оно стало одним из ведущих центров сбора грузовиков и автобусов.

Завод занимал огромную площадь в 300 гектаров. По сути - это полноценный район города. Столь огромная территория, что по ней ходят автобусы, чтобы рабочие могли перемещаться.

Сейчас же большая часть корпусов ЗиЛа стоит брошенной. Её планируется передать городу, вместо заводских цехов тут будут обычные районы - дома, детские сады, поликлиники.

Здания зарастают кустами (никогда, кстати, не понимал, как они умудряются там наверху расти..)

Зрелище грустное.

Это фото сделано ещё той осенью с МК МЖД, которое пронизывает насквозь территорию ЗиЛа

Корпуса в центральной части, где ещё есть какая-то деятельность.

Стеклянные переходы очень распространены на заводе

Собственно, то, где теплится жизнь, и что планируется оставить заводу, занимает всего 60 га на юге завода и состоит из нескольких корпусов. Из окна открывается живописный вид на брошенные корпуса, Москву-реку и район Нагатинский Затон

Видно и центральную полузаброшенную часть ЗиЛа

Цех, где собираются грузовики сегодня

Конвейера нет, объёмы небольшие и каждая машина дорабатывается индивидуально исходя из пожеланий заказчика.

Свежесваренная кабина

Капоты

Задняя стенка

Ещё немного и можно будет ехать :)

Готовые детали

Кабины в ожидании отправки на покраску.

Двери

Компрессор

А тут уже на готовые покрашенные кабины налепляют электронику

Сидения уже поставлены

Куча интересных деталек :)

Лазерный вытачивающий аппарат. Управляется специальным пультом

Так это выглядит в динамике

Вспомнились занятия черчением в институте :))

Оо

Плакаты все ностальгичные

Передовиков больше нет..

Философские измышления на тему будущего завода

Хотите поработать на заводе? :)) Готовьтесь вставать ни свет ни заря...

Чё вы сюда со своими телегами ездите??

ЗиЛ, как известно, занимается не только грузовиками. В стенах завода был разработан построен высокопроходимый болотоход! Устройство, позволяющее перемещаться по заболоченной местности. Используется в основном для доставки космонавтов из мест посадки в цивилизацию.

Шнекороторный болотоход в действии!

Болотоход, как правило, перевозится ещё более крутой и уникальной машиной - огромным вездеходом "Синяя птица". Уникальнейшее изобретение, позволяющее перемещаться в абсолютно любых условиях.

Всего было произведено 20 таких вездеходов.

Колёса одни чего стоят

Уютная обстановка внутри

Основной заказчик таких агрегатов - Роскосмос. Но заказов пока мало, и такие машины уже давно не производят

А сам цех сейчас, скорее как музей.

Тут также представлено много старых пожарных машин

Ещё одна разработка завода для мест, требующих повышенной проходимости - грузовик с большой шириной между колёсами.

В немного разобранном виде

Старички-ветераны

Ещё один цех, заслуживающий внимания - цех лимузинов.

ЗиЛ всегда занимался производством элитных автомобилей. Его выходцы занимали высокие места на разных международных выставках.

Раньше завод производил по 20-25 лимузинов, сейчас - 3-5. Темпы спали и здесь

Основные заказчики - коллекционеры

Всё это - автомобили 40-х годов.

На таких ездила партийная элита. Требования к безопасности были повышенными

Ещё интересная вещь - автомобиль "Юность" - уникальная разработка завода. В то время в мире не существовало автобусов среднего размера. Могли быть либо большие, либо маленькие. "Юность" оказалась первой, за что и заняла на разных выставках всякие призы.

Интересный агрегат

Ещё довелось увидеть манёвренный грузовик с задней поворотной осью. Благодаря поворачивающимся задним колёсам, грузовик может творить чудеса!

Обязательно посмотрите его в движении!

Трудовой народ на перерыве. Эх, не в почёте сейчас такой род деятельности

Последний цех, который заслуживает внимания, по сути то ЗиЛом не является. Его арендует у завода японская фирма, производящая кузовные запчасти для автомобилей Рено.

Деятельность тут кипит куда сильнее, чем в цехах самого ЗиЛа..

Сами реношки собираются на территории АЗЛК, а здесь штампуют для них кузовные детали

Огромные прессы.

Внизу мусоросборочный конвеер. Он принимает все обрезки, бракованные детальки и увозит на переработку.

Логотип завод всё же красуется на прессах, хоть от ЗиЛа здесь только территория...

Ручная обработка

Склад деталек

Что сказать по результатам всего увиденного. Конечно грустно, что завод так сильно сдал с советского времени. Конечно радостно, что он не закрывается, а планирует жить и развиваться дальше. Работники, несмотря на маленькие объёмы производства, настроены очень оптимистично.

В советские годы, ЗиЛ был очень существенным объектом города. Наследие в виде станции метро Автозаводская, в виде разных Д/к и прочего осталось до сих пор. Ещё совсем недавно к ЗиЛу ходило несметное число автобусных маршрутов со всего юга и юго-востока города: из Чертаново, Бирюлёво, Орехово-Борисово, Москворечья, Сабурово, Текстильщиков, Выхина Люблина - всех тех районов, в которые зиловские рабочие массово заселялись. Помню, меня всегда удивляло, что от моего МИФИ ходит до Автозаводского моста (т.е. в район той же линии метро) 5 маршрутов, и ещё вблизи 6-й.Многие из них до сих пор ещё ходят сюда через пол-города. Хотя целевого пассажиропотока, ради которого они были когда-то созданы, конечно же уже почти нет.

Завод выпустил за все свои годы около 7 миллионов грузовиков, 5,5 миллионов холодильников, 3,3 миллиона велосипедов (выпускались в 50-е годы), 39 тыс. автобусов. Мы, кстати, сами до сих пор пользуемся продукцией завода :) Правда у этой продукции совершенно не держится крышка от морозильной камеры, возможно скоро придётся от неё отказаться.

Ну и напоследок, фото с МК МЖД. Памятник первому грузовику, выпущенному на ЗиЛе.

pyx-pyx.livejournal.com

Легендарный АМО ЗиЛ

топ 100 блогов griphon_275 — 18.08.2014 Известнейший завод столицы нашей страны переживает уже многие годы не самые лучшие времена. Когда это был самый крупный завод города. Здесь работало 80-100 тыс. человек, с конвейеров сходило примерно столько же грузовиков в год. Но.. городу Москва было суждено стать городом-офисом, производство в котором остаётся вещью совершенно лишней...

Тем не менее, несмотря ни на что, ЗиЛ жив! Пусть не тот размах, что в былые годы, пусть территория его стала в 6 раз меньше, но закрываться завод не собирается, а наоборот, в планах рост объёмов производства.

Завод имени Лихачёва, или изначально АМО (автомобильное московское общество) был открыт ещё при царе, в 1916 году! Через два года ему стукнет сто лет. Расцвет предприятия начался в 30-е годы, когда оно стало одним из ведущих центров сбора грузовиков и автобусов.

Завод занимал огромную площадь в 300 гектаров. По сути - это полноценный район города. Столь огромная территория, что по ней ходят автобусы, чтобы рабочие могли перемещаться.

Сейчас же большая часть корпусов ЗиЛа стоит брошенной. Её планируется передать городу, вместо заводских цехов тут будут обычные районы - дома, детские сады, поликлиники.

Здания зарастают кустами (никогда, кстати, не понимал, как они умудряются там наверху расти..)

Зрелище грустное.

Это фото сделано ещё той осенью с МК МЖД, которое пронизывает насквозь территорию ЗиЛа

Корпуса в центральной части, где ещё есть какая-то деятельность.

Стеклянные переходы очень распространены на заводе

Собственно, то, где теплится жизнь, и что планируется оставить заводу, занимает всего 60 га на юге завода и состоит из нескольких корпусов. Из окна открывается живописный вид на брошенные корпуса, Москву-реку и район Нагатинский Затон

Видно и центральную полузаброшенную часть ЗиЛа

Цех, где собираются грузовики сегодня

Конвейера нет, объёмы небольшие и каждая машина дорабатывается индивидуально исходя из пожеланий заказчика.

Свежесваренная кабина

Капоты

Задняя стенка

Ещё немного и можно будет ехать :)

Готовые детали

Кабины в ожидании отправки на покраску.

Двери

Компрессор

А тут уже на готовые покрашенные кабины налепляют электронику

Сидения уже поставлены

Куча интересных деталек :)

Лазерный вытачивающий аппарат. Управляется специальным пультом

Так это выглядит в динамике

Вспомнились занятия черчением в институте :))

Оо

Плакаты все ностальгичные

Передовиков больше нет..

Философские измышления на тему будущего завода

Хотите поработать на заводе? :)) Готовьтесь вставать ни свет ни заря...

Чё вы сюда со своими телегами ездите??

ЗиЛ, как известно, занимается не только грузовиками. В стенах завода был разработан построен высокопроходимый болотоход! Устройство, позволяющее перемещаться по заболоченной местности. Используется в основном для доставки космонавтов из мест посадки в цивилизацию.

Шнекороторный болотоход в действии!

Болотоход, как правило, перевозится ещё более крутой и уникальной машиной - огромным вездеходом "Синяя птица". Уникальнейшее изобретение, позволяющее перемещаться в абсолютно любых условиях.

Всего было произведено 20 таких вездеходов.

Колёса одни чего стоят

Уютная обстановка внутри

Основной заказчик таких агрегатов - Роскосмос. Но заказов пока мало, и такие машины уже давно не производят

А сам цех сейчас, скорее как музей.

Тут также представлено много старых пожарных машин

Ещё одна разработка завода для мест, требующих повышенной проходимости - грузовик с большой шириной между колёсами.

В немного разобранном виде

Старички-ветераны

Ещё один цех, заслуживающий внимания - цех лимузинов.

ЗиЛ всегда занимался производством элитных автомобилей. Его выходцы занимали высокие места на разных международных выставках.

Раньше завод производил по 20-25 лимузинов, сейчас - 3-5. Темпы спали и здесь

Основные заказчики - коллекционеры

Всё это - автомобили 40-х годов.

На таких ездила партийная элита. Требования к безопасности были повышенными

Ещё интересная вещь - автомобиль "Юность" - уникальная разработка завода. В то время в мире не существовало автобусов среднего размера. Могли быть либо большие, либо маленькие. "Юность" оказалась первой, за что и заняла на разных выставках всякие призы.

Интересный агрегат

Ещё довелось увидеть манёвренный грузовик с задней поворотной осью. Благодаря поворачивающимся задним колёсам, грузовик может творить чудеса!

Обязательно посмотрите его в движении!

Трудовой народ на перерыве. Эх, не в почёте сейчас такой род деятельности

Последний цех, который заслуживает внимания, по сути то ЗиЛом не является. Его арендует у завода японская фирма, производящая кузовные запчасти для автомобилей Рено.

Деятельность тут кипит куда сильнее, чем в цехах самого ЗиЛа..

Сами реношки собираются на территории АЗЛК, а здесь штампуют для них кузовные детали

Огромные прессы.

Внизу мусоросборочный конвеер. Он принимает все обрезки, бракованные детальки и увозит на переработку.

Логотип завод всё же красуется на прессах, хоть от ЗиЛа здесь только территория...

Ручная обработка

Склад деталек

Что сказать по результатам всего увиденного. Конечно грустно, что завод так сильно сдал с советского времени. Конечно радостно, что он не закрывается, а планирует жить и развиваться дальше. Работники, несмотря на маленькие объёмы производства, настроены очень оптимистично.

В советские годы, ЗиЛ был очень существенным объектом города. Наследие в виде станции метро Автозаводская, в виде разных Д/к и прочего осталось до сих пор. Ещё совсем недавно к ЗиЛу ходило несметное число автобусных маршрутов со всего юга и юго-востока города: из Чертаново, Бирюлёво, Орехово-Борисово, Москворечья, Сабурово, Текстильщиков, Выхина Люблина - всех тех районов, в которые зиловские рабочие массово заселялись. Помню, меня всегда удивляло, что от моего МИФИ ходит до Автозаводского моста (т.е. в район той же линии метро) 5 маршрутов, и ещё вблизи 6-й.Многие из них до сих пор ещё ходят сюда через пол-города. Хотя целевого пассажиропотока, ради которого они были когда-то созданы, конечно же уже почти нет.

Завод выпустил за все свои годы около 7 миллионов грузовиков, 5,5 миллионов холодильников, 3,3 миллиона велосипедов (выпускались в 50-е годы), 39 тыс. автобусов. Мы, кстати, сами до сих пор пользуемся продукцией завода :) Правда у этой продукции совершенно не держится крышка от морозильной камеры, возможно скоро придётся от неё отказаться.

Ну и напоследок, фото с МК МЖД. Памятник первому грузовику, выпущенному на ЗиЛе.

yablor.ru

Легендарный ЗИЛ прекращает существование в свой 100-летний юбилей

Старейший российский автомобильный завод — ЗИЛ, которому в феврале исполняется 100 лет, прекратит свое существование. Сохранившийся цех по штамповке запчастей переедет в технополис «Москва», а новые производственные мощности размещать на территории завода не планируется.

Сохранение существующего производства, а также размещение нового производства на территории АМО ЗИЛ не предполагается. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе департамента имущества Москвы. Сейчас на территории завода находится производство совместной российско-японской компании «Alpha Automotive Technologies» («ААТ»). «Предприятие производит более 150 видов штамповок (крыша, капот, крылья и т.п.) для машинокомплектов, выпускаемых сборочными производствами альянса «Renault — Nissan — АвтоВАЗ» и альянса «Peugeot — Citroen — Mitsubishi», — добавили в пресс-службе. — Производственные мощности «ААТ» планируется перебазировать на новую площадку — в здание С24 технополиса «Москва».

Решение о переезде принято, чтобы сохранить действующее автопроизводство, а заодно для того, чтобы освободить территории ЗИЛ под новую застройку.

Насчет последнего пункта у столичных властей планы самые амбициозные. Был проведен международный конкурс по концепции развития «Полуострова ЗИЛ» — так этот участок назван в работе-победителейПроект предусматривает строительство жилых домов, объектов социальной инфраструктуры, спортивных зданий, включая хоккейный дворец «Арена легенд», храмового комплекса, административных строений, а также создание парков и общественных пространств. По словам заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, первые объекты новой инфраструктуры откроются там уже в этом году. А всего реорганизация промзоны займет около десяти лет.

«Изначально планировалось оставить производство все там же, на территории завода, только ужать его до 50 га, но потом решили, что производству тут все же не место. Хотя официально завод не ликвидирован, на рынке есть акции. Мы могли бы переехать в регионы, у ЗИЛа достаточно филиалов, но где-то все оборудование простаивает, а где-то его уже успели вывезти и продать», — сообщил «Газете.Ru» источник в АМО «ЗИЛ».

Некогда мощный промышленный гигант сейчас находится в плачевном состоянии. В настоящий момент «предприятие практически снесено, из последних заделов штучно собирают машины, от трех до десяти в месяц. Из некогда 60 тыс. сотрудников остались порядка 300 человек», — добавил собеседник «Газеты.Ru» в АМО ЗИЛ.

Производство частично сохранилось, работает шестой механосборочный цех, где производят и реставрируют лимузины и автобусы «Юность». Кроме того, дочерняя АМО «ЗИЛ» компания — ООО «ЗИЛ» — производит там грузовики. К самому заводу организация отношения практически не имеет, арендует у АМО оборудование и помещение. Иногда ООО получает заказ на производство небольших партий машин или запчастей к ним.

По такой же схеме функционирует сборочный цех №6 — тот самый, который в советские годы выпускал роскошные лимузины для первых лиц государства.

Теперь в нем делают дорогостоящие автомобили высшего класса. Заводу цех также не принадлежит: его выкупила группа предпринимателей, хотя штат этой организации укомплектован бывшими работниками ЗИЛ. Цех собирает лимузины из существующих заделов и ремонтирует уже созданные авто. Сейчас заканчивается сборка лимузина 41047 — по-видимому, он станет последним в истории завода. Лимузин был заложен в 2005 году по заказу Владимира Жириновского, но потом свой заказ политик по какой-то причине отменил. В настоящий момент заканчивается сборку кузова и шасси для этого автомобиля.

Стоит отметить, что фактическая «смерть» ЗИЛа произошла в год его столетнего юбилея. В 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности частное предприятие «Кузнецов, Рябушинские» заключило договор на создание завода грузовиков в Москве. Он также стал первым автозаводом в стране. Первый контракт на поставку полутора тысяч машин заказчикам был заключен в конце февраля 1916 года.

За все время работы предприятие не раз меняло свое название (в частности, какой-то период называлось «Заводом имени Сталина»), пережило национализацию, гражданскую и Великую отечественную войны и даже крайне сложный период в жизни России под названием «лихие 1990-е». Марка ЗИЛ была известна более чем в 100 странах мира, но в этой истории, похоже, поставлена окончательная точка.

nk.org.ua