ЗИЛов век: Командовать парадом буду я! Легенды зила


ЗИЛ - Из легенды в парк

Кот шашлык02 августа 2016 10:07

Автомобили АМО-ЗИС-ЗИЛ заняли достойное место в музеях, а сам автозавод практически прекратил существование, производственные корпуса на Автозаводской снесены, на территории возводится квартал «Парк Легенд». Остаётся вновь обратиться к истории и вспомнить лучшее, что было здесь создано за минувшие 100 лет.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Представительские легковые автомобили ЗИС стали классикой, ещё в 1936 году появился ЗИС-101 - семиместный автомобиль с кузовом «лимузин». Созданию этой машины предшествовала разработка представительского лимузина «Ленинград-1», скопированного с американского «Бьюика» заводом «Красный Путиловец». Но питерский завод переориентировался на выпуск тракторов и танков, а лимузины доверили ЗИСу. В Москве конструкторы не стали повторять «Бьюик», а пошли по пути создания собственного автомобиля на основе импортных конструктивных решений. Любопытно, что комфортабельные машины достались не только партийным чиновникам и членам правительства, но и эксплуатировались в качестве такси, всего с 1936 по 1941 год с конвейра сошло 8752 автомобиля.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Следующим этапом стал ЗИС-110, первый послевоенный автомобиль, сильно напоминающий американский «Паккард», который нравился Сталину. Стиль «Паккарда» конструкторы сохранили, но осовременили, машина стала более длинной, широкой и приземистой. Как и его предшественник, ЗИС-110 использовался не только для обслуживания госучреждений, но и в таксопарках в качестве маршрутных такси на междугородных линиях Москва-Симферополь, Москва-Владимир и Москва-Рязань. Среди модификаций были автомобиль скорой медицинской помощи, фаэтон, кабриолет, а также первый советский бронированный автомобиль ЗИС-115, выпущенный в 1948 году по специальному заказу правительства СССР. На ЗИС-115 была применена особая система бронирования - бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Один из таких броневиков, внешне не отличающихся от обычных ЗИС-110, возил Иосифа Сталина.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

ЗИС-110А. 1947 год:

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Традиция создания люксовых автомобилей продолжилась при Хрущёве и Брежневе, к тому времени автозавод получил имя Лихачёва и следующие модели шли под индексами ЗИЛ-111, ЗИЛ-114 и так далее. ЗИЛ постоянно закупал для изучения образцы иностранных автомобилей, так что новые разработки получались стилизованными под классику американского автопрома, но к моменту выхода уже успевали чуть-чуть устареть.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

В 1954 году на заводе было создано Специальное конструкторское бюро, которое возглавил Виталий Грачёв. Под его руководством за последующие десятилетия в этом СКБ были созданы десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники, некоторые из которых не имели аналогов в мире. «Грачёвская школа» конструирования автомобилей повышенной проходимости основывалась на использовании спаренных двигателей с отдельными коробками передач и побортными системами отбора мощности. Семейство автомобилей ЗИЛ-135 нашло широкое применение в армии в качестве шасси для различных систем вооружения, а «комплекс 490», более известный как поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» (снегоболотоход ЗИЛ-2906 и пассажирский ЗИЛ-49061) был создан для эвакуации приземлившихся космонавтов по личной просьбе Сергея Королёва и используется по сей день.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Холодильники ЗИС. 1952 год. Автозавод помимо основной продукции выпускал и товары народного потребления - холодильники и велосипеды.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Но вернёмся к грузовикам. В 1963 году начался выпуск совершенно новой машины ЗИЛ-130 с двигателем мощностью 150 лошадиных сил. Особенностью стал дизайн грузовика, разработанный специалистами ЗИЛа. Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю ЗИЛ-130 был присвоен Государственный Знак качества СССР. Среди модификаций базовой модели были бортовой грузовик, седельный тягач, шасси для самосвалов, автоцистерн, подъёмников.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

ЗИЛ-130 в автосборочном корпусе. 1977 год:

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com
ЗИЛ-131 - грузовой автомобиль повышенной проходимости Завода имени Лихачёва выпускался с 1966 по 1986 год

Конвейер в то время был загружен не на полную мощность и инженеры начали работать над первыми советскими бескапотными грузовиками. Завод разработал конструкцию грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания, однако запуск производства в Москве не состоялся: Совет Министров СССР в 1968 году постановил построить новый завод в Набережных Челнах в целях развития кооперации между регионами СССР. Таким образом ЗИЛ-170 ушёл в Татарскую АССР и с 1976 года выпускался как КамАЗ-5320, причём москвичи не только передали коллегам техническую документацию, но и вносили корректировки в проект, готовили рабочие кадры.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com
Опытный образец на ВДНХ. 1969 год:

История с КамАЗом завела зиловцев в ловушку. ЗИЛ-130 морально устарел, ЗИЛ-170 отдали на сторону, разработка ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169 остановилась на начальном этапе. Конструкторский кризис разрешился к 1985 году, когда с конвейера сошли первые ЗИЛ-4331, но до распада Союза (и краха прежней экономической системы) оставалось всего несколько лет.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com
Эмблема ЗИЛ на крыше нового заводоуправления (Лабораторный корпус)

Московский автомеханический техникум, сейчас политехнический колледж № 31. Руководство автозавода всегда заботилось о грамотности своих сотрудников, поощряя образованный персонал и обучая новичков. После довоенной реконструкции ЗИСа встала задача переобучить несколько тысяч человек. Для этого при заводе в 1940 году было открыто Ремесленное училище № 1, которое стало крупнейшим в Советском Союзе. Во время «ликбеза» особенно следили за культурным уровнем рабочих. Трудовые успехи поощрялись билетами в кинотеатры, контрамарками на спектакли и концерты. Библиотечный фонд насчитывал 105 000 томов разной литературы.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

В 1931 году началось строительство Дворца культуры Пролетарского района (Дворец культуры ЗИЛ на Восточной улице), конструктивистское здание спроектировали братья Веснины. Организация культурного досуга пролетариата сопровождалась разорением гробниц старинных дворянских фамилий, так как строилось здание на территории некрополя Симонова монастыря.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

По соседству с Дворцом культуры в 1959 году был построен стадион заводской футбольной команды «Торпедо», которая не затерялась среди грандов высшей лиги благодаря талантам Эдуарда Стрельцова, Валентина Иванова, Валерия Воронина, Виктора Шустикова. Профессионального спорта в СССР как бы не существовало и по тогдашним формальным правилам игроки числились какими-нибудь слесарями. А началась зиловская футбольная история гораздо раньше - ещё в 1919 году на месте нынешнего выхода из метро «Автозаводская» находилась спортивная площадка, где жители района занимались волейболом и футболом. На заре отечественного футбола будущая торпедовская команда носила длинное название «Рабочий Дворец «Пролетарская Кузница».

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

«Медсанчасть № 1 АМО ЗИЛ». Рабочие регулярно проходили диспансеризацию, к их услугам был заводской дом отдыха «Васькино».

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Административные здания отдела руководящих и инженерных кадров, прежде в них находились партийный и профсоюзный комитеты завода.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Второй инструментальный цех, построен в 1930-е годы

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Фабрика-кухня № 20 комбината общественного питания ЗИЛ, главная заводская столовая

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Лабораторный корпус с аэроклиматической камерой, построен в 1983 году

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

К 2011 году предприятие оказалось в глубоком кризисе, конвейер простаивал, убытки росли, менеджеры тщетно искали инвестиции. Малотоннажный «Бычок» ЗиЛ-5301 сильно запоздал и уже не мог вытянуть завод из болота. К слову, происхождение названия «Тюфелева роща» (Тюхалева, Тюхолева) точно не установлено. Предположительно оно произошло от старинного слова «тухоль», затхлость. Характерны названия окрестных озёр - Постылое, Чёрное, Болотное. Конечно же, топонимика не имеет отношения к экономике, но всё же, всё же... В сложной ситуации Правительство Москвы, имеющее контрольный пакет акций, не стало поддерживать угасающее производство и вскоре начался снос заводских корпусов с последующей застройкой жилыми кварталами и спортивными объектами. Импортозамещению - привет.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

От огромных корпусов остались лишь фасады, выходящие на главную аллею да пожарная часть (отдельный пост) № 97 (строение 1939 года). Вокруг пожарки возводится жилой комплекс ЗИЛАРТ . В 2016 году решено назвать главную заводскую аллею бульваром братьев Весниных, известных советских архитекторов. Другие улицы названы в честь Родченко, Мельникова, Татлина, Лентулова, Щусева, Лисицкого. «Первые жильцы здесь появятся уже в начале 2018 года. У нас в планах пешеходный бульвар, где будет находиться музей «Эрмитаж-Москва». Это тематический центр, который позволит принимать около 15 тысяч гостей ежегодно», - говорит генеральный директор «Группы ЛСР» Андрей Молчанов.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Ну а пока кварталы строятся, на территории проводят арт-хэппенинги, например, по художественной раскраске грузовиков ЗИЛ-130.

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

«Парк Легенд», Ледовый дворец и паркинг

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Ссылки по теме

Источник: evge-chesnokov.livejournal.com

Самые фишки на Фишках

pwa.fishki.net

ЗИЛ - Из легенды в парк

Автомобили АМО-ЗИС-ЗИЛ заняли достойное место в музеях, а сам автозавод практически прекратил существование, производственные корпуса на Автозаводской снесены, на территории возводится квартал «Парк Легенд». 

Остаётся вновь обратиться к истории и вспомнить лучшее, что было здесь создано за минувшие 100 лет.

Представительские легковые автомобили ЗИС стали классикой, ещё в 1936 году появился ЗИС-101 - семиместный автомобиль с кузовом «лимузин». Созданию этой машины предшествовала разработка представительского лимузина «Ленинград-1», скопированного с американского «Бьюика» заводом «Красный Путиловец». Но питерский завод переориентировался на выпуск тракторов и танков, а лимузины доверили ЗИСу. В Москве конструкторы не стали повторять «Бьюик», а пошли по пути создания собственного автомобиля на основе импортных конструктивных решений. Любопытно, что комфортабельные машины достались не только партийным чиновникам и членам правительства, но и эксплуатировались в качестве такси, всего с 1936 по 1941 год с конвейра сошло 8752 автомобиля.

Следующим этапом стал ЗИС-110, первый послевоенный автомобиль, сильно напоминающий американский «Паккард», который нравился Сталину. Стиль «Паккарда» конструкторы сохранили, но осовременили, машина стала более длинной, широкой и приземистой. Как и его предшественник, ЗИС-110 использовался не только для обслуживания госучреждений, но и в таксопарках в качестве маршрутных такси на междугородных линиях Москва-Симферополь, Москва-Владимир и Москва-Рязань. Среди модификаций были автомобиль скорой медицинской помощи, фаэтон, кабриолет, а также первый советский бронированный автомобиль ЗИС-115, выпущенный в 1948 году по специальному заказу правительства СССР. На ЗИС-115 была применена особая система бронирования - бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Один из таких броневиков, внешне не отличающихся от обычных ЗИС-110, возил Иосифа Сталина.

ЗИС-110А. 1947 год:

Традиция создания люксовых автомобилей продолжилась при Хрущёве и Брежневе, к тому времени автозавод получил имя Лихачёва и следующие модели шли под индексами ЗИЛ-111, ЗИЛ-114 и так далее. ЗИЛ постоянно закупал для изучения образцы иностранных автомобилей, так что новые разработки получались стилизованными под классику американского автопрома, но к моменту выхода уже успевали чуть-чуть устареть.

В 1954 году на заводе было создано Специальное конструкторское бюро, которое возглавил Виталий Грачёв. Под его руководством за последующие десятилетия в этом СКБ были созданы десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники, некоторые из которых не имели аналогов в мире. «Грачёвская школа» конструирования автомобилей повышенной проходимости основывалась на использовании спаренных двигателей с отдельными коробками передач и побортными системами отбора мощности. Семейство автомобилей ЗИЛ-135 нашло широкое применение в армии в качестве шасси для различных систем вооружения, а «комплекс 490», более известный как поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» (снегоболотоход ЗИЛ-2906 и пассажирский ЗИЛ-49061) был создан для эвакуации приземлившихся космонавтов по личной просьбе Сергея Королёва и используется по сей день.

Холодильники ЗИС. 1952 год. Автозавод помимо основной продукции выпускал и товары народного потребления - холодильники и велосипеды.

Но вернёмся к грузовикам. В 1963 году начался выпуск совершенно новой машины ЗИЛ-130 с двигателем мощностью 150 лошадиных сил. Особенностью стал дизайн грузовика, разработанный специалистами ЗИЛа. Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю ЗИЛ-130 был присвоен Государственный Знак качества СССР. Среди модификаций базовой модели были бортовой грузовик, седельный тягач, шасси для самосвалов, автоцистерн, подъёмников.

ЗИЛ-130 в автосборочном корпусе. 1977 год:

ЗИЛ-131 - грузовой автомобиль повышенной проходимости Завода имени Лихачёва выпускался с 1966 по 1986 год

Конвейер в то время был загружен не на полную мощность и инженеры начали работать над первыми советскими бескапотными грузовиками. Завод разработал конструкцию грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания, однако запуск производства в Москве не состоялся: Совет Министров СССР в 1968 году постановил построить новый завод в Набережных Челнах в целях развития кооперации между регионами СССР. Таким образом ЗИЛ-170 ушёл в Татарскую АССР и с 1976 года выпускался как КамАЗ-5320, причём москвичи не только передали коллегам техническую документацию, но и вносили корректировки в проект, готовили рабочие кадры.

Опытный образец на ВДНХ. 1969 год:

История с КамАЗом завела зиловцев в ловушку. ЗИЛ-130 морально устарел, ЗИЛ-170 отдали на сторону, разработка ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169 остановилась на начальном этапе. Конструкторский кризис разрешился к 1985 году, когда с конвейера сошли первые ЗИЛ-4331, но до распада Союза (и краха прежней экономической системы) оставалось всего несколько лет.

Эмблема ЗИЛ на крыше нового заводоуправления (Лабораторный корпус)

Московский автомеханический техникум, сейчас политехнический колледж № 31. Руководство автозавода всегда заботилось о грамотности своих сотрудников, поощряя образованный персонал и обучая новичков. После довоенной реконструкции ЗИСа встала задача переобучить несколько тысяч человек. Для этого при заводе в 1940 году было открыто Ремесленное училище № 1, которое стало крупнейшим в Советском Союзе. Во время «ликбеза» особенно следили за культурным уровнем рабочих. Трудовые успехи поощрялись билетами в кинотеатры, контрамарками на спектакли и концерты. Библиотечный фонд насчитывал 105 000 томов разной литературы.

В 1931 году началось строительство Дворца культуры Пролетарского района (Дворец культуры ЗИЛ на Восточной улице), конструктивистское здание спроектировали братья Веснины. Организация культурного досуга пролетариата сопровождалась разорением гробниц старинных дворянских фамилий, так как строилось здание на территории некрополя Симонова монастыря.

По соседству с Дворцом культуры в 1959 году был построен стадион заводской футбольной команды «Торпедо», которая не затерялась среди грандов высшей лиги благодаря талантам Эдуарда Стрельцова, Валентина Иванова, Валерия Воронина, Виктора Шустикова. Профессионального спорта в СССР как бы не существовало и по тогдашним формальным правилам игроки числились какими-нибудь слесарями. А началась зиловская футбольная история гораздо раньше - ещё в 1919 году на месте нынешнего выхода из метро «Автозаводская» находилась спортивная площадка, где жители района занимались волейболом и футболом. На заре отечественного футбола будущая торпедовская команда носила длинное название «Рабочий Дворец «Пролетарская Кузница».

«Медсанчасть № 1 АМО ЗИЛ». Рабочие регулярно проходили диспансеризацию, к их услугам был заводской дом отдыха «Васькино».

Административные здания отдела руководящих и инженерных кадров, прежде в них находились партийный и профсоюзный комитеты завода.

Второй инструментальный цех, построен в 1930-е годы

Фабрика-кухня № 20 комбината общественного питания ЗИЛ, главная заводская столовая

Лабораторный корпус с аэроклиматической камерой, построен в 1983 году

К 2011 году предприятие оказалось в глубоком кризисе, конвейер простаивал, убытки росли, менеджеры тщетно искали инвестиции. Малотоннажный «Бычок» ЗиЛ-5301 сильно запоздал и уже не мог вытянуть завод из болота. К слову, происхождение названия «Тюфелева роща» (Тюхалева, Тюхолева) точно не установлено. Предположительно оно произошло от старинного слова «тухоль», затхлость. Характерны названия окрестных озёр - Постылое, Чёрное, Болотное. Конечно же, топонимика не имеет отношения к экономике, но всё же, всё же... В сложной ситуации Правительство Москвы, имеющее контрольный пакет акций, не стало поддерживать угасающее производство и вскоре начался снос заводских корпусов с последующей застройкой жилыми кварталами и спортивными объектами. Импортозамещению - привет.

От огромных корпусов остались лишь фасады, выходящие на главную аллею да пожарная часть (отдельный пост) № 97 (строение 1939 года). Вокруг пожарки возводится жилой комплекс ЗИЛАРТ . В 2016 году решено назвать главную заводскую аллею бульваром братьев Весниных, известных советских архитекторов. Другие улицы названы в честь Родченко, Мельникова, Татлина, Лентулова, Щусева, Лисицкого. «Первые жильцы здесь появятся уже в начале 2018 года. У нас в планах пешеходный бульвар, где будет находиться музей «Эрмитаж-Москва». Это тематический центр, который позволит принимать около 15 тысяч гостей ежегодно», - говорит генеральный директор «Группы ЛСР» Андрей Молчанов.

koleso.temaretik.com

ЗИЛ. Из легенды в парк

Автомобили АМО-ЗИС-ЗИЛ заняли достойное место в музеях, а сам автозавод практически прекратил существование, производственные корпуса на Автозаводской снесены, на территории возводится квартал «Парк Легенд». Остаётся вновь обратиться к истории и вспомнить лучшее, что было здесь создано за минувшие 100 лет.

Представительские легковые автомобили ЗИС стали классикой, ещё в 1936 году появился ЗИС-101 - семиместный автомобиль с кузовом «лимузин». Созданию этой машины предшествовала разработка представительского лимузина «Ленинград-1», скопированного с американского «Бьюика» заводом «Красный Путиловец». Но питерский завод переориентировался на выпуск тракторов и танков, а лимузины доверили ЗИСу. В Москве конструкторы не стали повторять «Бьюик», а пошли по пути создания собственного автомобиля на основе импортных конструктивных решений. Любопытно, что комфортабельные машины достались не только партийным чиновникам и членам правительства, но и эксплуатировались в качестве такси, всего с 1936 по 1941 год с конвейра сошло 8752 автомобиля.

Следующим этапом стал ЗИС-110, первый послевоенный автомобиль, сильно напоминающий американский «Паккард», который нравился Сталину. Стиль «Паккарда» конструкторы сохранили, но осовременили, машина стала более длинной, широкой и приземистой. Как и его предшественник, ЗИС-110 использовался не только для обслуживания госучреждений, но и в таксопарках в качестве маршрутных такси на междугородных линиях Москва-Симферополь, Москва-Владимир и Москва-Рязань. Среди модификаций были автомобиль скорой медицинской помощи, фаэтон, кабриолет, а также первый советский бронированный автомобиль ЗИС-115, выпущенный в 1948 году по специальному заказу правительства СССР. На ЗИС-115 была применена особая система бронирования - бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Один из таких броневиков, внешне не отличающихся от обычных ЗИС-110, возил Иосифа Сталина.

ЗИС-110А. 1947 год: https://pastvu.com/p/110125

Традиция создания люксовых автомобилей продолжилась при Хрущёве и Брежневе, к тому времени автозавод получил имя Лихачёва и следующие модели шли под индексами ЗИЛ-111, ЗИЛ-114 и так далее. ЗИЛ постоянно закупал для изучения образцы иностранных автомобилей, так что новые разработки получались стилизованными под классику американского автопрома, но к моменту выхода уже успевали чуть-чуть устареть.

В 1954 году на заводе было создано Специальное конструкторское бюро, которое возглавил Виталий Грачёв. Под его руководством за последующие десятилетия в этом СКБ были созданы десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники, некоторые из которых не имели аналогов в мире. «Грачёвская школа» конструирования автомобилей повышенной проходимости основывалась на использовании спаренных двигателей с отдельными коробками передач и побортными системами отбора мощности. Семейство автомобилей ЗИЛ-135 нашло широкое применение в армии в качестве шасси для различных систем вооружения, а «комплекс 490», более известный как поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» (снегоболотоход ЗИЛ-2906 и пассажирский ЗИЛ-49061) был создан для эвакуации приземлившихся космонавтов по личной просьбе Сергея Королёва и используется по сей день.

Фото: https://www.autowp.ru/zil/4906_-sinyaya_ptitsa-/41596/exact/pictures/134932/

Холодильники ЗИС. 1952 год: https://pastvu.com/p/356737 Автозавод помимо основной продукции выпускал и товары народного потребления - холодильники и велосипеды.

Но вернёмся к грузовикам. В 1963 году начался выпуск совершенно новой машины ЗИЛ-130 с двигателем мощностью 150 лошадиных сил. Особенностью стал дизайн грузовика, разработанный специалистами ЗИЛа. Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю ЗИЛ-130 был присвоен Государственный Знак качества СССР. Среди модификаций базовой модели были бортовой грузовик, седельный тягач, шасси для самосвалов, автоцистерн, подъёмников.

ЗИЛ-130 в автосборочном корпусе. 1977 год: https://pastvu.com/p/321361

ЗИЛ-131 - грузовой автомобиль повышенной проходимости Завода имени Лихачёва выпускался с 1966 по 1986 год

Конвейер в то время был загружен не на полную мощность и инженеры начали работать над первыми советскими бескапотными грузовиками. Завод разработал конструкцию грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания, однако запуск производства в Москве не состоялся: Совет Министров СССР в 1968 году постановил построить новый завод в Набережных Челнах в целях развития кооперации между регионами СССР. Таким образом ЗИЛ-170 ушёл в Татарскую АССР и с 1976 года выпускался как КамАЗ-5320, причём москвичи не только передали коллегам техническую документацию, но и вносили корректировки в проект, готовили рабочие кадры.

Опытный образец на ВДНХ. 1969 год: https://www.autowp.ru/zil/169/11756/pictures/133950/

История с КамАЗом завела зиловцев в ловушку. ЗИЛ-130 морально устарел, ЗИЛ-170 отдали на сторону, разработка ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169 остановилась на начальном этапе. Конструкторский кризис разрешился к 1985 году, когда с конвейера сошли первые ЗИЛ-4331, но до распада Союза (и краха прежней экономической системы) оставалось всего несколько лет.

Эмблема ЗИЛ на крыше нового заводоуправления (Лабораторный корпус)

Московский автомеханический техникум, сейчас политехнический колледж № 31. Руководство автозавода всегда заботилось о грамотности своих сотрудников, поощряя образованный персонал и обучая новичков. После довоенной реконструкции ЗИСа встала задача переобучить несколько тысяч человек. Для этого при заводе в 1940 году было открыто Ремесленное училище № 1, которое стало крупнейшим в Советском Союзе. Во время «ликбеза» особенно следили за культурным уровнем рабочих. Трудовые успехи поощрялись билетами в кинотеатры, контрамарками на спектакли и концерты. Библиотечный фонд насчитывал 105 000 томов разной литературы.

В 1931 году началось строительство Дворца культуры Пролетарского района (Дворец культуры ЗИЛ на Восточной улице), конструктивистское здание спроектировали братья Веснины. Организация культурного досуга пролетариата сопровождалась разорением гробниц старинных дворянских фамилий, так как строилось здание на территории некрополя Симонова монастыря.

По соседству с Дворцом культуры в 1959 году был построен стадион заводской футбольной команды «Торпедо», которая не затерялась среди грандов высшей лиги благодаря талантам Эдуарда Стрельцова, Валентина Иванова, Валерия Воронина, Виктора Шустикова. Профессионального спорта в СССР как бы не существовало и по тогдашним формальным правилам игроки числились какими-нибудь слесарями. А началась зиловская футбольная история гораздо раньше - ещё в 1919 году на месте нынешнего выхода из метро «Автозаводская» находилась спортивная площадка, где жители района занимались волейболом и футболом. На заре отечественного футбола будущая торпедовская команда носила длинное название «Рабочий Дворец «Пролетарская Кузница».

«Медсанчасть № 1 АМО ЗИЛ». Рабочие регулярно проходили диспансеризацию, к их услугам был заводской дом отдыха «Васькино».

Административные здания отдела руководящих и инженерных кадров, прежде в них находились партийный и профсоюзный комитеты завода.

Второй инструментальный цех, построен в 1930-е годы

Инженерный корпус, Управление главного конструктора по автомобилям

Фабрика-кухня № 20 комбината общественного питания ЗИЛ, главная заводская столовая

Лабораторный корпус с аэроклиматической камерой, построен в 1983 году

К 2011 году предприятие оказалось в глубоком кризисе, конвейер простаивал, убытки росли, менеджеры тщетно искали инвестиции. Малотоннажный «Бычок» ЗиЛ-5301 сильно запоздал и уже не мог вытянуть завод из болота. К слову, происхождение названия «Тюфелева роща» (Тюхалева, Тюхолева) точно не установлено. Предположительно оно произошло от старинного слова «тухоль», затхлость. Характерны названия окрестных озёр - Постылое, Чёрное, Болотное. Конечно же, топонимика не имеет отношения к экономике, но всё же, всё же... В сложной ситуации Правительство Москвы, имеющее контрольный пакет акций, не стало поддерживать угасающее производство и вскоре начался снос заводских корпусов с последующей застройкой жилыми кварталами и спортивными объектами. Импортозамещению - привет.

От огромных корпусов остались лишь фасады, выходящие на главную аллею да пожарная часть (отдельный пост) № 97 (строение 1939 года). Вокруг пожарки возводится жилой комплекс ЗИЛАРТ http://zilart.ru/. В 2016 году решено назвать главную заводскую аллею бульваром братьев Весниных, известных советских архитекторов. Другие улицы названы в честь Родченко, Мельникова, Татлина, Лентулова, Щусева, Лисицкого. «Первые жильцы здесь появятся уже в начале 2018 года. У нас в планах пешеходный бульвар, где будет находиться музей «Эрмитаж-Москва». Это тематический центр, который позволит принимать около 15 тысяч гостей ежегодно», - говорит генеральный директор «Группы ЛСР» Андрей Молчанов.

Ну а пока кварталы строятся, на территории проводят арт-хэппенинги, например, по художественной раскраске грузовиков ЗИЛ-130.

«Парк Легенд», Ледовый дворец и паркинг

«Великий и ужасный ЗИЛ» в блоге Russos: http://russos.livejournal.com/1161164.html«Просранный ЗИЛ» в блоге Russos: http://russos.livejournal.com/1222600.html

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

evgechesnokov.livejournal.com

ЗиЛ-157 — легенда отечественного автопрома

ЗиЛ-157 — мощный советский грузовик. Производство осуществлялось на заводе имени Лихачёва и УАМЗ более 30 лет (1958-1994). Полноприводный транспорт использовали в армии Советского Союза и во многих отраслях народного хозяйства.

Общая информация

Первая демонстрация опытного образца состоялась во Франции в 1958 году на международной выставке. В этот же году запустили серийный выпуск, причём с конвейера сходила не только стандартная версия, но и ряд модификаций. Грузовик использовали в армии и народном хозяйстве. В основе техники лежал ЗИС-151. Инженеры тщательно переработали конструкцию старой разработки, улучшив многие показатели.

В 1962 году прошла первая крупная модернизация, впоследствии техника получила индекс «К». Основное изменение заключалось в перераспределении нагрузки по осям. В 1978 году выпуск перенесли на уральское предприятие. ЗиЛ-157 по бездорожью передвигался хорошо, за что его ценили потребители. Три оси и полный привод позволяли передвигаться по любым дорогам и преодолевать водные преграды глубиной до 0,6 метров. Серийный выпуск остановили в 1994 году.

В 1966 году на конвейер поставили ЗиЛ-131, который стал основным в военной отрасли. Спрос со стороны армии на 157-ю модель упал, но зато нашлось много желающих приобрести грузовой транспорт в гражданской среде. Технику использовали в сельском хозяйстве, строительстве, совхозах и лесных хозяйствах. ЗиЛ-157 лесовоз являлся одной из самых популярных модификаций, так как перевозил брёвна любой длины.

Кабина и кузов

Борта кузова открывались с трёх сторон. Это упрощало погрузку и разгрузку. В машине предыдущего поколения водитель испытывал серьёзный дискомфорт: неудобная посадка, отсутствие отопительного оборудования и плохая работа вентиляционной системы доставляли неудобства. При разработке нового авто конструкторы устранили все вышеперечисленные недостатки.

Кресло шофёра отделали качественным материалом, внутренний наполнитель стал мягче. Имелся механизм регулировки положения сиденья. За всю историю производства серьёзных изменений цельнометаллическая кабина не получила. Вмещала до трёх человек. Элементы управления на приборной панели находились в досягаемости рулевого.

Шины ЗиЛ-157 оснастили дистанционной системой регулировки давления. Блок краников, отвечающий за это, находился под приборной панелью. Дизайн кабины получился современным для своих лет. Буферную часть удлинили и сделали заострённой. Плоские крылья хорошо сочетались с односкатными колёсами. В тёмное время суток дорогу освещали круглые фары, расположенные на крыльях и защищённые решёткой. На заводе кабину окрашивали в цвет хаки, так как основные партии поставлялись в армию.

Платформу кузова сделали из дерева. Для повышения прочности и снижения истирания поперёк установили несколько металлических балок. Борта делали из древесины. Через равное расстояние на каждом борту крепили металлические поперечины.

Конструкция

ЗиЛ-157 технические характеристики имел хорошие для своего времени:

  • Длина — 6,7 м;
  • Ширина — 2,1 м;
  • Высота — 2,4 м;
  • Дорожный просвет — 31-35 см;
  • Колёсная база — 4,2 м;
  • Объём силовой установки — 5,5 л;
  • Мощность силового агрегата — 104 лошадиные силы;
  • Карбюратор — К-88АЖ;
  • Коробка — механическая шестиступенчатая.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2

aeslib.ru

ЗИЛов век: Командовать парадом буду я!

27 Февраля 2017, 14:00

Маршальская эскадра

Сердце мое замирает, и я с мальчишеским восторгом гляжу на экран первого в нашей семье цветного телевизора: по брусчатке Красной площади торжественно и плавно, покачиваясь, как океанские корабли, плывут два необыкновенных автомобиля необыкновенного серо-жемчужного цвета. Широкие и длинные, буквально стелющиеся по земле красавцы идут, как говорят моряки, строем пеленга, волшебно-синхронно поворачивают, в полной тишине за ними клубится легкий дымок из выхлопных труб, вот они останавливаются. «Здравствуйте, товарищи!..»

Парадные маршальские фаэтоны 117В появлялись на людях всего дважды в год: 9 мая и 7 ноября в 10:00 они выезжали из Спасских ворот Кремля и через четверть часа скрывались с глаз долой

О том, чтобы прокатиться на такой машине, разумеется, не было и речи – поэтому, я даже и не мечтал об этом. Максимум, на что можно было рассчитывать, – увидеть на Калининском или Кутузовском черный седан ЗИЛ-117.  И вот наконец мы встретились – ну, здравствуй, маршальский ЗИЛ!

Потертая рыжая кожа сидений, водительское кресло очень мягкое – чисто перина! – с низкой, под лопатки, спинкой. По длине оно регулируется электроприводом, а угол наклона спинки не изменяется вообще – ее можно только откинуть вперед, чтобы пройти на диван

Правого переднего сиденья нет, на его месте на полу расстелен мохнатый рыжий ковер, из-под которого предательски выглядывает алюминиевый лист

Здесь не оставляет ощущение строгости, почти аскетичности. Ничего лишнего – строгая горизонталь передней панели, минимум хрома, скромный прямо­угольник вентиляции с ползунками, форточка, миниатюрная внутренняя ручка двери, маленький перчаточный ящик. Зеркала очень маленькие, и если левое с трогательной ручной регулировкой, то у правого регулировки нет вовсе. Совершенно непривычная сегодня приборная панель – узкая полоса спидомет­ра, как у 24-й «Волги», четыре прямоугольника приборов, а в окошечке одометра можно прочитать цифры пробега: всего-то 40 907 км. На водительской двери четыре скромные клавиши – электростеклоподъемники. Нажимаю, и стекла в массивных хромированных рамках по одному выезжают с резиновым скрипом и мягким жужжанием. Поворачиваю ключ зажигания, и из-под необъятного капота где-то далеко впереди раздается приглушенный рык 7-литрового мотора. Включаю кнопку на селекторе автоматической трансмиссии и осторожно наступаю на неожиданно тугую педаль газа. Поехали!

Повелители брусчатки

Теперь мне понятно, почему эти машины на экране телевизора так напоминали мне эскадру! Плавно и мощно ЗИЛ снимается с места – словно крейсер отходит от пирса и устремляется вперед с неудержимостью флагманского линкора, а через несколько мгновений я понимаю, что впереди стремительно надвигается поворот. Кручу тонкий руль – сколько здесь оборотов от упора до упора, десять?! – и 117-й неожиданно послушно, хотя и обозначая заметный крен на правый борт, входит в поворот. И снова впереди асфальтовый океан плаца, и я посильнее жму тугую педаль газа, и 300 коней под капотом сердито ревут, и мягкие рессоры задней подвески покачи­вают почти трехтонный кузов, и еще один поворот, и я легко перебираю тонкий обод руля, и далеко впереди на левом крыле начинает таинственно мерцать повторитель «поворотника», словно далекий маяк у входа в родную гавань...

Плавно и мощно ЗИЛ снимается с места и устремляется вперед с неудержимостью флагманского линкора

Обрастая жирком

После 117В пересаживаюсь в ЗИЛ-41044. И голос у мотора стал сочнее, и с места такая машина срывается резче – возможно, причина неожиданной резвости в куда более легкой педали газа.  Правда, хотя и более внушительный с виду, в деталях парадный фаэтон 80-х производит не столь цельное впечатление, как его предшественник. Дело, конечно, не только в отсутствии характерных повторителей на крыльях и даже не в общем стиле – украсившись снаружи лишними килограммами хрома, машина стала более тяжеловесной и утратила известное изящество 117-го. Передняя панель отделана черным жестким пластиком, который явно не красит маршальский салон. Сдвижная крышка бокса сделана как в старомодных бюро – из наборных планок. Сверху на торпедо выстроилась разноцветная шеренга из дюжины ламп: «поворотники», указатели уровня масла, бензина, тормозной жидкости, две лампы разряда аккумулятора – потому что у машины две системы зажигания, основная и резервная.

Какой колер, хозяин?

Впервые командующий парадом начальник московского гарнизона и принимающий парад министр пересели с лошадей в автомобили 7 ноября 1953 года. Это были 7-местные фаэтоны ЗИС-110Б, выкрашенные в серо-жемчужный цвет – в тон генеральской шинели. В 1958-м их сменили три ЗИЛа-111В, прослужившие до 1970 года, а 7 ноября 1971-го маршал Гречко выехал из Спасских ворот на ЗИЛ-117В. Парадные автомобили красили в благородный серый колер вплоть до 2011 года, когда первый гражданский министр обороны страны Анатолий Сердюков решил, что черный ЗИЛ-41044 АМГ лучше подходит его костюму.

В остальном за десятилетие изменилось немного. Руль остался столь же тонким. И почти те же клавиши электростеклоподъемников, и маленькие зеркала, хотя у правого появилась регулировка, потому что оно переехало на дверь. Мягчайшее водительское кресло, обитое той же рыжей кожей, получило регулировку спинки по углу наклона – массивная круг­лая рукоятка тоже не послужила украшением салона. А вот клавиша электрорегулировки по длине переехала в передний торец подушки – так, пожалуй, удобнее, чем сбоку, как у 117В. Стояночный тормоз – ножной, как положено настоящему американскому автомобилю: педаль слева сверху. А вот и новость – целых два приемника. Один основной, с узнаваемым значком рижской «Радиотехники», RRR, у водителя, а второй скрывается под крышкой в правом заднем подлокотнике.

ЗИЛ дарит совершенно уникальное ощущение – вы повелеваете не просто автомобилем, а превращаетесь в капитана океанской яхты

Впрочем, несмотря на такую роскошь, а также мягкий диван и собственные ручки открывания дверей, положенные пассажирам второго ряда, сидеть здесь не слишком удобно. Прежде всего из-за короткой спинки и отсутствия подголовников – при том, что водительское кресло его получило. Вот почему я спешу поскорее покинуть диван и перебраться за руль. Чтобы снова вдохнуть полной грудью этот фантастический запах масла и теплого металла, снова пережить незабываемые мгновенья водительского восторга, нажимаю на газ, перебираю тонкий руль, торможу перед следующим поворотом… «В гидрач надо масла долить», – говорит рядовой Миша, которому осталось восемь дней до дембеля. У противоположного конца плаца я слегка перебираю со скоростью, и тормоза протестующее завывают.

Ничего не поделаешь – старость…

Была ли статья полезной?

automobili.ru


Смотрите также