История легковых советских авто для высшей номенклатуры. Линейка зилов


Автомобили ЗИЛ — модельный ряд автомобилей ЗИЛ

Завод ЗиЛ – один из старейших заводов России, востребованность которого к великому сожалению поклонников советского авто пришла в упадок. Его производство законсервировано вследствие незаинтересованности представителей политической власти в его обновлении. Кризис начался еще при власти Ельцина, и к нынешним дням ситуация только ухудшилась. Чтобы отдать дань этой уже исторической марке автомобиля, давайте вспомним этапы его становления.

История автомобилей марки ЗиЛ

Создание новых автомобильных заводов стало необходимостью еще при царском правительстве, до революции 1917г. И одним из первых был завод АМО, выпускавший авто, прототип итальянского Fiat, и первой моделью его был АМО Ф15, выходивший в свет с 1924г. по 1931 г. С 1931г. модели этого завода начали называться ЗиС, в честь И.В. Сталина, которые, кстати, сам Сталин не использовал из-за слабого двигателя для перевозки бронекапсулы.

Основная линейка автомобилей марки ЗиЛ

С 1959г. завод переименовали в честь Лихачева, а модели – в ЗИЛ-111, внешне напоминающие Волгу ГАЗ-21. В этом же году первая модель ЗиЛа была оборудована кондиционером ЗиЛ-111А. Кабриолет ЗиЛ удостоился чести перевозить на себе во время парада космонавта Юрия Гагарина.

К началу 60-х модель ЗиЛа, ориентированная на американскую модель 50-х годов, быстро устарела, и результатом ее модернизации появился ЗиЛ-111Г. У него были круглые сдвоенные фары и круглые задние, была изменена форма ветрового стекла, двигатель был заменен на более мощный. В 1963г. появились открытый ЗиЛ – ЗиЛ-111Д, предназначенные для первомайских и октябрьских парадов.

С приходом к власти Л.И.Брежнева началась эпоха советских лимузинов. И уже в 1967г. появилась так называемая визитная карточка всей страны – ЗиЛ-114. Строгие гармоничные формы, мощная рама, прочная подвеска, детермальные стекла, автоматическая гидромеханическая трансмиссия – основные отличительные составляющие одной из самых быстрых представительских моделей ЗиЛ, по мощности превосходившая большинство зарубежных аналогов. Далее появился ЗиЛ-115, чуть позже переименованный в Зил-1404, ЗиЛ-14044, ЗиЛ-14045, ЗиЛ-14047.

Казалось, что это только начало, и лучшие собратья ЗиЛа еще впереди, но, увы, с начала 1989г. производство начало сворачиваться и из гаражей импортные лимузины начали вытеснять отечественные. Завод начал стремительно деградировать, и сейчас только в День Победы можно любоваться родным ЗиЛом-14044, уже третье десятилетие принимающий парад на Красной площади.

Вернуться в каталог машин Ремонт авто Тюнинг авто Форум

vsepoedem.com

история бренда + секрет долгожительства

СССР давно распался, многие заводы модернизировали или полностью заменили производственные линии, выпускавшие бытовую технику. Но некоторые инженерные проекты до сих пор удивляют своей надежностью, несмотря на неидеальные условия эксплуатации.

Одним из таких примеров является холодильник ЗиЛ – воистину «неубиваемая» техника, которую и сейчас можно встретить на кухнях наших квартир или дач. В чем же секрет такого долголетия? Попробуем разобраться.

Содержание статьи:

История производства холодильников ЗиЛ

Отправной точкой начала производства отечественных компрессионных холодильников, работающих на фреоне, считается Постановление от 07 сентября 1949г., по приказу которого было создано конструкторское бюро на московском заводе имени Й. В. Сталина.

Именно здесь были разработаны и подготовлены чертежи для изготовления небольших 85-литровых агрегатов «Саратов» и более вместительных 165-литровых ЗиЛов.

Сборочный цех ЗиЛ

Впервые знаменитые холодильники сошли с конвейера в апреле 1950 года, но так как их «родной» автомобилестроительный завод был назван в честь Сталина, то и логотип приборов складывался из аббревиатуры «ЗиС-Москва», а уже с 1956 года, когда предприятие переименовали в «Завод имени Лихачева», его продукция стала брендом ЗиЛ

Прототипом для первого холодильника «ЗиС-Москва» послужил образец предвоенного производства США. Один из «премьерных» приборов, между прочим, был подарен Брежневу и получил от того высокую оценку.

Но в тяжелое послевоенное время народ был не в состоянии приобрести дорогостоящую технику – у завода поначалу были серьезные проблемы со сбытом, но уже через пару пятилеток очередь на продукцию была расписана на много лет вперед.

На заводе имени Лихачева было собрано более 5 млн. «ЗиЛов», но после развала Союза на рынке появились иностранные производители.

С ними отечественная техника не смогла конкурировать из-за перебоев с финансированием новых разработок и неправильной политики маркетинга.

Чтобы удержатся на плаву, руководство стало снижать качество изделий, «закрывать глаза» на различные дефекты, что незамедлительно отразилось на потребительском спросе.

Промзона завода ЗиЛ

Сегодня на территории бывшей многокилометровой промзоны предприятия остались только несколько зданий, которые были реконструированы и превращены в автоцентр с шоу-румами

В 2016 году легендарный завод имени Лихачева отметил свое столетие, но о восстановлении его производственных мощностей уже речи не идет – большая часть цехов была снесена под постройку нового жилого микрорайона.

Причины популярности ЗиЛов

Главный секрет долгожительства советских холодильников – высокое качество всех деталей, от материалов корпуса до всех комплектующих.

Долгое время эти приборы относились к элитной технике, доступной далеко не каждому: треть выпущенного объема продукции отправлялась на экспорт, столько же продавалось в Москве, а остальное отпускалось по разнарядкам для высоких чинов из различных городов Союза.

Преимущества холодильников «ЗиЛ»:

  • стильный (на то время) внешний вид;
  • качественная сборка;
  • толстостенный крепкий корпус;
  • прочные, регулируемые по высоте, не впитывающие запахи и легко отмывающиеся полки;
  • лояльность к перепадам напряжения в сети;
  • легкая разборка и высокая ремонтопригодность.

Каждое изделие проходило строгий контроль качества. Даже полностью исправный прибор мог быть забракован при наличии всего лишь мелких царапин или незначительных неровностей на сварном материале корпуса.

А вот на других заводах, выпускающих холодильники, подобные нюансы не считались дефектами.

Высокие стандарты предъявлялись ко всем деталям. Известны случаи, когда браковались целые вагоны с заготовками, на которых были обнаружены пятна или отклонения по цвету поверхности.

Не прошедшие контроль комплектующие переадресовывались на другие, менее «привередливые» заводы. Такая жесткая позиция стала главной причиной, по которой бренд «ЗиЛ» долгое время считался производителем самым надежных холодильников в Союзе.

Конструкционные особенности различных моделей

На заводе имени Лихачева было создано несколько линеек ЗиЛов, каждая из которых имела свои неоспоримые на то время достоинства.

Конечно, не обошлось и без недостатков, но по сроку эксплуатации советские холодильники оставляют далеко позади современные приборы, а многие из них верно служат своим владельцам до сих пор. Рассмотрим подробней модельный ряд ЗиЛов.

№1 – первая птичка «ЗиС» ДХ-2

Флагман предприятия собирался на заводе с 1951 по 1960 год. Первая «ласточка» КБ завода им. Лихачева имела небольшую морозильную камеру с объемом 8 л, испаритель из нержавейки и надежный стальной конденсатор.

Корпус с округлыми углами и обтекаемыми формами был выполнен из сварной стали толщиной 8 мм и защищен от коррозии слоем силикатной эмали. Характерная «изюминка» модели – массивная ручка, которая могла использоваться как замок.

Холодильник ЗиС ДХ-2

Объем первого холодильника ДХ-2 составлял 165 л, но при этом имел довольно компактные размеры: его высота была 133 см при ширине 67 см

Но «первый блин» завода имел и внушительные недостатки:

  1. В морозилке не поддерживалась нормированная температура (даже до заявленного показателя -6  °C прибор в жарком климате не вытягивал).
  2. При производстве использовалось огромное количество металла.
  3. Сам агрегат был массивным, тяжелым и занимал много места на кухне.
  4. На то время объем в 165 литров считался неоправданно большим (потребительский спрос на модели в 85 л был намного выше).

Но со временем, когда народ оценил преимущества хранения продуктов в холодильнике вместо авоськи за окном, этот недостаток не только превратился в достоинство, но и послужил толчком для разработки более вместительных приборов.

Таких холодильников было выпущено немного – около 50 тысяч в год. А сегодня эта модель приравнивается к раритетной технике.

Известен случай, когда в Казахстане удалось продать агрегат почти за 1 млн. тенге, но это, скорее, счастливая случайность, чем адекватная цена прибора.

№2 – усовершенствованный «ЗиЛ-Москва» КХ-240

Вторая модель завода им. Лихачева выпускалась в 1960-1969 гг., причем объемы производства значительно возросли благодаря уже высокому спросу и самой лучшей рекламе – положительным отзывам потребителей.

Холодильники этой линейки имели общий объем 240 л, а вместительность низкотемпературного отделения увеличилось до 29 л.

Холодильник ЗиЛ КХ-240

Ежегодно на предприятии выпускалось около 120 тыс. «ЗиЛов» КХ-240, и именно эта модель стала первым советским холодильником, отправленным на экспорт в другие страны

Помимо увеличения полезного объема, у модернизированного «ЗиЛа» были предусмотрены 4 дюралюминиевые полки под посуду различных габаритов, освещаемые и вскрытые лаком.

Также появились лотки для яиц, место для хранения масла и «гнезда» под бутылки. В нижней части холодильного шкафа был установлен выдвижной металлический поддон для свежих овощей/фруктов и других охлажденных продуктов.

Схема устройства ЗиЛ КХ-240

Температура в морозильной камере холодильника поддерживалась за счет работы терморегулятора с возможностью ручной регулировки степени охлаждения

Кроме того, конструкторы исправили многие недостатки предыдущей модели и увеличили срок хранения провизии за счет установленной для НТО температуры в -10 градусов.

Дверной проем был обшит накладками из пластмассы, а в качестве теплоизоляционного материала использовалось тонкое стекловолокно.

Герметичное закрытие обеспечивал эластичный резиновый уплотнитель, установленный по периметру внутренней стенки двери, и курковый затвор.

№3 – прямоугольный «ЗиЛ-62» КШ-240/26**

В третьей модели «ЗиЛа» существенно изменился внешний вид агрегата. Оказалось, что несмотря на привлекательные округлые линии, дизайн прибора не позволяет компактно разместить его на малогабаритных советских кухнях.

Поэтому форма корпуса приобрела вид прямоугольника с четко выраженными прямыми углами.

Холодильник ЗиЛ-62

Маркировка с двумя звездочками означала, что в новых моделях холодильниках ЗиЛ-62 морозильная камера способна поддерживать температуру на уровне -12 градусов

При этом объем прибора остался прежним – 240 литров, зато новые модели можно было установить в одном блоке с кухонным гарнитуром, и использовать верхнюю поверхность как полку (с предыдущих покатых форм предметы постоянно падали).

Кроме того, резиновый уплотнитель на дверцах был заменен на магнитный, который и сегодня используется практически на всех холодильниках, а ширина корпуса приведена к стандарту – 60 см.

Недостатки «ЗиЛ-62»:

  1. Устаревшая модель компрессора, знаменитая громким «звуковым сопровождением» при работе.
  2. Низкое качество теплоизоляции, которая не позволяла значительно уменьшить толщину стенок корпуса и приводила к появлению снежной «шубы» на морозильной камере.
  3. Полки, которые затрудняли хранить продукты в нестандартных емкостях.
  4. Новый «травмоопасный» дизайн ручки с острыми краями.

Кроме того, разработчикам так и не удалось устранить основные производственные проблемы предыдущих версий – большой расход металла и трудоемкость изготовления.

№4 – «переходной» вариант «ЗиЛ-63»

С появлением на советском рынке первых двухдверных моделей «Минск» и «Ока» с системой автооттаивания и увеличенным до 300 литров объемом, спрос на «ЗиЛы» резко упал.

Поэтому конструкторскому бюро завода им. Лихачева было поручено создать проект трехкамерного холодильника, который мог бы конкурировать не только с отечественными, а и зарубежными приборами.

Трехкамерный холодильник «ЗИЛ-65»

Один из опытных образцов трехкамерного «ЗИЛа-65» с системой электроуправления и рабочим объемом 600 л, который так и не вошел в серийное производство

Дизайн новых приборов разрабатывался вместе с профильными институтами, а для замены устаревшего компрессора была приобретена лицензия у американского бренда Tecumsen.

Но, как оказалось, промышленные мощности завода не были готовы к воплощению перспективного проекта в жизнь – он «заглох», как только выяснилось, что потребуется постройка нового цеха и закупка производственной линии за дефицитную тогда валюту.

Поэтому на основе новых разработок была выпущена модель повышенного комфорта – «ЗиЛ-63» КШ-260/26**, которая собиралась на заводе до 1988 г.

И хотя прибор задумывался как переходная модель перед запуском принципиально нового холодильника, высокий спрос и отличные показатели рентабельности «затянули» его производство на 12 лет.

Руководство устраивали высокие объемы продаж, поэтому перспективные разработки были отложены в сторону.

Схема устройства ЗиЛ-63

В холодильниках «ЗиЛ-63» была впервые применена технология «подвесной ручки», которая могла быть установлена для лево- или правостороннего открытия

В «Зил-63» был установлен компрессионный холодильный агрегат, а компрессор и асинхронный электродвигатель с пусковой обмоткой крепились на пружинной подвеске и прятались под общим кожухом.

Достоинства новой линейки:

  • улучшенная теплоизоляция;
  • уменьшение шумности – машинный отсек прибора стал закрываться звукопоглощающим щитом;
  • полки из металлических прутьев, комфортно регулируемые по высоте с шагом 3 см;
  • увеличение полезного объема на 20 л;
  • возможность «перевешивать» дверцы в удобную сторону;
  • облегченная съемная ручка удобной длины.

Кроме этого, прибор был дополнен многочисленными элементами комфорта – небольшой полочкой для мелких продуктов, отделениями для масла и сыра, лотком на 15 яиц, ограничителем максимального открытия двери до 105 градусов.

А также регулируемыми роликами для транспортировки, формой для приготовления льда, контейнером со стеклянной крышкой для сохранения свежих овощей и фруктов.

К недостаткам можно было причислить оставшуюся ручной разморозку, надежный и долговечный, но устаревший компрессор, который по прежнему изготавливался на самом заводе.

Но упорное использования отсталых технологий и прекращение непрерывного совершенствования своего продукта отобрали «пальму первенства» у холодильников «ЗиЛ».

№5 – представитель «переходной» линейки «ЗиЛ-64»

С 1988 г в продажу поступили модернизированные модели «ЗиЛ-64» КШ-260/30, которые выпускались до 2001 года.

В этих холодильниках уже появилось автоматическая функция оттаивания, улучшенная ППУ-изоляция и возможность снижения температуры заморозки до -18 градусов.

Объем НТО был увеличен до 30 дм3, в нем появилась разделительная пластмассовая полка для рационального размещения продуктов.

Система авторазморозки в ЗиЛ-64

Инновационная система охлаждения и авторазморозки с выводом талой воды из камеры в холодильниках «ЗиЛ-64» — аналог современной «NoFrost»

Но конкурировать с иностранными производителями эти приборы долго не смогли, поэтому их производство было остановлено.

Полезное видео по теме

Несмотря на свою надежность и качество сборки, «старички» ЗиЛы тоже выходят из строя.

Но и здесь у них есть небольшое преимущество перед современной техникой: приборы легко разобрать самому, а расходные детали стоят недорого, правда, за давностью лет могут возникнуть проблемы с их покупкой.

Больше информации о знаменитых холодильниках – смотрите в нашей видеоподборке.

История советского бренда холодильников «ЗиЛ»:

Замена термостата у «ЗиЛ-64»:

Как из старого прибора сделать стильный раритет — реставрация корпуса «ЗиЛа»:

Несмотря на свою славную историю, модели «ЗиЛ» давно устарели и не сравнятся с современными холодильниками ни по вместительности, ни по бесшумности работы, ни по легкости разморозки.

Но если у вас есть подобный раритет, не спешите с ним расставаться – некоторые мастерские предлагают услуги по модернизации старых приборов и смогут превратить ваш «ЗиЛ» в стильную изюминку, которая украсить интерьер дачи или квартиры в винтажном стиле.

sovet-ingenera.com

История легковых советских авто для высшей номенклатуры

Наша автомобильная классика

Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

В 20–30-е годы высшие партийные, государственные и хозяйственные деятели ездили на огромных и очень дорогих американских автомобилях. Естественно, техническим совершенством этих машин восхищались тогда наши инженеры. И конечно, они с большим энтузиазмом встретили поданную "сверху" идею – создать советский автомобиль такого же класса.

После неудачной попытки наладить выпуск "Бюика-32-90" под маркой Л-1 на Путиловском заводе в Ленинграде автомобилем для "руководства партии и страны" занялся ЗИС – московский завод имени Сталина. Возглавляемый способным инженером и талантливым организатором Иваном Алексеевичем Лихачевым, завод к тому времени стал достаточно мощным предприятием, специализировавшимся на конвейерном выпуске грузовиков. Проектирование легкового ЗИСа стало новым для завода делом. Поручили его техническому отделу во главе с Евгением Ивановичем Важинским. Он не стал целиком копировать тот же "Бюик-32-90", снова "принятый за основу", – от него позаимствовали только конструкцию двигателя и общую компоновку. Интересно, что кузов ЗИС-101 (такой индекс получил автомобиль) не был копией какой-то конкретной зарубежной модели. И в то же время не являлся советской разработкой. По заказу ЗИСа его проектировала американская кузовная фирма "Амби-Бадд". Она же изготовила штампы и первую партию кузовов в сборе. Советской стороне это обошлось в 1,5 миллиона долларов – огромную по тем временам сумму! К слову, "Амби-Бадд" поставила также 498 кузовов для всех выпущенных КИМ-10.

ЗиСы-110 такси (похоже, кабриолеты) на привокзальной площади Харькова, середина 50-хДинамичные обводы кузова и "дутые" поверхности выгодно отличали ЗИС-101 от угловатого Л-1. Но под стальными панелями скрывался деревянный каркас: силовые брусья из бука соединялись между собой металлическими уголками, раскосами и тысячей с лишним шурупов. Шоферы утверждали, что в салоне ЗИС-101 легко было забить гвоздь, каркас слегка поскрипывал на ходу, но тогда этому не придавали ровным счетом никакого значения. Семиместный кузов с перегородкой считали очень комфортабельным. Рядный верхнеклапанный (!) восьмицилиндровый двигатель казался самым прогрессивным – он отлично "тянул" на низких оборотах, хотя и требовал частых и точных регулировок. Вообще по тем временам ЗИС-101 для советского автомобилестроения был воплощением самых передовых технических решений. Благодаря длинной базе и мягкой подвеске он обладал очень плавным ходом, имел вакуумный усилитель механических тормозов (правда, работал он так, что левые колеса тормозили чуть сильнее правых), а также синхронизаторы в коробке передач.

ЗИС-101 остался в истории самым массовым из легковых автомобилей завода: с 3 ноября 1936 по 7 июля 1941 года было сделано 8752 машины. Причем они обслуживали не только правительственные учреждения. Скорее их можно было отнести к категории "средней" персоналки (вроде послевоенного ЗИМа), к тому же работали они и в такси. Выпускались также кабриолет ЗИС-102, санитарный автомобиль, а с 1940 года – модернизированный ЗИС-101А. В проекте был и перспективный ЗИС-103, но он остался на бумаге. Удалось построить двухместный родстер с форсированным двигателем: серийный ЗИС-101 развивал 110–120 км/ч, а родстер – 162 км/ч.

Надо иметь в виду, что члены Политбюро в то время продолжали ездить на американских "паккардах". Более того, в разгар войны, в сентябре 1942 года, по команде "сверху" на ЗИСе создали специальное КБ легковых автомобилей, которому поручили разработать новый лимузин, взяв за образец последний предвоенный "Паккард".

Конструкторы будущей модели А. Островцов, Б. Фиттерман, В. Родионов, А. Зигель и другие подошли к американскому образцу творчески. Новый ЗИС отличался от "Паккарда" и формой, и пропорциями кузова, а наружные поверхности были вообще спроектированы заново. Правда, внешний декор "Паккарда" воспроизвели почти в точности, но он органически сочетался с новой формой кузова. Сейчас мало кто знает, что название ЗИС-110 было только индексом шасси, а кузов нес собственное обозначение – ЗИС-140. Рядный восьмицилиндровый двигатель на этот раз сделали нижнеклапанным, зато с гидрокомпенсаторами зазоров клапанов. Мотор был прекрасно уравновешен и работал почти без шума и вибраций. Человек, оказавшийся возле машины с закрытым капотом, не всегда мог определить на слух, включен двигатель или нет. При объеме двигателя 6008 см3 и мощности 140 л. с. машина массой 2,6 т разгонялась с места до "сотни" за 28 секунд. ЗИС-110 был снабжен независимой передней подвеской, гипоидным задним мостом, рычагом переключения передач на руле. Все это было внове для советских машин. Объем производства нового автомобиля оказался намного меньше, чем ЗИС-101: с 1945 по 1958 гг. выпустили 2039 экземпляров. Кроме лимузинов, делали и кабриолеты ЗИС-110Б. С 50-х годов на них принимали военные парады, а кинооператоры использовали их до конца 80-х. В "Скорой помощи" работали ЗИС-110А с пятой дверью сзади, как у современных универсалов. В такси применялись как лимузины, так и кабриолеты. Существовало даже "дальнобойное" такси "Москва–Симферополь", относительно доступное по цене. ЗиС-110 из колекции автомобильно-реставрационного центра "Каретный двор"

Тайной и грозной модификацией ЗИС-110 был бронированный лимузин для высших лиц государства. Основой его кузова стал бронекорпус, обшитый "сто десятыми" наружными панелями. Машина имела несколько индексов: в сборе – ЗИС-115, шасси – ЗИС-110С (причем "С" означало не "сталинский", а "специальный"), кузов в сборе ЗИС-145. А выпускавшийся на военном заводе в Подмосковье бронекорпус называли "Изделие № 100" – так в ту пору обозначали самую секретную продукцию.

Смерть "красного директора" И. А. Лихачева совпала с разоблачением культа личности. В июне 1956-го предприятие переименовали в завод имени Лихачева, и "сто десятые" поздних выпусков числились в документах уже как ЗИЛ-110.

Между тем работники "легкового" КБ трудились над новой машиной. В 1951 году начались работы над V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗИС-113, в 1955-м по дизайн-проекту Виктора Росткова построили лимузин "Москва" с оригинальной внешностью, а в ноябре 1958 года в серию пошел ЗИЛ-111, комплектация которого станет базовой для последующих представительских ЗИЛов и "чаек". Это, в первую очередь, V-образная "восьмерка", гидромеханическая коробка передач, гидроусилитель руля, электрические стеклоподъемники. Кстати, удешевленный дефорсированный вариант "сто одиннадцатого" двигателя есть не что иное, как популярный мотор грузовика ЗИЛ-130. Появившаяся примерно в то же время "Чайка" ГАЗ-13 внешне похожа на ЗИЛ-111 – обе машины проектировал дизайнер ГАЗа Лев Еремеев. И все-таки разница между ними очевидна: в облике ЗИЛа больше строгости. Чтобы производство лимузинов окупало себя, надо выпускать минимум по нескольку сотен экземпляров в год. Но в конце 50-х "наверху" решили делать представительские модели штучно. ЗИЛ-111 и последующие за ним выпускали "тиражом" не более 15 машин в год. Можно было добиться рентабельности, освоив выпуск комфортабельных автобусов ЗИЛ-118, но и этот шанс тоже упустили: автобус остался таким же мелкосерийным, как и лимузин. В 1963 году ЗИЛ-111 изменили до неузнаваемости: четыре фары, четыре круглых задних фонаря, новый орнамент на боковинах. В "сто одиннадцатом" семействе не было бронированных модификаций. В годы оттепели важные персоны не прятались от людей, а ездили из аэропорта в Кремль, стоя в открытой машине. Поэтому кто-то хорошо помнит кабриолеты ЗИЛ-111В со "старой" внешностью и ЗИЛ-111Д с "новой".

На агрегатах ЗИЛ-110 и ЗИЛ-111 построено несколько разных спортивных машин. Вершиной их стал ЗИЛ-112 (1962 год) – маленький легкий двухместный спайдер с двигателем ЗИЛ-111 и необычной в то время для нас ходовой частью. Этот "советский "Феррари" развивал 260 км/ч.

ЗИЛ-111 всех модификаций был бесспорно надежным, устойчивым на дороге, с большим ресурсом агрегатов, но к 50-летию Октябрьской революции ему подготовили замену – новый лимузин ЗИЛ-114. Вычерченная, как по линейке, эта машина олицетворяла рациональный плоскостной стиль конца 60-х. Двигатель с алюминиевым блоком цилиндров был более легким и компактным, чем у ЗИЛ-111, при этом рабочий объем возрос с 6 до 7 литров, а мощность – с 200 до 300 л. с. Холодильник "ЗиС" 1956г работает по настоящее времяИ в устройстве ЗИЛ-114 оказалось много необычного для тогдашних советских автомобилей: дисковые тормоза всех колес, регулируемая по высоте рулевая колонка, бесшкворневая передняя подвеска на торсионных стержнях. Оснащение салона подбирали индивидуально по вкусу того или иного руководителя. В начале 70-х у ЗИЛ-114 появилась модификация – пятиместный седан ЗИЛ-117, по длине почти одинаковый с "Чайкой" ГАЗ-13. Длинный ЗИЛ-114 послужил основой для универсала экстренной медицинской помощи, а "короткий" ЗИЛ-117 – для двухдверного парадного кабриолета.

В конце 70-х на смену "сто четырнадцатому" пришел ЗИЛ-4104. Его модернизированный вариант ЗИЛ-41047 собирают до сих пор, а "перспективной" моделью считают укороченный подобно ЗИЛ-117 пятиместный ЗИЛ-41041. Правда, это далеко не новинка: первый такой ЗИЛ собрали еще в 1986 году. У грузовиков ЗИЛ вроде бы появилось будущее. Судьбу нерентабельного легкового производства предсказать сложнее. Но если оглянуться назад, то нетрудно увидеть, что представительские ЗИСы и ЗИЛы на протяжении многих лет оставались самыми передовыми по конструкции отечественными машинами: их называли "полпредами промышленности" и "визитной карточкой" советского автомобилестроения. Задумаемся и над тем, что ЗИСов и ЗИЛов выпущено было намного меньше, чем машин других марок, а потому дожившие до наших дней экземпляры, независимо от модели и года выпуска, нужно сохранить как памятники истории. Рискнем утверждать, что они стали советской автомобильной классикой.

Источник - вероятно, журнал "За рулём".

Последний легковой ЗиЛ был выпущен в 2002г для президента Казахстана. С тех пор легковое подразделение автозавода ЗиЛ занимается только ремонтом б/у машин.

Естественно, проехаться на легковом ЗиЛе или ЗиСе мне случая не представилось (правда, по семейному преданию, меня из роддома везли на чуть ли не единственном в Харькове ЗиМе-такси). Зато и сейчас эксплуатирую холодильник ЗиС, сделанный летом 1956г, ещё на напряжение 127в. Облицовка упоров решёток внутри камеры, кнопка лампы освещения и т.д. изготовлены из светлой пластмассы - точно такой же, как и на отечественных легковых авто тех времён. Сохранились качественно напечатанные инструкция и технический паспорт. Данный девайс непрерывно работает (через трансформатор) уже свыше 50 лет. В 1996г сам поменял уплотнитель, а в 2002г с помощью специализированной фирмы залил новый фреон. Других вмешательств не потребовалось. Можно предположить, что и современные моему холодильнику легковые авто того же производителя были соответствующего качества.

Главная страница  История советских авто

Rambler's Top100 Service Последнее обновление 25.03.2010. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz

road-crimea.narod.ru


Смотрите также