Симонов монастырь. Монастырь зил


Загадки Симонова монастыря на Автозаводской

Принимая участие в апрельском субботнике на Автозаводской в парке ДК «ЗИЛ», я обратил внимание на странные валуны и камни, торчащие в основании внешней стены одной из трех кирпичных башен Симонова монастыря. Историки датируют башни и остатки южной крепостной стены XVII-XVIII веками. Я задался вопросом: почему огромными валунами заложено основание только одной из трех кирпичных башен? Две башни покоятся на обтесанных прямоугольных блоках небольшого размера, и никаких валунов под ними нет (фото №1).

Фото №1Огромные валуны темно-серого цвета производят странное впечатление. Они сильно выделяются на фоне красных кирпичей и блоков из белого известняка, заложенных в основание башни (фото №2, №3, №12, №14).

Фото №2                                                                                                           Фото №3  Фото №12                                                                                                         Фото №14  Внимательно присмотревшись можно заметить, валуны разных размеров являются осколками или фрагментами чего-то целого, а именно монолитного камня. Причем это был непростой камень, а грандиозная, скорее всего, скульптурная композиция, вырезанная из единой скальной породы. На некоторых фрагментах загадочной скульптуры из камня, расколотой на множество частей, остались явные следы как ручной, так и технической обработки – просверленные отверстия, борозды, отшлифованные фигурные части и даже отчетливый след спила, словно древний скульптор работал «болгаркой» (фото №7, №9, №10, №17)

Фото №7                                                                                                           Фото №9  

Фото №10                                                                                                         Фото №17  

Первая версия, которая приходит в голову после ознакомления с загадочными валунами под башней Симонова монастыря – это фрагменты скульптуры какого-то языческого божества. Сейчас невозможно понять, как выглядело это произведение, и что оно из себя представляло. Большая часть ее осколков вмурована внутрь, в самое основание башни, а снаружи видны лишь несколько крупных и мелких частей.

По всей видимости, в языческие времена, эта скульптура играла важную роль в средневековых обрядах, люди ее почитали и поклонялись. Не исключено, что этому загадочному камню язычники приносили жертвы. Иначе, зачем было раскалывать на части столь огромную композицию, да еще вмуровывать ее в стены христианского монастыря? Скорее всего, это было показательным действием для язычников. Их требовалось убедить не поклоняться языческим богам, а принять христианскую веру. Расколов языческую святыню и замуровав ее части в основание башни Симонова монастыря, тем самым язычникам преподали урок!

Возможно, уничтожить загадочную скульптуру могли задолго до возведения в XVII-XVIII веках стен и башен монастыря. Эти осколки могли находиться на территории монашеской обители еще раньше. Установить это не представляется возможным. Вопрос в том, каким способом древний скульптор вырезал из монолитной скалы загадочную композицию? Неужели у него под рукой в те далекие времена были современные технические средства, позволяющие распиливать камень и высверливать в нем глубокие отверстия?Прежде, чем подробно остановиться на отдельных, наиболее примечательных валунах под башней Симонова монастыря, мне хотелось бы сделать маленький экскурс в историю.

Дворец культуры АМО «Завод имени И.А.Лихачева» (ЗИЛ) – один из крупнейших культурно-досуговых центров Москвы, памятник архитектуры 30-х годов ХХ века, спроектирован архитекторами братьями Весниными. Мало кому сейчас известно, что ДК «ЗИЛ» возведен на месте взорванного в 1930 году Симонова монастыря. Его основателем считается преподобный Федор - ученик и племянник святого Сергия Радонежского. В 1370 году с благословения Сергия Радонежского преподобный Федор основал монашескую обитель, которая существовала без малого шесть веков.

Подробно с историей Симонова монастыря можно ознакомиться по ссылкам http://tserkov.eparhia.ru/numbers/history/?ID=1375 или http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=340

Приведу лишь фрагмент материала «Симонов монастырь - славная и трагическая страница русской истории» на сайте «Русские церкви», где описано, каким варварским способом в советские годы был уничтожен древний памятник истории.

«…По сообщению в журнале «Огонек», «комиссия ВЦИК признала, что половина древних сооружений бывшего монастыря может быть сохранена как исторический памятник, но что собор и стены должны быть снесены». В январе 1930 г. были взорваны пять из шести монастырских церквей, две башни с прилегавшими к ним зданиями, а также все стены монастыря, кроме южной. По проекту предполагалось, что вся территория Симонова монастыря будет превращена в парк, а культурный комплекс должен был состоять из трех отдельных сооружений — кино-клуба, театра на 4000 мест и спорткорпуса. Однако построен был только клуб автомобильного завода им. И.А. Лихачева…»

И еще один эпизод: «…Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонек», в 1932-1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛа…»

Доставалось монашеской обители не только в годы советской власти. За шесть веков Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских войск, подвергался татарским набегам, а в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания. В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в зону карантина. В 1812 году, в ходе Отечественной войны, монастырь разорили и сожгли французы. В этой связи, докопаться до того, кто именно мог расколоть языческую скульптуру на части – татары, французы или сами монахи, не представляется возможным. Также невозможно определить возраст осколков. Им может быть сотни или тысячи лет. Современные методы исследования и датировки, к сожалению, не в состоянии определить возраст обработанного камня только по следам его обработки.

Самым загадочным камнем в основании внешней стены южной башни Симонова монастыря является блок неправильной формы. Он первым привлек мое внимание, и после его изучения, я начал рассматривать другие камни, обнаружив сходство породы и методов обработки (фото №7, №7-1, №7-2, №8, №9, №10).

Фото №7-1                                                                                                             Фото №7-2  Фото №8                                                                                                               Фото №9  

На левой стороне камня можно увидеть высверленное отверстие, над ним хорошо видна борозда и фрагмент скульптурного изображения, которое напоминает обрубленный хвост русалки. Причем, на камне отчетливо видна линия скола, которая свидетельствует о недостающей части скульптурной композиции. Куда она делась – неизвестно!На верхней части того же камня также отчетливо видна глубокая борозда, в виде подковы, а слева от нее оставлен глубокий след спила, напоминающий след от «болгарки» (фото №8, №9, №10). Как это можно объяснить? Причем след спила далеко несвежий, по всей видимости, он оставлен в момент изготовления скульптуры. Но когда это было?Под основанием южной башни можно увидеть еще несколько странных камней с отверстиями и спилами (фото №3, №4, №11).

Фото №4                                                                                                             Фото №11 

Мое внимание также привлек камень с большим отверстием с боку. Я постарался немного раскопать его и очистить от земли, в результате обнаружил на камне еще несколько отверстий, а с верхней стороны показался спил в форме полумесяца (фото №15, №16 и №17).

Фото №15                                                                                                            Фото №16  

Этот камень явно носил какую-то техническую функцию, причем в его маленькие отверстия могло быть вмонтировано железное кольцо, тогда это приспособление могло быть древним якорем, грузилом или балластом.Если поверхностное ознакомление с валунами и камнями в основании внешней стены южной башни Симонова монастыря привело к такому количеству находок, то к каким результатам могут привести серьезные исследования и археологические раскопки в районе стен и башен, чудом сохранившихся до нашего времени? Уверен, что находок будет достаточно и взору исследователей откроется множество важных свидетельств далекой эпохи. Вполне вероятно, что археологам тогда удастся найти и собрать воедино части загадочной скульптурной композиции и раскрыть способы ее изготовления «современными» техническими средствами.

anar-gasimov.livejournal.com

Экскурсия в Симонов монастырь в Москве

Ко дню города в Москве стартовал проект бесплатных экскурсий Гуляем по Москве. Оказалось,  проект оказался настолько нужным, что такие прогулки решили сделать регулярными. В начале осени я уже посетила две экскурсии, особенно понравилось посещение усадьбы Свиблово. На этот раз мне удалось попасть на экскурсию Тайны и легенды Симонова монастыря. К своему удивлению, я не слышала о таком месте в Москве, поэтому с радостью отправилась открывать новые для меня достопримечательности столицы. Заинтересовало и то, что нам обещали показать место захоронения героев Куликовской битвы и известного композитора А. Алябьева. С гидом мы встречались у метро Автозаводская. И сразу же начался рассказ о том, что располагалось раньше в этих местах. Много веков назад здесь были глухие леса, принадлежавшие боярину Степану Ховрину. В 1370 г. он подарил племяннику Сергия Радонежского Федору часть своих владений и тот основал в них монастырь. Так как Степан Ховрин так же стал монахом и принял постриг под именем Симон, то монастырь назвали Симоновым. Через какое то время Федор оставил обитель и немного в стороне основал новый Симонов монастырь. Его архитектурный ансамбль формировался столетиями и практически весь был уничтожен в 1930-е гг. То, что можно увидеть сейчас лишь малая часть былого великолепия.

Симонов монастырь в Москве

 

По дороге к монастырю нам показали два необычных здания на улице Ленинская слобода – это бывшие железнодорожные вокзалы станции Лизино, пассажирский и товарный. Построены они были в 1915 г. на средства младшего сына крупного железнодорожного богача П.Г. фон Дервиза. И действительно, силуэты зданий очень напоминают конный завод в рязанском имении Павла Павловича фон Дервиза в Старожилово. И там, и здесь здания предположительно строили по проекту знаменитого архитектора Ф. Шехтеля. Рассказали нам и историю появления названия станции. Дело в том, что в Симоновой слободе любил гулять известный писатель, автор «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин. В 1792 г. он написал очень популярную повесть «Бедная Лиза», в которой рассказывается о несчастной любви девушки, из-за которой она утопилась в Сергиевом пруду недалеко от Симонова монастыря. После выхода книги в Москве началась настоящая «лизомания»: к пруду приходили влюбленные и клялись друг другу в любви, одинокие девушки и романтичные юноши писали стихи на ближайших деревьях. В округи появилась Лизина площадь, Лизин тупик и станция «Лизино».

Лизино

 

Только в конце 50-х гг. XX века эту станцию закрыли, так как необходимость в ней пропала. Сейчас неосведомленному человеку даже в голову бы не пришло, что эти два красивых дома были когда-то зданиями вокзалов. Наконец мы выходим к одной из башен Симонова монастыря.

Симонов монастырь в Москве

 

Сейчас их осталось всего три, а раньше монастырь был окружен со всех сторон высокой стеной с пятью башнями. Симонов монастырь во все времена был очень мощной и хорошо защищенной крепостью, которая первой встречала неприятеля на подступах к Москве. Стены его отражали атаки войск хана Казы-Гирея, вставали на пути Ивана Болотникова, сильно пострадали от польско-литовских захватчиков и Наполеоновской армии, однако уничтожены были своим собственным народом. От бывшего форпоста сохранилась только южная стена и три башни: Кузнечная, Солевая и Дуло. Построены они были в XVII  веке на фундаменте более древних сооружений.

Симонов монастырь в Москве

 

У самой мощной башни «Дуло» можно увидеть огромные валуны, оставшиеся от старых стен. Оказалось, что на территорию монастыря в настоящее время зайти нельзя. Впервые вижу, чтобы в монастырь не пускали обычных людей. Даже нас с группой пустили только на пять минут постоять у стены. Фотографировать тоже категорически запрещено. Вобщем такая конспирация вызывает только подозрение в том, что на территории Симонова монастыря творятся какие-то темные делишки. Пришлось нам осматривать сохранившиеся архитектурные объекты через решетку с колючей проволокой. Больше всего привлекают внимание две постройки. Первая – это огромное здание, которое называют Сушило.

Симонов монастырь в Москве

 

Оно служило для хозяйственных нужд монастыря. В его архитектуре прослеживается какое-то европейское веяние. Напоминает оно голландские дома, так же как и сохранившаяся трапезная. Это второе потрясающе красивое здание Симонова монастыря, которое сразу же бросается в глаза. Ее строили при царе Федоре Алексеевиче, старшем брате Петра Первого, который также любил все европейское.

Симонов монастырь в Москве

 

Руководил работами известный зодчий Осип Старцев. В одной из башен трапезной размещались личные покои царя, а в другой церковь. Раньше это здание было богато раскрашено, будем надеяться, что со временем его внешний вид восстановят. Сейчас внутри разместился Тихвинский храм – единственное, что можно свободно посетить в монастыре.

Симонов монастырь в Москве

 

 Главный собор монастыря – Успенский, также как и высоченная колокольня, которая на тот момент была самым высоким зданием в Москве, были взорваны в 1930 г. Сейчас на месте храма находится Дом культуры ЗИЛ. В то же время было уничтожено одно из старейших кладбищ Москвы, где были захоронены друг и соратник Петра Великого Петр Головин, композитор А. Алябьев, поэт Д. Веневитинов, представители таких известных дворянских родов как Урусовы, Нарышкины, Татищевы, Бутурлины и многих других. Сейчас на месте кладбища под стенами монастыря разбили небольшой городской парк, где гуляют горожане с колясками, детвора катается с горок, даже не представляя о том, что под парком покоятся многие поколения довольно известных фамилий.

Симонов монастырь в Москве

 

Напротив Симонова монастыря, если пройти через парк, можно выйти к храму Рождества Богородицы.

Симонов монастырь в Москве

 

 Именно на его месте и появился старый Симонов монастырь. Первая церковь была заложена здесь в 1370 г., позже она естественно многократно перестраивалась.

Симонов монастырь в Москве

 

Именно здесь были похоронены герои Куликовской битвы, в том числе знаменитые богатыри Пересвет и Ослябя. После революции в здании храма разместили компрессионный цех завода «Динамо». Только к Олимпиаде в 1980 г.  власти вспомнили о героях Куликовской битвы и решили найти их могилы. На территории храма были произведены раскопки, и обнаружились останки нескольких десятков людей. Над ними было установлено символическое надгробие.

Симонов монастырь в Москве

 

 К стенам храма, кстати, примыкают могильные плиты, принесенные сюда с уничтоженного кладбища у стен Симонова монастыря.

Симонов монастырь в Москве

 

Старинные постройки в настоящее время плотно окружили современные бизнес-центры, таунхаусы и торговые комплексы. Поэтому не каждый самостоятельно сможет сориентироваться и найти все исторические объекты Симоновой слободы. Тем ценнее такие общественные проекты, которые позволяют москвичам лучше узнать свой город.

shagau.ru

Симонов монастырь — здание в стиле барокко

Один из наиболее пострадавших московских монастырей и один из самых значимых в истории столицы. Симонов монастырь был утрачен более чем на две трети, в ХХ веке был уничтожен его собор – один из древнейших в Москве. И всё же осколки его истории дошли до наших дней, словно показывая, к чему может привести неуемная жажда разрушений.

Первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 году чуть поодаль от своего сегодняшнего места – там, где сейчас располагается церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Его основателем стал святой Федор – ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. А название обитель получила не от храма, а по монашескому имени боярина Степана Ховрина, который пожертвовал землю для создания монастыря и принял в нем иночество с именем Симон. В 1379 году обитель была перенесена немного на север и больше уже не меняла свое местоположение. В это же время началось строительство каменного собора Успения Божией Матери, завершенное к 1405 году. В XVI веке построены существующие каменные стены: архитектором, предположительно, был Федор Конь, создатель Смоленского кремля, стен Белого города в Москве и Малого собора Донского монастыря. Стены и башни Симонова монастыря – шедевр русской фортификации, он не раз принимал участие в боях и выдерживал осады неприятеля. Сохранившиеся до наших дней башни «Дуло», «Соляная» и «Кузнечная» перестроены в 1640‑х годах. Монастырь был упразднен в 1771 году для размещения в его стенах чумного карантина, но в 1795 году снова был восстановлен по ходатайству графа Мусина‑Пушкина.

Центром монастырского ансамбля являлся массивный пятиглавый собор Успения Божией Матери. Южнее располагалась трапезная, построенная в 1677 году на средства царя Федора Алексеевича с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на основе старой постройки. В архитектурном отношении это было очень необычное здание: помимо четверика церкви, особо выделялась широкая смотровая башня, с которой царь любовался видами Москвы и окрестностей. Её фасады были украшены окнами с наличниками сложной формы, с запада она венчалась декоративной ступенчатой композицией с голландскими мотивами. Над западными вратами возвышалась церковь Всемилостивого Спаса, построенная в 1593 году в память о победе над крымским ханом Казы‑Гиреем, а над восточными – храм святого Николая Чудотворца. С севера в составе монастырской стены находилась колокольня, построенная на средства купца Ивана Игнатьева в 1835‑1839 годах по проекту архитектора К.А. Тона – создателя Храма Христа Спасителя. Наконец, при здании монастырской больницы был одноглавый храм преподобного Александра Свирского.

Целый ряд русских святых и известных архиереев, вошедших в историю, начинали свой монашеский путь в Симоновом монастыре: митрополит Московский Иона, патриарх Иосиф, святой Кирилл Белозерский. Монастырский некрополь был полон известных имен русской литературы и искусства: Д.В. Веневитинов, С.Т. и К.С Аксаковы, А.А. Алябьев и многие другие.

Возле Симонова монастыря находился пруд, который, согласно легенде, выкопал сам преподобный Сергий Радонежский. Однако в литературу и народную память он вошёл под названием «Лизин пруд» благодаря книге Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: главная героиня произведения покончила с собой из-за предательства возлюбленного, бросившись в этот пруд.

В 1920 году монастырь был упразднен, но здания поначалу сохранялись: в части из них был устроен музей фортификации. Однако к 1930 году и он оказался закрыт, а в ночь на 21 января 1930 года бо́льшая часть монастыря вместе с Успенским собором начала XV века была взорвана. Это самая крупная потеря культурного наследия Москвы в 1930‑х годах. Тогда же полностью уничтожен монастырский некрополь, лишь некоторые могилы были перенесены на Новодевичье кладбище. На месте уничтоженной части монастыря появился Дворец культуры завода «ЗИЛ», созданный по проекту братьев Весниных.

Сегодня мы можем видеть не более трети монастырского ансамбля: из шести храмов остался только один – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Также сохранилось три башни с полуразрушенными фрагментами монастырских стен, келарский корпус, трапезная, солодёжня и казначейские кельи. Эти постройки долгое время использовались в производственных целях, здесь делались рыболовные крючки и снасти, поэтому все они находятся в очень плохом состоянии. Искаженное перестройками здание Тихвинской церкви с трапезной передано верующим в 1995 году, с этого момента ведется реставрация. Община здесь особенная – для глухонемых и слабослышащих.

um.mos.ru

Почти незаброшенный Симонов монастырь - Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Случилось это, когда за окном еще не шел снег, а именно недельки две назад, когда мой друг Рома гостил в Москве. Дык вот.- Куда бы нам сходить погулять? - думали мы. Проблема усугублялась тем, что слишком пафосные места нам уже надоели и хотелось чего-нибудь душевного, тихого и неизбитого.- Предлагаю сходить в Симонов монастырь. Оттуда еще не выехал какой-то завод, и монастырь выглядит почти заброшенным. В общем, Наташа, как тебе нравится! - сказал Рома.Как Ромка туда попал, и как нашел случайно этот монастырь, пусть сам рассказывает. Прикольно было другое. Когда мы, наконец, доехали до монастыря, Рома умудрился нам даже провести по нему экскурсию. :) В общем, вот такие у нас нынче архангельские гости бывают! :-)))

За фотки я извиняюсь, потому что мы ходили туда после работы, а темнеет, увы, теперь рано.

Учредили Симонов монастырь еще аж в 1370 году. Но то был старый Симонов монастырь. Сейчас на его месте стоит мощно отреставрированная церковь Рождества Богородицы, где похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя. А через 9 лет его перенесли на новое место, неподалеку от прежнего. Все время монастырь мирно существовал, а к началу 20 века стал вообще одним из самых богатых.Но Советская власть такого не стерпела. И в 1923 году разместила в нем музей. А в 1930 вообще взорвала монастырь на фиг. Правда, взорвались не все постройки.Вот это - общий вид монастыря теперь. (699x524, 47Kb)

Одна из башен монастыря. Трава на крыше до сих пор растет. :( (523x699, 50Kb)

А потом в монастыре по поручению Сталина построили Дворец Культуры ЗИЛа. А позже разместили завод по производству рыболовных снастей.Так выглядят остатки заводских корпусов. Не знаю, удочки ли, но при нас там все еще что-то делали. (561x699, 63Kb)

Завод теперь активно выезжает. Но на стене еще осталась такая надпись: (698x327, 37Kb)

А кругом все реставрируют. И не удивительно. Монастырь теперь будет подворьем Патриарха Московского и всея Руси. Вот такие милые воротца уже у входа повесили. (700x565, 65Kb)

Одно не понятно. Монастырь передали РПЦ еще в начале 1990-х годов. Почему же за его реставрацию Церковь взялась только сейчас?Ладно, хорошо, что взялась! Ведь на его территории есть очень красивый храм, совершенно необычной архитектуры - храм во имя Тихвинской иконы Божьей матери, в который приходят глухие и слабослышащие люди. Это единственный храм, где молитвы ведутся с сурдопереводом! Храм этот сейчас тоже вовсю реставривуют. (525x700, 54Kb)

До окон, наверное, тоже скоро доберутся! (699x476, 60Kb)

Говорят, что эта икона в стене храма мирроточит... (Нечеткое изображение получилась из-за пыли, которая витала в воздухе. Даже вечером здесь не прекращались реставрационные работы). (569x699, 51Kb)

А это монастырь почти ночью. (700x588, 48Kb)

annataliya.livejournal.com

Симонов монастырь | Сайт Евгении Шаровой

Сегодня мы сами себе устроили прогулку — отправились осматривать то, что осталось от Симонова монастыря. Немного истории. Монастырь был основан учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором в 1370 году. Основан он был чуть в стороне от того места, где сейчас и  можно увидеть то, что от него осталось. В общем, это совсем рядом к метро «Автозаводская».  Земли под строительство монастыря пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря. Этот монастырь выдержал и набеги поляков в Смутное время (1612 год) и наполеоновское нашествие (1812 год) — он был настоящим фортификационным сооружением. В 1771 году  Екатериной  Второй монастырь был упразднён, но с 1790-ого снова стал действующим. А вот советское время он не пережил… 21 января 1930 года (аккурат в годовщину смерти Ленина) монастырь был взорван. Были уничтожены храмы, некоторые строения монастяря, бОльшая часть стен и башен. Фактически остался кусок южной стены с тремя башнями и некоторыми примыкающими к этой стене постройками. А на месте, освободившемся после взрыва был выстроен ДК ЗИЛ. К слову говоря частично ДК выстроен на месте одного из храмов и некрополя, где были похоронены как представители знатных боярских родов, так и поэт Д. В. Веневитинов, писатель С. Т. Аксаков и его сын, дядя А.С. Пушкина, композитор А.А. Алябьев… Известно только, что прах Веневитинова и Аксаковых были перенесёны на кладбище Новодевичьего монастыря, а всё остальное было разрушено, разграблено, уничтожено. И только в 90-е при проведении ремонтно-реставрационных работ были обнаружены человеческие останки, которые были с соответсвующими почестями перезахоронены… Собственно в 90-е то, что осталось от монастыря было возвращено церкви.  И вот, что смогли увидеть мы. Первое, что видно почти от метро — это Солевая башня (1640-е гг.):IMG_4837Сохранившимся отрезком стены она соединяется с Кузнечной башней (1640-е гг.):IMG_4846IMG_4865Сразу скажу, что этот ракурс Кузнечной башни мы сфотографировали через прутья забора, иначе нормальные кадры не получались — мешают разросшиеся деревья.

И, наконец, ещё один отрезок стены соединил Кузнечную с последней из сохранившихся башен — башней «Дуло» (XVI в.):Фото0094

Обогнув «Дуло», мы, пройдя через какие-то гаражи, оказались как бы внутри бывшего монастыря — то есть в той части, где он когда-то был… Кстати, башню «Дуло», вообще, пришлось фотографировать телефоном!Из построек монастыря сохранилось совсем мало и среди них: «солодежня» или «сушило» (XVI-XVII вв.):Фото0092

… казначейские кельи (XVII в.):IMG_4862

Сохранились и ещё некоторые технические, так сказать, постройки монастыря, но подобраться к ним нереально!Кстати, вот стена монастыря в разрезе так сказать — с торца одного из сохранившехся фрагментов:IMG_4867

Сохранилась, правда в оооочень плохом виде, и одна из церквей монастыря — Церковь Тихвинской Иконы Божией Матери:Фото0095Церковь неоднократно перестраивалась, и то, что от неё сохранилось датируется примерно 1840-ми. В советское время здесь был киноклуб. Созданная в настоящее время при церкви община уделяет особое внимание работе с инвалидами по слуху и проводит богослужения с сурдопереводом. Мы, зайдя в церковь, кстати, в этом убедились — с батюшкой общался прихожанин как раз на языке жестов.Честно говоря, вот что вид церкви в Кадашах, что вид того, что осталось от построек Симонова монастыря удручает — требуется срочный ремонт — башни буквально расползаются по трещинам-швам, сохранившеися фрагменты стены уже не такие уж и сохранившиеся — в одном месте обрушилось метра полтора верхней части… Вид церкви тоже не радостный… Ну, вроде как церковь в состоянии ремонта, но там ещё ремонтировать и ремонтировать! Остаётся только надеяться, что потихоньку-полегоньку всё будет приведено в достойный вид! А пока главное крыльцо выглядит как-то страшновато:Фото0091Ещё раз почти обогнув монастырь вдоль стены, мы отправились осматривать ещё одну церковь — Церковь Рождества  Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.Снова чуть-чуть истории! Я писала, что Симонов монастырь раньше стоял не там, где сейчас. Так вот как раз там, где находится церковь Рождества и был Старо-Симоновский монастырь. А сама церковь была деревянной. Что-то перестраивалось, менялось и сохранившийся сейчас облик — это примерно, как предполагают, XVI век:17-08-14Колокольня и трапезная были пристроены позже — в 1785—1787 годах (до этого они были деревянные) и они же и перестраивались в 1849—1855 гг. думаю, что перестраивались они после нашествия Наполеона, так мало того, что наполеоновские войска превратили храм в конюшню и казарму, так ещё эта церковь оказалась на линии огня между наполеоновскими и русскими войсками. Кстати, а храм-то этот не простой — именно в нём находились мощи Александра Пересвета и Андрея Осляби — воинов-иноков, героев Куликовской битвы! В советское время храм оказался на территории завода ЗИЛ. Колокольня и трапезная были разрушены, храм обезглавлен и использовался под нужды завода, а чугунное надгробие Пересвета и Осляби было сдано на переплавку, как металлолом! После возвращения храма в 90-е доступ к храму был попросту невозможен, но чуть позже через территорию ЗИЛа провели дорожку к этой чудесной церкви, пережившей так много. Колокольню и трапезную восстановили, надгробие — тоже… Конечно территория церкви теперь совсем маленькая, по сравнению с тем, что было когда-то, но там есть и маленькая звонница (это кроме колокольни), и маленькая часовенка, и памятник героям Куликовской битвы, церковная лавка, воскресная школа… В самом храме, кроме мощей Пересвета и Осляби, находятся ещё и несколько чтимых икон.

А мы с территории церкви каким-то боковым выходом вынырнули через пром. зону на улицу Ленинская слобода (мдя… нашли, как назвать)) и даже пошли по ней, но далеко не ушли — длинная улица вдоль заборов как-то угнетала.. Но мы-таки дошли до моих любимчиков — деревянных домов!)))17-08-141Дом в правой верхней части — деревянный новодел на месте деревянного старого (теперь это какой-то элитный клуб), а дом на фото слева судя по всему доживает свои последние дни — явные следы пожара. Что же касается зелёного дома на фото справа внизу, то что там есть и было — представления не имею))Ну, а у нас в планах — продолжать наши путешествия по монастырям Москвы и не только!

esharova.ru

100 лет назад в Москве был основан завод АМО

Сергей и Степан Рябушинские обсуждают план строительства АМО. Тюфелева роща, 1916 г.

2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 г. в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода (АМО), который к марту 1917 г. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков FIAT 15 Ter по лицензии итальянской фирмы.

27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К˚» заключили договор на поставку 1500 машин. Полный заказ составлял общую сумму в 27 000 000 рублей.

В 1917-ом была проведена сборка 432-ух грузовиков, 779 - в 1918 г. и 108 автомобилей - в 1919 г. Затем переворот и гражданская война. В 1918-ом большевики экспроприировали собственность акционеров АМО. И только спустя шесть лет, в марте 1924-го началось изготовление первых грузовиков.

Промзона завода имени И.А. Лихачева занимает большую часть территории Даниловского района Москвы, который получил свое название от села Даниловское, также известного как Даниловская слобода.

До революции это место славилось благодаря нескольким объектам - Симонову и Даниловскому монастырям и знаменитой Тюфелевой роще. Мало кто сегодня может вообразить, что раньше нынешняя промышленная зона «ЗиЛ» ассоциировалась не с автомобильным производством, а с духовным центром, девственно чистой природой, ландышами и многочисленными водоемами.

Симонов монастырь был основан в 1370 году. В царские времена он являлся одним из самых известных и почитаемых в России: сюда всегда стекалось огромное количество людей. Продолжалось это вплоть до конца ХVIII века, когда монастырь был упразднен Екатериной II. В его здании был создан изолятор для больных чумой, эпидемия которой случилась в 1770-х годах. Спустя 25 лет комплекс зданий был восстановлен в своем религиозном качестве и просуществовал до 1920 года. Сначала здесь организовали музей, а в начале 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести.

В начале 1990-х годов монастырь вернули церкви и начали восстанавливать. До наших дней дожила лишь малая часть построек Симонова монастыря. Уцелела южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Святого Духа постройки конца ХVII века, «старая» трапезная (конец ХV века), братский корпус, мастеровая палата и некоторые более поздние хозяйственные постройки.Взрыв прогремел в ночь на 21 января. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также Сторожевая и Тайницкая башни с прилегавшими к ним постройками. На этом месте в 1932 - 1937 годах появился Дворец культуры ЗиЛа.

Впрочем, в советские времена, как и многие монастыри и храмы, он был закрыт. В конце 1920-х годов советские власти разобрали колокольню и планировали пустить большие колокола на переплавку. К счастью, их спас американский дипломат Чарльз Крейн, и до недавнего времени они находились в Гарвардском университете. В 2007 году, после многолетних переговоров, колокола монастырской звонницы были возвращены на свое историческое место.

Второй монастырь, которым известен этот район Москвы, - Даниловский, основанный в конце ХIII века. Он расположен на правом берегу Москвы-реки (Даниловский Вал, 22). Практически полностью он сохранился до наших дней, и сейчас его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1931 году вблизи монастыря было уничтожено местное захоронение, где покоились писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, их останки были перенесены на другие московские кладбища. В 1930 году здесь был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц.

С севера, запада и юга рощу окружала река Москва, вдоль которой тянулись озера Постылое, Черное, Болотное, а немного восточнее располагалась деревня Кожухово (включена в состав Москвы в 1923 году).Еще одно достопримечательное место Даниловского района до наших дней не сохранилось - это знаменитая Тюфелева роща. Сейчас в честь нее названа улица Москвы, а на ее месте находится завод имени И.А. Лихачёва (ЗиЛ).

С конца ХVIII века роща наряду с близлежащими объектами находилась в собственности у архитектора и государственного деятеля Н.А. Львова, который начал возводить здесь промышленные предприятия. Так на месте нынешней промзоны появился первый завод, который производил картон. Также Н.А. Львов начинал разработку торфяных залежей Сукиного болота (возле деревни Кожухово).

После выхода повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина Лизин пруд в окрестностях Симонова монастыря и Тюфелева роща стали популярным местом для прогулок и романтических встреч. Светские дамы со всей Москвы и близлежащих сел каждую весну приезжали сюда собирать ландыши, подобно тому, как это делала героиня повести.

Инструментальный корпус московского автозавода (1934 г.).

В конце ХIХ - начале ХХ века в роще начинается бум промышленного строительства. Появляются кожевенный завод Торгового дома «Волк и К», химический завод Русского акционерного общества «Шеринг». В 1903 - 1908 годах через ее территорию прошла Окружная железная дорога (ныне Малое кольцо Московской железной дороги) со станцией Кожухово, для которой в 1907 году через Москву-реку был сооружен Алексеевский мост (ныне Даниловский). Так луга и сельскохозяйственные угодья изрезали железнодорожными путями, а сама роща потеряла половину высоких сосен. Несколько лет спустя, в 1916 году, в Тюфелевой роще началось строительство первого автомобильного завода (сейчас - завод имени Лихачева).

Газета «Русские ведомости» сообщала, что 20 июля (2 августа по новому стилю) состоялись торжественный молебен и закладка первого в России автомобильного завода в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Постройкой ЗиЛа занялся торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К». Договор с правительством на постройку завода предусматривал следующие условия: «27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К» заключили договор на поставку 1500 машин. ».

Автомобили «АМО-Ф-15» (1926 г.).

Склад готовой продукции (1959 г.).

Автомобиль «ЗИЛ» во времена Великой Отечественной войны (1944 г.).

В 1922 - 1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе «АМО» грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года, а 7 ноября колонна из десяти таких автомобилей принимала участие в параде на Красной площади, и с марта 1925 года началось их серийное производство.

В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей. Однако стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов, по мнению советских чиновников, была слишком высокой. Примерно в десять раз дороже иностранных машин с учетом их доставки в СССР. Поэтому было принято решение о полной реконструкции завода и начале производства совершенно новой модели грузового автомобиля.

Главная внутризаводская магистраль(1977 г.).   Главная внутризаводская магистраль(2013 г.).

В начале 1930-х начинается масштабная реконструкция, в ходе которой территория завода расширяется до нынешних размеров. Вот что пишет в журнале «Строительство Москвы» главный архитектор завода имени Сталина Е.М. Попов: «Территория, отведенная под промышленное строительство завода, 2,5 на 2 километра, только на четвертую часть занята реконструируемыми цехами, остальные три четверти территории сплошь заняты строительством новых цехов, образующих новые заводские площади, улицы и магистрали.

Участок строительства делится на три четко выраженных сектора, границы примыкания друг к другу совпадают с направлениями будущих магистралей, а именно: административно-бытовой сектор в северной стороне заводского участка, район подсобного и складского хозяйства в юго-восточной полосе промплощадки, район расположения основных производственных цехов, занимающих среднюю и заднюю части участка.

Новые магистрали Москвы, парковое кольцо и магистраль набережной, сливаясь в единую мощную магистраль, ведут к главному входу на автозавод, в районе культсектора, проектиромому в виде предзаводской площадки.

В состав административного и культурно-бытового сектора входят здания заводоуправления, общественных организаций, амбулатории, детских яслей и главной проходной конторы. Здесь же отводится место для стоянки машин, принадлежащих рабочим завода. Узкая полоса участка строительства зданий культсектора южной стороной примыкает непосредственно к фронтовой линии застройки производственных цехов, а с северной - выходит на набережную Москвы-реки.

Главная проходная АМО «ЗиЛ».

Главный конвеер.

Неиспользуемые производственные цеха.

Площадь главного входа образована с восточной стороны величественным высоким зданием заводоуправления.

Здания культсектора располагаются как бы по течению реки, композиционно дополняя друг друга и нарастая к месту главного входа.

Средняя часть промплощадки занята в основном сооружениями производственных цехов, расположенных по четкой схеме поточности производственного процесса. Планировка производственных цехов предусматривает расположение бытовых помещений с выходом на главную магистраль.

Главную магистраль заканчивает южная площадь, решающая вход в район подсобных цехов и складского хозяйства. Здесь располагаются деревообрабатывающие цеха, склады готовой продукции, ТЭЦ».

Строительство кузнечного цеха (1929 г.).

Митинг в честь приезда Броз Тито (1956 г.).

Сортировка свежевыпущенных «ЗИЛ-130» и «ЗИЛ-131».

После модернизации завод начинает массовое производство грузовиков ЗИС-5. В сутки рабочие собирали по 60 автомобилей. На базе него в будущем были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 выпускались серийно.

В 1953 году согласно cоветско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод № 1, позже ставший Первой Автомобилестроительной Компанией (First Automotive Works - FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. Стажировку и обучение китайские инженеры проходили в СССР, на заводе ЗиС, примечательно, что в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.

Первый отечественный лимузин «ЗИС-101» (1937 г.).

Грузовик «ЗИС-15» (1940 г.).

Автобус «ЗИЛ-158» (1957 г.).

После распада СССР предприятие стало быстро деградировать: производственные мощности разрушались, объемы выпуска продукции многократно снизились.

В 2008 году АМО ЗиЛ планировало организовать совместное предприятие с китайской компанией Sinotruk по производству тяжелых дизельных грузовиков марки HOWO. Однако из-за случившегося в нашей стране кризиса проект реализован не был.

За 2009 год АМО ЗиЛ произвел 2253 грузовых автомобиля и четыре автобуса (что почти на 50% меньше, чем годом ранее). В 2010 году компания произвела еще меньше - 1258 грузовых автомобилей и пять автобусов.

Сегодня предприятие находится в глубоком кризисе, накопились многомиллиардные долги. Значительная часть производственных площадей не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены и напоминают картины американского города Детройт.

Когда-то Детройт являлся автомобильным центром США. Но в 1973 году разразился нефтяной кризис, который привел к банкротству многих американских автомобилестроителей. Заводы один за другим начали закрываться, люди теряли работу и уезжали в другие города и штаты. Население Детройта в его административных границах сократилось в 2,5 раза: с 1,8 миллиона в начале 1950-х до 700 тысяч к 2012 году.

В результате оттока населения целые районы города оказались оставлены людьми. Небоскребы, заводы, жилые кварталы стоят заброшенные и разрушаются от времени и вандализма.

Чтобы не повторять судьбу американских городов-призраков, власти Москвы приняли решение о реновации депрессивных территорий в городе. В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода «ЗиЛ» площадью 50 га, на остальной территории планируется разместить качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры. Вскоре здесь появится множество парковых зон с высокими деревьями, которые отчасти будут напоминать Тюфелеву рощу.

ЗиЛ сегодня

 

Новый спортивно-развлекательный квартал Москвы с крупнейшими в России объектами спортивного и культурно-зрелищного характера.

Инвестором и девелопером строительства выступает Группа компаний ТЭН. Проект реализуется при поддержке Президента Российской Федерации, Правительства РФ, Правительства Москвы и Федерации хоккея России.

Строительство квартала осуществляется в рамках масштабной реорганизации промышленной зоны ЗИЛ

Общая площадь Парка составляет 700 000 м2.

Главными спортивными объектами квартала являются:

Возведение крупнейших спортивно-развлекательных сооружений и проведение мероприятий российского и международного масштаба подразумевает строительство продуманной инфраструктуры, в состав которой входят:
  • Конгресс-центр с вместимостью до 1 000 человек
  • Отель 4 звезды международной гостиничной сети
  • Деловой центр для размещения спортивных и профильных структур
  • Жилой комплекс: апартаменты и жилой комплекс
  • Многоуровневый паркинг на 3 500 парковочных мест
  • Жилой комплекс порядка 160 000 м2
  • Энергоцентр, обеспечивающий бесперебойную работу спортивных сооружений
  • Торговые центры, рестораны, кафе, магазины, медицинский центр, банки, салоны связи и другие объекты

maxpark.com

Симонов монастырь | Культурно-исторический центр "Наше наследие"

Симонов монастырь

Местность, где был основан  Симонов монастырь  (сейчас это рядом с метро «Автозаводская») была известна с XII в. Здесь находилось одно из сел боярина Кучки – Симоново  –  отсюда название монастыря. Местоположение монастыря было выгодным в стратегическом отношении. Он стоял у проезжей Коломенской дороги, которая вела к Кремлю. Территория отличалась также красотой и живописностью.

Первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 г. на том месте, где сейчас находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове,  на левом возвышенном берегу Москвы-реки.  Первоисточником по основанию монастыря является житие Сергия Радонежского, в котором есть глава об основании Симоновской обители племянником и учеником Преподобного – Феодором, который  был сыном родного брата Сергия Стефана.  Когда Феодор задумал основать свой монастырь, то был благословлен на это Сергием Радонежским.   Святой старец пришел в Симоново, осмотрел место и одобрил выбор племянника. Монастырь был основан при благословении митрополита Алексея.  Феодор был первым игуменом Симонова монастыря и принимал активное участие в его жизни. Благодаря его заботам в 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, на четверть версты севернее старой обители. Существует предание, что на новое место указал сам Дмитрий Донской, так как оно было удобно для обороны подступов к Москве и располагалось на стратегически важном направлении. В 1379 г. был заложен каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, который был освящен в 1405 г., по своему великолепию он почитался единственным в Москве. Старый монастырь не был разрушен, а оставался существовать с церковью Рождества Богородицы и кельями для иноков под названием Симоновского старого монастыря.  Он находился в зависимости от новой обители, а во времена Ивана Грозного существовал отдельно. Старая обитель служила усыпальницей для иноков нового Симонова монастыря. В 1380 г. здесь были захоронены герои Куликовской битвы, иноки-воины Александр Пересвет и Родион Ослябя. Жили здесь и старцы молчальники. К XVIII в. церковь Рождества Богородицы стала приходской.

Настоятель Симонова монастыря, Феодор был  духовником  великого князя  Дмитрия Донского и добился от Константинопольского патриарха для себя сана архимандрита, а для монастыря — статуса ставропигиального.

В юности, в хлебне Симонова монастыря, трудился святой Иона, в последствии митрополит Киевский и всея Руси (с 1448 г. первый митрополит, поставленный на Руси без Константинопольского патриарха). В память о нем в монастыре существовал обычай раздавать всем богомольцам монастырский хлеб из трапезной. В начале XVI в. в Симоновской обители жили писатели: инок Вассиан (в миру — князь Василий Иванович Патрикеев),  афонец Максим Грек. Во время постов в Симонове монастыре жили цари  Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. В августе 1431 г. великий князь Василий Васильевич перед походом в Золотую Орду обедал на лугу близ Симонова монастыря. В 1591 г. Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 г. монастырь активно сопротивлялся продвижению войск Ивана Болотникова, а в 1610-1613 гг. был разорен польско-литовскими интервентами и пришел в упадок .

Монастырь был крупным феодалом:  до 1764 г. он владел около 12 тыс. крестьян, имел много деревень и сел, к нему было приписано несколько мелких монастырей и пустыней. По церковной утвари и ризнице монастырь почитался наряду с богатейшими монастырями России. При секуляризации монастырских земель Симонову монастырю  сохранили близлежащие окрестности,  он был отнесен к первому классу, был третьим в Москве из ставропигиальных. В 1771 г. началась эпидемия чумы, часть иноков перевели в Ново-Спасский монастырь, а в Симонове был устроен карантин. К концу эпидемии в живых остались немногие иноки, обитель угасла, поэтому ее штат перевели в Богоявленский монастырь. В 1788 г. по приказу Екатерины II монастырь был упразднен с учреждением в его стенах госпиталя. Обер-прокурор Святейшего Синода Мусин-Пушкин А.И.   по совету новгородского митрополита Гавриила решил ходатайствовать перед Екатериной II о восстановлении древней отечественной святыни, обитель была возобновлена 6 мая 1795 г. в первом классе. В 1812 г. монастырь пострадал от французов, были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи .

Симонов монастырь славился благолепием храмов и благозвучием колоколов. С самого основания монастыря на его территории велось большое каменное строительство, которое продолжалось в XV, XVI и последующих веках. В первой половине XIX в. славился симоновский распев, который  хотели ввести и в  других храмах. В это время монастырь с окрестностями был любимым местом загородных прогулок москвичей.

Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX в. До революции 1917 г. в монастыре были храмы: собор Успения Пресвятой Богородицы 1543-1549 гг., церковь Всемилостивого Спаса над западными воротами 1593 г. (по ней монастырь иногда именовался Спас-Симон), больничная церковь святого Николая над восточными воротами 1834 г., церковь Тихвинской Богоматери при трапезной XVII в., церковь Александра Свирского 1700 г., церковь Александра Невского и Иоанна Цареградского во втором ярусе колокольни, построенной в 1835-1839 гг. в северной ограде архтектором А.К. Тоном (высота 99,6 м, была на 12 м выше колокольни Ивана Великого). Монастырь окружала каменная ограда с пятью башнями (Сторожевая, Тайницкая, Дуло, Кузнечная и Солевая), возведенными в XVI-XVII вв. Башни были покрыты черепицею, на двух башнях на вызолоченных шарах были установлены ангелы, на остальных — флюгера. В ограде было устроено трое ворот: главные западные служили для входа и въезда в монастырь, северные под колокольней служили для входа в собор, восточные — для входа в монастырский сад. На территории монастыря, в западной части, были расположены два плодовых сада (настоятельский и братский), по всему монастырю были разбиты дорожки, обсаженные деревьями, на открытых площадках были установлены солнечные часы .

В Симонове монастыре находился большой некрополь. В соборе были похоронены Степан Васильевич Ховрин и многие Ховрины-Головины, сын Дмитрия Донского Константин (в иноках Кассиан, 1430 г.), крещеный касимовский царевич Симеон Бекбулатович (в иноках Стефан, 1616 г.). Кладбище находилось у восточной ограды, за Успенским собором и Тихвинской церковью. Там были похоронены: писатель С.Т. Аксаков (1859 г.) со своими родными, друг А.И. Герцена историк В.В. Пассек (1842 г., был похоронен бесплатно за то, что написал историю Симонова монастыря) с детьми, композитор А.А. Алябьев (1851 г.) с родными, поэт Д.В. Веневитинов (1827 г.) со своими родственниками (состояли в родстве с А.С. Пушкиным), известные издатели С.А. и Н.С. Селивановские, писатель и издатель журналов Максим Невзоров (1827 г.), дядя А.С. Пушкина Н.Л. Пушкин (1821 г.) и зять поэта Л. Н. Гартунг (1877 г.), коллекционер А.П. Бахрушин (1904 г.) и многие другие выдающиеся деятели нашей истории и культуры .

Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер.  В  1930 г.  был взорван Успенский собор, разрушена церковь Александра Свирского, Сторожевая и Тайницкая башни и часть стены, позднее разрушены  другие церкви и постройки.  На месте монастыря в  начале 30-х г.г. был  построен Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем ЗИЛа). В советское время на оставшейся территории монастыря находились различные учреждения. В настоящее время весь комплекс обители с Тихвинским храмом передан общине, состоящей из глухонемых.   

В 1509 г. деревянная церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, рядом с которой были захоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя, была заменена каменной. В 1660 г. над могилами иноков были установлены каменные надгробия. В 1785-1787 гг. с запада от церкви были построены новые каменные колокольня с трапезной. В 1846-1855 гг. трапезная с колокольней были вновь построены, в трапезной устроены два придела: южный святого Николая и северный Сергия Радонежского, в котором оказались могилы героев. В 1870 г. над могилами Пересвета и Ослябя были установлены чугунные надгробия и устроен металлический шатер.

После революции церковь оказалась на территории завода «Динамо» имени Кирова и ее хотели снести. Затем в ней оборудовали трансформаторную,  потом компрессорную станции. Благодаря общественности в 1983 г. церковь Рождества Богородицы была передана Историческому музею для создания там экспозиции, посвященной Куликовской битве, и началась реставрация храма.

histcenter.mephi.ru


Смотрите также