новая папка / Рессорная подвеска. Подвеска зила


Особенности подвески ЗИЛ-131

Передняя подвеска состоит из двух продольных полуэллиптических рессор и двух телескопических амортизаторов. Рессоры 2 автомобилей, оборудованных лебедкой, имеют 17 листов, а рессоры автомобилей без лебедки — 15 листов. Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 32 и пальцев 28 закреплены к кронштейнам 1 рамы. Ушко прикреплено к рессоре через подкладку 30 двумя болтами, стремянкой; от смещений рессора удерживается специальными вы ступами на коренном листе и подкладке. В ушко запрессована втулка 29 из термообработанного ковкого чугуна.

Задние концы передних рессор опираются на сухари 13, напрессованные на кронштейны 11. На пальцы 14 сухарей установлены вкладыши 15, предохраняющие стенки кронштейна от износа. Вкладыши закрепляют стяжными болтами 16. На стяжные болты установлены втулки 17. На скользящем конце коренного листа приклепана накладка 12, предохраняющая его от износов. Трущиеся детали термически обработаны для повышения срока их службы.

Каждая рессора средней частью прикреплена стремянками 26 к переднему мосту. Резиновые буфера 4 смягчают удары рессор о раму; буфера 10 уменьшают поворот моста вперед при торможении.

Амортизатор (рис. 2) верхней проушиной 8 прикреплен к кронштейну рамы, а нижней — к передней оси. Амортизаторы предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля по неровностям дороги. Это повышает плавность движения автомобиля и улучшает его управляемость, а также увеличивает срок службы рессор.

Принцип действия гидравлических амортизаторов состоят в том, что в результате относительных перемещений подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие отверстия, вследствие чего амортизатор оказывает сопротивление, гасящее колебания рессор.

Наибольшее сопротивление, создаваемое амортизатором, происходит при его растяжении (отдаче), когда подрессоренная часть автомобиля удаляется от неподрессоренной его части (колес с мостами).

Задняя подвеска среднего и заднего мостов балансирного типа, на двух продольных полуэллиптических рессорах. Каждая рессора средней частью прикреплена с помощью стремянок 4 (рис 3, а) к ступице 11 оси балансирного устройства. Концы рессор входят в отверстия опор 2, приваренных к мостам. При прогибе рессор концы их скользят в отверстиях опор.

Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены резиновые буфера 16.

Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму шестью реактивными штангами 13 (по три у каждого моста). Боковые усилия передаются от мостов на раму через рессоры.

Шарниры реактивных штанг неразборные, состоят из шаровых пальцев 30, обоймы 28 и вкладыша 29, изготовленного из тканой ленты, пропитанной специальным составом.

Обоймы шарниров запрессованы в головки реактивных штанг.

Балансирное устройство состоит из оси 10, запрессованной в кронштейны 12, и ступиц 11. Концы оси закалены, а в ступицы  запрессованы втулки 26 (рис. 3, б) из антифрикционного материала.

Для предотвращения втекания смазки и защиты от грязи в ступицах установлены самоподжимные сальники 22 и уплотнительные кольца 20 и 21.

Ступицы закреплены на оси разрезными гайками 9, стянутыми болтами 7. Гайки стяжных болтов самоконтрящиеся. В крышке 8 ступицы имеется пробка 6 для заливки масла, а в ступице - пробка 25 для его слива. Вся задняя подвеска крепится к раме с помощью кронштейнов 14.

Уход за подвеской заключается в смазке рессорных пальцев, рессор и периодической смене смазки в ступицах балансирной подвески, в проверке крепления рессор, амортизаторов и реактивных штанг, в проверке и регулировке осевых зазоров ступиц балансирной подвески.

Смазка является необходимым условием надежной и длительной работы рессор. Коррозия (ржавление) листов может снизить срок службы рессор. При ремонтных работах следует производить переборку и смазку всех рессор автомобиля.

При переборке рессор необходимо удалить старую смазку и грязь, а также следы коррозии, после чего смазать трущиеся поверхности рессор специальной графитной смазкой. Одновременно следует промывать и смазывать ушки и пальцы передних рессор. При износе концов коренных листов задних рессор рекомендуется первый и третий листы поменять местами.

Смазку пальцев передних рессор производят через масленки 27 до появления свежей смазки в зазорах между ушками и кронштейнами. Для слива смазки из ступицы балансирной подвески необходимо снять крышку 8 (рис. 3) и отвернуть пробку 25. 3аливать масло в ступицы следует до уровня наливных отверстий, закрытых пробками б. Периодичность смазки и сорта смазок указаны в карте смазки.

Периодически следует также проверять затяжку следующих соединений: гаек стремянок передних и задних рессор; стяжных болтов 33 (см. рис. 1) пальцев передних рессор; гаек стремянок 31 ушков передних рессор; гаек пальцев 19 амортизаторов; стяжных шпилек 5 (рис. 3) щек ступиц задних рессор; болтов крепления кронштейнов 14 задней подвески к раме; болтов крепления кронштейнов 12 оси балансирной подвески к кронштейнам 14; гаек пальцев реактивных штанг.

Моменты затяжки резьбовых соединений подвески в кГм

Гайки стремянок передних и задних рессор

25—30

Стяжные болты пальцев передних рессор

5,5—6

Гайки стремянок ушков передних рессор

до сжатия пружинных

шайб, не более

Пальцев амортизаторов со стороны конуса

12—14

Гайки пальцев амортизаторов со стороны амортизатора

5,5—6

Гайки стяжных шпилек щек ступиц задних рессор

до устранения

зазоров между

щеками и рессорой

Болты крепления кронштейнов задней подвески к раме

8—9

 

Болты крепления кронштейнов оси

балансирной подвески к кронштейнам рамы

30, не менее

Гайки пальцев реактивных штанг . . .

35—40

Стяжные болты разрезных гаек ступиц балансирной подвески -

8—10

При втором ТО-2 одновременно со сменой смазки надо снять ступицы балансирной подвески с оси, промыть их и концы оси, проверить состояние сальника 22 (рис. 3), войлочного кольца 20 и упорного кольца 27.

Изношенные детали следует заменить. Эксплуатация автомобиля с изношенным уплотнением ступиц ведет к течи смазки и к преждевременному износу оси и втулок из-за попадания грязи внутрь ступицы.

При установке ступиц на ось необходимо затянуть стяжные болты 7 разрезных гаек 9. После сборки ступицы должны свободно вращаться на оси и не иметь ощутимого осевого зазора.

Для снятия верхних реактивных штанг в боковых крышках редукторов мостов имеются специальные болты 17, при вывинчивании которых пальцы выпрессовываются из своих гнезд. Изнашиваемые детали задних кронштейнов передних рессор [вкладыши 15 (рис. 1) и сухари 13] сделаны сменными и при ремонтных работах при необходимости могут быть заменены новыми.

Ремонт изношенных шеек и втулок оси балансирной подвески следует производить заменой втулок ремонтными. Инструкция по ремонту оси и втулок прилагается к комплекту ремонтных втулок.

Во время эксплуатации не требуется специальной регулировки амортизаторов. Периодически следует проверять надежность крепления амортизаторов на автомобиле и правильность их работы.

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла следует подтянуть гайку 10 (см. рис. 2) резервуара, для чего необходимо снять амортизатор с автомобиля. В случае появления течи жидкости, которая не устраняется подтягиванием гайки резервуара, нужно заменить сальник штока. При замене сальников штока следует иметь в виду, что на сальнике 12 имеется метка «Низ», указывающая правильное положение сальника при его установке. При этом положении обеспечивается правильная работа маслоотражательных канавок сальника. В амортизаторы надо заливать только амортизаторную жидкость в соответствии с картой смазки.

Смена жидкости производится при снятом с автомобиля амортизаторе. Перед заливкой надо поставить амортизатор вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем; подготовить 0,45 л жидкости и заполнить рабочий цилиндр 3 доверху, оставшуюся жидкость слить в резервуар 2 амортизатора; затем нужно собрать амортизатор и установить на автомобиль.

При заливке жидкости необходимо следить за тем, чтобы в амортизаторы не попали грязь, песок и т. д., которые приводят к быстрому износу деталей и выходу из строя амортизаторов.

Разбирать и собирать амортизатор нужно в мастерских, в условиях, полностью обеспечивающих чистоту; без крайней необходимости разбирать амортизатор не следует.

autoruk.ru

Подвеска автомобиля ЗИЛ-131

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Подвеска автомобиля ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Передняя подвеска ЗИЛ-131 (рис. 52) имеет листовые рессоры с листами трапециевидного профиля и гидравлические амортизаторы. Рессоры 2 автомобилей, оборудованных лебедкой, имеют 15 листов, а рессоры автомобилей без лебедки — 13.

Передние концы рессор при помощи отъемных ушков 30 и пальцев 26 закреплены на кронштейнах 1. Ушко прикреплено к рессоре через подкладку 28 болтом и стремянкой 29; от смещений рессора удерживается специальными выступами на коренном листе и подкладке. В ушко запрессована втулка 27 из термообработанного ковкого чугуна.

Рис.52. Передняя подвеска

Задние концы передних рессор опираются на сухари 11, напрессованные на кронштейны 9. На пальцы 12 сухарей установлены вкладыши 13, предохраняющие стенки кронштейнов от изнашивания. Вкладыши закрепляют стяжными болтами 14.

На стяжные болты установлены втулки 15. На скользящем конце коренного листа приклепана накладка 10, предохраняющая его от изнашивания. Трущиеся детали термически обработаны для повышения срока их службы. Каждая рессора средней частью прикреплена стремянками 22 к переднему мосту.

На автомобилях без лебедки между рессорой и подкладкой 24 установлена проставка рессоры, компенсирующая изменение толщины пакета листов.

Рис. 53. Амортизатор ЗИЛ-131

Амортизаторы (рис. 53) — телескопического типа, верхними проушинами 8 прикреплены к кронштейнам рамы, а нижними — к переднему мосту. Амортизаторы предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении автомобилей по неровностям дороги. Это улучшает плавность хода и управляемость автомобиля, а также увеличивает срок службы рессор.

Принцип действия гидравлических амортизаторов состоит в том, что в результате относительных перемещений подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие отверстия, вследствие чего создается сопротивление, гасящее колебания автомобиля.

Наибольшее сопротивление, создаваемое амортизатором, соответствует его растяжению (ход отдачи), когда подрессоренная часть автомобиля удаляется его части (колес с мостом).

Задняя подвеска ЗИЛ-131 (рис. 54) - балансирного типа, с двумя листовыми рессорами и шестью продольными реактивными штангами (по три у каждого моста). Рессоры имеют по 12 листов трапециевидного профиля и 3 коренных листа прямоугольного профиля. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму реактивными штангами, а боковые усилия — рессорами.

Рис.54. Задняя подвеска

Каждая рессора средней частью прикреплена при помощи стремянок 4 к ступице 11 оси балансирного устройства. Концы рессор входят в отверстия опор 2, приваренных к мостам. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены резиновые буфера 16.

Шарниры реактивных штанг — неразборные, состоят из шаровых пальцев, обоймы и вкладыша, изготовленного из тканой ленты, пропитанной специальным составом. Шарниры имеют чехлы, под которые заложен смазочный материал. Обоймы шарниров запрессованы в головки реактивных штанг.

Балансирное устройство состоит из оси 10, запрессованной в кронштейны 12, и ступиц 11. Концы реи закалены, а в ступицы запрессованы втулки из антифрикционного материала.

Для предотвращения вытекания смазочного материала и защиты от грязи в ступицах установлены самоподжимные сальники и уплотнительные кольца.

Ступицы закреплены на оси разрезными гайками 9, стянутыми болтами 7. Гайки стяжных болтов самостопорящиеся. В крышке ступицы имеется отверстие для залива масла, закрытое пробкой.

Задняя подвеска ЗИЛ-131 крепится к раме при помощи кронштейнов 14.

Уход за подвеской заключается в смазывании рессорных пальцев, проверке наличия смазочного материала в ступицах балансирной подвески и крепления рессор, амортизаторов и реактивных штанг, в проверке и регулировке осевых зазоров ступиц балансирной подвески.

При ремонте рессор необходимо удалить старый смазочный материал, грязь, ржавчину, после чего смазать трущиеся поверхности рессор смазочным материалом (см. карту смазывания). Одновременно следует промыть и смазать ушки и пальцы передних рессор.

При износе коренных листов рессор задней подвески наполовину толщины рекомендуется первый и третий листы поменять местами.

Пальцы передних рессор смазывают через масленки до появления смазочного материала в зазорах между ушками и кронштейнами. Для слива масла из ступицы балансирной подвески необходимо снять крышку. Заливать масло в ступицы следует до уровня заливных отверстий, закрытых пробками.

Периодичность смазывания и сорта смазочных материалов указаны в карте смазывания. Следует проверять затяжку следующих соединений: гаек стремянок рессор передней подвески; стяжных болтов пальцев рессор передней подвески; гаек стремянок крепления ушков рессор передней подвески; гаек пальцев амортизаторов; стяжных шпилек щек ступиц задних рессор; болтов крепления кронштейнов задней подвески к раме; болтов крепления кронштейнов оси балансирного устройства; гаек пальцев реактивных штанг.

Необходимо периодически осматривать наружные уплотнительные кольца и чашки ступиц балансирного устройства, уплотнительные чехлы и чашки шарниров реактивных штанг. Поврежденные детали уплотнений следует своевременно заменять, промывая при этом узлы и заправляя в них свежий смазочный материал.

Эксплуатация автомобиля с поврежденными уплотнениями ведет к течи смазочного материала, попаданию грязи внутрь узлов и их преждевременному износу.

При установке ступицы балансирного устройства на ось необходимо разрезную гайку завернуть до отказа, отпустить на 1/6—1/4 оборота и затянуть стяжной болт. После сборки ступица должна поворачиваться от руки. При необходимости отвернуть разрезную гайку.

Изнашиваемые детали задних кронштейнов рессор передней подвески (вкладыши и сухари) — сменные и во время ремонтных работ при необходимости могут быть заменены новыми.

Изношенные шейки и втулки оси балансирного устройства следует ремонтировать, заменяя втулки на ремонтные. Инструкция по ремонту оси и втулок приложена к комплекту ремонтных втулок.

Чехлы шарниров реактивных штанг при повреждении необходимо заменять. При снятии реактивных штанг рекомендуется их тщательно очищать от грязи и загрязненный смазочный материал под чехлами заменять свежим.

Во время эксплуатации не требуется специальной регулировки амортизаторов. Периодически следует проверять надежность крепления и герметичность амортизаторов.

При появлении на амортизаторе ЗИЛ-131 следов подтекания масла нужно подтянуть гайку резервуара, для чего необходимо снять амортизатор. При появлении течи, которая не устраняется подтягиванием гайки резервуара, надо заменить сальник штока. При замене сальника штока следует иметь в виду, что на сальнике имеется метка «Низ», указывающая правильное положение сальника при его установке.

При этом положении обеспечивается правильная работа маслоотражательных канавок сальника. В амортизаторы надо заливать только амортизаторную жидкость в соответствии с картой смазывания.

Перед заливкой следует поставить амортизатор вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем; подготовить 0,45 л жидкости и заполнить рабочий цилиндр доверху, оставшуюся жидкость слить в резервуар амортизатора; затем следует собрать амортизатор и установить на автомобиль.

При заливке жидкости необходимо следить за тем, чтобы в амортизатор не попали грязь, песок и т. д., так как это приводит к быстрому изнашиванию деталей и выходу из строя амортизаторов.

Разбирать и собирать амортизатор надо в мастерских в условиях, полностью обеспечивающих чистоту; без крайней необходимости разбирать амортизатор не следует. Доливать в амортизатор жидкость нельзя.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  • Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
  • Рулевое управление Маз-5516, 5440
  • Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440

autotextrans.ru

Рессорная подвеска

Рессорная подвеска, рессора, балансирная подвеска

Какое назначение подвески автомобиля, как она подразделяется?

Подвеска автомобиля – совокупность устройств, обеспечивающих упругую связь между несущей системой и мостами или колесами автомобиля, уменьшение динамических нагрузок на несущую систему и затухание их колебаний, а также регулирование положения кузова автомобиля во время движения.

Подвески по виду упругого элемента подразделяются на рессорные, пружинные, торсионные, пневматические и гидропневматические. Наибольшее распространение на грузовых автомобилях получили подвески на полуэллиптических рессорах.

Как устроена рессорная подвеска?

Рессорная подвеска на полуэллиптических рессорах (рис.157, а) состоит из рессоры, набранной из отдельных стальных упругих листов 5 разной длины, но одинаковой ширины. Самый длинный лист называется коренным. Под ним находится подкоренной лист, который несколько короче коренного и т. д. На переднем конце рессоры автомобиля ЗИЛ-130 на подкладке 1 двумя болтами и стремянками 6 крепится съемное ушко 2, в которое устанавливается втулка 19. Ушко шарнирно соединено со стальным пальцем 3, вокруг которого рессора поворачивается при прогибе. Палец фиксируется в кронштейне 4 двумя болтами, проходящими через полуцилиндрические выточки. При сборке листы рессор смазываются графитной смазкой и центрируются выдавками в листах и фиксаторами (автомобили ЗИЛ и КамАЗ) или центрирующим болтом, проходящим сквозь отверстия, просверленные в каждом листе (автомобили ГАЗ). По бокам листы охвачены хомутиками 7, предотвращающими их сдвиг в поперечном направлении. На заднем конце коренного листа смонтирована накладка 13, в которую упирается сухарь 12. Он может качаться на оси 16, концы которой заходят в отверстия двух боковых вкладышей 17, закрепленных в кронштейне 11 стяжным болтом 18. При колебаниях рессоры ее длина изменяется и сухарь 12 перекатывается по накладке 13.

Рис.157. Рессора: а – передняя ЗИЛ-130; б – передняя ГАЗ-5ЗА; в – задняя автомобиля ЗИЛ-130.

Собранная рессора средней своей частью стремянками 15 крепится к балке 14 переднего моста. Для этого на ней выполняется специальная площадка с отверстиями для стремянок. На накладке верхнего листа стремянками закреплен резиновый буфер 8, предотвращающий удар рессоры о раму при сильных ее прогибах. Дополнительный буфер 9 крепится к лонжерону рамы и ограничивает прогиб рессоры. Вместе с рессорой к балке переднего моста монтируется гидравлический амортизатор 10, который вторым концом крепится к лонжерону рамы автомобиля.

Как устроена задняя рессора автомобиля ЗИЛ-130?

Задняя рессора 20 автомобиля ЗИЛ-130 (рис.157, в) устроена так же, как и передняя. Однако на ней устанавливается еще дополнительная рессора 22, концы которой могут опираться на кронштейны 21, прикрепленные к раме. Если автомобиль без груза, толчки воспринимает только основная рессора, а когда с грузом, основная рессора прогибается и в работу включается дополнительная рессора.

Как устроены рессоры автомобиля ГА3-53А?

Рессоры автомобиля ГАЗ-53А имеют такое же устройство, как и на ЗИЛ-130, однако крепление их с рамой автомобиля осуществляется при помощи резиновых подушек 23 (рис.157, б). Поэтому в рессоре имеется два коренных листа 24 с разогнутыми концами, на которые одевают две металлические накладки, а на них сверху и снизу устанавливают резиновые подушки и закрепляют их в кронштейнах 25 крышками 26. В передний кронштейн также монтируют резиновую упорную подушку 27, воспринимающую осевые нагрузки. При прогибе рессоры она удлиняется за счет перемещения заднего конца в подушках. Листы стягиваются центровым болтом.

В чем особенности подвески заднего моста на автомобиле ГА3-24 «Волга»?

Задний мост автомобиля ГАЗ-24 «Волга» крепится к кузову с помощью двух полуэллиптических рессор, работающих совместно с двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия (рис.158). Коренные листы рессор по концам имеют загнутые ушки, которыми рессора соединяется с кузовом. Передний конец рессоры 2 шарнирно соединен с кронштейном 1 пальцем 9, установленным в резиновой обойме 8. Задний конец рессоры своим ушком соединяется с серьгой 7 с помощью пальцев с резиновыми втулками, а серьги вторыми концами крепятся к балке кузова также с помощью пальцев с резиновыми втулками.

Рис.158. Подвеска заднего моста автомобиля ГАЗ-24 «Волга».

Следовательно, осевое смещение рессоры при прогибе осуществляется качанием серьг 7 на опорных пальцах. Средняя часть рессоры стремянками 6 крепится к балке 5 заднего моста. Сверху на балке смонтирован резиновый буфер 4, ограничивающий ход подвески при сильных прогибах рессоры, снизу – подкладка для крепления амортизатора 3. Верхний конец амортизатора соединен с полом кузова автомобиля.

Какая подвеска применяется на трехосных автомобилях, как она устроена и работает?

На трехосных автомобилях КамАЗ-5320, ЗИЛ-133 и других для подвески двух задних ведущих мостов применяется балансирная подвеска (рис.159). В устройство такой подвески входит ось 8, жестко соединенная с рамой. На концах оси на скользящих подшипниках установлены ступицы 7, к которым с помощью стремянок 3 крепится перевернутая листовая полуэллиптическая рессора 2, опирающаяся своими концами на кронштейны 4, приваренные к балкам среднего и заднего ведущих мостов. Ведущие мосты соединяются с кронштейнами рамы штангами 6, воспринимающими реактивный момент от мостов и передающими на раму толкающие и тормозные усилия. Головки реактивных штанг соединяются с кронштейнами шаровыми пальцами с вкладышами. При такой подвеске оба задних ведущих моста образуют общую тележку, которая может качаться вместе с рессорами около оси и, кроме того, вследствие прогиба рессоры каждый мост имеет независимые перемещения, что, обеспечивает хорошую приспособляемость колес к неровностям дороги.

Рис.159. Балансирная подвеска.

Что является упругим элементом в торсионной подвеске?

В торсионной подвеске упругим элементом является, стальной стержень, работающий на скручивание. Он с помощью рычагов соединяется с поворотной цапфой колеса. Пружинная подвеска рассмотрена при описании переднего моста автомобиля ГАЗ-24 «Волга».

Где применяется пневматическая подвеска, как она устроена?

Пневматическая подвеска применяется на автобусах, так как она позволяет поддерживать высоту подножек для входа и выхода пассажиров на заданном уровне независимо от количества людей в кузове автобуса. Такая подвеска в качестве упругих элементов имеет баллоны, заполненные сжатым воздухом, поступающим от компрессора. Регуляторы левых и правых баллонов, укрепленные на раме и соединенные с кронштейнами рычагами, поддерживают постоянным расстояние от уровня пола кузова до дороги. При увеличении нагрузки регуляторы обеспечивают поступление сжатого воздуха в баллоны до тех пор, пока не восстановится заданный уровень пола кузова. Если нагрузка на автобус уменьшится, то часть воздуха из баллонов выходит в атмосферу. Такая подвеска применяется на автобусе ЛиАЗ-677.

***

studfiles.net

Особенности подвески ЗИЛ-5301

Передняя подвеска - зависимая, рессорная, крепится к раме с помощью эластичных шарниров. Направляющий аппарат и упругие элементы - продольно расположенные несимметричные рессоры. Дополнительные упругие элементы - буфера хода сжатия с прогрессивными характеристиками, стабилизатор поперечной устойчивости. Демпфирующие элементы - амортизаторы

Задняя подвеска - зависимая, рессорная, крепится к раме с помощью эластичных шарниров. Направляющий аппарат и упругие элементы - продольно расположенные симметричные рессоры с прогрессивной характеристикой. Дополнительные упругие элементы - буфера хода сжатия с прогрессивными характеристиками, стабилизатор поперечной устойчивости. Демпфирующие элементы - амортизаторы

Амортизаторы - гидравлические телескопические, двухстороннего действия; предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля и автобуса по неровностям дороги. Каждый амортизатор установлен при помощи пальцев с резиновыми втулками.

Задняя подвеска ЗИЛ-5301рис. 2

Колеса - стальные, сварные. Диск штампованный. Ободья 6,5Jx16h3 и 6,75x17,5 катанные. Центрирование колес осуществляется по центральному отверстию. Колеса крепятся к ступицам шестью болтами с резьбой М18х1,5, запрессованными в ступицы на диаметре 205 мм и гайками с коническими нажимными шайбами.

Шины - пневматические, радиальные, бескамерные, с универсальным рисунком протектора. Размеры шин: VS-14, V-274, Agilis-101 фирмы «Мишлен»; 225/R16C мод. К-152; 235/75R16C мод. М-254; 215/75R16C мод. М-240, К-163, К-166. Допускается применение шины с камерой.

Определение состояния подвески

Для определения состояния рессор автомобиля и автобуса его надо промыть и поставить на смотровую яму или эстакаду. Все детали подвески не должны иметь заметных деформаций, трещин и поломок. Резинометаллические шарниры подвески не должны иметь отрыва резинового массива от арматуры или трещин на торцах.

Степень потери работоспособности рессор можно определить по замеру расстояния «h» между накладкой рессоры и кронштейном буфера хода сжатия, как показано на рис.3.

Замеры надо производить на автомобиле с полной нагрузкой и распределением ее по осям в следующем соотношении: на переднюю ось - 23 500 Н; на задний мост - 49 000 Н.

Размер «h» для рессор одной оси не должен отличаться более чем на 10 мм.

Критерием предельного состояния рессоры является трехразовая замена листов в рессоре, а также ее проседание.

Рессоры, у которых этот размер менее 115 мм для передней подвески и 98 мм для задней подвески, подлежат замене.

Если ослаблены заклепочные соединения крепления кронштейнов передних и задних рессор, ослабленные заклепки следует срубить и заклепать новые. Закрепление ослабленных заклепок не допускается. При износе отверстий под заклепки надо рассверлить эти отверстия под увеличенный диаметр заклепок. Заклепки должны плотно входить в свои отверстия.

Необходимое условие надежной и длительной работы рессор - их смазывание. Коррозия листов может значительно снизить их долговечность.

При ремонтных работах следует разобрать и смазать листы рессор. При этом необходимо удалить старый смазочный материал и грязь, а также продукты коррозии, после чего смазать трущиеся поверхно

autoruk.ru

Ходовая часть автомобиля ЗИЛ-111

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Ходовая часть автомобиля

Ходовая часть автомобиля ЗИЛ-111

У автомобиля ЗИЛ-111 имеется рама, которая состоит из штампованных деталей, соединенных между собой на заклепках и путем сварки. Рама снабжена Х-образной поперечной балкой и имеет лонжероны замкнутого коробчатого сечения. Подвеска передних колес независимая, с качанием в поперечной плоскости. Ось качания расположена под углом к продольной оси автомобиля.

Стойка подвески верхним концом соединена при помощи пальца с рычагом амортизатора, закрепленного на поперечной балке рамы. По бокам втулки в головке рычага амортизатора установлены шайбы с эксцентрично расположенными отверстиями. Угол развала колес регулируют с помощью шайб.

Нижний конец стойки соединен с поперечным рычагом подвески при помощи пальца на двух игольчатых подшипниках. На пальце с внутренней стороны установлен упорный шарикоподшипник, воспринимающий осевые нагрузки.

Внутренний конец рычага соединен с кронштейном поперечной балки рамы при помощи пальца, имеющего резиновые втулки. Между рычагом и поперечной балкой рамы установлена на резиновых прокладках спиральная пружина 11 подвески. Внутри пружины поставлены резиновый упор и металлический ограничитель сжатия пружины.

К наружному концу рычага подвески прикреплена продольная штанга, соединенная с рамой шаровым сочленением с резиновой прокладкой. Штанга воспринимает продольные усилия, действующие на колеса и подвеску.

К кронштейну стойки при помощи шкворня присоединен поворотный кулак с цапфой. Между кронштейном стойки и нижним выступом кулака установлен упорный шарикоподшипник.

На цапфе стойки подвески на двух конических роликоподшипниках установлена ступица с колесом и закреплена регулировочной гайкой со шплинтом. С внутренней стороны в ступице установлен сальник.

Амортизаторы 9 передней подвески гидравлические, поршневые, двустороннего действия.

Для уменьшения угла поперечного наклона кузова при поворотах в передней подвеске поставлен стабилизатор поперечной устойчивости. Он представляет собой изогнутый стержень, закрепленный поперек рамы в опорах на резиновых втулках. Концы стержня при помощи стоек с резиновыми подушками соединены с рычагами подвески. При перекосах передней части автомобиля стержень скручивается и препятствует наклонам кузова.

Задний мост подвешен к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах. Передний конец каждой рессоры прикреплен к раме при помощи пальца, а задний — при помощи серьги, подвешенной к упругому кронштехшу рамы. Все пальцы подвески имеют резиновые втулки. У коренного листа рессоры по концам сделаны ушки. Концы остальных листов оттянуты, и между листами поставлены пластмассовые прокладки. Рессора прикреплена стремянками снизу к полуосевым рукавам.

Рис. 1. Независимая подвеска передних колес автомобиля ЗИЛ-111

В заднюю подвеску включены два гидравлических телескопических амортизатора. Ушки каждого амортизатора соединены с кронштейнами рессоры и рамой автомобиля пальцами с резиновыми втулками.

Для ограничения прогиба рессоры на раме и рессоре имеются резиновые упоры.

К ступицам колес с помощью шпилек прикреплены диски колес с глубоким несимметричным ободом. В дисках имеются отверстия для циркуляции воздуха. Колесо снаружи закрывается хромированным колпаком большого диаметра. Вентиляционные лопатки на колпаке обеспечивают циркуляцию воздуха через зазоры между колпаком и диском и через отверстия в диске. Это способствует лучшему охлаждению тормозов и шин. Шины бескамерные. Запасное колесо установлено в багажнике кузова.

Рис. 2. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-111

Читать далее: Ходовая часть грузовых автомобилей ГАЗ

Категория: - Ходовая часть автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Устройство ходовой части ЗИЛ - Как отремонтировать ВАЗ

Автомобильная рама

Рама состоит из продольных и поперечных балок, сделанных из стали. Между собой балки соединены заклепками. На раме находятся кронштейны, с помощью которых прикрепляются топливный бак, подножки, крылья, буксирные крюки, буксирное приспособление, передний буфер и рессоры.

Передняя и задняя ось (мост)

Устройство части передней оси ЗИЛа выглядит как двутавровая балка. Ее конечные части отогнуты вверх. На них закреплены шарнирно-поворотные цапфы. У них есть по две проушины. Цапфы спокойно проворачиваются на шкворне. Для того чтобы цапфа легче проворачивалась, установлен подшипник для опоры между концом оси и проушиной. Когда ЗИЛ находится в движении, его колеса должны идти параллельно. Если возникают хотя бы незначительные люфты, каждое колесо может поворачиваться на определенный угол. Правое колесо уходит вправо, а левое – влево. Из-за этого могут проскальзывать покрышки и резко увеличиваться их износ. Для того чтобы колеса не проскальзывали, их необходимо установить с небольшим схождением. Схождение для автомобиля ЗИЛ должно быть от 2 до 5 мм. Задняя ось ходовой ЗИЛа – это кратер основной передачи из ковкого чугуна вместе с кожухами полуосей.

Подвеска

Устройство ходовой ЗИЛа так же состоит из подвески. Листовые рессоры и амортизаторы – это составляющие элементы подвески. Листовые рессоры или упругие элементы передней подвески состоят из одной полуэллиптической рессоры, задней подвески – из двух рессор. Рессоры необходимы для того, чтобы при наезде на различные неровности дороги, эти неровности как можно меньше ощущались. На ЗИЛе в листах рессор сделаны углубления. Благодаря этому устройство рессор не смещается во время работы. Амортизаторы уменьшают толчки, которые появляются в результате наезда на препятствие. В ЗИЛе используют амортизаторы жидкостные. Их работа основывается на сопротивлении по перекачиванию жидкости через небольшие каналы. Оказывают сопротивление при отдаче и сжатии рессор. Когда начинается отдача рессоры, амортизатор сильно растягивается. Над поршнем существует полость, в которой образуется давление. Под действием давления закрывается перепускной клапан, а в поршне срабатывает устройство – клапан отдачи и жидкость начинает поступать в полость, расположенную под поршнем. Для того чтобы заполнить амортизатор используют амортизаторную жидкость АЖ-10 и АЖ-12.

Автомобильные колеса

В устройство ходовой части ЗИЛ, входят автомобильные колеса, которые состоят из обода и диска. На дисках имеются отверстия в виде конуса, с помощью которых колеса устанавливают на шпильки. Гайки имеют такой же конус. Благодаря совпадению гаек и отверстий на дисках выходит правильная установка колес. На заднюю ось с обеих сторон ставят по два колеса. Внутренние колеса закрепляются на шпильках с помощью гаек, которые имеют внутреннюю и наружную резьбы. Наружные колеса закрепляют конусными гайками. Для того чтобы гайки сами не проворачивались, при остановке и ускорении ЗИЛа, те из них, которые расположены с правой стороны имеют правую резьбу, а гайки расположенные слева – левую.

Автомобильные шины

Частью ходовой являются так же автомобильные шины. Амортизаторы и рессоры не избавляют от воздействия неровностей дороги на автомобиль, они лишь смягчают ощущение этих неровностей. Небольшие толчки поглощают шины. Делают они это за счет своей упругости, сжатого в них воздуха.

Составляющие части шины следующие: покрышка, камера и ободная лента. Покрышка защищает от повреждений камеру. Для ее изготовления используют резину и специальную прочную ткань – корд. Камера, по сути, это рукав из эластичной резины. Для накачивания камеры воздухом используют специальный вентиль, который сделан из латуни. Ободная лента применяется преимущественно в грузовых автомобилях, сделана она из резины, защищает камеру от повреждений ободом.

portalvaz.ru

Подвеска задняя ЗИЛ-5301

№ детали

Наименование детали

111-2915486

Втулка головки амортизатора

120-2912068

Втулка хомутов распорная

131-2905418

Палец крепления амортизатора

133Г5-2902062

Хомут рессоры

201676-П29

Болт

250512-П29

Гайка

250514-П29

Гайка

250517-П29

Гайка

250691-П29

Гайка

252136-П2

Шайба пружинная

252137-П2

Шайба пружинная

252139-П2

Шайба пружинная

256839-П

Заклепка

303118-П29

Гайка самостопорящаяся

303261-П29

Гайка самостопорящаяся

305683-П29

Шайба

305766-П29

Шайба

305862-П29

Шайба

305883-01

Шайба

45 9326 1097

Болт

45 9565 1237

Гайка самостопорящаяся

45 9955 1058

Гайка

5301-2902478

Палец переднего ушка рессоры

5301-2906031

Втулка головки амортизатора

5301-2906079-10

Палец крепления стабилизатора

5301-2912012-02

Рессора задняя в сборе

5301-2912032-10

Болт центральный задней рессоры

5301-2912063-10

Хомут рессоры

5301-2912101-20

Лист задней рессоры

5301-2912102-20

Лист задней рессоры

5301-2912103-20

Лист задней рессоры

5301-2912104-20

Лист задней рессоры

5301-2912105-20

Лист задней рессоры

5301-2912106-20

Лист задней рессоры

5301-2912107-20

Лист задней рессоры

5301-2912108-20

Лист задней рессоры

5301-2912109-20

Лист задней рессоры

5301-2912110-20

Лист задней рессоры

5301-2912111-20

Лист задней рессоры

5301-2912408-30

Стремянка задней рессоры

5301-2912412-10

Накладка задней рессоры

5301-2912459

Пластина нижняя задней рессоры

5301-2912466-20

Щека серьги задней рессоры

5301-2912490-10

Сайленблок ушка задней рессоры в сборе

5301-2912494

Проставка

5301-2912620

Буфер хода сжатия

5301-2915006

Амортизатор задней подвески

5301-2916010

Штанга стабилизатора

5301-2916047-01

Палец стабилизатора задний

5301-2916077

Серьга крепления стабилизатора

5301-2916111-11

Подушка стабилизатора

5301-2916120-20

Скоба крепления штанги

autoruk.ru