Полигоны ЗИЛ – вездеходы Грачева (25 фото). Полигон зил


Полигон ЗИЛ Чулково - вездеходы Грачева

Фотографии испытательного полигона “Чулково” СКБ ЗИЛ за деревней Зеленая Слобода, где испытывалась уникальная тяжелая автомобильная техника  конструктора Грачева, обладающая запредельными характеристикам проходимости.  Вездеходы, грузовики, снегоболотоходы, спасательные комплексы и иные изделия специального конструкторского бюро, созданого при заводе имени Лихачева (ЗИЛ) в 1954 году по указанию маршала Жукова.  Фотографии (60-е и 70-е годы) изделий, выполненных по идеям конструктора  Грачева, а также коллектива конструкторского бюро на базе “Чулково”, гостей базы, включая участников советской космической программы и космонавтов. Фотографии 2003 года из архивов автоколлекционера Яна Якушкина, повествующие о том, как доживала последние дни полурасхищенная база, где когда-то собирались и испытывались  тяжелые вездеходы с непревзойденными техническими характеристиками. Подробнее о судьбе конструктора Грачева, судьбе его вездеходов и испытательной базы СКБ ЗИЛ в Чулково (между Зеленой Слободой и Пахрой), читайте в статье  Там где рождались автодинозавры.

Испытания ПЭУ-2 Грачева с краном на воде Спасательный комплекс Синяя Птица - шнекоход ЗИЛ-2906 на вездеходе-амфибии ЗИЛ-4906 Тяжелый вездеход-тягач ЗИЛ-135ЛМ Спасательный вездеход ПЭУ-1М Спасательный вездеход ПЭУ-1 Испытания спасательного вездехода ЗИЛ 49042 Грузовой вариант амфибии ЗИЛ-135П. Слева - В. А. Грачев Снегоход ЗИЛ-Э167 преодолел подъем в 42 градуса Специалисты СКБ ЗИЛ возле снегохода ЗИЛ-Э167 Конструктор Грачев на фоне ЗИЛ-Э167 Исполатов, Иванов, Грачев, Гагарин, Голодовский, Исаев осматривают автомобили на территории СКБ ЗИЛ 20 июня 1966 Испытания шнекохода ЗИЛ-4904 на воде Обкатка амфибии ЗИЛ - 49042 на базе Чулково. Зима 1972-1973 Испытание вездехода ПКЦ-1 в районе базы "Чулково". Февраль 1965. Вездеход ПКЦ-1 на базе "Чулково" - слесарь Колпаков, инженер-исследователь Герасимов, водитель-испытатель Бурмистров Шнекоход ШН-67 преодолевает подъем, покрытый снегом и тонким льдом Совместные испытания вездеходов ГАЗ-47 и ПКЦ-1 Испытания ПКЦ-1 на реке Пахра в районе базы "Чулково" Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-4904 на испытательной базе Чулково (2003 год, из архива Яна Якушкина) Испытания автопоезда ЗИЛ 137 на реке Пахра (1964 год) Большой шнекоход Грачева ЗИЛ-4904 (ПЭУ-3) Сотрудники СКБ ЗИЛ на испытательной базе Чулково на фоне прототипа вездехода комплекса Синяя Птица (фото из архива Яна Якушкина) Грузовой вездеход ЗИЛ-132П в районе базы Чулково (фото из архива Яна Якушкина) Маршал Жуков и конструктор Грачев осматривают армейские вездеходы (1954 год) Амфибия Грачева ПЭУ-2 (ЗИЛ-5901) и легковой автомобиль на базе Чулково (из архива Яна Якушкина) Вездеход СКБ ЗИЛ помогает сотрудникам совхоза в битве за урожай (из архива Яна Якушкина) Вывоз остатков техники с испытательной базы СКБ ЗИЛ Чулково (2003 год, из архива Яна Якушкина) Остатки ПЭУ-1 на испытательной базе СКБ ЗИЛ Чулково (2003 год, из архива Яна Якушкина) Остатки ЗИЛ Э167 на испытательной базе СКБ ЗИЛ Чулково (2003 год, из архива Яна Якушкина) Остатки амфибии ЗИЛ-132П на испытательной базе СКБ ЗИЛ Чулково (2003 год, из архива Яна Якушкина)

titovo-online.ru

Полигоны ЗИЛ – вездеходы Грачева

Julia23 февраля 2017 16:34

Полигоны ЗИЛ – вездеходы Грачева.

Ругать отечественную автомобильную промышленность (наследницу советской) по-прежнему модно. Между тем в середине 20-го века отечественные инженеры разработали образцы специальной автомобильной техники, которые и по сей день остались непревзойденными по техническим характеристикам. Испытывали автомобильных «динозавров» на закрытой базе «Чулково», которая находилась недалеко от села Зеленая Слобода, а также на участке полигона НИИ Автомобильной техники Министерства Обороны (НИИИ-21) в окрестностях Боровского кургана и Каменного Тяжино – там, где на старых картах нанесена загадочная войсковая часть 63539 (участок “автодром”).

Вездеход для поиска и эвакуации летчиков и космонавтов ПЭУ-1

Еще в 1954 году в Москве по указанию маршала Жукова создается специальное конструкторское бюро при автомобильном заводе имени Лихачева (СКБ ЗИЛ). Оно должно было разрабатывать новые образцы грузовой техники для бездорожья, в том числе для перевозки пусковых установок ракетных комплексов, поиска и эвакуации летчиков и космонавтов. Главой его назначают конструктора Виталия Андреевича Грачева. К тому времени Грачев разработал десятки серийных военных и гражданских машин, среди которых первый советский полноприводной легковой автомобиль ГАЗ-61 и первый советский автомобиль-амфибия – БАВ (ДАЗ-485), за что получил две сталинских премии. Маршала Жукова не смутило то, что у Грачева не было высшего образования. В 30-е годы будущего всемирно известного конструктора отчислили из томского технологического института за «непролетарское происхождение».

Маршал Жуков и конструктор Грачев осматривают армейские вездеходы (1954 год)

В качестве испытательного полигона и базы для хранения изделий СКБ ЗИЛ Грачев выбирает болотистый лес у реки Пахра – в 30 километрах от основной территории завода имени Лихачева. Здесь опытные образцы конструкторского бюро Грачева взбираются и спускаются по крутым склонам окрестных холмов, плавают по рекам Москва и Пахра, штурмуют берега, преодолевают луга, пашни, болота, пески, снежную целину. Грачев смело экспериментирует с компоновкой, предлагает неожиданные технические решения и испытывает одну за одной новые модели. Его команда разрабатывает десятки образцов многоосной колесной техники, в том числе с системой «подкачки» (централизованного изменения давления в шинах), размещением двигателей спереди и сзади, поворотом колес на задних и передних осях, конструирует агрегаты с двумя двигателями, автоматическими коробками передач, гидроусилителями, пневоподвесками, дисковыми тормозами, раздельным управлением левым и правым бортами, применяет облегченные корпуса из алюминия и стеклопластика. В 1962 году экспериментальный автомобиль СКБ ЗИЛ под номером 27 (ЗИЛ-Э167) исколесил всю Арктику, чем вызвал переполох у военных по ту сторону океана, получивших аэрофотосъемку с множеством следов на считавшемся непроходимом глубоком снегу.

Снегоход ЗИЛ-Э167 преодолел подъем в 42 градуса

В итоге уже к середине 1960-х опытные образцы вездеходов из СКБ ЗИЛ достигают предела проходимости для тяжелой колесной техники, а модель колесного вездехода ЗИЛ-135 ЛМ грузоподъемностью 9 тонн поступает в серийное производство на Брянском автомобильном заводе – на 30 лет. До сих пор сохранившиеся экземпляры применяются для перевозки ракетных комплексов, систем залпового огня, прокладки трубопроводов в различных странах мира.

Тяжелый вездеход-тягач ЗИЛ-135ЛМ

С середины 60-х «из под пера» конструкторов СКБ ЗИЛ выходят первые экземпляры автомобилей с нетрадиционными ходовыми устройствами. Например, в 1965 году проектируется и собирается образец вездехода на базе пневмокатковой цепи – ПКЦ-1. Зимой и летом 1965 года агрегат проходит сравнительные испытания в районе базы «Чулково», где соревнуется в возможностях с колесными и гусеничными вездеходами. ПКЦ-1 успешно преодолевает снежную целину и заснеженные склоны (глубина снега – 1 метр, уклон – 23 градуса), болота, луговые подъемы (уклон до 31 градуса). Однако на обычных бетонных дорогах ведет себя как корова на льду. Испытания показали, что чем меньше твердость грунта под колесами этой диковиной машины, тем больше плавность хода, устойчивость, маневренность агрегата, а способности ПКЦ-1 по преодолению бездорожья в большинстве случаев превосходят возможности колесной и гусеничной техники.

Испытание вездехода ПКЦ-1 в районе базы “Чулково”. Февраль 1965.

Несмотря на все достоинства машины, в производство она не попала. Возможно, из-за того, что в том же СКБ ЗИЛ одновременно разработали и испытали на Чулковском полигоне еще более всепроходимый агрегат с неземным названием «шнекороторный снегоболотоход». В качестве ходовой части под корпусом шнекохода установили два винта, каждый из которых приводился в движение отдельным двигателем. Машина получилась медлительной и неповоротливой, не способной передвигаться по твердым дорогам, зато на заросших болотах, рыхлом льду и снежной целине ей не было равных по проходимости, да и на воде она вполне сносно плавала. Было выполнено несколько вариантов шнекохода, в том числе гигант весом 9 тонн, приводимый в движение двумя двигателями от грузовика «Урал».

Испытания тяжелого шнекохода ЗИЛ на воде

В 1970-х годах небольшой шнекоход с корпусом из алюминия и стеклопластика включили в состав нового поисково-эвакуационного комплекса «Синяя птица», который стал последней разработкой Грачева. Эксплуатируется она и поныне для спасения летчиков и космонавтов. Помимо шнекохода, в спасательный комплекс вошли два колесных вездехода-амфибии серии 490 – грузовая и пассажирская. Начальные испытания машин «космической» серии 490 прошли в окрестностях Чулково в 1972-1973 годах. Образцы проверяли на геометрическую проходимость, преодоление подъемов, маневренность на воде, вход в воду и выход на берег.

Спасательный комплекс Синяя Птица – шнекоход ЗИЛ-2906 на вездеходе-амфибии ЗИЛ-4906

Первый «космический» поисково-спасательный комплекс Грачев начал разрабатывать по заданию руководителя советской космической программы Королева в 1964 году. Кроме Грачева никто не взялся за работу, по созданию аппарата с небывалыми техническими характеристиками. Помимо высокой проходимости и наличия места для спускаемого аппарата было еще одно обязательное требование – машина должна быть достаточно легкой и малогабаритной для переброски на вертолете или небольшом грузовом самолете.

Космонавт Гагарин и конструктор Грачев осматривают экспериментальные машины на территории СКБ ЗИЛ 20 июня 1966

В 1965 году работы ускорились – космонавты Леонов и Беляев приземлились в глухой тайге и провели два дня на жгучем морозе, пока к ним не подоспел лыжный отряд. Уже в 1966 году появился легкий комплекс-амфибия ПЭУ-1, оснащенный краном и способный эвакуировать спустившуюся из космоса капсулу и космонавтов из воды, леса, болота, снегов. На летние испытания поисково-спасательного комплекса на базу «Чулково» одна за другой приезжали делегации командования военно-воздушных сил, космических конструкторских бюро. Заезжали сюда и космонавты – здесь в окрестностях базы можно было совместить изучение спасательной техники с отдыхом на природе.

Специалисты СКБ ЗИЛ и космонавты на испытательной базе Чулково – фото с автографом космонавта Анатолия Филипченко

Испытания экспериментальных изделий на территории базы СКБ ЗИЛ продолжались и после ухода Грачева в 1978 году – вплоть до начала 90-х годов. К тому времени это была оснащенная всем необходимым испытательно-доводочная база, где можно было не только проверять машины на проходимость, но и при необходимости ремонтировать, разбирать и собирать их, менять агрегаты, двигатели. На территории самой базы были гаражи, мастерские, лаборатории, надувной павильон, мойка, автозаправочная станция, газовая котельная, насосная, очистные сооружения, административный корпус, жилой «дом Грачева» и даже крытый глубоководный бассейн для техники.

Вездеход СКБ ЗИЛ помогает сотрудникам совхоза в “битве за урожай”

После заката эры советского научно-технического прогресса часть уникальных творений инженерной мысли безвозвратно утрачена, а часть опытных образцов СКБ ЗИЛ долго ржавела на территории базы – рядом с обелиском их создателя – выдающегося автоконструктора Грачева. Когда в 2003 году с базы «Чулково» окончательно ушла охрана, автоколлекционер Ян Якушкин два месяца прожил в жилом “домике Грачева”, заваливая проезды деревьями чтобы защитить базу от набегов мародеров и сборщиков металлолома. Впрочем и это не помогало – бывшему военному приходилось с голыми руками отнимать топоры и прочий инструмент у незваных гостей.

Тяжелый ракетный тягач ЗИЛ-135Э и шнекороторный снегоболотоход на испытательной базе Чулково 2003 год

За два месяца «автодинозавры» были выкуплены у завода ЗИЛ автоколлекционерами и затем вывезены в любительские музеи «Каретный двор», «Музей экипажей и автомобилей». Позже сохранившуюся технику передали в новый военно-технический музей Московской области возле Черноголовки, где она сейчас и находится в восстановленном и подкрашенном виде.

Вывоз остатков техники с испытательной базы СКБ ЗИЛ Чулково 2003 год

Территория самой базы «Чулково» за селом Зеленая Слобода была продана руководством Завода имени Лихачева в частные руки и теперь на ее площадях находится огромный склад автомобилей известного дилера «У Сервис». Хотя большая часть корпусов испытательной базы и была разрушена новым хозяином, часть инфраструктуры, начиная с насосной станции и заканчивая боксами, используется компанией «У Сервис» и по сей день. А обелиск конструктору Грачеву был вывезен еще в 2003 году на московскую территорию завода ЗИЛ, где его обещали поместить на здание экспериментального цеха. Но так ли это – проверить оказалось непросто, так как цех находится на тщательно охраняемой территории.

Обелиск в честь конструктора Грачева на территории испытательной базы СКБ ЗИЛ Чулково 2003 год

Фотографии испытательного полигона “Чулково” СКБ ЗИЛ ( фотки могут повторяться) за деревней Зеленая Слобода, где испытывалась уникальная тяжелая автомобильная техника конструктора Грачева, обладающая запредельными характеристикам проходимости. Вездеходы, грузовики, снегоболотоходы, спасательные комплексы и иные изделия специального конструкторского бюро, созданого при заводе имени Лихачева (ЗИЛ) в 1954 году по указанию маршала Жукова. Фотографии (60-е и 70-е годы) изделий, выполненных по идеям конструктора Грачева, а также коллектива конструкторского бюро на базе “Чулково”, гостей базы, включая участников советской космической программы и космонавтов. Фотографии 2003 года из архивов автоколлекционера Яна Якушкина, повествующие о том, как доживала последние дни полурасхищенная база, где когда-то собирались и испытывались тяжелые вездеходы с непревзойденными техническими характеристиками.

Испытания ПЭУ-2 Грачева с краном на воде

Спасательный комплекс Синяя Птица - шнекоход ЗИЛ-2906 на вездеходе-амфибии ЗИЛ-4906

Тяжелый вездеход-тягач ЗИЛ-135ЛМ

Спасательный вездеход ПЭУ-1М

Спасательный вездеход ПЭУ-1

Испытания спасательного вездехода ЗИЛ 49042

Грузовой вариант амфибии ЗИЛ-135П. Слева - В. А. Грачев

Снегоход ЗИЛ-Э167 преодолел подъем в 42 градуса

Специалисты СКБ ЗИЛ возле снегохода ЗИЛ-Э167

Конструктор Грачев на фоне ЗИЛ-Э167

Исполатов, Иванов, Грачев, Гагарин, Голодовский, Исаев осматривают автомобили на территории СКБ ЗИЛ 20 июня 1966

Испытания шнекохода ЗИЛ-4904 на воде

Ссылки по теме

Самые фишки на Фишках

pwa.fishki.net

Там где рождались автодинозавры Грачева

Ругать отечественную автомобильную промышленность (наследницу советской) по-прежнему модно. Между тем в середине 20-го века отечественные инженеры разработали образцы специальной автомобильной техники, которые и по сей день остались непревзойденными по техническим характеристикам. Испытывали автомобильных «динозавров» на закрытой базе «Чулково», которая находилась недалеко от села Зеленая Слобода, а также на участке полигона НИИ Автомобильной техники Министерства Обороны (НИИИ-21) в окрестностях Боровского кургана и Каменного Тяжино  – там, где на старых картах нанесена загадочная войсковая часть 63539 (участок “автодром”).

Вездеход для поиска и эвакуации летчиков и космонавтов ПЭУ-1

Еще в 1954 году в Москве по указанию маршала Жукова создается специальное конструкторское бюро при автомобильном заводе имени Лихачева (СКБ ЗИЛ). Оно должно было разрабатывать новые образцы грузовой техники для бездорожья, в том числе для перевозки пусковых установок ракетных комплексов, поиска и эвакуации летчиков и космонавтов. Главой его назначают конструктора Виталия Андреевича Грачева. К тому времени Грачев разработал десятки серийных военных и гражданских машин, среди которых  первый советский полноприводной легковой автомобиль ГАЗ-61 и первый советский автомобиль-амфибия – БАВ (ДАЗ-485),  за что получил две сталинских премии. Маршала Жукова не смутило то, что у Грачева не было высшего образования. В 30-е годы будущего всемирно известного конструктора отчислили из томского технологического института за «непролетарское происхождение».

Маршал Жуков и конструктор Грачев осматривают армейские вездеходы  (1954 год)

В качестве испытательного полигона и базы для хранения изделий СКБ ЗИЛ Грачев выбирает болотистый лес у реки Пахра – в 30 километрах от основной территории завода имени Лихачева. Здесь опытные образцы конструкторского бюро Грачева взбираются и спускаются по крутым склонам окрестных холмов, плавают по рекам Москва и Пахра, штурмуют берега, преодолевают луга, пашни, болота, пески, снежную целину. Грачев смело экспериментирует с компоновкой, предлагает неожиданные технические решения и испытывает одну за одной новые модели.  Его команда разрабатывает десятки образцов многоосной колесной техники, в том числе с системой «подкачки» (централизованного изменения давления в шинах), размещением двигателей спереди и сзади, поворотом колес на задних и передних осях, конструирует агрегаты с двумя двигателями, автоматическими коробками передач, гидроусилителями, пневоподвесками, дисковыми тормозами, раздельным управлением левым и правым бортами, применяет облегченные корпуса из алюминия и стеклопластика. В 1962 году экспериментальный автомобиль СКБ ЗИЛ под номером 27 (ЗИЛ-Э167) исколесил всю Арктику, чем вызвал переполох у военных по ту сторону океана, получивших аэрофотосъемку с множеством следов на считавшемся непроходимом глубоком снегу.

Снегоход ЗИЛ-Э167 преодолел подъем в 42 градуса 

В итоге уже к середине 1960-х опытные образцы вездеходов из СКБ ЗИЛ достигают предела проходимости для тяжелой колесной техники, а модель колесного вездехода ЗИЛ-135 ЛМ грузоподъемностью 9 тонн поступает в серийное производство на Брянском автомобильном заводе – на 30 лет. До сих пор сохранившиеся экземпляры применяются для перевозки ракетных комплексов, систем залпового огня, прокладки трубопроводов в различных странах мира.

Тяжелый вездеход-тягач ЗИЛ-135ЛМ

С середины 60-х «из под пера» конструкторов СКБ ЗИЛ выходят первые экземпляры автомобилей с нетрадиционными ходовыми устройствами.  Например, в 1965 году проектируется и собирается образец вездехода на базе пневмокатковой цепи – ПКЦ-1.  Зимой и летом 1965 года агрегат проходит сравнительные испытания в районе базы «Чулково», где соревнуется в возможностях с колесными и гусеничными вездеходами. ПКЦ-1 успешно преодолевает снежную целину и заснеженные склоны (глубина снега – 1 метр, уклон –  23 градуса), болота, луговые подъемы (уклон до 31 градуса). Однако на обычных бетонных дорогах ведет себя как корова на льду. Испытания показали, что чем меньше твердость грунта под колесами этой диковиной машины, тем больше плавность хода, устойчивость, маневренность агрегата, а способности ПКЦ-1 по преодолению бездорожья в большинстве случаев превосходят возможности колесной и гусеничной техники.

Испытание вездехода ПКЦ-1 в районе базы “Чулково”. Февраль 1965.

Несмотря на все достоинства машины, в производство она не попала. Возможно, из-за того, что в том же СКБ ЗИЛ одновременно разработали и испытали на Чулковском полигоне еще более всепроходимый агрегат с неземным названием «шнекороторный снегоболотоход». В качестве ходовой части под корпусом шнекохода установили два винта, каждый из которых приводился в движение отдельным двигателем. Машина получилась медлительной и неповоротливой, не способной передвигаться по твердым дорогам, зато на заросших болотах, рыхлом льду и снежной целине ей не было равных по проходимости, да и на воде она вполне сносно плавала. Было выполнено несколько вариантов шнекохода, в том числе гигант весом 9 тонн, приводимый в движение двумя двигателями от грузовика «Урал».

Испытания тяжелого шнекохода ЗИЛ на воде

В 1970-х годах небольшой шнекоход с корпусом из алюминия и стеклопластика включили в состав нового поисково-эвакуационного комплекса «Синяя птица», который стал последней разработкой Грачева. Эксплуатируется она и поныне для спасения летчиков и космонавтов. Помимо шнекохода, в спасательный комплекс вошли два колесных вездехода-амфибии серии 490 – грузовая и пассажирская. Начальные испытания машин «космической» серии 490  прошли в  окрестностях Чулково в 1972-1973 годах. Образцы проверяли на геометрическую проходимость, преодоление подъемов, маневренность на воде, вход в воду и выход на берег.

Спасательный комплекс Синяя Птица – шнекоход ЗИЛ-2906 на вездеходе-амфибии ЗИЛ-4906

Первый «космический» поисково-спасательный комплекс Грачев начал разрабатывать по заданию руководителя советской космической программы Королева в 1964 году. Кроме Грачева никто не взялся за работу, по созданию аппарата с небывалыми техническими характеристиками. Помимо высокой проходимости и наличия места для спускаемого аппарата было еще одно обязательное требование – машина должна быть достаточно легкой и малогабаритной для переброски на вертолете или небольшом грузовом самолете.

Космонавт Гагарин и конструктор Грачев осматривают экспериментальные машины на территории СКБ ЗИЛ 20 июня 1966

В 1965 году работы ускорились – космонавты Леонов и Беляев приземлились в глухой тайге и провели два дня на жгучем морозе, пока к ним не подоспел лыжный отряд. Уже в 1966 году появился легкий комплекс-амфибия ПЭУ-1, оснащенный краном и  способный эвакуировать спустившуюся из космоса капсулу и космонавтов из воды, леса, болота, снегов. На летние испытания поисково-спасательного комплекса на базу  «Чулково» одна за другой приезжали делегации командования военно-воздушных сил, космических конструкторских бюро. Заезжали сюда и космонавты – здесь в окрестностях базы можно было совместить изучение спасательной техники с отдыхом на природе.

Специалисты СКБ ЗИЛ и космонавты на испытательной базе Чулково – фото с автографом космонавта Анатолия Филипченко (из архивов Яна Якушкина)

Испытания экспериментальных изделий на территории базы СКБ ЗИЛ продолжались и после ухода Грачева в 1978 году – вплоть до начала 90-х годов. К тому времени это была оснащенная всем необходимым испытательно-доводочная база, где можно было не только проверять машины на проходимость, но и при необходимости ремонтировать, разбирать и собирать их, менять агрегаты, двигатели. На территории самой базы были гаражи, мастерские, лаборатории, надувной павильон, мойка, автозаправочная станция, газовая котельная, насосная, очистные сооружения, административный корпус, жилой «дом Грачева» и даже крытый глубоководный бассейн для техники.

Вездеход СКБ ЗИЛ помогает сотрудникам совхоза в “битве за урожай”  (из архива Яна Якушкина)

После заката эры советского научно-технического прогресса часть уникальных творений инженерной мысли безвозвратно утрачена, а часть опытных образцов СКБ ЗИЛ долго ржавела на территории базы – рядом с обелиском их создателя – выдающегося автоконструктора Грачева.  Когда в 2003 году с базы «Чулково» окончательно ушла охрана, автоколлекционер Ян Якушкин два месяца прожил в жилом “домике Грачева”, заваливая проезды деревьями чтобы защитить базу от набегов мародеров и сборщиков металлолома. Впрочем и это не помогало –  бывшему военному приходилось с голыми руками отнимать топоры и прочий инструмент у незваных гостей.

Тяжелый ракетный тягач ЗИЛ-135Э и шнекороторный снегоболотоход на испытательной базе  Чулково  (2003 год, из архива Яна Якушкина)

За два месяца «автодинозавры» были выкуплены у завода ЗИЛ автоколлекционерами и затем вывезены в любительские музеи «Каретный двор», «Музей экипажей и автомобилей». Позже сохранившуюся технику передали в новый  военно-технический музей Московской области возле Черноголовки, где она сейчас и находится в восстановленном и подкрашенном виде.

Вывоз  остатков техники с испытательной базы СКБ ЗИЛ Чулково  (2003 год, из архива Яна Якушкина)

Территория самой базы «Чулково» за селом Зеленая Слобода была продана руководством Завода имени Лихачева в частные руки и теперь на ее площадях находится огромный склад автомобилей известного дилера «У Сервис». Хотя большая часть корпусов испытательной базы и была разрушена новым хозяином, часть инфраструктуры, начиная с насосной станции и заканчивая боксами,  используется компанией «У Сервис» и по сей день.  А обелиск конструктору Грачеву был вывезен еще в 2003 году на московскую территорию завода ЗИЛ, где его обещали поместить на здание экспериментального цеха. Но так ли это – проверить оказалось непросто, так как цех находится на тщательно охраняемой территории.

Обелиск в честь конструктора Грачева на территории  испытательной базы СКБ ЗИЛ  Чулково (2003 год, из архивов Яна Якушкина)

Фотоальбом СКБ ЗИЛ, Базы Чулково, вездеходов, снегоходов, амфибий

titovo-online.ru

Кладбище наших надежд

deadmobil.narod.ru

Разное

КЛАБИЩЕ НАШИХ НАДЕЖД Илья СОРОКИН, главный редактор журнала "Игрушки для больших"

По образованию я - инженер-механик. Возможно, и по призванию тоже. Не знаю. Мне так и не довелось этого проверить. В 1991-м, когда я закончил почти шестилетний курс обучения по специальности "Испытания летательных аппаратов", моя великая страна перестала существовать. Новая "родина" предпочла торговцев и брокеров, новые "рулевые" свернули космические программы и научные исследования, в очередной раз в нашей печальной истории "кто был ничем, тот стал всем". И наоборот...
Что осталось, что живет во мне с того времени? Подступает комок к горлу, когда я смотрю кадры легендарной посадки "Бурана", щемит сердце, когда вспоминаю, как хладнокровно топили "Мир", и очень тяжелое чувство вызывают посещения кладбищ былой Цивилизации.
...здесь даже не пасутся козы, как на развалинах Колизея с картинки из школьного учебника истории - местные крестьяне давно разучились содержать скотину. Здесь, на бывшем испытательном полигоне ЗИЛа, "пасутся" лишь искатели цветных металлов. Уникальная, не имеющая аналогов техника - прототипы и опытные образцы выдающихся советских вездеходов и амфибий - обречена на разграбление, на уничтожение, на забвение.
В траве, в кустах, в буреломе - они догнивают там, где их застиг врасплох взрыв коллективного безумия. Когда-то за их фотографиями гонялись вражеские разведслужбы. Теперь они повержены и разбиты. Оказывается, подобного результата можно достичь и без ядерной бомбардировки. Вполне мирными, гуманными методами. Люди не утратили способности жить: пить, есть, ходить, дышать. Руки-ноги целы. Искалечены "всего лишь" души. Утрачена "всего лишь" память.Пришло ли в нашу жизнь что-то хорошее за последние двадцать лет? Да, конечно. И все же давайте, быть может, в последний раз взглянем на то, чем мы за это расплатились. "Изделие 4904", пятитонный вездеход с роторно-винтовым двигателем, "шнек". "Изделие Э-167", снегоход сверхвысокой проходимости. Разработан в 1962 году. В ходе сложнейших испытаний за Полярным кругом продемонстрировал выдающиеся результаты. Например, был способен уверенно передвигаться по снежной целине высотой в человеческий рост. Проанализировав показания своих разведывательных спутников, аналитики ЦРУ сделали вывод о том, что в СССР выпущено несколько тысяч арктических сверхпроходимых вездеходов, предназначенных... для нападения на США с Северного полюса. Им и в головы не могло прийти, что в очень удаленных друг от друга квадратах наблюдения в поле зрения спутников попадается одна и та же, единственная машина, способная невероятно быстро преодолевать десятки и сотни километров ледяного и снегового бездорожья. "Изделие 131 ПП", один из первых отечественных грузовиков, оснащенных пневматической подвеской. Разбитый блок испытательных приборов со счетчиками пройденного расстояния по разным типам грунтов. "Изделие Э-135" (1965), полноприводный двухмоторный вездеход с электрической трансмиссией, оснащенной двухскоростными мотор-колесами. Останки уникального автомобиля повышенной грузоподъемности, который был способен, благодаря авиационному шасси, легко маневрировать в ограниченном пространстве. Деревянная матрица для выклеивания анатомических сидений. Этот каток - единственное, что сохранилось от уникального ПКУ-1 (1965) с движителем типа "Аэролл". Грузоподъемность 2,5 т, скорость по снегу 18 км/ч. "ПЭУ-1" (1966), предназначалась для поиска и эвакуации экипажей одноместных космических спускаемых аппаратов. Конструкторам удалось достичь сложного компромисса между небольшими габаритами и массой машины, позволявшими транспортировать ее по воздуху, с одной стороны и, с другой стороны, требованиями высокой проходимости и хорошей плавучести, в соответствии с которыми машина обладала колесами большого диаметра, мощным двигателем, герметичным корпусом достаточного водоизмещения, водоходным движителем, грузоподъемным устройством для подъёма спускаемого аппарата, радиосвязью, пеленгационной и навигационной аппаратурой. К сожалению, грозная надпись "НЕ ПОДХОДИ - ВИНТ" не смогла уберечь алюминиевые лопасти аэросаней К-30 от действий мародеров. "Изделие 5901" (ПЭУ-2) , поисково-эвакуационная установка, была построена в 1970 году в единственном экземпляре. В кормовой части - модуль для установки тяжелого многоместного спускаемого аппарата. Передвижная лаборатории в aктивном полуприцепе ЗИЛ-137Б с гидравлическим приводом крутящего момента. Внутри - разбитые приборы, обрывки чертежей, огромные бобины с магнитной лентой. Их уже никому не расшифровать... "Изделие 49042" (1973), прозванное испытателями "крокодилом", макетный образец, прототип знаменитой "Синей птицы". Гнездо, свитое в чреве ПЭУ-2... Кто знает, есть ли будущее у живущих в нем птенцов? А у наших детей, растущих на обломках великой Цивилизации? Памятный обелиск Виталия Андреевича Грачева на территории заброшенного полигона. Хорошо, что Мастер не видит того, что творится вокруг. "Изделие А-132" (1969), за ласково-шутливым прозвищем "мыльница" скрывался прообраз многоцелевого плавающего армейского автомобиля. ЗИЛ-135 ЛМ. На этом тягаче впервые в качестве материала кабины, с целью нейтрализации давления газов и пламени при старте ракеты, был применен стеклопластик. Пневмокаток с вырезанным алюминиевым диском - остатки сгоревшего макетного образца ЗИЛ-132 (1960). Журнал "Игрушки для больших" №6/2003 В настоящее время вся техника перевезена с территории полигона в музей Авторевю. Однако дальнейшая судьба этих уникальных машин так и не решена...
Copyright (c) 2006 by MoonLight

Вездеходы - тяжёлая артиллерия завода им. Лихачёва

 

 Источник "denisovets.narod.ru"

В 1967 году с учетом опыта, приобретенного при разработке электромеханической трансмиссии ЗИЛ-135Э, СКБ ЗИЛ построило макетный образец тяжелой самоходной платформы ЗИЛ-135Ш (в некоторых источниках может обозначаться как ЗИЛ-135МШ) с двумя двигателями ЗИЛ-375Я, передними опорно-поворотными стойками самолетного типа (от самолета Ил-18) с регулируемой гидропневматической подвеской, оригинальной аналоговой электрической системой управления (созданной совместно с ОКБ-476 - Московский агрегатный завод «Дзержинец») и мотор-колесами, способными поворачиваться на угол до 90 градусов.

Сразу следует отметить, что эта конструкция не была каким-то заведомо мертворожденным проектом, имеющей целью только апробацию некоторых конструкторских идей, а преследовала предельно утилитарные цели – обеспечить доставку частей космической ракеты-носителя к месту старта. Дело в том, что традиционная транспортировка по железной дороге накладывала ряд ограничений на габариты и вес перевозимого груза. Поэтому ОКБ-1, занимавшееся разработкой ракеты предложило альтернативный вариант доставки изделий – водным транспортом из Самары (где и производились ракеты) по Волге до Гурьева, где должна была осуществляться перегрузка на колесное шасси сверхвысокой грузоподъемности.

В качестве возможного разработчика такого шасси первоначально рассматривался БелАЗ, имевший соответствующий опыт в разработке и производстве техники большой грузоподъемности. В помощь БелАЗу предполагалось привлечь специалистов НАМИ. Однако, в итоге работа над этим проектом досталась СКБ ЗИЛ после того как его Главный конструктор В.А.Грачев заявил о способности своего бюро в сжатые сроки создать шасси, способное перевозить груз массой до 100 тонн.    К лету 1967 года был создан макетный образец фрагмента грузовой платформы, получивший обозначение ЗИЛ-135Ш. Этот автомобиль получил сразу два двигателя и две трансмиссии. Один из двигателей ЗИЛ-375Я, расположенный в средней части шасси, служил для запитывания электрогенератора постоянного тока ГЭТ-120 (мощностью 120кВт) электротрансмиссии, приводившей в движение мотор-колеса на передних стойках, а от второго (расположенного в корме машины) посредством ГМП осуществлялся обычный привод на задний мост, заимствованный от ЗИЛ-130. Второй двигатель предполагалось использовать при аварийном движении машины или при движении в особо сложных дорожных условиях.    Автомобиль получил заднюю зависимую рессорную подвеску, стеклопластиковую кабину для экипажа и грузовую деревянную платформу (в основном для перевозки всякой всячины, необходимой при испытаниях машины – для этого на ней предусматривались даже съемные дуги и тент).    Заимствованные от самолета Ил-18 стойки, расположенные спереди шасси, крепились к раме при помощи подшипников, позволявших осуществлять их поворот вокруг вертикальной оси. В ступицу каждого из четырех передних колес (по два на стойку) был встроен электродвигатель постоянного тока ДТ-15М мощностью 15 кВт и одноступенчатый соосный планетарный редуктор с большим передаточным отношением. На стойках устанавливались широкопрофильные шины размером 1200х500х508мм. По традиции, автомобиль получил систему регулирования давления воздуха в шинах. Колея передних колес по центру стоек составляла 2000мм, а габаритная ширина всей машины – 3660мм.

Начавшиеся в конце июня 1967 года испытания макетного образца ЗИЛ-135Ш на бронницком полигоне НИИ-21 показали хорошую проходимость шасси на всех типах грунтов. Были выявлены средние скорости движения шасси по разным видам покрытий: по шоссе – 25-30 км/ч, по грунтовой дороге – 15-20 км/ч, по луговине – 15-20 км/ч, по пахоте – до 10 км/ч. А максимальная скорость движения по шоссе достигала 60 км/ч. Но самое главное – примененная схема рулевого управления была признана работоспособной.    Эта уникальная конструкция, способная разворачиваться практически на месте, должна была привести к созданию 8-двигательной большегрузной самоходной платформы с восемью же опорными стойками с гидропневмоподвеской, способной перевозить по бездорожью различные неделимые грузы.

Колея этого транспортного средства должна была составить 11,2м, габаритные размеры несущей рамы - 10,8х21,1м. Несмотря на такие габариты, транспортер должен был обладать превосходной маневренностью – все колеса на стойках могли поворачиваться одновременно в нужную сторону.    По ряду причин дальнейшего развития такая конструкция в нашей стране не получила.

В октябре 1958 года в СКБ ЗИЛ увидел свет четырехосный транспортер-амфибия ЗИЛ-135 (в ряде источников указывается, что автомобиль сразу имел обозначение ЗИЛ-135Б, подразумевая при этом, что модели ЗИЛ-135 не существовало в принципе. Автор же придерживается той версии, что первый образец имел все же наименование ЗИЛ-135, а уже все последующие модернизации имели соответственным образом добавленные буквы в обозначении). Автомобиль получил трансмиссию, в корне отличную от предшествующих конструкций СКБ: два двигателя ЗИЛ-123Ф, мощностью 120 л.с. каждый, и каждый через свою гидромеханическую передачу передавал крутящий момент на колеса своего борта. Такая схема позволяла сохранять подвижность даже при потере любых двух колес или одного двигателя.    Ведущие мосты были размещены неравномерно - были сближены вторая и третья ось автомобиля, а две крайние выполнены управляемыми, колеса которых поворачивались в противоположные стороны, что существенно улучшало управляемость и проходимость автомобиля, так как в повороте задние колеса шли по колее передних. Система регулировки давления в шинах, опробованная на предыдущих машинах СКБ и доказавшая свою надежность, была установлена и на ЗИЛ-135. Отметим также, что ввиду использования шин низкого давления, а также из-за стремления максимально уменьшить массу машины, конструкторы приняли решение вообще отказаться от упругой подвески как таковой, что в некоторых случаях приводило к резонансному галопированию автомобиля на скоростях 8-15 км/ч и 40-45 км/ч.    Амфибия имела цельнометаллический герметичный водоизмещающий корпус со встроенной рамой. Движение на плаву обеспечивалось с помощью двух водометов.

    10 марта 1959 года в ОКБ завода «Баррикады» были начаты работы по привязке пусковой установки комплекса «Луна» к колесному шасси. Были созданы проекты пусковых установок: Бр-226-I на шасси автомобиля ЯАЗ-214 и Бр-226-II на шасси автомобиля ЗИЛ-135. Впоследствии, после создания автомобиля ЗИЛ-135Е, также рассматривался проект Бр-226-III на этом шасси. (Также отметим, что в 1960 году разрабатывалась пусковая установка Бр-230 на специальном полуприцепе, который мог буксироваться седельным тягачом. Рассматривался и вариант размещения пусковой установки на плавающем транспортере ПТС-65.) Из всех существовавших вариантов были изготовлены только установки Бр-226-II, получившие индекс ГРАУ-2П21.    8 июня 1959 года вышло Постановление Совета министров СССР №378-180, касавшееся разработки колесной пусковой установки для ОТРК «Луна». Среди причин выбора колесного, а не гусеничного шасси следует упомянуть существенное увеличение ресурса ходовой части шасси, скорости его передвижения, уменьшение стоимости обслуживания (как сейчас принято говорить, «стоимости владения транспортным средством» - это понятие включает в себя как расход ГСМ, так и стоимость регламентного техобслуживания, ряд других затрат).    В мае-июне 1959 года в излучине Дона в районе пос.Прудбой (испытательный полигон завода «Баррикады») были проведены испытания специального колесного шасси ЗИЛ-135 в составе пусковой установки 2П21 оперативно-тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна». По результатам испытаний среди прочего было выявлено, что из-за превышения фактической массы комплекса над расчетной его способность плавать была утрачена – при попытке плыть по Дону машина чуть не перевернулась. По тем же причинам при ходовых испытаниях комплекса выяснилось, что максимальная скорость движения на суше не превышает 40 км/ч.

После окончания ходовых испытаний установка в июле 1959 года была направлена для стрельб на полигон Капустин Яр. По результатам трех пусков ракет комиссией среди прочего были сделаны выводы о достаточной устойчивости пусковой установки при стрельбе с задними домкратами и опорами под передней осью с сухого твердого грунта и о том, что перемещение корпуса установки при стрельбе практически одинаково с перемещением гусеничной установки 2П16. Кроме того, после анализа воздействия газовой струи стартующей ракеты на СПУ от проекта Бр-226-I на шасси ЯАЗ-214 отказались.    Сделанные по результатам испытаний выводы позволяли продолжить работы над дальнейшим совершенствованием колесного шасси. В октябре-декабре 1959 года с учетом замечаний, выявленных в ходе испытаний ЗИЛ-135, было построено три предсерийных бортовых амфибии ЗиЛ-135Б.

Внешне эти машины от первого образца можно отличить по форме вентиляционных решеток на боковинах моторного отсека – у ЗИЛ-135 прорези решеток расположены вертикально, образуя квадрат, а у ЗИЛ-135Б - круг, затянутый сеткой. Однако, дальнейшие работы над амфибиями в рамках этого семейства пришлось остановить из-за изменения военными технических требований к специальным колесным шасси – было решено отказаться от идеи амфибийности в принципе. Кроме того, в связи с созданием модернизированного комплекса «Луна-М», постановлением Совета Министров № 694-233 от 15 июня 1963 года работы по пусковым установкам 2П21 были прекращены «как по устаревшему образцу».

ЗИЛ-135К (ведущий конструктор Ю.В.Балашов), макетный образец которого был создан в СКБ ЗИЛ к маю 1960 года, стал дальнейшим развитием идей, заложенных в шасси ЗИЛ-135Е. Уже в январе 1961 года был выпущен опытный образец, по результатам испытаний которого была выпущена небольшая опытно-промышленная партия в октябре 1961 года. Впервые этот автомобиль, несущий на себе пусковую установку 2П20 боевого ракетного комплекса 2К17 с крылатой ракетой С-5 (ФКР-2 - ?), был представлен публике на военном параде 7 ноября 1961 года на Красной площади в Москве. Несмотря на то, что показывались по сути опытные образцы, ничего близкого в то время в распоряжении других стран не существовало.    ЗИЛ-135К заметно отличался от модели «135Е» из-за необходимости вписаться в габаритные размеры пусковой установки. Для достижения этой цели моторный отсек был перемещен под (!) кабину, в передний свес, а колесная база была увеличена до 7,5м (3,0+1,5+3,0м вместо 2,4+1,5+2,4м). Автомобиль был укомплектован двумя двигателями ЗИЛ-375Я мощностью 180 л.с. каждый. Каждый мотор приводил карданным валом свою гидромеханическую коробку передач, от которой крутящий момент с помощью бортовых и колесных редукторов передавался колесам своего борта.    Отдельно следует отметить высокие параметры проходимости колесного шасси «135К», которые были достигнуты за счет сближения средних осей и разнесения крайних. Такая компоновка позволяла преодолевать значительные по ширине препятствия (ямы, рвы и пр.). Также проходимости в немалой степени способствовало применение шин низкого давления размерностью 16.00-20” и системы централизованного регулирования давления в шинах, позволявшей регулировать его с места водителя в интервале 0,5-2 кгс/см2.

Для улучшения маневренности поворотными были сделаны колеса передней и задней осей. Особенностью шасси было отсутствие упругой подвески в классическом ее понимании – ее роль исполняли шины низкого давления, при этом экипаж обязан был пристегиваться ремнями безопасности во избежание травм при движении по местности из-за галопирования (продольного раскачивания) шасси в определенных режимах движения.    Машина срочно, к концу 1961 года, в рекордно короткий срок была запущена в производство на БАЗе, причем, гидромеханическую передачу по жесткой команде "сверху" освоили всего за три месяца в инструментальных цехах ЗИЛа - явление, немыслимое в наше время. Автоматические гидромеханические 6-ступенчатые коробки передач были разработаны конструкторами В.И. Соколовским и С.Ф. Румянцевым, за все годы производства их было выпущено около 300 шт. Конструктивно они были выполнены в виде трехступенчатой автоматической коробки передач и сочетающегося с ней двухступенчатого демультипликатора.    Максимальная скорость шасси составляла 55 км/ч. Применение стеклопластика в конструкции кабины и обратный наклон ветрового стекла диктовались назначением машины: стальная штампованная кабина не выдерживала ударный импульс реактивной струи, возникающий во время старта ракеты.    В 1962 году серийное производство ЗиЛ-135К передали из Москвы на Брянский автозавод.

В декабре 1960 года СКБ ЗИЛ для ликвидации галопирования (продольного раскачивания), которым отличались предыдущие машины 135-го семейства (135Б, 135Е, 135К), решило вернуть независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами на колеса крайних мостов, сохранив при этом жесткое крепление к раме двух средних мостов. В остальном машина сохранила конструкцию ЗИЛ-135Е, да и внешне от нее практически не отличалась. Снаряженная масса шасси составляла 10,5т и грузоподъемность 9т.

4 апреля 1961 года такая машина, получившая индекс ЗИЛ-135Л (ведущий конструктор А.Н.Нарбут), вышла на испытания. Первые же километры показали, как изменились «повадки» машины – совершенно исчезло галопирование на всех режимах движения, а максимальная скорость движения по шоссе достигла 72 км/ч. Высокая же сила тяги позволяла на испытаниях преодолевать подъемы до 47° (107%) на твердом грунте. Такой результат был достигнут в штатной комплектации при давление в шинах 0,15 МПа. Работавшие с В.А.Грачевым рассказывают, что такие испытания Главный конструктор проводил за рулем машины лично, при этом впереди не было видно ничего, кроме неба. Машина могла преодолевать рвы и канавы шириной до 2м и брод до 1,3м.    Автомобиль имел бортовую схему раздачи мощности. При этом колесные редукторы средних неуправляемых колес жестко соединялись с рамой литыми кронштейнами из магниевого сплава, и их ведущие валы не имели карданных шарниров. Редукторы управляемых колес имели независимые торсионные подвески на двух поперечных рычагах, снабженные мощными танковыми гидроамортизаторами (полный ход колес - 172 мм), и приводились во вращение качающимися полуосями с синхронными шариковыми карданными шарнирами типа "Рцеппа" (впоследствии преобразованными в шарниры типа "Бирфильдв"). Очень мягкие тонкостенные шины большого сечения И-159 размером 16.00-20" с регулируемым внутренним давлением воздуха от 0,5 до 2,5 кГс/см2, смонтированные на разъемных ободах, имели развитые грунтозацепы типа "расчлененная елка", хорошо самоочищались, допускали двойную перегрузку и работу без повреждений при упругих деформациях, составляющих до половины высоты профиля.

Поворот передних и задних колес (во взаимно противоположных направлениях) был жестко кинематически связан между собой системой продольных и поперечных рулевых тяг. Обратимый гидроусилитель руля включал в себя два силовых гидроцилиндра, питаемых через общий управляющий золотник от двух гидронасосов с раздельным приводом от каждого двигателя. Отказ одного из них не приводил к увеличению усилий на рулевом колесе (уменьшалась только вдвое угловая скорость поворота колес). Следует еще учесть, что при повороте "135Л" на мягком грунте возникало всего две колеи, в то время как у других четырехосных машин с традиционно управляемой передней парой колес - три.    Ступицы колес имели наружные герметичные тормозные барабаны, хорошо охлаждаемые встречным воздухом. Привод тормозов - гидравлический, двухконтурный, с двумя пневмоусилителями. Ручные тормоза - барабанного типа, установлены на трансмиссии каждого борта.

    Летом и осенью 1962 года были построены четыре доработанных шасси ЗИЛ-135Л для проведения государственных испытаний - в то время шасси еще предназначалось для монтажа ОТРК «Луна». В серийное производство на Брянском автозаводе были запущены уже шасси «135ЛМ».

grammota.com

Полигоны ЗИЛ – вездеходы Грачева

Полигоны ЗИЛ – вездеходы Грачева

.

Ругать отечественную автомобильную промышленность (наследницу советской) по-прежнему модно. Между тем в середине 20-го века отечественные инженеры разработали образцы специальной автомобильной техники, которые и по сей день остались непревзойденными по техническим характеристикам. Испытывали автомобильных «динозавров» на закрытой базе «Чулково», которая находилась недалеко от села Зеленая Слобода, а также на участке полигона НИИ Автомобильной техники Министерства Обороны (НИИИ-21) в окрестностях Боровского кургана и Каменного Тяжино – там, где на старых картах нанесена загадочная войсковая часть 63539 (участок “автодром”). Вездеход для поиска и эвакуации летчиков и космонавтов ПЭУ-1

Еще в 1954 году в Москве по указанию маршала Жукова создается специальное конструкторское бюро при автомобильном заводе имени Лихачева (СКБ ЗИЛ). Оно должно было разрабатывать новые образцы грузовой техники для бездорожья, в том числе для перевозки пусковых установок ракетных комплексов, поиска и эвакуации летчиков и космонавтов. Главой его назначают конструктора Виталия Андреевича Грачева. К тому времени Грачев разработал десятки серийных военных и гражданских машин, среди которых первый советский полноприводной легковой автомобиль ГАЗ-61 и первый советский автомобиль-амфибия – БАВ (ДАЗ-485), за что получил две сталинских премии. Маршала Жукова не смутило то, что у Грачева не было высшего образования. В 30-е годы будущего всемирно известного конструктора отчислили из томского технологического института за «непролетарское происхождение». Маршал Жуков и конструктор Грачев осматривают армейские вездеходы (1954 год)

В качестве испытательного полигона и базы для хранения изделий СКБ ЗИЛ Грачев выбирает болотистый лес у реки Пахра – в 30 километрах от основной территории завода имени Лихачева. Здесь опытные образцы конструкторского бюро Грачева взбираются и спускаются по крутым склонам окрестных холмов, плавают по рекам Москва и Пахра, штурмуют берега, преодолевают луга, пашни, болота, пески, снежную целину. Грачев смело экспериментирует с компоновкой, предлагает неожиданные технические решения и испытывает одну за одной новые модели. Его команда разрабатывает десятки образцов многоосной колесной техники, в том числе с системой «подкачки» (централизованного изменения давления в шинах), размещением двигателей спереди и сзади, поворотом колес на задних и передних осях, конструирует агрегаты с двумя двигателями, автоматическими коробками передач, гидроусилителями, пневоподвесками, дисковыми тормозами, раздельным управлением левым и правым бортами, применяет облегченные корпуса из алюминия и стеклопластика. В 1962 году экспериментальный автомобиль СКБ ЗИЛ под номером 27 (ЗИЛ-Э167) исколесил всю Арктику, чем вызвал переполох у военных по ту сторону океана, получивших аэрофотосъемку с множеством следов на считавшемся непроходимом глубоком снегу. Снегоход ЗИЛ-Э167 преодолел подъем в 42 градуса

В итоге уже к середине 1960-х опытные образцы вездеходов из СКБ ЗИЛ достигают предела проходимости для тяжелой колесной техники, а модель колесного вездехода ЗИЛ-135 ЛМ грузоподъемностью 9 тонн поступает в серийное производство на Брянском автомобильном заводе – на 30 лет. До сих пор сохранившиеся экземпляры применяются для перевозки ракетных комплексов, систем залпового огня, прокладки трубопроводов в различных странах мира. Тяжелый вездеход-тягач ЗИЛ-135ЛМ

С середины 60-х «из под пера» конструкторов СКБ ЗИЛ выходят первые экземпляры автомобилей с нетрадиционными ходовыми устройствами. Например, в 1965 году проектируется и собирается образец вездехода на базе пневмокатковой цепи – ПКЦ-1. Зимой и летом 1965 года агрегат проходит сравнительные испытания в районе базы «Чулково», где соревнуется в возможностях с колесными и гусеничными вездеходами. ПКЦ-1 успешно преодолевает снежную целину и заснеженные склоны (глубина снега – 1 метр, уклон – 23 градуса), болота, луговые подъемы (уклон до 31 градуса). Однако на обычных бетонных дорогах ведет себя как корова на льду. Испытания показали, что чем меньше твердость грунта под колесами этой диковиной машины, тем больше плавность хода, устойчивость, маневренность агрегата, а способности ПКЦ-1 по преодолению бездорожья в большинстве случаев превосходят возможности колесной и гусеничной техники. Испытание вездехода ПКЦ-1 в районе базы “Чулково”. Февраль 1965.

Несмотря на все достоинства машины, в производство она не попала. Возможно, из-за того, что в том же СКБ ЗИЛ одновременно разработали и испытали на Чулковском полигоне еще более всепроходимый агрегат с неземным названием «шнекороторный снегоболотоход». В качестве ходовой части под корпусом шнекохода установили два винта, каждый из которых приводился в движение отдельным двигателем. Машина получилась медлительной и неповоротливой, не способной передвигаться по твердым дорогам, зато на заросших болотах, рыхлом льду и снежной целине ей не было равных по проходимости, да и на воде она вполне сносно плавала. Было выполнено несколько вариантов шнекохода, в том числе гигант весом 9 тонн, приводимый в движение двумя двигателями от грузовика «Урал». Испытания тяжелого шнекохода ЗИЛ на воде

В 1970-х годах небольшой шнекоход с корпусом из алюминия и стеклопластика включили в состав нового поисково-эвакуационного комплекса «Синяя птица», который стал последней разработкой Грачева. Эксплуатируется она и поныне для спасения летчиков и космонавтов. Помимо шнекохода, в спасательный комплекс вошли два колесных вездехода-амфибии серии 490 – грузовая и пассажирская. Начальные испытания машин «космической» серии 490 прошли в окрестностях Чулково в 1972-1973 годах. Образцы проверяли на геометрическую проходимость, преодоление подъемов, маневренность на воде, вход в воду и выход на берег. Спасательный комплекс Синяя Птица – шнекоход ЗИЛ-2906 на вездеходе-амфибии ЗИЛ-4906

Первый «космический» поисково-спасательный комплекс Грачев начал разрабатывать по заданию руководителя советской космической программы Королева в 1964 году. Кроме Грачева никто не взялся за работу, по созданию аппарата с небывалыми техническими характеристиками. Помимо высокой проходимости и наличия места для спускаемого аппарата было еще одно обязательное требование – машина должна быть достаточно легкой и малогабаритной для переброски на вертолете или небольшом грузовом самолете. Космонавт Гагарин и конструктор Грачев осматривают экспериментальные машины на территории СКБ ЗИЛ 20 июня 1966

В 1965 году работы ускорились – космонавты Леонов и Беляев приземлились в глухой тайге и провели два дня на жгучем морозе, пока к ним не подоспел лыжный отряд. Уже в 1966 году появился легкий комплекс-амфибия ПЭУ-1, оснащенный краном и способный эвакуировать спустившуюся из космоса капсулу и космонавтов из воды, леса, болота, снегов. На летние испытания поисково-спасательного комплекса на базу «Чулково» одна за другой приезжали делегации командования военно-воздушных сил, космических конструкторских бюро. Заезжали сюда и космонавты – здесь в окрестностях базы можно было совместить изучение спасательной техники с отдыхом на природе. Специалисты СКБ ЗИЛ и космонавты на испытательной базе Чулково – фото с автографом космонавта Анатолия Филипченко

Испытания экспериментальных изделий на территории базы СКБ ЗИЛ продолжались и после ухода Грачева в 1978 году – вплоть до начала 90-х годов. К тому времени это была оснащенная всем необходимым испытательно-доводочная база, где можно было не только проверять машины на проходимость, но и при необходимости ремонтировать, разбирать и собирать их, менять агрегаты, двигатели. На территории самой базы были гаражи, мастерские, лаборатории, надувной павильон, мойка, автозаправочная станция, газовая котельная, насосная, очистные сооружения, административный корпус, жилой «дом Грачева» и даже крытый глубоководный бассейн для техники. Вездеход СКБ ЗИЛ помогает сотрудникам совхоза в “битве за урожай”

После заката эры советского научно-технического прогресса часть уникальных творений инженерной мысли безвозвратно утрачена, а часть опытных образцов СКБ ЗИЛ долго ржавела на территории базы – рядом с обелиском их создателя – выдающегося автоконструктора Грачева. Когда в 2003 году с базы «Чулково» окончательно ушла охрана, автоколлекционер Ян Якушкин два месяца прожил в жилом “домике Грачева”, заваливая проезды деревьями чтобы защитить базу от набегов мародеров и сборщиков металлолома. Впрочем и это не помогало – бывшему военному приходилось с голыми руками отнимать топоры и прочий инструмент у незваных гостей. Тяжелый ракетный тягач ЗИЛ-135Э и шнекороторный снегоболотоход на испытательной базе Чулково 2003 год

За два месяца «автодинозавры» были выкуплены у завода ЗИЛ автоколлекционерами и затем вывезены в любительские музеи «Каретный двор», «Музей экипажей и автомобилей». Позже сохранившуюся технику передали в новый военно-технический музей Московской области возле Черноголовки, где она сейчас и находится в восстановленном и подкрашенном виде. Вывоз остатков техники с испытательной базы СКБ ЗИЛ Чулково 2003 год

Территория самой базы «Чулково» за селом Зеленая Слобода была продана руководством Завода имени Лихачева в частные руки и теперь на ее площадях находится огромный склад автомобилей известного дилера «У Сервис». Хотя большая часть корпусов испытательной базы и была разрушена новым хозяином, часть инфраструктуры, начиная с насосной станции и заканчивая боксами, используется компанией «У Сервис» и по сей день. А обелиск конструктору Грачеву был вывезен еще в 2003 году на московскую территорию завода ЗИЛ, где его обещали поместить на здание экспериментального цеха. Но так ли это – проверить оказалось непросто, так как цех находится на тщательно охраняемой территории. Обелиск в честь конструктора Грачева на территории испытательной базы СКБ ЗИЛ Чулково 2003 год

Фотографии испытательного полигона “Чулково” СКБ ЗИЛ ( фотки могут повторяться) за деревней Зеленая Слобода, где испытывалась уникальная тяжелая автомобильная техника конструктора Грачева, обладающая запредельными характеристикам проходимости. Вездеходы, грузовики, снегоболотоходы, спасательные комплексы и иные изделия специального конструкторского бюро, созданого при заводе имени Лихачева (ЗИЛ) в 1954 году по указанию маршала Жукова. Фотографии (60-е и 70-е годы) изделий, выполненных по идеям конструктора Грачева, а также коллектива конструкторского бюро на базе “Чулково”, гостей базы, включая участников советской космической программы и космонавтов. Фотографии 2003 года из архивов автоколлекционера Яна Якушкина, повествующие о том, как доживала последние дни полурасхищенная база, где когда-то собирались и испытывались тяжелые вездеходы с непревзойденными техническими характеристиками. Испытания ПЭУ-2 Грачева с краном на воде

Спасательный комплекс Синяя Птица - шнекоход ЗИЛ-2906 на вездеходе-амфибии ЗИЛ-4906

Тяжелый вездеход-тягач ЗИЛ-135ЛМ

Спасательный вездеход ПЭУ-1М

Спасательный вездеход ПЭУ-1

Испытания спасательного вездехода ЗИЛ 49042

Грузовой вариант амфибии ЗИЛ-135П. Слева - В. А. Грачев

Снегоход ЗИЛ-Э167 преодолел подъем в 42 градуса

Специалисты СКБ ЗИЛ возле снегохода ЗИЛ-Э167

Конструктор Грачев на фоне ЗИЛ-Э167

Исполатов, Иванов, Грачев, Гагарин, Голодовский, Исаев осматривают автомобили на территории СКБ ЗИЛ 20 июня 1966

Испытания шнекохода ЗИЛ-4904 на воде

Показать текст

www.ucnews.ru


Смотрите также