ЗИЛ, который мы потеряли: расцвет, упадок, агония и смерть великого завода. Работники зил


Москва заводская: что мы потеряли

Москва заводская: что мы потеряли

Пять крупных промышленных предприятий столицы, прекративших существование

2 августа ЗИЛ отпраздновал 100-летие. Крупнейший автомобилестроительный концерн России встретил свой юбилей поминками по былому величию. “Солидарность”, побывавшая на праздничных мероприятиях, решила вспомнить, какие еще промышленные гиганты Москвы канули в Лету или очень близки к тому, и составила своеобразный рейтинг “умерших” заводов.

zavod1ЗИЛ

Год основания - 1916.

Продукция - грузовые автомобили полной массой от 6,95 до 14,5 тонн, автобусы малого класса длиной 6,6 - 7,9 метров и легковые автомобили представительского класса.

Расцвет. В годы расцвета ЗИЛа (конец 1970-х - начало 1980-х годов) на заводе ежегодно выпускалось около 200 тыс. машин, работали около 80 - 85 тыс. человек. 1200 рабочих стояли у 700-метрового конвейера. Каждые полторы минуты с него сходил грузовик.

Начало конца. Конвейер был остановлен в конце 2013 года. В связи с освобождением площадей от производственных процессов в 2013 году завод не выпускал автомобильную технику и автозапчасти. Основными видами деятельности стали производство и продажа энергоносителей (теплоэнергия и электроэнергия), а также сдача площадей в аренду. На 1 января 2014 года списочная численность работников составила 2305 человек. На июль 2016 года - 600 человек.

Сейчас. Власти Москвы приняли решение о реновации депрессивных территорий в городе в конце 2012 года. На части территории бывшего ЗИЛа площадью 65 гектаров возведут жилой комплекс бизнес-класса “Зиларт”. В рамках проекта - строительство более 1,5 млн квадратных метров недвижимости, в том числе 950 тыс. квадратных метров жилья, а также объекты социально-бытовой и культурной инфраструктуры. Завершение проекта намечено на 2022 год, предполагаемый объем инвестиций в него - порядка 125 млрд рублей.

Комментарии

Леонид Пчелин, председатель профкома ЗИЛа:

- Сейчас на ЗИЛе работают 600 человек, половина - члены профсоюза. Но они работают на ТЭЦ - у нас осталась лишь заводская генерирующая организация по производству электроэнергии и электросиловой цех, который обслуживает тепловые и электрические линии. Ни автомобильные двигатели, ни запчасти не производятся. Кузовной, моторный, литейный, арматурный цеха разрушены до основания. Целый район Москвы будет построен на территории завода. Было принято решение правительства Москвы отдать все под строительство нового жилого комплекса. Но ЗИЛа не будет. Хотя мэр Москвы Собянин нас уверял, что на этой территории оставят автомобильное производство в ограниченном количестве.

Галина Нестерова, председатель Московской городской организации профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ:

- Второго августа отметили 100 лет ЗИЛу. Мэр Москвы даже не поздравил публично людей, которые работали на этом заводе. Помещение Музея трудовой славы ЗИЛа, который был создан в 1995 году, Москва отдала хоккею, а экспонаты лежат в контейнерах, в цехах. Вы угробили завод, но историю-то угробить нельзя, она же 100-летняя. ЗИЛ построил завод в Китае, и китайцы, приезжавшие на праздничные мероприятия на ЗИЛ, были в шоке от того, что уничтожили такой завод. Мы не можем жить без производства. А автомобильная промышленность тянет за собой 9 - 11 отраслей: это и химия, и сельское хозяйство, и металлургия. Когда я 31 год назад пришла работать в горком, на предприятиях автомобилестроения трудились 400 тыс. человек - сегодня осталось 5 тыс. рабочих.

 

zavod2“МОСКВИЧ” (АЗЛК)

Год основания - 1930.

Продукция - автомобили марок “КИМ” и “Москвич”.

Фото: Валентин Хухлаев / Фотохроника ТАСС / 1981 год

Расцвет. Наиболее успешными в истории завода были вторая половина 1950-х и 1960-е годы. В этот период модельный ряд завода обновлялся каждые несколько лет, “Москвичи” активно осваивали экспортные рынки и международные гоночные трассы. В наиболее удачные годы на АЗЛК работали до 25 тыс. человек.

Начало конца. В 2006 году ОАО “Москвич” официально было объявлено банкротом.

Значительная часть его территории (бывший недостроенный завод двигателей) в 1998 году вошла в состав СП ЗАО “Авто- фрамос” (около 94% акций принадлежат Renault, 6% - Банку Москвы). В настоящее время “Автофрамос” занимается полномасштабной сборкой автомобилей Renault Logan и Renault Sandero: сварка, окраска, штамповка (из зарубежного металла) кузова.

В 2009 году произошел окончательный переход к “Автофрамосу” территории бывшего ОАО “Москвич” с целью расширения производства автомобилей Logan и Sandero до 160 тыс. в год. В сентябре 2010 года завершена процедура банкротства.

Сейчас. Фактически завод прекратил выпуск автомобилей в 2001 году, формально ликвидирован в 2010 году. Значительная часть огромной территории АЗЛК ныне используется арендаторами в разнообразных целях. Столичные власти решили преобразовать бывшее автомобильное предприятие в территорию инновационного развития “Москвич”, а затем в технополис “Москва”, где, кроме офисных площадей, разместятся компании, задействованные в производстве наукоемкой продукции. Был разработан проект планировки для реконструкции и строительства на территории бывшего “Москвича” зданий, в которых будут размещаться инновационные компании.

Комментарий

Галина Нестерова, председатель Московской городской организации профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ:

- 70% акций завода принадлежало государству. СССР под строительство моторного завода взял в кредит 600 млн долларов. Когда произошел распад Советского Союза, долги повесили на завод. Профсоюзы как только могли пытались сохранить завод. Лужков просил, чтобы акции передали Москве, государство не отдало, а обанкротило завод. А в ведь в 1996 - 1997 годах завод восстановился, начали выпускаться новые машины: “Князь Владимир”, “Князь Игорь”. Но было внедрено внешнее управление, и закрутилась процедура банкротства. Профсоюз неделю стоял у Белого дома. Я выступала 1 Мая с трибуны с обращениями к правительству, к Госдуме, чтобы оставили завод в покое и передали Москве. Но этого не сделали. Когда началась приватизация предприятий, приходили новые собственники и делали то, что было им выгодно. Таким образом мы потеряли лучшие автомобили нашего отечественного автопрома.

zavod3“КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ”

Год основания - 1857.

Продукция - ведущее предприятие станкостроения страны. Выпускал универсальные токарно-винторезные и специальные станки.

Фото: Борис Кавашкин / Фотохроника ТАСС / 1987 год

Расцвет. В 1956 году завод перешел на крупносерийный выпуск нового станка 1К62. За последующие 18 лет, в течение которых они изготавливались, было выпущено 202 тыс. таких станков. В 1972 году на Лейпцигской ярмарке станок 16К20 был удостоен золотой медали. В 1972 - 1973 годах проводилась реконструкция завода в связи с выпуском новой модели станка 16К20, в результате с конвейера сходило до 1000 таких станков в месяц. На экспорт в социалистические и капиталистические страны отправлялось около 10%. В 1973 году реализовано почти в три раза больше продукции, чем в 1960 году. Завод участвовал в международных выставках, имел дипломы и медали.

Начало конца. Последняя продукция в ОАО “КП” выпущена в 2010 году - специальные станки и станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Последний крупный заказ завод получил от Новоуральского электрохимического комбината: сложнейшие станки с возможностью обработки 11 координат одновременно.

На внеочередном общем собрании акционеров 30 ноября 2007 года ОАО “Красный пролетарий” разделился на два юридических лица - ОАО “КП” и ОАО “РН-Влакра”. Территория и строения завода достались компании “РН-Влакра”. ОАО “КП” разместилось у станции метро Калужская, в 2015 году было ликвидировано.

Сейчас. В разработке находится проект реновации территории завода “Красный пролетарий”. Площадь застройки займет более 200 тыс. квадратных метров. Из них под жилье планируется отвести 150 тыс. квадратных метров, под общественную зону - 36 тыс. В здании завода, которое сохраняется и будет реконструировано, устроят выставочный центр со школой искусств, арт-салонами, художественными галереями.

Комментарий

Лидия Бобылева, председатель Московского городского комитета профсоюза машиностроителей РФ:

- На “Красном пролетарии” работали 16,5 тыс. человек. В 2000-х годах заказов не было, в основном станки делались на экспорт. Оказалось, что продукция не востребована. Потом пришлось освобождать площади ввиду того, что цеха стали простаивать. Наконец осталось всего 168 работников… Профком завода обращался в трехсторонние городские комиссии, писал письма во все инстанции, но письма оставались без ответа. Обращались даже в правительство с вопросом: зачем же гробить наше станкостроение? “Красный пролетарий”, “Станкоагрегат”, завод им. Орджоникидзе - все уничтожено. Станкостроительной промышленности у нас сейчас фактически нет.

 

zavod5МТЗ “РУБИН”

Год основания - 1932.

Продукция - серийный выпуск промышленной радиоаппаратуры, в октябре 1953 года освоено производство первого телевизора “Север”. В 1956 году начато производство телевизоров марки “Рубин”.

Фото: Владимир Яцина / Фотохроника ТАСС / 1980 год

Расцвет. С 50-х и вплоть до конца 80-х годов прошлого века телевизоры марки “Рубин” считались лучшими в СССР.

Начало конца. В 1992 году МПО “Рубин” было разделено на самостоятельные государственные предприятия, в их числе Московский телевизионный завод “Рубин”. В том же году государственное предприятие МТЗ “Рубин” было преобразовано в акционерное общество открытого типа “Московский телевизионный завод “Рубин” (ОАО “МТЗ “Рубин”). И началось постепенное умирание производства подлинно российских телевизоров. В 1997 году на общем собрании акционеров сменилось руководство предприятия. Было принято решение о реструктуризации бизнеса, начато создание торгового комплекса “Горбушкин двор” на базе производственных площадей завода (реконструкция завершена в 2003 году). Новое руководство интересовалось в основном недвижимостью и обширными территориями завода.

Сейчас. МТЗ “Рубин” выставил на продажу строящийся многофункциональный комплекс “Парк Победы”. “Рубин” как предприятие, производящее телевизоры (несмотря на продолжение существования фирмы с аналогичным названием), полностью уничтожено. Что касается бывших территорий завода “Рубин” в Москве, то в настоящее время ОАО “МТЗ “Рубин” (Москва) занимается только строительными проектами и торговлей недвижимостью.

Комментарий

Ирина Талыкина, зав. орготделом Московского городского комитета профсоюза работников радиоэлектронной промышленности РФ:

- Профорганизация на МТЗ “Рубин” существовала до 2012 года, численностью несколько сотен человек, но производства уже давно не было. Там все тихо развалилось, телевизоры “Рубин” не пользовались спросом. Люди сами уходили, и все постепенно сошло на нет. Причина - неконкурентоспособность производимой продукции. Акций протеста сотрудников никаких не было, завод умер плавно и тихо.

 

zavod6ОАО “ТУШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД” (ТМЗ)

Год основания - 1932.

Продукция - в разное время на заводе выпускалась продукция как военного назначения (фронтовые истребители), так и гражданская (троллейбусы, трамваи, автобусы), а также орбитальный корабль “Буран”.

Фото: Николай Федоров / "Солидарность" / 2012 год

Расцвет. В 1980 - 1990 годах осуществлялось строительство пилотируемого орбитального корабля многоразового использования “Буран”. В начале 1990-х завод участвовал в строительстве Калмыцкой ВЭС, поставив три ветроустановки мощностью 1 МВт (единственные ветроустановки подобной мощности, произведенные в России). Один из последних контрактов - поставка оборудования для строительства Адыгейской ГЭС в 2008 - 2009 годах. На заводе работали 28 тыс. человек.

Начало конца. В 1992 году работы по госзаказам прекратились. В 1993 году завод был приватизирован, 38% акций созданного акционерного общества были закреплены в федеральной собственности. В декабре 2010 года новый генеральный директор завода Сергей Иляшенко приостановил работу предприятия и провел массовые увольнения сотрудников. В ноябре 2012 года арбитражный суд Москвы ввел на предприятии процедуру наблюдения по заявлению кредиторов завода. 6 октября 2014 года собрание кредиторов ТМЗ решило произвести замещение активов должника, создав на его базе ПАО “Производственное объединение “ТМЗ”. По состоянию на 2013 год численность сотрудников предприятия составляла 886 человек. По информации конкурсного управляющего, за время банкротства в 2013 - 2015 годах с предприятия было уволено 706 работников.

Сейчас. На предприятии издан приказ о сокращении всего производственного персонала, то есть о ликвидации производства. Профком предприятия и профсоюз трудящихся авиационной промышленности готовят массовые иски в суды.

Комментарий

Сергей Чугунков, председатель Московской городской организации Профавиа:

- Выпущен приказ по поводу сокращения всего производственного персонала, что означает ликвидацию производства. Остается управленческий персонал, службы, поддерживающие эксплуатацию зданий, и охрана. Распоряжение Собянина по поводу того, чтобы стратегический инвестор ГК “Букет” сохранил производство, не выполняется. Профком ТМЗ собрал подписи под обращением на мое имя, я обратился к председателю правительства и руководителю партии “Единая Россия”, чтобы он вмешался в ситуацию. Письмо попало в Управление авиационной промышленности Минпромторга, ответа пока нет. Мы готовимся к судам, так как эти увольнения незаконны.

zavod7ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Конечно, в статье мы рассказали далеко не обо всех предприятиях, которых лишилась столица. В Москве за последние десятилетия не стало и многих других промышленных гигантов -  “Серп и молот”, завод им. Орджоникидзе, Даниловская мануфактура… Разные сферы, разные предприятия, но итог, увы, один. Между тем, 14 августа московские строители отчитались, что на территории столичных промзон в 2016 году построено 770 тыс. кв. м недвижимости...

http://www.solidarnost.org/

Редакция

prometej.info

особенности, схема и интересные факты

Завод имени Лихачева - это одно из древнейших машиностроительных предприятий, которое досталось России по наследству от СССР. В советские времена он играл важную стратегическую роль. Что же стало сегодня с этим гигантом? Что находится на территории завода ЗИЛ?

Историческая справка

Начал свое существование этот завод в 1916 году, когда планировалось в России создать предприятие, способное выпускать грузовики итальянской фирмы "ФИАТ". В силу тяжелых политических и экономических обстоятельств 1917 года данная идея была реализована не полностью. В Тюлевой роще построили не все здания нового завода, и производство начинать было нельзя. Поэтому руководство решило заняться сборкой итальянских грузовиков из уже готовых деталей.

москва территория завода зил

За годы существования территория завода ЗИЛ постепенно увеличивалась, а он сам из простых мастерских по сборке и ремонту грузовиков превратился в настоящего промышленного гиганта. К 1975 году на его мощностях выпускалось свыше 200 тыс. автомобилей за год. Но к концу 80-х на заводе назрел кризис: предыдущие модели грузовиков морально устарели, а новые разработки были неудачными. Выйти из него ЗИЛ не успел - случился развал Советского Союза и резкий спад экономических показателей, что привело практически к полной остановке предприятия.

Постсоветский период

В начале 2000-х годов руководство предприятия делало неоднократные попытки поднять ЗИЛ на былой уровень. Но все они были тщетными. Долги росли, корпуса пустели, рабочие места сокращались. Со временем в Южном округе Москвы образовалась полузаброшенная промзона, которая занимает 275 га. Поэтому правительство города решило изменить эту ситуацию.

В 2013 году было принято решение о реконструкции территории. Здесь будет построен новый микрорайон закрытого типа, в котором смогут жить около 30 тыс. человек. Объекты инфраструктуры и несколько работающих цехов завода создадут еще примерно 45 тыс. рабочих мест.

квартиры на территории завода зил

В 2016 году на ЗИЛе был выпущен последний автомобиль. Сегодня мощности остановлены и вокруг завода ведется активная реконструкция территорий и застройка. Уже сейчас можно купить квартиры на территории завода ЗИЛ.

О новом жилом комплексе

"ЗИЛАРТ" - так называется новый микрорайон, который вырастет на месте заброшенной промзоны. Он будет состоять из жилых домов на 6-14 этажей, образовательных и развлекательных учреждений.

Новостройки на территории завода ЗИЛ полностью будут сданы в эксплуатацию примерно через 10 лет. Хотя первая очередь строительства уже практически завершена. Каждый дом в этом проекте создан с учетом места возведения, направленности фасадов и других факторов, важных для комфортного проживания в них.

территория завода зил схема

Стоит отметить, что детские сады и общеобразовательные школы будут объединены в одну систему, что станет новшеством для столицы. Огромное внимание уделяется и другим объектам инфраструктуры: на территории будет возведен спортивно-развлекательный комплекс, который уже частично принимает посетителей.

Промышленные объекты будут отделены от жилых территорий парковыми зонами, последние станут напоминанием о росшей здесь ранее Тюлевой роще.

Промышленные объекты

Благодаря новому проекту существенно изменится в этом округе внешний облик Москвы. Территория завода ЗИЛ в своем большинстве превратится в современный микрорайон. Но и само предприятие не планируют ликвидировать полностью. Под него отведены 50 га в южной части бывшего завода.

Все остальные здания либо подлежат сносу, либо реконструируются в арт-объекты, деловые центры и спортивные заведения. Многие пессимисты говорят, что таким образом московское правительство убивает промышленного гиганта. Возобновится ли производство автомобилей, покажет время.

Транспортная и пешеходная инфраструктуры

Сейчас территория завода ЗИЛ еще не совсем пригодна для полноценной жизни. А все потому, что она немного изолирована от основных транспортных артерий города. Да и внутренние дороги оставляют желать лучшего. Чтобы исправить эту ситуацию, в проект реконструкции заложено строительство 30 км новых дорог. Через Москву-реку построят 3 автомобильных и 2 пешеходных моста. Это даст прямой доступ к Варшавскому шоссе и другим важным улицам.

Комфорту пешеходов в проекте отведено также немалое место. Во-первых, будут обустроены все набережные, на которых возникнут обзорные платформы. Во-вторых, для безопасности передвижения внутри района построят подземные и надземные пешеходные переходы.

новостройки на территории завода зил

В жилом комплексе появится самый длинный в Москве пешеходный бульвар. Его длина составит 1,2 км. По нему можно будет дойти до пока еще строящегося филиала музея "Эрмитаж".

Также пешеходам будет доступна парковая зона, которая раскинется на территории свыше 14 га. Разработкой парка занимаются известные урбанисты, которые сделают его максимально приятным для отдыха. Вот так постепенно планируют реорганизовать территорию завода ЗИЛ.

Интересные факты

При проектировании микрорайона "ЗИЛАРТ" брался во внимание лучший опыт городов мира. Так, набережная сравнивается с такой же в Париже, парк - с барселонским, пешеходные зоны - с Сингапуром.

Жилой комплекс на территории завода ЗИЛ одновременно разрабатывали 10 лучших архитектурных агентств страны. Это позволило создать проект не просто микрорайона, а настоящего арт-объекта, который будет выполнен в футуристическом стиле.

жилой комплекс на территории завода зил

Здание для филиала "Эрмитажа" разрабатывал профессор Хани Рашид, по проектам которого уже построены выдающиеся сооружения, например, в Нью-Йорке, Абу-Даби, Париже. По его задумке – это башня высотой 150 метров, которая будет находиться в начале арт-зоны микрорайона. Сам архитектор называет ее мостом из прошлого в будущее.

Примерно половина всех улиц будет пешеходной. Им планируется присвоить имена выдающихся ученых и деятелей искусства, например: Кадынского, Шагала, Степановой, Гинзбурга и др.

25 га территории займет спортивно-развлекательный центр "Парк Легенд". Уже сегодня в нем действуют ледовый дворец, где проходил Чемпионат мира по хоккею в 2016 году, Музей хоккея, Центр синхронного плавания.

Конечно, планы по изменению облика промзоны огромны, и только время покажет, суждено ли им осуществиться. Но если это и правда случится, "ЗИЛАРТ" станет еще одной жемчужиной столицы.

fb.ru

ЗИЛ: смерть великого завода - Колеса.ру

В 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин отстранил от должности директора ЗИЛа в связи с обвинением в отмывании денег, воровстве и разграблении предприятий. По словам мэра, глава завода ежегодно получал зарплату в размере 250 миллионов рублей, при этом работникам предприятия деньги не выплачивались.

В последние три-четыре года озвучивались самые разнообразные идеи, предложения и проекты по поддержанию «колосса на глиняных ногах» как реальные, такие как сборка на ЗИЛе легких коммерческих автомобилей Fiat Ducato, так и фантастические (в реалиях 2012 года), например, производство нового автомобиля для первых лиц государства или выпуск на мощностях завода ё-мобиля. В том же 2012 году ЗИЛ неожиданно выкатил на испытания и свой футуристический броневик «Каратель» (разрабатывавшийся примерно с 2008 года), который, впрочем, больше нигде, кроме испытаний, не прославился.

Смерть

В 2013 году был представлен грандиознейший проект «редевелопмента территории», получивший название «Полуостров ЗИЛ» и предполагавший инвестирование от 5 до 15 миллиардов долларов в снос большей части производственных площадей и последующее строительство огромных объемов жилой и коммерческой недвижимости. Стоит отметить, что идеи застройки территории завода продолжают озвучиваться, однако первоначальной масштабности и красивого названия уже не слышно.

Зато слышно людей, чьи надежды и чаяния все еще связаны с заводом имени Лихачева: по сей день существуют инициативные группы, выступающие за восстановление предприятия и возвращение ему былого величия. Однако все это остается на уровне отдельных выступлений на фоне сноса очередного производственного цеха (например, литейного в 2013 году и его фасада в 2015-м) или новых заявлений о будущем ЗИЛа. Да и поздно уже выступать. Ведь чудес в автобизнесе не бывает.

Что дальше?

Вариантов два: либо полное забвение марки ЗИЛ, либо ее перерождение в новом качестве. Стилистика СССР последние несколько лет снова в моде, и запрос на ностальгические проекты у населения есть. Поэтому не исключено, что ЗИЛы мы все-таки увидим. Но это будут совершенно другие автомобили, и с грандиозным прошлым АМО ЗИЛ никак не связанные.

www.kolesa.ru

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность»

Сотрудники завода ЗИЛ хотят восстановить легендарной автомобиль модели ЗИЛ-118 «Юность». Автобус производился в советское время ровно девять лет – с 1961 года. Он считался автомобилем представительского класса и в свое время славился комфортом и большим остеклением. Модель была сделана на основе лимузина ЗИЛ-111.

Специалисты компании «МСЦ6 АМОЗИЛ» в 2017 году приняли решение о восстановлении экземпляра легендарного микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность».

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

Отмечается, что команда на данный момент полностью восстановила корпус автомобиля. Его покрасили, спустили в цех на первом этаже, а также поставили задний мост и подрамник.

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

ЗИЛ-118 Юность

В начале 1960 годов общественности был представлен весьма необычный микроавтобус. Кто бы подумал, что на базе представительского ЗИЛа-111 можно построить столь универсальное транспортное средство? Первоначально и сами разработчики не задумывали этот автомобиль как автобус — они лишь дали себе установку создать нечто более вместительное и более доступное в сравнении со «сто одиннадцатым», на котором ездили лишь чиновники высшего ранга.

До того, как в 1962 году появился первый опытный образец ЗИЛа-118, автомобиль существовал только на чертежах в течение двух лет. Примечательно, что конструкторы Завода имени Лихачёва создавали своё творение в свободное от работы время. Во главе группы молодых и амбициозных инженеров стоял Николай Гринчар.

Как уже упоминалось ранее, за основу был взят ЗИЛ-111, что подтверждают практически одинаковое шасси, та же автоматическая коробка передач и многие другие узлы. Подвеску, однако, было необходимо усилить, а спереди добавить стабилизаторы поперечной устойчивости — ведь масса автомобиля заметно возросла, а следовательно и нагрузки тоже. Кроме этого, модернизации подверглись рулевой механизм и тормозная система.

Что касается силового агрегата, то первый образец микроавтобуса инженеры оснастили 170-сильным мотором от грузовика «Урал», но он не прижился и было решено устанавливать на новинку шестилитровый двигатель V8 от того же «сто одиннадцатого», предварительно снизив его мощность с 200 до 150 л. с. из-за того, что авто для первых лиц потребляло непопулярное в СССР высокооктановое топливо, в то время как микроавтобус должен был стать более общедоступным.

ЗИЛ-118 Юность ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

И если технологическая начинка ничего революционного в себе не содержала, то о дизайне этого сказать никак нельзя. ЗИЛ-118 не зря получил к названию приставку «Юность» — ведь она однозначно намекает каждому о новости и футуристичности автомобиля. Это название, кстати, придумала Татьяна Киселева, которая отвечала за интерьер микроавтобуса. Иным словом, как потрясающее, внутреннее убранство не описать — помимо удобных сидений, индивидуальных освещения, пепельниц и вешалок для одежды, на высшем уровне была выполнена шумоизоляция, а микроклимат безупречно поддерживали вентиляционная и отопительная системы.

Но самой замечательной и необычной чертой «Юности» была невероятная легкость, светлость салона, создаваемая интересной структурой остекления. Мало того, что все окна сливались практически в одно панорамное, большая часть крыши тоже была прозрачной — из затемненного стекла, а по центру этой самой крыши еще и красовался огромный сдвижной люк размером 183 на 68 см.

Благодаря же трудам Эрика Сабо и Александра Ольшанецкого и экстерьер скучным назвать сложно. Всё было исполнено действительно на высшем уровне, даже если присматриваться к деталям. Чего только стоят боковые зеркала заднего вида замысловатой формы и фонари, часто ассоциируемые с соплами космического корабля. Разумеется, и в общих чертах дизайн не оставляет равнодушным.

Когда ЗИЛ-118 впервые увидел Никита Сергеевич Хрущев, он был поражен, по достоинству оценив многофункцинальность авто и незаурядный уровень комфорта. А в 1967 году на международной автобусной неделе этот советский микроавтобус собрал аж 12 наград, опередив всех своих конкурентов. Хотя прямых конкурентов то, по сути, и не было – ЗИЛ был неподражаем и не имел аналогов.

Вроде как все указывало на блестящее будущее новинки. Но для серийного производства требовалось серьезное финансирование. К несчастью, действующий на тот момент семилетний план 1959-1965 годов не мог позволить масштабных вложений в автомобильную отрасль и строительство новых производственных мощностей. В дальнейшем мелкосерийное производство машины продолжилось уже в модернизированном варианте под индексом ЗИЛ-118К.

Итогом трудов инженеров стали всего 20 собранных вручную микроавтобусов ЗИЛ-118. Из этих двух десятков микроавтобусов два преобразовали в реанимобили, которые при своей высоте потолка позволяли стоять врачам в салоне в полный рост, а плавность хода и специальный стол сделали реальным проведение операции даже на ходу.

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» ЗИЛ-118 «Юность», автобус, фоторепортаж

Источник

car-day.ru

ЗиЛ. За два шага до смерти. Воспоминания работника предприятия.

1.

Начальница отдела кадров вскинула брови:

- Москвич?

Я с максимальной скромностью кивнул.

- Что-то подозрительно…

Другая начальница, тоже кадровичка, женщина со стальным голосом и манерами Маргарет Тетчер в период конфликта вокруг Фоклендов, сподобилась на разговор по душам:

- Вот вы долго искали работу в городе¸ да? И не нашли, да? – она смотрела на меня с какой-то не очень понятной надеждой.

- Да. – подтвердил я. Тоже с надеждой.

- Зарплату вы знаете? Знаете. Ну что ж… Мне жалко вас, вы будете бедствовать. – казалось, она отговаривала меня намёками, полутонами смыслов. Человеческое в ней вступило в конфликт с профессиональным и я терпеливо ждал, какое победит. Победило профессиональное.

- Нет-нет, мы конечно рады москвичам, тем более молодым, мы вас возьмём. – кадровичка вновь превратилась в Маргарет Тетчер и продолжила:

- Но потом бегать за вами, да, разыскивать, да, умолять подписать, да, заявление об увольнении, да?

Я пожал плечами.

- Я ещё не устроился, а вы уже обсуждаете моё увольнение…

Тетчер сдалась и подписала необходимые бумаги. Я стал слесарем механосборочных работ автосборочного комплекса ЗиЛа (АСК) с окладом 11 336 рублей. К ним обещали добавить ещё четверть в виде ежемесячной премии, соответственно, совокупная зарплата будет 14170 рублей.

Бюрократия на этом не закончилась – можно сказать, она только началась. Последовали томительный инструктаж по технике безопасности, фотографирование, медосмотр. Медосмотр вообще растянулся на три дня – анализы крови и мочи, флюрография, хирург, нарколог, окулист, ЛОР, невропатолог… Узнал о себе много нового.

Формальности заняли почти неделю, львиную долю времени пришлось провести в очередях, внимая таджикской жизнелюбивой речи. Остался в некотором недоумении: зачем завод в таких количествах набирает гастарбайтеров?

На проходной пришлось слегка вздрогнуть: тётенька, проверявшая паспорт, спросила в упор:

- Цыганов! Вы статьи про нас писали?

- Статьи??? – удивился я. – Какие статьи?

- Ну-ну, Цыганов… - многообещающе протянула охранница.

И я ушёл, чтобы вернуться.

2.

Я работаю в сборочном цехе, на участке кабин. Успел прыгнуть на подножку этого уходящего поезда, через месяц приём рабочих на ЗиЛ полностью прекратят. А пока…

Пока учусь прикручивать подножки. Дело нехитрое: болт, шайба, гровер. Или так: гровер, шайба, гайка. Важно не перепутать, а то строгая контролёрша начнёт тыкать пальцем:

- Это кто собирал?! Я спрашиваю, это кто собирал??? Здесь не должно быть шайбы!

…Новичка встретили недоумением и вопросом: «Ты откуда?». Поясню: на ЗиЛе главным исходным параметром человека являются не квалификация, возраст или IQ, здесь спрашивают про твоё соотнесение с географией. На конвейере работают русские, модоване, узбеки, белорусы, таджики, москвичи. Последние – исчезающее меньшинство, они представлены только старыми махровыми ЗиЛовцами, коим уже нечего ни терять, ни приобретать, да студентами МГИУ, отрабатывающими кратковременную повинность. У нас в бригаде национальный состав примерно такой же, если не учитывать одного студента-калмыка и полного отсутствия узбеков. Начальник участка – маленькая татарская женщина, запомнившаяся мне как Орущая Дюймовочка.

- Москвич! – восхищённо говорили тетеньки из табельной.

- Москвич? – недоверчиво косились молдоване.

- Масквыч-масквыч – бормотали в дружеском рукопожатии таджики.

- Москвич? – агрессивно спросил один из мужиков, закутанный вопреки дресс-коду в телогрейку и серую кепку, - Я тебя чморить буду. Мне месяц работать остался, мне всё по хую.

Он оказался молдованином, и, в общем-то, неплохим парнем. Наезжал в Москву сезонно, летом возвращаясь в Молдавию, на два гектара личного виноградника. Рассказывал, что снимает с сезона восемь с половиной тонн вина. И этого ему едва хватает до весны.

- Ну как… Ну вот встану я утром, выпью литр. Потом похожу, посмотрю. Потом ещё выпью, потом завтрак. Так за пару недель бочка и уходит…

Молдованина я про себя окрестил Виноделом. Пьёт он, как потом выяснилось, не только вино, и не только в Молдавии. В Москве, в ЗиЛовской общаге, день у него начинается так: «встану, ёбну 150, потом поем - и на работу».

Сейчас Винодел сидит на стульчике между двух верстаков и его совершенно не видно. Это главная производственная философия Винодела: можешь ничего не делать, главное, чтоб тебя не было видно.

Подлетает таджик, весь такой лучезарный, прямо тонущий в собственной улыбке:

- Начальница дура ваще, нахуй! Я ей говорю: сделай каждому свой участок работы, а она, дура, нахуй, гоняет нас по всему цеху.

Он ещё не знает моего имени, но уже готов поделиться наболевшим. Это, конечно, трогает. Этот таджик впоследствии плодотворно поработал на создание хорошего впечатления от своей нации: открытый, бесхитростный, невероятно добрый. Назовём его Светлый Таджик.

Но любая светлая сторона имеет свою противоположность. Таковой оказался Тёмный Таджик, худенький чувак с непроизносимым именем, существующий исключительно под кайфом. Жевательную дурь он забрасывает в рот при всех, не особо стесняясь, потом весь день ходит со стеклянными глазами. Изъясняется на такой своеобразной смеси междометий, жестов и таджикских ругательств, что понять его никто не пытается.Есть ещё один интересный таджик – невысокий крепыш, знающий по-русски только слово «дай». Он не понимает вообще ничего, как блондинка хлопает ресницами на любое обращение, а потом улыбается и говорит: дай! Братья по разуму переводят ему команды Орущей Дюймовочки, он их прилежно выполняет, и, вероятно, не испытывает никаких огорчений от истерики начальства. Немой Таджик.

Москвичей трое, один другого колоритнее. Первый такой весь из себя высокий, седой, с благородной внешностью «чуть за 60». Разговаривает исключительно матом. Флиртует с кладовщицами, иногда поучает таджиков и почти никогда не работает. Называю его Интеллигентный Жлоб.

Второй москвич – тоже почти пожилой, немногословный и совершенно незаметный человек. Если что и скажет, то тихо, как бы для себя, приходится переспрашивать. Такие работали в КГБ на наружном наблюдении, сливаясь с фоном, они могли не пользоваться биноклем и не прятаться за газетами. Будем звать его Серый Москвич.

Серый Москвич – один из профессионалов, которому Орущая Дюймовочка доверила ответственный участок – сборку автобусов 3250. Некий сумасшедший предприниматель из Казахстана в конце февраля заказал ЗиЛу сборку шести автобусов и теперь наш участок существует в режиме перманентной производственной лихорадки. Последний раз такие автобусы завод делал год назад, уже мало, кто помнит, как их собирать, никаких технологических карт, разумеется, нет. Прикидываем по месту – подходит, не подходит. Собственно, наша ответственность – кузов и его сопряжение с шасси. В своё время кузовной цех сварил несколько каркасов, всё остальное, включая установку крыши, делает наша бригада.

«На автобус» бросили и другого профессионала, очкарика-молдованина, который мне напомнил шахтёра Никиту Изотова. Работает молча, не отвлекаясь, и так быстро, как будто его интересует не результат, а рекорд. Если окликнуть, он недобро посмотрит сквозь очки и в удвоенном темпе продолжит крутить, клепать и забивать – дескать, не отвлекай. Ну чисто Молдавский Стахановец.

Когда нет работы по автобусу, он делает передние облицовки кабин 4331 – ставит уплотнители, эмблему и прикручивает всё к собранному капоту. Это его эксклюзивный участок, более никто не посягает на облицовку, даже Интеллигентный Жлоб. Впрочем, он ни на что не посягает, кроме выпуклой задницы кладовщицы.

(Я почти не показываю лица своих героев и не называю их настоящих имён. Маловероятно, что кто-то из них прочтёт эти записки, тем не менее, не хочется ставить их в неловкое положение. Пусть останутся просто единицами сюжета).

Теперь нужно представить самого заметного персонажа, последнего москвича участка. Тридцатилетний худощавый бригадир, правая рука и надежда Орущей Дюймовочки. Он определяет фронт работ таким бесперспективным недоумкам, как я и Немой Таджик, а так же поднимает кабины.

О, это целое таинство! После сборки кабина на тележке подвозится под кран-балку, с которой свисают четыре обрезиненных захвата. Четыре – это потому, что кабины бывают как двух-, так и четырёхдверными. Вторых, кстати, много больше. Кто-то из начальства берёт в руки пульт и дёргано спускает захваты на уровень окон. В этот момент пара человек должна на цыпочках (ибо высоко) направлять эти захваты прямиком в окна, иначе они просто упадут на крышу кабины. Захваты вставляются, одним-двумя короткими щелчками кнопки пульта фиксируются в рамках – и кабина взмывает под потолок, откуда доставочная лента уже перебросит её на конвейер (всё это можно посмотреть на прилагаемом видео). Операция ответственная, понятно, что будет с кабиной, если захваты не встанут в пазы или выскочат из них. Поэтому нажимать «красную кнопку» Орущая Дюймовочка доверяет только себе и Худощавому Бригадиру.

Но есть небольшая проблема. Дело в том, что Худощавый Бригадир – алкоголик. Рабочий день его начинается с вялого рассказа о том, как «вчера набухались», после чего бригадир принимает выражение лица, известное в классической литературе как «ах, отстаньте!». Ближе к концу дня он слегка оживает, перегар становится не столь крепок и Худощавый Бригадир стремится поговорить. Так я узнал, что работает он на ЗиЛе «сколько себя помнит», а помнит себя с семнадцати лет. Что «не надо, блядь, работать, ходи, сука, делай вид, только от меня далеко не отходи». Что Орущая Дюймовочка определила Худощавого Бригадира в мои персональные наставники и он теперь за меня в ответе. Теперь кабины поднимать будем мы. Так что я сразу попал в элиту, вероятно, из-за нетипичных для ЗиЛа происхождения и биографии.

Надо бы прояснить, что некоторые (мягко говоря) сведения, выданные мной за автобиографические, действительности не соответствовали. По легенде, я до ЗиЛа работал водителем и слесарем в разных автосервисах. Но на 43-м году жизни, отрастив рок-н-ролльный хайер, решил остепениться и зажить жизнью добропорядочного пролетария, дабы скопить стаж и самоуважение к пенсии. В глазах таджиков я видел восхищённое недоверие, в глазах прочих – равнодушие. Подумаешь, инопланетянин! Делов-то. Видали мы инопланетян, не надо. Работать не хотят и всё жалуются, жалуются…

Так вот, про Бригадира. Общались мы всего два дня, потом он свалил в отпуск. Но эти два дня Бригадир показал, что такое настоящая свобода духа. Его кунг-фу было в том, чтобы смотреть на Орущую Дюймовочку всепонимающим взглядом, потом медленно тушить бычок носком ботинка и идти по своим делам.

- Почему-курим-на-рабочем-месте-совсем-охренели-дебилы! – надрывается Дюймовочка. А Худощавый Бригадир стоит с лицом испражняющейся панды и кивает, кивает… Он единственный, кстати, кто без зазрения курит в любом месте, ветеранский статус позволяет. Вообще, у него с Орущей Дюймовочкой очевидно есть договор о ненападении, она хоть и орёт, но незло, для проформы. На самом же деле, Дюймовочка отмазывает Бригадира за вынужденные алкогольные прогулы, доверяет ему подъём кабин и вообще доверяет. Потом, когда Худощавый Бригадир вернулся из отпуска, он на несколько дней ушёл в натуральный запой. А начальница исправно ставила трудодни. Симпатия-с.

3.

Болт, гровер, шайба, болт, гровер, шайба. Не перепутать бы. А ещё есть разница между коротким болтом и длинным, между жёлтой шайбой и обычной, и тем, с какой стороны что вставлять. Подножки прикручивать я уже – тьфу-тьфу! – умею. Теперь надо справиться с тремя кронштейнами на днище кабины.

…Каждый день я просыпаюсь в половине пятого утра и даю себе минут пятнадцать-двадцать на открытие глаз. Потом медленно и неосмысленно сползаю с кровати и со всеми делами стараюсь разобраться побыстрее. Выйти из дома нужно не позднее 6.15, иначе пробка на въезде на Проспект Мира сломает все планы, в ней и час можно простоять. А рабочий день начинается в 8.00 и ни минутой позже. В принципе, ехать недолго, рано утром по ТТК укладываюсь в полчаса. Оставшееся время провожу в Шоколаднице на Тульской за просматриванием новостей и ответах на письма. Или просто встаю возле пятой проходной и выхожу в сеть через модем. Иногда удаётся написать несколько десятков строк, но редко, нет ни сил, ни желания.

Пару раз ездил на метро, но почти не получил хронологического выигрыша. Те же полтора часа, с учётом автобуса до Бабушкинской и двадцатиминутной прогулки от проходной до сборочного корпуса. Обратный путь – лотерея. На машине можно доехать за час, а можно встать на ТТК и Проспекте Мира на 2-2,5 часа. Но это всяко лучше метро, можно хоть немного расслабиться и краем глаза почитать новости на экране ноутбука. К тому же в последние дни заболела правая коленка, ступать больно, не то что бегать за автобусами. Пью таблетки и надеюсь, что пройдёт.

Работа происходит так. В цех въезжает невероятно дымящий грузовик, в его кузове стоит кабина, уже окрашенная и с интерьером. Мы подгоняем кран-балку и начинается «подъём кабины наоборот», то есть снятие её с грузовика и установка на специальную тележку. Тележка по направляющим отгоняется метров за 50, где и происходит сборка. Весь участок – это метров 150-200, одновременно там можно собирать 25-30 кабин. Но он пустует, только на одном островке виднеются гайковёрты и лотки с метизами. Там мы и работаем.

В смену бывает одна кабина, а бывает и пять. Больше при мне не было. На все операции по кабине уходит минут 20, при том, что работает одновременно человек семь. Они, уставшие от безделья, готовы отталкивать коллег локтями, чтобы что-то прикрутить. Поэтому всё происходит споро, хоть и непоследовательно. Один таджик разложит себе кронштейны перед кабиной для прикручивания (там различаются правый и левый, задний и передний), глядь, а другой таджик их уже прилаживает.

Вставляем уплотнители в двери, ставим тормозные трубки и держащие их кронштейны, прикручиваем крылья. Крылья состоят из нескольких частей и подсобираются заранее, заведует этим Винодел. Он отвоевал себе эту несложную операцию и никого к ней более не подпускает. Удачный стратегический ход: зная про крылья, Орущая Дюймовочка не гоняет Винодела по всему цеху, не заставляет брать в руки метлу или пересчитывать огнетушители. Чуть что, Винодел делает серьёзное лицо, жестами показывая: отвали, я работаю.

Его тоже не особо интересует результат. Собранные крылья он ставит так, что они валятся друг на друга, сдирая краску. ЗиЛовская краска плохонькая, проведи ногтём – продерёшь полоску. Создаётся впечатление, что красят прямо по металлу, без грунта, в один слой, часто бывает непрокрас. Так вот, крылья на кабину ставим уже изрядно поцарапанными, как и все другие детали, которые красят заранее. Никого это не волнует, самой технологией сборки не предусмотрена защита ЛКП.

Кабины 4331 собираются легко, чувствуется отработанность и технологичность конструкции. Тут два этапа: сначала на другом участке делается капот, потом на основной линии устанавливается навеска, потом это всё отравляется на конвейер и уже там сочетается в единый автомобиль. С Бычком сложнее, на него нужно прикрутить все элементы капота, включая крышку. Всё это ужасного качества, не подгоняется без молотка и таджикской матери.

Да и сама технология сборки тут хитровыдуманная. Но Бычков у нас почти не бывает, собрали всего несколько кабины. На него хронически не хватает крыльев, частть недособранных «бычковских» стоят в сторонке.

Поразило, как нагло торчат провода от электронной педали газа у Бычка:

Брака не то, чтобы много, но есть. Кузовщики присылают кабины, где обязательно на полу будут разливы масла или герметика плюс несколько поломанных пистонов.

На торцах дверей тоже всегда есть потёки герметика, на них чертовски сложно набивать уплотнитель. Явный, вызывающий брак – неприваренный к кабине в одной из точек силовой каркас…

…и отсутствие закладных гаек в каркасе кабины, к ним мы должны прикручивать держатели тормозных трубок.

Иногда гайка на месте, но приварена с таким смещением, что вкрутить болт нереально. Или в гайку влупили столько краски, что никакой болт не вкрутишь. Тогда берётся метчик и резьба нарезается заново. Хорошо, если в той же гайке, а бывает, что сверлить приходится и корпус кабины.

Сквозные дырки, господа-потребители, это не брак, а производственная необходимость. Иначе у вас вообще кронштейны на полдороге отваливаться начнут.

А вот так происходит сборка капотов для 4331:

Самое неприятное – совмещать боковинки с крыльями, там отверстия не совпадают почти никогда. А поставить нужно ровно, без «ступеньки». Приходится орудовать таким высокотехнологичным инструментом, как бородок, суть большое и толстое шило, которым выравниваются отверстия, после чего быстренько заворачиваются болты. Пока ровно.

Ещё неприятная операция – установка твердосплавных держателей капотов, которые входят в петлевое зацепление с кабиной, позволяя откинуть капот. Там всё делается кувалдой и набором идиоматических фраз.

При этом на выходе получается вполне пристойная продукция, ребята стараются не лажаться. К тому же у нас есть два контролёра, готовых, как проктологи, залезть в любую дырочку, придраться к лишней шайбе или неровному сопряжению. Однако их тоже не беспокоит тотальная поцарапанность деталей, это просто не их забота, технология такова, что все повреждения краски устраняются на участке доводки.

А уж как въедлива тётенька, следящаяя за отпуском деталей! Вообще, среди комплектующих откровенного брака немного, но всё, что не пошло в дело, складывается в отдельный ящик и не дай бог оттуда что утянуть! Про доброкачественные же детали вообще речи нет. Вот нравится мне эмблема ЗиЛа, просто нравится. Я по-свойски подхожу к Худощавому Бригадиру и говорю:

- Эмблемку подари, а?

- Бери, - говорит, - только потом её стоимость вычтут из нашей зарплаты.

Тогда я достаю кусачки и откусываю у эмблемы пару креплений.

- Вот, - говорю, - теперь это брак. Можно взять.

- Бери, - отвечает бригадир равнодушно. Только через проходную хуй вынесешь. Проверят – пиздец.

Так вот и остался я без эмблемы. До поры, до поры.

4.

Организация труда на нашем участке феерична. Если нет кабин, всех гонят делать капоты для 4331. Капотов набирается штук двадцать, это солидный запас. Но не хватает какой-нибудь одной детальки, просто нет на складе, не привезли. И капоты стоят недособранными, покрываясь пылью.

В принципе, всяких мелких операций, которые можно сделать в отсутствии кабин, много. Можно надевать резиночки на пальцы-держатели,

можно готовить впрок уплотнители передней облицовки, можно, как Винодел, в своём уголочке подсобирать крылья. Но нас примерно 12 человек, работы не хватает и некоторые просто пухнут от вынужденной праздности. При этом безделье демонстрировать ни в коем случае нельзя. Как только начальница появляется в поле зрения, все тут же бросаются сортировать болты, продувать гайковёрты и всякими иными способами имитировать деятельность. Орущая Дюймовочка не очень склонна к диалогу, тем более – к диалогу на равных. Я за пару дней перебрал все более-менее интеллигентные способы объяснить ей, что это не я «дебил, который пришёл бездельничать», а она, мягко говоря, вынуждает меня это делать. А перебрав эти способы и убедившись в их неэффективности, стал поступать по-таджикски: беру лоток с гайками и делаю вид, что иду что-то прикручивать. Иногда это не прокатывает и Дюймовочка орёт:

- Дебилы, блять, что вы всё ходите, работать надо!

В это время ответных звуков лучше не издавать и вообще не открывать рот. Возражений Дюймовочка всё равно не услышит, плодотворной дискуссии не получится.

Иначе на участке сборки автобусов, он в стороне, в другом конце АСК. Сейчас там работает цвет бригады: Светлый Таджик, Серый Москвич и Молдавский Шахтёр. Изредка заглядываем мы с Худощавым Бригадиром, но ненадолго, пока нас не хватится Дюймовочка.

Вообще, поставленная передо мной задача «быть рядом с Бригадиром» рассыпалась немедля после его ухода в отпуск. Мне ж неинтересно сидеть, имитируя деятельность, я хочу на автобус посмотреть. Дюймовочка эту фишку просекла и стала как-то пристрастно следить за моими перемещениями.

- Я тебе что сказала, а? Стой тут, будешь кабины поднимать!

- Но…

Я запинаюсь. Кабин нет и сегодня уже не предвидится, это знаем мы оба. Если останусь тут, то минут через пятнадцать налетит эмоциональный вихрь с примерно такой репликой:

- Что стоишь, там кабина пришла, давай собирать, дебил, собирать, я сказала! Блять, набрали дебилов, стоят тут.

Помните анекдот: «До того, как пойти в школу, я думал, что меня зовут Сраный Придурок»? Так вот, я на себе испытал мощь эмоционально-информационного убеждения. Дюймовочка действовала строго в каноне с доктором Сытиным, только сменив полярность. Осознав во второй половине жизни, что дебил, я не то, чтобы растерялся, но задумался. Впрочем, начальница из этого противоестественного для ЗиЛовца состояния меня быстро вытащила.

5.

С уходом в отпуск Худощавого Бригадира самое интересное в АСК начало вершиться вне поля моего зрения. Я говорю про сборку автобусов, доступ к которой мне был закрыт Высочайшим Повелением. Ибо не фига, не по статусу.

Но кто же остановит поющего Кобзона? Всеми неправдами я убегаю на этот участок, а будучи пойманным, заявляю: ничего не знаю, ходил в туалет, в этой части цеха он чище. Что, кстати, правда. Это позволило зафиксировать почти все этапы сборки автобуса и, думаю, я был последним, кто это делал. Ни автобусов, ни возможности их снять больше не будет – понятно почему.

Обед как в армии, строго по расписанию, независимо от наличия военных действий. Иду в столовую и понимаю, что деньги оставил в раздевалке. Какие проблемы? Никаких. Заруливаю к раздевалке и прошу открыть. С дамой, выполняющей функции костелянши, происходит такой диалог:

- Откройте раздевалку, пожалуйста, я деньги забыл.

- Не открою, тут вас до хера таких ходит, мне потом отвечать.

- Тётенька (это я уже театрально канючу, ибо мы с тётенькой примерно одного возраста), пожалуйста, не дайте пропасть, голодным останусь, сил не будет, план не выполню, экономику подорву.

- Иди, клоун. Кто у тебя начальник? Вот пусть она и приходит, ей открою.

Стою в замешательстве. По собственной легенде, иллюстрирующей кроткого великовозрастного недоумка, нужно либо заплакать, либо идти жаловаться начальству. Осталась одна попытка, потом всё, либо кротость, либо скандал.

- Тетёнька, - говорю, - не заставляйте вам хамить. Мне в раздевалку нужно.

Тетенька немедля взвивается кострами, открывает рот и минуты полторы разъясняет мне различия между москвичом и хорошим работником, не совсем к месту вспоминая моих талантливых родственников. После чего по-мхатовски закрывает дверь. Думаю, этот шлепок по косяку был слышен даже на проходной.

Ну что, москвич, умылся кротостью? Теперь дуй в столовую, может, у кого стрельнёшь сто рублей.

…За столом сидели таджики, паренёк из Казани, называемый Паренёк-из-Казани, и Винодел. Прошу у них сто рублей. Коллеги смущённо переглядываются. Вижу, что сморозил бестактность, но не пойму, в чём она. Потом доходит: у них нет денег. Паренёк-из-Казани объяснил: они всё рассчитывают за месяц – сколько на еду, сколько домой отравить, почём будет метро. Чтоб не впадать в соблазн непредвиденных трат, сразу после зарплаты покупается месячная норма талонов на еду (так дешевле, но ты остаёшься скован рамками суммы и ассортимента), в общагу закупается Доширак, а на метро – проездной. Остаётся совсем немного и это немного бережётся на самый крайний случай. Сто свободных рублей – их просто не может быть, потому что не может быть никогда. Даже если через четыре часа я их верну.

Знаете, это невероятно трогательно: видеть здоровых, умеющих работать (и неплохо работающих!) мужиков в самом расцвете лет и сил, для которых сто рублей до вечера являются невыполнимой просьбой. Тема пограничного состояния между короленковской ирреальностью и зиловской нищетой не самая популярная в разговорах в нашей бригаде, но иногда ребята срываются. Светлый Таджик как-то рассказывал про жизнь на родине, в ста километрах от Душанбе, про тамошних ребят, не знающих, что такое школа и постельное бельё, но наизусть цитирующих 228-ю статью УК РФ (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств). Про ораву братьев и сестёр, для которых он теперь москвич и недосягаемый авторитет. Про то, как он приедет к ним с немудрёными московскими подарками, и это будет самым светлым днём в их унылом году. Про то, что ему порой бывает нечего есть в этой долбанной, злой, неуютной Москве. И это не фигура речи, не гипербола, не фантазия горца, попавшего на чужую равнину. У него просто несколько дней в месяц совсем не бывает денег, и у друзей не бывает, и нет никого рядом, у кого бывает. Светлый Таджик не умирает, нет, всегда можно найти сухарь, подсолнечное масло и соль. Больше того, по выходным Светлый Таджик работает на Москворецком рынке, у других таджиков – там убери, это принеси, машину разгрузи. За разгрузку одной Газели ему платят сто рублей. Нормально, говорит, поесть можно.

Путём импровизированного социоопроса выяснилось, что средняя зарплата «чистыми» колеблется возле 14-15 тыс руб. Больше всех получает Паренёк-из-Казани, у него выходит 21 тысяча. Но это потому, что он совмещает слесаря-сборщика с полставкой маляра. Малярка есть у нас же, в АСК, небольшая такая, там только борта красят. Вот Паренёк-из-Казани их и красит, два-три раза в неделю.

vdmironov.livejournal.com

СПИСОК УНИЧТОЖЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АМО ЗИЛ – ЛИКВИДАЦИЯ В РАЗГАРЕ, ч 2

АМО ЗИЛ – ЛИКВИДАЦИЯ В РАЗГАРЕ

За неделю до майских праздников на головном заводе АМО ЗИЛ произошло символическое событие – железной «бабой» стали крушить один из производственных корпусов (МСК-1), построенный ещё на заре советской индустриализации.

Начался этап физической ликвидации первенца отечественного грузового автомобилестроения, в соответствии с принятым московским правительством амбициозным проектом – «Полуостров ЗИЛ».

К этому событию московское правительство продвигалось (очевидно, не без ведома российского руководства) долгие 20 лет, со времени акционирования ЗИЛа.

Все эти годы директорские команды «варягов-ликвидаторов» со знанием дела, без излишнего шума и гама вели завод к медленному угасанию.

Завершать процесс, начатый предшественниками (Ефановым и Лаптевым), выпало на долю Захарова, которого выдвинул на должность генерального директора АМО ЗИЛ мэр Москвы Собянин в марте 2011 года.

Уже в апреле того же года один из заместителей Собянина – Шаронов выразил сомнение в целесообразности существования ЗИЛа.

Однако во второй половине 2011 года руководство Москвы неожиданно приняло решение о возобновлении производства на заводе после восьмимесячного простоя.

В результате до конца года было собрано 1265 автомобилей. (Для справки: примерно такое же количество автомобилей было изготовлено в 1929 году, то есть до начала первой реконструкции завода.)

Возобновление производства породило некоторые надежды у автозаводцев, хотя многие из них понимали, что действия московского руководства во многом были обусловлены грядущими думскими и президентскими выборами, так как властям было невыгодно выглядеть губителями знакового для страны предприятия.

Более того, в ходе предвыборной президентской кампании по указанию московских властей несколько сот автозаводцев привлекались на массовые мероприятия, которые проводились на Поклонной горе, в Лужниках и на Манежной площади.

Люди стали убеждать самих себя и других, что, мол, поддержка Путина и его предстоящая победа на президентских выборах позволят сохранить завод.

Однако через полтора месяца после выборов весь коллектив заговорил с тревогой о другом – о предстоящем массовом сокращении работников завода.

Спустя некоторое время, в подтверждение этих разговоров, стали издаваться приказы о поэтапном сокращении персонала (во втором полугодии 2012 года изданы три таких приказа).

Во исполнение этих приказов численность работников была сокращена за один год с 5,6 тыс. человек до 2,8 тыс. человек.

К концу текущего года на заводе предполагается оставить 1,8 тыс. работников.

Несмотря на проводимое сокращение персонала, завод продолжал выпускать автомобили, хотя и в небольшом количестве: в 2012 году собрали 1 тыс. машин.

Что будет с заводом в обозримой перспективе – неясно.

На одной трети остающейся от завода территории предполагается организовать два предприятия:

- совместное предприятие «МОСАВТОЗИЛ» по контрактной сборке для ряда иностранных компаний легких коммерческих автомобилей и средних грузовиков; когда конкретно начнет работать это предприятие, не определено;

- предприятие с ежегодным выпуском 6 тыс. модернизированных автомобилей семейства ЗИЛ с поставкой комплектующих с других предприятий; сроки ввода в действие данного производства постоянно отодвигаются.

Производство на заводе наиболее сложных узлов и агрегатов, например двигателя, коробки передач, передней оси и заднего моста, гидроруля и ряда других узлов и деталей, прекращено, оборудование по их производству демонтируется или уже демонтировано и вывозится с предприятия.

Э.А. ЗЕНКЕВИЧ, В.И. ШИШКАРЕВ, работники ЗИЛа

Комментарий «ЭФГ»: Производство холодильников, которое также являлось одним из важнейших производственных направлений, на ЗИЛе уничтожено еще в 2009 году.

Из рассмотренных нами аналогичных случаев (см. «Список уничтоженных предприятий») ни одному из московских крупных высокотехнологичных машиностроительных предприятий, большая часть территории которых путинско-медведевской властью была отдана под «распил», выжить не удалось –

ни «Рубину»,

ни Заводу имени Орджоникидзе,

ни заводу «Динамо»,

ни «Красному пролетарию».

 

ЗИЛ превращается…превращается ЗИЛ… В жилой район

На территории реорганизуемой производственной зоны «ЗИЛ» в Москве планируется реализовать четыре крупных проекта.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в информационном центре правительства Москвы,

первый – это создание спортивного кластера:

хоккейного спортивного дворца и всей инфраструктуры, которая с ним сопряжена;

второй – это жилой район на 1,2 миллиона квадратных метров;

третий – тематический парк «Нагатинская пойма»;

четвертый – это технопарк, который уже находится в работе.

«Инвестпроект там на некоторое время заморожен, но я надеюсь, что инвесторы разберутся между собой и проект будет возобновлен», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

На территории ЗИЛа также сохранится автомобильное производство.

«Для производства будет использоваться территория, приближенная к ТЭЦ», – отметил мэр.

Строительство транспортной инфраструктуры будет осуществляться за счет средств городского бюджета, уточнили в столичном стройкомплексе.

(Источник: http://www.regnum.ru/news/1651773.html от 22.04.2103)

Комментарий: Вот, судя по всему, и заканчивается уничтожение еще одного гиганта советской индустрии – прославленного завода «ЗИЛ», который являлся старейшим российским автомобильным заводом, существовавшим с 1916 года.

Завод долго и отчаянно боролся за существование, пытался выйти на рынок с малобюджетным проектом легковых автомобилей «Мишка». В 2011 году был разработан и в единичном экземпляре изготовлен лимузин типа Pullman представительского класса для высшего эшелона власти. Однако российские и московские власти, видимо, решили по-иному.

Вряд ли кого-то должны обманывать словеса о продолжении автомобильного производства «на территории, приближенной к ТЭЦ».

Под эти цели выделено чуть больше 15 процентов от бывшей территории завода.

Да и непонятно, что там собираются производить.

Разве только разместить очередной сборочный цех «Хендай» или «Фиата».

« В настоящее время на заводе планируется организовать контрактную сборку легких и среднетоннажных грузовиков. Среди заказчиков сборки назывались Renault, Fiat-Chrysler и Hyundai.

Официально заинтересованность в сборке пока подтвердила только французская компания Renault » (источник – http://car-era.info/articles/zil-vozobnovit-proizvodstvo/ , октябрь 2012 г.).

В 1975–1989 гг. завод ежегодно собирал по 195–210 тыс. грузовиков.

С 1924 по 2009 год завод произвел 7 млн 870 тыс. 089 грузовых автомобилей,

39 тыс. 536 автобусов и 12 тыс. 148 легковых автомобилей (в 1936–2000 гг.; из них 72% – ЗИС-101, то есть машины класса люкс для руководителей страны).

Кроме того, в 1951–1959 гг. было изготовлено 3,24 млн велосипедов,

а в 1951–2000 гг. – 5,5 млн бытовых холодильников.

На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей ( источник – Википедия ).

В 2010 году на московской площадке ЗИЛа было произведено чуть больше 1400 грузовиков марки 4331/33 и около 1000 «Бычков»;

данные за 2011–2012 гг. отсутствуют, но, судя по всему, производство было еще сокращено – до штучных масштабов.

Производство холодильников на ЗИЛ е было убито уже давно.

Еще в 2009 году прежняя столичная администрация и правительство Ярославской области достигли соглашения о переводе производства ОАО "Московского завода домашних холодильников" (ОАО "МЗДХ") на площадку ярославского ОАО "Холодмаш" и объединении производств.

Предполагалось, что инвестиции должны были составить порядка 2 млрд. рублей.

ОАО "МЗДХ" был создан на базе цеха домашних холодильников АМО ЗИЛ.

В течение 4 прошедших лет никакого значимого производства холодильников в Ярославле отмечено не было.

Ярославский «Холодмаш», как впрочем и «ЗИЛ» в аналитических отчетах в качестве значимого производителя холодильников не значится.

В конце 2011 года производство семейства «Бычок» в Москве было прекращено и перенесено в Саратовскую область на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ».

На предприятии ЗАО «ПЗА АМО ЗИЛ» 26 декабря состоялся торжественный запуск линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок».

В 2011 году ЗАО «ПЗА АМО ЗИЛ» изготовило целых три (!) автомобиля «Бычок».

В феврале – апреле 2013 года данное предприятие простаивало.

В общем, обычная история: из 300 га в центре Москвы как минимум 260 га будут проданы по баснословным ценам, а на оставшихся 40 га разместится очередная отверточная сборка какого-нибудь филиала ТНК.

И всё это будет пышно названо путинско-собянинской реиндустриализацией и возобновлением производства отечественных авто.

Из рассмотренных нами аналогичных случаев (см. «Список уничтоженных предприятий»)

ни одному из московских крупных высокотехнологичных машиностроительных предприятий,

5/6 территории которых путинско-медведевской властью было отдано под «распил»,

выжить не удалось – ни «Рубину»,

ни «Заводу имени Орджоникидзе»,

ни заводу «Динамо».

В этой связи мы обращаемся ко всем левым и коммунистическим партиям , особенно к тем, кто выступает от имени рабочего класса: давайте сделаем все возможное, чтобы спасти ЗИЛ.

ЗИЛ так же как и как заводы "Рубин", "Красный Пролетарий", "Динамо", "Свердлов", "САЗ", "Томский приборный" вместе с их высокоразвитой социально-культурной инфраструктурой представлял собой уникальный кристалл советского пролетарского образа жизни, сгусток той самой философии и того самого образа деятельной советской духовности, которая выражал себя в сплаве высоких технологий и уникального стиля общественных отношений. 

Разрушение каждого такого кристалла советского космоса подобно взрыву прославленного в веках храма - почему же многие, клявшиеся и клянущиеся в верности пролетариату, не слышат этих взрывов?

Мы призываем КПРФ и РКРП - две крупнейшие левые партии России забыть на время о своих разногласиях и совместно выступить в защиту уничтожаемого гиганта индустрии, используя весь спектр возможных действий, имеющихся в их арсеналах: от сугубо парламентских до вполне протестных.

Мы призываем рабочий класс России

и все имеющиеся в РФ профсоюзы

высказать свое собственное отношение к продолжающемуся уничтожению российской индустрии, которое на деле равнозначно уничтожению самого рабочего класса.

Этот процесс власти предержащие пытаются завуалировать строительством мелких и средних заводишек, работающих в основном в пищевой и строительной отраслях или откровенным форсированным втаскиванием в страну филиалов транснациональных корпораций.

При этом они кощунственно называют этот процесс отечественной реиндустриализацией.

Мы призываем международное коммунистическое движение,

прежде всего КПК

внимательно изучить возможности спасения важных сакральных символов эпохи советского пролетарского социализма,

даже если это потребует определенных финансовых затрат.

Не всегда в таких вопросах нужно ориентироваться на рыночные показатели.

И пусть проект спасения ЗИЛа станет успешным совместным проектом левых сил по действительной реиндустриализации России.

Алексей Петрович ПРОСКУРИН

 

maxpark.com


Смотрите также