Автомобиль ЗИЛ-135 – уникальная советская разработка. Разработка зил


Необычная разработка для минобороны России от ЗИЛ

Разработка для минобороны от ЗИЛ

Военная многоцелевая машина оснащена силовой установкой итальянского концерна Cummins. Мощность ее четырехцилиндрового мотора составляет 185 «лошадок». Двигатель получил 5-ступенчатую механику от компании ZF и двухступенчатую раздатку от КАМАЗ. Кроме этого Камский автозавод «подарил» прототипу подвеску и оба моста от магистрального тягача. При длине в 6.333 м, и ширине — 2.307 м военная машина имеет высоту 2.566 м. Вес облегченного прототипа составляет 4.57 т. Версия с броней будет — 8 т. Салон броневика может вместить до 10 бойцов в полном вооружении.

3952713_1

Специальное расположение кресел обеспечивает экипажу полноценный обзор на все 360 градусов и предусматривает возможность ведения стрельбы, используя весь периметр машины. Необычная форма корпуса, лобовых стекол и капота объясняется необходимостью уменьшения площадей поверхности машины, которые по отношению к линии ведения огня, расположены под прямым углом. Такая форма уменьшает уязвимость броневика.

3952713_2

Надежную защиту водителя и команды обеспечивают броневые листы разной толщины. Каждое кресло оборудовано подвесным противоминным креплением и способно легко сниматься для обеспечения транспортировки грузов и раненных.Бронемобиль оборудован системой видеокамер, обеспечивающих надежный обзор в любое время суток и в любых климатических и боевых условиях.

3952713_33952713_4

Похожие авто

gruzovo.com

Автомобиль ЗИЛ-135 – уникальная советская разработка

Ракетный комплекс на базе ЗИЛ-135

Ещё до начала Великой Отечественной войны специальное конструкторское бюро ЗИЛ работало над созданием мощных внедорожных автомобилей, имеющих четыре оси. Несмотря на многочисленные попытки, данные грузовики имели очень низкую проходимость и не могли даже претендовать на серийный выпуск.

После того, как советские заводы начали серийный выпуск весьма удачных полноприводных двухосных грузовиков, модели с четырьмя осями были признаны бесперспективными, и их разработки свёрнуты. Появившийся в конце 1950-х годов ЗИЛ-135ЛМ сумел не только добиться признания в СССР, но и заслужить уважение в ряде зарубежных стран. Машина выпускалась до 1993 года и до сих пор используется в армиях СНГ и некоторых других стран.

История появления автомобиля ЗИЛ-135

Самоходное шасси ЗИЛ-135

Ближе к концу 1950-х годов в СССР стали появляться мобильные ракетные комплексы, которые можно было установить на самоходное колёсное шасси. Главной проблемой стало то, что таких шасси в Советском Союзе просто не было. Нужно было срочно создать автомобиль большой грузоподъёмности, обладающий к тому же повышенной проходимостью. Новое колёсное шасси должно было соответствовать следующим требованиям:

  • Большая грузоподъёмность, которую могли обеспечить только шасси с четырьмя осями;
  • Возможность монтажа пусковых установок;
  • Высокая проходимость.

Главным ответственным за проект был назначен инженер-конструктор Грачев, который уже имел опыт в создании подобных вездеходов, имеющих схему полного привода 8х8. Грачев создал в 1957 году достаточно удачный автомобиль ЗИЛ-134, который так и не попал в серию, потому что ни один из серийных двигателей на тот момент не справлялся с нагрузкой. Предпринимались попытки разработать мотор с 12 цилиндрами, но новый мотор так и не доработали.

Главный конструктор завода имени Лихачева предложил создать новую машину, обладающую следующими особенностями конструкции:

  • Вместо недоработанного двенадцатицилиндрового мотора установить два проверенных временем шестилитровых двигателя;
  • Каждый из моторов отвечал за колёса своего борта. Это позволило максимально упростить конструкцию, лишив её редукторов, раздаток и дифференциалов;
  • Кроме того, наличие двух двигателей позволяло машине быть более надёжной, так как в случае отказа одного мотора можно было продолжать движение за счёт другого;
  • Два двигателя машины ЗИЛ-135 позволяли создать мощную тягу, помогающую не застревать даже в самом непроходимом месте.

О проходимости ЗИЛ-135ЛМ говорит тот факт, что он проходил даже там, где застревал знаменитый своими внедорожными свойствами ЗИЛ-157.

Первые модификации ЗИЛ-135 появились в 1958-1959 годах. Изначально, конструкторы планировали создать внедорожную амфибию, предназначенную для запуска ракет прямо на плаву. Была создана базовая и удлиненная модификации. Интересной особенностью первых автомобилей ЗИЛ-135 была автоматическая коробка передач, которая являлась настоящим прорывом технологий. Одна из последних опытных моделей получила кузов из стеклопластика, что тоже было революционным решением для тех лет.

Доработка опытных моделей автомобиля ЗИЛ-135

ЗИЛ-135 с ракетой

Первые же попытки запуска ракет с плывущих автомобилей оказались неудачными. Машина показала склонность к опрокидыванию при запуске. Кроме того, при взлёте ракета могла изменить траекторию своего полёта, что в свою очередь могло привести к повреждениям кузова автомобиля. Именно по этой причине конструкторы были вынуждены отказаться от мыслей сделать автомобиль ЗИЛ-135 плавающей базой для ЗРК.

Было принято решение ограничить функции нового внедорожного шасси сухопутными задачами. Несмотря на это, даже запуск с земли не решал проблему с повреждением деталей кабины из-за избыточного давления пороховых газов. В конце 1950-х годов революционную идею предложил Цыбин. По его замыслу, кабину автомобиля ЗИЛ-135 нужно было изготавливать из стеклопластика.

В ходе испытаний выяснилось, что хотя новая кабина и деформируется при запуске ракеты, она вскоре принимает прежнюю форму, поэтому производство кабин из стеклопластика было решено поставить на поток.

В 1960 году на заводе изготовили ещё две машины ГАЗ-135, получившие в своём индексе букву «Е». Вместо старых шестицилиндровых двигателей они получили V-образные восьмёрки ЗИЛ-375. Испытания показали, что новые моторы значительно добавили автомобилю мощности. При этом подвески как таковой до сих пор не появилось. Колёса были просто жёстко прикреплены к раме.

Из-за этого устойчивость машины была недостаточной, поэтому было решено разработать новую модификацию, оснащённую подвеской. Пришлось разрабатывать специальную подвеску для колёс шасси. В результате был произведён автомобиль ЗИЛ-135Л.

Появление ЗИЛ-135ЛМ и гражданские модификация внедорожного шасси

Гражданская модификация ЗИЛ-135

Новый внедорожный грузовик планировалось использовать не только в армии, но и в обычной гражданской жизни. Несмотря на то, что новинку разработали на московском заводе имени Лихачёва, выпуск планировали наладить на Брянском автомобильном заводе, который в те годы являлся секретным оборонным предприятием. В Брянске должны были освоить выпуск следующих модификаций:

  • Военных шасси;
  • Гражданских тягачей;
  • Трубовозов;
  • Бортовых грузовиков повышенной проходимости для бездорожья.

На Брянском заводе предложили свою альтернативу – БАЗ-930. Однако эта модель оказалась технически несовершенной, хотя данное шасси было тяжелее, чем шасси производства ЗИЛ. Брянский прототип проиграл московскому грузовику по всем параметрам, кроме расхода топлива.

Было решено наладить производство новых автомобилей ЗИЛ в Брянске, но руководство завода категорически высказалось против автоматической трансмиссии, указывая на то, что завод не в состоянии делать такие коробки передач. В результате появилась новая модель, получившая индекс ЗИЛ-135ЛМ. Именно эта модификация стала на конвейерное производство, и знаменитые комплексы «Ураган» имеют шасси ЗИЛ-135ЛМ.

Брянский автомобильный завод наладил выпуск не только военных моделей. С конвейера сходили и гражданские модификации, но их было очень мало. Именно по этой причине в настоящее время невозможно встретить ЗИЛ-135 на дорогах общего пользования.

История амфибии на базе ЗИЛ-135

Амфибия на базе ЗИЛ-135

Первый ЗИЛ-135, построенный в 1958 году, был автомобилем-амфибией, который планировалось использовать в качестве базы для запуска ракет. После того, как машина показала себя недостаточно устойчивой, новые вездеходы стали предназначаться только для сухопутной эксплуатации.

В начале 1960-х годов все ведущие мировые державы стали оснащать сухопутные войска специальными десантными машинами для форсирования водных преград. Военное командование Советского Союза решило возобновить работы по созданию амфибий на базе ЗИЛ-135. Благодаря наработкам 1958 года, в сжатые сроки удалось создать уникальную машину, получившую индекс ЗИЛ-135П.

В 1961 году на заводе Лихачева начали разработку самоходного парома, обладающего грузоподъёмностью до 40 тонн на воде. Эта разработка получила кодовое название «Челнок». В процессе работ стало ясно, что такой огромный водоплавающий автомобиль не под силу создать даже мощнейшей в мире оборонной промышленности СССР. В 1963 году все работы были свёрнуты, а недоделанный экземпляр переделали в соответствии с новой концепцией.

Созданный в 1965 году автомобиль стал самым крупным водоплавающим транспортом, который когда-либо создавался в СССР и России. Длина амфибии составляла 14 метров. Он мог перевозить 6 тонн груза или 22 десантника. Машину сделали в конструкторском бюро завода имени Лихачева под руководством профессора Глазунова.

Самой большой проблемой при разработке ЗИЛ-135П было создание огромного бескаркасного кузова из полимеров. Так как данный материал был ещё не знаком конструкторам завода Лихачева, им пришлось прибегнуть к помощи коллег из МВТУ Баумана.

Главные особенности амфибии ЗИЛ-135П

ЗИЛ-135П

Созданный в 1965 году ЗИЛ-135П получил революционный корпус из новых типов панелей, известных сейчас как «сэндвич». Как ни странно, основой корпуса послужила знакомая многим эпоксидная смола, которая в сочетании с несколькими слоями стеклоткани была достаточно крепкой. Эта армированная ткань выступала в виде оболочки с двух сторон. В середине находился пенополиуретан.

Корпус имел обтекаемую форму, восемь колёсных ниш, четыре поперечины между ними и две балки. Всё навесное оборудование крепилось к корпусу с помощью болтов, специального клея и технологии приформовывания. ЗИЛ-135П был первым в мире автомобилем подобного класса, корпус которого был полностью изготовлен из полимерных материалов.

Для движения в воде использовались специальные водные винты в количестве двух штук. Так как машина должна была долгое время находиться в воде, все наружные агрегаты и механизмы были герметизированы. Так как традиционные для автомобилестроения системы уплотнений не давали надёжной защиты от воды, конструкторы вынуждены были использовать инновационную систему нагнетания воздуха. Система закачивала воздух под давлением в корпусные детали, не давая воде попадать внутрь.

Чтобы машина не теряла своих ходовых качеств, выехав на сушу, тормоза и двигатели тоже тщательно герметизировали. В кабине экипажа находилось всё необходимое для моря оборудование. Имелась даже навигационная система. Все силовые агрегаты, трансмиссия и органы управления были аналогичны стандартному ЗИЛ-135. Только двигатели были размещены на самой корме.

Что касается грузового отсека, то он выполнен в виде единой конструкции. В салоне имеется две двери и два люка в крыше. Кабина рассчитана на четырёх человек, причём им будет там очень комфортно. Особенностями кабины является прекрасная обзорность и бронировка стёкол.

Испытания ЗИЛ-135П

ЗИЛ-135П на испытаниях

Сразу после завершения строительства машина отправилась на испытания. Первые маневры проходили недалеко от Москвы. Сначала было решено проверить её ходовые качества на суше. В ходе испытаний ЗИЛ-135 продемонстрировал следующие характеристики:

  • Скорость гружёного автомобиля на шоссе могла достигать 65 км/ч. По пересечённой местности машина могла ехать со скоростью до 50 км/ч;
  • Подъёмы с уклоном до 42 градусов преодолевались с лёгкостью, несмотря на габариты автомобиля. Затяжные подъёмы могли достигать крутизны в 35 градусов;
  • Машина преодолевала стены высотой до 600 мм и траншеи до 2650 мм;
  • Благодаря высокому клиренсу, машина уверенно передвигалась по снежному покрову высотой до 700 мм.

Кроме того, ЗИЛ-135П уверенно передвигался по болотам, песчаным почвам и мелколесью. Можно с уверенностью сказать, что машина показала одни из лучших результатов среди внедорожной техники.

После этого ЗИЛ-135П начали испытывать на воде. Испытания проходили в Балтийском море. Машина легко входила в воду и так же с лёгкостью выходила из неё. К тому же амфибия продемонстрировала отличные ходовые качества по морю. Так как в ноябре на Балтийском море уже появился лёд, машина смогла продемонстрировать, что тонкий лёд не является для неё проблемой.

Моряки высоко оценили мореходные качества новинки. Машина могла выдержать шторм до пяти баллов. Более того, она уверенно выполняла свою работу. На воде амфибия могла перевозить грузы до 15 тонн. Скорость машины на воде достигала 18 км/ч, что для машин такого класса было абсолютным рекордом.

ЗИЛ-135П принимал участие во многих десантных операциях, которые проходили с участием СССР. Машины прекрасно зарекомендовали себя в арктических экспедициях, где они выполняли функции нескольких видов техники. Амфибии использовались в качестве разгрузочных судов, катеров для буксировки и обычных грузовиков на суше.

ЗИЛ-135П в воде

Несмотря на успехи, ЗИЛ-135П так и не стал серийным изделием. Машина смогла опередить зарубежные аналоги на несколько десятилетий, благодаря цельному кузову из стеклопластика и высоким ходовым характеристикам. В истории Российского автомобилестроения ЗИЛ-135П так и остался непобеждённым рекордсменом. Сухопутные военные автомобили ЗИЛ-135ЛМ до сих пор несут службу в войсках СНГ.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Курсовая работа - Разработка технологического процесса ЕО автомобиля ЗИЛ-130

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет: ФПМ

Кафедра: А и АХ

Дисциплина: ТЭА

РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту

Тема: Разработка технологического процесса ЕО автомобиля ЗИЛ-130

Выполнил: ПАРАМОНОВ А. Е.

Группа: МАХ — 41

Проверил: Пикалев О. Н.

г . Вологда

2001 г .

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ № 6

по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей».

1. Изучить фактическую трудоемкость работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля ЗИЛ-130 и составить её математическое описание.

2. Разработать технологический процесс ЕО автомобиля ЗИЛ-130.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4

1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5

2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И СОСТАВА РАБОТ ПО ЕО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130------------------------------------------------------------------------------------- 7

2.1 Исходные данные--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 7

2.2. Определение закона распределения трудоемкости ЕО при завершенных испытаниях--------------------- 8

2.3 Исследование вероятности возникновения неисправностей и состава работ по сопутствующему текущему ремонту---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 8

3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЕО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130- 11

3.1 Перечень работ ЕО автомобиля ЗИЛ-130--------------------------------------------------------------------------- 11

3.2 Используемые эксплуатационные материалы--------------------------------------------------------------------------- 12

3.3 Определение производственной программы------------------------------------------------------------------------------ 12

3.4 Подбор технологического оборудования---------------------------------------------------------------------------------- 13

3.5 Техничесое нормирование трудоемкости ЕО----------------------------------------------------------------------------- 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------------- 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ------------------------------------------------------- 17

ПРИЛОЖЕНИЯ — 19

ВВЕДЕНИЕ

Курсовой проект по технической эксплуатации автомобилей ставит своей целью:

· закрепление и расширение теоретических и практических знаний по организации и технологии ТО и ТР автомобилей;

· развитие у студентов навыков самостоятельной работы со специальной нормативной и научно-технической литературой при разработке технологических процессов ТО, ремонта и оценке надежности автомобилей в условиях АТП;

Темой данного курсового проекта является разработка технологического процесса ЕО автомобиля ЗИЛ-130. Первая часть проекта посвящена статистической оценке трудоемкости работ по ЕО, что необходимо для правильной разработки самого технологического процесса (определение оптимальной периодичности, техническое нормирование труда, выбор технологического оборудования). Вторая часть посвящена собственно разработке технологического процесса ЕО данного автомобиля.

1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130.

Таблица 1.1

Краткая техническая характеристика автомобиля ЗИЛ-130

Общие данные

Максимальная грузоподъемность, кг

6000

Габариты (l*h*b), мм

6675*2500*2400

Число мест для сидения (вкл. водителя)

3

Углы свеса кузова, град.

передний

28

задний

27

База, мм

3800

Колея передних колес, мм

1800

Колея задних колес, мм

1790

Дорожный просвет, мм

270

Наименьший радиус поворота, м

8.9

Снаряженная масса, кг

10525

на переднюю ось

2626

на заднюю ось

7900

Эксплуатационные данные

Максимальная скорость с номинальной нагрузкой, км/ч

90

Контрольный расход топлива при 90 км/ч, л/100 км

29

Тормозной путь со скорости 50 км/ч, м (не более)

28

Максимальный преодолеваемый подъем, град

30

Двигатель: модель ЗИЛ-130, 8-ми цилиндровый, V-образный, карбюраторный, верхнеклапанный, рабочий объем 6 л, степень сжатия 6.7, максимальная мощность 110,4 кВт при 3200 об/мин, максимальный крутящий момент 401,8 Н*м при 1800-2000. об/мин.

Система смазки смешанная (смазка осуществляется под давлением и разбрызгиванием с охлаждением масла в радиаторе).

Система питания с принудительной подачей топлива бензонасосом диафрагменного типа. Карбюратор К –88АМ- двухкамерный, с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой. Применяемое топливо — бензин А-76 ГОСТ 2084 — 77.

Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом.

Сцепление: сухое, однодисковое с механическим приводом

Коробка передач: механическая, пятиступенчатая, снабжена синхронизаторами. Тип управления- механический. Передаточные числа коробки передач:

первой — 7,44

второй — 4,1

третьей — 2,29

четвертой — 1,47

пятой- 1,00

задний ход – 7,09.

Карданная передача: открытого типа, состоит из двух валов. Каждый вал имеет по два карданных шарнира с крестовиной на игольчатых подшипниках.

Задний мост: Главная передача заднего моста двухступенчатая, с парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями и парой цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями. Передаточное число главной передачи 6,32.

Подвеска: на продольных полуэллиптических рессорах, на переднем мосту установлены телескопические, гидравлические амортизаторы.

Колеса и шины: дисковые, 7,0-20, крепятся гайками на 8-ми шпильках. Шины пневматические, камерные 260-508 или 260-508Р.

Рулевое управление: с гидравлическим усилителем, расположенным в общем картере с рулевым механизмом. Рабочая пара – винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющая с зубчатым сектором. Среднее передаточное число рулевого механизма- 20.

Тормоза: рабочие – колодочная, барабанного типа, действует на все колеса, привод пневматический. Стояночная- барабанного типа действует на трансмиссию, привод механический.

Таблица 1.2

Заправочные емкости, л

Топливные бак

170

Система смазки двигателя

8,5

Система охлаждения двигателя

26

Картер коробки передач

1,5

Амортизаторы (каждый)

0,32

Картер рулевого механизма

0,25

Бачок омывателя ветрового стекла

2

Таблица 1.3

Регулировочные и контрольные данные

Тепловой зазор между клапанами и коромыслами, мм

0,25-0,3

Давление масла в двигателе при 60 км/ч, кгс/см2

3,5

Температура охлаждающей жидкости, °С

80 — 90

Прогиб ремня привода вентилятора под усилием 4 кгс, мм

8 -14

Прогиб ремня привода компрессора под усилием 4 кгс, мм

5-8

Люфт рулевого колеса, ° не более

10

Свободный ход конца педали сцепления, мм

35-55

Давление воздуха в тормозной системе, кПа

588-755

Свободный ход конца педали тормоза, мм

40-60

Зазор между контактами прерывателя, мм

0,3 — 0,4

Зазор между электродами свечей, мм

0,8+0,15

2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И СОСТАВА РАБОТ ПО ЕО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

При решении задач технического обслуживания и ремонта автомобилей важное значение имеет создание нормативной базы: расчет ресурсов деталей, узлов и агрегатов, определение допустимых отклонений диагностических параметров, определение трудоемкости ЕО, расчет потребности в запасных частях и т.д.

2 .1 Исходные данные

Имеем следующие результаты исследования трудоемкости автомобиля ЗИЛ-130(см. рис. 2.1 и табл. 2.1)

Частота

Фактическая трудоемкость, чел-ч.

Рис. 2.1

Таблица 2.1

Трудоемкость ЕО автомобиля ЗИЛ-130

Факт. трудоемкость, чел-ч

0,25

0,27

0,29

0,31

0,33

0,35

Частота

1

4

12

17

5

2

Операции по сопутствующему текущему ремонту распределились следующим образом:

. по двигателю и его системам — 1 технических воздействия,

. по трансмиссии — 3,

. по рулевому управлению — 2,

. по подвеске — 2,

. по тормозам — 3,

. по электорооборудованию – 4.

Всего -15 технических воздействий по 41 автомобилю .

2 .2. Определение закона распределения трудоемкости ЕО при завершенных испытаниях

Завершенные испытания используются в тех случаях, когда ресурс испытаний сравнительно невелик: обычно при этих испытаниях можно получить сравнительно большой объем статистики, что повышает точность результатов. Расчет трудоемкости ЕО производим с помощью ЭВМ, поэтому исходные данные необходимо записать в виде:

06 — число интервалов разбиения выборки,

0041 — объем выборки,

025027027027027029029029029029029029029029029029029031031031031031031031

031031031031031031031031031031033033033033033035035

Таблица 2.2

Результаты статистической обработки периодичности ЕО автомобиля ЗИЛ-130 на ЭВМ

L2= 25 27 27 27 27 29 29 29 29 29 29 29 29 29 29 29 29 31 31 31 31 31 31 31 31 31 L2= 31 31 31 31 31 31 31 31 33 33 33 33 33 35

X= 35.0

Y= 25.0

L4= 26,0

L4= 28,0

L4= 30,0

L4= 32,0

L4= 34,0

L4= 36,0

M1= 5.00 12.00 17.00 5.00 2.00 0.00

Средний ресурс L= 0.294e+02

D2= 0.40e+01

Средне. квадратичн. откл. s= 0.219e+01

Коэф. вариации V= 0.745

Выполняется нормальный закон

Значение функции E= 0.0558598 0.1500940 0.1748801 0.883550 0.193569 0,00183

Из табл. 2.2 видно, что средняя трудоемкость ЕО составляет L = 0,294 чел-ч, а среднеквадратическое отклонение s= 0,0219 чел-ч. Таким образом, около 70,7 % ЕО имеет трудоемкость от 0,2721 до 0,3159. Так как нормативная трудоемкость ЕО составляет 0,3 чел-ч (без поправочных коэффициентов), то данные результаты можно признать соответствующими нормативу, хотя и наблюдается некоторое увеличение трудоемкости ЕО.

2 .3 Исследование вероятности возникновения неисправностей и состава работ по сопутствующему текущему ремонту

Для оценки математического ожидания возникновения неисправности служит доверительный интервал, показывающий наибольшую и наименьшую вероятность возникновения той или иной неисправности:

где p 1 , p 2 — верхняя и нижняя границы интервала, определяемые по формуле:

где n = 41 — количество наблюдений (41 автомобиль ),

t = 1,63 при доверительной вероятности g = 0,9 (90% результатов попадут в данный интервал),

w = m/n — опытная вероятность события (m — число благоприятных исходов события — возникновение неисправности).

Результаты расчетов приведены в таблице 2.3.

Из приведенных расчетов видно, что наиболее вероятно возникновение необходимости текущего ремонта по тормозам, рулевому управлению и электрооборудованию. Эти данные необходимо учитывать при разработке технологического процесса ЕО, при расчете необходимости в запасных частях и т.д.

Для определения наиболее вероятного числа одновременно возникших неисправностей используют производящую функцию вида:

jn (z) = (p 1 z + q 1 )(p 2 z + q 2 ) * … * (p n z + q n ),

где p i — вероятность появления i-го события (p i = m i /n i ),

q i — вероятность не появления i-го события (q i = 1- p i ).

Таблица 2.3

Доверительные интервалы вероятности возникновения неисправностей

Неисправности

m

w

p1

p2

pср

Двигателя

1

0,025

0,003

0,1

0,0515

Рулевого управления

2

0,05

0,015

0,135

0,075

Подвески

2

0,05

0,015

0,135

0,075

Тормозов

3

0,075

0,029

0,168

0,0985

Электрооборудования

4

0,1

0,044

0,2

0,122

В нашем случае:

p1 = 0.025, q1 = 0.975.

p2 = 0.05, q2 = 0.95.

p3 = 0.05, q3 = 0.95.

p4 = 0.075, q4 = 0.925.

p5 = 0.1, q5 = 0.9.

Производящая функция примет вид:

j8(z)=(0.025z+0.975)(0.05z+0.95)(0.05z+0.95)(0.075z+0.925)(0.1z+0.9)=3,45*10-8z6+3,7*10-6z5+1,6*10-4z4+0,0038z3+0.0446z2+0.274z1+0.677z0.

Результаты расчетов производящей функции приведены в таблице 2.4, из которой видно, что наиболее вероятно возникновение одной неисправностей (27,4 %). Также высока вероятность возникновения двух неисправностей (4,46 %). С учетом расчета доверительных интервалов с большой вероятностью можно утверждать, что это будут неисправности рулевого управления и электрооборудования (см. табл. 2.3)

Таблица 2.4

Вероятность одновременного возникновения неисправностей

Количество одновременно возникших неисправностей

6

5

4

3

2

1

Вероятность возникновения, %

3,45* 10-6

3,7* 10-4

1,6* 10-2

0,38

4,46

27,4

67,7

Вывод: по приведенным результатам исследования состава сопутствующего текущего ремонта можно сказать, что наиболее вероятной будет необходимость в ремонте электрооборудования (0,75 челч/100км)и рулевого управления (примерная трудоемкость 0,6 челч/1000км). Поэтому необходимо предусмотреть возможность проведения этих работ по ТР совместно с ЕО.

3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЕО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Поддержание автомобиля в исправном состоянии и надлежащем виде достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций планово- предупредительной системы обслуживания. ЕО выполняется на АТП после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется за счет подготовительно- заключительного времени.

ЕО включает контроль, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава- санитарную обработку кузова. Оно проводится в соответствии с Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

3 .1 Перечень работ ЕО автомобиля ЗИЛ-130

В соответствии с Положением о ТО и ремонте подвижного состава ЕО автомобиля ЗИЛ-130 имеет следующий нормативный перечень работ:

1. Контрольные работы:

— Внешним осмотром проверить комплектность автомобиля, состояние кузова, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, окраски, замков дверей, рамы, рессор, амортизаторов, колес и шин.

— Проверить действие приборов освещения, сигнализации, звукового сигнала, КПП, стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла.

— Проверить осмотром герметичность привода тормозов, отсутствие подтеканий в соединениях систем смазки, питания, охлаждения.

— Проверить работу агрегатов, систем и механизмов автомобиля на ходу или на посту экспресс-диагностики, убедиться в исправности ножного и ручного тормозов. Перед выездом убедиться, что двигатель достаточно прогрет и плавно работает на холостом ходу. Нажать несколько раз педаль дросселя и убедиться в легкости перехода с малых оборотов на повышенные, в отсутствии перебоев, ненормальных шумов и стуков в двигателе.

2. Уборочно-моечные работы:

— Произвести уборку кабины и платформы.

— Очистить снаружи и при необходимости вымыть автомобиль.

3. Смазочные и заправочные работы:

— Проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить его до нормы.

— При необходимости дозаправить автомобиль топливом.

— Проверить уровень жидкости в системе охлаждения и при необходимости долить воду. При безгаражном хранении автомобиля с наступлением холодного времени по окончании работы слить воду и конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.

— Проверить наличие воды и при необходимости заправить водой бачок устройства для обмыва ветрового стекла.

3 .2 Используемые эксплуатационные материалы

В процессе ЕО используется следующая номенклатура эксплуатационных материалов для смазки агрегатов автомобиля:

1. Масло моторное всесезонное М-8В ГОСТ 10541-78 или М-6з /10-В ОСТ 38.01370-84;

Масло автомобильное северное М-4з /6В1 ОСТ 38.01370-84 — (5,8 л без объема масляного радиатора).

2. Жидкость охлаждающая: ОЖ-40 «Лена», ОЖ-65 «Лена» ТУ 113-07-02-88 или ТОСОЛ-А40М, ТОСОЛ-А65М ТУ 6-02-751-86. Вода чистая и «мягкая» (дождевая, снеговая, кипяченая) — (13,2-13,4 л).

3. Бензин А-76 ГОСТ 2084-77 летнего или зимнего сортов.

4. Бачок омывателя ветрового стекла- вода, 2л.

5. Ветошь.

3.3 Определение производственной программы

Производственную программу по ТО и ремонту при проектировании и планировании обычно рассчитывают аналитически за цикл с последующим пересчетом на год.

ЕО автомобиля подразделяется на ЕОС — операции выполняемые каждый день и ЕОТ — операции, выполняемые перед ТО и ТР.

Количество ЕО за цикл определяем по формуле:

NЕОс,=Lр/Lсс, NЕОт=å ( N 1+ N 2)*1.6

где Lр — пробег до капитального ремонта (ресурсный пробег). Для автомобиля ЗИЛ-130 без учета поправочных коэффициентов (для первой категории условий эксплуатации) Lр =400000 км;

l сс — среднесуточный пробег, равный 200 км;

N 1 , N 2 — число, соответственно ТО-1 и ТО-2 за цикл; N1=Lр/L1-Nk; N2=Lр/L2-Nk;

L 1 , L 2 — пробеги до ТО-1 и ТО-2, соответственно. Для данного автомобиля L1 =4000 км, L2 =16000 км;

Nk =1- число списаний за цикл.

Подставляя эти данные получим:

NЕОс =400000/200=2000 ЕОС за цикл.

N 1 =400000/4000-1=99;

N 2 =400000/16000-1=24;

N ЕО т=(99+24)*1,6=197 ЕОт за цикл;

Так как пробег за цикл не всегда равен годовому пробегу автомобиля, то производится пересчет производственной программы на год с помощью коэффициента перехода от цикла к году:

h г = Lг/Lр ,

где Lг — годовой пробег автобуса, определяемый по формуле:

Lг = Д раб . г a т l cc ,

где Д раб . г = 305 -число рабочих дней в году.

a т =0,9 — коэффициент технической готовности.

l сс = 200 км — среднесуточный пробег одного автомобиля.

Подставляя числовые значения получим:

Lг = 305*0,9*200 = 54900 км.

h г = 54900/400000 = 0,148.

Количество ЕО за год на один автомобиль:

N ЕОСг =NЕОС h г = 2000*0,148 = 296.

N ЕОТг =NЕОТ h г =197*0,148 =29

Производственная программа по ЕО по всему парку (принимаем парк в 200 автомобилей ) будет равна:

å N ЕОСг = nNЕОСг = 200*296 = 59200.

å N ЕОТг = nNЕОТг = 200*197 = 39400.

Суточная производственная программа по ЕО по всему парку с учетом 5-дневной рабочей недели будет:

N ЕОСс = å NЕОСг / 305 = 59200/305 = 194.1 @ 195 ЕОС в сутки.

N ЕОТс = å NЕОТг / 305 = 39400/305 = 129,18 @ 129 ЕОТ в сутки.

3.4 Подбор технологического оборудования

Как правило, оборудование, необходимое по технологическому процессу для проведения работ на постах зоны ЕО, принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ, так как оно используется периодически и не имеет полной загрузки за рабочую смену. Варианты выбора оборудования представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Подбор технологического оборудования

Наименование работ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Выбранный вариант

Моечные

Механизированная щеточная установка ГАРО 1129 (30-40 авт/час)

Автоматическая установка ГАРО 1126 (30 авт/час)

Установка щеточная М-123

(40 авт/час)

Вариант 3 обеспечивает большую производительность при меньшем расходе воды и СМС

Подъемно-транспортные

Конвейер мод. 4010 (дл. 53,1м)

Эстакада прямоточная

Канава прямоточная узкого типа

Вариант 1 обеспечивает наименьшее время на перемещение автомобиля с поста на пост и наилучшие условия работы обслуживающего персонала

Крепежные

Ключи

гаечные

И-105-М3

Набор из 56 инструментов содержит все необходимые ключи

Смазочные

1. Пресс-масленки.

2. Колонка автоматическая мод. 367М

1. Колонка маслораздаточная мод. 3155М.

2. Солидолонагнетатель мод. 1127.

Установка для централизованной смазки и заправки мод. 359

Вариант 2 — данное оборудование болеее специализировано, поэтому обеспечивает высокую производительность труда при достаточно невысокой стоимости.

ЕО трансмиссии

Люфтомер КИ-4832

Динамометр-люфтомер мод. 532

Люфтомер НИИАТ К-187

Вариант 1 — КИ-4832 помимо люфта отдельных агрегатов позволяет измерять суммарный люфт трансмиссии, что сокращает трудоемкость обслуживания

3 .5 Техническое нормирование трудоемкости ЕО

Производственные процессы ЕО представляют собой мелкосерийный или единичный тип производства. Им присущи такие основные черты, как широкая номенклатура работ, закрепленных за одним рабочим, нестабильная загрузка рабочего на протяжении смены, низкий уровень разделения и кооперации труда. Потребность в выполнении работ определенного наименования и их объем определяется в зависимости от технического состояния автомобиля, что приводит к нестабильной загрузке рабочего в течение смены .

При нормировании трудозатрат по ЕО руководствуются в основном Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и Типовыми нормами времени на ремонт автомобилей в условиях АТП. Значительная вариация трудозатрат на выполнение одних и тех же работ при различном техническом состоянии автомобиля требует широкого использования укрупненных норм труда, установления средних затрат времени на операции или их комплексы .

Техническая норма времени на операцию рассчитывается по формуле:

tшт = tосн+tвсп+tдоп, чмин,

где tшт — штучное время на операцию,

tосн — основное время, в течение которого выполняется заданная работа (регламентируется Положением),

tвсп = (3 — 5%) tосн — вспомогательное время на производство подготовительных воздействий на изделие,

tдоп = tобсл+tотд — дополнительное время, состоящее из:

tобсл = (3 — 4%) tосн — время на обслуживание оборудования и рабочего места,

tотд = (4 — 6%) tосн — время на отдых и личные нужды.

В соответствии с Положением основное время на ЕОС автомобиля ЗИЛ-130 равно 0,3 чел-ч, а ЕОТ — 0,15 (50% от ЕО­С ), но так как мы используем поточный метод обслуживания вместо тупикового и более производительное оборудование, то необходимо произвести корректировку трудоемкости путем введения коэффициента, учитывающего повышение производительности труда:

Тосн' = Кппт*Тосн = 0,75*0,3 = 0,225 челч.

Тосн' = Кппт*Тосн = 0,75*0,15 = 0,1125 челч.

Оплата труда ремонтных рабочих производиться по штучно-калькуляционному времени:

tштк = tшт + tп-з/Nп, чмин,

где tп-з = (2 — 3%) Тсм — подготовительно-заключительное время на получение задания, ознакомление с технической документацией, получение и сдачу инструмента, сдачу работы и т.п. (Тсм = 8 ч. — продолжительность смены).

Nп — число изделий в одной последовательно обрабатываемой партии (количество ЕО за смену).

Количество ЕО за смену определяем по формуле:

Nп = h л ТсмNрл/Тосн',

где h л = 0,75 — 0,8 — коэффициент использования поточной линии,

Nрл =6 — количество рабочих на линии.

Подставляя числовые данные получим: Nп = 0,75*8*6/0,225 @ 171 ЕО за смену. Так как суточная производственная программа составляет 150 ЕО в сутки, то достаточно односменного режима работы ремонтно-обслуживающих рабочих.

Результаты расчетов приведены в таблице 3.2.

В нашем случае ЕО организовано на поточной линии, поэтому необходимо, чтобы трудоемкость работ на всех постах одинаковой. Это достигнуто путем соответствующей группировки работ и размещением ремонтных рабочих по постам( см.табл 3.2 и Приложение 1).

Таблица 3.2

Трудоемкость работ ЕО автомобиля ЗИЛ-130

№ операции

Наз-е

операции

tосн

чмин

tвсп.

чмин

tобсл.

чмин

tотд.

чмин

tшт.

чмин

число рабочих на посту

tп-з.

чмин

tштк.

чмин

1

Уборочная

2,5

0,125

0,12

0,12

2,865

1

1,0

3

2

Моечные

2,5

0,125

0,12

0,12

2,865

1

1,0

3

3

Конт-диаг.

2,5

0,125

0,12

0,12

2,865

1

1,0

3

4

Заправоч.

3

0,15

0,15

0,15

3,45

1

1,0

3,5

5

Мел. ремонт

7,5

0,375

0,375

0,375

8,6

2

1,0

9

Всего:

18

0,9

0,885

0,885

20,6

6

5

21,5

С учетом расчетов, сделанных в первой части проекта, следует учесть увеличение трудоемкости ТО-2 в связи с необходимостью проведение сопутствующего текущего ремонта. Нами было получено, что наиболее вероятна необходимость ремонта рулевого управления и электрооборудования. С учетом удельной трудоемкости данных видов работ повышение трудоемкости ЕО в среднем составит 8 — 10 челч. Это увеличение трудоемкости можно компенсировать, используя на данных видах работ рабочих с других постов, не занятых в данный момент (т.н. скользящих рабочих). Это может быть рабочий с поста мойки, бригадир и т.п.

Технологический процесс ЕО автомобиля Зил-130 оформляем на маршрутных картах по ГОСТ 3.1118-82 (см. Приложение 1), а одну из операций (ЕО системы питания) на маршрутной карте по ГОСТ 3.1407-86 (см. Приложение 2) и составляем для нее карту эскизов по ГОСТ 3.1404-81 (см. Приложение 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсового проекта по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей» разработали технологический процесс ЕО автомобиля ЗИЛ-130 и детально одну из операции.

Кроме того было произведено исследование фактической трудоемкости ЕО с помощью ЭВМ и определены наиболее вероятные неисправности и операции сопутствующего ЕО текущего ремонта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для Вузов/ под ред. Г.В. Крамаренко. — М: Транспорт, 1983

2. Техническая эксплуатация автомобилей: Методические указания к курсовой работе/ сост. Дажин В.Г, Фомягин Л.Ф. — Вологда: ВоПИ, 1995, 41.

3. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Ч. 2. Автомобиль ЗИЛ-130. — М: Транспорт — 1979.

4. Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автотранспорте. — М: Транспорт, 1976.

5. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятности и математической статистике. — М: Высшая школа, 1979.

6. Иванов В.Б. Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте. — Киев: Тэхника, 1991.

7. Селиванов С.С. Механизация процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей. — М: Транспорт, 1984.end_of_the_document_label

www.ronl.ru

Разработка технологического процесса ЕО автомобиля ЗИЛ-130

Разработка технологического процесса ЕО автомобиля ЗИЛ-130

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Факультет: ФПМ

Кафедра: А и АХ

Дисциплина: ТЭА

 

 

 

 

 

РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту

 

 

Тема: Разработка технологического процесса ЕО автомобиля         ЗИЛ-130

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ПАРАМОНОВ А. Е.

Группа: МАХ - 41

Проверил: Пикалев О. Н.

 

 

 

 

 

 

г. Вологда

2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ № 6

по дисциплине "Техническая эксплуатация автомобилей".

 

1.  Изучить фактическую трудоемкость работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля ЗИЛ-130 и  составить её математическое описание.

2.  Разработать технологический процесс ЕО автомобиля ЗИЛ-130.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4

1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ  ЗИЛ-130    5

2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И СОСТАВА РАБОТ ПО ЕО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130-------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 7

2.1 Исходные данные----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 7

2.2. Определение закона распределения трудоемкости ЕО при завершенных испытаниях-------------------------- 8

2.3 Исследование вероятности возникновения неисправностей и состава работ по сопутствующему текущему ремонту         8

3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЕО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130--------- 11

3.1 Перечень работ ЕО автомобиля  ЗИЛ-130---------------------------------------------------------------------------11

3.2 Используемые эксплуатационные материалы------------------------------------------------------------------------------ 12

3.3 Определение производственной программы-------------------------------------------------------------------------------- 12

3.4 Подбор технологического оборудования------------------------------------------------------------------------------------- 13

3.5 Техничесое нормирование трудоемкости ЕО------------------------------------------------------------------------------- 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------------- 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ------------------------------------------------------- 17

ПРИЛОЖЕНИЯ ------------------------------------------------------------------------------------------- 19

Курсовой проект по технической эксплуатации автомобилей ставит своей целью:

· закрепление и расширение теоретических и практических знаний по организации и технологии ТО и ТР автомобилей;

· развитие у студентов навыков самостоятельной работы со специальной нормативной и научно-технической литературой при разработке технологических процессов ТО, ремонта и оценке надежности автомобилей в условиях АТП;

Темой данного курсового проекта является разработка технологического процесса ЕО автомобиля ЗИЛ-130. Первая часть проекта посвящена статистической оценке  трудоемкости работ по ЕО, что необходимо для правильной разработки самого технологического процесса (определение оптимальной периодичности, техническое нормирование труда, выбор технологического оборудования). Вторая часть посвящена собственно разработке технологического процесса ЕО данного автомобиля.

Таблица 1.1

Краткая техническая характеристика автомобиля  ЗИЛ-130

                                                       Общие данные

Максимальная грузоподъемность, кг

6000

Габариты (l*h*b), мм

6675*2500*2400

Число мест для сидения (вкл. водителя)

3

 Углы свеса кузова, град.

передний

28

задний

27

База, мм

3800

Колея передних колес, мм

1800

Колея задних колес, мм

1790

Дорожный просвет, мм

270

Наименьший радиус поворота, м

8.9

Снаряженная масса, кг

10525

на переднюю ось

2626

на заднюю ось

7900

Эксплуатационные данные

Максимальная скорость с номинальной нагрузкой, км/ч

90

Контрольный расход топлива при 90 км/ч, л/100 км

29

Тормозной путь со скорости 50 км/ч, м (не более)

28

Максимальный преодолеваемый подъем, град

30

     

Двигатель: модель ЗИЛ-130, 8-ми цилиндровый, V-образный, карбюраторный, верхнеклапанный, рабочий объем 6 л, степень сжатия 6.7, максимальная мощность 110,4 кВт при 3200 об/мин, максимальный крутящий момент 401,8 Н*м при 1800-2000. об/мин.

Система смазки смешанная (смазка осуществляется под давлением и разбрызгиванием с охлаждением масла в радиаторе).

Система питания с принудительной подачей топлива бензонасосом диафрагменного типа . Карбюратор К –88АМ- двухкамерный, с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой. Применяемое топливо - бензин А-76 ГОСТ 2084 - 77.

Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом.

Сцепление: сухое, однодисковое с механическим приводом

Коробка передач: механическая, пятиступенчатая, снабжена синхронизаторами. Тип управления- механический. Передаточные числа коробки передач:

первой -        7,44

второй -        4,1

третьей -       2,29

четвертой -   1,47

пятой-            1,00

задний ход – 7,09.

Карданная передача: открытого типа, состоит из двух валов. Каждый вал имеет по два карданных шарнира с крестовиной на игольчатых подшипниках.

Задний мост: Главная передача заднего моста двухступенчатая , с парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями и парой цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями. Передаточное число главной передачи 6,32.

Подвеска: на  продольных  полуэллиптических рессорах, на переднем мосту установлены  телескопические, гидравлические амортизаторы.

Колеса и шины: дисковые, 7,0-20, крепятся гайками на 8-ми шпильках. Шины пневматические, камерные 260-508 или 260-508Р.

Рулевое управление: с гидравлическим усилителем, расположенным в общем картере с рулевым механизмом. Рабочая пара – винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющая с зубчатым сектором. Среднее передаточное число рулевого механизма- 20.

Тормоза: рабочие – колодочная, барабанного типа, действует на все колеса, привод пневматический. Стояночная- барабанного типа действует на трансмиссию, привод механический.

Таблица 1.2

Заправочные емкости, л

Топливные бак

170

Система смазки двигателя

8,5

Система охлаждения двигателя

26

Картер коробки передач

1,5

Амортизаторы (каждый)

0,32

Картер рулевого механизма

0,25

Бачок омывателя ветрового стекла

2

     

 

Таблица 1.3

Регулировочные и контрольные данные

Тепловой зазор между клапанами и коромыслами, мм

0,25-0,3

Давление масла в двигателе при 60 км/ч, кгс/см2

3,5

Температура охлаждающей жидкости, °С

80 - 90

Прогиб ремня привода вентилятора под усилием 4 кгс, мм

8 -14

Прогиб ремня привода компрессора под усилием 4 кгс, мм

5-8

Люфт рулевого колеса, ° не более

10

Свободный ход конца педали сцепления, мм

35-55

Давление воздуха в тормозной системе, кПа

588-755

Свободный ход конца педали тормоза, мм

40-60

Зазор между контактами прерывателя, мм

0,3 - 0,4

Зазор между электродами свечей, мм

0,8+0,15

 

При решении задач технического обслуживания и ремонта автомобилей важное значение имеет создание нормативной базы: расчет ресурсов деталей, узлов и агрегатов, определение допустимых отклонений диагностических параметров, определение трудоемкости ЕО, расчет потребности в запасных частях и т.д.

2.1 Исходные данные

Имеем следующие результаты исследования трудоемкости автомобиля ЗИЛ-130(см. рис. 2.1 и табл. 2.1)

Частота

 

Фактическая трудоемкость, чел-ч.

Рис. 2.1

 

 

Таблица 2.1

Трудоемкость ЕО автомобиля ЗИЛ-130

Факт. трудоемкость, чел-ч

0,25

0,27

0,29

0,31

0,33

0,35

Частота

1

4

12

17

5

2

Операции по сопутствующему текущему ремонту распределились следующим образом:

.     по двигателю и его системам - 1 технических воздействия,

.     по трансмиссии - 3,

.     по рулевому управлению - 2, 

.     по подвеске - 2,

.     по тормозам  - 3,

.     по электорооборудованию – 4.

Всего -15 технических воздействий по 41 автомобилю .

2.2. Определение закона распределения трудоемкости ЕО при завершенных испытаниях

Завершенные испытания используются в тех случаях, когда ресурс испытаний сравнительно невелик: обычно при этих испытаниях можно получить сравнительно большой объем статистики, что повышает точность результатов. Расчет трудоемкости ЕО производим с помощью ЭВМ, поэтому исходные данные необходимо записать в виде:

06 - число интервалов разбиения выборки,

0041 - объем выборки,

025027027027027029029029029029029029029029029029029031031031031031031031

031031031031031031031031031031033033033033033035035

                                                                                                                           Таблица 2.2

Результаты статистической обработки периодичности ЕО автомобиля ЗИЛ-130  на ЭВМ

 

L2= 25 27 27 27 27 29 29 29 29 29 29 29 29 29 29 29 29 31 31 31 31 31 31 31 31 31  L2= 31 31 31 31 31 31 31 31 33 33 33 33 33 35

X= 35.0

Y= 25.0

L4= 26,0

L4= 28,0

L4= 30,0

L4= 32,0

L4= 34,0

L4= 36,0

M1= 5.00   12.00   17.00   5.00   2.00   0.00

Средний ресурс L= 0.294e+02

D2= 0.40e+01

Средне. квадратичн. откл. s= 0.219e+01

Коэф. вариации V= 0.745

Выполняется нормальный закон

Значение функции E= 0.0558598  0.1500940  0.1748801  0.883550  0.193569 0,00183

Из табл. 2.2 видно, что средняя трудоемкость ЕО составляет L = 0,294 чел-ч, а среднеквадратическое отклонение  s= 0,0219  чел-ч. Таким образом, около 70,7 % ЕО имеет трудоемкость от 0,2721 до  0,3159. Так как нормативная трудоемкость ЕО составляет 0,3 чел-ч (без поправочных коэффициентов), то данные результаты можно признать соответствующими нормативу, хотя и наблюдается некоторое увеличение трудоемкости ЕО.

2.3 Исследование вероятности возникновения неисправностей и состава работ по сопутствующему текущему ремонту

Для оценки математического ожидания возникновения неисправности служит доверительный интервал, показывающий наибольшую и наименьшую вероятность возникновения той или иной неисправности:

 

где  p1, p2 - верхняя и нижняя границы интервала, определяемые по формуле:

 

где n = 41 - количество наблюдений (41 автомобиль ),

       t = 1,63 при доверительной вероятности g = 0,9 (90% результатов попадут в данный интервал),

       w = m/n - опытная вероятность события (m - число благоприятных исходов события - возникновение неисправности).

Результаты расчетов приведены в таблице 2.3.

Из приведенных расчетов видно, что наиболее вероятно возникновение необходимости текущего ремонта по тормозам, рулевому управлению и  электрооборудованию. Эти данные необходимо учитывать при разработке технологического процесса ЕО, при расчете необходимости в запасных частях и т.д.

Для определения наиболее вероятного числа одновременно возникших неисправностей используют производящую функцию вида:

jn(z) = (p1z + q1)(p2z + q2)* ... *(pnz + qn),

 

где pi - вероятность появления i-го события (pi = mi/ni),

      qi - вероятность не появления i-го события (qi = 1- pi).

Таблица 2.3

Доверительные интервалы вероятности возникновения неисправностей

Неисправности

m

w

p1

p2

pср

Двигателя

1

0,025

0,003

0,1

0,0515

Рулевого управления

2

0,05

0,015

0,135

0,075

Подвески

2

0,05

0,015

0,135

0,075

Тормозов

3

0,075

0,029

0,168

0,0985

Электрооборудования

4

0,1

0,044

0,2

0,122

В нашем случае:

       p1 = 0.025, q1 = 0.975.

       p2 = 0.05, q2 = 0.95.

       p3 = 0.05, q3 = 0.95.

       p4 = 0.075, q4 = 0.925.

       p5 = 0.1, q5 = 0.9.

       

     

Производящая функция примет вид:

j8(z)=(0.025z+0.975)(0.05z+0.95)(0.05z+0.95)(0.075z+0.925)(0.1z+0.9)=3,45*10-8z6+3,7*10-6z5+1,6*10-4z4+0,0038z3+0.0446z2+0.274z1+0.677z0.

Результаты расчетов производящей функции приведены в таблице 2.4, из которой видно, что наиболее вероятно возникновение одной неисправностей (27,4 %). Также высока вероятность возникновения двух неисправностей     (4,46 %). С учетом расчета доверительных интервалов с большой вероятностью можно утверждать, что это будут неисправности рулевого управления и электрооборудования (см. табл. 2.3)

 

Таблица 2.4

Вероятность одновременного возникновения неисправностей

Количество одновременно возникших неисправностей

 

6

 

5

 

4

 

3

 

2

 

1

 

0

Вероятность возникновения, %

3,45* 10-6

3,7* 10-4

1,6* 10-2

0,38

4,46

27,4

67,7

Вывод: по приведенным результатам исследования состава сопутствующего текущего ремонта можно сказать, что наиболее вероятной будет необходимость в ремонте электрооборудования (0,75 челч/100км)и рулевого управления  (примерная трудоемкость 0,6 челч/1000км). Поэтому необходимо предусмотреть возможность проведения этих работ по ТР совместно с ЕО.

Поддержание автомобиля в исправном состоянии и надлежащем виде достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций  планово- предупредительной системы обслуживания. ЕО выполняется на АТП после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется за счет подготовительно- заключительного времени.

ЕО включает контроль, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава- санитарную обработку кузова. Оно проводится в соответствии с Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

 

3.1 Перечень работ ЕО автомобиля  ЗИЛ-130

В соответствии с Положением о ТО и ремонте подвижного состава ЕО автомобиля  ЗИЛ-130 имеет следующий нормативный перечень работ:

1. Контрольные работы:

- Внешним осмотром проверить комплектность автомобиля , состояние кузова,   стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, окраски, замков дверей, рамы, рессор, амортизаторов, колес и шин.

- Проверить действие приборов освещения, сигнализации, звукового сигнала, КПП, стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла.

- Проверить осмотром герметичность привода тормозов, отсутствие подтеканий в соединениях систем смазки, питания, охлаждения.

- Проверить работу агрегатов, систем и механизмов автомобиля на ходу или на посту экспресс-диагностики, убедиться в исправности ножного и ручного тормозов. Перед выездом убедиться, что двигатель достаточно прогрет и плавно работает на холостом ходу. Нажать несколько раз педаль дросселя и убедиться в легкости перехода с малых оборотов на повышенные, в отсутствии перебоев, ненормальных шумов и стуков  в двигателе.

2. Уборочно-моечные работы:

- Произвести уборку кабины и платформы.

- Очистить снаружи и при необходимости вымыть автомобиль.

3. Смазочные и заправочные работы:

- Проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить его до нормы.

- При необходимости дозаправить автомобиль топливом.

- Проверить уровень жидкости в системе охлаждения и при необходимости долить воду. При безгаражном хранении автомобиля с наступлением холодного времени по окончании работы слить воду и конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.

- Проверить наличие воды и при необходимости заправить водой бачок устройства для обмыва ветрового стекла.

3.2 Используемые эксплуатационные материалы

В процессе ЕО используется следующая номенклатура эксплуатационных материалов для смазки агрегатов автомобиля:

1. Масло моторное всесезонное М-8В ГОСТ 10541-78 или М-6з/10-В ОСТ 38.01370-84;

Масло автомобильное северное М-4з/6В1 ОСТ 38.01370-84 - (5,8 л без объема масляного радиатора).

2. Жидкость охлаждающая: ОЖ-40 "Лена", ОЖ-65 "Лена" ТУ 113-07-02-88 или ТОСОЛ-А40М, ТОСОЛ-А65М ТУ 6-02-751-86. Вода чистая и "мягкая" (дождевая, снеговая, кипяченая) - (13,2-13,4 л).

3. Бензин А-76 ГОСТ 2084-77 летнего или зимнего сортов.

4. Бачок омывателя ветрового стекла- вода, 2л.

5. Ветошь.

3.3 Определение производственной программы

Производственную программу по ТО и ремонту при проектировании и планировании обычно рассчитывают аналитически за цикл с последующим пересчетом на год.

ЕО автомобиля подразделяется на ЕОС- операции выполняемые каждый день и ЕОТ- операции, выполняемые перед ТО и ТР.

Количество ЕО за цикл определяем по формуле:

NЕОс,=Lр/Lсс , NЕОт=å(N1+N2)*1.6

где Lр - пробег до капитального ремонта (ресурсный пробег). Для автомобиля  ЗИЛ-130 без учета поправочных коэффициентов (для первой категории условий эксплуатации)      Lр=400000 км;

lсс - среднесуточный пробег, равный 200 км;

N1, N2- число, соответственно ТО-1 и ТО-2 за цикл; N1=Lр/L1-Nk; N2=Lр/L2-Nk;

L1, L2- пробеги до ТО-1 и ТО-2, соответственно. Для данного автомобиля L1=4000 км, L2=16000 км;

Nk=1- число списаний за цикл.  

Подставляя эти данные получим:

                                NЕОс=400000/200=2000 ЕОС за цикл.

                                N1=400000/4000-1=99;

                                N2=400000/16000-1=24;

                              NЕОт=(99+24)*1,6=197 ЕОт за цикл;

Так как пробег за цикл не всегда равен годовому пробегу автомобиля, то производится пересчет производственной программы на год с помощью коэффициента перехода от цикла к году:

hг = Lг/Lр,

где Lг - годовой пробег автобуса, определяемый по формуле:

Lг = Драб.гaт lcc,

где Драб.г= 305 -число рабочих дней в году.

       aт=0,9 - коэффициент технической готовности.

        lсс = 200 км - среднесуточный пробег одного автомобиля.

Подставляя числовые значения получим:

Lг = 305*0,9*200 = 54900 км.

   hг = 54900/400000 = 0,148.

Количество ЕО за год на один автомобиль:

   NЕОСг=NЕОСhг = 2000*0,148 = 296.

                                             NЕОТг=NЕОТhг =197*0,148 =29

Производственная программа по ЕО по всему парку (принимаем парк в 200 автомобилей ) будет равна:

åNЕОСг = nNЕОСг = 200*296 = 59200.

åNЕОТг = nNЕОТг = 200*197 = 39400.

Суточная производственная программа по ЕО по всему парку с учетом 5-дневной рабочей недели будет:

NЕОСс = åNЕОСг / 305 = 59200/305 = 194.1 @ 195 ЕОС в сутки.

NЕОТс = åNЕОТг / 305 = 39400/305 = 129,18 @ 129 ЕОТ в сутки.

3.4 Подбор технологического оборудования

Как правило, оборудование, необходимое по технологическому процессу для проведения работ на постах зоны ЕО, принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ, так как оно используется периодически и не имеет полной загрузки за рабочую смену. Варианты выбора оборудования представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Подбор технологического оборудования

Наименование работ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Выбранный вариант

Моечные

Механизированная щеточная установка ГАРО 1129              (30-40 авт/час)

Автоматическая установка ГАРО 1126 (30 авт/час)

Установка щеточная М-123       

(40 авт/час)

Вариант 3 обеспечивает большую производительность при меньшем расходе воды и СМС

Подъемно-транспортные

Конвейер мод. 4010 (дл. 53,1м)

Эстакада прямоточная

Канава прямоточная узкого типа

Вариант 1 обеспечивает наименьшее время на перемещение автомобиля с поста на пост и наилучшие условия работы обслуживающего персонала

Крепежные

Ключи

гаечные

И-105-М3

Набор из 56 инструментов содержит все необходимые ключи

Смазочные

1. Пресс-масленки.

2. Колонка автоматическая мод. 367М

1. Колонка маслораздаточная мод. 3155М.

2. Солидолонагнетатель мод. 1127.

Установка для централизованной смазки и заправки мод. 359

Вариант 2 - данное оборудование болеее специализировано, поэтому обеспечивает высокую производительность труда при достаточно невысокой стоимости.

ЕО трансмиссии

Люфтомер КИ-4832

Динамометр-люфтомер мод. 532

Люфтомер НИИАТ К-187

Вариант 1 - КИ-4832 помимо люфта отдельных агрегатов позволяет измерять суммарный люфт трансмиссии, что сокращает трудоемкость обслуживания

 

3.5 Техническое нормирование трудоемкости ЕО

Производственные процессы ЕО представляют собой мелкосерийный или единичный тип производства. Им присущи такие основные черты, как широкая номенклатура работ, закрепленных за одним рабочим, нестабильная загрузка рабочего на протяжении смены, низкий уровень разделения и кооперации труда. Потребность в выполнении работ определенного наименования и их объем определяется в зависимости от технического состояния автомобиля, что приводит к нестабильной загрузке рабочего в течение смены .

При нормировании трудозатрат по ЕО руководствуются в основном Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и Типовыми нормами времени на ремонт автомобилей в условиях АТП. Значительная вариация трудозатрат на выполнение одних и тех же работ при различном техническом состоянии автомобиля требует широкого использования укрупненных норм труда, установления средних затрат времени на операции или их комплексы .

Техническая норма времени на операцию рассчитывается по формуле:

tшт = tосн+tвсп+tдоп, чмин,

где tшт - штучное время на операцию,

      tосн - основное время, в течение которого выполняется заданная работа (регламентируется Положением),

      tвсп = (3 - 5%) tосн - вспомогательное время на производство подготовительных воздействий на изделие,

      tдоп = tобсл+tотд - дополнительное время, состоящее из:

      tобсл = (3 - 4%) tосн - время на обслуживание оборудования и рабочего места,

      tотд = (4 - 6%) tосн - время на отдых и личные нужды.

В соответствии с Положением основное время на ЕОС автомобиля  ЗИЛ-130 равно 0,3 чел-ч, а ЕОТ- 0,15 (50% от ЕО­С), но так как мы используем поточный метод обслуживания вместо тупикового и более производительное оборудование, то необходимо произвести корректировку трудоемкости путем введения коэффициента, учитывающего повышение производительности труда:

Тосн' = Кппт*Тосн = 0,75*0,3  = 0,225 челч.

Тосн' = Кппт*Тосн = 0,75*0,15  = 0,1125 челч.

Оплата труда ремонтных рабочих производиться по штучно-калькуляционному времени:

tштк = tшт + tп-з/Nп, чмин,

где tп-з = (2 - 3%) Тсм - подготовительно-заключительное время на получение задания, ознакомление с технической документацией, получение и сдачу инструмента, сдачу работы и т.п. (Тсм = 8 ч. - продолжительность смены).

      Nп - число изделий в одной последовательно обрабатываемой партии (количество ЕО за смену).

Количество ЕО за смену определяем по формуле:

Nп = hлТсмNрл/Тосн',

где hл = 0,75 - 0,8 - коэффициент использования поточной линии,

      Nрл =6 - количество рабочих на линии.

Подставляя числовые данные получим : Nп = 0,75*8*6/0,225 @ 171 ЕО за смену. Так как суточная производственная программа составляет 150 ЕО в сутки, то достаточно односменного режима работы ремонтно-обслуживающих рабочих.

Результаты расчетов приведены в таблице 3.2.

В нашем случае ЕО организовано на поточной линии, поэтому необходимо, чтобы трудоемкость работ на всех постах одинаковой. Это достигнуто путем соответствующей группировки работ и размещением ремонтных рабочих по постам( см.табл 3.2 и Приложение 1).

 

Таблица 3.2

Трудоемкость работ ЕО автомобиля  ЗИЛ-130

 

      

№ операции

Наз-е

операции

tосн

чмин

tвсп.

чмин

tобсл.

чмин

tотд.

чмин

tшт.

чмин

число рабочих  на посту

tп-з.

чмин

tштк.

чмин

1

Уборочная

2,5

0,125

0,12

0,12

2,865

1

1,0

3

2

Моечные

2,5

0,125

0,12

0,12

2,865

1

1,0

3

3

Конт-диаг.

2,5

0,125

0,12

0,12

2,865

1

1,0

3

4

Заправоч.

3

0,15

0,15

0,15

3,45

1

1,0

3,5

5

Мел. ремонт

7,5

0,375

0,375

0,375

8,6

2

1,0

9

Всего:

18

0,9

0,885

0,885

20,6

6

5

21,5

      

С учетом расчетов, сделанных  в первой части проекта, следует учесть увеличение трудоемкости ТО-2 в связи с необходимостью проведение сопутствующего текущего ремонта. Нами было получено, что наиболее вероятна необходимость ремонта рулевого управления и электрооборудования. С учетом удельной трудоемкости данных видов работ повышение трудоемкости ЕО в среднем составит 8 - 10 челч. Это увеличение трудоемкости можно компенсировать, используя на данных видах работ рабочих с других постов, не занятых в данный момент (т.н. скользящих рабочих). Это может быть рабочий с поста мойки, бригадир и т.п.

Технологический процесс ЕО автомобиля Зил-130 оформляем на маршрутных картах по ГОСТ 3.1118-82 (см. Приложение 1), а одну из операций (ЕО системы питания) на маршрутной карте по ГОСТ 3.1407-86 (см. Приложение 2) и составляем для нее карту эскизов по ГОСТ 3.1404-81 (см. Приложение 3).

 

 В ходе выполнения курсового проекта по дисциплине "Техническая эксплуатация автомобилей" разработали технологический процесс ЕО автомобиля ЗИЛ-130 и детально одну из операции.

Кроме того было произведено исследование фактической трудоемкости ЕО с помощью ЭВМ и определены наиболее вероятные неисправности и операции сопутствующего ЕО текущего ремонта.

1.   Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для Вузов/ под ред. Г.В. Крамаренко. - М: Транспорт, 1983

2.   Техническая эксплуатация автомобилей: Методические указания к курсовой работе/ сост. Дажин В.Г, Фомягин Л.Ф. - Вологда:ВоПИ, 1995, 41.

3.   Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Ч. 2. Автомобиль ЗИЛ-130. -  М: Транспорт - 1979.

4.   Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автотранспорте. - М: Транспорт, 1976.

5.   Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятности и математической статистике. - М: Высшая школа, 1979.

6.   Иванов В.Б. Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте. - Киев: Тэхника, 1991.

7.   Селиванов С.С. Механизация процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей. - М: Транспорт, 1984.

diplomba.ru