Возможные неисправности рулевого управления ЗИЛ-5301. Рулевое зил


Регулировка рулевого механизма ЗИЛ-131

Неисправности в работе рулевого управления не всегда зависят от его состояния, а иногда вызываются другими причинами. Поэтому перед проверкой и регулировкой рулевого механизма нужно проверить балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазки в узлах рулевого управления и ступицах колес, регулировку подшипников колес и тяг рулевого управления и правильность их положения, нормальную работу амортизаторов, правильность установочных углов передних колес, так как все это влияет на работу рулевого управления.

рис. 1

Кроме того, следует проверить уровень масла в банке насоса гидроусилителя и натяжение его ремня, а также нет ли воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и на фильтрах насоса и утечки масла в соединениях трубопроводов.

Проверку регулировок рулевого механизма необходимо производить в следующем порядке:

1) отсоединить продольную тягу рулевого управления;

2) измерить при помощи пружинного динамометра, прикрепленного к ободу рулевого колеса, усилие на этом ободе при следующих трех положениях:

первое — рулевое колесо повернуто более чем на 2 оборота от среднего положения, усилие на ободе рулевого колеса должно быть равно 0,55—1,35 кг;

второе — рулевое колесо повернуто на ¾ -1 оборот от среднего положения, усилие не должно превышать 2,3 кг;

третье — рулевое колесо проходит среднее положение, усилие на ободе рулевого колеса должно быть на 0,8—1,25 кг больше усилия, полученного при замере во втором положении, но не превышать 2,8 кг.

Если при измерении усилий в этих положениях они не соответствуют указанным величинам, то следует отрегулировать рулевой механизм.

Начинать регулировку рулевого механизма надо с установления величины усилия по третьему положению при помощи вращения регулировочного винта 30, так как это не требует разборки рулевого механизма.

При вращении винта по часовой стрелке усилие будет увеличиваться, а при вращении против часовой стрелки — уменьшаться.

Несоответствие усилий на ободе колеса при втором положении указанной выше величине вызывается повреждениями деталей узла шариковой гайки, при первом положении — теми же причинами, а также неправильным предварительным натягом упорных шарикоподшипников 13.

Для регулировки усилия при первом положении следует частично разобрать рулевой механизм, для того чтобы подтянуть гайку 19.

autoruk.ru

Неисправности рулевого управления ЗИЛ-131

Причина и признак неисправности

Способ устранения

Повышенный угловой свободный ход рулевого колеса

Автомобиль «не держит дороги»

См. подраздел «Проверка сво­бодного хода рулевого колеса»

Недостаточное или неравномерное усиление

Недостаточное натяжение ремня привода насоса

Подтянуть ремень

Недостаточный уровень мас­ла в бачке насоса

Долить масло

Наличие воздуха или воды в системе (пена в бачке, масло мутное)

Удалить воздух (см. «Смена масла»).

Если воздух не удаляется, проверить затяжку всех соединений,

снять и промыть сетчатый фильтр 2 (рис. 123), проверить целостность прокладки под коллектором.

Проверить затяжку четырех болтов крепления коллектора и,

если все указанное выше про­верено, сменить масло.

Чрезмерный натяг в зубча­том зацеплении рулевого меха­низма

Отрегулировать винтом 30 (см. рис. 3) рулевой механизм

(см. «Проверка и ре­гулировка рулевого механизма»)

Неисправность насоса

Проверить насос (см. «Разборка и проверка насоса»)

Повышенная утечка масла в рулевом механизме вследствие износа или поломки металличе­ских уплотнительных колец

Разобрать механизм, заме­нить металлические уплотни­тельные кольца

(см. «Разборка рулевого механизма»)

Периодическое зависание перепускного клапана насоса вследствие загрязнения

Разобрать насос, прове­рить свободное перемещение клапана

(см. «Раз­борка и проверка насоса»)

Ослабление затяжки гайки упорных подшипников рулевого винта

Разобрать рулевой меха­низм, проверить затяжку гайки

(см. «Разборка руле­вого механизма»)

Полное отсутствие усиления при различных числах оборотов коленчатого вала двигателя

Отвертывание седла предо­хранительного клапана насоса

Разобрать насос, завернуть седло (см. «Разборка и проверка насоса»)

Зависание перепускного кла­пана насоса

Разобрать насос, прове­рить свободное перемещение клапана

(см. «Раз­борка и проверка насоса»)

Повышенный шум при работе насоса

Недостаточный уровень ма­сла в бачке насоса

Долить масло

Недостаточное натяжение ремня привода насоса

Подтянуть ремень

Засорение и неправильная установка фильтра

Промыть фильтр

Наличие воздуха в системе (пена в бачке, масло мутное)

Удалить воздух (см. «Смена масла»).

Если воздух не удаляется, проверить затяжку всех соединений,

снять и промыть сетчатый фильтр 2 (рис. 123),

проверить целостность прокладки под коллектором.

Проверить затяжку четырех болтов крепления коллектора и,

если все указанное выше про­верено, сменить масло.

Прогнут коллектор

Устранить неплоскостность

Разрушена прокладка под коллектором

Сменить прокладку

Стук в рулевом механизме

Повышенный зазор в зубчатом зацеплении рулевого механизма

Отрегулировать винтом 30 (см. рис. 3) рулевой механизм

(см. «Проверка и ре­гулировка рулевого механизма»)

Выбрасывание масла через сапун насоса

Чрезмерно высок уровень масла

Донести уровень масла до нормального

Неправильно установлен или засорен сетчатый фильтр

Проверить установку и промыть фильтр

Повреждена прокладка кол­лектора

Сменить прокладку

Прогнут коллектор

Устранить неплоскостность

autoruk.ru

Ремонт рулевого механизма ЗИЛ-131

 Разборка рулевого механизма

Разборка и сборка рулевого механизма, так же как и насоса, должны производиться только в случае необходимости квалифицированными механиками в условиях полной чистоты.

Перед разборкой рулевой механизм должен быть снят с автомобиля, для чего следует:

рис. 1

1) отвернуть гайку 37 (см. рис. 1) и снять при помощи съемника сошку: сколачивание сошки может вызвать поломку деталей;

2) отвернуть пробку с магнитом и слить масло; для более полного слива повернуть рулевое колесо 2—3 раза от одного крайнего положения до другого;

3) отсоединить шланги, слить оставшееся в насосе масло;

4) отсоединить карданный вал, вынув шплинт, отвернув гайку клина 9 (см. рис. 2) и выколотив клин;

рис. 2

5) отвернуть пять болтов, крепящих картер рулевого механизма к раме;

6) тщательно очистить и промыть наружную поверхность рулевого механизма;

7) свить остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз и поворачивая винт 2—3 раза от одного крайнего положения до другого.

Разборку и проверку рулевого механизма нужно выполнять в следующем порядке:

1. Снять ботовую крышку вместе с валом сошки, отвернув семь болтов. При вынимании вала сошки необходимо зачистить его шлицевой конец и соблюдать осторожность, чтобы не повредить сальник и уплотнительное кольцо.

2. Снять верхнюю крышку, отвернув четыре болта; при снятии крышки соблюдать осторожность, чтобы не повредить сальник и уплотнительное кольцо.

3. Снять корпус клапана управления вместе с винтом, поршнем-рейкой и промежуточной крышкой, отвернув шесть болтов.

4. Снять нижнюю крышку, отвернув шесть болтов.

5. Проверить затяжку гайки упорных шарикоподшипников.

Момент, необходимый для проворачивания корпуса клапана управления относительно винта, должен быть равен 6—8,5 кГсм.

6. В случае несоблюдения условий, указанных в п. 5, отрегулировать затяжку гайки или при повреждении шарикоподшипников заменить их. Для регулировки затяжки гайки предварительно отжать буртик гайки, вдавленный в канавку винта, оберегая резьбу винта от повреждения, отвернуть гайку, зачистить паз в винте и резьбу в гайке.

Коническая дисковая пружина должна быть установлена между шарикоподшипником и гайкой вогнутой стороной к шарикоподшипнику.

После регулировки затяжки гайки ее буртик должен быть вдавлен без разрыва в паз винта; выдавка должна быть закругленной, без острых углов.

7. Проверить осевое перемещение регулировочного винта 30 (см. рис. 1) в вале сошки. Если перемещение превышает 0,15 мм, заменить регулировочную шайбу 27, доведя перемещение до величины 0,02—0,08 мм.

8. Проверить, нет ли осевого перемещения шариковой гайки относительно поршня-рейки. В случае необходимости подтянуть или заменить два установочных винта и раскернить их.

9. Проверить посадку шариковой гайки на средней части винта. Вращение гайки на винте должно происходить без заеданий, а осевое перемещение относительно винта не должно превышать 0,3 мм.

10. В случае несоблюдения условий, указанных в п. 9, заменить шарики или весь комплект (шариковая гайка и винт с шариками), для чего:

а) отвернуть два установочных винта 42, крепящих шариковую гайку, с помощью специального ключа с достаточно большим плечом;

б) вынуть из поршня-рейки шариковую гайку с винтом, придерживая от выпадения желобки и шарики;

в) снять желобки и, поворачивая винт относительно гайки в ту и другую сторону, удалить шарики;

г) снять промежуточную крышку.

11. При повреждении винтовых беговых канавок гайки или винта заменить их.

12. В случае замены комплекта — гайка и винт с шариками — их комплектность при сборке нарушать нельзя, так как они подбираются на заводе индивидуально.

13. В случае замены только шариков на больший размер брать шарики одной размерной группы (с разноразмерностью не более 0,002 мм).

Установка шариков с разноразмерностью более 0,002 мм может привести к поломке шариков и заклиниванию рулевого управления.

Порядок сборки шариковой гайки см. ниже.

14. После замены шариков гайка должна проворачиваться в средней части винта под действием крутящего момента 3—8 кг/см, а по краям винта посадка должна быть свободной

Сборка рулевого механизма

1. Перед сборкой все детали надо тщательно промыть и просушить. Нельзя протирать детали концами тряпками, оставляющими на деталях нитки, ворсинки и т. п.

2. Все резиновые уплотнительные детали должны быть осмотрены и, если требуется, заменены.

3. Момент затяжки должен быть равен 2,1—2,8 кГм для болтов МВ и 3,5—4,2 кг/м для болтов М10.

4. Поршневые кольца должны свободно перемещаться в канавках.

5. для сборки шариковой гайки необходимо:

а) надеть на винт промежуточную крышку и гайку, установить гайку на нижнем конце винта, не имеющем буртика, совместив отверстия гайки, в которые входят желобы 9 (см. рис. 1), с винтовой канавкой винта;

б) заложить 23 шарика через обращенное к буртику винта отверстие в гайке, поворачивая винт против часовой стрелки; заложить восемь шариков в сложенные вместе желобки и предотвратить их выпадение, замазав выходы консистентной смазкой УП (вазелин технический), ГОСТ 782—59;

в) вложить желобки с шариками в гайку, поворачивая в случае необходимости винт; обвязать гайку, чтобы предотвратить выпадение желобков из гайки;

г) проверить момент вращения гайки на средней части винта и в случае необходимости заменить шарики;

д) навернуть установочные винты 42, затянув их с моментом 5—6 кГм, и раскернить каждый винт в двух местах против канавок в поршне-рейке.

В случае совпадения канавки в поршне-рейке со шлицем винта последний должен быть заменен. Выступание винтов или выдавок над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо, так как вызывает задир цилиндра гидроусилителя.

Замки поршневых колец должны быть расположены под углом 900, и устанавливаться симметрично в верхней части цилиндра.

6. Нельзя нарушать при разборке комплектность золотника реактивных плунжеров и корпуса клапана управления, так как они подобраны на заводе индивидуально.

В случае переборки клапана управления надо следить за тем, чтобы выточка на торце золотника была обращена вверх от среднего буртика винта, а фаски на реактивных плунжерах 40 — наружу. Золотник и реактивные плунжеры должны перемещаться в корпусе клапана управления плавно, без заеданий.

7. В случае замены игольчатого подшипника 21 верхней крышки его надо запрессовывать так, чтобы после запрессовки была видна маркировка, имеющаяся на его торце. Иголки подшипника после запрессовки должны свободно перемещаться в обойме подшипника.

8. Сальник вала сошки при сборке нужно защищать от повреждения шлицами вала.

Окончательную запрессовку сальника 34 сошки производят вместе с упорным кольцом 35, манжетой 36, шайбой и стопорным кольцом до момента защелкивания стопорного кольца в канавке. Стопорное кольцо должно войти в канавку картера по всему периметру.

9. В собранном рулевом механизме после поворота рулевого винта 7 до упора поршня в обе стороны приложить дополнительный вращающий момент к винту, добившись перемещения его в осевом направлении. Пружины 39 должны обеспечивать его возврат в исходное положение.

10. Регулировочный винт 30 отрегулировать так, чтобы при переходе через среднее положение момент вращения винта 7 был больше этого же момента до регулировки на 10—15 кГсм. При этом момент при переходе через среднее положение должен быть не более 50 кг/см. После регулировки винт 30 законтрить контргайкой моментом 4—4,5 кГм и затем проверить вторично момент поворота винта рулевого управления.

11. Поворот вала сошки от одного крайнего положения до другого должен происходить при приложении к нему момента не более 8 кГм.

autoruk.ru

Неисправности рулевого управления ЗИЛ-5301

Неисправность

Причина неисправности

Метод устранения

1. Автобус (автомобиль)

плохо держит дорогу

 

Велики потери на трение в шарнирах рулевых тяг и шкворнях

Смазать шкворни и шарниры рулевых тяг

Неправильная установка передних колес

Отрегулировать и проверить схождение и

углы установки передних колес

Велик дисбаланс передних колес

Отбалансировать колеса

Ослаблена затяжка гайки упорных подшипников винта рулевого механизма

Отрегулировать затяжку гайки

Повышенный свободный ход рулевого колеса

Определить место повышенного свободного хода и провести регулировку или заменить изношенные детали

2. Повышенный свободный

ход рулевого колеса

 

Износ шарниров рулевых  тяг или шаровых пальцев

Заменить изношенные детали

Ослаблено крепление карданного вала рулевого управления

Подтянуть клинья крепления карданного вала и гайки

Увеличен зазор в зубчатом зацеплении

Отрегулировать зацепление

Ослаблена затяжка гайки упорных подшипников

Отрегулировать затяжку гайки

Износ шариковой пары рулевого механизма

(осевое перемещение винта относительно гайки - более 0,2 мм)

Заменить шариковую пару

 

Износ шлицев карданного вала (угловой зазор более 2°)

Заменить карданный вал

3. Рулевой усилитель не обеспечивает достаточного усилия или его работа неравномерна

 

Недостаточный уровень масла в бачке насоса

 

Долить масло до требуемого уровня

Наличие воздуха в системе (пена в бачке, масло мутное)

Удалить воздух. Если воздух удалить не удается, проверить затяжку всех соединений и герметичность всасывающих трубок бачка и насоса. Если все указанное выше исправно, сменить масло и фильтрующий элемент.

Отсутствие усиления при повороте рулевого колеса на различных режимах работы двигателя

Неисправен насос

Отремонтировать насос

Не отрегулирован предохранительный клапан

Отрегулировать клапан подбором шайб.

Повышенная утечка масла в рулевом механизме вследствие износа или повреждения уплотнительных колец

Разобрать механизм, заменить уплотнительные кольца

Неисправность насоса

Проверить насос

Чрезмерный натяг в зубчатом зацеплении руле­вого механизма

Отрегулировать зацепление, регулировоч­ным винтом

 

Автомобиль постоянно отклоняется в сторону от заданного направления

Неправильная установка передних колес. Неправильная установка мостов автобуса

относительно его продольной оси

Неисправность тормоза в одном из передних колес

Нарушение гидравлического равновесия

рулевого механизма

Отрегулировать и проверить схождение и углы установки передних колес

Проверить установку мостов автомобиля, сравнить размер базы справа и слева. Проверить тормоза и устранить неисправ­ность

Разобрать рулевой механизм. Проверить, не засорено ли отверстие в винте рулевого управления, проверить качество переме­щения золотника и плунжеров

Рулевое управление заклинивает при поворотах

Заедание золотника или плунжера клапана управления рулевого механизма

Износ деталей соединения регулировочного винта с валом сошки

 

Разобрать рулевой механизм и проверить плавность хода золотника и плунжеров.

Разобрать рулевой механизм и устранить чрезмерный осевой люфт регулировочного винта.

 

Повышенный шум при работе насоса

Недостаточный уровень масла в бачке насоса

Дребезжание металлических трубопроводов в местах касания с деталями двигателя

Наличие воздуха в системе (пена в бачке, масло мутное)

Долить масло

Проверить крепление трубопроводов и устранить касания

Удалить воздух  или заменить масло.

Стук в рулевом механизме

Увеличен зазор в зубчатом  соединении рулевого механизма

Износ шлицев карданного вала

Отрегулировать зацепление регулировочным винтом

Заменить карданный вал

Выбрасывание масла через сапун бачка насоса

Чрезмерно высок уровень масла

Засорен или неправильно установлен фильтр

Наличие воздуха в системе

Уровень масла должен быть по меткам на бачке при холостых оборотах двигателя

Заменить фильтр и установить крышку бачка по шлицу на бачке

Удалить воздух

autoruk.ru

Техобслуживание рулевого управления ЗИЛ-131

При эксплуатации необходимо регулярно, в сроки, указанные в карте смазки, проверять уровень масла в системе гидроусилителя и промывать фильтры насоса.

Ежедневно следует проверять герметичность соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого управления. Проверка натяжения ремня насоса должна производиться также ежедневно.

рСхема проверки натяжения приводных ремней ЗИЛ-131ис. 1

Натяжение ремня осуществляется перемещением насоса гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб ремня между шкивами вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления под действием усилия 4 кг должен быть в пределах 8—14 мм (см. рис. 1).

Для системы гидроусилителя нужно применять только чистое, отфильтрованное масло, указанное в карте смазки. Заливку масла надо производить через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в бачке насоса гидроусилителя.

Применение загрязненного масла вызывает быстры), износ деталей насоса и гидроусилителя.

При проверке уровня масла в системе гидроусилителя, которая должна проводиться при каждом ТО, передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.

Перед снятием крышки бачка для проверки уровня масла, его доливки или смены крышку надо тщательно очистить от грязи и промыть бензином. Масло надо доливать при работе двигателя на холостом ходу до появления масла над сеткой заливного фильтра 21 (см. рис. 123). Полного покрытия сетки не требуется.

При ТО-2 оба фильтра насоса гидроусилителя нужно промыть в бензине. В случае значительного засорения фильтров смолистыми отложениями следует производить дополнительную промывку фильтров растворителем, применяемым при окраске автомобиля.

При техническом обслуживании необходимо проверять крепление картера рулевого механизма к раме, рулевой колонки к кронштейну кабины, рулевого колеса на валу рулевого управления, затяжку сошки, затяжку контргайки регулировочного винта и гаек крепления карданного вала.

Момент затяжки гайки сошки рулевого механизма должен быть 25—30 кГм, контргайки регулировочного винта 4—4,5 кГм, гаек клиньев карданного вала 1,4—1,7 кГм. При установке шлангов не допускаются их скручивание и резкие перегибы.

Смена масла

При смене масла следует отсоединить продольную тягу автомобиля и открыть крышку бачка насоса гидроусилителя.

Для слива масла необходимо:

1) повернуть рулевое колесо влево до упора;

2) открыть сливное отверстие, вывернув пробку с магнитом из картера рулевого механизма.

Слив масла считается законченным, если прекратилась течь масла из сливного отверстия картера рулевого механизма. После слива нужно промыть систему гидроусилителя, для чего требуется:

1) удалить из бачка насоса гидроусилителя остаток загрязненного масла; наличие остатков обтирочного материала в бачке недопустимо;

2) промыть шайбу 24 (см. рис. 123), резиновое уплотнительное кольцо 26 крышки насоса и пробку сливного отверстия 32 (см. рис. 3) с магнитом картера рулевого механизма, очистив их от грязи; снять и промыть сетки фильтров насоса и поставить их на место;

3) залить в бачок насоса через воронку с двойной сеткой 1 л свежего масла и слить это масло через сливное отверстие картера рулевого механизма, поворачивая при этом рулевое колесо от упора до упора.

Для заливки свежего масла нужно:

1. Завернуть пробку с магнитом в сливное отверстие картера рулевого механизма.

2. При повернутом до упора влево рулевом колесе заливать свежее масло в бачок насоса до появления масла над сеткой заливного фильтра. Затем, вращая рулевое колесо от упора до упора и не прикладывая усилия на упорах, доливать масло до тех пор, пока в систему будет залито не менее 2,5 л масла. Пустить двигатель, затем долить свежее масло и при работе двигателя на режиме холостого хода вращать рулевое колесо от упора до упора, удерживая его кратковременно на упорах в течение 2— 3 сек с усилием около 10 кг и доливая по мере необходимости масло до появления его над сеткой (полного покрытия сетки не требуется).

Заливка масла считается законченной, когда прекращается выход воздуха в виде пузырьков из системы через масло в бачке насоса.

3. Остановить двигатель, установить крышку бачка с уплотнительной прокладкой, резиновое уплотнительное кольцо, шпильки крепления крышки и шайбу и закрепить гайкой-барашком. Гайку-барашек затягивать от руки.

В случае течи масла из-под крышки бачка проверить правильность установки прокладки крышки и в случае ее повреждения сменить ее.

4. Присоединить продольную тягу и смазать шарнир.

Движение при неработающем гидроусилителе

При отказе гидроусилителя в работе из-за повреждения насоса или гидроусилителя, разрушения шланга или ремня привода насоса или остановки двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения неисправности.

Длительная работа на автомобиле с неработающем гидроусилителем приводит к быстрому износу механизма рулевого управления или его поломке.

В случае разрыва шлангов насоса гидроусилителя следует:

1) соединить нагнетательное отверстие насоса с патрубком на бачке насоса;

2) закрыть нагнетательное и возвратное отверстия на гидроусилителе деревянными пробками или другим способом, обеспечивающим защиту от попадания грязи или инородных тел;

3) долить в бачок насоса масло до указанного выше уровня; допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе;

4) доехать до базы при работе двигателя с возможно малым числом оборотов коленчатого вала, наблюдая за температурой масла в бачке.

В случае нагрева масла надо сделать остановку и дать маслу остыть.

Рулевые тяги

Привод рулевого управления состоит из продольной и поперечной рулевых тяг.

Продольная рулевая тяга трубчатая, с регулируемыми шаровыми шарнирами. Каждый шарнир имеет пружину и два сферических сухаря, между которыми располагается шаровая головка пальца, зажимаемая регулировочной пробкой.

Продольная рулевая тяга соединяет шаровые пальцы нижнего конца рулевой сошки с рычагом корпуса левой шаровой опоры переднего моста. Необходимо, чтобы тяга более коротким плечом по изгибу была надета на шаровой палец сошки.

При сборке шарнира регулировочную пробку затягивают до упора, а затем отпускают до первого возможного положения для шплинтовки, но не менее чем на ¼ оборота, и шплинтуют. Следует помнить, что полное устранение зазоров в шарнирах не допускается, так как это может привести к поломке шарового пальца или тяги.

Для удержания в шарнирах смазки и защиты их от грязи пазы для шаровых пальцев в головке тяги закрывают войлочными накладками.

Поперечная рулевая тяга имеет на концах правую резьбу с разным шагом, для завинчивания головок с шаровыми шарнирами, с помощью которых можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение колес. Головки шарниров выполнены с верхним и нижним вкладышами и пружиной, поджимающей вкладыш. Шарниры не нуждаются в регулировке. При сборке необходимо следить за тем, чтобы шаровые пальцы проворачивались от руки без заедания.

Ежедневно следует проверять и подтягивать все крепления, проверять состояние шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг, а при необходимости регулировать зазор шарниров и смазывать шарнирные тяги рулевого управления согласно карте смазки.

autoruk.ru

Ремонт рулевого механизма ЗИЛ-131

 Разборка рулевого механизма

Разборка и сборка рулевого механизма, так же как и насоса, должны производиться только в случае необходимости квалифицированными механиками в условиях полной чистоты.

Перед разборкой рулевой механизм должен быть снят с автомобиля, для чего следует:

рис. 1

1) отвернуть гайку 37 (см. рис. 1) и снять при помощи съемника сошку: сколачивание сошки может вызвать поломку деталей;

2) отвернуть пробку с магнитом и слить масло; для более полного слива повернуть рулевое колесо 2—3 раза от одного крайнего положения до другого;

3) отсоединить шланги, слить оставшееся в насосе масло;

4) отсоединить карданный вал, вынув шплинт, отвернув гайку клина 9 (см. рис. 2) и выколотив клин;

рис. 2

5) отвернуть пять болтов, крепящих картер рулевого механизма к раме;

6) тщательно очистить и промыть наружную поверхность рулевого механизма;

7) свить остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз и поворачивая винт 2—3 раза от одного крайнего положения до другого.

Разборку и проверку рулевого механизма нужно выполнять в следующем порядке:

1. Снять ботовую крышку вместе с валом сошки, отвернув семь болтов. При вынимании вала сошки необходимо зачистить его шлицевой конец и соблюдать осторожность, чтобы не повредить сальник и уплотнительное кольцо.

2. Снять верхнюю крышку, отвернув четыре болта; при снятии крышки соблюдать осторожность, чтобы не повредить сальник и уплотнительное кольцо.

3. Снять корпус клапана управления вместе с винтом, поршнем-рейкой и промежуточной крышкой, отвернув шесть болтов.

4. Снять нижнюю крышку, отвернув шесть болтов.

5. Проверить затяжку гайки упорных шарикоподшипников.

Момент, необходимый для проворачивания корпуса клапана управления относительно винта, должен быть равен 6—8,5 кГсм.

6. В случае несоблюдения условий, указанных в п. 5, отрегулировать затяжку гайки или при повреждении шарикоподшипников заменить их. Для регулировки затяжки гайки предварительно отжать буртик гайки, вдавленный в канавку винта, оберегая резьбу винта от повреждения, отвернуть гайку, зачистить паз в винте и резьбу в гайке.

Коническая дисковая пружина должна быть установлена между шарикоподшипником и гайкой вогнутой стороной к шарикоподшипнику.

После регулировки затяжки гайки ее буртик должен быть вдавлен без разрыва в паз винта; выдавка должна быть закругленной, без острых углов.

7. Проверить осевое перемещение регулировочного винта 30 (см. рис. 1) в вале сошки. Если перемещение превышает 0,15 мм, заменить регулировочную шайбу 27, доведя перемещение до величины 0,02—0,08 мм.

8. Проверить, нет ли осевого перемещения шариковой гайки относительно поршня-рейки. В случае необходимости подтянуть или заменить два установочных винта и раскернить их.

9. Проверить посадку шариковой гайки на средней части винта. Вращение гайки на винте должно происходить без заеданий, а осевое перемещение относительно винта не должно превышать 0,3 мм.

10. В случае несоблюдения условий, указанных в п. 9, заменить шарики или весь комплект (шариковая гайка и винт с шариками), для чего:

а) отвернуть два установочных винта 42, крепящих шариковую гайку, с помощью специального ключа с достаточно большим плечом;

б) вынуть из поршня-рейки шариковую гайку с винтом, придерживая от выпадения желобки и шарики;

в) снять желобки и, поворачивая винт относительно гайки в ту и другую сторону, удалить шарики;

г) снять промежуточную крышку.

11. При повреждении винтовых беговых канавок гайки или винта заменить их.

12. В случае замены комплекта — гайка и винт с шариками — их комплектность при сборке нарушать нельзя, так как они подбираются на заводе индивидуально.

13. В случае замены только шариков на больший размер брать шарики одной размерной группы (с разноразмерностью не более 0,002 мм).

Установка шариков с разноразмерностью более 0,002 мм может привести к поломке шариков и заклиниванию рулевого управления.

Порядок сборки шариковой гайки см. ниже.

14. После замены шариков гайка должна проворачиваться в средней части винта под действием крутящего момента 3—8 кг/см, а по краям винта посадка должна быть свободной

Сборка рулевого механизма

1. Перед сборкой все детали надо тщательно промыть и просушить. Нельзя протирать детали концами тряпками, оставляющими на деталях нитки, ворсинки и т. п.

2. Все резиновые уплотнительные детали должны быть осмотрены и, если требуется, заменены.

3. Момент затяжки должен быть равен 2,1—2,8 кГм для болтов МВ и 3,5—4,2 кг/м для болтов М10.

4. Поршневые кольца должны свободно перемещаться в канавках.

5. для сборки шариковой гайки необходимо:

а) надеть на винт промежуточную крышку и гайку, установить гайку на нижнем конце винта, не имеющем буртика, совместив отверстия гайки, в которые входят желобы 9 (см. рис. 1), с винтовой канавкой винта;

б) заложить 23 шарика через обращенное к буртику винта отверстие в гайке, поворачивая винт против часовой стрелки; заложить восемь шариков в сложенные вместе желобки и предотвратить их выпадение, замазав выходы консистентной смазкой УП (вазелин технический), ГОСТ 782—59;

в) вложить желобки с шариками в гайку, поворачивая в случае необходимости винт; обвязать гайку, чтобы предотвратить выпадение желобков из гайки;

г) проверить момент вращения гайки на средней части винта и в случае необходимости заменить шарики;

д) навернуть установочные винты 42, затянув их с моментом 5—6 кГм, и раскернить каждый винт в двух местах против канавок в поршне-рейке.

В случае совпадения канавки в поршне-рейке со шлицем винта последний должен быть заменен. Выступание винтов или выдавок над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо, так как вызывает задир цилиндра гидроусилителя.

Замки поршневых колец должны быть расположены под углом 900, и устанавливаться симметрично в верхней части цилиндра.

6. Нельзя нарушать при разборке комплектность золотника реактивных плунжеров и корпуса клапана управления, так как они подобраны на заводе индивидуально.

В случае переборки клапана управления надо следить за тем, чтобы выточка на торце золотника была обращена вверх от среднего буртика винта, а фаски на реактивных плунжерах 40 — наружу. Золотник и реактивные плунжеры должны перемещаться в корпусе клапана управления плавно, без заеданий.

7. В случае замены игольчатого подшипника 21 верхней крышки его надо запрессовывать так, чтобы после запрессовки была видна маркировка, имеющаяся на его торце. Иголки подшипника после запрессовки должны свободно перемещаться в обойме подшипника.

8. Сальник вала сошки при сборке нужно защищать от повреждения шлицами вала.

Окончательную запрессовку сальника 34 сошки производят вместе с упорным кольцом 35, манжетой 36, шайбой и стопорным кольцом до момента защелкивания стопорного кольца в канавке. Стопорное кольцо должно войти в канавку картера по всему периметру.

9. В собранном рулевом механизме после поворота рулевого винта 7 до упора поршня в обе стороны приложить дополнительный вращающий момент к винту, добившись перемещения его в осевом направлении. Пружины 39 должны обеспечивать его возврат в исходное положение.

10. Регулировочный винт 30 отрегулировать так, чтобы при переходе через среднее положение момент вращения винта 7 был больше этого же момента до регулировки на 10—15 кГсм. При этом момент при переходе через среднее положение должен быть не более 50 кг/см. После регулировки винт 30 законтрить контргайкой моментом 4—4,5 кГм и затем проверить вторично момент поворота винта рулевого управления.

11. Поворот вала сошки от одного крайнего положения до другого должен происходить при приложении к нему момента не более 8 кГм.

autoruk.ru

Система рулевого управления автомобилем ЗИЛ-130

1. Назначение, устройство и работа рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130

 

    Изменение направления движения автомобиля осуществляется поворотом передних колес при помощи рулевого управления, которое включает в себя рулевой механизм и рулевой привод. Вращение левого колеса через рулевой механизм передается на рычаги и тяги рулевого привода, при помощи которых и поворачиваются управляемые колеса.

     В кабине автомобиля установлена рулевая колонка с рулевым колесом с рулевым колесом. Рулевая колонка в верхней части закреплена к панелям приборов хомутом, а нижней части – к картеру рулевого механизма втулками.

    Рулевой механизм увеличивает усилие, передаваемое от рулевого колеса к сошке, увеличивая этим поворот управления колес. Передаточное число рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 – 20,0.

    На автомобиле ЗИЛ-130 рулевое управление имеет гидроусилитель, предназначенный для уменьшения усилия, затраченного водителем для поворота колес и смягчения толчков от неровностей дороги, передаваемых на рулевое колесо.

    Гидроусилитель объединен в один агрегат рулевым механизмом.

    Рулевой механизм состоит из картера, винта с гайкой на циркулирующих шарнирах, рейка вместе с поршнем, гидроусилителя и зубчатого сектора, выполненного как одно целое валом рулевой сошке. Гайка рулевого механизма тесно закреплена внутри поршня-рейки. Зубчатая рейка и зубчатый сектор имеют зубья, толщина которых переменно по их длине. Это позволяет регулировать зазор в зацеплении гайка-сектор регулировочным винтом, ввернутым в боковую крышку картера. Для уменьшения трения между винтами и гайкой в их резьбе укрепляют. На поршне-рейке имеются разрезные чугунные кольца, отягивающие плотную его посадку в поршне-цилиндре рулевого механизма.

    Вращение рулевого вала преобразуется поступательное движение поршня-рейки в результате перемещения гайки по винту. Движение поршня рейки поворачивают сектор, вместе с ним и вал с сошкой.

    Перед картером рулевого механизма установлен клапан управления. Насос гидроусилителя лопатного типа двойного действия (имеет две камеры) с бачком и фильтром закреплен на двигателе и приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Нормальный прогиб приводных ремней под действием усилия 40Н должен составлять 8-14 мм. Насос соединен с клапаном управления шлангами: шлангами высокого давления, по которому подводится масло от насоса, и шлангом жидкого давления (слева), по которому масло возвращается к насосу.

    Во время движения автомобиля по прямой золотник находится в среднем положении и масло из насоса перекачивается в бачок. При повороте вправо золотник, перемещаясь, открывает доступ масла в полость А. В результате давления масла на поршень-рейку уменьшается усилие, которое затрачивается на поворот рулевого колеса. При повороте рулевого колеса влево золотник перемещается и открывает доступ масла в полость Б, в результате чего облегчается поворот колеса влево.

    Карданная передача рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 позволяет уменьшить деформации колебания кабины относительно рамы автомобиля, и также уменьшить размеры системы рулевого управления. Вилки карданов соединены в верхней части с рулевым валом, в нижней части в ведущим валом рулевого механизма. В отверстиях вилки бронзовых втулок установлены крестовины.

    Для поворота управляемых колес и изменения направления движения автомобиля усилия от рулевого механизма необходимо передать к управляемым колесам. Для этой цели служит рулевой привод, состоящий из рулевой сошки, рулевых тяг (продольной и поперечной), верхнего рычага поворотный цапфы и двух поворотных рычагов (левого и правового).

    Конструкция рулевого привода выполнена так, чтобы при повороте автомобиля движение всех его колес осуществлялось без скольжения, что обеспечивает легкость управления автомобилем при минимальном износе шин. Для этого необходимо, чтобы геометрические оси колес пересекались в одной точке – общем центре окружностей, описывая колесами. Чтобы все колеса имели общий центр поворота, внутреннее управляемое колесо должно поворачиваться на больший угол, чем внешнее. Выполнение этого требования обеспечивается рулевой трапецией, где основаниями служат передняя ось автомобиля и поперечная рулевая тяга, а боковыми сторонами – рычаги поворотных цапф.

    Рулевая  сошка  на выступающей части должна быть закреплена так, чтобы включалось проворачивание ее, для чего на валу и в рулевой части выполнены мелкие шлицы.

    Для правильной установки рулевой сошки на валу имеются метки, или несколько пар шлицев, выполненных вместе. Закреплена рулевая сошка гайкой, завернутой на конец вала. В нижнем кожухе рулевой сошки, имеющем конусное отверстие, при помощи гайки закреплен конец с шаровой головкой.

    Рулевые тяги выполнены из труб и имеют наконечники, в которые через боковые отверстия с прорезью входят шаровые пальцы сошки и рычагов поворотных цапф. Шаровые пальцы в наконечниках и закреплены сухарями, которые вжимаются пружиной и закреплены пробкой, ввернутой в торцевое отверстие тяги. Ввертывая и вывертывая пробку, регулируют натяжение пружины.

    Наконечники поперечной тяги навернуты на левую или правую резьбу и закреплены от произвольного отворачивания болтами. Такое устройство дает возможность изменить длину тяг, а следовательно, изменить скольжение колес.

    Для установки рычагов в поворотных цапфах имеются отверстие с канавкой для шпонки. Шаровые пальцы устанавливают в конусные отверстия в рычагах. Рычаги и шаровые пальцы закреплены гайками. Для надежности соединений деталей рулевого привода пробки наконечников продольной рулевой тяги и для применения поворотных рычагов и шаровых пальцев закреплены гайками.

    Все шаровые соединения рулевого привода для уменьшения износа деталей надеваются через масленки и имеют защитные приспособления от попадания грязи и вытекания смазки.

    При проверке уровня масла в гидросистеме, передние колеса автомобиля устанавливают в положение, соответствующее движению по прямой и масло сливают при работающем на холостом ходу двигателе до метки “Уровень масла” на боковой стенке бачка картера. При снятии крышки бачка ее следует очистить и промыть бензином.

    Для смазки шарнирных соединений рулевого привода автомобиля ЗИЛ-130 используется смазка УС, пресс-солидол или УС-1 или С.

 

2. Неисправности рулевого управления

 

    Основными неисправностями рулевого управления могут быть: большой износ деталей рулевого управления; заедание рулевого управления; ослабление креплений; недостаточное или неравномерное усиление; полное отсутствие усиления.

    Главными признаками неисправности рулевого управления является повышенный свободный ход рулевого колеса или чрезмерное усилие, необходимое для поворота.

    Величину свободного хода рулевого колеса определяют люфтометр при положении передних колес, соответствующим движению.

    Повышенный свободный ход рулевого колеса свидетельствует об износе деталей шарниров рулевых тяг; поломка пружин шарниров рулевых тяг; ослабление крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки поворотных рычагов, а также от увеличения зазоров в подшипниках ступец передних колес и шкварней. Неисправность устраняется выполнением регулировочных работ, заменой изношенных деталей, подтяжкой тяг, рабочих пар рулевых механизмов, карданных шарниров, рулевых креплений.

    Недостаточное или неравномерное усилие при поворотах может быть вследствие слабого натяжения ремня привода насоса, недостаточного уровня масла в бачке, наличие воздуха в системе гидроусилителя, зависания нерегулированного клапана насоса из-за загрязнения масла, ослабления затяжки гайки упорных подшипников распределителя. Для устранения необходимо: подтянуть ремни, долить масло до уровня заливного фильтра, сменит масло, отремонтировать насос или рулевой механизм.

    Для удаления воздуха из системы гидроусилителя следует пустить двигатель, долить свежее масло до появления его под сеткой, а затем при работе двигателя на холостом ходу повернуть рулевое колесо от упора до упора, удерживая его в течение 2-3 с в крайних положениях и доливая при необходимости масло.

    Причины полного отсутствия усиления: обрыв ремня привода насоса, заедание ? клапана насоса, отворачивание седла предохранительного клапана.

    Для устранения необходимо заменить ремень, разобрать и промыть насос, завернуть седло предохранительного клапана.

    Заедание рулевого управления может быт вследствие может быть вследствие повреждения подшипников рулевого механизма, неправильной его регулировки, погнутости тяг или отсутствия смазки в их шарнирах. В этом случае нужно заменить поврежденный подшипники, отрегулировать рулевой механизм, выправить тяги, смазать их шарниры.

    Повышенный шум при работе насоса свидетельствует о недостаточном уровне масла в бачке, слабом натяжении ремня привода, попадании воздуха в систему, засорение фильтров. Стуки в насосе возникают при износе его подшипников. При высоком уровне масла или засорении фильтра может быть выбрасывание масла через сапон бачка. Эти неисправности устраняются с доведением уровня масла до нормы, очисткой фильтров, ремонтом насоса.

 

3. Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130

 

    При контрольном осмотре проверяют состояние и наличие люфтов в тягах рулевого привода, отсутствие подтекания масла из картера рулевого механизма и усилителя, а на ходу автомобиля – работу усилителя.

    При ЕТО проверяют свободный ход рулевого колеса, надежность крепления ТО и тяг, натяжения ремня привода насоса.

    При ТО-1 проверяют крепления всех деталей рулевого управления, смазывают шарниры рулевых тяг и усилителя смазкой Литон–24 или солидолом; проверяют и при необходимости доливают масло в бачок насоса и картера рулевого механизма.

    При ТО-2 дополнительно проверяют и при необходимости регулируют рулевой механизм, смазывают шлицевые соединения (Литон-24) и игольчатые подшипники карданного вала (ТАД-15 при наличие масленок), заменяют масло в картере рулевого механизма (через одно ТО-2).

    Применяемое для усилителей масло марки Р может работать без замены до капитального ремонта. Его заменителем может быть летом турбинное масло – 22 или индустриальное – 20, зимой – веретенное АУ. В случае применения заменителей при сезонном обслуживании производится их замена.

    На автомобилях ЗИЛ-130 масло из системы сливают через пробку в картере рулевого механизма при повернутом рулевом колесе влево до упора. В таком же положении масло заливают до уровня сетки заливного фильтра, а затем доливают  до кормы при работающем двигателе и повороте рулевого колеса до упора влево и вправо.

 

www.studentshop.ru