Возможные неисправности сцепления и его привода ЗИЛ-5301. Сцепления зил


Сцепление автомобиля ЗИЛ-131

Сцепление автомобиля ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, установлено в литом чугунном картере 8. Кожух 9 сцепления закреплен на маховике 2 коленчатого вала 1 восемью центрирующими (специальными) болтами 23. Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами 7, установленными между кожухом 9 сцепления и нажимным диском 3. Под пружины со стороны нажимного диска подложены теплоизоляционные кольца 10.

Передача крутящего момента от кожуха 9 сцепления на ведомый диск осуществляется через нажимной диск 3 четырьмя парами пружинных пластин 4. Пластины создают жесткую связь нажимного диска с кожухом сцепления в окружном и радиальном направлениях, обеспечивая в то же время возможность перемещения нажимного диска относительно кожуха сцепления в осевом направлении за счет своей гибкости, что необходимо для выключения и включения сцепления. Пластины одной стороной крепятся к кожуху, а другой с помощью специальных втулок 5 и болтов 6 — к нажимному диску.

Выключающее устройство состоит из четырех рычагов 16, которые пальцами 20 соединяются с нажимным диском и вилкой 18. Между пальцами 20 и рычагом 16 поставлены игольчатые ролики 22. Точками опоры рычагов на кожухе служат регулировочные гайки 17, навинченные на резьбовые концы вилок. Гайки прижаты к кожуху сцепления упругими пластинами 19, каждая из которых закреплена на кожухе двумя болтами.

Упругость пластин 19 и сферическая опорная поверхность гаек, соприкасающаяся с кожухом, позволяют вилкам 18 совершать небольшие качательные движения при выключении и включении сцепления. Положение рычагов 16 выключения сцепления регулируют гайками 17, которые после регулировки раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля эти рычаги не регулируют. Ведомый диск сцепления стальной, с фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер) фрикционного типа (с сухим трением стали по стали). Упругой муфтой гасителя являются восемь равномерно расположенных по окружности пружин 2 (рис. 2). Каждая пружина вместе с двумя опорными пластинами 3 помещается в отверстиях, пробитых в ведомом диске 1 и дисках 5 гасителя. Опорная пластина 3 имеет четыре боковых выступа, удерживающих ее в отверстиях ведомого диска, и отверстие с отбортовкой, на которой центрируется пружина. Ступица 6 ведомого диска вместе с приклепанными к ней с двух сторон дисками гасителя и маслоотражателями 4 может поворачиваться относительно ведомого диска в обе стороны на определенный угол; при этом происходит сжатие пружин.

Максимальный угол закручивания определяется полным сжатием пружин до соприкосновения витков. Ведомый диск 1 центрируется по наружному диаметру фланца ступицы 6.

Ведомый диск сбалансирован. Балансировка осуществляется установкой на ведомом диске балансировочных пластин 10 допустимый дисбаланс 25 гсм. Для выключения сцепления служит педаль, установленная на кронштейне, закрепленном на левом лонжероне рамы автомобиля. Нижний конец педали связан регулируемой тягой 5 (рис. 3) с рычагом 3 вилки выключения сцепления. Ход педали ограничивается упором в пол кабины. Вилка выключения сцепления 15 (см. рис. 1) перемещает муфту 12, на которой установлен подшипник 11. Подшипник, нажимая на концы рычагов 16, выключает сцепление. Подшипник 11 выключения сцепления имеет постоянный запас смазки, закладываемой на заводе-изготовителе подшипников, и при эксплуатации и ремонте не смазывается. При необходимости этот подшипник заменяется новым.

В нижней части крышки 21 картера сцепления имеются щиток 25 маслосборника и пробка 24 со шплинтом для слива масла, попадающего в картер сцепления из коробки передач.

Сцепление приспособлено для преодоления автомобилем глубоких бродов. для герметизации сцепления перед преодолением брода пробка 24 должна быть заменена глухой пробкой, которая при обычной эксплуатации ввернута в крышку подшипника ведущей цилиндрической шестерни редуктора переднего моста. Между картером сцепления 8 и крышкой 21 картера сцепления установлена уплотнительная прокладка 28; уплотнительная прокладка установлена также под фланец вилки 15 выключения сцепления; обе прокладки устанавливают на уплотняющей пасте. Этой же пастой при сборке силового агрегата уплотнены передний и задний торцы картера сцепления. Для уплотнения вилки 15 выключения сцепления на ее шейках с двух сторон установлены резиновые кольца 34.

В нижней части переднего торца картера сцепления находится специальный обрезиненный щиток 29, закрывающий проем в картере сцепления. Щиток крепится к картеру сцепления двумя болтами и поджимается в нижней плоскости блока цилиндров выступом на передней части крышки картера сцепления. При сборке необходимо сначала завернуть болты крепления щитка до соприкосновения головки болта с пружинной шайбой, не затягивая их окончательно, затем затянуть болты крепления крышки 21 картера сцепления и только после этого окончательно затянуть болты крепления щитка.

Регулировка привода сцепления

Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать во включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться полностью (не должно «вести»). Рабочий ход педали должен быть равен 130—150 мм, свободный ход 35—50 мм, а полный ход не менее 180 мм

По мере износа фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления, в результате чего сцепление может пробуксовывать. Это приводит к быстрому износу ведомого диска и подшипника муфты выключения сцепления.

В случае чрезмерного свободного хода (свыше 35— 50 мм) при нажатии на педаль до отказа не происходит полного выключения сцепления. Это ведет к быстрому износу ведомого диска и затрудняет переключение передач.

Свободный ход педали надо регулировать в следующем порядке:

  • 1. Отвернуть контргайку 2 (рис. 3).
  • 2. Отрегулировать свободный ход педали сцепления, вращая сферическую регулировочную гайку 1; для уменьшения свободного хода педали сферическую гайку следует навертывать на тягу 5, а для увеличения свободного хода — свертывать с тяги.
  • 3. Затянуть контргайку.
  • 4. После регулировки пустить двигатель и проверить правильность работы сцепления.

При правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между концами рычагов 16 (см. рис. 1) и подшипником выключения сцепления должен быть равен 3—4 мм.

Уход за сцеплением. Уход заключается в периодической регулировке привода сцепления, очистке от грязи, своевременной подтяжке всех болтовых соединений, смазке вилки выключения сцепления и вала педали сцепления в соответствии с картой смазки.

Передний подшипник 31 первичного вала коробки передач имеет постоянный запас смазки, закладываемой на заводе-изготовителе подшипников, и при эксплуатации не смазывается. При ремонтных работах этот подшипник при необходимости заменяется новым.

Необходимо тщательно следить за затяжкой болтов крепления картера к блоку цилиндров. Момент затяжки болтов должен быть равен 8—10 кГм. Болт нужно затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.

autoruk.ru

Сборка и установка сцепления ЗИЛ-5301

Сборку нажимного диска следует производить в последовательности, обратной разборке, на вспомогательном маховике, используемом как приспособление, подкладывая под нажимной диск сцепления стальной диск диаметром 300 мм и толщиной 9,8   мм для регулировки положения рычагов.Установить маховик на слесарный верстак, положить на него стальной диск и установить на нем нажимной диск сцепления (см. рис 1).

Собрать игольчатые подшипники, для чего следует вставить в отверстие рычага технологический шарик из мягкой маслостойкой резины диаметром 8,8...9,5 мм, затем вставить между резиновым шариком и стенкой отверстия рычага девятнадцать игольчатых роликов, смазанных смазкой «Литол-24».

Аналогичным путем вставить девятнадцать игольчатых роликов во второе отверстие рычага.

Совместить отверстие опорной вилки с отверстием рычага; при этом сферический выступ внутреннего конца рычага должен быть направлен в одну сторону с резьбовым стержнем у вилки.

Вставить короткий палец в совмещенные отверстия, вытолкнув при этом резиновый шарик.

Зашплинтовать палец.

Соблюдая разметку, сделанную при разборке, установить рычаг в паз между проушин нажимного диска, совместив отверстия в рычаге и проушинах. Вставить длинный палец (см.рис.2,а) в совмещенные отверстия, вытолкнув при этомрезиновый шарик. Зашплинтовать палец.

В случае отсутствия резиновых шариков сборку игольчатых роликов можно вести с нанесением на поверхность отверстий слоя смазки, к которому ролики как бы приклеиваются. Причем во второе отверстие игольчатые ролики нужно закладывать после сборки рычага с вилкой (см.рис.2,б).

Аналогичным образом установить остальные рычаги. При этом головки пальцев должны занимать положение по направлению вращения.

На выступы нажимного диска положить теплоизолирующие шайбы (рис.→ 3,а), а на шайбы поставить нажимные пружины (см. рис.1,е). Совместив метки на кожухе и диске, сделанные при разборке для сохранения балансировки, установить кожух сцепления на пружины (см. рис.1,д), направив их на выступы на внутренней поверхности кожуха; при этом резьбовые концы опорных вилок должны войти в отверстия кожуха.

Чтобы исключить выскакивание резьбовых стержней вилок рычагов из отверстий кожуха, желательно на них одеть удлинители в виде тонкостенных трубочек Совместить отверстия на опорных лапах кожуха с резьбовыми отверстиями вспомогательного маховика, поставить удлиненные центрирующие болты и притянуть лапы кожуха к маховику, завертывая постепенно и последовательно все болты.

Установить втулки в фасонные отверстия парных тангенциальных пружинных пластин, ввернуть болты крепления этих пластин, затянуть болты (момент затяжки должен быть 10...15 Нм), затем застопорить их, отогнув тонкий буртик втулки на грань головки болта. Навернуть регулировочные гайки на резьбовые стержни вилок до совпадения торца гайки с торцом резьбового стержня вилки.Установить опорные прижимные пластины и замочные пластины на регулировочные гайки, ввернуть болты крепления этих пластин и затянуть их предварительно до момента соприкосновения концов опорных пластин с кожухом.

Регулировка рычагов выключения сцепления

Регулировка и проверка расположения рычагов выключения сцепления с помощью диска и штангенрейсмасарис. 4

Не снимая собранного нажимного диска сцепления с вспомогательного маховика, используемого как приспособление, надо произвести регулировку положения концов рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска.

Вращая регулировочные гайки гаечным ключом (рис. 4), установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7...40,7 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска с точностью до 0,5 мм.

Измерения следует производить с помощью штангенрейсмаса ШР-250 ГОСТ 164-73, опирая его на стальной диск, заменяющий ведомый диск. Рис. 4 . Регулировка и проверка расположения рычагов выключения сцепления с помощью диска и штангенрейсмаса Закончив регулировку сцепления, надо затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 10...15 Нм), застопорить болты отгибанием одного усика замочной пластины вдоль грани болта и застопорить резьбовое соединение регулировочной гайки с резьбовым концом вилки (закернить в одной точке). Отвернуть болты крепления кожуха к вспомогательному маховику и снять диск в сборе с кожухом. При этом все болты следует отвертывать постепенно и последовательно во избежание деформации кожуха сцепления.

Детали сцепления ЗИЛ-5301

Установка сцепления на двигатель

Поставить ведомый диск, направив выступающую часть ступицы диска к маховику, установить на маховике нажимной диск в сборе с кожухом, совместив имеющиеся метки на кожухе и маховике, закрепить кожух на маховике, завернув предварительно несколько крепежных болтов от руки. Сцентрировать ведомый диск относительно маховика специальной шлицевой оправкой или вспомогательным первичным валом коробки передач, вставив его в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска и в подшипник фланца коленчатого вала. Ввернуть недостающие крепежные болты и окончательно подтянуть кожух к маховику, предварительно подложив под головки болтов пружинные шайбы. Затягивать все болты нужно постепенно и последовательно крутящим моментом 28...36 Н м.Вынуть из шлицевого отверстия вспомогательный вал. Установить вилку выключения сцепления, фланец вилки и закрепить его болтами с пружинными шайбами. Затем надеть рычаг вилки на мелкие шлицы, совместив метки на рычаге и торце вилки, вставить и завернуть стопорный винт рычага с пружинной шайбой.

Некоторые слесари по неопытности устанавливают ведомый диск не той стороной, хотя в принципе его можно поставить и не той стороной. Но в этом случае диск быстро выйдет из строя. Посмотрите в разрезе и поставьте как на картинке.

autoruk.ru

Однодисковые сцепления с периферийными пружинами ЗИЛ и ГАЗ

Сцепления такого типа получили широкое применение на легковых и грузовых автомобилях, а также на автобусах.

Устройство сцепления грузовых автомобилей ЗИЛ

На схеме 1 представлено сцепление грузовых автомобилей ЗИЛ. Сцепление постоянно замкнутое, фрикционное, сухое, однодисковое, с периферийными пружинами и с механическим приводом. Сцепление находится в чугунном картере 7, прикрепленном к двигателю. К маховику 1 двигателя болтами присоединен стальной штампованный кожух 13 сцепления. Чугунный нажимной диск 2 соединен с кожухом четырьмя парами пластинчатых пружин 15, передающих крутящий момент с кожуха на нажимной диск.

Между кожухом и нажимным диском равномерно размещены по окружности шестнадцать цилиндрических нажимных пружин 14, каждая из которых центрируется специальными выступами, выполненными на нажимном диске и кожухе. Между нажимным диском и пружинами установлены теплоизолирующие шайбы, которые уменьшают нагрев пружин при работе сцепления и исключают потерю пружинами упругих свойств при нагреве.

Четыре рычага 5 выключения сцепления при помощи осей с игольчатыми подшипниками 8 соединены с нажимным диском и вилками 6. Опорами вилок на кожухе служат сферические гайки, обеспечивающие вилкам возможность совершать колебательное движение при перемещении нажимного диска. При сборке сцепления этими гайками регулируют положение рычагов выключения сцепления.

Схема 1 – Сцепление (а), детали (б) и привод (в) сцепления грузовых автомобилей ЗИЛ

1 – маховик; 2 – нажимной диск; 3 – ведомый диск; 4, 19 – валы; 5, 18, 21 – рычаги; 6, 12 – вилки; 7 – картер; 8, 9 – подшипники; 10, 14, 17, 28 – пружины; 11 – муфта; 13 – кожух; 15 – пластинчатая пружина; 16 – педаль; 20 – тяга; 22 – гайка; 23, 27 – диски; 24 – ступица; 25 – пластина; 26 – маслоотражатель

Муфта 11 выключения сцепления имеет неразборный выжимной подшипник 9 с постоянным запасом смазочного материала, который не пополняется в процессе эксплуатации.

В ведомом диске сцепления находится пружинно-фрикционный гаситель крутильных колебаний. К тонкому стальному ведомому диску 3 с обеих сторон приклепаны фрикционные накладки из прессованной металлоасбестовой композиции. Диск соединен со ступицей 24 при помощи восьми пружин 28 гасителя крутильных колебаний. Ступица установлена на шлицах первичного вала 4 коробки передач. Пружины 28 установлены с предварительным сжатием в совмещенных и расположенных по окружности прямоугольных окнах дисков 23, 27 и фланца ступицы 24 ведомого диска. При такой установке пружин ведомый диск 3 может поворачиваться в обе стороны относительно ступицы 24 на определенный угол, сжимая при этом пружины 28. Угол поворота ведомого диска ограничивается сжатием пружин до соприкосновения их витков.

Диск 23 приклепан к ступице вместе с маслоотражателями 26 и прижат к фрикционным пластинам 25, которые закреплены на диске 27, приклепанном к ведомому диску 3. При перемещениях ведомого диска относительно его ступицы вследствие действия крутильных колебаний, возникающих в трансмиссии при резких изменениях частоты вращения деталей за счет трения между дисками и фрикционными пластинами 25, происходит гашение крутильных колебаний, энергия которых превращается в теплоту и рассеивается в окружающую среду. Пружины 28 гасителя снижают частоту колебаний деталей трансмиссии, не дают им совпадать с частотой крутильных колебаний и исключают резонансные явления в трансмиссии. Кроме того, при возрастании крутящего момента пружины обеспечивают плавное его увеличение в момент начала движения автомобиля или при переключении передач, что обеспечивает плавность включения сцепления даже при резком отпускании педали сцепления. Гаситель крутильных колебаний повышает долговечность механизмов трансмиссии.

Привод

Привод сцепления (схема 1, в) – механический. В привод входят педаль 16 с валом 19, рычаги 18 и 21, регулировочная тяга 20 и вилка 12 выключения сцепления.

При нажатии на педаль поворачивается вал 19 и через рычаги и тягу действует на вилку 12, а она – на муфту выключения 11 с выжимным подшипником 9. Муфта с подшипником перемещается и нажимает на внутренние концы рычагов 5, которые отводят своими наружными концами нажимной диск от ведомого. При этом нажимные пружины 14 сжимаются. Сцепление выключено, и крутящий момент от двигателя к трансмиссии не передается.

После отпускания педали муфта выключения с подшипником возвращается в исходное положение под действием соответственно пружин 10 и 17. При этом под действие нажимных пружин 14 нажимной диск прижимается к маховику. Сцепление включено, и крутящий момент передается от двигателя к трансмиссии.

Регулировки

Для надежной работы сцепления в нем производится две регулировки – свободного хода педали сцепления и положения рычагов выключения сцепления.

Регулировка свободного хода педали сцепления или зазора между выжимным подшипником и рычагами выключения сцепления производится регулировочной гайкой 22 путем изменения длины тяги 20. При этом зазор должен быть в пределах 1,5…3 мм, что соответствует свободному ходу педали сцепления 35…50 мм. Эта эксплуатационная регулировка необходима для полного включения и выключения сцепления. Так, при меньшем зазоре выжимной подшипник может постоянно или периодически нажимать на рычаги выключения, вызывая пробуксовывание сцепления и увеличивая тем самым изнашивание подшипника, фрикционных накладок и рычагов выключения.

Регулировка рычагов выключения производится при сборке и ремонте сцепления при помощи сферических гаек крепления опорных вилок 6. Эта регулировка необходима для того, чтобы нажимной диск при выключении сцепления перемещался без перекоса. В противном случает нажимной диск может отходить от ведомого с перекосом и сцепление будет интенсивно изнашиваться.

Устройство сцепления грузовых автомобилей ГАЗ

На схеме 2 показано сцепление грузовых автомобилей ГАЗ. Сцепление фрикционное, однодисковое, сухое, с периферийными пружинами и механическим приводом (автомобили 4 на 2) или с гидравлическим приводом (автомобили 4 на 4).

Ведущими деталями сцепления являются маховик 1, нажимной диск 4 и кожух 11, ведомыми – ведомый диск 3, деталями включения сцепления – двенадцать нажимных цилиндрических пружин 12, деталями выключения – три рычага 5 и муфта 8 с выжимным шариковым подшипником 9.

Схема 2 – Сцепление (а) и его детали (б) грузовых автомобилей ГАЗ

1 – маховик; 2 – картер; 3 – ведомый диск; 4 – нажимной диск; 5 – рычаг; 6 – масленка; 7, 13 – регулировочные гайки; 8 – муфта; 9 – подшипник; 10 – вилка; 11 – кожух; 12, 17 – пружины; 14 – тяга; 15 – пластина; 16 – кольцо; 18, 21 – диски; 19 – накладка; 20 – ступица

Крутящий момент от маховика двигателя через болты крепления передается кожуху сцепления и от него нажимному диску через три обработанных прилива диска, плотно входящих в три прямоугольные прорези кожуха. Далее крутящий момент передается ведомому диску, установленному на первичном валу коробки передач.

Ведомый диск сцепления состоит из тонкого стального разрезного диска 21, приклепанных к нему шести волнистых пружинных пластин 15 и двух фрикционных накладок 19, а также ступицы 20 и гасителя крутильных колебаний. Одна из фрикционных накладок приклепана непосредственно к диску, а другая – к пружинным пластинам.

При включении сцепления пластины 15 постепенно выпрямляются, и трение между ведомым диском, маховиком и нажимным диском постепенно возрастает. Это приводит к плавному включению сцепления.

Гаситель крутильных колебаний включает в себя диск 18, шесть цилиндрических пружин 17 и два фрикционных кольца 16. Фрикционные кольца установлены между фланцами ступицы, ведомым диском и диском гасителя. Пружины гасителя соединяют ведомый диск со

carspec.info

2.3 Устройство сцепления ЗИЛ-130. Сцепление ЗИЛ-130

Похожие главы из других работ:

Конструирование и расчет автомобиля

1. Расчёт сцепления

Статический момент трения сцепления определяют по формуле , (1.1) где Мс - статический момент трения сцепления, Нм; - коэффициент запаса сцепления. Значение коэффициента запаса сцепления выбирается по таблице 2.1 Таблица 1...

Определение основных параметров тепловоза ТЭ-116

2.6 Опорно-возвращающее устройство и устройство передачи силы тяги

Опорно-возвращающее устройство тепловоза воспринимает массу всего надтележечного строения, обеспечивает устойчивое положение тележки под тепловозом при его движении, а также плавное вписывание в кривые и создание необходимых усилий...

Принцип действия и ремонт сцепления ВАЗ-2108

1. Устройство и принцип действия сцепления ВАЗ 2108

1.1 Назначение сцепления и устройство Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок...

Работа и техническое обслуживания сцепления "КамАЗ"

1.1 Механизм сцепления

Он состоит (рис. 1.2) из ведущих деталей, ведомых деталей, нажимного устройства, механизма выключения. Принцип действия сцепления основан на использовании сил трения, возникающих между дисками...

Ремонт и обслуживание трансмиссии автомобилей УАЗ

2. Сцепления

Рис. 3.1...

Ремонт сцепления автомобиля ВАЗ-2110

Назначение, устройство и принцип работы сцепления ВАЗ-2110

Сцепление - сухое, однодисковое, постоянно включенное, беззазорное, с тросовым приводом выключения...

Ремонт сцепления автомобиля ВАЗ-2110

Устройство привода выключения сцепления ВАЗ-2110

Привод выключения сцепления предназначен для обеспечения управления работой сцепления...

Системы и механизмы автомобиля ВАЗ-2170 Lada Priora

6. Сцепления

Сцепление однодисковое, сухое, постоянно замкнутое, с центральной нажимной пружиной 11 (рис. 6.1, 6.2) и гасителем крутильных колебаний на ведомом диске 7. Кожух 3 сцепления прикреплен к маховику 6 шестью болтами 4...

Сцепление автомобиля ГАЗ-3307

1. Устройство сцепления ГАЗ-3307

Сцепление автомобиля ГАЗ-3307 - Однодисковое, сухое, рычажное, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске, с периферийными нажимными пружинами. Привод сцепления - гидравлический Сцепление установлено в картере 2 (рис. 1). Рис...

Сцепление ВАЗ 2108

2.3 Привод сцепления

Выключение сцепления (рис.2.) осуществляется через механический привод, усилие от которого через рычаг вилки 3 передается на муфту 29 подшипника выключения сцепления. Муфта 29 в сборе с подшипником 4 расположена на направляющей втулке 13...

Сцепление ЗИЛ-130

2.1 Назначение сцепления

Сцепление предназначено для плавного трогания автомобиля с места, кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и предотвращению воздействия на трансмиссию больших динамических нагрузок...

Сцепление ЗИЛ-130

2.2 Классификация сцепления

сцепление двигатель автомобиль трансмиссия 1) По способу передачи крутящего момента сцепление может быть разных видов: фрикционное, гидравлическое, электромагнитное. 2) По способу управления различают сцепление с принудительным управлением...

Сцепление ЗИЛ-130

2.3 Устройство сцепления ЗИЛ-130

Он закреплён на маховике коленчатого вала двигателя восемью центрирующими болтами. Нажимное усилие сцепления создаётся шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом и нажимным чугунным диском...

Сцепление ЗИЛ-130

2.4 Ремонт сцепления ЗИЛ-130

Выбор конструктивной схемы Исходя из известной грузоподъёмности автомобиля, его максимальной скорости и передаваемого крутящего момента получаем...

Устройство автомобиля ВАЗ 2121

2.2 Устройство сцепления автомобиля ВАЗ-2121

Сцепление представляет собой фрикционную муфту, в которой передача крутящего момента происходит за счет силы трения...

tran.bobrodobro.ru

Неисправности сцепления ЗИЛ-5301

Признак

Неисправности

Причина

Неисправности

Метод

устранения

1. Пробуксовывание сцепления, не передается крутящий момент от двигателя на трансмиссию

 

Отсутствие свободного хода муфты

выключения сцепления

Замасливание поверхности трения

Износ или разрушение фрикционных накладок

Разрушение дисков демпфера ведомого диска

Отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления

Устранить попадание масла в картер сцепления. Обезжирить поверхности трения

Заменить ведомый диск

Проверить соосность валов двигателя и коробки передач, несоосность устранить, заменить ведомый диск.

 

2. Неполное выключение сцепления, сцепление "ведет"

 

Не обеспечивается необходимый ход муфты выключения сцепления

Нарушена регулировка рычагов нажимного диска

Повышенное торцевое биение ведомого диска

 

Проверить исправность привода (попадание воздуха в гидравлическую систему, утечка рабочей жидкости, увеличенный свободный ход в приводе, малый ход педали и др.) Устранить обнаруженные неисправности

Отрегулировать положение рычагов

Выправить ведомый диск

 3. Запаздывание выключения сцепления при трогании с места и переключении передач

Застывание рабочей жидкости (повышение вязкости) в гидравлической системе при низкой температуре

Промыть гидравлическую систему и заполнить ее чистой рабочей жидкостью

 

4. Течь воздуха через выпускной клапан (ПГУ) при нажатии на педаль

Износ или разрушение манжеты ПГУ

 

Заменить манжету

 

5. Сцепление не удерживается в выключенном состоянии при нажатии педали (Педаль проваливается)

 

Смещение воздушного клапана редуктора ПГУ

Разрушение резинового уплотнительного кольца толкателя поршня главного цилиндра.

 

Сделать несколько резких нажатий на педаль сцепления

Заменить кольцо

 

6. Не прокачивается гидравлическая система

 

Износ поршня или манжеты главного цилиндра

Отсутствие свободного хода толкателя главного цилиндра, нарушение регулировки свободного хода толкателя, заедание педали

Заменить поршень или манжету

Отрегулировать свободный ход толкателя

Устранить заедание педали

7. Сильный шум и скрежет при выключении сцепления

Износ или заклинивание подшипника муфты выключения сцепления

 Заменить подшипник, проверить состояние рычагов нажимного диска и при необходимости заменить, или заменить целиком нажимной диск в сборе с кожухом

autoruk.ru

Требования к деталям сцепления ЗИЛ-5301

Нажимной диск

Толщина тела диска, замеренная по бобышке крепления парных тангенциальных пружинных пластин - 25,74÷26,26 мм. Разность размеров в пределах одной детали не должна быть более 0,21мм. При ремонте нажимного диска допускается проточка рабочей поверхности до размера не менее 24,7 мм. Допустимый дисбаланс нажимного диска - 90 г.

Неплоскостность нового или отремонтированного диска – не более 0,1 мм. Коробление нажимного диска без ремонта допускается не более 0,8 мм.

Нажимные пружины

Количество пружин - 16. Длина пружины в свободном состоянии -61,7÷63,0 мм. Длина пружины под нагрузкой 628÷736 Н – 45 мм. Допустимое (без замены пружины) усилие от пружины при ее сжатии до длины 45 мм- 600 Н, не менее.

Рычаг нажимного диска сцепления и шарниры рычага

Диаметр отверстий в рычаге нажимного диска под игольчатый подшипник - 11.42÷11,47мм. Допустимый размер отверстий в рычаге без ремонта -11,49 мм. Количество рычагов-4.

Диаметр пальцев вилки и рычага - 8,17÷8,20 мм. Допустимый размер пальца без ремонта - 8,15 мм.  Диаметр отверстий в опорной вилке рычага и в проушинах нажимного диска под палец рычага - 8,200...8,258 мм Допустимый размер отверстий без ремонта - 8,3 мм. Количество игольчатых роликов в одном шарнире рычага - 19. Диаметр игольчатого ролика - 1,59÷1,60 мм.  При износе пальцев или отверстий рычага, вилки рычага и кронштейна нажимного диска выше допустимых величин, их следует заменить.

Ведомый диск и ступица в сборе

Ведомый диск (рис.1) изготовлен из листа стали марки 50.  Диаметр ведомого диска - 342мм. Толщина стального диска -1,8 мм. Толщина диска в сборе с фрикционными накладками - 9,44÷10,16 мм. Расстояние от рабочей поверхности накладки до головки заклепки - 1,20÷1,95 мм.

При износе накладок до головок заклепок следует заменить диск или накладки.

Наружный диаметр фрикционных накладок - 339÷340 мм, внутренний - 186...187 мм. Толщина фрикционных накладок 3,9÷4,1 мм. Диаметр отверстий в накладках под заклепки - 4,0÷4,3 мм. Диаметр отверстий в накладках под головки заклепок - 9,5÷9,86 мм. Толщина перемычки в гнезде фрикционной накладки под заклепку - 1,25÷1,50 мм.

Ступица ведомого диска изготовлена из стали 40Х. Номинальная ширина шлицевой впадины ступицы - 5,89÷5,94 мм.

Допустимая ширина шлицевой впадины без ремонта - 6,05 мм. При износе шлицевой впадины выше допустимых величин ступицу следует заменить.

Неплоскостность рабочей поверхности ведомого стального диска - не более 0,3 мм. Неплоскостность диска в сборе с фрикционными накладками – не более 0,5 мм.

Биение рабочей поверхности ведомого диска в сборе с фрикционными накладками при установке ступицы на шлицевую оправку допускается не более 1,0мм.

При ослаблении заклепок фрикционных накладок или износе накладок выше допустимых величин фрикционные накладки следует заменить. Допустимый дисбаланс ведомого диска - 25 г см.

Пружины упругой муфты (демпфера)

Количество пружин - 8. Длина пружины: в свободном состоянии - 24,35÷24,65 мм; под нагрузкой 500÷650 Н, - 22,5 мм; при сжатии до соприкосновения витков - 21÷22 мм.

Муфта выключения сцепления

Расстояние между щеками муфты под вилку выключения сцепления - 85,54÷85,77мм.

Диаметр отверстия муфты под шейку крышки подшипника первичного вала коробки передач - 47,60÷47,65 мм. Допустимый размер без ремонта - 47,90 мм.

При износе отверстия муфты под шейку крышки подшипника выше допустимого муфту следует заменить. Диаметр шейки муфты под неподвижное кольцо подшипника выключения сцепления - 55,002÷55,032 мм.

Оттяжная пружина муфты выключения сцепления

Длина пружины в свободном состоянии - 33,5 мм, не более.

Длина пружины под нагрузкой 20÷30 Н - 56 мм. Допустимое (без замены пружины) усилие от пружины при ее растяжении до длины 56 мм - 15 Н, не менее.

Вилка выключения сцепления

Диаметр опорных шеек вилки - 24,955÷25,000 мм. Допустимый размер шеек вилки без ремонта - 24,92 мм. При износе опорных шеек вилки выключения сцепления выше допустимого вилку следует заменить.

Расстояние между рожками вилки - 86,00÷86,46 мм. Допустимый размер между рожками вилки без ремонта - 88 мм. Ремонт вилки рекомендуется производить наплавкой с последующей обработкой.

Несоосность опорных шеек вилки выключения сцепления относительно их общей оси – не более 0,02 мм на длине 40 мм от торцов. При несоосности выше допустимой вилку следует выправить.

Фланец вилки выключения сцепления

Диаметр отверстия под вилку - 25,06÷25,13 мм, допустимый без ремонта - 25,2мм.

Наружный диаметр фланца -41,95...42,00 мм, допустимый без ремонта - 41,90 мм. При износе наружного диаметра фланца выше допустимого фланец следует заменить.

Рычаг вилки выключения сцепления

Диаметр отверстия втулки рычага под палец толкателя - 12,29÷12,40 мм. При износе отверстия втулки до размера 12,6 мм ее следует заменить.

При повреждении резьбы в отверстии под стяжной болт крепления рычага вилки рекомендуется отверстие заварить, просверлить новое и нарезать резьбу.

autoruk.ru

Регулировка сцепления | АвтоКлуб ЗиЛ 130

Правильно отрегулированное сцепление ЗИЛ-130 не должно пробуксо­вывать в включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться полностью (не дол­жно «вести»). Свободный ход педа­ли сцепления должен быть равен 35—50 мм, а полный ход — не ме­нее 180 ммПо мере изнашивания фрик­ционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления, в результате чего сцепление может пробуксовывать. Это приводит к быстрому изнашиванию ведомого диска и подшипника муфты вы­ключения сцепления. В случае чрезмерного свободного хода (свы­ше 50 мм) при нажатии на педаль до отказа не происходит полного выключения сцепления, это приво­дит к ускоренному изнашиванию ведомого диска и затрудняет пе­реключение  передач. Свободный ход педали сцепления ЗИЛ-130 надо регулировать в таком порядке.1.  Отвернуть контргайку 4.2.  Отрегулировать свободный ход педали сцепления, вращая сфе­рическую гайку 3; для уменьшения свободного хода педали сфериче­скую гайку следует завертывать на тягу 7, а для увеличения свобод­ного хода — отвертывать с тяги.3.  Затянуть контргайку.4.  После регулирования сцепления пустить двигатель и проверить правиль­ность работы сцепления.Уход заключается в регулировании привода сцепления, очистке от грязи, своевременном подтягивании всех болтовых соединений, смазывании вилки выключения сцепления и вала педали в соответст­вии с картой смазывания.Передний подшипник 29 (см. рис. 37) ведущего вала коробки пере­дач имеет постоянный запас смазочного материала, закладываемого на заводе-изготовителе подшипников. При эксплуатации периодиче­ского добавления смазочного материала не требуется. При ремонтных работах подшипник в случае необходимости надо заменить новым.Необходимо тщательно следить за затяжкой болтов крепления кар­тера к блоку цилиндров. Момент затяжки болтов должен быть равен 80—100 Н • м (8—10 кгс • м). Болты нужно затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.

Запись опубликована в рубрике Техническое обслуживание, Шасси. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

zil130.ru