-131. Сопротивление зил


Приборы зажигания

В систему зажигания, кроме источников тока, входят катушка зажигания, прерыватель-распределитель, конденсатор, свечи зажигания, фильтры подавления радиопомех, добавочное сопротивление и выключатель зажигания. На схеме экранированной системы зажигания двигателя ЗИЛ-131 (рис. 40) путь тока низкого напряжения от аккумуляторной батареи указан стрелками на проводниках; путь тока высокого напряжения указан пунктирными стрелками.

Катушка зажигания Б13.

Катушка зажигания Б13 (рис. 41, а) устанавливается на автомобиле ГАЗ-66, катушка Б102-Б (рис. 41, б) — на автомобилях ЗИЛ-131 и Урал-375. Обе катушки маслонаполненные. Катушка Б102-Б экранированная, герметично закрытая; добавочное сопротивление устанавливается отдельно от катушки. В этой катушке на кожухе с помощью обоймы закреплен экран крышки стремя герметизированными зажимами для крепления проводников, низкого и высокого напряжения.

Внутреннее же устройство катушек одинаковое, за исключением диаметра проводов и числа витков обмоток.

На сердечнике 15, собранном из пластин мягкой стали, надета бумажная трубка с намотанной на нее вторичной обмоткой 13, а затем трубка с первичной обмоткой 12. Такое расположение обмоток улучшает отвод тепла от первичной обмотки.

Первичная обмотка состоит из 290 витков провода диаметром 0,86 мм в катушке Б102-Б и 270 витков диаметром 0,72 мм в катушке Б13. Вторичная обмотка катушки зажигания Б102-Б имеет 18 тыс. витков провода диаметром 0,07 мм, а катушки зажигания Б13 — 26 тыс. витков провода диаметром 0,07 мм.

Рис. 40. Схема зажигания двигателя ЗИЛ-131:

1 — свеча зажигания; 2 — подавительное сопротивление; 3 — электрод крышки; 4 — электрод ротора; 5 — подавительное сопротивление в центральном вводе крышки; 6 — кулачок прерывателя; 7 — контакты прерывателя; 8 — эксцентрик; 9 — конденсатор; 10 — рычажок прерывателя; 11 — зажим прерывателя; 12 — вторичная обмотка; 13 — первичная обмотка; 14 — катушка зажигания; 15 — фильтр первичной цепи, состоящий из ферритового сердечника, обмотки и двух проходных конденсаторов, соединенных с массой; 16 — добавочное сопротивление, 17 — корпус выключателя зажигания; 18 — ротор выключателя; 19 — пружинящая пластина; 20 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 21 — конденсаторный фильтр, состоящий из одного проходного конденсатора; 22 — реле включения стартера; 23 — реле-регулятор; 24 — генератор; 25 — фильтр зарядной цепи, состоящий из ферритового сердечника, обмотки и двух проходных конденсаторов, соединенных с массой; 26 — контактный диск; 27 — пружинящая пластина зажима КЗ тягового реле; 28 — зажим тягового реле; 29 — выключатель батареи; AM, КЗ и СТ — зажимы выключателя зажигания

Между корпусом катушки и первичной обмоткой расположен кольцевой магнитопровод 10, служащий для усиления магнитного потока, создаваемого током в первичной обмотке.

Герметичность крепления карболитовой крышки 2 к корпусу обеспечивается прокладкой 5 из маслобензостойкой резины. Обмотки погружены в трансформаторное масло, что улучшает изоляцию и отвод тепла от них.

На автомобилях ГАЗ-66 с экранированным электрооборудованием устанавливается экранированная катушка зажигания Б5-А.

Конденсатор.

В малогабаритных бумажных конденсаторах обкладка представляет собой очень тонкий слой олова и цинка, нанесенный на одну сторону бумаги; ленты свертывают в рулон и помещают в герметизированный корпус, заполненный трансформаторным маслом.

На автомобилях ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 применяются малогабаритные конденсаторы емкостью 0,25—0,35 мкФ.

Рис. 41. Катушки зажигания: a — Б13; б — Б102-Б;

1 — выводной зажим; 2 — карболитовая крышка; 3 — пружина; 4 — зажим первичной обмотки; 5 — резиновая прокладка; 6 — изоляционная трубка; 7 — скоба крепления; 8 — кожух; 9 — соединительный проводник; 10 — кольцевой магнитопровод; 11 — трансформаторное масло; 12 — первичная обмотка; 13 — вторичная обмотка; 14 — фарфоровый изолятор; 15 — сердечник; 16 — добавочное сопротивление; 17 — втулка; 18 — керамический держатель добавочного сопротивления; 19 — шинка; 20 — латунная вставка; 21 — накидная гайка; 22 — штуцер; 23 — экран крышки катушки; 24 — пружинная пластина; 25 — зажимное устройство крепления экранированного проводника низкого напряжения; 26 — обойма крепления экрана; 27 — уплотнительная мастика; ВК — зажим первичной обмотки

Конденсаторы с металлизированной бумагой обладают способностью самовосстанавливаться. При пробое бумаги искрой происходит испарение слоя металла, и вблизи места пробоя бумага очищается от металла, а место пробоя заливается маслом.

Конденсатор при размыкании контактов прерывателя заряжается током самоиндукции, в результате чего искрение между контактами уменьшается, что способствует быстрому исчезновению магнитного потока, а следовательно, повышению э. д. с. во вторичной обмотке. Кроме того, уменьшается окисление и перенос металла контактов. При разомкнутых контактах прерывателя заряженный конденсатор разряжается через первичную обмотку, создавая в ней ток обратного направления, что ускоряет исчезновение магнитного потока, а следовательно, способствует повышению э. д. с. во вторичной обмотке.

Конденсатор значительно ослабляет, но неустраняет искрения между контактами, поэтому при размыкании происходит небольшое окисление рабочей поверхности контактов и незначительный перенос металла с положительного контакта на отрицательный.

Добавочное сопротивление в первичной цепи зажигания.

При замыкании контактов прерывателя вокруг первичной обмотки создается нарастающее по величине магнитное поле, силовые линии которого, пересекая витки обмотки, индуктируют в них э. д. с. самоиндукции, препятствующую нарастанию тока первичной обмотки. Поэтому при увеличении числа оборотов коленчатого вала, когда уменьшается время замкнутого состояния контактов прерывателя, э. д. с. самоиндукции будет являться причиной уменьшения силы тока в первичной обмотке, а следовательно, и уменьшения напряжения во вторичной цепи зажигания.

Добавочное сопротивление, выполненное из никеля (ГАЗ-66), служит для автоматического снижения сопротивления первичной цепи зажигания при увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя, что препятствует резкому уменьшению силы тока в первичной цепи и, следовательно, сильному понижению напряжения во вторичной цепи, обеспечивая бесперебойное зажигание при большом числе оборотов коленчатого вала двигателя.

При уменьшении силы тока, проходящего через добавочное сопротивление, оно быстро охлаждается и, следовательно, сопротивление всей первичной цепи уменьшается, что предотвращает резкое уменьшение силы тока.

На автомобиле ЗИЛ-131 добавочное сопротивление выполнено из сплава — константана. Этот сплав не изменяет своего сопротивления при изменении температуры. В этом случае добавочное сопротивление служит только для ограничения силы тока в первичной цепи при работе двигателя.

При пуске двигателя стартером резко снижается напряжение на зажимах батареи, что вызывает уменьшение силы тока в первичной цепи, а следовательно, и напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания; при включении стартера закорачивают добавочное сопротивление контактным диском 26 (см. рис. 40) тягового реле. Закорачивание достигается тем, что при повороте ключа, а вместе с ним и ротора 18 выключателя зажигания во второе правое положение, ротор замыкает пружинящие пластины 19. При этом включается цепь низкого напряжения и цепь обмотки реле включения 22 стартера, которое своими контактами включит обмотки тягового реле. Прохождение тока по обмоткам тягового реле вызовет намагничивание якорька, который, втягиваясь, переместит контактный диск 26 и замкнет им зажимы 28 и КЗ. В этот момент первичная обмотка будет соединена с аккумуляторной батареей помимо добавочного сопротивления и выключателя зажигания.

Прерыватель-распределитель.

На автомобиле ГАЗ-66 устанавливают прерыватель-распределитель Р13-В или экранированный Р105; на автомобиле ЗИЛ-131 — Р102.

Прерыватель-распределитель Р102 (рис. 42) экранированный, герметизированный, без вакуумного регулятора опережения зажигания. Внутренние полости распределителя герметизируются установкой резиновых колец 17 под корпус экрана, а также в местах крепления проводников низкого и высокого напряжения; а места крепления экранирующих шлангов к патрубкам корпуса экрана герметизируются алюминиевыми коническими кольцами.

Рис. 42. Прерыватель-распределитель Р102: а — вид сбоку; б — вид сверху;

1 — валик; 2 и 17 — резиновые кольца; 3 — октан-корректор; 4 — масленка; 5 — втулка; 6 — втулка кулачка; 7 — муфта крепления экранированного провода низкого напряжения; 8 — кулачок прерывателя; 9 — ротор распределителя; 10 — уголек (подавительное сопротивление); 11 — пружина; 12 — патрубок для крепления герметичного экранирующего шланга; 13 — муфта ввода провода высокого напряжения от катушки зажигания; 14 — крышка корпуса экрана; 15 — корпус экрана; 16 — крышка распределителя; 18 — центробежный регулятор; 19 — корпус распределителя; 20 — эксцентрик регулировки зазора между контактами; 21 — рычажок прерывателя; 22 — кронштейн неподвижного контакта; 23 — смазочный фильтр кулачка; 24 — кулачок прерывателя; 25 — конденсатор

Один из патрубков 12 корпуса экрана соединен шлангом с воздушным фильтром карбюратора, что необходимо для постоянного отсоса озона, создающегося при распределении тока высокого напряжения искрой между электродом ротора и электродами крышки. Озон вызывает сильную коррозию деталей прерывателя-распределителя.

Пластина прерывателя крепится неподвижно двумя винтами к кронштейнам корпуса распределителя. Зазор между контактами прерывателя в пределах 0,3—0,4 мм регулируется эксцентриком 20, как и в других прерывателях. При увеличении зазора уменьшаются время и угол замкнутого состояния контактов, а поэтому уменьшается сила тока низкого напряжения; при уменьшении зазора угол и время замкнутого состояния контактов увеличиваются, поэтому возрастает сила тока в первичной цепи, но вместе с этим увеличивается э. д. с. самоиндукции, что увеличивает искрение между контактами. В обоих случаях уменьшается напряжение во вторичной цепи зажигания.

Углом замкнутого состояния контактов называют угол поворота кулачка, при котором контакты прерывателя находятся в замкнутом состоянии. В прерывателях для 8-цилиндровых двигателей угол замкнутого состояния контактов должен быть 28—32°.

В прерывателях-распределителях Р102, Р105, Р13-В выступы кулачка прерывателя имеют специальный профиль, при котором набегающая (передняя по ходу вращения) часть каждого выступа имеет острую кромку, обеспечивающую быстрое размыкание контактов прерывателя, а сбегающая часть выступа — пологая, способствующая плавному, безвибрационному замыканию контактов прерывателя. Эти конструктивные мероприятия обеспечивают бесперебойную работу цилиндров двигателя. Чтобы предотвратить быструю потерю упругости пружины рычажка прерывателя от нагрева ее током, параллельно пружине установлена латунная пластина, обладающая очень малым сопротивлением. Натяжение пружины рычажка 21 прерывателя должно быть 500—650 Г.

Свечи зажигания.

На двигателе ЗМЗ-66 устанавливают неразборные свечи А11У с уралитовым изолятором или A15Б с боркорундовым изолятором; зазор между электродами этих свечей 0,8—0,9 мм.

На двигателе ЗИЛ-131 устанавливают неразборные герметизированные экранированные свечи типа СН307 (рис.43) с зазором между электродами 0,5—0,6 мм.

В обозначении свечи первая буква означает диаметр резьбы ввертной части корпуса: А — 14 мм; число указывает длину нижней части изолятора в мм; последняя буква указывает материал изолятора; У — уралит; Б — боркорунд. Экранированная свеча СН307 имеет заводскую маркировку. В этой свече герметичность внутренней полости экрана обеспечивается резиновой втулкой 9, а экранировка — металлической втулкой — экраном 4, напрессованным на корпус свечи. Экран от центрального электрода и деталей, подводящих ток, изолирован керамической втулкой 6.

Рис. 43 Экранированная свеча зажигания: 1 — электроды; 2 — уплотнительное кольцо; 3 — корпус; 4 — экран свечи; 5 — подавительное сопротивление; 6 — керамическая изоляционная втулка экрана; 7 — проводник; 8 — керамическая втулка; 9 — резиновая втулка; 10 — накидная гайка; 11 — экранирующий шланг; 12 — нажимная втулка

Свечи для двигателя подбирают по их тепловой характеристике, которую косвенно определяют по длине нижней части изолятора. Тепловая характеристика свечи определяет тепловой режим ее работы, характеризующийся температурой изолятора и общей теплопроводностью свечи. Для бесперебойной работы свечи температура нижней части изолятора должна быть в пределах 500—600° С; при такой температуре сгорает нагар, отлагающийся на изоляторе свечи. При более низкой температуре возможно отложение нагара на поверхности изолятора, что вызовет утечку тока высокого напряжения, вследствие чего возникнут перебои в работе двигателя. При температуре изолятора выше 600° С происходит преждевременное воспламенение рабочей смеси.

Свечи зажигания с высокой теплоотдачей (малой длиной нижней части изолятора и узкой расточкой корпуса) называют холодными и применяют для двигателей с высокой степенью сжатия и повышенным тепловым режимом. Свечи с пониженной теплоотдачей (удлиненной нижней частью изолятора и широкой расточкой корпуса) называют горячими и устанавливают на двигателях с малой степенью сжатия и умеренным тепловым режимом.

Регулирование опережения зажигания.

Углом опережения зажигания называют угол поворота коленчатого вала от момента появления искры в свече до положения поршня в в. м. т.

Необходимая величина опережения зажигания зависит от скорости горения смеси и числа оборотов коленчатого вала двигателя: чем выше скорость горения, тем опережение должно быть меньше; чем больше число оборотов, тем зажигание должно быть более ранним.

Скорость горения смеси увеличивается при повышений наполнения цилиндров горючей смесью и уменьшается при повышении количества остаточных газов. Из этого следует, что при небольшом открытии дросселя карбюратора, когда наполнение мало, а количество остаточных газов велико, горение смеси будет медленным, и опережение зажигания надо увеличивать, а при увеличении открытия дросселя — уменьшать.

Необходимое опережение зажигания регулируется автоматически в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя и его нагрузки (степени открытия дросселя). Для выполнения этой задачи прерыватели имеют:

а) центробежный регулятор, автоматически изменяющий опережение зажигания в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя;

б) вакуумный регулятор, автоматически изменяющий опережение зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.

Кроме того, прерыватели имеют октан-корректор для изменения установочного угла опережения зажигания до ±10—12° в зависимости от октанового числа топлива. Чем ниже октановое число топлива, тем меньшим должен быть угол опережения зажигания.

Октан-корректором корректируют угол опережения зажигания при установке зажигания и после каждой регулировки зазора между контактами прерывателя.

Совместная работа центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания должна обеспечивать при работе двигателя на всех режимах такой наивыгоднейший угол опережения зажигания, при котором сгорание рабочей смеси должно заканчиваться при повороте кривошипа на 10—15° после в. м. т. в начале такта расширения. При таком сгорании смеси Двигатель будет развивать наибольшую мощность и экономичность.

Если же образование искры между электродами свечи будет происходить слишком рано, т. е. угол опережения зажигания будет слишком большим, возникнет резкое нарастание давления газов до прихода поршня в в. м. т., что будет значительно препятствовать движению поршня. В результате уменьшится мощность и экономичность двигателя; кроме, того, ухудшится приемистость двигателя, работа двигателя под нагрузкой будет сопровождаться стуками и повышенным нагревом, на малых оборотах холостого хода двигатель будет работать неустойчиво.

При зажигании рабочей смеси в в. м. т. или более позднем зажигании горение смеси будет происходить при увеличивающемся объеме. При этом давление газов в цилиндре будет значительно ниже, чем при нормальном зажигании, а поэтому мощность и экономичность двигателя также понизятся. В этом случае догорание смеси в цилиндре будет происходить на всем протяжении такта расширения, что вызовет сильный перегрев двигателя.

Рис. 44. Регуляторы опережения зажигания прерывателей-распределителей Р13-В и Р105:

а—центробежный;1 — пластина грузиков; 2 — валик; 3 — ось грузика; 4 — пружина; 5 — стойка подвески пружины; 6 — шпилька грузика; 7 — грузик; 8 — пластина кулачка; 9 — кулачок; 10 — опорная шайба; 11 — замочное кольцо;б — вакуумный;1 —корпус; 2 — диафрагма; 3 — крышка; 4 — регулировочные шайбы; 5 — уплотнительная прокладка; 6 — штуцер; 7 — пружина; 8 — тяга; 9 — шип подвижной пластины прерывателя

Центробежный регулятор опережения зажигания. На валике 2 (рис. 44, а) жестко укреплена пластина, имеющая две оси 3 грузиков 7. Кулачок 9 прерывателя жестко соединен втулкой с пластиной 8. Перемещение кулачка вдоль оси валика ограничивается замочным кольцом 11. Грузики 7 стягиваются пружинами 4 разной упругости, что обеспечивает плавное изменение угла опережения зажигания. При увеличении числа оборотов коленчатого вала грузики 7 под действием центробежной силы преодолевают сопротивление пружин 4 и расходятся. Через шпильки 6 грузики поворачивают пластину 5, а вместе с ней кулачок по направлению вращения. При этом выступы кулачка будут раньше подходить к подушке рычажка прерывателя, и опережение зажигания увеличится. При снижении числа оборотов пружины 4 возвращают грузики, а через них пластину 8 и кулачок 9 прерывателя в исходное положение.

Вакуумный регулятор опережения зажигания. Между корпусом 1 (рис. 44, б) и крышкой 3 регулятора зажата диафрагма 2, которая посредством пружины 7 и тяги 8 удерживает подвижную пластину прерывателя в положении позднего зажигания. Внутреннее пространство крышки регулятора соединено трубкой со смесительной камерой карбюратора.

Внутренняя полость корпуса регулятора со стороны тяги сообщена с атмосферой. По мере прикрытия дросселя (уменьшения нагрузки) разрежение в полости крышки 3 увеличивается. При этом диафрагма прогибается в сторону пружины, сжимая ее, и через тягу 8 повертывает подвижную пластину прерывателя навстречу вращению кулачка, что и увеличивает опережение зажигания. При увеличении нагрузки разрежение в полости крышки уменьшается, и пружина 7 передвигает диафрагму к корпусу прерывателя, поворачивая диск в сторону более позднего зажигания.

Прерыватель-распределитель Р102 не имеет вакуумного регулятора опережения зажигания.

Снижение уровня радиопомех.

При работе системы электрооборудования между электродами распределителя и свечой зажигания, контактами электрических приборов, а также между щетками и коллектором генератора и электродвигателей создается искрение, являющееся причиной возникновения высокочастотных электромагнитных волн, которые, пересекая антенны, создают помехи, ухудшающие прием радио- и телевизионных передач и сильно мешают работе радиолокационных установок. Особенно сильные помехи создает система зажигания. Для обеспечения нормального радиоприема и телеприема на автомобиле введены следующие основные устройства, снижающие уровень помех.

1. В проводах от катушки зажигания к распределителю и от распределителя к свечам устанавливают подавительные сопротивления от 7 до 14 кОм, изготовленные в виде стержней из очищенного обуглероженного асбеста, перемешанного с бакелитовым или другим лаком, которые помещаются в патронах из изоляционного материала. На большинстве автомобилей подавительным сопротивлением является контактный уголек центрального ввода крышки распределителя.

Наряду с установкой подавительных сопротивлений применяют высоковольтные провода с высокоомным распределенным сопротивлением (15-40 кОм/м), в резиновой или полихлорвиниловой изоляции которых заключен хлопчатобумажный сердечник, оплетенный капроновой ниткой и пропитанный полупроводящим составом.

2. На автомобилях ЗИЛ-131 и ГАЗ-66 с экранированной системой в первичную цепь зажигания и цепь заряда аккумуляторной батареи включены специальные фильтры, состоящие из катушки (дросселя), намотанной на ферритовый сердечник, и двух проходных конденсаторов емкостью по 1 мкФ.

Один электрод каждого проходного конденсатора соединен на массу, а другой соединен с проводником (см. рис. 40). Катушки дросселей включаются в цепь последовательно.

3. На автомобиле ЗИЛ-131 параллельно генератору и реле-регулятору включается конденсаторный фильтр 21 (см. рис. 40), а на автомобиле ГАЗ-66 установлено четыре блокирующих конденсатора, включенных параллельно стеклоочистителю, указателю уровня топлива, контрольной лампе заряда батареи и обмотке реле включения стартера (см. рис. 62).

Подавительные сопротивления уменьшают амплитуды силы тока в контурах высокочастотных колебаний, а дроссели и конденсаторные фильтры нарушают периодичность колебаний в искрообразующих контурах, и энергия импульсов электромагнитных волн расходуется на заряд конденсаторов и гасится в них; все это способствует снижению уровня помех.

4. Экранируют провода высокого и низкого напряжения, генератора и реле-регулятора, распределитель высокого напряжения, свечи и катушку зажигания и другие приборы, в которых при их работе создаются импульсы тока. Экранирование создается установкой на приборы металлических корпусов и коробок и заключением проводов в металлические оболочки. Концы экранов — проводов хорошо соединяют с массой автомобиля.

Импульсы тока создают электромагнитные волны, которые, пересекая экраны, индуктируют в них вихревые токи, вследствие чего энергия этих волн расходуется на нагрев экрана.

5. На антенный кабель радиоприемника устанавливают экранирующую оплетку и соединяют ее с массой автомобиля.

6. Соединяют металлическими гибкими проводами двигатель с рамой, а также кузов с рамой и устанавливают под головки болтов крепления приборов электрооборудования и кузовных деталей звездчатые пружинящие шайбы, обеспечивающие хороший электрический контакт.

В.М. Кленников, Н.М. Ильин

Статья из книги «Устройство грузового автомобиля». Читайте также другие статьи из

Глава «Электрооборудование»:

own.in.ua

3. [1969 .., .., .., ..

motorzlib.ru

3.

, , , , , ; .

, , , 10 000 .

, . 4 412 990 - 5883 990 /2 (45 - 60 /2 ) . 6- 30 . (12 000 - 24000 ), , , , , , .

( "" "), , , , , , .

"" , , , .

, .

, , . - .

() 500 - 800 , . , , . 1000 (25 000 ).

. , , . 14.

. , 14 , - 18 . . "", , , , , . , : - - .

, 22 , 12 - 24 . ( ).

, , .

1000 - 1800 ( -1), , . , , "". . . , , .

14.

5000 - 9000 ( -2) . , , , . (. 114) , .

, . , , .

18, 14 10 . 6 . 13 70/140. 30 - 35 : ( 2 ), , , 1000 .

. 114. : 1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - ; 8 - ; 9 - ; 10 - ; 11 - ; 12 - ; 13 - ; 14 - ; 15 -

11 588 399 - 784 532 /2 (6 - 8 /2 ). 196 133 - 490 332 /2 (2 - 5 /2 ). 9. 8 - 10 . 12 , 10. , , .

. : -53 - 0,8 ÷ 0,9 , -157 - 0,6 ÷ 0,7 , -21, -22, -66 -53 - 0,8 ÷ 0,9, "-403", "-408" - 0,6 ÷ 0,75 -130 - 0,85 ÷ 1 . .

. , .

12 . 15 . 2 . ("") .

14. 7 - 8 .

.

6, 15 4. , 8, 588 399 - 784 532 /2 (6 - 8 /2 ) 2 15. 1, , . 15 . , . 3 5 4 , - "". "" . . 7 6 . , 30 .

, , , .

, , , "" "" 1 7-, 8- -130 -53- 13.

- 5, 5- 102-.

. , , .

, ( ) , , , . , , , . , , , , .

, .

, , . , , "", .

. , , . .

, . , .

. . , -, . -, .

, . , , , . , , 6 - 7 . .

- : - "", 35- - "" -965, 107 107- "", -69 -450 - 23-.

20 -53 21- - -157.

- : 4- - -130, -377 13-2 - -53, -66.

: 53- -69; 50-- -63; 51 - -157; 102 - -131 -375 105 - -66.

. 115. : 1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - V; 8 - ; 9 - ; 10 - ; 11 - ; 12 - ; 13 - ; 14 - ; 15 - () ; 16 - ; 17 - ; 18 - ; 19 - ; 20 -

, , , , , , . . , . , ,- . , ; , . 13 (. 115) 17. - 0,35 - 0,45 , - - 0,3 - 0,4 .

-2 , 18 15, . , .

, 15; 392 26,6 - 588 39,9 (0,4 - 0,6 ).

1. R 8 , () 6, 5 , "" , 3 , , "" 1 "" V 20.

, 18 . 2 . , , .

18 , . 4 2 0 - 2 . 0,15 . - , , - , . .

.

(, , ) ( , - ), , .

( ), () , , . , , . , 12, , , , .

-5 (. 108, ). 20 "2", 18 17 "0" 19 17 . - 18 "" , . 17 , . (28 - 32 - 38 - 42 - - ), 25, .

. 8 (. 116), , . 9 .

3 2 -201. 4, 1/2 .

-157 600 - 1800 , ""-403 - 2000 , "", -53 - 3000 , -53 -66 - 2200 - 3400 , -130 - 5500 - 9200 .

25 000 , . , ( ) . 6, . . , , .

. 116. 4- -130: 1 - -; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - ; 8 - ; 9 - ; 10 - ; 11 - ; 12 - ; 13 - ; 14 - ; 15 - ; 16 - ; 17 - ; 18 - -; 19 -

, , , -201. 158 (-158) 40 000 - 50 000 .

-201 8 , 4 -201, 22 ( - 32-53) 45 ( - 1707 - 51) . 22 45 , .

. 117. -6 : 1 - ; 2 - '0' ; 3 - - -; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - ; 8 - ; 9 - ; 10 - ; 11 - ; 12 - ; 13 - 0 - 360; 14 - ; 15 - ; 16 - ; 17 - ; 18 - ; 19 - ; 20 - ; 21 - ; 22 - () ; 23 - () ; 24 - ; 25 - ; 26 - ; 27 - () ; 28 - () ; 29 - ; 30 - ; 31 - '0'; 32 - ; 33 - ; 34 - '0'

-6 (. 117), -8 --1.

-6 :

- - : , , , , ;

- , ;

- - ; 0 - 300 .

110/220 . 14. , - , - .

12- (. 118, ). , , (: ; - - ; . .), , .

, , 1. , , .

, 2. 3 (. . 118, ), - . 3 .

0 - 1; - 1 - 2, , - . , 2 - 4, , , 2 - 3, - ,

. 118. : - ; -

, 1 - 2. 0 - 2. 3 - 4 4 " "". .

. , . . , .

-2, .

-. 1 (. . 116) 15 . - . .

, . -53, -66 4 8 - 9.

, . . - , , .

1- , . , . - , .

. . . . , , -130 (-131) . . ., 1 (. 72). 3 2 . . . 4 , 5 .

-53 , -130, -53 , , , .

-66 . . ., , , , , . , , , , . - .

.

-130 (-131) , 3 2 , . . ., 9 4 ; -66 , , . . . 4, 4 . , , . -130 (-131) 17 (. . 116) 16 15 , -66 , , . -130 17, -66 - . , .

, , , , , , -130, -131, -66 -53 , "", "" "" - .

-131

, -131. , , , , . , .

, , , , .

http://www.allbest.ru

http://www.allbest.ru

33

( )

-131

2011 .

1.

2. , ,

2.1

2.2

2.3

3.

3.1

3.2

1.

. . . , , , . , , !

2. . .

2.1 -131

.

2.2

:

1. 118

2. 326

3. 200

4. 331

5.

6. 351

7. 307 (307)

8.

9.

.1. -131:

1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - ; 8 - ; 9 - ; 10 - ; 21,22,23 .

118

.

:

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

.2

, , , , ( ), - . , .

250 , - 40 , , , , .

, . , .

. , , .

351

, , .

: , , , , , , -.

, . , () . , , .

.3. -:

1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - ; 8 - ; 9 - ; 10 - ; 11 - -; 12 - ; 13 - ; 14 - ; 15 - ; 16 - ; 17 - ; 18 -

. , . . . . .

. , .

.

, ().

, , . , , , . , .

-

. .

, , , , . , . 0,2-0,8.

-

. - , . , , , ; , . , - .

200

( ) .

200 n-p-n (, ) , .

.4 -

1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - ; 8 -

:

1 , . 2 R2 2 - . 2 : + 1 - 2 - 3 - - - 3 - - 2 - - - . 6. , 1 .

1 2, .

1 , 2, , . .

4 2 . 180.

5 .

331

.

. 5

1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ;

ǻ . , , , . , 2. . 300-400 . . 30 .

307 (307)

.

500-600. 500 , 600 ( ). 307 0,5-0,6 . .

. 6

1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - .

(-7) ()

-7 . 8 22 .

1,5 2 .

326

, , , .

.

.

. , . 0,9 , 400 . 0,6 .

( ) . .

, - , - , .

/ - () .

// - (), () . // , / .

2.3

4 6. , , .

0, , 18-20 . . , .

3.

3.1

, ;

, , ,

; ,

,

.

.

,

,

.

3.2

: , .

: .

, .

1

. , ; , .

2

. . . .

- -: , .

- , .

Allbest.ru

knowledge.allbest.ru

Контактно-транзисторная система зажигания

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Техническое обслуживание автомобилей

Контактно-транзисторная система зажигания

Основным отличием контактно-транзисторной системы зажигания от контактной является наличие в ней транзисторного коммутатора. Поэтому особенности схемы и работы контактно-транзисторной системы определяются схемным решением коммутатора.

На отечественных автомобилях применяется контактно-транзисторная система с коммутатором ТК.102, добавочным резистором СЭ107, катушкой зажигания Б114 и распределителями различных моделей (Р4-Д, Р13-Д, Р133, Р137 — все восьмиискро-вые).

Основным элементом транзисторного коммутатора ТК102 является мощный германиевый транзистор VT (ГТ701А), эмиттер-но-коллекторный переход которого включен в цепь первичной обмотки катушки зажигания Б114. База транзистора VT через первичную обмотку импульсного трансформатора соединена с прерывателем распределителя, а через вторичную — с эмиттером.

При включенном выключателе S транзистор VT коммутатора может находиться в открытом’ или закрытом состоянии в зависимости от того, замкнуты или разомкнуты контакты прерывателя.

При разомкнутых контактах прерывателя транзистор находится в закрытом состоянии, так как потенциал базы и потенциал эмиттера одинаковы. Сопротивление транзистора при этом составляет сотни омов и тока в первичной обмотке катушки зажигания не будет.

При замкнутых контактах прерывателя в схеме пойдет ток по цепи: положительный вывод аккумуляторной батареи — амперметр— контакты выключателя зажигания—добавочный резистор — первичная обмотка катушки зажигания — резистор R коммутатора — первичная обмотка импульсного трансформатора — контакты прерывателя — масса автомобиля — отрицательный вывод аккумуляторной батареи. В результате падения напряжения на резисторе R потенциал базы станет меньше потенциала эмиттера и транзистор откроется. При этом сопротивление транзистора составит доли ома, благодаря чему ток, протекающий через первичную обмотку катушки зажигания, достигает максимальной величины (около 8 А). С возрастанием частоты вращения коленчатого вала из-за уменьшения времени замкнутого состояния контактов прерывателя ток уменьшается до 3 А. Через контакты прерывателя проходит лишь ток базы транзистора, не превышающий 0,9 А при неработающем двигателе и уменьшающийся до 0,3 А с увеличением частоты вращения.

Рис. 1. Схема контактно-транзисторной системы зажигания

При размыкании контактов прерывателя исчезает ток в первичной обмотке импульсного трансформатора ИТ, что приводит к резкому уменьшению магнитного потока в его сердечнике. В результате во вторичной обмотке этого трансформатора индуктируется э. д. е., приложенная к переходу эмиттер-база в обратном направлении, т. е. потенциал базы становится больше потенциала эмиттера, и транзистор VT закрывается. Применение импульсного трансформатора обеспечивает так называемое активное запирание транзистора, благодаря чему ускоряется процесс переключения транзистора. В режиме закрытого состояния транзистора резистор R шунтирует переход эмиттер-база и этим обеспечивает снижение запирающего напряжения до необходимой величины.

При переходе транзистора VT в закрытое состояние прерывается ток в первичной обмотке катушки зажигания, а во вторичной обмотке индуктируется э. д. с. от 17 до 30 кВ. Высокое напряжение от вторичной обмотки катушки зажигания подается через распределитель к очередной свече.

При прерывании тока в первичной обмотке катушки зажигания индуктируется э. д. с. самоиндукции величиной до 100 В. При низкой частоте вращения коленчатого вала или при обрыве цепи высокого напряжения величина э. д. с. самоиндукции значительно возрастает, что может привести к пробою транзистора. Для предохранения транзистора от пробоя параллельно первичной обмотке катушки зажигания включен стабилитрон VD2 (Д817В), напряжение стабилизации которого составляет около 80 В. Если э. д. с. самоиндукции превысит указанное значение, стабилитрон пробивается, и ток, вызванный э. д. с. самоиндукции, замыкается через стабилитрон VD2 и диод VD1. Диод VD1 (Д220) препятствует прохождению через стабилитрон тока от аккумуляторной батареи.

При величине э. д. с. самоиндукции меньшей напряжения пробоя стабилитрона VD2, ток, ею вызванный, идет на заряд конденсатора С1.

В результате этого резко уменьшается выделяемая на транзисторе мощность в момент его запирания, а следовательно, и его нагрев.

Электролитический конденсатор С2 служит для сглаживания импульсов, возникающих в источниках питания, и тем самым защищает схему от перенапряжений. Такие импульсные перенапряжения могут достигать значительных величин при неисправности генераторной установки переменного тока.

Транзисторный коммутатор ТКЮ2 (рис. 5.5) смонтирован в литом алюминиевом корпусе, который для лучшего теплоотвода имеет ребристую поверхность. Транзистор укреплен в специальном колодце и для герметизации залит эпоксидной смолой. В последних конструкциях транзистор не герметизируется.

Все остальные элементы схемы размещены внутри корпуса коммутатора. Электролитический конденсатор 6 и импульсный трансформатор расположены отдельно. Остальные элементы объединены в общий блок, залитый полиэфирным компаундом. Для предотвращения перегрева стабилитрона блок снабжен теплоотводом.

Снизу коммутатор закрыт металлическим дном, которое крепится к корпусу заклепками.

Рис. 2. Транзисторный коммутатор ТК102

Колодка с четырьмя выводами (Р, К, М и один вывод без обозначения) закреплена на боковой стенке коммутатора.

Рис. 3. Добавочный резистор СЭ107

Транзисторный коммутатор устанавливают в кабине водителя, температура в которой значительно ниже, чем в отсеке двигателя. Эта мера служит для предохранения транзистора от перегрева.

Добавочный резистор СЭ107 выполнен из двух секций. Секция включена в цепь первичной обмотки катушки зажигания постоянно. Секция RJ при пуске закорачивается контактами реле стартера или дополнительного реле. Таким образом компенсируется (как и в контактной системе зажигания) уменьшение напряжения батареи при питании стартера.

Добавочный резистор СЭ107 состоит из двух секций, размещенных в металлическом корпусе. Каждая секция выполнена в виде спиралей из константановой проволоки, закрепленных на фарфоровых изоляторах. Сопротивление каждой секции составляет 0,5 Ом. Концы секций посредством пластин 5, к которым они приварены, соединены с тремя изолированными выводами. Выводы имеют маркировку К, ВК, ВК-Б.

В наконечниках, соединяющих высоковольтные провода со свечами, устанавливаются помехоподавительные резисторы.

Контактно-транзисторная система зажигания по сравнению с контактной позволяет значительно повысить напряжение; развиваемое вторичной обмоткой катушки зажигания (рис. 4).

Катушка зажигания Б114 отличается от катушек контактной системы зажигания обмоточными данными и имеет электрически разделенные обмотки для предотвращения перегрузки транзистора коммутатора от высокого напряжения вторичной обмотки.

Первичная обмотка выполнена из провода диаметром 1,25 мм и имеет меньше витков, чем обмотка обычных катушек. Этим достигается понижение сопротивления и обеспечивается повышенный ток первичной цепи.

Рис. 4. Сравнительные характеристики контактной и контактно-транзистор-ной систем зажигания

Рис. 5. Распределители PI33 и PI37: а—общий вид; б—центробежный регулятор; в—вид сверху; 1 — вал; 2 — муфта; 3— болт крепления октан-корректора; 4—корпус; 5—бронзовая втулка; б—центробежный регулятор; 7—подшипник; 8 — неподвижный диск; 9—подвижной диск; 10 — защелка; 11, 30—фильцы; 12—бегунок; 13— резистор; 14—крышка; 15 — выводы; 16 — пружина; 17 – контактный уголек; 18 — электрод крышки; 19 — кулачок; 20 — октан-корректор; 21 — вакуумный регулятор; 22 — тяга; 23 — проводник, соединяющий подвижной диск на корпус; 24 — гайка; 25 — эксцентрик; 26— держатель неподвижного контакта; 27—рычажок; 28 — винт; 29 — контакты; 31—проводник; 32 — зажим; 33— втулка кулачка; 34 — пружина; 35 — стойка поводковой пластины; 36—поводковая пластина кулачка; 37 — поводковая пластина грузиков; 38 — грузик; 39 — ось грузика; 40 — штифт на поводковой пластине кулачка

Распределители, которые применяются в контактно-транзисторной системе, в отличие от распределителей контактной системы зажигания не имеют конденсатора.

Распределители Р4-Д и Р13-Д не имеют существенных конструктивных отличий от распределителя Р119-Б.

К наиболее современным относятся распределители Р133 и Р137 (рис. 5). У них изменена конструкция бегунка распределителя и центробежного регулятора.

В бегунке распределителя устанавливается проволочный по-мехоподавительный резистор сопротивлением 4—5 кОм.

Конструкция центробежного регулятора изменена коренным образом. Грузики поворачиваются при работе регулятора вокруг осей. При этом они давят своим рабочим профилем А на поводковую пластину кулачка и, преодолевая усилие пружин, при увеличении частоты вращения коленчатого вала поворачивают кулачок в сторону увеличения опережения зажигания. Необходимая характеристика центробежного регулятора достигается соответствующей формой рабочего профиля грузиков и жесткостью пружин.

Установка начального угла опережения зажигания осуществляется гайками октан-корректора.

Повышение степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала двигателя, происходящее в процессе развития конструкций автомобильных двигателей, влечет за собой повышение напряжения системы зажигания.

В процессе эксплуатации напряжение изменяется из-за обгорания электродов свечей и увеличения зазора между ними. С одной стороны, это обстоятельство вызывает дополнительное возрастание напряжения, необходимого для пробоя промежутка между электродами свечей, а с другой — износ прерывателя-распределителя и повышение переходного сопротивления всех контактов первичной цепи и постепенное снижение напряжения системы зажигания.

Для повышения надежности и долговечности работы приборов системы зажигания и устранения недостатков на большинстве многоцилиндровых двигателей устанавливают транзисторные системы зажигания, разновидностью которых и является контактно-транзисторная система зажигания, в которой широкое применение получили полупроводники. Полупроводниковые приборы могут быть использованы в качестве усилителя, включенного между первичной обмоткой катушки зажигания и прерывателем с тем, чтобы уменьшить ток в момент размыкания его контактов и одновременно увеличить ток в первичной обмотке катушки. По этому принципу и выполняются контактно-транзисторные системы зажигания, в которых применяют прерыватель-распределитель обычной конструкции, но между ним и катушкой зажигания включают полупроводниковый усилитель, часто называемый полупроводниковым коммутатором.

Дальнейшим усовершенствованием системы зажигания является замена прерывателя импульсным генератором с полупроводниковым усилителем. Поэтому ток в первичной цепи катушки зажигания получается прерывистым. На таком принципе основаны схемы бесконтактных транзисторных систем зажигания, которые из-за отсутствия контактов имеют более высокую надежность.

При включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя транзистор закрыт. В момент замыкания контактов прерывателя в цепи управления транзистора будет проходить ток 0,3— 0,8 А (в зависимости от скорости вращения кулачка прерывателя).

Путь тока в цепи управления транзистора показан штриховыми стрелками: « + » аккумуляторной батареи — зажим КЗ тягового реле стартера — зажим AM выключателя зажигания — ротор выключателя — зажим КЗ выключателя — два добавочных резистора, соединенных клеммами ВКБ и ВК — первичная обмотка катушки зажигания — безымянный зажим транзисторного коммутатора — переход эмиттер Э — база (Б) транзистора — первичная обмотка импульсного трансформатора — замкнутый контакт прерывателя — «масса» — « — » батареи.

При прохождении тока управления происходит резкое снижение сопротивления перехода эмиттер — коллектор (Э—К) транзистора, и он открывается, включая цепь рабочего тока низкого напряжения первичной цепи зажигания.

Путь рабочего тока низкого напряжения показан сплошными стрелками: « + » аккумуляторной батареи — зажим КЗ тягового реле стартера — выключатель зажигания — резисторы — первичная обмотка катушки зажигания — безымянный зажим транзисторного коммутатора — переход эмиттер-коллектор (3—К) транзистора 7 — «масса»—«—» аккумуляторной батареи.

Сила тока в этой цепи зависит от напряжения источника, величины сопротивления, индуктивности первичной цепи и времени замкнутого состояния контактов прерывателя.

При размыкании контактов прерывателя ток управления прерывается, что вызывает резкое повышение сопротивления транзистора, он закрывается, выключая цепь рабочего тока первичной цепи зажигания.

Резкое прерывание тока в первичной обмотке катушки зажигания сопровождается резким уменьшением магнитного потока, который пересекает витки вторичной и первичной обмоток, сердечник и кольцевой маг-нитопровод. При этом во вторичной обмотке индуктируется э.д.с. от 17 до 30 кВ, а в первичней обмотке катушки э.д.с. самоиндукции не превышает 100 В.

Ток высокого напряжения из вторичной обмотки катушки зажигания поступает на распределитель, затем на свечу зажигания, «массу» и возвращается во вторичную обмотку.

Э.д.с. самоиндукции первичной обмотки катушки зажигания вызывает заряд конденсатора, который защищает транзистор от действия э.д.с., а электролитический конденсатор защищает транзистор от импульсных перенапряжений.

Рис. 6. Схема контактно-транзисторной системы зажигания двигателей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.: 1—транзисторный коммутатор; 2, 5— конденсаторы; 3, 8, 12 — резисторы; 4, 6 — соответственно диод-стабилитрон Д„ и диод Д; 7— транзистор; 9 — импульсный трансформатор; 10 — прерыватель; 11 — распределитель; 13 — катушка зажигания; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — добавочные резисторы; 16 — выключатель зажигания с зажимами AM, КЗ и СТ; 17 — тяговое реле стартера; М, К. Р — зажимы транзисторного коммутатора

Диод Д1 препятствует протеканию тока через диод-стабилитрон в прямом направлении, минуя первичную обмотку катушки зажигания. Кремниевый диод-стабилитрон предназначен для защиты транзистора от пробоя э.д.с. самоиндукции.

В контактно-транзисторную систему зажигания входят следующие аппараты.

Прерыватели-распределители Р133 и Р137 восьмиискровые, правого вращения, с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором.

Конструкция прерывателей-распределителей Р133 и Р137 в основном аналогична конструкции прерывателя-распределителя Р119-Б. В роторе распределителя установлен проволочный помехоподавительный резистор сопротивлением 4—5 кОм. К валу жестко крепится поводковая пластина. На осях пластины установлены грузики центробежного регулятора опережения зажигания.

При работе регулятора рабочий профиль А грузиков перекатывается по рабочей плоскости Б поводковой пластины кулачка.

Подбором рабочего профиля А грузиков и жесткости пружин обеспечивают оптимальную характеристику угла опережения зажигания.

В прерывателях-распределителях Р4-Д и Р13-Д и др., применяемых на восьмицилиндровых двигателях, конструкция ротора распределителя и центробежного регулятора опережения зажигания аналогична конструкции этих узлов прерывателя-распределителя Р119-Б. В прерывателях-распределителях, применяемых в контактно-транзиторной системе зажигания, конденсатор не устанавливают.

Рис. 1. Прерыватели-распределители Р133 и Р137: а — общий вид; б — центробежный регулятор; 1 — вал; 2 —муфта; 3 — болт крепления октан-корректора; 4 — корпус; 5 — бронзовая втулка; 5 — центробежный регулятор; 7 — подшипник; 8 — неподвижный диск; 9 — подвижный диск; 10 — защелка; 11 и 30 — фильцы; 12 — ротор; 13 — резистор; 14 — крышка; 15— выводы; 16 — пружина; 17 – контактный уголек; 18 — электрод крышки; 19 — кулачок; 20 — октан-корректор; 21 — вакуумный регулятор; 22 —тяга; 23 — проводник, соединяющий подвижный диск на корпус; 24 — гайка; 25 — эксцентрик; 26 — держатель неподвижного контакта; 27 — рычажок; 28 — винт; 29 — контакты; 31 — проводник; 32 — зажим; 33 — втулка кулачка; 34 — пружина; 35 — стойка поводковой пластины; 36 — поводковая пластина кулачка; 37 — поводковая пластина грузиков; 38 — грузик; 39 — ось грузика; 40 — штифт на поводковой пластине кулачка

Катушка зажигания Б114 в отличие от катушки Б115 имеет следующие конструктивные особенности.

Первичная обмотка имеет меньшее число витков и наматывается проводом большого диаметра, что уменьшает сопротивление и индуктивность. Конпы первичной обмотки соединены с зажимом К крышки и зажимом без обозначения. Увеличено число витков вторичной обмотки. Один конец вторичной обмотки соединен с центральным выводом крышки, а второй соединен с корпусом катушки. В крышке катушки зажигания Б114-Б высоковольтный вывод не имеет резьбового штуцера и аналогичен выводам крышки распределителя.

Дополнительный резисторСЭ107. В металлической коробке на двух фарфоровых изоляторах закреплены спирали резисторов сопротивлением по 0,5 Ом каждый, выполненные из константановой проволоки, что предотвращает увеличение сопротивления цепи при нагреве. Концы резисторов приварены к контактным пластинам, которые соединяются с изолированными от коробки зажимами. Зажимы обозначены буквами К, В К и В К-Б.

Свечи зажигания такие же, как и в нетранзисторной системе зажигания.

Транзисторный коммутатор ТКЮ2. В коммутаторе установлены транзистор ГТ701А с допустимым напряжением между эмиттером и коллектором 100 В и допустимой силой тока коллектора 12 А; германиевый диод Д1 типа Д220; кремниевый стабилитрон Д2 типа Д817В; резистор R сопротивлением 27 Ом; конденсатор емкостью 1 мкФ, электролитический конденсатор С2 емкостью 50 мкФ и импульсный трансформатор ИТ. Трансформатор ИТ состоит из сердечника, первичной и вторичной обмоток.

Для отвода тепла от транзистора его устанавливают в горловину цинкового корпуса, после чего горловину заливают эпоксидной смолой. Блок защиты транзистора состоит из диода Д1, стабилитрона Д2 с теплоотводом, резистора R и конденсатора С1. Все приборы блока защиты залиты эпоксидной смолой. К зажимам блока подключаются проводники от других приборов коммутатора. Германиевый транзистор работоспособен при температуре не выше 65 °С, поэтому транзисторный коммутатор устанавливают в кабине водителя.

Рис. 2. Дополнительный резистор СЭ107

Рис. 3. Транзисторный коммутатор ТКЮ2

Транзисторный коммутатор имеет четыре зажима (Р, К, М и один зажим без обозначения). При установке коммутатора зажим М надежно соединяется с корпусом автомобиля неизолированным проводником, установленным под винт крепления коммутатора. Крышка 8 крепится к корпусу заклепками.

Схема контактно-транзисторной системы зажигания приведена на рис. 4.

Работа контактно-транзисторной системы зажигания

При включенном зажигании, когда контакты прерывателя разомкнуты, транзистор закрыт и в первичной цепи ток не проходит.

В момент замыкания контактов прерывателя в цепи управления транзистора будет проходить ток не более 0,8 А. С увеличением частоты вращения кулачка прерывателя, вследствие уменьшения времени замкнутого состояния контактов, сила тока в цепи управления транзистора уменьшается до 0,3 А.

Путь тока в цепи управления транзистора: плюсовой вывод батареи — зажим тягового реле стартера — амперметр — зажим AM выключателя зажигания — контактная пластина выключателя — зажим КЗ выключателя — дополнительный резистор СЭ107 — первичная обмотка катушки зажигания — безымянный зажим транзисторного коммутатора — переход эмиттер — база транзистора — первичная обмотка импульсного трансформатора — контакты прерывателя — корпус — минусовой вывод аккумуляторной батареи.

Вследствие прохождения тока управления через пере ход между базой и эмиттером транзистора происходит рез кое снижение сопротивления переходов эмиттер — коллек тор транзистора с нескольких сотен Ом до нескольких до лей Ом, и он открывается, включая цепь тока низкого на пряжения.

Рис. 4. Схема контактно-транзисторной системы зажигания: а — полумонтажная: б — принципиальная Т — транзистор ГТ701А; Д1 — диод Д220; Д2 — стабилитрон Д817В; С1 — конденсатор БМБ-160-1; С2 — конденсатор К50-6 50 мкФ, 25 В; R — резистор УЛИ-0,25-27; ИТ — импульсный трансформатор <№,-57, №2 = 500); Пр — прерыватель; Р — распределитель

Цепь тока низкого напряжения: плюсовой вывод аккумуляторной батареи — зажим тягового реле стартера — амперметр — выключатель зажигания — дополнительные резисторы — первичная обмотка катушки зажигания — переход эмиттер — коллектор транзистора — корпус — минусовый вывод батареи. Сила тока в первичной цепи при открытом транзисторе достигает 8 А при неработающем двигателе и снижается до 3 А при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

При включении стартера выключатель зажигания подключает обмотку реле включения к аккумуляторной батарее. Ток, проходящий по обмотке реле, намагничивает сердечник,что вызывает замыкание контактов, и первичная обмотка катушки зажигания подключается к аккумуляторной батарее помимо резистора (левого по схеме). Произойдет увеличение силы тока в первичной цепи, а вместе с этим увеличится напряжение во вторичной цепи зажигания.

Ток, протекая по первичной обмотке катушки зажигания, вызывает намагничивание сердечника катушки.

Размыкание контактов прерывателя сопровождается прерыванием тока управления, что вызывает резкое повышение сопротивления транзистора и он, закрываясь, выключает цепь тока первичной цепи зажигания.

В момент прерывания тока управления во вторичной обмотке импульсного трансформатора индуктируется э. д. с.

Импульс э. д. с. вторичной обмотки трансформатора действует в цепи транзистора в направлении, противоположном току управления, вследствие чего ускоряется запирание транзистора за время 3—5 мкс, а поэтому ускоряется прерывание тока в первичной обмотке катушки и быстрей уменьшается магнитный поток. Энергия тока взаимоиндукции вторичной обмотки трансформатора расходуется на нагрев резистора R. Резистор увеличивает длительность действия запирающего импульса.

Во вторичной обмотке катушки индуктируется э. д, с. от 17 до 30 кВ, а в первичной обмотке катушки — э. д. с. самоиндукции величиной до 100 В.

Цепь тока высокого напряжения: вторичная обмотка катушки — распределитель — свеча зажигания — корпус — вторичная обмотка.

Э. д. с.самоиндукции первичной обмотки катушки вызывает заряд конденсатора (1 мкФ). В дальнейшем при разомкнутых контактах прерывателя конденсатор разряжается через первичную обмотку катушки.

Для предотвращения перегрева и пробоя транзистора при увеличении э. д. с. самоиндукции первичной обмотки, что имеет место на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя или обрыве в цепи высокого напряжения, параллельно цепочке конденсатора С1 включена цепочка, состоящая из диода Д1 и стабилитрона Д2 со встречным направлением прямых проводимостей. Диод Д1 препятствует прохождению тока от аккумуляторной батареи через стабилитрон Д2, минуя первичную обмотку катушки зажигания.

При увеличении э. д. с. самоиндукции первичной обмотки катушки зажигания выше 80 В (напряжение стабилизации) стабилитрон пропускает через себя ток самоиндукции, шунтируя тем самым первичную обмотку катушки зажигания. Благодаря прохождению тока самоиндукции через цепочку стабилитрона Д2 и диода Д1 напряжение на зажимах первичной обмотки снижается, что предотвращает перегрев и пробой транзистора.

При уменьшении э. д. с. самоиндукции ниже 80 В стабилитрон не проводит через себя ток и э. д. с. самоиндукции расходуется на заряд конденсатора С1.

Электролитический конденсатор С2 включен параллельно генератору и защищает транзистор от импульсных перенапряжений, возникающих в цепи генератор — аккумуляторная батарея. При импульсе напряжения генератора конденсатор С2 будет заряжаться, что уменьшит напряжение, а следовательно, и импульс силы тока в цепи транзистора, тем самым предотвращая перегрев транзистора.

В контактно-транзисторной системе зажигания контакты прерывателя разгружены от тока цепи первичной обмотки катушки зажигания, что ликвидирует окисление и эрозию контактов. Вследствие этого контакты прерывателя не требуют зачистки в процессе эксплуатации в пределах 100— 150 тыс. км пробега автомобиля. Кроме того, устранение окисления и подгорания контактов прерывателя предотвращает изменение зазора между ними, а следовательно и разрегулировку угла опережения зажигания при эксплуатации автомобиля.

Напряжение во вторичной цепи повышается не менее чем на 25% по сравнению с классической системой зажигания, что приводит к увеличению энергии искрового разряда.

Повышение энергии искрового разряда способствует более полному сгоранию даже обедненной рабочей смеси. Облегчается пуск двигателя и улучшается приемистость и экономичность двигателя (расход топлива снижается до 2%).

Недостатки контактно-транзисторной системы зажигания

Малая сила тока в цепи управления транзистора (0,3— 0,8А) предъявляет особые требования к чистоте поверхности контактов прерывателя. При незначительном увеличении сопротивления контактов прерывателя из-за окисления, загрязнения, замасливания и т. п. сила тока управления транзистором снижается, транзистор не открывается и двигатель не запускается.

Общие сведения. Для повышения надежности системы зажигания в современных двигателях начинают все шире применять контактно-транзисторную систему зажигания. Это новая, связанная с использованием полупроводниковых приборов система зажигания, в которой источником электроэнергии также является аккумуляторная батарея с генератором.

Преимущества контактно-транзисторной системы зажигания по сравнению с батарейной системой следующие: через контакты прерывателя проходит небольшой ток управления транзистора, а не ток (до 8 А) первичной обмотки катушки зажигания, поэтому исключается эрозия и износ контактов; возрастает ток высокого напряжения и энергия искрового разряда, что позволяет увеличить зазор между электродами свечи зажигания; облегчается пуск и улучшается экономичность двигателя.

Транзистор — трехэлектродный прибор, изменяющий свое сопротивление от нескольких сот омов (транзистор закрыт) до нескольких долей ома (транзистор открыт). Имея малое сопротивление во включенном состоянии и очень большое сопротивление в выключенном состоянии, транзистор вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым к переключающим элементам. В контактно-транзисторной системе зажигания транзистор работает в режиме переключения (режим ключа).

Контактно-транзисторная система зажигания состоит из транзисторного коммутатора, катушки зажигания, свечей зажигания, распределителя, добавочных резисторов, замыкателя добавочного резистора, аккумуляторной батареи и выключателя зажигания.

Катушка зажигания Б-114 маслонаполненная; она выполнена по трансформаторной схеме, т. е. ее первичная и вторичная обмотки не соединены между собой. Концы первичной обмотки катушки зажигания выведены к двум клеммам, расположенным на карболитовой крышке. Одна клемма обозначена буквой К, другая не имеет обозначения. Один конец вторичной обмотки присоединен к корпусу, а другой соединен с проводом высокого напряжения, укрепленным в центральном отверстии крышки катушки зажигания. При установке катушки зажигания ее надежно соединяют с массой (корпусом) так, чтобы не было зазора, окалины и т. п.

Добавочные резисторы СЭ-107, выполненные в виде двух спиралей, установлены в отдельном кожухе и имеют три выводные клеммы: ВК-Б, ВК. и К- Спирали изготовлены из константановой проволоки, сопротивление которой при нагреве не изменяется, и в первичной обмотке катушки зажигания поддерживается постоянное напряжение.

Рис. 1. Схема контактно-транзисторной системы зажигания двигателя ЗИЛ-130 (стрелками указана цепь высокого напряжения): а — изображение транзистора на электрических схемах; 6 — расположение клемм на транзисторном коммутаторе; е — общая схема системы зажигания; К., Б и Э — электроды транзистора — соответственно коллектор, база и эмиттер; 1 — транзисторный коммутатор TK-102; 2 — резисторы; 3 — блок защиты транзистора; 4 — первичная обмотка; 5 — катушка зажигания; 6 — вторичная об. мотка; 7 — свечи зажигания; 8 — крышка; 9 — ротор с электродом; 10 — распределитель; 11 — рычажок подвижного контакта; 12 — неподвижный контакт; 13 — кулачок прерывателя; 14 — добавочные резисторы СЭ-107; 15 — замыкатель добавочного резистора; 15 — аккумуляторная батарея; 17 — выключатель зажигания; 18 стабилитрон; 19 — диод; 20 — импульсный трансформатор; 21 — германиевый транзистор

Транзисторный коммутатор ТК-102 состоит из транзистора, импульс ноготрансформатора и блока защиты транзистора. В блок защиты входят резисторы, диод, стабилитрон и конденсатор. Все приборы коммутатора размещены в алюминиевом корпусе, имеющем ребра для лучшего отвода тепла. У транзисторного коммутатора есть четыре клеммы, обозначенные буквами М, К, Р, и одна без обозначения. Клемму М надежно соединяют с корпусом (массой) автомобиля многожильным неизолированным проводником; клемму К — с концом первичной обмотки катушки зажигания; клемму без обозначения — со вторым концом первичной обмотки катушки зажигания и клемму Р — с подвижным контактом прерывателя. Первичная обмотка катушки зажигания включена в цепь эмиттера, а контакты прерывателя — в цепь базы Б транзистора.

Работа контактно-транзисторной системы зажигания. Если выключатель зажигания включен, а контакты прерывателя разомкнуты, то транзистор заперт, так как нет тока в его цепи управления т. е. в переходе эмиттер — база. Ток не проходит и между эмиттером и коллектором на корпус, так как сопротивление этого перехода очень большое. При замыкании контактов прерывателя в цепи управления транзистора (эмиттер — база) проходит ток, т. е. транзистор открывается. Сила тока управления невелика (около 0,8 А) и уменьшается до 0,3 А с увеличением частоты вращения кулачка прерывателя. В контактно-транзисторной системе зажигания имеются две цепи низкого напряжения: цепь управления транзистора и цепь рабочего тока.

Цепь управления транзистора-, положительная клемма аккумуляторной батареи — выключатель зажигания — клеммы ВК-Б и К добавочных резисторов — первичная обмотка катушки зажигания — клемма транзисторного коммутатора — электроды перехода эмиттер — база транзистора — первичная обмотка импульсного трансформатора — клемма Р — контакты прерывателя — масса (корпус) — отрицательная клемма аккумуляторной батареи. При прохождении тока управления транзистора через переход эмиттер — база сильно уменьшается сопротивление перехода эмиттер—коллектор и транзистор открывается, включая цепь рабочего тока.

Цепь рабочего тока низкого напряжения: положительная клемма аккумуляторной батареи 16 — выключатель 17 зажигания — клеммы ВК-Б и К добавочных резисторов — первичная обмотка катушки зажигания — клемма транзисторного коммутатора — электроды перехода эмиттер— коллектор транзистора — клемма М — масса (корпус) — отрицательная клемма аккумуляторной батареи. При размыкании контактов прерывателя прекращается ток в цепи управления транзистора и значительно возрастает его сопротивление. Транзистор закрывается, выключая цепь рабочего тока низкого напряжения. Магнитный поток изменяющегося поля пересекает витки катушки зажигания, индуктируя во вторичной обмотке ЭДС, в результате чего возникает высокое напряжение (около 30 000 В), а в первичной обмотке — ЭДС самоиндукции (около 80—100 В).

Цепь высокого напряжения, вторичная обмотка катушки зажигания — ротор распределителя — свечи зажигания (в соответствии с порядком работы двигателя) — масса (корпус) — вторичная обмотка 6 катушки зажигания.

Импульсный трансформатор необходим для быстрого запирания транзистора. При размыкании контактов прерывателя во вторичной обмотке импульсного трансформатора индуктируется ЭДС самоиндукции, направление которой противоположно направлению рабочего тока на переходе база — эмиттер. Благодаря этому быстро исчезает магнитное поле и ток в первичной обмотке катушки зажигания. Диод и стабилитрон предохраняют транзистор от пробоя ЭДС самоиндукции. Они включены параллельно первичной обмотке катушки зажигания, а между собой соединены последовательно со встречным направлением проводимостей. Диод препятствует прохождениям тока через стабилитрон в прямом направлении — мимо первичной обмотки катушки зажигания.

Необходимо помнить, что контакты прерывателя пропускают и прерывают только силу тока управления транзистора, равную 0,8—0,3 А. Если на них попало масло, образовалась масляная пленка или слой окиси, то ток управления транзистора не сможет пройти через контакты. Поэтому контакты прерывателя промывают бензином и следят за тем, чтобы они всегда были чистыми.

Читать далее: Бесконтактная система зажигания

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

. -

www.bibliotekar.ru

 

- 431410 13 - ࠠ , , , , , , , , . 6.21. 114-. , , . 180 ˠ 젠 1,25 . 堠 頠 0,42 . 41 000 0,06 , 21 . , 75 3 , 27 .

. . , . , , 頠 젠

107. , .

. (0,52 0,5) . - 0,7 , .

, -.

2-. . .

6.21. 102. 102- 2. , ; (100 50 ), ; ; .

. 20. . , , . . , , .

 

. . . , . , . , .

, , , , .

. -508.10 46.3706, 137 .

46.3706

, , . ( ).

, . .

. / 45 47 46.

21 , 46 44 . . , . , .

, , , . , .

.

, , .

. 26 28. 27, . , . 29, 9 , . , .

, , . , , , , .

( ) 27 , .

, .

, -

(-). .

. .

, , , .

.

1. . .

2. , . . .

.

1. . . .

2. . , 5 , , .

3. , ,  ࠠ 蠠 . .

4. . .

,

1. . .

2. .   젠 堠  .

3.  ࠠ . , , , , .

.

1. 3 - , .

2. 14, 10, 12.

3. 26 4 . 9, () . .

4. 頠 蠠 , , 頠 39 - 40.

5. 22 9 8 , , , 23 .

6. 蠠 .

7. .

8. 11, , 42, 21 44.

9. .

10. , 2, , 1 .

11. 5 .

. . 0,3 ... 0,4 . , ( ) , , . .

-8 -12.

: , , .

. , , . .

. , , , .

150. , , . , , , .

. (0,3 ... 0,4 ) , 0,05 , .

5 ... 6,5 .

, -8 -12.

. . 508.10 All 11-1. . , .

- - , , . , , .

, 0,015 1000 .

, .

, .

(). - , .

-203-0, 514-2 . , , .

, . . 0,85... 1,0 .

-203- 514-2 .

( 32 ... 38 -), , .

:

, . , ;

, ( );

. , ;.

, . .

. .

, .

. - , , 2000 /. , (), . 0,11 ( 30 1 ). . . 110. (5,6 ), , .

, 蠠 .

. (. , 6.21) S2, 6, 2, , VT, , .

: . 1, , .

- . , , 3 4. 100 , VD2.

L1 . , , . R1 .

' , , VD2. , , , . , , , ( , ).

1 . 2 , . 2, , , , .

- , . , , , . (0,3 ... 0,8 ) . - , , . . , .

- , , , .

. , 5 ... 7 . -5 537 301.

: ( ) , , . 5 ... 7 ( ). ', , (2 ), .

, . (. 6.21): + , -, , . . , .

. (+ , - ) ( , ) .

, .

, , , , , . , .

. , , .

- ࠠ 11,1 ... 11,3

ʠ 7,6 ... 7,8

ࠠ 4,0 ... 4,2

3,9 ... 4,1

1,0 ... 1,2

ࠠ 0,1

102- , , . .

0,25 ... 0,35 , , .

, .

.

1. . .

2. . .

3. 蠠 ꠠ . .

4. . .

,

.

1. , , . .

2. . .

3. . .

4. . .

5. . .

6. . .

131 431710 , - 49.3706, 118 326, 200-01 331, 307- .

118. , -, . 115. (260 2) -1 1,06 ; (30 000 + 500) 0,0633 . 0,55 ... 0,75 , (13 000 + 2600) .

118 114- . . - .

, . . .

326. , -" , . . , . 0,9 , 400 . 0,6 .

- 49.3706. ( 6.23). 20 - 3 22.

2 ( 6.24) 1 3 . 5, 4 6 . () , , .

, , . ,

, . .

3 (. 6.23). - ,

, 46.3706. 3 . , .

- , 46.3706. .

20 11 10 . 7 8 , , . - , 10 20.

2 , 3.

, , . . , .

200-01. ( 6.25, ). , , .

: -; ; () ; ; .

- . ( 6.25, ). , -. - .

331.

, ( 6.26). 1 , . 4 3. 7.

, 8 , 2 , 9 , , , .

. 8 , .

307-. , , 14 1,25 181 ( ). 4 ( 6.27), , 3 2 7 . .

20-1. , , 4 7. , 8 , , 3 , , . .

0,5 ... 0,65 .

.1325- 3 ( 224670), 5 ( 104974) 2 . , .

10.

. S2 ( 6.28). VT1 , VT2, VT3 , , RK . + S2 RK 11 - VT3 .

-. , , , . . . VD2 VT1, . VT2 VT3 , . , 5,

200 . (4, R6) VT1, , , VT2 VT3. , VT3.

, . - D , - .

(5 1 ) 4, R6) , , . 600 "1 , . - VT1 . .

( 16 ). . VD4 VT1 R4 . VT1 , VT2 VT3 . , , 16 .

-. 16 - . VT3, , VT3 .

ࠠ  ( ) VD1. VT3 . 6 , . , , Rl, R7, 1, .

. , 6.27. 5/.

. - 9 ( 6.29, ) 5 10 , , 9 7. 8, 40 (, ) .

. 8 0,5 . 1 . / 3 4 , 3 4 . -, 2.

- , .

6.29, - 12 // .

(^ 6.29, ). 20 . 10 3. 4 ), . 3 4. 15. 19 18, 17 16. 19 1 . 16, 17 18.

, - . .

, .

, , , , ꠠ .

. 331 (. 6.28). , .

. S2 , , L3 , , . , L3, , , , , . , . L3 , , . 250 ... 400 . , , -, , . . . 2000 "1. .

-. :

9 (. 6.23) 10 , ;

11 ;

6 12;

;

13 , 17 . . , 24 , 23 3.

. :

;

, 4 ... 6 , 40 "1. , , 466

. .

301, . 537, -5. 206. , , , . 205, . -S-IOOA, - -25 .

214.

() () .

, .

- , , 5 . 5 ... 7 , , ,  5 ... 12 .

, , 10 5 . .

, 5 , . , , : (. 6.28) , , (), , -12 , +12 , . , . , , , , .

, , .

12 , .

-

, . 5 .

10 ... 12 , . .

-, , , 4 ... 6 . - , , +.12 (, , . .). ( ). .

( ) . . 30 . , .

, , , , . .

, , , . 300 . .

. , , 12 . 6.30. - 6.30. 200-01 (; . 468).

200-01 . , , .

6.28, (12,6 0,6) , 0 (12,6 0,6) , 20 -""1 , ( 6.30). 1-68. 1-70, 1-73 .

6.30. , , 20%.

, , -231 -2. .

. .

-2 :

, . . ;

12 - ;

. , , , 0,5 .... 0,65 , 203-, 0,4 (4 /2). , . -201 .

-2 :

- , , , , , , , , -221;

(4 ... 5 , ), 12 2 (. 6.23). -221 . -201.

. 25 -, 35 -. .

, , , .

1.

:

12 . . , ;

2 12 10%. , . ;

12 . : . ;

. -, . . .

2. ,

: 12 + 16 .

. ;

, .

:

. ;

. .. ; .

. .

30 ... 60 .

. .

3.

: . , . ;

. . -.


Смотрите также