От броневика Сталина до «Кортежа»: все секреты авто для первых лиц страны. Сталинский зил


Бронированный лимузин Сталина ЗИС-115: характеристики, фото :: SYL.ru

ЗИС-115 – это советский автомобиль высшего класса. Данный экземпляр производился ограниченными сериями в период с 1948-го по 1949-й год. Автомобиль предназначался для высших членов Президиума ЦК. Один из ЗИСов использовался Иосифом Сталиным. На данный момент ЗИС-115 является редкостным раритетом. Стоимость одного экземпляра на рынке ретроавтомобилей порой доходит до девяти миллионов долларов. Что являл собой ЗИС-115? Бронированный лимузин Сталина будет рассмотрен далее в нашей статье.

Дизайн

Автомобиль имеет классический дизайн 40-х – масса хромированных элементов, длинная колесная база и узкий «нос». Кстати, капот был поделен на несколько частей открывался с двух сторон. Передние крылья просто поражают своей массивностью. На них же размещена и круглая оптика. Лобовое стекло имеет металлическую перегородку. А дворники работали в разные стороны. Передний и задний бампер – металлический, отполирован до зеркального блеска. Стоит отметить, что бронированный ЗИС-115 был создан на базе гражданской 110-й модели, которая выпускалась с 45-го года прошлого века. Внешне эти машины практически идентичны, за исключением отсутствия белых декоративных колец на боковинах шин у «броневика». Также 115-й отличался дополнительной центральной фарой дальнего света, коей не было у 110-го ЗИСа. На этом все отличия заканчиваются. Задняя часть ничем не примечательна, за исключением широкого и массивного бампера.

Отдельно стоит сказать про кузов. По сути, эта машина не является лимузином. ЗИС-115 – это четырехдверный седан, который лишился характерной для лимузинов перегородки. Сам кузов имел особую систему бронирования, с единой оболочкой, что была обшита кузовными панелями снаружи. Сам производитель заявлял, что машина способна выдержать прямой обстрел из автоматического оружия.

Габариты

Автомобиль имеет впечатляющие размеры. Так, длина кузова составляет более шести метров. Высота – 2,23 метра, а ширина – 1,73 метра. Колеса у 115-го были на 1 дюйм больше, нежели у 110-го. Что касается клиренса, машина имела внушительный дорожный просвет в 20 миллиметров.

Салон

Давайте переместимся внутрь легендарного лимузина. Дизайн интерьера на порядок отличается от обычных, гражданских автомобилей. Салон повсюду украшен деревом – на дверях, передней панели и даже в месте перегородки лобового стекла. Панель приборов была предельно простой – со стрелочными, аналоговыми указателями. На щите отображалась информация о заряде аккумулятора, уровне топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, суточном и общем пробеге. Также была лампочка, свидетельствующая о включении зажигания. Тахометр отсутствовал. Ключ вставлялся прямо в панель – именно там располагался замок зажигания. Среди особых показателей – датчик температуры заднего моста. Находился он в левой части, возле рулевой колонки. Руль – трехспицевый, с металлической окантовкой. Кстати, рычаг КПП находился возле руля. Подобная технология была использована впоследствии на «двадцать первой Волге». Также в салоне присутствовали широкие солнцезащитные козырьки и плафон освещения. Со стороны переднего пассажира (в данном случае охранника) – огромный бардачок, закрывающийся на ключ. На крышке бардачка предусмотрены стрелочные часы. На центральной консоли расположена примитивная магнитола (а точнее, радиостанция). Что примечательно: передний диван был отделан кожей, а задний – дорогим сукном. Также присутствовал подлокотник. А вот ремней безопасности здесь не было – как сзади, так и спереди. Места в салоне хватало с большим запасом. Пол в автомобиле был ровным, несмотря на заднеприводную компоновку. Еще одна особенность бронированного ЗИСа – способ открывания задних дверей. Подобная технология используется лишь на «Роллс Ройсах». Кстати, ЗИС-115 был одним из немногих советских автомобилей, которые оснащались кондиционером. Компрессор для него устанавливался в подкапотном пространстве. Напомним, что машина производилась в конце 40-х. По сути, ЗИС является первым автомобилем высшего класса в СССР, который когда-либо оснащался подобными опциями.

Обозревая лимузин Сталина, невозможно не отметить и броню кузова. Так, толщина дверей составляла 15 сантиметров. Стекла были пуленепробиваемыми, с толщиной в 4 сантиметра по бокам и 7,5 спереди. За столь многие годы часть из них помутнела. Восстановить данное покрытие довольно трудно. Поэтому даже на музейных экспонатах стекла имеют желтоватый оттенок.

Кстати, окна в машине были настолько тяжелыми, что опускались вниз за счёт собственного веса. А поднимались они при помощи гидравлических домкратов, которые были вмонтированы внутрь двери. Спереди были две форточки. Открывались они вручную. Для предотвращения несанкционированного открытия дверей в салоне предусмотрены усиленные замки и цепочки. Такие имелись на каждой двери. В машине использовался двойной пол и двойная крыша. Особенно усилена задняя стенка. Присутствовало и откидное сиденье. На нем иногда сидел Сталин (с целью конспирации) в поездках с Жуковым. Последний, кстати, располагался на заднем сиденье, где положено было быть генеральному секретарю. На перегородке присутствовали удобные ручки, о которые могли держаться задние пассажиры. В салоне отсутствовали пластиковые детали – по большей части, их заменил металл и красное дерево.

Технические характеристики

В связи с использованием усиленной брони, снаряженная масса автомобиля увеличилась до пяти тонн. Соответственно, машина нуждалась в глобальных технических доработках. Ведь на стандартном двигателе она бы просто не сдвинулась с места. Так, на ЗИС-115 Сталина устанавливался агрегат Ярославского моторного завода на восемь цилиндров. Это был бензиновый V-образный двигатель. Максимальная мощность этого мотора составляла 162 лошадиные силы. Но даже с таким мотором, динамические характеристики ЗИСа 115-й модели не впечатляли. Так, максимальная скорость автомобиля составляла 100 километров в час. На гражданской модели, за счет более легкого веса, этот параметр составлял 140 километров в час. Агрегат имел механическое питание и трамблерное, контактное зажигание. Суммарный объем цилиндров - 6007 кубических сантиметров. Мотор отличался нижним расположением распредвала. Суммарное количество клапанов – 16 (по два на каждый цилиндр). Контрольный расход топлива у броневика составлял 28 литров на 100 километров.

Коробка

Что касается КПП, на автомобиле использовалась механическая трехступенчатая трансмиссия. Сцепление – однодисковое, сухое. Синхронизаторы присутствовали на всех скоростях. Первые экземпляры с автоматом появились лишь в 50-х, после смерти Сталина.

Ходовая часть

Автомобиль имел классическую рамную конструкцию. Спереди использовалась независимая подвеска на винтовых пружинах. Сзади был мост с продольными рессорами и разгруженными полуосями. Подобная схема применялась обычно на грузовых автомобилях. На обеих осях присутствовал стабилизатор поперечной устойчивости. Необходимо отметить, что все детали подвески были усилены. Они рассчитаны на колоссальную нагрузку, которая была неизбежной при такой снаряженной массе.

Тормоза

Они имели гидравлический привод и оснащались вакуумным усилителем. Сами механизмы – барабанного типа, на обеих осях. Несмотря на столь примитивную конструкцию подвески, машина обладала отменной плавностью хода. Этому способствует не только длинная база, но и тяжеловесный кузов. Подвеска отличалась высокой энергоемкостью - любые неровности поглощались ею в полной мере.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет ЗИС-115. Фото этого автомобиля вы можете увидеть в нашей статье. Машина довольно редкая, а потому отличается высокой стоимостью. Всего на заводе было выпущено около тридцати экземпляров. По некоторым данным, до наших дней дожили всего восемь, один из которых находится в музее во Вьетнаме. Увидеть этот советский лимузин вживую очень трудно даже в качестве выставочного экспоната. Что касается стоимости, то, как было отмечено в начале статьи, она составляет около девяти миллионов долларов.

www.syl.ru

Завод имени Сталина - история автомобильной марки ЗИС

ЗИС

В 1917 году на заводе собрали 432 грузовика, в 1918 году – 779, и 108 автомобилей в 1919. Но, при этом, для изготовления собственных автомобилей завод не был достроен из-за октябрьской революции и войны.

С начала 1920 года АМО принимало участие в советской танковой программе. В период с февраля по июль здесь изготовили 24 танковых двигателя танка «Русский Рено».

30 апреля 1923 г. Завод получил имя коммуниста Ферреро, итальянца, убитого фашистами.

В марте 1924 года завод получил правительственный заказ изготовить первую партию советских грузовиков.

В 1925 году заводу было дано имя 1-го Государственного автомобильного завода.

В 1927 г. директором завода стал И.А. Лихачев. Завод подчинялся автотресту, который решил заняться его реконструкцией.

1930 год был ознаменован покупкой лицензии на американский грузовик Autocar-5S с грузоподъемностью в 2,5 тонны. В планах было выпускать грузовики посредством конвейерного способа.

Запуск реконструированного завода произошел в 1931 году

В 1931 году произошел запуск реконструированного завода, а 1 октября, ему было присвоено имя Сталина (Завод имени Сталина, ЗИС).

25 октября 1931 - дата запуска первого советского сборочного автомобильного конвейера, который выпустил первую партию из 27 грузовиков АМО-3.

С 1932 года началось производство микроавтобусов ЗИС-8 (АМО-4).

21 августа 1933 года Совнаркомом СССР было принято произвести вторую реконструкцию завода, что было направлено расширить модельный ряд автомобилей.

 

Пройдя реконструкцию 33-37х годов, ЗиС произвел новую модификацию - ЗИС -5, которому дали прозвище «Захар».

С 1934 года начали выпускаться грузовики ЗИС-6, автобусы ЗИС-8. 

В 1936 году начали сходить с конвейера легковые автомобили ЗИС-101. 

Завод «Аремкуз» в том же году выпускал хлебные фургоны на шасси АМО-3, ЗИС-5.

После смерти Ивана Алексеевича Лихачева в 1956 году заводу присваивают его имя - ЗИЛ.

Производство легковых автомобилей:

ЗИС-101 (1936-1940)

ЗИС-101С (1937-1941)

ЗИС-101А (1940-1941)

ЗИС-102 (1939-1940)

ЗИС-102А (1940-1941)

ЗИС-101А-Спорт (1939)

ЗИС-110 (1945-1958)

ЗИС-110А (1949-1957)

ЗИС-110Б (1945-1958)

ЗИС-110П (1955)

Производство гоночных автомобилей:

ЗИС-101А-Спорт

ЗИС-112 (1951)

Производство грузовых автомобилей:

ЗИС-5 (1933-1941)

ЗИС-5В (1942-1946)

ЗИС-6 (1934-1941)

ЗИС-22 (1941)

ЗИС-22М (1941)

ЗИС-32 (1941)

ЗИС-42 (1942-1944)

ЗИС-42М (1942-1944)

ЗИС-50 (1946-1948)

ЗИС-150 (1947-1957)

ЗИС-151 (1948-1958)

Производство автобусов:

ЗИС-8 (1934-1936) - городской на шасси ЗИС-12

ЗИС-16 (1938-1941) - городской на шасси ЗИС-15

ЗИС-16С (1940-1941) - санитарный на шасси с кабиной ЗИС-12

ЗИС-154 (1947-1949) - большой городской, с дизель-электрической силовой установкой заднего расположения

ЗИС-155 (1949-1957) - большой городской с использованием элементов шасси ЗИС-150

ЗИС-127 (1955-1961) - большой междугородный дизельный

Спецтехника и опытные образцы:

ЗИС-153 - полугусеничный транспортер

ЗИС-Э134 - многоцелевой четырехосный (8×8) опытный автомобиль сверхвысокой проходимости, не вышедший в серийное производство по причине изменения требований заказчика - военного ведомства. С учетом этих требований, на основе ЗИС-Э134 был создан более мощный колесный транспортер - ЗИЛ-134.

ЗИС-152В (БТР-152В) (1955-1957) - бронетранспортер, колесная формула 6×6

ЗИС-485 (БАВ) (1952-1958) - амфибия, колесная формула 6×6

kuruh.ru

все секреты авто для первых лиц страны

Автомобиль для перевозки руководителей государства в отечественной истории всегда был чем-то большим, чем просто транспортное средство. К созданию «спецтранспорта» подходили со всей ответственностью, а при разработке и производстве применялся целый ряд уникальных технических решений.

 

Броневик для Сталина

 

Стоит с самого начала сказать, что по важности и количеству привлеченных специалистов проект автомобиля для товарища Сталина легко мог соперничать с некоторыми проектами сугубо военного назначения. И хотя ЗИС-115 в конце 1940-х годов был построен на базе представительского ЗИС-110, отличий автомобиля для Верховного главнокомандующего было столько, что о каждом стоит упомянуть отдельно.

 

Начать стоит с проработки конструкции и каждого технологического решения, направленного на обеспечение безопасности. Руководство специального отдела КГБ, курировавшее разработку автомобиля настояло на том, что безопасностью высшего должностного лица рисковать нельзя от слова совсем. Коллектив конструкторов воспринял это требование буквально. Фактически, впервые в послевоенной истории автомобиль был оснащен специальной бронекапсулой и специальными бронестеклами толщиной в 7,5 сантиметров.

Были учтены не только личные пожелания товарища Сталина, но и требования КГБ - устойчивость к обстрелу практически всеми видами стрелкового оружия. Значительные изменения в конструкции автомобиля повлекли за собой усиление всех агрегатов, включая такие мелочи как стеклоподъемники. Чтобы поднимать и опускать массивные бронестекла в дверях автомобиля были размещены специальные гидравлические домкраты, а для того, чтобы открыть «форточку», нужно было воспользоваться специальным механическим устройством.

 

Бронекапсула и усиленные элементы кузова значительно повысили жесткость кузова - даже в том случае, если бы машина попадала в ДТП, ни водитель, ни тем более пассажир не получили бы значительных травм. Пятитонный броневик приводил в действие огромный шестилитровый, восьмицилиндровый двигатель. Даже с такими габаритами и массой «сталинский» броневик мог разгоняться до 120 километров в час и перевозить шестерых пассажиров. Всего для товарища Сталина было выпущено 32 ЗИС-115 в кузове «лимузин».

«ЗИЛ» для Хрущева и советская ласточка

 

Никита Сергеевич был ярким, неординарным и харизматичным человеком. Он же, считая себя человеком из народа, первым нарушил правила перевозки высших должностных лиц, и отказался от поездок на бронированных автомобилях. Помимо отказа от бронирования, при Хрущеве из «1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина» (ЗИС) был переименован в «завод имени И. А. Лихачева».

 

Однако изменять производителю с огромным опытом Первый секретарь ЦК КПСС не стал. Для перевозки Никиты Сергеевича конструкторский коллектив разработал и построил один из самых красивых советских автомобилей - длиннобазный седан ЗИЛ-111. Многие критики отечественного автопрома могут возразить, и припомнить тогдашнему руководству автозаводов одну интересную особенность.

Практически все крупные автомобильные предприятия закупали в США гражданские автомобили, на базе которых и создавались первые советские послевоенные седаны. В виду отсутствия массивной бронезащиты ЗИЛ-111 был существенно легче не только в обслуживании, но и в управлении. Аналогично автомобилю Сталина ЗИЛ-111 оснащался восьмицилиндровым двигателем с рабочим объемом шесть литров. Несмотря на то, что разгон в 23 секунды до сотни современных автолюбителей не впечатлит, ЗИЛ-111 получился на редкость комфортным автомобилем.

 

Могучий восмицилиндровый двигатель «скрестили» с двухступенчатой автоматической коробкой передач. Помимо того, что на нескольких автомобилях передвигался сам Никита Сергеевич, для особенных случаев был подготовлен целый ряд модификаций. В конце 50-х серийно начали производить «люксовый» ЗИЛ-111. В отличии от обычного седана в обновленном автомобиле была размещена советская система кондиционирования воздуха. Для торжественных приемов и встречи космонавтов с орбиты было построено несколько автомобилей ЗИЛ-111В.

Отличия от базового автомобиля можно было обнаружить практически сразу - огромный автомобиль с автоматическим откидным тентом, безрамочные двери. Именно на таком автомобиле на торжественный прием в Кремль везли первого космонавта планеты - Юрия Гагарина, и точно такой же автомобиль был подарен советским лидером Фиделю Кастро. Помимо ЗИЛ-111 советские партийные работники и руководители безумно любили другой автомобиль - ГАЗ-13 «Чайка».

 

Седан номер один

 

Принципиально переработанный и современный автомобиль достался Леониду Ильичу Брежневу по праву - Генеральный секретарь ЦК КПСС внес колоссальный вклад в развитие автомобилестроения в стране, и в целом был большим любителем хороших автомобилей. ЗИЛ-4104 даже по современным меркам выглядел вполне современно - строгие формы кузова, выдающие высокий статус пассажира, могучий двигатель объемом 7,7 литра, трехступенчатая автоматическая трансмиссия.

 

После смерти Леонида Ильича руководство автомобильного завода решило не вводить в строй новую модель, и ограничиться незначительной модернизацией машины. Как и в случае с предыдущими автомобилями для глав государства, на базе ЗИЛ-4104 был построен целый ряд любопытных модификаций. Например ЗИЛ-41048 с одной из первых систем автоматического контроля климата, или ЗИЛ-41047 в кузове «лимузин» для спецвязи. Однако наиболее интересными с точки зрения конструкции являются высокозащищенные автомобили.

Как и в случае с первым бронеавтомобилем для товарища Сталина, в основе системы защиты автомобилей ЗИЛ нового поколения лежала все та же бронекапсула. По оценкам специалистов, всего к созданию и производству ЗИЛ-4105 привлекли с десяток КБ и профильных НИИ. Построили сверзащищенный ЗИЛ в лучших традициях жанра : специальные пуленепробиваемые стекла толщиной почти по пять сантиметров, а пожаро и взрывобезопасные топливные баки, которые даже при пробое самостоятельно «затягивали раны», были разработаны в НИИ Стали.

 

Другой любопытный образец - ЗИЛ-41072 «Скорпион» был предназначен для вооруженной охраны первых лиц, и имел ряд характерных особенностей. Для быстрого доступа и удобного использования лимузин был оборудован специальными широкими подножками, на которых могли поместиться сотрудники службы охраны, специальными поручнями, и откидными стеклами. Помимо прочего, в салоне были установлены специальные кресла с поворотным механизмом, сидя на которых сотрудники службы охраны могли вести огонь сразу в нескольких направлениях.

«Кортеж»

 

Планы по смене ведомственного автомобиля Владимир Путин озвучивал давно, однако до недавнего времени не было никакой ясности, в каком виде перед публикой предстанет «Кортеж» - проект автомобилей для главы государства и службы сопровождения. Несмотря на то, что авторы проекта из НАМИ еще работают над проектом, уже начинает «проглядываться» облик седана, лимузина и внедорожника для перевозки первого должностного лица страны. Строгость линий, консервативность, сдержанность.

 

Никаких безумных экспериментов с дизайном, никаких вычурных линий и выштамповок на кузовных элементах. Все строго и выдержанно. И хотя никаких подробных данных нет ни о классе защиты, ни о типе двигателя, можно предположить, что и то и другое будет реализовано на высшем уровне.

Главная интрига - уровень бронирования и защиты, системы жизнеобеспечения и многое другое, что критически важно при перевозке Президента и Верховного Главнокомандующего. Специалисты уверены, что скорее всего, «Кортеж» будет иметь максимально возможное бронирование, защищающее охраняемых лиц от всех типов стрелкового оружия, включая крупнокалиберное. Отсюда возникает другое предположение - о массе и типа двигателя для таких автомобилей.

 

Эксперты полагают, что при таких нагрузках разгонять седан и внедорожник с места будут двигатели V8 с турбонаддувом, а лимузин президента, скорее всего, оснастят V-образной силовой установкой с 12-ю цилиндрами, объемом 6 (или более) литров. Данные экспертов о том, в какие сроки будет реализован проект, разнятся. Одни утверждают, что окончательный облик проекта сформируют к 2018-му году, другие озвучивают прогноз на 2019-й год. Примерно к этому же времени можно ожидать окончательных данных относительно массы, колесной базы, защищенности и других параметров нового транспорта для президента.

 

Автор: Дмитрий Юров

Фото: Roman-Denisov/ Konstantin-Kokoshkin/ Russian Look/ Globallookpress/ Сергей Субботин/ РИА Новости/ wikipedia

 

http://tvzvezda.ru/news/vstran...

https://cont.ws/@predator85vk/520207

menstois.ru

От броневика Сталина до «Кортежа»: все секреты авто для первых лиц страны | Блог Виктор Качурак

Автомобиль для перевозки руководителей государства в отечественной истории всегда был чем-то большим, чем просто транспортное средство. К созданию «спецтранспорта» подходили со всей ответственностью, а при разработке и производстве применялся целый ряд уникальных технических решений.

Броневик для Сталина

Стоит с самого начала сказать, что по важности и количеству привлеченных специалистов проект автомобиля для товарища Сталина легко мог соперничать с некоторыми проектами сугубо военного назначения. И хотя ЗИС-115 в конце 1940-х годов был построен на базе представительского ЗИС-110, отличий автомобиля для Верховного главнокомандующего было столько, что о каждом стоит упомянуть отдельно.

Начать стоит с проработки конструкции и каждого технологического решения, направленного на обеспечение безопасности. Руководство специального отдела КГБ, курировавшее разработку автомобиля настояло на том, что безопасностью высшего должностного лица рисковать нельзя от слова совсем. Коллектив конструкторов воспринял это требование буквально. Фактически, впервые в послевоенной истории автомобиль был оснащен специальной бронекапсулой и специальными бронестеклами толщиной в 7,5 сантиметров.

Были учтены не только личные пожелания товарища Сталина, но и требования КГБ - устойчивость к обстрелу практически всеми видами стрелкового оружия. Значительные изменения в конструкции автомобиля повлекли за собой усиление всех агрегатов, включая такие мелочи как стеклоподъемники. Чтобы поднимать и опускать массивные бронестекла в дверях автомобиля были размещены специальные гидравлические домкраты, а для того, чтобы открыть «форточку», нужно было воспользоваться специальным механическим устройством.

Бронекапсула и усиленные элементы кузова значительно повысили жесткость кузова - даже в том случае, если бы машина попадала в ДТП, ни водитель, ни тем более пассажир не получили бы значительных травм. Пятитонный броневик приводил в действие огромный шестилитровый, восьмицилиндровый двигатель. Даже с такими габаритами и массой «сталинский» броневик мог разгоняться до 120 километров в час и перевозить шестерых пассажиров. Всего для товарища Сталина было выпущено 32 ЗИС-115 в кузове «лимузин».

«ЗИЛ» для Хрущева и советская ласточка

Никита Сергеевич был ярким, неординарным и харизматичным человеком. Он же, считая себя человеком из народа, первым нарушил правила перевозки высших должностных лиц, и отказался от поездок на бронированных автомобилях. Помимо отказа от бронирования, при Хрущеве из «1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина» (ЗИС) был переименован в «завод имени И. А. Лихачева».

Однако изменять производителю с огромным опытом Первый секретарь ЦК КПСС не стал. Для перевозки Никиты Сергеевича конструкторский коллектив разработал и построил один из самых красивых советских автомобилей - длиннобазный седан ЗИЛ-111. Многие критики отечественного автопрома могут возразить, и припомнить тогдашнему руководству автозаводов одну интересную особенность.

Практически все крупные автомобильные предприятия закупали в США гражданские автомобили, на базе которых и создавались первые советские послевоенные седаны. В виду отсутствия массивной бронезащиты ЗИЛ-111 был существенно легче не только в обслуживании, но и в управлении. Аналогично автомобилю Сталина ЗИЛ-111 оснащался восьмицилиндровым двигателем с рабочим объемом шесть литров. Несмотря на то, что разгон в 23 секунды до сотни современных автолюбителей не впечатлит, ЗИЛ-111 получился на редкость комфортным автомобилем.

Могучий восмицилиндровый двигатель «скрестили» с двухступенчатой автоматической коробкой передач. Помимо того, что на нескольких автомобилях передвигался сам Никита Сергеевич, для особенных случаев был подготовлен целый ряд модификаций. В конце 50-х серийно начали производить «люксовый» ЗИЛ-111. В отличии от обычного седана в обновленном автомобиле была размещена советская система кондиционирования воздуха. Для торжественных приемов и встречи космонавтов с орбиты было построено несколько автомобилей ЗИЛ-111В.

Отличия от базового автомобиля можно было обнаружить практически сразу - огромный автомобиль с автоматическим откидным тентом, безрамочные двери. Именно на таком автомобиле на торжественный прием в Кремль везли первого космонавта планеты - Юрия Гагарина, и точно такой же автомобиль был подарен советским лидером Фиделю Кастро. Помимо ЗИЛ-111 советские партийные работники и руководители безумно любили другой автомобиль - ГАЗ-13 «Чайка».

Седан номер один

Принципиально переработанный и современный автомобиль достался Леониду Ильичу Брежневу по праву - Генеральный секретарь ЦК КПСС внес колоссальный вклад в развитие автомобилестроения в стране, и в целом был большим любителем хороших автомобилей. ЗИЛ-4104 даже по современным меркам выглядел вполне современно - строгие формы кузова, выдающие высокий статус пассажира, могучий двигатель объемом 7,7 литра, трехступенчатая автоматическая трансмиссия.

После смерти Леонида Ильича руководство автомобильного завода решило не вводить в строй новую модель, и ограничиться незначительной модернизацией машины. Как и в случае с предыдущими автомобилями для глав государства, на базе ЗИЛ-4104 был построен целый ряд любопытных модификаций. Например ЗИЛ-41048 с одной из первых систем автоматического контроля климата, или ЗИЛ-41047 в кузове «лимузин» для спецвязи. Однако наиболее интересными с точки зрения конструкции являются высокозащищенные автомобили.

Как и в случае с первым бронеавтомобилем для товарища Сталина, в основе системы защиты автомобилей ЗИЛ нового поколения лежала все та же бронекапсула. По оценкам специалистов, всего к созданию и производству ЗИЛ-4105 привлекли с десяток КБ и профильных НИИ. Построили сверзащищенный ЗИЛ в лучших традициях жанра : специальные пуленепробиваемые стекла толщиной почти по пять сантиметров, а пожаро и взрывобезопасные топливные баки, которые даже при пробое самостоятельно «затягивали раны», были разработаны в НИИ Стали.

Другой любопытный образец - ЗИЛ-41072 «Скорпион» был предназначен для вооруженной охраны первых лиц, и имел ряд характерных особенностей. Для быстрого доступа и удобного использования лимузин был оборудован специальными широкими подножками, на которых могли поместиться сотрудники службы охраны, специальными поручнями, и откидными стеклами. Помимо прочего, в салоне были установлены специальные кресла с поворотным механизмом, сидя на которых сотрудники службы охраны могли вести огонь сразу в нескольких направлениях.

«Кортеж»

Планы по смене ведомственного автомобиля Владимир Путин озвучивал давно, однако до недавнего времени не было никакой ясности, в каком виде перед публикой предстанет «Кортеж» - проект автомобилей для главы государства и службы сопровождения. Несмотря на то, что авторы проекта из НАМИ еще работают над проектом, уже начинает «проглядываться» облик седана, лимузина и внедорожника для перевозки первого должностного лица страны. Строгость линий, консервативность, сдержанность.

Никаких безумных экспериментов с дизайном, никаких вычурных линий и выштамповок на кузовных элементах. Все строго и выдержанно. И хотя никаких подробных данных нет ни о классе защиты, ни о типе двигателя, можно предположить, что и то и другое будет реализовано на высшем уровне.

Главная интрига - уровень бронирования и защиты, системы жизнеобеспечения и многое другое, что критически важно при перевозке Президента и Верховного Главнокомандующего. Специалисты уверены, что скорее всего, «Кортеж» будет иметь максимально возможное бронирование, защищающее охраняемых лиц от всех типов стрелкового оружия, включая крупнокалиберное. Отсюда возникает другое предположение - о массе и типа двигателя для таких автомобилей.

Эксперты полагают, что при таких нагрузках разгонять седан и внедорожник с места будут двигатели V8 с турбонаддувом, а лимузин президента, скорее всего, оснастят V-образной силовой установкой с 12-ю цилиндрами, объемом 6 (или более) литров. Данные экспертов о том, в какие сроки будет реализован проект, разнятся. Одни утверждают, что окончательный облик проекта сформируют к 2018-му году, другие озвучивают прогноз на 2019-й год. Примерно к этому же времени можно ожидать окончательных данных относительно массы, колесной базы, защищенности и других параметров нового транспорта для президента.

Автор: Дмитрий Юров

Фото: Roman-Denisov/ Konstantin-Kokoshkin/ Russian Look/ Globallookpress/ Сергей Субботин/ РИА Новости/ wikipedia

http://tvzvezda.ru/news/vstran...

×

cont.ws

Лимузины ЗИЛ в Сокольниках. От Сталина до Горбачева

Как известно, не так давно одновременно с Заводом имени Лихачева был разгромлен и его уникальный музей, в стенах которого почему-то было решено открыть музей хоккейной славы. Видимо, решено было стереть не только само предприятие, но и память о нем. Но в то время, когда одни с упорством, достойным лучшего применения, добивают ЗИЛ, другие пытаются сохранить если не сам завод, то, по крайне мере, выпущенные им автомобили. В числе последних – частная компания «Механосборочный цех №6», названная так в честь того самого цеха ЗИЛа, где когда-то изготавливали правительственные лимузины. Впрочем, благодаря этой компании их производство ведется и по сию пору – те же автомобили в том же месте собирают из оставшегося весьма обширного задела комплектующих. А также обслуживают и восстанавливают ранее выпущенные машины. Занимается «Механосборочный цех №6» и спецтехникой – в середине декабря его специалисты восстановили редчайший экземпляр знаменитого вездехода-амфибии «Синяя птица».

Теперь появилась возможность увидеть уникальную автотехнику Завода имени Лихачева своими глазами: в Сокольниках, недалеко от входа в парк (Сокольнический вал, д. 1а) начала действовать постоянная экспозиция правительственных и специальных автомобилей ЗИЛ из коллекции компании «Механосборочный цеха №6». Туда, в частности, попала и уже упоминавшаяся «Синяя птица». А еще здесь есть все модели «членовозов» начиная от самого первого ЗИС-101 и заканчивая единственным сохранившимся ЗИЛ-4102, который начали разрабатывать, когда генеральным секретарем стал Горбачева. Официальное открытие экспозиции состоялось 26 января 2017 года – с ней может ознакомиться любой желающий. Мы же вкратце расскажем о собранной в Сокольниках автоколлекции.

ЗИС-101А. На мой взгляд, не только самый первый, но и самый стильный лимузин завода. В 1940-1941 годах изготовлен в количестве 675 экземпляров.

Следующее поколение лимузинов: ЗИС-110, производство которого началось в 1945 году. В данном случае это экземпляр полноприводного ЗИС-110П, изготовленного в количестве всего 5 экземпляров.

Бронированный ЗИС-115 на базе ЗИС-110. Масса бронекапсулы – почти две тонны! Выпускался с 1947 по 1956 год. По разным оценкам изготовлено от 34 до 60 машин.

Толщина дверей ЗИС-115 впечатляет – под их обшивкой скрыты листы брони. А бронестекло толщиной с ладонь!

ЗИЛ-117. Укороченный вариант лимузина ЗИЛ-114, который использовался главным образом как машина сопровождения правительственных кортежей.

Два созданных на шасси лимузинов микроавтобуса «Юность». Слева – базовый вариант, но с увеличенной высотой крыши. Справа – редкая модернизированная версия 1998 года постройки. Последний номер шасси – 63.

Отлично сохранившийся представитель семейства автомобилей высшего класса ЗИЛ-4104 – вершины зиловского лимузиностроения. Их производство было начато в 1976 году.

Лимузин ЗИЛ-41047 – одна из последний версий правительственных лимузинов семейства 4104. Производство велось в 1985 – 2002 годах.

Недавно восстановленная «Синяя птица» в версии с пассажирским кузовом, предназначенная для поиска и эвакуации космонавтов. Один из последних вариантов автомобиля, получивший обозначение ЗИЛ-49065.

Один из двух опытных экземпляров нового поколения лимузинов ЗИЛ-4102 (1985 год). Укороченный вариант, получивший неофициальное название «Раиса» (по другим данным – «Райка»). Второй экземпляр, длиннобазный «Михаил» (он же «Мишка»), к сожалению, разрезали на металлолом.

Изготовленный вручную из дерева макет 1:10 кабриолета ЗИЛ-410441.

Кабриолет на базе укороченной модификации лимузина, известной как ЗИЛ-41041. Современное исполнение.

Малолитражка Honda, в 1970-х подаренная японцами одному из конструкторов цеха №6 и использовавшаяся как внутризаводской транспорт.

Эмблемы завода, применяемые в разное время на выпускаемых им представительских автомобилях ЗИЛ.

Текст и фотографии: Константин Закурдаев

Интересное от редакции:

13.12.2016 в 08:45

15.09.2016 в 08:57

02.08.2016 в 07:30

14.03.2016 в 06:20

12.02.2015 в 18:00

17.11.2014 в 15:52

19.09.2014 в 13:59

14.09.2014 в 17:54

10.09.2014 в 18:17

Читайте также:

02.08.2016 в 07:30

15.09.2016 в 08:57

05.03.2016 в 03:08

03.12.2013 в 15:44

26.04.2017 в 07:38

19.03.2016 в 16:43

17.03.2016 в 15:49

14.03.2016 в 06:20

18.01.2015 в 08:41

13.12.2016 в 08:45

st-kt.ru

История завода ЗИЛ | PEREKOP.ORG

Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завод находится в упадке.

Центральная проходная завода ЗИЛ.История завода ЗИЛ

Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

Строительство инструментального корпуса московского автозавода.

История завода ЗИЛ

15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков

Строительство кузнечного цеха.

История завода ЗИЛ

После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы[2]. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.

Рабочие завода «АМО» приветствуют первый советский автомобиль, выезжающий с завода. 1924 год.

История завода ЗИЛ

АМО-1

История завода ЗИЛ

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.

Автомобили АМО-Ф-15 (1926 г.)

История завода ЗИЛ

В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.

В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.

История завода ЗИЛ

Цех автозавода им. Сталина

История завода ЗИЛ

ЗИС-6

История завода ЗИЛ

Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.

Первый отечественный лимузин ЗИС-101 (1937 г.)

История завода ЗИЛ

Конвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе.

История завода ЗИЛ

Сталинский ЗИС-101.

История завода ЗИЛ

В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

Иван Алексеевич Лихачёв

История завода ЗИЛ

В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.

На снимке — Сталин и Лихачёв.

История завода ЗИЛ

Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 год.

История завода ЗИЛ

Грузовик ЗИС-15. 1940 год.

История завода ЗИЛ

У проходной завода ЗИС.

История завода ЗИЛ

ЗИС-5 во время Великой Отечественной войны.

История завода ЗИЛ

Бронированный грузовик ЗИС-5, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 г.

История завода ЗИЛ

ЗИЛ на фронте, в 1944 году.

История завода ЗИЛ

С 1944 года ЗИС-5 начал делать расположенный в Миассе завод «УралЗИС».

История завода ЗИЛ

Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).

ЗИС-150

История завода ЗИЛ

1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина (ЗиС)

История завода ЗИЛ

В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.

ЗИС-152

История завода ЗИЛ

Испытание автомобиля на водонепроницаемость в сборочном цехе №6 1-го Государственного автомобильного

завода им. И.В. Сталина.

11 июля 1952 года.

История завода ЗИЛ

В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.

Стахановка, слесарь-испытатель цеха по производству домашних холодльников А.В. Землянская

производит осмотр и испытание новой партии готовых холодильников «ЗиС».

Июль 1952 года.

История завода ЗИЛ

Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина.

4 июля 1953 года.

История завода ЗИЛ

Автобус ЗИЛ-158 (1957 г.)

История завода ЗИЛ

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.

ЗИС-151

История завода ЗИЛ

В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.

С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).

Главный конвейер завода ЗИЛ. 70-е.

История завода ЗИЛ

Рабочие ЗИЛ приветствуют визит руководителя Югославии Иосипа Броз Тито в Москву, в 1956 году.

История завода ЗИЛ

Склад готовой продукции (1959 г.)

История завода ЗИЛ

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.

ЗИЛ-130

История завода ЗИЛ

Завод имени Лихачёва. Сортировка свежевыпущенных грузовиков. 1976 год.

История завода ЗИЛ

В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.

ЗИЛ-133г1

История завода ЗИЛ

С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.

ЗИЛ-133гя

История завода ЗИЛ

ЗИЛ ПЭУ-1М 1972–79 гг., поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.

История завода ЗИЛ

ПЭУ-1М

История завода ЗИЛ

В 1974 г. на московском конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.

Миллионный автомобиль «ЗИЛ-130».

История завода ЗИЛ

Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов (слева) и посол Кубы в СССР Агирре Дель Кристо (в центре) в одном из цехов автозавода ЗИЛ. 1980 год.

История завода ЗИЛ

Начало 80-х. Отгрузка грузовиков ЗИЛ 130.

История завода ЗИЛ

После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.

Конвейер ЗИЛ. 1983 год.

История завода ЗИЛ

1984 Проходная завода Зил.

История завода ЗИЛ

С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.

В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».

История завода ЗИЛ

С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.

К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.

Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.

История завода ЗИЛ

История завода ЗИЛ

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9B%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%87%D1%91%D0%B2%D0%B0, https://ria.ru/society/20160802/1473402836.html, http://doroga-news.ru/stati/3150-istoriya-legendarnogo-zavoda-zil.html

похожие записи

perekop.org

Аренда ретро автомобилей

        Поездки Сталина по Москве в 30-е годы осуществлялись в режиме большой секретности. На крышах домов располагались снайперы, сотрудники ОРУДа перекрывали движение на улицах следования кортежа, а "Сталинский" Паккард сопровождали четыре машины охраны (сегодня в кортежах президента их, по меньшей мере, десять). Впереди колонны следовали два Линкольна КБ с откидным верхом, который не мешал круговому ведению огня, оснащённых мощными 12-ти цилиндровыми двигателями, а сзади следовали два ЗИС-101 с охраной.

 

                                                               

         История тяжёлых (бронированных) автомобилей Гаража особого назначения (ГОН) началась с декабря 1936 года, когда в Москву был доставлен подарок для товарища Сталина от американского президента Франклина Делано Рузвельта, который уже пережил покушения на себя. Это был бронированный Паккард Твелв белого цвета. Подарок передал американский посол в Москве Аверал Гарриман. Автомобиль очень понравился Сталину, но белый цвет автомобиля не вписывался в официальный номенклатурный и машина вскоре была перекрашена в чёрный цвет.

 

                                                                 

           

         После этого по договору из США в СССР поставки автомобилей марки Паккард стали носить массовый характер. Стране были необходимы автомобили для обслуживания руководящего состава партии и правительства. Вскоре и другие высшие руководители пересели на бронированные автомобили модели Паккард Твелв различных модификаций, которых лишь в одной Москве насчитывалось около тридцати. Часть из них была дополнительно бронирована бронелистами наивысшего качества на заводе ЗИС при участии специалистов различных направлений. В результате появился добротный автомобиль монументальной внешности фирмы Паккард, внешний вид которого не забылся и так полюбился Сталину, что и получило дальнейшее развитие при создании нового послевоенного автомобиля ЗИС-110.                Что касается автомобиля, подаренного Сталину, то он был бронирован на заводе "Дерхам" в Калифорнии. За основу было взято шасси Паккарда серии "14" с 12-ти цилиндровым двигателем1936-ого модельного года. Машина получила полностью бронированный изнутри кузов, хотя и имелись отдельные деревянные элементы, согласно технологии того времени, пуленепробиваемые стёкла, имевшие толщину 50 мм, поворотные форточки окон, бронированное днище. Увеличенная масса машины компенсировалась за счёт мощности 185-сильного двигателя. Позднее, в 1939 году, автомобиль был оснащён усиленной броневой защитой на заводе ЗИС - это были более толстые броневые листы и стёкла толщиной 70 мм. Шасси автомобиля, имевшее необходимый запас прочности легко пережило это увеличение массы, автомобиль лишь немного потерял в динамике разгона и несколько снизилась его скорость, но, тем не менее, в результате получился довольно скоростной автомобиль. Сталин брал его в свои путешествия не только по просторам Советского Союза, но и даже на конференцию в Тегеран в 1943 году, Ялту в 1944-ом и Потсдам в 1945-ом. Транспортировка автомобиля обычно осуществлялась вместе с хозяином на поезде.          Одновременно с этим на заводе ЗИС велись работы по бронированию шасси автомобиля ЗИС-101, ему даже был присвоен специальный индекс ЗИС-101Э, но оба построенных экземпляра посчитали неперспективными и впоследствии они были уничтожены.         Говорят, что перед войной товарищ Сталин на заседании Политбюро сказал: "Мы, члены правительства, подаём плохой пример тем, что ездим на автомобилях иностранного производства. «Возможно, именно с этого момента начинается история создания бронированных автомобилей отечественного производства для первых лиц государства. В 1942 году, когда завод ЗИС находился в эвакуации на Урале, и ещё не было ясно кто победит во Второй Мировой войне, было принято решение о начале работ по созданию послевоенного лимузина для высшего руководства страны. За основу в качестве исходного образца был принят опять же Паккард серии "180". Автомобиль, благодаря усилиям конструктора Островцева и художника (дизайнера) Германа, хотя и имел некоторое сходство с Паккардом, получился не копией, а даже более современной и прогрессивной вариацией на тему Паккарда. Параллельно с работой над новым флагманом советского автомобилестроения - ЗИС-110, велось проектирование его бронированной версии - ЗИС-115. Кузов бронированного ЗИСа получил индекс "145" ("140" -- у ЗИС-110), а шасси -- 110С (специальный, по другой версии "сталинский"), а автомобиль в целом получил обозначение ЗИС-115. Так чем же автомобиль ЗИС-115 отличался от ЗИС-110?         В качестве исходного шасси для ЗИС-115 был взят ЗИС-110. При создании ЗИС-115 Сталиным была поставлена задача создать автомобиль, имеющий такую броневую защиту, которая позволяла бы противостоять автоматным и пулемётным пулям, а также защищала бы от взрыва гранат и мин и при этом внешне автомобиль не имел бы никаких отличий от серийного ЗИС-110.         Прежде всего, для такого автомобиля нужен был кузов специального исполнения, как его называют сейчас, кузов полной защиты автомобиля -- бронекапсула (по тогдашнему сов. секретному обозначению -- изделие "100"), которая изготавливалась на Подольском военном заводе из самого лучшего на тот момент броневого листа. Толщина двойных дверей достигала 40 мм, пуленепробиваемых стёкол -- 50 мм. Стёкла дверей перемещались в своих проёмах лишь наполовину, причём вниз они опускались за счёт собственного веса поворотом специального барашка, а вверх поднимались с помощью гидравлических домкратов, вмонтированных внутрь двери. Кроме усиленных замков дверей на обеих задних и правой передней дверях имелись массивные цепочки (как на дверях в квартиру), предотвращающие возможность их нежелательного открытия. Сама дверь весила около 300 кг.

                                                                         

       Машина имела двойное днище, двойную крышу и особо усиленную заднюю стенку. Вес машины составлял около 4150 кг, в зависимости от конкретной комплектации. У автомобиля была усилена подвеска, мосты были иной конструкции, двигатель был форсирован со 140 до 162 л.с., имел сдвоенный топливный насос, но при этом одинарный карбюратор. В трансмиссии были изменены передаточные числа, в результате чего скорость автомобиля составляла немногим более 100 км/час, против 140 км/час у ЗИС -110. Пытаться увеличить скорость не было смысла, так как при имевшихся тормозах вся надежда на безопасность движения возлагалась не на них, а на правильную организацию прохождения кортежа, который трогался по команде вождя и двигался по маршруту, который он выбирал из нескольких предварительно согласованных. Причём в какой машине поедет Сталин, на каком месте он будет находиться и каким маршрутом поедет не было известно до момента начала движения. Рядом с водителем на переднем сиденье размещался сопровождающий, он отдавал команды, открывал дверь хозяину и отвечал за всё. Водитель после выхода вождя из подъезда должен был включить передачу и держать руки на рулевом колесе цвета слоновой кости, чтобы после того, как за главным пассажиром закроется дверь, сразу тронуться с места. Несколько машин летели по улицам, прижавшись вплотную друг к другу, к ним по отдаваемым по спецсвязи приказам, присоединялись на различных этапах машины охраны. Весьма часто Сталин сидел на откидном сиденье - страпонтене. Как вспоминает маршал Жуков, часто ездивший с генералиссимусом: "Сталин указал мне, чтобы я сел на заднее место. Я удивился. Ехали так: впереди начальник личной охраны Власик, за ним - Сталин, за Сталиным - я. Я спросил потом Власика: "Почему он меня туда посадил?" "А это он всегда так, чтобы, если будут спереди стрелять, в меня попадут, а, если сзади - в вас".

         

         Снаружи ЗИС-115 был почти неотличим от серийного автомобиля ЗИС-110, за исключением лишь небольших деталей, заметных вблизи. Машина имела увеличенный диаметр колёс, из-за значительно возросшей массы, имевших размер 7,50 - 17 вместо 7,50 - 16, на которых не было вставок белого цвета на боковинах и они едва умещались в проёмах крыльев. Более выпуклые колпаки колёс скрывали усиленные ступицы мостов.   

                            

         Всего по данным из разных источников, было выпущено 32-38 бронированных ЗИС-115. Некоторые из этих автомобилей, выпускавшихся с 1947 по 1954 год, дожили до наших дней. Все они находились в распоряжении Генералиссимуса. Две штуки в Ленинграде, около десяти штук в Москве и на загородных дачах, остальные в Крыму, на Северном Кавказе, в Сочи и Закавказье. Правда знатоки утверждали, что когда не надо было опасаться за свою жизнь и показывать патриотизм, Сталин любил прокатиться на своём старом Паккарде -подарке президента Рузвельта. Но, тем не менее, боявшийся покушений вождь никогда не пользовался одной и той же машиной два дня подряд.           С приходом к власти Хрущёва, бронированные автомобили Сталина были забыты. Мастер игры в демократию Никита Сергеевич демонстрировал свою открытость народу и поэтому предпочитал кабриолеты. После развенчания культа личности на ХХ съезде КПСС Завод имени Сталина (ЗИС) был переименован в Завод имени Лихачёва (ЗИЛ). Хрущёв пересел уже на другой автомобиль - ЗИЛ-111. Но...

 

                                                                                               

         В 1981 году на ватманах зиловских конструкторов вновь появляются чертежи бронированных автомобилей. Спустя некоторое время стали востребованы не только теоретические расчеты, но и уцелевшие экземпляры ЗИС-115, которые понадобились для проведения натурных испытаний, включая современный краш-тест и обстрел автомобиля на полигоне по наиболее слабым местам, согласно всем современным требованиям. С поставленной задачей справились с честью - был создан автомобиль, обеспечивавший самый высокий уровень защиты на тот период и не имевший аналогов в мире -- ЗИЛ-4105!

www.avtosssr.ru