ОПЫТЫ: Убить ЗИЛа. Убить зила


Убить ЗИЛа. Журнал "Компьютерра" №714

ОПЫТЫ: Убить ЗИЛа

Автор: Юрий Смирнов [email protected]

Как-то раз мой приятель Паша купил в подарок ребенку арбалет. Павел искренне верил, что это всего лишь красиво сделанная детская игрушка. Но осмотрев ее внимательнее, он решил сначала самостоятельно испытать оружие. В углу дачного участка ржавел древний холодильник "ЗИЛ", который давно было пора отволочь на свалку. Почему в качестве мишени Паша выбрал именно его, объяснить трудно - возможно, агрегат ему чем-то не угодил. Просвистев метров сорок в воздухе, стрела игрушечного арбалета… насквозь пробила стальную стенку холодильника. Вот так игрушка! Что выслушал в тот день Паша от жены и тещи, лучше и не вспоминать… А речь я веду к тому, что потребитель не всегда может получить полную и объективную информацию о покупке.

Поиск очередной новой игрушки привел меня на сайт с занимательным названием "8заек". Там мне приглянулся оригинальный девайс - "вездеход с пушкой"  "Amphibious chariot", как было написано на коробке. Радиоуправляемая машинка, судя по описанию, умела ездить, плавать и стрелять. Просили за это чудо китайской техники всего 1,7 килорубля.

Первый тест мы с моим коллегой Палычем провели в офисе. Палыча я привлекаю к таким мероприятиям потому, что он горячо интересуется новыми игрушками - его любимому внуку уже одиннадцать лет. После того как я вставил в вездеход аккумулятор, предварительно открутив пушку, он ожил и бодро погнал по офису. "Слава богу, заработало", - подумал я. Проверить покупку в присутствии курьера времени не было, нужно было срочно ехать на переговоры.

Полный тест-драйв амфибии мы с дочерью провели только в выходные. Вручив Кате отвертку, которая входила в комплект, я доверил дочке собственноручно установить аккумулятор (Ni-Cd на 7,2 В, 700 мАч). Управление Катерина освоила быстро, и машинка засновала по дивану.

Новинка имеет привод на все колеса, схема похожа на привод танка: правый двигатель крутит синхронно два правых колеса, левый - два левых. Двигаешь правую кнопку на пульте вперед - выполняется поворот налево, левую - поворот направо, обе кнопки вперед - амфибия едет прямо. Есть и еще две чудненькие кнопочки: одна управляет выстрелом пневмопушки, при нажатии второй складываются колесики, и танк превращается в корабль. Именно эти две кнопки и подбили меня на покупку игрушки. Диаметр колеса - около 5 сантиметров, так что амфибия может преодолеть препятствие высотой 2,5–3 см. Что касается управления на воде, то у амфибии нет руля, зато есть два винта.

Сверху орудийной башни расположен люк. Чтобы зарядить пушку, надо открыть люк и засыпать шестимиллиметровые пластмассовые шарики (коробка таких шариков входит в комплект). При снятой пушке за аккумуляторным отсеком обнаружились две контактные площадки, к которым подключается орудие, - их можно использовать для подключения чего-нибудь еще.

Катерина погнала вездеход на кухню для проведения первого теста. На одном из сайтов я прочитал, что машинка может увезти сразу четыре пивные банки (в сумме 2 кг). Мне в это верилось слабо, так как в свое время я пробовал погрузить на модель "Тигра" 300–400 г оборудования ("КТ" #650), и уже c такой нагрузкой он начинал кое-где буксовать. Пива дома не оказалось, и вместо него Катя нагрузила амфибию двумя мандаринами и двумя апельсинами. C нагрузкой машинка забегала по кухне ничуть не менее резво, чем без нее (видеоролик см. на сайте inside.computerra.ru). После теста мы взвесили транспортируемые фрукты - вышло 700 г, и, судя по поведению вездехода, этот вес для него не предел. Пока дочь развозила по квартире цитрусовые, я включил воду, чтобы наполнить ванну для следующего эксперимента. Больше всего мне хотелось как раз искупать девайс.

Из куска пенопласта и двух табуреток я соорудил пандус. Но ванна так сделана, что ее нельзя наполнить до краев - от бортика до воды остается как минимум 10–15 см, в связи с чем вездеходу пришлось осваивать еще и прыжок. Первая попытка закончилась переворотом, вторая была удачнее - машинка закачалась на волнах. Я дал команду сложить колеса, но вдруг равновесие нарушилось, и амфибия опять перевернулась. Нормально въехать в воду, сложить колеса и поплыть машинка может только с очень пологого берега. Для продолжения теста пришлось складывать колеса на берегу, а потом аккуратно опускать игрушку на воду. В итоге оказалось, что машинка уверенно держится на воде и легко управляется. Аккумулятора хватает примерно на полчаса заплывов. После купания я снял пушку и заглянул в аккумуляторный отсек. Вода все-таки просочилась - видимо, были не до конца затянуты винты, которыми крепится пушка.

Следующий оригинальный девайс мне пришлось искать с неделю. На сей раз я выбрал иную методику поиска. Перебирать случайным образом сайты мне надоело, легче оказалось посмотреть полный ассортимент у оптовика (например, на gulliver.ru). Купить игрушку напрямую у оптового торговца нельзя, приходится звонить в один из интернет-магазинов, ссылаться на сайт оптовика и просить привезти игрушку по артикулу - все равно большинство магазинов отовариваются в одном и том же месте. Двух продвинутых игрушек - робота-уборщика и машинки с системой визуального программирования - на складе, как водится, не оказалось. Пришлось заказать их предшественницу - TurboZ, программируемую машинку с радиоуправлением. Стоила она какую-то ерунду - около 500 рэ. При открытии дома коробки меня неприятно удивил маленький размер машинки - на такую дополнительное оборудование не поставишь. "А что ты хотел за такие деньги?" - вступился за производителя внутренний голос.

На крыше мини-автомобильчика, очень похожего на "Ниву-Шевроле", располагаются шесть кнопок, с помощью которых игрушку можно программировать. Кнопка "GO" - запуск программы, "D" - активизация демонстрационной программы, "Вперед" - движение машинки вперед приблизительно на 1 м, "Левый поворот" - поворот на 30–45 градусов влево, "На козла" - по этой команде машинка на некоторое время встает на задние колеса и продолжает движение, "Разворот" - поворачивается на 180 градусов.

В комплект входит пульт управления на 27 МГц. Батарейку типа "Крона" для пульта и три элемента типа ААА, которые укладываются в контейнер на машинке, надо покупать отдельно.

Программируется игрушка элементарно - жмешь кнопки в желаемой последовательности (при каждом нажатии устройство пищит, подтверждая принятие команды). Далее по нажатии кнопки "GO" программа запускается, машинка отрабатывает введенную последовательность команд (до 32 шагов) и останавливается. При желании выполнение программы можно прервать, нажав еще раз кнопку "GO" на пульте, машинка при этом вернется к ручному управлению.

Что интересно, c пульта радиоуправления можно подать только две команды: "вперед" и "поворот налево". Тем не менее этих двух команд оказалось достаточно, чтобы управлять движением.

Катя вскрыла машинку за 10–15 минут. Мне было очень интересно, на какой микрухе выполнена ее схема, но тут меня ждал его величество облом - кристалл микросхемы посажен в бескорпусном варианте прямо на плату и залит компаундом.

Передние колеса висят на пружинках-рессорах (что приятно удивило), не поворачиваются ни вправо, ни влево. Привод на задние колеса сделан через редуктор с пластмассовыми шестеренками от единственного электродвигателя. Каким образом машинка может поворачивать налево - для меня загадка, тем не менее она поворачивает [Да-а, не раскурочивал автор в детстве электрифицированные колесные игрушки, имевшие по большей части некое подобие дифференциала в редукторе. В данном случае, видимо, такой дифференциал дополнен механизмом подтормаживания одного из колес. - Прим. ред.].

Меня сильно удивило поведение машинки при выполнении команды "Разворот" - "Мини-Нива" не хотела ее отрабатывать. Когда я задал раз десять подряд эту команду, девайс теоретически должен был закрутиться, но машинка ехала прямо. Движение продолжалось, пока она не наехала на коробку из-под телевизора, потом, побуксовав, резко отвернула влево и опять поехала прямо, пока не наткнулась на ножку стула. Далее все повторилось. Эти действия очень похожи на процедуру объезда препятствия, но внутри машинки нет каких-либо датчиков, ни контактных, ни инфракрасных. Как автомобильчик догадывается, что наехал на препятствие, осталось для меня загадкой.

ВМЕСТО P.S.

Я описал эти похождения неспроста. Во-первых, Новый год на носу, детишки грезят о подарках, а родители, как всегда, ломают голову, что б такое подарить своим чадам… Во-вторых, у многих читателей может возникнуть желание (уверен) доработать (модифицировать) одну из вышеописанных игрушек и написать об этом в "КТ", тем самым окупив свои "дед-морозовские" вложения. Ну что, есть желающие?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Убить ЗиЛа-2. Журнал `Компьютерра` №751

ОПЫТЫ: Убить ЗиЛа-2

Автор: Юрий Смирнов [email protected]

Проверить байки про арбалеты я хотел давно. В двенадцать лет мне нравился роман Вальтера Скотта "Айвенго", в шестнадцать я зачитывался "Проклятыми королями" Мориса Дрюона (а Роберт III д’Артуа погиб, напомню, как раз от арбалетной стрелы). Тем не менее в следующие двадцать пять лет арбалеты мне в руки как-то не попадались. Но все изменилось, когда на сорокалетие я получил в подарок арбалет-шнеппер "Шершень 2".

Повертев великолепную игрушку в руках, я задумался, почему еще в детстве никогда не интересовался пробивной силой стрелы, выпущенной из лука или арбалета, и принимал на веру полученные из исторических и художественных книг сведения о дальности стрельбы, весе стрелы и так далее. Хотя, казалось бы, похожие задачки решают в 7–9 классах [Вряд ли. - Прим. ред.]. А когда я наткнулся на заметку, автор которой утверждал, что стрела, пущенная из спортивного лука, при усилии натяжения 20 кг и массе 20 г имеет начальную скорость 300 м/с, мне не оставалось ничего, кроме как проверить эти выкладки на практике. Потому что я был уверен, что автор этого так называемого исследования никогда не держал в руках ни лука, ни арбалета!

 

Начал я с изучения технических характеристик спортивных луков - ни в одном из описаний скорость стрелы не превышает 100 м/с. На всякий случай поискал информацию о том, с какой скоростью летит пуля: начальная скорость пули из Макарова составляет 290–400 м/с; пуля, выпущенная из автомата Калашникова, летит со скоростью 700–900 м/с. Если верить возмутившей меня заметке, то энергия стрелы, выпущенной из лука, находится где-то между энергией пули из пистолета Макарова и энергией пули из Калаша. А если так, то зачем вообще было выдумывать огнестрельное оружие, у которого энергия снаряда сравнима с энергией стрелы?

 

Подаренный мне арбалет имел силу натяжения 35 кгс, что значительно больше, чем у спортивного лука. Это, кстати, сравнительно недавнее послабление - вплоть до декабря позапрошлого года российское законодательство запрещало продавать арбалеты с усилием натяжения от 20-кг. Сейчас верхний предел поднят до 50-кг, но каждая модель арбалета, как и раньше, проходит экспертизу в экспертно-криминалистическом центре МВД России, после чего получает справку-сертификат, в которой классифицируется в соответствии с законом об оружии. В моем случае арбалет отнесли к спортивному оружию, на которое не требуется получать разрешение. В общем, игрушка для взрослых.

 

В комплект входила очень удобная сумка, два коротких дротика (7 г), два дротика подлиннее (9,4 г) и пакетик шестимиллиметровых стальных шариков (кстати, калибр арбалета - штука неизменная, семи- или восьмимиллиметровой стрелой из него выстрелить нельзя). Над желобом для стрелы находится магазин-трубка для шариков, который фиксирует дротик или стрелу, так что заряженным арбалетом можно спокойно размахивать - дротик, благодаря такой конструкции, не выпадет [На всякий случай: трясти, размахивать или, не дай бог, прицеливаться в кого-нибудь из надежного арбалета после прочтения этой статьи не нужно. - Прим. ред].

 

Сам процесс зарядки выглядит оригинально: сверху отодвигается пружинная заслонка, и в трубку-магазин закатывается 15–20 шариков. Такая же пружинная заслонка стоит непосредственно перед механизмом спуска. Отодвинул ее - и очередной шарик вышел в ствол (желоб) перед взведенной тетивой, арбалет готов к выстрелу. В общем, с первого раза взвести арбалет я не смог, так как не понял, с какого конца за что хвататься. Выручил коллега Беляев, лихо наступивший на скобу ногой и натянувший тетиву до щелчка?- я же о назначении этой скобы сам догадаться не смог.

На старт! Внимание! Пли!

Чтобы повторить Пашин подвиг [Для тех читателей, которые забыли, в чем заключался Пашин подвиг, пространная цитата из "КТ" #714: "Как-то раз мой приятель Паша купил в подарок ребенку арбалет. Павел искренне верил, что это всего лишь красиво сделанная детская игрушка. Но осмотрев ее внимательнее, он решил сначала самостоятельно испытать оружие. В углу дачного участка ржавел древний холодильник "ЗиЛ", который давно было пора отволочь на свалку. Почему в качестве мишени Паша выбрал именно его, объяснить трудно - возможно, агрегат ему чем-то не угодил. Просвистев метров сорок в воздухе, стрела игрушечного арбалета… насквозь пробила стальную стенку холодильника. Вот так игрушка! Что выслушал в тот день Паша от жены и тещи, лучше и не вспоминать… А речь я веду к тому, что потребитель не всегда может получить полную и объективную информацию о покупке"], я должен был найти холодильник "ЗиЛ", и выстрелить в него. У меня, как вы понимаете, нет под рукой склада с холодильниками "ЗиЛ", поэтому я начал посматривать на домашний холодильник "Bosch", пока не заметил, что на меня начала коситься жена. Немного поразмышляв на темы семейного счастья, я пришел к выводу, что жена может расстроиться, если я вдруг расстреляю холодильник, так что пришлось искать замену.

 

Вместо холодильника я использовал старый корпус от 486-го компа (миди-тауэр, толщина стенки - около 1 мм, материал - конструкционная сталь). Стрелять решил в коридоре, хоть и не без трепета - на линии огня оказался все тот же холодильник "Bosch". Подумав о семейном счастье еще раз, я приоткрыл дверь туалета, чтобы заслонить ею холодильник, а корпус водрузил на табуретку, для удобства. Отошел. И выстрелил.

Стандартный 9-граммовый дротик отскочил от корпуса, оставив незначительную вмятину. Но если я сказал, что расстреляю холодильник, я его расстреляю, даже если это корпус: в моем арсенале уже была самодельная бронебойная разработка. Бронебойную стрелу я сделал из 6-мм алюминиевой трубки, которую купил в магазине для авиамоделистов, пластмассовый хвостовик выдернул из дротика. Только с наконечником пришлось немного повозиться: сначала я планировал заточить надфиль, но тут мне попались сломанные стрелки от дартса. Внутренняя резьба у них оказалась М6 - как раз под трубку. Переходник стрела-наконечник выпилил из сломанного дротика. Вес снаряда в собранном виде получился 22 г.

 

Самоделку без проблем зарядил в арбалет и навскидку выстрелил в мишень. Ощущения от выстрела поразительные: стрела воткнулась в корпус компьютера, как дротик в деревяшку. Когда я ее вытащил, в корпусе осталась аккуратненькая круглая дырочка, диаметром около 3 мм. Дрюону и не снилось. А я вошел во вкус.

Внимание: дичь

Следующей мишенью стала охлажденная курица (не стрелять же по живым). На ней я испытывал охотничий наконечник. Закрепить его на алюминиевой трубке оказалось делом пары минут. Вставил в трубку, немного поджал плоскогубцами. Выстрелил не целясь. Стрела полоснула одним из ребер по курице и пробила дверь сорлтира, причем охотничий наконечник намертво застрял внутри, а алюминиевая трубка просто соскочила (холодильник отделался легким испугом). Я выстрелил еще раз. Теперь в двери торчало два охотничьих наконечника. Далее обстрел курицы велся стандартными дротиками. Дротики прошивали курицу насквозь.

Стрельбы были продолжены на даче. Сначала я пристрелял арбалет по плате от CD-ROMа с 4 м. Арбалет комплектуется обычным диоптрическим прицелом. Проще говоря, это целик с прорезью с одной стороны и мушка на конце. Положение мушки можно менять, передвигая ее право и влево, целик подкручивается вверх и вниз.

 

Во время испытаний на дальность я запустил пару дротиков навесом в сторону леса. Дротики ушли метров за двести (правда, это визуальная оценка, сами дротики мы с дочерью так и не нашли). Прицельная дальность - метров 12-15. В лист бумаги мне удавалось попасть со второго раза на дистанции не более 15 м. Впрочем, метко стрелять у меня не получалось никогда, - из "Макарова" я не мог попасть в мишень вообще, да и в детстве с рогаткой не блистал.

Зажигательные технологии

Чтобы замерить дальность точнее, пришлось переизобретать зажигательную стрелу и по ее дымному следу определять место падения. С прошлого года у меня остались ракетные движки ("КТ" #690), так что я откусил бокорезами небольшой кусок сорбитовой карамели и проковырял в получившемся сорбитовом цилиндрике 6-мм отверстие (карамель прекрасно поддается механической обработке). Стрела с сорбитовым наконечником получилась тяжелой, 20 г. Испытания проводили вечером в поле. Я выстрелил самодельной стрелой под углом градусов 30 к горизонту. Сорбит загорелся, когда стрела не пролетела еще и 20 м. На фоне заката стрела оставила жирный дымный след, но на излете карамельная головка отделилась и сгорела в воздухе. А я-то надеялся, что стрела, воткнувшись в землю, будет продолжать дымить, и я смогу по этому ориентиру точно определить ее местоположение! Надо было как минимум три такие стрелы сделать, но кто ж знал.

 

Напрасно искали мы зажигательную стрелу в кустах. Сгорела, как говорится, на работе. Но 120 шагов перед этим пролетела, не меньше [Для тех, кто не прочитал вторую сноску, предупреждение от автора: использование нестандартных снарядов при стрельбе из арбалета опасно для вашего здоровья].

Фотографии Екатерины Смирновой

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

it.wikireading.ru

rulibs.com : Документальная литература : Документальная литература : ОПЫТЫ: Убить ЗИЛа : читать онлайн : читать бесплатно

ОПЫТЫ: Убить ЗИЛа

Автор: Юрий Смирнов [email protected]

Как-то раз мой приятель Паша купил в подарок ребенку арбалет. Павел искренне верил, что это всего лишь красиво сделанная детская игрушка. Но осмотрев ее внимательнее, он решил сначала самостоятельно испытать оружие. В углу дачного участка ржавел древний холодильник "ЗИЛ", который давно было пора отволочь на свалку. Почему в качестве мишени Паша выбрал именно его, объяснить трудно - возможно, агрегат ему чем-то не угодил. Просвистев метров сорок в воздухе, стрела игрушечного арбалета… насквозь пробила стальную стенку холодильника. Вот так игрушка! Что выслушал в тот день Паша от жены и тещи, лучше и не вспоминать… А речь я веду к тому, что потребитель не всегда может получить полную и объективную информацию о покупке.

Поиск очередной новой игрушки привел меня на сайт с занимательным названием "8заек". Там мне приглянулся оригинальный девайс - "вездеход с пушкой"  "Amphibious chariot", как было написано на коробке. Радиоуправляемая машинка, судя по описанию, умела ездить, плавать и стрелять. Просили за это чудо китайской техники всего 1,7 килорубля.

Первый тест мы с моим коллегой Палычем провели в офисе. Палыча я привлекаю к таким мероприятиям потому, что он горячо интересуется новыми игрушками - его любимому внуку уже одиннадцать лет. После того как я вставил в вездеход аккумулятор, предварительно открутив пушку, он ожил и бодро погнал по офису. "Слава богу, заработало", - подумал я. Проверить покупку в присутствии курьера времени не было, нужно было срочно ехать на переговоры.

Полный тест-драйв амфибии мы с дочерью провели только в выходные. Вручив Кате отвертку, которая входила в комплект, я доверил дочке собственноручно установить аккумулятор (Ni-Cd на 7,2 В, 700 мАч). Управление Катерина освоила быстро, и машинка засновала по дивану.

Новинка имеет привод на все колеса, схема похожа на привод танка: правый двигатель крутит синхронно два правых колеса, левый - два левых. Двигаешь правую кнопку на пульте вперед - выполняется поворот налево, левую - поворот направо, обе кнопки вперед - амфибия едет прямо. Есть и еще две чудненькие кнопочки: одна управляет выстрелом пневмопушки, при нажатии второй складываются колесики, и танк превращается в корабль. Именно эти две кнопки и подбили меня на покупку игрушки. Диаметр колеса - около 5 сантиметров, так что амфибия может преодолеть препятствие высотой 2,5–3 см. Что касается управления на воде, то у амфибии нет руля, зато есть два винта.

Сверху орудийной башни расположен люк. Чтобы зарядить пушку, надо открыть люк и засыпать шестимиллиметровые пластмассовые шарики (коробка таких шариков входит в комплект). При снятой пушке за аккумуляторным отсеком обнаружились две контактные площадки, к которым подключается орудие, - их можно использовать для подключения чего-нибудь еще.

Катерина погнала вездеход на кухню для проведения первого теста. На одном из сайтов я прочитал, что машинка может увезти сразу четыре пивные банки (в сумме 2 кг). Мне в это верилось слабо, так как в свое время я пробовал погрузить на модель "Тигра" 300–400 г оборудования ("КТ" #650), и уже c такой нагрузкой он начинал кое-где буксовать. Пива дома не оказалось, и вместо него Катя нагрузила амфибию двумя мандаринами и двумя апельсинами. C нагрузкой машинка забегала по кухне ничуть не менее резво, чем без нее (видеоролик см. на сайте inside.computerra.ru). После теста мы взвесили транспортируемые фрукты - вышло 700 г, и, судя по поведению вездехода, этот вес для него не предел. Пока дочь развозила по квартире цитрусовые, я включил воду, чтобы наполнить ванну для следующего эксперимента. Больше всего мне хотелось как раз искупать девайс.

Из куска пенопласта и двух табуреток я соорудил пандус. Но ванна так сделана, что ее нельзя наполнить до краев - от бортика до воды остается как минимум 10–15 см, в связи с чем вездеходу пришлось осваивать еще и прыжок. Первая попытка закончилась переворотом, вторая была удачнее - машинка закачалась на волнах. Я дал команду сложить колеса, но вдруг равновесие нарушилось, и амфибия опять перевернулась. Нормально въехать в воду, сложить колеса и поплыть машинка может только с очень пологого берега. Для продолжения теста пришлось складывать колеса на берегу, а потом аккуратно опускать игрушку на воду. В итоге оказалось, что машинка уверенно держится на воде и легко управляется. Аккумулятора хватает примерно на полчаса заплывов. После купания я снял пушку и заглянул в аккумуляторный отсек. Вода все-таки просочилась - видимо, были не до конца затянуты винты, которыми крепится пушка.

Следующий оригинальный девайс мне пришлось искать с неделю. На сей раз я выбрал иную методику поиска. Перебирать случайным образом сайты мне надоело, легче оказалось посмотреть полный ассортимент у оптовика (например, на gulliver.ru). Купить игрушку напрямую у оптового торговца нельзя, приходится звонить в один из интернет-магазинов, ссылаться на сайт оптовика и просить привезти игрушку по артикулу - все равно большинство магазинов отовариваются в одном и том же месте. Двух продвинутых игрушек - робота-уборщика и машинки с системой визуального программирования - на складе, как водится, не оказалось. Пришлось заказать их предшественницу - TurboZ, программируемую машинку с радиоуправлением. Стоила она какую-то ерунду - около 500 рэ. При открытии дома коробки меня неприятно удивил маленький размер машинки - на такую дополнительное оборудование не поставишь. "А что ты хотел за такие деньги?" - вступился за производителя внутренний голос.

На крыше мини-автомобильчика, очень похожего на "Ниву-Шевроле", располагаются шесть кнопок, с помощью которых игрушку можно программировать. Кнопка "GO" - запуск программы, "D" - активизация демонстрационной программы, "Вперед" - движение машинки вперед приблизительно на 1 м, "Левый поворот" - поворот на 30–45 градусов влево, "На козла" - по этой команде машинка на некоторое время встает на задние колеса и продолжает движение, "Разворот" - поворачивается на 180 градусов.

В комплект входит пульт управления на 27 МГц. Батарейку типа "Крона" для пульта и три элемента типа ААА, которые укладываются в контейнер на машинке, надо покупать отдельно.

Программируется игрушка элементарно - жмешь кнопки в желаемой последовательности (при каждом нажатии устройство пищит, подтверждая принятие команды). Далее по нажатии кнопки "GO" программа запускается, машинка отрабатывает введенную последовательность команд (до 32 шагов) и останавливается. При желании выполнение программы можно прервать, нажав еще раз кнопку "GO" на пульте, машинка при этом вернется к ручному управлению.

Что интересно, c пульта радиоуправления можно подать только две команды: "вперед" и "поворот налево". Тем не менее этих двух команд оказалось достаточно, чтобы управлять движением.

Катя вскрыла машинку за 10–15 минут. Мне было очень интересно, на какой микрухе выполнена ее схема, но тут меня ждал его величество облом - кристалл микросхемы посажен в бескорпусном варианте прямо на плату и залит компаундом.

Передние колеса висят на пружинках-рессорах (что приятно удивило), не поворачиваются ни вправо, ни влево. Привод на задние колеса сделан через редуктор с пластмассовыми шестеренками от единственного электродвигателя. Каким образом машинка может поворачивать налево - для меня загадка, тем не менее она поворачивает [Да-а, не раскурочивал автор в детстве электрифицированные колесные игрушки, имевшие по большей части некое подобие дифференциала в редукторе. В данном случае, видимо, такой дифференциал дополнен механизмом подтормаживания одного из колес. - Прим. ред.].

Меня сильно удивило поведение машинки при выполнении команды "Разворот" - "Мини-Нива" не хотела ее отрабатывать. Когда я задал раз десять подряд эту команду, девайс теоретически должен был закрутиться, но машинка ехала прямо. Движение продолжалось, пока она не наехала на коробку из-под телевизора, потом, побуксовав, резко отвернула влево и опять поехала прямо, пока не наткнулась на ножку стула. Далее все повторилось. Эти действия очень похожи на процедуру объезда препятствия, но внутри машинки нет каких-либо датчиков, ни контактных, ни инфракрасных. Как автомобильчик догадывается, что наехал на препятствие, осталось для меня загадкой.

ВМЕСТО P.S.

Я описал эти похождения неспроста. Во-первых, Новый год на носу, детишки грезят о подарках, а родители, как всегда, ломают голову, что б такое подарить своим чадам… Во-вторых, у многих читателей может возникнуть желание (уверен) доработать (модифицировать) одну из вышеописанных игрушек и написать об этом в "КТ", тем самым окупив свои "дед-морозовские" вложения. Ну что, есть желающие?

rulibs.com

rulibs.com : Документальная литература : Документальная литература : ОПЫТЫ: Убить ЗиЛа-2 : читать онлайн : читать бесплатно

ОПЫТЫ: Убить ЗиЛа-2

Автор: Юрий Смирнов [email protected]

Проверить байки про арбалеты я хотел давно. В двенадцать лет мне нравился роман Вальтера Скотта "Айвенго", в шестнадцать я зачитывался "Проклятыми королями" Мориса Дрюона (а Роберт III д’Артуа погиб, напомню, как раз от арбалетной стрелы). Тем не менее в следующие двадцать пять лет арбалеты мне в руки как-то не попадались. Но все изменилось, когда на сорокалетие я получил в подарок арбалет-шнеппер "Шершень 2".

Повертев великолепную игрушку в руках, я задумался, почему еще в детстве никогда не интересовался пробивной силой стрелы, выпущенной из лука или арбалета, и принимал на веру полученные из исторических и художественных книг сведения о дальности стрельбы, весе стрелы и так далее. Хотя, казалось бы, похожие задачки решают в 7–9 классах [Вряд ли. - Прим. ред.]. А когда я наткнулся на заметку, автор которой утверждал, что стрела, пущенная из спортивного лука, при усилии натяжения 20 кг и массе 20 г имеет начальную скорость 300 м/с, мне не оставалось ничего, кроме как проверить эти выкладки на практике. Потому что я был уверен, что автор этого так называемого исследования никогда не держал в руках ни лука, ни арбалета!

 

Начал я с изучения технических характеристик спортивных луков - ни в одном из описаний скорость стрелы не превышает 100 м/с. На всякий случай поискал информацию о том, с какой скоростью летит пуля: начальная скорость пули из Макарова составляет 290–400 м/с; пуля, выпущенная из автомата Калашникова, летит со скоростью 700–900 м/с. Если верить возмутившей меня заметке, то энергия стрелы, выпущенной из лука, находится где-то между энергией пули из пистолета Макарова и энергией пули из Калаша. А если так, то зачем вообще было выдумывать огнестрельное оружие, у которого энергия снаряда сравнима с энергией стрелы?

 

Подаренный мне арбалет имел силу натяжения 35 кгс, что значительно больше, чем у спортивного лука. Это, кстати, сравнительно недавнее послабление - вплоть до декабря позапрошлого года российское законодательство запрещало продавать арбалеты с усилием натяжения от 20-кг. Сейчас верхний предел поднят до 50-кг, но каждая модель арбалета, как и раньше, проходит экспертизу в экспертно-криминалистическом центре МВД России, после чего получает справку-сертификат, в которой классифицируется в соответствии с законом об оружии. В моем случае арбалет отнесли к спортивному оружию, на которое не требуется получать разрешение. В общем, игрушка для взрослых.

 

В комплект входила очень удобная сумка, два коротких дротика (7 г), два дротика подлиннее (9,4 г) и пакетик шестимиллиметровых стальных шариков (кстати, калибр арбалета - штука неизменная, семи- или восьмимиллиметровой стрелой из него выстрелить нельзя). Над желобом для стрелы находится магазин-трубка для шариков, который фиксирует дротик или стрелу, так что заряженным арбалетом можно спокойно размахивать - дротик, благодаря такой конструкции, не выпадет [На всякий случай: трясти, размахивать или, не дай бог, прицеливаться в кого-нибудь из надежного арбалета после прочтения этой статьи не нужно. - Прим. ред].

 

Сам процесс зарядки выглядит оригинально: сверху отодвигается пружинная заслонка, и в трубку-магазин закатывается 15–20 шариков. Такая же пружинная заслонка стоит непосредственно перед механизмом спуска. Отодвинул ее - и очередной шарик вышел в ствол (желоб) перед взведенной тетивой, арбалет готов к выстрелу. В общем, с первого раза взвести арбалет я не смог, так как не понял, с какого конца за что хвататься. Выручил коллега Беляев, лихо наступивший на скобу ногой и натянувший тетиву до щелчка - я же о назначении этой скобы сам догадаться не смог.

На старт! Внимание! Пли!

Чтобы повторить Пашин подвиг [Для тех читателей, которые забыли, в чем заключался Пашин подвиг, пространная цитата из "КТ" #714: "Как-то раз мой приятель Паша купил в подарок ребенку арбалет. Павел искренне верил, что это всего лишь красиво сделанная детская игрушка. Но осмотрев ее внимательнее, он решил сначала самостоятельно испытать оружие. В углу дачного участка ржавел древний холодильник "ЗиЛ", который давно было пора отволочь на свалку. Почему в качестве мишени Паша выбрал именно его, объяснить трудно - возможно, агрегат ему чем-то не угодил. Просвистев метров сорок в воздухе, стрела игрушечного арбалета… насквозь пробила стальную стенку холодильника. Вот так игрушка! Что выслушал в тот день Паша от жены и тещи, лучше и не вспоминать… А речь я веду к тому, что потребитель не всегда может получить полную и объективную информацию о покупке"], я должен был найти холодильник "ЗиЛ", и выстрелить в него. У меня, как вы понимаете, нет под рукой склада с холодильниками "ЗиЛ", поэтому я начал посматривать на домашний холодильник "Bosch", пока не заметил, что на меня начала коситься жена. Немного поразмышляв на темы семейного счастья, я пришел к выводу, что жена может расстроиться, если я вдруг расстреляю холодильник, так что пришлось искать замену.

 

Вместо холодильника я использовал старый корпус от 486-го компа (миди-тауэр, толщина стенки - около 1 мм, материал - конструкционная сталь). Стрелять решил в коридоре, хоть и не без трепета - на линии огня оказался все тот же холодильник "Bosch". Подумав о семейном счастье еще раз, я приоткрыл дверь туалета, чтобы заслонить ею холодильник, а корпус водрузил на табуретку, для удобства. Отошел. И выстрелил.

Стандартный 9-граммовый дротик отскочил от корпуса, оставив незначительную вмятину. Но если я сказал, что расстреляю холодильник, я его расстреляю, даже если это корпус: в моем арсенале уже была самодельная бронебойная разработка. Бронебойную стрелу я сделал из 6-мм алюминиевой трубки, которую купил в магазине для авиамоделистов, пластмассовый хвостовик выдернул из дротика. Только с наконечником пришлось немного повозиться: сначала я планировал заточить надфиль, но тут мне попались сломанные стрелки от дартса. Внутренняя резьба у них оказалась М6 - как раз под трубку. Переходник стрела-наконечник выпилил из сломанного дротика. Вес снаряда в собранном виде получился 22 г.

 

Самоделку без проблем зарядил в арбалет и навскидку выстрелил в мишень. Ощущения от выстрела поразительные: стрела воткнулась в корпус компьютера, как дротик в деревяшку. Когда я ее вытащил, в корпусе осталась аккуратненькая круглая дырочка, диаметром около 3 мм. Дрюону и не снилось. А я вошел во вкус.

Внимание: дичь

Следующей мишенью стала охлажденная курица (не стрелять же по живым). На ней я испытывал охотничий наконечник. Закрепить его на алюминиевой трубке оказалось делом пары минут. Вставил в трубку, немного поджал плоскогубцами. Выстрелил не целясь. Стрела полоснула одним из ребер по курице и пробила дверь сорлтира, причем охотничий наконечник намертво застрял внутри, а алюминиевая трубка просто соскочила (холодильник отделался легким испугом). Я выстрелил еще раз. Теперь в двери торчало два охотничьих наконечника. Далее обстрел курицы велся стандартными дротиками. Дротики прошивали курицу насквозь.

Стрельбы были продолжены на даче. Сначала я пристрелял арбалет по плате от CD-ROMа с 4 м. Арбалет комплектуется обычным диоптрическим прицелом. Проще говоря, это целик с прорезью с одной стороны и мушка на конце. Положение мушки можно менять, передвигая ее право и влево, целик подкручивается вверх и вниз.

 

Во время испытаний на дальность я запустил пару дротиков навесом в сторону леса. Дротики ушли метров за двести (правда, это визуальная оценка, сами дротики мы с дочерью так и не нашли). Прицельная дальность - метров 12-15. В лист бумаги мне удавалось попасть со второго раза на дистанции не более 15 м. Впрочем, метко стрелять у меня не получалось никогда, - из "Макарова" я не мог попасть в мишень вообще, да и в детстве с рогаткой не блистал.

Зажигательные технологии

Чтобы замерить дальность точнее, пришлось переизобретать зажигательную стрелу и по ее дымному следу определять место падения. С прошлого года у меня остались ракетные движки ("КТ" #690), так что я откусил бокорезами небольшой кусок сорбитовой карамели и проковырял в получившемся сорбитовом цилиндрике 6-мм отверстие (карамель прекрасно поддается механической обработке). Стрела с сорбитовым наконечником получилась тяжелой, 20 г. Испытания проводили вечером в поле. Я выстрелил самодельной стрелой под углом градусов 30 к горизонту. Сорбит загорелся, когда стрела не пролетела еще и 20 м. На фоне заката стрела оставила жирный дымный след, но на излете карамельная головка отделилась и сгорела в воздухе. А я-то надеялся, что стрела, воткнувшись в землю, будет продолжать дымить, и я смогу по этому ориентиру точно определить ее местоположение! Надо было как минимум три такие стрелы сделать, но кто ж знал.

 

Напрасно искали мы зажигательную стрелу в кустах. Сгорела, как говорится, на работе. Но 120 шагов перед этим пролетела, не меньше [Для тех, кто не прочитал вторую сноску, предупреждение от автора: использование нестандартных снарядов при стрельбе из арбалета опасно для вашего здоровья].

Фотографии Екатерины Смирновой

rulibs.com

Как капитализм убил ЗИЛ - lytkin_pavel

руины Зила

Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.

Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.ЗиС-14 экспортный вариант Зис-5. Поставлялся в девять стран мира до 1940 года

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков.

После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы[2]. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.Иван Алексеевич Лихачёв

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.

В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.

В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.

В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.ЗиС-15 образца 1940 года. Не пошёл в серию из-за войны

Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).

В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.

В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.

В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).БТР-152 (выпуск 1950 - 1963)

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.

В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.

С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.Зил-130 (1963)

После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.

С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.ПЭУ-1М машина поиска спускаемых космических аппаратов

В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».

С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.

К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.

Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.

Мой комментарий: ЗиЛ убила спекуляция землёй. В РФ за метр земли, под производственными помещениями годовая аренда составляет 500 евро в год. В Германии 75 евро при более благоприятном климате. Естественно, никакой вид бизнеса в РФ нерентабелен, кроме взяточничества, однако строительство «элитного» жилья на месте заводов сулил сверхприбыли. В особенности если сгондобить на месте завода небоскрёб этажей в 40. Наплевать, что земля промзон отравлена промышленными стоками – главное лапшу на уши повесить про экологически чистый район. Правда и это уже не выгодно. Не покупают. Рынок «элитного» жилья перенасыщен. Новая Москва и «ренновация» пятиэтажек это попытки выжать денег из госбюджета на последнюю строительную афёру.

Ради этого убожища и был убит Зил и ещё 1200 московских заводов. Самых высокотехнологичных в СССР. На Авто-Зиле в 1994 году работало 158 тысяч человек. Это было крупнейшее объединение автомобильной отрасли СССР. Из них в Москве работало более 110 тысяч человек. На месте автозавода уже достраивают «элитное» жильё для дебилов с лишними деньгами. Строят, естественно гастарбайтеры из Средней Азии. С соответсвующим качеством. Вёдрами и лопатами.

Вместо зелёной зоны, которая была отделена от заводской территории линией метро, выходящей на поверхность, уже строят парк развлечений. Там, вместо квалифицированых рабочих-москвичей тоже будут работать гастарбайтеры из Средней Азии. Только вот, кто туда будет ходить развлекаться???... Ведь работы в Москве нет, а значит, нет и зарплат, которые можно было бы оставить в парке развлечений... Кретинизм, какой-то. Или, что-то другое...

lytkin-pavel.livejournal.com

Как капитализм убил ЗИЛ - 8+ Хочете правды? Её есть у меня!

Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.

Руины Зила

Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.ЗиС-14 экспортный вариант Зис-5. Поставлялся в девять стран мира до 1940 года

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков.

После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы[2]. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.Иван Алексеевич Лихачёв

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.

В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.

В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.

В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.ЗиС-15 образца 1940 года. Не пошёл в серию из-за войны

Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).

В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.

В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.

В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).БТР-152 (выпуск 1950 - 1963)

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.

В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.

С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.Зил-130 (1963)

После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.

С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.ПЭУ-1М машина поиска спускаемых космических аппаратов

В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».

С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.

К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.

Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.

Мой комментарий: ЗиЛ убила спекуляция землёй. В РФ за метр земли, под производственными помещениями годовая аренда составляет 500 евро в год. В Германии 75 евро при более благоприятном климате. Естественно, никакой вид бизнеса в РФ нерентабелен, кроме взяточничества, однако строительство «элитного» жилья на месте заводов сулил сверхприбыли. В особенности если сгондобить на месте завода небоскрёб этажей в 40. Наплевать, что земля промзон отравлена промышленными стоками – главное лапшу на уши повесить про экологически чистый район. Правда и это уже не выгодно. Не покупают. Рынок «элитного» жилья перенасыщен. Новая Москва и «ренновация» пятиэтажек это попытки выжать денег из госбюджета на последнюю строительную афёру.

Ради этого убожища и был убит Зил и ещё 1200 московских заводов. Самых высокотехнологичных в СССР. На Авто-Зиле в 1994 году работало 158 тысяч человек. Это было крупнейшее объединение автомобильной отрасли СССР. Из них в Москве работало более 110 тысяч человек. На месте автозавода уже достраивают «элитное» жильё для дебилов с лишними деньгами. Строят, естественно гастарбайтеры из Средней Азии. С соответсвующим качеством. Вёдрами и лопатами.

Вместо зелёной зоны, которая была отделена от заводской территории линией метро, выходящей на поверхность, уже строят парк развлечений. Там, вместо квалифицированых рабочих-москвичей тоже будут работать гастарбайтеры из Средней Азии. Только вот, кто туда будет ходить развлекаться???... Ведь работы в Москве нет, а значит, нет и зарплат, которые можно было бы оставить в парке развлечений... Кретинизм, какой-то. Или, что-то другое...

pbs990.livejournal.com