МИР АВТОМОБИЛЕЙ. Зил 130д1


ЗИЛ 130 технические характеристики, двигатель, цена б/у, отзывы, видео, фото, купить

Навигация по статье

Грузовой автомобиль ЗИЛ 130 можно по праву назвать легендой советского и российского автомобилестроения. Автомобиль был чрезвычайно востребован в народном хозяйстве. Его серийный выпуск на Заводе им. Лихачева в г. Москва был налажен еще в 1964 году. Спустя десять лет был выпущен миллионный экземпляр машины. Выпуск ЗИЛ 130 также был налажен на Читинском автосборочном заводе, а с 1995 по 2014 год грузовик под отраслевым индексом «43140» производился на Уральском автомоторном заводе в г. Новоуральск. Интересен тот факт, что первоначально предполагалось производство только шести модификаций 3ил 130, однако за пятидесятилетнюю историю выпуска число серийных, опытных и базовых модификаций выросло до восьмидесяти. Внедрение в конструкцию автомобиля современных технических решений для своего времени существенно продлили жизнь автомобиля. На протяжении всего периода выпуска проводились работы по совершенствованию узлов и механизмов грузовика. Существенной модификации ЗИЛ 130 подвергался трижды, в 1966, 1976, и 1984 годах. Основные изменения касались двигателей, системы тормозов, элементов подвески и электрооборудования. В результате внедрения новых инженерных решений модели, выпущенные в 90-е годы, достаточно сильно отличались от машин первых годов выпуска. Невзирая на то, что, по мнению многих автоэкспертов машина считается устаревшей, ее довольно часто можно встретить не только на российских дорогах, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Назначение

ЗИЛ 130 с первых дней выпуска стал поставляться в вооруженные силы в качестве надежного грузовика для перевозки различных грузов и личного состава. В народном хозяйстве областью применения машины стали строительство зданий и дорог, коммунальная сфера, различные виды производств и сельское хозяйство, городские аварийные службы и службы технического обеспечения аэропортов. Некоторые модификации разрабатывались под особые условия эксплуатации Севера России или как экспортные варианты для стран с тропическим климатом. Экспортные модификации ЗИЛ130 оснащенные английскими дизелями Perkins и Layland, или финскими Valmet поставлялись более чем 40 стран мира и применялись во множестве отраслей промышленности, включая газо- и нефтедобычу.В наши дни на базе старых машин ЗИЛ 130 многие автолюбители создают уникальные экземпляры, как по внешнему виду, так и по внутреннему содержанию. Подверженные костомайзингу (переделке) машины участвуют в различных выставках и гонках.

Модификации

ЗИЛ 130 сменил на производственном конвейере устаревший в моральном и техническом плане ЗИЛ 164. Первые модификации машины были представлены как:

  • Бортовой тягач для эксплуатации с прицепом общей массой 8 т;
  • Бортовой грузовик на удлиненной колесной базе равной 4500 мм, с двухсекционными боковыми бортами;
  • Седельный тягач на укороченной колесной базе равной 3300 мм;
  • Седельный тягач с укороченной колесной базой и усиленным задним мостом;
  • Шасси с укороченной колесной базой для строительных самосвалов;
  • Шасси для самосвалов сельскохозяйственного назначения с колесной базой 3800 мм.

Кроме того в разное время производились следующие модификации:

  • ЗИЛ 130 ГУ – грузовой автомобиль с особо удлиненной колесной базой (5000 мм) производившийся отдельными партиями с 1977 года;
  • ЗИЛ 130 С – вариант машины для работы в северных регионах;
  • ЗИЛ 130Э – бортовая машина и шасси для специальных автомобилей грузоподъемностью до 6 тонн для поставки на экспорт в страны с умеренным климатом;
  • ЗИЛ 130Т – экспортный вариант грузоподъемностью до 6 тонн для стран с тропическим климатом;
  • 3ИЛ 138И – бортовой автомобиль и шасси для спецавтомобилей с двигателем ЗИЛ-138И работающем на природном газе и высокооктановом бензинеАИ-93;
  • ЗИЛ 138Д2 – шасси с колесной базой 3300 мм, оборудованное газобаллонным оборудованием для работы на сжиженном нефтяном газе;

На базе 3ил 130 было разработано и запущено в серийное производство семейство пожарных автомобилей число модификаций, которых превышает один десяток. Для доставки пожарных расчетов к местам тушения пожаров, на базу автомобиля ЗИЛ 130 устанавливались специальные цельнометаллические 9-ти местные кабины. Они оборудовались тремя рядами сидений, где на передних сидениях располагался водитель и командир отделения, а на втором и третьем ряду лицом друг к другу рассаживались еще семь бойцов пожарной команды.

Наряду с выпуском серийных машин было выпушено два прототипа (в 1958 и 1968 годах) и более двадцати опытных модификаций. Опытные модели отличались от серийных версий установленными силовыми агрегатами, усиленными задними мостами, размерами колесной базы, наличием специальных сцепных устройств и другими техническими решениями. Например, седельный тягач ЗИЛ 130В1С предназначенный для работы в северных регионах имел петлю для самовытаскивания и два запасных колеса и был выпущен ограниченной опытно – промышленной партией.С 1986 года семейство автомобилей ЗИЛ 130 получило новые отраслевые индексы в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ 37.001-269 83. Маркировка ЗИЛ 130 приобрела вид ЗИЛ 431410.

Армейские версии автомобиля также комплектовались специальными устройствами для светомаскировки, дополнительными канистрами, топором и лопатой.

На сегодняшний день потомками ЗИЛ 130 являются грузовики, производимые Уральским автомоторным заводом. В основе конструкции семейства автомобилей АМУР-53131 с колесной формулой 4х2 лежат узлы и агрегаты, применяемые на 3ИЛ 130 и ЗИЛ 131. Машины, собираемые на конвейере в Новоуральске агрегатируются как своими бензиновыми моторами АМУР-456.10, так и белорусскими дизелями серии Д-245. Современный модельный ряд включает бортовые грузовики, сельскохозяйственные и строительные самосвалы, автоцистерны и топливозаправщики, бетономешалки, автогидроподъемники и различные варианты коммунальных машин.

Технические характеристики

За основу можно взять бортовой ЗИЛ 130 с колесной формулой 4х2 к основным характеристикам которого относятся:

  • Полная масса автомобиля – 10400 кг;
  • Полная масса автопоезда – 18500 кг;
  • Допустимая нагрузка – передняя ось 2600 кг, задний мост – 7900 кг;
  • Грузоподъемность – 6000 кг;
  • Масса снаряженного автомобиля – 4300 кг;
  • Площадь грузовой платформы – 8,7 м2;
  • Максимальная скорость – 90 км/ч.

Трансмиссия

В трансмиссии большинства модификаций ЗИЛ 130 применена механическая, пятиступенчатая трехходовая коробка передач. Передачи 2, 3, 4, и 5 оснащены синхронизаторами инерционного типа. Задняя передача прямая. Передача крутящего момента от двигателя на КПП осуществляется посредством однодискового, сухого фрикционного сцепления с механическим приводом. Главная передача – двойная. Одна пара конических шестерен со спиральными зубьями, вторая пара – цилиндрические шестерни с косыми зубьями. Передаточное число главной передачи – 6,45. Задний мост оборудован коническим дифференциалом с четырьмя сателлитами.

Подвеска и ходовая часть

Все элементы конструкции автомобиля крепятся к клепаной стальной раме, состоящих из двух лонжеронов швеллерного сечения, соединенных между собой пятью поперечинами. Передняя и задняя подвеска зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. Передняя ось – кованая двутавровая балка, соединенная с двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами двойного действия. Задние рессоры имеют усиленную конструкцию. На дисковые колеса размером 7,0-20 устанавливаются шины 9,00-20 (260-20).На всех колесах установлены тормозные механизмы барабанного типа с пневмоприводом. Стояночный тормоз – барабанный механизм с механическим приводом на трансмиссию (блокировка на карданный вал). Рулевое управление – винт-гайка с гидроусилителем.

Система электроснабжения

В ЗИЛ 130 использована однопроводная, 12-ти вольтовая система электроснабжения. В качестве источников электроэнергии на большинстве машин используются АКБ типа 6СТ-90ЭМ и генераторы Г108-В или 32.3701. Для запуска двигателя устанавливался стартер СТ-130АЗ, устанавливаемый только на автомобили ЗИЛ.

Особенности и эксплуатация

Изначально ЗИЛ 130 задумывался как грузовик с расчетным пробегом до капитального ремонта 300 тыс. км., что для своего времени было достаточно приличным показателем. Автомобиль действительно оказался надежным и практичным. В 1973 году автомобиль был подвергнут испытаниям на автополигоне НАМИ, где за 12 дней машина прошла дистанцию в 25 тыс. км. без единой поломки. На протяжении всего периода производства автомобиль проходил несколько модернизаций, а число усовершенствований узлов, агрегатов и механизмов даже трудно посчитать. Изменения касались двигателя и его систем, трансмиссии, ходовой части, оптики и измерительных приборов. В 80-х годах прошлого столетия, встал вопрос о переводе автопарка грузовых машин на дизельное топливо, что требовало разработки дизельного двигателя и более совершенной машины. Однако ЗИЛ 170, который должен был заменить ЗИЛ 130 на производственном конвейере в серию не пошел. В силу производственных и организационных причин бескапотный ЗИЛ 170 стал базой для создания нового КАМАЗа-4320, выпуск которого был начат в 1976 году. ЗИЛ 130 стал оснащаться дизельными двигателями различных производителей и газобаллонным оборудованием для снижения эксплуатационных расходов. Однако можно говорить о том, что ЗИЛ 130 на протяжении всех лет производства представлял собой одну модель, разные экземпляры которой могли иметь множество технических отличий.

Видео

Двигатель

Первые экземпляры ЗИЛ 130 оснащались бензиновым V-образным силовым агрегатом рабочим объемом 5,2 литра и мощностью 135 л.с. Эксплуатация грузовика показала, что мощностные и динамические характеристики требуют улучшения. В результате проведенной модернизации автомобиль получил восьмицилиндровый четырехтактный мотор со следующими характеристиками:

  • Рабочий объем – 5996 см3;
  • Расположение цилиндров – V-образное;
  • Мощность при частоте вращения коленчатого вала 3000 об/мин -148 л.с;
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1800-2000 об/мин – 41 кГм;
  • Степень сжатия – 6,5;
  • Используемое топливо – бензин АИ-76.

На более поздних модификациях, и на машинах, поставляемых на экспорт, устанавливались различные дизельные двигатели как отечественного, так и зарубежного производства.

Цена

Так как производство ЗИЛ 130 прекращено, купить автомобиль можно только с пробегом. Количество предложений достаточно большое. В зависимости от года выпуска, комплектации и технического состояния автомобили предлагаются в диапазоне цен от 30 тыс.руб до 280 тыс.руб.

gruzato.ru

МИР АВТОМОБИЛЕЙ - ЗИЛ-130-76

ЗиЛ-130-76

 

   Бортовой автомобиль ЗиЛ-130-76 выпускался Московским автомобильным заводом имени Лихачёва с 1977 по 1984 годы. С 1962 по 1977 годы завод выпускал автомобиль ЗиЛ-130 грузоподъёмностью 5 тонн.

   Модификации ЗиЛ-130-76:

      ЗиЛ-130В1-76 — седельный тягач.

      ЗиЛ-130Г-76 — бортовой длиннобазный (база 4500 мм., длина кузова 4685 мм., снаряженная масса 4575 кг., грузоподъёмность 6 тонн).

      ЗиЛ-130ГУ-76 — бортовой автомобиль с особо длинной базой (база 5600 мм., длина кузова 6100 мм., снаряженная масса 4985 кг., грузоподъёмность 6 тонн).

      ЗиЛ-130С — северный вариант, бортовой автомобиль для работы при температуре до минус 60°С, отличался двойным остеклением, термоизоляцией кабины, наличием лебёдки, шин и резинотехнических изделий из морозостойкой резины, снаряженная масса 4965 кг., грузоподъёмность 6 тонн (автомобиль выпускался Читинским автосборочным заводом,).

      ЗиЛ-138 — газобаллонный, бортовой автомобиль для работы на сжиженном газе. На автомобиле устанавливался двигатель с повышенной степенью сжатия. Оборудованный газовой аппаратурой, грузоподъёмность 6 тонн.

   Шасси:

      ЗиЛ-130Б2-76 — для сельскохозяйственных самосвалов, оборудован комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа (колёсная база 3800 мм.).

      ЗиЛ-130Д1-76 — для промышленных самосвалов (колёсная база 3300 мм.).

      ЗиЛ-130Д2-76 — для промышленных самосвалов-тягачей, оборудован комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа (колёсная база 3300 мм.).

      ЗиЛ-130К — для промышленных самосвалов с двигателем ЗиЛ-157Д (рядный, шестицилиндровый, мощность 110 л.с. (80,9 кВт) (колёсная база 3300 мм.).

 

   Технические характеристики:

Длина 6675 мм.

Ширина 2500 мм.

Высота 2400 мм.

База 3800 мм.

Колея спереди/сзади 1800/1790 мм.

Передний свес 1075 мм.

Дорожный просвет 270 мм.

Длина грузовой платформы 3752 мм.

Ширина грузовой платформы 2326 мм.

Высота бортов 575 мм.

Погрузочная высота 1450 мм.

Компоновка переднемоторная, заднеприводная.

Колёсная формула 4х2

Кабина трёхместная, цельнометаллическая.

Кузов — деревянная платформа с тремя открывающимися бортами.

Грузоподъёмность 6 тонн.

Допустимая масса прицепа 8000 кг.

Снаряженная масса 4300 кг.

   на переднюю ось 2120 кг.

   на заднюю ось 2180 кг.

Полная масса 10525 кг.

   на переднюю ось 2625 кг.

   на заднюю ось 7900 кг.

Радиус поворота по переднему внешнему колесу 8,3 м.

                             наружный габаритный 8,9 м.

Максимальная скорость 90 км/час

Тормозной путь со скорости 50 км/час 28 м.

Тормозной путь автопоезда со скорости 40 км/час 20 м.

Контрольный расход топлива при 50 км/час 29 л/100 км

   Двигатель ЗиЛ-130: карбюраторный, V-образный, четырёхтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный.

Диаметр цилиндра и ход поршня 100х95 мм.

Рабочий объём 5969 см³

Степень сжатия 6,5

Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8

Максимальная мощность 150 л.с. (110,3 кВт) при 3200 об/мин

Максимальный крутящий момент 41 кгс*м (402 Н*м) при 1800-2000 об/мин

Карбюратор К-88АМ

Напряжение электрооборудования 12 В

Аккумуляторная батарея 6СТ-90

Сцепление однодисковое сухое.

Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах.

Передаточные числа коробки передач 7,44; 4,10; 2,29; 1,47; 1,00; З.Х. - 7,09.

Главная передача двойная: пара конических шестерён со спиральными зубьями и пара цилиндрических ( на часть автомобилей устанавливалась одинарная гипоидная с передаточным числом 6,33).

Передаточное число главной передачи 6,32.

Рулевой механизм: винт и гайка с встроенным гидроусилителем.

Передняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах; амортизаторы гидравлические, телескопические.

Задняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами.

Рабочие тормоза барабанные на все колёса с пневматическим приводом.

Стояночный тормоз барабанный на трансмиссию с механическим приводом.

Число колёс 6+1

Шины 260-508Р

Топливный бак 170 л.

Топливо бензин А-76

miravtomobiley.ucoz.ru

Технические характеристики узлов и оборудования автомобиля ЗИЛ-130

Технические характеристики узлов и оборудования автомобиля ЗИЛ-130

Автомобиль ЗИЛ-130 с базой 3800 мм предназначен для перевозки грузов по любым автомобильным дорогам в составе автопоезда (общая масса прицепа не должна превышать 8000 кг). Масса перевозимого автомобилем груза на всех автомобильных дорогах составляет 6000 кг.

На базе автомобиля ЗИЛ-130 завод выпускает следующие основные модификации:

- автомобиль ЗИЛ-130Г для перевозки различных длинномерных грузов и грузов малой плотности и для буксировки прицепов общей массой 8000 кг; масса перевозимого автомобилем груза на всех автомобильных дорогах составляет 6000 кг (база 4500 мм);

- седельный тягач ЗИЛ-130В1 для буксировки различных полуприцепов с грузом общей массой, включая массу полуприцепа, 14 400 кг по дорогам с твердым покрытием (база 3300 мм);

- шасси ЗИЛ-130Д1 для оборудования самосвалов ЗИЛ-ММЗ-4502 (изготовляет Мытищинский машиностроительный завод) и ЗИЛ-ММЗ-555;

- шасси ЗИЛ-130Д2 с пневматическим выводом и тягово-сцепным устройством, предназначенное для оборудования самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-45022;

- шасси ЗИЛ-130Б2 с пневматическим выводом на прицеп и тягово-сцепным устройством, предназначенное для оборудования сельско-хозяйственного самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-554М.

Кроме перечисленных завод выпускает несколько модификаций автомобилей, предназначенных для работы в различных климатических зонах. Каждая такая модель автомобиля ЗИЛ-130 имеет свой буквенный или цифровой индекс.

Срок службы автомобиля, а также надежность и экономичность его работы в большой степени зависят от приработки деталей в начальный период эксплуатации.

После 1000 км пробега автомобиля ЗИЛ-130 необходимо:

- слить масло из двигателя, залить свежее масло, одновременно очистить и промыть центрифугу;

- тщательно осмотреть автомобиль и проверить крепления;

- подтянуть гайку крепления сошки рулевого управления;

- промыть систему охлаждения;

- подтянуть гайки крепления фланцев карданной передачи;

- подтянуть болты крепления головок блока цилиндров, впускного и выпускного газопроводов. После подтягивания болтов головок блока цилиндров необходимо проверить и, если нужно, отрегулировать зазоры в клапанном механизме;

- проверить затяжку болтов крепления ушков передних и задних рессор;

- проверить затяжку стремянок крепления передних и задних рессор к заднему и переднему мостам, а также гаек крепления колес;

- проверить свободный ход педали сцепления;

- проверить и, если нужно, отрегулировать натяжение ремней приводов вентилятора, компрессора, генератора и насоса гидроусилителя рулевого привода;

- проверить свободный ход педали тормоза, проверить действие тормозов;

- на новом автомобиле при проведении первого ТО-1 удалить из сетчатого фильтра насоса гидроусилителя тканевый вкладыш, не допуская попадания грязи в бачок насоса;

- измерить содержание окиси углерода в отработавших газах с помощью газоанализатора и в случае необходимости отрегулировать карбюратор.

Техническая характеристика грузовых автомобилей ЗИЛ-130

Масса перевозимого груза, кг:

- автомобилем - 6000- шасси - 7075

Масса прицепа или полуприцепа с грузом, кг (не более) - 8000

Масса снаряженного автомобиля, кг - 4300

Полная масса автомобиля, кг:

- без прицепа или полуприцепа - 10525 - с прицепом или полуприцепом - 18525

Распределение массы снаряженного автомобиля, кг:

- на передний мост - 2120 - на задний мост - 2180

Распределение полной массы, кг:

- на передний мост - 2626 - на задний мост - 7900

Габаритные размеры ЗИЛ-130 в мм

Длина - 6675

Ширина - 2500

Высота по кабине (без груза) - 2400

Расстояние от переднего моста автомобиля до задней стенки кабины - 1643

Расстояние от переднего буфера до переднего моста автомобиля - 1075

База автомобиля - 3800

Расстояние от оси задних колес до заднего конца рамы - 1462

Погрузочная высота платформы без груза - 1450

Внутренние размеры платформы:

- высота - 575- ширина - 2326- длина - 3752

Колея задних колес (между серединами сдвоенных колес) - 1790

Эксплуатационные данные ЗИЛ-130

Максимальная скорость автомобиля с полной массой, км/ч - 90

Путь торможения автомобиля на сухом горизонтальном асфальтированном шоссе с полной массой со скорости 60 км/ч до полной остановки, м (не более) - 28

Контрольный расход топлива на 100 км пути по шоссе при скорости движения 60 км/ч и полной массе, л - 29

Радиус поворота по точке автомобиля, наиболее удаленной от центра поворота, м - 8,9

Дорожный просвет при полной массе, мм - 270

Углы свеса, °:

- передний - 38- задний - 27

Двигатель ЗИЛ-130

Модель и тип - ЗИЛ-130, V-образный, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный

Число цилиндров - 8

Расположение цилиндров - Под углом 90°

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм - 100X95

Рабочий объем цилиндров, л - 6

Степень сжатия - 6,5

Номинальная мощность при 3200 об/мин, л. с. - 150

Максимальный крутящий момент при 1800—2000 об/мин. Нм (кгс-м) - 401,8(41)

Блок цилиндров - с гильзами, с резиновыми уплотняющими кольцами в нижней их части

Головки цилиндров - Две, из алюминиевого сплава со вставными седлами и направляющими клапанов

Поршни - Из алюминиевого сплава

Поршневые кольца - Три компрессионных - чугунные (два верхних хромированные) и одно маслосъемное— стальное, составное, хромированное

Поршневые пальцы - Стальные, плавающие, пустотелые

Шатуны - Стальные, двутаврового сечения, со смазыванием поршневого пальца

Шатунные и коренные подшипники - Тонкостенные, взаимозаменяемые; вкладыши — сталеалюминиевые (стальная лента, алюминиевый сплав)

Коленчатый вал - Стальной, кованый, пятиопорный, с каналами для смазывания; шейки с грязеуловителями

Маховик - Чугунный, снабжен стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера

Распределительный вал - Стальной, пятиопорный

Клапаны ЗИЛ-130:

- Впускные, расположены в головках блока цилиндров; приводятся в действие от одного распределительного вала.

- Выпускные — пустотелые, охлаждаемые, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного поворачивания клапана во время работы

Толкатели - Механические, стальные, с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов - Стальные, с бронзовой втулкой

Газопроводы:

- впускные — из алюминиевого сплава, общий для обоих рядов цилиндров, с жидкостной полостью для подогрева топливной смеси, расположен между головками блока;

- выпускные — чугунные; по одному с каждой стороны блока цилиндров

Система смазки двс ЗИЛ-130

Тип - Смешанная: под давлением и разбрызгиванием, с охлаждением масла в радиаторе

Масляный насос - Шестеренный, двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров.

Верхняя секция насоса подает масло через масляный фильтр в смазочную систему двигателя.

Редукционный клапан верхней секции отрегулирован на давление не менее 320 кПа (3,2 кгс/см2).

Нижняя секция насоса подает масло в масляный радиатор; перепускной клапан нижней секции отрегулирован на давление 120 кПа (1,2 кгс/см2)

Масляный фильтр - Центробежный, с реактивным приводом

Масляный радиатор - Воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед водяным радиатором

Вентиляция картера - Принудительная, с отсосом картерных газов во впускной газопровод через специальный клапан; воздух поступает через фильтр маслозаливной горловины

Система питания двс ЗИЛ-130

Тип - Принудительная подача топлива

Топливный бак - Один, объемом 170 л, установлен под платформой на левом лонжероне

Топливный насос - Б10, диафрагменный, с рычагом для ручной подкачки топлива

Подогрев топливной смеси - Во впускном газопроводе, имеющем жидкостную полость для подогрева смеси

Фильтры очистки топлива:

- магистральный фильтр-отстойник - Щелевой, расположен на кронштейне топливного бака- тонкой очистки - С керамическим фильтрующим элементом, расположен на кронштейне перед карбюратором- топливного бака - Сетчатый, расположен на приемной трубке

Карбюратор - К-88АМ, двухкамерный, с падающим потоком смеси, имеет ускорительный насос и экономайзер

Ограничитель максимальной частоты - Пневмоцентробежный (центробежный вращения коленчатого вала двигателя преобразователь и исполнительный диафрагменный механизм с пневматическим приводом)

Воздушный фильтр - ВМ-16, масляно-инерционный, с двухступенчатой очисткой воздуха

Система охлаждения двс ЗИЛ-130

Тип - Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией

Радиатор - Трубчато-ленточный (змейковый), трекрядный

Термостат - С твердым наполнителем, установлен в выпускном патрубке жидкостной полости

Жалюзи - Створчатые, вертикальные, управляются из кабины водителя

Водяной насос - Центробежный, приводится ремнем вместе с вентилятором от шкива коленчатого вала

Вентилятор - Шестилопастный

Сцепление и КПП ЗИЛ-130

Сцепление - Однодисковое, сухое, с пружинным гасителем крутильных колебаний

Число пар трущихся поверхностей - 2

Коробка передач - Механическая, с пятью передачами для движения вперед и одной для движения нязад, с двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач

Карданная передача и задний мост ЗИЛ-130

Карданные валы - Два, открытого типа, с промежуточной опорой на раме

Карданные шарниры - Три, на игольчатых подшипниках, с постоянным запасом смазочного материала

Картер заднего моста - Стальной, штампованный, сварной

Главная передача - Двухступенчатая, с парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями и парой цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями или одноступенчатая гипоидная

Передаточное число главной передачи- 6,32

Дифференциал - Конический, с четырьмя сателлитами, симметричный

Полуоси - Полностью разгруженные

Рама и подвеска ЗИЛ-130

Рама - Штампованная, клепаная, с лонжеронами швеллерного сечения, соединенная поперечинами

Сцепное устройство - Сзади — буксирный крюк с защелкой, впереди — буксирные крюки

Подвеска переднего и заднего мостов - На продольных листовых рессорах; передние концы передних и задних рессор закреплены на раме с помощью отъемных ушков и пальцев, задние концы рессор — скользящие

Амортизаторы - Гидравлические телескопические, двухстороннего действия; установлены на передней подвеске

Передний мост, колеса и шины ЗИЛ-130

Балка переднего моста - Двутаврового сечения

Угол развала колес, ° - 1

Схождение колес (разность расстояний между ободьями колес сзади и спереди на уровне оси колеса), мм - 2—5

Поперечный наклон шкворня, ° - 8

Продольный наклон шкворня без нагрузки - 1°15'

Колеса - Дисковые, 7,0—20, крепятся гайками на восьми шпильках

Шины - Пневматические, камерные 260—508 или 260—508Р с допускаемой нагрузкой 20 кН (2030 кгс)

Рулевое управление ЗИЛ-130

Рулевой механизм - С гидравлическим усилителем, расположенным в общем картере с рулевым механизмом;

Рабочая пара—винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющая с зубчатым сектором

Насос гидроусилителя рулевого управления - Лопастный, двойного действия, приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала

Передаточное число рулевого механизма - 20

Наибольший угол поворота передних колес (внутреннего), °:

- вправо - 34- влево - 36

Шарниры рулевых тяг - Шаровые; у поперечной тяги — саморегулирующиеся, у продольной — регулируемые

Тормозные системы ЗИЛ-130

Рабочая система тормоза - Колодочная, барабанного типа; действует на все колеса, привод пневматический

Стояночная система тормоза - Барабанного типа, действует на трансмиссию; привод механический

Воздушный компрессор - Двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением головки и блока

Поршни компрессора - Из алюминиевого сплава, с плавающими поршневыми пальцами

Подача компрессора при частоте вращения коленчатого вала компрессора 2000 об/мин и при противодавлении 700 кПа (7 кгс/см2), л/мин - 220

Привод компрессора - Ремнем от шкива водяного насоса

Смазывание компрессора - От смазочной системы двигателя под давлением и разбрызгиванием

Регулятор давления - Шариковый

Воздушные баллоны - Два, объемом по 20 л

Кабина и платформа ЗИЛ-130

Кабина - Цельнометаллическая, закрытая, трехместная; имеет панорамное ветровое стекло

Отопление кабины - Жидкостное, от системы охлаждения двигателя, с центробежным вентилятором; ручка управления заслонкой канала отопителя расположена на панели приборов

Вентиляция кабины - Через опускающиеся стекла дверей, поворотные форточки и вентиляционные люки в крыше

Сиденья - Сиденье водителя регулируемое, пассажирское сиденье двухместное нерегулируемое. В кабине предусмотрены места крепления ремней безопасности для водителя и пассажиров

Стеклоочиститель - Пневматический, двухщеточный

Смыватель ветрового стекла - Водяной с ножным приводом, с двумя распылителями

Платформа - Деревянная, с откидным задним и боковыми бортами

Электрооборудование ЗИЛ-130

Система электрооборудования - Однопроводная, отрицательные зажимы источников соединены с корпусом (массой) автомобиля

Напряжение в сети, В - 12

Генератор - 32.3701, переменного тока, с встроенным выпрямителем, максимальная сила тока 60 А

Регулятор напряжения - РР350-А (или 3702), бесконтактный, полупроводниковый

Аккумуляторная батарея - Одна, 12 В, 6СТ-90-ЭМ; емкостью 90 А-ч при 20-часовом режиме разряда

Стартер - СТ130-АЗ, электрический, 12 В, постоянного тока

Распределитель зажигания - Р137, с автоматическим регулированием опережения зажигания центробежными и вакуумными регуляторами

Катушка зажигания - Б114-Б

Свечи зажигания - А11, резьба М14Х12,5

Фары - две, ФП22-ГВ, с двухнитевыми лампами

Передние фонари - Два, ПФ101-Б, с двухнитевыми лампами

Задние фонари - Два: правый —ФП101-Б; левый — ФП101, с двумя лампами

Боковые указатели поворота - Два, УП-101

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

spezz.ru

ЗИЛ-130 — WiKi

ЗИЛ-130

Общие данные

ЗИЛ-130

Производитель: ЗИЛ
Марка: ЗИЛ-130
Тип: Бензиновый
Объём: 5 969 см3
Максимальная мощность: 150 л. с., при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент: 402 Н·м, при 2000 об/мин
Конфигурация: V8
Цилиндров: 8
Клапанов: 16
Макс. скорость: 90 км/ч
Расход топлива при смешанном цикле: 32 л/100 км
Диаметр цилиндра: 100 мм
Ход поршня: 95 мм
Степень сжатия: 6,5
Система питания: карбюратор К-88
Охлаждение: жидкостное
Клапанной механизм: OHV
Материал блока цилиндров: чугун
Материал ГБЦ: алюминий
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо: А-76
механическая 5-ступ.
Производитель: ЗИЛ
Тип: механическая
Число ступеней: 5
Передаточные отношения:  
1 передача: 7,44
2 передача: 4,10
3 передача: 2,29
4 передача: 1,47
5 передача: 1,00
Задняя передача: 7,09
Синхронизаторы: 2 - 5 передачи
Переключение: напольный рычаг
Главная передача — двойная, передаточное число — 6,32.

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 1790 мм
Колея передняя: 1800 мм

На рынке

Предшественник

Предшественник

Преемник

Преемник

Другое

Грузоподъёмность: 6000 кг
Объём бака: 175 л

ЗИЛ-130 — советский и российский грузовой автомобиль производства ЗИЛ. Пришёл на смену ЗИЛ-164.

Содержание

История

С 1962 года собирался в Москве, в 1964 году началось массовое производство[2], в июне 1974 года был изготовлен миллионный ЗИЛ-130, в августе 1982 года — двухмиллионный ЗИЛ-130[3], всего до прекращения производства в 1994 году автозаводом ЗИЛ были изготовлены 3 366 503 грузовика ЗИЛ-130 (не считая изготовленных на других предприятиях автомобильной промышленности СССР)[4].

В июле 1975 года ЗИЛ-130 начал выпускать читинский автосборочный завод[5].

Всего по декабрь 1994 года было изготовлено 3 383 312 шт. С 1995 по 2014 производился на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) под индексом «43140»[6].

Особенности конструкции

Автомобиль оснащался 8-цилиндровым карбюраторным четырёхтактным V-образным верхнеклапанным двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с. при 3000 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 41 кГм при 1800—2000 об/мин, степенью сжатия 6,5 и рабочим объёмом 5996 см³.

Автомобиль ЗИЛ-130 был оснащён гидроусилителем руля, синхронизированной 5-ти ступенчатой коробкой передач, трёхместной кабиной с омывателем ветрового стекла. Часть автомобилей комплектовалась предпусковым подогревателем двигателя. Впоследствии были введены транзисторное зажигание, генератор переменного тока, изменённый щиток приборов. Позднее были применены изменённая конструкция шарниров карданной передачи и другие новшества. Кабины ранних автомобилей имели два вентиляционных люка в крыше кабины и лючок воздуховода в левой части кабины выше педали сцепления. Потом этот лючок был убран. В семидесятых годах был упразднён сначала левый вентиляционный люк, а потом и правый. До 1970 года бортовые автомобили имели высоту бортов 685 мм, в дальнейшем высота бортов была уменьшена до 575 мм.

Двигатель

Автомобиль получил двигатель, конструкция которого имела много общих черт с двигателем представительской модели ЗИЛ-111, также V-образный, 8-цилиндровый, но меньшего рабочего объёма, рассчитанный на основной в то время в СССР бензин А-76 и с однокамерным карбюратором К-88АЕ, с падающим потоком, сбалансированной поплавковой камерой и ограничителем максимальных оборотов, вместо рассчитанного на достижение высоких мощностных показателей четырёхкамерного у легкового варианта. В целом, двигатели грузовиков и легковых автомобилей марки ЗИЛ в значительной степени различались между собой и имели сравнительно невысокую степень унификации, точно так же, как и двигатели «Чайки» и грузовиков ГАЗ.

Модификации

Первоначально заводом планировался выпуск следующих модификаций базовой модели:

  • ЗИЛ-130А — бортовой тягач для постоянной работы с прицепом общим весом 8000 кг, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством и пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа;
  • ЗИЛ-130Г — бортовой длиннобазный грузовик с платформой с двухсекционными боковыми бортами (колёсная база 4500 мм);
  ЗИЛ-130В с прицепом
  • ЗИЛ-130В — седельный тягач с укороченной колёсной базой (3300 мм);
  • ЗИЛ-130ВТ — седельный тягач с укороченной колёсной базой (3300 мм) и усиленным задним мостом;
  • ЗИЛ-130Д — шасси для строительных самосвалов с укороченной колёсной базой (3300 мм);
  • ЗИЛ-130Б — шасси для сельскохозяйственных самосвалов с колёсной базой 3800 мм;

Во время производства были проведены 2 значительные модернизации семейства ЗИЛ-130 в 1966 и 1977 годах. После второй в частности изменилась решётка радиатора.

  • ЗИЛ-130 — Прототип (1958 г).
  • ЗИЛ-130 — Прототип (1962 г).

Базовые модели и серийные модификации (1963—1986)

  • ЗИЛ-130 (1963—1966) — базовый бортовой автомобиль (и шасси для специализированных автомобилей) с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с., первый серийный вариант. Грузоподъёмность варьировалась в пределах от 4000 до 5500 кг в зависимости от типа дорожного покрытия. Ресурс до капитального ремонта составлял 135 тыс. км.
  • ЗИЛ-130-66 (1966—1977) — вариант 1966 года. Мощность двигателя увеличена до 150 л. с., внедрён ряд усовершенствований конструкции. Грузоподъёмность определена в 5000 кг, ресурс возрос до 200 тыс. км.
  • ЗИЛ-130-76 (1977—1984) — вариант 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6000 кг, ресурс — до 300 тыс. км.
  • ЗИЛ-130-80 (1984—1986) — вариант 1980 года. Комплектовался тремя независимыми тормозными системами.

(Следует отметить, что индексы −66, −76 и −80 применялись для обозначения указанных версий ЗИЛ-130 и его модификаций в различной технической документации и справочниках, но не отражались в торговых наименованиях автомобилей и заводских табличках с указанием их моделей.)

  • ЗИЛ-130Э (1965—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
  • ЗИЛ-130Т (1965—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
  • ЗИЛ-130Е (1967—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) с экранированным электрооборудованием (от ЗИЛ-131).
  • ЗИЛ-130ЕЭ (1967—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) с экранированным электрооборудованием, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
  • ЗИЛ-130ЕТ (1967—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) с экранированным электрооборудованием, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
  • ЗИЛ-130С (1974—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей), для районов Севера. Выпускался Читинским автосборочным заводом.
  • ЗИЛ-130Г (1965—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный (база 4500 мм).
  • ЗИЛ-130ГЭ (1965—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
  • ЗИЛ-130ГТ (1965—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
  • ЗИЛ-130ГЕ (1967—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный с экранированным электрооборудованием.
  • ЗИЛ-130ГЕТ (1967—1986) — бортовой длиннобазный с экранированным электрооборудованием, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с умеренным и тропическим климатом.
  • ЗИЛ-130ГС (1974—1986) — бортовой длиннобазный, для районов Севера. Выпускался Читинским автосборочным заводом.
  • ЗИЛ-130ГУ (1977—1986) — бортовой с особо длинной базой (5600 мм) с использованием узлов от ЗИЛ-133Г1. Выпускался небольшими партиями.
  • ЗИЛ-130АН (1974—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) с двигателем ЗИЛ-157Д мощностью 110 л. с.
  • ЗИЛ-130В1 (1964—1986) — седельный тягач. Предназначался для использования с полуприцепом общим весом 10500 кг (для модели ЗИЛ-130В1-66 — 12400 кг; для модели ЗИЛ-130В1-76 — 14400 кг).
  • ЗИЛ-130В1Э (1965—1986) — седельный тягач, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
  • ЗИЛ-130В1Т (1965—1986) — седельный тягач, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
  • ЗИЛ-130В1Е (1967—1986) — седельный тягач с экранированным электрооборудованием.
  • ЗИЛ-130Д1 (1964—1986) — шасси под промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-ММЗ-4502 (колёсная база 3300 мм).
  • ЗИЛ-130Д1Э (1965—1986) — шасси под промышленный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555Э, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
  • ЗИЛ-130Д1Т (1965—1986) — шасси под промышленный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555Т, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
  • ЗИЛ-130Д2 (1968—1986) — шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи ЗИЛ-ММЗ-555А и ЗИЛ-ММЗ-45022 (колёсная база 3300 мм).
  • ЗИЛ-130Д3 — шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под самосвал-тягач (колёсная база 3300 мм).
  • ЗИЛ-130Б2 (1972—1986) — шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под сельскохозяйственные самосвалы-тягачи ЗИЛ-ММЗ-554 и ЗИЛ-ММЗ-554М (колёсная база 3800 мм).
  • ЗИЛ-130К (1974—1986) — шасси с двигателем ЗИЛ-157Д мощностью 110 л. с., под промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555К и ЗИЛ-ММЗ-45021 (колёсная база 3300 мм).
  • ЗИЛ-136И (1965—1986) — бортовой, экспортный вариант с дизельным двигателем Perkins 6.345 мощностью 140 л. с.
  • ЗИЛ-136ИГ (1965—1986) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), экспортный вариант с дизельным двигателем Perkins 6.345 мощностью 140 л. с.
  • ЗИЛ-136ИД1 (1965—1986) — шасси под промышленный самосвал, экспортный вариант с дизельным двигателем Perkins 6.345 мощностью 140 л. с. (колёсная база 3300 мм).
  • ЗИЛ-138 (1977—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный для работы на сжиженном нефтяном газе.
  • ЗИЛ-138В1 (1977—1986) — газобаллонный седельный тягач для работы на сжиженном нефтяном газе.
  • ЗИЛ-138Д2 (1977—1986) — газобаллонное шасси для работы на сжиженном нефтяном газе, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленный самосвал-тягач ЗИЛ-ММЗ-45023 (колёсная база 3300 мм).
  • ЗИЛ-138А (1982—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный грузоподъёмностью 5400 кг (5200 кг при использовании баллонов из углеродистой стали) для работы на сжатом природном газе и бензине А-76, с двигателем ЗИЛ-138А мощностью 120 л. с. и степенью сжатия 6,5.
  • ЗИЛ-138АГ (1982—1986) — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный длиннобазный (база 4500 мм) грузоподъёмностью 5300 кг (5000 кг при использовании баллонов из углеродистой стали) для работы на сжатом природном газе и бензине А-76, с двигателем ЗИЛ-138А мощностью 120 л. с. и степенью сжатия 6,5.
  • ЗИЛ-138И — бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗИЛ-138И мощностью при работе на сжатом газе 135 л. с.(100 кВт) и максимальным крутящим моментом 33 кГс*м (323.62 Н*м), при работе на бензине мощность составляет 160 л. с. (117,3 кВт), степень сжатия увеличена 8,0.
  • ЗИЛ-138ИГ — бортовой газобаллонный длиннобазный (база 4500 мм) для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗИЛ-138И мощностью при работе на сжатом газе 135 л. с.(100 кВт) и максимальным крутящим моментом 33 кГс*м (323.62 Н*м), при работе на бензине мощность составляет 160 л. с. (117,3 кВт), степень сжатия увеличена 8,0.

Опытные модификации

  • ЗИЛ-130Л (1957—1960) — бортовой, с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с., без оснастки для работы с прицепом.
  • ЗИЛ-130ГЛ (1957) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с., без оснастки для работы с прицепом.
  • ЗИЛ-130ВЛ (1960) — седельный тягач с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с.
  • ЗИЛ-130М (1961) — бортовой, с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗИЛ-130М мощностью 135—138 л. с. с рабочим объёмом 5,5 л, без оснастки для работы с прицепом.
  • ЗИЛ-130ГМ (1961) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗИЛ-130М мощностью 135—138 л. с.с рабочим объёмом 5,5 л, без оснастки для работы с прицепом.
  • ЗИЛ-130А (1961) — бортовой тягач с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа.
  • ЗИЛ-130АУ (1961) — бортовой тягач с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской.
  • ЗИЛ-130ГУ — бортовой длиннобазный (база 4500 мм) грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской. Под этим индексом в дальнейшем (с 1977 года) в ограниченных количествах стал выпускаться бортовой грузовик с особо длинной базой (5600 мм).
  • ЗИЛ-130В (1961) — седельный тягач с двухскоростным задним мостом.
  • ЗИЛ-130ВТ (1962) — седельный тягач с усиленным двухскоростным задним мостом.
  • ЗИЛ-130В2 — седельный тягач с колёсной базой 3800 мм.
  • ЗИЛ-130Д (1961) — шасси с двухскоростным задним мостом под промышленный самосвал (колёсная база 3300 мм).
  • ЗИЛ-130Б (1961) — шасси под сельскохозяйственный самосвал (колёсная база 3800 мм).
  • ЗИЛ-130Н (1961) — гидрофицированный седельный тягач с коробкой отбора мощности и насосом для работы с самосвальным полуприцепом-зерновозом ММЗ-812.
  • ЗИЛ-130А1 (1962) — бортовой тягач с односкоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа.
  • ЗИЛ-Э130 — бортовой, с алюминиевой платформой.
  • ЗИЛ-130В1С (1974) — седельный тягач для районов Севера. Кроме северной комплектации в отличие от серийного ЗИЛ-130В1 имел колёсную базу 3800 мм и снабжался двумя запасными колёсами, крепившимися в вертикальной стойке позади кабины, а также петлёй для вытаскивания, устанавливавшейся на задней поперечине рамы. Выпущен опытно-промышленной серией.
  • ЗИЛ-130ГМД (1981) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с дизельным двигателем и интегральным оперением.
  • ЗИЛ-Э138АВ (1981) — газобаллонный седельный тягач для работы на сжатом газе. Колёсная база 3800 мм, 8 газовых баллонов.
  • ЗИЛ-138АБ (1982) — газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине А-76, с двигателем ЗИЛ-138А мощностью 120 л. с. и степенью сжатия 6,5; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под самосвал-тягач ЗИЛ-ММЗ-45054 (колёсная база 3800 мм). Не пошло в серию в связи с неготовностью ММЗ к производству самосвальной надстройки. В дальнейшем получило наименование ЗИЛ-496110 и выпускалось с 1987 года.
  • ЗИЛ-138ИБ (1982) — газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗИЛ-138И мощностью 135 л. с. и степенью сжатия 8,0; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под модификацию самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-45054. Не пошло в серию из-за неготовности ММЗ к производству самосвальной надстройки.

С 1986 года в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новые индексы: ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), ЗИЛ-431510 (ЗИЛ-130Г), ЗИЛ-441510 (ЗИЛ-130В1), ЗИЛ-431810 (ЗИЛ-138), ЗИЛ-431610 (ЗИЛ-138А) и т. д.

Серийные пожарные автомобили на базе ЗИЛ-130

  Пожарный автомобиль АЦ-40(130)-63Б
  • АЦ-30(130)-63
  • АЦ-30(130)-63А
  • АЦ-40(130)-63Б
  • АН-30(130)-64
  • АН-30(130)-64А
  • АЦ-40(130Е)-126
  • АН-40(130Е)-127
  • АНР-40(130)-127А
  • АНР-40(130)-127Б
  • АГ-24(130)-198

Разное

  ЗИЛ-130 в Афганистане   Два ЗИЛ-130 (второй сборки УАМЗ, с частью кабины от ЗИЛ-131) аварийной службы

Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю «ЗИЛ-130» был присвоен Государственный Знак Качества СССР. Впрочем, автомобили ранних годов выпуска получали благожелательные отзывы предприятий-потребителей и действительно изготавливались достаточно качественно.

В настоящее время этот грузовик считается безнадежно устаревшим — довольно высокий расход топлива (до 30 и более литров на 100 км пробега) при относительно небольшой грузоподъемности, а также постепенное прекращение производства бензина А-76 при постоянном его дорожании, все это предопределило дальнейшую судьбу ЗИЛ-130 в народном хозяйстве — зачастую при исчерпании ресурса основных узлов автомобили списываются. Впрочем, иногда машины оснащаются газовым оборудованием, особенно это касается специальных версий (подъёмников, самосвалов, автоцистерн), либо карбюраторный двигатель ЗИЛ-130 заменяется более экономичным дизельным двигателем Д-245. Эти меры делают эксплуатацию немногим дороже, чем у современных грузовиков.

Примечания

  1. ↑ Энциклопедия Забайкалья
  2. ↑ Годы и факты // «За рулём», № 11, ноябрь 1967. стр.19
  3. ↑ Двухмиллионный ЗИЛ-130 // журнал «Автомобильный транспорт», № 7, 1982. (3-я страница обложки)
  4. ↑ На конвейере - 30 лет // журнал "Автомобильная промышленность", № 11, 1994. стр.33-34
  5. ↑ ЗИЛ с читинского конвейера // "За рулём", № 7, 1975. стр.7
  6. ↑ Л. М. Шугуров. 3 // Автомобили России. — Москва: ИЛБИ, 1998. — С. 167. — 240 с. — (Клуб фанатов техники). — 3000 экз. — ISBN 5-87483-052-9.

Литература

  • Краткий автомобильный справочник НИИАТ. — М. Транспорт,1967,1972,1979,1982,1985,1995.
  • Боровский Б., Попов М., Пронштейн М. Справочная книга автомобилиста. — Л. Лениздат, 1967, 1973.
  • Б. Е. Боровский, М. Д. Попов. Водителю 2 и 1 класса. — Л. Лениздат, 1971.
  • В. И. Анохин. Отечественные автомобили. — М. Машиностроение, 1964, 1968.
  • Автомобиль ЗИЛ-130-66 и его модификации. Модель 1966 г. Инструкция по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва — М. 1966.
  • Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Модель 1968 г. Инструкция по эксплуатации. — М. Машиностроение, 1968.
  • Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Модель 1972 г. Инструкция по эксплуатации. — М. Машиностроение, 1973.
  • Автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-138 и их модификации. Руководство по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва — М. Машиностроение, 1985.
  • Грузовые автомобили ЗИЛ. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту. ч.1, 2. Автоэкспорт — М. Внешторгиздат, 1982.
  • Автомобили ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Руководство по войсковому ремонту. — М. Военное издательство, 1986.
  • Детали грузовых двухосных автомобилей ЗИЛ-130. Каталог-справочник. — М. Машиностроение, 1973.
  • ЗИЛ-130, 431410, 131. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. Издательский дом «Третий Рим», — М. 2004.
  • Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Под ред. А. М. Кригера. — М. Машиностроение, 1973.
  • Автомобильный двигатель ЗИЛ-130. Под ред. А. М. Кригера. — М. Машиностроение, 1973.
  • А.А Зубарев. Регулировка автомобиля ЗИЛ-130. — М. Транспорт, 1964, 1969.
  • А. Г. Зарубин, А. А. Зубарев, П. Л. Семенков, Б. Ф. Хмелинин. Автомобили ЗИЛ. — М. Транспорт, 1971.
  • Конструктивные изменения автомобилей ЗИЛ. Дополнение к инструкциям. Выпуски 26, 27, 28. — М. 1971.
  • Рабинович Л. Ш., Ковалёв А. И., Адаменко С. А. Каталог изделий основного и опытного производства. Под ред. А. С. Мелик-Саркисьянца. Мытищинский машиностроительный завод, 1984.
  • НИИНавтопром. Автомобильный каталог. ч.1. Автомобили грузовые. — М. 1981.
  • Технические средства служб тыла. Справочник — М.Воениздат. 1979.
  • Руководство по эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе. РД-200-РСФСР-12-0185-83. — Министерство автомобильного транспорта РСФСР.
  • Кленников Е. В., Мартиров О. А., Крылов М. Ф. Газобаллонные автомобили: техническая эксплуатация. — М. Транспорт, 1986.
  • Е. Г. Григорьев, Б. Д. Колубаев, В. И. Ерохов. Газобаллонные автомобили. — М. Машиностроение, 1989.
  • ГОСТ 5.979-71 Автомобиль-тягач грузовой ЗИЛ-130 и его модификации. Требования к качеству аттестационной продукции: стандарт / Гос. ком. стандартов Совета Министров СССР. — Офиц. изд. — Введ. с 01.07.71. — М. : Издательство стандартов, 1971.
  • Е.Кочнев. Автомобили Советской Армии 1946—1991.
  • ЗИЛ-130 с «шестёркой» // За рулём, 1976, № 11, с. 17.
  • Разинчев Н. Пять за шестерых // За рулём, 1977, № 6, с. 4-5.
  • В. Б. Певцов. Как создавался ЗИЛ-130.
  • Колеватов А. Сто тридцатый // Автомобильный моделизм, 2002, № 6, с. 2-8.
  • ЗИЛ-130 — полвека в истории // Грузовик-пресс, 2006, № 12.
  • Сто тридцатый — самый массовый грузовик эпохи застоя //Автотрак, 2003, № 3.

Ссылки

ru-wiki.org


Смотрите также