Сумасшедшие грузовики СССР : самые необычные эксперименты (1-я часть). Зил 132п


самые необычные эксперименты (1-я часть)

Экспериментальный грузовик ЗИЛ-132 с арочными колесами.

Полвека назад советский автопром выпускал вполне современные грузовики традиционной конструкции. Но если взглянуть на чертежи и фотографии экспериментальной техники тех лет, остается только удивляться. По заказу Министерства обороны собиралось множество единичных прототипов, в которых обыгрывались передовые технологии. Эта техника, зачастую выглядящая как монстромобили из боевика «Безумный Макс», должна была помочь СССР победить в Холодной войне.

 

ЗИС-Э134

ЗИС-Э134 Макет №3 был построен в 1956 году в единичном экземпляре. Эта экспериментальная тележка - настоящая лаборатория для исследования управляемости и проходимости многоосных грузовиков. Большие колеса были движителем как по грунту, так и на воде.

 

Экспериментальный внедорожник ЗИС-Э134 (Макет № 3).

 

 

ЗИС-Э134 преодолевает водную преграду.

ЗИЛ-157Р

К следующему, 1957 году, был построен пробный образец трехосного 2,5-тонного грузовика ЗИЛ-157Р. В отличие от базовых моделей с конвейера, изделие имело гидроусилитель руля, широкопрофильные или арочные шины и систему их подкачки. На нем тоже испытывали проходимость, управляемость, устойчивость.

 

Прототип ЗИС-157 в 1956 году.

 

 

ЗИЛ-157Р - внедорожный прототип гражданского грузовика.

 

 

2,5-тонный ЗИЛ-157 на арочных колесах.

ЗИЛ-136

Опытный снегоболотоход ЗИЛ-136 был построен и испытывался в 1957 году. Это машина оригинальной конструкции с тремя мостами и несущим кузовом. Кузов несущего типа был новинкой в то время, он изготовлен из нержавеющей стали и алюминия. Колеса передней и задней осей подруливались, а двигался автомобиль от 140-сильного мотора ЗИС-110. Использовались шины как традиционного типа, так и арочные. По воде машина двигалась за счет водометного движителя.

 

Экспериментальный ЗИЛ-136.

 

 

Снегоболотоход ЗИЛ-136 на арочных колесах.

ЗИЛ-132

Целая серия опытных грузовых моделей последовала вслед за новинкой 1960 года - ЗИЛ-132. Грузоподъемностью 4,5 тонны, эта машина была также трехосной, обеспечивая отличный ход по грязи и снегу. В качестве недостатков машины отмечалась маленькая жесткость шасси на скручивание, ненадежность ходовой части и раскачивание грузовика на больших скоростях.

 

4,5-тонный грузовик ЗИЛ-132 с кабиной от модели ЗИЛ-131, 1960 год.

 

 

Экспериментальный трехосный ЗИЛ-132 на арочных колесах.

 

 

ЗИЛ-132 с автоматической коробкой передач и 24-дюймовыми шинами, 1961 год.

ЗИЛ-132П

Модель ЗИЛ-132П начали разрабатывать как амфибию, плавающую со скоростью до 5-7 км/ч благодаря установленному водомету. Плавучесть машине обеспечивал кузов, сделанный из алюминия и стеклопластика. Турбореактивный двигатель от самолета, установленный в кузове, помогал проходить особо сложные участки пути.

 

4-тонный грузовик-амфибия ЗИЛ-132П, 1969 год.

 

 

Амфибия ЗИЛ-132П.

 

 

ЗИЛ-132П со снятым тентом.

 

 

Водные испытания ЗИЛ-132П на Москва-реке.

 

 

Газотурбинный двигатель в кузове ЗИЛ-132П.

ЗИЛ-132Р/РВ

Мало кто знает, что автомобили КамАЗ были спроектированы на московском заводе ЗИЛ. Поэтому не стоит удивляться бескапотной кабине на моделях ЗИЛ-132Р и ЗИЛ-132РВ. Они оснащались бензиновыми двигателями V8, а также множеством новаций по ходовой части и трансмиссии. Машина могла преодолевать крутые склоны до 30 градусов и форсировать водные переправы до 1,3 метра глубиной. Но, маневренность машины, как и предыдущих трехосных моделей, оставляла желать лучшего. А расход бензина двигателя ЗИЛ-130 составлял целых 78,4 литра на 100 км.

 

Экспериментальный 5-тонный тягач ЗИЛ-132Р в 1974 году.

 

 

ЗИЛ-132Р на снегу.

 

 

Проверка грузовика ЗИЛ-132Р на тяжело пересеченной местности.

 

 

Опытный 3-осный грузовик ЗИЛ-132РВ.

 

 

5-осная версия грузовика ЗИЛ-132РВ.

Машины из этого обзора так и не появились на дорогах Советского Союза. 

Источник

zabarankoi.mirtesen.ru

самые необычные эксперименты (1-я часть)

Экспериментальный грузовик ЗИЛ-132 с арочными колесами.

Полвека назад советский автопром выпускал вполне современные грузовики традиционной конструкции. Но если взглянуть на чертежи и фотографии экспериментальной техники тех лет, остается только удивляться. По заказу Министерства обороны собиралось множество единичных прототипов, в которых обыгрывались передовые технологии. Эта техника, зачастую выглядящая как монстромобили из боевика «Безумный Макс», должна была помочь СССР победить в Холодной войне.

 

ЗИС-Э134

ЗИС-Э134 Макет №3 был построен в 1956 году в единичном экземпляре. Эта экспериментальная тележка - настоящая лаборатория для исследования управляемости и проходимости многоосных грузовиков. Большие колеса были движителем как по грунту, так и на воде.

 

Экспериментальный внедорожник ЗИС-Э134 (Макет № 3).

 

 

ЗИС-Э134 преодолевает водную преграду.

ЗИЛ-157Р

К следующему, 1957 году, был построен пробный образец трехосного 2,5-тонного грузовика ЗИЛ-157Р. В отличие от базовых моделей с конвейера, изделие имело гидроусилитель руля, широкопрофильные или арочные шины и систему их подкачки. На нем тоже испытывали проходимость, управляемость, устойчивость.

 

Прототип ЗИС-157 в 1956 году.

 

 

ЗИЛ-157Р - внедорожный прототип гражданского грузовика.

 

 

2,5-тонный ЗИЛ-157 на арочных колесах.

ЗИЛ-136

Опытный снегоболотоход ЗИЛ-136 был построен и испытывался в 1957 году. Это машина оригинальной конструкции с тремя мостами и несущим кузовом. Кузов несущего типа был новинкой в то время, он изготовлен из нержавеющей стали и алюминия. Колеса передней и задней осей подруливались, а двигался автомобиль от 140-сильного мотора ЗИС-110. Использовались шины как традиционного типа, так и арочные. По воде машина двигалась за счет водометного движителя.

 

Экспериментальный ЗИЛ-136.

 

 

Снегоболотоход ЗИЛ-136 на арочных колесах.

ЗИЛ-132

Целая серия опытных грузовых моделей последовала вслед за новинкой 1960 года - ЗИЛ-132. Грузоподъемностью 4,5 тонны, эта машина была также трехосной, обеспечивая отличный ход по грязи и снегу. В качестве недостатков машины отмечалась маленькая жесткость шасси на скручивание, ненадежность ходовой части и раскачивание грузовика на больших скоростях.

 

4,5-тонный грузовик ЗИЛ-132 с кабиной от модели ЗИЛ-131, 1960 год.

 

 

Экспериментальный трехосный ЗИЛ-132 на арочных колесах.

 

 

ЗИЛ-132 с автоматической коробкой передач и 24-дюймовыми шинами, 1961 год.

ЗИЛ-132П

Модель ЗИЛ-132П начали разрабатывать как амфибию, плавающую со скоростью до 5-7 км/ч благодаря установленному водомету. Плавучесть машине обеспечивал кузов, сделанный из алюминия и стеклопластика. Турбореактивный двигатель от самолета, установленный в кузове, помогал проходить особо сложные участки пути.

 

4-тонный грузовик-амфибия ЗИЛ-132П, 1969 год.

 

 

Амфибия ЗИЛ-132П.

 

 

ЗИЛ-132П со снятым тентом.

 

 

Водные испытания ЗИЛ-132П на Москва-реке.

 

 

Газотурбинный двигатель в кузове ЗИЛ-132П.

ЗИЛ-132Р/РВ

Мало кто знает, что автомобили КамАЗ были спроектированы на московском заводе ЗИЛ. Поэтому не стоит удивляться бескапотной кабине на моделях ЗИЛ-132Р и ЗИЛ-132РВ. Они оснащались бензиновыми двигателями V8, а также множеством новаций по ходовой части и трансмиссии. Машина могла преодолевать крутые склоны до 30 градусов и форсировать водные переправы до 1,3 метра глубиной. Но, маневренность машины, как и предыдущих трехосных моделей, оставляла желать лучшего. А расход бензина двигателя ЗИЛ-130 составлял целых 78,4 литра на 100 км.

 

Экспериментальный 5-тонный тягач ЗИЛ-132Р в 1974 году.

 

 

ЗИЛ-132Р на снегу.

 

 

Проверка грузовика ЗИЛ-132Р на тяжело пересеченной местности.

 

 

Опытный 3-осный грузовик ЗИЛ-132РВ.

 

 

5-осная версия грузовика ЗИЛ-132РВ.

Источник

4kolesa.mirtesen.ru

Сумасшедшие грузовики СССР : самые необычные эксперименты

Дороги СССР были не только бедой в гражданской жизни общества, но и большим подспорьем в Великую Отечественную. Немецкая техника просто не была рассчитана на распутицу в межсезонье. Поэтому уже в мирное время с новыми силами продолжались разработки техники, которой русские дороги будут не почем в любое время года.

Полвека назад советский автопром выпускал вполне современные грузовики традиционной конструкции. Но если взглянуть на чертежи и фотографии экспериментальной техники тех лет, остается только удивляться. По заказу Министерства обороны собиралось множество единичных прототипов, в которых обыгрывались передовые технологии. При этом техника зачастую выглядила как монстромобили из боевика «Безумный Макс».

ИС-Э134

ЗИС-Э134 Макет №3 был построен в 1956 году в единичном экземпляре. Эта экспериментальная тележка - настоящая лаборатория для исследования управляемости и проходимости многоосных грузовиков. Большие колеса были движителем как по грунту, так и на воде.

Экспериментальный внедорожник ЗИС-Э134 (Макет № 3).

ЗИС-Э134 преодолевает водную преграду.

ЗИЛ-157Р

К следующему, 1957 году, был построен пробный образец трехосного 2,5-тонного грузовика ЗИЛ-157Р. В отличие от базовых моделей с конвейера, изделие имело гидроусилитель руля, широкопрофильные или арочные шины и систему их подкачки. На нем тоже испытывали проходимость, управляемость, устойчивость.

Прототип ЗИС-157 в 1956 году.

ЗИЛ-157Р - внедорожный прототип гражданского грузовика.

2,5-тонный ЗИЛ-157 на арочных колесах.

ЗИЛ-136

Опытный снегоболотоход ЗИЛ-136 был построен и испытывался в 1957 году. Это машина оригинальной конструкции с тремя мостами и несущим кузовом. Кузов несущего типа был новинкой в то время, он изготовлен из нержавеющей стали и алюминия. Колеса передней и задней осей подруливались, а двигался автомобиль от 140-сильного мотора ЗИС-110. Использовались шины как традиционного типа, так и арочные. По воде машина двигалась за счет водометного движителя.

Экспериментальный ЗИЛ-136.

Снегоболотоход ЗИЛ-136 на арочных колесах.

ЗИЛ-132

Целая серия опытных грузовых моделей последовала вслед за новинкой 1960 года - ЗИЛ-132. Грузоподъемностью 4,5 тонны, эта машина была также трехосной, обеспечивая отличный ход по грязи и снегу. В качестве недостатков машины отмечалась маленькая жесткость шасси на скручивание, ненадежность ходовой части и раскачивание грузовика на больших скоростях.

4,5-тонный грузовик ЗИЛ-132 с кабиной от модели ЗИЛ-131, 1960 год.

Экспериментальный трехосный ЗИЛ-132 на арочных колесах.

ЗИЛ-132 с автоматической коробкой передач и 24-дюймовыми шинами, 1961 год.

ЗИЛ-132П

Модель ЗИЛ-132П начали разрабатывать как амфибию, плавающую со скоростью до 5-7 км/ч благодаря установленному водомету. Плавучесть машине обеспечивал кузов, сделанный из алюминия и стеклопластика. Турбореактивный двигатель от самолета, установленный в кузове, помогал проходить особо сложные участки пути.

4-тонный грузовик-амфибия ЗИЛ-132П, 1969 год.

Амфибия ЗИЛ-132П.

ЗИЛ-132П со снятым тентом.

Водные испытания ЗИЛ-132П на Москва-реке.

Газотурбинный двигатель в кузове ЗИЛ-132П.

ЗИЛ-132Р/РВ

Мало кто знает, что автомобили КамАЗ были спроектированы на московском заводе ЗИЛ. Поэтому не стоит удивляться бескапотной кабине на моделях ЗИЛ-132Р и ЗИЛ-132РВ. Они оснащались бензиновыми двигателями V8, а также множеством новаций по ходовой части и трансмиссии. Машина могла преодолевать крутые склоны до 30 градусов и форсировать водные переправы до 1,3 метра глубиной. Но, маневренность машины, как и предыдущих трехосных моделей, оставляла желать лучшего. А расход бензина двигателя ЗИЛ-130 составлял целых 78,4 литра на 100 км.

Экспериментальный 5-тонный тягач ЗИЛ-132Р в 1974 году.

ЗИЛ-132Р на снегу.

Проверка грузовика ЗИЛ-132Р на тяжело пересеченной местности.

Опытный 3-осный грузовик ЗИЛ-132РВ.

5-осная версия грузовика ЗИЛ-132РВ.

Советский четырехосный грузовик-монстр ЗИС-134.

Конструкторы автомобильной техники СССР, пытаясь достичь лучшие результаты, создавали машины, до сих пор поражающие воображение. Увеличивались как число колес, так и их размеры - результат все равно был впечатляющим.

ЗИС-134

Разработанный в 1954 году 4-осный грузовик ЗИС-134 продемонстрировал высокую проходимость и силу тяги, не уступающую даже гусеничным тягачам. В серию машину не запустили, но она стала родоначальником новой колесной техники для армии СССР.

Четырехосный ЗИС-Э134.

Экспериментальный грузовик высокой проходимости ЗИС-Э134.

КрАЗ с турбиной

В 1970-е годы на кременчугском заводе КрАЗ проводились эксперименты по установке газотурбинных двигателей на тяжелые грузовики. Турбина раскручивалась до 33 000 оборотов в минуту вместо 2000 об/мин обычного дизельного двигателя. Такая силовая установка обеспечивает повышенную мощность, улучшенную экономичность и экологические параметры. К сожалению, трансмиссия автомобиля не выдерживала увеличения нагрузки и в серийное производство машины КрАЗ-Э260Е и КрАЗ-2Э260 не пошли.

КрАЗ-Э260Е с газовой турбиной под капотом.

Двухступенчатая газовая турбина ГАЗ-99Д мощностью 350 л.с. под капотом грузовика КрАЗ-Э260Е.

Вид сбоку на опытный грузовик КрАЗ-Э260Е, 1974 год.

Вторая версия КрАЗ-2Э260 с газовой турбиной мощностью 360 л.с., 1976 год.

БТР-Э152В

Один из первых советских бронетранспортеров высокой проходимости БТР-Э152В имел передние и средние управляемые колеса, усилитель рулевого колеса и гидроамортизаторы.

Экспериментальный броневик БТР-Э152В.

НАМИ С-3

В 1962 году на базе легкового автомобиля «Москвич-415» вместо заднего моста была установлена гусеница оригинальной конструкции. Это был надувной пневмобаллон, объединяющий три небольших колеса. Дальнейшие модели на базе армейского внедорожника ГАЗ-69 показали высокую плавность и бесшумность работы. Автомобиль преодолевал любые препятствия, но оказался недолговечным и ненадежным. К тому же, максимальная скорость машины оказалась всего 40 км/ч.

НАМИ С-3 на базе «Москвич-415» с пневматической гусеницей на заднем мосту.

НАМИ С-3 на водных испытаниях в 1962 году.

Экспериментальный НАМИ С-3МУ с пневмогусеницей от предыдущей модели.

Внедорожник НАМИ С-3МУ на базе ГАЗ-69М с пневматическими траками на гусенице.

Пневматические траки НАМИ С-3МУ.

Внедорожник НАМИ С-3МУ.

Грузовики НАМИ на пневмокатках

В попытках отказаться от использования гусениц, ученые из НАМИ (Москва) в 1958 году разработали грузовик НАМИ-044, ездящий на огромных воздушных катках. Эти колеса, шириной более метра, при использовании системы подкачки воздуха должны были обеспечивать крутую проходимость где угодно.

НАМИ-044Э на пневмобаллонах.

По образцу техники американской фирмы FWD, в 1961 году в НАМИ создали свою версию тяжелого внедорожного грузовика. Экспериментальный транспортер НАМИ ЭТ-8 мог перевозить до 8,6 тонн груза как для народного хозяйства, так и для армии. На двух тележках крепились восемь колес, приводимых с помощью множества шестерен. Машина получилась слишком тяжелой (21 тонна), трудноуправляемой и малоподвижной.

Экспериментальный внедорожный грузовик НАМИ ЭТ-8.

5-тонный грузовик НАМИ-094 с мощным дизельным двигателем ЯМЗ-238, 1963 год.

ЗИЛ-132С

После НАМИ, за разработку тяжелого грузовика на пневмобаллонах взялись инженеры ЗИЛ. В 1964 они представили небольшую машину. Она ездила на четырех катках диаметром и шириной по одному метру. Машина имела необычную систему управления. Управлялся задний мост, на котором к тому же не было тормозов. К сожалению, ЗИЛ-132С оказался неустойчивым и сложным в управлении и поэтому больше не изготавливался.

Внедорожный грузовик ЗИЛ-132С на пневматических колесах, 1964 год.

ЗИЛ-132С оказался неустойчивой и трудноуправляемой машиной.

Небольшой легкий грузовик ЗИЛ-132С мог ездить до 55 км/ч.

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Новости дня: Экспериментальные вездеходы СССР - Свободная Пресса

В СССР всегда было больше направлений, чем дорог. Поэтому проектированию техники, способной проехать где угодно, уделялось повышенное внимание. Некоторые конструкторские наработки до сих пор вызывают восхищение.

Вездеходный ЗиЛ

Одним из крупных автомобильных деятелей послевоенного времени в СССР был Виталий Андреевич Грачев, возглавлявший Специальное конструкторское бюро (СКБ) завода имени И.А. Лихачева (ЗиЛ). Как такового опыта в проектировании автомобилей высокой проходимости у него не было. Зато имелся творческий потенциал для нестандартных решений.

Наиболее перспективными Грачев считал трехосные транспортные средства. Уже в 1956 году Виталий Андреевич создал макет на испытательном шасси (оно потом «вырастет» в ЗиЛ-157). Новация Грачева заключалась в том, что он поместил мотор в заднюю часть рамы. Как следствие, нагрузка на переднюю ось заметно снизилась. Правда, как показали испытания, вездеход с облегченным передом «воротил нос» от сугробов, терял управляемость и застревал.

Неудача лишь подстегнула Грачева. Спустя полгода он продемонстрировал другой аппарат — ЗиС-134Э3 (есть у него и иное название — Макет № 3). Это было одноместное транспортное средство, отличавшееся тремя равнорасположенными ведущими мостами без подвески. На испытаниях вездеход показал противоречивые результаты.

Спустя полгода Грачев построил по схеме с равноудаленными мостами вездеход ЗИЛ-157Р с передними и задними управляемыми колесами, оснащенный мотором на 104 «лошадки», системой подкачки колес и ГУРом. Этот вездеход, «обутый» в арочные или же широкопрофильные шины мог легко преодолевать рвы шириной свыше двух метров.

В тестовых заездах с ЗИЛ-157Р участвовал и другой «проходимец» — сходный по концепции снегоболотоход ЗИЛ-136. Его бензиновый двигатель и коробка передач находились в задней части.

Грузовик ЗИЛ-157 (Фото: ТАСС)

16 лет инженеры и конструкторы потратили на создание целой плеяды военных грузовиков повышенной проходимости.

В 1960 году появился первый подопытный — ЗИЛ-132 с теми же равноудаленными мостами, весивший почти 2,5 тонны. На него поставили бензиновый мотор ЗИЛ-375 V8, выдававший 180 «лошадок». Спустя год, «механику» на вездеходе заменили на гидромеханический «автомат». На испытаниях он показывал вполне приемлемые результаты.

На несколько лет о ЗИЛ-132 забыли. Проект пригодился, когда «сверху» пришел приказ о создании специальных плавающих машин для поиска и эвакуации космических аппаратов. Так появился ЗИЛ-132П — армейская амфибия. Ее новинками являлись торсионная подвеска крайних колес, водоизмещающий корпус на сварной раме, стеклопластиковая кабина и бортовой кузов из алюминиевого сплава.

На суше амфибия выдавала приемлемые 75 км/ч, на воде — 5−7 км/ч. Чтобы авто мог спокойно выбираться на берег, его «прокачали» авиационным турбореактивным мотором ВК-1А.

ЗИЛ-132П (Фото: wiki.tpu.ru/)

НАМИ С-3/С-3МУ

Совершенно в другом направлении двигались конструкторы из научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института НАМИ. В начале 1960-х годов институт увлекся темой пневмогусеничных движителей или пневматических гусениц, за разработками которых пристально наблюдали военные.

Первым «подопытным» стал прототип С-3 на базе джипа «Москвич-415». Вместо задних колес на джипе были смонтированы так называемые однополостные движители с двумя резиновыми пневматическими камерными лентами, двумя балансирными тележками и тремя двойными катками с ведущими звездочками.

Спустя три года появился вариант С-3М на базе ГАЗ-69. Его отличали усиленные пневматические гусеницы, а также передние барабаны, ставшие ведущими.

Этот вариант на асфальте передвигался с «максималкой» в 40 км/ч. Точнее, это было максимально допустимая скорость. Если ее увеличивали, автомобиль терял управляемость, а гусеницы с него слетали.

Затем, в 1968 году, появился еще один подобный аппарат — С-3МУ, построенный на платформе ГАЗа-69М. Его оснащали то пневмогусеницами, то надувными пневматическими траками, «сшитыми» в единую полосу. На бездорожье он вел себя вполне достойно, но его бичом стала неудовлетворительная управляемость, а также ненадежность.

После таких негативных результатов о превращении полугусеничных машин в армейские вездеходы речи уже не шло.

НАМИ С-3

НАМИ ЭТ-8

Еще одним направлением повышения проходимости военной техники стало увлечение советских конструкторов ведущими пневматическими катками.

Первым стал двухосный многоцелевой тягач НАМИ-044, построенный в 1958 году под руководством Николая Ивановича Коротоношко. Машина была насыщена оригинальными конструктивными решениями. Так, в ней нашли применение передняя кантилеверная (консольная) подвеска, бортовая трансмиссия и бортовая система поворота по образцу гусеничной техники. Эти новшества, однако, успеха не принесли, и в 1959 году был собран упрощенный вариант НАМИ-044Э — тоже в единственном экземпляре.

А вершиной «пневматического» направления стал построенный в единственном экземпляре транспортер ЭТ-8, созданный «по мотивам» вездехода образца 1956 года американской компании Four Wheel Drive (FWD).

ЭТ-8 предполагалось применять в народном хозяйстве и армии, в том числе для доставки ракетного вооружения по труднопроходимой местности. Однако 21-тонный вездеход получился слишком тяжелым — вдвое больше своего американского прообраза. Как следствие, он был малоподвижным, трудноуправляемым, и не отвечал жестким военным требованиям.

Учитывая легкую уязвимость движителей, сложность и ненадежность всей конструкции, военные признали его бесперспективным для армейских целей. По сути — поставили на «пневматическом» направлении крест.

Пробным трехосным автомобилям Виталия Грачева повезло больше. Они тоже не получили развития, но заложенные в них технические решения пригодились в семействе корпусных плавающих шасси Брянского автозавода для ракетных систем, нашедших широкое применение в Советской армии.

svpressa.ru

ЗИЛ-132П — Электронная энциклопедия ТПУ

ЗИЛ-132П – многоцелевой армейский автомобиль-амфибия, разработанный в СКБ «ЗИЛ» под руководством В.А. Грачева (учился в Томскогом технологическом институте в 1922-1926гг.). Машина выпущена в 1969г.

Разработка

Одним из экспериментов, осуществленных в СКБ ЗИЛ, стало создание многоцелевого плавающего автомобиля повышенной проходимости, бортового грузовика средней размерности и грузоподъемности, способного плавать. Автомобиль ЗИЛ-132П (ведущий конструктор А.А. Шандыбо, ведущий испытатель А.В. Борисов) был собран в СКБ 4 августа 1969 года. Автомобиль, оснащенный двигателем ЗИЛ-375, расположенным за кабиной, имел сцепление ЗИЛ-130, механическую коробку передач ЗИЛ-158, оригинальную двухскоростную раздаточную коробку с межбортовым дифференциалом, бортовые и колесные редукторы от ПЗУ. Передняя и задняя пары колес имели торсионную подвеску, средние пары колес жестко крепились к раме. Рама и бортовая платформа - сварные из алюминиевого сплава. Автомобиль получил трехместную кабину от ЗИЛ-1Э5Л и водоизмеща- ющий корпус, выполненные из стеклопластика. Для движения на плаву служил водомет. Кабина стеклопластиковая, бескаркасная, трехместная.

Эксплуатация

Машина была создана в 1 экземпляре. ЗИЛ-132П успешно прошел все испытания. Но этот автомобиль создали в инициативном порядке без указаний плановых органов или технического задания конкретного заказчика. Грузовик-амфибия не заинтересовал ни военные, ни гражданские ведомства. Поэтому он так и остался поисковой конструкцией. В 70-е гг. единственная изготовленная машина использовалась для технического эксперимента, поставленного совместно инженерами СКБ ЗИЛа и учеными Московского Автодорожного института МАДИ. На этом автомобиле с участием ученых МАДИ впервые опробована установка реактивного двигателя ВК-1А на плавающий автомобиль для облегчения выхода автомобиля на берег.

Технические характеристики

Число мест 3

Грузоподъемность 4000 кг

Габаритные размеры 7180х2600х2450 мм

Колесная база и колея 2300х2300х2000 мм

Дорожный просвет 560 мм

Двигатель Бензиновый, карбюраторный, восьмицилиндровый, V-образный, верхнеклапанный ЗИЛ- 375.

Рабочий объем 7 л

Мощность 180 л.с. при 3200 об/мин

Снаряженная масса 6500 кг

Полная масса 10500 кг

Максимальная скорость 75 км/ч

Расход топлива 65 л/100 км

В.А. Грачев

Грачев Виталий Андреевич (23.01.1903г., г.Томск — 24.12.1978г., г.Москва) — советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники, дважды лауреат Государственной премии СССР. В 1922-1926гг. учился в Томском технологическом институте (ТПУ). С 1951 года — заместитель главного конструктора и с 1954 года - главный конструктор специального конструкторского бюро автозавода ЗиС (ЗиЛ) в Москве. Конструктор автомобилей высокой проходимости. С его именем связано создание таких известных автомобилей массового производства, как трехосный ГАЗ-ААА, первый советский легковой вездеход ГАЗ-61, первый советский джип ГАЗ-64, первая отечественная сирийная амфибия ЗИС-485, первые серийные ракетоносцы ЗИЛ-135.

Ссылки

http://gvtm.ru/zil-132p

http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/MuzShwKp/MuzShwKp001.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%F7%B8%E2,_%C2%E8%F2%E0%EB%E8%E9_%C0%ED%E4%F0%E5%E5%E2%E 8%F7

Литература

Журнал «Томский политехник»/ издание Ассоциации выпускников ТПУ. № 10, 2004 – 199стр.

wiki.tpu.ru


Смотрите также