ЗИЛ-132Р – советский супегрузовик многоцелевого назначения. Зил 132р


ЗИЛ-132Р многоцелевой грузовик-вездеход СССР

ЗИЛ-132Р опытный 1974-1975 гг.

фото ЗИЛ-132Р

фотография ЗИЛ-132Р

ЗИЛ-132Р – опытный многоцелевой 5-тонный бескапотный грузовик-тягач, построенный в начале мая 1974 года, – более совершенная модификация варианта ЗИЛ-132. Первоначально также был задуман как многоцелевой армейский автомобиль высокой проходимости и маневренности, способный заменить серийный грузовик ЗИЛ-131. Его ведущим конструктором являлся А. И. Филиппов. Автомобиль оснащался алюминиевой рамой и бензиновым двигателем ЗИЛ-130 V8, форсированным до 165 л.с. и установленным за новой 3-местной стеклопластиковой кабиной. Модернизированная бортовая трансмиссия включала сухое двухдисковое сцепление с гидроприводом, синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач ЗИЛ-137 с отбором мощности, раздаточную коробку с блокируемым дифференциалом и бортовые редукторы в алюминиевых корпусах. Здесь впервые для машин 132-й серии появилась полноценная независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес и была введена двухконтурная пневмогидравлическая система с вентилируемыми дисковыми тормозами, установленными на бортовых редукторах. Управление передними колесами осуществлялось рулевым механизмом с гидроусилителем, поворот задних производился посредством гидравлического следящего устройства.

фото ЗИЛ-132Р

фотография ЗИЛ-132Р

В цельнометаллической грузовой платформе длиной 4115 мм с армейским тентом размещались продольные скамьи для боевого расчета. В комплектацию входили два стеклопластиковых бензобака на 300 л и шины размером 14,00 – 20 или 16,00 – 20. Колесная база составляла 2100+2100 мм и колею 2075 мм. Габаритная длина составила 6990 мм, дорожный просвет – 380 мм. Снаряженная масса – 6360 кг, полная – 11 360 кг. На испытаниях, продолжавшихся до апреля 1975 года, грузовик развивал максимальную скорость 68 км/ч, преодолевал подъемы крутизной 30?, косогор в 25? и броды глубиной 1,3 м. Его радиус поворота в 11 м по-прежнему оставлял желать лучшего, а средний расход топлива 78,4 л на 100 км вовсе не укладывался в рамки военных требований. Несмотря на достаточную мощность, по эксплуатационным качествам ЗИЛ-132Р несущественно отличался от ЗИЛ-131 и был условно одобрен военными при внесении серьезных модификаций, что повлекло бы за собой существенную переделку всей конструкции.

ЗИЛ-132РВ тягач 1975 г.

В конце 1975 года этот автомобиль появился в облике сельскохозяйственного грузовика ЗИЛ-132РС с 180-сильным мотором ЗИЛ-375, а на следующий год был переделан в тягач 132РВ с седельным устройством от модели 130В, предназначенный для работы в составе автопоездов полной массой 19,1 т. Он прошел очередные испытания в 21 НИИИ, во время которых буксировал активный полуприцеп ЗИЛ-137Б без привода колес, оснащенный макетным оборудованием транспортных машин ракетных комплексов. Несмотря на улучшенные устойчивость и управляемость по сравнению с активными автопоездами ЗИЛ-137, дальнейшие работы по военному применению машин серии 132 были прекращены. В 1980 году их вообще свернули, но в 1992-м они возобновились в облике нового шасси 132К, ставшего основой сухопутной аварийно-спасательной серии 4972/4975.

фото ЗИЛ-132Р тягач

фотография ЗИЛ-132РВ тягач

фото ЗИЛ-132Р

фотография ЗИЛ-132РВ тягач

dar-web.ru

ЗИЛ-132Р технические характеристики

чертеж ЗИЛ-132Р компоновка
Годы постройки 1974-1975
Колёсная формула 6 х 6
Мест в кабине 3
Габариты
Длина 6990 мм.
Ширина 2548 мм.
Высота по кабине 2665 мм.
Высота по тенту 3030 мм.
Колесная база 2100+2100 мм.
Колея передняя/задняя 2075 мм.
Клиренс(дорожный просвет) 380 мм.
Погрузочная высота 1447 мм.
Внутренние размеры кузова 4115 х 2330 мм.
Высота бортов 925 мм.
Радиус поворота вправо/влево 8,58 / 7,77 мм.
Угол свеса передний 27o
Угол свеса задний 42o
Полная масса 11360 кг.
Снаряженная масса 6360 кг.
Распределение снаряженной массы
на передние колеса 2630 кг.
на средние колеса 2165 кг.
на задние колеса 1565 кг.
Распределение полной массы
на передние колеса 2780 кг.
на средние колеса 3830 кг.
на задние колеса 4750 кг.
Грузовая платформа 4115 мм.
Грузоподъёмность 5000 кг.
Наружный радиус поворота 11 м.
Угол подъёма 36o
Допустимый угол крен 25o
Двигатель ЗИЛ-130 доработанный
Тип карбюраторный, четырехтактный, V-образный 90o
Рабочий объём 6,0 л.
Мощность 165 л.с. (121 кВт) при 3200 об/мин.
Максимальный крутящтй момент 41 кГс*м (402 Нм)при 1800 об/мин
Степень сжатия 6,5
Число цилиндров/расположение 8 / V-образное 90o
Диаметр цилиндров 100 мм.
Ход поршня 95 мм.
Трансмиссия
КПП ЗИЛ-137, механическая, трехходовая
Сцепление ЗИЛ-137, двудисковое, сухое
Раздаточная коробка Механическая с межбортовым блокируемым дифференциалом
Передаточные числа 1-я - 3,024; 2-я - 1,05
Колесный редуктор Одноступенчатый, цилиндрический
Передаточное число 4,27
Динамика
Максимальная скорость по шоссе 71,5 км/ч.
Расход топлива 51,2 л. на 100 км.
Объём топливного бака 2 х 150 л.
Объём смазочной системы двигателя 8,5 л.
Объём системы охлаждения двигателя 60 л.
Размер шин 16,00-20" и 14,00-20"

dar-web.ru

самые необычные эксперименты (1-я часть)

Экспериментальный грузовик ЗИЛ-132 с арочными колесами.

Полвека назад советский автопром выпускал вполне современные грузовики традиционной конструкции. Но если взглянуть на чертежи и фотографии экспериментальной техники тех лет, остается только удивляться. По заказу Министерства обороны собиралось множество единичных прототипов, в которых обыгрывались передовые технологии. Эта техника, зачастую выглядящая как монстромобили из боевика «Безумный Макс», должна была помочь СССР победить в Холодной войне.

 

ЗИС-Э134

ЗИС-Э134 Макет №3 был построен в 1956 году в единичном экземпляре. Эта экспериментальная тележка - настоящая лаборатория для исследования управляемости и проходимости многоосных грузовиков. Большие колеса были движителем как по грунту, так и на воде.

 

Экспериментальный внедорожник ЗИС-Э134 (Макет № 3).

 

 

ЗИС-Э134 преодолевает водную преграду.

ЗИЛ-157Р

К следующему, 1957 году, был построен пробный образец трехосного 2,5-тонного грузовика ЗИЛ-157Р. В отличие от базовых моделей с конвейера, изделие имело гидроусилитель руля, широкопрофильные или арочные шины и систему их подкачки. На нем тоже испытывали проходимость, управляемость, устойчивость.

 

Прототип ЗИС-157 в 1956 году.

 

 

ЗИЛ-157Р - внедорожный прототип гражданского грузовика.

 

 

2,5-тонный ЗИЛ-157 на арочных колесах.

ЗИЛ-136

Опытный снегоболотоход ЗИЛ-136 был построен и испытывался в 1957 году. Это машина оригинальной конструкции с тремя мостами и несущим кузовом. Кузов несущего типа был новинкой в то время, он изготовлен из нержавеющей стали и алюминия. Колеса передней и задней осей подруливались, а двигался автомобиль от 140-сильного мотора ЗИС-110. Использовались шины как традиционного типа, так и арочные. По воде машина двигалась за счет водометного движителя.

 

Экспериментальный ЗИЛ-136.

 

 

Снегоболотоход ЗИЛ-136 на арочных колесах.

ЗИЛ-132

Целая серия опытных грузовых моделей последовала вслед за новинкой 1960 года - ЗИЛ-132. Грузоподъемностью 4,5 тонны, эта машина была также трехосной, обеспечивая отличный ход по грязи и снегу. В качестве недостатков машины отмечалась маленькая жесткость шасси на скручивание, ненадежность ходовой части и раскачивание грузовика на больших скоростях.

 

4,5-тонный грузовик ЗИЛ-132 с кабиной от модели ЗИЛ-131, 1960 год.

 

 

Экспериментальный трехосный ЗИЛ-132 на арочных колесах.

 

 

ЗИЛ-132 с автоматической коробкой передач и 24-дюймовыми шинами, 1961 год.

ЗИЛ-132П

Модель ЗИЛ-132П начали разрабатывать как амфибию, плавающую со скоростью до 5-7 км/ч благодаря установленному водомету. Плавучесть машине обеспечивал кузов, сделанный из алюминия и стеклопластика. Турбореактивный двигатель от самолета, установленный в кузове, помогал проходить особо сложные участки пути.

 

4-тонный грузовик-амфибия ЗИЛ-132П, 1969 год.

 

 

Амфибия ЗИЛ-132П.

 

 

ЗИЛ-132П со снятым тентом.

 

 

Водные испытания ЗИЛ-132П на Москва-реке.

 

 

Газотурбинный двигатель в кузове ЗИЛ-132П.

ЗИЛ-132Р/РВ

Мало кто знает, что автомобили КамАЗ были спроектированы на московском заводе ЗИЛ. Поэтому не стоит удивляться бескапотной кабине на моделях ЗИЛ-132Р и ЗИЛ-132РВ. Они оснащались бензиновыми двигателями V8, а также множеством новаций по ходовой части и трансмиссии. Машина могла преодолевать крутые склоны до 30 градусов и форсировать водные переправы до 1,3 метра глубиной. Но, маневренность машины, как и предыдущих трехосных моделей, оставляла желать лучшего. А расход бензина двигателя ЗИЛ-130 составлял целых 78,4 литра на 100 км.

 

Экспериментальный 5-тонный тягач ЗИЛ-132Р в 1974 году.

 

 

ЗИЛ-132Р на снегу.

 

 

Проверка грузовика ЗИЛ-132Р на тяжело пересеченной местности.

 

 

Опытный 3-осный грузовик ЗИЛ-132РВ.

 

 

5-осная версия грузовика ЗИЛ-132РВ.

Машины из этого обзора так и не появились на дорогах Советского Союза. 

Источник

zabarankoi.mirtesen.ru

ЗИЛ-130 серийный грузовой автомобиль СССР

ЗИЛ-130 серийный грузовик 1962—2014 гг.

ЗИЛ-130 базовый автомобиль (как бортовой, так и универсальное шасси), первый серийный вариант с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с.
ЗИЛ-130-66 модификация 1966 года, с увеличенной до 150 л.с. мощностью двигателя и рядом усовершенствований в конструкции.
ЗИЛ-130-76 базовый вариант образца 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 тонн
ЗИЛ-130-80 модификация 1980 года, укомплектованная тремя независимыми тормозными системами
ЗИЛ-130А грузовик с бортовой платформой, предназначенный для постоянного использовании в качестве тягача, с прицепом схожей грузоподъёмности.
ЗИЛ-130Б специальное шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа
ЗИЛ-130В седельный тягач; «ЗИЛ-130ВТ» – седельный тягач с усиленным задним мостом.
ЗИЛ-130Г бортовой и универсальное шасси, длиннобазный (с базой 4,5 м).
ЗИЛ-130ГУ особо длиннобазный (5,6 м), с использованием узлов от «ЗИЛ-133/Г1».
ЗИЛ-130Д1 шасси под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555» и «ЗИЛ-ММЗ-4502».
ЗИЛ-130Д2 шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи «ЗИЛ-ММЗ-555А» и «ЗИЛ-ММЗ-45022».
ЗИЛ-136И автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
ЗИЛ-136ИГ длиннобазный (база 4,5 м) автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
ЗИЛ-130К шасси с двигателем «ЗИЛ-157Д» мощностью 110 л. с., под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555К» и «ЗИЛ-ММЗ-45021» (колёсная база 3,3 м).
ЗИЛ-138, 138А, 138И газобаллонные версии 130-го, предназначенные для работы на сжиженном газе.
фото ЗИЛ-130

фотография ЗИЛ-157

ЗИЛ-130. В 1953 году на ЗиСе начались проектные работы над опытным грузовиком ЗИС-125(заводской индекс ЗИС-125М). Этот автомобиль и стал прототипом 130-го. Первые образцы собрали в 1957 году. Серийное производство запустили в 1962 году, а спустя пару лет в 1964 году наладили массовый выпуск.

фото ЗИС-125

фотография ЗИС-125

"ЗИС-125" постоянно совершенствовался, и в 1956 году собрали его новую версию уже с другой внешностью и под индексом "ЗИЛ-130".

фото ЗИС-130 опытные

фотография ЗИС-130 опытные образцы

фото ЗИЛ-130В

фотография ЗИЛ-130В полуприцеп

Для организации выпуска грузовика "ЗИЛ-130" была проделана огромная работа. Достаточно сказать, что только штампов было изготовлено около 3600 шт. И это не считая 10 тысяч различных приспособлений, более 37 тысяч наименований различного специализированного инструмента. Постановка на конвейер автомобилей "ЗИЛ-130" и V-образных двигателей к ним привели смежные отрасли к необходимости освоения в производстве высокооктанового топлива, новых сортов моторных масел, рабочих жидкостей, а также принципиально новых лакокрасочных и обивочных материалов, резинотехнических изделий и пластмасс.    Конструкция и технология производства 130-го привнесли в автомобильную отрасль СССР ряд приоритетов. С автомобилем "ЗИЛ-130" в отечественную автомобильную индустрию пришли: гидроусилитель рулевого управления, синхронизированная коробка передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления, новая конструкция шарниров карданной передачи, трехместная кабина (предыдущие были двухместными), система обмыва ветрового стекла, предпусковой подогреватель двигателя и др.    В 1959 году были произведены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131.Первые 5 предсерийных "ЗИЛов-130" были изготовлены в 1962 году. Для опытной эксплуатации их передали на Ярославский шинный завод. "Почти серийные" автомобили начали сходить с конвейера в 1963 году, но массовый выпуск начался только 1 октября 1964 года, когда полностью завершилась генеральная реконструкция завода.

фото ЗИЛ-130Г

фотография ЗИЛ-130Г прицеп 1966-1974 гг.

Автомобили первых серийных выпусков поступили в автотранспортные предприятия Москвы, Тулы, Ялты, Ярославля и Душанбе. Почти всех поражало необычно красивое для грузовиков того времени внешнее оформление: панорамные ветровые стекла, капот аллигаторного типа, обтекаемые крылья с плавными обводами и выразительная светло-серая или белая решетка радиатора.    ЗИЛ-130 первый грузовой автомобиль ЗИЛа, который стали получил штатнуб гражданскую окраску - белый и голубой; до этого все грузовики этого производителя окрашивались в «военный» хаки.    Кузов машины представлял собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. Предусматривалась установка надставных бортов и тента с каркасом. Трехместная кабина располагалась за двигателем. Сиденье водителя регулировалось по длине, высоте и наклону спинки.

Двигатель ЗИЛ-130

На автомобиль устанавливали 8-цилиндровый 4-тактный карбюраторный двигатель объемом 6 л, мощностью 150 л.с./3200 об и с крутящим моментом 402 Нм/1900 об. Максимальная скорость достигала 90 км/ч. Средний расход бензина А-76 при скорости 40 км/ч - 29 л на 100 км. Двигатель агрегатировался с 5-ступенчатой механической коробкой передач, имевшей синхронизаторы на 2, 3, 4 и 5-й передачах.

фото двигатель ЗИЛ-130

фотография двигатель ЗИЛ-130

Оснащение ЗИЛ-130

Грузоподъемность ЗИЛ-130 первых лет выпуска составляла 4 тонны, но поскольку они обладали большим запасом прочности, то уже в 1965 году ее увеличили до 5 тонн, а в 1977 году начали выпуск модернизированной модели – ЗИЛ-130-76, имевшей грузоподъемность 6 тн и способной буксировать прицеп с допустимой массой 8 тн при собственной массе 4300 кг. «76-й» отличался и внешне: у него была изменена облицовка радиатора и более низко располагались фары.    Рулевой механизм представлял собой винт с шариковой гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейку, зацепляющуюся с зубчатым сектором вала сошки; гидроусилитель - встроенный.    Передняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами. Задняя включала в себя телескопические амортизаторы на продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительными рессорами.    Тормоза барабанные на все колеса, с пневматическим приводом. Колеса - дисковые, обод 7,0-20, крепление на 8 шпильках. Размер стандартных шин 9.00R20 (260R508).

Модернизации ЗИЛ-130

Наиболее значительные модернизации ЗИЛ-130 были произведены в 1966 (ЗИЛ-130-66) и 1977 (ЗИЛ-130-76) годах. На базе «130-го» выпускались бортовые автомобили, фургоны, строительные и сельскохозяйственные самосвалы, автоцистерны, автокраны, пожарные машины и т.д. До 1986 года насчитывалось 35 версий данного грузовика с различными кузовами и оборудованием, отличавшихся колесной базой, типом привода, климатическим исполнением и комплектацией.

Машины первых опытных партий имели старые колеса с дисками от ЗИЛ-164А, инструментальный ящик, закрепленный сзади под платформой, маленькое круглое зеркало заднего вида (также от ЗИЛ-164А). Облицовка радиатора заметно отличалась от серийных машин, а капот не имел вентиляционных горизонтальных отверстий. Заднее стекло закрывалось защитной металлической сеткой. Выпускавшиеся серийно автомобили получили измененную облицовку радиатора и капот, два зеркала заднего вида прямоугольной формы на кронштейнах совершенно иной формы, новые диски колес с четырьмя отверстиями. Инструментальный ящик перенескли под платформу над бензобаком.    С февраля 1971 года автомобили стали оснащать платформой с пониженной высотой бортов (575мм против 685мм), таких же, как у длиннобазного ЗИЛ-130Г1. Внешне кузов ЗИЛ-130 стал ниже на одну доску - пять вместо прежних шести.С января 1974 года на передних крыльях появились повторители поворота оранжевого цвета. В конце того же года начали выпускаться шасси ЗИЛ-130АН с колесной базой 3800мм, и шасси ЗИЛ-130К (с базой 3300мм), оснащенные рядным шестицилиндровым двигателем ЗИЛ-157Д. Внешних отлдичий от аналогов с V-образными моторами эти автомобили не имели. Тогда же, в 1974 году, машины стали комплектоваться новыми зеркалами заднего вида большего размера (300х150мм против прежних 200х100мм).    С 1977 небольшими партиями начала изготавливаться модификация ЗИЛ-130ГУ с особо длинной базой (5600мм), предназначенная для перевозки длинномерных легковесных грузов. С 1978 года все автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новую облицовку радиатора (старая - здесь и здесь). Исчез своеобразный козырек над фарами, подфарники стали устанавливаться над фарами. Изменилась и зрительно расширилась средняя часть облицовки, получив два ряда небольших прямоугольных отверстий. С июня 1980 года автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-130В1, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-130Д, ЗИЛ-130Б, предназначенные для работы с прицепным составом, начали оснащать опознавательным знаком "Автопоезд" - три оранжевых фонаря на крыше кабины. С сентября 1992 года ЗИЛ-130 выпускается на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) в г.Новоуральск. Эти автомобили были упрощенным вариантом ЗИЛ-431410 с оперением, унифицированным с автомобилем ЗИЛ-131Н.

Огромной популярностью пользовались шасси «ЗИЛ-130» для изготовления всевозможных специализированных автомобилей. Фургоны и автоцистерны, топливозаправщики и буровые установки, автокраны и передвижные мастерские, пожарные, мусороуборочные, поливочно-моечные машины – различных моделей спецмашин на шасси 130-го существовало бессчётное количество.

В начале 80-х годов XX века была разработана газобаллонная модификация ЗИЛ-138, предназначенная для работы на смеси углеводородных газов пропан-бутан. Бензиновая система выполняла роль резервной. Кроме бортового автомобиля в семейство ЗИЛ-138 входили седельный тягач ЗИЛ-138В1 и шасси строительного самосвала ЗИЛ-138Д2.

фото ЗИЛ-138

фотография ЗИЛ-138

ЗИЛ-130 фотографии

фото ЗИЛ-130Д1

фотография ЗИЛ-130Д1

фото ЗИЛ-130 пожарная цистерна

фотография ЗИЛ-130 пожарная цистерна

фото ЗИЛ-130ИГ

фотография ЗИЛ-130ИГ

фото ЗИЛ-130К

фотография ЗИЛ-130К

dar-web.ru

ЗИЛ-130 технические характеристики

Чертёж ЗИЛ-130
Прототип ЗИС-125
Годы выпуска 1962—2014
Тип грузовой
Компоновка Переднемоторная, привод-задний
Колесная формула 4 х 2
Мест в кабине водитель + 2 пассажира
Габариты
Длина 6675 мм.
Ширина 2500 мм.
Высота 2400 мм.
Дорожный просвет 275 мм.
Колесная база 3800 мм.
Колея передняя 1800 мм.
Колея задняя 1790 мм.
Снаряженная масса 4300 кг.
Полная масса ? кг.
Грузоподъёмность 6000 кг.
Радиус поворота 8,9 м.
Распределение нагрузки на переднюю/заднюю оси 4200 / 9,9 тонны
Максимальный наклон 38o
Двигатель ЗИЛ-130
Марка ЗИЛ-130
Тип бензиновый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Конфигурация рядный
Рабочий объём 5969 см3
Мощность двигателя 150 л.с. при 3200 об/мин.
Максимальный крутящий момент 402 Н·м, при 2000 об/мин
Степень сжатия 6,5
Число цилиндров 8
Число клапанов 16
Клапаный механизм OHV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминевая
Диаметр цилиндров 100 мм.
Ход поршня 95 мм.
Расположение цилиндров V-образное под 90o
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Система питания Карбюратор К-88
Система питания закрытая
Рекомендуемое топливо А-66 или А-72
Трансмиссия
Сцепление сухое, однодисковое, с пружинным гасителем крутильных колебаний.
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Главная передача двойная, с парой конических зубчатых колес, передаточное - 6,32
Подвеска
Подвеска передняя полу-эллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами
Подвсека задняя балансирная на полу-эллиптических рессорах
Мосты планетарные, с полуосями и дифференциалами
Привод карданный, механический
Карданов 2
Тормозная система колодочная, барабанного типа
Привод тормозов механический
Рулевой механизм глобоидальный, червячный, с тремя гребнями на ролике
Передаточное число 23,5
Общие характеристики
Максимальная скорость без прицепа 90 км/ч.
Расход топливана 100 км. 29 л.
Объём топливного бака 175 л.
ЗИЛ-130 базовый автомобиль (как бортовой, так и универсальное шасси), первый серийный вариант с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с.
ЗИЛ-130-66 модификация 1966 года, с увеличенной до 150 л.с. мощностью двигателя и рядом усовершенствований в конструкции.
ЗИЛ-130-76 базовый вариант образца 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 тонн
ЗИЛ-130-80 модификация 1980 года, укомплектованная тремя независимыми тормозными системами
ЗИЛ-130А грузовик с бортовой платформой, предназначенный для постоянного использовании в качестве тягача, с прицепом схожей грузоподъёмности.
ЗИЛ-130Б специальное шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа
ЗИЛ-130В седельный тягач; «ЗИЛ-130ВТ» – седельный тягач с усиленным задним мостом.
ЗИЛ-130Г бортовой и универсальное шасси, длиннобазный (с базой 4,5 м).
ЗИЛ-130ГУ особо длиннобазный (5,6 м), с использованием узлов от «ЗИЛ-133/Г1».
ЗИЛ-130Д1 шасси под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555» и «ЗИЛ-ММЗ-4502».
ЗИЛ-130Д2 шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи «ЗИЛ-ММЗ-555А» и «ЗИЛ-ММЗ-45022».
ЗИЛ-136И автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
ЗИЛ-136ИГ длиннобазный (база 4,5 м) автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
ЗИЛ-130К шасси с двигателем «ЗИЛ-157Д» мощностью 110 л. с., под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555К» и «ЗИЛ-ММЗ-45021» (колёсная база 3,3 м).
ЗИЛ-138, 138А, 138И газобаллонные версии 130-го, предназначенные для работы на сжиженном газе.

dar-web.ru

ЗИЛ-132Р – советский супегрузовик многоцелевого назначения

ЗИЛ-132Р – пятитонный бескапотный грузовой автомобиль многоцелевого назначения, разработанный заводом «ЗИЛ» в 1974 году. Как отмечают эксперты, равных этому уникальному супегрузовику практически не было.

К началу 70-х годов прошлого столетия автомобильная техника, созданная для нужд агропрома на базе широко известных грузовиков ЗИЛ-130 и ГАЗ-53, увы, не отвечала целому ряду специфических требований. В первую очередь это касалось высокой проходимости, сопоставимой с проходимостью колесных уборочных машин; приспособленности к работе в составе автопоездов на грунтовых дорогах и в полевых условиях; возможности комплектования специализированными кузовами для перевозки различных сельскохозяйственных грузов и устройствами отбора мощности; обеспечения высокой сохранности грузов при доставке их потребителю.

Исправлять сложившуюся ситуацию взялись специалисты Завода имени Лихачева (ныне АМО «ЗИЛ»), представив в начале мая 1974 года на суд общественности сперва опытный образец капотного грузовика ЗИЛ-132, а затем и его более совершенную модификацию – опытный многоцелевой пятитонный бескапотный грузовик-тягач ЗИЛ-132Р, который, по признаниям многих специалистов, являлся едва ли не совершенной грузовой машиной.

«Супергрузовик» был оснащен алюминиевой рамой и бензиновым двигателем ЗИЛ-130 V8, форсированным до 165 л.с. и установленным за новой 3-местной стеклопластиковой кабиной. Модернизированная бортовая трансмиссия включала сухое двухдисковое сцепление с гидроприводом, синхронизированную пятиступенчатую коробку передач ЗИЛ-137 с отбором мощности, раздаточную коробку с блокируемым дифференциалом и бортовые редукторы в алюминиевых корпусах.

Именно в конструкции этого грузовика впервые для машин 132-й серии появилась полноценная независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес и была введена двухконтурная пневмогидравлическая система с вентилируемыми дисковыми тормозами, установленными на бортовых редукторах. Управление передними колесами осуществлялось рулевым механизмом с гидроусилителем, поворот задних производился посредством гидравлического следящего устройства.

Автомобиль имел колесную базу 2100+2100 мм и колею 2075 мм. Габаритная длина составила 6990 мм, дорожный просвет – 380 мм. Снаряженная масса – 6360 кг, полная – 11 360 кг. На испытаниях, продолжавшихся до апреля 1975 года, грузовик развивал максимальную скорость 68 км/ч, преодолевал подъемы крутизной 30º, косогор в 25º и броды глубиной 1,3 м. Его радиус поворота в 11 м по-прежнему оставлял желать лучшего, а средний расход топлива 78,4 л на 100 км вовсе не укладывался в рамки военных требований.

В конце 1975 года этот автомобиль появился в облике сельскохозяйственного грузовика ЗИЛ-132РС с 180-сильным мотором ЗИЛ-375, а на следующий год был переделан в тягач 132РВ с седельным устройством от модели 130В, предназначенный для работы в составе автопоездов полной массой 19,1 т. Он прошел очередные испытания в 21 НИИИ, во время которых буксировал активный полуприцеп ЗИЛ-137Б без привода колес, оснащенный макетным оборудованием транспортных машин ракетных комплексов.

Несмотря на улучшенные по сравнению с активными автопоездами ЗИЛ-137 устойчивость и управляемость, дальнейшие работы по военному применению машин серии 132 были прекращены.

Материал подготовил Сергей Перелесов

Автор: ПолитРоссия

politros.com

ЗИЛ-132Р – сельскохозяйственный грузовик повышенной проходимости / Неизвестное

ЗИЛ-132Р К началу 70-х годов прошлого столетия сельскохозяйственный автопарк бывшего Союза состоял в основном из двух базовых автомобилей: ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. На их базе строилась вся техника, использовавшаяся на различных полевых работах. Но, не редко возникала потребность в повышенной проходимости данных машин, которую они, естественно, обеспечить не могли. Решить проблему взялись сразу несколько автомобильных заводов: Уральский, Кутаисский и ЗИЛ. Последний оказался быстрее и проворнее своих конкурентов. Так и появился трехосный полноприводный ЗИЛ-132Р.

ЗИЛ-132Р Первый опытный образец увидел свет в 1974 году. Тогда же, собственно и начались испытания нового грузового автомобиля. Планировалось, что на базе ЗИЛ-132Р впоследствии будет произведено целое семейство полноприводных двух-, трех- и четырехосных грузовиков, которые смогли бы за раз брать от 4 до 10 тонн полезного груза.

Кроме того семейство ЗИЛ-132Р и их модификаций должно было стать первым универсальным автопарком. На машины можно было бы достаточно легко и просто устанавливать различные типы кузовов, прицепов, полуприцепов и различного технического оборудования. Это достигалось благодаря использованию специального механизма автоматически совмещающего оси шасси и устанавливаемого кузова, а также автономных замковых механизмов.

Под капотом ЗИЛ-132Р изначально планировалось установить один из новых двигателей повышенной мощности: ЗИЛ-645 или дизельный КамАЗ-740. Однако к моменту испытаний они еще не были готовы, поэтому на прототип установили серийный карбюраторный ЗИЛ-130, правда модернизированный электронной системой зажигания и форсированный до 165 л.с.

ЗИЛ-132Р вобрал в себя не только самые последние разработки, но и уже проработанные годами узлы и механизмы. В частности «старым» было сцепление, коробка передач, рулевое управление (большинство узлов), карданные валы и амортизаторы. Машина также позаимствовала от КамАЗа-5320 двери кабины.

Новый автомобиль обладал повышенной проходимостью благодаря новаторскому решению при распределении крутящего момента от двигателя на оси. Вторая и третья оси приводились в движение напрямую через сцепление, коробку передач, карданные валы и осевые редукторы. На первую ось крутящий момент передавался от осевого редуктора второй оси. Кроме того оси, как и у ЗИС-Э134, размещались на одинаковом расстоянии друг от друга.

Оригинальным было и рулевое управление, не смотря на то, что часть его составляющих была позаимствована из серийных моделей. Для улучшения маневренности в ЗИЛ-132Р поворотными были передние и задние колеса. Причем водитель управлял лишь поворотом передних колес. Задние же поворачивались при помощи специального следящего привода. Благодаря этому радиус поворота автомобиля составлял всего 8,3 м.

ЗИЛ-132Р Также в ЗИЛ-132Р использовались инновационные дисковые вентилируемые тормоза, управляемые двухконтурной гидравлической системой.

На испытаниях автомобиль подтвердил свои прекрасные внедорожные качества. ЗИЛ-132Р легко преодолевал уклон более 30 °, неглубокие болота и полуметровый брод. Причем при полной загрузке в 7,5 тонн.

ЗИЛ-132Р Удивительно, но, не смотря на свои непревзойденные технические характеристики, автомобиль так и не попал в серийное производство. В 1980 году работа над ним и испытания были свернуты. На тот момент уже существовало несколько модификаций с различными буквенными индексами.

Вот такая вот история.

unique-autos.ru