ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1975 – 1991 гг.). Зил 1991


ЗИЛ-164 (1957 – 1964 гг.). Автомобили Советской Армии 1946-1991

ЗИЛ-164

(1957 – 1964 гг.)

Уже через год после присвоения предприятию имени И. А. Лихачева заводу удалось модернизировать прежний ЗИС-150 и поставить на конвейер 4-тонный вариант ЗИЛ-164, внешне отличавшийся только вертикальной решеткой радиатора и широким штампованным бампером. В техническом отношении он являлся переходной моделью от устаревшего грузовика ЗИС-150 к машинам нового поколения ЗИЛ-130. В 1957 – 1961 годах в производстве находился базовый автомобиль ЗИЛ-164, оборудованный модернизированным 6-цилиндровым двигателем мощностью 97 л.с., новыми задним мостом со штампованным картером, промежуточной опорой карданного вала и жидкостным отопителем в кабине. В 1961 – 1965 годах, в связи с задержкой организации серийного производства модели ЗИЛ-130, выпускался модернизированный грузовик ЗИЛ-164А, оборудованный агрегатами и узлами от перспективной машины. Его внешними отличиями от предыдущей 164-й модели были плоские угловые площадки в пространстве между бампером и обоими крыльями. На нем устанавливался тот же двигатель с новыми топливным насосом повышенной производительности, маховиком, вентилятором, радиатором и модернизированным карбюратором, мощность которого достигла 100 л.с. В комплектацию автомобиля входили однодисковое сухое сцепление, синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач, барабанный ручной тормоз, тормозной кран и передние телескопические гидроамортизаторы от ЗИЛ-130, а с 1962 года еще и задний мост от будущего грузовика с уменьшенным передаточным отношением главной передачи. Снаряженная масса автомобиля возросла до 4100 кг, полная составила 8325 кг, максимальная скорость увеличилась до 75 км/ч. С этого времени объемы производства ЗИЛ-164А стали быстро сокращаться. Его выпуск прекратился в октябре 1964 года, вскоре после постановки на производство 130-й модели.

Московский автозавод на шасси ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А предлагал бортовые варианты 164Р и 164АР соответственно, снабженные 109-сильным вариантом базового двигателя и отводом от пневматической тормозной системы на тормоза буксируемого прицепа. Одновременно на этих шасси Мытищинский завод выпускал 3,5-тонные строительные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-585И и 585Л с цельнометаллическими кузовами заднего опрокидывания и седельные тягачи ЗИЛ-ММЗ-164Н и 164АН для буксировки полуприцепов полной массой 9,5 т. Последние имели укороченную на 747 мм заднюю часть рамы, были оборудованы 104-сильным двигателем с двухкамерным карбюратором и усиленными системами охлаждения и смазки, увеличенным передаточным отношением главной передачи, двумя топливными баками по 150 л и пневматическим отводом на полуприцеп. В общей сложности автомобили 164-й серии были изготовлены в количестве 385 691 экземпляр.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1975 – 1991 гг.). Секретные автомобили Советской Армии

ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица»

(1975 – 1991 гг.)

В 1975 году СКБ ЗИЛ разработало второе семейство плавающих автомобилей нового поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для наземных космических спасательных служб ВВС СССР. Машины были выполнены по авиационным технологиям, предназначались для замены первого поколения ПЭУ и впоследствии стали известны под названием «Синяя птица». Оно не являлось их официальным наименованием, а впервые появилось в среде космонавтов и спасателей в процессе эксплуатации вездеходов, обычно имевших яркую бело-голубую окраску. В 1985 году несущественно модернизированные автомобили проходили государственные испытания в 21 НИИИ. Новый комплекс применялся на дорогах всех категорий, на бездорожье и на водоемах для оперативного обнаружения спускаемых космических аппаратов после их приземления или приводнения и оказания первой помощи членам экипажа. Амфибии были приспособлены для эксплуатации в разных климатических зонах, при высокой запыленности, сильном ветре и высоте волны до 0,5 м, к доставке по железной дороге, транспортными самолетами и вертолетами. По аналогии с серией ПЭУ в их состав входили две установки разного назначения – грузовой вариант 4906 и пассажирский 49061 идентичной общей конструкции с герметичными скругленными стеклопластиковыми корпусами на алюминиевой лонжеронной раме, «равнорасположенными» мостами и традиционной бортовой трансмиссией. Они снабжались новыми агрегатами, экранированным 27-вольтным электрооборудованием, шинами И-159 размером 16,00-20 (410 – 508) и двумя топливными баками по 250 л. Обе машины имели колесную базу 2400+2400 мм, колею всех колес по 2000 мм, дорожный просвет под корпусом – 590 мм, радиус поворота – 8,4 – 9,0 м и запас хода – 900 км. При максимальной скорости 56 км/ч они расходовали 70 л бензина на 100 км.

Базовая 3,5-тонная амфибия ЗИЛ-4906 с экипажем из четырех человек и сварной алюминиевой грузовой платформой для доставки спускаемого аппарата была оборудована боковой перегрузочной установкой с гидроприводом. Без кранового устройства ее грузоподъемность достигала 5 т. Помимо основных функций, она служила для доставки 4-местного 77-сильного спасательного шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, обладавшего способностью перемещаться по болотам и глубокому снегу в любом направлении, в том числе боком, проникая в места, не доступные более тяжелым колесным машинам. Пассажирский вариант 49061 с полезной нагрузкой 950 кг и экипажем из трех человек снабжался закрытым салоном для доставки к местам назначения бригад спасателей, эвакуации космонавтов, обеспечения их медицинской помощью и всем необходимым для работы и отдыха. Он был укомплектован десятью сиденьями или шестью лежачими местами, системами отопления и кондиционирования, медицинским и специальным оборудованием, радионавигационным комплексом, средствами связи, пеленгования и переговорными устройствами. Оба варианта оборудовали 150-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-130 V8 с системой предпускового подогрева, механической 5-ступенчатой коробкой передач, планетарным демультипликатором, раздаточной коробкой с блокируемым дифференциалом, одноступенчатыми коническими бортовыми и цилиндрическими колесными редукторами, независимой рычажно-торсионной подвеской всех колес и системой регулирования давления в шинах. Автомобили получили новый гидроусилитель рулевого управления с автоматическим корректором взаимного поворота передних и задних колес, а также двухконтурную тормозную систему с более эффективным дисковым трансмиссионным тормозом. Место водометного движителя заняли два двухлопастных гребных винта, способные работать на акваториях с большим содержанием растительности и мусора. В стандартную комплектацию входили водоотливной насос с электроприводом, спасательная лодка, бензопила, шанцевый инструмент, лестница, автоматическая противопожарная установка и по заказу – автономный генератор постоянного тока мощностью 4,5 кВт. Снаряженная масса грузового и пассажирского автомобилей образца 1975 года составляла 8450 и 8310 кг соответственно, полная – 11 850/9260 кг, габаритная длина с краном – 9250/8650 мм, ширина – 2670/2582 мм, высота – 2944/2510 мм. Соответственно на шоссе груженые машины передвигались со скоростями 56 и 75 км/ч, на плаву – 8 – 9 км/ч. Минимальная скорость на суше – 1 км/ч. До 1991 года базовых машин 4906 и 49061 собрали 12 и 16 экземпляров соответственно. Вариант 49062 снабжался полноповоротным гидроманипулятором грузоподъемностью 700 кг.

Грузовая амфибия ЗИЛ-4906 с бортовым устройством для погрузки спускаемого аппарата. 1975 год

Поисково-спасательная машина ЗИЛ-49061 с закрытым пассажирским салоном. 1975 год

В 1980 году автомобили 490-й серии поступили на снабжение поисково-спасательных служб ВВС, в 1986 году к ним присоединилась доработанная машина 49065 с новым радионавигационным комплексом, позволявшим более оперативно обнаруживать место посадки космического аппарата. Комплекс «Синяя птица» с новыми системами навигации и спутниковой связью до сих пор остается на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. По состоянию на 2007 год в системе ВВС РФ состояло 5 машин 4906 и 6 единиц модели 49061. В начале 1990-х годов было создано сухопутное семейство поисково-эвакуационных машин ЗИЛ-4972/4975 «Спасатель» с 185-сильным дизельным двигателем, поступавших в систему МЧС и «Росэнерго».

Плавающие машины «Синяя птица» завершили славную почти 40-летнюю эпоху существования легендарного СКБ Московского завода имени Лихачева и создания там уникальных полноприводных автомобилей военного назначения. В 1992 году Производственное объединение «МосавтоЗИЛ» приватизировали и переименовали в Акционерное Московское Общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), которое в условиях полного отсутствия военных заказов было вынуждено пересматривать всю свою техническую политику. СКБ Грачева сначала преобразовали в ОГК-СКБ, а в конце 1990-х – в Отдел главного конструктора по спецтехнике (ОГК СТ), в ведении которого осталась разработка пожарных и коммунальных машин, а также модернизация комплекса «Синяя птица».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

1991 ЗИЛ ММЗ-4502 - Москва

1. Самосвал ЗИЛ Самосвал 1950 г.03.08.2018 Сергей г. Москва 350 000
2. +17 Самосвал 1991 г., 1131 ч.10.08.2018 г. Владивосток 480 000
3. Самосвал Самосвал 2018 г.08.07.2018 Machinery Trading Co. Ltd г. Москва 127 490
4. Самосвал КАМАЗ 6520 Самосвал 2006 г.16.08.2018 Андрей г. Москва 650 000
5. DongFeng Dfl Самосвал 2012 г.03.08.2018 г. Москва 420 000
6. Самосвальный полуприцеп STAS Самосвал 2013 г.31.05.2018 ООО"АМВ-Транс" г. Домодедово 100 000
7. Robuste Kaiser SBTTE3E Самосвал 2001 г.05.06.2018 Трак-Сток Московская область 790 000
8. Самосвал КАМАЗ 55102 Самосвал 1987 г., 60000 км02.08.2018 ДСТ Механизация г. Москва 480 000
9. КАМАЗ 55102 Самосвал 1987 г., 60000 км04.06.2018 г. Москва 480 000
10. Самосвал КАМАЗ 551110 Самосвал 1997 г., 89000 км01.08.2018 ДСТ Механизация г. Москва 350 000

www.stroyteh.ru

Второе поколение ЗИЛ-157К (1961 – 1978 гг.). Автомобили Советской Армии 1946-1991

Второе поколение ЗИЛ-157К (1961 – 1978 гг.)

В 1961 году Московский автозавод перешел на модернизированный вариант автомобиля ЗИЛ-157 – 2,5-тонный грузовик ЗИЛ-157К второго поколения с прежним 104-сильным двигателем и рядом агрегатов от автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, которые вскоре выпускались одновременно на разных конвейерах. От машин первой серии ЗИЛ-157К отличался новыми однодисковым сцеплением, коробкой передач с синхронизаторами на всех ступенях переднего хода, кроме первой, ручным барабанным тормозом в трансмиссии и двумя наклонными телескопическими гидроамортизаторами в передней подвеске. Полезная нагрузка на шоссе возросла до 4,5 т, тяговое усилие лебедки – до 6 тс. В 1968 году система регулирования давления в шинах была упрощена путем замены индивидуальных воздушных кранов на один общий для одновременного изменения давления во всех шинах, а лобовое стекло снабжалось только правой откидной секцией. В 1962 – 1963 годах Мытищинский завод (ММЗ) на шасси ЗИЛ-157К построил опытный армейский самосвал с прямоугольным стальным кузовом с задней разгрузкой и оригинальным механическим тросовым приводом системы подъема от штатной лебедки, который проходил приемочные испытания в 21 НИИИ. Варианты серийной машины 157К имели в маркировке дополнительные буквы: 157КГ – грузовик с экранированным электрооборудованием, 157КЕ и 157КЕГ – простое и экранированное шасси для спецоборудования, седельный тягач 157КВ и два экспортных исполнения – 157КЭ для стран с умеренным климатом и «тропик» 157КЮ. Новыми исполнениями являлись армейское шасси 157КЕ-1 с генератором увеличенной мощности для питания оборудования надстроек, облегченное экранированное шасси 157КЕГЛ для монтажа более тяжелых кузовов-фургонов для радиостанций и командно-штабных машин. Серийным производством следующей модификации ЗИЛ-157КД занимался Уральский автомоторный завод (УАМЗ) из Новоуральска, являвшийся филиалом ЗИЛа.

ЗИЛ-157К второго поколения с передними телескопическими гидроамортизаторами. 1962 год.

Опытный армейский самосвал с тросовым приводом подъемной системы кузова. 1963 год.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru