ЗиЛ-4906 «Синяя птица» (9 фото). Зил 4909


ЗиЛ-4906 «Синяя птица»

Когда речь идёт о вездеходе для поиска космонавтов, приземлившихся в самой непроходимой глуши, понятно сразу – это должен быть лучший вездеход в мире

К моменту начала разработки нового поисково-спасательного комплекса у конструкторского коллектива завода Лихачёва уже был огромный опыт создания универсальных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в Советском Союзе, а то и во всём мире. Опыт предыдущих лет позволил сделать кое-какие выводы. Во-первых, поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух автомобилей – грузового и пассажирского. Во-вторых, было решено частично отказаться от шнековой конструкции вездеходов и оставить только маленький шнекороторный автомобиль для «крайних случаев», способный помещаться в грузовой модуль. Над новым проектом СКБ специальных автомобилей ЗИЛ приступило под руководством ведущих конструкторов Балашова и Борисов, а ведущим испытателем выступал В.Я. Воронин. Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни Виталия Андреевича Грачёва, легендарного автомобильного конструктора, чьё имя навсегда связано с заводом ЗИЛ.

В начале лета 1975 года были продемонстрированы первые экземпляры окончательной версии аэромобильного спасательного комплекса особо высокой проходимости. Комплекс состоял из «двух с половиной» машин. Пассажирская версия ЗИЛ-49061 получила условное название «Салон». Унифицированный с «Салоном» грузовой вариант ЗИЛ-4906 назывался «Кран», благодаря специальному манипулятору, и шёл в комплекте с небольшим лёгким шнекоходом ЗИЛ-29061. Компактный вездеход оборудовался двигателем от легкового автомобиля и мог быть использован спасательным отрядом в случае крайней необходимости – когда космонавты совершали аварийную посадку в совершенно недосягаемых местах.

Грузовой и пассажирский модули оборудовались базовым двигателем ЗИЛ-130, немного отличавшимся по конструкции от двигателя обычного грузовика в силу его амфибийных характеристик. Некоторые детали для двигателей изготавливались поштучно и вручную. От автоматической коробки передач, применявшейся на спасательных вездеходах предыдущих поколений, было решено отказаться в пользу надёжной и простой в обслуживании пятиступенчатой «механики». Раздаточная коробка оснащалась межбортовым дифференциалом. Для движения по воде вместо водомётов теперь применялись гребные винты. Подвеска всех трёх осей была независимой торсионной, тормоза – дисковыми. Колёса на передней и задней осях были управляемыми. Вездеходы были аэромобильными, поэтому за счёт материалов кузова конструкторы постарались сделать ЗИЛ-4906 как можно более лёгким: раму изготовили из алюминиевых профилей, сам кузов – из стеклопластика. Остеклённый колпак машины был съёмным – чтобы конструкция без труда помещалась в самолёт. Стоит ли говорить, что средства навигации и связи на ЗИЛ-4906 были самыми продвинутыми и ничуть не уступали авиационным. Все машины комплекса были выкрашены в специальный ярко-синий цвет, чтобы было заметно и на снегу, и в пустыне, и в лесу. За это ЗИЛ-4906 и получил название «Синяя птица».

Официально комплекс «Синяя птица» поступил на вооружение спасателей в 1981 году. В течение десяти лет было построено 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин. Но и с распадом Советского Союза ЗИЛ-4906 не ушёл на покой, а остался на службе у спасательных отрядов МЧС.

Источник

car-day.ru

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" (9 фото)

12 марта 2015 Автор: nlo-mir Технологии 1

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

Когда речь идёт о вездеходе для поиска космонавтов, приземлившихся в самой непроходимой глуши, понятно сразу – это должен быть лучший вездеход в мире

К моменту начала разработки нового поисково-спасательного комплекса у конструкторского коллектива завода Лихачёва уже был огромный опыт создания универсальных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в Советском Союзе, а то и во всём мире. Опыт предыдущих лет позволил сделать кое-какие выводы. Во-первых, поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух автомобилей – грузового и пассажирского. Во-вторых, было решено частично отказаться от шнековой конструкции вездеходов и оставить только маленький шнекороторный автомобиль для «крайних случаев», способный помещаться в грузовой модуль. Над новым проектом СКБ специальных автомобилей ЗИЛ приступило под руководством ведущих конструкторов Балашова и Борисов, а ведущим испытателем выступал В.Я. Воронин. Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни Виталия Андреевича Грачёва, легендарного автомобильного конструктора, чьё имя навсегда связано с заводом ЗИЛ.

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

В начале лета 1975 года были продемонстрированы первые экземпляры окончательной версии аэромобильного спасательного комплекса особо высокой проходимости. Комплекс состоял из «двух с половиной» машин. Пассажирская версия ЗИЛ-49061 получила условное название «Салон». Унифицированный с «Салоном» грузовой вариант ЗИЛ-4906 назывался «Кран», благодаря специальному манипулятору, и шёл в комплекте с небольшим лёгким шнекоходом ЗИЛ-29061. Компактный вездеход оборудовался двигателем от легкового автомобиля и мог быть использован спасательным отрядом в случае крайней необходимости – когда космонавты совершали аварийную посадку в совершенно недосягаемых местах.

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

Грузовой и пассажирский модули оборудовались базовым двигателем ЗИЛ-130, немного отличавшимся по конструкции от двигателя обычного грузовика в силу его амфибийных характеристик. Некоторые детали для двигателей изготавливались поштучно и вручную. От автоматической коробки передач, применявшейся на спасательных вездеходах предыдущих поколений, было решено отказаться в пользу надёжной и простой в обслуживании пятиступенчатой «механики». Раздаточная коробка оснащалась межбортовым дифференциалом. Для движения по воде вместо водомётов теперь применялись гребные винты. Подвеска всех трёх осей была независимой торсионной, тормоза – дисковыми. Колёса на передней и задней осях были управляемыми. Вездеходы были аэромобильными, поэтому за счёт материалов кузова конструкторы постарались сделать ЗИЛ-4906 как можно более лёгким: раму изготовили из алюминиевых профилей, сам кузов – из стеклопластика. Остеклённый колпак машины был съёмным – чтобы конструкция без труда помещалась в самолёт. Стоит ли говорить, что средства навигации и связи на ЗИЛ-4906 были самыми продвинутыми и ничуть не уступали авиационным. Все машины комплекса были выкрашены в специальный ярко-синий цвет, чтобы было заметно и на снегу, и в пустыне, и в лесу. За это ЗИЛ-4906 и получил название «Синяя птица».

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

Официально комплекс «Синяя птица» поступил на вооружение спасателей в 1981 году. В течение десяти лет было построено 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин. Но и с распадом Советского Союза ЗИЛ-4906 не ушёл на покой, а остался на службе у спасательных отрядов МЧС.

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

ЗиЛ-4906 "Синяя птица" ЗиЛ-4906, Синяя птица, авто, зил

Другие статьи:

Интернет журнал НЛО МИР

nlo-mir.ru

О музее / Экспонаты и экспозиции / ЗИЛ-49061 Синяя птица.

Поисково-спасательный комплекс «Синяя птица», это последняя разработка, выполненная СКБ специальных автомобилей ЗИЛа при жизни В.А.Грачева, результат многолетних исследований и разработок универсальных транспортных средств, предназначенных для спасения экипажей космических кораблей. «Синюю птицу» создавали, когда за плечами накопился опыт испытаний и эксплуатации таких машин, как ПЭУ-1, ЗИЛ-5901 ПЭУ-2, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-4909 ПЭУ-3, различных плавающих модификаций ЗИЛ-135. Учет всех положительных и отрицательных результатов лег в основу окончательного варианта поисково-спасательного автомобиля, который и был принят к мелкосерийному производству. Ведущим конструктором семейства выступил Ю.В. Балашов, ведущим конструктором пассажирской модификации - В.П. Борисов, ведущим испытателем от лица СКБ ЗИЛа был В.Я. Воронин.

Постройка ЗИЛ-5901 ПЭУ-2 показала, что нужен не огромный автомобиль, сочетающий качества грузовика для вывоза спускаемого аппарата и пассажирского внедорожного автобуса для вернувшихся с орбиты космонавтов, а два относительно небольших автомобиля - грузовой и пассажирский отдельно. Шнекоход-гигант ЗИЛ-4909 ПЭУ-3 показал, что феноменальная проходимость такой машины в самых гиблых участках оборачивается ее непригодностью для обычных дорожных условий. Значит, шнекоход не может быть основным транспортным средством спасателей, а должен быть только вспомогательным, используемым в самом крайнем случае. Поэтому шнековый вездеход нужен маленький, пригодный для перевозки на обычной колесной машине. Наконец, штучное производство комплекса, состоящего из кранового грузового эвакуатора ПЭУ-1 и пассажирского спасательного ПЭУ-1Б, выявило достоинства и недостатки тех или иных конструкторских решений.

В результате, в конце мая и начале июня 1975 года увидели свет первые экземпляры окончательного варианта спасательного автомобиля особо высокой проходимости, пригодного для загрузки в грузовой отсек военно-транспортного самолета. Новую машину с самого начала разрабатывали в двух унифицированных модификациях: грузовую с манипулятором ЗИЛ-4906, на языке спасателей именуемую «Краном» и пассажирскую ЗИЛ-49061, которую спасатели зовут «Салоном». Приложением к ним служил компактный легкий шнекоход ЗИЛ-29061 с двигателем легковой машины, перевозимый на «Кране». Его спасательный отряд может взять с собой на место аварийной посадки спускаемого аппарата в труднопроходимой местности, то есть в том, случае, когда такая машина действительно необходима. Для всех транспортных средств этого комплекса выбрали специальную ярко-синюю окраску, чтобы их было хорошо видно на белом снегу, в зеленой степи и желтой пустыне. За это машины ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 прозвали «Синими птицами».

Если сухопутному внедорожному грузовику ЗИЛ-135ЛМ, везущему на себе тяжелую пусковую ракетную установку, необходимы два двигателя, то спасательной амфибии, предназначенной для перевозки людей или небольшого спускаемого модуля, вполне хватит одного мотора. Для «Синей птицы» взяли даже не самый большой по объему мотор ЗИЛ-375, а базовый восьмицилиндровый ЗИЛ-130. Правда, по комплектации он отличался от мотора обычного грузовика. Кроме того, все детали двигателя амфибии подбирали селекционным методом из лучших заготовок и отливок, а многое изготавливали в условиях штучного производства. Для единичных на фоне массового выпуска обычных ЗИЛов амфибий это было позволительно. Автоматическая коробка передач, используемая на ПЭУ, у «Синей птицы» уступила место более надежной и простой в обслуживании механической 5-ступенчатой. Раздаточная коробка оснащалась межбортовым дифференциалом, позволявшим правым и левым колесам вращаться с разной скоростью, что иногда на бездорожье просто необходимо. Кроме того, в один узел с «раздаткой» объединен демультипликатор планетарного типа, отвечающий за ряд пониженных передач. Также от раздаточной коробки приводились гребные винты для движения по воде. Все три оси получили независимую торсионную подвеску. Дорожный просвет повышают колесные редукторы, а механизмы тормозов стали дисковыми. Управляемые колеса у машины по традиции передние и задние. Привод рулевого управления - гидрообъемный с запаздыванием поворота колес задней оси относительно передней и с автоматической коррекцией. Наконец, применявшиеся на ПЭУ водометы уступили место паре гребных винтов.

Силовая основа и кузов «Синей птицы» построены по тому же принципу, что у предшественников - рама из алюминиевых профилей и стеклопластиковый корпус. Но форму и размеры кузова конструкторы продумывали с особой тщательностью. Машина не только должна была обладать хорошей плавучестью. Ее необходимо часто и быстро перебрасывать по воздуху. Техническое задание требовало, чтобы автомобиль мог поместиться в грузовые отсеки самолетов Ил-76, Ан-12, вертолетов Ми-6 и Ми-26. Для этого самую высокую часть, остекленный колпак кабины, сделали съемным, а высоту крыши салона пассажирской машины уменьшили, насколько это было необходимо. Крановая модификация «Синей птицы» получила манипулятор с двухбалочной стрелой и боковой загрузкой по типу ПЭУ-2. Это позволило сильно удлинить задний свес кузова по сравнению с ПЭУ, и в пассажирской версии выиграть дополнительную площадь салона. Благодаря хорошо продуманной форме кузова и обилию штатных световых приборов, окончательная модель получилась значительно более привлекательной внешне, чем ПЭУ. А правильный подбор характеристик узлов и формы нижней части корпуса позволил «Синей птице» развивать на воде более высокую скорость, чем у прежних моделей.

Большое внимание было уделено оснащению машин комплекса современными средствами навигации и связи. Изначально приборы, которыми оснащались машины, ничем не уступали авиационным, но, начиная с 1984 года, на «Синие птицы» ставили новейшие радионавигационные  комплексы, позволяющие точно определить место посадки разыскиваемого спускаемого аппарата, поддерживать двустороннюю связь с экипажами самолетов, вертолетов, космонавтами. Также у «Салона» модернизировалась климатическая установка. Новыми приборами оснащали новые экземпляры машин, а  выпущенные прежде переоборудовали новыми комплектами. 

Комплекс «Синяя птица» поступил на вооружение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы ЕГАСПАС СССР в 1981 году. За 10 лет, прошедших до ликвидации Советского Союза, ЗИЛ построил 12 «Кранов», 14 «Салонов» и 5 малых шнекоходов. Впоследствии машины этого комплекса применялись также в центральном аэромобильном отряде «Центроспас», в МЧС и на нефтепроводах государственной компании «Транснефть».

xn--b1ab2ax.xn--p1ai

когда проходимость — главный приоритет

Многоцелевой вездеход-амфибия ЗИЛ-49061Многоцелевой вездеход-амфибия ЗИЛ-49061

После развала СССР многие заводы и предприятия, которые раньше производили технику специального назначения, были рассекречены и преобразованы. Так появилось на свет открытое акционерное общество «Вездеход ГВА» и широкой общественности стали известны его проекты машин особого назначения. Среди них особо выделялись спасательные автомобили особо высокой проходимости ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061, которые также имели прозвище «Синяя птица».

История этих машин берет свое начало в 1971 году, когда был построен первый прототип. К тому моменту в СКБ специальных автомобилей при заводе имени И.А. Лихачева уже накопили большой опыт в создании и эксплуатации подобных вездеходов: от ПЭУ-1 до ЗИЛ-4909 ПЭУ-3. На них конструкторы отрабатывали различные концепции, что в итоге привело к четкому представлению о том, какая машина нужна. При производстве ПЭУ-1 были определены преимущества и недостатки разных конструкторских решений. ЗИЛ-5901 ПЭУ-2 убедил, что огромный вездеход, комбинирующий в себе грузовик и пассажирский внедорожный автобус, не годится для выдвигаемых целей. Шнекоход ЗИЛ-4909 ПЭУ-3 обладал поразительной проходимостью. Но он с трудом мог бы использоваться в обычных дорожных условиях. В итоге конструкторы во главе с Ю.В. Балашевым и В.П. Борисовым пришли к выводу, что необходимо две унифицированных между собой машины, грузовая и пассажирская, а также легкий шнекоход для особых случаев.

Переброска людей и грузов в условиях российского севераПереброска людей и грузов в условиях российского севера

Первые экземпляры появились в мае и июне 1975 года. Это были грузовой ЗИЛ-4906 (спасатели именовали его «Кран»), пассажирский ЗИЛ-49061 (а этот был известен, как «Салон») и шнекоход ЗИЛ-29061. Он должен был использоваться в самых сложных случаях для погрузки спускаемого аппарата космического корабля в условиях труднодоступной местности. ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 были специально выкрашены в ярко-синий цвет для того, чтобы их можно было заметить на любой местности. Вот за это вездеходы и получили прозвище «Синяя птица». Интересной особенностью обеих машин является то, что многие детали к ним изготовлялись штучно. «Сердцем» вездеходов являлся стандартный двигатель ЗИЛ-130. Взамен использующейся на предыдущих машинах автоматической коробки передач была поставлена механическая пятиступенчатая. Для передвижения по воде вместо водометов использовались гребные винты. Особое внимание уделялось форме и размерам кузова. Согласно требованиям вездеход должен был помещаться в грузовой отсек самолета Ан-12 или Ил-76, а также вертолетов Ми-26 и Ми-6. Ради этого остеклённый колпак кабины был сделан съемным. Сначала «Синие птицы» комплектовались приборами, аналогичными авиационным. Однако в 1984 году на машину был поставлен новый радионавигационный комплекс для точного определения места посадки космонавтов.

Всего с 1975 по 1991 были произведены 12 ЗИЛ-4906, 14 ЗИЛ-49061 и 5 ЗИЛ-29061. После распада СССР выпуск данных машин прекратился.

Создание и испытания ЗИЛ-4906:

www.renault-portal.ru