АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ. Зил 497202


АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ — Мегаобучалка

При ликвидации ЧС важнейшее значение имеет фактор времени, так как от времени начала работ зачастую зависит жизнь пострадавших. Поэтому своевременность начала проведения АСДНР в первую очередь зависит от средств доставки.

По заказу МЧС России был разработан, испытан и запущен в серийное производство ряд аварийно-спасательных машин, которых находятся на оснащении МЧС России.

Аварийно-спасательные машины (АСМ)– это транспортные средства, предназначенные для доставки расчетов спасателей с комплектом специального оборудования к месту чрезвычайной ситуации, а также для обеспечения проведения комплекса аварийно-спасательных работ в зависимости от предназначения.

В зависимости от грузоподъемности транспортных средств классификация аварийно-спасательных машин следующая:

· особо большого класса (более 8 т);

· большого класса (5-8 т);

· среднего класса (3-5 т);

· легкого класса (1-3 т);

· сверхлегкого класса (до 1 т).

 

Аварийно-спасательная машина АСМ-5827 на базе автомобиля КамАЗ-43101 (рис. 5.6.10). Принята на снабжение приказом МЧС России от 06.03.2000 г. № 132. Изготовитель: ЗАО «Средства спасения», г. Москва.

 

Рис. 5.6.10Аварийно-спасательная машина АСМ-5827

Машина предназначена для доставки к месту ЧС техногенного и природного характера, расчета спасателей и специального оборудования для проведения АСДНР.

АСМ-5827 принадлежит к большому классу АСМ, экипаж – 9 чел., полная масса машины – 15100 кг.

Оснащение АСМ-5827:

· защитная одежда и средства индивидуальной защиты;

· средства пожаротушения;

· средства радиационной и химической разведки и контроля;

· медико-реанимационное оборудование;

· пневмоинструмент;

· средства связи, оповещения и сигнализации;

· спасательные средства и инструмент;

· оборудование жизнеобеспечения;

· специальный инвентарь.

По своим характеристикам АСМ аналогична специальному автомобилю на базе ЗИЛ-497202, однако уступает ему по проходимости.

Автомобили специальные плавающие: ЗИЛ-4906 – грузовой (рис. 5.6.11); ЗИЛ-49061 – пассажирский на базе плавающей машины. Приняты на снабжение приказом МЧС России от 09.01.1997 г. № 4. Изготовитель: ЗАО «Вездеход-ГВА».

 

Рис. 5.6.11Автомобиль специальный плавающий ЗИЛ-4906 (грузовой)

 

Такие АСМ предназначены для оперативной доставки спасателей и специального оборудования в районы ЧС природного и техногенного характера, в том числе в труднодоступные места, для обеспечения выполнения АСДНР.

В комплект входят два автомобиля: пассажирский для доставки спасателей (ЗИЛ-49061) и грузовой (ЗИЛ-4906) – для специального оборудования.

ЗИЛ-49061 принадлежит к среднему классу АСМ, экипаж – 9 чел, полная масса машины – 9600 кг.

Оснащение ЗИЛ-49061:

· навигационное, радиотехническое и светотехническое имущество;

· медицинское и санитарно-бытовое имущество;

· специальный инструмент для проведения аварийно-спасательных работ;

· средства индивидуальной защиты;

· средства пожаротушения;

· средства радиационной и химической разведки и контроля.

Автомобили специальные сухопутные: ЗИЛ-497202 – грузовой; ЗИЛ-497200 – пассажирский (рис. 12), приняты на снабжение приказом МЧС России от 09.01.1997 г. № 4. Изготовитель: ЗАО «Вездеход-ГВА».

Автомобиль предназначен для оперативной доставки спасателей и специального оборудования в районы ЧС природного и техногенного характера, в том числе в труднодоступные места, для обеспечения выполнения АСДНР.

В комплект входят два автомобиля: пассажирский (ЗИЛ-497200) – для доставки спасателей и грузовой (ЗИЛ-497202) – для специального оборудования.

ЗИЛ-497200 принадлежит к среднему классу АСМ, экипаж – 15 чел., полная масса машины – 12000 кг.

Оснащение ЗИЛ-497202:

· навигационное, радиотехническое и светотехническое имущество;

· медицинское и санитарно-бытовое имущество;

· специальный инструмент для проведения аварийно-спасательных работ;

· средства индивидуальной защиты;

· средства пожаротушения;

· средства радиационной и химической разведки и контроля.

 

Рис. 5.6.12Автомобиль специальный сухопутный ЗИЛ-497200 (пассажирский)

 

Принятые оригинальные конструктивные решения, отличные от схем шасси машин общего и многоцелевого назначения, позволили обеспечить автомобилям специальным на базе ЗИЛ-497200(02) и ЗИЛ-4906(061) достаточно высокую проходимость в сложных дорожных условиях при движении по сильнопересеченной местности, решить вопрос размещения и жизнеобеспечения расчета спасателей, работающих в экстремальных ситуациях, доставки к месту проведения работ аварийно-спаса­тельного инструмента и оборудования для всестороннего обеспечения ведения аварийно-спасательных работ в районе ЧС, в любое время года и суток.

Однако, в условиях плотной городской застройки, использование данных аварийно-спасательных машин неэффективно, так как, имея высокую проходимость, большие габариты и массу, эти машины обладают низкой маневренностью и сравнительно невысокой скоростью движения. Кроме того, расход топлива и трудозатраты на выполнение технического обслуживания и ремонта выше, чем у машин аналогичной грузоподъемности.

 

Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02 (рис. 5.6.13) на базе автомобиля ГАЗ-27057 «Газель». Принята на снабжение приказом МЧС России от 09.01.1997 г. № 4. Изготовитель: ЗАО «Средства спасения», г. Москва.

АСМ-41-02 предназначена для доставки к месту ЧС расчета спасателей и специального оборудования для проведения АСДНР.

АСМ-41-02 принадлежит к легкому классу АСМ, экипаж – 7 чел., полная масса машины – 3500 кг.

Оснащение АСМ-41-02:

· медицинское имущество;

· гидравлический аварийно-спасательный инструмент «Спрут»;

· пневмоинструмент;

· средства радиационной и химической разведки и контроля;

· средства пожаротушения.

· средства связи, оповещения и сигнализации;

· энергетическое и осветительное оборудование.

Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02 разработана в грузопассажирском исполнении и имеет кабину водителя, салон для экипажа и технический отсек со стеллажами, выдвижными поддонами, специальным багажником и комплектом аварийно-спасательного оборудования.

 

Рис. 5.6.13Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02

 

По своим основным характеристикам и потребительским свойствам машины типа АСМ-41-02, в основном, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к аварийно-спаса­тельным машинам, эксплуатируемым в условиях городской застройки.

Неплохие ходовые качества и удачное размещение оборудования позволяют быстро доставлять спасателей в район ЧС, рационально организовывать работу для ликвидации их последствий.

 

Аварийно-спасательная машина АСМ-41-23 на базе автомобиля Land Rover Defender. Разработчик ЗАО «Средства спасения», г. Москва. Планируется принять на снабжение МЧС России в 2002 г.

Она предназначена для оперативной доставки спасателей, командно-началь­ствующего состава и подразделений поисково-спасательных служб к месту возникновения ЧС природного и техногенного характера, обеспечения выполнения АСДНР и мероприятий по поиску и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

АСМ-41-23 принадлежит к легкому классу АСМ, экипаж – 5 чел., полная масса машины – 4956 кг.

Оснащение АСМ-41-23:

· комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента «Спрут»;

· пневматический инструмент;

· электролебедка и ручная лебедка;

· высотное снаряжение;

· средства радиационной и химической разведки и контроля;

· средства связи, оповещения и сигнализации;

· оборудование и средства оказания медицинской помощи пострадавшим;

· средства пожаротушения.

 

Аварийно-спасательная машина АСМ-41-01 (рис. 5.6.14) создана в интересах МЧС России и изготовлена на базе полноприводного автомобиля ВАЗ-21310. Разработчик: ЗАО «Средства спасения», г. Москва.

АСМ-41-01 предназначена для экстренной доставки к местам (в зоны) чрезвычайных ситуаций передовых (оперативных) групп спасателей и специального оборудования в условиях плотной городской застройки, в сельской местности и в районах высокогорья. Она имеет салон для экипажа и технический отсек для комплекта аварийно-спасательного оборудования:

Рис. 5.6.14Аварийно-спасательная машина АСМ-41-01

Оснащение АСМ-41-01:

· комплект аварийно-спасательного инструмента;

· средства защиты экипажа;

· средства связи;

· осветительное оборудование;

· медицинские средства;

· противопожарное оборудование;

· специальное оборудование и приборы для ведения разведки;

· специальная световая сигнализация.

Однако, учитывая небольшой объем грузового отсека (багажника) и ограниченную грузоподъемность (400 кг), АСМ-41-01 имеет ограниченные возможности по обеспечению выполнения технологических операций деблокирования пострадавших при авариях, связанных с разрушением зданий и сооружений. Ее целесообразно использовать при выполнении спасательных работ, связанных с авариями на автомобильном транспорте.

 

Мобильное аварийно-спасательное транспортное средство МАСТС-С и МАСТС-М (рис. 5.6.15) на базе двух мотоциклов «Урал». Разработчик: ЗАО «Средства спасения», принято на снабжение приказом МЧС России от 10.10.2000 г. № 509.

Это транспортное средство предназначено для экстренной доставки к месту аварии (ЧС) спасателей и специального оборудования для проведения первичной радиационной и химической разведки, выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

МАСТС-С и МАСТС-М принадлежит к сверхлегкому классу АСМ, экипаж – 3 чел. (1 + 2), полная масса – не более 430 кг ´ 2.

Оснащение МАСТС-С и МАСТС-М:

· навесные контейнеры для аварийно-спасательного инструмента;

· навесные контейнеры для медицинских средств и средств радиационной и химической разведки;

· средства связи и сигнализации;

· индивидуальные средства защиты.

Рис. 5.6.15Мобильное аварийно-спасательное транспортное средство МАСТС-С и МАСТС-М

 

Основные направления развития аварийно-спасательных машин:

· совершенствование конструктивных решений автомобилей;

· повышение надежности отдельных узлов и систем;

· обеспечение работоспособности автомобилей в условиях действия различных поражающих факторов ЧС;

· повышение показателей проходимости автомобилей;

· улучшение эргономических показателей;

· развитие систем дистанционного управления системами и приборами;

· поиск новых решений по вопросам укладки, извлечения, оборудования и средств доставки их к месту ЧС;

· создание автомобилей двухцелевого назначения и контейнерного типа.

Аварийная осветительная установка “Световая башня”. Разработчик: НПФ “Световые технологии”. Планируется к принятию на снабжение в МЧС России в 2003 г.

Установка предназначена для экстренного развертывания на местности в случаях природных и техногенных катастроф, при несанкционированном отключении освещения, для освещения больших площадей при проведении аварийно-спасательных работ.

Состав: источник питания 220 В; светильник из специальной ткани; источник света – натриевая лампа.

Основные технические характеристики:

· двигатель – 4-х тактный, бензиновый;

· генератор – 1,5-2,2 кВт;

· расход топлива – 0,8 л/час;

· высота – 5 м;

· яркость – до 90000 люмен;

· время установки – 60 сек;

· общий вес – 56 кг.

megaobuchalka.ru

Журнал Техника и вооружение 1999 № 08

Можно смело утверждать, что ни одна страна в мире не располагает аналогичным поисково-спасательным комплексом. Необходимо также отмстить, что модульное построение конструкций колесной техники позволяет успешно решать вопросы, связанные с созданием модификаций с колесной формулой 4 х 4, 6 х 6, 8 х 8, 10 х 10 и более с различными базовыми размерами. Эти качества дают возможность приспособить шасси под размещение грузов и систем, обладающих сложными контурами и большими габаритными размерами.

Сложное финансовое положение, которое испытывает военное ведомство м последние годы, предопределило разработку автомобилей двойного назначения и поиск новых заказчиков. Одним из них стало Министерство но чрезвычайным ситуациям (МЧС) России. По его техническому заданию изделия комплекса "490" были адаптированы для работы в составе аварийно-спасательных формирований, а. кроме того, созданы новые образцы машин. Высокие технико-эксплуатационные качества ЗИЛ-4906, ЗИЛ-49061 и ЗИЛ 29061 при оснащении их соответствующим оборудованием позволяют решать новые, несколько иные задачи. В этой связи огромное значение имеет то обстоятельство, что стихийные бедствия и технические катастрофы часто происходят вдали от автомобильных и железнодорожных дорог, а также в плохих погодных условиях. Однако теперь соответствующие подразделения имеют в своем арсенале наиболее эффективную мобильную технику, которая может в условиях полного бездорожья эвакуировать терпящих бедствие людей, осуществлять транспортировку грузов и снаряжения.

Специально по требованиям МЧС были спроектированы и построены трехосные (6 х 6) автомобили семейства ЗИЛ-4972. По сути дела, они являются упрощенными неплавающими разновидностями изделий предшествующего поколения. Для снижения стоимости стальная кабина с несколько измененным оперением и силовой агрегат заимствованы от серийного грузовика ЗИЛ-4331, а элементы ходовой части, трансмиссии, специальное оборудование аналогичны тем. что применяются на ЗИЛ-4906. Оригинальную конструкцию имеют стальная рама и надстройки. Некоторые изменения претерпела компоновка. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 мощностью 185 л. с. расположен спереди, за ним – трехместная кабина экипажа. Применяется 9-ступенчатая коробка передач, которая в совокупности с двухступенчатой раздаточной коробкой обеспечивает 18 передач переднего хода и две – заднего.

На модели ЗИЛ-4972 установлен грузопассажирский кузов-фургон КЦ- 4972, в котором размещаются спасатели, а также соответствующие инструмент и оборудование.

ЗИЛ-497202 и ЗИЛ-497205 представляют собой шасси, на которых смонтированы трехместная или двухрядная семиместная кабины, полноповоротный кран -манипулятор и грузовая платформа для доставки к месту аварий специальных спасательных контейнеров.

Описанные аварийно-спасательные машины комплектуются самыми разнообразными устройствами, обеспечивающими проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций. Они могут проводить разведку обстановки, поиск пострадавших, извлечение их из-под завалов и поврежденных транспортных средств, а, кроме того, осуществлять оказание им первой медицинской помощи.

Кабины ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 оборудованы мощным радионавигационным комплексом, способным точно определить место посадки спускаемого космического аппарата

Эвакуация приводнившегося спускаемого аппарата

Номенклатура специальных средств очень велика. Обычно ее состав разрабатывается для каждого автомобиля отдельно и формируется в зависимости от его целевого назначения.

По заказу любая машина может быть оснащена американским дизелем Caterpillar-3116 мощностью 170-185 л. с. и 9-ступенчатой коробкой передач Eaton. В переднем бампере установлена тросовая лебедка тяговым усилием 4,5 т.

Грузоподъемность сухопутных автомобилей 4-4,5 т, полная масса 12-13,2 т. Максимальная скорость достигает 70 км/ч, запас хода – 1000-1400 км. глубина преодолеваемого брода составляет 1,5 м.

Поставщиками специального оборудования являются Шумярлинский завод кузовов. Балашихинский завод автомобильных кранов и другие предприятия.

В настоящее время в структурах МЧС успешно эксплуатируется несколько десятков аварийно-спасательных автомобилей с маркой ЗИЛ.

Перспективными разработками являются специальные машины МСУ АГП 28.03 и МС-630, которые созданы в сотрудничестве с ВК'ГИ монтажстроймеханизация. В первом случае речь идет об установке оснащенной первичными средствами пожаротушения, многорезцовой головкой для вскрытия корпуса самолета при аварийных ситуациях и телескопическим эвакуационным трапом, в другом – автомобиль оборудован 28-метровым телескопическим подъемником для доставки спасателей с инструментом и оборудованием на необходимую высоту во время ликвидации последствий аварий. Еще один проект предусматривает переделку ЗИЛ-497205 в кабелеукладчик с крапом манипулятором.

Как показал опыт, амфибии комплекса "490" оказались эффективным средством во время локализации разливов нефти и нефтепродуктов. Об этом свидетельствуют успешные испытания плавающего вездехода ЗИЛ-49062.20. В кормовой части его рамы закреплен полноповоротный манипулятор грузоподъемностью 700 кг и боновые заграждения. Последние при их развертывании в воде препятствуют распространению нефтяных разливов.

Еще одним важным направлением в деятельности "Вездеход ГВА" стало создание многоцелевых транспортных средств высокой проходимости. Машины такого типа выпускаются многими компаниями мира. Они широко применяются в городских коммунальных службах, дорожном и транспортном строительстве, агропромышленном комплексе и лесном хозяйстве, нефтегазовых отраслях и энергетике, аварийно-спасательных и противопожарных частях, а также в армейских частях.

В основу нового семейства ЗИЛ- 3906 легли узлы и агрегаты трехтонки ЗИЛ 5301 и вездехода ЗИЛ-4906. От малотоннажного грузовика использовались кабина с несколько измененным оперением, белорусский дизель ММЗ- 245.12 мощностью 109 л. с. и пятиступенчатая механическая коробка передач, от амфибии были заимствованы элементы ходовой части и трансмиссии. По общей компоновке базовые двухосные модели ЗИЛ 390610 и ЗИЛ-390611 с колесной базой 2800 и 3300 мм соответственно очень близки к изделиям ЗИЛ-4972. Колея передних и задних колес увеличена до 2050 мм, высота лонжеронов стальной рамы составляет 400 мм. К особенностям конструкции можно отнести бортовую систему трансмиссии с межбортовым блокируемым дифференциалом, передние и задние управляемые колеса, независимую торсионную подвеску, дисковые вентилируемые тормоза с гидропневматичсским приводом, систему регулирования давления воздуха в шинах. Трансмиссия автомобиля имеет 10 передач переднего и две заднего хода. Для привода широкой гаммы навесного оборудования предусмотрены шесть валов отбора мощности, четыре из которых находятся на бортовых редукторах, а два – на раздаточной коробке. Возможна установка шип трех размеров 12,00-20.14,00 20 и 16,00-20. По выбору водителя изменение направления движения транспортного средства может осуществляться либо двумя передними колесами, либо передними и задними одновременно.

В последнем случае, когда колеса поворачиваются во взаимно противоположных направлениях, обеспечивается наименьший радиус поворота (5,2 и 6,1 м в зависимости от колесной базы) либо поворот осуществляется в одну сторону, позволяя машине двигаться боком. Грузоподъемность шасси не менее 3,2 т, полная масса 7,5 т. Максимальная скорость движения достигает 80 км/ч. Минимальный дорожный просвет 500 мм, глубина преодолеваемого брода 1.4 м. Проходимость и подвижность машин семейства ЗИЛ-3906. как показали испытания, сопоставима с аналогичными показателями гусеничной техники, поэтому областями их применения могут быть сухопутные войска, геологоразведка, газовый и нефтяной комплексы, аварийные и спасательные службы. В настоящее время рассматривается вопрос о развертывании серийного производства.

В последние годы коллектив ОГК ЗИЛ разрабатывает трехосный вездеход, который обладает уникальными технико- эксплуатационными данными. Здесь реализуется принцип индивидуального привода па каждое колесо. Дело в том. что двигатель машины приводит мощные гидронасосы, которые посредством механической связи передают свою энергию шести гидрообъемным моторам, вращающим каждое колесо. Достоинства подобной схемы очевидны. К ним относятся более высокий КПД; бесступенчатое и плавное изменение скорости движения: устойчивая очень малая (близкая к нулю) скорость движения при максимальной тяге; простая компоновка агрегатов трансмиссии (чем больше ведущих колес, тем существеннее преимущество); снижение массы трансмиссии; возможность обеспечения работы двигателя с минимальным расходом топлива; повышение проходимости во время передвижения по поверхностям с низкой несущей способностью (пашня, сыпучий песок, болото, снег и т. д.); снижение ущерба наносимого колесным транспортным средством грунтам с легко разрушаемым и трудно- восстанавливаемым верхним слоем.

Функционирование системы двигатель -трансмиссия-движители контролирует автоматическая электронная система.

Создание полноприводного автомобиля подобного типа позволит выйти на принципиально новый уровень показателей проходимости, топливной экономичности, т. е. в целом повышение производительности машин со всеми ведущими колесами.

Вездеходы нового поколения с успехом могут использоваться в военных целях и гражданских отраслях. С 1998 года специалисты ОГК ЗИЛ работают также над созданием противопожарной колесной техники.

profilib.net

( , . )

www.rh2.ru

: 20, 2011

. 堗 ...

2 (20 ) 1916 . (), 1917 . 150 -15 "". , ?. . , -15 , 432 1917 ., 779 - 1918 . 108 - 1919 . , . . (15 1918 .) . , .

30 1923 . , . 1923 . 1923-1927 . 1924 . .

1 1924 . --15, 7 . .

1925 1- ( ).

1927 .., .

1927. , , . "" 2,5 . .

1931 1 .. (). 25 1931 . , 27 -3.

1 1931 .. ().

1933 . -3 , 3 .

1934 . -5 -6.

-5 , 15 . -5 25 , 19 .

21 1933 . , .

1936 1941 . -21 -22, -42, -8 -16 ( -5).

1941 . , , . 1941 . . 1941-1942 . 1942 . -5 (), -22, -42, (, , , ). 100 -5, -42, -42, -16. 1942 . . : , () , - .

1944 .

19 1942 . -110. .

1946 . . : -150 (1947.) -151 (1948.).

1949 25- .

1949 . -154 -155. -150 -154.

30 1950 . , 1951. , 1959 .

1950 - -152 - -485 (1952-1958..)

1953. . ( -150).

1954 . .. , . ...

1955 . -127.

1956 . . - -130 -131.

1957. -155 -158.

1957. -164, -164 -150. , .

1958 -151 -157. . -110 1958 . -111.

. : -114-117 (1967-1976 ..), -4104-4105 (1976 .), -41041, , . , 1959 ., -130 -131.

1964. -130. -130 1970 . , , , ..

3,5- -131 (66), "130" 1967 . 1987 -131.

1967. () - (-1) .

1967 . 8 " " . , -118 12 . . .

1971 .

13 1971 ( ), 17 .

1974 -130.

1975 200 .

1975 . 3- -1331 (6x4) 8 , 1977 . 10- -1332 17,2 . 150- V8, 5- , .

1979 . -1332 -133 -740 ( 210 .), 10- , .

. , .

1982 .

1984. -130 . -431410.

1990- -130 (-431410) -131 () .

90- . " ". . . . - " ". -4906 -49061 (66) 136-185 ., 10- , , , , .

- 9,6-11,8 , - 75-80 /, - 8-9 /. 1992 . ( ) 4,5- 185- : -497202 -497205; - -497200; -390610.

1991 . , . , , . . , . , .

23 1992 . " . . " ( ) "". - . , 30 . , .

, , , 10 .

1992 3- -5301.

. ...

1992 . - -4421 ( 900 ..) .

30 1994 . -130 (-431410) -5301. 15+1, 21+1. - - -95, : .., .., .., .., .., .. .. .

1996 . -5301. 4- -245.12 (108,8 ..) -245.92(136 ..) . 5- , 3- -4331. "" , , , 16- , (7 ) . 3650 4250 ; , ; . , , -. , .

-5301, , .

1999 . 13745 "", 63,4% .

1996 . -6404 (6x4) 410- -7511 , 40 105 /.

1998 -432720 (44) 3340 . -432722 - .

90- . . "" (Kenworth), "" (Caterpillar), "" (Volvo) "" (Renault) .

1999 . 10- -6309 (6x4) -6409 195- -236 40 105 /.

XX 120 , 100 , 800 . 1998-2000 . 20-22 . - 10 .

1924 2000 : 7769 902 .; 38988 ; 11515 .

2000 -433420 --- - --. 13500 62 (). 45000 . .

2002 . , "" . , . , , - , , .

: , - , , , , , - , , .

2003 -433180 -432930 -260.112 (180 ..) -245.92 (136 ..), -2.

2004 (). : .. .

2004 -43272 (44) -245.92 -2; -43341 (66) -245.302.

, 15 2004 , . , . .

2005 12 Renault Logan . , , Renault .

 

: amo-zil.ru

 

( )

  • -15 Ter (1917-1919)
  • --15 (1924-1931)
  • -2 (1930-1931)
  • -3 (1931-1933)
  • -5 (1933-1941)
  • -5 (1942-1946)
  • -6 (1934-1941)
  • -22 (1941)
  • -22 (1941)
  • -32 (1941)
  • -42 (1942-1944)
  • -42 (1942-1944)
  • -50 (1946-1948)
  • -150 (1947-1957)
  • -151 (1948-1958)
  • -164 (1957-1964)
  • -157 (1958-1991)
  • -130 (1963-1976)
  • -130-76 (1976-1980)
  • -130-80 (1980-1986)
  • -131 (1966-1990)
  • -131 (1986-1990)
  • -133
  • -1331 (1975-1984)
  • -1332 (1975-1984)
  • -133 (1979-1992)
  • -4314 (1986-1995)
  • -4331 (1986-2003)
  • -1334 (1992-1999)
  • -1335 (1992-1999)
  • -433360 ( 1992)
  • -5301"" ( 1994)
  • -4334 ( 1995)
  • -4327 ( 1998)
  • -6309 (1999-2002)
  • -432930 ( 2003)
  • -433180 ( 2003)
  • -436200 ( 2009)

:

 

 

: .

:

6960

---------------------------- -

() (0)

Персональный сайт - Зил

 

Строительство завода началось в 1916 году.  Завод основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К?». Трудности военного времени и слабость станкоинструментальной базы страны сорвали планы строительства завода в намеченные сроки. Тем не менее, Рябушинские закупили в Италии комплекты автомобилей «Ф-15 », что обеспечило сборку 432 грузовиков в 1917 г., 779 - в 1918 г. и 108 автомобилей - в 1919 г.

  Однако в связи с гражданской войной и революцией, предприятие практически остановилось.  30 апреля 1923 г. заводу АМО было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами. В июне 1923 г. Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923-1927 гг. Однако только в марте 1924 г. на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

 

1 ноября 1924 г. был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, а 7ноября десять машин приняли участие в параде. Эту дату принято считать днем рождения советского автомобилестроения.

В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод (бывший АМО).

В начале 1927г. Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции завода. Объектом производства был выбран грузовик американской автосборочной фирмы "Автокар" грузоподъемностью 2,5 т. При этом планировался массовый выпуск грузовиков конвейерным способом.

В 1931 пуск завода после реконструкции и 1 октября этого же года заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС). 25 октября 1931 г. был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3.

 

В 1934 г. началось производство автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6.

 

В 1936 г. (3 ноября) началась конвейерная сборка первого отечественного семиместного лимузина ЗИС-101, основой которого стала конструкция американского легкового автомобиля "Бьюик" по натурному образцу (без покупки у фирмы чертежей).

С 1936 по 1941 гг. завод сосредоточил усилия на увеличение выпуска грузовиков с газогенераторными установками ЗИС-21 и полугусеничных автомобилей ЗИС-22, ЗИС-42, а также автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16 (все на базе ЗИС-5).

19 сентября 1942 г. были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110. Верховный заказчик пожелал за образец автомобиля взять лимузин фирмы «Паккард».

В 1946 г. началась третья реконструкция ЗИСа. Она предназначалась для постановки на производство первой послевоенной продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 (1947г.) и грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).

 

С 30 апреля 1950 г. завод начал выпускать холодильники, а с января 1951г. приступил к производству велосипедов, производство которых прекратилось в 1959 г.

В 1950 году завод приступил к производству оборонной техники - бронетранспортеров ЗИС-152 и автомобилей-амфибий ЗИС-485 (1952-1958г.г.)

В начале 1953г. на заводе было создано специальное управление по проектированию первого китайского автозавода. Специалисты ЗИСа в Чанчуне помогли китайцам пустить в производство первый китайский грузовик «Цзефан» (копия ЗИС-150).

В 1955 г. на производство был поставлен первый отечественный междугородный автобус ЗИС-127.

В 1957г. ЗИС-155 сменил более комфортабельный городской автобус ЗИЛ-158.

В 1957г. на производство поставлен автомобиль ЗИЛ-164-ЗИЛ-164А взамен ЗИС-150. На автомобиле был установлен модернизированный двигатель, новый задний мост со штампованной балкой.

В 1958 году вместо автомобиля ЗИЛ-151 стал собираться трехосный полноприводный автомобиль ЗИЛ-157. Автомобиль был оснащен устройством для регулирования давления воздуха в шинах колес и односкатной ошиновкой. Линия легковых машин после автомобиля ЗИС-110 была продолжена в 1958 г. правительственным лимузином ЗИЛ-111.

На международной выставке в Брюсселе автомобиль награжден Почетным дипломом. Последующие легковые автомобили: ЗИЛ-114-117 (1967-1976 г.г.), ЗИЛ-4104-4105 (1976 г.), вплоть до последнего ЗИЛ-41041, расцениваются, как достаточно стильные и современные. Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 г., позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

В 1964г. начато массовое производство ЗИЛ-130. Совершенствование конструкции грузовиков ЗИЛ-130 продолжалось до конца 1970 г. и пополнилось такими модификациями как северные, экспортные, тропические, газобаллонные и т.д.

К категории полноприводных автомобилей к третьему поколению относится 3,5-тонный грузовик ЗИЛ-131 (6х6), унифицированный с серией "130" и выпускавшийся с 1967 г. В связи с изменениями в двигателе и ходовой части в 1987 году автомобилю присвоен индекс ЗИЛ-131Н.

В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.

В 1975 г. на ЗИЛе наладили производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6x4) грузоподъемностью 8 т, к которым с 1977 г. добавилась 10-тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой 17,2 т. Их оборудовали стандартным 150-сильным двигателем V8, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.

С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 выпускались грузовики ЗИЛ-133ГЯ на которых устанавливались дизельный двигатель КамАЗ-740 Камского автозавода ( 210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.

В 1984г. выпущены первые автомобили ЗИЛ-130 с модернизированным передним приводом. Им был присвоен индекс ЗИЛ-431410.

В1990-е годы производство грузовиков ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131Н было переведено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ) в Новоуральске под Екатеринбургом.

В начале 90-х гг. ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО "Вездеход ГВА". В его название вошли инициалы создателя вездеходной техники В. А. Грачева. Наиболее интересными являются аварийно-спасательные амфибии "Синяя птица". Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнениях ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6х6) с бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 136-185 л.с, бортовой 10-ступенчатой трансмиссией, независимой торсионной подвеской, дисковыми тормозами, стеклопластиковыми кузовами, оборудованными радионавигационными приборами и средствами спасения.

Полная масса машин - 9,6-11,8 т, максимальная скорость по шоссе - 75-80 км/ч, на плаву - 8-9 км/ч. С 1992 г. в городе Балахне Нижегородской области на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (ОАО ПЗРА) начата сборка их сухопутных 4,5-тонных 185-сильных вариантов автомобилей высокой проходимости: с крановым манипулятором ЗИЛ-497202 и ЗИЛ-497205; с кузовом-фургоном ЗИЛ-497200; многофункциональных шасси ЗИЛ-390610.

23 сентября 1992 г. ПО ЗИЛ было приватизировано первым в отрасли и одним из первых из числа крупнейших предприятий России и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество "Завод имени И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки "ЗИЛ". Общее собрание акционеров избрало новый в истории завода орган управления - Совет директоров. Кроме головного завода, оно включало 30 дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительство Москвы, которому в настоящее время принадлежит контрольный пакет акций.

В 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301.

Имя «Бычок» этому автомобилю дал мэр г.Москвы Ю.М.Лужков.

30 декабря 1994 г. с конвейера в АСК сошел последний грузовик ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и тогда же началось мелкосерийное производство автомобилей семейства ЗИЛ-5301. Его шасси стало базой для цельнометаллического фургона и автобусов вместимостью 15+1, 21+1. На третьей Всероссийской выставке-конкурсе «Лучшие работы года - Дизайн-95», коллектив авторов: К.В.Потехин, В.Г.Мазепа, А.Н.Митрофанов, А.Н.Горчаков, Э.С.Дамьяно, В.И.Бобр и Э.И.Грицай за разработку малотоннажного грузовика удостоен Гран При в номинации «Промышленный дизайн».

Основой семейства в 1996 г. стала серийная сборка автомобилей ЗИЛ-5301. Он оснащен автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245.12С (108,8 л.с.) и Д-245.9Е2(136 л.с.) Минского моторного завода. На автомобили устанавливается 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина с некоторыми изменениями кабина ЗИЛ-4331. "Бычок" оснащен гидроприводом сцепления и тормозов, гипоидной главной передачей, передними дисковыми тормозами, 16-дюймовыми колесами с бескамерными шинами, имеет малый радиус поворота (7 м) и небольшую погрузочную высоту. Основные модификации семейства малотоннажных автомобилей производятся с колесными базами 3650 и 4250 мм; с удлиненной кабиной, с двумя спальными местами; с семиместной двухрядной кабиной. На них предлагаются соответствующие бортовые варианты, несколько видов универсальных, изотермических и рефрижераторных фургонов-кузовов. На базе малотоннажных автомобилей создана большая гамма коммунальной, строительной и специальной техники.

 

Автомобили семейства ЗИЛ-5301, оказавшиеся проще и дешевле иностранных аналогов, вполне удовлетворяют потребности российских покупателей.

В 1999 г. было изготовлено 13745 "бычков", что составило 63,4% общего производства завода.

В 1996 г. был представлен магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 (6x4) с 410-сильным дизелем ЯМЗ-7511 и спальным отсеком, способный буксировать автопоезда полной массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.

1998 году на производство был поставлен автомобиль ЗИЛ-432720 (4х4) с колесной базой 3340 мм. Шасси ЗИЛ-432722 предназначается для монтажа специализированных надстроек коммунально -дорожных служб.

С момента начала своей деятельности на предприятии в период с 1924 по 2000 годы произведено: грузовых автомобилей 7 769 902 шт.; автобусов 38 988 шт; легковых автомобилей высшего класса 11 515 шт.

Сегодня завод на базе шасси ЗИЛ совместно с другими заводами выпускает большую гамму специальной техники: коммунальную, дорожно- строительную, мусоровозы, вакуумные, илососные, каналопромывочные, аварийно-ремонтные машины, автоцистерны, автоподъемники.

С 2004 года с конвейера стали сходить автомобили ЗИЛ-43272Т (4х4) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.9Е2 Евро-2; ЗИЛ-4334В1 (6Х6) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.30Е2.

 

Перечень основных моделей.

Малотоннажные грузовые автомобили и фургоны (4x2)

       
       
       
       
       
       
       
       

Грузовые автомобили и фургоны (4x2)

 Это автомобили с капотной компоновкой и рамной конструкцией. На автомобилях новая кабина,  с торсионной задней подвеской и подрессоренным водительским сидением.Оперение кабины интегрального типа, выполненное в едином блоке, состоящее из капота с облицовкой радиатора и крыльев с брызговиками. Коробка передач механическая, ведущие колеса задние, подвеска зависимая рессорная, тормозной привод пневматический.На автомобили устанавливаются следующие модели двигателей: карбюраторный ЗиЛ-508.10(110кВт), дизельный ММЗ Д-245.9 Е2 (100кВт), дизельный ЯМЗ-236НЕ2 (169кВт).

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Грузовые автомобили высокой проходимости (4x4)

На автомобиле установлена пятиступенчатая коробка передач с ускоряющей передачей, облегченные передние и задние рессоры, пневматическая система тормозов с энергоаккумуляторами на заднем мосту. В конструкции автомобилей этого семейства предусмотрены два варианта колесных баз (3340 мм и 4140 мм), что позволяет устанавливать кузова различных типоразмеров, а также оборудование для работы в различных хозяйственных и коммерческих структурах.Кабины двух видов: трехместная и двухрядная семиместная. Автомобили комплектуются дизельными двигателем ММЗ Д-245.9Е2 (100кВт)

 

Грузовые автомобили повышенной грузоподъёмности (6x4)

Применение в конструкции этих автомобилей двух ведущих мостов с принудительной блокировкой межосевого дифференциала позволяет эксплуатировать эти автомобили не только на дорогах с твердым покрытием, но и на грунтовых и проселочных дорогах. Наличие двух колесных баз (3800 + 1400, 4610 + 1400) позволяет использовать шасси автомобилей этого семейства для монтажа специальных кузовов различных типоразмеров, кранов, самосвальных и других установок, имеющих максимальную конструктивную нагрузку на шасси от 12050 до 12265 кг.На автомобилях устанавливается кабина, отвечающая всем требованиям безопасности, с торсионной задней подвеской и подрессоренным водительским сиденьем.

 

Грузовые автомобили высокой проходимости (6x6)

 У автомобиля все три оси ведущие, что обеспечивает ему высокую проходимость. Автомобиль с грузом в 3750 кг при движении по твердому грунту без прицепа преодолевает подъем в 350. Автомобиль имеет возможность преодолевать брод глубиной до 1,4 м по твердому дну. Автомобили выпускаются с лебедкой. Предельно-тяговое усилие лебедки 5000 кг.На автомобиле установлена усиленная пятиступенчатая коробка передач, модернизированная раздаточная коробка, оригинальная рама с лонжеронами толщиной 8 мм. Автомобили выпускаются для МО и в гражданском исполнении и могут комплектоваться карбюраторным двигателем ЗиЛ-508.10 и дизельным двигателем ММЗ Д-245.30Е2.

 

 

 

 

 

Фургоны и автобусы (4x2)

  Кузов фургона и автобуса модульной конструкции, изготовлен из штампованных панелей. Погрузочно-разгрузочные работы в фургоне облегчаются благодаря низкой погрузочной высоте, задним дверям, открывающимся на 2700 и боковой сдвижной двери.Кабина и грузовой отсек разделены глухой перегородкой. Объем грузового отсека фургона ЗиЛ-5301СС составляет 15,5 м2 Кроме серийных пассажирских автобусов разработано несколько модификаций автобусов повышенной комфортабельности и ритуальных автобусов.Все автобусы оборудованы антиблокировочной системой тормозов, нейтрализаторами отработавших газов. Наличие люков в крыше, системы кондиционирования, вентиляции и отопления обеспечивает поддержание благоприятного микроклимата и улучшение воздухообмена в салоне автобуса

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Спецтехника

 Материал подготовлен на основе информации с сайта www.amo-zil.ru

 

 

sibautobroker.narod.ru


Смотрите также