СЕМЕЙСТВО ЗИЛ/БАЗ-135. Зил база


СЕМЕЙСТВО ЗИЛ/БАЗ-135. Секретные автомобили Советской Армии

Основу первой производственной военной программы Брянского автозавода составило семейство четырехосных полноприводных автомобилей ЗИЛ-135 в нескольких исполнениях, служивших в первую очередь для установки ракетного вооружения среднего весового класса. Все они были разработаны в СКБ ЗИЛ и являлись типичным продуктом школы В. А. Грачева со всеми свойственными ей преимуществами и недостатками. Стоит напомнить, что конструктивной основой этого направления являлись компоновочная схема со сближенными средними неуправляемыми мостами и разнесенными крайними парам управляемых колес, поворачивавшихся в разные стороны; вынесенная вперед стеклопластиковая кабина и установленный за ней или под ней моторный отсек с двумя бензиновыми двигателями ЗИЛ-375Я V8 (6,96 л, 180 л.с.). За каждым тянулись сложные цепочки бортовых трансмиссий для передачи крутящего момента на все ведущие односкатные колеса с широкопрофильными шинами и системой регулирования внутреннего давления. Такая компоновка обеспечивала хорошую проходимость, маневренность и живучесть машины при выходе из строя одного моста или нескольких колес, но оказалась сложной в обслуживании, имела ухудшенную плавность хода и повышенные динамические нагрузки на средние мосты и раму. В трех типах автомобилей 135-й серии, переданных в Брянск, воплотились все последовательно развивавшиеся интуитивные и спорные конструктивные идеи Грачева, в реальности заставлявшие его постепенно отказываться от своих первоначальных постулатов. Первое переданное в Брянск длиннобазное шасси ЗИЛ-135К представляло образец «ранней грачевской школы»: автоматическая гидромеханическая трансмиссия, прямоугольная кабина из стеклопластика, расположенный под ней силовой агрегат и полное отсутствие какой-либо подвески колес, что приводило к уже упоминавшемуся опасному эффекту продольного раскачивания (галопирования). Сходный с ним вариант 135М отличался лишь удлиненной кабиной. Третий «короткий» автомобиль-шасси ЗИЛ-135ЛМ имел обтекаемую стеклопластиковую кабину, расположенный за ней моторный отсек и независимую подвеску передних и задних мостов, но неожиданно стал «яблоком раздора» между Москвой и Брянском. Вопреки желаниям Грачева внедрить в серийное производство на БАЗе свою передовую машину ЗИЛ-135Л с практичной, но сложной автоматической трансмиссией, требовавшей высокого технологического уровня производства, по настоянию брянских специалистов ему пришлось срочно переделывать ее в вариант 135ЛМ с «нормальной» механической коробкой передач, более простой, технологичной и понятной, к которой уже привыкли все военные водители. Так на Брянский завод для серийного размножения поступил небольшой, но довольно пестрый набор московских шасси разных систем – с двумя видами общей компоновки, двумя типами коробок передач, с подвеской или без подвески, двумя вариантами кабин и рамы – короткой и длинной. Силовые агрегаты и автоматические коробки для них поставлял ЗИЛ, механическая коробка поступала из Ярославля. Наиболее счастливой оказалась судьба промежуточного варианта ЗИЛ-135М, который унаследовал от модели 135К все ее «прелести». После модернизации в Брянске он стал единственным исключением из традиционной концепции и первым получил маркировку БАЗ. Это был автомобиль БАЗ-135МБ, в котором впервые удалось кардинально отойти от грачевской школы, заменив два двигателя и две коробки передач одиночными агрегатами, но поднять руку на уже отлаженную бортовую трансмиссию брянские конструкторы пока не отважились.

С началом изготовления автомобилей в Брянске начались новые проблемы с явными недоработками опытных образцов из Москвы. Особенно много хлопот досталось с машиной 135ЛМ, собранной в столице в обстановке крайней спешки и полного смятения. Доказательством этого малоизвестного факта являются воспоминания бывшего сотрудника 21 НИИИ инженер-капитана В. И. Бурлакова, ныне полковника: «Шасси ЗИЛ-135ЛМ было сырой разработкой, но поскольку время не терпело, его сразу же передали на БАЗ. Уже в ходе серийного производства пришлось устранять конструктивные и технологические недостатки. Доработки оказались настолько существенными, что БАЗ поставил вопрос о переименовании шасси ЗИЛ-135ЛМ в БАЗ-135ЛМ, что не было принято...» Кроме того, в Брянске провели дополнительные работы по подбору масел, специальных жидкостей и шин для эксплуатации в различных климатических условиях, а также по повышению ремонтопригодности агрегатов, облегчению или усилению ряда узлов. Недаром в современных неформальных источниках об этой машине высказываются более резко и определенно: «ЗИЛ-135ЛМ: ее придумал враг народа – два двигателя, две коробки... Мрак!»

Несмотря на трудности роста, брянские шасси 135-й серии оставили свой важный след в истории советской военной научно-технической мысли. Они стали первыми отечественным серийными четырехосными армейскими машинами высокой проходимости среднего класса, однако многие военные функции, свойственные автомобилям такого класса, в реальности ложились на плечи обычных тяжелых грузовиков КрАЗ. Применение брянских машин в Советской Армии ограничилось установкой лишь трех ракетных комплексов, одной разведывательной системы и одной установки залпового огня с набором из нескольких вспомогательных колесных средств. Технический уровень этих автомобилей можно было бы отождествлять с высшими мировыми достижениями, но наличие уже устаревших к тому времени бензиновых моторов, архаичной двухмоторной схемы, классической коробки передач и других не столь уж передовых деталей, а также врожденное раскачивание не позволили им превзойти планку советских стандартов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

История автомобильной компании БАЗ

История Брянского автомобильного завода или Брянского завода колесных тягачей, начинается 4 июня 1958 г. на территории тракторного производства «Сталезавода». Он был создан как филиал Московского предприятия ЗИЛ по производству агрегатов и запасных частей к серийным грузовикам, но уже со следующего года фактически превратился в его отделение по выпуску специальной военной автомобильной техники. Первой продукцией БАЗа были бронетранспортеры БТР-152В1 и амфибии ЗИЛ-485А, собиравшиеся ранее в Москве.

История

Толчком к дальнейшему развитию армейской автотехники послужило создание на БАЗе в 1960 г. собственного СКБ. Летом 1961 г. там появилась первая разработка — специальное шасси БАЗ-930 (8×8) для установки ракетного оружия. Оно не обладало необходимой надежностью и проходимостью, проиграв в конкурсе Министерства обороны СССР машине ЗИЛ-135Л (8×8), созданной конструктором В.А. Грачевым. Учитывая важность и срочность принятия на вооружение высокомобильных носителей ракетного вооружения, в начале 1962 г. из Москвы на БАЗ перевели производство шасси ЗИЛ-135К, хотя в Брянске под руководством главного конструктора Р.А. Розова уже были созданы собственные модернизированные шасси «931» и «932» (8×8).

История

Длиннобазовое шасси ЗИЛ-135К было выполнено по бортовой схеме раздачи мощности с двумя карбюраторными 7-ми литровыми двигателями ЗИЛ-375Я5 V8 по 180 л.с., каждый из которых имел трансмиссию с гидромеханической 3-х ступенчатой коробкой передач, дополнительным 2-х ступенчатым редуктором и системой привода четырех колес своего борта, что позволяло облегчить машину, повысить подвижность и обеспечить ее живучесть при отказе одного силового агрегата. Шасси без упругой подвески имело оригинальную компоновку с двумя сближенными на расстояние 1,6 м. средними мостами и двумя управляемыми крайними парами колес, поворачивавшимися в противоположные стороны, централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах и смещенные вперед силовые агрегаты, располагавшиеся в переднем «свесе» рамы под 4-х местной кабиной из полиэфирной смолы и стеклопластика с обратным наклоном лобового стекла.

История

Это обеспечивало полезную длину грузовой платформы 9 м. и возможность установки на ней крупногабаритных ракетных комплексов. Машина развивала скорость 65 км/ч, могла преодолевать рвы шириной до 2,4 м., подъемы крутизной 29o и 1,1-метровый брод. Уже в 1961 г. на шасси ЗИЛ-135К начали монтировать 11-ти метровые пусковые установки 2П30 с контейнером для крылатых ракет C-5. В 1963 г. на ЗИЛе было собрано шасси «135КМ», ставшее в 1966 г. базой для машины БАЗ-135МБ с одним 300-сильным двигателем ЯМЗ-238Н V8, 5-ти ступенчатой коробкой передач, 2-х ступенчатой раздаточной с межбортовым блокируемым дифференциалом и с удлиненной 6-ти местной кабиной.

История

На этом шасси монтировалась пусковая установка СПУ-35Б берегового оперативно-тактического ракетного комплекса 4К44 «Редут», а с 1972 г. — пусковая система СПУ-143 комплекса ВР-3 «Рейс» для запуска беспилотных летательных аппаратов Ту-143 тактической разведки. В его состав входила тяжелая транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143. Шасси «135МБК/МБП» снабжались грузовой платформой. В декабре 1964 г., после окончательной доводки в Москве, на БАЗе стали изготовлять шасси ЗИЛ-135ЛМ (8×8). Его главными отличиями от ЗИЛ-135К являлись расположение силовых агрегатов между первой и второй парами колес, сказавшееся на уменьшении полезной длины грузовой платформы, использование механической 5-ти ступенчатой коробки передач, независимой торсионной подвески крайних колес и новой 4-х местной стеклопластиковой кабины.

История

На первой же партии из 10 машин БАЗ-135ЛМ, развивавших скорость 65 км/ч, смонтировали самоходные пусковые установки 9П113 тактического ракетного комплекса 9К52 «Луна-М», созданные Волгоградским заводом «Баррикады», а также оборудование транспортно-заряжающей машины 9Т29. В 1964-68 гг. на БАЗе изготовили несколько опытных образцов шасси: «135Л1» и «135Л2» с 2-х ступенчатыми раздаточными коробками и независимой торсионной подвеской средних колес, «135М1» с одним 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н, Э135Г с газотурбинной силовой установкой и «тропический» вариант «135ЛМТ» для поставки в жаркие страны.

История

Небольшой серией были выпущены 9-ти тонные бортовые машины «135Л4» для работы на строительстве газопроводов, а также создан макетный образец плавающей боевой машины пехоты «проект 1200» (8×8) с пушкой и пулеметом в башне. В серии «135ЛМ» имелись также варианты с защитным экраном моторного отсека и бронированной кабиной. В 1975 г. на вооружение была принята одна из самых мощных советских реактивных систем залпового огня БМ-27 или 9К57 «Ураган», разработанная и выпускавшаяся на «Мотовилихинских» заводах. Она могла запускать 16 реактивных снарядов калибра 220 мм. массой по 280,4 кг. на расстояние до 35 км..

История

Первоначально базой пусковой установки 9П140 и транспортно-заряжающей машины 9Т452 с краном грузоподъемностью 300 кг. служило шасси ЗИЛ-135ЛМ. С конца 70-х гг. для систем «Ураган» выпускалось шасси «135ЛМП» с телескопическими амортизаторами в подвеске, более мощным пневматическим усилителем тормозов и эффективным отопителем. Опытные плавающие модификации предполагалось использовать как самоходные 40-тонные понтоны ПММ. Выпуск шасси серии «135» продолжался до 1994 г. В 1966 г. СКБ БАЗа начало разработку собственных армейских машин второго поколения с несущим герметичным сварным корпусом.

История

Это были унифицированные плавающие шасси полной массой 18-19 т. с колесной формулой 6×6, крайними управляемыми колесами и расстоянием между первыми и вторыми парами осей 2800 и 2600 мм., выполненные по бортовой схеме и приспособленные для боевых действий в районах, расположенных на высоте до 3500 м. над уровнем моря. Они снабжались танковым 6-ти цилиндровым двигателем 5Д20Б-300 мощностью 300 л.с., механической 5-ти ступенчатой коробкой передач и 2-х ступенчатой раздаточной, независимой торсионной подвеской, централизованной системой подкачки шин и двумя водометными движителями. Шасси преодолевали 30o подъем, на шоссе развивали скорость 70 км/ч., на плаву — 8 км/ч.

История

В 1970 г. началось изготовление модели БАЗ-5937 с полезной нагрузкой 7,3 т., задним расположением силового агрегата и 5-ти местным отделением для экипажа. В 1972 г. на вооружение поступили выполненные на ее базе пусковая установка 9А33Б для всепогодного зенитного ракетного комплекса 9К33 «Оса» с четырьмя ракетами. В 1975 и 1980 гг. появились модернизированные установки 9А33БМ2 и 9А33БМ3 для комплексов «Оса-АК» и «Оса-АКМ» с шестью ракетами. Шасси «5938» и «5939», внешне отличавшиеся разной формой передней части корпуса, использовались под командные пункты, транспортно-заряжающие машины 9Т217Б/БМ2 и полевые мастерские.

История

В 1976 г. на вооружение был принят тактический ракетный комплекс 9К79 «Точка» с пусковой установкой 9П129 Волгоградского ГПО «Баррикады», смонтированной на 6,7-тонном шасси БАЗ-5921 с расположением силового агрегата непосредственно за 4-х местным отделением управления. В 1989 г. ее сменила самоходная установка 9П129-1М для нового комплекса 9К79-1 «Точка-У». Шасси «5922» с открытым корпусом использовалось для заряжающих машин 9Т218 и 9Т218-1 с крановым оборудованием. В 7-ми тонном транспортном варианте «59223» оно предлагается до сих пор.

История

В начале 70-х гг. СКБ под руководством главного конструктора И.Л. Юрина приступило к созданию принципиально нового 4-х осного плавающего шасси с бортовой трансмиссией и сближенными парами передних и задних колес на торсионной подвеске. В 1983 г. на вооружение был принят сверхточный ракетный комплекс 9К714 «Ока», базировавшийся на самоходной установке 9П71 завода «Баррикады», смонтированной на новом 12-ти тонном шасси БАЗ-6944 (8×8) с полностью закрытым сварным водо-измещающим корпусом. В его средней части размещались 400-сильный дизель УТД-25 V8, гидромеханическая 5-ти ступенчатая коробка передач и 2-х ступенчатая раздаточная.

История

Две передние оси были управляемыми, для преодоления водных преград служили два водометных движителя. Военная служба уникального комплекса «Ока» оказалась слишком короткой: в конце 80-х гг. неожиданно он был внесен в советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и снят с вооружения, но базовое шасси послужило основой для нового поколения военных машин. Одновременно с ним была построена опытная амфибия «5947» (6×6) с двумя сближенными передними мостами и одним задним, а также «сухопутное» рамное шасси «6950» (8×8) с 4-х местной цельнометаллической кабиной и грузовой платформой.

История

Во второй половине 80-х гг. продолжение работ по совершенствованию специальных шасси под руководством главного конструктора Ю.И. Мосина привело к созданию машин третьего поколения «Основа-1» с бортовой трансмиссией. Базовым являлось плавающее 13-ти тонное корпусное шасси БАЗ-69441 (8×8), внешне напоминавшее модель «6944», но оборудованное двумя дизельными двигателями КамАЗ740 мощностью по 210 л.с. и механическими 5-ти ступенчатыми коробками передач. В это семейство вошло также неплавающее 14-ти тонное шасси БАЗ-69501 с двумя моторами КамАЗ-740 и новой кабиной, которое использовалось для монтажа пунктов боевого управления зенитно-ракетными комплексами «Поляна-Д4М».

История

Его развитием стали 12-ти тонное шасси «69501П» и короткобазный 10,5-тонный вариант «69501ПТ» с цельнометаллической платформой, а также балластный тягач «69531» для буксировки артиллерийских систем полной массой до 15 т.. Для поддержания общественного порядка в системе МВД СССР на шасси «6953» был создан мощный водомёт «Лавина» с бронированной кабиной, способный работать при температуре до — 30oС. Его оборудовали цистерной на 8 тыс. л. воды и дополнительным 180-сильным мотором для привода насоса ПН-40УВ производительностью 40 л/с, служившего для подачи воды под давлением 8-9 атмосфер на четыре лафетных ствола, выбрасывавших ее на расстояние до 60 м..

Рамные 14-ти тонные шасси «69506», «69507» и «69508» снабжались одним 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н и механической 8-ми ступенчатой коробкой передач. К производству была подготовлена также корпусная амфибия «69481». В связи с начавшейся перестройкой и прекращением военных заказов выпуск шасси и тягачей на БАЗе практически прекратился и завод оказался на грани банкротства. Несмотря на все трудности перехода на рыночные отношения и практически полное отсутствие в программе гражданской продукции, в 1993 г. АО БАЗ приступило к созданию обширного семейства неплавающих машин четвертого поколения «Вощина-1» двойного назначения, приспособленных одновременно для военных и мирных целей.

История

Коллектив инженеров под руководством главных конструкторов В.П. Трусова и Ю.А. Шпака, отказавшись от бортовой схемы, создал семейство более простых машин классической компоновки с 3-х местной цельнометаллической кабиной переднего расположения и установленным за ней силовым агрегатом, механической коробкой передач и 2-х ступенчатой раздаточной, передними управляемыми колесами на независимой торсионной подвеске и задними колесами на балансирной рессорно-торсионной, всеми блокирующимися дифференциалами, колесными редукторами и системой регулирования давления воздуха в шинах.

История

Базовыми в этой гамме являются 18-ти тонное шасси БАЗ-6909 (8×8) с расстоянием между средними парами колес 3600 мм. и длиннобазовая 20-ти тонная модификация «6910» (4250 мм.) для установки различного оборудования и вооружения. В семейство входят также 13,5-тонное шасси «69092» (6×6) для инженерного оснащения, балластный тягач «6306» (8×8) для буксировки артиллерийских систем массой 15 т. и седельный вариант «6402» (6×6), работающий в составе автопоездов полной массой 50 т.. Были построены также образцы седельного тягача «6403» (8×8) и 30-ти тонного шасси «79094» (10×00).

История

Одновременно завод изготовил многоцелевые шасси «69095» (6×6), «69096» (10×0) и «69099» (12×22) грузоподъемностью 14,2-36,0 т. с монтажной длиной рамы до 12 м.. Все машины комплектуются дизельными двигателями с турбонаддувом Ярославского моторного завода (модели «8424», «8425», «7511», «849») мощностью 400-500 л.с., двухдисковым сцеплением ЯМЗ-151 и 9-ти ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-202. Они приспособлены для работы в наиболее суровых климатических зонах на высоте до 4650 м. над уровнем моря, развивают скорость на шоссе 50-80 км/ч, имеют запас хода 800-1000 км., преодолевают подъемы в 30o и 1,4-метровый брод. В начале 2000-х гг. это семейство принято на вооружение Российской армии. За все время своего существования Брянский завод разработал около 70 различных колесных шасси, из которых 32 выпускались серийно.

История

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГРУЗОВИКИ ЗиС-150 и ЗиЛ-164

Для многих моих ровесников послевоенные грузовики ЗиС-150 ассоциируются с периодом, когда в Москве и других городах развернулось массовое строительство знаменитых пятиэтажек-хрущёвок. Тысячи самосвалов на базе этих машин доставляли на стройплощадки бетон, множество седельных тягачей с громоздкими полуприцепами — стеновые панели, а бортовые автомобили — все остальные грузы, в том числе и людей, что в ту пору не возбранялось правилами дорожного движения. Кстати, в те годы бетоновозов-миксеров у нас ещё не было, и, чтобы бетон преждевременно не схватился, самосвалам приходилось перемещаться по городским улицам с немалыми скоростями, щедро расплёскивая при этом содержимое кузовов.

Речь идёт о самых массовых грузовых автомобилях того времени — ЗиС-150 и ЗиЛ-164, различить которые могли разве что специалисты да всезнающие мальчишки — они-то знали, что у «сто пятидесятого» радиаторная решётка имеет горизонтальные прорези, а у «сто шестьдесят четвертого» — вертикальные.

Замену знаменитой «трёхтонке» ЗиС-5 конструкторы московского Автозавода Имени Сталина начали готовить ещё в довоенные годы, поскольку машина, основой которой в 1 920-е годы стал американский грузовой автомобиль Autocar, уже не подлежала дальнейшей модернизации. Стране требовался новый грузовик — более мощный, большей грузоподъёмности, более долговечный и более удобный для водителя.

Опытные образцы нового грузовика, получившие название ЗиС-15, были построены в 1938 году. У машины была новая рама, иная цельнометаллическая трёхместная кабина и модернизированный двигатель мощностью 82 л.с. Предполагалось, что базовая модель ЗиС-15 станет основой для целой серии машин — автобуса, самосвала, автомобиля повышенной проходимости и ряда других.

Однако серийному производству

modelist-konstruktor.com