ЗИЛов век: Зона №6. Репортаж из сборочного цеха. Зил цеха


Зона №6. Репортаж из сборочного цеха

1 Ноября 2016, 12:56

Кипящий чугун перевозили по литейке в специальных вагонетках, подвешенных к рельсу на 8-метровой высоте. Вагонетками управляли милые с виду тетечки, каких мы обычно знаем по бухгалтерии или кадрам. Им категорически запрещалось останавливаться по ходу маршрута, ведь если вагонетку затормозить в том месте, где рельс делает поворот, люлька с расплавленным металлом начинает раскачиваться. Но если две вагонетки едут навстречу друг другу по соседним рельсам, почему бы не остановиться и не потрещать, пусть даже и на повороте…

Посчитали всех. По выезду с завода большинство лимузинов не имели привязки к персоне, а теперь у каждого своя история, свой знаменитый пассажир

Время от времени начальник лаборатории сообщал нам, что одного засыпало ядовитой смесью, второй стал инвалидом, свалившись под движущуюся ленту, у третьей родился мертвый ребенок – молоко, выдаваемое на вредном производстве, почему-то не помогало. Между тем в литейке трудилось много иногородних девиц: зарплата сносная, платят вовремя, льготы, стаж. Опять же от плавильщиков, шлаковщиков и формовщиков отбоя нет. Иные совершенно искренне надеялись получить от ЗИЛа жилье и потому ходили на митинги с Лужковым – в те годы градоначальнику очень нравилось выступать на заводе: «ЗИЛ – это индикатор процессов, происходящих в стране…»

Как это было

Лаборант погружался в черный туман литейки лишь несколько раз в день – взять пробы шихтовочных и формовочных смесей на анализ. Сами исследования проводили уже на чердачном, экологически чистом этаже. «Протоколы испытаний» разносили по участкам одновременно с забором следующей дозы образцов, производившейся ежечасно. Литейщики, прямо скажем, мало внимания обращали на наши бумажки, но случалось, что смеси были откровенно некондиционными. Стало быть, отливки, которым не более часу от роду – бракованные. Их отправляли в утиль, руководители подразделений обкладывали друг друга по матушке, а мы, будущие инженеры, никак не могли взять в толк, почему нельзя сначала исследовать смесь, а потом брать ее в производство. Эта особенность зиловского техпроцесса навсегда останется одной из многих неразрешимых загадок...

Через год в моторном корпусе я целый месяц нажимал кнопку на станке с ползающей туда-сюда фрезой. В день моего дебюта в «моторке» сильно переругались: три сотни чугунных блоков пошли в брак из-за того, что линия по механической обработке, сбившись с программы, насверлила в них лишних дырок… Вот такие п­роисшествия – серьезные и помельче – и составляли тогдашнюю заводскую жизнь. Трое молдавских гастарбайтеров, орудуя одним гайковертом, срывают головку болта, пытаясь прикрутить петлю к двери кузова. На помощь вызывают старшего мастера с 30-летним стажем, который высверливает отверстие в теле болта, нарезает левую резьбу, вынимает болт. Затем ветеран сам устанавливает петлю как нужно – все это время молдаване травят байки. Вот встал конвейер: молоденький солдатик не успел поменять насадки на своем пневматическом пистолете – он несет службу не только за себя, но и за троих старослужащих, мирно спящих в мусорных контейнерах. В этом смысле Лужков был совершенно прав про индикатор...

Заняв почетное рабочее место в КБ Общей компоновки грузовых автомобилей, я, к своей радости, обнаружил, что не производством единым жив ЗИЛ. Не сходится кинематика поворота на исполнении 6309 с 9-метровым лонжероном? (Завод заказал у себя же машину для перевозки 40-тонных штампов.) Алексей Алексеевич, наш ведущий конструктор, ждет, пока после трех дней работы у меня иссякнет терпение, и объясняет, что сойтись эта гадская кинематика в принципе не может, поскольку на всю модельную линейку осталась одна-единственная рулевая трапеция, в то время как под каждую «базу» нужна своя, оригинальная. Потрачена неделя на компоновку моторного отсека с бескапотной кабиной, оставшейся со времен проектирования «Камаза»? Вместе с похвалой получаю рекомендацию «сжечь книжку». На заводе остались помещения, возведенные еще при Рябушинских, – бескапотник просто не пройдет в них по высоте. Я не дуюсь на Алексей Алексеича, ведь в некотором роде мы с ним «однокашники»: в 1954 году он поступал в МАМИ, и Владимир Оттович Шмидт, принимавший у меня диплом в 2000-м, уже тогда сидел в приемной комиссии.

Производство №6

Короче говоря, когда несколько лет назад по обеим сторонам улицы Автозаводская стали исчезать производственные корпуса, я не расстроился. Все мои теплые воспоминания о «зиловском» периоде связаны исключительно с людьми – учителями, начальниками, инженерами. Большому заводу не место в центре города, и хорошо, что с этим не спорят. В ближайшее время территорию бывшего автогиганта покинет фирма ААТ, находящаяся в совместной собственности ЗИЛа и японской фирмы IHI. Сейчас она еще продол­жает штамповать кузовные детали для московского завода Renault, петербуржского Nissan, калужского Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Между тем на ЗИЛе еще теплится оригинальное производство! «Членовозы», то бишь машины, предназначенные когда-то исключительно для транспортировки членов Политбюро, по-прежнему производят в МСЦ №6 – в том же цеху, на том же оборудовании и с теми же людьми. Извилистый путь к «производству номер шесть» мне показывает Юлия Куклина, мой сталкер по «зоне ЗИЛ» и по совместительству замгендиректора «Автомоторного общества Завод индивидуальных лимузинов» – новое название дает прежнюю аббревиатуру.

С улицы Автозаводской сворачиваем на Проектируемый проезд №4965 и через ближайший правый поворот попадаем на гигантскую стройплощадку. Между котлованами идет узенький проезд, размеченный бетонными блоками. Не без труда держусь за «Мерседесом» замгендиректора – так лихо Юля вкручивает свою машину в повороты. Секрет мастерства таков: иногда по выходным она тренируется за баранкой одного из трехтонных 6,3-метровых лимузинов, отреставрированных в МСЦ №6. Бывший главный зиловский цех размещается в секторе, где еще не успели развернуться девелоперы.

Как только минуем шлагбаум, тут же оказываемся в совершенно ином мире: время законсервировалось, пусто – ни людей, ни машин. Автобусные остановки с расписанием, номера проездов вместо улиц, старые производственные помещения с маленькими окошками, как на старых дачных верандах, вывески вроде «Арматурный цех», «МСЦ» и прочие, никому нынче ни о чем не говорящие. И самое главное – никаких признаков современности. Того и гляди, на Проезд №36 вырулит заводской ЛиАЗ, идущий к четвертой проходной, а из репродуктора послышатся позывные зиловского радио…

Откуда дровишки?

В начале 2015 года назад группа инициативных предпринимателей выкупила у завода цех сборки «членовозов» вместе со всеми складами – оставшиеся на тот момент сотрудники с радостью переоформились на новую работу. Именно в сотрудниках, многие из которых помнят едва ли не каждый лимузин по номеру шасси, а также в складах, с истощением которых «АМО ЗИЛ» превратится в рядовую реставра­ционную мастерскую, сосредоточена почти что вся ценность компании. Юля сразу признается, что история эта скорее не коммерческая, просто «хозяин очень любит ЗИЛы». В этом смысле за судьбу «Синей птицы» – знаменитого вездехода, созданного для поиска космонавтов, равного которому по проходимости и по сей день не сыскать, – можно не волноваться. Один из образцов приведен в полную боевую готовность. Скоро полностью восстановят и опытный ПЭУ-1 с колесной формулой 6х6, предшественника «Синей птицы», а вот к реставрации первого в СССР магистрального автобуса ЗИЛ-127 (от него в цеху только кузов) приступят лишь в следующем году. В идеальном состоянии микроавтобус 118 «Юность» конца 60-х, произведший фурор в Европе, – его, как и многие другие заводские разработки, не смогли поставить на конвейер, отчего экспортные планы так и не воплотились. К слову, уже почти готов макет спускаемого аппарата для ПЭУ-1. Все эти экспонаты выставят в будущем музее, который и собирает сейчас «новый ЗИЛ». А вот гвоздем программы, вне всякого сомнения, станет шнекоход, который приступал к работе на таком грунте, перед которым пасовала даже «Синяя птица».

Собственно, именно реставрация лимузинов – основной бизнес нынешнего ЗИЛа. Правда, несколько обеспеченных счастливчиков еще могут получить совершенно новый автомобиль. Речь идет об экземплярах, которые были подготовлены к сборке еще в «старорежимное» время, но затем, со слов Юлии, «заморожены на 7-10 лет» – это короткобазные автомобили 41041.

Кроме того, сейчас в покраске находится длинный 41047, собранный на последнем в истории «завода Лихачева» легковом шасси №154. Имеется и последний «броневик» с толщиной боковых стекол в 75 мм. Совершенно новый, тоже на продажу. Минимальная цена – 300 000 долларов (по курсу на день оплаты) за длинный 41047, а вот «коротыш» стоит дороже, так как 41041 выпустили в меньшем количестве, и у коллекционеров он ценится дороже.

Поскольку правительственные «зилы» были рамными, а все навесные кузовные панели выбивались киянками по деревянным моделям, сейчас с нуля можно заказать только кабриолет. А вот крышу в кустарных условиях нынешнего МСЦ №6 изготовить нереально – в прежние времена ее штамповали.

Что касается прочих запчастей – все в наличии, благо выпускали мелочевку с хорошим запасом. Помню, как удивлялся, когда в конце 90-х увидел в МСЦ №6 груду реакторов, которая превышала человеческий рост – в ней было штук двести этих реактивных звеньев от гидротрансформатора. Ни о какой секретности тогда уже речи не шло. Сейчас у Юли на складе имеются и сами «бублики» в сборе. Юля показывает мне только две штуки, но тут же добавляет: «Знаю место, где есть еще три в идеальном состоянии и еще один – под ремонт». Если понадобится двигатель (V8, 315 л.с., два четырехкамерных карбютатора), их в запасе еще два десятка, готовых кузовов – десяток. Идем дальше. «Вот седан на шасси №25, еще не совсем обкатанный, проехал пока меньше 50 км». Интересуюсь: ищете покупателя? «Нет, покупатели сами найдутся, если не сейчас, так через пять лет, особой остроты в них мы не испытываем».

Еще один актив нынешнего ЗИЛа, пожалуй, самый ценный – полный комплект документации на все правительственные легковушки, начиная с ЗИС-101. Не менее важна и локация. Юля признает, что если им придется покинуть МСЦ №6, фирма тут же превратится в самый обычный автосервис, потому новый ЗИЛ постарается остаться на исторической территории. К примеру, можно договориться о возведении нового здания или переехать в КЭиР. По некоторым данным, «эксперименталку», УКЭР (Управление конструкторских и экспериментальных работ), «Кавказ» (Испыта­тельный моторный корпус) и здание заводоуправления планируется сохранить.

Между тем производственные мощности российско-японского ААТ в ближайшее время совершенно точно переносят на территорию бывшего АЗЛК, где поднялся технополис «Москва». Закончив экскурсию, Юля ставит на мой пропуск печать, дату, время, инструкти­рует, как вести себя на проходной: остановиться перед шлагбаумом, открыть багажник. А я вспоминаю, как за каждое свое опоздание на прежний ЗИЛ, даже на одну минуту, вынужден был писать в кадры покаянные объяснительные: «в связи с плохой работой транспорта…», «обя­зуюсь искоренить», «был не прав – исправлюсь». После трех объяснительных можно было схлопотать выговор, затем еще два и наконец положить заявление на стол. Ловлю себя на мысли, что именно с зиловских времен я прихожу на работу вовремя, а на встречу с Юлей к бывшей проходной №4 прикатил аж на полчаса раньше.

Была ли статья полезной?

automobili.ru

Цех по производству автомобилей представительского класса

Идея попасть в место где производились и производятся по сей день отечественные автомобили представительского класса (в народе "членовозы") у нас созрела уже давно, но подходящего момента все никак не было. Наконец-то звезды сложились как надо, и в одну холодную, зимнюю ночь мы предприняли попытку попасть в интересующий нас цех, на территории завода имени Лихачева. Идти к нему надо было почти через весь завод, который хоть и выглядит местами заброшенным, но пока еще работает и охраняется.

На улице стоял полный штиль и гробовая тишина, которую мы нарушали хрустом снега под ногами, порой казалось, что наши шаги слышны за километр. Это порядком добавляло нервозности. Удивительно, но не смотря на холод и поздний час, охрана завода не спала и периодически объезжала территорию на машине. Но заметить нас им не удалось, машина их было шумной, а мест где можно заранее притаиться на заводе уйма. На весь поход до цеха ушел почти час. Естественно нужный корпус не встречал нас распахнутыми дверьми, да и с виду внутри был минимум один дежурный. Но сдаваться мы были не намерены. И спустя некоторое время мы уже оказались внутри и бесшумно приступили к фотосъемке.

01. Цех по производству "членовозов" правильно называется ЦЛА ( цех легковых автомобилей ), он же 6-й механосборочный цех ЗИЛа. Построен он был в 30-х годах прошлого века, скорее всего во время второй реконструкции завода, как раз тогда на заводе наметился выпуск легковых автомобилей.

02. Если бы меня каким-нибудь мистическим образом затянуло во временную воронку на несколько десятков лет назад, то вокруг была бы точно такая же обстановка. Разница лишь в том, что мне знатно досталось бы от охраны, ведь в этот цех можно было попасть только по специальному пропуску из КГБ и даже руководство завода не всегда могло в него попасть.

03. Упоминаний об этом цеху в книгах, журналах как и в интернете очень мало. Попадающаяся информация обычно относится к нашему времени, а меня, наоборот, интересовала самая ранняя история производства. Поэтому о многом пришлось догадываться на основе увиденного, так что вполне вероятно, что в описании будут ошибки, за которые заранее приношу извинения.

04. В данном здании был налажен мелкосерийный выпуск специальных автомобилей и машин для высшего руководства. Единственное исключение был микроавтобус "Юность" о нем более подробно я расскажу ниже.

05. С какой модели было начато производство именно в этом цеху выяснить точно мне не удалось. Но первым выпущенным автомобилем представительского класса на заводе был ЗИС-101 ( 1936 - 1941 г.) Планировалось выпускать не меньше 10 000 автомобилей в год, что никак не могло соответствовать действительности. За все 5 лет выпуска, заводу так и не удалось выполнить хоть бы план одного года (всего было выпущено 8 752 автомобиля). Причин для невыполнения плана было несколько, но основной ошибкой был неудачный выбор прототипа - «Бьюик» модели 1934 года. Американская машина была сложная в производстве и, как следствие, наладить качественное серийное производство не очень-то и получилось. Поэтому "советский "Бьюик"" - ЗИС-101, так и не стал машиной для высшего руководства. Сталин по прежнему предпочитал машины американского производства.

Стоит отметить, что кузов не был точной копией американского аналога, его спроектировала специально для ЗиСа американская кузовная фирма "Амби-Бадд"

На фотографии ЗИС-101А в специсполнении для кремлевского гаража. 1940 г.

06. Следующая попытка создать машину для высшего руководства СССР, началась в годы Второй мировой войны. 14 сентября 1942 года Наркомат среднего машиностроения издал приказ о создании на заводе имени Сталина (После смерти И.А. Лихачева завод переименовали в его честь и он стал носить привычное для нас название - ЗИЛ) нового легкового автомобиля высшего класса. Для меня это решение кажется странным, страна все ресурсы мобилизует на борьбу с немецкой армией, а верхушка думает о лимузинах. Но речь не об этом.

Зная любовь Сталина к машинам марки "Packard", его и взяли за основу. Внешне новая машина, получившая название ЗИС-110, была практически идентична "Packard 180", но инженеры ЗиСа внесли ряд изменений внутри машины, например увеличили расстояние между цилиндрами, тем самым улучшив охлаждение двигателя, этим они добились решения "паккордовской" проблемы моторов - перегрева. 20 сентября 1944 года образец ЗИС-110 был утвержден Государственным комитетом по обороне и, меньше чем через год, 20 июля 1945 года началась сборка первой партии. Всего с 1945 по 1958 год было собрано 2072 автомобиля.

Маршал Г.К. Жуков в автомобиле ЗИС - 110Б

07. Ненадолго отвлечемся от истории легковых автомобилей ЗИЛа и посмотрим как собирались машины в ЦЛА.

08. Несмотря на изменение модельного ряда автомобилей, принципы производства в этом цеху остались такими же, какими они были еще в советское время.

09. Для создания кузовных панелей используются специальные деревянные шаблоны сделанные из дуба, на которых металлический лист выколачивают, рихтуют и выравнивают с помощью оловянного сплава. Думаю всем понятно, что это делается вручную.

10. Такое изготовление деталей дело кропотливое, требующее времени и определенного мастерства.

11. Так же можно отметить, что при таком производстве намного легче произвести изменение в дизайне автомобиля, чем при серийном.

12. Очевидно, что изготавливая детали кузова таким методом, наладить большой выпуск автомобилей невозможно, но оно и не нужно, на кой обычным советским людям тысячи лимузинов.

13. В отличии от массового производства, где будущий автомобиль перемещается по конвейеру и обрастает деталями, в этом цеху используют стапеля. На них фиксируются рама автомобилей и к ней уже привариваются детали.

14. Элементы кузова приваривают снизу вверх. На этом этапе требуется максимальная точность.

15. Конечно, все оборудование уже давно не менялось, но вместе с классическим методом сборки это делает выпускаемые автомобили еще более уникальными.

16. На изготовление одной машины уходит примерно полгода. В лучшие годы ЦЛА изготавливал порядка 20 автомобилей в год, сейчас этот показатель ниже - 5-7 автомобилей в год, если не меньше.

17. Примечательно, что в этом цеху был практически полный цикл производства автомобиля.

18. Коэффициент "чистого продукта" составлял 0,7, то есть 70% машины изготавливалось в этом месте.

19. Для покраски деталей в цеху стоят специальные камеры.

20. Окраска производится нитроэмалью, с нанесением краски в 9 — 15 слоёв. После каждого слоя окраски идет сушка и полировка.

21. Последний слой наносился и полировался по окончанию обкаточных испытаний, на которых зачастую машины проезжали больше 1000 километров.

22. В этом же цеху изготавливались деревянные элементы внутренней отделки салона и обивка.

23. Пошивочная, совсем небольшая и отделена от цеха перегородками с окнами.

24. Вот на этих столах, что на фотографии, вырезают нужные элементы отделки из кожи, либо ткани.

25. Вернемся к истории модельного ряда легковых автомобилей завода ЗИЛ.

26. К концу 40-х годов прошлого века ЗИС-110 уже явно устарел, но несмотря на это верхушку власти всё устраивало. Конструкторы же посчитали, что время создать новый автомобиль и в 1949 году приступили к разработке. Стоить помнить, что экономика СССР была плановой, поэтому, когда об этой разработке "втихаря" узнали, то разразился скандал и проект закрыли. Но конструкторское бюро все равно продолжало заниматься работой над различными узлами, для нового представительского автомобиля.

Бытует мнение, что после Женевской конференции в 1955 году, Никита Сергеевич Хрущев оказался под большим впечатлением от роскошного автомобиля американского президента Эйзенхауэра, и дал распоряжение в кротчайшие сроки разработать новую машину высшего класса. В 1956 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке был представлен опытный образец ЗИЛ-111 "Москва" выполненный по эскизам Валентина Николаевича Росткова.

"Москва" Хрущеву не понравилась, так как выглядела довольно устаревшей, по сравнению с американскими новинками. Поэтому был организован открытый конкурс на стилистическое решение нового лимузина. В конкурсе победила работа Льва Еремеева, который в это же время занимался дизайном автомобиля ГАЗ-13 "Чайка".

По доброй традиции, для изготовления внутренней начинки нового автомобиля использовался опыт иностранного автомобилестроения. Поэтому автозавод закупил ряд автомобилей американского производства, чтобы их изучить. При этом речь не шла о полном и бездумном копировании, но и полученный в итоге автомобиль нельзя назвать полностью отечественной разработкой. Конструкция ЗИЛ-111 имела все обычные атрибуты американских дорогих автомобилей середины 50-х: рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес, V-образную восьмерку, автоматическую коробку передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, автоматический привод стеклоподъемников, антенны, мягкого верха и кондиционер. Первая машина была выпущена в 1959 году, но уже через 2 года произошла полная модернизация внешнего вида. Это было обусловлено тем, что новые американские автомобили задали новую моду на эстерьер, да и большое сходство с "Чайкой" напрягало высшее руководство.

Обновленная машина получила индекс ЗИЛ-111Г. Этот вариант выпускался до 1967 года. В отличии от предыдущих легковых машин представительского класса выпускавшихся на заводе, машины были строго ориентированы на нужды Кремля. Из-за этого на базе ЗИЛ-111 было выпущено всего 112 автомобилей в различных вариациях.

ЗИЛ-111Г

27. Помимо легковых автомобилей представительского класса, ЦЛА еще выпускал микроавтобусы - ЗИЛ-118 "Юность", которые, к сожалению, так и не пошли в серию. Первый микроавтобус ЗИЛ-118 появился в 1961 году, за основу была взята база лимузина ЗИЛ-111.

28. Впервые увидев микроавтобус "Юность" Н.С. Хрущев воскликнул: "Вот это настоящий народный автомобиль!". Оно и не удивительно, для удобства пассажиров были сделаны комфортные сиденья, индивидуальное освещение, радиоприемник с четырьмя динамиками, пепельницы, крючки для одежды, эффективные системы отопления и вентиляции. Для лучшей термоизоляции и звукоизоляции салона пространство между наружными и внутренними панелями кузова заполнялось пенополиуретаном.

Вроде бы начало для новой машины было более, чем хорошее, но, увы, как я и говорил выше, экономика была плановой и, чтобы получить "добро" на производство, нужно было уведомить Госплан СССР заранее, лет так за 10 до начала выпуска. Поэтому в серию эти автомобили не пошли. За период 1961-1970 год в этом цеху было собрано всего 20 "Юностей".

29. Самым большим достижение микроавтобуса было международное признание в 1967 году. "ЗИЛ-118 "Юность" завоевала 12 призов на Международной недели автобусов в Ницце, включая Большой приз Президента Французской республики.

30. Вместе с обновлением линейки лимузинов, менялся и микроавтобус. В 1971 году на ВДНХ была представлена обновленная "Юность", которая как и первая версия была высоко оценена и так же, к сожалению, не нашла места в госплане новой пятилетки. За три последующих года завод не выпустил ни одного микроавтобуса. Неожиданно, в середине 70-х годов, на завод стали поступать небольшие заказы на "Юность", но они были нужны не для использования их как туристические автобусы и маршрутные такси, как было задумано конструкторами, а для созданий узкоспецилизорованных версий. Их использовали: для минздрава, как специальная скорая помощь; для нужд МВД, как криминалистические лаборатории; для кинематографа; и для размещения специального оборудования КГБ. Всего с 1971 года по 1993 год было собрано 86 микроавтобусов.

31. Сейчас в цеху стоит несколько недоделанных кузовов последней версии "Юности" - ЗИЛ-3207.

32. Несмотря на то, что завод имени Лихачева сейчас находится в упадке, цех по прежнему функционирует.

33. В нем до сих пор трудятся сотрудники. Немало среди них, тех кто всю сознательную жизнь проработал изготавливая машины для высшего руководства.

34. В наше время большую часть времени ЦЛА занимается ремонтом автомобилей, которые здесь же и были произведены.

35. Так же сотрудники в цеху находят время и желание создать, что-то новое.

36. Но об этом, а так же о продолжении истории модельного ряда легковых автомобилей ЗИЛа, я напишу в следующей посте. В котором мы спустимся на первый этаж где стоит готовая продукция.

Если Вам нравятся путешествия по таким местам то добавляйтесь в друзья в один клик

saoirse-2010.livejournal.com

Прессовый цех ЗиЛ: jst_ru

Прессовый цех. На мой взгляд, самый интересный по сохранившимся внутренностям

Построен в 1935 году. (с) Фото и

архитектурная справка

Масштабные впечатляющие машины

Всё это будет распилено на чермет, а цеха снесены

Цеха ЗиЛа соединены конвеерными лентами, идущими через них и по крытым эстакадам

Но это в следующих сериях

Роботизированная рука

Пресса именные

Цех успел поработать и в век интернета, и поэтому на популярном файломогильнике можно

прочитать необычайно живые и полные Завода воспоминания о работе там

Пульт!

Тачка штукенций металла

Местами цех от прижизненных фото еще не отличается

Монтерское

Это уже распилили

Часть цеха сноса дожидаться не стала и обвалилась сама

Последний светоаэроционный фонарь просвечивает насквозь лампой

осень 2013

jst-ru.livejournal.com

Зил. Часть 4: Юго - восточная территория (очень большой пост): samnamos

Как вы, наверное слышали, в 2013 году, был принят проект перепланировки северной производственной зоны «ЗиЛ» (завода им. Лихачева) с постепенным выводом из эксплуатации промышленных цехов. Территория была разделена на девять частей, на которых уже частичино достроены и строятся новые жилые микрорайоны, деловой центр, парки и спортивные площадки. Раннее предполагалось частично сохрнатить южную часть производства, где сейчас собирают автомобили Renault и Citroen, а до недавних пор и премиум - лимузины "ЗИЛ", однако и эти последние цеха недавно было решено снести.Всего за несколько лет значительная часть территории в 330 гектар превратилась в пустыри и руины от бывших зданий и цехов. На месте самых первых снесеннных цехов сейчас возвышается новое здание Ледового дворца и новые жилые комплексы, на остальных частях огромной территории идет строительство или подготовка площадок для... Тем не менее, небольшая часть легендарного ЗИЛа еще цела, хотя уже и не функционирует, храня отголоски былых времен. На сегодняшний день лучше всего сохранилась юго - восточная часть завода, где находились автосборочный, кузнечно - механический и складские цеха. Сейчас идет их демонтаж. Лишь несколько цехов, где ведется сборка Renault и Citroen пока что остается нетронутой. По разным слухам их тоже начнут демонтировать, когда закончится контракт на аренду - через 3 года.Очень скоро на месте бывших производств появятся жилые комплексы и скверы, а от заводских построек  останется лишь история. Приглашаю вас взглянуть, на то, как выгядит легендарный ЗИЛ сейчас.

Прежде всего, для лучшего понимания территории, приложу фрагмент карты ЗИЛа. Почти все постройки севернее МЦК уже снесены. На южной территории процесс сноса завершен примерно на 40%, и идет полным ходом. Несколько масштабных сооружений уже ушли в историю, а именно - Кузовной цех по производство лимузинов, цех по производству холодильников, склады ПСК и высотный склад. В настоящее время идет демонтаж остальных. Часть из них, помеченных на карте цифрами, мы посетим. Для удобства разделил этот обзор по частям:

1) Административно -  бытовой корпус

Наше путешествие по южной территории ЗИЛа мы начнем с Административно -  бытового корпуса цеха АСК. Здесь находилась дирекция, бухгалтерия, столовая, раздевалки, актовый зал, отдел кадров и администрация сборочного цеха. Здание было построено в 1974 году.

Напротив расположен и сам цех АСК, ему повезло меньше. Идет демонтаж конструкций.

АБК пока еще не сносят, но внутри уже давно царит беспорядок.

Последние работники покинули здание в 2012 году...

Несмотря на бесхозность, в некоторых коридорах до сих пор горит свет.

Пройдемся по комнатам.

Бухгалетрия. От компьютеров остались лишь блоки, все внутренности ушли на вторичный рынок.

Отдел кадров.

В шкафах тонны, уже никому не нужной, документации.

Прикольная полка и маленькие "атлантики".

Почетный плакат бригаде Алексея Чувашова за улучшения качества выпускаемой продукции.

Позвальная грамота.

Мастерская

Заглянем в столовую. Главный вход в нее располагался прямо с улицы.

Внутри ничего не осталось. Всмысле вообще.

А это - самое большое помещение Административного здания - огромный актовый зал.

В конце зала стоит брошенное пианино, таящее память былых времен.

Поднимемся на крышу. Соседний АСК сносят сразу в нескольких местах.

Работы здесь еще много, но внутри уже пустота...

С другой стороны крыши открывается вид на северную часть территории ЗИЛ и одноименную станцию МЦК. Снизу затопленный тоннель на другую часть территории.

Ласточка очень контрастирует на фоне огромной стройки.

Первая очередь жилья "ЗиЛ - арт".

Провожаем закат и возращаемся на ЗИЛ следующим вечером, чтобы продолжить осмотр территории...  =====>

2) Лаборатория. С нее продолжается наша прогулка. Построена во время войны - в 1943 году. Здесь занимались испытанием деталей автомобилей на различне климатические воздействия и дефектоскопией с использованием радиоактивных изотопов

С виду небольшое четырехэтажное здание оказалось очень интересным внутри.

В кабинетах лежит множество пробирок, сосудов, лабораторное оборудование и различные химикаты.

Отдел документаций.

Подходить к работе с творчеством!

В этом беспорядке можно найти множество предметов из многолетнего прошлого.

Первые два этажа здания занимала мастерская с объемгым оборудованием. Все аккуратно демонтировано.

А половины здания уже и вовсе нет. Идем дальше?

3) Кузнечно - механнический цех. Был построен в 1965 году.

Небольшое здание слва - трансформаторная.

Внутри трансформаторной.

Но вернемся к цеху! Над зданием возвышается огромная доменная труба.

Цех внешне сохранился лучше других. Во всяком случае, найти разбитое окно получилось не сразу.

Как только я высунулся, меня тут же облаяли подоспевшие на звук собачки. Это значит, что внутри есть люди.

Но попробуем подобраться с другой стороны!

Вход всех рабочих осуществлялся через административную часть цеха.

Напротив небольшой тенистый сквер.

Несмотря на оставленную новыми владельцами или охранниками здания надпись, внутри оказалось весьма интересно.

upd: С другой стороны здания аналогичная надпись

Главный вестиблюль.

Сразу же проходим в главный цех. Внутри ничего не осталось.

Однако в некоторых местах до сих пор работает освещение.

Другое дело - административная часть цеха. АБК кузнечного цеха состоит в основном из кабинетов.

Строгие советские интерьеры с зелеными стенами.

У директора комната солиднее - стены облицованы деревянными панелями.

В одной из комнат работники решили оживить пространство вьющимися лианами. К сожалению их уже давно никто не поливал и они завяли.

Помимо административной части, в АКБ было небольшое конструкторское бюро, где разрабатывали чертежи с деталями.

Кульман.

В последние годы работы, в КБ чертили также и на компьютерах.

В шкафах тонны документации и чертежей.

Технологические процессы в цеху.

Немного творчества. Инкрустация.

Семейные фотографии в одном из столов.

Мотивирующий календарь.

Столовая. Здесь обедали, как рабочие, так и руководство.

Лестничный холл. Идем дальше ====>

4) Цех домашних холодильников. Вернее то, что от него осталось... (на фото он справа). К сожалению не сделал фотографий фасада.

Сразу же поднимемся на крышу. На сегодняшний день от цеха сохранился лишь небольшой кусок админастративной пристройки. Сам же цех почти полностью сровняли с землей.

С другой стороны крыши открывается вид на автосборочный (слева) и складской (справа) корпуса.

Внутри администартивной части холодильного цеха ничего интересного.

Одинаковые операционные залы на подобии этого.

Перейдем к самому большому - автостобочному корпусу. =====>>>

5) Автосборочный корпус (АСК)

Цех сейчас активно демонтируют сразу в нескольких местах. Пока в одной части раздается звук болгарки - работают чернметчики, другую часть крушит экскаватор.

Перейдем внутрь.

Весь пол вскрыт, оголены подпольные и подвальные помещения.

В 4 местах можно наблюдать за облаками через огромную дыру в крыше.

Процесс демонтажа этого огромного цеха продлится еще довольно долго.

Хранилище инструментов.

Среди всего этого запустения чудом уцелел корпус одного из последних ЗИЛов.

Соседнее здание - складской корпус АСК примерно в том же состоянии. =====>

6) Складской корпус АСК

Вся поверхность цеха в строительном мусоре. Ходить здесь небезопасно - повсюду торчит арматура, а стрительный мусор сыпется под ногами.

Поднимемся наверх по одной из уцелевших лестниц.

Раньше цех состоял из нескольких этажей. Теперь проемы ведут в пустоту.

Идем дальше - на крышу.

Синее здание - бывший склад детелей. После реконструкции (общивки сэндвич - панелями), корпус проработал недолго. О нем позже.

Вид на склад АСК с торца.

7) Склад деталий

Еще раз фото, для тех, кто пролистал. Так корпус выглядит со стороны.

Корпус недавно реконструировали для перспективного хранения деталей иномарок, но проработал он не долго - всего несколько лет. Склад из сэндвич - панелей сейчас потихньку разбирают. Демонтируют с крыши.

От советского цеха сохранились лишь колонны.

Дыра в соседнюю часть склада. Внутри так же пусто.

Так уходит целая эпоха...

Идем дальше! -----> Следующее здание  - АБК Механо - сборочного корпуса №3.

8) АБК Механо - сборочного корпуса №3.

Вот так выглядит внутреннее пространство.

Пустой огромный зал.

Синее здание - Механо - сборочный корпус №3. Внутри сейчас собирают иномарки.

9) Складские цеха при Прессово - сварочном корпусе.

Год постройки - 1973.

Заглянем внутрь! Как будто попал в прошлое...

Раздевалка

Небольшой цех.

За стеной - снесенная часть.

Поднимемся на крышу.

Вид из светового фонаря на мастерскую.

Соседние склады уже сровняли с землей. На фоне еще один склад Прессово - сварочного корпуса. За ним сам корпус, где сейчас функционирует сборка автомобилей Рено и Ситроен.

Рядом еще несколько небольших административных построек. Идем дальше ====>

10) Центральное управление благоустройства (1989 год).

На первом этаже раньше был склад инвентаря и материалов.

Типовые этажи заняты кабинетами.

Поднимемся на крышу.

На переднем плане - газовый цех, справа - цех доочистки (очистные сооружения).

С другой стороны регулярно проносятся поезда МЦК.

11-14) Другие здания мельком

11) Бывший ж/д диспечерский пункт.

12) Цех доочистки (в настоящее время пока используется).

13) Газовый цех.

14) Механо - сборочный цех: участок мелких серий (остался только фасад).

В следующем обзоре покажу, что осталось от Североной территории. Спойлер: почти ничего :)

А на этом все. Я удивлен, как вы до сюда долистали. Это просто героический подвиг! :DВ любом случае мне очень приятно.

Продолжение следует...

Смотри также:

Часть 1: Цех ремонта электрокаров, литейный, моторный цеха, "Новый" кузовной корпус.

Часть 2: Высотный цех, заводское бомбоубежище на 3000 человек, инженерный корпус.

Часть 3: Лабораторный корпус, инженерный корпус, бомбоубежище (продолжение).

Часть 4: Зил. Часть 4: Юго - восточная территория

Зил. Часть 5: Северная территория (последний пост из цикла)

samnamos.livejournal.com


Смотрите также