☢ Техника Чернобыля во время ликвидации ☢. Зил чернобыль


Автомобили Чернобыля

Техника, которая помогла ликвидировать страшную катастрофу 30 лет назад.

Автомобили Чернобыля авто, история, факты Где-то на Украине на постаменте стоит обыкновенный для 80-х годов поливочный ЗИЛ-130. Но он заслужил почетное место! И здесь не столь важно, что таких машин теперь почти нет. Этот ЗИЛ, как и прочие — такие обыденные в советской жизни машины: «пожарки» и «поливалки», «уазики» и санитарные «рафики», самосвалы и бетоносмесители, как и люди: пожарные и солдаты, строители и водители — первыми весной 1986-го начали работы по ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Люди и техника прибывали в городок Припять из разных концов огромной страны. Чернобыль стал полигоном для испытаний и проверки множества машин. Скажем, импортных промышленных роботов, радиоуправляемых бульдозеров. Несколько специальных моделей автомобилей сделали и советские автозаводы.

Так выглядела импровизированная защита обычных автомобилей от радиации

Так выглядела импровизированная защита обычных автомобилей от радиации авто, история, факты Старые любительские фото сохранили для нас изображения КамАЗов и военных БТРов с самодельными, наскоро прикрепленными к кабинам тонкими листами свинца. Специалистам было понятно: такой «защиты» от радиации недостаточно.

защитная капсула для водителя в стандартной кабине самосвала КрАЗ-256Б1

защитная капсула для водителя в стандартной кабине самосвала КрАЗ-256Б1 авто, история, факты Главная опасность подстерегала, конечно, тех, кто вывозил радиоактивный мусор от разрушенного взрывом 4-го энергоблока АЭС. Заказ на создание специальных самосвалов на базе КрАЗ-256 пришел в Кременчуг 22 июня 1986 г. Предстояло сделать свинцовую капсулу для водителя и накрыть ее штатной кабиной для... маскировки! Смешно и грустно получилось. Помнится, радиостанция «Немецкая волна» сообщила об аварии уже 26 апреля.

Ранний защищенный КрАЗ-256Б1-030 без бокового стекла и с дополнительными зеркалами

Ранний защищенный КрАЗ-256Б1-030 без бокового стекла и с дополнительными зеркалами авто, история, факты Тем не менее, конструкторы во главе с Виктором Холявко построили «маскировочный» макетный образец кабины. Такая конструкция оказалась нежизнеспособной. Хотя бы потому, что к кабине все равно надо было пристроить громоздкий агрегат фильтрации воздуха. Так родился вариант с одноместной кабиной. Капсула для водителя представляла собой сэндвич из 3-миллиметровых стальных листов, между которыми проложили свинец. На полу его толщина достигала 30 мм, сбоку — 25 мм, на крыше — 12 мм. Внутри кабину обшили 8-миллиметровым пластиком. Для выполнения необычного заказа на Украину срочно отправили 60 тонн свинца из Казахстана.

Перед ветровым стеклом толщиной 75 мм закрепили штатное со стеклоочистителем

Перед ветровым стеклом толщиной 75 мм закрепили штатное со стеклоочистителем авто, история, факты Стекла кабины имели толщину 75 мм. К ветровому прикрепили штатное стекло со стеклоочистителем. Поначалу толстых стекол не хватало, поэтому первые восемь машин оснастили только передними, бокового не было. А для улучшения обзорности поставили два дополнительных зеркала.

КрАЗ-256Б1-030 с боковым стеклом кабины за работой

КрАЗ-256Б1-030 с боковым стеклом кабины за работой авто, история, факты Вся эта конструкция весила около 3 тонн! Пришлось дорабатывать ходовую часть автомобиля. У КрАЗа-256Б1-030, в частности, усилили левый лонжерон рамы и левую рессору. Левую шину предписывали качать до 7,5 кгс/см, правую — до 6,5. Насос гидроусилителя руля отрегулировали на большее давление, чтобы водителю было полегче управлять такой махиной. В раздаточной коробке зафиксировали пониженную передачу, из кабины убрали рычаг управления раздаткой. Не было в машине и отопителя. Зато появилась мощная установка для фильтрации воздуха. А чтобы обеспечить ее работу даже при выключенном двигателе, в КрАЗ поставили четыре аккумулятора. Первый самосвал после коротких испытаний в окрестностях Кременчуга 10 июля отправили в Чернобыль. За неделю собрали еще семь машин, а последние из восемнадцати защищенных автомобилей отгрузили уже 27 июля 1986-го. Свою задачу кременчугские «капсулы» выполнили.

ЛАЗ-692 с радиационной защитой, построенный на базе ЛАЗ-695Н

ЛАЗ-692 с радиационной защитой, построенный на базе ЛАЗ-695Н авто, история, факты Еще одна страница истории «чернобыльских» автомобилей — автобусы, на которых возили людей в зоне заражения. Большой ЛАЗ-692 сделали из ЛАЗ-695Н. Защита его была, конечно, ниже, чем у самосвала, ведь автобусы не работали в зараженной зоне часами. Большинство окон заделали свинцом, наглухо закрыли люки в крыше, огородили заднюю площадку машины возле двигателя. Конечно же, поставили мощное устройство фильтрации воздуха.

«Таджикистан-3205», созданный Чкаловским заводом в Таджикистане

«Таджикистан-3205», созданный Чкаловским заводом в Таджикистане авто, история, факты Автобусы поменьше имели не очень известную даже в СССР марку «Таджикистан». Их делал завод, расположенный в городе Чкаловске, известном некоторым как Ленинабад-40. Это предприятие, сформированное некогда из авторемонтного завода при горнообогатительном комбинате, подчинялось Минатому. Вероятно, поэтому ему и поручили выполнить необычный заказ. «Таджикистан-3205», базировавшийся на узлах ЗИЛ-130, доработали примерно так же, как ЛАЗ. Сведений о количестве собранных в Чкаловске защищенных автобусов нет. Автомобили Чернобыля авто, история, факты Ни одна из упомянутых здесь машин не сохранилась — свои дни они закончили в могильниках. Как, впрочем, и целая армия гражданских автомобилей — тех самых обычных «пожарок», поливалок, автобусов, а также военной и прочей техники, включая вертолеты. Всего этого железа еще немало в районе, где три десятилетия назад произошла страшная авария.

Источник:

Ссылки по теме:

fishki.net

Чернобыль, техника ликвидаторов. - Максим Мирович

15

Возле пожарной части в городе Чернобыль есть небольшой музей под открытым небом. В нем представлена та самая техника, которая принимала участие в ликвидациях последствий чернобыльской аварии — причем, принимала участие в самых "горячих точках", где не могли работать люди — это крыша машзала и Третьего энергоблока.

Большинство устройств, работающих при столь высоких уровнях радиации, уже давно захоронены как твердые радиоактивные отходы, но часть техники удалось отчистить до более-менее приемлимого уровня — когда к ней можно подходить на 5-6 метров.

Итак, сегодняшняя прогулка — по музею техники возле пожарной части в Чернобыле.

02. Подъезжаем к пожарной части. Возле нее находится вот такой памятник всем тем, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии.

01

03. Дозиметристы, пожарные, военные и врачи как бы заворачивают, закрывают разрушенный Четвертый блок огромным покрывалом. Этот памятник создали сами работники пожарной части Чернобыля.

04

04.

03

05.

05

06. А чуть в стороне от памятника находится выставка техники. Это она помогала "заворачивать покрывалом" разрушенный Четвертый энергоблок — в тех зонах, где нахождение человека было смертельно опасным. Впрочем, крышу Третьего блока в итоге все равно чистили люди — почти 4000 человек работали по 1-2 минуты в излучении от 1000 до 10000 рентен в час.

16

07. Для очистки кровель станции старались приспособить все, что только возможно. Вот небольшой радиоуправляемый бульдозер. Работал, скорее всего, не на кровлях, а внизу, под стенами — собирал упавший сверху радиоактивный мусор — куски графита, части активной зоны реактора и прочее.

06

07. Передача ковша с усиленной цепью. Бульдозер сгребал мусор в ковш, а затем опрокидывал его назад, в кузов. В месте переброски груза борта кузова нарощены дополнительными секциями.

17

09. Вот эта штука работала непосредственно на очистке кровель ЧАЭС. По предложению инженера Самойленко, что руководил штабом ликвидации последствий аварии, на крыше Третьего блока был разбит бетонный парапет, и вот такое устройство с ковшом, как у грейдера, проезжало по крыше и сбрасывало радиоактивный мусор вниз.

Создан этот "атомный грейдер" на базе советского лунохода. Всего их было 4 штуки, три из которых давно захоронены в ядерных могильниках. Оставшийся четвертый — более-менее чистый, но близко подходить все равно не стоит, уже в 4-5 метрах дозиметр начинает показывать приличное превышение уровня радиации.

07

Вот в этом видео Самойленко рассказывает про очистку кровель (фрагмент с 6-й минуты):

10. А это — остатки немецкого полицейского робота для разминирования. "Светит" от этих гусениц прилично. Робот тоже участвовал в очистке кровель, но быстро "сгорел". Советские специалисты при заказе робота в Германии указали сильно заниженные уровни радиации (из-за глупой "секретности"), в которых должен был работать робот — вот аппарат и вышел из строя.

Впрочем, "луноходы" тоже горели.

09

11. Еще один грейдер, собранный непонятно из чего.

10

12. В целом, Чернобыль показал абсолютную неготовность СССР к ядерной войне, в частности — к принятию ядерных ударов и ликвидации последствий заражения территорий. Всю технику приходилось буквально "собирать на коленке" из строительного и военного оборудования, мало приспособленного к условиям высокого радиационного фона.

12

13. Броневичок БРДМ-2, перевозивший людей в непосредственной близости от места аварии. Несмотря на отсутствие специальной антирадиационной защиты, обычная броня неплохо снижает уровни фоновой радиации.

11

14. Радиоуправляемый бульдозер с ковшом-захватом.

08

15. А вот это оборудование для перегрузки. Такими "лапами" радиоактивный мусор перегружался в транспорт, что отвозил его в забетонированные могильники.

14

16.

13

17. Ликвидация последствий аварии в той или иной форме продолжается до сегодняшнего дня и будет идти еще 70 лет.

02

я в твиттерея "вконтакте"

Добавиться в друзья можно вот тут.

____________________________________________

Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже:

maxim-nm.livejournal.com

Техника ликвидации аварии на ЧАЭС Инженерная машина разграждения

Технические характеристики машины

ИМР

ИМР

Универсальность данной спецтехники позволило использовать ИМР-2 для решения широкого круга задач во время ликвидации последствий радиационной катастрофы на ЧАЭС.Такие технические параметры машины, как высокая проходимость, оснащение крановым и бульдозерным оборудованием, противорадиационная защита, были направлены, по замыслу конструкторов, для устройства путей продвижения войсковых колон по территориям подвергшихся применению ядерного оружия.Технические характеристики ИМР-2 позволяли прокладывать проходы, как в сплошных завалах леса в пересеченных условиях местности, так и проделывать путепроводы для военной техники в городских завалах.Кроме того, ИМР был приспособлен для работы в неблагоприятных условиях окружающей среды (радиационное и химическое заражение) и даже для вождения под водой (на глубине до 5 метров).Эти свойства ИМРа были крайне полезны и затребованы в работах на радиоактивно-загрязненных территориях чернобыльской зоны.По состоянию на 1986 год ИМР-2 был достаточно новой машиной. ИМР-2 была принята на вооружение в 1980 году. Машина была разработана на базе танка Т-72А и серийно выпускалась ПО «Уралвагонзавод» в городе Нижний Тагил.Применение ИМР в ликвидации последствий аварии на ЧАЭСИМР активно использовался при работах возле разрушенного энергоблока. Существовавшие в 1986 году уровни радиации (от 60 до 500 и более Р/час) исключали (существенно ограничивали) возможность использования обычных строительных и транспортных механизмов.ИМР появились возле реактора в первых числах мая 1986 года.Что бы понять в каких чудовищных радиационных условиях пришлось работать ликвидаторам и операторам машины разграждения, предлагаем ознакомится с картой мощности экспозиционной дозы возле разрушенного реактора ЧАЭС. Данные радиационной обстановки представлены на начало и середину лета 1986 года.

 

Карта МЭД возле разрушенного реактора ЧАЭС в 1986 году

Карта МЭД возле разрушенного реактора

Уровни мощности экспозиционной дозы (Р/ч) на территории ЧАЭС на период начальной стадии строительства объекта «Укрытие». Значения обведенные желтым — МЭД на уровне 1 метра от земли по состоянию на 10 июня 1986 года. Не обведенные цифры — МЭД по состоянию на 22 июля 1986 года.

Одной из первый задач, поставленной перед экипажами ИМР, был разбор завалов разрушенного 4-го блока. Данная спецтехника использовалась и для укрытия завалов слоем почвы и щебня. Таким образом удалось существенно снизить уровни излучений от завалов и приступить к сооружению основания Сакрофага. По сведениям некоторых литературных источников, уровни мощности дозы ионизирующего излучения на этих участках достигал 1000 Р/ч.Имея уникальное оборудование, а бульдозерное оборудование ИМР-2 позволяло работать в двухотвальном, бульдозерном и грейдерном режимах (причем для этого экипажу не требовалось покидать машину), машина использовалась для целей дезактивации. Именно этими машинами был снят и захоронен верхний слой почвы на территории, прилегающей к ЧАЭС и 4-му блоку.ИМР использовался и в работах по возведению защитной оболочки над разрушенным реактором. Так, при возведении пионерных стен Саркофага ИМР-2 выполнял загрузку контейнеров c высокоактивными отходами (уровни МЭД от контейнеров достигали 300-1000 Р\час) в основание стен. После установки контейнеров пространство заполнялось бетоном.Данная спецтехника применялась при строительстве могильника «Подлесный», в котором захоранивали высокоактивные отходы с ЧАЭС. ИМРы также использовались для загрузки контейнеров с отходами в этот могильник.ИМР применялся на особо опасных участках при ликвидации и захоронения (консервации) погибшего от высоких доз радиации леса (так называемый « Рыжий лес»). Работы выполнялись в соответствии с Проектом консервации Рыжего леса. Документ был утвержден в марте 1987 года Правительственной Комиссией.В первые дни после аварии ИМР использовался также и для целей радиационной разведки.

Фотографии ИМР во время работы в зоне отчуждения и на ЧАЭС

Опыт эксплуатации ИМР в Чернобыльской зоне отчуждения

Данный подраздел подготовлен по материалам книги Ю.П.Костенко Танки (тактика, техника, экономика), которая была изданна в 1992 году (см.ссылку). В данной книге целая глава «Практические вопросы применения военных гусеничных и колесных машин в условиях радиационного заражения» посвящена опыту действий бронетанковой техники в условиях радиоактивного заражения после аварии на ЧАЭС. Кроме практики использования ИМР-2, в книге анализируется применение бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ), плавающих транспортеров ПТС-2, а также колесных разведывательно-дозорных машни БРДМ-2РХ и бронетраспортеров БТР-70.Стоит отметить, что ИМР проектировался с учетом того, что он будет передвигаться по территории где все источники излучения будут на земле. При ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС ситуация с источниками излучения была очень сложной – в районе разрушенного реактора (на развалинах блока) источником ионизирующего излучения был не только грунт, но и фрагменты стен, крыш, а при работах по захоронению «Рыжего леса» источниками были кроны деревьев.В связи с этим ИМР требовал дополнительной защиты от источников ионизирующего излучения. Работая в полях с гамма-фоном от 5 до 117 Р/ч работал ИМР-2 оборудованный дополнительной защитой, ослабляющей радиацию в 100-120 раз. В полях 200-230 Р/ч работали спецмашины типа ИМР оборудованы защитой с 500 — 1000-кратным ослаблением от радиации.

Дезактивация ИМР-2

Практика применения ИМР в зонах значительного радиационного загрязнения показа, что ИМР является наиболее конструкционно-неудачной машиной для дезактивации. Машина имеет снаружи много трудно-очищаемых мест, которые быстро забиваются радиоактивной пылью и грязью. При дезактивации, ИМР было невозможно дезактивировать до допустимых уровней.Эффективность дезактивации ИМР от радиоактивной пыли при работе в зоне, где фон достигал 360 Р/ч, а уровни доз внутри машины достигали 15 Р/ч (!) была не очень высокой. Так после проведения дезактивации такие элементы ИМР, как воздухоочиститель, имели фон около 5 Рентген в час, а двигатель, надгусеничные полки и гусеницы имели фон 2-3 Р/ч. Большие проблемы вызывала очистка воздухоочистителей. Даже после двух кратной промывки мощность излучения составляла больше 3,5 Р/ч.Стоит отметить проблемы очистки гусениц ИМРа от радиации. Оказалось, что на элементы трака налипает (впрессовываются) грунт и графит, что приводить к увеличению излучения до 150 Р/ч. Для их извлечения был изготовлен специальный лом длиной 2 м, с помощью которого эти куски с трудом извлекались, а затем на носилках доставлялись к месту временного хранения.В связи с этим, работы в зоне радиоактивного заражения ЧАЭС показали о наличии существенных недостатков в техники, которая была задумана для работы в зонах применения ядерного оружия.

Экипажи ИМР-2

В Чернобыле в инженерных войсках впервые появились машины типа ИМР с увеличенным в 1000 раз уровнем защиты от радиации, оборудованные телевизионными системами, манипулятором с электрогидравлическим приводом и специальными системами очистки воздуха. Экипаж машины состоял из командира-оператора и водителя.Обязанности оператора в этих машинах выполнял офицер, обязанности водителя — сержант (классный специалист второго года службы). Экипажи проходили специальную подготовку на предприятиях промышленности. В реальной аварийной ситуации на подготовку оператора и водителя специально для работы в новой машине, включая «сколачивание» экипажа, уходило около 10 суток.При работе в зоне ЧАЭС этот экипаж в ходе выполнения задачи, включая и техническое обслуживание машин, за 12—15 рабочих дней получал предельно допустимые дозы облучения и заменялся новым. Очевидно, что замена экипажа в ходе операции — явление нежелательное. Чтобы максимально эффективно использовать экипаж для работы в зоне повышенной радиации, его надо освободить от участия в работах по ТО машины. Этим должна заниматься группа специалистов, обладающая такими знаниями и навыками, которые экипаж не может приобрести за время срочной службы. На ЧАЭС в ежедневном ТО машин и в устранении возникавших отказов постоянно участвовали представители промышленности.

Современные фото ИМР в могильниках техники в зоне отчуждения

Работая в крайне неблагоприятных радиационных условиях инженерные машины разграждения были очень загрязнены. Дальнейшее их использование стало невозможным. Спецтехника была поставлена в специальные могильники техники.

Брошенный ИМР в городе Чернобыль

 

Остатки инженерной машины разграждения (ИМР-2) брошенной в городе Чернобыль (фото 2008 года).

Главный могильник техники принимавшей участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС находится в южной части зоны отчуждения, около населенного пункта Рассоха. На фото представлено виды оставленной спецтехники в могильнике, а также фото ИМРа брошенного в г Чернобыль.

Литература об ИМР на ЧАЭС:
  1. Ю. П. Костенко. Танки (тактика, техника, экономика). —М.: НТЦ «Информтехника», 1992, 68 с.В книге рассмотрен ряд вопросов, связанных с эксплуатацией бронетанковой техники в боевой обстановке и в условиях радиационного заражения местности, с влиянием на боевую эффективность танка психофизиологических и физических возможностей экипажа, производством вооружения и экономикой страны и совершенствованием оценок образцов. Книга предназначена для инженеров и конструкторов, создающих бронетанковую технику, офицерского состава Сухопутных войск, слушателей и курсантов военных учебных заведений и для лиц, интересующихся особенностями развития и применения этого вида вооружения. © Научно-технический центр «Информтехника», 1992
  2. А. А. Дьяченко Опыт ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Часть I.. Москва. – 2004. http://www.iss.niiit.ru/book-7/index.htm
  3. ИЭУП, г. Казань | Вести института. Апрель-май 2006 http://www.ieml.ru/vesti/2006_04/11.phtml

chornobyl.in.ua

Центр защиты: автомобили Чернобыля - Авто Mail.Ru

Огромная поливальная машина УМП-1 на шасси БелАЗ помогала в дезактивации стандартным поливалкам и пожаркам, моющим фасады домов, улицы, деревья

Где-то на Украине на постаменте стоит обыкновенный для 80-х годов поливочный ЗИЛ-130. Но он заслужил почетное место!

И здесь не столь важно, что таких машин теперь почти нет. Этот ЗИЛ, как и прочие — такие обыденные в советской жизни машины: «пожарки» и «поливалки», «уазики» и санитарные «рафики», самосвалы и бетоносмесители, как и люди: пожарные и солдаты, строители и водители — первыми весной 1986-го начали работы по ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Люди и техника прибывали в городок Припять из разных концов огромной страны. Чернобыль стал полигоном для испытаний и проверки множества машин.

Скажем, импортных промышленных роботов, радиоуправляемых бульдозеров. Несколько специальных моделей автомобилей сделали и советские автозаводы.

КАПСУЛА ЖИЗНИ

Старые любительские фото сохранили для нас изображения КамАЗов и военных БТРов с самодельными, наскоро прикрепленными к кабинам тонкими листами свинца. Специалистам было понятно: такой «защиты» от радиации недостаточно.

Так выглядела импровизированная защита обычных автомобилей от радиации

Главная опасность подстерегала, конечно, тех, кто вывозил радиоактивный мусор от разрушенного взрывом 4-го энергоблока АЭС. Заказ на создание специальных самосвалов на базе КрАЗ-256 пришел в Кременчуг 22 июня 1986 г. Предстояло сделать свинцовую капсулу для водителя и накрыть ее штатной кабиной для... маскировки! Смешно и грустно получилось. Помнится, радиостанция «Немецкая волна» сообщила об аварии уже 26 апреля.

Макетный образец защитной капсулы для водителя в стандартной кабине самосвала КрАЗ-256Б1

Тем не менее, конструкторы во главе с Виктором Холявко построили «маскировочный» макетный образец кабины. Такая конструкция оказалась нежизнеспособной. Хотя бы потому, что к кабине все равно надо было пристроить громоздкий агрегат фильтрации воздуха. Так родился вариант с одноместной кабиной.

Капсула для водителя представляла собой сэндвич из 3-миллиметровых стальных листов, между которыми проложили свинец. На полу его толщина достигала 30 мм, сбоку — 25 мм, на крыше — 12 мм. Внутри кабину обшили 8-миллиметровым пластиком. Для выполнения необычного заказа на Украину срочно отправили 60 тонн свинца из Казахстана.

Ранний защищенный КрАЗ-256Б1-030 без бокового стекла и с дополнительными зеркалами перед ветровым

Стекла кабины имели толщину 75 мм. К ветровому прикрепили штатное стекло со стеклоочистителем. Поначалу толстых стекол не хватало, поэтому первые восемь машин оснастили только передними, бокового не было. А для улучшения обзорности поставили два дополнительных зеркала.

Перед ветровым стеклом толщиной 75 мм закрепили штатное со стеклоочистителем

Вся эта конструкция весила около 3 тонн! Пришлось дорабатывать ходовую часть автомобиля. У КрАЗа-256Б1-030, в частности, усилили левый лонжерон рамы и левую рессору. Левую шину предписывали качать до 7,5 кгс/см, правую — до 6,5. Насос гидроусилителя руля отрегулировали на большее давление, чтобы водителю было полегче управлять такой махиной. В раздаточной коробке зафиксировали пониженную передачу, из кабины убрали рычаг управления раздаткой. Не было в машине и отопителя. Зато появилась мощная установка для фильтрации воздуха. А чтобы обеспечить ее работу даже при выключенном двигателе, в КрАЗ поставили четыре аккумулятора.

КрАЗ-256Б1-030 с боковым стеклом кабины за работой

Первый самосвал после коротких испытаний в окрестностях Кременчуга 10 июля отправили в Чернобыль. За неделю собрали еще семь машин, а последние из восемнадцати защищенных автомобилей отгрузили уже 27 июля 1986-го. Свою задачу кременчугские «капсулы» выполнили.

«ТАДЖИКИСТАН — 3205»

Еще одна страница истории «чернобыльских» автомобилей — автобусы, на которых возили людей в зоне заражения.

Большой ЛАЗ-692 сделали из ЛАЗ-695Н. Защита его была, конечно, ниже, чем у самосвала, ведь автобусы не работали в зараженной зоне часами. Большинство окон заделали свинцом, наглухо закрыли люки в крыше, огородили заднюю площадку машины возле двигателя. Конечно же, поставили мощное устройство фильтрации воздуха.

ЛАЗ-692 с радиационной защитой, построенный на базе ЛАЗ-695Н

Автобусы поменьше имели не очень известную даже в СССР марку «Таджикистан». Их делал завод, расположенный в городе Чкаловске, известном некоторым как Ленинабад-40. Это предприятие, сформированное некогда из авторемонтного завода при горнообогатительном комбинате, подчинялось Минатому. Вероятно, поэтому ему и поручили выполнить необычный заказ.

«Таджикистан-3205», базировавшийся на узлах ЗИЛ-130, доработали примерно также, как ЛАЗ. Сведений о количестве собранных в Чкаловске защищенных автобусов нет.

«Таджикистан-3205», созданный Чкаловским заводом в Таджикистане

Ни одна из упомянутых здесь машин не сохранилась — свои дни они закончили в могильниках. Как, впрочем, и целая армия гражданских автомобилей — тех самых обычных «пожарок», поливалок, автобусов, а также военной и прочей техники, включая вертолеты. Всего этого железа еще немало в районе, где три десятилетия назад произошла страшная авария.

Могильники зараженной техники в зоне отчуждения

Конечно, те, кто создавал защищенные машины, накопили большой и необычный инженерный опыт. Но прошло тридцать лет. Иных уж нет, а мы живем совсем в других странах, с абсолютно другими страстями и заботами. Лучше бы, конечно, такой опыт предков нам никогда не пригодился. Но иногда все-таки задумываешься: смогли бы мы сейчас им воспользоваться? Если, не дай бог, понадобится...

auto.mail.ru

Автомобили – помощники ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС

24.04.2011 | Комментариев: 0 Автомобили – помощники ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2011 года – очередной печальный юбилей: 25 лет с момента взрыва четвертого реактора Чернобыльской атомной станции, о результатах которого последнее время часто вспоминают в связи с авариями на АЭС в Японии. Оставим в стороне «символичность» японских событий, но то, что так или иначе, они способствовали новой волне воспоминаний о трагедии 25-летней давности, отрицать не приходится. В те тяжелые дни весны 1986 года не только люди принимали участие в ликвидации последствий аварии. У людей были помощники – машины и другая техника, которые честно трудились и, увы, окончили свою жизнь в подземных могильниках либо были порезаны на металл после десятилетий «отстоя» в Зоне отчуждения. Сегодня мы хотели бы вспомнить автомобили, без помощи которых борьба с радиационным заражением и строительство саркофага-укрытия не могли быть эффективными.

Как верно заметил один из ликвидаторов, «гражданской техники для борьбы с последствиями ядерной аварии просто не существует». Поэтому первыми на помощь пришли именно военные автомобили. Если посмотреть съемки хроники 26 апреля, то можно увидеть, как по улицам Припяти едут БТРы и моют асфальт пеной АРСы – автомобильные разливные станции (автомобиль с цистерной и шлангами со щётками для помывки техники, состоит на вооружении войск химзащиты).

В первые сутки настоящие масштабы аварии еще мало кто себе представлял, да и после эвакуации Припяти еще была надежда «отмыть» город, вернуть уровни радиации на его улицах к приемлемым значениям. Для этого использовались и ПММ (поливо-моечные машины), привычные для городского ланшафта – «поливалки», а также пожарные автомобили. Улицы и дороги поливались еще и для того, чтобы радиоактивная пыль не поднималась в воздух.

Те, кто участвовал в поливе и помывке дорог и зданий, вспоминают еще и такой уникальный аппарат, как смонтированного на базе БЕЛАЗА "монстра" с водяной пушкой и емкостью на 30 кубометров, способного вышибать окна и выносить содержимое квартир наружу (это обнаружилось, когда с его помощью попробовали помыть дома в Припяти).  

Но все-таки, большую нагрузку взяли на себя машины, изначально предназначенные для работы в боевых условиях. Например, БРДМы -  Бронированные разведывательно-дозорные машины - использовались по своему прямому военному назначению - для радиационной разведки местности. БТРы - аналогично для патрулирования зоны, так же, для защиты личного состава (в основном начальства) от радиации при их поездках на станцию. Интересно читать воспоминания ликвидаторов о том, как эти машины приспосабливали под работу в необычных условиях: «В нашей роте было несколько освинцованых БРДМ. На броню прикреплялись свинцовые листы, а в боевом отделении на пол под сиденье водителя и командирское место укладывались мешки с охотничьей дробью. Машина получалась очень тяжелая, сильно повышался расход топлива, горели тормозные колодки. Но шедевром инженерной мысли был экспериментальный образец, созданный на Киевском танкоремонтном заводе. С БРДМ срезали пулеметную башню, прорезали со стороны кормы дополнительный широкий люк, боевой отсек разгородили пополам перегородкой с дверью. Внутри доварили стальные листы и между ними и броней засыпали дробь. Самое интересное, что заварили и оба люка (водительский и командирский), и оба окна! Водитель должен был водить этого монстра только по перископам, пространство стало таким тесным, что левая рука водителя не проходила в промежуток между рулем и ставшим таким близким левым бортом. Ему при поворотах приходилось постоянно перехватывать левую руку. Из-за тесноты водитель также не мог спокойно сидеть - левое плечо упиралось в стенку! Данное изделие предназначалось для высшего руководства, которое валом валило на станцию, отметиться и получить очередной орден. Такой вот Чернобыльский "членовоз"!

Но надо сказать, что и гражданский транспорт старались приспособить к защите от ионизирующего излучения. Например, есть фотографии освинцованного пассажирского автобуса ЛАЗ.

…До недавнего времени на кладбище радиоактивной техники – в Рассохе (бывший населенный пункт, попавший в 30-километровую Зону отчуждения) - находилось около тысячи  бронетранспортеров, тягачей и прочих транспортных средств. Уровень радиации даже грунта в этом месте прямо скажем, немаленький - в четыре раза превышает предельно допустимую норму. Сами машины фонили еще сильнее. Можно представить, какую дозу радиации они получили. Но они выполнили свою задачу – хотя бы частично, но защитили людей от излучения.

Наряду с военными автомобилями трудиться приходилось и гражданским. Грузовики ЗИЛ 130, 131, ЗИЛ-157 , КАМАЗ, «Урал» собирали на ликвидацию со всей страны.

Из нескольких военных частей на ликвидацию были отправлены несколько десятков «раритетных» грузовиков ЗИС-150.

При работе на загрязненной территории по всем дорогам приходилось двигаться с максимально возможной скоростью, чтобы получить как можно меньшую дозу. В этих условиях, разумеется, любая поломка становилась большой проблемой. Иногда автомобили просто оставляли там, где они сломались – если быстрый ремонт на месте был невозможен.

«Запроектный» характер аварии на ЧАЭС заставил прибегать и к нестандартным инженерным решениям. Всем знакомы тяжелые грузовики-трудяги КРАЗ (Кременчугского автозавода). Но для работы под стенами аварийного четвертого блока пришлось придумать особую модификацию этого грузовика. Это были КРАЗы с полностью освинцованными кабинами.

Таких автомобилей было 18 единиц, и сделаны они были по спецзаказу. В июле 1986-го самосвалы отправились в Чернобыль и у завода нет информации об их дальнейшей судьбе. Эта модель очень отличалась от серийной: поскольку автомобиль предназначался для вывоза высокорадиоактивных обломков конструкции 4-го энергоблока ЧАЭС (в том числе радиоактивного графита), для обеспечения защиты водителя внутри серийной кабины разместили специальную одноместную кабину-капсулу из стальных листовых панелей толщиной 3 мм, а внутри эти панели залили слоем свинца: пол – 30 мм, стенки – 25 мм, крыша – 20 мм. Кабина вышла тяжелая, более 3 т., поэтому она была выполнена на своем каркасе из гнутых швеллеров размером 50 х 100 х 7, левый лонжерон рамы (под кабиной) был усилен накладкой, левая рессора тоже усилена. Окна изготовлялись из радиоционно-поглощающего спецстекла, размером чуть более листа А4. Внутри кабина была обита панелями с винилпластиком толщиной 5-8 мм, чтобы можно было мыть ее дезактивационным раствором под давлением.В строительстве саркофага аварийного блока использовался также экскаватор одноковшовый войсковой ЭОВ-4421, на базе КрАЗ-255.

Некоторые из КРАЗов по сей день используются при работах на уже закрытой, но по-прежнему требующей внимания Чернобыльской АЭС.

Настоящей «легендой ликвидации аварии» называют автомобильные бетононасосы Putsmeister. которые использовались при сооружении Укрытия над разрушенным реактором Чернобыльской АЭС. Специальные машины позволили обеспечить непрерывную подачу бетона на высокие отметки сооружения, причем, сделать это дистанционно – чтобы как можно меньше облучать рабочих.

Говоря о ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, нельзя не упомянуть и еще об одной уникальной военной машине – имя которой было «Ладога». Высокозащищённое транспортное средство,технические характеристики которого позволяли экипажу в течении двух суток находится в автономном режиме и изучать зоны радиационного, химического и бактериального загрязнения.

Базой для реализации проекта, было выбрано хорошо отработанное шестикатковое гусеничное шасси танка Т-80 с заднем расположением МТО. На нем выполнили броневой корпус в котором разместили рабочее пространство экипажа, системы кондиционирования и жизнеобеспечения, радиосвязь, оборудование наблюдения, измерения, фиксации различных параметров внешней среды, исследовательские приборы. Аналог системы автономного жизнеобеспечения применялся в космонавтике, позволяя создать нормальные условия работы в полностью герметизированном объеме рабочего пространства. В качестве силовой установки использовали газотурбинный двигатель мощностью 1250 л.с., разработанный специально для гусеничной техники НПО им. В. Я. Климова, который не имеет “обычного” барьерного фильтра и обладает свойством «стряхивать» накопившуюся пыль и выбрасывать ее наружу через проточную часть турбины, что очень важно при работе в условиях радиоактивного заражения.

После эвакуации жителей из 30-километровой зоны  в гаражах осталось очень много личных легковых машин. Какие-то из них «схватили» большую дозу радиации и были захоронены, как и их грузовые и военные собратья. Но оставались и относительно «чистые» авто. Их приспособили для езды внутри зоны. На бортах, а то и крышах были написаны большими буквами зонные номера. Несколько особенно живучих экземпляров до сих пор ездят по Зоне с внутренними номерами.

И не стоит также забывать и о рейсовом транспорте, который помогал эвакуировать жителей Припяти: почти 50 тысяч человек было вывезено на  1225  автобусах,  снятых с маршрутов по всей  Киевской области. Жители Припяти вспоминают, что когда машины ожидали своей очереди, чтобы забрать жителей города, «на поворотах не было видно ни начала, ни конца этого «поезда»: Икарусы, ПАЗ-672, ЛиАЗ-677, ЛАЗы разных моделей и другие автобусы – все, что смогли найти в кратчайшие сроки.

Информация и фотографии: www.Pripyat.com, http://chornobyl.in.ua

vashdrugavto.ru

СТР-1 робот для ликвидации аварии на ЧАЭС в радиационно-опасный условиях

Специализированный транспортный робот на ЧАЭС

Специализированный транспортный робот (СТР-1) это легендарный и общеизвестный (по кадрам хроник ликвидации аварии) аппарат, принимавший активное участие в очистке крыши ЧАЭС от завалов высокорадиоактивных элементов разрушенного реактора. Робот эксплуатировался при уровнях гамма-фона до 3000 Рентген в час. В некоторых местах (у основания вентиляционной трубы №2) уровни излучения доходили до 10000 Рентген в час.Опыт применения роботов на ЧАЭС для таких условий показал возможность проведения дезактивации робототехническими средствами, что позволило снизить уровни фона на несколько порядков и уберечь от облучения около 1000 человек, которые надо было бы использовать для выполнения этой работы. СТР разрабатывался десятками научных институтов — ВНИИ АЭС, ИФТП, ВНИИ «Трансмаш», “Пролетарский завод”, НПО “Источник”, НПО “Электронмаш”, ГОИ, НИИ телевидения, Киевским институтом автоматики и многими другими. Примечательно, что для создания концепции СТР были использованы наработки ВНИИ «Трансмаш» по самоходному шасси лунохода. Именно это позволило запустить робота на крышу ЧАЭС уже в конце августа 1986 года.

робот СТР на кровле ЧАЭС

Фото: Специализированный транспортный робот дезактивирует кровлю ЧАЭС

СТР робот фото

Фото: робот СТР-1 на кровле ЧАЭС (блок В)

луноход роботСТР-1 разрабатывался коллективом инженеров под руководством Кемурджиана Александра Леоновича. Отметим, что коллектив возглавляемый Кемурджианом А. Л. являлся автором создания и эксплуатации на Луне самоходных шасси луноходов, по программе «Луноход-1», в 1970 году, и «Луноход-2» в 1973 году. Ими были созданы аппараты для исследования поверхности Луны, Марса и Венеры.СТР-1 вобрал в себя принципиальные решения от лунохода. В частности для создания СТР использовали мотор-колеса имеющие индивидуальные приводы. В качестве источника питания использовались аккумуляторы, которые необходимо было специально подзаряжать от специальных устройств установленных на транспортной тележке.Опыт этой команды инженеров был крайне важен создания робота для Чернобыля. Непосредственная подготовка роботов к работе, наладка, регулировка систем проводилась непосредственно в г Чернобыль. Для этих целей использовали брошенные цеха Чернобыльской ремонтно-эксплуатационной базы флота.

робот фоторобот ЧАЭС

чернобыль робот фото

Фото – Робот СТР-1 выполнявший работы на кровле ЧАЭС

Техническая характеристика и компоненты робота

Технические характеристики робота:

  • Общий вес робота – 1100 килограмм,
  • Скорость движения – до 1 км/час,
  • Электропитание от аккумуляторов. СТР-1 оборудовался двумя серебряно-цинковыми батареями.

Контрукция робота содержит три основных компонента, которые, кстати, разрабатывались автономно друг от друга:

  1. Радиотелевизионный комплекс. Разработан ИФТП и другими иститутами;
  2. Самоходное шасси (СШ) в совокупности со всеми приборами обеспечивающими движение робота. Разработано во ВНИИ «Трансмаш»;
  3. Рабочий орган — бульдозерный отвал с механизмом подъема-опускания. Разработан ВНИИ АЭС.
схема робота

СТР-1 - принциальная схема робота

Робот — Принципиальная схема специализированного транспортного робота

Робот создан из сплавов легких металлов (титан). Визуализация окружающего пространства осуществлялась с помощью телевизионных камер установленных, как на самом роботе, так и на мачтах установленных в месте выполнения работ (на кровле ЧАЭС, возле ВТ-2 и т.д.). В литературе иногда встречается название робота СТР-1 — «Клин-2». Такое название роботу дали конструкторы ВНИИ «ТРАНСМАШ», которые одновременно с СТР-1 разрабатывали тяжелый роботизированный комплекс «Клин-1».Управление роботом осуществлялось с помощью радиоканала, что существенно упрощало использование робота на кровле ЧАЭС. Отсутствовала проблема обращения с кабелями, которые бы загрязнялись радиоактивными веществами и снижали маневренность робота. Кстати сказать, по существующей информации один из роботов-разведчиков, который использовался для изучения реактора был утрачен, поскольку запутался в собственном кабеле и его не удалось извлечь обратно. Робот и сейчас находится в одном из помещений чернобыльского Саркофага. Хотя автономное энергоснабжение имеет и свои существенные недостатки – аккумуляторные батареи имели небольшой ресурс, а работа в местах с высоким радиационным фоном приводила к быстрому их разряду.В комплект специализированного транспортного робота поставленного на ЧАЭС в 1986 году входило непосредственно два робота СТР-1, специальная люлька для доставки робота на место проведения работ (для этого использовали вертолет Ми-8 и кран “Libcher”), зарядно-разрядное устройство, пульт управления. Готовя робота к работе на ЧАЭС, конструкторы разработали специальное технологическое оборудования для дезактивации колес, которое также было поставлено в составе робототехнического комплекса.По опубликованным данным производительность СТР-1 была не высокой. Робот проработал в общей сложности не более 10 часов и очистил около 20 кв. метров крыши.По данным других источников СТР-1 позволил очистить кровлю ЧАЭС от 90 тон высокоактивных материалов, благодаря чему уровни радиационного фона удалось снизить в 20 раз.

робот чаэс

Фото: Робототехнический комплекс на площадке хранения

робот чаэс фото

Фото: СТР-1 на площадке хранения через 20 лет после аварии

Литература о роботах

  1. Создание и использование радиоуправляемых транспортных роботов СТР для работы на Чернобыльской АЭС. Кемурджиан А.Л., Комиссаров В.И., Маленков М.И., Сологуб П.С. и др. Тезисы докладов на IV Всесоюзном совещании по робототехническим системам. Ч. II. Киев. 1987. C. 265.
  2. Опыт разработки и эксплуатации робототехнического комплекса СТР-1 при очистке кровель ЧАЭС в 1986 году / М.И. Маленков, А.Л. Кемурджиан ОАО ВНИИТРАНСМАШ, Санкт-Петербург
  3. Космонавтика XXI века. Планетоходы ВНИИТРАНСМАШ. Болховитинов И. С., Громов В.В., Кемурджиан А.А., Сологуб П.С, Ж-ал Земля и Вселенная. 1991. — №5

chornobyl.in.ua

☢ Техника Чернобыля во время ликвидации ☢

Всем привет!В данном посте будут фото машин во время ликвидации, просто подборка с комментариями под фото.

Крышные коты во время установки флага на 79 метровую высоту трубы. Они и без этого большое кол-во раз выходили на крышу для замеров, исследования и прочих дел…

Как бы это странно не звучало, но в ЛПА принимал участие и БелАЗ. С бочкой сзади, он мыл город, сбивал пыль при захоронении домов, леса. Даже самый слабый напор воды этого монстра мог спокойно выбить окна в домах, поэтому отмыл по большей части улицы.

МАЗ доставляет балку перекрытия к промплощадке. Это одна из самых больших частей будущего Саркофага. А МАЗ - красавец!

На дозиметрическом пункте. В таких вот кунгах была информация, собирались командиры. Жаль, что судьба этого 131 предсказуема — ржаветь на Рассохе.

В таких плавучих гостиницах жили ликвидаторы. Они, кстати, фонили, эти речные круизные теплоходы, точнее дизельэлектроходы! "Булгария", затонувшая в 2011 году, из Зоны.

На ПуСО (пункт сан обработки). ИЗ таких вот АРСов (ЗиЛ 131) мыли машины. Воду же просто закапывали там же. *завернули* пленкой, чтобы контакт с почвой не происходил. Хотя все равно это происходило…

Снятие земли в городе. Примерно на штык лопаты в глубину это делали. Либо вручную, либо такими тракторами. Землю потом захоранивали.

Рядом с винтокрылым другом. Подготовка к очередному полету или просто во время отдыха.

Робот на крыше энергоблока. Начинка, из-за высокого фона, не выдерживала и некоторые роботы заканчивали жизнь самоубийством, падая вниз. Эффективность была бы, при должной защите и прочим. Но фон там не мог бы этого сделать. После *гибели* немецкого робота *Джокера*, принято тяжелое решение выпустить на крышу людей для уборки мусора и топлива… Решение было вынужденное, делать этого не хотели.

На ПуСО. В таких бортовых грузовиках, слегка переделанных, молодых солдат и призванных из запаса отвозили на работу…

Такой же грузовик. Вид сзади. Пленка вместо тента для лучшей чистки от пыли.

Фото цветное, оттого и более жуткое. На развилке ВАИ (военная автоинспекция) регулирует движение. 130 ЗиЛы моют дорогу от пыли и частиц.

Обследование Леса на уровень загрязнения. На фоне *козлик* ГАЗ 69. Фон в лесу был довольно сильным.

Загрузка в МАЗ 500 контейнеров с зараженной землей.

К реактору. Среди больших грузовиков видна легковушка. Их использовали ликвидаторы для объезда территории и всей Зоны. Обычно, у реактора машины быстро загрязнялись и их было тяжело отмыть.

Вертолет МИ распыляет специальную химозу ад промплощадкой.

Трактор *Федя* на расчистке крыши машзала. Был на д/у.

РАФики-скорые. В кинохронике уже попадаются при окончании ликвидации. Хочу заметить, что на ЛПА были именно 22031, не его модифицированная версия! 22038 появился только в 87 году, в кино это уже предмет фантазии киношников.

А это то, чем закончилась работа этих железных героев… Зона в круге…

Первые фото после катастрофы. Сделаны они знаменитым фотографом Зоны - Игорем Костиным. Запретная зона, Зона Отчуждения. Дальше нельзя. ОЗК в данном случае надет как комбинезон, на парах БЖД тренировались, пробовали на время облачиться в него. Весело было, когда у тебя сзади торчит непонятно что.

Кладбище техники и вещей Буряковка. Захоронение машин. Не удивляйтесь воде, порой бывало и хуже. На заднем плане подготовка к захоронению медицинских РАФ 22031. Хочу сказать, что именно 22031, а не 22038, которая появилась парой лет позже.

Машина ликвидаторов. Данная *тройка*, как и многие автомобили Зоны, подвергались жесткому дербану. Дефицитные запчасти же, чего добру пропадать? Фонит? Да и фиг с ним! Только понять то не могли, что страдать то и другие будут…

Дистанционно управляемая техника. Коматсу (Япония), недалеко от 4-го энергоблока. Подготовка к зачищению территории у блока.

*Крышные коты*. Молодые солдаты, еще совсем юные, лет по двадцать, вскоре полезут на крышу, дабы *погреться* под щедрым чернобыльским Солнцем, получить ядерный загар и стерилизовать свои, кхм. Вес мог доходить до 20 кг! Свинцовые фартуки, свинцовые листы, защитная повязка, очки, шапочка, каска, щиток на лицо и затылок, *корзинка для яиц* из все того же листового свинца, бушлат и кирзовые сапоги со свинцовыми стельками. А еще меньше чем за минуту лопатой подхватить кусок мусора, подойти к развалу и бросить его. И все бегом, бегом! Через крышу прошло 3828 человек. 3828 сломанных человеческих жизни. 3828 безымянных героя. И это официально. Они защитили нас, ныне живущих от ядерного загрязнения, а их забыли… Низкий им поклон и огромное человеческое спасибо за их подвиг. Супергерои в жизни, а не в нарисованных комиксах.

Почти законченный объект *Укрытие*. И частный транспорт ликвидаторов на промплощадке. Думаю, не стоит говорить, что стало с *копейкой* потом...

Кладбище кораблей. С их помощью привозили на промплощадку материалы и части конструкций Саркофага, в плавучих гостиницах жили сами ликвидаторы. А потом большую часть этих кораблей слили! Печально знаменитая "Булгария" оттуда. Но судьба всех тех плавсредств тумана и необычна. Они все затонули.

Рассоха. Ныне не существует. Один из железных героев, что помогал в ликвидации последствий. Хочу повторить, что ВСЮ технику, что стояла на отстойнике, переплавили. Ранее да, шаловливые ручонки что смогли унесли. Некто supertima заявил, что БРДМ оттуда не переплавили, а продали. Этого быть не может! Никто сейчас уже точно не купит такую технику, тем более настолько разукомплектованную. Да еще фонящую. Да переплавили, легально или нет, всем было до одного места, когда делали. Что за бред порой люди несут, честное слово.

Советские космические роботы-исследователи СТР-1. Применялись для очистки крыши станции от радиоактивного мусора и обломков. На фотографии: специалисты завода *Юпитер* (Чернобыль) подготавливают роботов к работе.

Могилевские скреперы МоАЗы также принимали участие. С их помощью рыли могильники на Буряковке, снимали зараженный верхний слой почвы. Они внесли свою неоценимую лепту в ликвидации, пусть и оставшись в теми других.

Робот на крыше 3-го энергоблока станции. Начинка тупо сгорала от того уровня радиации, что был там. И под Саркофагом сейчас тоже довольно серьезный уровень радиации! Инспектируют, но дозы там получают о-о-очень большие. Если побыть там достаточно долго, можно и лучевую подхватить, а можно и с жизнью расстаться. Порой роботы с крыши падали. Использовали и импортные и советские роботы, да только все равно они не выдерживали. Они работали, пока последняя надежда не умерла в обеих смыслах слова. Немецкий робот *Джокер* проехал всего ничего по крыше 4 блока и застрял. Пока его вызволяли, начинка уже сгорела. Было принято тяжелейшее решение выпустить на крышу людей для зачистки кровли…

Подкоп под 4-й блок для создания морозильника, как предполагали изначально. Реактор успел остыть и весь тот подкоп залили бетоном, создав тем самым дополнительный фундамент. Труд шахтеров со всей страны советской был огромен и неоценим ничем. Уровни радиации там были далеко не в пределах нормы, а условия работы просто адские. Без свежего воздуха, в тесном пространстве, с лопатой наперевес и согнувшись.

Сказать честно, я был немного удивлен наличию в Зоне такого автомобиля как Ныса 522. Но факт фактом — эта польская машина с горьковскими корнями перед вами.

Совавторанс закупил и импортную технику для себя. Тем необычен и тот момент, что в Зоне находится грузовой седельный тягач Мерседес… Его роль так и не понятна. Ну что возил да, а что именно — не известно.

Станция Янов. Поезда. Труженики, которые наравне с другими возили к разрушенной станции необходимые материалы.

ТЭМ2-6063

Для данной операции применялись грейферы Cassagrande. Они в земдее делали узкий проход, который потом заливали. Может и *высверлить*, может и выкопать. Почти все под силу.

Почему на бампере написан город Коростень я не знаю, вероятно водитель этого уникального Кременчугского богатыря оттуда родом.

Последние работы по возведению Саркофага. КрАЗ выкладывает плиты, которые потом заасфальтируют, уже есть забор из все таких же плит. Бетононасосы заделывают последние щели и скоро отправятся на утилизацию.

На этом все, до встречи!

Фото из сети Интернет

autotest.pro