Всё начинается с дизайна (Часть 2). Зил дизайн


Дизайн зиловских автомобилей – Основные средства

В. Аляев, фирма «ЗИЛвизион», иллюстрации из архива С. Ионеса

Красивый внешний вид, удобство и функциональность – в условиях жесткой конкуренции именно эти параметры определяют выбор потребителя. Это относится к любой продукции, будь то одежда, мебель, бытовая техника, автомобили. Заметим, что в автомобильном мире дизайнерские решения важны для легковых машин и роскошных лимузинов, но еще больше – для грузовиков. Ведь профессиональный водитель проводит за баранкой почти треть своей жизни. И те чувства, которые вызывает у него машина, повлияют практически на все экономические показатели работы. А уж от того, насколько комфортно он чувствует себя в кабине, насколько удобно расположены органы управления, непосредственно зависит и производительность, и безопасность его труда. Да и приятный глазу грузовик органичней вписывается в транспортные потоки.

ЗИС-15

Самой характерной частью, определяющей фирменный стиль грузовиков, является кабина с оперением. Ее форма и размеры в сочетании с крыльями и капотом (для капотных машин) определяют внешние пропорции автомобиля, аэродинамические и эргономические характеристики. И это в немалой степени зависит от заводских художников-конструкторов или, как сейчас стало модно их называть, дизайнеров.

В далекие 20-е годы художественное конструирование на АМО ЗИЛ, тогда еще АМО, лишь только зарождалось. Автомобили имели угловатые цельнодеревянные и деревянно-металлические кабины, служившие в основном лишь для укрытия водителя от непогоды: по современным понятиям будка – она будка и есть. Но уже тогда конструкторы задумывались о внешнем виде автомобиля, его элегантности и интерьере.

И вот в 1938 году под руководством замечательного конструктора Евгения Ивановича Важинского был создан опытный грузовой автомобиль ЗИС-15. Основным новшеством стала трехместная цельнометаллическая кабина с обтекаемыми формами, что придавало автомобилю небывалый по тому времени внешний вид, улучшало аэродинамические характеристики. Это была первая победа заводских художников-конструкторов. Но Великая Отечественная война помешала запустить автомобиль в серийное производство.

ЗИЛ-118 «Юность»

После войны ЗИС-15 стал прототипом для создания будущих грузовых автомобилей – ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157, знаменитого ЗИЛ-130.

С развитием художественного конструирования на заводе изменялся подход к созданию новых моделей. «Раньше были этюды, а в 1958 году перед нами уже стоял загрунтованный холст, ведь предстояло писать картину», – так образно ответил заместитель главного конструктора Георгий Александрович Феста журналисту, заинтересовавшемуся зарождением автомобиля ЗИЛ-130.

Процесс создания автомобиля непрост. Машина должна быть удобной и комфортабельной в использовании, надежной в эксплуатации, технологичной в производстве и одновременно – красивой. Совместить в одном автомобиле все эти качества, порою исключающие друг друга, – в этом и состоит основная задача дизайнера. Поэтому он должен не только обладать художественным талантом, но еще иметь и инженерное мастерство, производственные навыки и быть маркетологом.

А начинается все с обыкновенных карандашных эскизов, рисунков, сделанных по конструкторской компоновке будущего автомобиля (расположению основных узлов и агрегатов). Художник-конструктор начинает «одевать» автомобиль – идет проработка дизайна. Здесь рассматривается не только экстерьер автомобиля, но и интерьер, и их эргономические свойства. Задача художника-конструктора – создать новый, оригинальный образ автомобиля, дать ему «собственное лицо» и отличительные черты среди аналогов такого класса по тоннажности. В этом помогает система автоматизированного проектирования. На мониторе компьютера рождаются конкретные очертания и цвета будущего автомобиля.

Тягач повышенной проходимости ЗИЛ-157К

Чтобы лучше почувствовать и увидеть свою форму, дизайнер делает из пластилина макет в масштабе 1:5. Работая с ним, по рисунку он убирает или добавляет какие-то линии, уточняет пропорции. Как правило, параллельно прорабатывается несколько вариантов, чтобы на конкурсной основе выбрать наиболее удачное решение.

Оно становится основой для изготовления макета внешних форм в натуральную величину. Одновременно для тщательной проработки организации внутреннего пространства изготавливается посадочный макет, позволяющий создать интерьер. И уже по окончательно утвержденным макетам изготавливается опытный образец, который проходит различные испытания. На этом же этапе уточняются технологические решения серийного производства.

Сегодня все автомобили марки «ЗИЛ» комплектуются базовой кабиной модели ЗИЛ-4331, признанной одной из лучших. Ее оригинальная конструкция позволяет компоновать различные варианты кабин от стандартной трехместной и кабины со спальным отсеком до семиместной двухрядной.

ЗИЛ-111

Принцип модульного построения был применен при создании семейства автобусов и фургонов. Изменяя количество модулей в составе кузова и крыши, длину базы, можно получить машины разной вместимости, причем нет необходимости кардинально перестраивать производство при переходе от одной модели к другой.

Нельзя не вспомнить, что АМО ЗИЛ – родоначальник представительских лимузинов – легковых автомобилей высшего класса, элегантные формы которых были всегда и везде узнаваемыми.

Бортовой автомобиль-тягач ЗИЛ-130Г
<

Автомобили ЗИЛ не раз были отмечены наградами на престижных отечественных и международных выставках:

1958 год – Международная выставка в БрюсселеP>ЗИЛ-157 – «Гран-при»

ЗИЛ-111 – Почетный диплом

1963 год – Международная ярмарка в Лейпциге

ЗИЛ-130 – Диплом и Золотая медаль

1967 год – «Международная автобусная неделя»

ЗИЛ-118 – 12 призов, среди них «Гран-при» Президента Франции

1995 год – Российский конкурс «Дизайн-95»

ЗИЛ-5301 – «Гран-при» Союза дизайнеров России

os1.ru

: 20

: .

- . ! ? ! , , . : , .

-131.

-130 (-, ), -131 (, ), - -111, -3730 , , -118 . : .

-111.

, . : , , .

- , , ... .

1958: -110

1958: -110.

. - .

-110. , . .

: . , . , , , .

: 13 , 1958- , -110 .

1959:

1959: .

59- . - , . : . , , .

- .

, -. . . , .

- : , , -. .

, , ...

1959:

1959: .

. ! .

. -111. , , , ... , . , - . - . , , .

, . , - .

. . , . : . , : .

1961: 21-

1961: 21- .

. , .

, , . , , 21- . !

. , , , , .

, - ...

1962: -

1962: -.

. . : , . : .

.

. , .

- . ? , ?

, , , .

1962:

1962: .

: . (), .

60- . , , . : , !

: , , - .

, , 9- ! , ...

1963:

1963: .

, , ! , , !

.

. . , . , .

, . , , , .

1963: -114

1963: -114.

. , .

ظ 63- . 111û, . , .

- , . ( 114) , 60- .

, , . .

, -114 1967- , .

1963: -117

1963: -117.

- , , . , . .

. , .

, - .

.

-117, , . : .

: .

1964: -

1964: -.

: , . .

. - .

-. , , .

, . ( , ) . .

- .

1964: -130

1964: -130.

. : , .

64- . , . , , - .

: , .

, ? (), . , , .

: , .

1965:

1965: .

. : , , . , , .

, . 60- .

, . , . , . .

, , , 1959- .

1965: -408

1965: -408.

. , .

.

-408 . : , , .

, , . , , .

, , , .

1965: -408

1965: -408 .

: . , , , , . , , . .

, , ( ) , novate.ru . , .

- , . , , , .

1966:

1966: .

65- - .

: . . , , : .

. ? , , . .

: . : -16.

60-, 70- . , .

1970: -

1970: - .

. . , , .

. , - , .

, - , .

. . ! , , , , 12- .

1973:

1973: .

65- -.

, -407 . .

, . , . , : .

. , .

, . , .

1980:

1980: .

. , ... .

, !. : , . . .

, .

, , 80- , . , . , : 18, , , .

, ! , .

1991: -66

1991: -66.

. - -?

, . 90- , . , .

-66. , . , , .

: ? ...

1993:

1993: .

.

. : . . .

, . . . . . , , : .

1993 . . ? ...

? , :

www.novate.ru

Большинство советских автомобилей копировались с иностранных | Не знал

Копирование иностранных автомобилей началось с самых первых советских легковых автомобилей, производимых по лицензии Ford. Со временем копирование происходило чаще всего без разрешения западных автозаводов. Научно-исследовательский автомобильный институт СССР закупал у капиталистических угнетателей трудового народа сразу несколько передовых моделей «для изучения» и через несколько лет с конвейеров сходил советский аналог. Правда часто к том у времени прототип уже был снят с производства, а советская копия выпускалась ни одно десятилетие.

ГАЗ А (1932)

Первый массовый легковой автомобиль СССР был позаимствован у американского автопрома. ГАЗ А — лицензионная копия американского Ford-A. СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, а через два года выпуск Ford-A был прекращен. Еще через год, в 1932 году, были выпущены первые автомобили ГАЗ-А .Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов.

Но после 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.

ГАЗ-М-1 «Эмка» (1936-1943)

ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года , документация по которому была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора.

В ходе адаптации модели к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в значительной степени перепроектирован советскими специалистами. Эмка по отдельным позициям превзошла более позднюю продукцию «Форда».

Л1 «Красный путиловец» (1933) и ЗИС-101 (1936-1941)

Советский экспериментальный легковой автомобиль представлял собой практически точную копию автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу.

Сталин осматривает ЗИС-101 вместе с директором завода ЗИС Лихачевым, наркомом тяжёлой промышленности Орджоникидзе, наркомом торговли Микояном

Завод «Красный путиловец», ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 г. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге, «Красный Путиловец» был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский «ЗиС».

Так как кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины тридцатых годов, на ЗиСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.

КИМ-10 (1940-1941)

Первый советский серийный малолитражный автомобиль, за основу которого при разработке был взят британский «Ford Prefect».

В США изготовили штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году завод начал производство этой модели. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему «народным» советским автомобилем, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Великая Отечественная война.

«Москвич» 400,401 (1946-1956)

Советская малолитражка был полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки.

Часть оборудования для выпуска автомобиля было вывезено с завода «Опель» в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР.Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.Последующие три поколения «Москвичей» будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.

«Москвич-402» (1956-1964)

Облик  легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord (1947-1953) – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна.

Серийное производство «Москвича-402» было свёрнуто в мае 1958 года.

Москвич-408 (1964-1975)

Родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич» стал подражанием Opel Kadett A (1962).

По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона.Выпускался в Москве на заводе МЗМА(АЗЛК). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно. Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели «Москвич-412».

Москвич-412 (1967-1976)

Пришел на замену устаревшей модели М-408 и стал результатом глубокой модернизации своего предшественника под вдохновением Opel Kadett B (1965).

Москвич-412 стал более престижной версией М-408: повысилась мощность двигателя и максимальная скорость, улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.

«Москвич» 2141 (1986-1998)

Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до «железа».

Однако в процессе разработки кузов «Москвича» был спроектирован заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и, хоть и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов.

ЗИС-110 (1945-1958)

Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские «Паккарды» «старших» (Senior) серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года. Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.

Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство «больших» «Паккардов» после войны возобновлено не было.

ГАЗ-12 (ГАЗ-М-12, ЗИМ, ЗИМ-12) 1950-1959

Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан» разрабатывали на основе Buick Super.

Серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)

Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать «Бьюик» образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. «ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии

В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-12. В 1951 году проведены государственные испытания трёх автомобилей с полной нагрузкой. Автомобиль выпускался до 1959 года.

«Волга» ГАЗ-21 (1956-1972)

Легковой автомобиль среднего класса технически был создан отечественными инженерами и дизайнерами «с нуля», но внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Henry J (Kaiser-Frazer)(1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitän (1951).

ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.

К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн «Волги» уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году «Волга» была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.

«Волга» ГАЗ-24 (1969-1992)

Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962).

Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях).

«Чайка» ГАЗ-13 (1959-1981)

Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).«Чайка» была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной «стилистической копией» или модернизацией Пэккарда.

Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий.И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.

ЗИЛ-111 (1959-1967)

Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и «Чайка». В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространенную «Чайку».

Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал «Cadillac», «Packard» и «Buick». В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и «Чайки», лег дизайн моделей американской фирмы «Packard» 1955-56 годов. Но по сравнению с моделями «Packard», «ЗиЛ» был больше по всем габаритам, выглядел намного строже и «квадратнее», со спрямлёнными линиями, имел более сложный и детализированный декор.

С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.

ЗИЛ-114 (1967-1978)

Малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин».Несмотря, на стремление отойти от американской автомобильной моды, сделанный «с нуля» ЗИЛ-114, все равно частично копировал американский Lincoln Lehmann-Peterson Limousine.

Всего было собрано 113 экземпляров правительственного лимузина.

ЗИЛ-115 (ЗИЛ 4104) (1978-1983)

В 1978 году на смену ЗИЛ-114 пришёл новый автомобиль под заводским индексом «115», впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Инициатором разработки модели был Леонид Брежнев, любивший качественные автомобили и утомившись от десятилетней эксплуатации ЗИЛ-114.

Для творческого переосмысления нашим конструкторам предоставили Cadillac Fleetwood 75, в работе отечественным автомобилестроителям помогали британцы из «Carso». В результате совместной работы британских и советских конструкторов в 1978 г. родился ЗИЛ 115. Он же по новым ГОСТам классифицировался как ЗИЛ 4104.

Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга.

Конец 70-х — это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ – 115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.

ЗАЗ-965 (1960-1969)

Основным прототипом микролитражки был Фиат 600.

Автомобиль проектировался МЗМА («Москвич») совместно с автомобильным институтом НАМИ, Первые образцы получили обозначение «Москвич-444», и уже значительно отличались от итальянского прототипа. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».От итальянского образца автомобиль уже на самом раннем этапе проектирования отличался совершенно иной передней подвеской – как на первых спорткарах Порше и Фольксвагене-«Жуке».

ЗАЗ-966 (1966-1974)

Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.

Известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя.

Chevrolet Corvair (1960-1969)

Конструкция автомобиля мало изменилась по сравнению с предыдущим поколением. Но на ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).

ВАЗ-2101 (1970-1988)

ВАЗ-2101 «Жигули» —  заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является аналогом модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

ВАЗ-2101 был подвергнут серьезным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

ВАЗ-2103 (1972-1984)

Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.

Позднее, на базе ВАЗ-2103 был разработан «проект 21031» в последствии переименованный в ВАЗ-2106.

Поделиться ссылкой:

Похожее

neznal.ru

ЗИЛ 4112 - Русский Автомобиль

rusautomobile.livejournal.com

ЗИЛ 4112 - Русский Автомобиль

[Recent Entries][Archive][Friends][Profile]

07:34 pm

[Link]

ЗИЛ 4112В 1999-2000 годах на ЗИЛ, в Отдел художественного конструирования пришла группа молодых ребят, дизайнеров, выпускников МАМИ. И стали делать проект нового лимузина, как продолжение работ по 4102. Проект получил индекс 4112. Энтузиазма было до хрена, но денег не было совсем. Это ещё наложилось на очередную смену управленцев: на ЗИЛ пришёл Лучанский, директором стал Лаптев, прекративший все эти работы. Успели сделать только полноразмерный пластилиновый макет, по дизайну Саакяна, который руководитель работы Лев Самохин считает не слишком удачным. Но и не провальным, там было над чем работать.В 2003 году, уже после официального закрытия всех работ, вдруг пошла волна публикаций о том, что на ЗИЛе проектируется новый правительственный лимузин. Всплыли фото старых эскизов и макетов, как Самохина, так и молодых дизайнеров. Сам Лев Георгиевич не успевал отбиваться от журналистов, говоря что-то про «большие перспективы». Он искренне не понимал, отчего такая шумиха, но делал вид что всё в порядке, работа идёт. Видимо, кому-то понадобилось создать видимость активной деятельности.Макет Саакяна до сих пор стоит на ЗИЛе, под полиэтиленом. Я пытался его сфотографировать, но мешал секретный макет военного автомобиля, который фотографировать было ни в коем случае нельзя (это как раз тот «русский Хаммер», над которым сейчас работают). И не подвинешь такую махину.На сканах, некоторые из которых делались с оригиналов скетчей, можно посмотреть, какие концепции боролись за звание «нового лимузина», а в подписях найти некоторые известные фамилии. Например Сорокин – это сын бывшего главного конструктора АЗЛК Александра Сорокина.

Tags: ЗиЛ, Новая история

 

НЛ, но это какой-то МайбахоКадиллакоЛянчеЛинкольн получился...

Это получилась БЛЕВОТИНА, вообще-то.

From:Date:
bbth
February 14th, 2010 05:06 pm (UTC)
(Link)

Да, старперская гвардия всегда считают работу молодежи "не слишком удачной", особенно когда молодежь побеждает))Шаршаков сейчас у Лебедева работает, а Сорокин старший, наверное, в первую очередь всетаки не главный конструктор АЗЛК, а дизайнер АЗЛК и зав. кафедрой "Дизайн" МГТУ "МАМИ".

Александр Евгеньевич официально работал главным конструктором ПО Москвич.

From:Date:
bbth
February 14th, 2010 05:16 pm (UTC)
(Link)

да, это было после его стажировки на РЕНО, а до этого он был дизайнером

From:Date:
bbth
February 14th, 2010 05:16 pm (UTC)
(Link)

Спасибо. А выложите фото здесь, а?

From:Date:
bbth
February 14th, 2010 05:19 pm (UTC)
(Link)

выкладывай конечно)

Это, скорее просьба к Вам.

Спасибо.

From:Date:
bbth
February 14th, 2010 05:34 pm (UTC)
(Link)

не за что!

From:Date:
_sz
February 14th, 2010 08:10 pm (UTC)
(Link)
дааа видел макет живьем) на практике

кстати вариант Саакяна ну или - то что получилось на нашумевших картинках и макетах - оч достойная работа - до сих пор смотрится хорошо.

На первом показе действительно победил мой проект (предпоследнее фото в комментарии Вити). Потом Самохин внес изменения в компоновку, несовместимые с моим дизайном, так он боролся с конкурентом-победителем. Тогда я принял решение всем вместе слепить новый макет, удовлетворяющий новым самохинским требованиям. Так за 9 дней появился длинный макет, который и был утвержден для создания полноразмерного пластилинового макета, фото которого и выложены здесь. Над ним работал я, мой брат Олег, Паша Сорокин, Макс Чащин, Леха Шаршаков, Аркадий Калина, Илья Титов, Гера Калитин, ну и конечно Александр Николаевич Митрофанов. Насколько удачным получился дизайн, не мне судить. Жалко, что ЗИЛ не осилил постройку ходового образца.

Отношения с Самохиным напряжённые были, да?В какое время делался макет, не вспомните, вплоть до дней? Лаптев уже был тогда?

Начиналось все при Носове. Лаптев помоему пришел после окончания работ по лимузину, но могу ошибаться. Я работал на ЗИЛе с 1998-го по 2001-й годы. Закончил лепить большой макет и ушел.

From:Date:
motopapa
February 14th, 2010 09:19 pm (UTC)

скетчи, ...

(Link)

как всегда, очень сочные, а в макете не осталось очень многого из того, что было в скетчах интересного. Переписка в комментах проясняет интригу. Самохин, но не тот...

Re: скетчи, ...

(Link)

А какой ещё был Самохин?

From:Date:
motopapa
February 15th, 2010 08:53 am (UTC)

Re: скетчи, ...

(Link)

В текстах постоянно недобро поминается некий Самохин, о котором переписывающиеся знают больше меня: "Потом Самохин внес изменения в компоновку". Не вносил я ничего, т.к. ни конструировать, ни рисовать не умею!!!

From:Date:
gregich
February 15th, 2010 08:05 pm (UTC)

Re: скетчи, ...

(Link)

А я еще одного Самохина знаю, который умеет конструировать и лепить :)Тюнинг-ателье Zestline руководил.

А почему у всех лимузякров решетка радиатора мерсовская? Понятно что тогда все дрочили на мерс но дизайнеры должны смотреть дальше.

From:Date:
rezcho
June 11th, 2010 08:11 am (UTC)
(Link)

дальше - это на ролсройс, очевидно.

Завод индивидуальных лимузинов | Русский Автомобиль

Цех легковых автомобилей — единственное производство на ЗиЛе, которое продолжает работать до сих пор, после фактической ликвидации завода. Правда, заводу он больше не принадлежит — с начала 2015 года его активы выкупила группа сторонних предпринимателей. В собственности ЗиЛа осталось лишь здание, а оборудование и имущество цеха теперь принадлежат новообразованной компании с наименованием ООО МСЦ6 АМОЗИЛ. МСЦ6, как и прежде, расшифровывается как «механосборочный цех N6», а написанное без пробела АМОЗИЛ теперь означает «Автомоторное общество Завод индивидуальных лимузинов». У нас есть возможность посмотреть как работает цех.

В штате компании числятся 47 человек, из них 40 — производственный персонал. Большинство сотрудников перешли сюда с прежнего ЗиЛа, просто сменили юрисдикцию, не поменяв фактическое место работы.

Помещение цеха разделено на два этажа, на первом этаже ведется сборка шасси, подготовительные работы (в случае реставрации) и финальная сборка автомобилей…

…а на втором занимаются только кузовами.

Цех собирает новые автомобили из существующих заделов и ремонтирует/реставрирует старые машины. Уникальный поисково-спасательный ЗиЛ ПЭУ-1 на фото — одна из пяти машин, над которыми в настоящее время идет активная работа.

Собираемый сейчас лимузин 41047 — последний из тех, что никогда не эксплуатировались. Он был заложен в 2005 году по заказу Владимира Жириновского, но потом свой заказ политик по какой-то причине отменил. Сейчас заканчивают сборку кузова и шасси для этого автомобиля – по отдельности.

В цехе еще есть несколько неокрашенных кузовов седанов 41041 и рам для них. Новые кузова и рамы делать больше не смогут – уже нет всего нужного для этого оборудования.

Раньше детали силового каркаса кузова делали методом dual form, а крупные кузовные панели (задние крылья, крыши лимузинов) штамповали на мелкосерийных пресс-штампах, отлитых из алюминиевого сплава. Таких пресс-штампов хватало на 40-50 циклов. Но от этой технологии отказались еще лет 20 назад, когда производство лимузинов из штучного стало эпизодическим.

Лонжероны рамы сложного профиля изготавливали, разумеется, на мощных прессах в цехе штамповки. Так же, как и для грузовиков.

В моторном участке тоже работают на старых запасах.

В цехе находится один кузов микроавтобуса 118К Юность. А в дальнем углу второго этажа на стапелях закреплен один новый кузов самой последней модели — кабриолета 410441 (это будет пятый по счету экземпляр).

Сейчас наружные панели для ЗиЛов выколачивают вручную на деревянных болванках. Эта технология применялась и прежде наряду с более продвинутой мелкосерийной штамповкой, но она не позволяет сделать сложные по форме панели единой деталью. Например, крышу седана 41041 с такой технологией придется разбить на три сегмента (Г-образная крыша и боковины задних стоек), а длинное заднее крыло кабриолета 410441 — на два (само крыло плюс приварная секция). Огромную крышу лимузина 41047 на деревянных формах вообще не сделать.

Кузов после сборки отправляют на рихтовочный участок цеха, где выравнивают и «выводят» поверхности. На этот процесс может уйти несколько недель. Лишь после этого кузов отправляют на покраску — покрасочная камера расположена напротив «рихтовки».

Затем рабочие прокладывают проводку, устанавливают стекла, монтируют элементы салона и т.д. В работе находятся как вновь собираемые автомобили, так и те, которые проходят реставрацию.

Массивные бамперы тоже выколачиваются вручную из обычной листовой стали. Хромируют их на стороне — гальванической ванны на территории ЗиЛа уже нет.

Кузов после сборки спускают на тросах на первый этаж, где стыкуют с шасси. Затем — финальная сборка и обкатка. В общей сложности на изготовление одного нового автомобиля уходит около четырех месяцев.

По плану реконструкции ЗиЛа цех легковых автомобилей должен быть снесен. Но когда именно это произойдет, неизвестно, так что время для работы ещё есть. Запасов запчастей при существующем темпе работы хватит надолго. На фото — бронированный ЗиЛ-41052, собирать его начали еще десять лет назад.

В цехе хранятся несколько раритетных автомобилей — в частности, ЗиЛ-117 образца 1971 года…

…и ЗиС-101А образца 1939 года, который принадлежит заводу. Эту машину неоднократно показывали на различных выставках антикварных автомобилей.

А это — опытный ЗиЛ-4102 конца 80-х годов с несущим кузовом.

На переднем плане — недособранный седан ЗиЛ-41041, на заднем — бронированный ЗиС-115 и еще один седан.

Бронированный ЗиС-115

Седан ЗиЛ-41041.

Проходящий реставрацию лимузин ЗиЛ-41047.

Редчайший междугородный автобус ЗиЛ-127 50-х годов долгое время пылился на заводе и наконец его подготавливают к реставрации.

Новое шасси лимузина 41047 на сборке.

В дальнем углу цеха: высокая крыша от автобуса Юность.

Автобус ЗиЛ-118К Юность.

Запчасти и заготовки для легковых ЗиЛов.

На участке изготовления кузовных деталей.

Кузов седана 41041 на рихтовочном участке.

Кузовные детали на покраске.

Свежепокрашенные детали.

На участке сборки кузовов.

На территории шестого цеха.

Нравится(44)Не нравится(1)

При использовании материала, пожалуйста, сделайте ссылку на Русский автомобиль.

rusautomobile.ru

Всё начинается с дизайна (Часть 2)

Валерий Васильев. Фото из архива автора, ОАМО «ЗИЛ», ФГУП «НАМИ», фондов ЦМАМЛС, ВАО «АВТОЭКСПОРТ» и ресурса russautomobile.ru

В 2016 году патриарх отечественного автомобилестроения АМО ЗИЛ отмечает вековой юбилей со дня основания. В истории зиловских кузовщиков есть много разных страниц как достижений, так и неудач. Но всё это вместе было результатом поставленных целей, упорного труда, профессионализма и таланта.

ЭПОХА КЛИЧЕК

Зрительская узнаваемость любого автомобиля (и в профиль, и в анфас), его образ неизменно связаны с присущими машине особыми очертаниями. Когда называют модель автомобиля, в нашем воображении тут же возникают внешние формы кузова автомобиля, кабины с оперением, отличительные элементы их художественного оформления. Они отражают стиль той или другой школы конструкторов – кузовщиков и художников-конструкторов.

ЗИЛ-135Л «Новатор»

Проект под условным названием ЗИЛ-153-72

Показательной иллюстрацией здесь может служить неподражаемый стиль кабины грузовика ЗИЛ-135Л «Новатор», разработанного в грачёвском Специальном конструкторском бюро ЗИЛа под руководством А.Н. Нарбута в 1961 году. В мировой практике это уникальный случай, как передовой дизайн был применён в сугубо военной машине массового производства.

К 1960-м за большинством автомобилей, выпускаемых в СССР, даже при наличии имени собственного в среде начали закрепляться прозвища. Некоторые из них отражали суть времени («захар», «трумен»), другие – дизайн («буханка»), третьи – функцию (полуторка, трёхтонка, «членовоз»), четвёртые – достоинства и недостатки («козёл», «колун», «сарай», «блюмчик»). Даже сугубо практичные заводские и экспериментальные машины получали выразительные имена: «чебурашки» и «бобики». «Стотридцатый», несмотря на популярность, чудесным образом избежал оскорблений в свой адрес.

ЗИЛ-3302 грузоподъёмностью 1 т, созданный в 1992 г. на базе ЗИЛ-119 «Юность» II поколения

Макет ЗИЛ «Юность» III поколения, 1982 г.

К моменту начала производства ЗИЛ-130 в 1964 году большинство конструкторских недостатков было устранено, в том числе и в кузовной области. И всё благодаря усилиям бюро Б.Н. Орлова, а также других кузовных КБ: отопления и вентиляции (начальник Б.С. Голубев), арматуры (начальник Г.И. Каюков), сидений (начальник М.Е. Карамышева).

К 1963 году художественно-конструкторская ниточка от И.Ф. Германа развилась и окрепла до штатного бюро художественного проектирования. Возглавил его Борис Фёдорович Кузнецов, конструктор-кузовщик с отменным художественным вкусом. К сожалению, до начала 1970-х художники ютились на крошечном пятачке, отделённом от грузовиков экспериментального цеха железной перегородкой. Но именно Виталий Борисович Певцов изменил эту ситуацию. В 1972 году он, нарушив субординацию и минуя главного конструктора А.М. Кригера, лично обратился к генеральному директору П.Д. Бородину с просьбой передать бюро художественного проектирования большой светлый зал с высоким потолком, который находился в недавно отстроенном здании, так называемом «лабораторном» корпусе. По проекту этот зал предназначался для заводского автомобильного музея. Но Бородин просьбу удовлетворил.

Серийный ЗИЛ-130-76 мог оказаться не последним рестайлингом. В 1981 г. прорабатывали вариант ЗИЛ-130ГМД с интегральным оперением

Серийный ЗИЛ-130-76 мог оказаться не последним рестайлингом. В 1981 г. прорабатывали вариант ЗИЛ-130ГМД с интегральным оперением

Оригинальные облицовка радиатора и оперения на опытных ЗИЛ-130 в 1970-х гг. разрабатывали исходя из конкретных целей: эксплуатационно-технологических, эстетико-маркетинговых, функциональных и даже компоновочных

Вероятно, В.Б. Певцов попал к Павлу Дмитриевичу в добрый час. Несколько позже В.Г. Мазепе пришла идея поставить на вечную стоянку в вестибюле здания заводоуправления заводскую реликвию – грузовик АМО Ф-15. Это обстоятельство, между прочим, защитило бы автомобиль от постоянных посягательств киношников, которые всякий раз, когда фильм был о революции, просили грузовик на съёмки. Идея пленила заместителя директора завода по сбыту В.И. Крымова, который обратился к Бородину. Тот выслушал предложение, отругал Крымова за то, что занимается не своим делом, и повелел: в вестибюле будет гардероб! Так оно и получилось.

Новое помещение дало возможность художникам-кузовщикам не только лепить макеты на просторе, но и оценивать их на расстоянии, что очень важно. Особенно при показах и дискуссиях на стенах вывешивали рисунки к макетам.

Поисковые эскизы капотных автомобилей семейства ЗИЛ-169

Поисковые эскизы капотных автомобилей семейства ЗИЛ-169

Когда В.Б. Певцов стал заместителем главного конструктора по кузовам, то кроме доводки кабин ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 с удовольствием занимался модернизацией кабины «стотридцатки» для северных условий: двойным остеклением, утеплением и герметизацией кабины ЗИЛ-130С. Вылетал он и на Колыму, в район дорожных испытаний.

Лев Георгиевич Самохин – автор ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и ЗИЛ-170

К слову сказать, ЗИЛ-130 постоянно модернизировали, что сказывалось на индексах: ЗИЛ-130-76 – в 1976 году, ЗИЛ-130-80 – в 1980-м, ЗИЛ-431410 – в 1986-м, ЗИЛ-433360 «комби» с кабиной ЗИЛ-4331 – в 1992 году и наконец «АМУР-53131» новоуральского производства с оперением ЗИЛ-131.

В 1967 году пришёл черёд нового автомобиля высшего класса – ЗИЛ-114. Его кузов отличала строгость и лёгкость. Удачей следует считать элегантный ЗИЛ-117 (1971 г.), укороченную копию ЗИЛ-114 работы Льва Георгиевича Самохина. А в 1976 году им на смену пришло семейство ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41047). В отличие от «114-х» новый автомобиль стал выглядеть более внушительно и солидно, приобрёл попутно царственную каретную черту – прямоугольное заднее окно.

Эстетика и веяние времени: если ЗИЛ-114 (1967 г.) грацией напоминает линейный крейсер, то кейсообразный стиль ЗИЛ-4102 – атомную субмарину

Эстетика и веяние времени: если ЗИЛ-114 (1967 г.) грацией напоминает линейный крейсер, то кейсообразный стиль ЗИЛ-4102 – атомную субмарину

Развитие стиля: изящный ЗИЛ-117, монументальный ЗИЛ-115 и помпезный ЗИЛ-41047

Что касается «Юности», то в 1970 году художники повторили успех 1962 года, сотворив новый кузов микроавтобуса под индексом ЗИЛ-118К.

В 1987 году на волне перестройки был спроектирован новый представительский автомобиль ЗИЛ-4102. Но по дизайну он уступал предшественникам, хотя и оказался гораздо легче за счёт несущего кузова. Было сделано два опытных образца: чёрного и коричневого цвета, которые острословы окрестили «Мишка» и «Райка».

РАСЦВЕТ В ЭПОХУ ЗАСТОЯ

В 1968 году кузовщики исполнили давнюю и постоянную мечту А.М. Кригера – кабину над двигателем для грузовика ЗИЛ-170. Но тут сверху пришло указание: отделу главного конструктора ЗИЛа создать конструкции грузовиков повышенной грузоподъёмности. Потом уже эти машины, чей дизайн разработал Л.Г. Самохин, назовут КАМАЗ. Как говорили конструкторы они создали «лучшую в мире по свариваемости» кабину, чем и гордились. Хотя по ряду эксплуатационных параметров с этим утверждением можно поспорить.

ЗИЛ-131М с двигателем ЗИЛ-645...

...и его планировавшийся наследник с оперением ЗИЛ-169

Работа над оформлением нового поколения ЗИЛ-169 (1 и 2 снимок), начатая в 1970-х, не прекращалась и в 1990 годы

А в следующей модели уже зиловского грузовика ЗИЛ-169 (ранее этот индекс принадлежал экспериментальному грузовику с кабиной над двигателем), который позже получил индекс ЗИЛ-4331, заместитель начальника экспериментального цеха и неформальный лидер службы главного конструктора Георгий Алексеевич Матеров добился возвращения к капотной схеме. Он убедительно доказал, что кабина – дом водителя, и ставить её на попа, при необходимости доступа к двигателю, нельзя. Для кузовщиков это обернулось извечным вопросом надёжности системы «кабина – оперение». После довольно долгих поисков всё тот же А. Черняев разработал вариант жёсткого консольного крепления цельного оперения к кабине. Конечно, хотелось бы пластмассового оперения, но пластмассы заводу не дали. Пришлось использовать сталь, и оперение получилось тяжёлым.

Художественные проработки бескапотных грузовиков ЗИЛ-170 (6х4) и ЗИЛ-132Р (6х6)

ЗИЛ-170 – будущие КАМАЗы, изготовленные на ЗИЛе во время испытаний

Можно вспомнить такой эпизод. В 1978 году на отраслевой закрытой выставке в НАМИ председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков, химик по образованию, поинтересовался, каков коэффициент отдачи в автостроении при замене металла пластмассой. Заместитель директора НАМИ И.С. Лунев ответил: «Два», т. е. килограмм пластмассы сэкономит пару кило металла. И.К. Байбаков отрезал – автостроителям пластмассу давать не буду! Он сравнил автомобиль с трубой, а у трубников этот коэффициент равнялся пяти. В целом же кабина ЗИЛ-4331 – шаг вперёд в сравнении с кабинами ЗИЛ-130 и КАМАЗами.

Параллельно с разработкой кузовных конструкций начался бурный рост работ по поиску и применению в кузовах новых материалов и технологий. Так, например, на ЗИЛ пришли латексная литая резина для подушек сидений, обивка сидений из воздухопроницаемого автопола, обивка кабин из светлого картона на латексе, литьевые пластмассы вместо порошковых, новые резины и тентовые материалы и т.д. Значительно увеличился объём согласований технических условий и прочей документации в бюро В.Я. Флюкова под эгидой В.Б. Певцова. В конце 1970 годов на ЗИЛе началось производство товаров народного потребления, дизайн которых разрабатывало специально созданное подразделение, подчинённое опять-таки В.Б. Певцову. Можно утверждать, что Виталий Борисович успешно возглавлял 30 лет самое крупное конструкторское подразделение службы главного конструктора ЗИЛа.

Уже с конца 1970 годов завод, как и вся советская экономика, сползал в стагнацию. Вот только одна иллюстрация. От постройки первого опытного грузовика ЗИЛ-130 до перехода главного конвейера на стопроцентный выпуск новой модели потребовалось восемь лет (1956–1964 гг.). Для грузовика ЗИЛ-4331 не хватило и семнадцати лет.

Опытный ЗИЛ-Э169 (1964 г.) с бескапотной компоновкой

Проработка автомобиля бескапотной компоновки. В 2006 г. проект был представлен семейством «Кентавр»

Первый опытный автомобиль ЗИЛ-169 появился в 1974 году. Серийное производство ЗИЛ-4331 начато в 1986-м. А к моменту распада СССР из 158 075 грузовиков, выпущенных заводом в 1991 году, на долю ЗИЛ-4331 приходилось всего 4420 единиц, или 2,8 %. Как говорится, комментарии излишни. В такой ситуации об актуальности разработок новых кузовных конструкций говорить не приходится.

ПОД ДИКТОВКУ РЫНКА

С приходом рыночной экономики потребовались новые грузовики, но не среднего, а малого тоннажа. У завода ничего подобного не было. Из имеющихся агрегатов для малотоннажника можно было использовать только кабину. В 1992 году без всяких конкурсов, по указанию первого заместителя директора завода В.Т. Сайкина, механик заводской команды раллистов, самородок К.В. Потехин сделал макет полукапотного малотоннажника с кабиной ЗИЛ-4331. Для руководства завода он оказался неотразим.

Создатели «Бычка» слева направо Э.С. Дамьянов, К.В. Потехин, В.Г. Мазепа, А.Д. Зайвый, А.Н. Горчаков, М.А. Дубасов

Помимо полукапотного «Бычка» ЗИЛ-5301 (ЗИЛ-7.125) в начале 1990-х на заводе прорабатывали и варианты бескапотных среднетоннажных грузовиков

Так родился ЗИЛ-5301 «Бычок». Название этому паллиативу дал мэр Москвы Ю.М. Лужков. На базе «Бычка» в последующие годы были разработаны автобусы, фургоны и другие модификации. В.Б. Певцов принимал участие в их разработке и после того, как в 1993 году оставил пост заместителя главного конструктора. Кроме того, используя свои обширные связи, он способствовал применению шасси ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-5301 на пожарных машинах.

Если говорить о личности Виталия Борисовича Певцова, то стоит отметить, что он происходил из русского интеллигентного рода, ведущего свои корни от купцов. Этот человек был красив и внешне, и внутренне. Он никогда и никуда не торопился, но и не опаздывал. Делал все вовремя аккуратнейшим, почти педантичным образом. Любил и неплохо играл в шахматы – средство для адреналина у интеллектуалов. И был ортодоксом в области отношений между конструкторами и исследователями, что не раз вызывало между ними споры.

Проработка оперения и передней части ЗИЛ-433410 с кабиной ЗИЛ-4331, представленные военным в начале 1990-х

Проработка оперения и передней части ЗИЛ-433410 с кабиной ЗИЛ-4331, представленные военным в начале 1990-х

Дело заводских кузовщиков продолжило следующее поколение зиловских дизайнеров, которые создали немало интересных с художественной точки зрения образцов автомобилей с маркой ЗИЛ. Здесь можно отметить работы Юрия Герасимовича Туманова, при участии которого в 1990-х были созданы уникальные бескапотные автомобили ЗИЛ-19.440, ЗИЛ-30.250, грузовая «Юность», агрохозяйственные «Фермеры» и самосвал Tatra-ZIL 815-21 ERK1 30.230. Среди наиболее интересных проектов 2000-х годов можно отметить семейство ЗИЛ-4327, ЗИЛ-4362, ЗИЛ-3901 «Старатель» и др.

Дизайн оперения армейских полноприводных трёхосников на серийном ЗИЛ-433420 и модернизированном ЗИЛ-4334А1

Казалось бы, с выводом предприятия из столицы, история АМО ЗИЛ может прекратиться, однако о живучести красноречиво свидетельствует такой факт. Заводу продолжают поступать заказы на машины, и это заставило возобновить выпуск грузовиков. В числе последних разработок – ЗИЛ-432776Т с обновлённым интегральным оперением, который выпускают ограниченными партиями уже в Смоленске.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалаДениса Дементьева и Максима Шелепенкова

www.s-t-serv.ru


Смотрите также