Столичный Информационный портал. Зил дворец


Фотопроект «Город на память». 71. Дворец культуры ЗиЛ

Культурный Центр ЗиЛ (Дворец культуры Завода имени Лихачёва) — крупнейший памятник архитектуры советского конструктивизма работы братьев Весниных (1937).

Дворец культуры ЗИЛ был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками. На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были уничтожены в период рабочих субботников. По логике городских властей вместо рассадника религиозного мракобесия должен быть очаг советской пролетарской культуры.

Симонов монастырь. 1893 год

1930 год. Разрушение Сторожевой башни Симонова монастыря

1934 год

Дворец начали строить в 1931 году, окончательно завершили работы лишь в 1937 году. За годы строительства архитектурные тенденции сменились, наступало время сталинского ампира и конструктивистские решения Весниных особых лавров не снискали. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания. В здании нашлись помещения для зрительного зала на 1100 мест, лектория, многочисленных творческих кружков и научных секций, библиотеки, столовой.

Во время Великой Отечественной войны в здании попаданием бомбы были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов (отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, недостаточная освещённость, деревянные перекрытия) вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения. За годы своего существования Дворец культуры ЗиЛ неоднократно модернизировался.

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Желание администрации автозавода обогатить интерьеры привело к установке тяжеловесных мраморных плит вместо изящных решёток, колонны стали толще, на окнах появились металлические рамы. Снаружи фасады покрыли шершавой штукатуркой. Не были восстановлены мозаичные полы и подоконники, веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале.  Одной из особенностей интерьера стало применение скрытого освещения (помимо традиционных светильников). Реконструкция проводилась в 1966-1976 годах.

В 1990-2000 годы в интересах арендаторов некоторые интерьеры снова изменились, в первую очередь перемены затронули кафетерий. Стены помещений покрасили в розовый цвет, установили натяжные потолки, использовали современные материалы. Очередная реконструкция проводится уже в наши дни, в ходе которой предполагается восстановить некоторые оригинальные элементы.

1960-е годы:

Заглянем внутрь, сейчас это учреждение называется Культурный центр ЗиЛ.

Культурный центр ЗИЛ – первый и самый большой дворец культуры в Москве, с богатой историей и уникальными площадками, студиями и кружками. Сегодня он преобразуется в центр современной городской культуры, сохраняя то лучшее, что появилось здесь в предыдущие десятилетия, и открывая новые пути развития. С афишей ближайших мероприятий (многие из которых бесплатные, вход свободный) можно ознакомиться на сайте: http://zilcc.ru/

1937 год. Фойе

Зимний сад с оригинальными фонтанами с подсветкой. В настоящее время не работают.

1938-1940 гг.:

Скрытое освещение в зимнем саду и в холле первого этажа.

Лекторий Культурного центра ЗИЛ – образовательный центр, предлагающий современные обучающие программы и события, а также экскурсионное бюро, организующее путешествия по пространствам центра – выдающегося памятника архитектуры конструктивизма, и архитектурные велоэкскурсии по Москве.

Зрительный зал (2012 год)

1937 год:

Центр Творческого Развития — это основная площадка для детей и взрослых, готовых развиваться и выражать себя через искусство и науку: театр, вокал, фольклор, изобразительное искусство, скульптуру, научно-технические эксперименты, медийные технологии, английский язык.

Дом Танца – эпицентр танцевального творчества в Культурном Центре ЗИЛ. Здесь собраны все возможные классические направления и актуальные практики. В Доме Танца работают лучшие студии и профессиональные педагоги – выпускники российских и европейских танцевальных вузов.

Танцевальные традиции в Культурном Центре ЗИЛ имеют долгую историю. Бальная школа Бруно Белоусова существует уже более сорока лет. Педагоги Детского хореографического ансамбля "Юный зиловец" на протяжении 60 лет обучают традиционному народному танцу. Обучение классическому балету проходит в Школе классического танца Геннадия и Ларисы Ледях – одном из лучших хореографических колледжей Москвы. Но учиться классическому танцу могут не только будущие танцоры балета. Для самых маленьких существует Детский балетный театр, где педагоги несколько раз в неделю обучают гимнастике, ритмике, основам классического и современного танца.

Осенью 2013 года состоится открытие обновленной Библиотеки и Общественного центра Культурного центра ЗИЛ.

Библиотека станет открытым, общедоступным пространством. На открытых книжных полках посетителей ждут новейшие и самые лучшие книги по искусству, архитектуре, танцу, гуманитарным наукам. Желающие смогут воспользоваться электронными базами данных и заказать необходимые издания через межбиблиотечный абонемент и книготорговые сети.

Общественный центр – это многофункциональная площадка для реализации образовательных, просветительских, досуговых и творческих проектов и программ,  открытая площадка для независимых креативных инициатив, проектов и творческих групп. Общественный центр будет с радостью поддерживать некоммерческие и социально значимые события, проводимые на его территории, в том числе по инициативе читателей и посетителей.

Когда-то здесь находилась столовая, на балконе - банкетный зал, с торца - выход на открытую летнюю веранду. С тех времён сохранился подъёмник для продуктов.

Фойе театрального зала. 

В обсерваторию на крышу ведёт винтовая лестница.

В 1930-е годы в Москве стали популярны астрономические наблюдения, на Кудринской был построен планетарий, а небольшие обсерватории стали появляться в городских парках. Дворец культуры ЗиЛ также обзавёлся собственным телескопом.

С крыши виден фрагмент музыкально-танцевальной площадки во внутреннем дворе.

Официальный сайт: http://zilcc.ru/Сюжет подготовлен по мотивам архитектурной прогулки с Денисом Ромодиным http://www.romodin.com/ Интервью с директором КЦ ДК ЗиЛ Еленой Зеленцовой: http://novayagazeta.livejournal.com/726747.html

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта "Город на память" можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноковhttp://evge_chesnokov.livejournal.com/ http://www.facebook.com/evge.chesnokov http://vk.com/id11270471

 

www.yamoskva.com

Москва. Дворец культуры Завода имени Лихачёва

Культурный Центр ЗиЛ (Дворец культуры Завода имени Лихачёва в Москве) — крупнейший памятник архитектуры советского конструктивизма работы братьев Весниных (1937).

Дворец культуры ЗИЛ был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками. На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были уничтожены в период рабочих субботников. По логике городских властей вместо рассадника религиозного мракобесия должен быть очаг советской пролетарской культуры.

Симонов монастырь. 1893 год

1930 год. Разрушение Сторожевой башни Симонова монастыря

Дворец начали строить в 1931 году, завершили работы лишь в 1937 году. За годы строительства архитектурные тенденции сменились, наступало время сталинского ампира и конструктивистские решения Весниных особых лавров не снискали. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания. В здании нашлись помещения для зрительного зала на 500 мест (впоследствии вместимость увеличили), лектория, многочисленных творческих кружков и научных секций, библиотеки, столовой.

Во время Великой Отечественной войны в здании попаданием бомбы были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов (отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, недостаточная освещённость, деревянные перекрытия) вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения. За годы своего существования Дворец культуры ЗиЛ неоднократно модернизировался.

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Желание администрации автозавода обогатить интерьеры привело к установке тяжеловесных мраморных плит вместо изящных решёток, колонны стали толще, на окнах появились металлические рамы. Снаружи фасады покрыли шершавой штукатуркой. Не были восстановлены мозаичные полы и подоконники, веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Одной из особенностей интерьера стало применение скрытого освещения (помимо традиционных светильников). Реконструкция проводилась в 1966-1976 годах.

1960-е годы

Заглянем внутрь, сейчас это учреждение называется Культурный центр ЗиЛ. В 2012 году началась очередная реконструкция, в ходе которой предполагается восстановить некоторые оригинальные элементы интерьеров.

1937 год. Фойе

Зимний сад с оригинальными фонтанами с подсветкой. В настоящее время не работают.

1938-1940 гг.:

Скрытое освещение в зимнем саду и в холле первого этажа.

Лекторий Культурного центра ЗИЛ – образовательный центр, предлагающий современные обучающие программы и события, а также экскурсионное бюро, организующее путешествия по пространствам центра – выдающегося памятника архитектуры конструктивизма, и архитектурные велоэкскурсии по Москве.

Зрительный зал (2012 год)

1937 год:

Центр Творческого Развития — это основная площадка для детей и взрослых, готовых развиваться и выражать себя через искусство и науку: театр, вокал, фольклор, изобразительное искусство, скульптуру, научно-технические эксперименты, медийные технологии, английский язык.

Дом Танца – эпицентр танцевального творчества в Культурном Центре ЗИЛ. Здесь собраны все возможные классические направления и актуальные практики. В Доме Танца работают лучшие студии и профессиональные педагоги – выпускники российских и европейских танцевальных вузов.

Танцевальные традиции в Культурном Центре ЗИЛ имеют долгую историю. Бальная школа Бруно Белоусова существует уже более сорока лет. Педагоги Детского хореографического ансамбля "Юный зиловец" на протяжении 60 лет обучают традиционному народному танцу. Обучение классическому балету проходит в Школе классического танца Геннадия и Ларисы Ледях – одном из лучших хореографических колледжей Москвы. Но учиться классическому танцу могут не только будущие танцоры балета. Для самых маленьких существует Детский балетный театр, где педагоги несколько раз в неделю обучают гимнастике, ритмике, основам классического и современного танца.

Осенью 2013 года состоится открытие обновленной Библиотеки и Общественного центра Культурного центра ЗИЛ.

Библиотека станет открытым, общедоступным пространством. На открытых книжных полках посетителей ждут новейшие и самые лучшие книги по искусству, архитектуре, танцу, гуманитарным наукам. Желающие смогут воспользоваться электронными базами данных и заказать необходимые издания через межбиблиотечный абонемент и книготорговые сети.

Общественный центр – это многофункциональная площадка для реализации образовательных, просветительских, досуговых и творческих проектов и программ, открытая площадка для независимых креативных инициатив, проектов и творческих групп. Общественный центр будет с радостью поддерживать некоммерческие и социально значимые события, проводимые на его территории, в том числе по инициативе читателей и посетителей.

Когда-то здесь находилась столовая, на балконе - банкетный зал, с торца - выход на открытую летнюю веранду. С тех времён сохранился подъёмник для продуктов.

Фойе театрального зала.

В 1930-е годы в Москве стали популярны астрономические наблюдения, на Кудринской был построен планетарий, а небольшие обсерватории стали появляться в городских парках. Дворец культуры ЗиЛ также обзавёлся собственным телескопом.

soviet-life.livejournal.com

34. Москва. Классика советского авангарда: Дворец культуры ЗИЛ.

Классический памятник советского конструктивизма – первый в Москве рабочий Дворец культуры. Писать о нём трудно, - образец хрестоматийный, его история упоминается во всех книгах по советской архитектуре. Заложен в 1931 году в Ленинской слободе, на территории бывш. Симонова монастыря. К этому времени в районе, на бывшей дореволюционной окраине Москвы складывается уже конгломерат промышленных предприятий. Инициаторами возведения Дворца выступили рабочие завода «Динамо».

Кросс-пост: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/315041.html

В марте 1930 г. Московский областком профсоюза металлургов объявил открытый конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района. Первый тур длился до июля того же года. Свои проекты представило большинство из тогдашних творческих объединений: ОСА, АСНОВА, АРУ, ВОПРА, МАО, ЛОА, МВТУ, ЛИГИ, ВХУТЕИН. В сентябре-октябре 1930 г. по изменённой программе проходит второй закрытый тур конкурса, в нём участвуют ОСА, АСНОВА, АРУ, ВОПРА, ЛИКС (ЛИГИ). Не подводя итогов прошедших конкурсов, заказчики обратились к братьям Весниным, которые, использовав материалы конкурса, сделали свой проект. Комплекс включал в себя: малый театральный корпус на 1000 чел., связанную с ним клубную часть и отдельно стоящий большой театральный корпус на 4000 человек – Дворец замышлялся грандиозным. В проекте большого театра (от него отказались в ходе строительства) Веснины в целом повторили свой проект харьковского театра массового музыкального действа, выполненный незадолго до этого.

Фасад театрального корпуса

Вход в клубную часть

Северная часть клубного корпуса

Композиция здания раскрывается не сразу, для этого надо обойти его вокруг, оценить смену ракурсов с разных точек, зайти вовнутрь. Тогда начинаешь понимать замысел проектировщиков: "Основной принцип , которым мы руководимся в наших исканиях новой, социалистической архитектуры, - это полное соответствие архитектуры назначению здания. Именно такое решение мы попытались дать в крупнейшей из наших работ последнего времени - во Дворце культуры Пролетарского района. Социалистический Дворец культуры должен прежде всего вызывать ощущение свободы и радости. Это ощущение мы пытались создать путем соответствующей организации пространства, путём применения принципа перетекающего пространства, раскрывающего и облегчающего интерьер. такое решение внутреннего пространства обусловило в известной степени и наружную архитектуру Дворца... При решении архитектуры Дворца мы стремились не маскировать внутреннее пространство, а а выявлять его на фасаде (плоскость фасада с полукруглым стеклянным эркером и т.д.".

"Мы стремились найти образ пролетарского Дворца культуры, дать простые, ясные формы, благородные соотношения масс, объёмов, плоскостей, проёмов в единстве деталей и целого, в единстве внутреннего пространства и внешнего оформления… Фойе малого и большого театра решено по принципу переливающегося пространства, дающего богатство впечатлений от постоянно меняющихся перспектив и от постоянной смены пространственных величин". (бр. Веснины).

Свидетельство современника: «Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого цвета и раздвигал ночь... Мы шли по широким лестницам, и цветы белых флоксов, стоявшие по сторонам ступеней, задевали нас и осторожно покачивались. В потолках сиял невидимый свет. Казалось, что огромное здание не имеет веса и опирается не на стены и колонны, а на простые геометрические линии…». (К. Паустовский). В соответствии с идеями тех лет, ДК должен был резко выделяться из своего окружения, по-существу противостоять ему: в печати тех лет эту стройку называли «культурным Днепростроем». Чтобы освободить площадку для строительства, были разобраны исторические части стен и башен Симонова монастыря. Строили ДК долго, с 1931 по 37 год. В ходе первой очереди строительства, к 33 году, построили малый театральный корпус; второй очередью, в 1937 г. возвели клубный корпус.

Парковый фасад клубного корпуса.

Ротонда в центре паркового фасада.

Южная часть клубного корпуса

Кирпичное, покрытое темно-серой терразитовой штукатуркой здание, имеет свободный план. Главный фасад организован с северной стороны: здесь расположены входы в театр, в клубную часть и в библиотеку. Перед северным фасадом распланирована парадная площадь. Боковой фасад выходит на Восточную ул. – с этой стороны расположены кассы театра. Парковый фасад обращен в сторону реки и акцентирован по центру остеклённой полуротондой на столбах.

Осмотрим здание с северного фасада. Слева расположен прямоугольный, симметричный в плане театральный корпус. По своему построению он напоминает ДК им. Горбунова в Филях, хотя компоновка масс здесь немного другая. На фасаде доминирует огромный выпуклый остеклённый эркер на двух тонких столбах, за которым располагается главное театральное фойе. Справа к нему пристроен вытянутый соединительный корпус, по центру которого - главный вход в клубную часть. Слева от этого входа был сквозной проход через здание (впоследствии застроен). Тему выпуклого эркера поддерживает здесь горизонтальный ряд маленьких эркеров на третьем этаже. Справа композицию завершает клубный корпус, вытянутый по оси север-юг. В нем были расположены библиотека-читальня и читальный зал на 135 мест, двухсветный выставочный зал, помещения для кружковой работы, лекционная аудитория на 250 мест, научно-технические кабинеты, малый киноконцертный зал. Снаружи силуэт клубного корпуса активно формируют астрономическая обсерватория и надстройки эксплуатируемой кровли.

Фойе клубного корпуса.

Интерьер ротонды. Здесь располагался зимний сад.

Задний фасад театрального корпуса

Весь первый этаж соединительного корпуса занимает пространство главного фойе, пройдя через него направо и поднявшись на несколько ступенек вверх попадаем в полукруглую ротонду, облицованную серым мрамором - композиционный центр всей Т-образной части здания. Когда-то здесь располагался зимний сад. Через двери в центре ротонды (к сожалению, первоначальные двери нигде не сохранились, заменены в 70-х годах) по эффектной полукруглой лестнице выходим в сад – один из немногих примеров того времени, где реализована популярная идея вхождения архитектуры в ландшафт. Парковая часть не сложилась, только намечена. По проекту вся прилегающая местность общей площадью 65 га превращалась в парк со многими затеями, в том числе со спортивными сооружениями. В возвышенной части можно было устроить смотровую площадку, в пойме разбить отличный партерный парк, включив реку в общую композицию. Можно представить, насколько органично выглядели бы постройки Дворца на фоне воды и зелени.

К сожалению этим планам не суждено было реализоваться. Кстати идея архитектурного оформления набережных, появившаяся в Генплане Москвы 35 года, активно реализуется как раз во второй половине 30-х. Но сюда она, видимо, не дошла, - эти места были в ту пору на самой окраине города. Спортивный комплекс «Торпедо» в пойме построен уже в 60-х годах, к сожалению, его авторы «не замечают» ДК и не делают попыток композиционно связать с ним свои сооружения. За долгие годы склон холма зарос деревьями, оказался захламлен гаражами и прочими неказистыми строениями. Южнее начинается территория Ленинской нефтебазы и промзона завода «Динамо», места совершенно дикие, поглотившие улицы, где располагались домики Симоновой слободы. Невзрачная застройка 60-х годов на другом берегу реки по Дербеневской наб. заслонила виды глубинного Замоскворечья, – смотреть теперь особо не на что.

Общий вид ДК.

Восточный фасад театрального корпуса.

Памятная доска на здании.

На протяжении своей истории Дворец несколько раз ремонтировался: в 40-х, в 50-х и в 70-х годах. Был реконструирован театральный зал: концентрические круглые софиты заменены на тяжелую люстру, по верху стен у карниза устроен декоративный бордюр. Подобным образом были "украшены" интерьеры фойе, вестибюля и других помещений. Последняя реконструкция проводилась в 70-х годах арх. П. Зиновьевым, Р. Алдониной, О. Лебедевой, при этом были в основном убраны прежние наслоения. Все эти переделки сейчас смотрятся вполне тактично и не нарушают художественной цельности образа.Известный диссонанс вносит лишь ограда затейливого рисунка вокруг здания, никак не гармонирующая с его строгими формами.

Архитектура Дворца гармонична и выразительна. Умело скомпонованные простые геометрические объемы, лишённые внешнего декора, уравновешенная система размещения оконных проёмов, - всё это создаёт яркий и выразительный художественный образ.

Архитектура Дворца целостна и самодостаточна. Даже без оставшегося в проекте большого театрального корпуса , без парковой части и спортивного комплекса, ДК воспринимается как произведение законченное и целостное, организующее вокруг себя пространство .

Архитектура Дворца функциональна и рациональна. Дворец активно действует в течении 70 лет без существенных переделок, не меняя своей первоначальной функции (как многие подобные заведения, Дворец работает теперь в двух независимых ипостасях: как ДК и как концертный зал). Основные идеи, заложенные авторами в свой проект, выдержали испытанием временем, - далеко не всегда такое бывает.

Известно, что конструктивистские постройки, построенные часто из некачественных материалов и лишённые долгие годы надлежащего ухода, к нашему времени в большинстве своём обветшали, многие из них уничтожены или перестроены, другие в аварийном состоянии. Перед нами же одно из немногих хорошо сохранившихся зданий и, в то же время, вершина стиля, по которому мы можем судить о конструктивизме в целом. Всё это делает Дворец культуры ЗИЛ памятником уникальным, по праву занимающим одно из центральных мест в истории советской архитектуры.

Литература.

1. В. Хазанова. Клубная жизнь и архитектура клубов 1917-1941. М., Изд. «Жираф», 2000.2. И. Чепкунова. Клубы, построенные по программе профсоюзов 1927-1930. Москва, 2006.3. С. Хан-Магомедов. Сто шедевров советского архитектурного авангарда. Билингва, "Едиториал УРСС", 2004. 4. Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг.: Документы и материалы. Творческие объединения. Сост. В. Э. Хазанова. Москва: «Наука», 1970.5. Ю. Александров, К. Жуков. Силуэты Москвы. Москва, Московский рабочий, 1978.6. Советская архитектура за ХХХ лет. РСФСР. Изд. Академии архитектуры СССР, Москва, 1950. 7. Советская архитектура. 1917-1987. М., Стройиздат, 1987.

Проектная перспектива. Справа неосуществлённый большой театральный корпус. Фото из книги [3].

План осуществлённой части комплекса.

Макет комплекса. Справа неосуществлённый большой театральный корпус. Фото из книги [3].

Фасад театрального корпуса. Справа - соединительный корпус. В центре видны столбы - ещё не застроенный сквозной проход через здание. Фото из книги [7].

Северная часть клубного корпуса Фото из книги [7]/

Театральный корпус. Построен в первую очередь строительства к 1933 году. Фото из книги [3]

Зимний сад в ротонде клубного корпуса. Фото из книги [5].

Клубный корпус. Интерьер ротонды. Фото из книги [2].

Клубный корпус. Читальный зал. Фото из книги [5].

Соединительный корпус. Кафе на месте сквозного прохода через здание. Фото из книги [2].

Ресторан в клубном корпусе. Теперь не существует. Фото из книги [2].

Главное театральное фойе. Фото из книги [2].

Главное театральное фойе в процессе строительства. Третий справа А.А.Веснин. Фото из книги [2].

Главное театральное фойе. Фото из книги [1].

Главное театральное фойе. Фото из книги [1].

Театральный зал. Фото из книги [1].

Театральный зал. Фото из книги [1].

Театральный зал после реконструкции 40-х годов. Заменены круги-софиты потолка, в верхней части стен появился декоративный бордюр, на ограждении балкона появились светильники.

Tags: 1930-е годы, Веснины

synthart.livejournal.com

Дворец культуры ЗИЛа - это... Что такое Дворец культуры ЗИЛа?

Координаты: 55°42′50.9″ с. ш. 37°39′31.2″ в. д. / 55.714139° с. ш. 37.658667° в. д. (G) (O)55.714139, 37.658667

Культурный Центр ЗИЛ (Дворец культуры Завода имени Лихачёва, Дворец культуры Автомобильного Московского общества Завод имени А. И. Лихачева (ДК АМО ЗИЛ)) — крупнейший и заключительный памятник архитектуры советского конструктивизма работы братьев Весниных. Расположен в Москве на Восточной улице, 4.

История

Дворец культуры ЗИЛа был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками.

Дворец культуры ЗИЛа. Фрагмент фойе после второй реконструкции. Дворец культуры ЗИЛа. Зимний сад после второй реконструкции.

На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские, и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были снесены на рабочих субботниках. Так, чтобы посодействовать забвению истории России, на месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа.

Строительство

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе знаменитых архитекторов-конструктивистов братьев Л. А. и А. А. Весниных в 1930—1937 годах.

Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом 2-ярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Во время Отечественной войны в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения.

Вторая реконструкция

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный поток из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять естественный камень и алюминий. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 гг.

Ссылки

med.academic.ru

Москва. Дворец культуры ЗИЛ - классика советского авангарда. 1931-37 гг. арх. бр.Веснины.

Классический памятник советского конструктивизма – первый в Москве рабочий Дворец культуры. Писать о нём трудно, - образец хрестоматийный, его история упоминается во всех книгах по советской архитектуре. Заложен в 1931 году в Ленинской слободе, на территории бывш. Симонова монастыря. К этому времени в районе, на бывшей дореволюционной окраине Москвы складывается уже конгломерат промышленных предприятий. Инициаторами возведения Дворца выступили рабочие завода «Динамо».

В марте 1930 г. Московский областком профсоюза металлургов объявил открытый конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района. Первый тур длился до июля того же года. Свои проекты представило  большинство из тогдашних творческих объединений: ОСА, АСНОВА, АРУ, ВОПРА, МАО, ЛОА, МВТУ, ЛИГИ, ВХУТЕИН. В сентябре-октябре 1930 г. по изменённой программе проходит второй закрытый тур конкурса, в нём участвуют ОСА, АСНОВА, АРУ, ВОПРА, ЛИГИ.  Не удовлетворившись результатами конкурсов и подводя его итогов, заказчики обратились к братьям Весниным, которые, использовав конкурсные материалы , сделали свой проект. Комплекс включал в себя: малый театральный корпус на 1000 чел.,  связанную с ним клубную часть и отдельно стоящий большой театральный корпус на 4000 человек – Дворец замышлялся грандиозным. В проекте большого театра (от него отказались в ходе строительства) Веснины в целом повторили свой проект харьковского театра массового музыкального действа, выполненный незадолго до этого.

   

 Фасад театрального корпуса

 Вход в клубную часть

 Северная часть клубного корпуса

Композиция здания раскрывается не сразу, для этого надо обойти его вокруг, оценить смену ракурсов с разных точек, зайти вовнутрь. Тогда начинаешь понимать замысел проектировщиков: "Основной принцип , которым мы руководимся в наших исканиях новой, социалистической архитектуры, - это полное соответствие архитектуры назначению здания. Именно такое решение мы попытались дать в крупнейшей из наших работ последнего времени - во Дворце культуры Пролетарского района. Социалистический Дворец культуры должен прежде всего вызывать ощущение свободы и радости. Это ощущение мы пытались создать путем соответствующей организации пространства, путём применения принципа перетекающего пространства, раскрывающего и облегчающего интерьер. такое решение внутреннего пространства обусловило в известной степени и наружную архитектуру Дворца... При решении архитектуры Дворца мы стремились не маскировать внутреннее пространство, а а выявлять его на фасаде (плоскость фасада с полукруглым стеклянным эркером и т.д.".

"Мы стремились найти образ пролетарского Дворца культуры, дать простые, ясные формы, благородные соотношения масс, объёмов, плоскостей, проёмов в единстве деталей и целого, в единстве внутреннего пространства и внешнего оформления… Фойе малого и большого театра решено по принципу переливающегося пространства, дающего богатство впечатлений от постоянно меняющихся перспектив и от постоянной смены пространственных величин". (бр. Веснины).

Свидетельство современника: «Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого цвета и раздвигал ночь... Мы шли по широким лестницам, и цветы белых флоксов, стоявшие по сторонам ступеней, задевали нас и осторожно покачивались. В потолках сиял невидимый свет. Казалось, что огромное здание не имеет веса и опирается не на стены и колонны, а на простые геометрические линии…». (К. Паустовский). В соответствии с идеями тех лет, ДК должен был резко выделяться из своего окружения, по-существу противостоять ему: в печати тех лет эту стройку называли «культурным Днепростроем». Чтобы освободить площадку для строительства, были разобраны исторические части стен и башен Симонова монастыря. Строили ДК долго, с 1931 по 37 год. В ходе первой очереди строительства,  к 33 году, построили малый театральный корпус; второй очередью, в 1937 г. сдали в эксплуатацию клубный корпус.

   

 Парковый фасад клубного корпуса.

 Ротонда в центре паркового фасада.

Южная часть клубного корпуса

Кирпичное, покрытое темно-серой терразитовой штукатуркой здание, имеет свободный план. Главный фасад организован с северной стороны: здесь расположены входы в театр, в клубную часть и в библиотеку. Перед северным фасадом распланирована парадная площадь. Боковой фасад выходит на Восточную ул. – с этой стороны расположены кассы театра. Парковый фасад обращен в сторону реки и акцентирован по центру остеклённой полуротондой на столбах.

Осмотрим здание с северного фасада. Слева расположен прямоугольный, симметричный в плане театральный корпус. По своему построению он напоминает ДК им. Горбунова в Филях, хотя компоновка масс здесь немного другая. На фасаде доминирует огромный выпуклый остеклённый эркер на двух тонких столбах, за которым располагается главное театральное фойе. Справа к нему пристроен вытянутый соединительный корпус, по центру которого - главный вход в клубную часть. Слева от этого входа был сквозной проход через здание (впоследствии застроен). Тему выпуклого эркера поддерживает здесь горизонтальный ряд маленьких эркеров  на третьем этаже. Справа композицию завершает клубный корпус, вытянутый по оси север-юг. В нем были расположены библиотека-читальня и читальный зал на 135 мест, двухсветный выставочный зал, помещения для кружковой работы, лекционная аудитория на 250 мест, научно-технические кабинеты, малый киноконцертный зал. Снаружи силуэт клубного корпуса активно формируют астрономическая обсерватория и надстройки эксплуатируемой кровли.

   

 Фойе клубного корпуса.

Интерьер ротонды. Здесь располагался зимний сад.

Задний фасад театрального корпуса

Весь первый этаж соединительного корпуса занимает пространство главного фойе, пройдя через него направо и поднявшись на несколько ступенек вверх, попадаем в полукруглую ротонду, облицованную серым мрамором - композиционный центр всей Т-образной части здания. Когда-то здесь располагался зимний сад. Через двери в центре ротонды (к сожалению, первоначальные двери нигде не сохранились, заменены в 70-х годах) по эффектной полукруглой лестнице выходим в сад – один из немногих примеров того времени, где реализована популярная идея вхождения архитектуры в ландшафт. Парковая часть не сложилась, только намечена. По проекту вся прилегающая местность общей площадью 65 га превращалась в парк со многими затеями, в том числе со спортивными сооружениями. В возвышенной части можно было устроить смотровую площадку, в пойме разбить отличный партерный парк, включив реку в общую композицию. Можно представить, насколько органично выглядели бы постройки Дворца на фоне воды и зелени.

К сожалению этим планам не суждено было реализоваться. Кстати идея архитектурного оформления набережных, появившаяся в Генплане Москвы 35 года, активно реализуется как раз во второй половине 30-х. Но сюда она, видимо, не дошла, - эти места были в ту пору на самой окраине города. Спортивный комплекс «Торпедо» в пойме построен уже в 60-х годах, к сожалению, его авторы «не замечают» ДК и не делают попыток композиционно связать с ним свои сооружения. За долгие годы склон холма зарос деревьями, оказался захламлен гаражами и прочими неказистыми строениями. Южнее начинается территория Ленинской нефтебазы и промзона завода «Динамо», места совершенно дикие, поглотившие улицы, где располагались домики Симоновой слободы. Невзрачная застройка 60-х годов на другом берегу реки по Дербеневской наб. заслонила виды глубинного Замоскворечья, – смотреть теперь особо не на что.

   

Общий вид ДК.

Восточный фасад театрального корпуса.

Памятная доска на здании.

На протяжении своей истории Дворец несколько раз ремонтировался: в 40-х, 50-х и в 70-х годах. Был реконструирован театральный зал: концентрические круглые софиты заменены на тяжелую люстру, по верху стен у карниза устроен декоративный бордюр, на ограждении балкона появились светильники. Подобным образом были "украшены" интерьеры фойе, вестибюля и другие помещения. Последняя реконструкция проводилась в 70-х годах арх. П. Зиновьевым, Р. Алдониной, О. Лебедевой, при этом были в основном убраны прежние наслоения. Все эти переделки сейчас смотрятся вполне тактично и не нарушают художественной цельности образа.Известный диссонанс вносит лишь ограда затейливого рисунка вокруг здания, никак не гармонирующая с его строгими формами.

Архитектура Дворца гармонична и выразительна. Умело скомпонованные простые геометрические объемы, лишённые внешнего декора, уравновешенная система размещения оконных проёмов, - всё это создаёт яркий и выразительный художественный образ.

Архитектура Дворца целостна и самодостаточна. Даже без оставшегося в проекте большого театрального корпуса , без парковой части и спортивного комплекса, ДК воспринимается как произведение законченное и целостное, организующее вокруг себя пространство .

Архитектура Дворца функциональна и рациональна. Дворец активно действует в течении 70 лет без существенных переделок, не меняя своей первоначальной функции (как многие подобные заведения, Дворец работает теперь в двух независимых ипостасях: как ДК и как концертный зал). Основные идеи, заложенные авторами в свой проект, выдержали испытанием временем, - далеко не всегда такое бывает.

Известно, что конструктивистские постройки, построенные часто из некачественных материалов и лишённые долгие годы надлежащего ухода, к нашему времени в большинстве своём обветшали, многие из них уничтожены или перестроены, другие в аварийном состоянии. Перед нами же одно из немногих хорошо сохранившихся зданий и, в то же время, вершина стиля, по которому мы можем судить о конструктивизме в целом. Всё это делает Дворец культуры ЗИЛ памятником уникальным, по праву занимающим одно из центральных мест в истории советской архитектуры.

Литература.

1. В. Хазанова. Клубная жизнь и архитектура клубов 1917-1941. М., Изд. «Жираф», 2000.2. И. Чепкунова. Клубы, построенные по программе профсоюзов 1927-1930. Москва, 2006.3. С. Хан-Магомедов. Сто шедевров советского архитектурного авангарда. Билингва, "Едиториал УРСС", 2004. 4. Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг.: Документы и материалы. Творческие объединения. Сост. В. Э. Хазанова. Москва: «Наука», 1970.5. Ю. Александров, К. Жуков. Силуэты Москвы. Москва, Московский рабочий, 1978.6. Советская архитектура за ХХХ лет. РСФСР. Изд. Академии архитектуры СССР, Москва, 1950. 7. Советская архитектура. 1917-1987. М., Стройиздат, 1987.

Проектная перспектива. Справа неосуществлённый большой театральный корпус. Фото из книги [3].

 

План осуществлённой части комплекса.

Макет комплекса. Справа неосуществлённый большой театральный корпус. Фото из книги [3].

Фасад театрального корпуса. Справа - соединительный корпус. В центре видны столбы - ещё не застроенный сквозной проход через здание. Фото из книги [7].

Северная часть клубного корпуса Фото из книги [7]/

Театральный корпус. Построен в первую очередь строительства к 1933 году. Фото из книги [3]

Зимний сад в ротонде клубного корпуса. Фото из книги [5].

Клубный корпус. Интерьер ротонды. Фото из книги [2].

Клубный корпус. Читальный зал. Фото из книги [5].

Соединительный корпус. Кафе на месте сквозного прохода через здание. Фото из книги [2].

Ресторан в клубном корпусе. Теперь не существует. Фото из книги [2].

Главное театральное фойе. Фото из книги [2].

Главное театральное фойе в процессе строительства. Третий справа А.А.Веснин. Фото из книги [2].

 

 Главное театральное фойе. Фото из книги [1].

 Главное театральное фойе. Фото из книги [1].

Театральный зал. Фото из книги [1].

Театральный зал. Фото из книги [1].

Театральный зал после реконструкции 40-х годов. Заменены круги-софиты потолка, в верхней части стен появился декоративный бордюр, на ограждении балкона появились светильники.

Дворец культуры вечером. Фото из книги [5].

ru-sovarch.livejournal.com

Дворец культуры ЗИЛ - Википедия

Дворец культуры ЗИЛ (Дворец культуры завода имени Лихачёва, Дворец культуры Автомобильного московского общества «Завод имени А. И. Лихачева» (ДК АМО ЗИЛ)) — важнейший памятник архитектуры конструктивизма в Москве, спроектированный братьями Весниными, объект культурного наследия регионального значения.

История[ | ]

Дворец культуры ЗИЛа был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками.

Библиотечное крыло. Дворец культуры ЗИЛа. Фрагмент фойе после второй реконструкции. Дворец культуры ЗИЛа. Зимний сад после второй реконструкции.

На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были уничтожены в период рабочих субботников. На месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа.

Здание создавалось как многофункциональный комплекс общей площадью 23 тыс.м2, включающий большой зрительный зал, малую сцену, лекторий, кинозал, обширные холлы, многочисленные студийные комнаты, библиотеку, зимний сад и обсерваторию на крыше.

Строительство[ | ]

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе знаменитых архитекторов-конструктивистов братьев Л. А. и А. А. Весниных в 1930—1937 годах.

Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от неё, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещён конференц-зал, а ещё выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания[1]. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов[1]. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Реконструкции здания[ | ]

Во время Отечественной войны в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения. Неудачны оказались и плоские кровли: из-за низкого качества использованного материала здание оказалось подвержено протечкам.

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, используя, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На их архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять природный камень и алюминий. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 годы[2].

Современная история[ | ]

В 2008 году Дворец Культуры ЗИЛ был передан городу и стал флагманским проектом Департамента культуры города Москвы по модернизации клубных учреждений.[источник не указан 879 дней] Вскоре после передачи были отреконструированы фойе главного зала и буфет[1]. С осени 2012 года деятельность Центра сосредоточена на пяти основных направлениях: творческое развитие, исполнительские искусства, лекторий, общественный центр (библиотека) и танцевальные программы.

Культурный центр ЗИЛ не сохранил студии и кружки прошлых лет, зато в Культурный центр пришли новые профессиональные творческие инициативы со свежими идеями и востребованными современными предложениями для юных горожан и их родителей. В холлах и рекреациях установлены удобные стулья, столы и кофейные автоматы, доступны настольные игры, на всей территории Культурного центра ЗИЛ работает бесплатный wi-fi. Более того, Культурный центр ЗИЛ — это более 5 000 квадратных метров для занятий разными видами танца, лекции и дискуссии для любой аудитории, театральные и концертные программы коллективов Москвы, современная библиотека с открытым хранением книг.

Проезд[ | ]

Культурный центр находится в 10 минутах ходьбы от станции метро Автозаводская, на улице Восточная, рядом с Симоновым монастырем.

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Культурный центр ЗИЛ: адрес, где находится, как добраться

Один из лучших образцов архитектуры конструктивизма, первый и самый крупный дворец культуры в Москве – это Культурный Центр ЗИЛ.

Архитекторы братья Веснины в 30-ые годы разработали грандиозный проект, который был призван нести функцию воспитания «нового человека». Молодые архитекторы в своем проекте воплотили модную в тридцатые годы авиационную романтику, спроектировав самолет из бетона и стекла. Это и был Культурный Центр ЗИЛ. Свидетели тех лет вспоминают, что издалека он был похож на глыбу хрусталя. Внутренние пространства сконструированы просто и рационально, причем главенствовали белые цвета, а полы были синего, красного и желтого цветов. Кажется, что огромное здание невесомое, а крыша парит в воздухе, слегка опираясь не на колонны, а на нечто необъяснимое.

Еще можно выделить в архитектурном отношении винтовую лестницу. Она очень стильная и ведет в обсерваторию. Экскурсии поднимаются по закрученным ступенькам на крышу здания, где открывается удивительная панорама столицы с видом на самые примечательные и очень непохожие сооружения: купола Храма Христа Спасителя и небоскребы «Москва-Сити». Совсем рядом с Культурным Центром возвышается храм Рождества Пресвятой Богородицы, а где-то далеко виднеются Кремлевский дворец и колокольня Ивана Великого. Вид просто чудесный.

Деятельность центра ЗИЛ

За все годы Культурный Центр ЗИЛ многое пережил, даже чуть не погиб в лихие девяностые из-за бесхозяйственности и жажды наживы. Спасло памятник конструктивизма только то, что он был передан на баланс Правительству Москвы. За два года здание превратилось в современный центр культуры.

На сцене Центра проходят постановки лучших столичных театров, действует огромное количество танцевальных кружков всех стилей для любого возраста, современный кинозал демонстрирует шедевры кинематографии, полностью укомплектована книгами солидная библиотека.

Между аудиториями для танцев и музыки пробегают спешащие дети в танцевальных костюмах или с нотами в руках, солидные интеллигентного вида граждане спешат сюда на лекции и дискуссии, на концерт или выставку.

Всего в этом центре насчитывается более 50-ти кружков, в том числе, такие как керамическая мастерская, лаборатория робототехники, танцевальная студия карнавальной самбы и множество других.

Есть вечерняя школа, где занимаются русским языком и математикой.

Тут же волонтеры помогают ученикам младших классов делать уроки.

В коридорах стоят теннисные столы, кофейные автоматы и можно воспользоваться Wi-Fi.

Культурный Центр ЗИЛ славится своей библиотекой, в которой несколько десятков тысяч альбомов и книг на самую разную тематику. По паспорту здесь можно полистать литературу в читальном зале или взять понравившуюся книгу домой.

Люди старшего возраста приходят сюда для обучения работе на персональном компьютере. Они охотно общаются по скайпу со своими внуками и ищут на просторах интернета необходимую информацию.

А родители, приводящие в Центр на кружки своих детей, сидят в библиотеке с планшетами или листают журналы и книги.

В лектории проходят лекции по истории архитектуры и жизни композиторов, а также по обучению водительскому делу. Это помещение имеет круглую форму, ассоциирующуюся с древнегреческим амфитеатром. А на потолке выложены в виде солнца неоновые трубки. По замыслу архитекторов Весниных в декоре социалистического дворца культуры солнце должно было вызывать радостные эмоции и ощущение свободы. И во многом мечты архитекторов сбылись – прошли годы, а атмосфера радости и творческого счастья по-прежнему царит в этих стенах.

Как добраться:

mos-holidays.ru


Смотрите также