И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица. Зил голубой


Тест-драйв ЗИЛ-49061 «Синяя Птица» - Колеса.ру

Буду краток: “Синяя птица” – это лучший ЗиЛ, на котором мне когда-либо приходилось ездить. И пусть попасть в него можно только через крышу, но оно того стоит. Глядя на этот автомобиль снаружи, я чувствовал что-то вроде суеверного трепета: вдруг эта огромная снаружи машина, которая позаимствовала агрегаты массового советского грузовика, окажется на ходу неповоротливым, вяло ползущим чудовищем с жуткой эргономикой, неуправляемым и жутко неудобным? Вот это было бы разочарованием, хотя и несколько ожидаемым. Но нет! Наверное, Нильс, летевший в Лапландию на спине гуся, не испытал такого восторга от своей птички. Ну всё, хватит эмоций. Нахмурим чело и посмотрим, что это за машина.

Славная семья КПЭМ

Многие, наверное, знают, что ЗиЛ-49061 был создан для поиска и дальнейшей перевозки спускаемых аппаратов (СА или «капсул»), которые нужны для возвращения космонавтов на Землю после полёта. Одним из стимулов к созданию таких машин стала неприятная ситуация, к в которую попали космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов в 1965 году. После спуска в глухой пермской тайге им пришлось два дня топать на лыжах к специально вырубленной лесниками делянке, где их смог забрать вертолёт. И это — после сложного полёта, в котором Леонов первым в истории побывал в открытом космосе.

В 1966 году была выпущена машина первого поколения ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка), оборудованная краном и платформой для перевозки спускаемого аппарата. А в 1972 году была сделана ПЭУ-1М, кузов которой был пассажирским и приспособленным именно для перевозки людей, а не СА.

ЗиЛ ПЭУ-1 '1966–73 с краном ЗиЛ ПЭУ-1 '1966–73 с краном

На фото: ЗиЛ ПЭУ-1 ‘1966–73

ЗиЛ ПЭУ-1М '1972–79 ЗиЛ ПЭУ-1М '1972–79-2

На фото: ЗиЛ ПЭУ-1М ‘1972–79

Первый прототип машин второго поколения ПЭМ был готов ещё в 1971 году, но производство началось в 1975-м. И опять это была не одна машина, а комплекс из трёх: наш ЗиЛ-49061 назывался ПЭМ-1 и был пассажирским, ЗиЛ-4906 — это ПЭМ-2 (у него вместо кузова-салона стоял кран и ложемент под “капсулу”), а третья машина в составе комплекса КПЭМ — это вездеход со шнековым движителем ПЭМ-3 (ЗиЛ-29061). Почему колёсные машины получили прозвища “Синяя птица” — доподлинно неизвестно, но это название, конечно, гораздо лиричнее прозаического ЗиЛ-4906, поэтому просим вашего позволения иногда называть ПЭМ-1 “Птицей”. Ну, красиво же, ей-богу!

ЗиЛ-4906 Синяя Птица '1975–91 в воде

На фото: ЗиЛ-4906 Синяя Птица ‘1975–91

Утверждение, что КПЭМ выезжают на место посадки своим ходом, ошибочно. Они базируются (всего сейчас их десять единиц 4906 и 49061) под Челябинском, а на место предполагаемой посадки их перевозят самолётом АН-12. И уже на месте приземления СА начинается их работа.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица три четверти

Шестилапые

Начнём, пожалуй, с того, почему у машины шесть колёс, и как они работают.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица колесо

Задача перед конструкторами стояла сложная: нужно было сделать не только проходимый автомобиль, но ещё и плавающий. Причём достаточно лёгкий, но вместительный. Огромные колёса с шинами И-159 и системой централизованной подкачки обеспечивают плавучесть, хотя, конечно, основное водоизмещение даёт кузов-лодка, сделанный из стеклопластика. Шесть колёс позволяют ездить по пересечённой местности, а возможность их стравить — по грунтам, не выдерживающим большое удельное давление.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица маркировка шины

Так как габариты машины несколько поражают воображение (особенно длина в девять метров), то управляемыми пришлось делать колёса передней и задней осей. Отметим интересную особенность нашей машины: у неё в рулевом управлении нет жёсткой механической связи между передними и задними колёсами. А вот на более поздних машинах для устранения рассинхронизации углов поворота тяги всё-таки проложили.

ЗИЛ-49061 Синяя птица вид сбоку

Теперь перейдём к ещё более интересному вопросу: как все эти колёса крутятся? То есть, к трансмиссии.

Двигатель

V8, ЗиЛ-130, 150 л.с.

Коробка передач тут стоит практически такая же, как у ЗиЛ-130. Отличия — в удлинённом вале под двухдисковое сцепление активного автопоезда ЗиЛ-137 с колёсной формулой 10х10. А вот всё после КПП — уникальное, сделанное специально для ПЭМ. Здесь стоит бортовой блокированный привод всех колес, то есть, все три колеса одного борта всегда вращаются вместе, приводимые в действие карданами. Вполне очевидно, что блокировка тут может быть только одна — межбортового дифференциала. Единственный планетарный дифференциал в раздаточной коробке нужен для блокировки, обеспечивающей одинаковую скорость вращения всех шести колёс при сложных дорожных условиях. Ну и, конечно, есть у ЗиЛа и колёсные редукторы.

А что там с двигателем? Наверняка у этого монстра где-то внутри стоит мотор, вызывающий потоки завистливых слёз Безумного Макса? А вот и нет. В ПЭМ-1 работает практически обычный V8 ЗиЛ-130 мощностью 150 л.с. Правда, собирали моторы для “Птицы” не на конвейере. В процессе сборки конвейерных моторов отдельно обрабатывают картер сцепления и блок, а для моторов ПЭМ добавили ещё одну операцию — совместную обработку картера сцепления и блока с одновременной проверкой их на соосность. Кроме того, сам “колокол” здесь тоже не от ЗиЛа-130, а от всё того же ЗиЛа-137.

И ещё одно отличие — в приводе спидометра. Тут есть выход для датчика тахометра, которого нет на ЗиЛ-130. Впрочем, это — всё то немногое, что отличает серийный мотор от мотора “Синей птицы”.

Кузов машины, как я уже говорил, сделан из стеклопластика. Для зиловцев этот материал к середине 60-х был уже знаком, так что кузов получился очень неплохим. Правда, сегодня он утратил часть своих свойств. Он просто-напросто постарел. К сожалению, с возрастом эпоксидная смола, соединяющая многочисленные слои кузова, утратила эластичность. И если на испытаниях кузов ЗиЛа легко и непринуждённо валил деревья в руку толщиной, то сегодня кузов приходится беречь. Впрочем, беречь “Синюю” птицу” — вещь обязательная в любом случае.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица спереди

Интересно сделано крыло, которое идёт вдоль борта. Оно откидное. Его трудно сломать в кустах или лесу, но на воде его можно откинуть, и тогда получается мостик, по которому можно пройти вдоль всего борта. А вот пока они висят, как на фотографиях, они закрывают доступ к двум бензобакам, расположенным симметрично по обоим бортам.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица борт

ЗИЛ-49061 Синяя Птица левый борт ЗИЛ-49061 Синяя Птица борт

А вот однозначного ответа на вопрос, зачем сзади висит баллон с азотом, получить не удалось. Наиболее распространённая версия — для продувки систем спускаемого аппарата после его посадки.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица баллон с азотом

Сзади у “Птицы” виднеется разъём для подключения электрики прицепа. Он типично авиационный, не такой, какие стояли на автомобилях. С авиацией ЗиЛ роднят и антенны-плавники.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица вид сзади на винты

А теперь давайте залезем на крышу. И не потому, что хотим гонять голубей, а потому что иначе нам в кабину просто не попасть: дверь есть только в заднем модуле, изолированном от кабины экипажа.

Я точно знаю, что некоторые водители не очень высоко ценят удобство посадки в бескапотные кабины грузовиков. По сравнению с удобством попадания в кабину “Синей птицы” все эти бескапотники — просто ложа театра. Тут надо сначала по колесу забраться на платформу позади кабины, с неё — на крышу, а уж оттуда через люк “провалиться” на сиденье водителя или пассажиров. А тем временем высота кабины — почти три метра. Понятно, что машина рассчитана на военных (именно так, Роскосмос и МЧС “птичками” обделили), они люди подготовленные. Гражданским туда лезть сложно. А может, и не нужно?

На крыше модуля с пассажирским салоном лежит швартовочный круг. Мало ли, вдруг СА придётся вытаскивать из воды? Вот тут при швартовке круг и поможет. А как раз между кабинами и расположен двигатель. Доступ к нему тоже организован здесь же. И он вполне удобен, что радует. Больше тут смотреть нечего, но прежде чем совать своё гражданское тельце в кабину, посмотрим, что творится у “Птицы” в пассажирском салоне.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица швартовочный круг

В утробе “Синей птицы”

Чтобы попасть в салон, нужно откинуть лестницу, закреплённую на задней стенке кузова. Поднявшись в отсек, захлопываем отпавшую от удивления челюсть и начинаем разбираться в этом богатстве.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица лестница

В общем-то, тут есть всё не только для короткой поездки, но и для довольно длительного путешествия. И, конечно, для оказания первой помощи. Даже капельницы, висящие на потолке, тут есть во всей своей стеклянной красе.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица капельница в кабине

Из видимых красот — переговорное устройство с кабиной экипажа, собственные отопитель и кондиционер, вполне удобные сиденья и шторки на окошках. Красиво и даже уютно (ещё бы фикус на подоконник, эх!).

Основная масса снаряжения находится под сиденьями. Тут лежат запас медикаментов, комплект медицинских шин, лётное зимнее обмундирование, носилки, грелки, термосы, запас воды, поильники и многое другое. Здесь с удобством могут разместиться семь человек. Но нам тут неинтересно, нам хочется за руль. Поэтому вылезаем из салона, прыгаем по колёсам и просовываемся в кабину экипажа (который, кстати, должен состоять из трёх человек).

ЗИЛ-49061 Синяя Птица кабина внутри сидения

Большую часть приборной панели занимают коротковолновые и ультракоротковолновые радиостанции, радиокомпасы и другие системы радионавигационного комплекса. Мы в них ковыряться не будем: нам интересна сама машина (а если честно, мы в них просто не разбираемся). И всё же отмечу, что у нас тут стоит ранний образец техники, на более поздних машинах радионавигационное оборудование другое, а экипаж “Птицы” может свободно поддерживать связь и с другими машинами ПЭМ, и с вертолётами, и с самими космонавтами. Но давайте пересядем на место водителя.

Кресло водителя отдельное, но на диване рядом могут спокойно сидеть два человека, а при желании — и три. Между сиденьями стоит рычаг КПП, который так же, как и руль, напоминает о “зиловском” происхождении амфибии. Но посадка вполне удобная.

Вообще рабочее место водителя получилось удивительно комфортным, таким непохожим на всё, что было создано сумрачным гением советского грузового автомобилестроения (взять тот же ГАЗ-52). Если не брать в расчёт специфику управления оборудованием машины, всё в кабине покажется знакомым любому, кто водил советский полноприводный грузовой автомобиль. Ну, например, ЗиЛ-131.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица руль

Да и приборы знакомы, разве что тормозная система гидравлическая, поэтому центральные места на приборке занимают не манометры пневматических контуров тормозов, а спидометр и манометр давления воздуха в шинах. Остальное — классика жанра: амперметр, указатель уровень топлива, давление масла в двигателе, температура охлаждающей жидкости и тахометр. Сигнальные лампочки показывают включение света, блокировку дифференциала, включение пониженного ряда раздаточной коробки. Ну, а теперь вытираем вспотевшие ладошки и щёлкаем два тумблера слева от рулевой колонки: выключатель “массы” и зажигание. Запускаем двигатель и — вперёд, «на поиски космонавтов».

Птица высокого полёта

В кабине “Птицы” кажется тише, чем в обычном ЗиЛ-130 или ЗиЛ-131. Наверное, из-за того, что мотор стоит за спиной. Но это ещё не всё. Сейчас я буду делать то, чего никогда раньше за всю карьеру не делал: лить патоку и пускать слюни на отечественную машину.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица спереди

Мне впервые не пришлось смотреть под ноги, примеряясь к педалям. Они стоят именно там, где должны стоять. Их высота, взаимное расположение и даже адекватность усилий на них идеальны, как попа молодой Дженнифер Лопес. Трогаемся с первой передачи, а дальше едем почти как на легковом автомобиле. Тут не надо постоянно топтать педаль сцепления (коробка синхронизированная) и даже не нужно напрягать руки при повороте руля: ГУР справляется с работой отлично.

Но самое интересное — это ощущение от работы независимой торсионной подвески. В вездеходах всегда трясёт, это практически неизбежно — и в больших, и в маленьких. Но тут при езде по просёлку я почувствовал, как боженька взял меня на руки и несёт по облачкам. Конечно, на бездорожье скорость скинуть придётся (хотя бы просто потому, что жалко из-за своих глупых амбиций гонять эту замечательную машину), да и техника езды там не предусматривает дрэг-рейсинга. Но на то оно и бездорожье.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица три четверти

На асфальте же набрать максимальную скорость в 75 км/ч не составляет вообще никакого труда, причём машина, масса которой больше девяти тонн, со скромным вроде бы мотором в 150 л.с. великолепно слушается руля, адекватно реагирует на педаль газа и тормоза. Хотя, конечно, на дороге больше приходится тормозить двигателем, но это, опять же, нормально для тяжёлой внедорожной техники.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица спереди

Полетав на “птичке” по дорогам и полям Подмосковья, нечаянно загоняю себя в сложную ситуацию: тупик с небольшой дорожкой вправо под большим уклоном вниз. Тут надо развернуться. Владелец амфибии, сидящий рядом, спрашивает:

— Сами справитесь? Может, я?

Я понимаю его переживания. На его месте я бы вообще никого не пустил за руль такого чуда. Но перекладывать трудности на чужие плечи — не в моих правилах (вообще-то, в моих, но в тот раз было интересно).

Разворот в очень ограниченном пространстве на этом ЗиЛе мне казался ещё более отчаянным манёвром, чем прослеживание взглядом проходящей мимо девочки в короткой юбке в присутствии жены. То есть, смертельно опасным.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица вид спереди

И всё же сворачиваем направо, опустив кабину вездехода круто вниз. Теперь надо тронуться назад, не откатившись под уклон вперёд. Машина настолько легка в управлении, что сделать это удаётся чрезвычайно легко. Мало того: прекрасный обзор в зеркала и в передние и боковые стёкла с хорошо читаемыми габаритами позволяет сделать это без разрушения забора, стоящего в опасной близости. Ей-богу, тот, кто отвечал за управляемость и обзорность — чёртов гений! По-моему, на Lexus LX 450d привыкнуть к габаритам мне было намного сложнее.

* * *

Удивительно, но эти машины служат до сих пор. С момента выпуска последней амфибии прошло уже 27 лет, а ПЭМ-1 и ПЭМ-2 ещё работают. ПЭМ-3 практически не используют, но тоже поддерживают в рабочем состоянии. А теперь представьте, каким запасом прочности обладают эти машины! И те люди, которые обязаны сохранять их работоспособность даже несмотря на то, что завода ЗиЛ не существует уже много лет. Они заслуживают не меньшего уважения, чем сами амфибии и их конструкторы.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица вид спереди (2)

В общем, срочно собирайте манатки и дуйте в космос. Чёрт с ними, с этими перигеями-апогеями, главное — покататься после возвращения на “Синей птице”. Это по-настоящему великолепный аккорд в космической балладе. Браво ему и, конечно же, бис.

Выражаем благодарность за предоставленную на тест-драйв машину межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”.

www.kolesa.ru

Советские поисково-эвакуационные машины - Колеса.ру

Самые передовые вездеходы в Советском Союзе строили отнюдь не для сухопутной армии, как можно было бы предположить, а для Военно-Воздушных Сил страны. С середины 1960-х и до начала 90-х конструкторское бюро Виталия Грачева разработало два поколения и еще несколько уникальных опытных образцов необычных трехосных плавающих машин для поиска и эвакуации экипажей космических модулей.

С развитием космической отрасли появилась острая потребность в надежных транспортных средствах, которые могли бы оперативно обнаруживать космонавтов, приземлявшихся практически в любом уголке необъятной Родины, чтобы затем доставить их в район базирования с оказанием медицинской помощи в пути. Известно, что разработку такой техники инициировал и поддерживал главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Петрович Королев.

Революционная для своего времени трехосная плавающая машина ПЭУ-1

С конструктивной точки зрения все эти машины были выполнены по классической схеме Грачева с равномерным расположением ведущих мостов, бортовой трансмиссией с гидромеханической или механической коробкой передач, независимой торсионной подвеской крайних колес и водоизмещающим стеклопластиковым корпусом на алюминиевой раме.

Первым таким автомобилем стала поисково-эвакуационная машина ПЭУ, по соображениям секретности не имевшая заводской маркировки. Первое шасси собрали весной 1966 года, партия из пяти машин, принятых на снабжение ВВС в 1969-м, стала основой наземных поисковых частей космической службы. Потом появились две производные модели ЗИЛ-49042 и ЗИЛ-5901, на смену которым затем пришла более совершенная гамма «Синяя птица».

ПЭУ (1966 – 1981 гг.)

В центральной части алюминиевой рамы установки ПЭУ (позднее — ПЭУ-1) размещался 180-сильный двигатель ЗИЛ-375 с гидромеханической трансмиссией, передававшей крутящий момент на бортовые передачи, водометный движитель, гидронасос и лебедку. Передние и задние ведущие и управляемые колеса имели независимую торсионную подвеску. Стеклопластиковый корпус представ­лял собой водоизмещающую оболочку с передней кабиной и задней платформой для крепления и перевозки спускаемого аппарата. Его погрузку и выгрузку обеспечивал трехтонный кран с решетчатой стрелой.

Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1 со штатным краном. 1966 год

Испытания грузовой поисковой машины с трехтонным поворотным краном

Испытаний крановой амфибии со стеклопластиковым корпусом на плаву

В 1972 году установку ПЭУ-1 переделали в вариант ПЭУ-1М, оборудованный пассажирским салоном на шесть–восемь человек для эвакуации экипажей многоместных спускаемых аппаратов. Через два года появилась машина ПЭУ-1Б с удлиненной крановой стрелой и ложементом для доставки более крупных спускаемых космических аппаратов.

Машина ПЭУ-1М для эвакуации экипажей космических аппаратов. 1972 год

ПЭУ-1М с раздельными кабиной и восьмиместным пассажирским салоном

Грузовая поисковая установка ПЭУ-1Б с 5,5-метровым краном. 1974 год

Для повышения проходимости в 1981-м на шасси ПЭУ-1 был собран оригинальный вездеход ПЭУ-1Р с турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ от самолета Ан-25, создававшим дополнительную реактивную силу тяги при движении по труднопроходимой местности и облегчения выхода из воды на влажную илистую береговую линию. В помощь ему сзади на кузове крепили кассеты с пороховыми зарядами. Машина «ошеломляюще легко» преодолевала препятствия, на снегу развивала скорость 44,3 км/ч, на воде — 14 км/ч.

Амфибия ПЭУ-1Р с реактивным двигателем и 16 пороховыми зарядами

На плаву турбореактивная установка ПЭУ-1Р достигала скорости 14 км/ч

Пробный заезд машины ПЭУ-1Р с опорными лыжами на всех колесах

ЗИЛ-49042 (1972 – 1973 гг.)

В 1972 году СКБ приступило к разработке поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для спасательных служб ВВС. Его возглавил эвакуационный автомобиль ЗИЛ-49042, через несколько лет послуживший конструктивной основой семейства «Синяя птица». Он являлся удлиненной версией модели ПЭУ-1М и снабжался 150-сильным бензиновым двигателем от грузовика ЗИЛ-130 и комфортным салоном для космонавтов с предоставлением им медицинской помощи и достойного отдыха в пути.

Опытный образец пассажирской поисковой машины ЗИЛ-49042. 1972 год

Комфортная и вместительная эвакуационная машина с восьмиместным салоном

Подготовка поисковой машины ЗИЛ-49042 к сложным зимним испытаниям

Зимний заплыв на безымянном озере в морозном мареве после снегопада

ЗИЛ-5901 (1970 г.)

Весной 1970 года появилась самая крупная комбинированная поисковая машина ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2) с двумя задними двигателями ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с. На ней также имелись салон для экипажа и платформа для спускаемого аппарата, который перегружала боковая крановая система. При двукратном повышении мощности проходимость и скорость амфибии увеличились, но одновременно возросли весовые и габаритные параметры, не позволявшие доставлять ее воздушным транспортом.

Самая крупная 360-сильная поисковая машина ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2). 1970 год

Испытания эвакуационной машины ПЭУ-2 в водоеме полигона 21 НИИИ

Погрузка спускаемого аппарата при помощи двухбалочного бокового крана

ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1975 – 1991 гг.)

В середине 1970-х СКБ ЗИЛ приступило к созданию комплекса ПЭК-490 для наземных подразделений космических спасательных служб ВВС. Первоначально в него входили два базовых автомобиля разного назначения — грузовой ЗИЛ-4906 с боковой перегрузочной системой и пассажирский ЗИЛ-49061 с 10-местным салоном. Их оборудовали 150-сильным мотором, более простой механической трансмиссией, торсионной подвеской, стеклопластиковыми корпусами и двумя гребными винтами.

Первая версия плавающей грузовой установки ЗИЛ-4906. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)

Прототип плавающей пассажирской машины ЗИЛ-49061. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)

Окончательный вариант грузовой машины ЗИЛ-4906 середины 1990-х годов

В 1980 году обе версии автомобилей начали поступать в поисково-спасательные подразделения ВВС, где в процессе эксплуатации за специфическую яркую бело-голубую окраску им присвоили имя «Синяя птица», ставшее официальной маркировкой этой техники.

Испытания грузового эвакуатора ЗИЛ-4906 с макетной нагрузкой

Серийный образец поисково-эвакуационной установки ЗИЛ-4906

Полностью укомплектованная спасательная машина ЗИЛ-49061. 1995 год

Окончательный пассажирский вариант с уютным салоном для космонавтов

Демонстрация амфибии ЗИЛ-49061 на полигоне 21 НИИИ (фото автора)

В начале 2000-х годов развитием плавающей серии «Синяя птица» стала сухопутная эвакуационная машина ЗИЛ-49061ГОТ с пассажирским салоном. Ее разработка проводилась с 2001 года под руководством ведущего инженера Евгения Ивановича Прочко. Через два года был собран и испытан единственный образец, получивший имя «Гидроход». Оно указывало на главную особенность машины — редчайшее экспериментальное применение на тяжелом автомобиле гидрообъемной трансмиссии для привода всех колес через бортовые и колесные редукторы. На ней использовались силовые агрегаты ЗИЛ и Detroit Diesel, а также немецкая гидравлика. На машине осталось смонтировать электронную следящую систему, но все работы были прекращены в связи уходом из жизни ее создателя.

Уникальный автомобиль ЗИЛ-49061ГОТ с гидрообъемной трансмиссией

Вездеход «Гидроход» на испытаниях в 21 НИИИ. 2003 год (фото автора)

Тем временем в гамму машин «Синяя птица» были введены доработанные версии ЗИЛ-49062 с гидроманипулятором и ЗИЛ-49065 с навигационной системой для оперативного обнаружения места посадки космических аппаратов.

Первая пассажирская машина ЗИЛ-49065 с навигационной системой. 2006 год

До сих пор все эти машины остаются на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. В общей сложности за 25 лет их собрали порядка 40 экземпляров. Правда, вопрос, кто будет встречать космонавтов после того, как последние «Синие птицы» уйдут на покой, пока остается открытым.

Автор выражает благодарность за предоставление материалов сотрудникам ОГК по спецтехнике АМО ЗИЛ В. П. Соловьеву и к.т.н. Р. Г. Данилову

Читайте также:

www.kolesa.ru

ЗИЛ-4972 последний из "советской школы"

Об этом автомобиле существуют два распространенных заблуждения — что он является модификацией обычного ЗИЛ-130 и что эту машину заказало МЧС. На самом деле с ЗИЛ-130 (а точнее — с постперестроечным ЗИЛ-4331) этот вездеход роднит, грубо говоря, лишь кабина, а корни его биографии следует искать не у эмчеэсников, а в аэрокосмической отрасли.

История появления

Большинство источников начинают историю этой модели с 1992 года, когда Министерство чрезвычайных ситуаций якобы заказало ее на ЗИЛе. Но история началась раньше, с письма замминистра гражданской авиации А.М. Горяшко, который в ноябре 1989 года обратился к гендиректору ЗИЛа Е.А. Бракову: «Учитывая опыт создания Вашим предприятием поисково-спасательного комплекса для ЕГАПСС СССР, прошу Вас рассмотреть вопрос о создании в 1990 году образцов пассажирской и грузовой поисково-спасательных машин для службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и возможности их серийного производства начиная с 1991 года при ежегодном объеме производства 250–300 машин».

О каком таком «поисково-спасательном комплексе для ЕГАПСС СССР» говорит чиновник? Конечно же, о легендарной «Синей птице», разработанной в зиловском СКБ под управлением В. А. Грачёва для эвакуации космонавтов, приземлившихся в труднодоступном районе. Если сказать простыми словами, гражданской авиации потребовалась похожая машина — пусть попроще, сухопутная, но с высокой проходимостью. Ведь с обычными самолетами тоже случаются неприятности.

В приложении к письму пояснялось, что нужно две машины — легковая и грузовая. Легковая должна перевозить до 25 человек, а грузовая должна быть оборудована краном, поднимающим до 3,4 т и иметь грузоподъемность не менее 4 т. Обе машины должны иметь возможность транспортировки самолетом Ил-76 и вертолетом Ми-26. Заказчик указал и максимальную цену, которую готов заплатить за каждую машину, — 55 000 рублей.

Деньги были неплохие, а заказ интересным, но времена для завода наступали сложные, поэтому для обеспечения рентабельности нужен был еще как минимум один серьезный заказчик. Заводчанам повезло — перспективными вездеходами заинтересовались в Минэнерго СССР. В январе 1990 года директор ЗИЛа получил еще одно письмо, в котором энергетики просили разработать и запустить в этом же году (!) вездеход, подходящий для создания и обслуживания линий электропередач, то есть для перевозки стройматериалов и бригад, задействованных в этих работах.

А госкомитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС, ныне МЧС) подключился к проекту только в начале 1992 года, утвердив технические требования для своей версии вездехода — машины для аварийно-спасательных частей. К этому моменту концепция этой модели уже сложилась, а наличие нескольких заказчиков предопределило создание целого ряда модификаций, и в итоге были разработаны: пассажирский автомобиль (ЗИЛ-497200), грузовик с портальным краном от «Синей птицы» (ЗИЛ-497201), грузовик с однорядной кабиной и краном-манипулятором за кабиной (ЗИЛ-497202) и такой же, но с манипулятором на «корме» (ЗИЛ-497204), а также грузопассажирская 7-местная машина с двухрядной кабиной и манипулятором, расположенным за ней (ЗИЛ-497205).

Как он сделан

При взгляде на эту машину возникает впечатление, что разработчики сделали всё возможное, чтобы она никак не выдавала своей выдающейся «начинки». Действительно, она похожа на модификацию обычного «зилка», разве что только разнесенные колеса средней и задней оси привлекают внимание… То-то и оно! С обычным ЗИЛом эта машина не имеет почти ничего общего.

От серийного грузовика ЗИЛ-4331, пришедшего на замену знаменитому ЗИЛ-130, трехосный вездеход получил два варианта кабины (однорядную для пассажирского варианта и двухрядную для грузовика), а также силовой агрегат — дизельный двигатель ЗИЛ-645 мощностью 185 л.с и 9-ступенчатую КПП ЗИЛ-4421. Все остальные элементы трансмиссии, подвески и ходовой части вездеходу подарил ЗИЛ-4906, то есть легендарная «Синяя птица». Получился, если хотите, ее облегченный, упрощенный и лишенный возможности плава, но в высшей степени проходимый вариант.

Для синхронизации с узлами «донора» передаточные числа в коробке пришлось изменить, а в совокупности унаследованная трансмиссия включала: КПП, «раздатку», бортовые и колесные редукторы, а также карданные передачи. Рулевое управление имело два гидроусилителя, рассчитанные на поворот колес передней и задней осей, и механизм запаздывания поворота осей. Точно так же, как на «Синей птице», на ЗИЛ-4972 при движении по мягким грунтам колеса задней оси шли практически по траектории передних, что обеспечивало проходимость, недостижимую вездеходами с одной управляемой осью.

В оснащении имелся предпусковой подогреватель, которым можно было обогреть кабину при неработающем двигателе и электрофакельное устройство. Пассажирский отсек обогревался отдельным отопителем и имел плиту для подогрева пищи. В переднем бампере была смонтирована лебедка самовытаскивания, приводящаяся карданным валом от коробки отбора мощности. Система электрооборудования делилась на две подсистемы — одна, напряжением 12/24 В, обеспечивала двигатель, а вторая (24 В) — дополнительные потребители. Каждая подсистема имела по две аккумуляторные батареи.

Как он едет

В ходе многочисленных испытаний ЗИЛ-4972 показал себя как в высшей степени удачная машина. Мелкие доработки велись на протяжении двух-трех лет, но в целом автомобиль сложился практически сразу. На бездорожье он переигрывал по запасу удельной силы тяги сравнимые по массе и характеристикам КАМАЗы, причем переигрывал почти в два раза! Кроме того, ЗИЛ развивал на бездорожье наибольшую скорость и имел наименьший радиус поворота (порядка 10 м), и там, где КАМАЗы буксовали даже при прямолинейном движении, ЗИЛ имел возможность двигаться и маневрировать. На испытаниях этот трехосник «обскакал» и своего собрата, многоцелевой ЗИЛ-433410, и знаменитые «Уралы»…

Вот выдержка из материалов журнала «Техника и вооружение«, описывающих финальные характеристики ЗИЛ-4972: «На государственных испытаниях максимальная скорость ЗИЛ-4972 достигла 82,4 км/ч, время разгона до 60 км/ч — 31,3 с. Угол поперечной статической устойчивости — 39°26′. Автомобиль уверенно преодолевал крутые подъемы от 18,3 до 28,3° на размокших суглинках, грунтовой дороге и сыпучем песке. Контрольный расход топлива при движении по сухой бетонной дороге со скоростью 50 км/ч составил 25 л/100 км, запас хода — 1 000 км. Эксплуатационный расход топлива на сухом асфальтированном шоссе был равен 36 л/100 км, на мокрой грунтовой дороге — 55 л/100 км, на бездорожье — 101 л/100 км, на снежной целине глубиной более 400 мм — 330 л/100 км».

При учете нужд всех заказчиков годовой объем выпуска таких автомобилей составлял порядка 2 000 экземпляров. Освоение производства машин отдали на Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (ПЗРА). 30 марта 1992 года на базе зиловского КБ, которым ранее руководил легендарный Грачёв, было учреждено АО «Вездеход ГВА». Этой структуре и предстояло заняться согласованием комплектации машин с заказчиком, передачей документации на ПЗРА и реализацией готовых изделий.

Постсоветский период

В 1997 году этим вездеходом заинтересовались еще и нефтяники — АК «Транснефть» тоже пожелала приспособить машину с данными непревзойденного «проходимца» под свои нужды. В итоге с 1995 по 1999 год ПЗРА произвел порядка 40 автомобилей ЗИЛ-497200 и ЗИЛ-497205, которые на протяжении примерно десятка лет эффективно применялись в МЧС, РАО «ЕЭС России», Министерстве путей сообщения, в нефтегазовом комплексе при аварийно-спасательных и восстановительных работах, а также в других структурах для доставки ремонтных бригад, спасательных групп и спецоборудования в условиях бездорожья.

Была у модели ЗИЛ-4972 и модификация с двигателями Caterpillar, которая именовалась ЗИЛ-4972Н и была поставлена по спецзаказу в Петропавловск-Камчатский. Вот как отзывался об этой машине водитель, отработавший на ней 8 лет: «В работе использовали две машины, раз в неделю совершали рейс в горы — 66 км зимнего бездорожья. ЗИЛ-4972 имеет 12 мест в кузове и два в кабине, 2 спальных места, оснащен кухней, раздевалкой, бортовой электростанцией, обеспечивающей 36 часов автономной работы. По проходимости «Уралы» ни в какое сравнение не идут. Иногда, особенно на влажном снегу, ЗИЛ-4972 идет лучше гусеничных машин. В сравнении с «Уралом», КАМАЗом и чем угодно, когда собирали колонну автомобилей, подрядчики прибегали выяснять, пойдет ЗИЛ-4972 или нет. Если пойдет, то они в любую пургу подписывались грузы возить. Ставили ЗИЛ-4972 впереди колонны, и вперед. Иногда вставшую колонну ЗИЛ-4972 нагонял, обходил по целине, и вел за собой. Однажды с Верхне-Опальских источников выволокли в дождь одной связкой ГАЗ-66 и две «Нивы» к нему прицепленные…».

Что теперь

Увы, с начала нулевых новых заказов на уникальные шестиколесники не поступает — ни МЧС, ни РАО «ЕЭС» по какой-то причине теперь не интересуются подобной техникой. Более того, по некоторым данным на АМО ЗИЛ так и не дождались денег на освоение полноценного производства ПЗРА — собственно, это отчасти объясняет тот факт, что уникальная машина по сути так и не стала серийной.

Ну а те автомобили, которые в Правдинске всё-таки были выпущены, постепенно вырабатывают свой ресурс, самым «молодым» из них уже больше 15 лет… Утилизированные машины медленно, но верно сменяются обычными КАМАЗами и «Уралами» — техникой, безусловно, выдающейся, но всего спектра задач явно не решающей. Ремонт нефтепровода или спасение пассажиров самолета в условиях тотального бездорожья — эти проблемы незаметно для большинства обывателей в один прекрасный день снова рискуют стать непреодолимыми, хотя решены давным-давно. И решены блестяще.

Впрочем, и сам завод ЗИЛ балансирует ныне на грани полного краха и забвения. В 2011 году были озвучены планы по модернизации завода и созданию «Технопарка ЗИЛ», в результате чего производство должно было стать более компактным и переехать на новые площади, а по сути стать современным, гибким, более эффективным логистически…

Однако процесс этот, судя по официальному сайту ЗИЛа, должен был быть завершен в 2013 году, но к настоящему моменту никаких позитивных новостей на этот счет не поступало. Сносятся последние старые корпуса легендарного предприятия, подарившего жизнь не одному отечественному автомобильному заводу и выпустившего столько нужных стране автомобилей. 31 января 2015 года инициативная группа «ЗА ЗИЛ» собирается провести акцию протеста против разрушения строений завода. Но отстоять завод таким образом едва ли удастся. Пройдет еще совсем немного времени, и у нас останутся только «памятники» вроде этого — великолепного ЗИЛ-4972.

<a href=»http://polldaddy.com/poll/8599240/»>Вы бы хотели сохранить завод ЗИЛ?</a>

Читайте также:

www.kolesa.ru


Смотрите также