ЛЕГЕНДА СОВЕТСКОГО АВТОПРОМА. Зил государственный


ЛЕГЕНДА СОВЕТСКОГО АВТОПРОМА | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

Мы вынуждены исказить текст в ответ на заблокированную вами рекламуТак как проект зависит от показов рекламы, пожалуйста, внесите наш сайт в список разрешенных сайтов вашего блокировщика рекламы.

История московского автозавода имени Лихачёва ведёт своё начало с 1916 года, когда на московской окраине началось строительство завода с названием АМО (Автомобильное Московское Общество), который предназначался для производства лицензионных грузовиков FIAT и штабных легковых автомобилей фирмы Hotchkiss.

В период с 1924 по 1931 год завод собирал грузовики АМО-Ф15 по образцу автомобилей фирмы FIAT.

В 1931 году, после масштабной реконструкции, предприятие получило название ЗИС («Завод имени Сталина»), выпускавшее грузовики ЗИС-5 и ЗИС-6, а также автобусы на их базе. И, наконец, в 1956 году предприятие было ешё раз переименовано – на этот раз в память Ивана Алексеевича Лихачёва, бессменного директора автозавода в течение 25 лет.

Грузовой автомобиль ЗИЛ-130

Необходимость в новом грузовике взамен довоенного старичка ЗИС-5 и послевоенных машин-близнецов ЗИС-150 и ЗИЛ-164 стала ощущаться в нашей стране в начале 1950 годов. И уже в 1953 году на московском автозаводе имени Сталина под руководством главного конструктора предприятия А. Кри-гера началась разработка нового грузового автомобиля ЗИС-125 (по заводской конструкторской документации – ЗИС-150М).

Тремя годами позже, в декабре 1956 года, был изготовлен первый опытный образец машины грузоподъёмностью 4 тонны с кабиной совершенно иного дизайна, которая получила название, вошедшее в золотой фонд отечественного автопрома – ЗИЛ-130.

Опытный экземпляр успешно прошёл заводские испытания, а в феврале 1961 года было утверждено проектное здание на освоение производства, основной частью которого была комплексная реконструкция предприятия. В соответствии с этим заданием ЗИЛу предстояло в ближайшие два года без остановки конвейера перейти на выпуск грузовиков ЗИЛ-130.

Грузовой ав

modelist-konstruktor.com

Московский завод имени Лихачева - ЗИЛ

 Производство грузовых автомобилей в России началось незадолго до Октябрьской революции. Правда, ни одной отечественной разработки на тот момент не существовало. Да и сама отрасль, как таковая, отсутствовала.

 Необходимость организации собственного производства автомобилей возникла во время Первой мировой войны. Современная техника в тех условиях пришлась бы весьма кстати. Но ни специалистов в этой области, ни необходимых для автомобилестроения мощностей в России тогда не было. Царское правительство решило изменить положение, изыскав средства на строительство сразу шести заводов. К осуществлению грандиозного по тем временам проекта приступили в 1916 году, однако изменение политической ситуации, завершившееся революцией 1917 года, помешало реализовать эти планы.

 Первым советским автомобилем стал грузовик «АМО-Ф-15», построенный на одноименном заводе в 1924 году. Можно сказать, что с этого и началась история советской автомобильной промышленности, которая со временем стала одним из мощнейших двигателей экономики первого в мире социалистического государства. Завод, на котором был собран отечественный первенец, сумел завоевать не только известность, но и славу. Правда, назывался он уже по-другому – ЗИЛ.

 Началом истории завода можно считать закладку краеугольного камня, произошедшую в августе 1916 года. Представители торгового дома «Кузнецов, Рябушинские и К» решили организовать Автомобильное московское общество (АМО) и начать производство грузовиков на базе итальянского «Фиата-15». Возводить производственные помещения было решено на месте ремонтно-производственных мастерских, история которых так и не успела толком начаться.

 Однако из-за объективных сложностей, обусловленных военным временем и нестабильной ситуацией в стране, достичь запланированных объемов производства в первый год существования завода не удалось. Его оборудование не позволяло начать полноценное производство, на месте можно было осуществлять лишь окончательную сборку автомобилей. Тем не менее, в 1917 году предприятие выпустило более 400 грузовиков «АМО-Ф-15», собранных из произведенных в Италии готовых узлов.

 Национализация предприятия в 1918 году послужила причиной полной остановки производственного процесса. Средств на окончание строительства завода не было, поэтому имеющиеся помещения и оборудование использовались для ремонта всевозможной техники. И лишь в 1924 году правительство СССР дало указание изготовить партию отечественных автомобилей. К тому времени это был уже не АМО, а Завод имени Ферреро, названный так в честь итальянского коммуниста, расстрелянного фашистами.

 Первый грузовик «АМО-Ф-15», целиком и полностью изготовленный в СССР, покинул заводские ворота 1 ноября 1924 года. А уже через неделю, 7 числа, в торжественном параде приняли участие десять полуторатонных автомобилей. Таким образом, 7 ноября можно считать не только годовщиной октябрьской революции, но и днем рождения советского автопрома.

 В 1925 году завод был в очередной раз переименован и отныне назывался 1-ым Государственным автомобильным заводом. Однако масштабы производства оставляли желать лучшего, да и никакого ощутимого развития на предприятии замечено не было. Единственным значимым событием, случившимся в тот период, можно считать переработку американского грузовика «Уайт», который впоследствии выпускался на Ярославском заводе под наименованием «Я-3». Все изменилось в 1927 году, когда на пост директора завода был назначен Иван Алексеевич Лихачев.

 Именно благодаря ему заводу удалось достичь своей славы. К 1931 году было изготовлено почти 7 000 грузовиков «АМО-Ф-15», при этом 2 500 из них в период 1929-1930 гг. Но в масштабах огромной страны, вставшей на путь индустриализации, это количество было всего лишь каплей в море и удовлетворить постоянно растущие потребности имеющимися средствами было невозможно.

 В 1931 году завод был снова переименован. На этот раз ему было присвоено имя товарища Сталина, а это автоматически означало, что предприятие должно, как минимум, соответствовать оказанной ему чести. Кроме того, присвоение предприятию имени вождя народа возлагало на руководство огромную ответственность, ведь малейший сбой в работе мог бросить тень на самого Иосифа Виссарионовича...

 Завод был полностью переоборудован. В числе прочего здесь установили первый в стране сборочный конвейер, с которого в скором времени сошла партия отечественных аналогов американского грузовика «Аутокар-5С». У нас он выпускался под названием «АМО-3» и был намного мощнее своего прародителя. В 1934 году эта модель была переименована в «ЗИС-5», а после очередной масштабной реконструкции завода, в результате которой производственная мощность выросла до 100 000 автомобилей в год, началось массовое производство этих грузовиков.

 Однако увеличением производственной мощности предприятия реконструкция не ограничивалась. Совнарком СССР посчитал необходимым значительно расширить модельный ряд ЗИС. Это решение сыграло не последнюю роль в развитии отечественного автопрома. Например, модельный ряд выпускаемых заводом грузовиков увеличился до девятнадцати, а общее число спроектированных на основе «ЗИС-5» автомобилей достигло двадцати пяти. Кроме того, в 1936 году началась сборка первых советских лимузинов, за основу которых был взят американский «Бьюик». Примечательно, что никаких чертежей оригинала у отечественных конструкторов не было, а сам автомобиль изготавливался по натурному образцу.

 В годы Великой Отечественной Войны оборудование и персонал завода были эвакуированы в разные города СССР. Отдельные его цеха были направлены в Челябинск, Ульяновск, Миасс и др. Однако и в новых, сверхтяжелых, условиях производство остановлено не было. Правда, значительно изменился модельный ряд выпускаемой продукции. Теперь здесь больше ориентировались на нужды фронта и занимались производством военной техники. В 1942 году ЗИС был награжден орденом Ленина за организацию производства вооружения и боеприпасов, а в 1944 – орденом Трудового Красного Знамени.

 После окончания войны, в 1946 году, на заводе произошла очередная реорганизация. Страна нуждалась в огромном количестве рабочей техники, что и определило дальнейшее развитие ЗИС. Предприятие наладило производство грузовиков повышенной проходимости, седельных тягачей, а также автобусов. Неожиданно для всех, весной 1950 года здесь начался выпуск бытовых холодильников, многие из которых верой и правдой прослужили не одно десятилетие. Тогда же было налажено производство оборонной техники, в частности, бронетранспортеров «ЗИС-152» и амфибий «ЗИС-485».

 Свое нынешнее имя завод получил в 1956 году, после смерти И.А.Лихачева. Однако эпоха интенсивного развития не ушла вместе с ним. Предприятие продолжало активно развиваться, постоянно представляя новые модели грузовых автомобилей и автобусов. Продукция ЗИЛ-а неоднократно удостаивалась высших наград международных премий. К 1975 году объемы ежегодного производства автомобилей составляли 200 000 единиц. В 1964 году появилась одна из самых популярных моделей отечественных грузовиков – «ЗИЛ-130». В течение следующих десяти лет общее их количество составило один миллион.

 После распада СССР завод потерял большую часть внутрисоюзных связей, что неизбежно отразилось на масштабах производства. Однако остановлено оно не было. Изменившиеся условия жизни и открытие рынка вынудило отказаться от производства большегрузных автомобилей. Им на смену пришел малотоннажный «ЗИЛ-5301», получивший название «Бычок». К 2000 году было произведено более 14 000 таких автомобилей различных модификаций. Также предприятие пыталось сотрудничать с такими компаниями, как Volvo и Renault, но в конечном итоге придти к соглашению не удалось.

 Сокрушительный удар по ЗИЛ-у был нанесен в 2008 году, когда разразился всемирный финансовый кризис. Запланированные с иностранными партнерами проекты остались нереализованными. В 2009 году объем производства едва превысил 2 200 автомобилей, а спустя год сократился до 1 200. Огромные цеха предприятия стали обузой, не приносящей никакой прибыли. В какой-то момент было достигнуто соглашение наладить в Москве производство белорусских «МАЗ»-ов и тракторов «Беларусь», но объем производства оказался настолько мал, что нецелесообразность содержания больших площадей стала очевидна. В результате оптимизации производства территория предприятия была сокращена до 62 га. Это оказалось меньше, чем в самом начале истории легенды автомобилестроения (в 1916 году завод занимал 63 га).

 Какова будет дальнейшая история ЗИЛ-а никому неизвестно. По состоянию на 2011 год предприятие находилось в затяжном кризисе и никакого производства здесь не было. Часть его помещений находится в плачевном состоянии. Вернуть завод к жизни без государственной поддержки вряд ли удастся. Грустно наблюдать, как погибает одно из лучших предприятий бывшей империи. Да и в империи ли дело? Скорее всего, сегодняшнему руководству концерна просто не нужна полноценная работа предприятия, а куда важнее столичная земля.

 А ведь когда-то ЗИЛ не только производил отличные автомобили, но и внедрял в производство революционные технологии. Именно здесь впервые в Союзе стали устанавливать на автомобили тормозную систему с гидравлическим приводом (1931г.), разработали 12-вольтную систему электрооборудования (1934г.), стали комплектовать машины радиоприемниками и оснащать восьмицилиндровыми двигателями (1936г.), снабдили автомобиль кондиционером (1959г.), внедрили четырехфарную систему освещения (1962г.) и, наконец, стали устанавливать дисковые тормоза (1967г).

www.avtozone.net

История завода ЗИЛ * Govza

История завода ЗИЛ

Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.

Центральная проходная завода ЗИЛ.

История завода ЗИЛ

Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

Строительство инструментального корпуса московского автозавода.

История завода ЗИЛ

15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков

Строительство кузнечного цеха.

История завода ЗИЛ

После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы[2]. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.

Рабочие завода «АМО» приветствуют первый советский автомобиль, выезжающий с завода. 1924 год.

История завода ЗИЛ

АМО-1

История завода ЗИЛ

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.

Автомобили АМО-Ф-15 (1926 г.)

История завода ЗИЛ

В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.

В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.

История завода ЗИЛ

Цех автозавода им. Сталина

История завода ЗИЛ

ЗИС-6

История завода ЗИЛ

Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.

Первый отечественный лимузин ЗИС-101 (1937 г.)

История завода ЗИЛ

Конвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе.

История завода ЗИЛ

Сталинский ЗИС-101.

История завода ЗИЛ

В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

Иван Алексеевич Лихачёв

История завода ЗИЛ

В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.

На снимке — Сталин и Лихачёв.

История завода ЗИЛ

Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 год.

История завода ЗИЛ

Грузовик ЗИС-15. 1940 год.

История завода ЗИЛ

У проходной завода ЗИС.

История завода ЗИЛ

ЗИС-5 во время Великой Отечественной войны.

История завода ЗИЛ

Бронированный грузовик ЗИС-5, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 г.

История завода ЗИЛ

ЗИЛ на фронте, в 1944 году.

История завода ЗИЛ

С 1944 года ЗИС-5 начал делать расположенный в Миассе завод «УралЗИС».

История завода ЗИЛ

Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).

ЗИС-150

История завода ЗИЛ

1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина (ЗиС)

История завода ЗИЛ

В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.

ЗИС-152

История завода ЗИЛ

Испытание автомобиля на водонепроницаемость в сборочном цехе №6 1-го Государственного автомобильного

завода им. И.В. Сталина.

11 июля 1952 года.

История завода ЗИЛ

В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.

Стахановка, слесарь-испытатель цеха по производству домашних холодльников А.В. Землянская

производит осмотр и испытание новой партии готовых холодильников «ЗиС».

Июль 1952 года.

История завода ЗИЛ

Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина.

4 июля 1953 года.

История завода ЗИЛ

Автобус ЗИЛ-158 (1957 г.)

История завода ЗИЛ

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.

ЗИС-151

История завода ЗИЛ

В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.

С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).

Главный конвейер завода ЗИЛ. 70-е.

История завода ЗИЛ

Рабочие ЗИЛ приветствуют визит руководителя Югославии Иосипа Броз Тито в Москву, в 1956 году.

История завода ЗИЛ

Склад готовой продукции (1959 г.)

История завода ЗИЛ

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.

ЗИЛ-130

История завода ЗИЛ

Завод имени Лихачёва. Сортировка свежевыпущенных грузовиков. 1976 год.

История завода ЗИЛ

В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.

ЗИЛ-133г1

История завода ЗИЛ

С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.

ЗИЛ-133гя

История завода ЗИЛ

ЗИЛ ПЭУ-1М 1972–79 гг., поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.

История завода ЗИЛ

ПЭУ-1М

История завода ЗИЛ

В 1974 г. на московском конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.

Миллионный автомобиль «ЗИЛ-130».

История завода ЗИЛ

Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов (слева) и посол Кубы в СССР Агирре Дель Кристо (в центре) в одном из цехов автозавода ЗИЛ. 1980 год.

История завода ЗИЛ

Начало 80-х. Отгрузка грузовиков ЗИЛ 130.

История завода ЗИЛ

После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.

Конвейер ЗИЛ. 1983 год.

История завода ЗИЛ

1984 Проходная завода Зил.

История завода ЗИЛ

С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.

В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».

История завода ЗИЛ

С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.

К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.

Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.

История завода ЗИЛ

История завода ЗИЛ

См.также:

Музей ЗИЛа

ЗИС-151 — "король бездорожья".

История ЗИС-101: украли или не украли?

Утраченная "Юность" ЗиЛа…

10 уникальных прототипов ЗИЛ

picturehistory.livejournal.com

govza.ru

АМО-ЗИЛ — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

А́МО-ЗИЛ (Автомобильное Московское Общество — Завод им. А. И. Лихачева) — советское и российское предприятие по выпуску автомобилей, старейший автомобильный завод в России; переименован в 1933 году в завод им. И. В. Сталина (ЗИС). В 1956-1992 годах назывался Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (ЗИЛ).

Предприятие было основано 2 августа 1916 году братьями С. П. и С. П. Рябушинскими и А. И. Кузнецовым как Московский автомобильный завод акционерного общества «Кузнецов, Рябушинские и Ко». Закладка завода Автомобильного Московского Общества состоялась в Тюфелевой роще на юго-восточной окраине Москвы. На АМО перешло большинство инженерно-технических кадров Русско-Балтийского вагонного завода (Руссо-Балт), бывший директор этого завода Д. Д. Бондарев стал директором и строителем АМО. Первые машины планировалось выпустить весной 1917 года. К производству на АМО был принят в 1916 году итальянский грузовой автомобиль «Фиат-15тер». Однако серийный выпуск АМО Ф-15 был начат только в 1924 году из-за событий Первой мировой войны, русских революций и Гражданской войны. До 1917 года на заводе производилась сборка автомобилей из импортных запчастей, в корпусах АМО было собрано только 150 грузовых автомобилей ФИАТ из итальянских деталей.

В июне 1918 года завод был национализирован. До 1924 года на заводе осваивалось производство автомобильных двигателей, производился ремонт автомобилей. Советской России после Гражданской войны для восстановления хозяйства был необходим собственный парк грузовых автомобилей.

Первые грузовики советского производства — десять полуторатонных машин АМО-Ф15, созданных из отечественных материалов, сошли с конвейера в 1924 году. Почти все детали АМО-Ф15 изготовлялись вручную. Внесенные изменения преобразили взятый за основу ФИАТ-15. Облегчение шатунов, поршней и маховика, замена карбюратора дали возможность на 17% увеличить мощность двигателя. Была также увеличена поверхность охлаждения радиатора, что предотвратило закипание в сильную жару и на крутых подъемах.

В 1925 году амовцы выпустили 113 машин, а в 1926 году — 342. С наступлением в СССР эры индустриализации уже в первой пятилетке на ЗИСе (Заводе им. И. В. Сталина) появилось современное оборудование, новые модели и модификации. Количество автомобилей, выпускаемых на этом заводе, за 10 лет увеличилось почти в 35 раз.

В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на Восток — в Ульяновск и Миасс, где вскоре стали выпускаться грузовики. Оставшиеся в Москве рабочие производили боеприпасы и вооружение для фронта, а с июня 1942 года возобновили производство грузовых автомобилей ЗИС-5. За годы войны с конвейера сошло около 100 тысяч грузовиков.

В 1942 году, несмотря на военное время, были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110, за образец был взят лимузин фирмы «Паккард». Впоследствии новый правительственный лимузин ЗИЛ-111 на международной выставке в Брюсселе в 1958 году был награжден Почетным дипломом

После окончания войны в 1946 году началась очередная реконструкция завода ЗИСа, предназначенная для постановки на производство первой послевоенной продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 и грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 (1948). В 1950 году завод начал выпускать холодильники, которые на долгие годы стали лучшими по качеству в СССР и поэтому дефицитными.

В 1954 году на заводе было создано специальное конструкторское бюро для создания особой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетных систем. В 1955 году на производство был поставлен первый отечественный междугородный автобус ЗИС-127.

В 1956 году после кончины И А. Лихачева заводу было присвоено его имя. В 1958 году на заводе начали собирать трехосный полноприводный автомобиль ЗИЛ-157.

В 1964 году было начато массовое производство ЗИЛ-130, выпуск которого продолжался до конца 1970 года. В 1967 году были спроектированы и производились (штучно) поисково-эвакуационные установки для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.

В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130. Большую роль завод сыграл в судьбе КАМАЗа. На ЗИЛе были спроектированы литейный и автосборочный корпуса, а созданные образцы грузовиков легли в основу модельного ряда автомобилей из Набережных Челнов.

Начавшаяся в 1982 году самая крупная реконструкция завода вскоре совпала с кардинальными изменениями в экономике страны.

После распада СССР в 1991 году порвались многолетние внутрисоюзные связи. Потеря важных рынков, сбои в кооперационных связях и фактическое прекращение поступления военных заказов заставили ЗИЛ в корне пересмотреть свою политику и начать переход на рыночные условия. Первоначально это привело к резкому падению спроса на все серийные грузовые автомобили и поставило завод на грань банкротства.

В 1992 году ЗИЛ был приватизирован первым в отрасли и преобразован в Открытое Акционерное Московское Общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ). В связи с изменившейся конъюнктурой на ЗИЛе был разработан новый трехтонный малотоннажный автомобиль, рассчитанный на мелких предпринимателей и преимущественное использование в городах для доставки малых партий грузов.

Основой семейства в 1996 годц стала серийная сборка автомобилей ЗИЛ-5301, оснащенных тракторным четырехцилиндровым дизельным двигателем Минского моторного завода. Автомобили этого семейства, оказавшиеся проще и дешевле иностранных аналогов, вполне удовлетворяли отечественный рынок. В 1996 году появился магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 со спальным отсеком, способный буксировать автопоезда. С 1999 года стали выпускать 10-тонные грузовики ЗИЛ-6309 и самосвал ЗИЛ-6409 с дизельным двигателем.

В 2003 году была разработана программа реструктуризации завода, направленная на работу с дочерними предприятиями по возвращению утерянных ранее активов АМО ЗИЛ, восстановление хозяйственно-производственных связей с сохранившими и возвращаемыми дочерними предприятиями, расширение гаммы выпускаемой продукции и услуг, освоение новых рынков сбыта. Было освоено производство автомобилей ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930 с дизельными двигателями с повышенными мощностными показателями Минского моторного завода, которые имеют сертификаты соответствия норм Евро-2, а также выпуск разнообразной специальной техники: коммунальной, дорожно-строительной, мусоровозов, вакуумных, илососных, каналопромывочных, аварийно-ремонтных машин, автоцистерн, автоподъемников.

Кроме автомобилей, на заводе была разработана уникальная технология и налажено литье церковных колоколов (14 колоколов весом от 8 кг до 27 тонн было отлито для Храма Христа Спасителя).

В 2011 году ОАО «Завод им. И. А. Лихачева» и ЗАО «Управляющая компания „Развитие“» заключили договор на передачу управление частью недвижимости и выполнение научно-исследовательских работ по девелопменту территории предприятия.

В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении части производственных мощностей предприятия площадью 50 га (на южной площадке завода). Остальные 250 га, занимаемые территорией завода переданы под строительство технопарка жилых зданий.

В октябре 2013 года мэром Москвы Сергеем Собяниным был утвержден проект планировки жилого района на 30 тысяч человек на бывшей территории завода ЗИЛ.

В 2014 году администрацией Москвы было принято решение отказаться от производства грузовых автомобилей и ликвидации компании.

К 2015 году большинство цехов завода были демонтированы

megabook.ru

Завод ЗИЛ: история советского автогиганта

Завод ЗИЛ Пожалуй, нет в нашей стране человека, который бы не знал аббревиатуру «ЗИЛ». В разные годы названия завода менялись, но неизменным оставалось одно — это был мощный автогигант Страны Советов. Завод ЗИЛ (Завод имени Лихачева), появился в 1916 году, когда царем был подписан указ об основании автомобильного завода АМО. С приходом к власти большевиков завод начал бурно развиваться, выпуская в основном грузовики.

В 1927 году директором завода был назначен Иван Алексеевич Лихачев. К 1934 году завод ЗИЛ, тогда это был ещё ЗИС «Завод имени Сталина», выпускал за год уже 100 тысяч автомобилей, большинство из которых были легендарными грузовиками ЗИС-5. Так московский завод стал флагманом автомобильной отрасли. На нем производили грузовые автомобили, автобусы, гоночные автомобили, вездеходы, спецтехнику и даже холодильники ЗИЛ, а с 1936 года и легковые автомобили премиум-класса.

ЗИЛ 111

К 1975 году первый в СССР конвейер ежегодно выпускал 260 тысяч автомобилей ЗИЛ, обеспечивая гражданские и военные нужды страны. Это самые знаменитые модели советских грузовиков: ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130. Позже появился знаменитый ЗИЛ-131. Наряду с прекрасными советскими актерами эти машины успели даже стать звездами нашего кино.

Конвейер ЗИЛ

Крупнейшее в СССР предприятие было чем-то вроде «государством в государстве». Завод ЗИЛ представлял собой мощное промышленное объединение. Представьте, 16 специализированных заводов-филиалов, расположенных в разных городах страны работали на главный сборочный конвейер головного московского предприятия! В штате объединения числилось свыше 120 тысяч человек, что составляет население небольшого города. Это были незаурядные люди, как их тогда ещё называли «люди со стержнем». Большая часть из них проработала на заводе всё жизнь.Миллионный грузовик ЗИЛ

Завод ЗИЛ имел собственные дома отдыха, санатории и пионерские лагеря в разных уголках необъятной страны. Он брал на себя солидную часть расходов на путевки, транспорт и страхование. Было на заводе и немало хороших спортсменов. Игре футболистов заводской команды «Торпедо» аплодировали во многих странах мира. На их счету были победы в первенстве СССР и Кубки Советского Союза. Всё было направлено на сплочение коллектива. Рабочие вместе проводили досуг и вместе лечились. Так формировалась нация ЗИЛ.

Грузовики ЗИЛ

С развалом Советского Союза объем производства грузовиков ЗИЛ сократился в разы — с 200 до 7 тысяч. Сегодня остался лишь цех ручной сборки лимузинов штучного производства, собирающий единицы машин, которые продаются частным коллекционерам. Кстати, у этой знаменитой серии лимузинов, на которых принимали Парады Победы советские главнокомандующие, ещё остались наработки, не имеющие аналогов в мире.

Территория завода ЗИЛ в Москве

Попытки возродить производство на заводе ЗИЛ предпринимались в 90-е годы. Была даже освоена серия «Бычок». Но сотрудничество с зарубежными производителями не предало импульс развитию завода, а лишь обогатило зарубежных партнеров, и гигантское предприятие угасло на глазах. В это трудно поверить, но в 6 километрах от Кремля пришел в запустение всемирно известный автогигант, огромная территория которого сейчас напоминает город-призрак, а большинство ценных вещей было вывезено или украдено.

Сборочный цех ЗИЛ

Сегодня завод ЗИЛ — это индустриальные руины. Он напоминает АЗЛК — легендарный завод «Москвич», некогда являвшийся всемирно известным брендом советской эпохи, теперь с приставкой «экс». Но, время от времени, в ДК «ЗИЛ» и сегодня собираются люди — бывшие работники завода, до сих пор чувствующие себя единым целым. Это всё что у них осталось от нации ЗИЛ.

Похожие статьи:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

drivee.ru