Реактивная система залпового огня "Катюша". Зил катюша


БМ-13 "Катюша" на базе ЗиС 5 - построена по чертежам, не стреляет!

БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты Третьего рейха называли её «орган Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.

Первые две пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС были изготовлены 27 июня 1941 года вВоронеже, на заводе имени Коминтерна.

Устройство

Оружие относительно простое, состоящее из рельсовых направляющих и устройства их наведения. Для наводки были предусмотрены поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел. В задней части машины находились два домкрата, обеспечивающие бо́льшую устойчивость при стрельбе. На одной машине могло размещаться от 14 до 48 направляющих.

Корпус реактивного снаряда (ракеты) представлял собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло. Авиационный реактивный снарядовРС-132 имел длину 0,935 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 23,1 кг, а реактивный снаряд М-13 для наземной установки БМ-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг. Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза. Масса боевой части снаряда М-13 22 кг. Масса взрывчатого вещества снаряда М-13 4,9 кг — «как шесть противотанковых гранат». Дальность стрельбы — до 8,4 км.

Снаряд М-31 для установки БМ-31 был 310 мм в диаметре, он весил 92,4 кг и содержал 28,9 кг взрывчатки. Дальнобойность — 13 км, продолжительность залпа у БМ-13 (16 снарядов) — 7 — 10 секунд, у БМ-8 (24 — 48 снарядов) — 8 — 10 секунд; время заряжания — 5 — 10 минут у БМ-31-21 (12 направляющих) — соответственно 7 — 10 секунд и 10 — 15 мин. Запуск производился рукояточной электрокатушкой, соединённой с аккумуляторной батарей и контактами на направляющих — при повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в очередном из снарядов срабатывал пусковой пиропатрон[3]. Крайне редко при большом количестве направляющих на установке применялись две катушки одновременно.

В отличие от немецкого Nebelwerfer, представляет собой площадное оружие низкой точности с большим разбросом снарядов по местности. Вследствие этого точные удары, как у Nebelwerfer, наносить было бессмысленно. При вдвое меньшем заряде ВВ, поражающее воздействие на небронированную технику и живую силу было намного сильнее, чем у Небельверфера. Это было достигнуто путём увеличения газового давления взрыва из-за встречного движения детонации. Подрыв ВВ осуществлялся с двух сторон (длина детонатора была лишь немного меньше длины полости для ВВ) и когда две волны детонации встречались, то газовое давление взрыва в месте встречи резко возрастало, вследствие этого осколки корпуса имели значительно большее ускорение, разогревались до 600 — 800 °C и имели хорошее зажигающее действие. Кроме корпуса разрывалась ещё и часть ракетной камеры, раскалявшейся от горевшего внутри пороха, это увеличивало осколочное действие в 1,5 — 2 раза по сравнению с артиллерийским снарядами аналогичного калибра. Именно поэтому возникла легенда о «термитном заряде» в боеприпасах «Катюш». «Термитный» заряд испытывался в Ленинграде весной 1942 года, но оказался излишним — после залпа «катюш» и так всё горело. (из сборника «Гвардии „катюша“»). Совместное применение десятков ракет одновременно также создавало интерференцию взрывных волн, что ещё более усиливало поражающий эффект.

Экипаж (расчёт)

БМ — 8 (ЗИС-6) состоял из 5 — 7-ми человек, в документальном фильме, показанном каналом НТВ, сказано — 10 человек.

  • Командир орудия — 1.
  • Наводчик — 1.
  • Водитель — 1.
  • Заряжающий — 2 — 4.

Применение

Великая Отечественная война

Польские солдаты, заряжающие «катюшу», послевоенное фото.

С момента появления реактивной артиллерии (РА), её формирования находились в подчинении Верховного Главного Командования. Они использовались для усиления стрелковых дивизий, оборонявшихся в первом эшелоне, что существенно увеличивало их огневую мощь и повышало устойчивость в оборонительном бою. Требования к применению нового оружия — массированность и внезапность — нашли отражение в Директиве Ставки ВГК № 002490 от 1 октября 1941 г..

В период битвы за Москву из-за тяжёлой обстановки на фронте командование вынуждено было использовать реактивную артиллерию ,,подивизионно».

Но уже к концу 1941 года количество реактивной артиллерии в войсках значительно возросло и достигало 5—10 дивизионов в составе армий, действовавших на главном направлении. Управление огнём и манёвром большого числа дивизионов, а также снабжение их боевыми припасами и другими видами довольствия стало затрудняться. По решению Ставки в январе 1942 года было начато создание 20 гвардейских миномётных полков.

«Гвардейский миномётный полк (гв.мп) артиллерии Резерва Верховного Главного Командования (РВГК)» по штату состоял из управления, трёх дивизионов трёхбатарейного состава. Каждая батарея имела четыре боевые машины. Таким образом залп только одного дивизиона из 12 машин БМ-13-16 ГМП (директива Ставки № 002490 запрещала использование РА в количестве менее дивизиона) по силе мог сравнится с залпом 12 тяжёлых гаубичных полков РВГК (по 48 гаубиц калибра 152 мм в полку) или 18 тяжёлых гаубичных бригад РВГК (по 32 гаубицы калибра 152 мм в бригаде).

Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно — за несколько секунд землю в области цели буквально перепахивали реактивные снаряды. Подвижность установки позволяла быстро сменять позицию и избегать ответного удара противника.

17 июля 1942 года в районе села Налючи раздался залп 144 пусковых рам-станков, оснащённых 300-мм реактивными снарядами. Это было первое применение несколько менее знаменитого родственного оружия — «Андрюши».

В июле-августе 1942 года «катюши» (три полка и отдельный дивизион) были основной ударной силой Подвижной механизированной группы Южного фронта, на несколько дней сдержавшей наступление 1-й танковой армии немцев к югу от Ростова. Это отражено даже в дневнике генерала Гальдера: «возросшее сопротивление русских южнее Ростова»

В августе 1942 года в городе Сочи в гараже санатория «Кавказская Ривьера» под руководством начальника подвижной ремонтной мастерской № 6 военного инженера III ранга А. Алфёрова был создан переносной вариант установки на базе снарядов М-8, получивший впоследствии название «горная катюша». Первые «горные катюши» поступили на вооружение 20-й горнострелковой дивизии и были применены в боях на Гойтхском перевале. В феврале — марте 1943 года два дивизиона «горных катюш» вошли в состав войск, оборонявших легендарный плацдарм на Малой земле под Новороссийском.

В 62-й армии в Сталинграде на базе Т-70 воевал дивизион «Катюш», который находился в прямом подчинении командарма 62-й, Чуйкова В.И.

Кроме этого в Сочинском паровозном депо были созданы 4 установки на базе дрезин, которые использовались для защиты города Сочи с берега.

Восемью установками был оборудован тральщик «Скумбрия», который прикрывал десант на Малую землю.

В сентябре 1943 года манёвр «катюш» вдоль линии фронта позволил осуществить внезапный фланговый удар на Брянском фронте. В итоге немецкая оборона оказалась «свёрнута» в полосе целого фронта — 250 километров. Во время артподготовки было израсходовано 6000 реактивных снарядов и лишь 2000 — ствольных.

Афганская война

В период с с 1961 по 1963 год СССР поставил в Королевство Афганистан некоторое количество БМ-13, которые применялись правительственными войскамина начальном этапе войны, до их замены советскими поставками БМ-21..

Сохранившиеся экземпляры

Мемориальный комплекс «Катюша» в Орше, недалеко от места одного из первых её боевых применений. Макет БМ-13 собран с использованием оригинальных деталей гвардейского миномёта и настоящего грузовикаЗиС-6.

Практически все «Катюши», собранные на базе отечественных грузовиков ЗиС-6, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ их сохранилось только четырнадцать экземпляров:

  • В Петербургском артиллерийском музее,
  • В Запорожье.
  • Миномёт на базе «полуторки» стоит, как памятник, в Кировограде.
  • Памятник возле автодороги Лебедин-Михайловка в Сумской области
  • В Нижегородском кремле.
  • В музее под открытым небом «Военная горка» в Темрюке.
  • В Москве, на территории бывшего НИИТП.[источник не указан 1494 дня]
  • Два миномета находятся на территории Севастопольской диорамы в Крыму.
  • В Армянске в Крыму на въезде в город со стороны Крыма.(карта)
  • В Новосибирске, на монументе славы стоит БМ-13 на базе ЗиС-6.
  • В Киеве в Музее Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.
  • В г. Корсунь-Шевченковский Черкасской области в музее Корсунь-Шевченковской битвы.
  • В Изюме, как памятник в Мемориальном комплексе.
  • В Мценске, как мемориальный памятник.
  • В городе Новомосковск, Тульской области, как мемориальный памятник. На ходу, возглавляла Парад Победы 9 мая 2015 года (единственная сохранившаяся на гусеничном ходу)
  • В Кирове на территории ОАО «Кировский машиностроительный завод 1 МАЯ», как памятник

На территории Измайловского парка г. Москвы.

В г. Рудня Смоленской области. При реставрации в восмидесятые годы выяснилось, что снаряды на памятнике боевые.

Согласно ежегоднику «Military Balance 2014» в 2014 году на вооружении армии Украины оставались 2 машины БМ-13.

 

 

ЗиС 5 катюша

3.0 MT (100 л.с.), бензин, задний привод.

макет сделанный своими руками по чертежам, не стреляет, на полном ходу….

 

Цена: 800 000

avito.ru

 

 

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

E-mail

xn--80aafe9bhdrpm.com

СОЗДАТЕЛИ «ОГНЕННЫХ СТРЕЛ» (ЧАСТЬ 2)

Начиная с апреля 1943 г. две артиллерийские дивизии прорыва (шестибригадного состава) и одна гвардейская минометная дивизия сводились в артиллерийские корпуса прорыва (к концу 1943 г. имелось 6 таких корпусов), в каждом из которых насчитывалось 712 орудий и миномётов и 864 пусковые установки. Ввод в бой такой крупной артиллерийской группировки на ограниченном участке фронта, как правило, обеспечивал прорыв обороны противника.

Особенность этой 300-мм реактивной установки в том, что снаряды выпускались прямо из деревянного упаковочного ящика, в котором они доставлялись с заводов, с него лишь снималась передняя крышка. Четыре, а позже восемь таких ящиков ставили на специальную раму, в результате чего получалась простейшая пусковая установка.

Исключительный эффект действия «эрэсов» достигался за счёт залповой стрельбы. При одновременном или почти одновременном взрыве целой группы снарядов вступал в силу закон сложения импульсов от ударных волн.

Главным же недостатком снаряда являлась малая дальность, вызванная использованием маломощного двигателя от М-13, но М-30 обладал огромной разрушительной силой, имея массу 72 кг с 28,9 кг взрывчатого вещества. Снаряды снабжались фугасными, химическими и зажигательными боеголовками.

 

РСЗО М-13 на шасси СТЗ-5

Мощная головная часть М-30 имела неудачную аэродинамическую форму, и кучность стрельбы была в 2,5 раза хуже, чем у М-13. Поэтому снаряды М-30 применялись только массированно, на 1 км фронта прорыва было положено сосредотачивать не менее трёх дивизионов М-30.

Существенными недостатками пусковых установок рамного типа М-30 были их низкая мобильность и длительное время, необходимое для приведения их из походного положения в боевое. Например, бригада могла дать залп из 1152 снарядов за пять минут, однако для подготовки к нему требовалось шесть-восемь часов. При ведении манёвренных боевых действий возможности таких бригад следовать за быстро продвигающимися войсками и оказывать им огневую поддержку были весьма ограничены.

В целях повышения манёвренности соединений гвардейских миномётов в марте 1944 г. была разработана и в июне того же года принята на вооружение Красной Армии 12-зарядная самоходная пусковая установка на шасси грузового автомобиля «Студебекер» для пуска реактивных снарядов М-31 -боевая машина БМ-31-12. Каждая направляющая ячейка пусковой установки состояла из четырёх труб диаметром 32 мм и длиной 3 м, находившихся внутри связывающих их восьмигранных обойм. Трубы ячейки располагались относительно друг друга так, что в поперечном сечении образовывали квадрат, в который вписывалась окружность диаметром 306 мм. Таким образом, ячейки являлись стволами, придающими снарядам направление полёта. Двенадцать ячеек направляющих были объединены в пакет, состоящий из двух ярусов по шесть ячеек в каждом. Базовое шасси было оборудовано домкратами для повышения устойчивости установки при стрельбе.

Благодаря надёжному приспособлению для стопорения снарядов в направляющих пусковые установки могли заряжаться в исходном районе, выдвигаться на огневую позицию, давать залп и уходить до того, как противник нанесёт удар.

Кабина машины была снабжена откидными защитными металлическими щитками. Пуск снарядов мог производиться как из неё, так и с выносного пульта.

С принятием на вооружение боевых машин БМ-31-12 резко возросли манёвренность и скорострельность тяжёлой реактивной артиллерии. По своей подвижности, манёвренности и скорострельности БМ-31-12 не уступала пусковым установкам БМ-13 и БМ-8-48, причём имела даже меньший вес в походном положении. Таким образом, части, вооружённые БМ-31-12, получили возможность сопровождать пехоту и танки огнём и колёсами на всех этапах боя и операции.

 

Прямое попадание М-30 разрушало любые полевые укрепления, даже многонакатные блиндажи; железобетонные сооружения выдерживали, но землёй забивало щели и амбразуры, а солдат гарнизона контузило. Правда, дальность стрельбы М-30 не превышала 2,8 км, кучность была хуже, чем у БМ-13, много времени уходило на подготовку к стрельбе.

 

Усовершенствованные М-31 имели улучшенную аэродинамику и больший метательный заряд, что позволило увеличить дальность стрельбы до 4,2 км.

 

В несколько раз повысили кучность у модификации снаряда М-31 УК, внедрив Г-образные штуцеры, в которых создавался вращающий момент за счёт бокового оттока пороховых газов.

 

Серийное производство

 

В октябре 1941 г. московский завод «Компрессор», на котором только начали налаживать производство БМ-13, эвакуировали на Урал. Эвакуация ещё не была закончена, а в опустевших цехах была создана база по ремонту поступавших с фронта повреждённых в боях «катюш».

 

 

«Катюша» на «Виллисе» МВ

 

 

БМ-13Н:

 

1 — бронещит переднего стекла кабины; 2 — пакет направляющих; 3 — реактивный снаряд М-13; 4 — домкрат; 5 — шасси автомобиля; 6 — подрамник фермы; 7 — стопор поворотной части; 8 — ящик для ЗИПа; 9 — бензобак; 10 — запасное колесо; 11 — направляющая; 12 — лонжерон фермы; 13 — панорама; 14 — рукоятка подъёмного механизма; 15 — рукоятка поворотного механизма; 16 — плита фермы

 

В годы войны боевые машины производились на целом ряде предприятий, например, на воронежском Заводе им. Коминтерна, кировском — им. Куйбышева, на Механическом заводе в Пензе, Заводе фрезерных станков в Горьком, им. К.Маркса — в Ленинграде, им. Шевченко — в Харькове, на московском заводе «Красная Пресня», на Урале — на челябинском «Челябкомпрессор» и свердловском «Уралэлектроаппарат» и на других, что позволило полностью удовлетворить потребности армии в этом типе вооружений. С 1941 г. в стране было выпущено более десяти тысяч реактивных установок.

 

Выпуск реактивных снарядов наладили на многих автомобильных, тракторных и станкостроительных предприятиях. Они произвели двенадцать миллионов «эрэсов».

 

Кто же создатели легендарной «Катюши»?

 

Славу легендарных машин не смогли разделить их создатели. В результате сфабрикованных доносов в Реактивном научно-исследовательском институте осенью 1937 г. НКВД арестовало главного инженера Г.Э. Лангемака и директора И.Т. Клейменова. Через два месяца обоих приговорили к расстрелу. Реабилитированы конструкторы были только в 1960-х гг.

 

Однако другие гораздо ранее присвоили себе славу создателей реактивной артиллерии.

 

В 1944 — 1945 гг. в НИИ-3 (РНИИ) работала экспертная комиссия, расследовавшая провал разработки ракетного самолёта, но по ходу проверки следствие коснулось и изобретения БМ-13, за которое А.Г. Костиков и И.И. Гвай получили Сталинскую премию. Их участие в создании «Катюши» оценивали специалисты — академик С.А. Христианович (ранее он возглавлял группу по созданию ракет улучшенной кучности М-13-УК), профессора A.B. Чесалов и К.А. Ушаков, зам. начальника отдела вооружения ЦАГИ Л.М. Левин.

 

 

 

РСЗО М-13-16 на шасси «Фордзон»  WОТ8 30-сwt (1.5-tоn), 4×4

 

 

Установка БМ-13 на шасси американского грузового военного автомобиля GМС ССКW-353 (2×4) на одном из парадов в Германии. 1945 г.

 

 

Установка БМ-13Н на шасси «Студебекер» US6 в экспозиции Музея военной техники в Верхней Пышме (Свердловская область)

 

 

Расчёт и привлечённые красноармейцы заряжают «Катюшу». 1-й Украинский фронт, 29 июня 1944 г.

 

 

Гвардейский реактивный миномёт БМ-31-12 в Берлине. Стрельба велась снарядами калибра 310 мм, запускавшимися с 12 направляющих сотового типа. Система размешена на шасси ленд-лизовского грузовика «Студебекер» US6

 

Основной вопрос следственной части по особо важным делам Народного Комиссариата государственной безопасности СССР по этому поводу был таков: «Являются ли Костиков, Гвай и Аборенков авторами М-8 и М-13 и пусковых устройств к ним?»

 

Приводим ответ экспертов: «Костиков, Гвай и Аборенков не могут считаться авторами М-8 и М-13 и пусковых устройств к ним. Снаряд М-8 отличается незначительными видоизменениями от снаряда РС-82, разработанного в НИИ-3 в 1934 -1938 гг. Снаряд М-13 является развитием снаряда РС-132, разработанного в 1937 — 1938 гг. К разработке РС-82 и РС-132 Костиков, Гвай и Аборенков никакого отношения не имели…» И ещё. «Идея создания машинной установки для ведения массированного огня не может быть приписана Костикову, Гваю и Аборенкову».

 

В своём отчёте члены экспертной комиссии процитировали книгу расстрелянного Г.Э. Лангемака, а также приговорённого тогда к 8 годам лагерей В.П. Глушко «Ракеты, их устройство и применение» — «Главная область применения пороховых ракет — вооружение лёгких боевых аппаратов, как самолёты, небольшие суда, автомашины». Это было написано в 1935 г.

 

 

Количество установок БМ в годы войны

 

В ходе расследования всплыло немало копрометирующих фактов. Например, один из «отцов Катюши» -В.В. Аборенков, заместитель начальника Главного артиллерийского управления РККА, никакого отношения к НИИ-3 не имел, а познакомился с установками… на испытаниях. В конце 1980-х будет сломано немало газетных копий по поводу авторства в создании «Катюши», но никто более не попытается причислить Аборенкова к числу авторов. Все понимали, что генерал, находившийся на посту начальника отделения ГАУ РККА вряд ли будет генерировать идеи и за кульманом воплощать их в чертежи…

 

В 1955 г. В.П. Глушко писал: «Автором этих снарядов является, по существу, Лангемак. К моменту ареста Лангемака, может быть, не была ещё оформлена документация по конструкции этих снарядов, но основная работа была закончена».

Приведём текст письма С.П. Королёва и В.П. Глушко в издательство Большой советской энциклопедии:

 

«В 23-м томе БСЭ (второе издание) на стр. 126 помещена статья о Костикове Андрее Григорьевиче, отмеченном высокими наградами «за большие заслуги в создании нового типа вооружения». В 1937 — 1938 гг, когда наша Родина переживала трудные дни массовых арестов советских кадров, Костиков, работавший в институте рядовым инженером, приложил большие усилия, чтобы добиться ареста и осуждения как врагов народа основного руководящего состава нашего института, в том числе, основного автора нового типа вооружения талантливого ученого-конструктора Г.Э. Лангемака. Таким образом Костиков оказался руководителем института и «автором» этого нового типа вооружения, за которое и был сразу щедро награждён в самом начале войны.

 

 

 

Получив задание на другую разработку, Костиков оказался неспособным его выполнить, в связи с чем ещё во время войны был снят с работы и уволен из института»…

 

Дата: 15 января 1957 г. И две подписи с одинаковыми титулами:

 

член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда С.П. Королёв, В.П. Глушко.

 

Прошло время, и многие из документов НКВД были опубликованы в открытой печати. В том числе и вот такой:

 

«Я не артиллерист и тем более не специалист по порохам, но подробное знакомство с ракетными снарядами и бомбами с момента назначения меня ВРИД зам. директора НИИ-3 (15.11.37) даёт мне основания сделать те или иные выводы в отношении некоторых лиц, занимающихся продолжительное время этой отраслью техники… Основную роль в этой лаборатории занимает инж. Победоносцев. Во второй половине 1937 года, после того, как PC и РАБ (будем дальше для краткости так называть ракетные снаряды и ракетные авиационные бомбы) пошли на опытное валовое производство, как бы случайно было обнаружено ненормальное поведение в известных условиях пороха при его горении»…

 

Автор этого документа «не специалист по порохам» — исполняющий обязанности зам. директора НИИ-3 А.Г. Костиков.

 

Изюминка документа в скользкой фразе «как бы случайно». Простая с виду оговорка — и судьба Ю.А. Победоносцева перечёркнута, хотя его не арестовали. Объяснить это также невозможно, как объяснить, почему арестовали, скажем, С.П. Королёва. По заведённому тогда порядку после его задержания требовалось провести «техническую экспертизу». Никто не запрашивал институт, был ли врагом Королёв. Раз арестовали, ясно, что враг. Требовались конкретные факты вредительства. Расследование поручили инженерам М.С. Кисенко, Е.С. Щетинкову и Ф.Н. Пойде, которые сочинили весьма туманный акт экспертизы, где отмечались недоделки и неудачи Королёва, но можно было понять, что никакого злонамеренного умысла в работах Королёва нет, что все его огрехи не выходят за рамки обычных просчётов, обязательных в любой экспериментальной работе. По двум пунктам Щетинков даже записал в этом акте «особое мнение», из которого ясно было, что Королёв никакой не вредитель.

 

Такой вывод однако не гарантировал надёжного устранения соперников и не удовлетворил Костикова. Он сам возглавил новую комиссию и провёл новую экспертизу. Выводы были уже другие. Этот акт также сохранился в архивах НКВД. По этому поводу в том же официальном расследовании, проведённом в июне 1965 г. Главной военной прокуратурой, отмечалось:

 

«20 июня 1938 г. Костиков возглавил экспертную комиссию, которая дала заключение органам НКВД о вредительском характере деятельности инженеров Глушко и Королёва».

 

21 июня 1991 г. Указом Президента СССР М.С. Горбачёва конструкторам И.Т. Клейменову, Г.Э. Лангемаку, В.Н. Лужину, B.C. Петропавловскому, Б.М. Слонимеру и Н.И. Тихомирову посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

Наконец-то создатели легендарного оружия стали нашими Героями.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рекомендуем почитать

  • БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА БМД-4 К началу XXI века Воздушно-десантные войска РФ претерпели существенные изменения, заключавшиеся прежде всего в значительном сокращении их численности. Компенсировать эту потерю на новом...
  • ТАНК, У КОТОРОГО «КАЧАЕТСЯ» БАШНЯ Качающаяся башня французского лёгкого танка АМХ-13 была только одной из особенностей этой машины. Другая особенность - нарушение её создателями привычной классической компоновки, когда...
Навигация записи

modelist-konstruktor.com

pynop.com

14 1941 , .

. 2   . 150 . , . 7 1941 . , . . . , .

, , , , , . , US-6. , -157. , , , 157- . 1941 -13-16 -6. - . . , , , 16 1941 . , , . : 14 1941 . 9 68 . , . . . , - , 1938 . - , . , , , , , , , 217- 144- 20- , : . , , . -13-16 . -6. 30- -3-, -3, Autocar-5S. , , -5, -6. . 4980- 6600 , 2235 . , -5. 101,6 , 114,3 . , 5560 , 5555 . - , . 2300 / , 4,6- , 73- , - 55 . 1940 -6 --7 96-98 . . 2200 /. , - 48 /. -7 , 4- -35, . -6: -, -35, , , , 30- -4, -15-8, -5, 3- -3, -11. -11 1941 , 16 . . -11 , .

-6 , , . . -82, -16, -. 11 13 . , - 76 .

1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11 -13, 12 -, 13 , 14 , 15 , 16 , 17 , 18 , 19 , 20 .

 

, , ( ) . -132 -13 1465 , 132 42,36 . . 21,3 . 4,9 , 130- , 4,17 3,64 . , . 70 /, 355 /. -13 8470 , . 1942 3000 51 , 257 . 1939 -6 -2. . -132 . . . 1940- -13-16, -5. . , . -, -13-16 -6. 21 1941 10 -13-16. -6. -6 . 1941 -6 . , , .

-13-16 -5. -13 -5 1941 . . . 7 1942 , .

 

, 1941 600 . - . -6 15 1941 . -6 . , -60. -6. -13 US-6 .

, -6, . . , . .

- . . . , . . , . 1941-1945 .

-31-12 US-6

-13-16 -157

 

 -14-16, -63, 1952 ,      -151, -157  -131.

-13-16 -131

:

-14-16

-24

-21

-30

 

  :  ?   1961   1944 ?  -2  

i

  -->

Tweet 

 

 

www.opoccuu.com

14 1941 , .

. 2   . 150 . , . 7 1941 . , . . . , .

, , , , , . , US-6. , -157. , , , 157- . 1941 -13-16 -6. - . . , , , 16 1941 . , , . : 14 1941 . 9 68 . , . . . , - , 1938 . - , . , , , , , , , 217- 144- 20- , : . , , . -13-16 . -6. 30- -3-, -3, Autocar-5S. , , -5, -6. . 4980- 6600 , 2235 . , -5. 101,6 , 114,3 . , 5560 , 5555 . - , . 2300 / , 4,6- , 73- , - 55 . 1940 -6 --7 96-98 . . 2200 /. , - 48 /. -7 , 4- -35, . -6: -, -35, , , , 30- -4, -15-8, -5, 3- -3, -11. -11 1941 , 16 . . -11 , .

-6 , , . . -82, -16, -. 11 13 . , - 76 .

1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11 -13, 12 -, 13 , 14 , 15 , 16 , 17 , 18 , 19 , 20 .

 

, , ( ) . -132 -13 1465 , 132 42,36 . . 21,3 . 4,9 , 130- , 4,17 3,64 . , . 70 /, 355 /. -13 8470 , . 1942 3000 51 , 257 . 1939 -6 -2. . -132 . . . 1940- -13-16, -5. . , . -, -13-16 -6. 21 1941 10 -13-16. -6. -6 . 1941 -6 . , , .

-13-16 -5. -13 -5 1941 . . . 7 1942 , .

 

, 1941 600 . - . -6 15 1941 . -6 . , -60. -6. -13 US-6 .

, -6, . . , . .

- . . . , . . , . 1941-1945 .

-31-12 US-6

-13-16 -157

 

 -14-16, -63, 1952 ,      -151, -157  -131.

-13-16 -131

:

-14-16

-24

-21

-30

 

  : 

, , , , , , , , , , , , , ,  , , - ?   1961   1944 ?  -2

 

i

  -->

Tweet 

 

  BaliMassage

NEXXT 1996 .

Реактивная система залпового огня "Катюша"

Длина готовой модели: 20 см Количество листов: 24 Формат листов: A4

Описание, история

«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.

«Катюша»Тип: Страна: История службы:Годы эксплуатации: Использовалось: Войны и конфликты: История производства:Варианты:
БМ-13 «Катюша» на платформе ЗиС-6, Музей Великой Отечественной войны, Киев, Украина
РСЗО
Советский Союз
1939–
Советский Союз, Российская Федерация и др.
Вторая мировая Война
БМ-8-24 БМ-13, БМ-8, БМ-31, БМ-14, БМ-21, БМ-24, БМ-25, БМ-27, БМ-30

Потомок «катюши» — РСЗО «Град».

История

В 1921 г разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории (ГДЛ) приступили к разработке реактивных снарядов на бездымном порохе.

В 1929-33 г Б. С. Петропавловский при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клейменова и др. в ГДЛ проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.

Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Г.Э. Лангемака, при участии В.А. Артемьева, И.Т. Клейменова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др. проводили окончательную отработку реактивных снарядов.

В 1937—1938 эти реактивные снаряды были приняты на вооружение военно-воздушными силами СССР.

Реактивные снаряды РС-82 устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153, а позже — на штурмовиках Ил-2; созданные впоследствии РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2.

Летом 1939 авиационные реактивные снаряды РС-82, смонтированные на самолётах-истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в боях на Халхин-Голе.

«Катюша» БМ-13-16 на шасси ЗИС-6

В 1938-41 в РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.

Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии накануне Великой Отечественной войны.

В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 со снарядом М-13, а уже 21 июня, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.

26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведенных испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт. Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана И. Флерова была впервые использована против немецкой армии на железнодорожном узле города Орша 14 июля 1941 года, своим залпом фактически перемешав ЖД станцию с землёй. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941.

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

В ходе войны были созданы различные варианты реактивного снаряда и пусковых установок: БМ13-СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало точность стрельбы), БМ8-48, БМ31-12 и др.

БМ-31-12 на шасси ЗИС-12 в Музее на Сапун-горе, Севастополь

 

Улучшенная модификация БМ-13Н была создана в 1943 году и до конца Второй мировой войны было изготовлено около 1800 таких орудий.

В 1942 году появились снаряды М-31 калибра 310 мм, которые изначально запускались с наземных установок. В апреле 1944 года под них создали самоходную установку с 12 направляющими, монтировавшуюся на шасси грузовой автомашины. Она получила название «БМ-31-12».

Советская промышленность в июле 1941- декабре 1944 изготовила около 30 тыс. боевых машин «катюша» и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним (всех калибров). Первые машины изготовлялись на базе отечественных шасси (всего около 600 штук — почти все, за исключением единиц, были уничтожены в боях), после начала «ленд-лизовских» поставок, основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик «Студебеккер» (Studebacker-US6) — около 20 тыс. автомобилей было поставлено США для нашей «боевой девушки».

Реактивными системами БМ-13 и БМ-8 в первую очередь были вооружены гвардейские миномётные части, входившие в состав артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Поэтому «катюши» иногда неофициально называли «гвардейскими миномётами».

Происхождение названия

Нет единой уверенной версии почему реактивные миномёты БМ-13 стали именоваться «катюшами», существует несколько предположений:

  • По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия не очень убедительная, поскольку с ходу не прослеживается прямой взаимосвязи (почему бы тогда не назвать «катюшей» сорокапятку или полуторку?!), но, тем не менее, песня, вероятно, стала катализатором названия под влиянием других причин.
  • По сокращению «КАТ» — есть версия, что полигонщики именно так называли БМ-13 — «Костиковские автоматические термические» (по другому источнику — «… артиллерийские термические»), по имени руководителя проекта, Андрея Костикова.
  • Ещё один вариант, что название связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Калинина (по другому источнику — заводом имени Коминтерна). А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).
  • Четвертая версия предполагает, что именно так окрестили эти машины девушки с московского завода «Компрессор», работавшие на сборке.
  • Ещё одна, экзотичная версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд поднимали два бойца, впрягшиеся в лямки, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие, он же сообщал державшим, что снаряд встал-закатился-накатился на направляющие. Его то, якобы, и называли «катюшей» (роль державших снаряд и закатывающего постоянно менялась, так как расчёт БМ-13, в отличие от ствольной артиллерии, не был в явном виде разделён на заряжающего, наводящего и др.)
  • Следует также отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали «пой» или «играй», что, возможно тоже было связано с песней «Катюша». Да и для пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.

И ещё интересные факты о названиях БМ-13:

  • На Северо-Западном фронте установку поначалу называли «Раиса Сергеевна», таким образом расшифровывая аббревиатуру РС (реактивный снаряд).
  • В немецких войсках эти машины получили название «сталинские орга?ны» из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рёва, который производился при запуске ракет.

Устройство

Снаряд

Оружие относительно простое, состоящее из направляющих рельсов и устройства их наведения. Одна машина вмещала от 14 до 48 направляющих. Снаряд РС-132 для установки БМ-13 был длиной 1,8 м, 132 мм в диаметре и весил 42,5  кг. Твёрдая нитроцеллюлоза находилась внутри цилиндра с оперением. Вес боеголовки — 22 кг. Дальнобойность — 8,5 км. Снаряд М-31 для установки БМ-31 был 310 мм в диаметре, он весил 92,4 кг и содержал 28,9 кг взрывчатки. Дальнобойность — 13 км.

Применение

Солдаты, заряжающие «катюшу»

Оружие было неточным, но очень эффективным при массированном применении. Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно — за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали тяжёлые реактивные снаряды. При этом оглушительный вой, которым сопровождался полёт ракеты, буквально сводил с ума. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказывать сопротивление, так как были контужены, оглушены, совершенно психологически подавлены. Мобильность установки позволяла быстро сменять позицию и избегать ответного удара противника.

На каждой машине находился ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур. В случае появления риска захвата техники врагом экипаж был обязан взорвать её и тем самым уничтожить реактивные системы.

17 июля 1942 года в районе села Налючи раздался залп 144 пусковых рам-станков, оснащённых 300-мм реактивными снарядами. Это было первое применение несколько менее знаменитого родственного оружия — «Андрюши».

Галерея

Боевое применение гвардейского реактивного миномёта «катюша»

БМ-13-16 «катюша» на шасси ЗИС-6 (не аутентичная музейная версия с угловатыми крыльями)

БМ-13-16 на шасси трактора СТЗ-5-НАТИ (Новомосковск)

БМ-31-12 на шасси ЗИС-12 (Музей на Сапун-горе, Севастополь)

БМ-13Н (нормализованная) «катюша» на шасси Studebaker US6

Послевоенная БМ-13Н «катюша» на шасси ЗиЛ-157 (Белград)

Послевоенная «катюша» БМ-13Н на шасси /ЗиЛ-157

БМ-21 «Град» советского производства, стоящая на вооружении сомалилендской армии

Памятник «Катюша». Пенза, 1982 г.

БМ-13 на шасси ЗиЛ-157. Музей в Воронеже.

БМ-13 на шасси ЗиЛ-157. Германо-российский музей «Берлин-Карлсхорст».

БМ-13 на шасси ЗиЛ-157. Военный музей в Свиднике.

 

modelik.ru

БМ-13Н «Катюша» на базе грузовика ЗИЛ 157, Одесса

Памятник БМ-13Н Катюша установлен в городе Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.

Эта система залпового реактивного огня во время войны преимущественно монтировалась на поставляемых по «ленд-лизу» Студебеккерах. Но в послевоенные годы, все памятники (по политическим соображениям) были собраны на шасси ЗИЛ-157, который достоин отдельного рассказа. Поскольку этот грузовик не менее легендарен чем Студебеккер, рассказать о нем все, дело достаточно длинное. Проходимость этой машины (к слову сказать выпускаемой в течении долгих тридцати лет) была воистину выдающейся. Огромное количество ее модификаций можно было встретить и в Сибири, и в Средней Азии, и в армиях многих дружественных СССР стран. Действительно, ЗИЛ-157, можно по праву назвать одной из самых примечательных отечественных разработок. Но обратим пристальное внимание на модернизацию (после предшественника ЗИС-151) двигателя.

Опыт использования автомобиля ЗИС-151 показал крайне неудовлетворительные качества (с позиции тяги и динамики) силового агрегата. Двигатель был подвержен перегреву (в особенности при буксировке прицепа), автомобиль расходовал много горючего, и имел низкую среднюю скорость при движении по дорогам с твердым покрытием. При всех вышеперечисленных недостатках, вызывая множество нареканий по части надежности узлов и агрегатов, в частности генератора. К слову сказать, именно конструкторами, работавшими над проектированием ЗИЛ-157, был применен более надежный принцип работы генератора, которым пользуются и до сих пор, производя современные как бензиновые генераторы, так и дизельные генераторы, отличающиеся повышенной эксплуатационной надежностью, и большим сроком службы.

Модернизация двигателя включила в себя замену головки блока на алюминиевую. В компоновке нижне-клапанного рядного шестицилиндрового двигателя (объем 5,55 литров), это позволило увеличить сжатие с 6,0 до 6,2, что дало прирост в мощности в 12 лошадиных сил (так же свою роль сыграла замена карбюратора на более современный) при оборотах двигателя в 2600 оборотов в минуту, и максимальном крутящем моменте в 334 Ньютона на метр.

Была переделана система охлаждения (установлен новый шестилопастный вентилятор, новый радиатор более совершенной конструкции). Так же конструктора заменили масляный насос, уплотнители коленчатого вала, уплотнители помпы, внесли изменения в систему вентиляции картера, сделав ее замкнутой, модернизировали подвеску двигателя, и многое другое. Все эти мероприятия позволили не только повысить надёжность агрегата, но и привели к снижению расхода топлива примерно от семи до двадцати двух процентов.

Фотографии системы реактивного залпового огня БМ-13Н Катюша сделаны в 2012 году. С техническими характеристиками автомобиля ЗиЛ-157 можно ознакомиться на этой странице.

Неподалеку от памятника автомобилю БМ-13Н расположены следующие памятники:

Корабельное орудие Б-13-П-С

Истребитель танков СУ-100

Трамвай серии Х

Советский бронепоезд

litnik.pp.ua

ЗИЛ -Катюша - Автомобили на постаментах - Спецпроекты - Галерея

shadow-cars.ucoz.ru

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

1 Игорь (igoz)   (12.01.2011 19:17)

Если мне не изменяет зрение,то на фото ЗиЛ-157,но никак не ЗиС..

2 Дмитрий (GAZGEN)   (12.01.2011 20:29)

Верно. "Катюши" времен войны устанавливались на шасси ЗиС-6, а тут - "халтура", получается ))

4 Автоэлектрик (CCCPvivat)   (14.01.2011 20:43) именно поэтому фары с неё и сняли. Они просто ненужны, тк и так нихрена не видно. А вообще кто знает, может быть машина времени всё-таки существует и этот аппарат правда был в 41 году.
5 Андрей (McFly)   (15.01.2011 00:10)

Подписал так, как у машины на капоте. Товарищ "Сергей Валерьевич" постамент сделали 2002 г. (реконструкция) слепили -не спорю. Но если вы не знаете что передние окна закрывались специальными листами при залпе, мне жаль ваш интеллект. (почитайте, посмотрите)

6 Виталий (Gemini)   (15.01.2011 00:36) Передние может и да, но чтобы все заваривались

Кстати товарищи, в Прохоровке стоит такое же чудо. Выштамповка на капоте - ЗИЛ. Сейчас покажу...

7 Автоэлектрик (CCCPvivat)   (15.01.2011 09:44)

Не, никто конечно не спорит что "катюш" на базе 157х не было. Они существовали и даже проходили на парадах на Красной площади. Только Эта модель никак не относится к Великой Отечественной. На скока я знаю, они шли на вооружение в годах так 60-70х

8 Back in the USSR   (15.01.2011 14:35)

Что представлено здесь, так это БМ-13Н. А стекла при боевом положении действительно закрывались специальными бронеплитами защиты от выхлопа, причём все, включая лобовое.

9 Ионес Сергей Валерьевич (S_IONES)   (16.01.2011 23:17) Re 5: Тему наличия-отсутствия намордников, ув. Андрей, можно обсудить и по-культурному. Без гнилого базара про "жалость к чужому интеллекту".

Завязывая с личными разборками, замечу, что на этой фотке эти самые защитные намордники походу - фуфлыжные. 1. Их, как верно заметил автор к.6, по-любому ни хрена не приваривали. 2. Пригаженный к данной конкретной кабине лобовой намордник - не применявшееся штатно заводское изделие, а сляпанная хрен где и хрен из каких кусков железа колхозная мастырка. Уж чего тут меньше всего похоже на правду - так это то, что закрывает боковые окна. Никаких бронеплит тут рядом не валялось, а есть - самым паскудным образом заваренные проемы штатных дверных стекол.

Короче, для чего ставятся подобные памятники? Чтобы хоть кто-то 9 мая положил к ним цветочек или венок. В натуре западло возлагать чего-либо, когда тот, кто ставил ВОТ ЭТО под видом памятника боевой технике времен войны, подсунул: 1. Автомобиль, выпущенный как минимум, через 15 лет после войны, а скорее всего, и того позжее. 2. Хрен-те какого цвета, близко не лежавшего ни с какими принятыми видами окраски военной техники. 3. Еще и с загаженными хер-те-чем окнами. 4. Еще и с ботнутыми, жеваными остатками капота и кабины.

И ВСЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПРОСТО, КАК ТРИ КОПЕЙКИ. ОКНА ТУТ ТУПО ЗАЛЯПАЛИ КРОВЕЛЬНЫМ ЖЕЛЕЗОМ, ЧТОБЫ МЕСТНЫЙ ПОГАНЫЙ ДВУНОГИЙ БЫДЛО-БИОМАТЕРИАЛ НЕ ХАВАЛ В ЭТОЙ КАБИНЕ БЕЛЕНЬКУЮ, НЕ КОЛОЛСЯ И НЕ УСТРОИЛ СОРТИР. А ПРИ ТАКОМ РАСКЛАДЕ НЕ Х-Я БЫЛО ВАЩЕ ЧЕГО-ТО СТАВИТЬ!!!

10 Виталий (Gemini)   (17.01.2011 12:05)

Кстати на счет завареных окон: Я в прохоровке заглядывал внутрь той БМ что выложил. Есть только руль (и то мне показалось что не родной) и все. Так что тут больше подходит вариант "чтоб никто не видел убожества". И я пытался там еще дверь открыть чтоб таблу оторвать)) но как оказалось - двери каким то образом заварены изнутри

11 Андрей (McFly)   (17.01.2011 12:22)

Согласен с "9". Не будем судить великую память наших Победителей. Добавляю фото -автором этого памятника.

12 Uka_mashinist   (19.01.2011 09:46)

Великая память? Дешевая память. День победы превратился в чуть ли не религиозный культ. И благодаря этому культу слишком заметно, что последнее чего-то стоящее наш - "советский" - народ сделал почти семьдесят лет назад. Дальнейшее - "гнилой базар" и сворованные с чьего-то забора листы ржавого тонколистового проката, чтобы не обосрали.

13 Александр (NIWA245)   (12.08.2014 11:45) На лоб.стекло денег не хватило

Смотрите также