Колокольный вопрос. Зил колокола


ОДМК ЗИЛ | Кампанология. Колокола

Общество Древнерусской Музыкальной культуры - Завод имени Лихачева - московское колокололитейное предприятие, основанное в 1991 году. Работает на арендованных площадях. Генеральный директор - Олег Борисович Нюнин. Объемы производства на 2007 год - менее 20 тонн в год.Содержание[убрать]

* 1 История предприятия* 2 Технологияo 2.1 Технологические особенностиo 2.2 Цехo 2.3 Оборудование* 3 Колоколаo 3.1 Модельный рядo 3.2 Оформление* 4 Представители и дилерская сеть* 5 Потенциал предприятия* 6 Контакты* 7 См. также* 8 Литература

[править] История предприятия

В 1991 году ОДМК совместно с AMО ЗиЛ создано производство колоколов. В основе этого производства лежат результаты исследований современных колоколов, а также результаты изучения физико - химических свойств их металла и технологических процессов отливки.

В производстве колоколов занято 20 человек. Среди которых имеются высоко квалифицированные инженеры, технологи, физики, эксперты, художник, чеканщик, литейщики и формовщики.

[править] ТехнологияПодточка колокола на предприятии.Подточка колокола на предприятии.

На стадии проектирования колоколов используются современные методы математического моделирования на основе метода конечных элементов, экспериментальные методы модального анализа и акустической интенсиметрии.

Создается чертежная документация, а так же в соответствии с разработанной технологией литейная форма колокола многоразового использования изготавливается из нескольких блоков, формирующих все его профили, а также корону и проушины.

Сами блоки могут быть выполнены из дерева, металла, пластмассы и т. д. Формовочная смесь состоит из кварцевого песка, смолы и ортофосфорной кислоты. После отливки каждый колокол проходит подточку своего профиля (по примеру европейского литья).

Предприятие, единственное в России, которое постоянно использует технологию подточки колокола под определенный тон.[править] Технологические особенности

На колокололитейном производстве АМО ЗиЛ был сделан вывод о нецелесообразности и невозможности воссоздания старых технологий литья колоколов на современном производстве, и, как следствие, отказ от методов проектирования профиля колокола по старинным принципам и технологиям.

Одновременно был разработан план создания колокололитейного производства на основе современной технологии цветного литья, существующей на АМО ЗиЛ.

Основной идеей этого плана являлось создание колокола, имеющего совершенно новое звучание, оличное от звучания колокола созданного по профилю или технологии литья старого русского колокола.

[править] Цех[править] Оборудование[править] Колокола[править] Модельный ряд

Особенностью модельного ряда являются колокола: 8, 30, 97 и 112 кг "вытянутой" грушевидной формы.

* Зазвонные колокола (кг): 4, 8, 14, 17, 22* Подзвонные колокола (кг): 31, 30, 41, 64, 100, 97, 113, 112, 150, 210, 430* Благовестники (кг): 850, 1024, 1950, 3400, 5100, 9600

[править] Оформление

Колокола весом более 30 кг имеют художественное украшение и надписи.

[править] Представители и дилерская сеть

* Общество Церковных Звонарей

[править] Потенциал предприятия

В ближайшее время возможен вывод производства из Москвы в связи с переводом завода ЗиЛ на территорию Подмосковья.

Объемы производства на 2007 год - менее 20 тонн в год[править] Контакты

ООО «ОДМК»,

Адрес: 115280, Москва, ул. Автозаводская 23 (Лит.1)

Тел./факс: (495) 674-70-58, 678-22-66

campanologia.ru

ОСЕНЯЯ КРЕСТОМ ПРОСТРАНСТВО - Православный журнал "Фома"

ОСЕНЯЯ КРЕСТОМ ПРОСТРАНСТВОПосле семидесятилетнего перерыва в России снова начали отливать колокола.

Одними из первых воссозданием колокололитейного производства занялись специалисты акустической лаборатории ЗИЛа. О науке правильного литья колоколов, проблемах и перспективах возрожденного производства гармонических звонниц корреспондентам «Фомы» рассказали специалисты.В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия на базе АМО ЗИЛ было создано «Общество древнерусской музыкальной культуры» («ОДМК»), целью которого стало воссоздание знаменитого русского звона. Возглавил «ОДМК» Борис Нюнин. По образованию физик (окончил МГУ), он 20 лет отработал на ЗИЛе в акустической лаборатории. Теперь он должен был заниматься акустикой колокола.

И тут оказалось, что никаких точных сведений о производстве, технологии литья и профиле колоколов не сохранилось. На счастье, часть старых русских колоколов не были уничтожены в годы гонений на Православную Церковь. Акустики и начали с того, что приступили к изучению их звучания.

— Один из колоколов мы поместили в специальную камеру, — рассказывает Борис Нюнин, — определили по 126 точкам спектр его звучания, диаграмму направленности звука и создали математическую модель. Оказалось, что звук колокола деформируется и расходится в пространстве крестообразно, словно осеняет крестным знамением ту часть мира, которую озвучивает. Этот объемный звуковой «крест», смоделированный на компьютере, производит сильнейшее впечатление… Нас это поразило… Для меня, акустика, это был решающий момент обращения к вере.

В итоге, Борис Нюнин со своими коллегами пришел к идее создания гармонически согласованных колоколов, повторяющих ростовские звоны семнадцатого века и звоны протоиерея Аристарха Израилева девятнадцатого столетия.

Но когда в середине 90-х потребовались тридцатитонные колокола для звонницы восстановленного Храма Христа Спасителя, перед «ОДМК» встали принципиально новые задачи. Мало того что такие махины не отливали уже около столетия, — специалистам необходимо было сразу попасть «в аккорд», потому что после отливки настройка таких больших колоколов невозможна. Поиск нужного звучания проводился методом проб и ошибок. Но при этом, по словам Бориса Нюнина, «ощущение, что рука Бога нам помогает, не покидало нас». Сейчас тридцатитонник — это уже не предел. Для Троице-Сергиевой лавры «ОДМК» отлило набор из трех гармонически согласованных колоколов, самый большой из которых весит 72 тонны. За эту работу весь коллектив реставраторов колокольни Лавры, возглавляемый архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, получил Государственную премию.

Борис Нюнин утверждает: «Звон должен быть мелодико-ритмический. А лучше всего для этого подходят куранты. В России подобные наборы колоколов еще никогда не создавались. Даже кремлевские куранты — зарубежной отливки. Но с Божьей помощью удалось преодолеть и это: теперь колокола «ОДМК» в Печерском монастыре Нижегородской епархии играют две мелодии — «Боже Царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе».

Следующим испытанием стала для «ОДМК» отливка колоколов для храма Святой Екатерины в Риме. Требования предъявлялись серьезные: нужно, чтобы главный музыкальный инструмент православной церкви вписывался в традиции западноевропейского колокольного искусства, но в то же время свидетельствовал о глубине русской духовности. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей епископ Егорьевский Марк говорит: «Ответственность была огромная еще и потому, что само дело носило исторический характер — впервые после разделения Церквей новый православный храм строился в католическом Риме, на историческом для всех христиан месте». В общем, у литейщиков, как у саперов, не было права на ошибку. И они с достоинством выдержали это испытание. В установке и настройке колоколов в Риме специалистам «ОДМК» помогал старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. Он рассказывает, какой сюрприз приготовили российские звонари и литейщики посетителям первого православного храма в Риме: «Если Вы смотрите на храм Святой Екатерины со стороны фронтона, то видите трехпролетную звонницу соответственно с тремя колоколами. Это для жителей Италии вполне понятно: три арки — три колокола. А еще пять мы повесили между колоннами». Сейчас вся звонница уже настроена и звонит по воскресным дням, когда в достраивающемся храмовом комплексе совершается богослужение.

Епископ Егорьевский Марк считает, что несмотря на семидесятилетний «пробел» в истории российского Православия, «мы уже срослись с его традициями и не воспринимаем храм без колоколов». Он уверен: «Голос колокола может разбудить в душе и верующего, и неверующего новые чувства». Звон благотворно влияет не только на людей, но даже на растения. А руководитель «Общества древнерусской музыкальной культуры» говорит о том, что для него значит колокольный звон, очень просто: «Это вся моя жизнь».

Фото Сергея ТЕТЕРИНА

foma.ru

Храм Иоанна Богослова » Колокольный вопрос

Автор: nastoyatel

mitropolye5

Господь Сам управил вопрос с колоколами в Митрополье. Нашелся добрый человек, житель нового поселка Горячев Алексей, который пожелал сделать личный вклад в новый храм. Начался проектный этап обустройства звонницы, и выбор подрядчика на выполнение очень непростых работ по отливке колоколов. Ниже публикую письмо грамотного консультанта, почему были выбраны колокола производства ЗИЛ:

«Отвечу на Ваш вопрос «почему ЗИЛ». Параметры звонницы (колоколонесущего сооружения) Вашего храма позволяют установить только четыре колокола: один благовестник на верхнюю балку и три зазвонных колокола на нижнюю. Проем яруса звона со стороны храма на половину своей высоты отсечен двускатной кровлей. В соответствии с расчетами, распространение звука зазвонных колоколов будет преимущественно в западном направлении, а звучание большого колокола будет распространяться преимущественно по оси «восток-запад». Колокола ЗИЛ (производство на базе Завода им. Лихачева в Москве) имеют наибольшую силу звучания при наименьшем их весе, по сравнению с колоколами иных производств. Подбор традиционно осуществляется точнейшим математическим образом, что имеет значение в условиях малого количества колоколов. Колокола надежны в эксплуатации: ни одного случая раскола колоколов производства ЗИЛ не зафиксировано. Колокола отливаются по высокотехнологичному методу с использованием холоднотвердеющих формовочных смесей, что обеспечивает высокое качество отливки и точность построения стенки колокола. Колокола Храма Христа Спасителя были отлиты именно на ЗИЛе, мы оснастили множество колоколен колоколами ЗИЛ (когда считали это необходимым), и продолжаем рекомендовать эти колокола на протяжении более десяти лет».

 

mitropolye1mitropolye2mitropolye4mitropolye6

 

comments powered by HyperComments

www.hram-usadba.ru

Возрождение. ~ Проза (История)

Нам, каждому литейщику нести свой крестЗа, изготовленный в литейке, Благовест*.Хвалу споёт когда-нибудь быть может он,Всем зиловцам к нему пришедшим на поклон.

Рабочим золота дал Патриарх баул,Он думал так улучшить Благовеста гул.Струёй по жёлобу искрясь лилась река.Рабочие не видя слёз у старика:

Обычный золото для работяг металл,Спокойно каждый золото в струю бросал.Висит теперь в Москве на Главном Храме он.По всей России Благовеста слышен звон.

  Звонари Храма Христа Спасителя заметили: стоит зазвонить колоколам – и сквозь тёмную пелену пасмурного московского неба сразу начинают пробиваться солнечные лучики. Особенно заметно это зимой.

 Колокол – живое существо. При изготовлении колокола металлурги ведут с ним свои задушевные беседы. Сначала долго решают когда, где, как и кто будет изготавливать колокол. Величие каждого колокола, даже самого маленького, требует от людей чистого сердца и светлой души, иначе он не запоёт чистейшим голосом.Колокол, вобрав в себя тысячи добрых слов, понесёт свой голос в безбрежную даль неба. Если вложить в его подвеску или язычок небольшое усилие, то есть где-то гаечку подвернуть, где-то что-то перевесить, то он всегда отзовётся лучшим звуком.

 Колокол всем своим бронзовым сердечком, в которое вложены мечты и труд многих и многих людей, чувствует каждого звонаря и готовится запеть так, чтобы по всей округе разнеслась музыка торжества и жизни. Он, как бы чувствуя заботу о себе, отдаёт красоту напевов окружающему миру, неся каждому человеку великое умиротворение торжества его жития на Земле. Если Вы нанесёте сильный удар кулаком по внешней части колокола, то он промолчит, обидевшись на грубость. Но, если ласково будете его поглаживать ладошкой по корпусу в том же месте, где невежда ударил кулаком, он обязательно отзовётся вам мелодично своими обертонами.

 История колоколов Храма Христа Спасителя:

 Главный храм России – Храм Христа Спасителя, разрушенный в годы советской власти, восстанавливали, что называется, всем миром. Специалисты по возведению стен и росписей были найдены. Желающих участвовать в возрождении святыни было много, особенно трудной задачей была задача восстановления колоколов. Сохранился всего один колокол из храма, который находился в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных колоколов остались нечёткие старые фотографии, а также небольшое текстовое описание в книгах Н. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», вышедшей в 1912 году, и в брошюре М. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве» 1883 года.

 За годы Советской власти технология литья колоколов была полностью утеряна. Чертежи отсутствовали, модели не сохранились. Необходимо было заново создать и освоить весь технологический процесс: подобрать высококлассных специалистов, сделать сложнейшие расчёты профилей колоколов, выполнить чертежи, изготовить модельную оснастку. Разработать эскизы декора, построить печь для выплавки металла, изготовить стержни и формы, краску для них, отлить колокола, произвести очистку от пригара, придать красоту русского колокольного искусства и, при всей архисложной работе, оставить характерное звучание российских древнейших колоколов. Специалистам удалось установить, что весь звон храма Христа Спасителя был выстроен в тональности ля-минор.

 Вот, что вспоминает Евгений Михайлович Чебурков:

 К 1995г на участке цветного литья литейного цеха №1 Металлургическом производства было организованно и отлито около 4 тыс. церковных колоколов. В производстве колоколов активное участие как на стадии организации так и на стадии производства принимало Общество древнерусской музыкальной культуры и ее руководитель Нюнин Борис Николаевич. К моменту объявления конкурса было освоено производство малых и средних колоколов с незначительным художественным убранством но очень хорошим звучанием. Это достигалось за счет применения при проектировании компьютерной программы, разработанной профессором Нюниным Борисом Николаевичем. Кроме того программа позволяла после отливки колокола производить его настройку за счет механической дообработки в местах, определенных программой после контрольного звона. Колокола ЗиЛа имели хорошую репутацию и покупались как на территории России так и за рубеж.

 Примерно в мае или июне 1995г. был объявлен конкурс на отливку колоколов для Храма Христа Спасителя. Организатором конкурса был Буркин Александр Иванович, председатель Российского Общества антикваров и член попечительского совета строительства Храма Христа Спасителя. В помещении Российского Общества антикваров собрали соискателей конкурса. Было представлено 5 или 6 фирм. В том числе и итальянцы, которые брались изготовить тяжёлые колокола за три года, голландцы готовы были уложиться в полтора года. Многочисленный коллектив зиловцев работники 1-го литейного цеха обещали сделать сложнейшую работу за 10 месяцев.

 От ЗиЛа присутствовали: Чебурков Е.М, Нюнин Б.Н.,Машин М.А. Условия конкурса были очень тяжёлыми. Надо было отлить 10 колоколов весом от 10 кг до 2,5тн. за счет конкурсанта. Колокола должны были соответствовать по звучанию и оформлению техническому заданию, и отлиты к 24 декабря 1995г. В случае неудачи колокола должны были подлежать переплавке и не могли быть переданы или проданы в другие храмы.

 Позже стало понятно, что условия были составлены под конкретную фирму, которая отлила колокола для храма на Поклонной горе - руководитель Чернов Константин Геннадиевич, и уже приступила к изготовлению колоколов для Храма Христа Спасителя.

 Естественно, что все фирмы отказались от участия в конкурсе. Решение об участии ЗиЛа в конкурсе принималось на совещании, которое было организовано мной с участием специалистов металлургического производства ЗиЛа и Общества древнерусской музыкальной культуры в лице Нюнина Б.Н.Условия конкурса жёсткие: каждый участник должен был отлить на свои средства и представить не менее 10 колоколов весом от 8 кг до 3,5 тонн.

 Оставалось получить техническое задание, однако оно появилось только 15 сентября. За три месяца надо было успеть разработать уникальные технологии отливки тяжелых, художественно оформленных колоколов, изготовить модельную оснастку и собственно отлить колокола. Задача практически не выполнимая, на что и рассчитывали конкуренты.

 Но сама идея сплотила коллектив рабочих, специалистов и руководителей. Люди работали не считаясь со временем, не за деньги а за идею.

 В разработке технологии отливки колоколов активно участвовали работники научно-производственного отдела (руководитель В.Н. Иванов) и цветного участка литейного цеха №1, в технологии художественного оформления колоколов инженер-технолог Федоров Андрей и слесарь Постников А.О, ранее работавший в цехе литья по выплавляемым моделям. Два брата инженеры модельного цеха Чеховичи (имена, к сожалению, забыл) , разработали компьютерную программу для станков с ЧПУ позволяющую изготавливать деревянную модельную оснастку минуя стадию чертежа. Изготовление моделей производилось Модельным цехом Металлургического производства (начальник цеха Новиков А.И.).

 Работы велись самыми быстрыми темпами. Все участники работ без принуждения выходили работать по выходным. Все мысли были о конкурсе. Однажды во сне мне приснился большой темный колокол с передним ярким образом Иисуса Христа с рукой, поднятой в благословении. Это было в ночь на субботу. Когда утром я поехал на завод и пришел на участок цветного литья я сказал всем о своем видении и предположил, что мы должны выиграть в конкурсе. Позже я посетил Церковь Илии Пророка Обыденного и увидел там изображение Иисуса Христа такое как во сне.  Поняв, что ЗИЛ серьезно участвует в конкурсе в адрес руководителей металлургического производства и литейного цеха №1 стали поступать угрозы, а начальник цеха был избит у своей квартиры. Нам дали понять, что за право отливать колокола были уплачены большие деньги и мы в любом случае проиграем.Но остановить производство колоколов было невозможно, даже если бы мы захотели. Это стало делом всего коллектива.

 Тогда в прессе появились статьи, что ЗИЛ не сам отливает колокола, а заказывает на стороне, поскольку имеет только 2 печи по 600кг и отливать колокола свыше 1 тн не может. Для того чтобы разрушить слухи мы организовали отливку колокола весом 2,5 тн в присутствии телевидения и процесс заливки был показан по телевидению.

 Условия конкурса жёсткие: каждый участник должен был отлить на свои средства и представить не менее 10 колоколов весом от 8 кг до 3,5 тонн.

 24 декабря 1995г колокола были транспортированы к Храму Христа Спасителя. Колокола конкурентов поступили позже наших. Их доводка велась всю ночь непосредственна на площадке храма.

Конкурс.

 Для участия в смотре колоколов оба участника конкурса пригласили звонарей. Нам оказывал помощь Коновалов И.В.

 Погода в день смотра стояла морозная. На площадке перед строящимся храмом были выставлены временные звонницы с колоколами. На стенах храма собрались строители храма. На площадке у звонниц члены комиссии телевизионщики и участники конкурса.

 Колокола конкурентов были отполированы, как медные тазы - очень эффектно, что сразу привлекло телевизионщиков. Изображения были выполнены в католическом стиле в виде барельефов. На колоколах надписи не соответствовали техническому заданию. Дополнительно были отлиты лики А.М.Лужкова и Патриарха Алексия ||. Кроме того на поверхности колоколов были отлиты чьи-то отпечатки пальцев.Колокола ЗиЛа были отлиты в старославянском стиле, изображения выполнены в стиле икон, узоры в старинном стиле. Для придания колоколам старинного вида колокола были посеребрены, по специальной технологии, разработанной физико-химической лаборатории ЗиЛа.

 После осмотра колоколов началось прослушивание звучания. Первыми звонили в колокола ЗиЛа. Вторыми в колокола конкурентов. Как только начали звонить в колокола конкурентов, строители храма повернулись и ушли. Лучшую оценку дать невозможно.

 Однако через несколько дней Машин М.А. позвонил мне и сообщил, что комиссия признала победителями колокола конкурентов, а нам необходимо вывезти свои колокола.

 На площадке перед колоколами я встретил Буркина А.И., который узнал меня, хотя мы виделись лишь однажды. Узнав цель визита, он осмотре колокола и не согласился с мнением комиссии, т.к изображения живых людей( лики А.М.Лужкова и Патриарха Алексия ||) на колоколах противоречат церковным канонам (приравниваются к иконам, а канонизация живых людей не проводится). Кроме того наши колокола, по его мнению, более соответствуют православным канонам.

 Буркин А.И. немедленно пошел на заседание штаба строительства храма и высказал свои замечания. Штабом было решено: повторно осмотреть и прослушать колокола. Члены штаба вышли к звонницам.Чернов К.Г. находился в штабе строительства со своей командой звонарей, а я один. Попросив у членов штаба 10 минут, я бегом направился в храм Илии Пророка Обыденного и упросил дьякона храма с сыном помочь в качестве звонарей.

 В результате повторного прослушивания решение по победителю конкурса было отложено на месяц, а через месяц в присутствии мэра Москвы А.М.Лужкова и Патриарха Алексия || было принято решение в пользу ЗиЛа.В благодарность за помощь в подарок храму Илии Пророка Обыденного был отлит 2тн колокол, поверхность которого покрыта снизу до верху покрыта надписью с фамилиями всех рабочих, инженеров, руководителей и церковных служителей, участвовавших в отливке колоколов для Храма Христа Спасителя.Таким образом, мой сон оказался вещим. Бог свел в одном месте меня, Буркина А.И. и дьякона Храма Илии Пророка Обыденного.

 Подготовка к отливке тяжелых колоколов.Все решения по организации отливки тяжелых колоколов принимались коллегиально специалистами и руководителями Металлургического производства.

 Первая задача - где отливать? Рассматривались варианты Литейного цеха №3, Ярцевского литейного завода.Эти подразделения ЗиЛ имели достаточные плавильные мощности. Но окончательно был выбран вариант организации участка формовки и заливки на площадях Лит.цеха №1.Для оснащения участка в Италии был закуплен высокопроизводительный смеситель холоднотвердеющих смесей для изготовления форм, спроектирован и изготовлен специалистами Производственно-монтажного управления ЗиЛа ( начальник Дюков Б.И.) 200тн гидравлический кран для поднятия форм ( вес формы с залитым металлом свыше 120тн).

 Специалистами Цеха печей и приборов (начальник Виштак Ю.И.) спроектирована и изготовлена 40тн отражательная плавильная печь.По моей просьбе немецкая фирма «МАГМА» промоделировала процесс кристаллизации 27 тн колокола и определила время кристаллизации, что позволило избежать разрушение колокола в случае раннего раскрытия формы.

 К сожалению, в связи со смертью генерального директора Зила Новикова В.В. И приходом Носова В., с которым мы не сошлись в принципиальных вопросах, я вынужден был уйти с завода и отливка тяжелых колоколов проводилась без меня.

 Один из лучших выпускников Московского института стали и сплавов, Михаил Алексеевич Машин, прошедший путь от сталевара до начальника корпуса – лучшего на ЗиЛе, по крупицам, на протяжении многих лет разрабатывал технологический процесс колокольного литья, одновременно изучал акустику и музыкальную грамоту. Колокола должны были иметь силу и красоту малинового звучания.

 Многочисленный коллектив зиловцев, стремился осуществить мечту своей жизни. Многолетний труд превратился в огромный праздник для авторов колоколов. Мечта Мастера осуществилась! Так была отлита вся гамма колоколов для Главного Храма России.При историческом событии самого большого колокола для Храма Христа Спасителя присутствовал Патриарх и весь коллектив авторов уникального колоколов. Это история исторический факт, многие её свидетели живы и сегодня

 Всё было подготовлено к заливке колокола. Патриарх Алексий подозвал Михаила Алексеевича и дал ему баул с золотыми изделиями со словами: «Михаил Алексеевич, золото собирала вся Россия, чтобы у колокола был красивый голос". Патриарх повторил: «Народ собрал». Плавильщики на участке плавки открыли лётку. По специальному жёлобу пошёл металл. Машин дал команду всем рабочим бросить по горсти золота в расплав.

 Рабочие спокойно, аккуратно опускали золото на зеркало металла, как обычную добавку. Алексий очень удивился отношению людей к золоту. В глазах его заблестели слёзы, слёзы гордости за простых русских парней, творящих историю.

 Двадцать пять минут шла струя медного сплава, заполняя форму. В течение нескольких дней форма, заполненная металлом, остывала естественным способом. Затем отливка (колокол-великан) была извлечена из опоки. Предстояла поистине титаническая работа по превращению первого крупнейшего изделия в настоящее произведение искусства. В течение месяца с готовой отливки оригинальным способом был удалён пригар, произведена расчеканка колокола, полировка корпуса, он был покрыт бромистым серебром и зачищен.Впервые в современной России, в присутствии Патриарха Алексия, на заводе имени Ивана Алексеевича Лихачёва был отлит самый большой на то время Колокол – Торжественный.

 В июне 1997 года колокол был торжественно поднят на юго-западную колокольню храма Христа Спасителя. Впервые в мире в лаборатории колокольной акустики на заводе имени Лихачёва сделано несколько сенсационных открытий.

 Звуковая волна, которая расходится от удара колокола, излучается в форме креста. Никто и никогда этого не предполагал: ни звонари, ни литейщики раньше не знали. Кроме того, оказалось, что во время звона колокол сжимается и растягивается.

 Итальянские врачи, проводя исследования в своих лабораториях, доказали, что колокольный звон способен убивать вирусы гриппа и других заболеваний.

Колокола, которые были изготовлены на заводе:

 1. Большой колокол – Торжественный, весом 27101 кг, вместил на своей наружной поверхности шесть рельефных изображений. Вверху: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, внизу в медальонах императоры - Александр I, Николай I, Александр II. В верхнем поясе колокола отлиты надписи: «Благовествуй земле радость величию, хвалите небеса Божию славу», «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе», а в нижней части его: «В лето от сотворения мира 7335-е, а от воплощения Бога Слова 1877-е, повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя императора Александра Николаевича, всея России, вылит сей колокол для Храма во имя Христа Спасителя в Москве, в возблагодарение за явленные свыше благость и милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при нашествии на Россию галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году и на вечную память в Бозе почивших Благочестивейших императорах Александре I и Николае I». Колокол звучит 4 раза в год по самым великим православным праздникам.

 Рабочие литейного цеха дали колоколу своё имя: "Благовест", он – Первый и пусть несёт свои звуки с Благой Вестью по всей России.

 2. Воскресный колокол – Праздничный, весом 15889 кг, с рельефными изображениями святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и надписями: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его по множеству величия Его». Его голос можно услышать в дни двенадцати церковных праздников.

 3. Колокол Полиелейный, весом 10401 кг, с рельефными изображениями: Св. Николая Чудотворца, Св. Александра Невского и Св. Зосимы Соловецкого и надписями: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его».

 4. Колокол Будничный, весом 5291 кг, с рельефными изображениями: Св. Праведной Елизаветы, Св. царицы Александры, Св. Марии Магдалины. С надписями: «Воскликните Богови вся земля. Работайте Господеви в веселии. Внидите перед Ним в радость».

 5. Колокол, весом 3358 кг, с рельефными изображениями: Св. Равноапостольного князя Владимира, Преподобного Сергия, Апостола Павла и великомученика Георгия, с надписями: «Воспойте Господеви песнь нову. Хвалите Его в церкви преподобных».

 6. Колокол, весом 1884 кг, с изображениями: Св. Архангела Михаила, Св. царя Константина и Св. Николая Новгородского, с надписями: «Во всю землю изыде вещание и в концы вселенные глаголы их. Господи помощниче мой и избавителю мой».

 7. Колокол, весом 835 кг, с изображениями: Св. Анны Пророчицы, Св. Великомученицы Екатерины, Св. царицы Елены и Св. благоверной княгини Ольги, с надписями: «Вся земля да поклонится Тебе поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний».

 8. Колокол, весом 459 кг, с изображениями: Св. Апостола Петра, Св. Димитрия Ростовского и Св. князя Вячеслава, с надписью: «Разумейте языци и покоряйтеся яко с нами Бог».

9. Колокол, весом 229 кг.10 .Колокол, весом 98 кг.11. Колокол, весом 49 кг.12. Колокол, весом 33 кг.13. Колокол, весом 14 кг.14. Колокол, весом 10 кг.

 Колокола размещены на четырех колокольнях Храма: на юго-западной– Праздничный колокол; на северо-восточной – Воскресный; на северо-западной – мелкие колокола; на северо-восточной – Будничный и остальные десять колоколов.

 По благословению его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, весь комплекс работ по обустройству колоколен на четырех колокольнях Храма Христа Спасителя, надвратной Спасо-Преображенской колокольни Храма Державной Иконы Божией Матери на Волхонке выполняют, звонари Общества Церковных звонарей Московской Патриархии под руководством художественного руководителя колокольных звонов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя И.В. Коновалова.

                        Благовест.

Нам, каждому литейщику, нести свой крестЗа изготовленный в литейке Благовест.Хвалу споёт когда-нибудь, быть может, онВсем зиловцам, к нему пришедшим на поклон.

Рабочим золота дал Патриарх баул,Он думал так улучшить Благовеста гул.Горячею струёй лилась река.Блестели слёзы на глазах у старика:

Обычный – золото – для работяг металл,Спокойно каждый золото в струю бросал. И колокол теперь в Москве, на Главном Храме он.По всей России Благовеста слышен звон

www.chitalnya.ru


Смотрите также