ЗИЛ - культурный центр нового поколения. Зил культура


Культурный центр ЗИЛ - сайт, афиша, билеты, отзывы

Описание

Здание в стиле конструктивизма с богатой историей и уникальными площадками, построенное по проекту архитекторов братьев Л. А., В. А. и А. А. Весниных в 1930–37 гг., является памятником культурного наследия регионального значения.

До 2008 года Дворец культуры принадлежал АМО «Завод имени И. А. Лихачева». В феврале 2012 года он был передан Департаменту культуры города Москвы.

Сегодня это современный многофункциональный культурный центр, где регулярно проходят выставки, перформансы, спектакли, лекции, концерты и мастер-классы экспертов в разных областях науки, культуры и искусства, ориентированные на широкую аудиторию.

Здесь находится современная библиотека с открытым доступом, где представлены последние издательские новинки, несколько зон коворкинга с розетками и бесплатным wi-fi, а также уютные кафе и книжный магазин. В постоянном доступе стеллажи буккроссинга, куда можно принести уже прочитанную книгу и забрать понравившуюся. На сценических площадках представлены современные московские театральные и танцевальные постановки, а общественные конструктивистские пространства используются как место комфортного досуга, работы, общения и творческой реализации горожан.

В кружках и студиях успешно развиваются как традиционные направления клубной работы, так и транслирующие современные тенденции. Основная деятельность сосредоточена на таких направлениях, как арт, музыка, танец, театр, раннее развитие, наука и интеллектуальный досуг.

Основные задачи Культурного центра ЗИЛ — стимулирование творческой энергии горожан для развития и капитализации человеческого потенциала, повышение качества городской среды и улучшение жизни москвичей.

Успешная модель модернизации Культурного центра ЗИЛ легла в основу проекта «Московские культурные центры», которая реализуется Департаментом культуры города Москвы по преобразованию столичных домов культуры в современные культурные центры.

amoskva.com

Юбилей Культурного центра ЗИЛ / Новости культуры / Tvkultura.ru

Культурный центр ЗИЛ отмечает 80-летие. Дата знаковая. Именно эта площадка (тогда под другим названием) стала образцом общественных пространств нового типа. К юбилею здесь открылась выставка, отражающая историю Дворца и эволюцию рабочих клубов. Подробности у Алии Шарифулиной.

«В начале 20-го века в Симоновой слободе началось строительство крупных промышленных предприятий. Тихая окраина превратилась в бурлящий рабочий поселок. После революции слободу переименовали в Ленинскую и приступили к строительству «идеального города» с многоэтажными домами, зелеными проспектами, …и «комбинатами культуры», которые должны были воспитать человека новой формации»,- сказала Алия Шарифулина.

«Цех по производству идеологически грамотных граждан» - так поначалу назывался Дворец культуры ЗИЛ. Здание, построенное к 20-летию Октябрьской революции, стало одним из самых заметных памятников советского авангарда. Воплощая авиационную романтику тех лет, архитекторы братья Веснины спроектировали здание в виде самолета.

«Основная концепция, которая у них была, – пространство, открытое городу. Не зря здесь конструктивизм, наши панорамные окна. Это прозрачность, легкость», - отметила директор Культурного центра ЗИЛ Елена Мельвиль.

Архитекторы воплотили основной принцип конструктивизма - рациональность в простоте. Концертный зал, библиотека, кинотеатр, фабрика-кухня и даже собственная обсерватория! Продуман и задействован был каждый уголок. Как говорили братья Веснины, Дворец культуры должен вызывать, прежде всего, ощущение свободы и радости. Поэтому в интерьерах преобладало изображение солнца.

«Веснины этим дворцом создали беспрецедентное социокультурное явление, рассчитанное на большой масштаб. Изменилось количество людей, которые могли прийти в клуб и заниматься», - заявил руководитель Мастерских художественного проектирования Культурного центра ЗИЛ Николай Селиванов.

За культпросветом приходили главным образом работники завода. Они играли в спектаклях, устраивали показы мод, организовали хор таксистов и цирковую школу, пели и танцевали.

«В советское время можно было танцевать не все танцы. Были рекомендованные старые танцы и были танцы западные. Западные танцы менее охотно оркестры играли», - вспоминал художественный руководитель Ансамбля и Школы бального танца Культурного центра ЗИЛ Бруно Белоусов.

Из танцевальных пар многие потом становились супружескими. В Колонном зале регистрировали браки, а затем и новорожденных. Тут выступали Юрий Гагарин, Ромен Роллан, Владимир Высоцкий и лауреаты Нобелевской премии. Все кипело и бурлило не только внутри здания, но и на крыше, где проходили занятия по астрономии и физкультуре. Многие знаменитые фотографии Александр Родченко сделал именно здесь.

Сегодня ЗИЛ - это современный многофункциональный Культурный центр, где регулярно проходят выставки и спектакли, работают более 50 кружков: от ансамбля карнавальной самбы до лаборатории робототехники и школы бебиситтеров. В 80 лет Культурный центр входит в новый этап своей жизни.

Новости культуры  

tvkultura.ru

ЗИЛ - культурный центр нового поколения

Новости и общество 2 февраля 2017

ЗИЛ - культурный центр, который нередко называют первым и самым лучшим ДК столицы. Построенный в 30-е годы прошлого столетия дворец выдержан в стиле раннего конструктивизма. Сегодня это современное многопрофильное муниципальное культурное учреждение.

Историческая справка и архитектурные особенности

Зил культурный центр Строительство нового ДК было начато в 1931 году по проекту братьев-архитекторов Л.А. и А.А. Весниных. Основной задумкой авторов было создание центра разностороннего развития «нового поколения». Первоначально рассчитывалось, что значительная часть площади дворца будет отведена для обучения архитекторов созданию подобных проектов. Здание построено в стиле модного тогда раннего конструктивизма. Торжественное открытие нового объекта состоялось в 1937 году. Многопрофильный центр вошел в историю нашей страны как дворец культуры завода имени Лихачева. Здание поражает своим масштабом и оригинальными архитектурными формами. Для своего времени оно являлось воплощением прогресса инженерной мысли. ЗИЛ (культурный центр) отличается простой и логичной планировкой. Благодаря использованию грамотного сочетания стекла и бетона, при своих объемах дворец выглядит парящим над землей. Фасады здания имеют правильные геометрические формы и выгодно дополнены выступающими балконами, цилиндрами лестничных клеток.

Деятельность ДК ЗИЛ

Культурный центр зил москва Сразу после открытия ЗИЛ (культурный центр) стал невероятно популярным местом проведения досуга среди многих жителей Москвы. Большой зрительный зал, лекторий, множество кружков для детей и взрослых, зимний сад, библиотека – здесь было все для того, чтобы интересно и с пользой провести время. На крыше дворца культуры была оборудована обсерватория. Многие семьи проводили в этом многопрофильном центре все выходные. Дворец культуры благополучно проработал до начала ВОВ. Во время войны здание пострадало от бомбежек, но восстановлению подлежало. Была проведена реконструкция, и культурный центр продолжил свою деятельность.

Видео по теме

От старого ДК к современному центру

Культурный центр зил как добраться После распада СССР ЗИЛ (культурный центр) переживал период упадка, как и многие другие похожие учреждения. В 2008 году дворец был передан в ведение Правительства Москвы. Здание нуждалось в серьезной реконструкции, так как долгие годы в нем не проводился даже текущий ремонт. Кроме того, многие организационные и функциональные решения внутренних помещений безнадежно устарели. Перед реставраторами стояла сложная задача: максимально точно восстановить первоначальный облик дворца и адаптировать его для нужд современного многопрофильного культурного центра. После окончания реконструкции в обновленном комплексе был открыт зрительный зал, современный кинотеатр, большая библиотека, арт-кафе, а так же множество творческих и научных кружков по интересам.

Сегодня культурный центр ЗИЛ (Москва) – это идеальная площадка для проведения семейного досуга. Здесь регулярно проводятся спектакли и кинопоказы на любой вкус. В конференц-зале организуются лекции и мастер-классы с ведущими специалистами различных направлений. Действует клуб для будущих мам, а также группы раннего развития для детей от 1,5 лет. Для дошкольников и учащихся образовательных учреждений открыты студии творческого развития (от истории искусств до керамики), танцевальная студия, шахматный кружок, музыкальные и театральные студии. В культурном центре имеется также вечерняя школа и группа продленного дня, курсы иностранных языков. Существуют и современные научные кружки, занятия которых посвящены изучению химии, программирования, роботехники.

Культурный центр ЗИЛ предлагает также разнообразные курсы для взрослых. Родителям, приводящим детей на занятия, не будет скучно – можно посетить арт-кафе, библиотеку. Имеется так же зона буккроссинга (бесплатный обмен книгами), книжный магазин, во всех вестибюлях есть бесплатный wi-fi.

Культурный центр ЗИЛ: как добраться на личном и общественном транспорте?

Культурный центр зил адрес До обновленного дворца культуры несложно доехать на общественном или личном транспорте. Ближайшая станция метро – «Автозаводская». Выйти необходимо в сторону улицы Мастеркова, затем дойти до улицы Ленинская слобода, после чего перейти дорогу. Совсем скоро вы увидите перед собой величественный фасад дворца. Культурный центр ЗИЛ адрес имеет следующий: улица Восточная, дом 4, корпус 1. В будние дни комплекс работает с 11.00 до 20.00, в выходные и праздничные – с 10.00 до 19.00. Следите за расписанием мероприятий и не пропустите интересное событие!

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Российский вездеход Автомобили Российский вездеход "Шаман": новое поколение транспорта для бездорожья с крабовым ходом SH-8 (8 х 8)

Российский вездеход «Шаман» с цельнометаллическим кузовом, независимой подвеской и шинами низкого давления способен преодолевать огромные расстояния по бездорожью и форсировать водные преграды вплавь.

Автомобили "Лада Калина" универсал и хэтчбэк: технические характеристики. "Лада Калина 2" - автомобиль нового поколения

В 2013 году АвтоВАЗ порадовал автолюбителей новой маркой, в которой были усовершенствованы практически все технические характеристики. "Лада Калина 2" – это переднеприводный автомобиль с высокой посадкой и доста...

Сигнализация KGB: преимущества охранной системы нового поколенияАвтомобили Сигнализация KGB: преимущества охранной системы нового поколения

Рынок сегодня предлагает большое разнообразие охранных систем для автомобиля. Как и в любой категории товаров, среди сигнализаций существуют варианты как экономичные, но при этом вполне надежные, так и дорогие.

Дизайн и технические характеристики «Ниссан Ноут» нового поколенияАвтомобили Дизайн и технические характеристики «Ниссан Ноут» нового поколения

Прошлой весной в рамках международного автофестиваля в Женеве состоялся дебют нового, второго по счету поколения легендарных японских хэтчбеков «Ниссан Ноут». Технические характеристики новинки и ее дизайн...

«Бычок» ЗИЛ 2013 - что нового?Автомобили «Бычок» ЗИЛ 2013 - что нового?

«Бычок» ЗИЛ 5301 – это представитель малотоннажных автомобилей российского производства. Первый экземпляр «Бычка» сошел с конвейера в 1996 году. С тех пор завод имени Лихачева постепенно ...

«Субару Форестер»: технические характеристики и дизайн нового поколения внедорожников Автомобили «Субару Форестер»: технические характеристики и дизайн нового поколения внедорожников

Осенью прошлого года в рамках одного из американских автошоу в Лос-Анджелесе публике было представлено новое, четвертое по счету поколение известных всему миру внедорожников «Субару Форестер». Технические ...

Семейная «Опель Астра» - отзывы владельцев (хэтчбек нового поколения)Автомобили Семейная «Опель Астра» - отзывы владельцев (хэтчбек нового поколения)

Легковой автомобиль-хэтчбек «Опель Астра» является настоящим долгожителем на европейском рынке. Данная модель дебютировала ещё в 2004-м году. С того момента новинка не теряла своей популярности, и каждый г...

Описание и технические характеристики: Автомобили Описание и технические характеристики: "Ниссан-Тиана" нового поколения

Модель "Ниссан-Тиана"-2013, фото которого предложены ниже, имеет очень большой успех. В феврале нынешнего года во время автомобильной выставки в Китае широкой общественности была представлена обновлённая версия автомо...

Отзыв («Тойота Ярис») о новом поколении известной японской малолитражки Автомобили Отзыв («Тойота Ярис») о новом поколении известной японской малолитражки

Компактный японский хэтчбек является одним из самых «молодых» автомобилей в своём классе. Впервые эта модель появилась на свет в 2005 году, а официальные продажи последнего поколения хэтчбеков в России нач...

Автомобили "Тойота-Хайлюкс": новое поколение не за горами

Пикап "Тойота-Хайлюкс" впервые был продемонстрирован европейским потребителям в 2005 году, несмотря на то что в Японии он дебютировал почти на сорок лет раньше. За всё время производства с конвейера сошло более двенад...

monateka.com

ЗИЛ - культурный центр нового поколения

ЗИЛ - культурный центр, который нередко называют первым и самым лучшим ДК столицы. Построенный в 30-е годы прошлого столетия дворец выдержан в стиле раннего конструктивизма. Сегодня это современное многопрофильное муниципальное культурное учреждение.

Историческая справка и архитектурные особенности

Зил культурный центр Строительство нового ДК было начато в 1931 году по проекту братьев-архитекторов Л.А. и А.А. Весниных. Основной задумкой авторов было создание центра разностороннего развития «нового поколения». Первоначально рассчитывалось, что значительная часть площади дворца будет отведена для обучения архитекторов созданию подобных проектов. Здание построено в стиле модного тогда раннего конструктивизма. Торжественное открытие нового объекта состоялось в 1937 году. Многопрофильный центр вошел в историю нашей страны как дворец культуры завода имени Лихачева. Здание поражает своим масштабом и оригинальными архитектурными формами. Для своего времени оно являлось воплощением прогресса инженерной мысли. ЗИЛ (культурный центр) отличается простой и логичной планировкой. Благодаря использованию грамотного сочетания стекла и бетона, при своих объемах дворец выглядит парящим над землей. Фасады здания имеют правильные геометрические формы и выгодно дополнены выступающими балконами, цилиндрами лестничных клеток.

Деятельность ДК ЗИЛ

Культурный центр зил москва Сразу после открытия ЗИЛ (культурный центр) стал невероятно популярным местом проведения досуга среди многих жителей Москвы. Большой зрительный зал, лекторий, множество кружков для детей и взрослых, зимний сад, библиотека – здесь было все для того, чтобы интересно и с пользой провести время. На крыше дворца культуры была оборудована обсерватория. Многие семьи проводили в этом многопрофильном центре все выходные. Дворец культуры благополучно проработал до начала ВОВ. Во время войны здание пострадало от бомбежек, но восстановлению подлежало. Была проведена реконструкция, и культурный центр продолжил свою деятельность.

От старого ДК к современному центру

Культурный центр зил как добраться После распада СССР ЗИЛ (культурный центр) переживал период упадка, как и многие другие похожие учреждения. В 2008 году дворец был передан в ведение Правительства Москвы. Здание нуждалось в серьезной реконструкции, так как долгие годы в нем не проводился даже текущий ремонт. Кроме того, многие организационные и функциональные решения внутренних помещений безнадежно устарели. Перед реставраторами стояла сложная задача: максимально точно восстановить первоначальный облик дворца и адаптировать его для нужд современного многопрофильного культурного центра. После окончания реконструкции в обновленном комплексе был открыт зрительный зал, современный кинотеатр, большая библиотека, арт-кафе, а так же множество творческих и научных кружков по интересам.

Сегодня культурный центр ЗИЛ (Москва) – это идеальная площадка для проведения семейного досуга. Здесь регулярно проводятся спектакли и кинопоказы на любой вкус. В конференц-зале организуются лекции и мастер-классы с ведущими специалистами различных направлений. Действует клуб для будущих мам, а также группы раннего развития для детей от 1,5 лет. Для дошкольников и учащихся образовательных учреждений открыты студии творческого развития (от истории искусств до керамики), танцевальная студия, шахматный кружок, музыкальные и театральные студии. В культурном центре имеется также вечерняя школа и группа продленного дня, курсы иностранных языков. Существуют и современные научные кружки, занятия которых посвящены изучению химии, программирования, роботехники.

Культурный центр ЗИЛ предлагает также разнообразные курсы для взрослых. Родителям, приводящим детей на занятия, не будет скучно – можно посетить арт-кафе, библиотеку. Имеется так же зона буккроссинга (бесплатный обмен книгами), книжный магазин, во всех вестибюлях есть бесплатный wi-fi.

Культурный центр ЗИЛ: как добраться на личном и общественном транспорте?

Культурный центр зил адрес До обновленного дворца культуры несложно доехать на общественном или личном транспорте. Ближайшая станция метро – «Автозаводская». Выйти необходимо в сторону улицы Мастеркова, затем дойти до улицы Ленинская слобода, после чего перейти дорогу. Совсем скоро вы увидите перед собой величественный фасад дворца. Культурный центр ЗИЛ адрес имеет следующий: улица Восточная, дом 4, корпус 1. В будние дни комплекс работает с 11.00 до 20.00, в выходные и праздничные – с 10.00 до 19.00. Следите за расписанием мероприятий и не пропустите интересное событие!

загрузка...

worldfb.ru

Дворец культуры ЗИЛ Википедия

Дворец культуры ЗИЛ (Дворец культуры завода имени Лихачёва, Дворец культуры Автомобильного московского общества «Завод имени А. И. Лихачева» (ДК АМО ЗИЛ)) — важнейший памятник архитектуры конструктивизма в Москве, спроектированный братьями Весниными, объект культурного наследия регионального значения.

История

Дворец культуры ЗИЛа был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками.

Библиотечное крыло. Дворец культуры ЗИЛа. Фрагмент фойе после второй реконструкции. Дворец культуры ЗИЛа. Зимний сад после второй реконструкции.

На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были уничтожены в период рабочих субботников. На месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа.

Здание создавалось как многофункциональный комплекс общей площадью 23 тыс.м2, включающий большой зрительный зал, малую сцену, лекторий, кинозал, обширные холлы, многочисленные студийные комнаты, библиотеку, зимний сад и обсерваторию на крыше.

Строительство

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе[источник не указан 242 дня] знаменитых архитекторов-конструктивистов братьев Л. А. и А. А. Весниных в 1930—1937 годах.

Дворец начали строить в 1931 году. В 1933 году был завершен малый театр, а в 1937 году — примыкающий к нему клубный корпус. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от неё, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещён конференц-зал, а ещё выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания[1]. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов[1]. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухъярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Реконструкции здания

Во время Отечественной войны в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения. Неудачны оказались и плоские кровли: из-за низкого качества использованного материала здание оказалось подвержено протечкам.

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, используя, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На их архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять природный камень и алюминий. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 годы[2].

Современная история

В 2008 году Дворец Культуры ЗИЛ был передан городу и стал флагманским проектом Департамента культуры города Москвы по модернизации клубных учреждений.[источник не указан 1222 дня] Вскоре после передачи были реконструированы фойе главного зала и буфет[1]. С осени 2012 года деятельность Центра сосредоточена на пяти основных направлениях: творческое развитие, исполнительские искусства, лекторий, общественный центр (библиотека) и танцевальные программы.

Культурный центр ЗИЛ не сохранил студии и кружки прошлых лет, зато в Культурный центр пришли новые профессиональные творческие инициативы со свежими идеями и востребованными современными предложениями для юных горожан и их родителей. В холлах и рекреациях установлены удобные стулья, столы и кофейные автоматы, доступны настольные игры, на всей территории Культурного центра ЗИЛ работает бесплатный wi-fi. Более того, Культурный центр ЗИЛ — это более 5 000 квадратных метров для занятий разными видами танца, лекции и дискуссии для любой аудитории, театральные и концертные программы коллективов Москвы, современная библиотека с открытым хранением книг.

Проезд

Культурный центр находится в 10 минутах ходьбы от станции метро Автозаводская, на улице Восточная, рядом с Симоновым монастырем.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Дворец культуры ЗИЛ. Память сердца

Дворец культуры ЗИЛ

Вспомнились другие эпизоды тех лет…

Начало 1950-х, когда почти каждый день ездил на метро во Дворец культуры ЗИЛ. Все ездили без опаски – метро самый безопасный вид транспорта. Никому и в голову не могла прийти мысль, что может что-то случиться. Какие там аварии? Какие террористические акты? Какой «человеческий фактор»?! Это сейчас подобные заголовки и сообщения не сходят со страниц газет, сыплются ворохом с экрана телевизора по всем каналам. А тогда… Другое время! Я помню, рубрика происшествий в газете «Вечерняя Москва» занимала не более полутора десятков строк. А сейчас: собака у президента Буша закашляла – целый подвал! Актриса Памела Андерсен сделала новую операцию по увеличению бюста – сенсация. Трансвеститы вышли с демонстрацией на улицу – сообщение из «горячей точки». Другими мы были тогда – в сороковые, пятидесятые. И интересы у нас были другие.

Во Дворце культуры мы занимались в театральном коллективе под руководством педагогов ВГИКа Лебедева и его жены, ставили спектакль «Бронепоезд 14–69» по пьесе Всеволода Иванова. В то время я работал в трехсменном режиме (утром, днем, ночью) на ЗИЛе формовщиком в третьем литейном цехе и учился в школе рабочей молодежи. Причем – не ради хвастовства, а чтобы был понятен стержень, настрой нашей жизни, замечу: работал не так, как представляют себе сейчас многие молодые: отпахал кое-как смену – и в койку! Не-ет! И еще раз нет! Помню, я подал четыре рационализаторских предложения, и приняты они были сразу. И практически сразу внедрены в производство! Ценили меня. И когда я собрался увольняться, уговаривали: «Зачем тебе это искусство? Что тебе этот театр, когда ты прирожденный рационализатор! Не уходи!» Начальник цеха даже сулил мне установить особую ставку – на уровне моей сдельной. Но я все же ушел. Мечта – это штука, брат, такая! Как серебристая лунная дорожка на ночной поверхности моря. И тянет, и манит, и завораживает. И не отпускает. Словом, я твердо решил готовиться к театральному или киноинституту. Но пока еще работал в «литейке».

Занятия в театральном коллективе были интересные. Мне в готовящемся спектакле была поручена роль Миши-студента.

До выхода спектакля оставалось несколько дней. Декорации готовы. Автору – Всеволоду Иванову показали, одобрение получили. Перед генеральной репетицией нужно было сдать спектакль партийной, профсоюзной комиссиям и представителям Министерства культуры, – в общем, половина зала ответственных людей. Бояться было нечего: спектакль сложился, декорации проверены, все исполнители – на подъеме, играют с воодушевлением, увлеченно.

Итак, день сдачи спектакля. Все идет хорошо. Принимают нас в абсолютной тишине. Подспудно у всех нарастает предощущение триумфа, все чувствуют: «Слава богу! Все идет как надо!..»

Настает время сцены, где китаец-патриот, чтобы наверняка остановить бронепоезд, должен подняться на насыпь и лечь на рельсы. Зал с ужасом следит за происходящим; драматизм и напряженность событий заставили всех оцепенеть. В глухой тишине, когда, кажется, даже дыхания не слышно, зрители следят, как Син-Бин-У карабкается по насыпи. Быстро приближаются огни бронепоезда. Последний миг!..

Син-Бин-У поднимается… Осталось повернуться к залу и крикнуть: «Прощайте, товарищи!..» А… его на насыпи – нет! Пропал! Будто и не было совсем!..

Первая шальная мысль, как потом говорили многие: «Син-Бин-У – струсил!..» Но тут раздался такой оглушительный грохот, такой непонятный, сверлящий скрежет и продолжительный визжащий скрип!.. Что там какой-то «бронепоезд 14–69»?! Китаец исчез, – вот проблема!.. Бронепоезд прогрохотал… И вдруг на весь замерший в тишине зал, вместо: «Прощайте товарищи!», откуда-то из-под земли – отчаянный крик Син-Бин-У:

– А-а-й!.. Ва-шу ма-ать!.. Ни хрена не вижу! Бл…и!

Зал грянул раскатистым озорным смехом. Зажгли свет!

Син-Бин-У – нет! А на гребне насыпи зияет огромная дыра!..

Кстати сказать, исполнитель роли китайца – забубенный парень, молотобоец Лешка Пивоваров частенько закладывал «за воротник», опаздывал на репетиции, и крепкое словцо было для него привычным.

Наконец, из дыры высовывается ошалелое лицо Син-Бин-У:

– Мать вашу… кривую!.. Понаделали тут! О-ой!.. Гвоздей понатыкали!.. Кажись, ноги разодрал! Ну хоть помоги кто вылезти-то, бл…и! – И вся эта реплика – прямо в зал – зрителю, присутствующим: – Ой!.. Ну, Вась, ты мне этот спектакль!.. Пропади он пропадом!..

Но тут его окружили, прикрыли спинами от зала. Начали утихомиривать, совестить.

– Да пошли вы все со своей комиссией! В гробу я их видал, эту комиссию Я чуть с ума не сошел!..

К нему подошли члены комиссии – солидные дяди от профсоюза, райкома:

– Ну как? Ничего!.. Парень молодой… до свадьбы заживет!..

– Какой заживет? Иди отсюда! Заживет!.. Заживет, ежли гвоздем пузо тебе проткнут?! Вот кто насыпь строил?! Декорации?! – не унимается Лешка Пивоваров. – Ему бы самому под бронепоезд лечь! Ох, я б ему помог! С бо-ольшой охотой, ма-ть евонную! Мне, бл…ь, показалось, что я действительно под бронепоезд попал: ни хрена не видно, над головой грохот! Темнота! Я даже забыл, что это на сцене, мать его ети!.. Думаю, подставили… Вась! Где ентот Васька Окорок-то? Он мне ответит! Окорок!.. Меня сукин сын сагитировал китайцем стать, а сам – речи толкать!.. О-ой!.. Пойду напьюсь!

Он действительно напился и всем рассказывал, что его поездом хотели задавить:

– Но я не китаец какой-нибудь «Бину-син», а Пивоваров! Пивоваров!..

А шум бронепоезда и в самом деле был отличный, правдивый. Звукооператор специально выезжал за город и несколько дней дежурил, ждал приближения тяжелого, груженого товарного состава.

Комиссия, мягко говоря, упрекнула руководство дворца в пренебрежении техникой безопасности, но спектакль сочли готовым, поздравили всех исполнителей.

На следующий день параллельно с работами по ремонту декораций начали вводить на роль китайца нового исполнителя – Виктора Носика, он вместе с Алексеем Локтевым перешел из детского сектора художественной самодеятельности в наш коллектив. А бедолага Пивоваров – ушел в запой…

Настал вечер генеральной репетиции. Все шло хорошо, дружно, легко. А когда началась сцена с китайцем – конфуз: неудержимый смех! И не только в зале, но и на сцене!.. Успокоились, поговорили. Начали репетировать… Вдруг – на том же месте – рассмеялись педагоги! Получилось еще смешней. Смех захватил весь зал! Повальный хохот…

Руководство секции художественной самодеятельности, обеспокоенное, решило провести организационное собрание: говорили о дисциплине, о неуместности смеха, о срыве работы…

Снова приступили к репетиции, с осторожностью, буквально боясь все сорвать. Критический момент: …Син-Бин-У подходит к насыпи… В зале начинается еле заметное шевеление…

– Внимание! Тишина! – одергивает шутников педагог. – Продолжаем репетировать!..

Все как загипнотизированные замерли. Наконец-то нет смеха. Но будто висит, порхает над залом смешинка. Как будто выбирает, кого поразить своей искрой. И находит… Теперь уже у кого-то из самого руководства секции вырывается задавленный писк!..

И все срывается! Булькающий надрывный грохот всего зала! Смеются уже все – безудержно, легко, широко. Свободно!..

– Внимание!..

Какое там внимание?!

– Внимание! Еще раз! Приготовились!.. – командует режиссер.

Но как только китаец подходит к насыпи – опять раскаты неудержимого смеха! Руководство секции художественной самодеятельности, извиняясь, но, продолжая смеяться, чтобы не мешать, виновато покидает зал.

Господи! Чего мы только не делали, чтобы остановить эту эпидемию смеха! Сердились друг на друга, препирались, оправдывались, отсаживались на другие места. Успокаивались…

Син-Бин-У, бедный (в который раз!), подходит к насыпи… Вспыхнув искрой, в зале возникает тихий тоненький всхлип, выползает смех… И переходит в торжествующий грохот! Это какая-то всеобщая истерия. Хохот, как море, волнами, перекатами колышет людей. Смеются и плачут педагоги…

Было жалко Виктора Носика. Молодой парень, талантливый; он впервые получил большую роль, очень старался, нашел для своего китайца какую-то особую пластику: надо было видеть, как он полз по этой злосчастной насыпи…

Но хохот уничтожал все! Кстати, и он, и Локтев Алексей, впоследствии стали известными артистами.

Смех прекращается сам собой. Успокоились. Начали репетировать. Откуда-то снова доносится предательский приглушенный писк – и опять взрыв хохота!.. Неудержимый, как лавина! Какая-то необузданная вселенская стихия!..

Педагог Лебедев, вытирая слезы, сквозь нервные всхлипы уговаривает:

– Ребята, вы же взрослые люди, дайте работать! Так нельзя!.. У меня живот уже заболел!..

Жена, заливаясь тонким рассыпчатым смехом, возражает:

– Георгий, ты сам-то успокоиться не можешь! Да и я тоже, – вытирает слезы. – Надо отложить репетицию на день-два.

Через два дня собрались. Пришли все, кроме основного исполнителя – командира партизанского отряда Вершинина. Поскольку у него с китайцем все сцены было хорошо отрепетированы, решили сразу приступить к сцене с Син-Бин-У на насыпи. Все волновались ужасно, а… Прошло все удачно, никто не смеялся. Но было скучно. Даже как-то уныло, буднично. Как ни странно, пропал драматизм.

– Ну, динамику-то мы вернем. За хвост вытащим!.. – бодро заявил педагог Лебедев. – Главное, от больного смеха избавились. Где там рабочие сцены? Пусть кто-нибудь попрыгает на насыпи… Да подольше! – Кто-то из рабочих с удовольствием запрыгал, заплясал вприсядку на насыпи.

– Как мы не догадались, надо было его вместо Пивоварова пустить! – пошутил режиссер. Никто не среагировал. Может, уже просто боялись смеяться?

Генеральная прошла при полном зале. Когда китаец полез на насыпь, среди зрителей зародился коварный шумок: видимо, до многих дошла история с Пивоваровым. Но зал не поддался; шумок подавили, все прошло благополучно.

Роль свою Носик сыграл отлично, можно сказать, профессионально. Он легко поступил во ВГИК.

Жалко было педагогов – Лебедева и его жену. Как они переживали! Наверное, сильнее, чем при сдаче экзаменов студентами во ВГИКе!

А педагоги были удивительные. Своим примером – интеллигентностью, эрудированностью, благородством учили нас культуре – буквально ухватив за душу, тянули ввысь – к искусству, к прекрасному. Они излучали доброжелательность, искренность, пробуждали в нас тягу к знаниям, к дружбе.

На окончательной сдаче спектакля, на обсуждении был и автор Всеволод Иванов. Обсуждали работы действующих лиц – главных героев, в их адрес было сказано много хороших слов. Обо мне ни слова. Молчали, понятное дело, роль студента Миши незначительна. И это знал сам Иванов. Какие тут могут быть слова?… Но жена Лебедева, посмотрев на меня, наверно, углядела на моем лице то ли обиду, то ли разочарование – наклонилась к Иванову. И вдруг тот начал говорить:

– Очень убедительным был Миша, я его не вижу. Его разве нет сегодня?.. А я сижу в первом ряду.

– Здесь! Вот он.

– Ага. Молодец, Миша. Все хорошо получилось удачно. У него студент получился даже интересней, чем у меня. – Я это пишу не потому, что и меня хвалили, нет просто хочу подчеркнуть: даже в таком маленьком эпизоде ярко видна психологическая тонкость, такт, мудрость педагога. Она сумела угадать настроение ученика и не прошла мимо. Была довольна и, посматривая на меня, она мило улыбалась и тихо аплодировала кончиками пальцев.

И мы, конечно, работая над спектаклем под руководством таких педагогов, получили немало: забродило в нас творческое начало. Многие стали ведущими артистами, режиссерами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Дворец культуры ЗИЛ Вики

Дворец культуры ЗИЛ (Дворец культуры завода имени Лихачёва, Дворец культуры Автомобильного московского общества «Завод имени А. И. Лихачева» (ДК АМО ЗИЛ)) — важнейший памятник архитектуры конструктивизма в Москве, спроектированный братьями Весниными, объект культурного наследия регионального значения.

История[ | код]

Дворец культуры ЗИЛа был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками.

Библиотечное крыло. Дворец культуры ЗИЛа. Фрагмент фойе после второй реконструкции. Дворец культуры ЗИЛа. Зимний сад после второй реконструкции.

На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были уничтожены в период рабочих субботников. На месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа.

Здание создавалось как многофункциональный комплекс общей площадью 23 тыс.м2, включающий большой зрительный зал, малую сцену, лекторий, кинозал, обширные холлы, многочисленные студийные комнаты, библиотеку, зимний сад и обсерваторию на крыше.

Строительство[ | код]

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе[источник не указан 242 дня] знаменитых архитекторов-конструктивистов братьев Л. А. и А. А. Весниных в 1930—1937 годах.

Дворец начали строить в 1931 году. В 1933 году был завершен малый театр, а в 1937 году — примыкающий к нему клубный корпус. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от неё, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещён конференц-зал, а ещё выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания[1]. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов[1]. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухъярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Реконструкции здания[ | код]

Во время Отечественной войны в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в духе псевдоренессанса и нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения. Неудачны оказались и плоские кровли: из-за низкого качества использованного материала здание оказалось подвержено протечкам.

Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, используя, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На их архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять природный камень и алюминий. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 годы[2].

Современная история[ | код]

В 2008 году Дворец Культуры ЗИЛ был передан городу и стал флагманским проектом Департамента культуры города Москвы по модернизации клубных учреждений.[источник не указан 1222 дня] Вскоре после передачи были реконструированы фойе главного зала и буфет[1]. С осени 2012 года деятельность Центра сосредоточена на пяти основных направлениях: творческое развитие, исполнительские искусства, лекторий, общественный центр (библиотека) и танцевальные программы.

Культурный центр ЗИЛ не сохранил студии и кружки прошлых лет, зато в Культурный центр пришли новые профессиональные творческие инициативы со свежими идеями и востребованными современными предложениями для юных горожан и их родителей. В холлах и рекреациях установлены удобные стулья, столы и кофейные автоматы, доступны настольные игры, на всей территории Культурного центра ЗИЛ работает бесплатный wi-fi. Более того, Культурный центр ЗИЛ — это более 5 000 квадратных метров для занятий разными видами танца, лекции и дискуссии для любой аудитории, театральные и концертные программы коллективов Москвы, современная библиотека с открытым хранением книг.

Проезд[ | код]

Культурный центр находится в 10 минутах ходьбы от станции метро Автозаводская, на улице Восточная, рядом с Симоновым монастырем.

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru