Зил -130. Зил подвеска


Подвеска автомобиля ЗИЛ-131

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Устройство автомобиля

Подвеска автомобиля ЗИЛ-131

Передняя подвеска зависимая, рессорная. Состоит из двух продольных полуэллиптических рессор с деталями крепления, четырех резиновых буферов и двух амортизаторов.

У автомобилей с лебедкой в каждой рессоре по 17 листов, без лебедки — по 15 листов. От продольного смещения листы рессоры удерживаются тем, что наверху у каждого листа имеется выступ, который входит в углубление на нижней стороне верхнего листа. От поперечного .смещения листы удерживаются хомутиками.

В средней части рессора двумя стремянками крепится к балке моста. На переднем конце к двум верхним листам крепится ушко, в которое запрессована втулка. С помощью пальца передний конец рессоры закреплен в кронштейне, прикрепленном к раме. Трущиеся поверхности втулки и пальца смазываются через пресс-масленку.

На задний конец рессоры опирается сухарь, установленный в кронштейне. На пальце сухаря крепятся вкладыши, предохраняющие стенки кронштейна от износа. Вкладыши закрепляются стяжным болтом, на который надета втулка. Второй лист рессоры изогнут, тем самым он удерживает рессору от выпадания из кронштейна. При наезде на препятствие задний конец рессоры скользит по сухарю 8. Толкающие усилия на раму передаются через переднее крепление рессор.

Амортизаторы по устройству и работе аналогичны амортизаторам, установленным на ГАЗ-66. Отличие состоит в размерах, конструкции клапанов и уплотнений.

Задняя подвеска зависимая, рессорная, балансирная, связывает с рамой два моста — средний и задний. Задняя подвеска состоит из двух продольных рессор, оси с кронштейнами, двух ступиц, шести реактивных штанг, четырех резиновых буферов.

Ось подвески через кронштейны крепится к раме. По концам оси, на двух втулках каждая, устанавливаются ступицы, закрываемые крышками. От осевых смещений ступица фиксируется разрезной гайкой, стянутой болтом. Смазка подшипников осуществляется маслом, заливаемым через пробку, слив масла —через другую пробку. Уплотняется ступица сальником и резиновыми кольцами.

Рис. 1. Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-131:1, 6 — кронштейны: 2 — рессора: 3. 5 — резиновые буферы; 4 — амортизатор; 7 —накладка; 8 — сухарь; 9 — палец сухаря; 10 — вкладыш; 11 — стяжной болт; 12 — втулка; 13 — стремянка; 14 — пресс-масленка; 15 — палец; 16 — втулка; 17 — хомутик; 18 — накладное ушко

Рис. 2. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-131:1 — рессора; 2 — опора рессоры; 3 — накладка рессоры; 4 — стремянка; 5 — шпилька; 6 — пробка отверстия для заливки масла; 7 —стопорный стяжной болт; 8 — крышка ступицы: 9 — разрезная гайка; 10 — балансирная ось; 11 — ступица; 12 -кронштейн оси балансирной подвески; 13 — реактивная штанга; 14 — кронштейн; 15 — рычаги; 16 — буфер; 17 — болт для выпрессовки пальцев реактивных штанг

Рессоры имеют по пятнадцати листов. В средней части рессора крепится к ступице двумя стремянками, концы рессор устанавливаются свободно в кронштейнах балок мостов.

Резиновые буферы, прикрепленные к лонжеронам рамы, ограничивают ход мостов вверх и смягчают удары балок о раму.

Реактивные штанги служат для передачи толкающих и тормозных усилий от балок мостов на раму, они также воспринимают от мостов реактивные моменты, возникающие при трогании с места или торможении. Каждый мост имеет по три одинаковые штанги: одну верхнюю и две нижние. Штанга состоит из стержня и двух головок. В головке установлен шаровой палец и обойма с вкладышем. Вкладыш изготовлен из тканой ленты, пропитанной специальным составом. Шарнир уплотняется резиновым чехлом. В процессе эксплуатации шарниры реактивных штанг смазки не требуют.

У автомобиля ЗИЛ-130 передняя подвеска по устройству аналогична передней подвеске автомобиля ЗИЛ-131. Задняя подвеска имеет две продольные полуэллиптические рессоры и подрессорники. Крепление концов основных рессор осуществляется так же, как у передней подвески.

Читать далее: Подвеска автомобиля «Урал-375Д»

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Добавляем листы рессор | Зил -130

Tweetподвеска автомобиля зил-130-431410

В заднюю подвеску автомобиля мы добавляем листы рессор, только в подрессорник по 2 листа на каждую сторону. Почему в подрессорник, а потому что при движении автомобиль без груза будет ехать, только опираясь на главную рессору, а подрессорник будет работать только при груженом автомобиле.

Поэтому мы добавляем только в подрессорник дополнительные листы рессор. Что нам это даст? Это даст хороший эффект при груженом автомобиле. Листы рессор при нагрузке автомобиля 6 тон будут стоять ровно, а не так как раньше в обратную сторону выгнутся. Когда листы рессор выгибаются, в обратную сторону они зачастую просто не выдерживают и ломаются.Воизбежание этого и надо добавить по 2 листа в подрессорник на каждую сторону. Задней подвески. Когда я добавил листы рессор в подвеску автомобиля, то автомобиль при движении стал легче в управлении, не стало его так болтать по сторонам на кочках, перестало ломать листы рессор, тем самым стало меньше выворачивать раму на кочках.

задняя подвеска автомобиля зил-130-431410задняя подвеска автомобиля зил-130-431410

Передняя подвеска

В переднюю подвеску тоже обязательно нужно добавить по 2 листа на каждую рессору. Во первых вид автомобиля будет на много лучше, как бы приподнят. Во вторых на кочках не будет пробивать рессоры до подушек, автомобиль будет ехать легче, также уменьшится его раскачка по сторонам на неровной дороге.

передняя подвеска автомобиля зил-130-431410передняя подвеска автомобиля зил-130-431410

Основные данные передней и задней подвесок автомобиля

Передняя подвескаНа двух продольных полуэллиптических одноушковых рессорах с двумя телескопическими амортизаторами. Передние концы рессор закреплены на раме с помощью съемных ушков и пальцев, задние концы рессор скользящие. На скользящих концах коренного листа прикреплена съемная накладка, предохраняющая от износа коренной лист. Крепление рессор к мостам стремянками.На передних рессорах 15 листов рессор на всех модификациях автомобилей.Съемное ушко рессоры кованое, установлено на передней и задней рессорах.Крепление ушка. К передней рессоре через прокладку одной стремянкой и к первому листу передней рессоры двумя болтамиЗадняя подвескаОсновная задняя рессора на двух продольных 16-листовая с кованым ушком. По конструкции аналогична передней рессоре. Дополнительная рессора 9-листовая, имеет скользящие концы, вступающие в действие при нагруженном автомобиле.Крепление задних рессор. Крепится средней частью вместе с дополнительной рессорой двумя стремянками к заднему мосту.Смотрите видео

zil-130-431410.ru

Подвеска грузового автомобиля

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   1Отечественные автомобили

Подвеска грузового автомобиля

Основными элементами подвески являются рессоры, смягчающие получаемые колесами толчки, и амортизаторы, поглощающие колебания рамы и кузова.

На изучаемых автомобилях передняя и задняя подвески зависимые. Передние И задние колёса жестко соединены с балками, которые посредством рессор крепятся к раме.

Передняя подвеска. В устройство передней подвески входят две полуэллиптические рессоры с двумя гидравлическими амортизаторами.

Рессоры состоят из стальных упругих листов, соединенных стяжным центральным болтом (ГАЭ-53-12, ЗИЛ-4331) и хомутами. На листах рессор автомобилей ЗИЛ вместо стяжного болта имеются выступы и углубления, удерживающие листы от смещения. Рессоры крепятся к балке переднего моста при помощи стремянок.

Передние концы рессор автомобиля ГАЭ-53-12 соединяются с кронштейнами рамы через резиновые опоры и упираются в торцовый упор, а задние концы скользят в резиновых опорах кронштейнов.

Передние концы рессор автомобилей ЗИЛ имеют съемные ушки, которые крепятся к кронштейнам рамы при помощи пальцев, а задние концы опираются на стальные сухари и при прогибе рессор скользят по ним.

К средней части передних рессор крепятся амортизаторы и буферы рессор (у автомобиля ЗИЛ-4331 буфера передних рессор крепятся к лонжеронам рамы).

Рис. 1. Подвески автомобиля FA3-53-12: а — передняя; б — задняя; 1.3 и 6 — кронштейны; 2 — лонжерон; 4 — шарнир; 5 — амортизатор; 7 и 12 — обоймы концов коренных рессорных листов; 8 и 13 — верхние и нижние опоры; 9 — буфер; 10 — стремянка; 11 — двойной коренной лист; 14 — торцовый упор; 15 и 25 — крышки соответственно переднего и заднего кронштейнов; 16 и 17 — нижняя и верхняя обоймы переднего конца рессоры; 18 — опора дополнительной рессоры; 19—накладка; 20 — стремянка задней рессоры; 21—дополнительная рессора; 22 и 24 — центровые болты; 23 — подкладка; 26 и 27 — верхняя и нижняя обоймы заднего конца рессоры; 28 — основная рессора; 29 — подкладка стремянок

Амортизаторы, устанавливаемые в подвесках изучаемых автомобилей,— телескопические, гидравлические, двустороннего действия, представляют собой цилиндрический резервуар, закрытый кожухом. В резервуаре установлен рабочий цилиндр, в нижнюю часть которого запрессован корпус клапана сжатия и впускного клапана. Внутри рабочего цилиндра помещается укрепленный на штоке поршень, в котором смонтированы клапан отдачи и перепускной клапан.

Принцип действия амортизатора основан на использовании гидравлического сопротивления, возникающего при перетекании жидкости из одной полости цилиндра в другую через малые проходные отверстия, открываемые клапанами сжатия и отдачи. При наезде колеса на препятствие резервуар с цилиндром быстро перемещается вверх (ход сжатия), под поршнем создается давление жидкости, которая, преодолевая сопротивление пружины, через перепускной клапан перетекает в полость над поршнем. Одновременно часть жидкости через клапан сжатия проходит в резервуар. После проезда препятствия резервуар с цилиндром движется вниз (ходотдачи), под поршнем создается разрежение, под действием которого открывается клапан отдачи, и жидкость перетекает в полость цилиндра под поршнем. Одновременно открывается впускной клапан, и жидкость из резервуара также заполняет пространство под поршнем.

Рис. 2. Подвески автомобиля ЗИЛ-4331: а — передняя; б — задняя; 1 и 28 — передние кронштейны; 2 — лонжерон рамы; 3 и 40 — буфера рессоры; 4 — амортизатор; 5 и 11— верхний и нижний кронштейны амортизатора; 6 и 35 — задние кронштейны рессор; 7 и 36 — накладки коренных листов; 8 и 37 — коренные листы; 9 — балка переднего моста; 10 и 43- подкладки. 12 и 30 — стремянки: 13 и 31 — накладки; 14 и 38 — хомуты; 15 и 44 стремянки ушек; 16 и 45 — болты ушек; 17 и 51 — масленки; 18, 23 и 46 — пальцы; 19 к 47 — втулки ушек; 20 и 50 — стопорные клинья; 21 и 48 — прокладки ушек; 22 и 49 — ушки рессор; 24 и 52 — сухари; 25 и 53 — вкладыши; 26 и 54 — втулки; 27 и 55 —стяжные болты; 29 и 84 —передний и задний кронштейны дополнительной рессоры; 32 — промежуточный лист; 33 — дополнительная рессора; 39 — основная рессора; 41 — проставка; 42 — картер заднего моста

Рис. 3. Телескопический амортизатор:

Задняя подвеска. На изучаемых автомобилях задняя подвеска отличается от передней усиленными рессорами и амортизаторами, а также наличием дополнительных рессор, которые работают при полной нагрузке автомобиля, опираясь концами на соответствующие кронштейны рамы.

Читать далее: Устранение простейших неисправностей несущей системы

Категория: - 1Отечественные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

: . 131

www.blyo.ru

:

. 131

.234

..

2010.

1. 

: , . , , .

, , , .

1.1 

(.1) . . . , . , . , , , , , , .

. 1.

1 (); 2 ; 3 ; 4 ( ); 5 ; 6 .

1.2

(.2). - . . . . . , , , .

. 2. -131

1 8 ; 2 ; 3 ; 4 ; 5 . ; 6 7 ; 9 ; 10 " ; 11 ; 12 ; 13 ; 14 ; 15 ; 16 ; 17 ; 18

1.3

. 131 , 53 . , , , , . , .

, . , . , .

1.4

, . 131 53 . . , . 131 , . (3).

53 . . , . . 53 , , .

. 3 131

1 ; 2 ; 3 ; 4 ; 5 ; 6 ; 7 ; 8 ; 9 ;; 10 ; 11 - ; 12 .

131 , .

, 131 - 53 , , . , , , . . , . 1 , . .

131 (. 4) .

. 4 -131

1,2,8, 9 ; 3 ; 4, 7 ; 5, 6 ; 10 ; 11 ; 12 ; 13 ; 15 ; 16 ; 17 ; 18 .

7 5. 3 4 13. 6. 2 8. . 1 18 , 14 15, . 18 , 17 16. , 9, , 10. , . 11 12.

1.5

. . . 5 , . : 18 23, 20 5 2 . 5 , , . 20 , . 16 12, , 14 13 17. : 21 22.

. 5

1 ; 2 - ; 3, 10, 17 ; 4, ; 5 ; 6,7,8 ; 9 - ; 11 ; 12 ; 13 ; 14, 16 ; 15 ; 18 ; 19 ; 20 ; 21 ; 22 ; 23 .

0 , . . 7 8 , , . 8, , . 9 3. .

, . ; , /, 19 18. , , . 8 . 7 6 , , . 4, . 1, , - . , - , , , , 1. , 80100 /2.

. , . , , . - : . 16 , 12 - . , , 11 21 1, . 21 10. , . 21, . , . , . , .

12 , . , , 14 13 15 . , . 22, . , . 13 , . , , .

: , , , . . , , . . , , . -131 (. 6) 5 2. 9, 8 7 . 4 1.

. 6. -131

1 ; 2 ; 3, 6 ; 4 ; 5 ; 7 ; 8 , 9 .

, . 6 3, , .

. . , . . .

1.6

131 53 ( 7). . , . .

. 7 131

1 ; 2- ; 3 ;4 ; 5 ; 6 ; 7 ; 8 ;9 - ; 10 ; 11 ; 12 .

, . . .

. , . , .

. . . .

131 53 .

1.7

, . . .

(. 8) , . , . , , () () ().

. 8

1 ; 2 ; 3 ; 4 ; 5- .

, (), . () . . . , . . , - .

, , , . .

2.  131

, . . . .

, . . 9 -131. .

. 9 131

1 ; 2 ; 3 - ; 4 ; 5 ; 6 ; 7 ; 8 ; 9 ; 10, 12 , 11 ; 13 ; 14 .

1 9 3 4. 2, . 8 , . I 7 6. 5 , . , . 8 10 12. 11. . , . , . , . , . 13, , 14, .

1. .., .. .: , 1998.

2. .., .. .: , 1999.

Ходовая часть. Балансирующая подвеска ЗИЛ 131

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 

Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная

контрольная работа

тема:

Ходовая часть. Балансирующая подвеска ЗИЛ 131

 

 

 

 

учащегося гр.234

Шкодин В.С.

 

 

 

 

Самара2010г.

 
  1. Ходовая часть

 

Ходовую часть автомобиля составляют: передняя и задняя подвески, ступицы колес и колеса с шинами. Механизмы и детали ходовой части связывают колеса с кузовом, обеспечивают восприятие всех действующих сил между колесами и кузовом и снижают динамические нагрузки, передаваемые от колес кузову при движении автомобиля по неровным дорогам.

К ходовой части автомобиля относится рама, оси, детали узлов подвески, колёса и шины.

 

  1. Устройство рамы

 

Рама (рис.1) представляет собой несущую систему балочной конструкции и изготовлена из двух продольных и нескольких поперечных балок. На ней закреплены все основные агрегаты и узлы. Балки корытообразного сечения штампуют из стали. Продольные балки в средней, наиболее нагруженной части имеют большее сечение. Продольные и поперечные балки соединены заклёпками, а для увеличения жёсткости рамы установлены косынки и угольники. Для крепления узлов и агрегатов на раме имеются кронштейны, к которым крепятся крылья, подножки, топливный бак, рессоры, передний буфер, буксирные крюки и буксирное приспособление сзади.

 

Рис. 1. Рама

1 – продольная балка (лонжерон); 2 – поперечная балка; 3 – буксирное устройство; 4 – передняя поперечная балка (установка двигателя); 5 – буфер; 6 – буксировочные крюки.

 

1.2 Устройство передней оси

 

На грузовых автомобилях передняя ось изготовлена в виде двутавровой балки с отогнутыми вверх концами (рис.2). На концах оси к проушинам шкворнями закреплены шарнирно-поворотные цапфы. Шкворень закреплён в проушинах оси неподвижно коническим стопорным штифтом с гайкой. Поворотные цапфы имеют по две проушины с бронзовыми втулками и свободно поворачиваются на шкворне. Для облегчения поворота цапфы между её проушиной и концом оси установлен опорный подшипник. На оси цапф на двух конических роликовых подшипниках установлена ступица колеса. Шкворни поворотных цапф имеют продольный и поперечный наклон, благодаря чему облегчается управление автомобилем, так как при движении колёса стремятся занять такое положение, которое соответствует движению по прямой.

 

Рис. 2. Передний мост автомобиля ЗИЛ-131

1 и 8 — втулки шкворня; 2 — регулировочные прокладки; 3 — клиновой болт; 4 — балка моста; 5 —.поперечная рулевая тяга; 6 и 7 — шайбы опорного подшипника; 9 — поворотная цапфа; 10 —"ступица колеса; 11 — регулировочная гайка; 12 — контргайка; 13 — замочное кольцо и шайба; 14 — сальник; 15 — тормозной барабан; 16 — шкворень; 17 — продольная рулевая тяга; 18 — поворотныйрычаг

 

1.3 Устройство задней оси

 

Задней осью у автомобилей служит картер главной передачи с кожухами полуосей. Картер заднего моста в автомобиле ЗИЛ – 131 отлит из ковкого чугуна, а у ГАЗ – 53А – выштампован из стали. В автомобиле КамАЗ картеры среднего и заднего мостов сварены из стальных штампованных кожухов, к которым приварены крышки картеров, фланцы для крепления главных передач и суппортов тормозных механизмов, цапфы ступиц колёс, кронштейны для крепления реактивных штанг и опоры рессор. Ступицы передних колёс рассматриваемых автомобилей установлены на двух конических роликовых подшипниках  и крепятся гайкой, которая затем шплинтуется или стопорится и закрывается колпаком.

Ступицы задних колёс устанавливают на двух роликовых конических подшипниках и крепятся гайкой, которая стопорится и удерживается контрогайкой. На ступице колёс автомобилей КамАЗ имеются пять спиц, равномерно расположенных по окружности. Концы спиц заканчиваются коническими опорами, предназначенными для посадки конической поверхности обода колеса.

 

1.4 Устройство автомобильной подвески

 

Передняя подвеска состоит из двух продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с двумя телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска автомобилей ЗИЛ – 131 и ГАЗ – 53А состоит из двух продольных полуэллиптических рессор с дополнительными рессорами. Рессоры служат для смягчения толчков при наезде на различные неровности дороги. На грузовые автомобили устанавливают листовые рессоры, которые состоят из пакета упругих стальных полос различной длины. На передних концах рессор автомобиля ЗИЛ – 131 прикреплены съёмные подушки, которыми рессоры закреплены к раме с помощью пальцев. Задние концы рессор опираются на съёмную подушку и при изменении длины скользят по ней (рис3).

Рессоры автомобиля ГАЗ – 53А  закреплены к раме кронштейнами с резиновыми подушками. Концы рессор с подушками зажаты в кронштейнах рамы. Удлинение рессор при их прогибе происходит за счёт задних концов, так как передние концы рессор упираются в дополнительные резиновые подушки. Рессоры прикреплены к кожухам ведущих мостов или к оси стремянками. Листы в рессорах автомобиля ГАЗ – 53А крепятся и центрируются стяжными болтами, а чтобы не происходило бокового смещения, листы закреплены хомутиками.

 

Рис. 3 Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ – 131

1 – кронштейн; 2 – резиновая опора; 3 – амортизатор; 4 – кронштейн; 5 – чашка; 6 – крышка; 7 – листовая рессора; 8 – стремяночный болт; 9 – резиновый буфер;; 10 – чашка; 11 - резиновая опора; 12 – торцовая резиновая опора.

 

У автомобилей ЗИЛ – 131 и КамАЗ вместо стяжного болта в листах рессор выштампованы продольные выступы и углубления, которые препятствуют смещению листов рессор во время работы.

Кроме основных задних рессор, на автомобилях ЗИЛ – 131 и ГАЗ - 53А установлены дополнительные рессоры, которые закреплены вместе с основной рессорой стремянками, а концы находятся против полок опорных кронштейнов. В разгруженном автомобиле дополнительные рессоры не работают, а при нагрузке, упираясь концами в кронштейны, несут нагрузку вместе с основными рессорами. В листовой рессоре между её отдельными листами возникает трение. Чтобы уменьшить величину этого трения, поверхность листов рессор смазывают графитной мазью. Пальцы рессор смазывают смазкой УС – 1 только в том случае, если втулки металлические. Резиновые втулки не смазывают.

Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ 131 (рис. 4) балансирная на двух продольных полуэллиптических рессорах.

 

Рис. 4 Задняя подвеска грузового автомобиля ЗИЛ-131

1,2,8, 9 – кронштейн; 3 – рессорная стремянка; 4, 7 – листовая рессора; 5, 6 – подрессорник; 10 – сухарь; 11 – палец сухаря; 12 – вкладыш; 13 – накладка; 15 – втулка; 16 – стремянка; 17 – прокладка; 18 – съемное ушко.

 

Подвеска выполненная из двух продольных полуэллиптических листовых рессор 7 и двух подрессорников 5. Подрессорник размещен сверху основной рессоры и совместно с ней прикреплен к балке заднего моста с помощью рессорных стремянок 3 и накладок 4 и 13. Между основной рессорой и подрессорником установлен промежуточный лист 6. Для передачи нагрузки на подрессорник к раме приклепаны кронштейны 2 и 8. Передний конец основной рессоры неподвижный. Он прикреплен к раме в кронштейне 1 с помощью съемного ушка 18 и гладкого шарнира, состоящего из пальца 14 и втулки 15, которая запрессована в ушко. Ушко 18 закреплено на коренном листе, на прокладке 17 двумя болтами и стремянкой 16. Задний конец рессоры скользящий, он свободно установлен в кронштейне 9, приклепанном к раме, и опирается на сухарь 10. К заднему концу рессоры приклепана накладка, предохраняющая от износа коренной лист. Для предохранения от износа стенок кронштейна на пальце 11 сухаря установлены вкладыши 12.

 

1.5 Устройство амортизаторов

 

Гидроамортизаторы по конструкции разделяются на телескопические и рычажные. В подвесках современных автомобилей применяются в основном телескопические амортизаторы двустороннего действия.На рис. 5 представлена конструкция, гидравлического амортизатора телескопического типа двустороннего действия. Амортизатор состоит из трех основных узлов: цилиндра 18 с днищем 23, поршня 20 со штоком 5 и направляющей втулки 2 с уплотнениями. Шток 5 прикреплен к кузову автомобиля, а цилиндр соединен с колесом, вследствие чего поршень перемещается внутри цилиндра при колебаниях кузова и колес автомобиля. В поршне 20 имеется два ряда сквозных отверстий, расположенных по окружности. Отверстия 16 наружного ряда сверху закрыты перепускным клапаном 12, находящимся под воздействием слабой пружины, отверстия 14 внутреннего ряда снизу закрыты клапаном отдачи 13 с сильной пружиной 17. В днище цилиндра расположены клапаны: сжатия 21 и перепускной 22.

 

 

Рис. 5 Амортизатор телескопический

1 – компенсационная камера; 2 - направляющая втулка; 3, 10, 17 – пружина; 4, – гайка; 5 – шток; 6,7,8 – сальник; 9 - обойма; 11 – калиброванное отверстие; 12 – перепускной клапан; 13 – клапан отдачи; 14, 16 – отверстие в поршне; 15 – втулка; 18 – цилиндр; 19 – резервуар; 20 – поршень; 21 – клапан сжатия; 22 – перепускной клапан; 23 – днище.

 

Перепускной клапан имеет слаб 0 пружину и закрывает сверху сквозные отверстия, выполненные в днище по окружности. Цилиндр заполнен специальной амортизаторной жидкостью. Долговечность телескопического амортизатора во многом зависит от надежности сальников 7 и 8 штока, препятствующих вытеканию жидкости из рабочего цилиндра и попаданию внутрь него пыли, влаги и грязи. Гребенчатый сальник 8, изготовляемый из бензомасло стойкой резины, препятствует вытеканию жидкости из рабочего цилиндра при перемещениях штока поршня. Этот сальник находится в обойме 9 и поджимается пружиной 3. На внутренней его поверхности выполнены гребешки и канавки.

При ходе штока вверх гребешки сальника снимают жидкость с поверхности штока, и она скапливается в канавках. Канавки способствуют последовательному снижению давления жидкости и воздуха; При ходе штока вниз жидкость из канавок увлекается штоком обратно в полость между сальником и направляющей штока, а затем стекает через отверстия в компенсационную камеру /, образованную между резервуаром 19 и цилиндром 18. Полость сальников штока связана с компенсационной камерой, где давление воздуха близко к атмосферному, поэтому сальник. 8 разгружен от действия высокого рабочего давления жидкости. Резиновый гребенчатый сальник 7 и войлочный сальник 6 предотвращают попадание пыли, грязи и влаги внутрь, рабочего цилиндра. Все три сальника закреплены гайкой 4, ввернутой в резервуар амортизатора. Особенностью телескопического амортизатора является наличие в нем камеры 1, служащей для компенсации изменения объема жидкости в рабочем цилиндре по обе стороны поршня, возникающего из-за перемещения штока. Так, при движении поршня вниз объем вытесняемой из-под него жидкости больше того объема, который освобождается для жидкости над поршнем, вследствие этого при ходе сжатия жидкость, объем которой равен входящей в цилиндр части штока, вытесняется в компенсационную камеру 1. Жидкость сжимает находящийся в камере воздух, избыточное давление которого может достигать 80—100 кН/м2.

При ходе отдачи сжатый воздух заставляет перетекать жидкость из компенсационной камеры обратно в цилиндр. При плавном ходе сжатия поршень медленно движется вниз, и шток входит в рабочий цилиндр. Давление, оказываемое поршнем на жидкость, незначительно. Под действием давления жидкость из-под поршня вытесняется в двух направлениях: в пространство над поршнем и в компенсационную камеру. Пройдя через наружный ряд отверстий 16 в поршне, жидкость открывает перепускной клапан 12 и поступает из-под поршня в пространство над ним. Часть жидкости, объем которой равен объему вводимого в рабочий цилиндр штока, поступает через калиброванное отверстие 11 клапана сжатия 21 в компенсационную камеру 1, повышая давление находящегося в ней воздуха. При этом клапан сжатия 21 закрыт под действием пружины 10. При резком ходе сжатия поршень перемещается быстро, и давление жидкости в цилиндре значительно возрастает. Под действием высокого давления открывается клапан сжатия 21, вследствие чего дальнейшее увеличение сопротивления амортизатора резко замедляется. Клапан сжатия разгружает амортизатор и подвеску от больших усилий, которые могут возникать при высокочастотных колебаниях и ударах во время движения по плохой дороге. Кроме того, он исключает возрастание сопротивления амортизатора при повышении вязкости жидкости в холодное время года. При плавной отдаче поршень медленно перемещается вверх, и шток выходит из рабочего цилиндра.

Перепускной клапан 12 закрывается, и давление жидкости над поршнем увеличивается. В результате повышения давления жидкость, находящаяся в пространстве над поршнем, через внутренний ряд отверстий 14 в поршне поступает к клапану отдачи 13 и через кольцевой зазор между клапаном и втулкой 15 в пространство под поршнем. При этом клапан отдачи закрыт, так как давление жидкости небольшое. Под действием давления воздуха жидкость из компенсационной камеры через отверстия в днище поступает к перепускному клапану 22, преодолевает незначительное сопротивление его пружины и перетекает в цилиндр. При резком ходе отдачи скорость движения поршня увеличивается, и давление жидкости в пространстве над ним значительно возрастает. Под действием возросшего давления жидкости преодолевается сила пружины клапана отдачи 13 и он открывается, в результате чего жидкость поступает в пространство под поршнем. Кроме того, жидкость в пространство под поршнем поступает по тем же путям, что и при плавной отдаче.

Степень открытия клапана отдачи зависит от резкости хода отдачи: чем резче отдача, тем больше открывается клапан и, следовательно, больше проходное сечение для жидкости. В результате этого возрастание сопротивления амортизатора резко замедляется. Таким образом, клапан отдачи разгружает амортизатор и подвеску от больших нагрузок, возникающих при высокоскоростных колебаниях при движении по неровной дороге. Он также ограничивает увеличение сопротивления амортизатора в случае возрастания вязкости жидкости при низких температурах. Телескопические амортизаторы, выпускаемые отечественной промышленностью, отличаются в основном устройством клапанов. Амортизатор автомобиля ЗИЛ-131 имеет одинаковые по устройству клапаны (рис. 6) сжатия 5 и отдачи 2. Каждый из клапанов состоит из тарелки 9, диска 8 и дроссельного диска 7 с вырезами по наружным краям. Дроссельный диск закрывает внутренние отверстия в днище 4 и поршне 1.

 

Рис. 6. Амортизатор автомобиля ЗИЛ-131 и детали клапанов сжатия и отдачи

1 – поршень; 2 – клапан отдачи; 3, 6 – пружина; 4 – днище; 5 – клапан сжатия;7 – дроссельный диск; 8 – диск, 9 – тарелка.

 

При плавных сжатии и отдаче каждый из клапанов закрыт, и жидкость перетекает через внутренний ряд отверстий в поршне или днище и вырезы дроссельного диска. При резком сжатии или отдаче преодолевается усилие пружин 6 или 3, и жидкость вытекает через открытые клапаны, чем ограничивается сила сопротивления амортизатора.

Телескопический амортизатор может быть установлен в подвеске вертикально или с наклоном. Часто его размещают внутри витых пружин. Корпус и шток амортизатора закреплены с помощью резинометаллических шарниров, обеспечивающих бесшумную работу амортизатора и не нуждающихся в смазке. Телескопические амортизаторы обычно применяют в передних и задних подвесках легковых автомобилей и автобусов. У грузовых автомобилей ими оборудуются в основном передние подвески и значительно реже — задние.

1.6 Устройство колёс

 

Колёса автомобилей ЗИЛ – 131 и ГАЗ – 53А состоят из диска и обода (рис 7). Колёса автомобиля КамАЗ бездисковые. Обод колёс у грузовых автомобилей плоский, имеет два бортовых кольца. Съёмное бортовое кольцо неразрезанное и закреплено на ободе разрезным замочным кольцом.

 

 

Рис. 7 Колесо автомобиля ЗИЛ 131

1 – бортовое кольцо; 2- диск; 3 – покрышка;4 – камера; 5 – распорное кольцо; 6 – обод; 7 – балансир; 8 – ободная лента;9 - уплотнитель вентильного паза; 10 – замочное кольцо; 11 – вентиль камеры; 12 – посадочное кольцо.

 

На дисках колёс выполнены конические отверстия, которыми колесо устанавливают на шпильки. Гайки колёс также имеют конус. Совпадением конусов гаек с конусными отверстиями на дисках обеспечивается точная установка колёс.

У грузовых автомобилей на заднюю ось с каждой стороны устанавливают по два колеса. Внутренние колёса закреплены на шпильках колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой, а наружные колёса – гайками с конусом. Для предотвращения самоотвёртывания гаек при ускорении и торможении автомобиля гайки левой стороны имеют левую резьбу, а гайки правой стороны – правую.

Колёса автомобиля КамАЗ устанавливают на конических поверхностях ступиц колёс и крепят прижимами. Для установки колеса на ступице внутренняя поверхность обода имеет конус. Между ободьями сдвоенных задних колёс установлено проставочное кольцо. Все шпильки колёс автомобиля КамАЗ имеют правую резьбу.

Запасное колесо автомобилей ЗИЛ – 131 и ГАЗ – 53А устанавливают на откидном кронштейне на раме под передней частью грузовой платформы.

 

1.7 Автомобильные шины

 

Рессоры и амортизаторы не предохраняют автомобиль от мелких толчков, возникающих при наезде на небольшие неровности. Для поглощения небольших толчков и смягчении ударов при наезде на препятствия применяют пневматические шины. Смягчение ударов и поглощение мелких толчков осуществляется за счёт сжатого воздуха в шинах и их упругости.

Пневматическая шина состоит (рис. 8) из покрышки, камеры и ободной ленты. Главной и наиболее сложной частью шины является покрышка, которая защищает камеру от повреждения и обеспечивает хорошее сцепление колеса с дорогой. Основными материалами, идущими на изготовление покрышки, являются резина и специальная ткань (корд) из очень прочных продольных нитей(основы) и разреженных поперечных (утка).

 

 

Рис. 8 Автомобильная шина

1 – покрышка; 2 – пневмокамера; 3 – ободная лента; 4 – вентиль; 5- обод.

 

Покрышка состоит из каркаса, беговой дорожки (протектора), боковой и бортовой частей. Каркас изготовлен из нескольких слоёв тканей (корд) с резиновыми прослойками между ними. В покрышках диагонального построения нити корда расположены под углом друг к другу. Вдоль окружности по беговой части проложен протекторный слой из прочной износостойкой резины. Для хорошего зацепления колёс с дорогой по поверхности протектора сделаны углубления, образующие протекторный рисунок. Форма рисунка определяется условиями работы автомобиля. Для хороших дорог применяют шины с мелким дорожным рисунком, а для плохих дорог и бездорожья - с крупным направленным рисунком.

При установке колеса, шина которого имеет направленный рисунок протектора, необходимо следить, чтобы стрелка на боковине покрышки соответствовала направлению вращения колеса. Этим достигается лучшее зацепление с дорогой и уменьшение износа покрышки.

 
  1. Балансирующая подвеска ЗИЛ 131

 

Балансирная подвеска применяется в трехосных автомобилях, средний и задний ведущие мосты которых обычно располагаются близко один к другому. Иногда ее используют на четырехосных автомобилях и многоосных прицепах. Балансирная подвеска может быть зависимой и независимой. Первый тип подвески более распространен.

Балансирная подвеска обеспечивает равномерное распределение вертикальных нагрузок по осям вне зависимости от условий движения, а также высокую проходимость автомобиля. На рис. 9 показана балансирная подвеска грузового автомобиля ЗИЛ-131. Она выполнена на двух продольных полуэллиптических листовых рессорах с шестью продольными реактивными штангами.

 

 

Рис. 9 Балансирующая подвеска ЗИЛ 131

1 – листовая рессора; 2 – опора; 3 -  накладка; 4 – стремянка; 5 – пробка; 6 – крышка; 7 – гайка; 8 – ось; 9 – ступица; 10, 12 – кронштейн, 11 – реактивная штанга; 13 – резиновый буфер; 14 – отбойный лист.

 

Рессора 1 средней частью прикреплена к ступице 9 посредством накладки 3 и стремянок 4. Концы рессоры свободно установлены в опорах 2, приваренных к балкам мостов.Ступица размещена на конце оси 8 на втулке, которая изготовлена из антифрикционного материала и запрессована в ступицу. Ступица I закреплена на оси гайкой 7 и снаружи закрыта крышкой 6. В крышке имеется отверстие с пробкой 5 для заливки масла, а в ступице — отверстие с пробкой для его слива. Для предотвращения вытекания смазки и защиты ступицы от загрязнения с внутренней ее стороны установлены самоподжимной сальник, а также уплотнительные кольца. Ось 8 запрессована в кронштейны 10 и установлена на раме поперек автомобиля в кронштейнах 12. Каждый мост соединен с рамой тремя продольными реактивными штангами 11. Концы этих штанг закреплены в кронштейнах на раме и мостах. Для крепления используются неразборные шаровые шарниры, которые запрессованы в головки штанг. Шарнир состоит из шарового пальца, обоймы и вкладыша. Вкладыш изготовлен из тканой ленты, пропитанной специальным составом. Шарнир уплотнен защитным чехлом, под который заложена смазка. Ход мостов вверх ограничивается резиновыми буферами 13, установленными на лонжеронах рамы, а ход мостов вниз — специальным отбойным листом 14, который находится между ступицей и рессорой.

 

Список использованных источников

 

1. Калисский В.С., Мазон А.И. Автомобиль М.: Транспорт, 1998.

2. Боровских Ю.И., Буралев Ю.В. Устройство и техническое обслуживание автомобилей М.: Высшая школа, 1999.

znakka4estva.ru

Ходовая часть грузовых автомобилей ЗИЛ

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Ходовая часть автомобиля

Ходовая часть грузовых автомобилей ЗИЛ

На автомобиле ЗИЛ-130 рама состоит из двух стальных штампованных лонжеронов швеллерного сечения переменного профиля, соединенных пятью поперечными балками на заклепках. В передней части на раме закреплены буфер и буксирные крюки. На задней балке установлено буксирное устройство с крюком, снабженным защелкой, и резиновым буфером. Буфер амортизирует толчки в обоих направлениях и расположен в закрытом корпусе.

Передняя ось — стальная, двутаврового сечения, прикреплена к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах.

К концам оси с помощью шкворней присоединены на бронзовых втулках поворотные кулаки. Шкворень закрыт крышками. На цапфах поворотных кулаков на конических роликоподшипниках, закрепленных гайкой, установлены ступицы передних колес. Гайка крепится замочным кольцом и контргайкой со стопорной шайбой. Гайки закрыты колпаком.

Рис. 1. Передний мост и подвеска автомооиля

Ось опирается на выступ кулака через две опорные шайбы верхняя шайба — стальная, снабжена салыщком, нижняя шайба — металлокерами-ческая. Сверху над осью установлены регулировочные прокладки. В ступице колеса снаружи имеется сальник.

Передний конец каждой рессоры спомощью отъемного ушка с бронзовой втулкой соединен с кронштейном рамы шарнирно при помощи пальца, а задний конец имеет скользящее соединение. Задний конец рессоры с приклепанной накладкой входит в кронштейн между сухарем и втулкой, установленной на пальце.

В переднюю подвеску включены гидравлические амортизаторы телескопического типа. Амортизаторы соединены с передней осью и рамой пальцами, один из которых закреплен в накладке оси, а второй — в кронштейне рамы. В ушки амортизаторов устанавливают резиновые втулки, в которые и входят соединительные пальцы. На раме и рессоре закреплены резиновые буфера. Задний мост присоединен к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах с подрессорниками. Соединение концов задней рессоры с рамой выполнено так же, как и у передней рессоры.

Колеса дисковые с уширенными ободами и коническими полками присоединяются к ступицам гайками на шпильках. Задние колеса сдвоенные, крепятся колпачковыми и простыми гайками. Шины закрепляются на ободах с помощью бортового и замочного колец.

На автомобиле ЗИЛ-164А передняя ось с поворотными кулаками и колесами имеет устройство, аналогичное устройству передней оси и колес автомобиля ЗИЛ-130. Концы передних рессор установлены в кронштейнах рамы на резиновых подушках. Значительный прогиб рессор ограничивается резиновым упором, закрепленным на раме. В переднюю подвеску включены телескопические гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Ранее на автомобиле ЗИЛ-164 ставили поршневые амортизаторы. Передние концы задних рессор присоединены к кронштейнам рамы пальцами, а задние концы — при помощи серег с двумя пальцами каждая. Задние рессоры имеют подрессорники.

Колеса дисковые с плоским ободом имеют съемное бортовое кольцо с замочным кольцом. Задние колеса сдвоенные. Запасное колесо установлено на откидном кронштейне на левой балке рамы.

На автомобиле ЗИЛ-131 задние ведущие мосты присоединяются к раме па двух балансирных рессорах и с помощью штанг.

Продольные полуэллиптические рессоры закреплены с помощью стремянок на ступицах, установленных шарнирно на концах оси, которая запрессована в кронштейнах, прикрепленных к раме. Концы рессор опираются на кронштейны-опоры полуосевых рукавов ведущих мостов. Каждая ступица 5посажена свободно на оси на двух втулках, отлитых из антифрикционного сплава, и закреплена разрезной гайкой, затянутой стяжным болтом с самоконтрящейся гайкой.

Боковые усилия, действующие на ступицу, воспринимаются упорными шайбами, установленными по бокам ступицы, и внутренним упорным кольцом. Снаружи ступица закрыта крышкой, ас внутренней стороны защищена самоподжимным сальником и двумя уплотнительными кольцами. Внутрь ступицы через отверстие в крышке, закрытое пробкой, заливается масло.

Четыре нижние штанги и две верхние соединяются с кронштейнами рамы и ведущих мостов с помощью шаровых неразборных шарниров. Шаровые пальцы, закрепленные в кронштейнах, входят внутрь головок штанг и устанавливаются в них в обоймах, снабженных хлопчатобумажной набивкой, пропитанной специальным составом. Обоймы запрессованы в головки штанг. Такие шарниры не требуют смазки.

На раме закреплены резиновые упоры, ограничивающие перемещение ведущих мостов.

Передний ведущий мост подвешен к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах, закрепленных стремянками на полуосевых рукавах балки моста. Передний конец каждой рессоры соединен с кронштейном рамы при помощи пальца, а задний конец имеет скользящее соединение. В переднюю подвеску включены гидравлические амортизаторы телескопического типа. Конструкция передней подвески в основном аналогична конструкции подвески автомобиля ЗИЛ-130.

Рис. 2. Подвеска задних ведущих мостов автомобиля ЗИЛ-131

Колеса всех ведущих мостов одинарные. Дисковое колесо имеет уширенный обод с коническими полками и распорным кольцом. Одно бортовое кольцо сделано отъемным и крепится к диску гайками на шпильках. Запасное колесо расположено на раме между кабиной и платформой с правой стороны в специальном держателе, снабженном ручной лебедкой.

На автомобиле ЗИЛ-133 передняя ось с колесами и подвеской имеет такое же устройство, как и у автомобиля ЗИЛ-130. Рессоры имеют большую длину. Задние ведущие мосты соединяются с рамой на балансирных рессорах

с реактивными штангами, образуя каретку, качающуюся на оси подвески балансирных рессор. Конструкция задней подвески в основном аналогична конструкции подвески автомобиля ЗИЛ-131. Применены бездисковые колеса.

На автомобиле ЗИЛ-157К подвеска задних ведущих мостов — балансир-ная, имеет устройство, в основном аналогичное устройству задней подвески автомобиля ЗИЛ-131. Имеются некоторые отличия в конструкции отдельных узлов: крепления ступицы, шаровых шарниров реактивных штанг и др.

Переднее рессоры соединяются с кронштейном рамы на резиновых подушках. В пэреднюю подвеску включены гидравлические амортизаторы. Конструкция передней подвески в основном аналогична конструкции передней подвески автомобиля ЗИЛ-164А.

Колеса всех ведущих мостов одинарные. Запасное колесо расположено на раме с правой стороны.

Читать далее: Ходовая часть автомобилей УРАЛ

Категория: - Ходовая часть автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Устройство ходовой части

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Техническое обслуживание автомобилей

Устройство ходовой части

Ходовая часть автомобиля представляет собой тележку, состоящую из рамы, к которой при помощи деталей подвески прикреплены передний и задний мосты с колесами.

Одной из характеристик автомобиля служит колесная формула, которая состоит из двух цифр со знаком умножения между ними. Например, для автомобилей ГАЗ-бЗА, ЗИЛ-130, ГАЗ-24 «Волга» колесная формула имеет вид 4×2,— это означает, что автомобиль имеет четыре колеса (сдвоенные шины считают одним колесом), из которых два ведущих.

Колесная формула автомобиля ГАЗ-66 — 4×4, а автомобиля ЗИЛ-131 — 6х6.

Рама. К раме автомобиля крепят все его агрегаты и узлы. Рама автомобиля ГАЗ-53А (рис. 77) состоит из двух продольных балок, соединенных поперечными балками. Балки изготовляют из стали корытообразного профиля переменного сечения. К передним поперечным балкам крепят двигатель, к продольным — кронштейны для крепления рессор подвески. К продольным балкам прикрепляют также кронштейны рулевого механизма и крепления кабины. Кров-штейны крыльев, топливного бака, аккумуляторных батарей привертывают к раме на болтах. На кронштейнах передней части рамы крепят болтами буфер, а в средней ее части — кронштейн запасного колеса. На последней поперечине задней части рамы установлено буксирное устройство 5. Рамы автомобилей самосвалов и автомобилей-тягачей буксирного устройства не имеют. На рамах, не имеющих буксирного устройства, установлены петли, предназначенные только для кратковременного буксирования автомобиля, а не для работы с прицепом.

Рис. 77. Рама и рессорная подвеска автомобиля ГАЗ-бЗА:1 — буфер; 2 — продольная балка (лонжерон); 3 — кронштейн запасного колеса; 4 — поперечины; 5 — буксирное устройство; 6 — кронштейн рессоры; 7 и 12 — задняя и передняя рессоры; 8 — дополнительная рессора (подрессорник); 9 — картер заднего моста; 10 и 11 — стремянка и хомутик рессоры; 13 — передняя ось.

У легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга» вместо рамы используют несущий кузов. Для крепления двигателя, радиатора, переднего моста, подвески и рулевого механизма автомобилей с несущим кузовом применяют короткую раму (подрамник), жестко присоединенную к передней части основания кузова.

Автобусы в большинстве своем имеют цельнометаллические кузова вагонного типа с несущим основанием и каркасом. Жесткое основание кузова заменяет собой раму.

Передний мост автомобиля ГАЗ-53А (рис. 78) состоит из балки фасонного профиля, у которой на неподвижно закрепляемых шкворнях устанавливают поворотные цапфы (кулаки). В проушины кулака запрессованы втулки, уменьшающие трение со шкворнем. На конических роликовых подшипниках поворотных цапф установлены ступицы колес, к которым крепят тормозные барабаны и диски с ободами и шинами.

Рис. 78. Передний мост автомобиля ГАЭ-53А:

Аналогично устроен передний мост автомобиля ЗИЛ-130. Ступицы передних колес автомобиля ЗИЛ-130 установлены на двух конических роликовых подшипниках (рис. 79), крепятся гайками, которые затем стопорятся и закрываются колпаками.

Рис. 79. Ступица переднего колеса автомобиля ЗИЛ-130:1 — гайка; 2 — конические роликовые подшипники; 3 — ступица; 4 — колпак.

Подвеска переднего моста автомобиля ГАЭ-53А (см. рис. 77) осуществлена на продольных рессорах, смягчающих толчки, воспринимаемые колесами автомобиля от неровностей дороги. Каждая рессора состоит из стальных листов разной длины, соединенных стяжным болтом. В средней части рессоры прикреплены к балке моста стремянками. К концам двух наиболее длинных (коренных) листов приклепаны штампованные чашки, образующие опорные поверхности для резиновых подушек, при помощи которых концы рессор заделаны в кронштейны, приклепанные к раме. Длина рессоры изменяется при прогибах за счет перемещения (скольжения) ее заднего конца между верхней и нижней подушками кронштейна. Хомутики, установленные вдоль рессоры, удерживают ее листы от расхождения.

Рис. 80. Подвеска рессор автомобиля ЗИЛ-130:а — передняя подвеска; б — задняя подвеска; 1 — резиновый упор; 2 — передний кронштейн; 3 — палец; 4 — отъемная подушка; 5 — хомутики; 6 — подушка; 7 — дополнительная рессора; 8 — стремянки; 9 — основная рессора.

Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130 также осуществляется при помощи рессор, на передних концах которых прикреплены съемные подушки, которыми рессоры закреплены к раме пальцами. Задние концы рессор опираются на подушку и при изменении длины скользят по ней (рис. 80, а и б).

Задние листовые рессоры с дополнительными рессорами (подрессорниками) автомобиля ГАЗ-53А (рис. 81) расположены сбоку вдоль лонжеронов рамы. Рессоры (основные и подрессорники) симметричные. Листы как основной рессоры, так и подрессорника стянуты в средней части центровыми болтами. Кроме того, основная рессора стянута четырьмя хомутиками, а подрессорник двумя хомутиками, предотвращающими боковое смещение листов. Рессорные кронштейны основной рессоры литые из ковкого чугуна, не взаимозаменяемые с кронштейнами передней рессоры. Подрессорник расположен под основной рессорой. Между ними имеется литая чугунная прокладка. Подрессорник при работе концами верхних листов опирается на резиновые сменные подушки, привернутые к литым чугунным кронштейнам, которые прикреплены к вертикальной стенке лонжеронов рамы. Задние рессоры автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 82) устроены аналогично автомобилю ГАЗ-53А, но вместо стяжного болта в листах рессор выштампованы выступы и углубления, которые препятствуют перемещению листов рессор во время работы. Описанную подвеску, называемую зависимой, применяют на грузовых автомобилях, где необходимы простота устройства и прочность.

Рис. 82. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130: 1 — стремянка ушка рессоры; 2 — стремянка рессоры; 3 — подрессорник; 4 —рессора.

Задние рессоры автомобиля ГАЗ-24 «Волга» передними концами закреплены к кронштейну с резиновой втулкой, а задние концы, чтобы рессоры могли удлиняться, прикреплены к днищу кузова при помощи серьги и двух пальцев на резиновых втулках.

Рессоры прикреплены к кожухам ведущих мостов или к осям стремянками.

Амортизаторы. Рессоры смягчают толчки, передаваемые на неровной дороге от колес на кузов, но вызывают появление после каждого толчка вертикальных колебаний кузова. Эти колебания гасят телескопические амортизаторы двустороннего действия, устанавливаемые у грузовых автомобилей в подвеске переднего моста, у легковых — в подвесках обоих мостов.

Устройство амортизатора показано на рис. 83. Его устанавливают между рамой и передним мостом автомобиля и крепят к ним при помощи пальцев с резиновыми втулками, пропущенными через проушины амортизатора. Верхняя проушина амортизатора штоком связана с поршнем, который может перемещаться в цилиндре, находящемся в резервуаре, приваренном к нижней проушине. Клапан сжатия расположен в нижней части цилиндра, а клапан отдачи — в поршне. Клапаны снабжены перепускными устройствами. При наезде на препятствие передний мост принижается к раме автомобиля, а резервуар и цилиндр перемещаются вверх, совершая ход сжатия. При этом ходе жидкость (масло), находящаяся под поршнем, оказывается под давлением и перегоняется в полость цилиндра над поршнем. Жидкость проходит через наружные сверления поршня, открывая силой своего давления перепускной клапан.

Так как при движении поршня вниз объем вытесняемого им масла больше, чем объем освобождаемой полости сверху, то часть масла при ходе сжатия рессор протекает из цилиндра в резервуар, открывая клапан 6 сжатия.

После преодоления препятствия передний мост удаляется от рамы и шток с поршнем амортизатора выходит из цилиндра, совершая ход отдачи.

Во время хода отдачи поршень перегоняет масло из верхней полости цилиндра вниз через внутреннее сверление. Если отдача происходит замедленно, то масло проходит через щель между тарелкой клапа-па отдачи и втулкой, если быстро — масло силой своего давления отодвигает тарелку клапана отдачи, преодолевая сопротивление пружины. Так как количество масла, поступающего из верхней полости, гедостаточно для заполнения нижней полости, то в нее поступает масло дополнительно из резервуара через открывающийся впускной клапан. При этом кинетическая энергия колеблющегося кузова затрачивается на проталкивание жидкости через каналы и клапаны, в результате колебания быстро затухают.

Сальники герметизируют амортизатор, чем предотвращают вытекание масла и попадание грязи. Кожух, установленный на амортизаторе, уменьшает износ.

Независимая подвеска передних колес легковых автомобилей. У автомобилей ГАЗ-24 «Волга» каждое переднее колесо подвешено к подрамнику отдельно, благодаря чему колебания одного колеса не передаются на другое, уменьшается наклон автомобиля при наезде одного из колес на препятствие, облегчается управление автомобилем, повышается его устойчивость. Основными частями независимой подвески (рис. 84) являются вертикальная стойка, поворотная цапфа, шкворень,

верхний и нижний рычаги, амортизаторы, спиральные цилиндрические пружины, резиновые подушки и стабилизатор поперечной устойчивости.

Поворотная цапфа укреплена к приливу вертикальной стойки шкворнем. Стойка прикреплена при помощи пальцев к верхнему и нижнему рычагам. Спиральная пружина размещена между нижним рычагом и балкой подрамника. Телескопический амортизатор установлен внутри пружины. Колесо, наехавшее на препятствие, вместе с поворотной цапфой, вертикальной стойкой и наружными концами рычагов поднимаются вверх, сжимая при этом спиральную пружину, а затем, после преодоления препятствия, все детали под действием пружины возвращаются в исходное положение.

Рис. 84. Независимая подвеска передних колес автомобиля ГАЗ-24 « Волга»:1 — амортизатор; 2 — верхний рычаг; 3 — резиновые подушки; 4 — вертикальная стойка; 5 — шкворень; 6 — поворотная цапфа; 7 — нижний рычаг; 8 — спиральная цилиндрическая пружина; 9 — стабилизатор поперечной устойчивости.

Рис. 85. Диски колес:а — с плоским; ободом; б — с глубоким ободом; 1— съемное разрезное бортовое кольцо; 2 — коническая полка; 3 — съемное неразрезное бортовое кольцо; 4 — диск; 5 — углубление; 6 — конусное отверстие.

Для уменьшения поперечного наклона кузова при поворотах на большой скорости служит стабилизатор поперечной устойчивости 9, изготовленный в виде П-образного стального стержня. Средняя часть стабилизатора закреплена в двух резиновых втулках к поперечной балке подрамника, а концы прикреплены при помощи двух стоек и резиновых подушек к нижней опоре спиральной пружины. Уменьшение наклона кузова достигается за счет сопротивления, создаваемого при закручивании стержня стабилизатора.

Устройство колес грузовых и легковых автомобилей. Колесо автомобиля состоит из диска и обода. Обод колеса у грузовых автомобилей плоский, имеет два бортовых кольца, из которых одно съемное (рис. 85, а). Съемное бортовое кольцо закреплено на ободе разрезным съемным замочным кольцом (ЗИЛ-130).

У автомобилей ГАЭ-53А колесо имеет уширенный обод с коническими полками и съемное разрезное бортовое кольцо, одновременно выполняющие функции замочного кольца. На легковых автомобилях обод колеса неразборный (рис. 85, б). Кроме двух бортов, посередине имеется углубление, используемое для монтажа покрышки на обод. На дисках колес выполнены конические отверстия, которыми колесо устанавливают на шпильки ступицы. Гайки колес также имеют конус. Совпадением конусов гаек с конусными отверстиями на дисках обеспечивается точная установка колес (рис. 86).

У грузовых автомобилей на заднюю ось с каждой стороны устанавливают по два колеса. Внутренние колеса закреплены на шпильках колпачковыми гайками (футорками) с внутренней и наружной резь-бои, а наружные колеса — гайками с конусом. Для предотвращения самоотвертывания гаек при ускорении и торможении автомобиля на некоторых грузовых автомобилях гайки левой стороны имеют левую резьбу, а гайки правой стороны — правую.

Рис. 86. Крепление колес автомобиля:а — легковых автомобилей и передних колес грузовых автомобилей; б — задних колес грузовых автомобилей; 1 — диск колеса; 2 — ступица колеса; 3 — шпилька ступицы; 4 — гайка; 5 — диск наружного колеса; 6 —диск внутреннего колеса; 7 — ступица колеса; 8 — гайка с конусом; 9 — кол-пачковая гайка.

Рис. 87. Углы установки передних колес:а — развал колеса и поперечный наклон шкворня; б — продольный наклон шкворня; в — схождение и наибольшие углы поворота колес.

Углы установки передних колес. Для обеспечения легкости управления автомобилем, его устойчивости и равномерного износа шин передние колеса и шкворни поворотных цапф устанавливают в определенное положение. Конструкция передней оси позволяет получить развал и схождение передних колес, поперечный (боковой) и продольный углы наклона шкворней.

Развал колес (рис. 87) — это наклон плоскости вращения колеса к вертикали. Если верхняя часть колеса наклонена от автомобиля наружу, развал положителен, если внутрь — отрицателен. У автомобиля ГАЭ-53А развал колес должен быть 1°±0,25°.

Поперечный наклон шкворня — это наклон его верхнего конца внутрь (к середине балки переднего моста). Угол, из-,рпенный между осью шкворня и вертикалью в поперечной плоскости, должен быть 8°±0,5° (ГАЗ-53А).

Продольный наклон шкворня — это наклон верхнего конца шкворня назад от вертикали, он должен быть 2,5°±0,5° (ГАЗ-бЗА).

Поперечный наклон шкворня и положительный развал колес облегчают управление автомобилем. Продольный наклон шкворня обеспечивает устойчивость движущегося автомобиля. Схождение предотвращает стремление колес, имеющих положительный развал, катиться по расходящимся дугам. У каждой модели автомобиля свои углы установки колес, значения которых указывают в технической характеристике автомобилей.

У грузовых автомобилей все указанные углы, кроме схождения колес, не регулируются и обеспечиваются точностью изготовления соответствующих сопряженных деталей на заводе. У легковых автомобилей с независимой подвеской передних колес развал, схождение колес и углы наклона шкворней можно регулировать.

Для смазки подшипников ступиц передних колес применяют специальную консистентную смазку для подшипников колес.

Скользящие и резьбовые пальцы, втулки подвески, подшипники шкворней поворотных цапф и шаровые шарниры поворотных стоек смазывают густой смазкой через имеющиеся для этой цели масленки.

Рессорные листы смазывают графитной смазкой.

По мере необходимости следует доливать жидкость в амортизаторы. Эта жидкость состоит из смеси минеральных масел. Она должна обладать низкой температурой застывания, невысокой вязкостью, мало изменяющейся от температуры, и хорошей смазывающей способностью. В наибольшей мере таким требованиям удовлетворяет смесь трансформаторного и турбинного масел.

Для телескопических амортизаторов рекомендуется смесь 50% трансформаторного и 50% турбинного масел или амортизаторная жидкость АЖ-12Т.

Автомобильные шины. Шины поглощают толчки от неровностей дороги, значительно разгружая детали подвески.

На современных автомобилях устанавливают пневматические шины, которые бывают камерными и бескамерными.

На автомобилях ГАЗ-бЗА и ЗИЛ-130 применяют камерную шину, состоящую из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты, предохраняющей камеру от истирания ободом колеса и защемления краями покрышки.

Покрышка (рис. 88) состоит из каркаса, подушечного слоя, протектора, боковин и бортов. Каркас изготовляют из нескольких слоев прорези неннои ткани — корда—и прочно присоединяют к жестким бортам, крепящим покрышку на ободе колеса. В бортах заделаны сердечники (кольца ) из стальной проволоки, обернутой лентой. Кольца предотвращают растягивание бортов и не дают возможности шине соскакивать с колеса.

Подушечный слой резины, лежащий между протектором и каркасом, предохраняет последний от повреждений. Рисунок протектора зависит от назначения покрышки, например, для работы в условиях бездорожья (мягкий грунт, песок, снег) применяют шины с крупным рисунком протектора, на хороших дорогах — с мелким рисунком.

В покрышках типа Р и PC нити корда расположены по кратчайшему расстоянию между бортами; такое расположение называется радиальным. В этих покрышках нити в смежных слоях не перекрещиваются, нагрузка от внутреннего давления на нити уменьшается по сравнению с обычными шинами вдвое, уменьшается также их нагрев. Для увеличения прочности шин Р и PC подушечный слой изготовляют из трех — шести слоев малорастяжимого металлического или вискозного корда, нити которого расположены почти вдоль окружности. Покрышка типа PC (рис. 89) имеет съемный протектор, состоящий из нескольких колец. Кольца изготовляют из прочной протекторной резины, упрочненной металлокордом. При износе протектора кольца заменяют. При замене кольца нужно, чтобы оно было с тем же рисунком и его износ был одинаков с остальными кольцами. Даже незначительное уменьшение давления воздуха в этих шинах может привести к проворачиванию колец и порче шины.

Камера — замкнутый резиновый рукав, в который накачивают воздух через вмонтированный в нее вентиль (рис. 90) — клапан, пропускающий воздух только в камеру.

Основные детали вентиля — резинометаллический или металлический корпус, золотник, состоящий из ниппеля и клапана с пружиной, и колпачок. При накачивании шины клапан от давления воздуха, преодолевая силу упругости пружины, открывается, а при прекращении подачи воздуха пружина закрывает клапан, и, следовательно, выход воздуха из камеры становится невозможным. Для облегчения накачивания воздуха насосом для шин наконечник его шланга снабжен стержнем, который при соединении шланга с вентилем принудительно открывает клапан. Когда наконечник шланга отвертывают с вентиля, клапан освобождается.

Рис. 88. Разрез покрышки:1 — сердечник борта (проволочное кольцо); 2 — боковина; 3 — каркас; 4 — подушечный слой; 5 — протектор; 6 — борт.

Рис. 89. Покрышка PC.

Рис. 90. Вентили:1 — корпус; 2— колпачок-ключик; 3 — ниппель; 4 — клапан; 5 — пружина; б— уплотнительная шайба; 7 — камера; 8 — шайба вентиля; 9 — гайка; 10 — резиновый корпус.

Маркировка шин. На боковой поверхности покрышки и камеры наносят их размеры в дюймах. Первое число обозначает ширину профиля В, второе — диаметр d обода колеса (рис. 91).

В некоторых шинах диаметр профиля и ободы обозначены в миллиметрах (260 X 508). Кроме размера шины, на покрышке поставлено клеймо с указанием завода, выпустившего шину, месяца и года выпуска и номера О IV 78, 250078845, где О — Омский завод, IV — апрель, 78 — год выпуска и затем номер покрышки.

Применяются и бескамерные шины (рис. 92), у которых шина состоит только из покрышки. В отличие от обычной покрышки, в бескамерной шине на бортовой части снаружи нанесены кольцевые уплотнители из эластичной резины с несколькими буртиками по окружности. На внутренней поверхности бескамерной шины нанесен герметизирующий слой из резины, имеющей высокую воздухонепроницаемость.

Обод колеса с бескамерной шиной должен быть герметичным. Вентиль закреплен непосредственно к ободу, для уплотнения применяют резиновые прокладки. Кромки борта должны быть ровными. Бескамерная шина в случае потери герметичности может быть использована как обычная покрышка, внутрь которой вкладывают камеру.

Рис. 91. Размеры шины:D — наружный диаметр; d — внутренний диаметр; В и Н — ширина и высота профиля.

Правила демонтажа, монтажа и эксплуатации шин. Перед установкой шины на обод колеса грузового автомобиля в покрышку вкладывают камеру и ободную ленту. Собранную шину надевают на обод колеса, в отверстие обода вставляют вентиль. Приподняв шину со стороны вентиля, надевают ее противоположную сторону на обод, устанавливают бортовое кольцо, а затем замочное, вдавливая его в канавку до полной посадки. Смонтированные колеса помещают в защитное ограждение и накачивают воздух до давления 60… 150 кПа (0,6—1,5 кгс/сма). После этого борт покрышки расправляют ударами деревянного молотка по наружному краю замочного кольца. Борт шины должен полностью сесть на полки обода и кольца. После этого накачивают воздух в шину до давления, указанного в инструкции по эксплуатации автомобиля .

При демонтаже шины необходимо полностью выпустить воздух из нее, а затем, пользуясь монтажными лопатками, снимать замочное и бортовое кольца приемами, показанными на рис. 93.

Вначале прямой лопаткой отжимают борт вниз (рис. 93, а). Затем в образовавшийся паз вводят лопатку с кривым захватом (рис. 93, б) и, передвигая по окружности обода обе лопатки, отделяют борт покрышки от замочного кольца (рис. 93, в).

Замочное кольцо отжимают прямой лопаткой (рис. 93, г), приподнимают вверх лопаткой с кривым захватом (рис. 93, д) и, удерживая в этом положении плоскую лопатку, вводят с торца под замочное кольцо (рис. 93, ё). Затем, поддерживая замочное кольцо рукой, прямой лопаткой выводят его из углубления обода (рис. 93, ж). Снимают неразрезное бортовое кольцо и, перевернув покрышку, снимают борт покрышки с конической полки обода (рис. 93, з).

Монтаж шины на обод колеса легкового автомобиля начинают с установки покрышки. Покрышку одним бортом надевают на обод колеса, после чего в нее вкладывают камеру. При этом необходимо сначала вставить вентиль в отверстие обода, а затем всю камеру заложить в покрышку. После этого покрышку с одной стороны сжимают так, чтобы второй борт находился в самом глубоком месте обода, и монтажными лопатками постепенно перекидывают второй борт за край обода. Это нужно делать осторожно, чтобы монтажной лопаткой не прижать камеру. Затем накачивают шину воздухом до нормы и проверяют, чтобы борт покрышки был плотно прижат к бортам обода.

Рис. 92. Бескамерная шина:1 — кольцевые уплотнители; 2— герметизирующий слой; 3 — вентиль.

Рис. 93. Приемы монтажа шин автомобиля ЗИЛ-130: а — борт покрышки отжимают прямой лопаткой вниз; б — борт покрышки продолжают отжимать вниз прямой лопаткой и лопаткой с кривым захватом; в — борт покрышки снимают с конической полки; г — прямой лопаткой отжимают замочное кольцо из канавки обода колеса; д — замочное кольцо поднимают лопаткой с кривым захватом; е —г прямую лопатку ставят под замочное кольцо; ж — замочное кольцо, поддерживая рукой, выжимают прямой лопаткой; о — после перевертывания диск колеса вынимают из шины.

Монтаж бескамерных шин нужно выполнять с особой осторожностью, не допуская повреждения бортов, так как может нарушиться герметичность шины. Для облегчения посадки шины на обод применяют обжимную ленту. После накачивания воздухом шину погружают в ванну с водой для проверки герметичности. Если ванны нет, то участок между бортом шины и закраиной обода колеса смачивают мыльной водой.

Подбирать новые шины для установки на автомобиль необходимо с одинаковым рисунком протектора. Покрышки, бывшие в употреблении, нужно подбирать по рисунку протектора и по степени износа. Износ передних и задних шин неодинаков. Чтобы износ шин был равномерным, их необходимо периодически через каждый 5000…6000 км переставлять согласно заводской инструкции.

Допускается отклонение от норм давления в небольших пределах для грузовых автомобилей +20 кПа (0,2 кгс/см2), а для легковых автомобилей ± 10 кПа (0,1 кгс/см2). Более значительные отклонения в сторону уменьшения или увеличения давления сокращают срок службы шин.

Увеличение давления воздуха приводит к перегрузке нитей каркаса и их разрушению, протектор при этом изнашивается неравномерно. Еще более опасно уменьшение давления; снижение давления на 25% сокращает срок службы шин на 50%.

Категорически запрещается езда на спущенных шинах даже на короткое расстояние, так как может полностью разрушиться покрышка. Перед выездом из автотранспортного предприятия и в пути необходимо следить за давлением воздуха в шинах. Давление в шинах проверяется только манометром. Воздух в шины накачивают при помощи компрессора или ручного насоса.

На каждом автомобиле шины рассчитаны на определенную нагрузку. Увеличение нагрузки приводит к увеличению прогиба шины, вследствие этого при работе шины происходит перегрев, износ каркаса и отслаивание протектора. Перегруженная шина при наезде на различные предметы легко разрушается. Перегрузка шин может произойти при перевозке груза, превышающего нормы нагрузки на автомобиль, неправильном размещении груза в кузове (смещение груза на одну сторону или назад), езде на одной шине при спаренных шинах, использовании шин неодинакового диаметра.

Эксплуатация покрышек, имеющих пробоины и другие механические повреждения, приводит к попаданию влаги в каркас и его загниванию. Такую покрышку нельзя будет отремонтировать. Покрышки, имеющие даже незначительные механические повреждения, необходимо сдавать в ремонт.

При вращении колеса возникают большие инерционные силы. Если масса колеса по окружности будет неодинакова, то появляется биение и покрышка постепенно разрушается. На многих автомобилях, в том числе ЗИЛ-130 и ГАЗ-24 «Волга», для балансировки колес имеются грузики, которые можно перемещать по окружности обода.

Мастерство вождения автомобиля, правильный выбор режима работы шин в различных условиях могут значительно увеличить их пробег. Езда с большой скоростью на поворотах и по плохим дорогам, резкое торможение и трогание автомобиля, пробуксовывание колес, езда по трамвайным рельсам и вплотную к бровке тротуара вызывают порчу и быстрый износ шин. Во время работы и при постановке автомобиля в гараж нужно избегать наезда на разлитые нефтепродукты, так как они разрушают резину. При постановке автомобиля на длительное время шины необходимо разгрузить, устанавливая автомобиль на козелки.

Ошиповка шин. Для улучшения сцепления шин с дорогой применяются шипы противоскольжения. Шипы изготовляются из твердых сплавов. Они устанавливаются в шине при помощи особого пневматического пистолета. Высота шипа над поверхностью шины 1,5…2 мм. Тормозной путь при езде на шинах с шипами сокращается почти вдвое. Особенно эффективны шипы при движении по обледенелым и укатанным снежным дорогам. Шипы, как показывает опыт их применения, служат около 30 000 км пробега. На дорогах с твердым сухим покрытием, очищенным от снега, шины с шипами выгоды не дают.

Эксплуатация автомобиля в условиях бездорожья требует применения дополнительных средств повышения проходимости, к которым относятся звеньевые и траковые цепи противоскольжения, металлические колейные сетки и др. Наиболее распространенным средством являются цепи противоскольжения. Цепи должны быть хорошо натянуты и закреплены. Нельзя ездить с цепями противоскольжения, когда грунт на дне колеи мягкий, так как цепи сорвут грунт и колеса зароются еще глубже.

Неисправности ходовой части. Основные ее неисправности: износ деталей шарнирных соединений подвески, износ деталей амортизаторов и течь жидкости из них, поломка листов рессор и пружин подвески, нарушение углов установки передних колес.

Износ деталей подвески — шкворней, их втулок, подшипников, резьбовых втулок и пальцев — происходит вследствие длительной эксплуатации. Он ухудшает управляемость автомобилем и повышает износ шин передних колес. Изношенные детали заменяют новыми.

Поломка листов рессор и пружин независимой подвески происходит главным образом от неосторожного вождения и перегрузки автомобиля.

В результате неосторожной езды в колесах могут быть погнуты диски или ободья. При незатянутых шпильках и гайках колес отверстия дисков под шпильки крепления разрабатываются и диски приходят в негодность. Неисправные колеса заменяются новыми или ремонтируются.

Неисправности шин. Основные их неисправности: износ, проколы и порезы, расслоение и разрыв каркаса. Чаще всего шины ускоренно изнашиваются из-за несоблюдения норм давления воздуха в них.

Читать далее: Кузов и кабина автомобиля

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


Смотрите также