Всё для фермера. Зил поршневая


Поршневая группа двигателя ЗИЛ-131

Поршни (рис. 1) выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом. Юбка поршня имеет форму эллиптического конуса, большое основание, которого расположено у нижнего края юбки, а наибольшая ось эллипса лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца. Конусность на длине юбки составляет 0,035— 0,050 мм, а разность между наибольшим и наименьшим диаметрами юбки поршня 0,52 мм.

 

Окончательный подбор поршня к гильзе производят, проверяя усилие, необходимое для протаскивания щупа толщиной 0,08мм и шириной 10 мм между стенкой цилиндра и поршнем со стороны, противоположной разрезу юбки поршня. Усилие на щупе должно быть в пределах 3,5—4,5 кг.

 

Поршневые пальцы — плавающие, каждый палец фиксируется в поршне двумя стопорными кольцами. Пальцы изготовляют с высокой точностью и подбирают к поршням и шатунам, сортируя на четыре группы по наружному диаметру (табл. 1).

 

Группа

Диаметр пальца

в мм

Диаметр отверстия в мм

Цвет

маркировки

в поршне

и малой голов­ке шатуна

I

28,0000—27,9975

27,9950—27,9925

28,0070—28,0045

Голубой

II

27,9975—27,9950

27,9925—27,9900

28,0045—28,0020

Красный

III

27,9950—27,9925

27,9900 - 27,9875

28,0020—27,9995

Белый

IV

27,9925—27,9900

27,9875— 27,9850

27,9995—27,9970

Черный

Примечание. Все замеры производят при температуре 20° С.

 

Обозначение группы наносят краской: на поршне — на внутренней поверхности (на одной из бобышек), на шатуне — на наружной цилиндрической поверхности малой головки, на пальце — на внутренней поверхности.

При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одноименной группы. Таким подбором обеспечивается натяг между пальцем и поршнем в пределах 0,0025 - 0,0075 мм и зазор между пальцем и шатуном в пределах 0,0045—0,0095 мм (при температуре 20° С). Во избежание задиров на сопряженных поверхностях сборка пальца с поршнем должна производиться только при нагреве поршня до температуры 55° С. Нагрев поршней надо производить только в жидком и чистом масле.

Поршневые кольца устанавливают по четыре на каждом поршне: три компрессионных и одно маслосъемное.

Два верхних компрессионных кольца хромированы по наружной цилиндрической поверхности. Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца выполнена конической; большее основание конуса обращено вниз. Компрессионные кольца устанавливают так, чтобы выточка на внутренней цилиндрической поверхности колец была обращена вверх, как указано на рис. 1.

Маслосъемное кольцо составное из двух плоских стальных колец и двух расширителей — осевого и радиального.

При установке поршня в двигатель плоские кольцевые диски 1 нужно устанавливать так, чтобы их замки были расположены под углом 180° одно относительно другого, а замки осевого 2 и радиального З расширителей — под углом 90° к замкам дисков (каждый).

Для снятия или установки поршневых колец необходимо пользоваться специальным инструментом.

Размеры поршневых колец и канавки в поршне, а также зазоры между ними и зазор в замке даны в таблице 2.

 

Размеры в мм

кольца

Верхние компрессионные

Нижние компрессионные

Маслосъемное

Высота кольца

2-0,012

2-0,012

5-0,012

Высота канавки в поршне

2+0,070+0,050

2+0,070+0,050

5+0,050+0,025

Зазор по высоте между кольцом

и поршнем (в канавке)

0,050 – 0,082

0,050 – 0,082

0,025 – 0,062

Зазор в замке кольца

0,35 – 0,7

0,3 – 0,65

0,9 – 1,5

 

Для увеличения срока службы поршневые кольца в свободном состоянии имеют сложную форму, вследствие чего после установки кольца в цилиндр обеспечивается наиболее выгодное распределение давления кольца на стенку гильзы.

При установке колец на поршень их стыки (замки) следует устанавливать под углом 90° друг к другу.

шатуны стальные, двутаврового сечения, В нижней головке шатуна установлены сталеалюминевые тонкостенные вкладыши толщиной 2-0,16 мм.

В верхнюю головку шатуна запрессована свертная бронзовая втулка.

 

Вкладыши изготовлены с большой точностью, полностью взаимозаменяемы и при установке не требуют шабровки, подпиливания стыков или установки прокладок. Эти операции при тонкостенных вкладышах не допускаются.

В новом двигателе диаметральный зазор в соединении шатунная шейка коленчатого вала — шатун с вкладышами в сборе составляет 0,032—0,076 мм.

При установке на двигатель поршня в сборе с шатуном стрелка 8 на днище поршня должна быть всегда обращена в сторону переднего конца коленчатого вала.

В комплекте поршень с шатуном в сборе, предназначенном для левой группы цилиндров, метка 11 на стержне шатуна и стрелка 8 на поршне должны быть обращены в одну сторону, а в комплекте для правой группы цилиндров — в разные стороны.

Затяжку гаек болтов шатуна необходимо производить динамометрическим ключом с моментом затяжки 7—8 кГм. После затяжки гайки следует тщательно зашплинтовать. В случае если при указанном моменте натяжки отверстие в болте и прорезь в гайке не совпали, разрешается дополнительный поворот гайки до совпадения отверстия с ближайшей прорезью, при этом момент натяжки не должен превышать 11,5 кГм.

Проверку и подтяжку гаек болтов шатуна надо производить при каждом снятии масляного картера.

Разница в весе комплектов поршень с шатуном в сборе не должна превышать 16 г.

 

gaz66avto.ru

Подбор поршней | АвтоКлуб ЗиЛ 131

Все операции подбора поршней по гильзам цилиндров необходимо проводить при температуре 17—23° С.

При замене поршней с использованием гильзы цилиндров без перешлифовки целе­сообразно снять шабером или мелкозерни­стым абразивным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели, верхнюю кромку (буртик) гильзы, кото­рая образовалась в результате износа гильзы выше уровня верхнего поршневого кольца.

Поршни по цилиндрам надо подбирать так, чтобы зазор между стенкой цилиндра и юбкой поршня был в пределах 0,03— 0,05 мм. Величина зазора определяется ме­тодом протягивания ленты-щупа толщиной 0,08 мм, шириной 10 мм и длиной не менее 200 мм.

Лента-щуп протягивается в зазоре между поршнем и цилиндром с усилием 3,5—4,5 кГ (при неподвижном поршне).

Подбор поршней рекомендуется произво­дить поршнем, обращенным днищем вниз, лента-щуп должна находиться с противо­положной стороны прорези на юбке поршня. Подбор поршней можно производить по гильзам, не выпрсссовывая их из блока цилиндров (рис. 1, а), или в гильзах, выпрессованных из блока цилиндров (рис. 1, б).

Подобрав поршни по гильзам цилиндров, надо на днище поршней выбить или напи­сать краской (мелом) порядковые номера цилиндров.

Для соединения с шатуном поршень по­догревают в водяной ванне или на электро­нагревательном приборе  до температуры 75° С.

При этом палец и отверстие бобышки на­гретого поршня должен входить плавно, под действием усилия большого пальца руки.При таком соединении после охлажде­ния поршня появляется необходимый натяг я пределах 0,0025—0,0075 мм.

Сверить порядковые номера поршней и шатунов.

Шатун закрепить в тиски, установить поршень и, вставив палец, соединить его с шатуном.

Поршень при сборке с шатуном должен быть установлен так, чтобы метка, выфрезерованная на днище поршня, была направ­лена вперед. Бобышка, выштампованная на шатуне для лгпой группы цилиндров, долж­на быть направлена также вперед, т. е. в одну сторону с меткой на поршне. Для правой группы цилиндров при сборке поршня с шатуном бобышка шатуна должна быть направлена назад, а метка на днище порш­ня — вперед.

При такой сборке поршней с шатунами левой группы цилиндров маслоразбрызгивающие отверстия в нижних головках ша­тунов будут обращены в сторону прорези поршня, а для правой группы цилиндров — в сторону, противоположную прорези порш­ня.

После соединения и проверки поршня с шатуном надо установить стопорные кольца в бобышки поршня и тем самым закрепить палец.

Затем тщательно протереть подобран­ные по канавкам и подогнанные по цилинд­рам поршневые кольца и установить их на поршни при помощи приспособления модели 2479 .

Поршни в сборе с шатуном проверить по весу. Разница в весе в комплекте, установ­ленном на одном двигателе, не должна пре­вышать 12 г.

В этом комплекте шатуны должны быть одной весовой группы.

Очистку от нагара канавок под поршневые кольца на поршне, бывшем в употреблении, производят приспособлением. Удалять нагар надо тщательно и осторожно, чтобы не повредить поверхно­сти канавок.

Нагар из маслоотводящих отверстий уда­ляется металлическим стержнем или свер­лом 3 MAL

В том случае, когда производят замену поршневых пальцев с использованием паль­цев увеличенного размера (ремонтного) без замены поршней, необходимо отверстия в бобышках поршня довести разверткой до размера, обеспечивающего необходимый на­тяг (0,0025—0,0075 мм).

Для сохранения соосности отверстий реко­мендуется применять развертку (рис. 2) с направляющим наконечником. При этом отверстия развертываются последовательно: сначала одно, затем другое.

Во время развертывания одного из отвер­стий второе используется для установки на­правляющей втулки. Развертка снабжена хвостовиком, который входит во втулку 2. Втулка по наружному диаметру выполнена с небольшим конусом.

Способ замера зазора в замках новых ко­лец прн установке их в цилиндр или в контрольный калибр показан на рис. 2 и 3, а замер зазора но высоте меж­ду кольцом и канавкой в поршне — на рис. 4.

Зазор поршневого кольца соответствую­щего размера может быть подогнан в замке при помощи напильника с мелкой насечкой. Подгонку колец к канавкам поршня следует вести при помощи мелкозернистой наждач­ной бумаги. Наждачную бумагу положить на проверочную плиту и, слегка нажимая, притирать кольцо вручную. Притирку вести до получения нужного зазора между коль­цом и канавкой. Установленные в канавки поршня кольца должны свободно переме­щаться.

Увеличение зазоров в стыке колец не яв­ляется для них браковочным признаком. Годность поршневых колец может быть определена путем замера компрессии в ци­линдрах.

Опыт эксплуатации двигателей ЗИЛ-130 показал высокую долговечность поршневых колец (до 150—180 тыс. км пробега авто­мобиля). Менять кольца без необходимости не следует.

Преждевременная смена ухудшает рабо­ту двигателя, увеличивает износ цилиндров.

Установку колец следует выполнять со­гласно рис. 3. Развести стыки компрес­сионных колец по окружности поршня на 120° при разборном маслосъемном кольце. При установке чугунного маслосъемного кольца стыки колец располагать по окруж­ности поршня через каждые 90°.

Упругость колец на сжатие проверяют на приборе гибкой лентой (см. рис. 5). Уси­лие сжатия компрессионного верхнего коль­ца должно быть не менее 2,1 кГ, нижнего — 2,3 кГ и маслосъемного (чугунного) не ме­нее 2,1 кГ, а для дисков составного масло- съемного кольца 0,48—0,53 кГ.

По теме:

zil131.net

Поршневая группа и шатуны

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Техническое обслуживание автомобилей

Поршневая группа и шатуны

Поршень. При такте рабочего хода поршень воспринимает давление газов и передает его через шатун на коленчатый вал. Поршень состоит из трехосновных частей: днища, уплотняющей части с проточенными в ней канавками для поршневых колец и юбки, поверхность которой соприкасается с зеркалом цилиндра. Днище поршня вместе с внутренней поверхностью головки цилиндра, образующее камеру сгорания, непосредственно воспринимает давление газов: оно может быть плоским (двигатели ЗИЛ-130, ГАЗ-53-11), выпуклым (двигатель автомобидя «Москвич-2140») и фасонным (дизели ЯМЗ, КамАЗ).

Наибольшее распространение в карбюраторных двигателях получили плоские днища, отличающиеся относительной простотой изготовления. Днище и уплотняющая часть составляют головку поршня, на которой располагаются компрессионные и маслосъемные кольца. Число колец зависит от типа двигателя и частоты вращения коленчатого вала. Зазор между головкой поршня и стенкОй цилиндра находится в пределах 0,4—0,6 мм.

Юбка поршня, имеющая форму конуса овального сечения, является направляющей при его движении в цилиндре. С внутренней стороны она имеет охлаждающие ребра и приливы — бобышки с отверстиями для поршневого пальца. На юбке поршня ряда двигателей с одной стороны сделаны Т- или П-об-разные тепловые прорези, предупреждающие заклинивание поршня при нагревании.

Для свободного перемещения поршня необходим и зазор между его юбкой и зеркалом цилиндра, который при их нормальном тепловом состоянии (80—95 °С) для различных моделей двигателей равен 0,04— 0,08 мм.

Для предотвращения задиров поршня при нагреве на его поверхности около торцов поршневого пальца делают местные углубления — холодильники, которые также способствуют отводу тепла от поршня и улучшают условия его смазывания.

Рис. 1. Поршни:а — карбюраторных двигателей; б — дизелей КамАЗ; в — дизелей ЯМЗ

В дизелях с непосредственным впрыском (дизели КамАЗ-740, ЯМЭ-238) в днище поршня располагается камера сгорания, а юбка поршня имеет также форму конуса овального сечения, но без прорезей, что придает ей необходимую прочность. Кроме того, в нижней части юбки поршня отдельных двигателей (КамАЗ-740, ВАЗ-2108) имеются боковые выемки для прохода противовесов коленчатого вала.

Чтобы уменьшить силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс, поршни, как правило, изготовляют из легких кремнистых алюминиевых сплавов для уменьшения их массы. Для двигателя подбирают поршни, масса которых не отличается более чем на 2—8 г.

На днище поршня действуют высокие температуры, поэтому для повышения износостойкости первой канавки поршня под верхнее поршневое кольцо устанавливают чугунную кольцевую вставку (у двигателей ЗИЛ-130, КамАЗ-740 и др.).

При переходе поршня через в.м.т. он смещается в боковом направлении от одной стенки цилиндра к другой, что сопровождается стуками. Для их устранения на двигателях автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53-12, «Москвич-2140» и др. ось отверстия под поршневой палец смещают на 1,6 мм от диаметральной плоскости поршня в правую сторону двигателя (по ходу движения автомобиля)

Поршни в цилиндры следует устанавливать так, чтобы боковое давление во время рабочего хода испытывала та часть поршня, где нет тепловых прорезей. С этой целью на днище поршня делают метку или стрелку, которая при установке поршня в цилиндр, должна быть обращена к передней части двигателя.

Поршневые кольца. Основная функция поршневых колец — уплотнение камеры сгорания и обеспечение герметичности соединения деталей поршень — цилиндр — канавки. Кроме того, при сгорании рабочей смеси значительное количество тепла поглощается поршнем и отводится от него поршневыми кольцами.

Конструктивно поршневое кольцо представляет собой плоскую разрезную пружину с зазором, который называется замком. Замок позволяет устанавливать кольца на поршень и обеспечивает свободное расширение их при нагревании в процессе работы двигателя. Поршневые кольца делятся на компрессионные и маслосъемные.

Компрессионные кольца подбирают с определенным зазбром (0,02—0,07 мм) по высоте к канавке поршня. При установке поршня в цилиндр кольца сжимаются до небольшого зазора в замке и плотно прилегают к поверхности цилиндра, что предотвращает прорыв газов в картер двигателя и попадание масла со стенок цилиндра в камеру сгорания.

Маслосъемное кольцо снимает излишки масла со стенок цилиндра и отводит его в поддон картера.

Поршневые кольца изготовляют из легированного чугуна, а для двигателей с большими динамическими нагрузками — из специальной стали.

Поверхность верхнего компрессионного кольца для повышения износостойкости подвергают пористому хромированию, а остальные кольца для ускорения приработки покрывают тонким слоем олова или молибдена.

Чугунное маслосъемное кольцо отличается от компрессионного прорезями для прохода масла. В канавке поршня под маслосъемное кольцо сверлят один или два ряда отверстий для отвода масла внутрь поршня. На многих двигателях применяют стальные составные масло-съемные кольца. Например, в двигателе ЗИЛ-130 на каждый поршень устанавливают три компрессионных кольца и одно составное маслосъемное. Составное маслосъемное кольцо разборное, оно состоит из двух стальных кольцевых дисков и двух расширителей: осевого и радиального.

Компрессионные кольца в канавках поршня и в чугунной вставке располагают так, чтобы выточки на внутренних цилиндрических поверхностях колец были обращены вверх, в сторону днища поршня. Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца имеет небольшую конусность, большее основание которого обращено вниз, что способствует лучшему уплотнению соединения поршень — цилиндр.

У большинства двигателей зазор в замках двух верхних компрессионных колец и чугунного маслосъем-ного составляет 0,25—0,60 мм, в нижнем компрессионном кольце — 0,15— 0,40 мм, а в замке кольцевых дисков составного маслосъемного кольца — 0,8—1,4 мм.

При наличии чугунного масло-съемного кольца замки всех колец при установке их на поршень располагают по окружности под углом 90°. При установке стального составного маслосъемного кольца на равные угловые интервалы смещаются только замки компрессионных колец.

Поршневой палец. Для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна служит поршневой палец. Через пальцы передаются значительные усилия, поэтому их изготовляют из легированных или углеродистых сталей с последующей цементацией или закалкой ТВЧ (токами высокой частоты). Поршневой палец представляет собой толстостенную трубку с тщательно отшлифованной наружной поверхностью, проходящую через верхнюю головку шатуна и концами опирающуюся на бобышки поршня.

По способу соединения с шатуном и поршнем пальцы делятся на плавающие и закрепленные (обычно в головке шатуна). Наибольшее распространение получили плавающие поршневые пальцы, которые свободно поворачиваются в бобышках и во втулке, установленной в верхней головке шатуна. Осевое перемещение поршневого пальца ограничивается стопорными кольцами, расположенными в выточках бобышек поршня.

Рис. 2. Поршневые кольца: а—типы поршневых колец; б—расположение колец на поршне

Рис. 3. Шатунно-поршневая группа

При работающем двигателе в бобышках поршня возможны стуки пальцев из-за различного коэффициента линейного расширения алюминиевого сплава и стали. Для устранения этого явления палец в бобышках устанавливают с натягом 0,01—0,02 мм, нагревая поршень до температуры 80—90 °С, что обеспечивает поддержание нормального теплового зазора (0,01—0,03 мм) в этом сопряжении на всех режимах работы двигателя.

Шатун. Он служит для соединения поршня с кривошипом коленчатого вала и обеспечивает при такте рабочего хода передачу усилия от давления газов на поршень к коленчатому валу, а при вспомогательных тактах (впуск, сжатие, выпуск), наоборот, от коленчатого вала к поршню. При работе двигателя шатун совершает сложное движение. Он движется возвратно-поступательно вдоль оси цилиндра и качается относительно оси поршневого пальца.

Шатун штампуют из легированной или углеродистой стали. Он состоит из стержня двутаврового сечения, верхней головки, нижней головки и крышки. В стержне шатуна при принудительном смазывании плавающего поршневого пальца (в основном у дизелей) сверлится сквозное отверстие — масляный канал.

Нижнюю головку, как правило, делают разъемной в плоскости, перпендикулярной к оси шатуна. В тех случаях, когда нижняя головка имеет значительные размеры и превышает диаметр цилиндра (у дизелей ЯМЗ), плоскость разъема головки делают под углом (косой срез), что позволяет уменьшить радиус окружности, описываемой нижней частью шатуна.

Крышка шатуна изготовляется из той же стали, что и шатун, и обрабатывается совместно с нижней головкой, поэтому перестановка крышки с одного шатуна на другой не допускается. На шатунах и крышках с этой целью делают метки. Чтобы обеспечить высокую точность при сборке нижней головки шатуна, его крышку фиксируют шлифованными поясками болтов, которые затягивают гайками и стопорят шплинтами или шайбами. В нижнюю головку устанавливают шатунный подшипник в виде тонкостенных стальных вкладышей, которые с внутренней стороны покрыты слоем антифрикционного сплава.

От осевого смещения и провертывания вкладыши удерживаются выступами (усиками), которые входят в канавки нижней головки шатуна и его крышки. В нижней головке шатуна и во вкладыше делается отверстие для периодического выбрызгивания масла на зеркало цилиндра или на распределительный вал (у двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53-11):

Для лучшей уравновешенности кривошипно-шатунного механизма разница в массе шатунов не должна превышать 6—8 г. В У-образных двигателях на каждой шатунной шейке коленчатого вала расположены два шатуна. В этих двигателях для правильной сборки шатунно-поршневой группы поршни и шатуны устанавливают строго по меткам.

На крышке и стержне шатуна дизеля КамАЗ-740 метки выбивают в виде трехзначных номеров. Кроме того, на крышке шатуна выбивают порядковый номер цилиндра. Так, у двигателя ЗИЛ-130 метка на днище поршня должна быть направлена к передней части двигателя. При этом метка на шатуне для левого ряда цилиндров должна быть направлена в одну сторону с меткой на поршне, а метка на шатуне для правого ряда цилиндров должна быть направлена в противоположную сторону относительно метки на поршне.

В поршневую группу входят поршни, поршневые кольца и поршневые пальцы. Поршень представляет собой металлический стакан, донышком обращенный вверх. Он воспринимает давление газов при рабочем ходе и передает его через поршневой палец и шатун на коленчатый вал. Отливают поршни из алюминиевого сплава.

Поршень имеет днище, уплотняющую и направляющую (юбка) части. Днище и уплотняющая часть составляют головку поршня.

Днище поршня вместе с головкой цилиндра образует камеру сгорания. В головке поршня проточены канавки для поршневых колец.

Рис. 4. Головка и блок цилиндров V-образного восьмицилиндрового двигателя 3M3-53: 1 — головка правого ряда цилиндров, 2 — гильза цилиндра, 3 — прокладка гильзы, 4 — направляющий поясок для гильзы, 5 — блок цилиндров, 6 — прокладка крышки распределительных шестерен, 7 — сальник переднего конца коленчатого вала, 8 — крышка распределительных шестерен, 9 — прокладка головки цилиндров

Рис. 5. Детали кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗИЛ-130: 1 — поршень, 2 —вкладыши коренных подшипников коленчатого вала, 3 — маховик, 4— коренная шейка коленчатого вала, 5 — крышка заднего коренного подшипника, 6 — пробка, 7 — противовес, 8 — щека, 9 — крышка среднего коренного подшипника, 10 — передняя шейка копенчатого вала, 11 — крышка переднего коренного подшипника, 12—шестерня, 13 — носок коленчатого вала, 14 — шкив, 15—храповик, 16 — упорная шайба, 17 — биметаллические шайбы, 18 — шатунные шейки коленчатого вала, 19 — вкладыши шатунного подшипника, 20 — стопорное кольцо, 21 — поршневой палец, 22 — втулка верхней головки шатуна, 23 — шатун, 24 — крышка шатуна, 25 — сальник, 26 — маслоотгонная канавка, 27 — маслосбрасывающий гребень, 28 — дренажная канавка

Поршни двигателя ЯМЗ-740 изготовлены из высококремнистого алюминиевого сплава, имеют вставки из жаропрочного чугуна под верхнее компрессионное кольцо, в толстостенном днище поршня выполнена камера сгорания.

Уплотняющая часть поршня имеет диаметр, увеличивающийся книзу. Юбка поршня имеет две бобышки (приливы) с отверстиями для поршневого пальца. Каждая бобышка связана с днищем поршня двумя ребрами. Юбка поршня двигателя ЯМЗ-740 в нижней части имеет боковые выемки для прохода противовесов коленчатого вала при его вращении.

Юбка поршня обычно имеет прорези, которые предупреждают заедание поршня при нагреве и позволяют уменьшить зазор между гильзой цилиндра и поршнем. Заклинивание поршня исключают также приданием юбке овальной формы. Диаметр поршня в плоскости, перпендикулярной оси пальца, делают больше, чем в направлении оси поршневого пальца (у ЗИЛ-130 на 0,52 мм). При нагревании поршень расширяется сильнее в направлении оси поршневого пальца, где в бобышках сосредоточена наибольшая масса металла. Поэтому овальный поршень при нагреве получит цилиндрическую форму.

Отверстие под поршневой палец располагается не по оси симметрии поршня, а смещено на 1,5 мм (ЗМЗ-24, 3M3-53) вправо по ходу автомобиля. Этим уменьшается сила удара поршня о стенки гильзы при переходе его через в. м. т. в процессе сгорания — расширения газов.

Для улучшения приработки поршней к гильзам цилиндров и предохранения их от задиров юбку поршня покрывают тонким слоем олова или коллоидного графита (ЯМ3-740).

Поршневые кольца устанавливают в канавки, расположенные в головке поршня. Они подразделяются на компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца уплотняют поршень в гильзе цилиндра и предотвращают прорыв газов через зазор между юбкой поршня и стенкой гильзы. Маслосъемные кольца, кроме того, снимают излишки масла со стенок гильз и не допускают попадания его в камеры сгорания.

Рис. 6. Поршневые кольца двигателей: а — внешний вид, 6 — расположение колец на поршне (ЗИЛ-130), в — составное маслосъемное кольцо; 1 — компрессионное кольцо, 2 — маслосъемное кольцо, 3 — плоские стальные диски, 4 — осевой расширитель, 5 — радиальный расширитель

Поршневые кольца изготовляют из чугуна или стали. Для установки на поршень кольца имеют разрез, называемый замком. Маслосъемное кольцо отличается от компрессорных колец сквозными прорезями для прохода масла. В канавке поршня для маслосъемного кольца сверлят один или два ряда отверстий для отвода масла внутрь поршня.

В целях повышения износостойкости поверхность верхнего поршневого кольца подвергают пористому хромированию. Остальные кольца для ускорения приработки покрывают тонким слоем олова. Нижнее компрессионное кольцо двигателя ЯМЗ-740 покрыто молибденом.

На наружной и внутренней поверхностях компрессионных колец выполняют фаски или канавки.

Маслосъемное кольцо двигателей ЗМЗ и ЗИЛ состоит из двух стальных кольцевых дисков, осевого и радиального расширителей. Вследствие быстрой прирабатываемости и упругости стальные кольца хорошо прилегают к гильзе цилиндра.

Поршневой палец служит для соединения поршня с шатуном и представляет собой короткую трубку. Пальцы изготовляют из легированной цементованной стали или из углеродистой стали, Закаленной токами высокой частоты. Наиболее распространены «плавающие» пальцы, свободно поворачивающиеся во втулке верхней головки шатуна и в бобышках поршня. От осевого смещения поршневой палец предохраняется стопорными кольцами, вставляемыми в выточки обеих бобышек поршня.

Читать далее: Основные типы механизмов газораспределения

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Подбор комплектов гильз и поршней, устанавливаемых на двигатель, и установка гильз в блок цилиндров автомобиля ЗИЛ-130. » Все для фермера

Комплект для одною блока цилиндров должен состоять из гильз одноименного размера (в миллиметрах):Основной размер 100+0,06 мм1-й ремонтный размер 100,5+0,06 мм2-й ремонтный размер 101+0,06 ммУплотнительные кольца должны быть установлены в проточки гильз без скручивания. Перед установкой гильз в блок уплотнительные кольца должны быть смазаны маслом, применяемым для смазки двигателя. Клеймо размерной группы при установке гильзы в блок цилиндров должно быть расположено со стороны наружной боковой поверхности блока.Поршни должны быть подобраны к гильзам по одноименным размерным группам согласно таблице ниже. Перед подбором поршни и гильзы должны быть тщательно протерты. В сопряжении гильза — поршень в пределах одной размерной группы должен обеспечиваться зазор 0,03—0,05 мм для поршней 130-1004015 и 0,05—0,07 мм для поршней 130-1004015-АЗ.

Размерные групы гильз и поршней двигателя Зил-130

 

Наименование размера Размер гильзы,

мм

Размер поршня,

мм

Обозначение размерной

группы гильзы и поршня

Номинальный размер 100,06—100,05

100,05-100,04

100,04-100,03

100,03-100,02

100,02-100,01

100,01-100,0

99,99—99,98

99,98—99,97

99,97-99,96

99,96-99,95

99,95-99,94

99,94-99,93

Е

Д

Г

В

Б

А

1-й ремонтный 100,56—100,55

100,55-100,54

100,54-100,53

100,53-100,52

100,52-100,51

100,51-100,50

100,49-100,48

100,48-100,47

100,47-100,46

100,46-100,45

100,45-100,44

100,44—100,43

М

Л

К

И

3

Ж

2-й ремонтный 101,06-101,05

101,05-101,04

101,04-101,03

101,03-101,02

101,02-101,01

101,01 -101,00

100,99-100,98

100,98-100,97

100,97-100,96

100,96-100,95

100,95-100,94

100,94-100,93

Т

С

Р

Л

О

Н

Зазор проверяется протягиванием ленты щупа длиной 200 мм, шириной 10—13 мм и толщиной 0,08 мм между стенкой гильзы и юбкой поршня по всей длине юбки со стороны, противоположной прорези поршня. Усилие, необходимое для протягивания ленты-щупа, должно быть при подборе поршней 130-1004015 равно 3,5—4,5 кгс при неподвижном поршне. Усилие для протаскивания ленты-шунта при подборе поршней 130-1004015-АЗ должно быть 2,0—3,5 кгс. Проверку производить при температуре (20±3)° С.При проверке следует учитывать, что данное усилие соответствует нормальному зазору в случае, когда размеры и шероховатость сопрягаемых поверхностей соответствуют требованиям рабочих чертежей. Указанную проверку зазора допускается производить выборочно. Допускается производить подбор поршней из соседних размерных групп.

Подбор поршневых колец.

Размеры поршневых колец должны соответствовать размерам цилиндров и поршней. Поршневые кольца 1-го и 2-го ремонтных размеров на боковой поверхности около размера имеют соответственно маркировку «+0,5» и «1,0».Световой зазор между стенкой цилиндра и наружной поверхностью колец, установленных в цилиндр, не допускается. Поршневые кольца должны быть подобраны по цилиндрам так, чтобы тепловой зазор в замках колец, вставленных в цилиндр перпендикулярно его оси на глубину 10—15 мм от его верхней кромки, был для верхних компрессионных колец 0,35—0,70 мм, для нижнего компрессионного кольца 0,30—0,65 мм, для маслосъемного кольца 0,3—1,0 мм. При зазорах, менее указанных, допускается подпиливание стыков колец. Плоскости стыков после подпиливания должны быть параллельными. Зазоры между поршневыми канавками и компрессионными кольцами по высоте должны быть 0,050—0,082 мм; измерить зазор можно плоским щупом.

Подбор и сборка комплектов поршень — поршневой палец — шатун.

До сборки шатуна с поршнем шатун с вкладышами должен быть подобран по шейке вала, поршень — по цилиндру, кольца — по цилиндру и канавкам поршня, а поршневой палец рекомендуется подбирать по втулке верхней головки шатуна и бобышкам поршни (табл).

Размеры поршневыхпальцев, шатунов и поршней двигателя Зил-130

 

№ группы Диаметр пальца,

мм>

Диаметр отверстий

бобышек поршня,

мм

Диаметр отверстия во втулке

верхней головки шатуна, мм

Цвет маркировки
IV

III

II

I

28,0000-27,9975

27,9975-27,9950

27,9950-27,9925

27,9925-27,9900

27,9950-27,9925

27,9925-27,9900

27,9900-27,9875

27,9875-27,9850

28,0070-28,0045

28,0045-28,0020

28,0020-27,9995

27,9995-27,9970

Белый

Зеленый

Желтый

Красный

Поршневой палец, подобранный к шатуну при температуре (20±3)° С, без смазки должен плотно входить в отверстие втулки от усилия большого пальца руки.Для сборки с пальцем и шатуном поршень должен быть предварительно нагрет до температуры 55° С. Сопрягаемые поверхности должны быть смазаны маслом, применяемым для двигателя. Выступы на стержнях шатунов и метки на днищах поршней для левой группы цилиндров должны быть обращены в одну сторону, для правой группы — в разные стороны.Поршневые кольца должны устанавливаться на поршни с помощью приспособления, предохраняющего кольца от поломок и остаточных деформаций. Компрессионные кольца должны быть установлены на поршень так, чтобы выточки на внутренних цилиндрических поверхностях были обращены вверх. Компрессионные кольца при встряхивании поршня должны свободно перемещаться в канавках.Разница в массе поршня с шатунами в сборе в комплекте, устанавливаемом на один двигатель, не должна превышать 16 г.

fermer-super.ru


Смотрите также