5 форматов профориентации, практикуемых во всём мире. Зил профориентация


как это было — Учёба.ру

В этом году Московский день профориентации впервые проходил на территории Культурного центра «ЗИЛ». Пространство выставки было разделено на несколько зон, в которых старшеклассники, их родители и преподаватели узнавали последние новости образования, задавали вопросы экспертам и определялись с будущим место учебы.

Одним из самых популярных мероприятий МДП стал бесплатный профориентационный тест. Его организовал центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданный на базе психологического факультета МГУ им. Ломоносова. Ученики 9-11 классов делали первые шаги на пути к будущей профессии. Сотрудники организации также давали желающим консультации по итогам тестирования. Многие посетители выставки начинали свой путь именно со стенда ЦТР.

Интересно, что он заинтересовал не только детей, но и их родителей. «Я решила пройти тест, чтобы понять, правильный ли я сделала в свое время выбор, — рассказала Марина, мама 11-классника. — Я училась на фармацевта, потом перевелась в другой вуз, в военно-медицинское учебное заведение. Затем я служила в армии, а теперь я работаю в фармацевтической компании. Глобально я со своей профессией не ошиблась».

Определив возможные траектории развития, дети и родители могли посетить лекции или стенды учебных заведений. В выставке университетов и колледжей приняли участие такие ведущие образовательные организации Москвы, как Британская высшая школа дизайна, НИУ ВШЭ, МИРЭА, РГГУ, МИФИ, РПА Минюста России, РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГОК, Московский Политех, МГСУ, МЭИ, МГПУ, Московский колледж архитектуры и градостроительства и многие другие. Их представители с удовольствием рассказали школьникам о студенческой жизни, правилах приема и специальностях. «Я планирую стать учителем русского языка и литературы, — рассказала Аня, ученица 9 класса. — Эти предметы идут у меня лучше всего. Университет я пока не выбрала. Я прошла тест на профориентацию, он подтвердил, что мне подошла бы эта профессия. А сегодня я узнала, в какие вузы и колледжи я могу поступить».

В зоне лектория выступили известные специалисты из разных сфер, которые рассказали о разных профессиях и сферах деятельности, интересных для подростков. Так, научный журналист Ася Казанцева выступила с лекцией о том, как стать научным журналистом, а руководитель Департамента психологии НИУ ВШЭ Василий Ключарев объяснил школьникам, что такое нейроэкономика. О профессии промышленного дизайнера рассказал президент центра «AstraRossa Design» Владимир Пирожков, а о мире больших данных — управляющий партнер Skyеng Александр Ларьяновский.

Выступления экспертов также прошли в малом зале «ЗИЛа» и зимнем саду. Большой ажиотаж вызвало выступление руководителя образовательных проектов Mail.Ru Group Андрея Терешко. Он рассказал старшеклассникам, как правильно выбрать свою будущую профессию. Не менее интересной посетителям МДП показалось лекция директора департамента развития инновационной экосистемы РВК Алексея Гусева. Он объяснил, какие компетенции нужно получить, чтобы в будущем стать востребованным специалистом.

Во второй половине дня на МДП проходили короткие презентации ведущих университетов. Они проводились в новом формате — вуз-питчинг. Представители учебных заведений рассказывали об их особенностях и делились последними новостями приемной кампании. Старшеклассники и их родители узнали, к примеру, что в МАИ есть аэродром, а РАНХиГС сотрудничает со Стэнфордом, Гарвардом и Университетом Дьюка. Руководитель отдела продвижения образовательных программ Московского Политеха Александр Владыка напомнил о согласии на зачисление — нововведении, которое появилось с 2016 года. «Все знали, что для поступления нужно было набрать максимальное количество баллов и подать оригиналы документов. Все так сделали и уехали на море. Потом возвращаются в середине августа, а у них 500 пропущенных звонков, 270 баллов ЕГЭ, и они не поступили. Они просто не подали согласие на зачисление. Мы о нем говорили весь год, но почему-то о нем забыли», — рассказал Владыка.

МДП продолжался весь день — около шести часов. Уставшие, но довольные школьники и их родители выходила из Культурного центра «ЗИЛ», обсуждая увиденное и услышанное. «Узнал, что мне было нужно — куда и на какие направления поступать. Курсы ЕГЭ не подобрал, потому что живу в Московской области, и мне лучше заниматься с репетитором. А так — очень удобно, когда в одном месте собрано много вузов», — поделился своими впечатлениями Артемий, ученик 11 класса.

Трансляции всех мероприятий октябрьского Московского дня профориентации можно посмотреть на сайте Учёба.live

www.ucheba.ru

Образовательная выставка «Навигатор поступления» в культурном центре «ЗИЛ»

16 сентября в культурном центре «ЗИЛ» пройдёт образовательная выставка «Навигатор поступления». Старшеклассники и их родители смогут узнать всё о выборе специальности и поступлении в ВШЭ, МГУ, МФТИ, РЭУ, МГИМО, МИСиС и другие ведущие вузы страны.

В программе — уникальные мастер-классы, лекции и панельные дискуссии с участием экспертов и абитуриентов прошлых лет. А ещё можно будет пройти диагностические тестирования по ЕГЭ и ОГЭ, оценить знания по предметам, необходимым для поступления в вузы, и узнать, как повысить свой уровень подготовки.

Лекции и мастер-классы:
  • Ловушки и изменения ЕГЭ: как не потерять свои баллы. Эксперты учебного центра Maximum расскажут о подводных камнях на экзаменах и ошибках, которые допускают 90% школьников. А ещё покажут удивительно лёгкие методы решения сложных задач;
  • Как поступить в МГУ: начальник отдела информации и общественных связей ФИЯР Алла Самсонова расскажет, реально ли поступить в МГУ на бюджет и что для этого необходимо;
  • Родителям выпускников: инструкция по выживанию. Начальник управления приёмная комиссия, доцент РЭУ имени Плеханова Балуева Аюрика посоветует, в каких ситуациях родителям необходимо помочь ребёнку, а в какой момент лучше отстраниться;
  • Все секреты ОГЭ: как обойти ловушки экзамена. Эксперты учебного центра Maximum расскажут, стоит ли идти после 9 класса в колледж;
  • Рынок труда молодых специалистов и успешное резюме: руководитель Career.ru Ирина Святицкая расскажет о том, какие специалисты будут востребованы на рынке труда через 5 лет, и покажет, как написать идеальное резюме.

«Навигатор поступления» проходит в Москве уже в восьмой раз. Кроме того, выставка проходила в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске. В январе 2017 года её посетило больше 20000 участников.

«В „Навигаторе поступления“ принимают участие только ведущие университеты, настоящие эксперты в профориентации и ЕГЭ. К ним присоединятся заинтересованные в качественном обучении посетители, родители и старшеклассники, которые уже сейчас думают о своем будущем. В этом году мы ждём более 10000 посетителей только в Москве».

Михаил Мягков, организатор форума, генеральный директор компании Maximum

Участие бесплатное, но нужно зарегистрироваться

16 сентября, с 10.00

Культурный центр «ЗИЛ»

Москва, ул. Восточная, 4к1

mel.fm

Профориентация как национальная катастрофа

Начало лета. Время экзаменов. Скоро сотням тысяч подростков предстоит решить один из главных вопросов их жизни — выбрать профессию. Это куда важнее, чем ЕГЭ, стандарты нового поколения и подушевое финансирование. Но осмысленный выбор удается совершить лишь немногим. Ни государство, ни школа, ни семья не обеспечивают условий для полноценного принятия решений — российская система профориентации одна из самых плохих в мире. В итоге люди будут годами мучиться из-за неудачного выбора, а общество получит армию работников, которые ненавидят свою работу

Районная школа Москвы. Учитель географии и школьный психолог пытаются поговорить с девятиклассниками о выборе профессии. Занятие проходит нелегально — в журнале значатся «Особенности народного хозяйства Дальнего Востока». Но ситуация совсем критическая: заканчивается учебный год, и почти весь класс собирается уходить в специализированные колледжи. А уроков, посвященных профессиональной ориентации, расписание не предусматривает.

Занятие начинается с банального: «А кем вы хотите работать, когда вырастете?».

— Ну… Я хочу быть операционисткой в банке, — сообщает, потряхивая плохо прокрашенными рыжими кудрями, девятиклассница Маша.

— Чем тебе нравится эта специальность?

— Мне… Ну как это… Такая вот специальность… Интересная, наверное… А вообще я ненавижу сидеть на жопе ровно.

— Так ведь операционистка — это как раз «сидеть ровно». Почему ты именно эту профессию выбираешь?

— Фиг его знает. Наверное, там зарплата стабильная.

Следующим отвечает Марат. Учителя его любят. Хотя бы за темно-карие глаза, очень добрые и очень умные. И за улыбку — тоже умную и добрую.

— Я хочу работать… Ну как это… На «ф» начинается…

— Финансистом?

— Не… Другое. Ф-ф-ф-…

— Фармацевтом?

— Да ну! Я хочу в этом самом работать, в ФСБ…

Оба педагога нервно вздыхают и переходят к следующему ученику.

— Я буду врачом — и точка! — почти выкрикивает с задней парты Ира.

Географ с психологом чуть успокаиваются.

— Скажи, Ира, а какой ты видишь себя через десять — пятнадцать лет?

Ира выскакивает из-за парты и, отчаянно жестикулируя, вещает:

— Я вот такая вся красивая и крутая, я главная в отделении, типа как заведующая! Зарплата у меня огромная. Кабинет у меня огромный. Вот иду я по отделению в белом таком халате и всеми командую. И все меня слушаются. Поняли?!

— Вообще-то главное для врача — людей спасать… — доносится с первой парты робкий голос некрасивой отличницы Оли.

— Да ну этих людей на фиг! — уверенно парирует Ира.

Скучное слово

Профориентация. Скучное слово с официозным душком. Вспоминается советское время, когда на урок приходил какой-нибудь передовик производства и по бумажке зачитывал: «Наша специальность очень важна для развития социалистического народного хозяйства…»

Но ведь выбор профессии — это очень серьезно. Помните у братьев Стругацких: «Жизнь дарит человеку три радости — друга, любовь и работу». Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Даже мужа или жену человек часто находит неподалеку от рабочего места. Поэтому вместо унылого слова «профориентация» можно использовать куда более возвышенное словосочетание «выбор жизненного пути».

— Ненавижу свою работу. Живу от выходных до выходных… Когда в вузе училась, чем больше узнавала о специальности, тем меньше хотела по ней работать. Когда закончила, думала, что временно здесь поработаю и найду другое место. Но это оказалось трудно… Я с ума схожу. Когда дома, то постоянно плачу, никого не хочу видеть. Была у врача, он советовал попить новопассит… А мне просто жить не хочется, когда думаю, что завтра надо идти на работу! — жалуется двадцатисемилетняя Яна из Железногорска.

Таких в России тысячи, может быть, сотни тысяч. Окончив школу, человек выбирает специальность почти наобум: «подруга поступает туда же», «название факультета понравилось», «мама так сказала», «по баллам ЕГЭ проходил» и т. д. О будущей профессии он практически ничего не знает.

В России как минимум половина выпускников вузов работает не по той специальности, которая значится у них в дипломе. Для некоторых профессий эта доля доходит до 70–90%.

— Если, к примеру, авиационный инженер становится страховым агентом, а дипломированная медсестра зарабатывает официанткой в ресторане, то общественные и личные ресурсы, вложенные в их профессиональное образование, оказываются во многом обесцененными, — считает Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики.

Конечно, в определенных масштабах смена специальности — это нормально. Ну, случился у человека экзистенциальный кризис, и решил он, что бухгалтером быть противно, а молекулярным биологом очень даже интересно. Так бывает. Но когда несовпадение человека и профессии становится массовым явлением, дело чревато огромным ущербом для государства и сильнейшими неврозами для граждан.

Средняя школа: никто не учит выбирать

Россия — страна, где система выбора профессии, пожалуй, самая плохая в мире. В малоразвитых государствах существует простой и традиционный путь — идти туда, где работают родители или соседи. Если дед выращивал рис, отец выращивал рис, и вообще все вокруг выращивают рис, то, стало быть, и сыну предстоит этот самый рис выращивать.

У нас эта схема не работает. И не только потому, что слишком уж патриархальна. Родители нынешних подростков делали свой профессиональный выбор как раз в период развала социализма и начала строительства капитализма. В те времена математики становились бандитами, трактористы — продавцами, ядерные физики — сантехниками. Произошла полная перезагрузка. Были разрушены профессиональные традиции семей и целых районов.

Есть другой вариант: во многих развитых странах существует многоступенчатая система, помогающая подростку осмысленно выбрать специальность. У нас такой пока нет, и никто не торопится ее выстроить.

В США вопросом профориентации начали всерьез заниматься больше ста лет назад. Еще в 1908 году экономист Фрэнк Парсонс учредил бюро по руководству выбором профессии. В сегодняшнюю американскую школьную программу включен курс Career Development (развитие карьеры), который преподают детям с 5 до 14 лет. В 1994-м была даже утверждена федеральная программа «От школы к работе».

В Японии дети обязаны «попробовать» разные профессии. Например, школьник приходит в офис, садится за компьютер и пишет программу. Так он знакомится с профессией программиста. Конечно, все это проходит под контролем взрослого специалиста, которому часы такой практики оплачивает государство. В итоге за школьные годы у ребенка накапливается более четырех десятков «проб» по всем видам работ.

— Выбор профессии — это такая же дисциплина, как география, — объясняет Вера Пчелинова, преподаватель кафедры психологии труда психфака МГУ. — Но если географию в школе пять лет преподают, то про профориентацию и пяти минут не говорят. Получается, что предмет они не проходили, а сдавать его требуется.

Российский школьник обязан выучить, где расположены месторождения бокситов и какова экономическая специализация Чукотского автономного округа, а про собственную профессиональную жизнь ему задумываться не положено.

— В российских школах нет ни обязательного, ни факультативного предмета, на котором школьников обучали бы выбору профессии, — рассказывает Людмила Мардер, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии. — Ведется ли профориентация в школе, зависит от классного руководителя или директора.

— В отдельных школах директора, понимая важность профориентации, проводят тестирование. И это программа максимум, — рассказывает Елена Пряжникова, доктор психологических наук, заведующая лабораторией. «Психологические основы профессионального консультирования» МГППУ. — Нас зовут в школу: «Проведите быстренько тестирование, нам к 15.00 нужно отправить отчет в департамент образования». Быстренько! Вопрос судьбоносный, а мы хотим решить его с наскока, разовым тестированием — как будто температуру измерить. На самом деле это длительный процесс, на много лет.

«Нравится ли вам ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту?», «Доводилось ли вам сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых?» — примерно такие вопросы предлагают классические тесты. И это чуть ли не единственный инструмент, который должен помочь подросткам выбрать свой жизненный путь. Находим в интернете один из таких тестов и честно отвечаем на вопросы.

Компьютер выдает список профессий, которые подходят нам больше всего. На первом месте — маркетолог. Далее примерно с тем же баллом соответствия следуют: юрист, библиограф, фармацевт-провизор, банковский служащий, биофизик, технолог в тяжелой промышленности, работник государственного управления… Коротко и ясно.

— Вся профориентация свелась к психодиагностике: «Ваши характерологические особенности совпадают с позицией “врач”», — поясняет Елена Пряжникова. — Но что должен знать ученик об этой профессии, кроме того, что врач лечит людей? Какие его ждут профессиональные деформации, какие возможны профзаболевания, риски, перспективы развития карьеры. И, быть может, получив эту информацию, он изменит свое решение.

Тестирование оказывается бессмысленным, если подросток не имеет ни малейшего понятия о том, чем занимаются люди той или иной профессии. А этого наше образование не дает. Никто не объясняет, чем занимается астрофизик, молекулярный биолог, аудитор или актуарий. Зачастую этого не знают и учителя.

— Как-то мы попросили школьников 9–11-го классов написать эссе на тему «Моя карьера», — рассказывает Пряжникова. — И получили пугающе однообразный результат: «У меня будет дорогая машина, я буду работать в офисе, дорогой костюм, обед в ресторане». И лишь в одном-единственном эссе мы обнаружили: «Я хочу работать так, чтобы родители были счастливы». Это какой-то киношный образ профессий в сочетании с диким инфантилизмом.

Специального курса по ознакомлению с профессиями в России не существует, есть только несколько страниц в учебнике «Окружающий мир» для младших классов и частная инициатива отдельных продвинутых педагогов. Захотели — сводили школьников на авиационный завод или пригласили сотрудника рекламного агентства выступить перед классом. Не захотели — пусть дети сами догадываются, чем занимается инженер или рекламщик.

По-хорошему, в школах надо вводить специальный предмет типа «Мир профессий», выпускать по нему учебник, начинать готовить специалистов, выделять часы и ставки, обеспечивать возможность для индивидуальных консультаций. В крайнем случае этот блок можно было бы поставить в программу обществознания или экономической географии. Но пока никто не собирается этого делать.

Чтобы подготовить человека к осмысленному выбору профессии, надо очень многое изменить в школьной программе. Учебные дисциплины в большинстве своем дают неплохие знания о мире, но очень мало рассказывают о том, как получили эту информацию ученые. И если лабораторные работы по химии являются обязательной частью изучения этого предмета, то анализ источников на уроке истории — признак повышенной креативности учителя. Обычно исследовательская работа историка остается за кадром точно так же, как работа психолога, социолога, геолога. Подросткам очень мало известно о содержании профессий.

Но одних только знаний недостаточно. Школьник должен еще научиться самостоятельно выбирать, а этому ни школа, ни семья, как правило, не учат. Большинство нынешних подростков чрезвычайно инфантильны: «мама сказала», «учительница сказала». Но ведь наступает момент, когда серьезное решение приходится принимать самостоятельно…

Семья: отыграться за свои неудачи

Итак, современная российская школа с выбором профессии помочь не может. Значит, этот пробел должны восполнить родители. Вот только и у них это не всегда получается. Порой они не могут толком объяснить, чем сами занимаются.

— У меня папа банкир! — уверенно заявляет восьмиклассник Игорь.

— То есть владелец банка? — уточняем мы.

— Не совсем, он там работает.

— А кем?

— Как кем? Я же говорю — банкиром!

— Понимаешь, в банке работают люди разных профессий: финансовые аналитики, программисты, управляющие, операторы-кассиры и так далее. Так кто же твой папа?

— Я не понимаю, о чем вы спрашиваете… Я же ясно сказал: он банкир! Вот недавно банк, в котором он работал, закрылся, он был без работы, другую нашел.

Родители по разным причинам не слишком охотно делятся с детьми деталями своей профессиональной жизни: кто-то считает, что все равно ничего не поймут, кто-то не слишком гордится своим делом, кто-то просто занят.

— Часто родители вкладывают в ребенка свои нереализованные мечты и идеи, — говорит психолог-консультант Анна Мухина. — Порой рассуждают так: «Я хотел стать ветеринаром, у меня не получилось. Значит, мой сын уж точно будет ветеринаром». Чаще это касается творческих специальностей. Мама, которая мечтала стать балериной, но не прошла по конкурсу в балетную школу, уже с трех лет не кормит свою девочку, чтобы та была достаточно худенькой.

Психолог Эльмира Давыдова рассказывает, что недавно консультировала женщину, которая пятнадцать лет проработала бухгалтером, а потом вдруг выбросила все книги по бухучету и занялась шитьем, о чем мечтала всю жизнь.

— А кто велел ей идти в бухгалтерию? — возмущается Давыдова. — Мама велела. Будучи хорошей дочкой, она встала на этот путь. И шла по нему столько, сколько могла. А потом все, человек устал себя принуждать. Правильная родительская установка совсем другая: «Трудись, и у тебя все получится. Действуй, мы поддержим тебя».

Задача родителей не столько в том, чтобы указать пальцем на конкретный факультет менеджмента или отделение биотехнологий. Они должны научить детей выбирать самостоятельно.

— Если мама с папой активно поощряли интерес ребенка к различным кружкам и секциям, дали ему возможность попробовать себя в разных видах деятельности, то у ребенка сформируется отношение не только к этим занятиям, но и к самому себе, — поясняет Анна Мухина.

Вузы: слишком быстро и слишком узко

— Мне очень импонирует система, которая принята, например, в Израиле, — говорит Елена Пряжникова. — Окончив школу, человек не бежит сразу куда-то поступать, а сначала служит в армии, участвует в разнообразных волонтерских проектах. На некоторые специальности в Израиле вообще берут только, скажем, с 23–24 лет.

Это общемировой тренд — сроки выбора профессии откладываются. Окончательное решение принимается, как правило, уже после двадцати лет. У нас все наоборот: выбор приходится делать все раньше и раньше. В продвинутых гимназиях уже в 6–7-м классе школьнику надо определиться с профилем обучения. Попал в гуманитарии — стать потом инженером будет безумно сложно.

— Во многих европейских странах в школе учатся гораздо дольше, чем в России, по 13–14 лет, — говорит Владимир Гимпельсон. — Заканчивают в 19–20 и поступают в колледж. Выбор откладывается на более поздний срок, когда человек становится взрослым.

У нас положено поступать в вуз как можно быстрее. Наличие высшего образования уже стало социальной нормой. Зачем? На какую специальность? Эти вопросы отходят на второй план. Главное — поступить. Сейчас, по данным Центра трудовых исследований ВШЭ, каждый четвертый выпускник вуза в стране занимается работой, не требующей высшего образования.

Сама идея, что их чадо после школы может не поступить в вуз, вызывает у большин-ства родителей панику. Это мало связано с призывом в армию: родители девочек паникуют примерно так же, как и мальчиков. Поступить можно куда угодно: на инженера холодильных аппаратов, на специалиста по рогатому скоту — лишь бы стал студентом. При этом поспешное поступление в вуз не дает человеку времени осмотреться, что-то попробовать и действовать потом более осмысленно. Если кто-то посмеет заикнуться о том, что поступать стоит не сразу после школы, а выждав хотя бы год, он тут же столкнется с бурей негодования.

— А что значит потерять год? — удивляется психолог Эльмира Давыдова, уже привыкшая к подобным возражениям. — Он что, в могиле этот год проведет? Те, кто идет учиться нелюбимому делу, теряют пять лет! Боитесь, что через несколько лет после школы не сможете сдать ЕГЭ? Но если человек чего-то сильно захочет, он обязательно сдаст. Ведь речь идет об образовании, о жизни, о правильном пути.

Несмотря ни на что, 75% выпускников российских школ устремляются в вузы. И здесь возникает следующая проблема: перейти с одной специальности на другую, уразумев в конце концов, что поступил «не туда», крайне сложно. Как и поменять — по окончании вуза — место работы: не хватает знаний о смежных профессиях. Система гибкого обучения, предполагающая определенный набор факультативных и обязательных курсов, у нас, в отличие от европейских стран, не развита.

— Вот посмотрите… — говорит Владимир Гимпельсон и открывает сайт МГТУ им. Баумана.

Вместе пересчитываем специальности. Доходим до сотни: «Автомобиле- и тракторостроение», «Многоцелевые гусеничные и колесные машины», «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»… На сайте Массачусетского технологического института их едва наберется два десятка. Дальше смотрим европейские классификаторы специальностей: у них штук восемьдесят. У нас почти шестьсот.

— Образование должно быть построено так, чтобы перемена работы не вызывала больших потрясений, — считает Гимпельсон. — У нас выпускник получает узкую специальность. В США, на которые мы сейчас больше всего ориентируемся, специальности широкие. Как показывают наши исследования, чем уже специальность, тем больше вероятность, что вы по ней работать не будете.

Российский же студент, так толком и не поняв, кем он будет в жизни, оказывается ограничен жесткими рамками учебной программы. Конечно, любое образование устроено по принципу воронки: сначала общие курсы, потом все более и более специализированные. Только западная система подразумевает, что в этой воронке несколько отверстий на выходе, а у нас — строго одно.

— У меня есть друг американец, у него две дочери учатся в колледже, — продолжает Владимир Гимпельсон. — Каждая получает сразу две специальности, главную и второстепенную. Одна девушка учится на химика — это ее главная специальность, и одновременно на кинорежиссера. Вторая дочь, соответственно, историк и музыкант. Она играет на барабане. Но это не значит, что она обязательно будет играть на барабане или станет историком. Это некий общий профессиональный уровень. После она может захотеть стать физиком и поступить в магистратуру по этой специальности.

Теоретически не так уж сложно создать систему, помогающую людям выбрать профессию. Ввести учебный курс и консультации в средней школе, поощрять стажировки и экскурсии подростков на предприятия, приглашать в школу профессионалов из разных областей, сделать более гибкой специализацию студентов и так далее.

Но, увы, сейчас и общество, и чиновники, и сами педагоги увлеклись организационным реформированием школы, а содержание осталось на периферии. На первом месте — пресловутый ЕГЭ, подушевое финансирование, новые стандарты и панические вопли о «разрушенном образовании». А про то, что нужно человеку, чтобы полноценно жить и работать, все как-то позабыли.

expert.ru

Профориентация и самоопределение. Найти себя

Почти все тесты по профориентации примитивны — особенно бесплатные в интернете. Они не помогут найти себя и определить, кем стать. И даже не по причине халявы, а потому, что люди, которые их составили, сами в жизни ничего не достигли, не смогли стать успешными в профессии.

Я расскажу о преимуществах созданного мной теста на профориентацию «От Грэйс». Первые 10 вопросов теста каждый может пройти бесплатно и увидеть расшифровку. Распечатать и сохранить результаты профтестирования возможно только тем, кто пройдет платную версию профтеста.

1) Профтестирование по моей методике рассчитано на разный возраст — от 12 до 100 лет. Люди разного возраста получают разные версии вопросов профориентации и самопоиска.

2) Мужчины и женщины тестируются различно. Мой профтест учтет ваш пол.

3) В платной версии содержатся видео-мотиваторы — мои обращения по теме предназначения, самопоиска, способностей. Ни у кого из конкурентов этого нет и в помине, одни устаревшие чужие профтесты, надерганные из учебников 1940-х годов.

4) Профориентация Грэйс учитывает современность. Сейчас люди учатся больше по фильмам, читать не успевают. Поэтому я ссылаюсь на лучшие фильмы по тем проблемам, которые выявляет профтестирование.

5) Моя профессиональная ориентация содержит идентификаторы вранья. Вы будете вынуждены заполнять профтест честно.

6) Вы получаете не просто рекомендации по профориентированию, где работать, но и ценнейший анализ личностных особенностей, переживаний, комплексов. Я даю пути решения.

7) Мой профтест — это диалог с человеком. Я обращаюсь к вам с юмором, живой речью и верю в то, что каждый из вас способен на большее. Профориентация от Грэйс — действительно самая качественная.

8) В моем профтестировании сами вопросы подобраны так, что ваш мозг продолжает искать решения даже спустя много дней. А это наиболее ценно.

9) Цена этой уникальной разработки по профтестированию взрослых, подростков и детей — всего 3500 р. За эти деньги вы сможете сэкономить годы жизни. Поверьте, оно того стоит!

10) Еще одно большое преимущество — моя профессиональная ориентация — живая. Профтест каждый день совершенствуется и проходит апгрейд, доработку. Все, кто протестировался платно, становятся постоянными пользователями и впоследствии получают доступ к обновленной версии — без дополнительного платежа.

Никто не сможет предложить профтестирование качественнее. Убедитесь в этом сами! Приглашаю на дегустацию первых 10 вопросов бесплатно. Оставьте свой отзыв и посмотрите, что пишут люди. Профессиональная ориентация — начать!

Люди приходят на профориентацию, но чаще всего они уже знают ответ, знают, кем хотят быть. Они не верят в возможность успеха на выбранном пути. Неуверенным людям кажется, что если кто-то другой поставит им диагноз — кем стать — то сомнения уйдут. Это не так! Сомнения будут оставаться до тех пор, пока вы не завоюете признание в профессии. Редкий человек уверен в деле мечты с самого рождения. Многие ищут, ошибаются, получают не то образование, разочаровываются и пробуют что-то менять. Не страшно, если вы ошиблись в выборе пути. Страшно, если поставили крест на себе и теряете время день за днем. пройдите профтест, чтобы найти себя!

Есть около 50 000 профессий, а тесты по профориентации лишь примерно указывают направление. Самореализация — больной вопрос для миллионов людей! Многие переживают, что провалили профотбор и ушло выгодное местечко. Но еще хуже так и не найти себя в жизни. Мой тест на профориентацию только для тех, кто готов вкладываться в самообразование и в самопоиск. Моя авторская профориентация Грэйс кардинально отличается от всех методик. Я обладаю даром вычислять людские таланты методом форсированного, спрессованного во времени опроса. Почитайте мою статью профориентация и её виды Более 90% людей страдают от жестокого чувства под названием нереализованность. Они ходят на нелюбимую работу, ненавидят понедельники и с радостью ждут приближения пятницы. Я уверена: человеку может помочь только человек, с его душой, знаниями, с проникновением в ситуацию. Шаблонный тест по профориентации не поможет! Не зря Эмерсон сказал: «Мечта нашей жизни — встретить человека, который поможет нам стать такими, какими мы хотим быть». Один из фрагментов моих ответов на профтест Вы можете прочесть здесь тест по профориентации Авторская профориентация Грэйс выявляет способности человека, в которых он сам не разобрался. Талантливые люди часто считают себя обычными. Даже я испытывала сомнения, хотя играю на трёх музыкальных инструментах, рисую, занимаюсь художественной эмалью, издала 15 книг, 30 аудио-книг и 12 учебных фильмов, закончила школу с Золотой медалью, основала бизнес с нуля, приехав в Петербург из провинции. Свой личный опыт я изложила в книге «Путеводитель по самореализации. Работа, деньги и Любовь». Эта книга может стать пособием по самостоятельной профориентации — для тех, кто к профтестированию подходит вдумчиво и неторопливо.С детства люди мало верят в себя и поэтому не понимают, кем стать. Даже резюме они пишут так, что видна низкая самооценка! Классическая профессиональная ориентация укрепляет человека в плохом мнении о себе. Самоопределение с наставником поможет найти путь к себе и выбрать работу мечты! Профориентация отзывы

Стандартная профориентация не поможет. Отвечая на вопросы анкет, человек выдаёт не своё мнение о себе, а мнения, посеянные в его голову другими! Нас окружают неудачники. Это плохие специалисты, угрюмые кассиры, навязчивые продавцы и агрессивные агенты. Каждый второй — фотограф. Каждый третий что-то продает! Найти себя в профессии поможет профориентация тест онлайн

Профессиональное самоопределение — кем стать?

Самоопределение — выбор жизненного пути.  Вы думали о работе Вашей мечты? Если профтестирование цепляет Вас за живое, то Вы — один из немногих, занятых самопоиском. Те люди, для которых профессиональное самоопределение актуально, — обычно натуры ищущие, неудовлетворённые. Такой натурой был великий сыщик и преступник Франсуа Видок. Преступные наклонности он направил в мирное русло. Интересно? Почитайте Самоопределение и самореализация знаменитого преступника и сыщика Видока А здесь Вы найдете полезные советы по теме самоопределение и самореализация

Профориентация произошло от лат. Profession – род занятий и фр. Orientation — установка. Proftest, Proforientation выявляет род деятельности, профессию. Один из видов устаревшего профтестирования — ДДО, Дифференциально-диагностический опросник Климова. В профориентации Климова все профессии делятся на пять типов: Человек-природа, Человек-человек, Человек-художественный образ, Человек-техника, Человек-знак.

На основе профтеста психолог определяет склонность человека к тому или иному типу профессии. Профтест состоит лишь из двадцати пар предложений. Сколько нужно времени, чтобы пройти такую профориентацию – минут десять? Двадцать фраз и десять минут — на выбор профессии?! Даже у цыганки времени на гадание уходит больше! Первые примитивные профориентационные тесты мы проходим в школе. Редко кому они помогли понять, кем стать. Почему? Представим коллектив подростков 14-17 лет. Чего они хотят в этом возрасте? Правильно, в первую очередь общения и понимания. Самой желанной для них будет профессия типа Человек-Человек, и профориентация выдаст ложный результат. Мало кто в этом возрасте способен сделать сознательный выбор в пользу таких «непопулярных» вариантов, как бухгалтер или швея. Тысячи человек на потоке в центре профориентации – не лучший способ выбрать путь. Немалую роль в профтестировании играет соцзаказ на момент первичной профориентации. Тесты профориентации на биржах труда — пристрастны!!! Они направляют бвас туда, куда «страна зовёт», а не по пути призвания и предназначения, не к делу вашей мечты.

Беспристрастен ли психолог на профориентации?

Если сейчас обществу нужны менеджеры по продажам, то педагоги и психологи в гос. учреждениях будут стремиться убедить школьников стать такими менеджерами! Офисного планктона уже полстраны! Профориентация по соцзаказу — злой умысел и использование глупости народа. Это одна из причин не доверять школьному психологу, ведь все директора школ в нашей стране — члены партии «Единая Россия». Они получают жёсткие рекомендации сверху. Директора вполне могут давать указания психологам, в какие вузы направлять выпускников на профориентации. Будет ли счастлив человек, работающий пусть на нужной государтсву, но нелюбимой работе?

Родитель — лучший профориентатор?!

Сильно мешают школьнику и родители с уверенностью, что они точно знают, как лучше. Родителей с доморощенной профориентацией можно понять! Мама и папа желают ребенку счастья. Оно в их представлении заключается в денежной и востребованной профессии.

Вот и сбивают нас родители с пути, заставляя отказаться от невыгодной музыкальной школы в пользу какой-нибудь бухгалтерии. Даже если тесты по профориентации показывают, что у ребенка завидные музыкальные способности – что с того? «В переходе будешь играть!». Увесистый подзатыльник и — добро пожаловать на факультет иностранных языков. «Пойдёшь по пути отца!». Против таких весомых аргументов в шестнадцать лет мало кто отваживается спорить. А ведь Высоцкий пел: «Колея эта — только моя! Выбирайтесь своей колеей!»

Получив востребованную профессию, которая устраивает школу, общество, но не нас самих, — мы в какой-то момент осознаем, что жизнь проходит. Минимум десять часов в день тратятся впустую (8 часов + 2 часа дороги). Даже если такая собачья жизнь приносят доход, возникает чувство неуверенности в себе и в будущем. Свернуть с привычной колеи хватает пороху единицам, к тому же «отягчающие обстоятельства» в виде семьи, детей и кредитов не располагают к переменам, да? И постаревший человек со вздохом набирает в яндексе: профориентация взрослых, профтест, профтестирование… Занимаясь любимым делом, человек выполняет свои рабочие обязанности быстрее и радостнее, что дает и высокий доход, и удовлетворенность. Счастливый и успешный в работе человек не отмалчивается вечерами и не рычит на домашних, срывая на них злость.

Опять начать с профориентации, даже если тебе за 30?!

Как вырваться из круга? Начать с профориентации! Взрослый человек без посторонней помощи вряд ли вспомнит, к чему тянулись руки в детстве и чего просила душа. А если и вспомнит, то не поверит даже профтесту. Он не решится бросить осточертевшую, но давно знакомую бухгалтерию и заняться лепкой из глины. Ноужно подобрать специалиста по профориентации и не застревать на «проверенных» методиках профтестирования.

Посетите хоть 10 профориентаторов. Найдите ответ, кем стать!!!

В каждом методе профориентации есть свои плюсы и минусы. Гораздо надежнее комплексный метод, сочетающий в себе лучшие качества многих теорий и методик профориентации. Качественная профориентация просто не может занимать полтора часа, из которых час дается на заполнение анкеты, а результат готов сразу! Это лишь набросок, эскиз профтестирования! Для определения ваших талантов, особенно скрытых, нужно вдумчивое общение со специалистом. Важна личность профориентатора, коуча. Трудно представить, что сутулый дядька в мятом пиджаке с перхотью сможет помочь вам или вашему ребенку стать активным, уверенным в себе и человеком и понять, кем стать! Хороший специалист по профориентации должен вам нравиться по личностным качествам, по его профессиональным достижениям. Дерзайте!!

Наталья Грэйс

proforientation.ru

Выставка «Навигатор поступления»

Уважаемые абитуриенты! Приглашаем вас посетить крупнейшую образовательную выставку «Навигатор Поступления», которая пройдет в Москве 16 сентября 2017 года. Вы сможете задать любые вопросы о наших программах подготовки и правилах поступления, узнать, кем становятся наши выпускники и обо всем, что вам интересно!

Выставка «Навигатор поступления» Бесплатная регистрация на мероприятие

«Навигатор Поступления» — это уникальная выставка, в ходе которой вы сможете:

  1. Определиться с профессией, которая подходит вам больше всего. После регистрации вы получите возможность пройти тест на профориентацию, разобрать который сможете в присутствии родителей в Зоне профориентации на выставке. Не забудьте зарегистрировать родителей!
  2. Задать вопросам лучшим вузам Москвы, России и мира. В выставке принимают участие только вузы с высокими позициями в рейтингах, чьи дипломы котируются на высшем уровне.
  3. Посетить мастер-классы от топовых спикеров, вузов и экспертов в подготовке к экзаменам. В течение всего дня для вас работают 4 лекционных зала, спикеры сменяются каждые 40 минут. Ознакомиться с программой вы можете на сайте
  4. Определить свой уровень знаний относительно требований ЕГЭ и ОГЭ. В зоне тестирования каждый ученик сможет пройти диагностическое тестирование по школьным предметам и получить не только свой результат, но и узнать о ловушках экзамена от экспертов по подготовке к экзаменам ЕГЭ и ОГЭ.
  5. Узнать, как подобрать репетитора и построить свою стратегию подготовки к экзаменам. В Зоне консультаций и на стенде Навигатора старших классов для родителей каждый участник выставки сможет получить бесплатную консультацию по вопросам подготовки и поступления.

Career.ru стал информационным партнером мероприятия. На стенде Career.ru вы сможете получить ответы на самые актуальные вопросы трудоустройства и получить советы по построению карьеры. А с 15:55 до 16:30 приглашаем посетить мастер-класс руководителя Career.ru Ирины Святицкой «Рынок труда молодых специалистов и успешное резюме», на котором вы узнаете о тенденциях на молодежном рынке труда и определитесь с планом поиска работы.

«Навигатор Поступления» — ваша возможность решить все вопросы с будущим образованием за один день. Увидимся 16 сентября 2017 года по адресу Москва, ул. Восточная, д. 4, ДК «ЗИЛ».

Зарегистрируйтесь заранее с родителем и получите ссылку на прохождение профориентации

Назад к списку мероприятий

Всероссийский форум «HR в цифрах — 2017»
Полезное мероприятие для HR-директоров и руководителей направлений дизайна оргструктуры, рекрутинга, мотивации и c&b, а также обучения и развития персонала, стремящихся идти в ногу со временем и технологиями.

career.ru

Цикл открытых лекций «Профориентация в модном бизнесе» от Fashion Factory, Культурный центр ЗИЛ, Москва — T&P

Описание встречи

С 1 по 28 июня в Культурном центре ЗИЛ представители мира моды расскажут, что помогло им стать профессионалами и дадут советы, которые помогут развиваться в данном направлении.

Сейчас талантливые молодые люди, страстно влюбленные в моду, все чаще создают собственные марки. «Выстреливает» из них меньшинство. Причина проста — помимо дизайнерского таланта нужен талант предпринимателя, а он есть не у всех. Однако развитие своего бренда не единственная возможность связать жизнь с модной индустрией.

Цикл лекций адресован школьникам и студентам, но взрослым тоже будет интересно. Представители интересных модных специальностей расскажут, как выглядит их рабочий день, что помогло им стать профессионалами, кому подходит эта профессия, а кому — нет, дадут советы, которые помогут развиваться в данном направлении.

Открыла цикл Людмила Норсоян, основательница Fashion Factory и собственной марки инновационного трикотажа Norsoyan.

Расписание

1 июня. Дизайнер. Профессия: дизайнер — в штате, на фрилансе и в собственной марке

8 июня. Мерчандайзер — один из столпов успешных продаж. От него зависит, купят ли в итоге произведенный товар. Мерчендазер немного психолог, немного продажник и много — стилист. Марина Казакова — занималась мерчандазингом Adidas, IKEA, сети магазинов «Республика».

16 июня. Конструктор — это соавтор дизайнера. Он воплощает в материалах идеи дизайнера и определяет идеальность посадки модели на фигуре. Конструктор — это инженер. Эта профессия подойдет тем, у кого структурный склад ума и отличное пространственное мышление. Мария Матанова — ведущий конструктор, руководитель отдела в компании «Дикая Орхидея».

24 июня. Байер. Дословно «байер» — это просто покупатель. Что значит профессионально покупать? Как угадывать предпочтения клиентов и каким образом, анализируя продажи в прошлом, можно сформировать планы закупок на будущее? Наталия Сюнькова — байер ЦУМ (Mercury), ранее Bosco di Сiliegi (La Perla), ведущий байер Podium.

28 июня. Технолог. Уровень качества любой марки зависит от квалификации технолога. Чем строже он контролирует посадку модели по фигуре, материалы и брак, тем выше качество. Технолог также работает с техническими эскизами и точно знает, как эскиз дизайнера и лекала конструктора материализовать в изделие, какая техническая фурнитура и оборудование при этом понадобятся.

На каждой встрече специалисты расскажут о своей карьере, сложностях, с которыми они сталкивались, объяснят, чем конкретно они занимаются ежедневно и кому подходит их работа.

Вход свободный, регистрация на сайте Культурного центра ЗИЛ.

theoryandpractice.ru

5 форматов профориентации, практикуемых во всём мире / Newtonew: новости сетевого образования

В России происходит бум профориентации. В последние годы помимо традиционных тестов, консультантов по выбору профессии и стажировок у нас появляются проекты по примерке профессий («профессиональные пробы»), становятся популярными экскурсии в компании, развивается менторство, снова набирают популярность колледжи, открываются отделы по профориентации и развитию карьеры при школах и университетах.

Мы решили внимательнее приглядеться к опыту наших зарубежных коллег, где тема самоопределения уже давно в тренде, и никого не удивишь оплачиваемыми стажировками в ООН, турами для подростков в Африку или возможностью пойти в подмастерья (apprenticeships). Мы всё равно удивились, выбрали 5 самых популярных форматов и добавили десяток ссылок на стоящие проекты.

Тематические парки

Самый известный тематический парк создал Уолт Дисней. Открыв в 1955 году DisneyLand, он превратил сказочный мир героев своих мультфильмов в реальность. Позже компания Disney открыла парк Epcot — модель мира, каким он будет в будущем, — объединив развлечение (entertainment) и образование (education) в единую концепцию edutainment. Формат тематических парков стал использоваться и для профориентации. Самый известный проект, город профессий Kidzania, появился в Мексике в 1999 году. Сегодня парки Kidzania существуют в 25 городах по всему миру.

Это огромный симулятор взрослой жизни.

Источник: london.anglican.org

Это огромный симулятор взрослой жизни — целый город с корпорациями и магазинами, больницами и университетами, где можно построить карьеру, заработать и потратить деньги, научиться работать в команде и строить репутацию, даже не перейдя в старшие классы школы. В этой же концепции работает небольшой парк Minicity в Любляне, Кидбург и Мастерславль в России.

Программы менторства

Никогда не рано встретиться с человеком, который уже прошёл длинный путь и может поделиться своим опытом выбора университета, построения карьеры, образа жизни.

Ментор — человек, подающий пример.

Источник: joyreactor.cc

Особенно популярны такие программы для детей и подростков из малообеспеченных семей. Например, в проект SMART можно попасть с 5-го класса. Здесь у ребёнка появляются тьютор и ментор. Фактически «тьютор» (в данном случае — просто калька с английского tutor) еженедельно помогает подопечному разобраться с домашней работой, грамотно распределить время и обсуждает приоритеты в учёбе. Менторы встречаются с подопечными реже – 1 раз в 2 месяца, обсуждая не учёбу, а, скорее, жизненные радости и сложности.

Интересно, что появляются и новые форматы менторства: онлайн, speed-менторство (когда на встречу с условным «ментором» отводится всего час с некоторой периодичностью) или, например, взаимное (peer-to-peer) менторство, когда ровесники или близкие по образованию, уровню люди помогают друг другу, как например, в проекте The Peer Project: здесь ментором можно стать с 15 лет.

Стажировки

Пожалуй, самый популярный формат профориентации — стажировка. Оплачиваемые, бесплатные или платные стажировки, в своей стране или за рубежом. Например, проект Go Overseas собрал у себя на сайте десятки существующих программ со всего мира: от изучения бизнеса в Лондоне до работы переводчиком в России.

Стажировка в Метрополитен-музее.

Источник: metmuseum.org

Будучи школьником, можно пройти стажировку в одном из многочисленных музеев, сделать исследование в зоопарке, познакомиться с дипломатическими миссиями в рамках пятинедельной cтажировки в ООН, получая при этом стипендию, или отправиться преподавать пятиклассникам, конечно, под наблюдением более опытного преподавателя.

Кое-что ещё:

 

Список оплачиваемых стажировок в США можно посмотреть здесь.

Волонтёрство

В отличие от стажировок (internship programs), волонтёрские программы (volunteer programs) направлены на решение социальных задач: обучение детей из малообеспеченных семей, облагораживание территории, помощь некоммерческим организациям. Кроме того, вакансии, которые называются стажировками, обычно требуют большего опыта, более высокого уровня образования и навыков.

Что российской действительности совсем несвойственно — часто приходится платить за волонтёрские программы, причём не только за питание и проживание. Например, двухнедельное приключение в Коста-Рике обойдется как минимум в 3 000 долларов, а поездка в Южную Африку для развития «осознанного отношения к миру животных» около 3 500 долларов, и эта стоимость не включает в себя питание и билет. На такую программу можно попасть даже если тебе меньше 18 — такие услуги предлагает Global Vision International, Global Leadership Adventures, причём отправиться помогать можно и всем классом.

Тематические ссылки:

 

Свободный год (GAP year)

В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. Кроме того, высокие уровни безработицы (прежде всего в Европе) вынуждают молодёжь всё позже выходить на работу. В Берлине и Амстердаме вы не раз встретите людей, которые только в 27 начинают свою корпоративную карьеру.

Свободный год — замечательная возможность остановиться и подумать ещё раз.

Источник: adicted.io

Это вовсе не значит, что до этого они ничего не делали: наверняка с 16 лет разносили пиццу, работали в веломастерской, съездили поволонтёрить в Африку и, конечно, же почти без денег проехали всю Азию. Свободный год после школы — время, когда ты сам выбираешь, какой опыт получить, но сотни и тысячи проектов предлагают тебе помощь в организации твоих приключений. Например, так выглядит программа gap year в Гватемале от проекта Максим Новель:

  • 20 недель изучения испанского;
  • 8 недель – работа с детьми;
  • 4 недели – работа с морскими черепахами;
  • 4 недели – преподавание английского;
  • 4 недели – забота о животных;
  • 1 неделя – обучение сёрфингу;
  • 1 неделя – обучение дайвингу и сертификация;
  • 2 недели – каникулы с проживанием

Тематические ссылки:

 

Несмотря на то, что в России сейчас бум профориентационных инициатив, стажировки и волонтёрство как форматы только-только становятся доступными для старшеклассников, а менторство по-прежнему живёт внутри корпораций или находится в зоне ответственности благотворительных фондов, работающих исключительно с детьми из детских домов.

В ближайшее время помимо нашей традиционной программы «Образ жизни: город» мы хотим объединить людей с интересными историями жизни и тех, кто пока не знает, как ему развиваться дальше. Если вам интересно стать спикером или организовать бесплатное мероприятие у себя в школе – напишите нам и мы будем вместе экспериментировать.

Авторы: Аня Бородай, Диана Колесникова, Ира Никитина

В оформлении материала использовано изображение с официального сайта Kidzania.

Больше ресурсов:

 

Children’s Volunteering Resource GuideВолонтерские программы на ГаитиВолонтерство для тех, кто младше 18The Road Less traveledDisabilities, Opportunities, Internetworking, and TechnologyCareer planning for high schoolersMy next moveOccupational outlook handbookСтажировки в музее50 Community Service Ideas for Teen VolunteersСоставление карьерного планаСтажировка летомTeen & High School Volunteer Abroad Programs | Under 18 Mission Trips40 Ways Kids Can Volunteer, Toddler to TeenFind Volunteer Opportunities for KidsHow Volunteer Opportunities for Kids Work129 Great Examples of Community Service ProjectsВиды наставничества6 ways to give millennials the mentorship programs they wantБольшой проект по менторствуTrends in mentoringTypes of career help

24 октября 2016, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Образ жизни

Мы верим, что выбирают не профессию, а образ жизни, и этот выбор происходит не единожды, а постоянно. Мы создаём среду для всё новых и новых жизненных экспериментов. В этой колонке мы структурируем наши знания о профориентации, образовательных пространствах и проектном подходе в образовании.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com