Зил рбк


ЗИЛ не катит :: Общество :: Газета РБК

Москва не нашла партнеров для реанимации автозавода

Фото: РИА Новости

Попытка сделать из ЗИЛа новый автозавод Москве не удалась. Автопроизводители – Renault и Daimler – прервали переговоры о совместной работе с оператором промплощадки – «МосАвтоЗИЛом». До конца года город решит, как застроить 60 га промышленной земли.

Автосборка

Сбербанк и правительство Москвы учредили компанию «МосАвтоЗИЛ» в середине 2012 года. Предполагалось, что она займется контрактной сборкой машин, в первую очередь коммерческих. Предприятие провело переговоры с несколькими автоконцернами, в частности с Renault и Daimler, но безуспешно, рассказывает собеседник РБК и подтверждает близкий к «МосАвтоЗИЛу» источник.

О том, что Renault заморозил переговоры с «МосАвтоЗИЛом», РБК в августе рассказывал генеральный директор представительства французской компании в России Брюно Анселен. В условиях нестабильной экономики и падающего рубля проект стал менее рентабельным, чем изначально предполагалось, объяснял он причины выхода из переговоров.

Нет ответа и от Daimler, говорят два источника, близких к «МосАвтоЗИЛу». Немецкий концерн рассматривал возможность развертывания производства легковых машин, в частности S-класса, рассказывали источники РБК в июле. Это стало особенно актуальным для концерна, после того как в июне этого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о запрете закупок импортной техники (кроме машин, собранных в странах Таможенного союза) для государственных нужд.

Daimler рассматривает различные варианты, но пока никакого решения об организации производства в России нет, сказал РБК представитель немецкого концерна в России Андрей Родионов. Планы владельцев «МосАвтоЗИЛа» он не комментирует. Московское правительство рассматривает различные варианты использования промышленной площадки ЗИЛа, рассказал РБК заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. По его словам, сейчас специалисты просчитывают градостроительный потенциал площадки (60 га), оценивают возможности транспортной сети. «Может быть, мы примем такое решение, что там будут офисы или какой-то другой вид недвижимости, может быть, выставочные залы будут,  – заявил РБК Хуснуллин. – Рассматриваем разные варианты. Окончательное решение мы постараемся принять до конца года».

К отказу от развития автосборочного производства столицу подталкивает и нежелание потребителей менять и покупать машины. Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России за девять месяцев этого года снизились на 13%, до 1,78 млн штук, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В сентябре было продано 197,2 тыс. машин, что на 20,1% меньше результата 2013 года.

Бизнес-класс на Автозаводской

Весной «Группа ЛСР» Андрея Молчанова победила в аукционе на право редевелопмента 65 га промзоны ЗИЛа. Здесь компания планирует построить около 1,5 млн кв. м недвижимости. Сегодня, 16 октября, компания представит окончательную концепцию проекта. Выйти на стройплощадку планируется до конца года.

Если участок, на котором сейчас стоят цеха, будет схож по параметрам с площадкой ЛСР, на ней можно будет построить не более 1 млн кв. м, большая часть придется на жилье комфорт- и бизнес-класса, подсчитал руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Владимир Богданюк.

Генеральный директор «Главмосстрой-недвижимость» Павел Лепиш считает, что ни один инвестор не согласится входить в редевелопмент столь крупного участка, если в конкурсной документации не будет предусмотрено строительство меньше 600 тыс. кв. м недвижимости.

Сегодня максимальный разрешенный объем застройки в Москве составляет 25 тыс. кв. м на 1 га, напоминает руководитель «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова. «Однако вне зависимости от того, какой объем недвижимости здесь разрешат построить, будущий инвестор вряд ли сможет построить здесь дорогое жилье», – уверена эксперт. Цена одного жилого «квадрата» в новостройках в близлежащих районах колеблется в диапазоне 150–200 тыс. руб., в нем и придется работать будущим застройщикам территории автозавода.

Как конвейер стал стройплощадкой

Завод Московского автомобильного общества (АМО) был заложен в 1916 году. Он строился для производства 1,5‑тонного грузовика по лицензии Fiat. Заводом имени Лихачева он стал в 1956 году.

Основная площадка в Москве занимает площадь около 275 га. В Советском Союзе был крупнейшим производителем грузовиков, пик производства пришелся на 1975–1989 годы, когда предприятие производило 195–210 тыс. машин в год. Также известен правительственными лимузинами, на которых передвигалось несколько поколений советских лидеров. Производство полностью остановилось в 2011 году.

Сегодня около 64% акций предприятия контролирует правительство Москвы.

www.rbc.ru

ЗИЛ не катит :: Общество :: РБК

Фото: РИА Новости

Попытка сделать из ЗИЛа новый автозавод Москве не удалась. Автопроизводители – Renault и Daimler – прервали переговоры о совместной работе с оператором промплощадки – «МосАвтоЗИЛом». До конца года город решит, как застроить 60 га промышленной земли.

Автосборка

Сбербанк и правительство Москвы учредили компанию «МосАвтоЗИЛ» в середине 2012 года. Предполагалось, что она займется контрактной сборкой машин, в первую очередь коммерческих. Предприятие провело переговоры с несколькими автоконцернами, в частности с Renault и Daimler, но безуспешно, рассказывает собеседник РБК и подтверждает близкий к «МосАвтоЗИЛу» источник.

О том, что Renault заморозил переговоры с «МосАвтоЗИЛом», РБК в августе рассказывал генеральный директор представительства французской компании в России Брюно Анселен. В условиях нестабильной экономики и падающего рубля проект стал менее рентабельным, чем изначально предполагалось, объяснял он причины выхода из переговоров.

Нет ответа и от Daimler, говорят два источника, близких к «МосАвтоЗИЛу». Немецкий концерн рассматривал возможность развертывания производства легковых машин, в частности S-класса, рассказывали источники РБК в июле. Это стало особенно актуальным для концерна, после того как в июне этого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о запрете закупок импортной техники (кроме машин, собранных в странах Таможенного союза) для государственных нужд.

Daimler рассматривает различные варианты, но пока никакого решения об организации производства в России нет, сказал РБК представитель немецкого концерна в России Андрей Родионов. Планы владельцев «МосАвтоЗИЛа» он не комментирует. Московское правительство рассматривает различные варианты использования промышленной площадки ЗИЛа, рассказал РБК заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. По его словам, сейчас специалисты просчитывают градостроительный потенциал площадки (60 га), оценивают возможности транспортной сети. «Может быть, мы примем такое решение, что там будут офисы или какой-то другой вид недвижимости, может быть, выставочные залы будут,  – заявил РБК Хуснуллин. – Рассматриваем разные варианты. Окончательное решение мы постараемся принять до конца года».

К отказу от развития автосборочного производства столицу подталкивает и нежелание потребителей менять и покупать машины. Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России за девять месяцев этого года снизились на 13%, до 1,78 млн штук, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В сентябре было продано 197,2 тыс. машин, что на 20,1% меньше результата 2013 года.

Бизнес-класс на Автозаводской

Весной «Группа ЛСР» Андрея Молчанова победила в аукционе на право редевелопмента 65 га промзоны ЗИЛа. Здесь компания планирует построить около 1,5 млн кв. м недвижимости. Сегодня, 16 октября, компания представит окончательную концепцию проекта. Выйти на стройплощадку планируется до конца года.

Если участок, на котором сейчас стоят цеха, будет схож по параметрам с площадкой ЛСР, на ней можно будет построить не более 1 млн кв. м, большая часть придется на жилье комфорт- и бизнес-класса, подсчитал руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Владимир Богданюк.

Генеральный директор «Главмосстрой-недвижимость» Павел Лепиш считает, что ни один инвестор не согласится входить в редевелопмент столь крупного участка, если в конкурсной документации не будет предусмотрено строительство меньше 600 тыс. кв. м недвижимости.

Сегодня максимальный разрешенный объем застройки в Москве составляет 25 тыс. кв. м на 1 га, напоминает руководитель «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова. «Однако вне зависимости от того, какой объем недвижимости здесь разрешат построить, будущий инвестор вряд ли сможет построить здесь дорогое жилье», – уверена эксперт. Цена одного жилого «квадрата» в новостройках в близлежащих районах колеблется в диапазоне 150–200 тыс. руб., в нем и придется работать будущим застройщикам территории автозавода.

Как конвейер стал стройплощадкой

Завод Московского автомобильного общества (АМО) был заложен в 1916 году. Он строился для производства 1,5‑тонного грузовика по лицензии Fiat. Заводом имени Лихачева он стал в 1956 году.

Основная площадка в Москве занимает площадь около 275 га. В Советском Союзе был крупнейшим производителем грузовиков, пик производства пришелся на 1975–1989 годы, когда предприятие производило 195–210 тыс. машин в год. Также известен правительственными лимузинами, на которых передвигалось несколько поколений советских лидеров. Производство полностью остановилось в 2011 году.

Сегодня около 64% акций предприятия контролирует правительство Москвы.

www.rbc.ru

Москва окончательно отказалась собирать автомобили на ЗиЛе :: Бизнес :: РБК

Столичные власти утвердили планы по редевелопменту второй части промзоны ЗиЛ. Как и прогнозировал ранее РБК, одним лишь проектом ЛСР на 1,5 млн кв. м было решено не ограничиваться – на 164 га по другую сторону железной дороги МКЖД решено построить более 2 млн кв. м, из которых половина придется на жилье с соцобъектами. Остальное отдадут под офисы и небольшие производства, говорят чиновники. Строительство такого масштаба обойдется девелоперу дороже $5 млрд, подсчитали эксперты

На территории завода им.Лихачева (ЗИЛ) (Фото: ТАСС)

Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (ГЗК) в прошлый четверг, 16 октября 2014 года, согласилась с подготовкой проекта планировки территории ЗИЛа для размещения объектов жилой и общественно-производственной застройки, говорится в сообщении Москомстройинвеста. Ранее РБК писал, что чиновники решили подготовить конкурсную документацию по этому участку. Причиной собеседники РБК называли письмо китайской Dalian Wanda Group, в котором один из крупнейших девелоперов Китая высказывал заинтересованность в участии в таком конкурсе.

В отличии от группы ЛСР Андрея Молчанова, купившей этой весной право застройки 65 га, вторая территория в 2 раза больше – 130 га, сообщили в Москомстройинвесте. Пока готовятся необходимые документы, как только это будет сделано – мы выставим участок на торги, разъяснил РБК один из чиновников мэрии.

Всего рассматриваемая территория охватывает более 164 га. Общая наземная площадь объектов составит 2,07 млн кв. м, в том числе жилая с объектами социальной инфраструктуры – 1 млн кв. м, общественно-производственная часть – 1,07 млн кв. м, говорится в материалах МКСИ. Основная застройка затронет южную часть этой территории площадью 110 га. Северный участок в 20 га сейчас занят ТЭЦ ЗиЛ, после вывода которой с территории завода не менее 8 га будут отведены под размещение автобусного парка.

После отказа крупных международных автоконцернов открыть на ЗиЛе производство автомобилей, московское правительство начало рассматривать другие варианты использования промышленной площадки. «Может быть, мы примем такое решение, что там будут офисы или какой-то другой вид недвижимости, может быть, выставочные залы будут,  – заявил РБК заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. – Рассматриваем разные варианты. Окончательное решение мы постараемся принять до конца года».

Столичные заводы превращаются в жилье и офисы Еще 3 фото Примерный объем инвестиции в строительство здесь жилья директор департамента управления активами группы ПСН Татьяна Тикова оценивает в 100 тыс. руб. за 1 кв. м. Только себестоимость «коробки» может составить 50-60 тыс. рублей  за 1 кв. м, считает аналитик «Бест-Новострой» Сергей Лобжанидзе.

Компанию «МосАвтоЗИЛ» Сбербанк и правительство Москвы учредили в середине 2012 года. Планировалось, что она займется контрактной сборкой машин, в первую очередь коммерческих. Однако ряд переговоров с представителями нескольких автоконцернов, в том числе с Renault и Daimler, оказались безуспешными, рассказывал ранее собеседник РБК и подтверждал близкий к «МосАвтоЗИЛу» источник.

Завод Московского автомобильного общества (АМО) был заложен в 1916 году. Он строился для производства 1,5‑тонного грузовика по лицензии Fiat. Свое нынешнее имя предприятие получило в июне 1956 года после смерти бывшего гендиректора завода Ивана Лихачева.

Основная площадка в Москве занимает площадь около 275 га. Производство на ней было полностью остановлено в 2011 году. Сегодня около 64% акций предприятия контролирует правительство Москвы, а основным кредитором является Сбербанк.

www.rbc.ru

На ЗИЛе будут собирать китайские грузовики :: Экономика :: РБК

Китайский автопроизводитель Dong Feng намерен организовать крупноузловую сборку своих грузовиков на мощностях московского ЗИЛа, пишет сегодня "РБК daily". По словам источника, знакомого с ситуацией, китайская автомобильная компания Dong Feng договорилась с АМО "ЗИЛ" об организации крупноузловой сборки до четырех моделей малотоннажных грузовиков на мощностях московского предприятия.

Фото: РБК

"В следующем году планируют начать собирать грузовики Dong Feng массой до 8 т. Предварительно объем производства на 2013г. составит 2 тыс. единиц", - сообщил он изданию. Представитель ЗИЛа от комментариев отказался.

Представитель Dong Feng в России сказал изданию, что компания заинтересована в организации локального производства в России и ведет переговоры с несколькими потенциальными партнерами, в том числе в московском регионе. "Первоочередная задача - внимательно изучить все возможности. Желательно начать сборку в течение двух-трех лет, но мы хотим решить этот вопрос как можно скорее", - сообщил он.

Планируется, что дистрибьютором грузовиков станет екатеринбургская компания "ЕК-Моторс", которая занимается продажей автомобилей Foton, Tata Motors и продукции ЗИЛа. Впрочем, управляющий "ЕК-Моторс" Александр Архипов категорически отрицает сотрудничество с китайской Dong Feng. При этом на сайте дилерской компании уже появилась информация, что "ЕК-Моторс" "подписала эксклюзивный договор на поставку в Россию автомобилей Dong Feng".

Напомним, что в мае 2012г. мэр Москвы Сергей Собянин и глава Сбербанка Герман Греф подписали соглашение о совместной организации производства легковых автомобилей и автобусов на территории АМО "ЗИЛ". Сбербанку в проекте СП ООО "МосАвтоЗИЛ" будет принадлежать 51%, а правительству Москвы - 49%.

По словам главы Сбербанка Г.Грефа, реализация проекта позволит возродить одно из ведущих автомобильных предприятий России, наладить производство качественных востребованных автомобилей и создать в столице новые рабочие места.

Новые автомобили начнут выпускать в I квартале 2013г., будет создано 3 тыс. 100 новых рабочих мест. По словам Г.Грефа, к 2017г. Сбербанк планирует продать свою долю в предприятии стратегическому инвестору.

Ожидается, что к 2019г. завод выйдет на проектную мощность - сборку 150 тыс. машин в год. По словам Г.Грефа, это будет мультибрендовое производство, в рамках которого на предприятии станут собирать автомобили ведущих мировых марок. Информация о том, какие именно машины будут сходить с конвейера обновленного АМО "ЗИЛ", держится в секрете. Однако известно, что в переговорах принимали участие представители компаний Fiat, Chrysler и Renault.

Выпуск автомобилей на АМО "ЗИЛ" (64,77% акций принадлежит правительству Москвы), главный конвейер которого простаивал с марта по сентябрь 2011г., возобновлен благодаря поддержке московских властей. Они приостановили процедуру банкротства компании и начали частично выплачивать долги предприятия, которые оценивались примерно в 15 млрд руб.

Dong Feng Motors была создана в 1969г. Поставки в Россию компания начала в 2007г. По данным аналитического агентства "Автостат", за девять месяцев 2012г. в России было зарегистрировано 328 новых машин Dong Feng. Всего с 2007г. в Россию было завезено 3,7 тыс. автомобилей этой марки.

www.rbc.ru

Евтушенков и Молчанов купили южный участок ЗИЛа на двоих :: Бизнес :: РБК

АФК «Система» и «Группа ЛСР» победили в конкурсе на право застройки южного участка московской промзоны ЗИЛа, предложив за объект 34,2 млрд руб. До 2022 года они построят там 1,5 млн кв. м жилья

Вид с территории завода ЗИЛ (Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)

​​Единственный претендент

Покупателям 100-процентной доли в ООО «ЗИЛ-Юг», владеющем правом на застройку 109,33 га в промзоне ЗИЛа на юге Москвы, стало ООО «Развитие», сообщила пресс-служба департамента города Москвы по конкурентной политике (тендерный комитет). По 50% «Развития» принадлежит структурам АФК «Система» Владимира Евтушенкова и «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. На конкурсе компания предложила за объект 34,2 млрд руб., превысив стартовую цену на 8,3 млрд руб. Компания готова постепенно выкупать ООО «Зил-Юг» в течение восьми лет, добавляется в сообщении.

Других претендентов на участие в конкурсе не было, хотя на road-show проекта, которое проходило в апреле, корреспондент РБК помимо представителей ЛСР и «Системы» заметил менеджеров почти всех крупных девелоперов и инвесторов, работающих в Москве: ГК «Пионер» Андрея Грудина, «Кортрос» Виктора Вексельберга и AEON Романа Троценко. «Интерес к конкурсу проявляли несколько компаний, но до финиша дошла одна», — цитирует слова главы тендерного комитета Геннадия Дёгтева пресс-служба комитета.

«В ближайшие дни конкурсная комиссия проверит соответствие претендента квалификационным требованиям к участникам конкурса и не позднее следующей недели вынесет решение», — цитируются в сообщении слова Геннадия Дёгтева. Источник, близкий к конкурсной комиссии, добавил РБК, что окончательное решение будет принято ориентировочно в начале следующей недели.

Что построят на ЗИЛе

Проект редевелопмента участка бывшего автомобильного завода им. Лихачева, принадлежащего ООО «ЗИЛ-Юг», предусматривает, что до 2022 года здесь будет построен микрорайон общей площадью 1,558 млн кв. м. Из них на жилье придется 1,1 млн кв. м, 400 тыс. кв. м займут коммерческие и промышленные объекты, остальные площади отведены под социальную инфраструктуру.

Объем инвестиций в проект оценивается в 230 млрд руб. Конкурс на право освоения участка был объявлен в начале октября. На условиях единовременной оплаты стартовая цена лота составляла 14,37 млрд руб., при рассрочке до 2022 года — 25,9 млрд руб. В тендерной документации указано, что переплата при рассрочке рассчитана исходя из 15,2% годовых. Если инвестор выплатит сумму в рассрочку быстрее чем за восемь лет, выплаты снижаются.

На апрельском road-show чиновники говорили, что предполагают выручить за объект 32 млрд руб., но торги несколько раз переносились, а цена была снижена.

Разделили риски

«Группа ЛСР», подконтрольная экс-сенатору Андрею Молчанову (57,6%), ранее называлась одним из фаворитов конкурса: ЛСР уже застраивает другую часть промзоны ЗИЛа. В апреле 2014 года ЗАО «ЛСР Недвижимость — М», входящее в группу, победило в первом конкурсе. Тогда за 99,9% ООО «Промобъект», владеющее тремя участками общей площадью 65 га, компания согласилась заплатить 23,4 млрд руб. ЛСР уже приступила к реализации проекта общей площадью 1,56 млн кв. м, получившего название «Зиларт».

АФК «Система» тоже не новичок на ЗИЛе. В начале ноября 2013 года холдинг купил 100% ЗАО «Лидер-Инвест», основным активом которого является 75% ОАО «Московский бизнес-инкубатор» — девелопера проекта Nagatino i-Land, предполагавшего строительство около 900 тыс. кв. м недвижимости у метро «Коломенская» на территории, принадлежавшей ранее ЗИЛу. В мае 2015 года газета «Коммерсантъ» написала, что АФК решила снизить общий объем застройки до 795 тыс. кв. м и начать строить в рамках проекта жилье. До этого в Nagatino i-Land строились только офисные площади.

В пресс-службе «Группы ЛСР» заявили, что предоставят информацию о проекте и схеме участия в нем совместно с АФК «Система» после официального объявления победителей. В АФК «Система» также не ответили на вопросы РБК.

Реализовывать столь крупный проект в одиночку рискованно, особенно учитывая, что такой же объем жилья по соседству возводит «Группа ЛСР», объясняет партнерство «Системы» и ЛСР региональный директор по развитию бизнеса Сolliers International Владимир Сергунин. «Стороны просто решили разделить риски его реализации, — предполагает эксперт. — В городе сейчас и так много жилья, но оно еще имеет шансы быть проданным в отличие от офисов». Правда, проект будет реализован полностью только через семь лет, к тому времени рынок еще может восстановиться. «Будучи фактически монополистами строительства на ЗИЛе, АФК «Система» и ЛСР получат возможность контролировать объемы строительства и уровень цен», — отмечает Сергунин.

Руководитель «ИРН-Конслтинга» Татьяна Калюжнова считает, что в нынешней экономической ситуации строительство более чем 1 млн кв. м жилья в этом районе «вряд ли можно считать разумным шагом». «В районе от ТТК до МКАД сегодня уже продается около 1,2 млн кв. м жилья, еще примерно 500–600 тыс. кв. м девелоперы придерживают, — говорит она. — Этого хватит на три года продаж». При этом цены в массовом сегменте жилья (так называемый комфорт-класс) в следующем году продолжат снижаться. По данным компании «Бест-Новострой», если сегодня средняя цена в новостройках Москвы — около 150 тыс. руб., то в 2016 году она может снизиться на 15–18%, достигнув 130 тыс. руб. В «ИРН-Консалтинге» также прогнозируют падение средней цены в комфорт-классе в 2016 году, но на 10%.

www.rbc.ru

Во что превратится ЗИЛ, если вложить в него 200 млрд руб. :: Впечатления :: РБК.Стиль

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов недавно заявил, что столица откажется от точечной застройки промзон: городу нужны не погонные метры жилья, а районы, удобные для жизни. Мэрия уже объявила конкурс на реализацию самого масштабного из подобных проектов — застройку территории Завода имени Лихачева — и подведет его итоги в начале мая. «РБК.Стиль» разбирался, что мы увидим в ближайшем будущем на месте зиловских цехов.

К концу 2025 года на территории нынешнего ЗИЛа должен появиться новый район с жильем для 30 000 человек, бизнес-центрами и, конечно, парками, бульварами и скверами — под них отдадут аж пятую часть из всех 380 га зиловской земли.

Нет, это не будет тот город-сад, каким его видели Эбезинер и его последователи. Не будет ни круговой геометрии улиц, ни идеологии, которую мы сегодня называем концепцией доступного жилья, а в начале прошлого века именовали «уничтожением эксплуатации человека человеком в жилищной нужде». Но для Москвы обустройство этой территории — проект, безусловно, уникальный.

 

 

«Полуостров ЗИЛ»

До последнего времени московские промзоны осваивались двумя способами. В первом случае это была та самая, ныне раздражающая главного архитектора Москвы точечная застройка: получив пару гектаров земли, застройщик действовал по принципу «киска, ну еще капельку», о есть максимум этажей, минимум инфраструктуры. Только в прошлом году таким образом Москва получила почти полтора миллиона квадратов жилья.

Для второго способа бизнес-составляющая была неглавной — старые заводы превращали в арт-объекты. Такая метаморфоза произошла с фабрикой «Красный Октябрь»; завод по производству тары для духов на Большой Новодмитровской превратился в дизайн-завод «Флакон» — сборище офисов дизайнеров; на старых промплощадках выросли центры современного искусства «Винзавод» и «Гараж». Концепция редевелопмента ЗИЛа, по сути, объединяет эти два подхода.

Что делать со славным когда-то Заводом имени Лихачева, московские власти думали давно. Завод, выпускавший в свои лучшие годы по 200 000 машин, с начала 1990-х лишь хирел и залезал в долги. Гигантские цеха один за другим закрывались и тихо умирали, отключенные от света и тепла. В 2013 году сборочные конвейеры остановились вовсе. Мэрия хотела сделать на базе ЗИЛа некий технопарк, но денег не было, да и кредиторы наседали (долгов к тому времени набежало на 26 млрд руб.). Тогда и возникла идея: производство сохранить, ужав в четыре раза и отправив в самый закуток территории зиловского «полуострова». А освободившиеся гектары продать инвесторам. Но с условием, что построят они не то, что хотят сами, а что придумает мэрия.

Концепцию застройки ЗИЛа разрабатывали долго — почти три года. Сначала провели конкурс, который выиграли московское архитектурное бюро «Меганом» с концепцией «Полуостров ЗИЛ» и немецкое Uberbau. Потом проект дорабатывало НИиПИ Генплана Москвы. Концепция не пощадила «старый» ЗИЛ. Под снос пойдет 1 млн кв. м заводских зданий: все, кроме первой конторы завода 1921 года постройки, цехов центральной зиловской аллеи, от которых останутся лишь фасады, и гигантского — 140 000 кв. м — кузовного цеха (его думают переоборудовать в подобие существующих центров современного искусства).

Архитекторы даже хотели вписать в «тело» нового района сохраненное производство автомобилей. «Мы придумали концепцию "производство как спектакль", — рассказывал в одном из интервью руководитель бюро "Меганом" Юрий Григорян. — То есть в цехах делаются прозрачные стены, и проходящие люди могут наблюдать, что внутри завода происходит, как из отдельных деталей получается готовый автомобиль». Впрочем, этой идее, похоже, не суждено осуществиться — производство все-таки отправят подальше от глаз будущих жителей района.

Но главное, что осталось в проекте, — он предусматривает огромные общественные пространства. Один только центральный парк займет почти 30 га, откроется набережная, которая сейчас наводит грусть запустением и рядами заброшенных цехов, будет построен ледовый дворец.

 

 

Избирательная доступность

Очевидно, что жилье, которое построят на ЗИЛе, не будет дешевым. Шаговая доступность от Кремля доступной всем быть не может. Да и вложения в проект уж слишком велики. Для начала победитель конкурса, объявленного мэрией, заплатит 24 млрд руб. только за право застройки территории (это цена 99% акций принадлежащего мэрии ООО «Промобъект», которое сейчас владеет землей). В копеечку выльются снос зиловской инфраструктуры и рекультивация грунта, на 5–10 м пропитанного ядовитыми веществами. В целом затраты инвестора на проект потянут минимум на 150 млрд руб. Еще около 50 млрд вложит сам город в инфраструктуру: новый мост через Москву-реку, новая станция метро, 37 км новых дорог.

В итоге метр жилья на «полуострове ЗИЛ» будет стоить никак не меньше 150 000 руб. на стадии котлована и 180 000 ближе к дню сдачи объектов.

Масштабность проекта отпугнула многих девелоперов. Условиями конкурса интересовались все киты российской строительной индустрии, но в итоге за право застройки ЗИЛа поборются лишь две структуры — ЗАО «Строительные инвестиции», аффилированное со структурами Виктора Вексельберга, и питерский застройщик «ЛСР», принадлежащий сенатору Андрею Молчанову.

 

Промзоны: тотальная переделка

Можно сказать, что, реализовав этот масштабный проект, город вернет правому берегу Москвы-реки свои исторические «долги». Ведь еще сто с небольшим лет назад это место было вполне себе зеленым и в чем-то даже общественным. Здесь росли столетние сосны Тюфелевой рощи, и среди них любили проводить свои подпольные сходки рабочие соседней Симоновской слободы, за которыми с азартом гонялась полиция. Но промышленная революция начала века помаленьку уничтожила саму рощу, революция Октябрьская лишила смысла подпольные сходки, а новая волна реконструкции автомобильного завода в 1930-е и вовсе полностью снесла все рабочие поселки ради новых цехов. И вот почти через век на место пролетариата Симоновской слободы заселятся белые воротнички современного среднего класса. С ними местной полиции уж точно будет поспокойнее.

Концепция смешанного использования территории, при которой рядом друг с другом развиваются и жилые, и деловые, и промышленные кварталы, вполне распространенная в Европе, для Москвы необычна и, можно сказать, революционна. При удачном исполнении она позволит превратить депрессивные промышленные районы — «черные дыры» города — в новые центры притяжения, центры общественной и культурной жизни.

Еще даже не реализованная на ЗИЛе, эта концепция уже так понравилась мэрии столицы, что она готова перенести этот опыт и на другие площадки. Примерно по такому же плану в ближайшие годы пойдет обустройство и других крупных московских промзон: территории завода «Серп и молот», 200 га промзоны «Магистральные улицы». Пойдет под снос, чтобы превратиться в новые кварталы, часть Южного порта, Бадаевский пивзавод и еще два десятка подобных площадок, за которые уже идет борьба инвесторов.

Виктор Купрейчик

style.rbc.ru

Москва попросила 32 млрд руб. за южную часть ЗИЛа :: Бизнес :: РБК

За право построить свыше 2 млн кв. м на втором участке ЗиЛа инвестор заплатит как минимум 32 млрд руб., еще в 18 млрд рублей может обойтись смена вида разрешенного использования земли

Территория завода им. Лихачева (ЗИЛ) (Фото: ТАСС)

Стартовая стоимость предстоящего аукциона по продаже 100-процентной доли ООО «ЗИЛ Юг» была озвучена в ходе организованного в четверг правительством Москвы road-show для потенциальных инвесторов. Помимо этой суммы инвестор должен будет заплатить еще около 18 млрд рублей за смену вида разрешенного использования участка. Среди тех, кто пришел ознакомиться с предложением столичных властей, — представители «Группы ЛСР» экс-сенатора Андрея Молчанова, которой уже принадлежит право застройки 65 га в западной части промзоны. Также были замечены менеджеры и других крупных компаний - ГК «Пионер» Андрея Грудина, «Кортрос» Виктора Вексельберга, AEON Романа Троценко и АФК «Система» Евгения Евтушенкова.

По условиям аукциона, будущий покупатель должен будет передать городу до 2017 года 15 га, где не будет планироваться жилая или коммерческая застройка. Сам проект, предполагающий возведение жилого квартала общей площадью 1 млн кв. м с необходимой социальной инфраструктурой, а также объектов общественно-производственного назначения площадью 1,068 млн кв. м, необходимо будет завершить до 2026 года. Доходность проекта, по расчетам организаторов торгов, составит 20% на вложенный капитал. Сам аукцион может быть проведен уже в мае.

Доходность проекта в 20% - это слишком мало для того, чтобы заинтересовать инвестора, считает руководитель департамента аналитики и консалтинга «Бест Новострой» Сергей Лобжанидзе. «Скорее всего доходность будет выше – в районе 24%, - прогнозирует эксперт. – При площади продаваемой недвижимости в 800 тыс. кв. м и средней цене квадратного метра в 175 тыс. рублей, инвестор сможет выручить минимум 140 млрд рублей, получив доходность от 33 млрд рублей».

Впрочем, управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев сказал, что в условиях кризиса цена квадратного метра может упасть, и с учетом большого объема продаж – в районе 750-800 тыс. кв. м – составить около 100-120 тыс. рублей. «Проект выглядит довольно рискованным, - обращает внимание эксперт. – При выручке от продаж в районе 90 млрд рублей и растущей себестоимости строительства, которая сегодня уже в районе 60 тыс. рублей на 1 кв. м, возможность заработать инвестор получит только в зависимости от условий рассрочки платежей».

В АФК «Система» не стали комментировать свой интерес к участию в будущем аукционе. В пресс-службе ГК «Пионер» сообщили, что заинтересованы в участии в аукционе, но примут окончательное решение, изучив конкурсную документацию. «Корпорация AEON допускает возможность своего участия в этом конкурсе», - сказали в пресс-службе компании. Участок потенциально интересен для группы ЛСР, но решение будет принято после публикации условий и изучения документации, сказал РБК член правления «Группы ЛСР», управляющий директор в Москве Иван Романов. «Привлекательность проекта формируется не столько за счет цены, сколько за счет того наполнения, которое город планирует реализовать на территории, - подчеркнул Романов. - Также интерес девелоперов будет зависеть и от сроков реализации данного проекта». В пресс-службе «Кортрос» не ответили на запрос РБК.

Год назад Москва уже продала на аналогичных торгах право застройки 65 га в западной части промзоны. За 28 млрд руб. «Группа ЛСР» Андрея Молчанова получила право возвести около 1,5 млн кв. м: к 2022 году компания собирается построить около 950 тыс. кв. м жилья и апартаментов, 167 тыс. кв. м офисов и 98 тыс. кв. м торговых объектов; подземные парковки займут 342 тыс. кв. м.

В сентябре 2014 года РБК писал, что в участии в аналогичном конкурсе на застройку соседнего участка заинтересована китайская Dalian Wanda Group, однако позже заммэра Москвы Марат Хуснуллин сообщил об отказе китайских инвесторов от проекта, произошедшем на фоне резкого ослабления курса рубля.

www.rbc.ru


Смотрите также