Седельное сцепное устройство ЗИЛ-130. Зил седло


Седло клапана | АвтоКлуб ЗиЛ 131

Износ фаски седла при­водит к неплотному прилеганию клапана, при этом прорывающиеся газы образуют окисление и раковины на рабочей поверх­ности фаски, а иногда и на клапане. Мел­кие неисправности седел можно вывести притиркой клапана по седлу, а глубокие-— шлифовкой (рис. 1) с последующей при­тиркой клапана к рабочей фаске седла.

Для седел впускного клапана применяют конусные абразивы под углом 30° (относи­тельно горизонтальной оси), а для выпуск­ного клапана — 45°.

Ремонт рабочих фасок седел клапанов производят шлифованием абразивными спе­циальными камнями, так как стальные фре­зы имеют меньшую твердость, чем наплавка седла клапана. Для впускного клапана шли­фование производится в следующем поряд­ке: предварительно обрабатывается рабочая поверхность седла конусным камнем под углом 30°, как показано на рис. 1, б, за­тем снимается фаска в нижней части седла клапана фрезой под углом 75° (рис. 1, в), после чего снимается фаска верхней части седла под углом 15° (рис. 1, г); затем обрабатывается начисто рабочая поверх­ность седла клапана мелкозернистым конус­ным камнем под углом 30° (рис. 1, д). Те же операции производятся для седел вы­пускных клапанов с использованием для этого основного конусного камня под углом в 45°.Прежде чем произвести исправление седла клапана, следует проверить состояние вту­лок клапанов. Если последние подлежат за­мене, то эту операцию следует выполнять до исправления седел, так как базой для обработки гнезд являются втулки клапанов. Чистовое фрезерование можно заменить шлифовкой абразивным камнем с соответ­ствующей заправкой камня.

Если ширина рабочей фаски седла более 1,4 мм для выпускного клапана или более 1,1 мм для впускного клапана, нужно умень­шить фаску шлифованием седла под углом 75° и 15° (см. рис. 1).

Закончив исправление седла клапана, надо проверить точность его обработки при по­мощи индикатора. Биение рабочей поверх­ности седел клапанов относительно оси от­верстия втулок клапанов допускается не более 0,035 мм.

При износе седел, не допускающих исправ­ления шлифованием, их выпрессовывают из головки цилиндров при помощи приспособ­ления (рис. 2) и запрессовывают новые седла.

Перед запрессовкой седел клапанов голов­ку цилиндров следует нагреть до темпера­туры 180° С. Седла запрессовывают при по­мощи оправки (рис. 3) до упора в гнезда.

Посадка седла производится с натягом: для впускного клапана 0,140—0,200 мм н для вы­пускного клапана — 0,148—0,200 мм.

Фаскн седла обрабатывают, добиваясь соосности их относительно направляющих втулок, а затем притирают к ним клапаны.

После ремонта седел клапанов головку цилиндров промыть и продуть сжатым воз­духом.

При установке клапанов в головку ци­линдров следует смазать стержни и направ­ляющие втулки клапанов тонким слоем масла.

Установить головку на верстак, вставить клапаны. На выпускные клапаны уста­новить механизмы вращения клапанов, для впускных клапанов надеть опорные шайбы пружин, установить пружины клапана, надеть резиновые манжеты на впускные клапаны, установить на пружины тарелки, затем, сжимая пружины съемником, установить сухарики клапа­на и тем самым закрепить клапан с пружи­нами на головке цилиндров.

При замене втулки коромысла должны быть просверлены отверстия масляных ка­налов.

Износ носика коромысла, сопрягаемого со стержнем клапана, можно устранить пу­тем зачистки его личным напильником, но с сохранением радиуса 10 мм закругления.

По теме:

zil131.net

Седельные тягачи - Журнал «АВТОТРАК»

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Седельный тягач, в отличие от грузового автомобиля, представляет собой специальную тяговую машину, несущую на себе часть прицепного веса. Сцепное устройство такого тягача всегда располагается над задними ведущими колесами и воспринимает часть веса общего прицепа, являясь как бы седлом, откуда и происходит название этих тягачей. Седельный тягач не имеет грузонесущего кузова и снабжается опорно-сцепным устройством.

Седельный автоприцеп, предназначенный для тяги седельным тягачом, представляет собой повозку с одной или несколькими расположенными в задней части опорными осями, на которые через подвеску опирается задняя часть рамы полуприцепа со смонтированным на ней кузовом. В передней части полуприцепа на шарнирно-подвешенной раме находятся опорные стойки, которые при расцепке полуприцепа от тягача опускаются и служат для опоры передней части полуприцепа и на случай необходимости маневрирования с расцепленным седельным тягачом.

Седельный тягач ГАЗ-АА с деревяннымполуприцепом-платформой, 1934-1940 гг.

Полуприцепы классифицируются по конструкции рамы: с прямой рамой и с составной или гнутой; по способу управления передними опорными устройствами — на полуприцепы с ручным или автоматическим подъемом опор. По количеству осей наиболее распространенными стали одно-, двух- и трехосные. Несмотря на это, некоторые полуприцепы-тяжеловозы насчитывают до десяти осей.

Идея создания седельных автопоездов принадлежит американской фирме «Фрюхауф», которая еще в 1910 году наладила серийное производство седельных автопоездов на базе знаменитого грузовика Форд-ТТ. Интересно вспомнить, что уже к 1929-1936 годам количество зарегистрированных седельных тягачей в США увеличилось в четыре с половиной раза, тогда как число зарегистрированных одиночных грузовых автомобилей за эти годы почти не изменилось. Производство американских полуприцепов также шло семимильными шагами, достигнув к 1935 году 25 000 штук, против 11 400 штук в 1923.

Седельный тягач ЗИС-10 с полуприцепом НАТИ, 1934-1940 гг.

ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ СЕДЕЛЬНИКИ И БОРТОВЫЕ ПОЛУПРИЦЕПЫ ДЛЯ НИХ

Попытки создания отечественных седельных тягачей относятся к началу тридцатых годов. Это выпущенный в 1932 году на Московском автозаводе АМО-7, а также седельный тягач на базе полуторки. Седельный тягач ГАЗ-АА представлял собой специализированную машину Горьковского автозавода имени Молотова. Он собирался из стандартных деталей грузовика. Колесная база укорачивалась до 2600 мм, а на месте грузовой платформы устанавливался сцепной механизм. Укорачивание колесной базы тягача производилось уменьшением длины лонжеронов рамы, карданных валов и раскосных штанг заднего моста. Задние кантилеверные рессоры заменялись на полуэллиптические. В остальном седельный тягач ГАЗ-АА ничем не отличался от породившего его стандартного ГАЗ-АА. Расход топлива седельного ГАЗ-АА без полуприцепа составлял 15 литров на 100 км, однако при эксплуатации с 2,5-тонным полуприцепом расход значительно увеличивался и достигал 21,5 л. При работе на хороших дорогах грузоподъемность полуприцепа иногда доводилась до 3-4 тонн.

Но отсутствие крупносерийного производства не позволило насытить советский грузовой автопарк столь нужными машинами. В 1931 году Союзтранс приобрел в США партию из 116 полуприцепов «Фрюхауф» А-431 грузоподъемностью 5 тонн, которые сначала использовались с немецкими седельными тягачами «Бюссинг», а затем и с отечественными ЗИС-10. Понимая перспективность тягачей седельного типа, работы над ними продолжались.

Седельный газогенераторный тягач ЗИС-21Г с полуприцепом НАТИ, 1939-1941 гг.

В 1933 году в НАТИ был спроектирован и построен на Ярославском автозаводе опытный образец седельного тягача Я12Д, отличавшийся от стандартного грузовика Я-5 укороченной колесной базой, опорно-сцепным устройством и увеличенным передаточным отношением главной передачи. Тягач Я12Д мог буксировать полуприцеп грузоподъемностью 10 тонн. Затем были проведены его испытания с полностью загруженным полуприцепом по преодолению подъема в 8 градусов. При преодолении подъема на второй передаче двигатель тягача примерно на половине пути начал быстро терять обороты, после чего машина была спущена обратно задним ходом. Затем была предпринята попытка преодолеть тот же подъем на первой передаче, после чего подъем был преодолен, что свидетельствовало об определенном запасе тягового усилия.

Опорно-сцепное устройство тягача «Я-НАТИ-12Д» состояло из двух частей: опоры с поворотным стержнем на тягаче и захватывающими челюстями на полуприцепе. Опорная часть, установленная и закрепленная на раме тягача, представляла собой кольцевую площадку с небольшим бортом и двумя наклонными плоскостями для въезда передней части полуприцепа. В средней части поворотной площадки находился поворотный стержень — кабестан диаметром 104 мм. Эта площадка с кабестаном монтировалась на двух продольных валиках с пружинами, которые предназначались для амортизации ударов в момент сцепки и во время движения. Кроме того, опорная часть сцепки на тягаче снабжалась рычажным приспособлением, соединенным тягами с двумя рычагами в кабине. Один рычаг служил для расцепки полуприцепа, а другой для привода его тормозов.

Седельный тягач «Я-НАТИ-12Д» с полуприцепом ПП-НАТИ, 1934 г.

Вторая, накладывающаяся, часть сцепного прибора полуприцепа была установлена между передними концами лонжеронов рамы полуприцепа, укреплена на мощной поперечине и представляла собой металлические челюсти, автоматически захватывающие кабестан тягача при сцепке. Такое сцепное устройство было несложным и надежным в эксплуатации. Но опять же, дальше опытного образца дело не продвинулось из-за отсутствия достаточного количества американских двигателей «Геркулес УХС».

В 1936 году НАТИ создает седельный полуприцеп ЦПД-КА грузоподъемностью 5 тонн для нового седельного тягача ЗИС-10, выпуск которого в небольших количествах начинается на Московском автомобильном заводе имени Сталина.

Полуавтоматический опорно-сцепной прибор

ЗИС-10 стал модификацией грузовика ЗИС-5: его снаряженная масса составляла 2700 кг, колесная база была укорочена, а передаточное отношение главной передачи для увеличения тягового усилия увеличено с 6,41 до 8,42, из-за чего скорость со 60 км/ч уменьшилась до 48.

Тягачу соответствовал универсальный полуприцеп НАТИЦПД-КА. Когда этот полуприцеп не был соединен с тягачом, он опирался на два поддерживающих ролика. На полуприцепе ЦПД-КА механизм подъема и опускания «лап» представлял собой бесконечный червяк, расположенный между средними траверсами и рамой.

Сам седельный тягач ЗИС-10 был обычным грузовиком ЗИС-5 с укороченной рамой, а над задними колесами устанавливалось опорно-сцепное устройство, состоявшее из седла на тягаче и опорной части на полуприцепе.

Седельный тягач ЗИС-120Н с полуприцепом-платформой ММЗ-584 на арочных шинах, 1958-1959 гг.

В передней части полуприцепа по обе стороны были ролики для накатывания на седло тягача. Там же имелся вал, вокруг которого качалась опорная рамка вместе с опорным роликом. Когда тягач подавался задним ходом к полуприцепу, хвосты тягача, присоединенные к задней части полуприцепа и задней траверсе, подхватывали ролики и приподнимали полуприцеп. При соединении роликов с крюком подъем полуприцепа завершался. В этот момент тяговый крюк попадал на вал, а водитель покидал свое место и приводил в движение запорный кривошип, благодаря которому начинал вращаться винт, ввинчивающийся в гайку и подтягивающий к ней крюк, затягивавший полуприцеп, пока ролики не попадали на седло. На этом сцепка заканчивалась.

На основе тягачей ЗИС-10 в очень небольшом количестве строились газогенераторные седельные тягачи ЗИС-21Г. Однако эти машины обладали малой эксплуатационной скоростью и использовались исключительно в районах, богатых древесиной.

Постановлением Совнаркома СССР, вышедшем в январе 1937 года, предписывалось Московскому автозаводу организовать производство около 1000 седельный тягачей ЗИС-10 в год, однако эта программа была выполнена лишь частично. Многие автопредприятия и небольшие кустарные мастерские строили седельные тягачи и полуприцепы к ним собственными силами по своим чертежам, базируясь на узлах и агрегатах списанных серийных грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-АА.

Тягач «Я-НАТИ-12Д» с полуприцепом

К МАССОВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

Во время войны в СССР по ленд-лизу было поставлено большое количество армейских седельный тягачей Студебеккер «ЮС-6», способных буксировать грузовые, самосвальные и специальные полуприцепы грузоподъемностью до 5 тонн. Опыт их эксплуатации показал, что за седельными автопоездами будущее. Поэтому к началу 50-х годов стало совершенно очевидным, что экономически наиболее эффективный путь увеличения производительности грузового автотранспорта — это создание автопоездов. Если специализированный кузов установлен непосредственно на шасси автомобиля, то машина будет простаивать при отсутствии необходимости в перевозках данного типа груза. А универсальный седельный тягач и специализированный полуприцеп позволяют с наименьшими затратами получить подвижной состав, наиболее эффективно приспособленный к особенностям определенных видов грузов.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1951 году на Ярославском автомобильном заводе, где началось серийное производство седельного тягача ЯАЗ-210Д. Для него использовалось шасси ЯАЗ-210Г, которое оборудовалось опорно-седельным устройством и шлангом для питания воздухом тормозной системы полуприцепа. Снаряженный вес тягача составлял 10 220 кг, наибольшая скорость — 45 км/ч. Это не так много, но этот тягач в основном предназначался для работы с полуприцепом-тяжеловозом МАЗ-5203, предназначенным для перевозки крупногабаритных грузов.

Седельный тягач ЗИЛ-164АН с полуприцепом-платформой ММЗ-584Б, 1960-1962 гг.

МАЗ-5203 имел балансирную подвеску колес без упругих элементов, откидные трапы для облегчения погрузки и разгрузки. Он не был универсальным, а использовался только для транспортировки определенного типа грузов — в основном бульдозеров, экскаваторов, дорожных катов, танков. МАЗ-5203 стал первым советским полуприцепом-тяжеловозом. Седельный тягач ЯАЗ-210Д изготавливался в очень ограниченных количествах, поэтому не мог решить все транспортные проблемы.

Тягачами, получившими действительно широкое распространение, стали ЗИС-120 и МАЗ-200В. Производство МАЗ200В началось в 1952 году, позднее были освоены его модификации МАЗ-200М и МАЗ-200Р. Все эти тягачи предназначались для работы с полуприцепами общим весом до 16 500 кг, которые они могли буксировать только по дорогам с твердым покрытием. На тягачах МАЗ-200М и МАЗ-200Р устанавливались шестицилиндровые четырехтактные дизельные двигатели ЯМВ-236 взамен четырехцилиндрового двухтактного дизеля ЯМЗ-204В мощностью 135 л.с., задние мосты с увеличенным передаточным отношением с 8,21 до 9,81, пневмовыводом для привода тормозной системы полуприцепа, два топливных бака общей емкостью 450 л. Максимальная скорость МАЗ-200В составляла 40-55 км/ч.

Основным полуприцепом для этих тягачей стал одноосный полуприцеп-платформа на лонжеронной раме МАЗ-5245 грузоподъемностью 14 тонн. Помимо него, для минских седельников было создано большое количество специализированных полуприцепов: цементовозов, панелевозов и других, но все они базировались на основной раме МАЗ-5245.

Седельный тягач ЗИЛ-157КВ с ракетным полуприцепом, 1958-1960 гг.

Еще одной модификацией седельного тягача МАЗ-200В стал двухосный седельный тягач повышенной проходимости МАЗ-501В, имевший привод на все колеса и созданный на базе лесовоза МАЗ-501. Для него предназначался полуприцеп МАЗ-5215Г, отличавшийся только одним задним откидным бортом и съемным тентом. Эти машины в основном использовались в Советской армии.

Седельные тягачи ЗИС-120, а позднее ЗИЛ-ММЗ-164В и ЗИЛ-ММЗ-164АН, ЗИЛММЗ-955Б и КАЗ-120Т стали самыми распространенными и массовыми на дорогах СССР в пятидесятых-шестидесятых годах. Они предназначались для буксировки полуприцепов общим весом до 10 500 кг по дорогам первой и второй категорий и до 8000 кг по проселочным и грунтовым дорогам.

Седельный тягач ГАЗ-51П с полуприцепом-платформой, изготовленным в «Главмосавтотрансе», 1960 г.

Седельный тягач ЗИС-120 был поставлен на серийное производство в 1955 году. Он представлял собой шасси автомобиля-самосвала ЗИС-585, оборудованное седельно-сцепным устройством, дополнительными бензиновыми баками и выведенным вперед глушителем.

Для использования в Вооруженных силах в 1954-1959 годах на Московском автозаводе выпускался еще один тип седельного тягача — ЗИС-121, который базировался на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151 и в основном предназначался для буксировки ракетных систем по бездорожью. Эти ранние седельные тягачи оборудовались форсированными двигателями ЗИС-150 мощностью 95 л.с.

Седельный тягач ГАЗ-63П с полуприцепом-фургоном ПАЗ-744, 1954-1960 гг.

Пошедшие в производство с 1960 года седельные тягачи ЗИЛ-ММЗ-164АН и ЗИЛММЗ-955Б получили двигатели мощностью 109 л.с. и главные передачи с передаточным числом 6,97. Лонжероны рам этих машин были укорочены, на них устанавливалось по два бензиновых бака емкостью по 150 л. Основным тяговым полуприцепом для них стал одноосный семитонный полуприцеп ММЗ-584Б с металлической платформой.

Седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-955Б, предназначавшийся для работы с самосвальными полуприцепами, дооборудовался шестеренчатым масляным насосом НШ-32Л, коробкой отбора мощности и трехсекционным распределителем, позволяющим управлять открыванием бортов и опрокидыванием платформы полуприцепа-самосвала на боковые стороны.

Седельный тягач КАЗ-120Т, выпускавшийся с 1960 по 1965 годы Кутаисским автомобильным заводом, предназначался для транспортировки полуприцепов-хлопковозов. На нем устанавливался двигатель мощностью 104 л.с. и главная передача с передаточным отношением 9,28.

Седельный тягач МАЗ-200М с двумя полуприцепами-платформами МАЗ-5215, 1958-1960 гг.

На базе трехосного автомобиля-вездехода ЗИЛ-157 в 1959-1970 годах также выпускался седельный тягач ЗИЛ-157КВ. Эти машины использовались в основном в Советской армии. Они могли буксировать полуприцепы общим весом 6250 кг по всем видам дорог и бездорожью. Практически все тягачи ЗИЛ-157КВ оборудовались передними лебедками, экранированным электрооборудованием и светомаскировкой. Седельные тягачи ЗИЛ-157КВ также использовались для буксировки полуприцепов-ракетовозов, но затем из армии попадали в народное хозяйство.

На Горьковском автомобильном заводе имени Молотова в 1954 году был начат выпуск легких седельных тягачей ГАЗ-51П и ГАЗ-63П для работы с полуприцепами общим весом до 6000 кг. В отличии от стандартных ГАЗ-51 и ГАЗ-63, седельные тягачи на их базе отличались: укороченной рамой, установкой двухшарнирного качающегося седельно-сцепного устройства и дополнительным бензиновым баком емкостью 105 литров.

Седельный тягач ГАЗ-63П, в отличие от базового автомобиля, имел не односкатные задние колеса, а двускатные, и в основном использовался для буксировки полуприцепов-хлопковозов ГАЗ-707, поэтому на нем монтировался масляный насос. Для повышения динамических качеств автопоездов, буксируемых автомобилями-тягачами горьковского автозавода, передаточное число главной передачи увеличивалось до 7,6. Седельный тягач ГАЗ-51П в основном буксировал полуприцепы-фургоны ПАЗ-744 с цельнометаллическим двухдверным кузовом грузоподъемностью 4000 кг, до 1960 года выпускавшиеся Павловским автобусным заводом. Очень много седельных тягачей ГАЗ-51П работали и с полуприцепами, построенными в автохозяйствах. С 1958 года седельные тягачи ГАЗ-51П и ГАЗ-63П получили гидровакуумные усилители в приводе тормозов.

Седельный тягач МАЗ-200, 1956-1965 гг.

В период с 1946 по 1960 годы в СССР седельные тягачи начинают получать широкое распространение и становятся совершенно обычными транспортными единицами. Если в 1950 году количество изготовленных полуприцепов еще исчислялось десятками, то в 1960 количество построенных полуприцепов превысило 64 500 штук. Возникли новые заводы, переоборудовавшие стандартные грузовые автомобили в седельные тягачи и выпускавшие грузовые и специализированные автоприцепы. Помимо этого, ряд предприятий, не относящихся к автомобильной промышленности, развернул выпуск панелевозов, муковозов, цементовозов и других специализированных автоприцепов.

Семилетним планом развития Народного хозяйства предусматривалась еще большая доля седельных автопоездов в общем парке грузовых автомобилей. В эти годы заводы начнут выпуск новых седельных тягачей УАЗ-452П, ЗИЛ-130В1, МАЗ-504 и первенцем среди них станет первый советский бескапотный седельный тягач КАЗ-606 Колхида.

www.autotruck-press.ru

Седельно-сцепное устройство ЗИЛ-130

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобили ЗИЛ

Седельно-сцепное устройство ЗИЛ-130

Седельный тягач оборудован седельно-сцепным устройством с двумя осями наклона (в продольной и поперечной плоскостях). Поперечный наклон седла составляет 6° в каждую сторону при снятых ограничителях.

На седельном сцепном устройстве установлены ограничители бокового наклона седла. Меняя их установку, можно получить два положения седла с углами наклона 0 и ±3°.

Седельный тягач ЗИЛ-130В1 предназначен для работы на дорогах с асфальтобетонным покрытием; поэтому при работе тягача «с полуприцепом ограничители надо устанавливать в среднее положение, соответствующее боковому наклону седла на угол 3° в каждую сторону. Для движения тягача без полуприцепа ограничители должны быть установлены в крайнее положение, ближе к оси седла, исключающее боковой наклон седла.

Перед сцепкой следует убедиться в исправности седельно-сцеп-ного устройства, шкворня и их крепления; затормозить полуприцеп стояночным тормозом; расположить переднюю часть полуприцепа по высоте таким образом, чтобы при сцепке передняя кромка опорного листа попала на салазки или на седло.

Соединительный шланг и провода должны быть закреплены с помощью оттяжной пружины на крючке переднего борта полуприцепа, чтобы не мешать сцепке.

Сцепку нужно осуществлять следующим образом.1. Выдвинуть назад ограничители бокового наклона седла и застопорить их болтами.2. Повернуть в сторону предохранитель.3. Перевести рычаг управления расцепкой в крайнее переднее положение, фиксируемое защелкой 24 запорного кулака. Если после расцепки захваты остались раскрытыми и удерживаются в этом положении кулачком, то перемещать рычаг вперед необязательно.4. Подать тягач задним ходом на малой скорости так, чтобы шкворень полуприцепа попал между скошенными концами седла и произошла сцепка. Убедиться в том, что рычаг 19 занял крайнее заднее положение, шток кулака не выступает за передний торец и предохранитель 6 саморасцепки опущен.5. Поднять катки опорного устройства полуприцепа вверх.6. Открыв защитные крышки головок пневматических систем тягача и полуприцепа, соединить головки.

Рис. 1. Седельно-сцепное устройство: a — вид сбоку; б — вид снизу; 1 — стремянка; 2 — распорка; 3 — подставка седла; 4 — кронштейн крепления седельно-сцепногоустройства; 5 и 16 — масленки; 6 — предохранитель саморасцепки; 7 — седло; 8 — оттяжная пружина; 9 — склизы; 10 — балансир; 11 — ограничитель бокового наклона седла; 12 — кронштейн седла; 13 — ось захвата; 14 — захваты; 15 — втулка; 17 — ось балансира; 18 — клин; 19 — рычаг управления расцепкой; 20 — запорный кулак; 21 — направляющий палец кулака; 22 — пружина запорного кулака; 23 — ось защелки; 24 — защелки запорного кулака; 25 — штифт захвата; 26 — пру. жина защелки

7. Открыть разобщительные краны пневматических систем тягача и полуприцепа, поставив их рукоятки вдоль корпуса.8. Вставить вилки электропроводов полуприцепа в штепсельные розетки тягача.9. Опустить стояночный тормоз полуприцепа.

Расцепку автомобиля-тягача с полуприцепом необходимо осуществлять в следующем порядке.1. Затормозить полуприцеп стояночным тормозом.2. Опустить катки опорного устройства полуприцепа до упора их в поверхность дороги. Если между поверхностью дороги и катками остался зазор, то подложить любые подкладки.3. Закрыть разобщительные краны на тягаче и полуприцепе, поставив их рукоятки поперек корпуса крана; разъединить соединительные головки и закрыть защитные крышки головок.4. Вынуть вилки электропроводов полуприцепа из розеток.5. Убедиться, что подвешенные с помощью пружины на крючок переднего борта полуприцепа концы соединительного шланга и проводов не мешают расцепке.6. Отвести в сторону предохранитель.7. Переместить в крайнее переднее положение рычаг управления расцепкой.8. Включить первую передачу и плавно подать тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом.

Читать далее: Эксплуатация автомобиля пуск и останов двигателя ЗИЛ-130

Категория: - Автомобили ЗИЛ

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

ЗИЛ-131 НВ седельный тягач Седельные тягачи Конверсионная техника с хранения: ЗИЛ-131 НВ седельный тягач| - продажа | Седельные тягачи | купить

Автомобиль ЗИЛ-131 НВ, изготовляемый на базе автомобиля ЗИЛ-131Н, представляет собой седельный тягач, предназначенный для буксирования специальных полуприцепов.Основные отличия седельного тягача ЗИЛ-131 НВ от автомобиля ЗИЛ-131Н заключаются в следующем.1. Седельный тягач имеет укороченную раму и седельно – сцепное устройство, служащее для шарнирного соединения тягача с полуприцепом.,2. В средней части рамы впереди седельного устройства находится инструментальный ящик, имеющий два отделения. На свободных участках рамы между лонжеронами имеются брызговики, предохраняющие седельное устройство и днище полуприцепа от забрызгивания грязью. Над колесами задней тележки установлены крылья, а над топливными баками — защитные щитки.3. Держатель запасного колеса служит для установки запасного колеса тягача и одного запасного колеса полуприцепа.Держатель расположен за кабиной в вертикальном положении и имеет два гнезда: правое (по ходу) гнездо предназначено для запасного колеса тягача, а левое — для запасного колеса полуприцепа (завод устанавливает только одно запасное колесо — для тягача; запасное колесо для полуприцепа устанавливает потребитель).Держатель снабжен устройством, облегчающим подъем и закрепление запасных колес. Оба гнезда держателя рассчитаны на шины размером 12,00—20.4. Сцепное устройство на тягачах не установлено, взамен него на задней поперечине рамы устанавливается жесткая буксирная петля.5. Штепсельная розетка для присоединения электропроводов прицепа и соединительная головка для шлангов тормозной системы прицепа расположены на передней стенке подставы седельного устройства.6. Гнездо для крепления лопаты на тягаче находится на брызговике крыла задних колес.Седельный тягач предназначен для движения по дорогам всех видов и бездорожью с нагрузкой на седельно – сцепное устоойство не более 37 кН, полная масса полуприцепа с грузом составляет не более 7500 кг.Примечание. Если движение в течение всего рейса происходит по улучшенным грунтовым дорогам (без объездов по грунту), полная масса полуприцепа может быть увеличена до 10 т при нагрузке на седельно – сцепное устройство 40 кН (4 тс). Давление в шинах в этом случае должно быть равно 340 кПа (3,4 кгс/см2}.Если движение в течение всего рейса происходит исключительно по дорогам с твердым покрытием хорошего состояния (кроме дорог с булыжным покрытием), то полную массу полуприцепа можно увеличить до 12 т при нагрузке, на седельно – сцепНое устройство 50 кН, давление в шинах должно быть равно 420 кПа (4,2 кгс.см2).На дорогах с выбитым твердым покрытием и на дорогах с булыжным покрытием полная масса полуприцепа должна быть 7500 кг.Седельное – сцепное устройство (рис. 103) установлено на подставе 3, лежащей на двух деревянных брусьях 2, и закреплено на раме автомобиля четырьмя стремянками. На подставе закреплены два кронштейна 4, в которых балансир 10 имеет свободное вращение, обеспечивающее продольный наклон седла. Отверстия в кронштейнах для шипов балансира с внешней стороны закрыты заглушками; шипы балансира смазывают через масленки 11. В центре балансира на оси 18 закреплено седло 7, состоящее из опорной плиты и приваренного к ней кронштейна 13, на которых с обеих сторон установлены регулируемые ограничители 12 бокового наклона седла. Меняя установку ограничителей, можно получить два положения наклона седла — с углами 0 и 3°. При снятых ограничителях обеспечивается поперечный наклон седла 6° в каждую сторону. Ось балансира смазывают через масленку 5.При движении по дорогам с твердым покрытием ограничители надо устанавливать в положение, соответствующее боковому наклону седла на угол 3° в каждую сторону (ограничители раздвинуты).При движении по грунтовым и смешанным дорогам ограничители должны быть сняты с седла и уложены в инструментальный ящик тягача.При длительном движении тягача без полуприцепа ограничители должны быть выдвинуты до упора так, чтобы седло не имело бокового качания.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОсновные ДанныеРаспределение нагрузки от массы снаряженного тягача на дорогу, кН (кгс) без лебедки:Масса снаряженного тягача, кг:− без лебедки − 5955;− с лебедкой − 6195;− через передний мост − 28,1 (2810)− через заднюю тележку − 31,45 (3145)То же е лебедкой:− через передний мост − 30,65 (3065);− через заднюю тележку − 31,30 (3130)Размеры, ммУгол заднего свеса автомобиля, град. − 62Длина:− без лебедки − 6480;− с лебедкой − 6620.Ширина − 2420;Высота по кабине (без груза) − 2510Максимальная скорость при движении по горизонтальному участку с усовершенствованным покрытием, км/ч:− с полуприцепом полной массой 7 500 кг, км/ч − 75;− с полуприцепом полной массой 12 000 кг − 70.Наибольший подъем, преодолеваемый автомобилем (с полуприцепом полной массой 7 500 кг), град. − 20Контрольный расход топлива на 100 км пути с полуприцепом полной массой 7 500 кг, град. − 46,7Движение тягача с полуприцепом с выключенным боковым качанием седла по всем видам дорог, включая дороги с твердым покрытием, не разрешается.Под действием пружины 8 седло в свободном состоянии опирается на склизы 9; В кронштейне 13 седла расположен сцепной механизм, обеспечивающий соединение со шкворнем полуприцепа. Сцепной механизм состоит из двух захватов 15, установленных на осях 14, смазываемых через масленку 17, запорного кулака 21 со штоком, пружины 23, защелки 25 с осью 24 и пружиной .27, предохранителя 6 саморасцепки и рычага 20.Запорный кулак 21 имеет два положения: заднее — замок закрыт, переднее—замок открыт. В переднее положениецепкой и фиксируется- в этом положении защелкой 25. При сцепке шкворень полуприцепа раздвигает захваты; штифт 26, поворачивая защелку на оси 24, освобождает запорный кулак, который под действием пружины 23 возвращается назад и запирает захваты. Для предохранения от саморасцепки имеется предохранитель 6, пре: пятствующий перемещению запорного кулака в переднее положение.При перемещении запорного кулака в переднее положение предохранитель саморасцепки необходимо поднять, повернув его на оси.Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельное устройство и его крепление исправны, плиты седельного устройства и склизы салазок не загрязнены и на них нет посторонних предметов. Ограничители 12 должны быть сняты или установлены в крайнее положение от центра седла, чтобы была возможность бокового качания седла. Полуприцеп должен быть надежно заторможен стояночным тормозом, расположенным на полуприцепе, и установлен на опорном устройстве так, чтобы высота расположения накатной плиты полуприцепа была ниже высоты расположения плиты седельного устройства тягача, но не ниже нижней кромки склизов. Соединительный шланг и электропровода должны быть подвешены на переднюю часть полуприцепа и не мешать сцепке.Сцепку надо проводить в следующем порядке.1. Отведя в сторону предохранитель саморасцепки на седле, поставить рычаг управления расцепкой в переднее крайнее положение.2. Подать тягач задним ходом е малой скоростью так, чтобы шкворень полуприцепа был направлен между склизами и вошел в замок седельного устройства до упора; при этом сцепка должна произойти автоматически, т. е. рычаг управления расцепкой должен автоматически занять заднее крайнее положение.3.Затормозить тягач стояночным тормозом.4. Убедиться, что рычаг управления сцепкой находится в заднем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки — в рабочем положении.5. Поднять опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение, надежно закрепить его.6.Открыть защитную крышку головки пневматической системы, соединить шланг; электропровода соединить со штепсельной розеткой.7. Отпустить стояночный тормоз полуприцепа.Расцепку проводить следующим образом.1. Затормозить полуприцеп стояночным тормозом.2. Опустить опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги.3. Вынуть вилку электропроводов полуприцепа из штепсельной розетки тягача и отсоединить шланг пневматической системы от соединительной головки, закрыть крышку.4. Подвесить концы соединительного шланга и электропроводов на полуприцеп и проверить, чтобы они не мешали расцепке.5. Отведя в сторону предохранитель саморасцепки, перевести рычаг управления расцепкой в переднее крайнее положение.6. Включить первую передачу коробки передач и на малой скорости подать тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом. Расцепка должна произойти автоматически.ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СЕДЕЛЬНОГО ТЯГАЧА1. На протяжении первой 1000 Км не следует двигаться со скоростью свыше 50 км/ч как с полуприцепом, так и без него. В этот период надо двигаться преимущественно по дорогам с твердым покрытием, избегая движения по грунтовым дорогам и бездорожью.2. Седельное устройство смазывают в соответствии с картой смазывания через пресс-масленку.Трущуюся поверхность седла перед сцепкой необходимо очистить от старого загрязненного смазочного материала и смазать тонким слоем пластичного смазочного материала.3. Перед каждым выездом тягача необходимо проверить:а) исправность тормозной системы тягача и полуприцепа;б) надежность крепления седельно – сцепного устройства на раме тягача; перемещение седельного устройства вдоль оси (рамы не допускается; не допускаются повреждения деревянных брусьев между седельным устройством и рамой;в) надежность закрепления запасных колес тягача и полуприцепа.4. При эксплуатации автомобиля с полуприцепом общей массой 10 или 12т нельзя снижать давление в шинах.5. Тягач с полуприцепом имеет большие размеры и значительную массу, поэтому при движении необходимо соблюдать особую осторожность, не превышать допустимую скорость. Управление тягачом, а также сцепка и расцепка требуют от водителя специальных навыков.6. Продолжительный срок службы тягача может быть обеспечен только при внимательном и регулярном уходе и соблюдении всех указаний настоящего руководства.7. Для соединений тягача с полуприцепом сцепной шкворень полуприцепа должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 12017—81.8. Сцепку и расцепку необходимо проводить только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. При этом продольные оси тягача и полуприцепа по возможности должны располагаться на одной прямой.Полуприцепы, предназначенные для буксирования тягачом ЗИЛ-131НВ, должны быть оборудованы тормозами с пневматическим приводом, выполненными по однопроводной схеме в соответствии с ГОСТ 4364—81. Полуприцепы также должны быть оборудованы стояночным тормозом.Седельный тягач ЗЙЛ-131НВ не должен использоваться для буксирования полуприцепов общего назначения (фургонов, платформ и т. д.), имеющих низкое расположение опорной плиты. Конструкция полуприцепов, предназначенных для буксирования тягачом ЗИЛ-131НВ, должна соответствовать некоторым его особенностям: значительной высоте плиты, большому заднему свесу рамы, отсутствию сдвоенных колес и т. д.Рис. 103. Седельно-сцепное устройство:−I − вид сбоку;−II − вид седла снизу;−1 − стре-мянка;−2 − деревянный брус;−3 − подстава седла;−4 − кронштейн крепления седельного устройства;−5 и 11 − масленка;−6 − предохранитель саморасцепки;−7 − седло;−8 − оттяжная пружина;−9 − склиз;−10 − балансир;−12 − ограничитель бокового наклона седла;−13 − кронштейн седла;−14 − ось захвата;−15 − захват;−16 − масленка плиты;−17 − масленка захватов;−18 − ось балансира;−19 − клин;−20 − рычаг управления расцепкой;−21 − запорный кулак;−22 − направляющий палец кулака;−23 − пружина запорного кулака;−24 − ось защелки;−25 − защелка запорного кулака;−26 − штифт захвата;−27 − пружина защелки

aralex.ru

hicarus.ru

: . ( , .) , - , ([email protected]).
  • 6443 - 1993 - ...
  • |
  • 4331 - 4331, 1993 -
  • 1987 441510 - . ...
  • 5417 1989 11.0 , 101 ...
  • 541730 Avito
  • 13305 - 133 , 1999 ...
  • - 13305, 2001 -
  • Truck Auto - , ...
  • -120 -150 ...
  • u2013 5444
  • 13305 , , , ...
  • 2000 5301 - . ...
  • 130 1988 6.0 ...
  • 441510 Zalog24 .com ...
  • -6446 3 (T17.0EX) 6x6 -
  • 13305 - 13305, 1999 - ...
  • 131 - 131...
  • u2014 - , ...
  • -133-05 | CCCP
  • : -
  • 260 B 1991 - ...
  • - 13
  • 5301 (2001) - - - Wroom.ru
  • 54100 ...
  • -131 - 131, 1983...
:

Зил 130 - Седельное сцепное устройство

Седельный тягач оборудован седельным сцепным устройством

( рис. 76) с двумя осями наклона (в продольной и поперечной плоскостях). Поперечный наклон седла составляет 6° в каждую сторону при снятых ограничителях.

На седельном сцепном устройстве установлены ограничители бокового наклона седла. Меняя их установку, можно получить два положения седла с углами наклона 0 и ±3°.

Седельный тягач ЗИЛ-130В1 предназначен для работы на дорогах с асфальтобетонным покрытием; поэтому при работе тягача с прицепом ограничители надо установить в среднее положение, соответствующее боковому наклону седла на угол 3° в каждую сторону.

Для движения тягача без полуприцепа ограничители должны быть установлены в крайнее положение ближе к оси седла, исключающее боковой наклон седла.

Перед сцепкой следует убедиться в исправности седельного сцепного устройства, шкворня и их крепления; затормозить полуприцеп стояночным тормозом; расположить переднюю часть полуприцепа по высоте таким образом, чтобы при сцепке передняя кромка опорного листа попала на салазки или на седло.

Соединительный шланг и провода должны быть подведены с помощью оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы не мешать сцепке.

Сцепку нужно осуществлять следующим образом:

1. Выдвинуть назад ограничители 11 бокового наклона седла и застопорить их болтами.

2. Повернуть в сторону предохранитель 6.

3. Перевести рычаг 19 управления расцепкой в крайнее переднее положение, фиксируемое защелкой 24 запорного кулака. Если после расцепки захваты остались раскрытыми и удерживаются в этом положении кулачком, то перемещать рычаг вперед необязательно.

4. Подать тягач задним ходом на малой скорости так, чтобы шкворень полуприцепа попал между скошенными концами седла и произошла сцепка. Убедиться в том, что рычаг 19 занял крайнее заднее положение, шток кулака не выступает за передний торец и предохранитель б саморасцепки опущен.

5. Поднять катки опорного устройства полуприцепа вверх.

6. Открыв защитные крышки головок пневматических систем тягача и полуприцепа, соединить головки.

7. Открыть разобщительные краны пневматических систем тягача и полуприцепа, поставив их рукоятки вдоль корпуса.

8. Вставить вилки электропроводов полуприцепа в штепсельные розетки тягача.

9. Отпустить стояночный тормоз полуприцепа.

Расцепку автомобиля-тягача с полуприцепом необходимо осуществлять в следующем порядке:

1. Затормозить полуприцеп стояночным тормозом.

2. Опустить катки опорного устройства полуприцепа до упора их в поверхность дороги. Если между поверхностью дороги и катками остался зазор, то подложить любые подкладки.

3. Закрыть разобщительные краны на тягаче и полуприцепе, поставив их рукоятки поперек корпуса крана, разъединить соединительные головки и закрыть защитные крышки головок.

4. Вынуть вилки электропроводов полуприцепа из розеток.

5. Убедиться, что подвешенные с помощью пружины на крючок переднего борта полуприцепа концы соединительного, шланга и проводов не мешают расцепке.

6. Отвести в сторону предохранитель 6.

7. Переместить в крайнее переднее положение рычаг 19 управления расцепкой.

8. Включить первую передачу и плавно подать тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом.

Иллюстрации к разделуРис. 76. Седельное сцепное устройство

а - вид сбоку; b - вид снизу; 1- стремянка

2- распорка; 3- подставка седла; 4 - кронштейн крепления седельно-сцепного устройства; 5, 16 - масленки; в - предохранитель от саморасцепки; 7 - седло; 8 - оттяжная пружина; 9 - склизы; 10- балансир; 11 - ограничитель бокового наклона седла; 12 - кронштейн седла; 13 - ось захвата; 14 - захваты; 15- втулка; 17 - ось балансира;18 - клин; 19 - рычаг управления расцепкой; 20 - запорный кулак; 21 - направляющий палец кулака; 22 - пружина запорного кулака; 23 - ось защелки; 24 -защелки запорного кулака; 25 - штифт захвата; 26 - пружина защелки

Задать вопрос на форуме

interdalnoboy.com


Смотрите также