Шнекороторный вездеход ЗИЛ-4904. Зил шнекороторный


ТЕХНОСТАРИНА: severok1979

Снегоборьба в истории и повседневной жизни Норильска и НПРа является, без преувеличения, жизненно важной сферой деятельности.Увы, долгое время основным средством снегоборьбы и снегоочистки были заключенные с лопатами. Но прогресс не стоял на месте и в Норильске появились механизированные технические средства снегоочистки. Железнодорожные путеочистители и знаменитые щиты Потапова заслуживают отдельного рассказа, обычные трактора с отвалами (раздвигами) особо не интересны, а сейчас хотелось бы поговорить о снегоочитителях на автомобильном шасси, в разное время трудившихся в Норильске.

Начнём с известного фото 1950ых гг.Механизированная уборка снега превратилась в настоящее техношоу для маленьких норильчанЭто снегопогрузчик 2С-3, выпускавшийся базе агрегатов автомобиля ЗИС-150 и предназначенный для погрузки снега в кузовы автомобилей. Погрузчик может быть также использован для погрузки других сыпучих грузов (угля, торфа и т. п.). Народное прозвище - "сталинские руки"Из техописания:Двигатель, сцепление и коробка передач установлены в задней части погрузчика. Передний мост погрузчика ведущий. Он представляет собой задний мост автомобиля ЗИС-150, в главной передаче которого для изменения направления вращения колес поперечный вал и коробка диференциала повернуты на 180 градусов относительно оси ведущей шестерни. Задний мост погрузчика управляемый.На центральной поперечной оси погрузчика установлены лопата 4 (фиг. 756) погрузчика и стрела скребкового транспортера 2, подъем которых производится гидравлическими подъемниками. На лопате 4 смонтированы две загребающие лопатки 1, которые попеременно делают загребающие движения, подавая погружаемый материал на ленту транспортера. Перемещение лопаток 1 осуществляется дисками 3.Ещё фото снегопогрузчика 2С-3Однако те модели снегоочистителей, которые вполне годились для коммунальных служб городов "на материке", для условий Крайнего Севера оказались непригодны.Итак, на сцену выходят шнеко-роторные снегоочистители, установленные на шасси полноприводных грузовых автомобилей. О трёх из них я сейчас постараюсь рассказать.

Работающий снегоочиститель возле железнодорожного вокзала г. НорильскаЭто шнеко-роторный снегоочиститель Д-262 предназначается для очистки от снега взлетно-посадочных полос, дорожек и подъездных путей аэродромов, смонтирован на шасси автомобиля ЗиС-151 (без двигателя).Из техописания:Одним из основных преимуществ этой машины было применение шасси полноприводного автомобиля ЗИС-151 (6х6), позволявшего развивать тяговое усилие, необходимое для внедрения рабочего органа в слежавшийся снег. Однако главное отличие от роторных снегоочистителей, изготовлявшихся ранее, состояло в том, что привод ходовой части и рабочего органа выполнялся от одного двигателя, установленного за кабиной водителя (штатный мотор автомобиля демонтировался). Отбор мощности на ведущие колеса от 150-сильного дизеля 2Д-6, а также бесступенчатое изменение скорости перемещения были достигнуты путем ввода в трансмиссию специальной регулируемой турбомуфты.

Схема и фото Д-262

А теперь моё любимейшее фото с двумя(!) типами снегоочистителей разом!Размер фото заставляет меня просто рыдать:(Головным идёт шнеко-роторный снегоочиститель Д-450 предназначенный для очистки от снега взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и подъездных путей аэродромов. Смонтирован на шасси автомобиля повышенной проходимости МАЗ-502. Специальное оборудование включает: рабочий орган, состоящий из корпуса, трех шнеков и ротора; подвеску рабочего органа; трансмиссию привода шнеков и ротора; рычаги управления. Силовым агрегатом для привода шнеко-роторной группы является двигатель 2Д-12 мощностью 300 л.с. Корпус рабочей части при помощи подвесной толкающей рамы соединен с шасси автомобиля. Установка рабочей части в транспортное и рабочее положения, а также поворот кожуха ротора производится при помощи гидравлической системы. Передвижение снегоочистителя осуществляется от основного двигателя автомобиля ЯАЗ-204В мощностью 130 л.с.Кусочек описания и несколько картинок из технической литературы:Мощный автомобильный шнекороторный снегоочиститель Д-450, смонтированный на шасси автомобиля МАЗ-502, показан на рис. 198. При движении снегоочистителя вперед снег, попадающий в корпус рабочих органов, захватывается тремя шнеками, которые подают его в расположенный сзади них ротор.Рис. 198. Шнекороторный снегоочистительа - конструктивная схема; б - схема рабочего органа снегоочистителяПоворотом направляющего патрубка относительно вертикальной оси можно изменять направление отбрасывания снега вправо или влево. Рабочее оборудование приводится в движение от специального двигателя 2-Д12 ГОМ мощностью 300 л. е., установленного в кузове машины. Редуктор привода рабочего оборудования укреплен на корпусе последнего и карданным валом связан с фланцем звездочки цепной передачи привода шнеков.

Действующий экземпляр снегоочистителя Д-450 бережно сохраняется в одном из прибалтийских автомузеев

Теперь об идущем вслед за Д-450 флагмане и символе снегоочистки, шнеко-роторном Д-902 на шасси Урал-375.Его характеристики впечатляют:Д-902 построен по двухмоторной схеме: привод механизма передвижения осуществляется от двигателя базового автомобиля (180 л.с.), а привод оборудования - от дополнительного двигателя (400 л.с.), установленного за кабиной. Трансмиссия привода рабочего органа состоит из цилиндрического редуктора, соединённого с двигателем посредством пневмошинной муфты, системы карданных валов и раздаточного редуктора, от которого крутящий момент передаётся непосредственно ротору и через систему цепных передач - шнековому питателю. В трансмиссию ходовой части встроен ходоуменьшитель, позволяющий получить набор рабочих скоростей передвижения в диапазоне 0,334-6,74 км/ч.

В детстве неоднократно приходилось наблюдать их за работой, как правило, в связке с загружаемым КАМАЗом или Магирусом. Особой удачей считалось увидеть Д-902 работающим в режиме не снегопогрузчика, а снегоотбрасывателя - зрелище для ребёнка незабываемое. Увы, соответствующего норильского фото не нашлось, но выручил Интернет, подбросив свежее фото полностью аутентичного Д-902 в знакомом по Норильску тёмнооранжевом окрасе!

Конечно, были ещё модели шнеко-роторных снегочистителей на шасси МАЗ-200, ЗиЛ-157, ЗиЛ-131 и других, но их норильских фото у меня нет, потому пришлось обойти эти модели вынужденным молчанием:(

severok1979.livejournal.com

Пришла зима - отворяй ворота!: diecast_43

Кто как, а я помню этих чудищ. Во времена далёкого теперь детства, когда солнце было ярче, щи кислее, а зимы холодные и снежные, нет-нет, да и встретится такой снегоуборщик. Злые языки утверждают, что в городах они либо вообще не использовались, либо использовались крайне ограниченно. У меня рядом с домом был бульвар, даже два - Коптевский и Матроса Железняка, - оба зимой просматривались от одного конца до другого и снегоуборочная техника была видна из далека. И если появлялся шнекороторный снегоуборщик, то к нему со всех дворов высыпала детвора, словно парад показывали. Конечно мы тогда не знали названия агрегата, но производимые им действие завораживало. Смельчаки бросались в снег на обочинах и их засыпало грязным перемолотым снегом с дороги. Но радости!Из всего вышесказанного не трудно заключить, что вопроса брать или не брать шнекороторный снегоуборщик не стояло.

Теперь-то мы знаем, что шнекороторная снегоуборочная машина Д-470 на базе автомобиля ЗиЛ-157Е разработана на Рыбинском заводе дорожных машин в 1958 году. И если кому-то интересно, то можно почитать об этом подробнее. Нас же интересует свежая модель от SSM, появившаяся аккурат с наступлением климатической зимы (по крайней мере для центрально-европейских регионов РФ).Модель вышла в двух расцветках: традиционно-зелёном и сигнально-оранжевом. По законам жанра, надо было бы брать зелёную, советскую, но от зелёных моделей на полках скоро тиной запахнет и лягушки заквакают. Поэтому взял оранжевого представителя немецких коммунальных служб. По крайней мере прототип оранжевой машины, вроде как, родом из Германии.1.

За переход к сложным моделям от бортовых грузовиков выразить благодарность SSM у развёрнутого знамени песочницы. Безусловно, модель интересная и не банальная.2.

3.

Смотрится модель, согласитесь?4.

5.

Снизу тоже всё не плохо. Никаких дефектов или брака. Набил руку дядюшка Ляо на наших грузовиках. Выхлопа не видно, но то вопрос к разработчикам. Хотя странно.6.

Далее всё традиционно: толстый лакокрасочный слой, частично заливающий расшивку, но при этом качественная сборка; незачищенные швы на пластике, которые, впрочем, видны только на крупных фото.7.

Как-то совсем неудачно в этот раз вышло со светотехникой, которая вынесена на крышу кабины: корпуса фар корявые и грубо срезаны с литников, заусенцы торчат.8.

Обсуждался в известном месте вопрос по вентиляционным жалюзи на агрегатном отсеке. На одних модификациях они есть, на других нет. Но совершенно справедливо, что на эти жалюзи не стали бы ставить знак ограничения скорости (я так думаю, что это именно рабочая скорость машины), а нашли бы ровный участок.9.

Маркировки аккуратные. На этом фото особенно хорошо виден толстенный слой краски, заливший расшивку кабины.10.

Ещё раз фары.11.

Подъёмный механизм шнека. Кстати, рабочий. Только шнек не удерживается в поднятом состоянии. Да это и не нужно.12.

"Улитка", через которую происходит выброс снега, также вращается. Деталь пластиковая и собрана из двух частей. На ней особенно заметна некачественная обработка пластика.13.

14.

15.

Такая вот модель в этот раз получилась у костромских.16.

Длинный бокс, как и на автокране АК-75В.17.

Видео с прототипом модели.

Автомобиль: Д-470 на шасси ЗиЛ-157Е 1959г.Модель: Д-470(157Е) оранжевыйПроизводитель: Start Scale Models (SSM)Страна производства: КитайМатериал: смола/пластикНомер по каталогу: SSM1106Субъективное мнение: нетрадиционная модель в традиционном исполнении.Субъективная оценка: 8/10

diecast-43.livejournal.com

Шнекороторный снегоболотоход ЗиЛ-29061 (DiP Models). Фото: diecast_43

Вот и я себе тоже сделал новогодний подарок в виде модели.Модель, конечно, на любителя, интересующегося данными аппаратами. Но выполнена очень достойно и дополняет ЗиЛ-4906, о котором уже был пост ранее.Про историю создания, испытаний и модернизации ЗиЛ-29061 можно почитать здесь.Если кратко, то в СКБ ЗиЛ в 70-х годах помимо колесных вездеходов также проектировались и так называемые шнекоходы. Вместо колес или гусениц для перемещения использовались два винта (шнека), которые позволяли добиться отличной проходимости на снегу, воде и болотистой местности. Но на твердом покрытии такие вездеходы неприменимы.Были разработаны большие шнекоходы массой 7-10 тонн с грузовыми двигателями, для транспортировки которых использовался специальный прицеп, цепляемый к 131-му ЗиЛу. Но дальше одного экземпляра дело не пошло. Его можно увидеть в Военно-техническом музее.А вот малый вездеход ЗиЛ-29061, после доработок, был выпущен в количестве 20 штук и использовался в составе поисково-эвакуационного комплекса для космонавтов «Синяя птица». На шнекоходе были установлены два двигателя от ВАЗ-2103, в салоне – сиденье водителя и пассажира, а также два лежачих места для перевозки космонавтов. Благодаря небольшому весу, шнекоход можно было перевозить без использования прицепа.

Первая чать фото имитирует зимние испытания на холмистой местности.Салон модели хорошо проработан, сделаны и окрашены всякие ящички, огнетушитель и прочая мелочь.Передние "лыжи" у модели, как и у прототипа, выполнены съемными. Фиксируются они на магнитах.На левом борту имеются лопата и топор.У модели много травленых деталей, особенно удались сеточки на фарах.Вторая часть фото - испытания шнекохода на снежной целине.В компании с колесным вездеходом ЗиЛ-4906.Шнековые роторы у модели свободно вращаются.Заключительная часть фото - "в степи".Несмотря на мороз, удалось сделать достаточно много фото.

diecast-43.livejournal.com

Шнекороторный вездеход ЗИЛ-4904

Вездеходы на шнеко-роторном ходу - уникальный экзотический тип внедорожных транспортных средств, разработкой которых занимались очень немногие компании в мире. Шнеки на машинах, заменяющие собой колеса или гусеницы, - это расположенные вдоль кузова машины горизонтальные цилиндры с небольшим конусом спереди и сзади. Наружную поверхность шнеков обвивают винтовые грунтозацепы. При движении шнеки вращаются, а грунтозацепы, как винты по резьбе, «вкручиваются» в то, что находится под машиной: грунт, снег, лед, воду, болото. Поворачивает машина за счет торможения правого или левого шнека, подобно тому, как гусеничный транспорт поворачивает за счет торможения одной из гусениц. Легкие полые или наполненные изнутри полимером (например, пенопластом) шнеки позволяют машине плыть по воде, пересекать такие гиблые места, где застревает или тонет любая колесная и гусеничная техника. Однако так как шнеки изготовлены из твердого материала, обычно из цветных металлов, вездеход на шнеко-роторном ходу абсолютно непригоден для дорог с твердым покрытием. По асфальту, бетону и даже щебню такую машину придется везти на эвакуаторе. Иногда шнеки зовут также архимедовыми винтами или роторами. В Советском Союзе основные работы над шнеко-роторными снегоболотоходами производились в 60-70-е годы. Разработкой таких транспортных средств независимо друг от друга занимались два предприятия. 1. Специальное конструкторское бюро ЗИЛа в Москве, которое возглавлял В.А.Грачев. 2. Конструкторское бюро РАЛСНЕМГ при Политехническом институте в Горьком, во главе которого стоял А.Ф.Николаев. Интересно, что ранее, перед Великой Отечественной войной, Грачев и Николаев работали вместе на ГАЗе над первыми в СССР полноприводными автомобилями. Первые шнеко-ротоные вездеходы оба КБ построили практически одновременно - в 1966-1968 годах. По понятным причинам, Грачев ориентировался на применение силовых агрегатов грузовиков ЗИЛ, а Николаев - на узлы автомобилей ГАЗ. Созданные в РАЛСНЕМГ конструкции оказались востребованными гражданскими ведомствами, отвечавшими за лесное и водное хозяйство страны. Машины СКБ ЗИЛ выполняли военный заказ - их планировали использовать в комплексах поиска спускаемых аппаратов космических кораблей и спутников. По некоторым данным, ими заинтересовался также КГБ для розыска спецсредств, заброшенных в труднодоступные районы страны с принадлежавших иностранным спецслужбам летательных аппаратов.

В "Зиловском" КБ Грачева строили шнеко-роторные вездеходы различных размеров, мощности и грузоподъемности. Среди них были совсем легкие машины с двигателями от легковых автомобилей ЛУАЗ и ВАЗ, средние шнекоходы с мотором ЗИЛ-130, и, наконец, как вершина модельного ряда, огромный ЗИЛ-4904 (он же ПЭУ-3) полной массой 9-10 тонн с двумя силовыми агрегатами ЗИЛ-375 от внедорожного грузовика «Урал».

Постройку опытного образца ЗИЛ-4904, так и оставшегося в единственном экземпляре, завершили к 1 мая 1972 года. Ведущим конструктором выступал А.П. Селезнев, а за разные этапы испытаний отвечали Н.Н. Яковлев и Ю.П. Федин. Для снижения веса, кабина, как, впрочем, у большинства транспортных средств, созданных в СКБ ЗИЛа, изготовлена из стеклопластика, но водонепроницаемый низ корпуса был стальной. Каждый из двигателей агрегатировался с автоматической гидромеханической коробкой передач. Крутящий момент силовые агрегаты передавали через раздаточную коробку на редуктор специальной главной передачи. С двух выходов редуктора момент передавался на правую и левую бортовые передачи, которые вращали каждая свой шнек. Поворот машины осуществляла система, состоящая из рычагов, сухих многодисковых фрикционов со стальными дисками и тормоза главной передачи, действовавшего на один из бортов. Сначала водитель управлял дроссельными заслонками моторов автомобильной педалью акселератора, позднее эту функцию возложили на рукоятку, установленную на рычаге торможения одного из бортов. Тормоза были ленточного типа. Шнеки изготовлены из легкого сплава АМг-61. Двигатели оснащались предпусковым подогревателем, а кузов - системой откачки попавшей внутрь воды. Для перевозки ПЭУ-3 по дорогам с твердым покрытием, специально изготовили трехосный прицеп-эвакуатор на внедорожных шинах. В качестве тягача выступал грузовик ЗИЛ-131.

Одну и ту же машину ЗИЛ-4904 испытывали в двух вариантах - пассажирском и грузовом. В первом случае она носила индекс ПЭУ-3А. за кабиной находился остекленный пассажирский кузов из стеклопластика на 8 человек. В таком виде снегоболотоход проходил летние испытания в июне-августе 1972 года. Второй грузовой вариант марки ПЭУ-3Б вышел на зимние испытания в феврале 1973-го. С машины просто сняли пассажирский модуль, и на его месте освободилась грузовая платформа, которую покрыли тентом. Грузоподъемность снегоболотохода достигала 2-2,5 тонны. Однако он развивал очень небольшую скорость - 10,1 км/ч на воде, 7,3 км/ч на болоте, 4,45 км/ч на сплавнине, 10,5 км/ч на снегу.

Техническая характеристика.

carwheelblog.ru


Смотрите также